Литовские народные игры

В этом номере мы продолжим рассказ о традиционных играх народов нашей страны, начатый в августе, когда речь шла о национальных играх, популярных в Средней Азии. Сегодня наша очередная глава - о состязаниях, популярных в Литве.

Литва - страна древней культуры. Веками создавались самобытные литовские игры. В них отразились древние обычаи, связанные с трудом и бытом крестьян, ремесленников и воинов.

С течением времени менялись характер, содержание и назначение игр. Например, скачки, связанные с похоронными обрядами, уже давно превратились в развлекательные состязания, которые в наши дни проводятся на льду озер восточной Литвы с участием множества людей.

Чижас, керепла, палендра, ритинис привлекают людей возможностью активно провести досуг, показать свою ловкость, силу, выносливость.

Большой популярностью в Литве пользуются игры, требующие хорошей физической подготовки.

Вот, например, «Кова койомис» («Борьба ногами»). Эта игра была в прошлом одной из любимых у молодежи в минуты отдыха после тяжелой полевой работы. Люди говорили: «Работали руками, а теперь поработаем ногами». В настоящее время играют в нее чаще мальчишки-подростки. Играют на ровном месте на траве, или в помещении. Два игрока ложатся на спину рядом, головами в разные стороны, скрещивают левые руки и левые поднятые вверх ноги, и по команде начинают давить ногой на ногу соперника. Побеждает тот, кто заставит соперника перевернуться или передвинуться в сторону по земле.

Для игры «ленту пйовимас» («пиление досок») требуется скамья высотой около полуметра. Один из участников ложится животом вниз поперек скамейки, вытягивается параллельно земле, сплетает руки за головой и начинает раскачиваться, доставая головой пол и непременно возвращаясь в исходное положение. Это движение можно выполнять касаясь пола одновременно и головой и ногами. Остальные считают, сколько раз ему это удалось. Побеждает тот, кто сделает это упражнение большее число раз.

Невысокая устойчивая скамейка нужна также и для игры в «копусто киртимас» («рубка капусты»). Участвующие в поединке садятся на нее скрестив ноги лицом друг к другу. Расстояние между ними около полуметра. По сигналу они начинают хватать, толкать друг друга руками, стараясь сбросить своего соперника со скамьи, то есть «срубить капусту». Самый верный способ выиграть - взять противника за плечи и сильно толкнуть в сторону.

Часто бывает, что падающий игрок хватает своего соперника за руки или одежду и обе «капусты» валятся на землю. В этом случае проигравшим считается тот, кто первым коснется земли любой частью тела.

Любят в Литве игры состязательного, спортивного характера с предметами. Чаще всего в них используют палки и отпиленную от бревна деревянную шайбу - рипку.

В игре «мяшкос шовимас» («охота на медведя»), как и во многих других литовских играх, требуются сила рук, гибкость тела, умение хорошо держать равновесие. Проводится она на земляной площадке или дорожке длиной 5-7 м. Для игры нужны одна или несколько пар палочек длиной 15-20 см и диаметром 3-5 см. Три палочки, связанные в верхней части, изображают «медведя».

Первый из играющих берет в руки палочки и, опираясь на них и на носки ног, принимает почти горизонтальное положение. Его задача состоит в том, чтобы преодолеть таким способом расстояние, отделяющее его от «медведя», и, оторвав одну ногу от земли и опираясь лишь на две точки, сбить его палочкой. Проигравшим считается тот, кто после удара теряет равновесие.

Задача усложняется еще больше, если к «медведю» с разных сторон направляется несколько «охотников» одновременно. Побеждает тот, кто быстрее «убьет зверя».

Ритинис во многом напоминает старинные европейские игры с клюшкой и мячом, особенно херлинг, до сих пор очень популярный в Ирландии. Это своего рода травяной хоккей. Но клюшки здесь массивнее, почти прямые, с мощным, слегка отогнутым крюком и с тоже отогнутым, но в противоположную сторону концом ручки. Длина такой клюшки около 1,5 м. Играют вырезанным из дерева диском - рипкой, напоминающим хоккейную шайбу. Ее отпиливают от бревна, например березового, и для прочности иногда обивают тонкой жестью. Диаметр такой шайбы 15-20 см, и весит она 600-700 граммов. Бывают и специальные резиновые рипки.

На ровной площадке (это может быть и футбольное поле с воротами) встречаются две равные по численности команды. В каждой из них чаще всего по 7 человек: вратарь, три защитника и три нападающих, но число игроков может быть и увеличено.

По жребию определяют, кому начинать игру. Капитан одной из команд бросает рипку, которая сначала летит несколько метров, потом, коснувшись земли, быстро катится. Соперники стараются с помощью клюшек остановить рипку. Делать это ногой или другой частью тела правила строго запрещают. Остановивший рипку игрок бросает ее рукой в сторону соперника именно с того места, где рипка была остановлена. Он может отбить рипку, если она еще катится, клюшкой.

В зависимости от того, где играют в ритинис, меняется и цель игры. Если играют на дороге, то основная задача - пригнать рипку к определенному месту (у каждой команды свой пункт). Если игра происходит на ограниченной по длине площадке, то главное - набрать определенное уговором число очков. Очко дается команде, когда рипка перекатится через заднюю линию поля или попадает в ворота.

В старину очки часто отмечали так: каждая команда втыкала палку с равным количеством сучков. На нижний вешали шапку. Когда команда выигрывала очко, шапку перевешивали выше, и так до тех пор, пока она не дойдет до верхушки.

Нагрузка на играющих в ритинис очень большая, здесь требуется незаурядная сила и выносливость, поэтому и поединок тут более скоротечен, нежели в футболе или травяном хоккее: два периода по 25 минут.

Литва - страна сильных, мужественных людей, закалившихся в борьбе с природой. Литовский народ многократно отражал нашествия иноземных захватчиков. Поэтому и спортивные забавы у литовцев богатырские, наподобие игры в ритинис. Есть в Литве и своя разновидность лапты или бейсбола - муштуканис. Она тоже отличается силовой «подкладкой».

Ныне в республике культивируются новые виды спорта, но испытанные временем народные игры по-прежнему пользуются заслуженной популярностью. Элементы старинных игр литовские специалисты используют для создания новых игр, включая их затем в программу физического воспитания школьников и воспитанников детских садов. Активную пропаганду подвижных народных игр ведет также литовское телевидение, организуя для юношества телевизионные конкурсы по этим видам спорта.

Кошка и мышка

Игру ведут двое детей. Один игрок кошка, второй мышка. Кошка становится около одного конца скамейки, а мышка – у противоположного конца. Кошка спрашивает мышку, та отвечает:

Мышка, мышка, где была?

В кладовой.

Что там делала?

Масло ела.

А мне оставила?

Не оставила.

А где ложечки положила?

Под бочку сунула.

А куда кувшин поставила?

Шла по камешкам, напала злая собака – я уронила и разбила.

Тогда я буду тебя ловить.

Я убегу.

Мышка старается убежать от кошки. Если кошка ее поймала, они меняются ролями. Если кошка, пробежав несколько кругов вокруг скамейки, не смогла поймать мышку, надо предложить им поменяться ролями и изменить направление бега.

Правила игры:

Играют два человека. Но еще две пары могут наблюдать за игрой, а потом занять их место. Мышка и кошка бегают только вокруг скамейки. Мышка считается пойманной, если кошка дотронулась до нее рукой.

Пас, пас овец…
Из числа играющих выбираются пастух и волк. Все остальные игроки – овцы. Овцы стоят отарой. А пастух ходит кругом и напевает:

Я пасу своих овечек по лугам,

За забором серый волк сидит,

Только вижу его серый хвост торчит.

Злого волка не боюсь,

Кочергою погоню,

Быстро с ним расправлюсь.

В это время подходит голодный волк. Он хочет обмануть пастуха и схватить овец. Волк говорит: «Пастушок, пастушок, тебе мамочка купила красивые башмачки. Сбегай, посмотри».- А ты, волк, попасешь моих овец?» - «Попасу, только ты беги скорее!». Когда пастушок убегает, волк хватает несколько овец (берет их за руки и прячется). Пастушок прибежав обратно, видит что овец не хватает. Ходит огорченный и опять поёт:

Я пасу своих овечек по лугам…

Волк приходит снова и говорит пастушку: «Пастушок, пастушок, мамочка испекла тебе очень вкусные булочки. Сбегай домой попробуй». – « Не врешь ли ты мне волк?» - «Нет, правда, правда, я сам видел» - «А кто постережет моих овец?» - «Я постерегу!».

Как только пастушок уходит волк хватает остальных овец и прячет их. Приходит пастушок, видит, что не осталось ни одной овцы. Он горюет и идет искать. Увидев волка, он спрашивает: «Волк, волк ты не видел моих овец?» - «Нет не видел. Когда я пас твоих овец, меня испугал медведь, вот я и сбежал». В это время овцы, услышав голос пастушка, начинают топать ногами. «Кто там стучит?» - спрашивает пастух. «Это гром гремит», - отвечает волк. Тогда овцы начинают блеять: «Бе, бе, бе…» « Это же мои овцы!!!» - радуется пастушок. Он освобождает овец, а волка лгуна выгоняет, веселые овцы прыгают вокруг пастушка.

Правила игры:

Все участники игры должны действовать согласно сюжету. В обращении с овцами волк не должен допускать грубости.
Ловля рыб
Игроки делятся на две группы. Они становятся друг против друга на расстоянии нескольких шагов. Одна группа – рыболовы (их меньше), другая – рыбы. В начале игры между ними происходит разговор:

Что вы вяжете? – спрашивают рыбы.

Невод – отвечают рыбаки, выполняя имитирующие движения.

Что вы будете ловить?

Какую?


- Щуку.

рыбы поворачиваются и бегут до установленной черты. Каждый рыболов старается поймать хоть одну рыбу. Игра повторяется, но называется другая рыба.

Правила игры:

Ловить рыб можно только в границах моря. Рыба считается пойманной, когда рыболов дотрагивается до нее рукой.
Волчонок
Играющие образуют круг. Считалкой выбирают волчонка. Он стоит в середине круга и старается выйти из него. Стоящие в кругу дети держатся за руки и периодически то поднимают, то опускают их, дразня волка и приговаривая: «Волчонок, бедняжка попался! Железные ворота серебряные ключи! Ты ни сюда, ты ни туда не вылезешь».

Волчонок должен быть очень ловким: он внезапно бросается то в одну сторону то в другую, обманывая стоящих в кругу.

Правила игры:

Проход волчонку из круга закрывается при опускании сцепленных рук. После выхода волчонка из круга на эту роль выбирается другой игрок.


Король зверей
Все играющие – звери, один из них – король зверей. Каждый зверь должен сказать королю свое название, но так, чтобы другие не слышали (тигр, волк…) Звери выстраиваются в один ряд напротив короля, за несколько шагов до него. у ног короля лежит мяч. Король называет какого-нибудь зверя, тот должен бежать, а король старается попасть в него мячом. Если мяч попадает в зверя, тот идет к королю и помогает ему (приносит мяч) После того, как король назовет двух-трех зверей, он говорит: « Ловлю всех зверей!» Все бегут, а он старается мячом попасть в кого-нибудь.

Правила игры:

Король бросает мяч, не выходя за очерченную линию. Новый король выбирается после того, как пойманы три – четыре зверя.
Птичка
Перед игрой все подбирают для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку.

Все игроки усаживаются поудобнее. Выбирается собиратель фантов. Он садится в середину и всем остальным дает название деревьев (дуб, клен….) Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит «Прилетела птичка и села на дуб».

Дуб должен ответить: « На дубу не была, улетела на ёлку».

Елка называет другое дерево и т.д. Кто прозевает, отдает свой фант. В конце игры фанты отыгрываются: дети поют, читают стихи…

Правила игры:

Необходимо внимательно следить за ходом игры и быстро отвечать. Подсказывать нельзя.

ВИЛЬНЮС, 15 авг — Sputnik. Две компании по созданию компьютерных игр из Литвы получили финансовую помощь по программе Евросоюза (ЕС) "Творческая Европа — Media", сообщает пресс-служба Литовского центра кино.

Всего за помощью обращалось 138 компаний из Европы. Финансирование на сумму 2 580 543 евро было выделено только на 23 проекта.

По словам руководителя отдела Media бюро "Творческая Европа" в Литве Эвы Бразджионите, Литва может радоваться прекрасному результату. Помощь в развитии компьютерных игр начали оказывать в 2014 году с обновленной программой "Творческая Европа — Media". В то время повезло только одной литовской компании — "Эдукационные системы", которая в ближайшее время планирует выпустить за счет средств ЕС компьютерную игру под названием Fairy tale mix up.

"Критерии схемы получения помощи с каждым годом становились строже, помощь предоставлялась только тем компаниям, которые развивают игры нарративного (повествовательного — Sputnik) содержания. В Литве есть много компаний, которые хотели бы создавать такие игры, однако показать достаточный опыт на своих предыдущих играх смогли немногие. Очень рада, что именно этим компаниям в этом году повезло", — сказала Бразджионите.

Помощь в размере 59 тысяч евро была выделена компании Tag of Joy на развитие игры Crowns and Pawns . Студия по созданию этой игры уже имеет множество наград и постоянно находится в поиске новинок в механике игр, их визуальном и технологическом выражении. Эта компания наиболее известна в Литве по созданной для детей программе торговой марки Kakė Makė. Самый крупный проект Tag of Joy — мобильная игра Monster Buster: World Invasion.

Новый проект компании Tag of Joy — классическая приключенческая игра Crowns and Pawns. По словам создателей, эта игра вдохновлена богатой историей Литвы, которая имела большое значение для Европы.

Согласно задумке игры, основное действующее лицо — проживающая в Чикаго Милда, внезапно узнает, что в Литве умер ее дедушка, и она осталась единственной наследницей его имущества. Однако вместе с завещанием Милда получает и загадочное письмо дедушки, в котором сообщается, что с этого момента она становится хранительницей тайны. Милда решает выяснить эту тайну и отправляется в приключение, полное вызовов и посещений удивительных мест.

Руководитель Tag of Joy Шарунас Лядас рад, что первоначальное описание концепции игры Crowns and Pawns отчасти финансировал Совет культуры Литвы, кроме того, доверие к дальнейшему ее развитию проявила и программа ЕС "Творческая Европа".

Литовская компания Accido получила помощь в размере 49 тысяч евро на развитие игры Masks of Magic. Заявка представителей Accido была положительно оценена в прошлом году, однако финансирование им удалось обеспечить только в этом году.

Хотя среди получателей помощи преобладают крупные компании с широкими проектами, однако 8 из 23 компаний занимаются развитием малобюджетных игр. Больше всего заявок было подано из Испании (18 компаний), но только две игры из этой страны получили финансирование. Франция подала 15 заявок, одна из них была удовлетворена. Из 13 заявок Германии финансирование получили три проекта.

Эти показатели доказывают, что для развития игр не имеет значения ни страна, ни размер компании. Самый важный критерий оценки — качественное повествовательное изложение игры. Так, из трех поданных Литвой заявок две получили поддержку ЕС. Наиболее успешным этот год стал для Норвегии — все четыре заявленные проекта получили финансирование.

Литва – страна с мягким морским климатом и европейским сервисом. Здесь достаточно достопримечательностей и интересных мест. Как относятся в современной Литве к азартным играм, вы узнаете из нижеприведенного текста. Однако, начнем по порядку.

Коротко об истории государства

Литва – государство, расположенное в Северной части Европы. Столицей страны является Вильнюс. Это одна из стран Прибалтики, которая имеет тесные исторические связи с соседями. Когда-то Литва вместе с Польшей входила в Речь Посполитую, а также была одной из республик СССР. Вступив в Евросоюз государство пытается проводить самостоятельную политику, но, к сожалению, европейские партнеры не очень это приветствуют. Президентом страны является Даля Грибаускайте.

Казино Литвы: законы и заведения

Как и во многих бывших республиках СССР развитие азартной индустрии в Литве началось сравнительно недавно. Итак, легализация игорного бизнеса произошла в 1990 году, с принятием соответствующего закона. Однако уже в 1994 году вышли поправки, которые запретили казино. Единственным разрешенным азартным развлечением осталась игра бинго. В 2000 году казино вновь разрешили, в это же время открываются первые клубы: Casino Planet и Olympic Casino Group Baltija.

В 2003 году закон о легализации игр был усовершенствован, появилось пять типов лицензии и строгий контроль за казино. Например, посещать наземные казино разрешили лицами не моложе 21 года. С 2010 по настоящее время принят ряд важных законов. В частности, блокируются все онлайн-казино не имеющие лицензию от литовской компании Lithuania Gaming Control Authority (LGCA). У международных операторов кроме лицензии должен быть капитал не менее 1,8 млн. долларов.

Таким образом, сегодня азартные игры находятся под строгим контролем. Играть в легальных заведениях государства абсолютно безопасно. Конечно, в стране не такой большой выбор казино, как в Лас-Вегасе, однако азартным игрокам скучать не придется, это точно. Выигрыши будут выплачены в полном объеме и в сроки, указанные в правилах клубов.

В клубах наземного типа доступно играть гражданам, достигшим 21 года, поэтому всегда носите с собой документ, подтверждающий ваш возраст. Вас могут внести в специальный список, в котором отслеживаются лудоманы. Кроме того, в соответствии с этими списками вам придется заплатить налог с выигрыша. Наземные заведения расположены во многих крупных городах: Вильнюсе, Клайпеде, Паневежисе, Каунасе, Шауляе.

Казино-онлайн Литвы

Если вы собираетесь играть в онлайн-казино, которое имеет прописку в Литве, стоит учесть несколько важных моментов:

  • Местные заведения должны работать с официальной лицензией и платить налоги в бюджет государства.
  • Иностранные клубы, работающие без лицензии Литвы, могут подвергнуться блокировке в любой момент.
  • Состоит ли казино в заблокированном списке можно узнать по ссылке http://www.lpt.lt/en/illegal-online-gambling-operators/
  • Не спешите играть на сайтах незаблокированных иностранных казино. Такой клуб может быть закрыт в любой момент, а ваш депозит будет не доступен. Мы не рекомендуем играть на таких ресурсах.

Достопримечательности Вильнюса

В городе достаточно интересных мест. Например:

  1. Старый город. Большая часть территории была разрушена еще в 17 веке, однако интересных и красивых мест осталось достаточно. Вас ждет почти 70 улиц и более 1 500 зданий. Архитектура Старого города очень разнообразна (модерн, борокко, ренессанс, классицизм и т.д.). Обязательно поднимитесь на Замковую гору и посетите башню Гедимина. С нее открывается прекрасный вид на Старый город. Побывайте в кафедральном соборе Святого Станислав. На главной улице Старого города Пилес вы найдете множество кафе, музеев, магазинов.
  2. Тракай. Совсем рядом с Вильнюсом (в 30-ти километрах) расположен городок с этим необычным названием. В нем вы увидите Средневековый замок, построенный в 14 веке. Разрушенный в 17 веке, он был восстановлен совсем недавно. Его местоположение уникально: на холме между двумя озерами, вид просто великолепный!
  3. Ужупис. Это район Вильнюса, отданный деятелям искусств (в основном, художникам). Это место в Вильнюсе сравнивают с парижским Монмартром. Многие называют этот район государством в государстве, в котором живут и работают творческие личности.

Несколько интересных фактов

  • Литва – самое крупное Прибалтийское государство.
  • Страна последней в Европе приняла христианство.
  • Национальный спорт Литвы – баскетбол.
  • Здесь более 3 000 озер.
  • Денежная единица страны – евро.
  • В Литве варят отличное пиво.
  • Литовский язык – один из старейших, его относят к древнему санскриту.
  • В стране проживают потомки хазар.
  • Университет Вильнюса – старейший в Европе, основан в 16 веке.

3. Ф. Контаутене, Л. Й. Саука

Литва расположена на западе европейской части Советского Союза. Столица - Вильнюс. Коренное население - литовцы (название на родном языке - летувяй). Живут здесь также русские, поляки, белорусы, украинцы, евреи и др.

Литовские игры создавались веками, поэтому их репертуар многослоен. Корни значительной части игр уходят в глубокое прошлое, в них отразилось мифическое мировосприятие («Лауме детей украла»), древние промыслы, обычаи и снаряжение воинов («Топор») и т. д. С течением времени менялись характер, содержание и назначение игр. Например, скачки, связанные с похоронными обрядами, уже давно превратились в развлекательные состязания. И в наши дни на льду озер восточной Литвы проводятся конные скачки с участием множества людей.

Способствовала развитию самобытных игр и сама природа республики: в Литве почти три тысячи озер, множество рек и речушек, зеленых лугов, полей и холмов. Наибольшее отражение нашли в играх труд и быт крестьянина и ремесленника. Условия труда, в котором участвовали подростки и молодежь, порождали характерные игры. Например, в ночном играли в «Кнут», во время отдыха на полевых работах - в «Табалас». Игры «Валка шляпы», «Ткачиха», «Рубка сосны», «Печь хлеб», «Молоть перец» и другие содержат элементы подражания отдельным видам труда. Различные трудовые действия отражены в популярной в Литве игре «Юргялис-мастер». Немало молодежных игр с любовными мотивами («Сваты», «Свадьба» и др.). Игры были удобной формой для знакомства, выражения внимания и симпатии.

В играх дореволюционного периода отражено угнетение крестьян помещиками и семейно-бытовое неравенство («Сирота», «Теща»). Значительная часть литовских игр изображает птиц и животных, о чем свидетельствуют сами их названия: «Ястребок», «Куропатка», «Ворона», «Белочка», «Зайчик», «Козленок» и т. д. Эти образы, взятые из мира животных, способствовали в то же время поэтизации характера человека, его чувств, взаимоотношений или же высмеиванию недостатков.

Игры сопровождали человека всю жизнь. Маленьких развлекали взрослые, их качали на ноге, играли в ладушки, веселили пестушками и потешками («Кеку кеку», «Кату кату катутес», «Варю, варю кашу»). Сами дети любили играть в «Прятки», в отгадывание «Что в ладони?», в «Молчание». Любимыми их играми были и «Волк и овцы», «Репка», «Гусиный мост» и т. д. Юноши и девушки участвовали в играх и забавах, приуроченных к народному календарю. Одни из них связаны с пением, танцевальными движениями (например, хороводы); другие (например, качели; купальское прыгание через огонь) не связаны прямо с хореографией.

Вообще, в одних играх главным является изобразительное, драматическое, хореографическое начало, в других - состязание в ловкости, силе, выносливости или освоение необычных движений (например, хождение на ходулях). Из игр состязательного, спортивного характера самые излюбленные у литовцев «Чижас», «Керепла», «Палендра», «Ритинис». Предметы, наиболее часто используемые в них, - полотенце, палки, отпиленная от бревна деревянная шайба («рипка») и др.

Многие народные игры так же, как сказки, пословицы и поговорки, загадки, являются общими для литовцев и многих других народов. Однако даже такие общие игры приобрели у литовцев самобытные черты. В этом можно легко убедиться, сравнив литовскую игру «Юргялис-мастер» и русскую «У дедушки Трифона семеро детей» или игру с изображением моста, которая бытует у многих народов, с литовской игрой «Гусиный мост», отличающейся тонкой поэтичностью. Эта и многие другие игры литовцев украшены поэтичными диалогами.

Интернациональный характер репертуара игр еще больше усилился в XX в.

Этому способствовали переводы, публикации сборников игр. Одновременно увеличилось число игр индивидуального творчества.

Первые сведения об играх балтов (предки пруссов, литовцев, латышей) встречаются в записи путешественника Вульфстана (IX в.). С XVII в. появляется все больше описаний игр, и эти игры характеризуются все более подробно. Много ценного материала об играх собрали С. Даукантас, Л. Юцявичус, М. Валанчус, А. Юшка, П. Вишинскис и др. В начале XX в. литовские народные игры не только собирали, но и пытались обработать их, приспособив к занятиям молодежи в училищах. В 1911-1914 гг. М. Григонис опубликовал несколько сборников игр, в которых значительное место занимают литовские народные игры. После первой мировой войны собиранием народных игр спортивного характера занимался К. Динейка. Его сборники «Несколько народных игр» (1923 г.), «Рипка Вильнюса» (1926 г.) и другие способствовали распространению народных игр спортивного характера.

В Советской Литве собиранием, публикацией народных игр занимаются специалисты Академии наук Литовской ССР, преподаватели высших школ и др. В 1953 г. вышел первый сборник народной хореографии и игр. Его составители и авторы введения - Ю. Лингис, В. Якелайтис и 3. Славюнас. Хореограф Ю. Лингис подготовил в 1955 г. новый сборник - «Литовские народные игры», а фольклорист 3. Славюнас опубликовал древний вид игр «Сутартинес» в трехтомном издании «Сутартинес» (1958-1959 гг.) и написал раздел о народных играх в обобщающем труде Института литовского языка и литературы - «Очерк литовского фольклора» (1963 г.). Сотрудники института подготовили обширную антологию «Литовский фольклор» (в пяти томах) (1962-1968 гг.), в пятый том которой включены и народные игры (подготовил К. Григас, вводная статья Л. Сауки). Изучением игр малышей занимается сотрудница института П. Йокимайтене.

Им написана и статья об истории изучения народных игр в Литве (1963 г.). В 1969 г. вышел сборник игр по материалам экспедиции, проведенной Вильнюсским педагогическим институтом. Его составитель - м. Лазаускене. Народные игры публиковались в популярных детских изданиях, в краеведческих, этнографических, хореографических сборниках. Среди авторов этих публикаций - К). Лингис, К. Пошкайтис, Е. Моркунен, Е. Дулайтене-Глемжайте и др. Педагогическому значению народных детских игр посвящена диссертация 3. Контаутене. Материалы по играм содержатся в этнографических исследованиях, в энциклопедиях и т. д.

Ныне в республике культивируются новые виды спорта, спортивные игры, но наряду с ними по-прежнему пользуются популярностью испытанные временем народные игры. Элементы старинных игр являются хорошим материалом для создания новых игр. Например, популярная народная игра «Ритинис» давно приобрела спортивный характер. Народные игры включены в программу физического воспитания школьников и дошкольников республики. Телевидение проводит конкурсы по подвижным играм в школах.

Статьи по теме: