Фоллаут 4 рецензия. типичный для Bethesda основной сюжет. Звездные войны наоборот

За почти 15 лет игры производства Bethesda стали эталоном игр с открытым миром — от Morrowind до последней минуты Skyrim. Даже очевидные промахи Oblivion мало значили по сравнению с размахом игры.

От Fallout 4 ожидалось то же самое. Это первое появление игр Bethesda на игровых приставках нового поколения, свободных от ограниченности . В итоге мы получаем массу удовольствия и простор для ещё больших улучшений в будущем посредством модов, первые из которых появятся в 2016 году.

Чтобы понять, что в Fallout 4 сделано правильно, достаточно посмотреть на его предшественника или даже на любую игру от Bethesda. Впервые , на мгновение ослепленный солнечными лучами и одетый в знакомый сине-жёлтый комбинезон, вы чувствуете знакомое ощущение открывающихся возможностей. Вы проверяете карту, идёте минуту, проверяете карту снова и начинаете оценивать её масштаб и сколько времени потребуется на её прохождение. Она огромная, и кто знает, что она скрывает?

Это опьяняющее чувство, возмещающее ощущение от необходимости прохождения обременительной основной сюжетной линии. Fallout 4 обладает некоторыми интересными идеями, но в основном это запутанный беспорядок. Есть шанс, что если вы присоединитесь к более чем одной игровой фракции, вы окажетесь на миссии, где каждый стреляет в каждого — кроме вас. Потому что все они считают, что вы на их стороне, этакий двойной или тройной агент. Даже если вы находитесь в процессе явного предательства одной из группировок. Такое случается в игре неоднократно и каждый раз выглядит глупо.

типичный для Bethesda основной сюжет

Но игры от Bethesda строятся на неожиданностях. На мистике. Вот вы бредёте через ядерную пустошь Содружества (бывший Бостон), когда видите проблеск руин старой церкви посреди туманного утра. Или группу рейдеров с горящими в ночи факелами. Или, казалось бы, нетронутые остатки давно бездействующего завода, наполовину погруженные в реку и испещрённые солнечным светом. Пройти мимо или заглянуть внутрь?

Четвёртая часть Fallout о 1950-х годах не просто фон, но символ. Она расскажет вам истории, если к ним прислушаться. Два скелета, держащихся за руки на кровати с 10-мм пистолетом между ними. Сухие служебные записки, предсмертные письма и отчёты о доходах, собранные вместе, создают динамичное повествование о судьбах людей в начале войны, закулисных тайных сделках и корпоративном шпионаже. стоят за всеми, казалось бы, благими намерениями Vault-Tec.

Например, на изображении выше вы видите закрытый клуб высших правительственных чиновников: все его члены выпили отравленное вино и умерли после первых ядерных ударов. Аудиозапись, найденная в клубе, очень атмосферно рассказывает о том, как это произошло. И таких мест в игре много.

Такие моменты часто намного интереснее, чем основной сюжет. Вы словно играете в пост-апокалиптического археолога, склеивая картину того, кто жил здесь до падения ядерных бомб, в то время как в фоновом режиме напевает Бинг Кросби.

При этом Fallout 4 разнообразен, и он намного больше чем Fallout 3.

Многие восприняли Fallout 3 как Oblivion с огнестрельным оружием. На поверхности у них было много общего, больше, чем с изометрическими РПГ от Interplay. Но Fallout 3 для игр от Bethesda стал довольно радикальным. В игре было около 150 локаций, разделённых пространствами Пустоши. И почти каждое место (кроме метро) существовало по какой-то причине, будь то квест или уникальное снаряжение.

Fallout 4 на самом деле гораздо ближе к Oblivion с оружием — с огромной картой, переполненной иконками, каждая из которых обозначает место, где геймеру можно покопаться. Но лишь примерно половина из них кажутся по-настоящему полезными или особенными, чтобы проявить к ним интерес. Остальные представляют собой повторяющиеся боевые арены и места прославленной пост-апокалиптической спелеологии.

Со временем это превращает исследования в трудовую повинность. Вы натыкаетесь на завод (скажем, водохранилище Посейдон) и должны быстро сделать вывод: стоит ли это потраченного времени? Ответом слишком часто становится «нет».

Игра огромна и наполнена «контентом». Много мест существуют ради существования и атмосферности, чтобы вы пристрелили ещё несколько мутантов и собрали ещё несколько заколок или вскрыли очередной запертый сейф.

Это приводит нас к другой проблеме: отсутствие уникальных трофеев. В игре крайне мало уникальных видов оружия, за почти 100 часов мною было найдено всего 5 экземпляров. Даже боссы, от которых ждёшь наличия уникального оружия или брони, часто дают в награду всякий мусор. Данная проблема решается на самом высоком уровне сложности «Выживание», так как чем выше сложность, тем выше вероятность нахождения редких предметов.

Такая схема была применена, вероятно, чтобы заставить игроков задействовать (создания вещей). Нашли совершенно скучный, стандартный 10-мм пистолет? Теперь весь мусор в игре можно разобрать на компоненты, которые позволят увеличить дальность стрельбы, вместимость магазина и т.д. После оружию можно дать имя и почувствовать его по-настоящему своим!

Однако этот процесс приносит меньшее удовлетворение, чем нахождение уникальных вещей (хотя это дело вкуса). Помните, как здорово было найти винтовку Линкольна в Fallout 3? Это чувство пропало в Fallout 4, ему на замену пришёл поиск «Усиленного 10-мм пистолета с коллиматорным прицелом» или какого-то другого довольно банального предмета, даже на боссах.

Таким образом, в игре множество локаций существует с единственной целью пополнения запасов антирадина и стимуляторов. Как будто в них есть дефицит. Геймерам не составит труда накопить их в количестве 500 штук, даже на уровне «Выживание».

Создание вещей также приводит к тому, что одни и те же оружие и броня используются по много часов подряд. Через 100 часов используется винтовка, настроенная на 6-м часу игры.

Это Fallout 4: множество систем, которые в начале кажутся интересными, но за 100 часов надоедают. Например, Поселения. Это выстраиваемые операционные базы, где можно надеть фартук плотника и строить новые дома, мебель, заборы и т.д. Интересно — поначалу. Час можно потратить на строительство забора вокруг вашего первого дома. Он выглядит устрашающим (видеокарты считают так же и при нахождении рядом с ним частота кадров падает).

Но потом игра заставляет разблокировать два поселения. Потом три. Потом десяток. И с каждым новым геймер всё меньше заинтересован в их внешнем виде. Было бы интереснее иметь только одно поселение, в которое будут вкладываться все усилия. Но нет. Их куча, и каждое периодически атакуют, и от игрока ждут, что он придёт на защиту. Утомительно.

Или можно поговорить о силовой броне. Чтобы дать понять её значимость, Bethesda изменила механизм её работы. Вам больше не нужно носить броню постоянно. Вместо этого она теперь действует почти как средство передвижения, который нужно периодически подзаряжать редким предметом, Fusion Core.

Результат? Броню не носят, поскольку следить за ней слишком хлопотно.

Выбор музыкальных треков остаётся слишком ограниченным для 100 часов. Даже хуже, несколько треков перекочевали сюда из Fallout 3. Будем надеяться, что песня BONGO BONGO BONGO I DON’T WANT TO LEAVE THE CONGO, не успела надоесть вам в Fallout 3, потому что в Fallout 4 вы услышите её ещё миллион раз.

Следует вспомнить и о багах, иначе это была бы игра не от Bethesda.

1) Доступ к силовой броне спереди иногда приводит к попытке персонажа пройти сквозь броню, блокируя все элементы управления и заставляя загружать сохранение. Доступ к терминалам, перед которыми стоят кресла, иногда приводит к тому же результату.

2) В конце игры попытка быстрого перемещения в локацию Ticonderoga приводит к вылету на рабочий стол. Каждый раз.

3) Компаньоны тупы, как пробки. Был один неплохой , если не считать того, что он запрограммирован присесть, когда игрок занят. К сожалению, зачастую он забывает встать, чтобы найти вас. Также компаньоны пытаются ходить сквозь стены, бежать в противоположном направлении, когда вы идёте в лифт, проваливаться сквозь пол, потому что не могут прыгнуть, и т.д.

4) Вы можете уйти от любого разговора. К сожалению, игровые персонажи тоже. Иногда посреди важного разговора персонажи просто поворачиваются и уходят, приходится начинать разговор сначала.

5) Замечено три различных квеста с глючным скриптом. Два из них удалось починить быстрым перемещением подальше от места разговора и обратно, заставляя игру перезапустить триггеры квеста.

6) Игра не запустит даже меню на ноутбуке с видеокартой Nvidia GeForce GTX 970M в полноэкранном режиме на низких настройках, но зато идёт на сочетании средних и высоких настроек в окне без рамок. Можете ознакомиться с .

7) Не совсем ошибка, но меню в этой игре беспорядочное. Иногда кнопка Escape используется для выхода их меню (как в мастерской), в других случаях используется для приостановки игры (тогда для выхода используется Tab). Управление клавиатурой и мышью крайне неидеальные.

Это только основные претензии. Есть бесчисленное множество графических и звуковых глюков, которые также портят впечатление, плюс проблемы с оптимизацией в центре Бостона, которые, кажется, растут, чем выше вы поднимаетесь по зданию. И время загрузки традиционно долгое.

Если Bethesda выпустит патч, который устранит некоторые из наиболее вопиющих ошибок, оценку игры можно будет повысить до 4. Но пока 3 из 5.

Заключение

Долгое время никто не делал игры так, как Bethesda. Появляется расслабленность, когда вы делаете то, что не могут делать другие. Появляются ошибки. Искусственный интеллект становится хуже. Основной сюжет получается неинтересным.

Не то чтобы Fallout 4 плохая игра. Просто другие разработчики научились создавать игры с большим открытым миром, и кто-то делает это даже лучше, чем Bethesda.

Несмотря на изложенные выше жалобы, проведённым в Fallout 4 временем можно наслаждаться. Окружение является главным активом Fallout 4, и пусть Бостон не столь культовый, как Вашингтон или Лас-Вегас, он всё равно важен для мира Fallout.

Однако игра не станет ожидавшимся многими шагом вперёд. Это первая игра Bethesda на приставках нового поколения, а ощущение такое, что сделан шаг назад, словно это всё тот же Oblivion с пушками. Спустя 10 лет многие ошибки прошлого повторились.

Плюсы

  • Атмосферный постапокалиптический мир;
  • Бостон является местом действия ряда сказаний мира Fallout;
  • Отличные эффекты освещения;
  • Сохраняет традиционное для Bethesda желание исследовать мир.

Минусы

  • Слишком много «воды»;
  • Новые системы кажутся непостоянными и убивают темп;
  • Традиционная забагованность игр Bethesda.

Но будем откровенны, все приведённые негативные доводы могут быть сведены к минимуму парой патчей патчей от Bethesda. А мы продолжим исследовать локации и делиться с вами впечатлениями, советами и дополнять наше . Оставайтесь с нами!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

прошло каких-то пять месяцев, но стоит отдать должное компании Bethesda: она, в отличие от других крупных игроков рынка, не особо активно рекламировала свой продукт и не пыталась завалить нас различными видеороликами или тонной ненужной информации. Все было сделано быстро и аккуратно, и вот уже на полках магазинов лежат заветные копии одного из самых ожидаемых проектов этого года. Но сумел ли он оправдать все возложенные на него ожидания? Если коротко - да, а обо всем остальном вы сможете узнать из нашей сегодняшней статьи.

На этот раз основное действие игры разворачивается в американском городе Бостоне и его окрестностях, а главным героем (или героиней) выступает бывший военный, случайно оказавшийся в эпицентре ядерной войны. После небольшого вступления и редактирования внешности персонажа, вас в буквальном смысле накрывает огромной волной сюжетных интриг и неожиданных развязок. Мирная жизнь протагониста и его милой семьи в одночасье превращается в сущий ад, из которого им не удастся выбраться и через двести лет глубокого сна в криогенной камере.



О дальнейших же событиях нам бы не хотелось говорить слишком уж подробно, дабы не испортить вам будущие впечатления от игры. Однако, это нисколечко не мешает нам со всей ответственностью заявить: сценаристы Bethesda поработали на славу, удачно лавируя между пафосными монологами, циничным юмором и драматичными моментами. Хоть главная сюжетная линия в основе своей и предсказуема, а некоторые поступки протагониста не совсем оправданы с точки зрения повествования, ей всё равно удается удержать вас около экрана телевизора на протяжении всего прохождения.

Немалую роль в полном погружении во всё происходящее сыграли и три больших нововведения - новая система диалогов, озвучка главных героев и напарники. Начнем, пожалуй, с первого, а потом разберем остальное. Отныне все разговоры проходят в упрощенной форме, в духе Mass Effect или игр компании Telltale Games. На любую фразу второстепенных героев можно ответить четырьмя основными репликами, которые отражают лишь общий смысл, а не весь ответ. Если у вас по максимуму прокачан навык «харизмы», то рано или поздно в диалогах то тут, то там, начнут проскакивать «золотые» ответы, которые оказывают особое воздействие на ваших собеседников. Например, сможете узнать какую-то очень важную информацию о вашей цели или получить некие бонусы в виде дополнительных денег за выполнение заданий, или тех же ключей от дверей, которые изначально закрыты. Если же нет, то всегда можно найти специальную одежду, улучшающую определенные характеристики.

Вместе с тем, не стоит забывать, что каждое ваше действие имеет какое-то последствие. И самое интересное начинается в тот самый момент, когда в жизнь главного героя неожиданно врываются несколько фракций («Институт», «Братство стали», «Подземка» и «Минитмены») со своими ценностями и взглядами на мироустройство. Если поначалу на каждую из них можно работать по отдельности, то ближе к финалу игра сама вас приведет к серии судьбоносных решений, после которых мир уже не будет прежним. Выбор есть всегда, главное - успеть его сделать или посмотреть, что будет, если вы, например, застрелите одного из главных героев (скажем по секрету: ничего, игра и не подумает останавливаться, просто изменятся цели и исчезнут некоторые задания).



Миссий в игре превеликое множество: основные и второстепенные, связанные с собирательством или классическим «принеси-подай», сложные цепочки из множества мелких заданий, приводящих к одному, порой неожиданному финалу. Через них вы и познакомитесь с новыми локациями, персонажами и, конечно же, местной системой строительства и развития поселений.

Работает она примерно так: вы зачищаете какую-нибудь локацию от нежеланных врагов, а потом на ее месте выстраиваете собственный городок с жителями, домиками и целыми плантациями. В специальной мастерской из любого подобранного мусора можно сделать что-нибудь новенькое: двери, стены, стулья, дома и многое другое. Кроме крова над головой вашим подопечным потребуется еда, электричество, вода и защита от местных мародеров. Для того, чтобы полностью удовлетворить все их потребности, придётся потратить много времени и сил, но оно того стоит, ведь через какое-то время ваши поселенцы смогут вместе с вами ходить в рейды против бандитов или супермутантов.

К слову, о последних и новой системе перестрелок. Разработчики не постеснялись переделать практически все основы и добавить парочку необходимых изменений. Каждое сражение перерастает в напряженную игру в кошки-мышки, а продвинутые враги не дадут вам и минутки для того, чтобы отдышаться. Они постоянно активно перемещаются, используют заграждения и закидывают вас гранатами или коктейлями Молотова. Легендарные и сильные противники с радостью снесут вам за один удар полжизни или оторвут какую-нибудь конечность. Зато на их хладных трупах можно найти какой-нибудь ценный предмет или большую кучку крышек, которую можно спустить у ближайшего торговца. Сами же перестрелки смотрятся и ощущаются гораздо бодрее за счет подкорректированной системы V.A.T.S. и небольших поощрений за меткую стрельбу.



Но всё это невозможно сделать без трех основных вещей - прокачанных навыков в ролевой системе S.P.E.C.I.A.L., крутого оружия и брони. Если с первым каких-то кардинальных изменений не произошло (по сути, произошло обычное объединение навыков, перков и параметров в единое целое... однако, сама основа та же), то вот пушки и силовая броня наконец-то обросли новыми фишками, перками и модификациями, о которых мог бы мечтать любой заядлый конструктор.

Любой ствол можно как-нибудь модернизировать или видоизменять на специальных верстаках, прикрепляя к ним различные рукоятки, магазины, насадки, глушители и многое другое. Особая же броня доступна с самого начала прохождения и обладает собственным интерфейсом и источником питания. Её, как и оружие, можно как-нибудь улучшать или раскрашивать на определенной станции. Хочется перекрасить броню в розовый цвет и поставить на неё дополнительный реактивный ранец? Никаких проблем.



Что касается озвучки и компаньонов, то тут у нас возникли противоречивые ощущения относительно всего происходящего. Главный герой (или героиня) теперь не только активно жестикулирует руками, но и разговаривает настоящим голосом, а это, в свою очередь, помогает лучше понять вашего персонажа и проникнуться его проблемами и переживаниями. С напарниками же дела обстоят чуть хуже: их много, они интересны как личности, но беспросветно тупы с точки зрения искусственного интеллекта. Сражаться вместе с ними против армии рейдеров очень и очень трудно, так как чаще всего они лезут на рожон и откровенно мешают на пути к победе, чем как-то помогают.

Во всем остальном - они прекрасны. С ними интересно разговаривать, слушать комментарии и даже развивать романтические отношения. В любой момент прохождения вы можете оставить одного спутника и переключить всё своё внимание на другого. Каждый из них обладает различными навыками, которые очень сильно пригодятся в бою и для взлома тех же замков. Кроме того, они как-то реагируют на ваши действия, например, могут их не одобрить или наоборот - горячо поддержать.



Когда же дело доходит до графической составляющей Fallout 4, то тут может возникнуть небольшая дилемма. С одной стороны, игра выглядит просто потрясающе, демонстрируя реалистичное освещение, непредсказуемую смену погоды и переполненный различными мелкими деталями мир. С другой, за эту красоту пришлось чем-то пожертвовать и первой в этой неравной схватке пала частота кадров. При этом, выглядит это немного странно: на открытых пространствах игре удаётся выжать из себя стабильные 30 кадров в секунду, но как только вы оказываетесь на улочках города или вступаете в драку с несколькими врагами одновременно, основная планка резко понижается, от чего страдает сам игровой процесс. Более того, из третьей части серии в Fallout 4 перекочевала бедная лицевая анимация и ряд не самых приятных моментов, вроде разделения мира на определённые секции, в которые можно попасть, лишь посмотрев очередной загрузочный экран (в пределах 30-45 секунд), и исчезновение персонажей, когда они пытаются открыть дверь, преграждающую им путь на другой уровень.

Впрочем, на такие огрехи можно через какое-то время спокойно закрыть глаза, ведь компания Bethesda никогда не славилась отлаженным до мельчайших деталей движком и шикарной оптимизацией. Большую часть проблем и багов, как обычно, исправят лишь с выходом новых патчей и обновлений. Хорошо, что на таком фоне отлично смотрится мощное музыкальное сопровождение и новые звуковые эффекты. Они во всех смыслах лучше, чем-то, что вы могли слышать в Fallout 3. Известный композитор Инон Зур сильно постарался, чтобы его композиции одновременно звучали и мелодично и по-своему гнетуще, рождая внутри игроков целый вихрь эмоций при их прослушивании.

И напоследок, как обычно, стоит поговорить о русской локализации, выполненной российской компанией «СофтКлаб». В игре переведены только субтитры и внутренний интерфейс, но сделано это на довольно высоком уровне. Сравнив перевод с оригинальным текстом, можно с уверенностью сказать, что команде локализаторов удалось нормально и без каких-либо серьёзных искажений перевести тонны текста. Для полного счастья не хватает лишь субтитров к голосам, вещающим по радио, но этот небольшой прокол можно и простить, учитывая проделанную работу.

Большая часть базовых составляющих этой огромной игры, представляющей собой смесь RPG и шутера, взята из её великолепных предшественниц, Fallout 3 и New Vegas. Если Fallout 3 сравнивали с TES IV: Oblivion, то новинку при желании можно поставить в один ряд со Skyrim. Fallout 4 основывается на замечательных игровых системах предшественниц: в ней полно локаций, которые можно исследовать, и по-настоящему пугающих монстров, с которыми можно сразиться. Конечно же, не обошлось и без великолепной, чарующей атмосферы постъядерного мира, сочетающей насилие, смерть и общую мрачность с превосходным чёрным юмором. Я успел провести в игре 55 часов и увидел концовку сюжета, но у меня всё равно создалось ощущение, будто я только начинаю исследовать этот не знающий себе равных мир. Рискну предположить, что в Fallout 4 можно провести ещё на сотню часов больше, и всё равно продолжить находить в нём что-то новое и удивительное.

История, которая начинается как банальные поиски пропавшего сына главного героя, развивается, становится чем-то гораздо более комплексным и полным этических вопросов. Как и в Fallout: New Vegas, мы оказываемся втянуты в противостояние между несколькими группировками, борющимися за контроль над регионом, и решаем, к какой именно из их далёких от совершенства философий примкнуть, и какое мировоззрение принять. Всё это порой заставляет нажать на "паузу" и хорошенько обдумать свой потенциальный выбор. Даже для присоединения к весьма сомнительной организации "Институт" можно найти веские причины. А более позднее решение оставить их и пойти своим путём было отнюдь не таким лёгким, как я ожидал. Кроме того, я был чуть ли не шокирован тем, какое сочувствие могут вызывать местные злодеи - даже самого закоренелого убийцу сценаристы сумели сделать личностью со своими мотивами и и остатками человечности.

Окрестности Бостона

В традициях разработчиков из Bethesda Game Studios и их RPG с открытым миром, основная сюжетная линия здесь и близко не такая захватывающая, нежели огромное число побочных заданий с прекрасным сюжетом, с которыми можно столкнуться, слоняясь по руинам вокруг бывшего Бостона, региону, получившему в мире игры название "Содружество". Для меня было затруднительно выполнить даже простейшие задания по путешествию из точки А в точку Б, не свернув по пути хотя бы пару раз в сторону, чем-нибудь заинтересовавшись. Заброшенный офис издателя комиксов? Ну как же можно пройти мимо и не исследовать такое местечко? Знаменитый стадион "Фенуэй Парк"? Надо сходить посмотреть, что там к чему. Разваливающееся здание средней школы, окружённое насаженными на пики головами? Готов поспорить, что внутри можно найти уйму ценных предметов! Исследуя игровой мир и чуть ли не спотыкаясь постоянно об такие интересные открытия, я ощущал себя ребёнком, от которого родители поленились как следует спрятать праздничные сладости.

Тяга к исследованиям вознаграждается, потому что в Fallout 4 наиболее разнообразный мир за всю историю сериала. Здесть есть ветхие городские районы, зловещие леса мёртвых деревьев, жуткие болота, покрытые адской радиоактивной дымкой пустынные области и даже такие почти гостеприимные места, как пляжи или начинающие расцветать фермы. Территория "Содружества" гораздо более насыщена цветами, нежели "Столичная пустошь" из Fallout 3: тут не обошлось без обязательных серых и коричневых пейзажей, но зато небо вовсе не забитое гнетущими тучами, а такое же чистое и голубое, как в New Vegas (если, конечно, на дворе не ночь, дождь не намечается и вокруг не бушует зелёный радиоактивный шторм). Здесь зачастую красиво. Повсюду можно заметить внимание разработчиков к деталям. Fallout 4, конечно, не претендует на звание лидера по графическим технологиям (анимации персонажей так и вовсе откровенно плохи). Но старания авторов проявляются от запутанного интерфейса наручного компьютера Пип-Боя (который ещё и полностью меняется, когда вы надеваете силовую броню) и до аккуратно разложенных и потому способных рассказать страшную или смешную историю скелетов давно погибших персонажей. Ободранные плакаты на стенах и даже капли дождя на вашем визоре (если вы носите таковой) также очень впечатляют.

С места в карьер

Авторы Fallout 4 постарались сразу же как можно сильнее увлечь, зацепить игрока, вероятно, потому, что это очень продолжительное приключение. После короткой экскурсии в такой вроде бы и знакомый, но всё же очень странный мир ближайшего будущего в рамках мифологии Falllout и демонстрации того самого дня массовых бомбёжек в 2077 году мы едва успеваем освоиться в новых условиях постапокалипсиса, как нас хватают за шкирку и делают частью эффектного и динамичного эпизода. Вам дают набор большой приземистой силовой брони и тяжёлое вооружение, после чего отправляют в напряжённый бой с самым культовым из всех монстров вселенной Fallout.

Конечно, нельзя назвать нонсенсом такой подход к играм с очень продолжительной сюжетной линией, когда вам сразу дают ненадолго самые мощные игрушки, к которым можно будет получить доступ в будущем, - это призвано мотивировать. Но в случае с Fallout такой подход ошибочен, потому что одним из самых приятных ощущений в играх этого сериала было понимание, что ты был никем, вышел из ниоткуда, но стал одной из самых влиятельных и опасных фигур в Пустоши. По мере того, как я исследовал мир, недостатки нового подхода беспокоили меня всё меньше и меньше, но осознание того, что броня всегда доступна, делало меня несколько более самоуверенным и наглым, нежели хотелось бы при исследовании суровых и враждебных земель.

Станьте героем

После того, как вернувшиеся в Fallout игроки создают своего персонажа при помощи интуитивно понятного редактора, они сразу же обнаруживают, что привычная концепция с очками умений и особенностями заменена на систему способностей. В одной большой, красивой и прекрасно анимированной таблице с Волт-Боем умещается не только весь уже достигнутый героем прогресс, но и все доступные ему в перспективе способности. Их так много, что приходится даже пролистывать список. Пусть из-за новой прямолинейной системы на каждое повышение уровня и приходится тратить дополнительное время, зато можно увидеть, как ваш вклад в развитие персонажа приводит к мгновенным и заметным последствиям. В результате выбор становится как никогда сложным и интересным: хотите ли вы купить новую способность низкого уровня или улучшить уже имеющуюся? А, может, стоит повысить одну из основных характеристик? Например, "Удачу", что позитивно скажется на целом ряде второстепенных параметров и откроет доступ к новым мощным способностям вроде "Таинственного незнакомца", которые можно будет получить при следующем повышении уровня?

Сложившаяся ролевая система позволяет стать мастером на все руки, она более универсальна в отличие от предыдущих Fallout. Прежде у персонажа хоть могло и не быть совсем уж безнадёжно слабых мест, но всё же у игрока оставалась возможность создавать по-настоящему разных героев, что отражалось на манере прохождения. Однако, прежде чем упрекать Fallout 4 в примитивности, упрощении и однобокости, обратите внимание на новую систему "крафтинга" и развития экипировки, которые избавились от прежних недостатков, став многогранными и интересными.

Барахольщик

Вот как будто мне без этого в Fallolut 4 занятий мало было, так тут ещё и новая система создания предметов даёт мощный стимул подбирать всё, что плохо лежит. Тем более, что делается это как никогда просто: стоит вам посмотреть на контейнер, как тут же появляется всплывающее окно с перечислением всего содержимого. Каждый предмет в игре состоит из определённых компонентов и материалов, причём не составляет труда догадаться, из каких именно: бутылку можно превратить в стекло, настольный вентилятор - в железки и шестерёнки, а клейкая лента просто бесценна. Как-то раз я отчаянно искал карандаши, чтобы извлечь содержащийся в них свинец (по-видимому, во вселенной Fallout человечество так и не сменило его на графит) и использовать его для защиты от радиации. Ненужного хлама тут, как такового, вообще нет, поэтому перед вам всегда встаёт сложный выбор: что взять с собой, а что бросить валяться дальше.

Ценность материалов состоит в возможности применять их для модифицирования и улучшения своей экипировки, вследствие чего каждая найденная вами пушка обладает огромным потенциалом для того, чтобы стать более долговечной и подходящей для самых разных ситуаций. Остановившись у верстака с пистолетом м и нужным набором деталей, вы можете создать как обрез, так и полу-пулемёт, или же и вовсе снайперскую винтовку с длинным стволом для большей точности и большим прикладом для уменьшения отдачи. Немного покорпев над лазерной винтовкой, можно сделать так, чтобы противники буквально загорались, попав под её выстрелы, или же модифицировать это оружие в некое подобие лазерного дробовика, рассчитанного на короткие дистанции. Но мало того, что все внесённые вами изменения влияют на характеристики боевого арсенала, так ещё и внешний вид пушек всякий раз меняется, и это тоже классно. За счёт всего этого в Fallout 4 очень большое разнообразие оружия, доступного вашему герою и его врагам.

Постапокалиптический шик

Схожим образом можно экспериментировать и с доспехами, соединяя вместе шесть разных элементов: шлем, грудную пластину и броню для каждой руки и ноги. Результатом становится собранное воедино, но зачастую асимметричное обмундирование, которое выглядит именно так, как и должно смотреться, учитывая, что оно собрано по кускам в заражённой радиацией Пустоши. Наряд, который мой персонаж носит сейчас, состоит как минимум из одного элемента, соответствующего каждой из основных игровых фракций, выражая одновременно и мою привязанность к этим группировкам, и служа демонстрацией побед над их представителями. Улучшать броню за счёт собранных где попало материалов тоже можно, хотя, к сожалению, её внешний вид за счёт этого не удастся изменить настолько же кардинально, как в случае с оружием.

Впрочем, нельзя сказать, что потенциал системы брони и одежды раскрыт в полной мере: моё сердце пару раз обливалось кровью, когда я находил новый смокинг или маскарадный костюм, но не мог использовать их как основу для обмундирования. Разве что к некоторым комбинезонам разрешают прикреплять нагрудники и защитные щитки на голени, но даже в таких случаях в описании предмета это никак не указывается.

Существует шуточный «Утиный тест»: если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, утка и есть. Не до шуток было хорошей тактической стратегии : она выглядела, как Fallout , рассказывала о событиях вселенной Fallout и на свою голову даже называлась Fallout . Несмотря на это, Fallout она не являлась, за что и оказалась в опале у игрового сообщества. С произошла примерно та же ситуация, что после третьей части выглядит совсем уж странно.

Морозко XXIII века.

Fallout 4 – это финальный реквием по наследию классической изометрической РПГ, так что оставим славное прошлое в прошлом. Перед нами – то развитие серии, каким видит его Bethesda, держащая в руке перо великой летописи. Итак, главного героя превращают в отморозка, на 210 лет помещая в криогенный сон, дабы разбудить в дивном новом мире. Это в 2008 игровом году юный выходец из убежища отправлялся на поиски своего родителя, за семь лет разработки нового проекта сценаристы сумели разродиться куда более интригующей мотивацией: теперь родитель выдвигается на поиски сына. Что ж, покой нам только снится, ведь никто не мешает искать чадо в каждом комоде каждого заброшенного дома.

Skyrim + Borderlands = Fallout 4. Новая глава великой серии сразу определяется с градусом повествования: там, где наши предшественники робко набивали первые шишки на кротокрысах и муравьях, герой Fallout 4 уже расстреливает когтей смерти из минигана. Система VAST осталась на месте, по пути разжившись пунктом критического удара: удачные атаки заполняют специальную шкалу, позволяющую сделать усиленный выстрел, гарантированно попадающий в цель и наносящий дополнительный урон. Игра еще не стала чистокровным шутером, какой была в дополнениях к третьей части, но заметно увеличила дозу стрельбы, что очень неплохо сочетается с любовью Беседки к подземельям. Только вот подземелья, как ни странно, теперь находятся не под землей: Бостон просто под завязку нашпигован всевозможными полуразрушенными зданиями прошлой эпохи. Достаточно странно видеть целехонькие дома спустя 200 лет близ эпицентра атомного взрыва, но факт остается фактом – пустоши теперь и не пустоши вовсе, что не делает их исследование менее затягивающим. Зачистил, распродался и на новый рейд – как ни странно, но эта формула работает. Причем чем дальше, тем больше. Эксперименты с атмосферой мира на этом не закончились. Обычно яркое голубое небо иногда накрывает радиоактивная буря, да и вообще влияние радиации на жизнь героя стало куда более значимым: контакт с излучением так и норовит уменьшить максимальный запас здоровья.

Если злые языки окрестили «Свитками с пушками», то четвертую часть можно считать внебрачным сыном и . С первым родителем все понятно, а вот уши кооперативного шутера-то здесь каким боком? Самым неожиданным: мало того, что оружие монстров генерируется случайным образом, так еще на группу врагов нет-нет, да и найдется легендарный, на остывающем теле которого обнаружится легендарный же предмет. Супермолот в собаке, свинцовая броня в дутне, гранатомет в таракане – бывает всякое. Помимо неплохих характеристик, находка непременно похвастается уникальным бонусом: взрывные или замораживающие пули, прибавка к параметрам S.P.E.C.I.A.L., увеличение урона ночью или в приседе – в общем, магия пришла в непустые пустоши Fallout . Чем больше сложность игры – тем больше встречается легендарных соперников, следовательно, лучше и лут. Касательно сложности вопрос вообще странный: предустановленный средний уровень сродни детской увеселительной прогулке. В контекстных же подсказках авторы советуют его увеличить, и, если последовать их совету, игровой процесс от этого лишь выигрывает. Благо усложнения есть аж три ступени.

Упразднение неупразднимого.

В ту же копилку схожести с Borderlands – отказ от навыков пользования тем или иным оружием. Современный герой – на все руки мастер, и какой бластер, миниган, кольт или карабин ему не подсунь, со всем-то справится на «ура». Конечно, всегда можно разжиться ощутимым бонусом к какому-либо типу огнестрела, за что спасибо местной системе S.P.E.C.I.A.L. Забудьте про навыки и способности – все смешалось воедино в огромное дерево с семью ветвями из 10 перков в каждом. Чем выше основополагающий параметр, тем более высокого уровня перки будут на нем доступны. Зачастую при этом каждый бонус имеет несколько уровней развития, а общий потолок прокачки персонажа отсутствует. Начальное распределение параметров S.P.E.C.I.A.L. при этом не является ограничителем: очко развития, получаемое за уровень, можно потратить на повышение одной из базовых характеристик. Подобное решение пошло игре на пользу.


Никто не навязывает местный крафт и строительство поселений. Эти возможности присутствуют в игре опционально, и необходимость их использования для выполнения заданий встречается крайне редко. Здравый смысл протестует против того, что среди кучи ненужной мебели не наберется и критического минимума полезных для возведения предметов, что делает все это строительство не средством, а целью. Совершенно логично, что на этом фоне не далеко и до многострадального сравнения поделки с Sims. Зато теперь есть оправдание для самых запущенных случаев клептомании: любой хлам разбирается на ресурсы, пригождающиеся для модернизации оружия или одежды. К слову, реализация использования силовой брони – однозначная находка. Конечно, непривычно видеть вожделенные доспехи уже на ранних этапах, но костюм танка теперь воспринимается более аутентично: массивный, неповоротливый, непрошибаемый. И требующий при этом постоянного топлива – ядерных блоков, в изобилии раскиданных по миру. Постоянно носить силовую броню не станешь, но для парадного выхода в свет – самое оно. Прибавить к этому модульную систему одежды и нарисуется существенный плюс к карме Bethesda .

Дерево перков – лучшее решение для современной формы Fallout. Но чем бы игрок себя не баловал, действия его будут постоянно спотыкаться о чудовищную реализацию меню. Что верстак, что мастерская, что Пип-Бой со всеми его бесчисленными вкладками, все они рождены трепать нервы несчастного геймера. Сортировка предметов гардероба и вооружения не терпит никакой критики, но само воплощение ужаса – это окно торговли. Сменить сторону, поменять вкладку сортировки, выбрать, передвинуть – назвать торговлю неудобной будет с нашей стороны неоправданным и незаслуженным эвфемизмом. Зато цензурным.


С чем цензурная лексика не справится, так это с описанием местной диалоговой системы. Пресвятой ядерный реактор, каким образом это отвратительное мракобесие вообще прошло через фокус-группу и всевозможные тесты? Четыре варианта ответа часто оказываются одним, да и о каких вариантах мы вообще говорим, если на экране показываются не реплики диалогов, а богомерзкие сокращения вроде «да», «наверное», «грубое да» и «неуверенное да». Вроде и выбираешь лаконичное «нет», а персонаж начинает нести такую пургу, что становится стыдно не только за него, но и за того творческого деятеля, который ему эту реплику написал. Слово «сарказм», под которым скрывается самая лютая дичь, легко возненавидеть уже на первых порах прохождения. Уж лучше бы диалоговой системы не было вовсе, чем то несостоятельное недоразумение, получившееся в итоге. Понятное дело, что авторы ориентировались на современную консольную реализацию реплик уровня , и прочих "в, но в конечном итоге с задачей абсолютно не справились. Причем тот же , посетивший консоли, никого в свое время не смутил своими диалоговыми окнами – вместо плеяды готовых удачных решений авторы сотворили свое чудовище. Даже жалко, что на фоне убогого местного общения теряется тот факт, что Fallout 4 – первая игра числовой серии с говорящим протагонистом, для озвучивания которого было написано 13000 реплик и потрачено 4 года работы актеров.

Диалоги? Зато увеличилась роль напарников. Они участвуют в беседах и живо реагируют на различные действия игрока, раздражаясь или, напротив, симпатизируя оному. А там и до откровений не далеко: чем симпатичнее выходец из убежища в глазах спутника, тем больше он о себе расскажет. А там, глядишь, и новую линейку квестов выдаст. В большинстве случаев задания линейны и укладываются в формулу «поступить правильно, или не поступать никак». Попытки убить ключевых персонажей тоже заведомо провальны: те лишь встанут, отряхнутся и пойдут дальше по своим ключевым делам. Всю дорогу герой движется по рельсам, и лишь к концу повествования авторы позволили себе намек на разветвленность сродни Fallout 3 или тому же Skyrim : выбери свою сторону незадолго до финальных титров да посмотри концовку, уготовленную специально для этой фракции. Опять-таки, для РПГ-шутера это очень даже неплохо, а в некоторые локации даже можно зайти с разных сторон, расстреляв врагов не слева направо, а справа налево.


Вот такой он, не самый великий и далеко не ужасный Fallout 4 . Проект стал заложником своего громкого имени, что и делает возможным ропот относительно светлой атмосферы, подозрительно целехонького города, линейности, генерации лута, крафта и строительства. Несмотря на то, что эти элементы не идут игре с названием «Fallout» , все они отлично работают, если, конечно, суметь закрыть глаза на отвратительную диалоговую систему и неудобную реализацию игровых меню. В местном же превращении хлама в стулья и оружейные апгрейды необходимости не появляется даже на высоких уровнях сложности. Можно бесконечно рассуждать на тему того, каким Fallout 4 мог бы быть, но это нисколько не изменит того, какой он есть: добротный шутер с обширными возможностями развития и интересным для изучения миром.

Но везде есть свои подводные камни, и проблема Fallout 4 в том, что это уже не совсем игра, а скорее времяпрепровождение, поскольку разработчики не ставят в ней конкретных целей, а предлагают цепочки бесконечных квестов, возрождение противников и заполнение полезным хламом уже зачищенных мест. Всё это при отсутствии потолка в развитии - качать уровни можно хоть до бесконечности.

Компаньоны призваны развлекать вас во время длительных скитаний и помогать в бою. Но в отличие от New Vegas, путешествовать можно только с одним.

Такой подход неплох, нужно же поощрять тех, кто желает не просто играть, но и жить в этом мире, а есть ли лучший стимул, чем фактор случайности? Раньше самое сильное оружие и экипировку мы находили в особых местах, теперь успех охоты за сокровищами больше зависит от везения и уровня героя: опытному мусорщику с большей вероятностью попадется импульсная, а не простая осколочная мина.

Уникальные вещи остались, но их стало меньше. В родном убежище за «очень сложным» замком всегда находится криолятор, а первую лазерную винтовку вы скорее всего получите за квест паладина из Братства Стали. Статичными остались журналы и пупсы, дающие новые способности и повышающие параметры S.P.E.C.I.A.L. - они разложены на карте вручную и повторно не генерируются.

Журналы стоит собирать хотя бы ради занятных и всегда разных обложек. А еще они дают неплохие способности, которые иным способом не получить.

И все же основной источник ценных предметов - не квесты и не тайники на карте, а легендарные противники. В New Vegas их было четверо на всю игру, здесь же они появляются повсеместно (чем выше сложность, тем чаще), а главное, всегда оставляют после смерти оружие или элемент брони с уникальным свойством, от увеличения урона по гулям до полной незаметности в неподвижном состоянии.

Это добро и зло в одном флаконе. С помощью руководств и подсказок в сети больше не получить карт-бланш в виде данных, где найти самое мощное снаряжение, но и ловля пушки с желанной характеристикой может занять как двадцать минут, так и десять часов, словно в Diablo или Borderlands . Да и гранатометы, выпадающие с радтаракана - не маразм ли сам по себе?

О графике не скажешь много лестных слов, кроме того, что она чуть лучше и симпатичнее, чем в Fallout 3. Ну и некоторые кадры просто завораживают.

Благодаря системе улучшений всю игру можно пройти с одной полюбившейся винтовкой, поскольку почти для каждого ствола предусмотрена замена ресивера, ложи, рукоятки, прицела, магазина и дульной насадки, а типов оружия заводской сборки не так много. Это удобно, но ради чего мне дальше слоняться по миру, когда уже есть карабин с удвоением урона, и ему даже калибр патронов можно настроить?

Правда, обзавестись орудием возмездия уже на первых уровнях не выйдет, ведь модули нужно или найти и оторвать от другой пушки, или создать самому с помощью болтов, клея и стали, а также знаний в науке и оружейном деле. Увы, сходу не понять, какой ствол оснащен желанным ресивером, и какие предметы стоит собирать ради разборки на детали, поэтому придется собирать весь найденный хлам.

Урон оружия теперь не зависит от степени его износа. Оно здесь вообще не ломается и не чинится, по правде говоря.

Это и есть главный множитель времени прохождения. Если посвятите Fallout 4 часов сто, поверьте, десять из них уйдет только на то, чтобы выгружать найденное барахло на верстак, сортировать предметы, перекладывать часть хабара напарнику, отбирать наименее ценные вещи, чтобы выбросить их в случае перегрузки. Проблема для серии не нова, но раньше хлам был именно хламом, а теперь есть куча причин собирать вообще всё ради переработки на ресурсы.

Проблему с навигацией в инвентаре попытались решить горячими клавишами для часто используемых вещей и сортировкой по массе и цене, но предметов все равно столько, что без частых визитов в меню пип-боя не обойтись. К счастью, этап разгрузки обходится без лишних телодвижений: опция «выгрузить весь хлам» позволяет сразу же переправить весь мусор в мастерскую, а перекладывание ценностей облегчается полезными фильтрами (переключение стрелочками в меню сундука).

Мало кто знает, но есть у Bethesda такая должность: уполномоченный создавать абстракции с участием плюшевых мишек.

Еще один фактор продолжительности: избыточно большие локации. В отличие от New Vegas, где мы бродили по пустыне, усеянной небольшими фермами, избушками и заправками близ дороги, здешние края плотно застроены многоэтажными фабриками, цехами, доками и предприятиями, причем в некоторых из них есть и подвальные помещения, и хитросплетения лестниц на крыше.

В итоге зачистка одной «иконки» карты может занять больше часа, особенно если враги равны вам по силе. Да и дизайн помещений далек от идеала из-за часто повторяющихся интерьеров: заходя через парадную дверь какой-то библиотеки или музея, я практически уверен, что попаду в зал, у перил второго и третьего этажа будут враги, а справа небольшая подсобка, где можно укрыться от их огня. Остается искать лестницы и провалы в полу, проводить зачистку, этаж за этажом. И так из раза в раз.

Звездные войны наоборот

Кое-что во вселенной Fallout никогда не меняется, и речь сейчас не о войне. В каждой части с порядковым номером мы играем за безымянного Выходца из Убежища, или Избранного, что по сути одно и то же. Но в этот раз Bethesda превзошли самих себя - они показали мир в довоенное время, американскую мечту о светлом будущем, еще не разрушенную ядерными боеголовками.

Весь пролог - самый сильный и захватывающий фрагмент игры. Дом молодой семьи с маленьким ребенком, их личный робот-дворецкий варит кофе, сотрудник «Волт-Тек» с энтузиазмом рассказывает о программе Убежищ. Эту идиллию прерывают тревожные новости, люди в панике бросают вещи и куда-то бегут, горстку избранных пропускают к спасательному бункеру. Взрыв…

Редактор лиц у Bethesda удался. Даже базовые персонажи на удивление оказались не страшилами.

Героям повезло оказаться в Убежище 111 за мгновение до апокалипсиса, но не повезло, что именно здесь корпорация «Волт-Тек» решила выяснить, как долго человек может находиться в заморозке. Заканчивается все тем, что спустя какое-то время сна неизвестные лица воруют ребенка и убивают одного из родителей, а второго вновь отправляют в искусственную кому на неопределенный срок.

Повторное пробуждение отчасти копирует предисловие Fallout 3; правда, все остальные уже умерли, и теперь надо выбираться наружу, отправляясь на поиски, но не отца, а сына. Короткая пробежка по коридорам убежища в компании радтараканов, перерыв на игру в клон «Донки-Конга» на терминале, и вот он, долгожданный вздох свежего воздуха. Первый за 210 лет.

В Fallout 4 есть несколько платформенных аркад. Их можно записать на голодиск и забрать с собой, чтобы запускать потом на любом терминале.

Дальнейшее напоминает типичные приключения Избранного в открытом мире. Никто не может возглавить минитменов, самопровозглашенную полицию штата - только Вы можете. Никто не умеет использовать силовую броню, кроме Вас, даже если играете за обычную домохозяйку с дипломом юриста. Вы супергерой, залезайте в боевой экзоскелет безо всякого обучения, надерите зад надоедливым рейдерам и грохните когтя смерти… на третьем уровне развития.

Такое простительно игре, где пушечное ядро весит меньше, чем цветок арбуза, все-таки Fallout мы любим отнюдь не за внимание к деталям. С первых минут после выхода на поверхность можно податься на исследование огромных просторов Содружества Массачусетса, и ничто, кроме опасностей окружающей среды не способно вас остановить.

Костюм убежища вы смените не сразу, ведь большая часть одежды не улучшается на верстаке и несовместима со съемными элементами брони вроде наручей и наголенников.

История начинается с поиска отпрыска, совмещенного с туром по достопримечательностям Бостона и его окрестностей. Расследование приведет нас в городок Даймонд-сити, обустроенный на развалинах старого бейсбольного стадиона, убежище для гулей и других «отбросов» в Добрососедстве, Светящееся море с диким уровнем радиации, где каким-то чудом выживают дети Атома.

Затем предстоит выбрать, какую сторону поддержать (прямо как в New Vegas), ведь Содружество стало центром соприкосновения противоборствующих фракций: минитменов, борцов за свободу синтов из «Подземки», высокотехнологичного Института и всем известного Братства Стали. Их всех здесь собрал именно Институт, а точнее, потенциальная опасность проводимых им опытов и исследований.

Даймонд-сити чем-то напоминает Мегатонну из Fallout 3. Дома в несколько ярусов, разве что площадь чуть просторнее.

Мы можем состоять в нескольких организациях сразу, что порой приводит к забавным последствиям. Если после визита в Институт вы расстались с его представителями друзьями, синты перестанут нападать на героя, что облегчит прохождение заданий их идейных противников - Братства Стали и «Подземки».

Но в какой-то момент мы предстанем перед выбором вида «ты или с нами, или против нас», поэтому останется решить, чьи взгляды на послевоенный мир вам ближе и с кем стоит идти до конца. Увы, в игре отсутствует внятная концовка: после цепочки заданий одной из фракций не будет ни слайдов, ни титров, вас просто оставят в мире наедине с бесконечными миссиями и неограниченной прокачкой.

На экране загрузки уже по традиции отображаются ценные советы. И да, этот болотник действительно выглядит так, будто собирается читать рэп.

И говоря об отыгрыше ролей, выбор стороны - чуть ли не единственное, что отличает Fallout 4 от боевиков вроде Borderlands, ведь вариативности в игре стало в разы меньше, чем в её предшественницах. Больше нет очков кармы и репутации группировок, а на смену нелинейным побочным квестам с интересной завязкой и несколькими вариантами концовок пришла обычная зачистка территорий.

Смиритесь с тем, что Fallout 4 - уже не ролевая игра, а скорее симулятор жизни в постъядерном мире. В ней не получится прослыть законченным мерзавцем или, напротив, спасителем человечества, и выражается это не в счетчике хороших или плохих поступков (которого нет), а в отсутствии самой возможности проявить свою натуру, ведь даже в проработанных заданиях дело редко решается уговорами или устрашением.

В беседах больше нет проверок, кроме убеждения и запугивания. Но даже максимальная харизма не гарантирует успех - на всё воля случая.

С диалогами отдельная история. Главный герой научился разговаривать, а в беседах выбирать тон реплики вроде сарказма или неуверенности. Это привело к тому, что… ничего не изменилось, ведь даже согласие и отказ зачастую ведут к одному результату. Весь цирк, устроенный разработчики вокруг 111 тысяч реплик, озвученных за четыре года - не более чем бессмысленный фарс.

Увеличение объемов текста не лучшим образом сказалось на локализации. Игра осталась без русской озвучки, радио - без субтитров, названия предметов пестрят несуразными ошибками (боксерская перчатка = удар боксера), а из-за количества приставок иногда не полностью отображаются в меню инвентаря.

Эту проблему пытается решить студия Strategic Music, собирая деньги на полную озвучку игры. Цена вопроса - чуть больше трех миллионов рублей. К затее отношусь скептически (достаточно было просто озвучить радиостанции), но это лучше, чем строчить бесполезные петиции в адрес Bethesda.

Смена приоритетов

Большие перемены произошли в ролевой системе. Полностью упразднены навыки вроде красноречия, науки и ремонта. Теперь за эффективность оружия, взлом замков и терминалов отвечают способности, изучаемые по одной за уровень. Всех их семьдесят, по десять на каждую характеристику S.P.E.C.I.A.L.

Таблица , и не вызывала бы вопросов, если бы не два «но»: отсутствие потолка прокачки лишает любых дилемм выбора, ведь при желании изучить можно все, даже каждый из основных параметров развить до десятки; некоторые способности предстоит еще усовершенствовать, но доступность этих улучшений определяется уровнем вашего персонажа.

Радиация больше не оказывает пагубного влияния на параметры S.P.E.C.I.A.L., а уменьшает максимальное здоровье. Логичный шаг, хоть и не очень существенный.

Это приводит к тому, что игра как бы и дарит полную свободу действий… но не совсем. Взламывать «очень сложные» терминалы сможете не ранее 21 уровня развития, а замки - с 18, поэтому сходу не получится заняться капитальной зачисткой карты, заглядывая под каждый камешек. Предстоит или подкачать уровни (а 20 - это половина сюжета), или данные о каждом запертом сейфе и двери записывать в блокнот, чтобы потом вернуться и проверить тайник.

Пострадала и вариативность в условных специализациях. В Fallout 3 и New Vegas можно было гораздо быстрее «заточить» героя под определенный стиль, сходу став мастером скрытности или искусным стрелком. Здесь же нередко возникает ситуация, когда очки при повышении уровня копятся в запас, потому что ни одну из нужных способностей пока не улучшить, а вкладывать их в ненужное попросту не хочется.

Кот Братства Стали, который только что прознал об идейных убеждениях своей организации.

Долгую прокачку попытались разнообразить строительством, ведь опыт в игре дается за все подряд, и если в вас вдруг проснулся архитектор, а в мастерской полно ресурсов, пару уровней поднимете только на обустройстве поселения. В будущем со своих «веселых ферм» можно извлечь серьезные дивиденды, так что пренебрегать декорированием подконтрольных участков не стоит.

Сам процесс выглядит как в редакторе любой игры Bethesda. Доступно несколько групп построек, от стен и каркасов домов до телевизоров, водяных насосов, ловушек и оборонных турелей. Развалины можно разобрать на детали, неповрежденные элементы убрать для дальнейшего использования. Удобно, что хлам не обязательно перерабатывать вручную - он конвертируется в ресурсы при постройке объекта, хоть это и приводит к казусам, когда кровать строится с помощью пары зажигалок и пачки сигарет.

Радиоактивные бури не так зрелищны, как в Mad Max , и не так опасны, как в Сталкере, но какой-то эффект погружения дают.

Начинающему мэру стоит следить и за уровнем счастья в поселении. «Симсов» нужно обеспечить жильем, питьем, пищей и защитой, а в идеале провести электричество и обставить интерьер. Целесообразность в линии обороны, правда, под сомнением: за шестьдесят часов игры лишь однажды на одно из моих поселений напали мутанты, и отбиться получилось практически без помощи поселенцев.

Между общинами можно наладить линии снабжения, если вложить очки способностей в домоводство - это позволит располагать ресурсами всех мастерских сразу. Также жители начнут сами приносить нужные ресурсы, а вы сможете заработать за счет прибыли от магазинов. Увы, построить что-то монументальное из подручных средств не выйдет из-за лимита построек: без модов личный небоскреб сейчас не отгрохать.

В режиме V.A.T.S. время не останавливается, как раньше, а только замедляется, поэтому его роль заметно снизилась. Но в сложных сражениях он иногда все же полезен.

Не обошлось без изменений и в боевой механике, и это чуть ли не единственная отрасль, где чувствуется реальный прогресс. Враги стали ощутимо быстрее: дикие гули при сближении выписывают финты, которым бы и сам Криштиану Роналду позавидовал; кротокрысы выпрыгивают из-под земли и пытаются взять числом, даже дутни теперь опаснее - прицелиться в них не в VATS не так уж просто.

Гуманоиды тоже не подарок. Рейдеры закидывают гранатами и коктейлями Молотова, супермутанты спускают боевых гончих и камикадзе с ядерными зарядами. Встреча с легендарным врагом (им может быть и животное, и робот, и человек) осложняется тем, что при потере половины здоровья он мутирует, повышая при этом силу и живучесть. А если «легенда» окажется еще и светящейся…

Внутри силовой брони даже интерфейс и оформление пип-боя другое. Выглядит атмосферно и внушительно, особенно капли дождя на лобовом стекле.

Изменился принцип использования силовой брони. Это уже не элемент одежды, которую можно запихнуть в инвентарь, а автономный боевой экзоскелет: хранится и обслуживается на специальных станциях, а работает за счет ядерной энергии. Конструкцию можно улучшать заменой шлема и обшивки туловища, ног и рук, покрасить в брутальный розовый цвет и даже приделать реактивный ранец.

Первый скафандр мы получаем в самом начале игры, но зависимость от батареек делает силовую броню средством крайнего случая. Скитаться по миру в таком облачении нецелесообразно, но расправиться с группой сильных противников, чтобы продвинуться по важному поручению - в самый раз, благо энергия тратится медленнее, если не прыгать и не ускоряться.

Пять причин, почему Fallout 4 - не игра года

Новизна. Чтобы претендовать на столь высокое звание, нужно показать что-то, что до этого не удавалось никому. Этим может оказаться как технология, так и игровые элементы. Но Fallout 4 не выглядит игрой, которая пытается что-то изобрести или переосмыслить уже придуманное - она предлагает то же самое, что и пять лет назад, притом, что даже в то время разработчики Obsidian пытались скорее сделать игру в духе классической дилогии, а не направить серию в новое русло.

Прогресс. Изменений по сравнению с предшественницами в игре предостаточно - вся статья посвящена их перечислению и анализу, если заметили. Но сложно выделить хоть что-то, что изменило бы серию к лучшему. Строительство поселений - едва ли именно то, что вы мечтали увидеть в игре, где на первом плане исследование пустошей и выживание в суровом постядерном мире. Повторяется судьба Skyrim - игра дико популярна, но не развивается, сохраняя как достоинства, так и недостатки, которые переносятся из одной части в другую.

Качество. Даже за вычетом технической составляющей, исполнение в Fallout 4 хромает. Это не та игра, где все четко, гладко и вылизано, игровая механика работает как часы и всё находится на своем месте. И если сюжет и диалоги никогда не были сильной стороной серии (в эпоху Bethesda уж точно), то дизайн локаций и особенно второстепенные квесты здесь оказались слабее, чем в Fallout 3. Это показатель того, что разработчики умеют делать лучше, но в этот раз даже прежнюю планку удержать не получилось.

Поддержка. Не утверждение, а прогноз на будущее. С помощью заплаток исправятся критические баги, дополнения из сезонного абонемента увеличат «хронометраж» игры еще часов на пятьдесят, но на этом всё закончится. Можете сказать «никто и не обязан», но разработчики уже сделали смелый шаг навстречу бесконечной игре хотя бы тем, что сняли ограничение по уровню прокачки и добавили повторяющиеся события, а чтобы сохранить интерес к игровому процессу, нужна постоянная подпитка новым содержимым на уровне игр Blizzard. Будет ли этим заниматься Bethesda, а не мододелы? Сомневаюсь.

Ценность. О некоторых проектах говорят «игра на все времена», и пока неизвестно, будет ли таковой Fallout 4, ведь все зависит от того, что произойдет с серией через пять, а то и все десять лет. Сейчас, при всех недостатках, у игры колоссальный онлайн, но если через пару лет выйдет продолжение уровня «Нового Вегаса», о четвертой части забудут как о чем-то странном и невразумительном, как когда-то произошло с тройкой. Но это опять же всего лишь прогноз, и моя ставка такова: через пять лет игру будут воспринимать как «еще один Fallout», не приписывая ей каких-либо заслуг.

Заключение

Несмотря на зашкаливающее количество критики, нельзя не признать, что Fallout 4 - очень хорошая игра. Кто-то её ненавидит, кто-то боготворит, но если следовать правилу, что истина где-то посередине, перед нами добротный продукт, который с лихвой окупает потраченные на него средства, предлагая взамен мир, где можно заниматься всем, за что мы и любим эту вселенную.

Не случилось ни революции, ни развития идей. Это как в политике, когда одни люди уходят, другие занимают их место, но на деле ничего не меняется. В игре произошли перемены, исчезли полюбившиеся многим вещи, но их место заняли новые, не менее и не более значимые. Но если совсем честно, от штампа «конвейер» игру спасает только то, что предыдущая часть вышла пять лет, а не год назад.

Вердикт: война действительно никогда не меняется.

Оценка: 7.6 («Хорошо»).

Виталий Красновид aka Dezintegration


Выражаем благодарность:

  • Компании Nvidia за предоставленный для игры ключ.
  • Fallout 4: тестирование производительности
    Сводное тестирование восемнадцати видеокарт и сорока пяти процессоров в паре разрешений и двух режимах работы.

  • Обсуждение игры на конференции сайт.
Статьи по теме: