Magic the gathering истоки все карты. GRPG - M:tG - История. О чём вообще речь

Кроме игры, Magic: the Gathering интересна сюжетом. Действия каждого блока проходят в каком-нибудь мире магической Мультивселенной. О сюжете каждого блока, мирах и персонажах рассказывают эти сайты.

Раньше WotC выпускали по сюжету книги, печатные и электронные комиксы на сайте. С 2012 года они прекратили эксперименты и перешли на электронные еженедельные рассказы для большей вовлечённости игроков в сюжет. По их же словам — это действительно решить задачу .

Полезные разделы на сайте Визардов

  • Раздел про мироходцев, самых сильных магов Мультивселенной на английском и русском . На русском нет ссылок на рассказы, в которых участвовали мироходцы, потому что они не были переведены.
  • Раздел про известные миры Мультивселенной МТГ на английском и русском . Содержит описание легендарных персонажей из этих миров, рас, заселяющих миры и мироходцах, которые связаны с событиями, происходившими в этих мирах.

Комиксы

На сайте можно найти старые веб-комиксы 2007—2011 годов. Например:

  • Fuel for the fire — комикс про Чандру.
  • The seeker’s fall — комикс про Теззерета.

Полный список веб-комиксов смотрите на вики . Учтите, что сайт Визардов обновился, и ссылки ведут на 404 ошибку. Ищите комиксы по их названиям в поиске сайта или Яндекса.
И вот ещё .

Книги

Другие книги первых лет в электронном формате на английском.

Неизданный перевод книги «Наступающая тьма» на русском. The Gathering Dark из цикла Ледниковый период (Ice Age) — продолжение истории Доминарии после событий «Войны братьев».

Книги и сборник любительских переводов новелл про Равнику, Терос, Камигаву и Зендикар.

Сборник Джесса Лебоу Цвета Магии — перевод Александра Граковского.

Роман Ари Мармелл «Агенты разума » (Agents of Artifice), 2009 года — перевод в версии Ольги Якубовой и Антона «Гоблина» Сулимы.

Роман Лоры Резник «Очистительный огонь » — перевод в версии Ольги Якубовой.

Роман Брэндона Сандерсона «Дети Безымянного (Children of the Nameless), 2018 года » — перевод в версии паблика «Миры Доминии».

Сторонние сайты

Portal:Story — раздел про сторилайн в вики на Сальве.

Миры Доминии — MtG Storyline — фанатская группа Вконтакте про сторилайн Мультивселенной. Переводы рассказов, альбомы про миры, ответы ведущего группы на вопросы по сюжету. Обзор новых выпусков с художественной точки зрения.

1993 год был тяжелым для Питера Адкинсона - владельца небольшой компании-производителя настольных игр Wizards of the Coast. В сегменте легких развлечений ведущие позиции занимали ролевые игры и игры военные, с миниатюрными солдатиками. Все они были ориентированы на очень узкий круг людей - тех, кто не только выучит наизусть толстенные тома правил, но и сможет потратить три часа на одну-единственную игровую партию. К тому же на Адкинсона подали в суд: на коробке с его игрой было написано, что она совместима с Dungeons & Dragons - крупнейшей ролевой игрой всех времен.

Теперь только чудо могло спасти компанию от разорения. Именно отчаянное желание найти это чудо заставило владельца согласиться на встречу с молодым человеком по имени Ричард Гарфилд, заявившим, что он придумал самую лучшую игру в мире.

Задумка Гарфилда впечатляла, но ее воплощение потребовало бы значительных денежных затрат: на изготовление множества деталей из металла, дерева, пластика и большого игрового поля.

«Послушай, - сказал Адкинсон, - у меня нет возможности это выпустить. Но я могу издать любую печатную продукцию. Я сотрудничаю с колледжем искусств, у меня есть отличные иллюстраторы. Ты мог бы придумать игру, чтобы ее можно было напечатать на бумаге, чтобы она не нуждалась в фишках, фигурках, поле и чтобы партия длилась минут пятнадцать?»

«Нет проблем», - ответил Гарфилд. Когда через пару дней он вернулся с прототипом, Адкинсон понял, что судьба наконец-то ему улыбнулась.

«Я сразу увидел, что это хит, - говорил он потом. - Но я совершенно не угадал его масштабы. До встречи с Гарфилдом я даже и не мечтал конкурировать с Dungeons & Dragons. После встречи я купил ее целиком».


Начало

Ричард Гарфилд не просто увлекался играми - он был доктором математики, а в круг его научных интересов входили комбинаторика и теория игр. Начал Гарфилд с того, что определил задачи, которые требовалось решить.

Во-первых, игра должна быть больше, чем кажется с виду: это выгодно отличит ее от конкурентов. Если два человека купили «Монополию», то у обоих будет по совершенно одинаковой игре. Гарфилд же хотел вывести игру за эти рамки, сделать ее больше, чем может представить любой игрок. Люди будут исследовать игру, сравнивать наборы друг друга, строить догадки, их интерес к игре будет расти.

Поставленные Адкинсоном условия идеально сочетались с этой концепцией. Ричард подумал: что, если игра будет состоять из фрагментов, как пазл? Правила для каждого фрагмента будут написаны на нем самом, а все вместе они объединяются в общую гибкую систему.

Пусть этими фрагментами будут игральные карты. Каждая карта воплощает отдельное заклинание. Игроки будут собирать карты в колоды и разыгрывать их одну за другой, будто листая страницы магической книги. Выпуски карт можно продавать случайными наборами, скажем по 15 штук. Таким образом, мало кому удастся собрать все кусочки мозаики.

Но у такой игры сразу же возникнет несколько проблем, главная из которых - «проблема ферзя». Если одному игроку в наборе достались, скажем, ладья и слон, а другому - два ферзя, то заранее ясно, кто из них победит. Как решить эту проблему?

Никак, подумал Гарфилд. Но можно сделать так, чтобы ферзи встречались реже, гораздо реже, чем ладьи, а ладьи - реже, чем пешки. Таким образом, если 10 человек купят по 3–4 набора, кому-то из них достанется один-единственный ферзь. Чтобы создать колоду из ферзей, игроку придется потратить несколько тысяч долларов. А если это произойдет - игра явно приобрела культовый статус, и любая проблема стоит такого успеха.

Вдобавок можно разделить карты на группы так, чтобы каждая группа имела свои недостатки и преимущества. Такое разделение очень хорошо увязывалось с общей фэнтезийной направленностью игры: разные маги будут использовать разные заклинания.

Это позволило решить и вторую задачу: игра должна взывать к интуитивно понятным архетипам и конфликтам, чтобы ни у кого не возникало вопроса, почему мы вообще в это играем и в чем наша цель.

Все карты так или иначе делятся на пять цветов. Каждый цвет обладает своей уникальной, но ясной философией. В этом плане Гарфилд не столько создал что-то новое, сколько придал извечным темам новый облик.

Какой цвет олицетворяет необузданные эмоции, ярость? Красный. Какого цвета чистота, свет? Белого. Смерть? Черного. Холодный, расчетливый интеллект - синего. Зеленый - цвет природы и естественного хода вещей.

Такое разделение дает возможность втянуть игрока в знакомые каждому конфликты: Белый против Черного - Добро против Зла. Белый против Красного - Порядок против Хаоса. Синий против Зеленого - Культура против Природы. Каждый цвет имеет двух врагов и двух союзников среди четырех других цветов.

«Я думаю, что успех игры в том, что в самой ее основе лежит философия и психология».
Марк Роузуотер, главный дизайнер Magic the Gathering с 1996 года

Это определило не только дух игры, но и правила, регламентирующие использование цветов. Так, каждый цвет связан с определенной способностью: Синий может отменять заклинания противника, Черный - воскрешать павших, а с помощью Красного можно метать молнии и огненные шары. Но также каждый из цветов имеет и свою слабость - в итоге все пять взаимодействуют между собой по принципу «камень - ножницы - бумага».

Но что помешает игрокам просто положить в колоду самые сильные карты каждого цвета? Цена, решил Гарфилд и придумал «систему маны». Картами любого из цветов можно сыграть, только потратив ману аналогичного цвета.

Решение ввести систему маны также позволяло выполнить последнее условие, которое Гарфилд поставил сам себе: игра должна содержать строго выверенное количество неизвестной информации, чтобы новички могли списывать поражения на отсутствие удачи, а ветераны полагались бы на навыки и опыт, но все равно в одном случае из 100 могли проиграть новичкам. Последнее было очень важно - ведь подавляющее большинство людей не достигнет мастерства в игре, и, чтобы удерживать их интерес, им нужно дать отдушину и надежду.

Ману дают карты земель: равнины - белую, острова - синюю, болота - черную, горы - красную, леса - зеленую. И карты заклинаний, и карты земель смешиваются в одну колоду. В начале партии каждый из игроков берет семь случайных карт и каждый ход добавляет еще одну. Чем больше в колоде различных цветов, тем меньше шанс вытянуть карту земель нужного цвета и разыграть заклинания. В то же время чем меньше цветов - тем меньше доступных стратегий.

Мана дала игре все, в чем та нуждалась. «Проблема ферзя» отчасти решалась благодаря тому, что сильные заклинания стоят больше маны, чем слабые. Поэтому в самом начале игры, когда ресурсов мало, они бесполезны. Вдобавок игроку может не повезти, и он просто не вытянет достаточное количество земель. Вытаскивая одно за другим сильные и дорогие заклинания, он будет беспомощен перед противником, вооруженным чем-то слабым, но дешевым.

Три инновации Гарфилда: коллекционная карточная игра, деление на цвета и система маны - идеально дополняли друг друга.

Новую игру он назвал Magic the Gathering. По-русски ее называют просто «Магия».


Детство

Популяризировать «Магию» с нуля в 1993-м было непросто. Адкинсон лично посетил каждый магазин настольных игр на Западном побережье США, а в августе поехал на GenCon - второй (после немецкого Spiel) фестиваль игр.

Каждый год на GenCon’е собираются тысячи людей, которые несколько недель подряд играют в ролевые игры, тестируют новинки в перерывах между сессиями и обмениваются новостями. Для владельца маленькой компании это была поездка в Мекку. Тогда он еще не знал, что «Магию» ждет такой успех, что он, Питер Адкинсон, купит GenCon.

«Все детство вы без ума от какой-нибудь спортивной команды, - говорил создатель „Магии“. - Вы пытаетесь попасть на все матчи, собираете атрибутику. А потом вы вырастаете, на вас сваливается счастье, и вы покупаете эту спортивную команду целиком».

Первое издание «Магии» содержало 200 уникальных карт и было напечатано тиражом 2,5 млн экземпляров. Создатели подсчитали, что этого должно хватить на полгода. За три недели фестиваля GenCon все до единой карты были распроданы.

Адкинсон не знал, что делать. Внезапно его компания с офисом в гараже оказалась в самом центре игровой индустрии. Посовещавшись, они с Гарфилдом решили выпустить второй тираж, сразу за первым, без значительных отличий, - 7 млн карт. Его раскупили меньше чем за неделю.

В спешном порядке создали первое дополнение к игре, благо у Ричарда уже было множество наработок. Тогда же решили, что имеет смысл все карты одного выпуска объединить историей или темой. Для пробы взяли «Тысячу и одну ночь»: среди новых карт были ковер-самолет, Шахерезада, Аладдин, джинны и прочие герои сказок.

Функции и роль каждого персонажа были предельно ясны: их подсказывала сама механика игры.

Но Гарфилд отлично понимал, что, если позволить игрокам совмещать старые и новые карты, количество взаимодействий возрастает многократно и предсказать результат не сможет никто. Потому он хотел выпустить «Арабские ночи» с другой карточной рубашкой и создать таким образом серию игр, а «Магию» превратить в целый жанр.

Его едва отговорили: игроки захотят добавить новые карты к старым - если они не смогут этого сделать, продажи упадут. Игра должна быть единой, все ее части должны подходить друг к другу. Это условие и стало главным принципом «Магии».

У всех карт Magic the Gathering одинаковая рубашка, на каждой из них красуется чернильное пятно, поставленное по ошибке на прототип.

«Арабские ночи» превзошли по своей популярности все предыдущие выпуски. К такому не был готов никто. Компании срочно требовались сотрудники, а все, кто работал в ней до этого, в одночасье получили повышение: так, девушка с ресепшена стала директором по продажам.

На работу брали всех, кто соглашался.

«Приходил чей-нибудь друг, - вспоминает Гарфилд, - и говорил: „Привет, я пришел повидать Джо“. Его тут же спрашивали: „Тебе нужна работа? Мы хорошо платим“. „Э- э, - отвечал тот, - ну ладно“».

Одним из таких новичков был Марк Роузуотер - третий из тех, кому «Магия» обязана своим существованием. До этого Марк писал сценарии для ситкомов и из любви к делу подрабатывал в магазине игр. Сразу после GenCon’а покупатели стали заваливать его вопросами об «этой новой игре». Большинство даже не знали названия, но все говорили о ней, словно она была каким-то чудом.

Несколько месяцев Марк безуспешно пытался разузнать о «Магии» хоть что-нибудь, и на одном небольшом фестивале ему удалось найти человека, у которого была собранная колода. Перелистывая карты и мысленно погружаясь в многообразие возможных взаимодействий между ними, Роузуотер понял, где он хочет работать.

Когда он пришел в компанию, было начало 1994 года. Сотрудники все еще пребывали в состоянии эйфории: масштабные вечеринки устраивались каждые выходные, а будни неизменно завершались «офисным хоккеем», в который полагалось играть сидя на стуле на колесиках.

«Две вещи они делали лучше всего, - говорит Марк, - создавали „Магию“ и прожигали деньги. Это были дикие дни. Самым нормальным был уборщик, который, приходя, просил быть поаккуратнее и не разбивать шайбой потолочные панели».

Но, как и предполагал Гарфилд, после того, как игра стала хитом, у них начались проблемы.


Отрочество

Игра построена так, что на первый ход игрок выкладывает одну землю и разыгрывает заклинание, которое стоит одну ману. На второй ход у него две земли, он может разыграть заклинание, которое стоит две маны, и т. д. Карты, позволяющие обойти эти ограничения, дают огромное преимущество перед оппонентом.

Таких карт в самом начале «Магии» было выпущено несколько. Одни просто так давали гору маны, другие - дополнительные ходы, третьи позволяли бесплатно брать из колоды новые карты, вследствие чего роль случайности заметно уменьшалась. Различие между этими монстрами и обычными картами было куда больше, чем различие между пешкой и ферзем.

«Проблема ферзя» встала очень остро, и было решено ввести ограничения: отныне в одной колоде нельзя было иметь больше четырех копий одной карты. Это нововведение вызвало первую масштабную волну недовольства среди игроков. «Как они смеют запрещать мне использовать мои же собственные карты?»

На этом проблемы не заканчивались. Сильные карты были не только сильными, но еще и страшно редкими: первые издания уже расхватали на коллекции. Такие карты стоили больше 100 долларов на вторичном рынке, и новички просто не могли их себе позволить. Решено было их запретить совсем. В ответ игроки стали строчить гневные письма и едва не пошли на штурм компании.

Создатели подумали и решили переиздать самые редкие карты, чтобы они были у всех. И в середине 1995-го сделали это, увеличив тираж некоторых карт в пять раз. Это привело к обвалу вторичного рынка, многие карты совершенно обесценились, и игроки снова застучали в боевые барабаны.

Чтобы их утихомирить, компания официально пообещала внести самые редкие карты в специальный список и больше никогда-никогда их не печатать. Это, конечно, успокоило коллекционеров, но расстроило игроков, которые редких карт не имели, купить их за сотни долларов не могли и потому надеялись только на то, что их издадут еще раз. Теперь эта надежда рухнула навсегда.

Цена на одну из таких карт - «Черный лотос» - от 5000 долларов и выше.

«Это было ошибкой, - говорит Марк Роузуотер. - Но мы дали обещание, и мы его держим».

Все эти невзгоды не могли сбить все возраставший спрос на игру, но они заставили компанию пересмотреть свою политику. Отныне, перед тем как принять какое-то решение, участники проекта обсуждали его несчетное количество раз, чтобы спрогнозировать последствия того или иного нововведения и избежать очередной волны недовольства. Но некоторые из таких волн предсказать было совершенно невозможно.

Например, никто и представить не мог, что игроки сочтут личным оскорблением запуск онлайн-версии игры.

Сейчас система внутриигровых платежей применяется повсеместно, но в 1997 году этого не делал никто.

Мало того что теперь можно играть картинками на экране вместо картонных карт, так и еще платить за эти картинки нужно столько же, сколько за их настоящие эквиваленты. «Как это так? - горячились игроки. - Почему мы должны платить за пиксели? Где это видано?» Многие боялись, что теперь «настоящая» «Магия» закончится и будет только компьютерный вариант. Создателям потребовалось немало усилий, чтобы всех успокоить.

Еще большую проблему вызвало изменение дизайна лицевой стороны карт. Раньше каждый цвет имел свой собственный стиль, основанный на фэнтези-культуре начала 90-х. На этом фоне иллюстрации совершенно терялись, а текст было тяжело читать. Теперь же все было приведено в единый, «стерильный» вид: иллюстрации были подчеркнуты, а тексту добавлена необходимая контрастность.

Но больше четверти игроков решили, что игру убили окончательно, и навсегда порвали с ней, предварительно забросав создателей пачками гневных имэйлов.

«Создавать игру таких масштабов без ошибок - очень сложно, - говорит Марк Роузуотер. - Время от времени их нужно исправлять. Приходится менять правила, иногда - радикально. Этого нельзя избежать. Но мы всеми силами пытаемся объяснить игрокам: все, что мы делаем, мы делаем ради игры». Стоит отдать им должное, с каждым разом у них это получается все лучше.


Юность

Сейчас «Магия» популярна как никогда. Из тех, кто работал над самым ее созданием, остался только Марк Роузуотер, который занимает пост главного дизайнера и фактически является крестным отцом игры.

Питер Адкинсон выгодно продал компанию гиганту игровой индустрии Hasbro (трансформеры, «Монополия», Scrabble) и занялся собственными проектами, в частности - фестивалем GenCon.

Ричард Гарфилд создал еще немало коллекционных карточных игр, все они пользовались определенным успехом, но ни одна не превзошла «Магию».

Периодически Гарфилд возвращается к корням, участвует в создании новых выпусков - и те бьют рекорды продаж.

Клубы игроков в «Магию» есть во всех сколько-нибудь крупных городах мира и образуют единую сеть. Результаты каждой партии заносятся в базу данных, и самых успешных игроков приглашают на большие турниры, которые проходят несколько раз в год. Призовой фонд может достигать 250 000 долларов, которые делят между собой лучшие 16 игроков.

Количество участников таких турниров растет с каждым годом. В 2013 году на Гран-при в Лас-Вегасе было 4492 игрока. Победителя ждал приз - 12 000 долларов. В высшей лиге ставки крупнее: сумма приза, доставшегося Джереми Дезани за победу на чемпионате профессионалов в Дублине, составила 40 000 долларов. Это больше, чем ушло у Питера Адкинсона и Ричарда Гарфилда на создание самого первого выпуска «Магии» в 1993 году.

Франшиза Magic: The Gathering (далее – MTG) недавно пережила перерождение. Издание Return to Ravinca («Возвращение в Равнику»), вышедшее в 2012 году, многие считают одним из самых сильных за всю 19-летнюю историю MTG, поэтому неудивительно, что у ритейлеров по всему миру оно в свое время разлеталось как горячие пирожки.

Кроме того, создатели MTG, по сути, в одиночку изобрели и определили рамки жанра «коллекционной карточной игры» (далее – ККИ), а перерождение франшизы – совпавшее с расцветом японских карточных онлайн-хитов вроде Rage of Balamut (от DeNA) и Doriland (от GREE), эксплуатирующих – сделало MTG самой продаваемой франшизой Hasbro, а также самой популярной ККИ.

Ричард Гарфилд создал MTG в начале 90-ых – после того, как Wizards of the Coasts забраковала его предложенную настольную игру. И хотя «визардам» понравилась идея RoboRally, они хотели чего-то более компактного. Игру, «развертка» которой не отнимала бы много времени, и в которую можно было бы поиграть в перерыве между другими играми. И тогда Гарфилд вернулся с концепцией ККИ, а уже в 1993 году под его руководством была запущена и сама MTG.

Базовые правила MTG очень просты: используйте карты земель, чтобы генерировать ману, используйте ману для чтения заклинаний и вызова существ, а затем используйте заклинания и существ, чтобы победить противника. Сложность же возникает благодаря так называемой «стихийной стратегии», которая формируется, когда эти простые правила вступают в «химическую реакцию» с многообразием уникальных карт (на данный момент их насчитывается свыше 10 тысяч), из которых составляется боевая колода.

Правила, лежащие в основе цифровых игр, как правило, скрыты от стороннего наблюдателя, чего нельзя сказать об их «реальных» аналогах. Изучая и анализируя эти правила, мы, как разработчики цифровых игр, можем вынести для себя много нужного и полезного. Причем MTG может предложить больше остальных – благодаря углубленному балансу, а также таким элементам, как управление ограниченными ресурсами и переменное подкрепление. Кроме того, полученные уроки можно применить не только в создании игровой механики, но и в маркетинге, визуальном дизайне и управлении игровыми сообществами.

Я, будучи, с одной стороны, MTG-наркоманом с долгим стажем, а с другой, гейм-дизайнером, предлагаю вашему вниманию пять вещей, которым можем научиться на успехе этой ККИ.

Урок 1: Стихийная стратегия

Шахматы – это классика гейм-дизайна, и как раз благодаря тому, что матчи в этой игре развиваются по принципу стихийной стратегии. Основные правила шахмат относительно просты и по нынешним меркам даже скучны, однако на освоение сложности, которая произрастает из многообразия ходов и контр-ходов, вам не хватит и нескольких жизней.

Человеческому разуму невероятно сложно постичь всю сложность причин и следствий этой игры, поэтому он идет по другому пути – ищет определенные паттерны, чтобы смоделировать и понять эту сложность. Когда разум применяет модели, и они приводят к победе, то получает в качестве награды чувство удовлетворения и приятного возбуждения.

Изобретение стихийной стратегии сродни той, которая есть в шахматах – очень непростая задача, если не сказать невозможная. Поэтому, вместо того, чтобы создавать окончательную версию игровой концепции, лучше пойти иным путем – нащупать какую-то базовую идею, а затем постепенно подстраивать к ней что-то новое, как это было в случае с MTG. В конце концов, даже шахматы обретали свой настоящий вид без малого 1,5 тысячи лет.

В MTG управляемые игроками существа имеют два параметра – «силу» и «стойкость». Игроки могут назначить этих существ для атаки или, наоборот, для защиты от атак. Это простое правило составляет добрую часть базисной стратегии MTG.

К примеру, наступает ход игрока А, в распоряжении которого есть одна карта с «Медведями гризли», а у игрока Б на руках две карты с «Духами».

У гризли показатели силы и стойкости составляют, соответственно, 2 и 2 (отображается как 2/2) – это значит, что урон игроку (или защищающему его существу) будет составлять 2 очка, но и сами медведи погибнут, если им нанести 2 очка урона. У духов эти показатели составляют 1 и 1.

Игрок А назначает гризли в атаку на игрока Б. У игрока Б, соответственно, есть следующие варианты: ничего не делать и получить урон от гризли, назначить одного духа на защиту или назначить двух духов на защиту. График ниже показывает последствия всех этих ситуаций.

Ничем не защищаемся – Игрок Б получает урон 2 очка (10% от всех очков здоровья). Защищаемся одним духом – Умирает один дух. Защищаемся двумя духами – Умирают оба духа и гризли.

На действия игрока в этой ситуации может влиять много факторов: какие карты находятся в игре, какие в руке, какие в колоде, какими способностями обладают существа. К примеру, дух может обладать способностью полета, поэтому гризли (которые летать не умеют) не смогут их блокировать, что позволит духам вдарить по игроку и остаться нетронутыми.

Кроме того, учтя во внимание оставшуюся ману и количество карт на руках у игроков, можно проделывать определенные «трюки». К примеру, игрок А назначает гризли в атаку на игрока Б, при этом имея на руках карту «Гигантский рост», о наличии которой игрок Б не догадывается.

«Гигантский рост» – это мгновенное заклинание, которое можно использовать после того, как будут объявлены атакующие и защитники. Оно увеличивает силу и стойкость выбранного существа на три очка. Таким образом, применяя «Гигантский рост» к гризли, мы увеличиваем его очки урона и здоровья, соответственно, до 5 и 5. График ниже показывает, как ситуация изменится под воздействием изменившихся условий.

Ничем не защищаемся – Игрок Б получает урон 5 очков (25% от всех очков здоровья). Защищаемся одним духом – Умирает один дух. Защищаемся двумя духами – Умирают оба духа, а медведи выживают.

У игрока Б, тем временем, может быть карта «Отмена», позволяющая парировать этот «Гигантский рост». То есть принцип таков, что противник бьет одним заклинанием, вы отвечаете другим и т.д. Игрокам, по сути, нужно предугадать, какими именно заклинаниями и способностями будет сражаться противник, и исходя из этого строить свою боевую колоду.

Прогнозирование действий игрока и того, из чего состоит его колода, называют «мета-игрой» – это немалая составляющая турнирных игр. Таким образом, благодаря многообразию способностей, привязанных к существам, заклинаниям и землям, каждый новый бой может развиваться совершенно по-разному. Кроме того, стратегический ландшафт постоянно меняется, потому что с каждым новым набором (ежегодно их выходит четыре) в игре появляется одна-две новых способности.

В шахматах игра осуществляется за счет построения мысленных моделей и их последующего применения. Однако в MTG стихийная стратегия подталкивается самими разработчиками – путем выпуска новых наборов. Затем эти изменения осмысляются коллективным разумом, а самые лучшие стратегии применяются игроками на поле боя.

После выхода нового набора игроки месяцами выстраивают, играют и оттачивают свои боевые колоды. Со временем некоторые колоды начинают считаться «сильнейшими», а некоторые карты – наиболее ценными (MTG-игроки называют их «chase rare», что можно перевести как «редкость, за которой все гоняются»). Когда на замену одной сильнейшей колоде приходит другая, вся эта экономика начинает переживать смен парадигмы.

Таким образом, MTG учит нас, что основы игры должны быть максимально простыми, но при этом давать игрокам огромное количество игровых возможностей, даже если это многообразие подталкивается разработчиками. Благодаря этому игра обзаводится «кривой обучения» – найдя и применив какую-то удачную стратегию, игроки получают чувство удовлетворения и стремятся искать новые удачные стратегии.

Урок 2: Побуждение через переменное подкрепление

Представьте, что у вас день рождения, и ваши друзья принесли вам подарки, завернутые в праздничную упаковку. Но просто так подарки вам не отдадут – вам нужно подкидывать монетку, пока она два раза подряд не упадет одной и той же стороной. Теперь представьте все то же самое, только подарки ни во что не завернуты. Вы видите, что вам собираются подарить – вот носки, вот книги, а вот DVD-диски. Что-то вы хотите, что-то нет. Какая из этих ситуаций для вас более интересна?

Во второй ситуации подбрасывание монетки выглядит как рутина. Но зато та, где вы знаете, что получите подарок, но не знаете какой именно, выглядит гораздо более (если не сказать – очень) увлекательной.

Это называется «переменным подкреплением», и благодаря ему человек будет повторять действие гораздо чаще, чем если бы подкрепление было «постоянным».

Играя в MTG, игроки пополняют «боезапас», с каждым ходом вытягивая из своей колоды новые карты. В процессе игры часто возникают ситуации, когда исход раунда может решиться в течение всего одного хода. Вытянул нужную карту, бросил ее на поле боя – победа! Благодаря этому у игроков формируется краткосрочная привязанность к игре. Приплюсуйте сюда поиск стратегий по сбору убийственной колоды и цели игры (см. урок 3), и эта привязанность превращается из краткосрочной в долгосрочную. Из-за этого некоторые любовно называют MTG «картонным герычем».

Ту же «героиновую» теорию можно применить и к запечатанным наборам из 15 карт – так называемым «бустер-пакам». Карты в бустере бывают нескольких типов: обычные (common), необычные (uncommon), раритетные (rare), карты земель и токены. Кроме того, вместо раритетной карты в бустере может лежать мифическая (mythical rare), а вместо токена – тип-карта. Таким образом, покупая бустер, вы знаете, сколько в нем будет карт, но не знаете, какие именно.

О редкости карты написано на ней самой, а соотношение редкости для бустер-карт распределяется следующим образом: обычные карты – 71,4%, необычные – 21,4%, раритетные – 6,3%, мифические – 0,9%.

Набор «Возвращение в Равнику» насчитывает 15 мифических карт. Таким образом, если вы хотите себе карту «Джейс, архитектор мыслей», одну из самых сильнейших мифических карт в игре, то шансы на ее получение следующие. Из расчета на каждую карту – 6 из 10000, из расчета на каждый бустер – 1 из 120, из расчета на коробку бустеров (набор из 36 бустер-паков) – менее 1 из 3.

Забавно, что эти цифры очень похожи на соотношение редкости во многих карточных гача-играх. С каждой покупкой у игрока есть шанс вытянуть «эпик» – карту такой силы, благодаря которой в свою пользу можно склонить практически каждый раунд. Однако шансы играют против того, чтобы игрок вытянул эту карту, что подталкивает его делать покупку снова и снова.

В MTG даже есть специальный турнирный формат, основанный на этом маниакальном открывании бустер-паков. Игроки приносят с собой три бустера, затем открывают бустер, достают карту, кладут ее рядом с собой и передают бустер соседу. Сосед делает то же самое. И так до тех пор, пока в бустерах не закончатся карты. Затем игрок берет добытые карты, формирует из них колоду и использует ее для участия в турнире.

MTG – это, вероятно, один из самых лучших примеров использования переменного подкрепления. Причем не только в игре, но и в том, как организована продажа карт. Приятное возбуждение от возможности вытянуть из бустера редкую карту или достать из колоды мощное существо, одним ходом решающее исход всего раунда, делают MTG игрой, увлечение которой можно сравнить с чем-то вроде зависимости.

Игра в MTG поможет вам понять тонкости переменного подкрепления, а применение этой теории в ваших собственных играх позволит, с одной стороны, повысить удовольствие игрока, а с другой, удержать его подольше, при этом сохраняя баланс между вероятностью и навыком.

Урок 3: Удержание через цели

Переменное подкрепление – это не единственный метод, которым MTG пробуждает в своих игроках долгую привязанность к игре и стремление тратить на нее баснословные деньги. Это также достигается через ряд явных и второстепенных целей, причем эти цели затрагивают сразу несколько типов игроков, которые по классификации Бартла обозначаются как Карьеристы, Исследователи, Убийцы и Социофилы.

Исследователи: Мир, стратегия и теория

Исследователям нравится изучать и анализировать миры. Карты MTG привязаны к нарративу, основанному на идее «Мультивселенной», и в его поддержку выпускаются всевозможные романы и прочие художественные произведения. Многим исследователям нравится анализировать эту информацию и делиться своими находками с другими людьми.

Кроме того, онлайн-сообщество Wizards of the Coast – это пристанище множества стратегов и теоретиков, постоянно публикующих статьи и видео о создании колод и геймплейных техниках. Даже те карты, что имеются на данный момент, дают невероятный простор для различных комбинаций, а с каждым новым релизом он становится все шире и шире.

Убийцы: Турниры

Убийцы любят звуки триумфа над поверженным противником. MTG – это игра с нулевой суммой (один победитель, один проигравший), причем такая, что ей для того, чтобы вызвать в человеке соревновательный азарт, достаточно пары стульев и кухонного стола. Впрочем, гораздо больший простор для «творчества» открывается агрессивному Убийце на турнирах (любительских и официальных), которые регулируются DCI – сводом турнирных правил Magic: The Gathering.

При этом «визарды» постоянно повышают популярность турниров, предлагая победителям денежные призы и славу – чемпионы официальных Про-Туров становятся настоящими знаменитостями. Это оправдывает для игрока долгосрочную цель стать победителем Про-Тура, тем самым подталкивая его к постоянной лояльности MTG.

Карьеристы: Очки Мироходца и коллекционирование

Карьеристам нравятся явные индикаторы их прогресса. Очки Мироходца – это система для участников DCI-санкционированных турниров, организуемых Wizards of the Coast. Эти очки начисляются за различные второстепенные действия вроде присоединения к гильдии, но в основном идут за участие в турнирах. Причем DCI постоянно составляет рейтинги игроков, подталкивая их к постоянному участию в соревнованиях и совершенствованию своих колод через покупку новых карт.

Кроме того, с каждым новым набором выходит новое игровое руководство, в котором описываются все карты, вышедшие в наборе, причем в форме списка с пустыми полями для галочек. Тем самым MTG метит в особую категорию игроков, которые, по сути, и игроками не являются – в коллекционеров.

Коллекционеры преследуют свою собственную цель – законченность. Мера их прогресса – это то, сколько галочек осталось проставить в списке карт. Человеческий разум инстинктивно фокусируется на дефицитном ресурсе или какой-то форме недостаточности (зачастую это деньги и отношения с другими людьми, но иногда в этой роли может выступить и пустые поля для галочек), а затем формулирует пути для их восполнения.

Коллекционирование – это очень мощная цель, которая используется во многих играх. Игрокам можно предложить разблокировать какой-то модный костюм или геймификационные бейджики. Но что касается MTG, то здесь игрокам предлагаются разные виды ресурсов – конечные (карты) и бесконечные (Очки Мироходца).

Социофилы: Создание социальной сети из друзей и команд

Социофилам нравится взаимодействовать с другими людьми. Хотя суть MTG диктует, что для игры достаточно и двух человек, преданные игроки всегда будут искать компанию побольше.

Сообщество, сложившееся вокруг MTG, удивительно прочное – и на местном, и на национальном, и на международном уровнях. Деятельность «визардов» по поддержке этого сообщества начинается с самых «низов» – с игровых сессий, организуемых на местном уровне (вроде Friday Night Magic) совместно с местными ритейлерами (зачастую магазинами комиксов), но также и через интернет. Конечно, вокруг других игр тоже формируются сообщества, которые создают сайты с форумами, чатами и статьями, но Wizards of the Coast в этом смысле стоит особняком. Будучи разработчиком-производителем, компания вкладывает в укрепление сообщества просто беспрецедентное количество денег и усилий.

Более того, Убийцам во время соревнований приходится полагаться на команду, члены которой относятся к разным бартловским психотипам – включая Карьеристов (коллекционеров) и Исследователей (создателей колод). Это делает социальный элемент MTG еще более глубоким, превращая сообщество в центр жизни игрока.

Те, кто имеет в игре друзей, будут оставаться в ней дольше, чем те, у кого в ней нет никаких социальных связей, что открывает определенный простор для маркетологов и гейм-дизайнеров. Если ваша игра способна знакомить и объединять людей, делая их совместное времяпровождение увлекательным, то у вас, скорее всего, будет преданная и активная фан-база.

Урок 4: Баланс и управление ресурсами

Умение искать баланс и управление ограниченными ресурсами – это очень важные навыки для гейм-дизайнеров, т.к. даже небольшие изменения способны перевернуть экономику F2P-игры с ног на голову. В MTG игроки учатся этим навыкам через сбор колод – и во время игры выражается в быстрых циклах вытягивания и сбрасывания карт – но именно как игроки, а не гейм-дизайнеры.

Мана в игре бывает пяти типов, и она генерируется так называемыми «картами земель» соответствующих цветов – по одной за ход. Карты земель вытягиваются из руки. А вот карты заклинаний можно вытягивать безо всяких ограничений, но лишь в том случае, если на них будет хватать маны.

Эти ограничения, вкупе с тем, что игроки начинают игру с семью картами на руках, а затем вытягивают из колоды по одной карте за ход, и составляют основу для баланса MTG.

Хотя колода должна состоять как минимум из 60 карт, земель в ней может быть сколько угодно (решать игроку), что дает огромный простор для стратегии и размышлений.

Если в колоде будет мало земель, то на руках у игрока будет большой набор существ и заклинаний, но не будет маны на то, чтобы впустить их в игру – это называется «mana screw», что можно перевести как «нехватка маны». И наоборот, если в колоде будет много земель, у игрока будет большое количество маны, но шансов, на то, чтобы вытащить заклинания из колоды, будет мало – это называется «mana flood», что можно перевести как «избыток маны».

Это усугубляется тем, что эффективность (или «сила») карты, как правило, коррелирует с тем, сколько маны требуется на ее активацию (т.е. с тем, сколько земель нужно использовать, чтобы прочитать это заклинание). «Дешевые» карты быстро разыгрываются на первых стадиях раунда, пока противник еще в состоянии себя защитить, но позднее в игру вступают «дорогие» карты, способные одним махом повернуть ход игры в противоположную сторону.

Игроки, в чьей колоде будут только «дешевые» карты, смогут разыграть большое количество карт, но лишь на ранних стадиях игры. С каждым новым ходом их успех будет задыхаться, потому что на руках у них останутся только малоэффективные «дешевки», почти неспособные повлиять на исход раунда.

Следовательно, игроку для создания хорошей колоды нужно учитывать «кривую маны» (т.е. распределение заклинаний по стоимости). Если в течение первых пяти ходов в колоде будет достаточно мощных карт, на которые будет хватать маны, то эту колоду можно считать хорошей. Такие колоды всегда дают возможность разыграть какую-нибудь мощную стратегию, и не одну.

Существует множество сайтов и приложений, которые помогают «колодостроителю» в анализе мана-основы и кривой маны, и они несут определенную пользу, но одного лишь статистического анализа для поиска баланса в столь сложной системе недостаточно. Потому что на поле боя на игру влияют маленькие, часто упускаемые из вида элементы и прочие тонкости, которые могут иметь огромные последствия.

Поэтому MTG-игроки придумали метод «голдфишинг», суть которого в игре с воображаемым оппонентом, который никак не отвечает (например, с золотой рыбкой – отсюда и «голдфишинг»), и подсчете ходов до победы в раунде.

С этого момента игрок, уже знакомый с базисными теориями игры, среди которых нехватка маны, избыток маны и прирост маны (т.е. различные способы увеличить количество маны быстрее, чем одной землей за ход; на англоязычном сленге – «mana ramp»), приступает к оттачиванию своей колоды путем добавления/убавления карт, поиска наилучшего соотношения земель/заклинаний и подгонки прироста маны, чтобы тем самым добиться от своей колоды наибольшей эффективности.

«Голдфишинг» очень близок к аналитике, используемой в современных видеоиграх. То есть, по сути, это протоколирование того, как функционирует система, а точнее – система, находящаяся под управлением человека. На то, чтобы сбросить карту или вытянуть новую, требуются доли секунды, но эти действия способны кардинальным образом поменять ход битвы. Это поможет гейм-дизайнеру планировать причины и следствия в очень сложной для понимания системе.

Однако MTG может дать тут еще один урок, суть которого в так называемых «узких местах». Узкое место возникает, когда ресурс настолько дефицитен, что изменения в его доступности вызывают мощную цепную реакцию, выражающуюся в резком изменении рыночной цены этого ресурса. Для примера можно привести карты «chase rare» из первого урока. Эти карты ценны из-за их ограниченного выпуска, а спрос на них растет по причине того, что с их помощью выигрываются турниры.

Поскольку единственным источником для добычи этих карт являются бустер-паки, игроки и реселлеры открывают их сотнями и тысячами, благодаря чему бустеры пользуются просто огромным спросом.

Таким образом, игровая экономика строится на ограниченных ресурсах. Если вы слишком щедры, то заработать денег на F2P не получится. Однако эта дефицитная механика, генерирующая у игроков желание покупать, применима не только к виртуальным экономикам с внутриигровыми покупками – вспомните, как выпадает лут в MMO, и как начисляются очки в шутэмапах. В обоих случаях эти ресурсы выступают главными мотивирующими факторами, благодаря которым игрок постоянно возвращается в игру.

Урок 5: Презентация

Вы наверняка слышали такую мысль, что для хорошей игры, дескать, достаточно текста и угловатой графики. И хотя это чистейшая правда, презентация (или, другими словами, внешний вид) все же является ключевым способом для создания у игроков определенных впечатлений. Она закладывает в разуме игрока ощущение того, что перед ним качественный и ценный продукт. Все великие игры выглядят великолепно.

Люди тянутся к другим человекоподобным формам – особенно глазами. «Визарды» используют свои ключевые карты, особенно карты Мироходцев, чтобы показать человеческих персонажей, вызывающих у игроков определенную эмоциональную реакцию. Эти «человеческие» карты становятся своего рода эмблемами выпускаемой продукции – как цифровой, так и имеющей материальное воплощение.

Впрочем, столь сильная образность при иллюстрировании персонажей характерна не только для карт Мироходцев. К примеру, на современной версии карты «Гниение разума» (Mind Rot) изображен молящийся персонаж, череп и мозг которого подверглись какой-то странной деформации, а на карте «Подмена» (Switcheroo) изображен дракон, смотрящий на маленькую черепашку. То есть иллюстрации как бы рассказывают истории о функциях этих карт.

Эти иллюстрации имеют собственный фандом, а целью многих коллекционеров являются именно они, а не сама игра, причем оригиналы этих иллюстраций переходят из рук в руки за очень большие денежные суммы.

Кроме того, MTG – это информационно-насыщенная игра, где благодаря цвету рамки и иллюстрации карты очень сильно отличаются друг от друга. Это позволяет создавать мысленные ассоциации между физическим объектом и его функцией. Смотреть, как играют высокоуровневые игроки – это невероятное зрелище, особенно когда им приходится иметь дело с огромным количеством карт: вместо того, чтобы читать текст на карте, они просто бросают на нее мимолетный взгляд и понимают все за доли секунды.

Если вы играете в MTG уже давно, то едва взглянув на иллюстрацию «Гниения разума», сразу поймете, что оппонент должен сбросить две карты, тогда как менее опытным игрокам придется смотреть на подсказки – количество маны, требуемое на чтение этого заклятья, тип карты и текст, в котором описывается ее функция.

Более того, отличное художественное оформление таких элементов, как карточные рамки и упаковка, а также уникальных характеристик для каждого набора, задают мощный ритм для бренда в целом. Очевидно, что все это делается с большим вниманием и старанием, что позволяет создать ощущение качества, которое проникает почти во все современные продукты MTG: сияющие бустеры, фойловые карты и красивые упаковочные коробки. Благодаря этому анбоксинг, который и без того вызывает приятно-дразнящие чувства от случайного шанса на получение редкой карты, становится еще более волнительным событием.

MTG не добилась бы своего нынешнего успеха, если б ее карты были нарисованы абы как и напечатаны на второсортной бумаге. Как и с любым игровым продуктом, игроки судят о мире и качестве игры по ее визуальному и физическому воплощению.

Развитие игровой индустрии подталкивало разработчиков к совершенствованию визуальной точности, и теперь эти навыки могут пригодиться и при создании F2P-игр. Нам нужно думать о том, как придать этим играм ощущение качества, чтобы игрок получал удовольствие – как от процесса игры, так и от совершения внутриигровых покупок.

Когда мы сосредотачиваемся на игровой механике, то персонажи, как правило, получаются скучными, а меню и функционал для внутриигровых покупок – блеклыми, в то время как правильное художественное оформление может вызвать у игрока ощущение качества, а красиво отрисованные персонажи – рассказывать истории. Оба этих компонента вызывают у игрока эмоциональный отклик к игре, тем самым повышая вероятность того, что он продолжат играть и тратить на игру деньги.

Итого

Успех японских карточных гача-игр во многом произрастает из того, что их «нутро» схоже с механикой Magic: The Gathering – отца всех ККИ. Однако, изучая MTG, можно понять не только то, как устроены эти игры.

Играя в нее, молодые гейм-дизайнеры могут почерпнуть теоретические знания о том, как создавать стихийную стратегию, а также ситуации, где игроки могли бы решать определенные проблемы и управлять ограниченными ресурсами, чтобы в конечном итоге создать собственное игровое творение – увлекательное и всесторонне оптимизированное.

Кроме того, она дает подсказки по использованию переменного подкрепления (как в самой игре, так и в продаже игровых продуктов) и помогает понять, как при помощи сообщества, коллекций и турниров подольше удержать в игре людей, принадлежащих ко всем четырем бартловским психотипам.

И, наконец, эффективность всех этих элементов можно повысить за счет придания игре ощущения качества – через физическую и визуальную репрезентацию. Это повышает ценность продукта в глазах игрока и побуждает его оставаться в игре подольше.

Magic: The Gathering – это уникальная игра, которая по своему влиянию на мир игр и объему знаний, что можно извлечь из ее изучения, стоит бок о бок с такими гигантами, как Dungeons & Dragons и Fighting Fantasy. Поэтому я настоятельно рекомендую тоже принять участие во всем этом безумии – купить себе пару колод (для начала подойдут любые дуэльные колоды) и приступить к своим собственным исследованиям.

Гарантирую, настолько интересного мастер-класса по гейм-дизайну в вашей жизни еще не было.

Всем привет! Хочу попробовать в качестве эксперимента запустить на Тесере парочку статей об истории Magic: The Gathering. Формат, конечно, не совсем Тесеровский, но во-первых, многие читатели знакомы с игрой, а во-вторых, речь пойдёт об истории, а посему "магической" терминологии будет по-минимуму.

Давно замечено, что интереснее всего читать (и писать!) о каких-нибудь неприятностях. В случае в Magic, главной неприятностью, с которой могут столкнуться игроки профессионального уровня - это издание карты, ломающей игру. Такое происходит нечасто, но регулярно. К счастью, у разработчиков игры (Wizards of the Coast или в простонародии "Визарды") есть неплохой способ определить - сломалась ли игра после выхода нового сета или нет. Они смотрят на разнообразие колод, с которыми игроки выступают на турнирах. Обычно, на звание самой сильной претендуют пять или шесть колод. Когда это число падает до двух-трёх - это сигнал о том, что что-то не в порядке. В этом случае, Визарды публикуют бан-лист, в котором перечисляют карты, запрещённые к дальнейшему использованию на турнирах. Сильные колоды ослабляются, позволяя слабым вновь конкурировать за место в топе. Все счастливы (ну, кроме тех, кто потратил $200 на забаненные карты).

Сегодня мы посмотрим на карты, которые по тем или иным причинам попадали в бан-лист стандарта. Для тех, кто не знаком с Magic, поясню, что "стандарт" - это формат соревнований, в котором вы можете использовать карты последних двух-трёх выпусков. В отличие от "вечных" форматов (все карты, начиная с какого-то выпуска), стардарт ротируется. Появление нового выпуска "ротирует" из стандарта карты старого выпуска. Здоровье стандарта очень важно для Magic - во-первых, новички приходят именно в стандарт, а во-вторых, из-за ограниченного кардпула, его (казалось бы!) легко контролировать. Именно поэтому бан карты в стандарте всегда воспринимается очень болезненно, как разработчиками, так и игровым сообществом.

Итак, поехали.

Июнь 1997. Забанена Zuran Orb

Сама идея разделить Magic на "вечные" и "ротирующиеся" форматы, кажется, родилась в незапамятные времена, но Визарды довольно долго утрясали детали. Датой рождения стандарта в том виде, в котором мы его знаем, я буду считать июль 1997 года. В этот день были приняты новые правила составления колод, по которым ваша стандартная колода может включать карты последнего базового выпуска и последних двух блоков (на тот момент, 5-ый базовый выпуск, блоки Ice Age и Mirage). Первым почётным гостем бан-листа стал неприметный артефакт Zuran Orb .

Честно говоря, Zuran Orb не особо впечатляет. Менять земли на жизни по курсу одна к двум? Так себе предложение... С другой стороны, Orb приводил к неоправданно затянутым партиям, когда игрок, находясь в шаге от поражения, "проедал" свои земельные угодья и снова возвращался в игру. И снова, и снова. Усугубляла ситуацию земля Thawing Glaciers, обеспечивающая постоянный приток земель на поле.

Декабрь 1998. Забанены Tolarian Academy и Windfall

Бан Zuran Orb - хороший показатель того, в каком состоянии находился Magic в 97-98 годах. Наломав дров с альфой и бетой, разработчики начали выдавать на гора скучнейшие и совершенно непродуманные сеты, в которых истории и флейвору уделялось больше внимания, чем игровым механикам. Марк Роузвотер, один из ведущих дизайнеров Magic, по праву назвал Homelands, цитирую, "a poorly designed set". Я готов пойти дальше и сказать, что Homelands - это самый "poorly designed set" в истории игры.

С этим надо было что-то делать.

Революция состоялась с выходом блока Urza, в котором Визарды, наконец-то решили подпустить огоньку и взбодрить скучающих игроков. И, надо заметить, им это удалось! Выпуск десятка совершенно абсурдных по своей силе карт привёл к появлению в стандарте невероятных комбо-колод. Игроки, привыкшие по полтора часа бодаться существами 3/3, проигрывали комбам на третьем (а особые счастливчики уже на втором) ходу...

Взять ту же Tolarian Academy . Даже неопытному игроку в Magic, должно быть очевидно, что с ней что-то не в порядке. Знаете сколько маны могли произвести те колоды на первый ход? Шесть! За шесть ман можно разыграть все свои карты на руке. И это, напомню, до того, как соперник вообще приступил к игре.

Идея разыграть свою руку подводит нас к следующей топовой карте стандарта - Windfall . На ней написано: "игроки сбрасывают все карты и набирают карт по наибольшему количеству сброшенных". Но это официальный текст. На практике больше получается так: "ваш противник сбрасывает семь карт и набирает семь карт, вы сбрасываете ноль карт и набираете семь карт". Перезарядка руки за три маны - мечта любой комбо (да и не только) колоды.

Последний компонент сверх-колоды - Mind Over Matter . Чары сами по себе не впечатляющие, но с учётом Tolarian Academy (производящей ману в невероятных количествах) и Windfall (перезаряжающей руку), полностью выключающие противника из игры.

Реакция игроков на такое радикальное изменение метагейма была предсказуемой. "Пошли бы вы нафиг со своим Mind Over Matter!". Люди распродавали свои коллекции и уходили из Magic (вернее, заявляли, что уходят из Magic. Альтернатив-то особо не было). Визарды же, увидев в свою очередь падение интереса к новому ротирующемуся формату, оперативно наложили бан на Tolarian Academy и Windfall. Стандарт был спасён...

К сожалению, нет...

Март 1999. Забанены Dream Halls, Earthcraft, Fluctuator, Lotus Petal, Recurring Nightmare и Time Spiral

Декабрьский бан заставил любителей быстрых комб обратить своё внимание на другие, весьма спорные с точки зрения баланса, карты стандарта. А их нашлось на удивление немало. Ослабив Mind Over Matter, Визарды открыли ящик колодостроительной Пандоры.

С одной стороны, поставленная задача (разнообразить стандарт) была достигнута. На смену одной супер-колоде пришло несколько. С другой стороны, люди, желающие играть в "честный" Magic (сиречь разыгрывать существ и ходить ими в атаку), пролетали мимо стандарта, потому как сливали игру за первые три хода. Зима 98-99 годов по праву вошла в историю Magic под названием "combo winter".

Чтобы понять масштаб катастрофы, зацените шутку тех времён. Проводя аналогию с шахматами, игроки говорили, что "бросание монетки - это дебют, набор стартовой руки - миттершпиль, первый ход - эндшпиль". Как и в шахматах, игры могли закончиться уже в дебюте - ветераны турниров вспоминают случаи, когда два комбо-игрока бросали монетку и подписывали протокольный лист.

Посмотрим на карты. Проще всего понять бан Lotus Petal . Заметьте, что это всеми любимый Black Lotus, ослабленный в три раза. И несмотря на это, Lotus Petal абсурден. Универсальный мана-разгон без каких либо недостатков! Неудивительно, что комбо-колоды того времени процветали.

Далее, Fluctuator . Не бог весть что за эффект - снижает стоимость прокрутки (cycling) карт на две маны. К счастью или несчастью, стоимость прокрутки на большинстве карт с этой способностью составляла в аккурат две маны. Флуктуатор делал прокрутку этих карт бесплатной, позволяя игрокам эффективно прокручивать по пол-колоды в поисках нужных частей комбы.

Earthcraft предположительно стал жертвой формулировок. Первоначальный текст карты должен был звучать так: "все ваши существа получают способность: за поворот развернуть базовую землю". Статическая способность, наделяющая существ активируемой способностью. Согласен, сложновато. Гораздо элегантнее текст карты в текущей редакции: "поверните ваше существо: разверните базовую землю". Одна активируемая способность, которая вроде бы даёт тот же эффект? Не совсем. В новой формулировке вы можете поворачивать существ, только что вошедших в игру. Добавьте к этому генератор существ (Sacred Mesa) и способ получить две маны с одной земли (Fertile Ground), и вы можете легко уйти в бесконечный цикл.

Time Spiral это брат-близнец Windfall. Мы уже видели, на что способны карты, заставляющие игроков "взять семь карт". В довершение ко всему, Time Spiral разворачивал ваши земли, фактически, давая ещё один ход. Очень кстати, с учётом только что набранной новой руки.

Dream Halls позволяет игрокам играть карты забесплатно. Визарды всерьёз выпустили эту карту. Что могло пойти не так? Окей, я преувеличиваю. Оплата мана-стоимости карт заменяется на сброс карт с руки. Небольшая потеря с учётом того, что Yawgmoth"s Will позволяла разыграть сброшенные карты непосредственно из кладбища.

Recurring Nightmare - обычная "реанимирующая" карта, за тем исключением, что она возвращается в руку и может быть использована снова и снова. Напомню вам, что под реанимацией в Magic понимается возврат существа из кладбища в игру. Осмелюсь утверждать, что ни одно существо не возвращалось с того света столько раз, сколько это делал Great Whale. Возвращаясь в игру, он разворачивал семь земель, три из которых шли на повторную оплату Recurring Nightmare (воскрешая этого чёртового кита опять!), а четыре - копились в мана-пуле, давая бесконечный прирост маны.

Вооружившись бан-хаммером, Визарды дали понять - комбо-зима закончилась. Нельзя сказать, что ликование было всеобщим. Представьте себя на месте игрока, вбухавшего свою зарплату в покупку соревновательной колоды, которая в один миг превратилась в кучу неиграбельного картона. Моё им сочувствие. Большинство игроков, всё же, было настроено оптимистично - предстоящий турнир в Вене (март 1999) должен был подвести черту и стать последним для этого комбо-кошмара. Однако, не обошлось без конфуза... но об этом уже в следующей части.

Интересующиеся историей мира МТГ могут ознакомиться с ней в статье:

Те, кому интересны более подробные сведения о картах МТГ, могут обратиться сюда:

Кампании «MtG» разворачиваются во множестве миров, каждый со своими законами. Их населяют самые разнообразные существа, и на полях сражений кого только не встретишь.

Доминария


Значительная часть сюжета «Magic: The Gathering» проходит в Мультивселенной, названной по миру-столице – Доминария (Dominaria). Сам мир Доминария очень разнообразен. Леса, горы, острова, равнины и джунгли. Многие места, такие как проклятый остров Урборг, хорошо известны старым игрокам.

Доминария – родина великих артефакторов Урзы и Мишры, развязавших опустошительную войну, которая в итоге погрузила мир в ледниковый период. В ходе истории мир стал эпицентром пространственно-временных катаклизмов. Часть из них остановили одни Planeswalker-ы – тогда как другие их спровоцировали.

После длительного периода спокойствия и восстановления, в Доминарии стал набирать силу культ Кабала, контролируемый Демоном-Владыкой Бельзенлоком.

Основные расы Доминарии:

  • Люди – представлены многочисленными племенами.
  • Гоблины – зеленокожие, озлобленные, вечно голодные, с лицами, напоминающими черепа.
  • Эльфы – отощавшие и ослабленные катаклизмами, с невысокой численностью.
  • Щепки – странные существа, приспособившиеся к последствиям катастрофы.
  • Ангелы – воплощение красоты, силы и праведной ярости, перебрались в Доминарию после того, как их родной мир Царство Серры был захвачен.
  • Драконы – сильны и агрессивны, самые крупные особи живут в горах Шива.
  • Птицы (Авены) – люди-птицы родом с континента Отария, где их цивилизация была уничтожена временным разломом

Последний выпуск карт «Доминария» вышел в 2018 году. Остальные стоит искать в изданиях с 1993 по 2007 года. Особо стоит обратить внимание на блок «Спираль времени» 2006 года. К 2019-му году готовится новый базовый выпуск, куда войдут старые карты.

Амонхет

Амонхет (Amonkhet) – мир, взявший за основу древний Египет. Жара, песок и покрытые золотом монументы. Среди людей ходят боги с головами животных, неся защиту и служа проводниками в загробную жизнь. В долине реки жизнь кипит, но за ее пределами – раскаленная пустыня, где бродят про́клятые мумии. Все поклоняются Богу-Фараону, не зная, что это – Никол Болас, жестокий дракон-Planeswalker, строящий планы по захвату Мультивселенной.

Основные расы Амонхет:

  • Люди – практикуют различные боевые стили.
  • Авены – у них крылья и головы ястребов или ибисов, но тело человека.
  • Хенра – ловкие человекоподобные существа с головами шакалов.
  • Минотавры – мощные воины с головами, напоминающими бараньи.
  • Наги – гигантские змеи и руками и телами людей.

Блок из «Амонхет» и «Час разрушений» вышел в 2017 году.

Алара

Алара (Alara) создан из пяти миров-осколков: королевства порядка Бэнт, Эспер под правлением волшебников и сфинксов, царства нежити Гриксис, мира драконов и первобытных хищников Джанд и нетронутых джунглей Найя. Каждый из них обладает только тремя цветами маны. На границах осколков бурлит магия и смешиваются цвета маны, создавая непредсказуемые эффекты. Из-за столкновения культур постоянно кипят войны.

Среди множества обитателей осколков могут встретиться:

  • Люди из Бэнта,
  • Зомби из Гриксиса,
  • Драконы из Джанда и поклоняющиеся им гоблины,
  • Ведалкены – искатели эфирия из Эспер,
  • Леонинцы – человекоподобные львы и эльфы из Найи

Релиз набора «Осколки Алары» состоялся в 2008 году.

Фиора

Фиора – мир вечного ренессанса, интриг и лживых улыбок. Бандиты и политики борются за власть, архитекторы создают прекрасные дома, а ученые – уникальные изобретения. За пределами столицы Высшего города Палиано жизнь безопаснее, но лишь немного. Редкие исследователи отправляют в неизведанные древние леса за границами населенной области.

Набор по миру выпущен в 2014 году специально для мультиплеерного формата Заговор. На русском языке не выходил.

Иннистрад

Днем люди в Иннистраде (Innistrad) живут относительно спокойно. Но когда наступает ночь, им приходится молиться о крепости своих засовов и остроте оружия. Оборотни, вампиры, зомби, порождения алхимии, приведения и демоны берут ночью власть в свои руки и лапы. Люди защищаются не только оружием, но и именем церкви архангела Авацины, воспитывают воинов-катаров.

Основные расы Иннистрада:

  • Вампиры – вечно молодые, необыкновенно сильные, бесшумные и смертельно опасные.
  • Вервольфы – ими становятся люди в моменты сильнейшего отчаяния, когда их душа переплетается с дикой сущностью природы.
  • Неосвященные – зомби, поднятые призывателями упырей на полях сражений.
  • Скаабы – зомби из сшитых между собой кусков трупов, поднятые с помощью некроалхимии.
  • Приведения – духи умерших, которым не дано упокоиться в Благословенном сне. Они могут быть защитниками, но чаще преисполнены агрессии.
  • Ангелы – помощники Авацины и защитники городов, наставники катаров и дозорные.

В 2011 году вышел блок «Иннистрад» («Innistrad»), а в 2016-м – «Тени над Иннистрадом» («Shadows over Innistrad»)

Иксалан

Мир джунглей Иксалан (Ixalan) и раньше не был особенно спокойным. Но когда стало известно, что где-то в чаще, в золотом городе Ораски, хранится Бессмертное Сокровище – артефакт, дающий неимоверную мощь, то мир хлынули желающие его заполучить.

Основные расы Иксалана:

Люди – жители Империи Солнца, умеющие направлять в бой огромных древних динозавров. Также люди встречаются среди пиратов Бравого Союза.

  • Речные Вестники, мерфолки – человекоподобные существа, живущие как в воде, так и на суше.
  • Вампиры – Легион Заката, пришедший на поиски сокровища.
  • Гоблины – уроженцы Иксалана, примкнувшие к пиратам.
  • Орки – жалкие остатки расы, выкошенной вампирами. Большинство так же присоединилось к Бравому Союзу.
  • Ревуны – вспыльчивые и непостоянные крылатые жители скалистых берегов и островов, часто уходят в пираты.

С миром игроки познакомились совсем недавно. Осенью 2017-го года вышли выпуски «Иксалан» и «Исследователи Иксалана», а этой зимой – «Борьба за Иксалан».

Каладеш

Каладеш (Kaladesh) – мир, наполненный эфиром, чистой магической энергией, которая пронизывает и изменяет все вокруг. Изобретатель Аваати Вия придумал способ обуздать ее, и теперь эфир используют для создания произведений искусства, необычных механизмов и прочего. По улицам ходят роботы, а в небесах парят летающие корабли. Правительство Каладеша поддерживает распределение эфира по квотам, чтобы он доставался всем, но в рамках, удерживающих от бед. Последнее не нравится повстанцам-отступникам, считающим, что Консульство ограничивает их свободу.

Основные расы Каладеша:

  • Люди – страстные мечтатели и изобретатели, чью сущность не смог изменить эфир.
  • Эльфы – находятся в гармонии с потоками эфира, на изобретения их вдохновляет сама природа.
  • Ведалкены – синекожие двенадцатипалые человекоподобные ведалкены стремятся к совершенству и много времени тратят на теоретические изыскания.
  • Гномы – уделяют много сил деталям, считая, что красота и идеальная работа механизма неразделимы.
  • Гремлины – неразумная раса, пожирающая старые и поломанные изобретения, чем освобождает остатки эфира в них и возвращает его в мир.
  • Эфириды – случайное порождение процесса переработки эфира, их жизнь коротка, но они стремятся насладиться ею.

Блок «Каладеш» из двух сетов, «Каладеш» и «Эфирный бунт», вышел в 2017 году.

Камигава

Камигава (Kamigawa) – мир, взявший за основу японские мифы. Он разделен на материальный мир и царство духов. Жители почитали духов ками, а те покровительствовали им. Но когда правитель Такеши Конда пленил одного из ками, те обратились против людей со всей жестокостью.

Основные расы Камигавы:

  • Люди – самураи, маги, наемники, шаманы, монахи.
  • Ками – духи различных объектов, материализуются в искаженном виде.
  • Огры – кровожадные создания, работающие на демонов-о́ни.
  • О́ни – демоны разрушения, стремящиеся уничтожить все живое.
  • Орочи – четырехрукие воины-змеи не принимают ничью сторону и лишь защищают свои территории.
  • Кицунэ – люди-лисы, стремительные и ловкие мастера-мечники.
  • Соратами – жители облаков, наблюдатели и собиратели мудрости, которой иногда делятся с людьми.
  • Акки – гоблины с длинными руками и панцирем на спине, живут в горах и склонны к жестоким розыгрышам.
  • Нэдзуми – человекоподобные крысы, живущие на болотах, пользуются умениями ниндзя, чтобы наносить удары из тени.

Блок из трех сетов «Чемпионы Камигавы», «Предатели Камигавы» и «Избавители Камигавы» выходил в 2004-2005 годах. На русском языке не издавался.

Лорвин и Шэдоумур

Лорвин (Lorwyn) – идиллический мир вечного дня и вечного лета. В нем нет людей, основная раса – эльфы, во всем подчеркивающие свое превосходство. Но каждые триста лет Лорвин превращается в Шэдоумур (Shadowmoor), где всегда царит сумрак, а обитатели теряют память о своей природе, становятся темным отражением самих себя.

Основные расы Лорвина и Шэдоумура:

  • Эльфы – стремятся к красоте и совершенству и мечтают о геноциде в отношении других рас. Но в Шэдоумуре, напротив, превращаются в защитников.
  • Кискены – миролюбивые жители деревень, способные телепатически общаться друг с другом. В сумерках становятся нетерпимы к чужакам.
  • Мерфолки (Мерроу) – мирные торговцы, живущие в реках; превращаются в кровожадных головорезов.
  • Феи – крохотные создания, единственные, кто не меняется при наступлении Шэдоумура.
  • Гиганты – большие и мудрые существа из леса, в сумерках в них просыпается жажда разрушений.
  • Лесовики – живые деревья, терпеливые и добрые, на закате становящиеся озлобленными высохшими корягами, мстящими за родной лес.
  • Элементали (Пламенники) – смертоносные создания из огня. В сумерках превращаются в угольные остовы, бродящие по миру.
  • Перевертыши – одиночки, умеющие принимать чужой облик.
  • Боггарты – гоблины, безумные проказники. В Шэдоумуре их шутки становятся совсем не смешными.

«Лорвин» и «Шедоумур» вышли двумя отдельными блоками в 2007-2008 годах.

Мирродин

Мирродин (Mirrodin) полностью, до последней травинки, создан из металла серебряным големом Карном, детищем одного из Planeswalker-ов. Над ним светят пять, по цветам магии, солнц. Но в мир проникло фирексийское масло, породившее за столетия множество чудовищ и сведшее с ума Хранителя. Обитатели Мирродина расколоты, в них нет единения.

Основные расы Мирродина:

  • Люди – разделены на множество фракций.
  • Гоблины – покрыты металлом, обычно умеют обращаться с артефактами.
  • Леонинцы – человекоподобные существа с львиными головами, отличные оружейники.
  • Эльфы – живут в металлическом лесу, записывая на Древе Преданий свою историю.
  • Зомби-нимы – обитатели болот, служащие темным силам.
  • Миэры – небольшие вездесущие наблюдатели-автоматы.

Блок из трех сетов «Мирродин», «Темная сталь», «Пятый рассвет» вышел в 2003-2004 годах.

Равника

В Равнике (Ravnica) готические шпили соседствуют с трущобами и древними руинами. Название мир подучил по самому крупному своему городу, где не прекращая плетут интриги и борются за власть гильдии. Десять гильдий, каждая из которых овладела двумя цветами магии, еще не перерезали друг друга только потому, что их сдерживает старинный Договор Гильдий. Но его влияние слабеет.

Гильдии и расы Равники:

  • Сенат Азориусов – стремятся к наведению порядка.
  • Синдикат Орзовов – добиться власти и личного успеха.
  • Дом Димиров – движутся к власти тайными манипуляциями, мастера обмана.
  • Лига Иззетов – изобретатели и гении, цель – улучшить жизнь и себе и остальным.
  • Культ Ракдоса – видят жизнь в бессмысленной резне и удовлетворении своих прихотей.
  • Рой Голгари – фермеры, использующие зомби и ходячие растения для поддержания цикла жизни.
  • Кланы Груулов – дикари, отринувшие цивилизацию, охотники и шаманы.
  • Легион Боросов – воины, уничтожающие любую угрозу мирному существованию.
  • Конклав Селезнии – почитают Мат"Селезнии, считая ее воплощением природы.
  • Объединение Симиков – стремятся к гармонии природы с цивилизацией.
Статьи по теме: