Конспект сюжетно ролевой игры экспедиция в африку. «Весёлое путешествие в Африку. рисование Тяни – толкая

Автор: Шумилина Евгения Николаевна
воспитатель МБДОУ д/с общеразвивающего вида №53
г. Волжский, Волгоградская область
Описание работы: Предлагаю Вам сценарий летнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в Африку». Данная методическая разработка будет интересна воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре, работающим с возрастной категорией 5-7 лет
Цель: Создать в детском саду радостную торжественную атмосферу праздника.
Образовательные задачи: Знакомить детей с Африкой, её обитателями, растительностью и климатическими особенностями.
Воспитательные задачи: Воспитывать дружеские отношения детей в группе. Воспитывать волевые качества, целеустремленность, выдержку, поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия.
Оздоровительные задачи: Вызвать благоприятный эмоционально психологический микроклимат. Контроль за чередованием различных видов физической нагрузки в течении всего развлечения.
Материал и оборудование: корабль (модуль), штурвал, капитанская шапка и бескозырки; сундук с одеждой папуасов, атрибуты к эстафетам (фрукты, бананы, 1 большое ведро с водой, 2 мелких бассейна, 2 маленьких ведерка, 2 мяча, ленточки по количеству детей для игры «Ловишки», камень с рисунком, музыкальное сопровождение: «Я морячка, ты моряк», «Чунга-Чунга»
Предварительная работа: чтение произведения «Бармалей» К.И.Чуковский,
рассматривание иллюстрацию о животных, о видах транспорта, о фруктах. Сюжетно-ролевая игра «Пароход»
Место проведения: площадка детского сада

Методическая разработка сценария летнего развлечения «Путешествие в Африку» для детей среднего дошкольного возраста

Ход проведения:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать!
Дети: Да
Воспитатель: А вы знаете что есть такая страна Африка? Я предлагаю отправиться в эту Жаркую Волшебную страну. Как мы можем до неё добраться?
Дети: На самолете, пароходе, корабле.
Воспитатель: Давайте отправимся в Африку на пароходе
(на участке расположен модуль парохода)
Воспитатель: Сейчас мы отправимся в далекое путешествие. Одеваем морскую форму и превращаемся в настоящих моряков. Давайте выбирем с Вами капитана. Все запрыгивают на корабль. Ну что, в путь!
(под песню «Я морячка, ты моряк»)
Воспитатель: Земля! Вот мы и приплыли!
Воспитатель: Ребята, а кто живет на этом острове?
Дети: папуасы
Воспитатель: А хотите превратиться в них? Посмотрите, что это у меня? (сундук) Давайте его откроем и посмотрим, что там? (костюмы папуасов)
Ребята, а вы хотите стать настоящими дикарями? (ответы детей)
Воспитатель: Вот это я понимаю: настоящие папуасы! Я предлагаю всем нам исполнить танец и песню «Чунга-чанга»
(по показу воспитателя дети выполняют движения)
Воспитатель: Ребята, поете вы хорошо, а загадки отгадывать вы любите?
(воспитатель загадывает загадки Веры Аношиной про животных, обитающих в Африке)

Ноги – два и два столба,
Шланг пожарный возле рта,
Два клыка могучих, длинных
(по-другому, это бивни).
Умница, красавец он,
Знают все, что это… слон .

Этот быстрый хищник, зверь,
Перегонит всех, поверь.
Он жестокий, очень сильный,
Мчит быстрей автомобиля.
Встретишь, будешь сам не рад –
Этот зверь не кот,… гепард .

Неуклюжа, тихоходна,
Носит дом с собой в походах,
В нём живет одна без страха
И соседей… черепаха .

В Африке толстяк живёт,
У него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде,
Думает лишь о еде.
Травку тоннами жуёт
Ненасытный… бегемот .

А у жителя саванны
Рост большой – он очень странный:
Шея длинная и рожки,
На подъёмный кран похож он,
Он пятнист, красив… Тот прав,
Кто назвал его… жираф .

На корягу он похож,
Зубы острые, как нож.
Он лежит, зарывшись в ил,
Злой и страшный… крокодил .

Полосатая лошадка,
Словно для письма тетрадка.
На полосочках, друзья,
Ничего писать нельзя.
Кто ответит самый первый,
Как зовут лошадку?… Зебра .
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием! А играть вы любите? Сейчас вы примете участие в спортивных эстафетах. Ребята, а какой самый популярный фрукт растет в Африке? (банан) Вот сейчас мы поиграем в игру с бананами. А называется она
«Собери бананы»
Ребята делятся на 2 команды, из корзины с различными фруктами дети должны отобрать только бананы.
Воспитатель: Ребята, а скажите так как Африка – очень жаркая страна, что здесь важнее всего?(вода) Правильно. Вода в Африке на вес золота. И сейчас поиграем в игру с водой:
«Игра с водой»
Из большей емкости дети двумя маленькими ведрами должны заполнить свои емкости.
Воспитатель: Ребята, а помимо бананов, что за фрукт растет в Африке? (кокос) А сейчас представьте, что наши мячи заменят нам кокосы и мы будем метать в цель.
Игра «Попади в цель»
Воспитатель: Ребята, в Африке очень много диких хищных животных, которые очень быстро передвигаются, поэтому мы должны быть быстрыми и ловкими. Сейчас мы это проверим…
Игра «Ловишки»
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Посмотрите, что это (камень с меловым изображением) А что на нем изображено? (ответы детей) , а что это может обозначать? Этот рисунок похож на наскальную надпись древних людей, которая обозначает, что где-то здесь находятся сокровища! Этот знак на рисунке (крестик) обозначает место нахождения сокровищ. Давайте с Вами попробуем отыскать это место.
Дети с воспитателем находят клад с угощением. (бананы)
Воспитатель: Друзья мои, нам пора отправляться домой. Кто же теперь у нас будет командиром? (предложения детей, выбор капитана корабля) Вперед!
(под музыкальное сопровождения дети «возвращаются» на участок)
Воспитатель: Ну вот мы и вернулись домой. Понравилось Вам наше путешествие? Что запомнилось больше всего? И где нам это может пригодиться?

Тема: Сюжетно-дидактическая игра "Путешествие в Африку" с детьми 4-5 лет Цель: v Совершенствовать умения детей играть и действовать в воображаемом плане. v Развивать интерес к игре. v Закрепить знания детей о профессиях взрослых: медсестры, капитана, матросов, почтальона. v Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и заботы о "больных". Материал для игры: v крупный строительный материал v атрибуты к сюжетно-ролевой игре "Пароход", "Больница" v декорация Африки v аудиозапись Место проведения: музыкальный зал Ход игры: Ведущий: Здравствуйте, дети! Вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас совершить веселое путешествие. Вы готовы? Тогда, друзья, в путь. (Под музыку дети цепочкой, взявшись за руки, идут по залу.Навстречу детям выходит Доктор Айболит). Доктор Айболит: Здравствуйте, дети! Кто из вас болен. Как живете, как животик? Не болит ли голова? Погляжу из очков кончики язычков. Очень хорошо! Все здоровы! Тогда по порядку становись на зарядку! (Под фонограмму дети выполняют различные движения по показу Доктора Айболита. По окончании аэробики вбегает Почтальон). Почтальон (ребенок): Доктор Айболит! Доктор Айболит! Вот вам телеграмма от Гиппопотама! "Приезжайте, доктор, в Африку скорей И спасите, доктор, наших малышей!" Доктор Айболит: Что такое? Неужели ваши дети заболели? Почтальон: Да– да-да! У них ангина, скарлатина, холерина, Дифтерит, аппендицит, малярия и бронхит! Доктор Айболит: Ладно, ладно, побегу, вашим детям помогу Только где же живете? На горе или в болоте? (Почтальон убегает из зала. Из- за двери слышится: "Мы живем в Африке!…" Доктор Айболит: Что же делать? Что же делать? Боюсь, я один не справлюсь. Ведущий: Доктор Айболит, не волнуйтесь! Наши ребята из детского сада №57 смелые и отважные, они тебе помогут! Доктор Айболит: Тогда на чем же мы поедем в Африку? Ведь перед Африкой море бушует, шумит на просторе. Ведущий: А наши дети построят прочный корабль, и никакие волны не будут нам страшны. (Звучит музыка, дети строят из крупного строителя корабль, устанавливают мачты, штурвал. Ведущий помогает распределить роли капитана, штурмана, матросов). Ведущий: Корабль наш готов. Команде занять свои места! Поднять паруса! ("Корабль" отправляется в путь. Звучит фонограмма шума моря, крика чаек. Дети выполняют игровые действия согласно своим ролям. И поют песенку "По синему морю…."). Доктор Айболит: Но горы встают у нас на пути! Как через горы мы сможем пройти? А горы все выше, а горы все круче. А горы уходят под самые тучи! Как же быть! Что же делать! Как же мы через горы с вами переберемся? Ведущий: Не беда! А мы представим себе что мы "самолеты", И пролетим высокие горы. (Дети изображают самолет: "заводят мотор", расправляют руки в стороны, под музыку "летят" по залу). Ведущий: Внимание! Впереди по курсу Африка! (дети "прилетают" на берег Африки). Ведущий: Вот мы и в Африке. Ребята, а кого из животных мы можем встретить в Африке? (Дети перечисляют зверей живущих в Африке). Ведущий: А, давайте с вами поиграем и попробуем изобразить этих животных. (Под музыку дети изображают мартышку, слона, жирафа, черепаху, львенка). Ведущий: Вот и гора Лимпопо. А под ней лежат больные звери. Ребята, кто будет изображать больных зверят? Детям предлагаются шапочки зверей: бегемотов, мартышек, жирафов, тигрят и др). Доктор Айболит: А кто мне поможет вылечить зверят? Кто будет делать уколы, объяснит, как принимать лекарство, которое я назначу, кто сможет ласково поговорить с больным, наложить повязку? (Доктор Айболит одевает халатики двум- трем девочкам "медсестрам". Предлагает мартышкам сделать уколы, перевязать бегемотикам животики, поставить градусники и т.д.) Ведущий: Бежит Айболит к бегемотикам и хлопает их по животикам. И всем по порядку дает шоколадку и ставит и ставит им градусники. Ведущий: Вот и вылечил он их, Лимпопо! Вот и вылечил он больных, Лимпопо! И пошли они смеяться, Лимпопо! И плясать, и баловаться, Лимпопо! Жираф (ребенок): Спасибо, Вам, доктор! Спасибо, сестрички! Теперь мы все здоровы! (Звучит плясовая музыка и все участники игры танцуют). Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться домой, в наш любимый детский сад. До свиданья, Доктор Айболит! До новых встреч! Воспитатель предлагает детям сесть в "корабль". Под веселую песенку "По синему морю…" дети возвращаются в детский сад)

Конспект организованной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

Разработан в соответствии с тематической неделей «Навстречу Универсиаде»

Тема ООД: Игра – путешествие в Африку

Задачи ООД:

Образовательные

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания;

Продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы, детали (инструменты, оборудование).

Развивающие

Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, продолжать формировать умение договариваться о действиях

Воспитательные

Воспитывать интерес к путешествиям, культуру поведения, понимание необходимости соблюдения некоторых правил, эмоциональный отклик на красоту, доброжелательность, готовность выручить товарища;

Предполагаемый результат:

Дети имеют элементарные представления об особенностях географического положения Африки, имеют представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания;

Дети умеют выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, умеют самостоятельно создавать недостающие для игры предметы, детали (инструменты, оборудование).

Дети самостоятельно разворачивают игру, умеют договариваться о совместных действиях

У детей появляется интерес к путешествиям, понимание необходимости соблюдения некоторых правил, эмоциональный отклик на красоту, доброжелательность, готовность выручить товарища;

Виды деятельности: коммуникативная двигательная, игровая, экспериментальная.

Формы и методы организации совместной деятельности.

Игровые упражнения и игровые ситуации; обсуждение; театрализованная деятельность; познавательно-игровая деятельность

Предварительная работа: подготовка презентации «Африка», подготовка оборудования, изготовление необходимых атрибутов и материалов для игры

Оборудование к ООД: глобус или географическая карта, схемы – подсказки с изображением фауны Африки, иллюстрации с изображением флоры Африки, оборудование к опытам, костюмы для сказочных героев,

Ход ООД:

1. Организационный момент

Спортивная сказка

Действующие лица:

Кролик, Винни – Пух, Пятачок, Тигра.

Кролик. Скоро в Казани состоится Универсиада. Нам бы тоже надо принять там участие. Как вы думаете?

Пятачок. Хорошо бы! Да только, что мы умеем?

Вед. Вот, Винни, может участвовать в тяжелой атлетике, например, поднимать штангу. Ты, Пятачок, хорошо визжишь – будешь группой поддержки. А Кролик может быть судьей – он очень умный и рассудительный.

Винни. У нас есть еще Тигра, но он, в последнее время, стал хилым и часто болеет.

Пятачок. А давайте, ему поможем, сделаем его спортсменом!

Винни. Хорошая мысль. Но только как мы ему поможем? Ведь он живет в Африке, а это очень далеко!

Кролик. Может быть, нам отправиться в Африку. Давайте обратимся в туристическое агентство. Я думаю, что там нам смогут помочь! И ребят с собой пригласим!

Пятачок. Ура! Здорово! Мы отправляемся в путешествие! Только я ничего не знаю про Африку, что это такое, и где она находится?

Вед. Дорогой Пятачок! Я думаю, в дороге у нас будет время все узнать про Африку

2 Основная часть

Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство»

Здравствуйте! Это Туристическое Агентство. Нам очень нужно попасть в Африку!

Итак, мы отправляемся в увлекательное сказочное путешествие в Африку на самолете.

Уважаемые путешественники! Просим занять свои места! Садитесь поудобнее! Мы отправляемся!

Доплывем до Занзибара. Поплутаем по Сахаре,

Поглядим Килиманджаро, Погуляем с Гиппопо по широкой Лимпопо!

Музыка Лимпопо

Посмотрите, как выглядит Африка на глобусе (карте)! Очень много желтого цвета! Как вы думаете, что обозначает желтый цвет?

Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. В Африке много пустынь.

Слайд Пустыня Сахара

Что такое пустыня, как вы думаете? Пустыня от слова «пусто», «пустынно». Посмотрите, земля в пустыне покрыта золотисто-желтым песком, мягкой рассыпчатой пылью, темными камнями. Там очень мало растений, почти нет животных.

Самая большая пустыня – Сахара! Ее называют Королева пустынь! Здесь дуют горячие ветры, годами не бывает дождей. (направить на детей горячий воздух из фена). Кажется, что в пустыне не может быть ничего живого. Но. Посмотрите, какие чудеса!

На спине своей всегда носит горб он или два.

И в пустыне ходит всюду, все зовут его….. (верблюдом).

Верблюда называют «кораблем пустыни». Почему? Движения у него плавные, как у корабля. Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Почему им не жарко в пустыне? Длинная густая шерсть защищает верблюда от палящих солнечных лучей. (Опыт с зажженной лампой).

На ногах у верблюда широкие мозоли, чтобы ноги не проваливались в песок. (опыт с песком и карандашом)

Заметили: острые каблучки проваливаются в песок, а широкие подошвы – нет!

В природе нет ничего случайного, поэтому и мозоли у верблюда на ступнях – широкие. Перед тем, как отправиться в путь, хозяин дает верблюду много воды и корма. В горбу у верблюда находятся жир и вода, он будет расходовать их в переходах по пустыне.

Жарко в пустыне! Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды.

Знаете, что такое Оазис? Это такое место в пустыне, где есть растительность и вода. Здесь можно отдохнуть и попить водички.

Отдохнули? Продолжаем наше путешествие по Африке

Песенка Красной Шапочки

Пустыня осталась позади.

Слайд Саванна

Впереди – африканская саванна. Чем покрыта земля в саванне? Травой. Трава здесь всегда густая: сухая и желтая – когда нет дождей и сочная, зеленая – после дождей.

Давайте погуляем по Саванне, посмотрим на тех животных, которые здесь живут.

Слайды о животных . Лев. Тигр. Жираф. Бегемот. Страус. Слон. Крокодил

Африка, Африка – волшебный континент.

На всей большой планете

Земли прекрасней нет,

Львы и носороги, зебры и слоны,

Верблюды, бегемоты – жители страны.

Понравились вам африканские животные?

Слайд Пальмы

А еще в саваннах и оазисах растут пальмы. Есть пальмы кокосовые – на них растут вот такие удивительные плоды – кокосы. А это – финики, плоды финиковой пальмы. Угощайтесь…

Вед. Но что это, ребята, я вижу Тигру. Здравствуй, Тигра! Мы прилетели за тобой, чтобы пригласить тебя на Универсиаду!

Пятачок. Мы будем делать из тебя спортсмена.

Тигра. А что такое Универсиада?

(дети рассказывают: Это всемирные студенческие спортивные соревнования. Они состоятся в Татарстане, в городе Казани, в этом году - летом – идет закрепление материала об Универсиаде…)

Тигра. Я не могу. Я болею…

Вед. Мы поможем тебе. Но сначала надо прогнать твои болезни. Мы сделаем зарядку! Ведь зарядка – важнейший атрибут в жизни любого активного и здорового человека. Она заряжает позитивной энергией и отличным настроением на весь грядущий день. Десять минут тонизирующих упражнений в день после пробуждения творят чудеса! Не верите? Проверим?

Винни – Пух. У жителей Африки всегда веселое и радостное настроение. Давайте вместе с ними станцуем веселый Танец Робинзонов

Танец Робинзонов

Тигра. Ух ты! Я совершенно здоров! И готов допрыгнуть до Солнца! Едем скорее на Универсиаду! Я высоко прыгаю и быстро бегаю! И на Универсиаде могу показать свою ловкость!

Вед . Тигра! Ты молодец! У тебя все получится!

Слышите, в густых зарослях слышны необычные звуки – это весело трубит слон, приглашая вас поиграть с ним и его подружками – веселыми и озорными обезьянками. Давайте их тоже пригласим к нам на летнюю Универсиаду!

Танец Веселые обезьянки.

Вед. Друзья! Мы приглашаем всех жителей солнечной Африки на летнюю Универсиаду в Казань!

Летим на Универсиаду!

3. Заключительная часть: Рефлексия

Вед. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Давайте поблагодарим сотрудников Туристического агентства и оставим отзыв в книге Отзывов!

Язык проекта:

Исследование

Цель

на основе выхода из проблемной ситуации, в игровой форме дать первоначальные представления о материке Африка, об особенностях флоры и фауны, о жителях и культуре данного континента.

Гипотеза

Сюжетно-ролевая игра обеспечивает более полное погружение ребенка в материал. Ребенок не только «вдоволь» играет, так как это не маловажный фактор в жизни дошкольника, но и обучается материалу, который ребенок в дошкольном возрасте обязан знать, с легкостью (играючи).

Оборудование и материалы

магнитофон, компьютер, мультимедийная техника, игрушки, лего «Животные жарких стран», лего «Народы мира», песочница, лампа, фен, мультфильм «Сафари с Кузей», глобус, политическая карта мира, карта «Животный и растительный мир Африки», краски, кисти, пластилин, цветная бумага, картон, ножницы обои, холлы.

Зачем в исследовании нужны материалы других участников

Для точного сбора данных и обмена опытом

Протокол проведения исследования

I этап - постановка проблемы, определение цели, задач проектной деятельности

II этап - организация деятельности в рамках проекта.

III этап – заключительный

Мотивация

Во время обмена новостями (после того, как дети выскажут свои новости) в группу входит почтальон показывает необычное письмо – адресовано группе «Пчелка». В письме Айболит сообщает ребятам, что все звери в Африке заболели непонятным вирусом, и помочь им могут только семена необычного растения, которое растет у жителей племени «Тумба-юмба». Айболит просит ребят достать эти семена и привести ему.

Вопрос детям: Будем ли помогать Айболиту? Почему? Что нам для этого надо сделать? Что мы знаем об Африке? Что нужно узнать? Как можно добраться в Африку? Что для этого нужно? На чем мы поедем в Африку? Почему?

Дети принимают решение, отправится в путешествие.

II этап - организация деятельности в рамках проекта и проживание проекта

В проживании темы проекта можно выделить два вида событий. Одни задают смысл совместной деятельности и создают эмоционально-нас ыщенные представления детей о тех или иных культурных традициях, областях знаний. Другие – создают необходимые условия для обобщения детского опыта, его осознания и рефлексии. Сначала создаются условия для погружения детей в тему. Каждый ребенок должен увидеть разнообразные эмоционально-при влекательные возможности собственного участия, в общем, для всех деле. Затем дошкольник овладевает знаниями и способами их применения в деятельности, вместе со взрослыми пробует применять полученные знания и умения в разнообразных ситуациях. После чего создаются условия для того, чтобы ребенок стал реальным субъектом освоенной им деятельности. Активные помощники и участники проектной деятельности – родители. Именно они помогают создать в группе необходимую развивающую среду по теме проекта: приносят из дома, имеющиеся у них предметы, книги, альбомы, помогают в изготовлении костюмов , декораций, пособий.

С воодушевлением приняв это приглашение, начинаем сборы в дорогу.

Нужна карта, чтоб понять, где находится Африка. Находим Африку на карте и намечаем маршрут, выбираем транспорт для путешествия.

Беседа о документах, билетах. Приступаем к изготовлению паспортов.

Беседа о возможных непредвиденных обстоятельствах, опасностях, таящихся в незнакомой местности.

Готовим рюкзаки с легкой летней одеждой, обязательно панамки от солнца, солнцезащитные очки, крем от загара, мазь от укуса насекомых, аптечку,

засушенные фрукты и орехи, а самое главное – воду. Почему?

Знакомимся с климатическими условиями Африки, проводим эксперименты.

В один из дней первой недели готовим «сухой паек» для путешествия - резать и сушить сухарики.

В конце второй недели отправляемся на экскурсию в Африку. Выбираем транспорт – самолет. Воспитатель – пилот. Презентация «Африка».

Экскурсия по саванне. Пикник в пустыне. Под финиковой пальмой нашли корзину с финиками – подарок африканских друзей.

В течении всего времени реализации проекта:

Изучаем географическое положение и климат Африки.

Изучаем растительный и животный мир Африки. (Презентация)

Изготавливаем макет саванны и макет пустыни. (Из коробок и цветной бумаги)

Просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Доктор Айболит»…

Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка»

Составление описательных рассказов и заучивание стихов о животных – обитателях Африки

Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любое африканское животное и придумать про него сказку. Оформить детскую книжку-малышку. (Забавные сказки вышли)

Дидактические настольные игры: «Кто, где живет? », «Где, что растет? », «Обитатели жарких стран»

Рисование животных, обитающих в Африке + Раскраски

Решение проблемных ситуаций: «Как можно сварить суп без кастрюли? », «Как можно испечь яйцо без огня? », «Как можно напиться без чашки? », «Как спастись от тигра? », «Из чего можно построить укрытие от солнца, от дождя? », «Как найти верную дорогу домой? », «На чем лучше всего отправляться в Африку? »

Развивающие вопросы: Как ты думаешь, Африка далеко или близко от нас? Как ты считаешь, там такая же погода как у нас? А какая? Ты слышал когда-нибудь, какие там животные живут? Какие птицы? Они сидят в клетках?

Люди похожи на нас? Чем похожи, чем не похожи? От кого ты слышал, откуда узнал, где увидел, кто прочитал? Что тебе показалось особенно необычным, интересным? Как ты думаешь, почему кактусы растут в Африке? Почему там так много птиц, животных?

Почему африканцы не покупают шубы? Как ты думаешь, как они чувствовали бы себя в нашей стране? Что бы их удивило? Что им понадобилось бы больше? Шляпа, солнечные очки или шапки и шубы? Как ты думаешь, шарф пригодился бы в Африке? Чего бы тебе больше захотелось в Африке мороженого или горячего молока?

Представь себе жаркое-жаркое солнышко и ни одной капельки дождя, что будет? Что почувствуют растения, животные, люди?

Работа в центрах

ЦЕНТР НАУКИ

Подготовить карту, схему маршрута путешествия; узнать как можно больше о том месте, куда отправляются в путешествие; решить, что нужно взять с собой и почему; выяснить, какие там могут быть опасности; учиться пользоваться компасом; сделать схему пути.

Взвесить всех детей до путешествия, после путешествия.

Работа с календарем. Отсчет дней путешествия вести от начала темы. Во время работы в центре считать, сколько дней уже путешествуют, зарисовывать события.

ЦЕНТР КНИГИ

Составить план путешествия; записать рассказы «Что я думаю о путешествиях». Писать письма родителям из путешествия; оформить альбом с «фотографиями», рассказами, рисунками; написать слова по теме; прочитать сказки разных стран. Воспользоваться услугами почтальона: запечатать в настоящие конверты письма, рисунки и «фотографии» детей и отправить их родителям.

ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬСТВА

Построить все, что нужно для путешествия: машину, корабль, плот.

ЦЕНТР ИСКУССТВА

Сделать сувениры для любимых пап и мам «из путешествия» - шляпа, кувшинчик, открытка.

Рисовать свои портреты:

а) на память перед «отъездом» в путешествие;

б) из Африки во время путешествия;

в) после возвращения из путешествия;

Изготовить бинок ли, подзорную трубу из рулончиков от туалетной бумаги.

Сделать аппликации птиц, украсить

Сделать коллаж «Африка»

Рисовать (дорисовывать, раскрашивать) животных.

ЦЕНТР КУЛИНАРИИ

Подготовить «сухой паек» для путешествия - резать и сушить сухарики; упаковывать чай, сахар; укладывать корзину с припасами; устроить пикник, учиться использовать одноразовую посуду.

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ(физкультурный зал)

Подвижные игры

Мотивация: путешественники должны быть сильными, выносливыми, решительными, находчивыми, готовыми помочь друг другу.

Игры, помогающие проявлять такие качества, но это НЕ могут быть игры-соревновани я на скорость.

«По камушкам через болото», «По бревнышку через пропасть», «Спасаем малышей от тигра», «Спасаемся от ливня».

Индивидуальные тренировки по карточкам с заданиями для средних, старших детей:

Вверх-вниз по лестнице 5 раз

Подбросить и поймать 10 раз

Прыгнуть через скакалку 10 раз

Пролезь под воротиками 6 раз туда и обратно

Пройти по скамейке 4 раза

Физкультурные занятия в форме серии упражнений на полосе препятствий; упражнений на тренажерах; серии подвижных игр; тренировочного похода.

Утренняя гимнастика в игровой форме, имитация движений животных.

ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ

Беседа с медсестрой по теме «На воде, на солнце»;

учимся оказывать первую помощь при солнечных ожогах, порезах, тепловых ударах.

III этап – завершающий

Итоговое мероприятии проекта – поход в Африку, встреча с вождем племени «Тумба-Юмба» и его женой, со сказочными синими жирафами, обмен подарками и получения заветных семян.

Дорожная карта проекта

Программное содержание

понедельник

Получение письма, изготовление паспортов

Познакомить с понятием «паспорт- документ удостоверяющий личность», закреплять или учить даты рождения детей. Закреплять знания о своей стране, о ее государственных символах, о своем месте жительстве, о Москве. Закреплять или формировать навык написания цифр и букв, своего имени и фамилия.

Африка на карте, выбор маршрута и вида транспорта

Повторение сторон света, знакомство с Африкой, ознакомление с картой и глобусом в контексте построения маршрута из своего города в определенную страну и город африканского континента;нахождение местоположения Африки относительно полюсов Земли. Закрепление видов транспорта, обобщающие слова, формирование умения самостоятельно искать нужное решение и выбирать из предложенных лучшее.

Конструирование самолета, чтение энциклопедий и книг про Африку. Просмотр презентации.

Развивать умение находить строительные формы среди другого материала; закреплять представления детей о транспорте умение выделять части самолета; совершенствовать умение ориентироваться в пространстве; развивать коммуникативные навыки, умение работать группами, сохраняя доброжелательное отношение друг к другу, приходить на помощь в нужный момент. Создание
благоприятной атмосферы для самостоятельного изучения животного и растительного мира Африки

Письмо из географического общества, изучение флоры и фауны Африки, работа в центре «Науки», опыты с песком.

  • Познакомить детей с особенностями пустыни, ее растительным и животным миром. Показать детям взаимосвязь между внешним видом растений и животных и условиями жизни в пустыне.Вызвать у детей интерес к обитателям Земли. Обогащение словарного запаса детей. Работа по
    словообразованию: лев-львица-львён ок и т.д. Развитие внимания, памяти; формирование навыков логического мышления. Формирование навыка проектно- исследовательско го умения. Формирование навыка ставить проблемные вопросы. Активизировать мышление, интерес к знаниям и инициативу детей. Учить детей опытным путем доказывать свои предположения и гипотезы.

Знакомство и изучение флоры и фауны джунглей и саванны. Продуктивная деятельность.

Продолжать знакомить и изучать животный и растительный мир Африки. Проследить взаимосвязь внешнего вида животных и растений и среды их обитания. Выявление характерных для африканского континента климатических особенностей. Развитие умения вырезать по шаблонам из цветной бумаги животных стран Африки (слон, жираф, зебра, львица, крокодил), для создания композиции, передающей африканскую природу, развитие мелкой моторики и мышления по средствам дополнения аппликации деталями, подрисовкой.

понедельник

Работа в центре «Строительства», завершение работы по изготовлению транспортного средства «самолета»

Совместная деятельность с детьми, развитие навыков коммуникации, работа по командам, помощь малышам. Изучение основных частей самолета и их название, закрепление профессий, связанных с гражданской авиацией, обобщающие слова, развитие пространственног о мышления и творческого воображения.

Продолжение изучения флоры и фауны Африки, работа в центрах «Здоровья», «Искусства». Изготовление макета «Растительный и животный мир Африки». Сочинение сказок.

Закрепление правил, связанных с нахождением на солнце, к чему может привести перегревание, как одеваться. Знакомство с приемами первой помощи при солнечном ударе, перегреве, укусах насекомых и укусах медуз. Формирование практического навыка работы с бумагой, развитие эстетического вкуса, мелкой моторики, любознательности, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.
Закрепление знания о разных природных зонах при создании макета.
Совершенствовани е ролевого диалога, участие всех детей в подгрупповом взаимодействии, в планировании и преобразовании природных зон в соответствии с заданием.

Письмо из географического общества, с просьбой помочь Джону найти его дом.

Воспитание интереса и уважения к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности; формирование представления о планете Земля и жизни людей на планете; учить находить отличительные особенности людей, живущих в разных странах и частях света; воспитывать чувство патриотизма, толерантного отношения к жителям Земли; закреплять умение ориентироваться на карте и глобусе. Знакомство с некоторыми народностями населяющими Африку их бытом и традициями и культурой.

Посылка от Джона, с благодарностью за помощь и с подарком. Подарок - джембе. Африканские музыкальные инструменты. Строительство корабля. Знакомство с «морскими» профессиями.

Закрепление представлений детей о водном транспорте умение выделять части корабля; совершенствовать умение ориентироваться в пространстве; конструировать форму корабля из разных деталей и конструкторов. Развитие коммуникативных навыков, инициативы, умения выбирать. Закрепление профессий капитан, юнга, кок, матрос, механик, штурман, врач и распределение ролей между детьми.

Знакомить с культурой Африки традиционными музыкальными инструментами. Сравнение африканских узоров и рус. нар. росписей, найти объяснения в чем разница.

Работа в центре «Искусства» и «Кулинария», сдача экзаменов профессору географического общества Умникову Г.А. Мастер класс по изготовлению маракасов.

Первая проверка готовности детей к поездке в Африку. Сдача «экзаменов» «строгому» и очень умному профессору Умникову Г.А. Отгадывание головоломок, задач, загадок, знание маршрута, правил поведения, проверка паспортов.

Подсчет и заготовка продуктов для похода.

Развитие мелкой моторики, творческого мышления и воображения, умения работать с картоном и крупами, развитие звуко-высотного слуха и ритма.

понедельник

Работа в центре «Здоровья», центре «Математики». Подготовка к походу, разработка правил.

Разработка правил безопасного поведения в походе в Африку и запись, или рисование схем. Изготовление средств безопасности: «жилетов» и пилоток. Знакомство с оптическими приборами - цель и предназначение. Изготовление биноклей.

Изготовление подарков жителям племени «Тумба- юмба»

Закрепление знаний о народных промыслах, изготовление чайников и их роспись в технике гжель. Упражнение в счете и умении измерять расстояния. Измерительные приборы – цель, где могут использоваться.

Физическая подготовка, умение лазить по лесенкам, работать в паре, подлазить, прыгать в дину и высоту.

Проверка готовности к путешествию, получение виз. Разрешений от родителей.

Закрепление и повторение пройденного по теме Африка.

Путешествие в Африку, рефлексия.

Утренние сборы. Путешествие с проблемными ситуациями. Встреча с вождем племени Тумба-юмба. Получение подарков. Обмен мнениями

Ирина Кулакова
Конспект проведения сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Путешествие в Африку»

Тема: «Путешествие в Африку»

Цель: способствовать развитию основ экологического сознания детей посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

Обобщить представления детей о типичных представителях различных природных зон – ледяной зоны – крайнего севера, пустыни.

Формировать у детей умение творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием, положительное взаимодействие между детьми в процессе игры;

Активизировать словарь детей словами, обозначающими названия животных, природные зоны;

Развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную диалогическую речь, логическое мышление, познавательный интерес, наблюдательность.

Воспитывать уважение к труду работников морского флота, бережное отношение к природе.

Предшествующая работа: чтение детской художественной литературы о моряках и морских путешествиях: С. Михалков «Кораблики», Л. Толстой «Прыжок», С. Я. Маршак «Три моряка», Б. Житков «Пароход», изготовление атрибутов к игре, разыгрывание диалогов.

Оборудование: модули для постройки корабля; тельняшки, морские воротники, бескозырки, капитанская фуражка;

Медицинский халат и пилотка с крестиком для врача;

Поварской колпак и фартук для повара;

Спасательный круг, якорь, штурвал, акваланг, водолазная маска, бинокли, подзорная труба, палубная швабра, ведро;

Сеть, картинки животных жарких стран, морских животных, мягкая игрушка–дельфин, муляжи фруктов.

Ход игры: (педагог приносит в группу посылку: в ней карта Африки с сигналом SOS, конверты с разрезными картинками). И говорит детям:

Ребята, сегодня утром нам принесли посылку. Вы знаете, зачем нам прислали эту посылку? А как узнать, кто ее прислал? (Ответы детей) – открыть посылку.

Посмотрите, здесь карта Африки с сигналом SOS. Как Вы думаете, что обозначает сигнал SOS?

В Африке кто-то просит о помощи (рассматривают карту и конверты с разрезными картинками на ковре вместе с воспитателем).

Как вы думаете, как нам узнать, кому же понадобилась срочная помощь на далёком материке? (Чтобы узнать, кто попал в беду, нужно собрать разрезные картинки).

Воспитатель: возьмите по одному конверту каждый и соберите картинку. Дети помогают друг другу по мере необходимости.

Скажите, полным предложением кто же просит о помощи? Кого собрал Артем? Лиза? (сложили северного оленя и белого медведя. Это - животные Севера.)

Почему этим животным срочно требуется помощь? (Эти животные не приспособлены к жаркому климату)

Что делать, если нас просят о помощи? (надо отправляться в Африку спасать животных). На чем мы отправимся в путешествие? (на корабле)

Нам нужна команда. Мы должны договориться, кто кем будет.

Воспитатель: Можно, капитаном буду я!

Кто у нас будет штурманом, боцманом, врачом, поваром, матросами договоритесь между собой. (можно подготовить картинки и с помощью их распределить роли – ребенок берет картинку переворачивает и определяет, кем он будет).

Штурман, вот тебе тельняшка, морской воротник, бескозырка, спасательный круг.

Матрос, вот тебе тельняшка, морской воротник, бескозырка, швабра с ведром.

Боцман, вот тебе тельняшка, морской воротник, бескозырка, бинокль.

Врач, получите медикаменты, халат и пилотку.

Кок, получите колпак, фартук и продукты.

(Дети надевают свои предметы одежды)

Воспитатель-капитан: Команда, стройся! Мы сегодня отправимся в теплые края, чтобы спасти животных. Врач, приступите к медицинскому осмотру команды!

Врач (осматривает команду: ставит градусник, слушает): Товарищ капитан, команда здорова!

Воспитатель-капитан: Ну, что же, команда наша готова. Корабль ждет нас в порту. (Все идут к кораблю.) Всей команде занять свои места. Пожелаем нам счастливого пути. Матросу надраить палубу. Якорь поднять. Полный вперед. Так держать (звучит музыка)

Воспитатель-капитан: (смотрит в бинокль): Внимание, слева по борту вижу дельфина. Он запутался в сети. Ему требуется помощь. Лево руля! Стоп машина. Якорь опустить! Матрос, надеть водолазное оборудование. Дельфину необходимо помочь.

(Матрос одевает акваланг, маску и прыгает за левый борт. Выпутывает дельфина из сети и возвращается к кораблю).

(второй матрос бросает спасательный круг, вся команда тянет за веревку спасательный круг, поднимает на борт матроса).

Воспитатель-капитан: Врач, осмотрите матроса. Все ли у него в порядке после ныряния?

Врач: (осматривает матроса, измеряет ему температуру, докладывает) Товарищ капитан, матрос здоров!

Воспитатель-капитан: Объявляю вам благодарность за спасение дельфина! Поднять якорь, полный вперед (звучит музыка).

Кок: Товарищ капитан, пора подкрепиться!

Воспитатель-капитан: Раздать паек! (Детям дают фрукты-муляжи.)

Воспитатель-капитан: вот и приплыл наш корабль к материку Африка. (на мультимедиа показываются слайды презентации на которых, изображение Пустыни Сахары, джунглей – животных, обитающих в Африке). Воспитатель рассказывает демонстрируя слайды: Здесь есть самая длинная река Нил, в которой водятся крокодилы. В Африке находится и самая большая в мире пустыня Сахара, которая составляет большую территорию, богатые растительностью джунгли и бескрайние саванны.

Детей встречает Обезьянка: здравствуйте ребята, зачем Вы приплыли в Африку? (ответы детей)

Обезьянка: Но спасти животных можно только выполнив задания. Вы готовы их выполнять? (ответы детей). Для этого вам нужно сойти на берег.

Воспитатель-капитан: Команде сойти на берег.

Обезьянка: Вот для вас первое задание: Д/игра «Чей хвост? Голова?». Определите, какого животного голова и подберите его хвост.

Обезьянка: молодцы ребята, справились с заданием, а теперь помогите расселить всех животных в места их обитания.

Воспитатель: две природные зоны у нас: Африка и крайний Север, расселите животных в их привычные зоны обитания (дети располагаются возле карт природных зон и берут карточки и раскладывают картинки животных по природным зонам).

Воспитатель: Артем куда поместил северного оленя? Почему? Настя куда поместила жирафа? Почему?

Воспитатель: вот все животные расселены по своим зонам. А нам пора возвращаться в детский сад.

Обезьянка: спасибо вам ребята, что пришли на помощь животным. До свидания!

Воспитатель и дети: до свидания!

Воспитатель: Команда, стройся! Мы отправимся в детский сад.

Штурман: команда готова, можем отплывать. Поднять якорь! Полный вперед!

(звучит музыка)

Боцман: смотрит в бинокль и говорит: вижу землю, наш порт.

Капитан-воспитатель: стоп машина. Отдать якорь. Команде сойти на берег. Ну вот мы и вернулись домой, спасибо всем.

Итог: Для чего мы с вами отправились в такое далекое путешествие? – Какие задания выполняли? – Какое задание вам особенно понравилось? - Какое задание вызывало у вас трудность?

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста» «Путешествие в Африку» 1. Задачи: 1. Расширять знания детей о животных Африки, их повадках, особенностях внешнего вида. Активировать речь и мышление в ходе решения.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие в мир профессий» для детей старшей группы Цель: формировать умение творчески развивать сюжет игры, обыгрывать роли по сюжету. Задачи: 1. Образовательная: -Продолжать учить детей.

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Больница» во второй младшей группе Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» во второй младшей группе. Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Больница».

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Мебельный магазин» Выполнил: воспитатель МДОУ.

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Мы построим лего-сад» Конспект проведения сюжетно-ролевой игры в старшей группе

Статьи по теме: