Игровое поле для игры лепешка. Психологическая социальная игра "Лепёшка". Задачи игры с семьей


ИГРА «ЛЕПЁШКА» Автор – Гюнтер Хорн. Психоаналитик, ведущий в Германии детский психотерапевт, доцент Института Кататимно-имагинативной психотерапии (Германия), создатель символ драмы для детей и подростков. Автор книг, руководитель обучающих программ подготовки детских и подростковых психотерапевтов в Германии, Австрии, Швейцарии и Чехии.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ Игровое поле можно изготовить самому. В зависимости от количества играющих Вам потребуется: Одна покрытая пластиковым покрытием игровая доска или белое оргстекло любой толщины, размером 54 на 54 см.(можно лист ватмана). Семь или меньше, различных самоклеящихся цветных плёнок. Тех цветов, какие Вы выберете для играющих, например для пяти игроков: красного, синего, зелёного, желтого, лилового цветов.


Пять кусочков пластилина аналогичных же цветов (красного, синего, зелёного, желтого, лилового цвета) или просто разных по цвету. Один кубик (можно изготовить кубик из пластилина). Квадратными или прямоугольными кусочками плёнки указанных цветов наклеивается «дорожка» от «Старта» до «Финиша», по типу игрового поля любой игры с фишками (зигзагом, змейкой, по кругу).




Правила игры: 1. Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, которое служит им потом в качестве фишки. Старт игры начинается на поле «Старт». 2. Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка, это его дома. 3. Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей – домиков. Начинает игру самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, на поле-домик другого цвета.


4. Игрок, который по ходу игры попал на поле другого цвета, должен упросить хозяина домика впустить его в свой домик, иногда хозяин домика ставит некоторые условия, например не мусорить, не прыгать на кровати и т.д. 5. Если владелец домика удовлетворён поведением гостя, то гость остаётся в домике хозяина безнаказанно, если же гость нарушил установленные хозяином правила, то хозяин может наказать гостя, он может наказать попавшую к нему фигуру, щелкнув по ней, смяв её или как угодно изменив её форму. Он может также одним ударом смять её в «лепёшку».




АКТУАЛЬНОСТЬ: 1. 25% семей в ДОУ, обратившихся за помощью к психологу имеют проблемы в детско-родительских отношениях. 2. Недостаточно методик совместного, одномоментного диагностирования ребенка и родителя. 3. Существует проблема диагностики детско- родительских отношений в рамках психологического консультирования.




ЗАДАЧИ: 1. Адаптация игры «Лепёшка» с целью диагностического обследования семей. 2. Консультирование родителей по вопросам проблемы детско-родительских отношений, выявленных диагностикой, выработка стратегий и форм дальнейшей деятельности. 3. Коррекция детско-родительских отношений на специально организованных занятиях с использованием игры «Лепёшка».




РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ: В ходе проведённого диагностического обследования с помощью игры «Лепёшка» было выявлено: В воспитании детей преобладает директивный стиль общения, преобладающий метод – указание. Отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми. Дети эмоционально «зажаты» и скрытны, неуверенны в себе, самооценка занижена.


II ЭТАП. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ Этапы проведения коррекционно- развивающей работы с помощью игры: Выбор и изготовление фишек-героев из пластилина своими руками (родитель и ребёнок). Объяснение правил Игра (первые несколько занятий педагог- психолог принимает участие, играем втроём: родитель-ребёнок-психолог)


III ЭТАП. ИТОГОВО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ: В ходе проведённой коррекционно-развивающей работы, по результатам заключительного итогового занятия, после проведённой беседы и анкетирования родителей, можно сделать выводы: Родители изменили свой стиль общения и воспитания. Появилось взаимопонимание между членами семьи. Дети стали более раскрепощенными, стала появляться уверенность в себе.




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ «ЛЕПЁШКА» ПОЗВОЛЯЕТ: Психологу Ребенку Семье - диагностировать и корригировать детско- родительские отношения - увидеть специфику проблем данной семьи воочию - развивать социальную, эмоциональную и коммуникативную компетентность - развивать воображение - развивать произвольность поведения - родителю и ребёнку получить шанс на формирование новых взаимоотношений - обучать членов семьи общаться друг с другом - способствует улучшению отношений в семье




Играя вместе с родителями и психологом, ребёнок, с одной стороны, усваивает родительские нормы, а с другой стороны, в случае отказа взрослыми от общепринятых норм, ребёнок видит относительность этих норм, что важно для разрушения идеализации чрезмерно сильного родительского авторитета и явно завышенных норм. В результате устанавливается «золотая середина» – какие-то нормы ребёнок принимает, а от каких-то отказывается.



15.05.2018 09:57

Иногда родители замечают, что ребенку трудно справляться с переживаниями, связанными с общением. Многие дети не умеют договариваться, просить о помощи, делиться сокровенным или тревожащим, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонации и понимать свои чувства. Возможно, ребенок справится с этими трудностями сам или перерастет их со временем. А может быть, эти сложности будут расти вместе с ним.

Социальные игры Гюнтера Хорна дают возможность решать проблемы детей незаметно для них самих, так как работа проходит в виде игры – самого естественного состояния для ребенка. Такая терапия органично вписывается в детскую жизнь и не оставляет следов от специальной работы с психологом.

Уникальные психологические игры с элементами социального взаимодействия придуманы детским психотерапевтом из Германии Гюнтером Хорном. Правообладателем «Социальных игр Гюнтера Хорна» в России является Елизавета Хеллингер – аналитический психолог, детский психотерапевт.

Социальные игры успешно используются как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми и подростками.

Кому показаны социальные игры

Социальные игры полезны детям от пяти лет. Цикл игр помогает ребенку почувствовать границы свои и окружающих, учит обсуждать собственные и чужие потребности, спокойно воспринимать отказ, договариваться с людьми. Особое внимание стоит обратить на следующие категории детей:

    дети/подростки, которым нужно помочь преодолеть социальные страхи, робость, застенчивость, чрезмерную уступчивость или, наоборот, справиться с агрессией и неприемлемым поведением;

    братья и сестры, которым важно научиться общаться между собой в рамках одной семьи;

    Дети/подростки с особыми потребностями (болезнь, ограничивающая социальные контакты, индивидуальное обучение, долгое нахождение в больнице);

    дети/подростки, которые приехали/переехали и находятся в процессе социализации;

    дети/подростки с нарушениями в поведении;

    дети/подростки, имеющие сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

Что наша жизнь? Игра!

Социальные игры Гюнтера Хорна – это настольные игры, устроенные таким образом, чтобы позволить участникам получить интересный опыт для размышлений и сделать выводы о себе и других людях. На основе этих размышлений участники могут экспериментировать и менять свое привычное поведение.

Суть этих игр – развитие эмоционального интеллекта, исследование и проработка своих чувств в сложных игровых ситуациях, в том числе конфликтных.

Это психологическая игра для всей семьи, которая помогает увидеть специфику проблем конкретной семьи и построить коррекционную работу, выработать новые модели поведения.

Игра состоит из 104 карточек с фразами, описывающими различные сферы жизни ребенка и семьи (отношения, привычки, интересы, здоровье), и 8 пустых карточек, на которых ребенок или другие члены семьи могут дописать то, что считают важным, и то, что они не нашли в предложенных вариантах. Ребенку важно услышать, «какой он на самом деле».

Ценность игры заключается в том, что в ней никто никого не побеждает. Цель игры – лучше узнать себя и партнеров по игре.

Эта игра:

    дает ребенку возможность задуматься об особенностях как своего поведения, так и поведения других людей;

    учит оценивать свое поведение и сравнивать его с нормами, существующими в семье и в обществе;

    способствует нормообразованию;

    создает комфортную игровую атмосферу, когда ребенок получает оценку своего поведения от близких людей;

    позволяет ребенку узнать и оценить, какие действия приветствуются или не принимаются в других семьях;

    развивает умение внятно объяснить мотивы, причины и содержания своих поступков.

Игра предназначена в первую очередь для родителей с детьми в возрасте от 5-6 до 10-11 лет .

Существуют вариации «Псикретов»:

«Подростковые псикреты» – карточки для работы с группами подростков, но без родителей.

В данном варианте много карточек про ценности подростков, их отношения со своим телом, с едой, друг с другом. Но это не отношения с родителями. Игра предназначена для группы подростков от 12 до 17 лет .

«Псикреты семейных традиций» – вариант игры для семей с детьми от 8 до 15 лет , в том числе воспитывающих приемных детей.

«Псикреты для дам и кавалеров» – игра, состоящая из 120 карточек, которая подходит для групповой или индивидуальной работы со старшими подростками.

«Лепешка» – одна из самых известных социальных игр Гюнтера Хорна. Она помогает участникам осознать и проработать тему границ и учит справляться с агрессией социально приемлемым способом (выражение агрессии предусмотрено правилами, но ограничено временем и рамками игры). В этой игре нет стандартных фишек – участники сами лепят их из пластилина, создавая своего представителя на поле и неся за него ответственность. Тем самым игроки дают понять, как они относятся к себе и другим, какие у них желания и намерения. По ходу игры между участниками возникают самые разные отношения, иногда чью-то фигурку могут даже смять, превратив в лепешку.

Эта игра учит ребенка:

    выражать свои желания и намерения, уступать, извиняться;

    адекватно воспринимать отказ;

    чувствовать чужие границы;

    отстаивать свои интересы;

    прислушиваться к желаниям и чувствам других людей;

    искать возможность договориться с другими для достижения собственных целей;

    справляться с агрессией социально приемлемым способом;

    распознавать свои чувства и чувства партнеров по игре;

    придумывать разные стратегии взаимодействия.

В эту игру могут играть дети в возрасте от пяти лет, но она будет интересна и взрослым.

«Хаос» – азартная несложная игра с элементами мошенничества. Во время игры между участниками возникает много значимых социальных взаимодействий: игроки сомневаются, пытаются схитрить, отстаивают свою позицию, при этом они вынуждены учитывать реакции партнеров по игре.

Цель игры – выбрать такую стратегию, чтобы и выиграть, и при этом не переживать чрезмерно. Ведь потеря контроля над своими фишками может вызвать целую бурю чувств!

Эта игра:

    развивает наблюдательность, быстроту реакции;

    учит отстаивать свои границы;

    учит предугадывать намерения других участников;

    учит мыслить, выходя за принятые в обычной жизни рамки;

    позволяет игроку исследовать собственные поведенческие стратегии в ситуации неопределенности, стресса.

В эту игру могут играть дети начиная с 6 лет.

Многие из предложенных Гюнтером Хорном игр являются полифункциональными: их использование позволяет решать самые разные задачи. Та игра, которая одному ребенку поможет повысить самооценку, другого взбодрит, а третьему послужит уроком коллективных отношений. Кроме того, социальные игры рассчитаны на достаточно широкий возрастной диапазон – от 4-5 до 15-16 лет – и преследуют разные цели в разных возрастных группах.

Правила и нормы в групповой игровой ситуации создают осознаваемые детьми границы, в пределах которых они могут чувствовать себя свободными и защищенными. Все это происходит в игровой форме, благодаря чему удается избежать излишнего сопротивления и напряжения со стороны ребенка.

Результатом освоения ребенком новых форм социального взаимодействия в терапевтической ситуации является изменение дистанции в круге его общения. Дистанция со сверстниками уменьшается, ребенок может адекватно общаться, не испытывая неуверенности, что позволяет ему развиваться в соответствии со своим возрастом.

В процессе игротерапевтических занятий дети выплескивают накопившуюся агрессию в социально приемлемой форме (предусмотренной правилами игры, ограниченной временем и рамками игры). Таким образом, внутреннее напряжение, свойственное некоторым детям, разряжается в процессе игры, и они постепенно меняют поведение.

По материалам открытых источников

Светлана Сенатская, методист Городского психолого-педагогического центра ДОгМ, педагог-психолог, руководитель проекта «ИГРЫ ВСЕРЬЕЗ», город Москва

Можно ли с помощью одной игры научить детей договариваться, отстаивать свои интересы, предъявлять требования? Да, с помощью психологической игры «Лепешка», которая также поможет ребенку и его родителям прожить негативные эмоции в игровой форме. Расскажем, каковы правила игры, как ее организовать и проводить.

Настольную игру «Лепешка» разработал немецкий психотерапевт Гюнтер Хорн. Это психологическая игра, которая помогает развить социальный интеллект - умение предвидеть возможные реакции другого человека в различных ситуациях общения и адекватно реагировать на них социально приемлемым способом.

Правила игры

Для игры приготовьте: игровое поле, кубик, пластилин разного цвета. Количество цветов соответствует количеству игроков. Игровое поле состоит из двух зон: «хлев» и «небо людей». Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина фигурку животного - это игровая фишка. Игроки являются владельцами всех полей того же цвета, что и их фигурки.

Старт игры на поле «хлев». Начинает игру самый младший из участников. Он кидает кубик и переставляет свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей. Как правило, попадает на поле другого цвета.

Игрок, на чье поле попало чужое животное, должен обвинить его за какой-то проступок, например: «ты вел себя слишком шумно», «разрушил в моем доме…», «съел мои ромашки». После этого владелец животного должен соответствующим образом извиниться за него или предложить исправить содеянное. Если владельца поля устроят извинения или возмещение ущерба - он может отказаться от наказания. Тогда кубик бросает следующий игрок. Если владелец поля не удовлетворен, он может наказать попавшую к нему фигуру - щелкнуть по ней, изменить как угодно ее форму или одним ударом смять «в лепешку».

Если участнику выпадает количество ходов, которое позволяет достичь собственного поля, он может восстановить фигуру, изменить ее («развить»).

Цель игры - стать человеком и попасть на «небо людей». Но сам игрок не может просто превратить себя в человека. Он должен выбрать кого-то из игроков и убедить его аргументированно перелепить фигурку своего животного. Это можно сделать, только если фигурка целая и неповрежденная и находится на поле своего цвета. Если фигурка животного попадает на свое поле поврежденной, владелец должен сам исправить ее - долепить до целого животного и повторить свою просьбу, когда ход в следующий раз перейдет к нему.

Игрок, чьей фигурке-животному два раза отказали в желании стать человеком, может во время своего хода вернуться назад, на ближайшее поле своего цвета, и там самостоятельно превратиться в человека. Кубик при этом кидать не надо.

«Игровое поле»

Владелец фигурки человека должен вести себя в игре «по-человечески», «гуманно» - не бить, не давить, не разрушать другие фигуры, которые попали на одно из его полей и не принесли достаточных извинений за причиненный ущерб. Но он может, не разрушая другую фигуру, так согнуть ее, чтобы ее поза выражала извинение, признание своей вины. Например, склонить голову животного, согнуть спину, поставить на колени. Если владелец фигурки человека все-таки раздавил фигурку животного или человека в лепешку, он возвращается в «хлев» и начинает игру сначала, снова в форме животного.

Как сделать игровое поле

Материалы: для поля (на выбор) - доска с пластиковым покрытием, белое оргстекло любой толщины, лист ватмана размером 54 × 54 сантиметра; квадратные и прямоугольные кусочки самоклеящейся пленки разных цветов.

Цвета выбирайте те, что будут использовать игроки для своих фишек. Количество выбранных цветов зависит от количества участников. Если участников больше, вы можете расширить поле - просто добавить другие цвета.

Выложите кусочками пленки дорожку от старта (поле «хлев») до финиша (поле «небо людей») - зигзагом, змейкой, по кругу.

В чем польза игры для детей

Игра «Лепешка» предназначена для игры в группе сверстников от 5 лет.

Если используете в коррекционной работе с детьми игру «Лепешка», вы решаете несколько задач.

Дети смогут отреагировать подавленные чувства и эмоции. Когда ребенок выражает злость, гнев, разочарование, ненависть, родители и педагоги предпочитают наказывать и запрещать, вместо того чтобы принять негативные эмоции ребенка. В результате «запретные» эмоции и чувства никуда не исчезают - он загоняет их внутрь, и позже они проявляются соматическими расстройствами и психологическими комплексами. В пространстве «Лепешки» позволено выражать любые чувства, а игровой процесс поможет ребенку научиться выражать эти чувства приемлемым способом.

Гиперактивные, медлительные, агрессивные, застенчивые и тревожные дети изменят поведение. Гиперактивные дети научатся ждать и следить за игрой. Медлительных игра растормаживает. Агрессивным детям игра поможет направить агрессию в положительное русло, например в творчество. Застенчивым - проявить себя. Тревожных научит защищать свои границы, принимать решения и отстаивать свое мнение.

Дети научаться принимать правила и нормы игры. Ребенок чувствует себя свободным и защищенным в пределах правил игры, не оказывает сопротивления к их установлению. При этом он самостоятельно принимает решения по поводу игровых взаимоотношений и несет за это ответственность.

Чтобы достичь положительного результата, проводите игру 3–5 раз. Идеальное количество участников - 7 человек.

В группу можно включить два-три ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Как играть в «Лепешку» с детьми с ОВЗ

Прежде чем включить детей с ОВЗ в группу, проведите игру индивидуально. Некоторым из них противопоказана игра по классическим правилам. Используйте в этом случае ее модификацию - игру «Сюда нельзя» Н. Емельяновой. В данном варианте из фигурок не делают лепешек. Обязательно предварительно поиграйте в «бродилку» с кубиком - некоторые дети не знают, что такое бросить кубик и бросают его в прямом смысле.

Выясните с детьми до игры, чем человек отличается от животного, что значит быть человеком

Объясните значения полей игрового поля «хлев» и «небо людей».

Пример из практики. Играет группа младших школьников. Среди них мальчик Миша, у которого непростые взаимоотношения со сверстниками: он часто проявляет по отношению к ним вербальную и невербальную агрессию.

Миша обратился к участникам игры с просьбой сделать из него человека еще в начале игры. Ему отказали и в первый, и во второй раз. По правилам игры в третий раз он мог сам сделать из себя человека. Но Миша очень хотел, чтобы это сделал кто-то из игроков. Несмотря на то что в процессе все фигурки были лепешками от рук Миши, в конце игры один из участников согласился выполнить его просьбу. При обсуждении игры Миша сказал, что самым ярким событием не только в игре, но и в жизни он считает то, что из него все-таки сделали человека.

Обсудите с детьми до игры, что значит играть по правилам

Строго следите за их соблюдением во время игры.

Перед тем как участник уйдет на второй круг, еще раз объясните ему все возможные последствия. При необходимости правила меняйте.

Пример из практики. Когда динозавр ушел на следующий круг, а все герои стали людьми, Ваня понял, что не сможет больше делать лепешки из фигурок игроков, т. к. все они уже оказались на «небе людей».

Участники игры активно проявляли свое чувство превосходства над Ваней. В результате мальчик одним движением сделал огромную лепешку из всех фигурок людей.

«На старте»

Будьте терпеливы

В начале игры дети могут долго выбирать животное, которое будут лепить, несколько раз менять его образ до начала игры и в процессе. При необходимости увеличивайте или ограничивайте количество времени для лепки, например, сказав: «У вас есть необходимое количество времени, чтобы закончить фигурку».

Пример из практики. В игру играет группа первоклассников, среди которых мальчик Саша с особенностями эмоционально-волевой сферы. Я объясняю правила игры, пока дети лепят фигурки. Саша, который быстрее всех сделал фигурку улитки, говорит задумчиво: «Улитку каждый обидеть сможет…» - и переделывает ее в ежика, потом в тигра, а затем в “инопланетное животное”, похожее на стул с огромными глазами.

«Вот тебе!»

Как играть в «Лепешку» с семьей

«В первый раз в “Лепешку” я играла со своей семьей. Пятилетний сын играл с упоением, ревниво защищал свой дом и отличился тем, что превратил папину фигурку во множество пластилиновых зернышек. Так он выразил свое напряжение из-за долгого отсутствия отца и адаптации к новым условиям с его появлением. Дочь-подросток в конце игры заявила: “Никогда в жизни не сяду играть в эту игру!”. Подростковый максимализм не выдержал позиций “взрослого” в свободном пространстве игры ».

Игра с семьей - самая сложная и ответственная из всех вариантов ее проведения. В процессе участники, как в зеркале, видят свои семейные роли, способы манипуляций друг другом, ошибки в воспитании ребенка и в супружеских отношениях. Смелость принять такую реальность есть не у всех родителей.

Задачи игры с семьей:

  • дать игрокам возможность примерить новые роли, разыграть новые модели отношений, чтобы потом перенести их в жизнь;
  • скорректировать негативные проявления в поведении ребенка;
  • дать рекомендации по конструктивному детско-родительскому взаимодействию в свободных и безопасных условиях.

Когда проводите игру с семьей, придерживайтесь рекомендаций:

  1. Проинформируйте семью о цели и задачах игры. Объясните правила, предупредите о возможных неудобных ситуациях, которые могут возникнуть.

Все члены семьи должны дать согласие на проведение игры.

  1. Введите взрослых в игровую ситуацию. Предложите им вспомнить приятные моменты из детства, например попросите рассказать о своей любимой игрушке. Можно предложить участникам договориться о едином возрасте. Это позволит взрослым выйти из директивной позиции родителя, добавит легкости и спонтанности в игру и упростит решение коррекционных задач.

«На финише»

  1. Предложите игрокам придумать имена своим фигуркам. Следите, чтобы в процессе игры они обращались друг к другу по игровым именам. Таким образом, даже в случае если младший раздавит «в лепешку» старшего, не будет нарушена семейная иерархия, и участники все равно смогут отреагировать на напряжение.
  2. Поддерживайте ребенка, помогайте ему выразить себя естественным способом. Предлагайте различные модели поведения, формы общения, конкретные высказывания, подбадривайте и выражайте сожаление в соответствии с ситуацией на поле. Принимайте проявления любых чувств и помогайте справляться с самыми сильными из них, например с агрессией.

Есть семьи, которым особенно трудно осознать результаты игрового процесса, применить их к своей жизни. Тогда используйте игру несколько раз. На разных этапах у нее могут быть разные функции: диагностическая, коррекционная, терапевтическая - в этом случае если есть специально подготовленный ведущий.

Пример из практики. На консультации у педагога-психолога - семья с мальчиком 9 лет. Мама обеспокоена взаимоотношениями отца и сына: «Ругаются и кричат. Из-за сына муж решил жить отдельно». В ходе встреч совместно выяснили: родители эмоционально не поддерживают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования, оценивают его нежелательное поведение непоследовательно, используют в качестве наказания ремень (чаще - отец).

На очередной встрече психолог предложил поиграть в «Лепешку». Ребенок сделал фигурку котенка, папа - черепаху, мама - петуха. Формы и характеры фигурок раскрывают желания участников, их намерения и даже отношения к партнерам по игре: котенок старается быть нежным и милым, предполагает, что его приласкают или поиграют с ним. Но грозный петух победоносно идет к финишу, по пути отчитывая котенка и черепаху.

Черепаха всегда «в домике», но как только котенок попадает на ее территорию - сразу предъявляет требования и угрожает наказанием, если они не будут выполнены. Черепаха не давит фигуру котенка, а ставит в унизительную позу - что гораздо обиднее. В какой-то момент игры котенок превращается в змею и делает из черепахи лепешку.

Что в игре было самым ярким для тебя? - спросила я у мальчика.

Сделать из папы лепешку!

«Папа, мама, я - семья»

Родители отметили: в игре все было так, как происходит в их реальной жизни, им есть над чем задуматься. В конце игры папа сделал трогательную композицию из фигурок людей. Со слов мамы, после игры отец и сын стали договариваться, отношения заметно улучшились.

Когда ребенок играет вместе с родителями и психологом, он соотносит свои нормы поведения с родительскими и общепринятыми нормами. Если родители завышают нормы, они отличаются от общепринятых, ребенок может увидеть относительность этих норм и отказаться от них. Развитие социальной компетенции помогает семьям достичь единства взглядов и ценностей, не концентрироваться на удовлетворении личных потребностей, обратить внимание на потребности других членов семьи.

© Материал из Справочной системы «Образование»
vip.1obraz.ru

Участники выставки -конкурса:

Васильева Дарья Сергеевна ,

педагог-психолог

МАУДО «Детский сад №9», г.Ялуторовск

«Психотерапия для ребенка –

это таблетка, а игра – это хлеб»

Гюнтер Хорн

Пояснительная записка

Я представляю модификацию известной социально-психологической игры детского психотерапевта из Германии Гюнтера Хорна«Лепёшка» («Эмоции»). Играть с детьми может как воспитатель и психолог, так и родители.

Игра «Лепешка» предназначена для взрослых и детей старше 5 лет.

В нее может играть от трех и более человек. Взрос­лый, играющий с детьми, может и сам быть одним из игроков, или сопровождать процесс игры, наблюдать за игрой, помогать детям. Игра может прово­диться неоднократно с одними и теми же участниками. Игру можно проводить несколько раз, изменяя героев, меняясь ими, устанавливая дополнительные правила.Участников игры выбирает ведущий или предостав­ляет право выбрать для себя «соседей по полю» одному из детей, или участники могут быть выбраны посредством лоте­реи, жребия или любого другого способа.

Каждый участник делает фишку для себя из пластилина и ходит ей по игровому полю. Эту фишку он ассоциирует с образом «Я» и переживает, если игроки в ходе игры лепят из неё новую фигурку или лепешку.

В оригинальном варианте игры одним из условий является формули­ровка обвинения и объяснения своего поступка, а также обращение к рефлек­сии собственных чувств и переживаний в различных ситуациях, способствуют развитию самосознания. В игре происходит сравнение «образа Я» с не­которым эталоном. При этом вся группа принимает участие в обсуждении. Это дает участнику возможность сравнить еще и свое представление о себе с мнением других, с «образом Я глазами других». А сам процесс выбора качеств помогает формированию «Я идеального». В данном случае игра провоцирует про­явление у игроков агрессии (игроки могут превратить фишку партнера в лепешку или изменить по своему усмотрению). В конце игры проводится общая рефлексия, а с некоторыми игроками необходимо провести психологическое консультирование и коррекцию.

Процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом,

Данный вариант игры имеет как психологическую составляющую, так и педагогическую.

В ходе игры выявляется эмоциональное состояние игроков и его причины. Игра может стать инструментом для диагностики эмоционального состояния участников и его коррекции. Игра может показать родителям переживания детей, их эмоциональное состояние в той или иной жизненной ситуации и стать источником для коррекции родительских установок в общении со своим ребенком.Такая форма работы педагога-психолога с семьейорганично вписывается в детскую жизнь, не оставляя следа от специально организованной психолого-коррекционной работы с ребенком.

Игра обладает большим развивающим потенциалом: развивает воображение, коммуникативные навыки, произвольность, способствует наработке социальных навыков и становлению личности ребенка.

Изучив эту игру, я адаптировала её для детей старшего дошкольного возраста и разработала новые пра­вила, не требующие от игрока обвинения по отношению к гостю. В основе игры «Лепешка» («Эмоции») - понимание детьми своих эмоциональных состояний.

Цель игры для детей - как можно быстрее прийти в домик и пригласить в гости остальных игроков, придумать повод для приглашения в гости. Попасть туда можно только пройдя все клеточки-дома на игровом поле.

В ходе игры педагог-психолог или родитель может проследить, какие вопросы вызывали затруднение. В ответах ребёнка может содержаться важная информация, которая раскроет, почему ребёнок часто плачет в детском саду «Мне грустно, потому что я скучаю по маме». Ответы ребёнка могут указать на возможные проблемы, связанные с внутрисемейными отношениями или материальными трудности. Ответы ребёнка могут дать неадекватную реакцию на вопрос «Мне весело, когда кто-то упал». Исходя из всего выше сказанного, можно утверждать, что данная игра поможет ребёнку научиться не только различать свои эмоции, но и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями, т.е. будет эффективна в работе педагога-психолога. Также сами родители, используя данную игру, смогут понять, на что в отношениях с ребёнком стоит обратить внимание.

Вариантом усложнения данной игры может стать игра с приемами диагностики «Социометрия», когда участник приглашают (или не приглашает) к себе игроков в гости и объясняет свой выбор. При этом количество игроков можно увеличить.

Еще один вариант - коррекция детско родительских отношений. В данном случае ребенок вместе с родителями и психологом играют в игру, и в качестве одной темы выбирается какая-либо жизненная ситуация, в которой находятся родители и ребенок.

Как вариант - игра с агрессивными (или тревожными) детьми. Здесь предлагается изменять фигуры и объяснять причину, выяснять эмоциональное состояние игроков.

Данная игра может применяться и в работе с педагогическим коллективом как способ показать эмоциональное состояние детей и помочь педагогам принять и понять своих воспитанников.

Конспект социально-психологической игры «Лепёшка» («Эмоции»)

Цель: понимание детьми своих эмоциональных состояний с помощью соотношения с определёнными событиями, происходящими в их жизни.

Задачи :

  1. Познакомить детей с пятью эмоциональными состояниями «Радость», «Грусть», «Гнев», «Удивление» и «Страх».
  2. Помочь детям осознать посредством игры, в каких случаях они выражают данные эмоции.
  3. Научить детей различать эмоции.

Правила игры:

  1. Каждый игрок ходит по игровому полю «фишкой» своего цвета, которую он вылепил из пластилина (она может представлять собой что угодно).
  2. Игроки бросают игральный кубик по очереди, в зависимости какая цифра выпала на столько клеток они перемещаются вперёд.
  3. Если игрок встал в клетку своего цвета, то он отдыхает и может как-то видоизменить свою «фишку».
  4. Если игрок попал на клетку другого игрока, т.е. с отличным цветом от своей «фишки», то в этом случае он выполняет задание хозяина клетки. Хозяин клетки задаёт вопрос, связанный с однимиз пяти эмоциональным состояние, например, радость, грусть, злость, удивление или страх. Вопрос звучит следующим образом«Когда тебе было грустно (ты грустил)?», «Когда ты радовался (был рад)?», «Когда ты удивлялся?», «Когда ты злился (сердился)?», «Когда тебе было страшно?».
  5. Если игрок не отвечает на вопрос хозяина, то последний, т.е. хозяин, вправе превратить «фишку» игрока в лепёшку, или видоизменить её (приклеить к ней часть из пластилина своего цвета).
  6. Тот,кто приходит к домику-финишу, становится его хозяином, оставшиеся игроки – гостями. Хозяин приглашает остальных игроков в домик говоря «Я приглашаю тебя в гости, потому что…». Гость отвечает «Я приду в гости, потому что…».

Ход игры

Педагог-психолог: сегодня я вам предлагаю поиграть в интересную игру, у которой смешное название «Лепешка». На игровом поле квадраты 4 цветов, поэтому в игре могут принимать участие не более четырех игроков. Выберите себе кусочек пластилина, из которого вы вылепите свою фишку. Пластилин соответствует цвету квадратов.

Дети выбирают пластилин соответствующего цвета по желанию и лепят фигурку фишки, которой они будут ходить по игровому полю.

Педагог-психолог: С помощью жребия (или другим способом) выберем, кто из вас будет ходить первым, вторым, третьим и четвертым.

Дети с помощью жребия определяют очередность ходов

Педагог-психолог: поставьте фигурки на старт. Ход делает первый игрок.

Дети ставят фигурки на старт, первый участник бросает кубик. Сколько точек выпало на кубике, на столько клеток он перемещается вперед.

Педагог-психолог: (Обращаясь к «хозяину» клетки) Задай вопрос игроку, который пришел на твою клетку, связанный с однимиз пяти эмоциональных состояний: грусть, радость, страх, удивление, злость.

Педагог-психолог показывает детям карточки-символы пяти эмоциональных состояний человека и помогает сформулировать вопрос в случае затруднений у ребенка.Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не придет к финишу-домику.

Педагог-психолог: (обращаясь к игроку в домике) Пригласи ребят к себе в домик.

Пример приглашение хозяина может звучать так «Варя, я приглашаю тебя в гости, потому что мне очень хочется, чтобы ты пришла поиграть со мной».

Ответ гостя может быть таким «Таня, я приду в гости, потому что мне тоже хочется поиграть с тобой, и я обязательно возьму свою новую игру».

Педагог-психолог: наша игра закончилась. Что в игре для вас было трудным? Что понравилось больше всего?

Педагог-психолог спрашивает каждого игрока о впечатлениях от игры, для себя делает выводы об эмоциональном состоянии детей

Литература:

видеоролик организации игры


Правила и описание игры:

Игровое поле для этих игр можно изготовить самому. В зависимости от количества играющих Вам потребуется:

Одна покрытая пластиковым покрытием игровая доска или белое оргстекло любой толщины, размером 54 на 54 см.

Семь различных самоклеющихся цветных пленок (например D-Efix). Тех цветов, какие Вы выберете для играющих, например для пяти игроков: красного, синего, зеленого, желтого, лилового цветов. А кроме того для любого количества игроков:

голубого, коричневого и серебряного цветов для изготовления цветных полей согласно приведенной далее схеме.

Пять кусочков пластилина аналогичных же цветов (красного, синего, зеленого, желтого, лилового цвета).

Один кубик.

Квадратными и прямоугольными кусочками пленки указанных цветов наклеивается "дорожка". В принципе игру можно изготовить и для большего количества игроков. Для этого игровое поле должно быть соответственно расширено; для новых игроков в дополнение к пяти существующим цветам нужно ввести другие цвета клеящейся пленки и пластилина.

ЛЕПЕШКА

В игре "Лепешка" игроки сами лепят из пластилина свои игровые фишки. Тем самым они дают понять как они относятся к другим игрокам, какие у них желания и намерения. В ходе игры между ее участниками постоянно возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в "лепешку". В игре отрабатывается также опыт взаимных обвинений, вежливых извинений и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым образом, а неприемлемое поведение наказывается.

Цель игры - первым придти к конечному пункту - на "Небо людей". Попасть туда можно только при помощи неповрежденной целой фигурки-фишки человека. Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом.

Игра проводится по следующим правилам:

1. Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, которое служит им потом в качестве фишки. Старт игры начинается на поле "хлев".

2. Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка.

3. Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей. Начинает игру самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, на поле другого цвета.

4. Игрок, на цвет поля которого попала фигура другого цвета, должен обвинить попавшее на его поле животное за какой-то придуманный им проступок (например: "ты украл у меня мой бутерброд!").

5. После этого обвинения владелец животного должен соответствующим образом извиниться за свое животное или предложить исправить содеянное.

6. Если владелец поля удовлетворен извинением или возмещением ущерба, то он может отказаться от наказания попавшей к нему фигуры. Тогда следующий игрок может бросать кубик. Если владелец поля не удовлетворен извинением, он может наказать попавшую к нему фигуру, щелкнув по ней, смяв ее или как угодно изменив ее форму. Он может также одним ударом смять ее в "лепешку".

7. На полях своего цвета фигура находится у себя дома. В своем доме фигура может залечить раны, изменить себя, отдохнуть и "развить себя". Поэтому все игроки восстанавливают свои фигуры, если им выпадает количество ходов, позволяющее им достичь собственного игрового поля или если у них есть возможность его перескочить. В последнем случае они идут только до своего "дома". Лишь неповрежденные фигуры имеют право перешагнуть через поле своего цвета.

8. Цель игры - стать человеком и попасть на "Небо людей". Но сам игрок не может просто превратить себя в человека. Для этого нужна помощь другого игрока, который, как в сказке, сможет "расколдовать животное", превратив его обратно в человека. Когда кто-то захочет стать человеком, он должен выбрать кого-то из игроков и попросить его перелепить фигурку своего животного. Это можно сделать, когда целая и неповрежденная фигурка животного находится на поле своего цвета. Необходимо также убедить другого игрока, обосновав ему почему животное хочет стать человеком. Если фигурка животного попадает на поле своего цвета поврежденной, то владелец животного должен сам исправить ее, долепив до целого животного. И только когда очередь в следующий раз вновь дойдет до того, что можно будет бросать кубик, можно будет попросить какого-то другого игрока превратить животное в человека.

9. Если приведенное обоснование кажется игроку, к которому обратились с просьбой превратить животное в человека, достаточно убедительным, то он лепит из фигурки животного человека. С этого момента владелец фигурки-человека должен вести себя в игре "по-человечески", "гуманно". Это значит, что он в принципе не должен бить, давить или разрушать другие фигуры, которые попали на одно из его полей и не принесли достаточных извинений за причиненный ущерб. Однако "человек" может, не разрушая другую фигуру, таким образом согнуть ее, чтобы ее поза выражала извинение, признание своей вины. Например, можно склонить голову животного, согнуть спину, поставить на колени, заставить ползти по полу.

10. Если игрок, имеющий фигурку-человека, все равно - забывшись или намеренно - раздавит кулаком фигурку животного или человека в лепешку, то его фигурку возвращают в "хлев" и он начинает игру сначала, но уже снова в форме животного.

11. Игрок, чьей фигурке-животному два раза отказали в желании стать человеком, может во время своего хода вернуться назад на ближайшее поле своего цвета и там самостоятельно превратиться в человека. Кубик при этом не кидается.

12. Последнее поле в игре - зеркальное. Наказанные и поврежденные фигурки должны точно попасть на это поле. Владелец поврежденной фигурки животного исправляет ее и переставляет ее затем на "небо животных". Владелец поврежденной фигурки человека может "подлечить" себя на зеркальном поле. На "небо людей" неповрежденная фигурка человека переходит уже при следующем ходе, если на кубике выпадает число "I". Выигрывает тот, кто первым попадет на "небо людей". Целым фигуркам-человечкам не нужно останавливаться ждать на зеркальном поле, при точном выпадении числа на кубике они могут сразу перейти на "небо людей".

13. Дополнительное правило для опытных игроков: человеческая фигурка опять превращается в животное, если ее владелец наказывает попавшую на его поле фигурку, не дожидаясь обвинения или извинения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические игры

Психологические игры

Терпимость, уважение, умение общаться и сотрудничать – необходимые условия в жизни. Учителю важно уделить особое внимание развитию этих качеств у ребят. Помочь в этом могут игры, улучшающие навыки об...

Большая психологическая игра "Лабиринт"

Данная игра является началом работы по программе "Давайте жить дружно!" Результатом игры будет появление у обучающихся 2-ых классов возможности узнать друг друга в ситуации опасности, возможности увид...

Статьи по теме: