Как заинтересовать ребенка играть в шахматы. Как научить ребенка играть в шахматы. Чтобы закрепить знания о фигурах, сыграйте в игры

Хотите, мы дадим вам классную методику обучения ребенка игре в шахматы с нуля, благодаря которой он начнет обыгрывать вас, и не только, уже через 2-3 недели?

Хотите, чтобы ваш малыш в таком маленьком возрасте выполнил 2-3 спортивный разряд по шахматам и побеждал на шахматных турнирах?

Хотите чтобы ваш ребенок стал интеллектуально развитым, умным и сообразительным?

Всего на секунду представьте, как вы будете гордиться своим ребенком, когда он будет стоять на пьедестале и держать в руках кубок чемпиона... Это память на всю жизнь...

И когда ваш ребенок вырастет, он обязательно скажет, - "Спасибо мама/папа, за то, что научили меня играть в шахматы...


Он еще не
знает что такое ШАХМАТЫ
а вы очень хотели бы научить ребенка играть в них

32 простых и пошаговых видеоурока
для родителей, которые хотят подарить своему ребенку успешное будущее…

Его первая победа принесет всем вам массу положительных эмоций, чувство гордости за своего ребенка и останется в памяти на всю оставшуюся жизнь…
Не верите? Тогда почитайте удивительную историю маленького 4-х летнего шахматиста по имени Жорик.

Георгий не является гением или вундеркиндом, нет. Еще совсем недавно он вообще не умел играть в шахматы, а сейчас обыгрывает даже 30-40-летних шахматистов со стажем и удивляет опытных игроков.

Спустя 2 месяца после того, как Жорик впервые взял шахматную фигурку в руки, он отправился на чемпионат детского кубка России по шахматам, где взял почетное 2 место среди 44 соперников (возраста 6-8 лет) и сразу же привлек внимание всех городских и региональных СМИ.



В возрасте 4,5 годика Жорик принимает участие в самом настоящем чемпионате МИРА по быстрым ШАХМАТАМ FIDE среди детей до 8 лет, куда съезжаются одни из самых сильнейших шахматистов различных уголков света.



Кликните на картинке, чтобы увеличить.

Результаты были просто поразительные. Из возможных 9 очков, Жорик набирает 5 и обходит в турнирной таблице более 100 соперников. Организаторы чемпионата не смогли не отметить его на закрытии:

Награждение Жорика на чемпионате мира FIDE по шахматам.

Награды
Жорика:

За спиной Жорика уже более 8 крупных шахматных турниров в том числе и международных. В 4,5 года он имеет ВТОРОЙ юношеский разряд, рейтинг РШФ более 1200 и играя в группах М9 (до 9 лет) умеет записывать шахматную партию.









Фото из шахматной жизни Жорика. Кликните на картинке, чтобы увеличить.

Вы спросите. Кто же научил этого юного чемпиона так хорошо играть в шахматы? Отвечаем… Его папа, Александр Борисов.


Александр Борисов – ваш личный помощник в обучении вашего ребенка игре в шахматы.

Играет в шахматы с 6 лет.

Основатель интернет проектов: Блог – Шахматы с Жориком и школа дистанционного обучения игре в шахматы «Шахматы с Жориком»

Основатель интернет-проекта Школа блоггеров Александра Борисова

Инфопродюссер онлайн-школы подготовки новичков к марафонам и триатлону и онлайн-школы вебдизайна Юлии Первушиной.

В юности я серьезно занимался шахматами и считаю, что они дали мне очень многое. Спасибо моим родителям, что заставляли мои мозги думать с раннего детства…

Приветствую вас, уважаемый родитель!

Хочу дать вам очень важный совет, который поможет вашему ребенку не потерять интерес к шахматам раз и навсегда…

Не торопитесь вести своего ребенка в шахматную школу и не торопитесь учить ребенка играть в шахматы, если вы не знаете, как это делать правильно.

Ничего не имею против шахматных школ. НО! Именно учить играть в шахматы ребенка нужно дома и индивидуально. Я считаю, что привитие любви ребенка к шахматам – это ювелирная работа. Здесь нужно быть очень осторожным и аккуратным чтобы не натворить делов.

Несколько неправильно сказанных фраз в ходе обучения, несколько не правильных действий и вас можно будет поздравить –

вы отбили у своего ребенка желание играть в шахматы навсегда.

Доброго времени суток, дорогой друг!

Итак, вы решили, что занятия шахматами – принесут пользу вашему ребенку. И решили правильно, этот именно так и никак иначе. Но как заинтересовать ребенка шахматами?

Я не претендую на роль педагогического гуру и выскажу свою точку зрения на вопрос, поставленный в сегодняшней повестке дня.

Надеюсь не слишком вас огорчу: универсальный и единственно правильный способ вряд ли можно предложить. Каждый человек индивидуален по своему восприятию, мотивам поведения. Ребенок не исключение.

Как известно, людей можно условно разделить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. По своему доминирующему каналу восприятия.

Визуалы (их большинство) лучше воспринимают зрительную информацию, аудиалы на слух, кинестетики (относительная редкость) – на ощупь. Имеет значение, конечно же, и возраст ребенка.

Личный пример

Некоторые люди и дети в особенности – подражают окружающим. Особенно естественно родителям. И здесь возникает следующий вопрос: Возможен ли личный пример?

Личный пример, как известно, — заразителен. Пример родителя –многократно.

Что происходило в этот момент в моей голове, — не берусь судить, но интерес к шахматам появился.


Объяснив сыну правила игры, отец, а затем и мама примерно через месяц ощутили на себе «тяжелую» шахматную руку отпрыска) И резонно предположили, что ребенку, а мне уже было лет 7, сподручнее заниматься в клубе. Что и было сделано через какое-то время.

А если родитель не умеет играть в шахматы или просто не играет? Или плохо знает правила?

  • Во первых , этому несложно научиться. Прочитав пару статей и изучив видеокурс – где решение подано комплексно: и самому научиться можно и ребенка научить. И главное – как это сделать правильно.

На мой взгляд, личный пример – лучший способ заинтересовать ребенка , научить его основным правилам игры и нехитрым приемам на практике.

  • Во вторых , есть и другие способы, которые можно выбирать в зависимости от возраста и личных предпочтений восприятия ребенка. Пойдем по порядку:

Рассказы

Для самых маленьких (года 3) можно рассказать историю, сказку, легенду. Интересная история, рассказанная с душой не может не вызывать эмоционального отклика. Позитивного конечно. А это вызывает интерес.


Например, можно рассказать легенду о зарождении шахмат. Переписывать ее сюда считаю излишним, просто даю ссылку

Вполне разумно разбить легенду на несколько частей и рассказывать не за один присест. Чтобы подогревать интерес, чем все закончится. Это я так думаю, здесь вы сами определитесь.

Истории и рассказы подойдут также детям, которые лучше воспринимают аудио информацию, нежели визуальную. По крайней мере для начала чтобы, зародить интерес.

Книги

Существует огромное количество литературы для обучения детей.

Большинство из них написаны профессионалами, с учетом особенностей детского восприятия.

Например: Путешествие в шахматное королевство» Авербаха и Бейлина.


Об этой книге у нас даже есть отдельная .

Хорошим выбором будет книга Игоря Сухина:

Шахматы для самых маленьких

Еще один интересный выбор:

Азбука шахмат для детей в стихах

Посмотреть подробнее и скачать

Видео материалы

Различные материалы можно найти на ютубе и других ресурсах. Однако они фрагментальны и требуют осмысления и подбора.


Программы

Можно также использовать достижения современной техники. Смартфоны например.

«Динозавры учат шахматам»:


Если же абстрагироваться от аллегорий и изучать шахматы «в чистом виде», отличный выбор – эта программа:

Шахматы. От простого к сложному:


подробнее и установить/скачать можно здесь

Основные правила обучения

Несколько советов, призванных предостеречь от типичных ошибок при обучении детей шахматам:

  • Не спешите

Обучение штука поступательная. Сознательный интерес к игре может появиться не сразу. Вначале 10-15 минут в день будет достаточно.

  • Не перегружайте

Пока рановато часами сидеть за шахматами. Всему свой черед. Придет время и ребенок, почувствовав интерес к игре и ощутив вкус первых успехов, будет сам осознанно и серьезно заниматься шахматами.


  • Не заставляйте

Если привить интерес сразу не получается – не стоит заставлять. Лучше сделать перерыв и вернуться к идее обучения шахматам чуть позже.

  • Не «бросайте в омут»

Серьезной ошибкой может быть преждевременное «отдавание» ребенка в шахматный кружок или секцию. Там большинство ребят уже познали азы шахматы, часто постарше.

Если ребенок буде постоянно проигрывать – это может подорвать его интерес к изучению шахмат. Более того, он может стать объектом насмешек более старших ребят, что уж совсем ни к чему.

Игра с реальными противниками, так или иначе необходима. В основе шахмат – противоборство, и стремление к победе никто не отменял.

Однако, гораздо разумнее уровень подготовки «двести до кондиций» совместными занятиями и индивидуальным обучением. Например, в форме дистанционного обучения в нашей онлайн школе .

И ребенок будет под присмотром и обучение будет проходить поступательно под руководством профессионального тренера.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Сегодня интересом ребенка является компьютер. Но взрослые стремятся вырастить из малыша думающего человека. А это возможно с использованием модельных игр, одной из которых считаются шахматы, помогающие тренировать ум и сообразительность. Играя в шахматы, малыш учится логически рассуждать, контролировать действия, предугадывать реакцию соперника, сравнивать. Многие из детей, умеющих с раннего возраста играть в шахматы, в дальнейшем становятся уважаемыми и успешными людьми. Итак, как научить ребенка играть в шахматы с нуля?

С какого возраста начинать обучение игре в шахматы

Обучить игре в шахматы можно любого малыша. Для этого стоит иметь терпение и творческий подход. Для того, чтобы дать малышу первые уроки , достаточно обладать минимальным опытом самому. Первое знакомство с доской и фигурами малышу разрешается устроить в трехлетнем возрасте. В это время малыш уже владеет речью, знает приличное количество слов, умеет двигаться, рисовать, лепить, проявляет интерес к окружающему миру, утоляя его в играх.

Помните, что ваша главная цель – не воспитать будущего чемпиона, а привить интерес к полезной для развития игре. Организуйте занятия в доброжелательной атмосфере, не требуйте лишнего. Каждые полчаса предоставьте малышу отдых, активную разминку. Чтобы научить ребенка играть в шахматы, следует твердо уяснить, тематику ознакомительных занятий.

Урок первый

  • Разъясните , что шахматная доска представляет собой поле битвы, а фигурки – игрушечную армию. Перечислите ребенку названия каждой фигуры, начав с «пехоты» — пешек. Пусть потренируется выставлять их на доске в линию, используя для этого вторую и седьмую горизонтали с каждой стороны. Покажите ребенку, как пешка ходит и побеждает другие фигуры.
  • Разыграйте с малышом партию, используя в игре только пешки. Цель победы – «съесть» пешки противника или быстрей добраться до противоположной горизонтальной линии. От такой пробной партии будет понятно, нравится вашему ребенку игра или нет.
  • Поясните ребенку названия и возможности остальных фигур. Главная – король, наиболее сильная – ферзь, несколько слабее – ладья (их две). Парными являются конь и слон. Продемонстрируйте, как передвигаются эти фигурки на доске.



Второй урок

  • Малыш расставляет фигуры самостоятельно. Если сомневается или делает ошибки – окажите помощь. Поясните, что ферзь должен размещаться на поле соответственно своему цвету.
  • Теперь напомните малышу правила игры, повторно назовите вместе с ним фигуры, их правила ходов и возможности в сражении.
  • Ознакомьте малыша с понятиями «шах» и «мат», продемонстрируйте простейшие варианты каждой ситуации. При этом старайтесь втолковать малышу, что победа зависит не от количества фигур, а от удачно проведенного хода или их комбинации.
Третий урок
  • Малыш должен уверенно повторить весь пройденный материал. Если сбивается – поправьте. Поясните передвижения ладьи, отобразите позиции, когда с ее помощью объявляется мат в один ход. Предоставьте малышу возможность проделать все несколько раз самостоятельно.
  • По такому же принципу расскажите про слона – как ходит и воюет.

Все родители мечтают вырастить умного и успешного ребёнка. Многие для этого не жалеют сил и времени, занимаясь со своим чадом, определяя его в различные секции и кружки. Наибольшей популярностью пользуются игровые секции, так как у детей игра – это ведущий способ познания мира. Однако они должны быть не только захватывающими, но и полезными. В этой связи полезно вспомнить, что шахматы считаются самой интеллектуальной игрой.

В чём польза для детей

Игра в шахматы развивает усидчивость и собранность, что особенно актуально для очень активных малышей

Прославленный советский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».

Стремясь всесторонне развивать ребёнка, не упустите возможность научить своего малыша играть в шахматы. Обычно это задача ставится перед старшим поколением семьи – дедушкой, бабушкой, но, освежив свои навыки, вполне могут справиться и родители. Ведь польза от умения играть в шахматы для малыша очевидна:

  • эта игра заставляет думать;
  • чтобы побеждать, нужно быть максимально внимательным и сосредоточенным, а это учит ребёнка предвидеть результат своих действий;
  • с помощью игры в шахматы дети развивают и тренируют логическое мышление;
  • желание победить заставляет проявлять изобретательность, а проигрыш учит не унывать и относиться к себе самокритично, анализировать свою деятельность;
  • игра в шахматы развивает усидчивость и собранность, что особенно актуально для очень активных малышей.

С какого возраста можно учить играть

Психологи и педагоги утверждают, что лучший возраст для начала обучения игры в шахматы – три года

Психологи и педагоги утверждают, что лучший возраст для начала обучения игры в шахматы – три года. Дело в том, что в этот период малыш начинает осознавать себя самостоятельным, проявляет живой интерес ко всему вокруг, задаёт бесчисленные вопросы: «Почему?», искренне отдаётся тому, что ему интересно (рисует, лепит, собирает конструкторы) и обожает игры.

Кроме того, начало обучения игре в шахматы – дело сугубо семейное, а это укрепляет эмоциональную связь малыша с близкими людьми. Однако есть и отрицательная сторона: возможно возникновение проблемы «поддавков», когда, не желая огорчать ребёнка, ему уступают в игре . Но опытные педагоги и воспитатели рекомендуют этого не делать, так как малыш может привыкнуть к лёгким победам и драматично переживать проигрыш. Кроме того, родители должны следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся от игры. Иначе он быстро потеряет интерес к новому виду деятельнсоти.

Как правильно мотивировать ребёнка

В младшем дошкольном возрасте дети быстро загораются какими-то занятиями, но и так же быстро остывают. Шахматы – это созидательная игра, она требует не только уделять ей время, но и проявлять терпение, а это для некоторых детей непосильная задача. Как же правильно мотивировать малыша? Психологи рекомендуют несколько приёмов для этого:

  • Личный пример. Не секрет, что дети копируют манеру поведения взрослых. Поэтому если малыш увидит, что папа или дедушка играют в шахматы, то он однозначно захочет поиграть с ними.
  • Поддержание интереса к игре. Для этого устройте семейный шахматный турнир, а ребёнку поручите помочь подготовить к нему кого-то из близких. Так малыш не только сам будет тренироваться, но и почувствует свою значимость среди родных. Также обязательно давайте ребёнку выигрывать. Но делать это нужно только в том случае, если он действительно на пути к победе.
  • Посетите шахматную секцию, чтобы ребёнок увидел, что его сверстники не просто учатся играть, а соревнуются как взрослые, строят план тренировки и искренне захвачены деятельностью.

Методики обучения

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями. Поэтому мамам и папам нужно знать некоторые простые правила обучения маленького ребёнка игре в шахматы:

  1. Расскажите о происхождении шахмат, о том, что это одно из старейших соревнований, дошедших до наших дней.
  2. Представьте шахматную доску как поле боя. Расскажите о функциях каждого «бойца»: пешки исполняют роль пехоты, король – это генерал всей армии и т.д.
  3. Посвятите одно занятие каждой фигуре. Объясните, как ходят пешки, как они «съедают» фигуры, как занимают позиции других фигур (кроме короля, конечно). Попробуйте разыграть партию одними пешками. Кто заберёт всех – тот выиграл.
  4. На очередном занятии начального уровня попросите, чтобы малыш сам расставил фигуры на доске. Если он будет сильно путаться, помогите ему и повторите правила расстановки.
  5. Объясните правила игры, суть понятия «шах» (что в персидском языке означает «угроза королю») и как от него спастись («съесть» угрожающую фигуру). Также расскажите о безысходности для короля позиции «мат» (не зря же в арабском это «смерть»). Ребёнок на этом этапе должен понять, что количество фигур у соперника не важно, гораздо значимее, насколько удачен ход.
  6. Объясните функции ладьи, как ходят слон, ферзь
  7. Сыграйте настоящую партию, но не ленитесь снова и снова повторять малышу, как передвигаются шахматные фигуры.

Ещё одной методикой обучения игре в шахматы считается компьютерная программа, однако этот вариант подходит детям постарше, которые владеют компьютером. Но учтите, что игра с электронным тренажёром отнимет у вас несколько часов общения с дорогим человеком.

Видео: Как научить малыша играть в шахматы

Научить играть в шахматы можно практически любого ребёнка, если запастись терпением и подойти к процессу творчески, так сказать, со вкусом. Основные сведения о «тренажёре для мозга» и уроки шахмат вполне могут дать родители, старшие члены семьи, если они, хотя бы немного, когда-то играли или играют сами. Если вы не очень уверены в том, что всё правильно помните – достаточно освежить воспоминания, купив или скачав любой доступный учебник игры в шахматы.

Учиться игре в шахматы можно ещё до школы, ну и, конечно, в младших классах школы. Оптимальным возрастом для первого знакомства с игрой некоторые специалисты считают 3 года, когда заканчивается раннее детство и начинается дошкольное детство. Трёхлетний ребенок – уже человек со своим особым внутренним миром, с привычками, желаниями, упорно себя утверждающий и отстаивающий свою самостоятельность. Он владеет речью, знает более 1000 слов, прекрасно двигается, много умеет, рисует, лепит, занимается конструированием, задает бесчисленные вопросы, проявляя живой интерес к окружающему. Этот интерес он утоляет в играх.

Важно изначально понимать, что цель игры в шахматы с малышом - не воспитать будущего чемпиона, а прививать интерес к мудрой и полезной для общего развития игре. Уроки должны проходить в доброжелательной атмосфере. Не требуйте ничего от ребёнка! Помните, что занятия с детьми в возрасте 4-5 лет нужно проводить не более 30 минут с перерывом на физкультразминку. Заканчивать игровое занятие следует до того момента, когда малышу уже наскучит игра.

Первое занятие

Объясните вашему ребёнку, что шахматная доска - это поле боя, а фигуры - войска, только игрушечные. Убедитесь, правильно ли вы расположили шахматную доску: белое угловое поле обязательно должно находиться в правом углу со стороны белых.

Расскажите, как называются фигуры, начиная с пешек. Пешки - это шахматная пехота, и двигаются они по доске крайне медленно. Научите ребёнка расставлять пешки на доске: их всего по восемь с каждой стороны) ставятся на второй и седьмой горизонтали соответственно. Объясните, как ходят и как «едят» пешки.

Попробуйте сыграть с чадом первую в его жизни партию только пешками: кто заберёт все или проведет хоть одну свою пешку на последнюю горизонталь, тот и выиграл. От первой игры во многом зависит, понравится эта игра вашему ребёнку или нет, поэтому первую партию можете поддаться или сыграть вничью.

Затем продолжайте рассказ о других шахматных фигурах. Король - самая главная фигура. Ферзь - самая сильная фигура, а за ней следует чуть менее сильная ладья. Слон и конь пришли к нам из Индии - как, собственно, и сами шахматы. Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры (кроме короля, разумеется).

Второе занятие

Попросите ребёнка расставить шахматы и, если он ошибается, расставляйте фигуры вместе с ним. Объясните, что ферзь всегда ставится на поле своего цвета, то есть белый ферзь на белое поле, а черный - на чёрное.

Теперь нужно перейти к правилам игры. Начните, конечно же, с короля. Напомните вашему ребенку, что король является самой главной фигурой и объясните, как он ходит. Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребёнку, как король может ее взять (съесть). Поставьте другую - пусть ваш ребенок «покушает» королем целый ряд пешек и фигур.

Теперь объясните ребёнку, что означает «шах» (в переводе с персидского – «угроза королю»), и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти. Наглядно объявите шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например).

Затем расскажите, что означает слово «мат» (в переводе с арабского – «смерть»). Мат - это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Покажите ребёнку, как можно объявить простейший мат: «Видишь, королю шах, а защиты никакой нет». Малыш должен понять: не важно у кого сколько фигур – гораздо важнее удачный ход.

Третье занятие

Повторите коротко всё, что вы проходили на предыдущих занятиях. Не важно, если ребёнок будет путаться - постепенно он всё запомнит.

Объясните ребёнку, как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры - по горизонтали и по вертикали. Теперь дайте возможность ребёнку объявлять шахи королю. Поставьте позицию, где у каждой стороны по королю, но у белых, например, лишняя ладья. Поставьте позицию, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Пусть ваш ребёнок попробует это сделать самостоятельно.

Теперь объясните как ходит слон, а ходит он по диагонали. Слоны бывают чернопольные и белопольные. Поставьте на пути слонов какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок «покушает» их. Если ребёнок усвоит как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить, как ходит ферзь.

Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию. Не поленитесь снова и снова объяснять ребёнку, как правильно ходят фигуры во время игры, проявите ваше терпение. Вообще старайтесь как можно чаще играть с вашим малышом (если игра ему нравится), вместе анализируйте ошибки после игры, и однажды ребёнок станет вашим достойным учеником и партнёром в шахматных партиях.

Нельзя не обратить внимания на серьезную проблему - отношение родителей к удачам и неудачам детей. Бурные наставнические эмоции, когда взрослые усматривают в детях лишь предмет удовлетворения своих амбиций, в большинстве случаев не укрепляют бойцовских качеств юного шахматиста, а, наоборот, вредят, внушая ему страх перед проигрышами. Детям надо играть и получать удовольствие оттого, что они растут и мыслят. Больше хвалите малыша за конкретные, хоть и маленькие достижения!

Встречается и другая крайность: довольно часто, чтобы заинтересовать ребёнка шахматами, родители постоянно подыгрывают ему в совместной игре. Однако психологи этого делать не рекомендуют, - ведь малыш может привыкнуть к лёгким победам, и первое же разочарование от поражения может навсегда погубить его интерес к игре. Лучше объяснить ребёнку, что это всего лишь игра, и поражение как трагедию воспринимать не стоит.

Статьи по теме: