Кто такие ведьмаки. Лучше смерть, чем продажа прав

Несмотря на то что во всех частях серии присутствуют образцы самого разного вооружения, пользоваться можно только мечами. Объяснить пристрастие ведьмаков к этому типу смертельных орудий невозможно, но таковы реалии - какой бы внушительный по виду топор вы не нашли, для персонажа он бесполезен. Однако невзирая на то, что основное оружие в игре «Ведьмак» - меч, предназначения у него разные. Серебряные экземпляры отвечают за уничтожение различной нечисти, а стальные предназначены для убийства животных и людей.

Так закалялась сталь

Начнем с первой части знаменитой игры. Основное оружие, которым пользуется ведьмак, - мечи, сделанные из стали. Хоть игрок и является истребителем чудовищ, немалую толику времени займут также битвы с самыми разными бандитами. Именно для них и потребуются описанные ниже орудия для убийств.

Следующий набор мечей не приспособлен для серьёзного боя и достать его не составит труда. Изделия обладают посредственными характеристиками и не нанесут серьезного урона.

  • Ржавый меч.
  • Темерский стальной меч.
  • Меч ордена «Пылающей розы».
  • Темерский железный меч.

Далее по списку идут бесполезные и неэффективные, ввиду несущественного урона, орудия. Они хоть и обладают дополнительными характеристиками, но из-за низкого базового модификатора их использование не рекомендуется. В игре «Ведьмак» мечи, которые находит игрок, не всегда лучше того, которым он пользуется, так что подобный мусор можно подбирать только на продажу.

  • Рунный меч из Дол Блатанна.
  • Церемониальный меч из Деитвена.
  • из Синих гор.
  • Священный меч Ордена.
  • Запрещенный меч. Он ближе всего подходит к понятию «эффективность». Получить его можно в 3-й главе, забрав у убитого ассасина.

Самым надежным товарищем станет в игре «Ведьмак» меч, сделанный собственными руками. Метеоритные мечи крафтятся из трех кусков соответствующего материала и отличаются по характеристикам, зависящим от использованного цвета руды.

Реликты

Отдельно стоит упомянуть об уникальном оружии из игры «Ведьмак» - мечи, встречающиеся в единственном экземпляре и имеющие собственные имена.

  • Рунный сигиль из Макахама. Получить его можно по завершении квеста «Больно не будет».
  • Гарваль. Его есть возможность найти только во второй главе возле башни мага в болотах.
  • Гвихир. Покупается у сына кузнеца. Но доступен он исключительно в четвертой главе.
  • D"yaebl. Когда закончите задание со стрыгой и снимете проклятье, то сможете получить его от Велерада.

Серебро

Лучшее средство против самой разной нечисти, которым владеет ведьмак, - мечи, сделанные из серебра. В первой части игры их не так много, как хотелось бы, но они полностью справляются с поставленной задачей:

  • Базовый «Серебряный меч ведьмака».
  • Арондит. Достать его вы сможете только в 4-й главе, после завершения квеста «Убить Дагона».
  • «Лунное лезвие» - лучший образчик ведьмачьего оружия. После убийства 10 особых монстров вы сможете получить его у Главного королевского ловчего.

«Ведьмак 2»

Начиная с этой части, разработчики плотно взялись за наполнение игры контентом. Однако большинство мечей, которые вы встретите в игре «Ведьмак 2», либо абсолютно бесполезны, либо являются «проходными», и вы их смените буквально через пять минут.

  • В «Прологе» игрок вряд ли найдет что-либо стоящее. Единственное, что следует упомянуть: если геймер импортирует сейвы из первой части, то в зависимости от финального снаряжения, можно получить ряд хороших клинков.
  • Первая глава богата неплохим оружием, которое приобретают с помощью крафта. Внимательно осмотрите список товаров во Флотзаме. Там вы сможете достать один из самых интересных чертежей. Бертольд может помочь создать лучший меч этой серии.
  • Во второй части истории можно отыскать три замечательных стальных меча. Все они находятся при прохождении «пути Иоверта». Уникальный именной клинок «Гвихир» вы получите при завершении квеста «Кошмар Балтимора». «Отравленная Зерриканская сабля» висит над камином в комнате Филиппы после завершения осады. «Каэдвенский черный меч» можно выбить из рук одного из офицеров по пути в шахты.
  • Если вы смогли достать «Гвихир», то замена вам потребуется не скоро. Множество неплохих клинков вы найдете на прилавках магазинов. В четвертой главе имеется три именных меча, на которых стоит остановиться отдельно. «Гарваль» продается у торговца в лагере рыцарей «Пылающей розы». «Забытый меч Вранов» отыщете, проходя «Путь Роше»: выберите вариант освобождения Аниас, и в сейфе Детмольда вы найдете искомый клинок. «Кэрм» можно получить путем крафта, причем, чтобы найти чертеж, придется победить горгулий и расшифровать манускрипт.

Серебряный блеск

«Ведьмак 2» также богат и серебряным оружием. И в отличие от стальных собратьев имеет смысл менять их чаще, поскольку они богаты различными бонусами, которые надо подбирать под конкретный стиль игры.

  • В «Прологе» вы получите «Арондит» и «Лунное лезвие» при импорте сейвов из первой части, если они были у вас в инвентаре.
  • Первая глава очень бедна разнообразным оружием против нечисти, и большая часть найденных предметов будет бесполезна, особенно если у вас осталось «Лунное лезвие». Внимание стоит обратить только на «Отличный серебряный ведьмачий меч» - его чертеж вы получите при выполнении различных контрактов и вряд ли пропустите.
  • А вот во второй главе у игрока уже будет из чего выбирать. «Парламентёр» доступен при прохождении обоих путей. Его вы сможете снять с трупа убийцы королей или получить после задания «Вечный бой». Далее, игроку встретятся несколько клинков с большим уроном, но имеющих менее эффективные бонусы, поэтому замена не рекомендуется. Под конец главы можно получить «Кровавый меч». Искать его надо в катакомбах под Вергеном.
  • В третьей главе даже самый плохой клинок будет лучше, чем всё, что вы видели раньше. Но, чтобы его сделать, надо купить чертеж у торговца Браса в Бан Арде. У него же вы сможете приобрести чертеж меча «Зерриканен» - это лучшее оружие во всей игре.

«Ведьмак 3»: Начало

В третьей части игры «Ведьмак» стальные мечи - это хлам, который можно смело продавать. Вы сможете найти подобное оружие повсюду: в убитых монстрах и бандитах, сундуках, кладах и у торговцев. То же самое относится и к серебряному оружию. Выполняйте квесты, внимательно обыскивайте локации и изучайте карту мира, тогда вы непременно сможете отыскать подходящее вам по уровню снаряжение.

Многие игроки тем не менее выделяют отдельные клинки, которые отличаются по урону и эффективности от остальных. Это так называемые сетовые предметы. В начале игры, в локации «Белый сад» вы сможете найти пару мечей, которые имеют пометку «Школы змеи». Серебряный меч выковать у вас вряд ли получится, поскольку на данном этапе найти достаточно невозможно.

Чтобы получить чертежи, отправляйтесь на север «Белого сада» на кладбище. Там вам придется сразиться с призраком 7-го уровня, после чего он сбежит в склеп. Взломайте дверь символом Аард и продолжите бой. После окончательной победы внимательно обыщите подземелье. Тут вы обнаружите останки незадачливого ведьмака и чертеж серебряного меча школы Змеи. Кроме того, у вас на карте появится отметка о расположении стального меча той же школы. Там вам придется разгромить лагерь бандитов, а в сундуке вы обнаружите нужный чертеж. В игре «Ведьмак 3» мечи, относящиеся к сетам, никогда не лежат просто в сундуке, поэтому вам придется еще и добыть материалы, необходимые для их изготовления.

Школа Кота

Это пара интересных клинков, относящихся к сету легкой брони. Найти чертежи к ним можно на карте Новиграда. Чертеж серебряного меча находится в руинах храма на юго-востоке от города. Чтобы его получить, придется воспользоваться знаком Аард для взлома запертой двери.

Отметка о стальном мече появится на карте сразу после получения чертежа. Там вам снова придется использовать знак, чтобы попасть в подвал. На месте вы обнаружите диаграмму клинка и новую записку с координатами чертежа арбалета.

Таким образом вы сможете получить лучшее низкоуровневое снаряжение в игре. Его аналогами можно считать сеты «Медведя» и «Грифона», но искать их необязательно, поскольку добыть их немного сложнее.

Школа Грифона

Предметы данного сета специализируются на усилении знаков. Начать их поиск можно уже с седьмого уровня, но персонажу без хорошего снаряжения и прокачки сделать это будет достаточно проблематично. В игре «Ведьмак 3» мечи не только помогут вам в рукопашном бою, но и улучшат владение знаками.

  • Располагается начальная версия комплекта в Велене. Сначала идите в руины Хендхольд на севере от «дерева Повешенных». Там на вас нападут гарпии. Убив их, поднимитесь к гнезду и встаньте напротив него. Слева от вас будет потайная дверь. С помощью ведьмачьего чутья вы найдете чертеж на теле одного из солдат. Серебряный меч спрятан на маяке одинокой скалы. Чтобы получить изделие, придется убить виверну 14-го уровня. Впрочем, боя можно избежать, если дождаться, когда чудовище отлетит подальше.
  • Диаграммы апгрейда предметов найти намного проще. Чертеж улучшенного стального меча находится в лагере бандитов на западе от Подлесья. Схема серебряного клинка - в пещере западнее лагеря Нильфгаарда.
  • Отличное оружие сета требует от персонажа 21-го уровня. В порту Уриала на холме можно обнаружить чертеж стального меча. Серебряный меч спрятан в пещере на южном мысе главного острова Скеллиге.
  • Схему мастерского стального меча можно обнаружить в разрушенной деревне Боксхольм. Его «собрата» вы найдете в заброшенной крепости на Скеллиге.

Школа Медведя

Еще один сет из игры «Ведьмак». Лучшие мечи, по мнению большинства игроков, принадлежат именно ему. Они также делятся на несколько грейдов, но в качестве бонуса дают неплохую прибавку к критическому урону.

  • Первые мечи можно начинать собирать уже на 15-м уровне или даже выше. Чертеж стального меча вы найдете на Скеллиге в сгоревшей деревне. Там в корчме вас будут ждать сирены 20-го уровня и соответствующая награда. Серебряный меч вы найдете по подсказке, но сначала подготовьтесь к тяжелому бою - охранять заветный предмет будут горгульи и ледяной элементаль 30-го уровня.
  • Чертеж улучшенного стального меча находится в форте Каэр-Альмхульд, западнее главного острова. Апгрейд серебряного клинка хранится в заброшенной крепости на северо-востоке основного острова. Обе модификации спрятаны на Кривоуховых топях.
  • С мастерскими мечами все намного проще. Один из них вы найдете в медвежьей пещере по ходу сюжетного задания, второй находится на небольшом острове возле дороги на

Еще несколько советов:

Как крепко и бесплатно подружиться с Карой в доме у Шани: перепиваем Телера и получаем книгу о разведке; дарим книгу чистильщику обуви и получаем кольцо Пророка Лебеды; показываем кольцо старухе - после этого она каждый раз просит вас быть ее гостем.

При прохождении 1-ой главы советую не отдавать эльфам товары со склада - иначе во второй главе Кирпич будет убит, а он выдает два квеста. В квесте "Крыса" советую Кирпича не выдавать - заслужите благодарность шерифа, а Кирпич останется в таверне, что немаловажно - так как ему можно продавать фисштех (20 оренов) с убитых саламандр: во второй главе денег иногда не хватает, а наркотики больше никто не покупает.

При покупке новых доспехов не забывайте, что старые можно продать. Сделать это лучше до покупки новых - продавец доспехов их не купит, а вот стоящий рядом кузнец – возьмет без лишних разговоров.

Если вы собираетесь потратить очки опыта на "воспоминания" о монстрах - это надо делать в начале игры, так как потом Ведьмак уже ничего нового не вспомнит. В первой главе можно бесплатно найти необходимые книжки про утопцев-пиявок и гулей-грейдеров: одна выигрывается, перепив пьяницу в трактире, вторая - находится в шкафу в одном из домов по дороге в деревню.

При кулачном бое тактика "удар - уход в защиту" (правая клавиша мыши) позволяет победить любого противника, не тратя очки на развитие рукопашных способностей.

Ненужные пищевые продукты, если жалко их выбрасывать, во 2-3 главах советую переводить в омелу посредством алтаря в храме и на болоте (гидраген), или в розы у садовника (стоимость розы - 6 оренов).

Чтобы получить больше опыта, не тратя время специально на прокачку, советую сдачу задания (но не их выполнение) откладывать к концу главы - количество очков за квест одно и то же независимо от уровня, а количество очков за монстров с каждым уровнем уменьшается. Поэтому в начале главы лучше побольше "повоевать", а не боевые задания и сдачу боевых отложить на потом.

Чтобы пройти в 3-й главе квест по уничтожению саламандр на болоте с помощью друидов и гриба-галлюциногена, ни в коем случае не атакуйте главный лагерь саламандр (он находится там, где во 2 главе был лагерь "белок"). Однако, не забудьте туда заглянуть после уничтожения главаря.

В пятой главе вы практически не будете иметь доступа к своим вещам. Только в
самом-самом начале у Лютика. Поэтому советую воспользоваться моментом и взять все, что вам необходимо. Так как продать ничего в этот момент вы не сможете, то продажу не пригодившихся вещей советую сделать в 4-ой главе (до битвы с Дагоном). Хотя денег к концу игры обычно избыток.

В 4 главе обратите внимание на неплохой стальной меч у сына кузнеца.

Этот текст я собирался написать пару месяцев назад, сразу после GDC, но как обычно затянул, а потом уехал в отпуск в Италию (почти что твой Туссент). Для Ведьмака за это время успело выйти второе большое дополнение, которое надо непременно брать в физической коробке с картами для Гвинта. Забавно вспоминать, но изначально Дикая Охота вообще могла пройти мимо меня, если бы не рекомендация друга - я всегда считал моветоном входить в сериал с номерной части, не пройдя оригинал. Хорошо, что послушался его совета. В итоге триквел просто приковал к себе, и за приключениями Геральта незаметно пролетела сотня часов, не меньше. Естественно, что обнаружив в расписании GDC 16 несколько докладов от ребят из CD Projekt, я просто не мог отказать себе в удовольствии их посетить.

Марчин Ивинский во время выступления

Цени своего фаната

Марчин Ивинский, CEO компании, подкупает слушателя прямотой и открытостью. Его подход, его отношение к игрокам удивительно для нынешнего времени, когда издатели обычно видят в геймерах не лояльную аудиторию, а тупых дойных коров. Марчин же старается максимально дистанцироваться от практик контор вроде EA и Ubisoft, и уже только за это хочется пожать ему руку. Почему он так делает? Наверное, сказывается бэкграунд: в молодости Ивинский торговал компьютерными играми и играл во многое, что проходило через его руки. Сначала увлекался Спектрумом и Амигой, потом IBM PC. Собственно, основанная на пару с другом CD Projekt изначально занималась дистрибуцией дисков, отсюда и столь странное для студии название. Работая с геймерами и будучи геймером в прошлом, он отлично понимает поклонников сериала и их ожидания. Чтобы армия фанатов не превратилась в армию хейтеров, Марчин на GDC дал три простых совета начинающим (и не только) разработчикам.

Марчин (слева в синей рубашке) в 90-е

Для начала нужно сделать хорошую, увлекательную и технически ладно скроенную игру. Да, немного в духе капитана очевидность, но зато правда: если девелопер видит в своем продукте проблемы и не уверен в его качестве, то это заметят и покупатели, что в конечном счете отразится на выручке. Допустим, с качеством все в порядке, тогда остается дело за малым - игру надо просто и понятно объяснить игрокам, «продать». Очень часто это камень в огород моих коллег по маркетингу, не способных донести простую мысль «о чем эта игра и чем она лучше других таких же». Особенно остро проблема встает в отношении новичков, слыхом не слыхавших про вселенную Witcher. CD Projekt молодцы, прибегли к понятным аналогиям - они описали Ведьмака как Скайрим под соусом Игры Престолов, сделав акцент на то, что местный открытый мир больше, чем в творении Bethesda, а интриги зачастую похлеще романов Джорджа Мартина. Звучит, согласитесь, заманчиво.

Третий совет мне понравился больше всего: не пытайся своего фаната наебать. Не лги ему. Не держи за идиота. Делай два издания на каждую платфому, обычное и коллекционное, отказываясь от дополнительных стилбуков, диджитал делюксов и прочих вариантов. Сollector’s edition выпускай совсем небольшим тиражом, чтобы он быстро разошелся по предзаказам: нет ничего хуже валяющихся на распродажах коллекционок. Заметили ли вы, что в коробку даже стандартного издания той же PS4 положили столько вещей, сколько нет ни у одной другой игры? Там створки бокса еле закрываются. Помимо полноценного бумажного мануала тут есть качественная карта, наклейки, небольшая брошюра с кратким описанием вселенной, диск с саундтреком и флаер с благодарностью от разработчиков. Много ли команд вообще кладут бумажку со словом «спасибо» вместо слов «купи season pass»?

Лучше и не скажешь

Кстати, про загружаемый контент. Тут Марчин не упускает шанс от души пнуть жадную EA, в чьей Battlefront содержимого меньше, чем в некоторых бесплатных шутерах. Не секрет, что беда нынешних DLC в диспропорции цены и контента - берут 25 баксов за season pass, а дают пару любительских модов. Или пытаются нагреть руки на банальных скинах и бластерах-нагибаторах, вырезая или блокируя уже записанные на диск файлы (вспоминаем Горо в MK X). Создатели Ведьмака не следуют деструктивным трендам и под DLC понимают всякие приятные мелкие бонусы - дополнительные карты, квесты, оружие, броню, костюмы, - которые должны доставаться игрокам бесплатно. Таких бонусов в нашем случае аж целых шестнадцать. Одними DLC дело не ограничивается: за первые полгода игра получила 10 технических патчей. На всех платформах заметно улучшилась производительность, а обладателям Xbox One досталась долгожданная поддержка 1080p. По просьбам игроков была также добавлена альтернативная схема управления.

Помимо мелких аддонов (какое древнее слово!) существуют два крупных дополнения - «Каменные сердца» и «Кровь и вино». Это AAA-контент, максимально похожий на основную игру, только поменьше масштабом, и вот за него уже не стыдно брать деньги. Впрочем, «поменьше» по шкале Марчина означает 10-20 часов на каждое приключение - у некоторых игр основная кампания выходит короче.

Слушая выступление CEO, я ловил себя на мысли, что давно не видел такого качественного PR и коммуникации, хотя выдумывать-то ничего не надо. Достаточно напрямую общаться с аудиторией, избегая PR агентств, говорить с ней на понятном и простом языке и просить прощения, если вдруг облажался. Факапы неизбежно случаются, а поклонники не глупы - они поймут, если честно объяснить причины тех или иных действий. Ивинский так поступил во время скандала с даунгрейдом: в какой-то момент игра перестала выглядеть как демо с E3, ухудшилась дальность прорисовки и детализация пейзажей. Пришлось рассказать, что при сборке демо в билде еще нет десятков NPC, нет открытого мира, нет динамической погоды и еще кучи всего, что нагружает железо. Поэтому чем ближе проект к финальной стадии, тем больше он отличается от демоверсии с выставок, причем не в лучшую сторону. И надо сказать, почти все фанаты приняли месседж. Негатив оказался минимальным.

Обратите внимание на Игромир в списке ивентов

Аналогично, кстати, студия поступила с недовольными обладателями PS3, которые в свое время не получили вторую часть, в отличие от владельцев Xbox 360. Тогда Марчин говорил, что у его команды не было времени сделать быстрый и качественный порт в силу особенностей архитектуры японской консоли. В итоге он принял решение не тратить ресурсы и сосредоточиться на Дикой Охоте. То есть компания могла сделать PS3-версию, но это бы означало сдвиг таймлайна в разработке продолжения, на что руководство не готово было пойти. Кстати, тоже совершенно правильный поступок, хотя как «сонибой» я должен бы сейчас кричать и метать молнии.

Диалоговая система

Пусть люди из CD Projekt умеют в коммуникацию, ничего бы у них не вышло, не будь Ведьмак такой классной игрой. А классной игрой его делает в первую очередь сюжет. И поскольку Witcher целиком построен вокруг сюжета, где мы с вами время от времени делаем важный выбор, то ключевым инстурментом сторилайна становятся диалоги. От постановки бесед зависит уровень эмоциональной привязанности к героям, и потому поставлены они просто изумительно.

Наш привет хорошему директору и продюсеру Тодду Говарду

Механика, стоящая за диалоговой системой, удивила даже матерых девелоперов. За моей спиной сидела делегация из Wargaming, и их единственными словами было регулярное «охуеть!». Со времен Убийц Королей систему отополировали так, что постановщики Fallout могут коллективно идти убиваться об стену. Некоторые сцены настолько кинематографичны, что кажется, будто это отрендеренные заставки, в которых контроль полностью отдали игроку. За режиссуру отвечал Петр Томсинский, который и поделился с аудиторией своими ноу-хау.

Основной принцип, которого придерживалась команда - меньше текста, больше эмоций в кадре. Эмоциям веришь. Вот так и получается, что в Бостонской пустоши между собой общаются болванчики, а в Геральт с Трисс кажутся живыми людьми. В таком подходе есть только одна проблема: в игре свыше 35 часов болтовни, и чтобы на должном уровне их все отрисовать не хватит даже армии аниматоров. Использовать для таких целей motion capture тоже не получится, ведь создаваемые таким способом катсцены стоят дорого, да еще начисто лишены интерактивности. Поэтому Петр отказался от катсцен - на 1463 диалога приходится всего 248 заставок (2,5 часа вместо 35). Взамен было придумано изящное решение.

Поэтапный процесс создания каждого диалога выглядит так

Любой диалог, как положено, начинается со сценария. Когда текст готов, сценарист определяет для него конкретное место в квесте или мире. Затем к делу подключаются дизайнеры диалогов (dialog designers), которые в специальном редакторе собирают сценку.

Выглядит это следующим образом. Представьте себе набор кубиков лего. С помощью одного и того же набора кубиков можно собирать совершенно разные вещи, и если элементов действительно много, то в прогрессии растет и чисто вариантов, которые можно собрать. Поставив себе цель сделать сценки неотличимыми от заставок, команда стала думать, как достичь этого с одним пакетом стандартных анимаций. Для начала, этих анимаций должно быть огромное количество - всего получилось 2400 заготовок. Редактор позволяет управлять отдельными частями тела, задавать линию взгляда и всячески менять позу любого NPC, выбирая их из кучи пресетов. А вот дальше начинается интересное.

Все события каждого разговора - движения, смена поз, выбор ответа и все прочее, - привязаны к репликам. Пока условная Йен не закончит свою фразу, камера не поменяет ракурс, Геральт не обнимет ее, а к героям не подойдет третий собеседник. Некоторые триггеры работают хитрее и дергаются в момент, когда персонаж произносит, скажем, треть фразы. Так решаются проблемы локализаций: при переводе на французский реплики получатся немного длиннее, и вся сценка должна быть перестроена с учетом этой особенности. Кстати, об актерах - на данном этапе студийной озвучки еще нет, поэтому дизайнер сам начитывает скрипт в микрофон или загоняет текст в синтезатор речи. После того, как все персонажи озвучены актерами, новые файлы загружаются, и диалог со всеми маркерами автоматически обновляется. В редакторе процесс представлен в виде слоев, каждый из которых содержит свой тип событий и дергает последующие. Визуально это напоминает программы для работы со звуком и видео.

Редактор

Под конец происходит так называемая полировка: добавляются эффекты, просчитывается освещение с учетом разной погоды и времени суток. Чтобы NPC случайно не встревали между Геральтом и прочими героями, их обносят невидимой стеной. Как видите, процесс достаточно трудоемкий, особенно если повторять его полторы тысячи раз. Поэтому CD Projekt придумали еще одно решение, весьма необычное - они создали генератор диалогов! Да, подавляющее большинство разговоров в игре создано при помощи генератора. Звучит страшно, но на практике инструмент представляет из себя набор универсальных шаблонов. Выбрав один, дизайнеру достаточно сменить пару анимаций, выставить свет/камеру, загрузить реплики, и готово! За счет кастомизации элементов игрок даже не заметит, что раз за разом общение Белого Волка с окружающими людьми строится по одной и той же схеме. Петр продемонстрировал систему в действии, создав абсолютно новый диалог буквально за 2 минуты. Модульный дизайн - один блок, сменяемые элементы которого имитируют разнообразие, - частенько применяется в геймдеве. Схожим образом конструкторы уровней в Fallout 4 делали разрушенные дома и подземелья: локации состоят из одинаковых «кубиков», но заменяемые стены/пол/потолок помогают визуально выдавать десятки разных помещений. Одних только вариантов дыр в стенах нарисовали 15 штук.

Массовое производство сменяется кропотливым ручным трудом, когда надо построить по-настоящему крутую сцену, например, танец с Шани в «Каменных сердцах». В эти моменты разработчики смешивали оба подхода: часть сцены снимали с помощью традиционного motion capture, а другую (интерактивную) делали в редакторе диалогов, чтобы у игрока сохранилась возможность выбирать ответы. Но поскольку данный путь является весьма трудозатратным, злоупотреблять им не стали. По словам Томсинского, временные рамки и так не позволили реализовать много интересных фич. В настоящий момент он работает над Cyberpunk 2077, и что-то мне подсказывает, что с постановкой там тоже будет все в порядке.

По следу волка я пойду в метели

Хороши дела у Ведьмака и со звуком. Игра обладает одним из самых мощных и самобытных саундтреков последних лет, и дело не только в том, что его авторы обращаются к народным славянским мотивам. Как правило, в играх не рискуют использовать вокал, если речь не идет о заглавной теме или песне для титров. Тем смелее выглядят действия Марчина Пшыбыловича - звукорежиссера и композитора CD Projekt. Основная задумка состояла в том, чтобы придать эпичности поединкам и путешествиям героя. И надо сказать, результат превзошел все ожидания - шинкуя врагов под напевы солистов Percival, ощущаешь прилив невероятной крутизны. Неслучайно эта работа была номинирована на премию BAFTA, а на песни (и особенно на The Wolven Storm) уже сделано более 50 каверов, включая потрясающий вариант от знаменитой Малуки. Саунд в Witcher 3 настолько монументален, что для его создания пришлось привлечь на фриланс еще одного композитора, Миколая Строинского. Вдвоем с Марчином они и наполнили мир Геральта звуками.

Пшыбылович (слева) и Строинский (справа)

Роль основного исполнителя досталась группе Percival, известной своей любовью к средневековой музыке. По признанию Марчина, получившего профессиональное музыкальное образование, работать с музыкантами-самоучками оказалось непросто. Первые несколько дней в студии оказались пустой тратой времени - ребята говорили на разных языках, и композиторам было трудно объяснить, что именно они хотят получить на выходе. Им хотелось придать традиционным восточно-европейским мотивам современное звучание, но выходило что-то не то. Пшыбылович впал в отчаяние: прямой задачей sound director является брифование музыкантов, и как раз этот момент у него полностью буксовал. В итоге он решил провести несколько сессий в свободном формате: группа играла, что хотела, а режиссер направлял их усилия в нужное русло, задавая тональность - вот сейчас у нас яростная битва с грифоном, а теперь безысходность и тревога веленских болот. Фокус сознательно сместили с оркестра на соло отдельных участников, и в итоге основой саундтрека стали лейтмотивы. Войдя во вкус, Персиваль произвел на свет столько материала, что его с лихвой хватило и на темы, и на мелодии для таверн, и еще осталось сверху. Специфика записи во время таких сессий-импровизаций как раз заключается в том, чтобы не убиться о количество произведенного контента, ведь и аренда студии, и последующий мастеринг стоят немалых денег. Мастеринг, кстати, команда делала в США.

Забавный факт - исполняя славянскую музыку, ни Персиваль, ни другие привлеченные музыканты не использовали славянские инструменты! Персидская bağlama родом из Турции, кеманча имеет арабские и греческие корни, предшественница скрипки renaissance fiddle звучала в залах Западной Европы, а ее помесь с зомби под названием гайчак распространена в Иране и Пакистане. Роберт Яворский, лидер еще одной польской группы Żywiołak и уже работавший с CD Projekt над второй частью, играет на кастомной колесной лире - любимице менестрелей в Англии, Франции и Италии XIII века. Даже bowed gusli, с которыми Роберт также отлично управляется, не имеют никакого отношения к привычным нам гуслям.

Вверху - баглама и кеменче, внизу - гайчак и смычковые гусли

Отдельным вызовом для команды стала адаптивная музыкальная система - когда мелодия внезапно меняется в зависимости от действий игрока или активации триггера, - а также перевод песни Присциллы на семь разных языков. Лично я испытал немалое удивление, когда Цираночка во время своего выступления таверне запела по-русски, при этом куплеты ложились на ноты так, будто все изначально писалось на языке Пушкина. Авторам удалось добиться аутентичного звучания даже на идущем в разрез со всей стилистикой игры японском - вот уж действительно респект! Желающие могут оценить все версии на YouTube. И еще раз отдельное спасибо за CD с музыкой даже в стандартном консольном издании: диск просто не вынимался из плеера в гостиной в течение нескольких дней.

Немного жаль, что команда на неопределенное время прекращает работать над серией. Все-таки герои этой саги настолько полюбились, что расставаться не хочется. Но понятны и желания разработчиков - силы брошены на новый IP, надо доказать всем, что можешь не только в RPG по миру Сапковского, но и в что-то иное. Возможно, что в будущем CD Projekt вернется к истории Геральта, и мы снова окунемся в интриги, приключения и романтические, кхм, сцены с участием красавиц-чародеек. Впрочем, я толком не погрузился в дополнения, как уже начал new game+ с прокачанным персонажем - в первый заход у меня выпала самая плохая концовка из-за пары совсем не очевидных вещей, так что самое время попробовать иной путь, на этот раз запасшись гайдом. Ну а потом уже примусь за сердца и вино. У меня как раз бутылочка итальянского с отпуска осталась.

Стальные Мечи​

Стальной Меч Ведьмака
Этот меч Ведьмак получит еще в прологе, после нападения Саламандр на Каер Морхен. Это обычный стальной меч, так что его урон определяет стиль боя, а бонусов нет вообще.

Эльфийская Броня Ворона

Эти мощные доспехи можно получить, завершив квест Броня в 5 главе. Если Ведьмак Геральт решит присоединиться к Белкам в их борьбе с Орденом Пылающей Розы, кузнец нелюдей согласится выковать эти доспехи Белому Волку, при условии, конечно, что все составляющие собраны. Эта версия доспехов Ворона отличается эльфийским дизайном оформления рук: немного странноватый вариант наплечников и классические пластины остроухих на наручах. По мимо прочих радостей, в этих доспехах теперь три слота для результатов алхимической деятельности Ведьмака.
Урон -20%
Мощность знаков: +10%
Энергия +25
Регенерация энергии: +10%

Орденская Броня Ворона

Получаем мы эти доспехи, как только завершим квест Броня в 5 главе. Если Ведьмак стал на сторону Пылающей Розы и решил покончить с нелюдьским отродьем, кузнец ордена сможет выковать для Геральта эти доспехи, когда будут собраны все составляющие. Отличается эта версия, помимо своего набора бонусов, обилием шипов на наплечниках и наручах, что придает Ведьмаку крайне угрожающий вид. Ко всему прочему, здесь имеются три слота для зелий.
Урон -30%
Здоровье +150
Урон +10%
Регенерация здоровья +10%

Нейтральная Броня Ворона

Эти доспехи - цель квеста 5 главы Броня. Если Геральт решил наплевать на политические интриги, Белок и сумасшедших священников и поступить как настоящий Ведьмак, сохраняя нейтралитет, наш добрый знакомый, алхимик Калькштейн, сможет сделать для Белого Волка эти доспехи, когда тот принесет ему все составляющие (чему учат этих алхимиков, если они еще и доспехи умеют ковать?!). Эта версия отличается решетчатой конструкцией наручей и наплечников. Также здесь имеются три слота для эликсиров и свой набор бонусов.
Урон -20%
Здоровье +75
Энергия +15
Регенерация здоровья и энергии +5%
Сопротивление нокдауну +25%

А здесь вы узнаете где находятся составляющие:

Статьи по теме: