Можно ли самому создать игру. Как создать игру на андроид с нуля, без программирования. % без рисковая сделка

Эта статья является первой в целом цикле материалов для тех, кто хочет стать создателем игр. Если вы молоды, амбициозны и полны идей, а руки чешутся сделать "убийцу GTA" или "MMORPG типа WoW, но круче", то вы нашли то, что искали - руководство новичка по созданию игр . Моя цель - дать читателю общее представление о том, как же всё-таки выглядит процесс создания игр и развеять те иллюзии, которые могли сложиться на этот счёт, чтобы в последствии вы смогли избежать ошибок, совершаемых многими. Как и в любом деле, половина успеха - это правильная подготовка, поэтому чем полнее вы с самого начала будете представлять себе всю картину - тем большего успеха сможете добиться.

На данный момент цикл статей включает в себя следующие материалы, который со временем будет дополняться:

1. Создание игр для начинающих






Начинающий Разработчик Игр - В Простонародии "Чайник"

Итак, после очередного вечера за вы подумали - а чем я хуже?.. Подумали и решили, что вот он, шанс на всеобщее признание - пора создавать игры своей мечты! Кажется, что в этом нет ничего сложного, но вы заблуждаетесь... серьёзно заблуждаетесь. С этого, пожалуй, мы и начнём.

На самом деле, даже если не касаться вопроса сложности разработки любой игры (а мы его обязательно коснёмся чуть ниже), то все плюсы и положительные стороны "игроделания" с лихвой уравновешиваются негативными сторонами, с которыми так или иначе сталкиваются все разработчики, особенно начинающие.

Так уж сложилось, что самый первый этап является и самым привлекательным - это момент рождения идеи, её поверхностной проработки, мгновения творчества. В такие моменты можно часами нарезать круги по комнате, представляя, каким классным всё должно получиться и какого признания можно добиться, если воплотить новую идею в жизнь. Восхищение своим творческим гением может переполнить сосуд, и в таком случае оно потребует выхода - чаще всего незрелая идея выплёскивается на одном из тематических форумов, в теме с заголовком вида "Собираю команду для разработки игры, нужны все". Где успешно высмеивается более опытными товарищами по цеху, и, стоит признать, порой весьма справедливо.

Создание Игр - Развлечение?

К сожалению, это далеко не так. Даже если не касаться профессиональной работы в индустрии производства игр, то и любительский проект - это не развлечение в прямом смысле этого слова. Конечно, процесс работы над воплощением своих идей приносит определённое удовлетворение и удобен как средство самореализации, но... Как уже было сказано, самым приятным является момент рождения идеи и её проработка, но затем неизбежно наступают "трудовые будни" с их повторяющимися действиями, нудной кропотливой работой и тем, чем заниматься ну совсем не хочется (а так как создание игр - достаточно разноплановая работа, то такие вещи наверняка будут, особенно если вы работаете в одиночку). В итоге в таком болоте тонет мотивация, а вместе с ней - и желание заниматься своим проектом.

Будьте готовы к тому, что даже относительно небольшой игровой проект может отнять у вас не один месяц времени на его завершение. Подумайте - достаточно ли у вас мотивации, чтобы продолжать работать над воплощением своей идеи даже после того, как начальный азарт угаснет?.. Наверное, не ошибусь, если скажу, что доля проектов, не доведённых до конца и брошенных на разных этапах разработки, стремится к 99%... Вы ведь не хотите пополнить это число своей идеей, правда?

Типовой Портрет Начинающего Разработчика

Да простят меня те, кто узнает себя в этом описании - призываю не обижаться, а продолжить чтение. Сейчас мы попробуем нарисовать типовой портрет начинающего разработчика игр, чтобы лучше понять, с чем нам предстоит иметь дело. Итак, начинающий "игродел" - это чаще всего учащийся школы в возрасте 12-18 лет, внезапно загоревшийся идеей создания игр. Идея приходит спонтанно либо после какого-то толчка к вдохновению, вроде нового фильма или популярной игры. Как правило, сам он ничего не умеет в силу возраста, недостатка опыта и иных причин, поэтому хочет выступать в качестве "руководителя " и/или "сценариста ", "автора идей ". Соответственно, так как самостоятельно с такими навыками сделать ничего хотя бы отдалённое напоминающего игру, нельзя, то нужна "команда", которую данный генератор гениальных идей пытается собрать на одном из тематических форумов.

При ближайшем рассмотрении идея оказывается клоном чего-то популярного и известного, "но лучше". Так как представления о том, чего же, собственно, хочется, и как организовать продуктивную работу, нет, то в команду приглашаются все либо почти все. В итоге такая "команда" складывается из случайных людей, которые в течение недели-двух создают видимость бурного обсуждения "проЭкта", иногда даже что-то пытаются сделать (вроде 3D-модели из набора примитивов), но примерно через это же время былой энтузиазм сходит на "нет", у членов команды появляются неотложные дела/сессия/уроки/бабушка заболела и вся затея благополучно рассыпается как карточный домик. Знакомая картина?..

Разработка Игр - Профессия или Хобби?

Разработка игр для многих является просто хобби (т.е. увлечением), но некоторые люди связывают с индустрией разработки игр свою карьеру и становятся профессиональными разработчиками. Естественно, что вопрос о том, есть ли разница между любителем и профессионалом, не стоит - она есть и весьма существенна. В то же время некоторые любители имеют куда более высокий уровень, чем отдельные "профессионалы", так что сам факт принадлежности к одной из этих двух групп не является определяющим. Тем не менее, некоторый отпечаток он всё же накладывает.

Любитель , как правило, имеет иной источник дохода (в случае, если он уже достаточно взрослый человек), поэтому над ним не висит вопрос коммерческой успешности своего проекта. Аналогично для тех, кто учится в школе/ПТУ/ВУЗе - они могут работать над игрой в своё удовольствие, бросить в любой момент, реализовывать любые идеи и вообще испытывают гораздо больше свободы в своих действиях. С другой стороны, они не могут посвятить изучению инструментов и получению новых навыков достаточно времени, поэтому в постоянно меняющемся мире игр всегда серьёзно отстают технологически и качественно.

Профессионал  - он и в Африке профессионал. Он делает свою работу и получает за это деньги. Как правило, работать приходится над чужими идеями, и благо, если они кажутся интересными - но иногда всё равно приходится работать над тем, что тебе не нравится. Так как уровень мастерства является определяющим в профессиональной деятельности, то такому человеку приходится идти в ногу со временем - осваивать новые технологии, программы, приёмы, техники и т.д. Он может позволить себе посещать семинары, курсы повышения квалификации, тратить достаточно времени на книги и видеоуроки - словом, пребывать в постоянной гонке за право считаться специалистом своего дела.

Есть и третий вариант - это независимые разработчики (инди) . На мой взгляд, это самый привлекательный путь для тех, кто обладает достаточным талантом и способностями для того, чтобы заниматься разработкой игр "от и до" самостоятельно либо в небольшом коллективе. Налицо плюсы такого подхода - можно работать над воплощением своих идей и в то же время зарабатывать на этом.

Вобрав в себя плюсы профессионального и хобби-подхода, инди-разработка не избавлена от ложек дёгтя в бочке мёда.

  • Во-первых, чтобы быть успешным инди-разработчиком, необходимо всё же регулярно заниматься повышением своих способностей и улучшением навыков, посвящая достаточно времени самообразованию - двух выходных дней в неделю, которые можно посвятить себя делу, скорее всего будет недостаточно.
  • Во-вторых, вам придётся самостоятельно заниматься многими специфическими вещами, которые в крупной компании выполняли бы отдельные специалисты, а в любительском проекте можно было бы обойтись и без них. В-третьих, так как мастера-на-все-руки, которые одинаково хорошо могут справиться со всеми аспектами разработки игры (графика-дизайн-музыка-программная часть) во всём мире, наверное, считанное количество, то часть работы нужно будет передавать на исполнение фрилансерам либо искать единомышленников, готовых работать вместе с вами.
  • Ну и в-третьих - делая ставку на свой проект, вы вкладываете в него время, деньги (хотя первоначально можно обойтись без значительных вложений) и ожидаете получить какую-то отдачу. И тут всё зависит от вас - на что наработаете, то и заработаете. Проект может быть как удачным, так и неудачным.

Цена Идеи для Игры


Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда на форуме о разработке игр появляется тема, в которой автор представляет свой проект, но избегает всяких деталей, ограничиваясь лишь самой общей информацией. В ответ на просьбы дать подробности автор утверждает, что не сделает этого, т.к. идеи уникальны и могут быть украдены. Бесспорно, некоторые идеи могут быть очень удачными, и их вполне разумно держать в секрете, но...

Не падайте в обморок, но идея сама по себе не имеет никакой цены. Ноль. Даже самая гениальная идея ничего не стоит. Идей великое множество, и некоторые из них весьма и весьма удачны. Тем не менее, идея не обладает практическим значением до тех пор, пока она не реализована в виде чего-то менее абстрактного.

Задумайтесь: когда в последний раз вы видели действительно оригинальную идею? "Аватар"? Нет - если разложить идею до уровня концепции, то всё просто: земляне из будущего добывают ресурсы на чужой планете, игнорируя интересы местного населения. Один из землян проникается сочувствием к аборигенам, становится частью их народа и возглавляет борьбу против захватчиков. Просто, не правда ли? Crysis? Классический шутер про элитного спецназовца с супер-способностями, которые ему даёт костюм, и пришельцами из космоса. World of Warcraft? Игра, действие которой происходит в богатой на события и предысторию вселенной, с высокой ролью сюжетной составляющей, разносторонними сложными взаимодействиями игроков и мощной экономической системой.

Во всех этих идеях самое ценное то, КАК они были реализованы. Даже самая простая идея, будучи воплощённой в жизнь на высоком, качественном уровне, с глубокой проработкой, может "выстрелить" и стать хитовой игрой/фильмом.

Таким образом мы приходим к выводу, что для начинающего разработчика вопрос "как" гораздо важнее вопроса "что". Очевидно, что идея создания MMORPG нового поколения (так называемый next-gen) абсолютно бесполезна для большинства разработчиков, так как в силу объективных причин они просто не могут реализовать её в каком бы то ни было виде.

Английский Язык для Разработчика Игр

Отдельного упоминания заслуживает вопрос изучения английского языка. Очевиден тот факт, что игровая индустрия в подавляющем большинстве своём использует английский язык как язык международного общения. Конечно, есть национальные рынки и их разработчики, которые говорят на своём языке (например, Россия и Япония), некоторые из них могут быть весьма крупными и даже огромными (Китай) - но это не отменяет того факта, что инструменты разработки, учебные материалы и документация почти всегда использует английский язык.

Я убеждён в том, что знание английского языка - это критический фактор , который оказывает огромное влияние на тот путь, который предстоит пройти, чтобы стать разработчиком игр. Даже с чисто практической точки зрения способность читать и понимать английские тексты - огромный козырь в борьбе за место под солнцем. Если вы откроете вакансии русских компаний-разработчиков, то в 90 % из них найдетё такой пункт, как "технический английский на уровне чтения и понимания".

Возьмём конкретный пример - 3D-графика. Текстовые и видеоуроки по 3D-графике на русском языке в большинстве своём сделаны любителями для любителей, лишь немногие из них учат чему-то, что можно назвать средним уровнем, и крайне малая часть - это действительно профессиональные и актуальные вещи. Иными словами, всё это - капля в море знаний.

Спрашивается - зачем довольствоваться каплей, если можно выпить море? Знание и понимание английского - это ваш ключ к огромному массиву полезной и актуальной информации, сам факт доступа к которой даст вам десять очков форы. Компании Digital Tutors и Gnomon Workshop имеют в своём активе тысячи часов обучающего видео по всем областям применения популярных 3D-пакетов, таких как Maya или 3DS Max. Англоязычные сайты кишат статьями о геймдеве, а на форумах могут подсказать решение сложных проблем - просто потому, что количество людей ТАМ несоизмеримо выше с количеством людей ЗДЕСЬ. Берите лучшее из двух миров!

Что делать? Учить языки - оно того стоит, даже если через год вы забросите геймдев. Как? Не спать на уроках в школе, записаться на курсы, использовать самоучители - путей много, было бы желание. Особое внимание стоит уделить лексике - вам совсем необязательно уметь говорить на этом языке, главное - уметь читать и понимать прочитанное. Уже после этого можно будет начать развивать навык восприятия английской речи на слух - и в этом могут помочь видеоуроки по 3D-графике, если вы художник, или аудиоуроки по английскому языку. Ещё раз повторюсь - по ту сторону языкового барьера огромный мир, полный информации. Не иметь к нему ключей - всё равно что учиться по черновику, когда рядом есть библиотека.

Эта статья расскажет Вам, что же всё-таки нужно, чтобы создать компьютерную игру. Если Вы устали от общих советов - просмотрите этот документ, и Вы наверняка найдёте в нём что-нибудь полезное. Материал ориентирован начинающим и для профессионалов никакого интереса не представляет.

Свобода или деньги

Хотите ли Вы создать компьютерную игру? Надеюсь, Вы уже разрешили свои сомнения. Исходя из того, что Вы сейчас читаете этот текст, смею предположить, что да. Поэтому предлагаю Вам задаться другим, не менее банальным, но и не менее важным вопросом: зачем Вам это нужно? Ответ на этот вопрос уже менее очевиден, и я постараюсь помочь Вам в его отыскании. В зависимости от него в первую очередь и зависит, каким инструментарием Вы будете пользоваться.

А вариантов ответа, если поразмыслить, можно выделить два.

Вариант первый. Прочитав статью в любимом журнале, услышав восторженный рассказ друга или полистав интернетовские форумы, Вы поняли, что игру под силу собрать простому смертному и тут же заразились этой идеей. Таким образом, программу Вы пишите из чистого энтузиазма для себя любимого, представления друзьям или, в крайнем случае, для бесплатного распространения по Сети. То есть коммерческое распространение изначально не предполагается. В этом случае Вы можете особенно не стеснять себя в выборе средств разработки. Я не призываю Вас переходить на пользование исключительно пиратским софтом. Просто имейте в виду тот факт, что многие крупные компании - разработчики популярного ПО - смотрят сквозь пальцы на подобное использование своих продуктов. Принцип «попробуй и купи» в общем и целом укладывается в их идеологию.

Согласно второму варианту Вы, напротив, просто ищите способ побольше заработать и решили, что создание игровых программ - это и есть долгожданная птица удачи, Ваш шанс шагнуть «из грязи в князи». Следует отметить, что весьма часто второй вариант вытекает из первого. Создав действительно качественный продукт и постоянно его совершенствуя, Вы решаетесь взимать плату за его использование. При таком раскладе у Вас уже нет такого богатства выбора. Вам так или иначе придётся приобрести лицензионные версии программ, иначе закономерно возникнут проблемы. Так что волей-неволей придётся оценивать свои финансовые возможности. Во избежание недоразумений я должен был поднять здесь эту тему.

А теперь подумаем, что же нам всё-таки пригодится, чтобы написать Игру.

Flash и конструкторы игр

Flash является уникальной программой, не имеющей конкурентов в своей нише, главным образом из-за её широкой функциональности. Используя всего один продукт, Вы можете быть программистом, web-дизайнером и художником одновременно. Созданные с помощью Flash игры немного легче распространять, нежели «настоящие». Но серьёзный проект на флеше собрать не получится. Если Вы программист-одиночка, то для Вас Flash может оказаться почти идеальным решением, позволяющим сэкономить время и деньги. Но если Вы работаете в коллективе и хотите сделать именно Игру, а не интерактивный мультфильм, настоятельно рекомендую обратить внимание на более специализированные продукты.

Теперь касательно всевозможных конструкторов игр. Друзья мои, использование их является ламерством в чистом виде. Они (конструкторы) лишены многофункциональности Flash, не предоставляя взамен никаких преимуществ. С помощью конструктора Вы можете сделать только то, что предусмотрел его создатель, тогда как трансляторы вроде Delphi или Visual C++ позволяют вам решить любую программистскую задачу.

Мой вам совет: откажитесь от использования конструкторов игр и сразу же переходите на «серьёзные» продукты.

Разбор полётов

Надеюсь, я отговорил Вас от использования всяческих флешей и направил на истинный путь создателя игр, если нет - возвращайтесь к предыдущему разделу:)

А теперь пришло время разобраться, что же нам всё-таки понадобится на нелёгком поприще игроделания. Во-первых, Вам понадобится персональный компьютер, как бы банально это не звучало. Без него уж, извините, ни куда. Во-вторых, обязательно пригодятся голова, способная мыслить, анализировать и немного фантазии. И последний обязательный атрибут программиста-игроделателя, конечно же транслятор. О нём-то родимом и пойдёт речь далее. Помимо обязательного набора, понадобятся и другие программы вроде графического редактора, но о них - чуть позже.

Выбираем транслятор

Заметьте, я ещё ни слова не сказал о выборе языка программирования. Существует их великое множество и для написания игры теоретически подойдёт практически любой. Писать игры можно и на бейсике, и на фортране, и, простите за выражение, на стене в сортире. Здесь важно определиться, что Вы понимаете под словом «игра» и какую именно игру Вы хотите сделать. Устройство современных графических игр в корне отличается от всяких там чёт-нечетов и иже с ними. Головоломка со словами, работающая в текстовом режиме тоже называется игрой. И именно по этой причине среди непременных атрибутов создателя игр я не упомянул графический редактор. Лично мне под гордым словосочетанием «компьютерная игра» представляется красочное шоу, обладающее динамическим действием и обязательным присутствием графики. Для написания таких игр создавался DirectX и такие игры продаются сегодня тысячными тиражами.

Я уделяю такое внимание этому вопросу потому, что игра - понятие весьма расплывчатое и важно с самого начала определиться, что же именно Вы хотите сделать.

Определились? Тогда можно смело переходить к выбору транслятора, или, упрощённо говоря, среды разработки. Заметьте, что я рекомендую выбирать не язык программирования, а именно транслятор. Обусловлено это одной простой причиной. Программист не работает с C или паскалем. Он использует Microsoft Visual C++ или Borland Pascal. Не суть важно, на каком именно языке Вы будете программировать. В конечном итоге то, что Вы сможете сотворить, во многом определяется возможностями конкретного транслятора. Я рекомендую остановить выбор на уже упомянутом Visual C++, Borland C++ Builder или Borland Delphi. Представленные трансляторы продаются в нескольких редакциях. Я не рекомендую брать самую навороченную супер pro-версию. В основном, отличие между разными редакциями заключается в количестве доступных программисту визуальных компонентов и вспомогательных утилит, что для создания игр непринципиально.

Игровые двигатели

Собирать игру из стандартных визуальных компонентов - не самое красивое решение. Следуя ему, Вы лишаетесь приемлемого быстродействия и заведомо ограничиваете себя в возможностях.Однако писать игру «с чистого листа» сегодня также не принято. Для упрощения создания игровых и мультимедийных приложений были созданы библиотеки DirectX. При множестве преимуществ, в числе которых - высокое быстродействие, программированию на «чистом» DirectX присущ один серьёзный недостаток - высокая сложность разработки.

А по сему было создано множество так называемых «игровых движков», основанных на DirectX и значительно облегчающих процесс программирования. Не пренебрегайте, но и не злоупотребляйте их использованием. Было бы смешно, если бы стандартный пасьянс Windows был написан на DirectX-движке и требовал для работы наличия в системе 3D-акселератора.

Самые навороченные движки продаются за бешеные деньги и их распространение строго ограниченно. К счастью, в Интернете можно найти и множество бесплатных движков. Например, если вы используете Delphi и являетесь новичком в программировании, я рекомендую вам ЛКИ-Creator и DelphiX.

Подбираем кисти

Пара слов о графических редакторах. Для создания сколько-нибудь приличной графики в Paint’e Вы должны обладать недюжинным талантом и неограниченным свободным временем, так что рекомендую пойти более цивилизованным путём. Конечно, Photoshop - штука дорогая, но в деле обязательно пригодиться. Другой хорошо зарекомендовавшей себя программой является Corel PhotoPaint. Для обработки трёхмерных моделей рекомендую 3D Studio Max, являющейся почти стандартом де-факто в области трёхмерной графики.

Сопутствующие средства

И напоследок, хочется упомянуть о, так сказать, второстепенных средствах, используемых в процессе разработки игр и достойных Вашего внимания. Здесь я не буду многословен и перейду сразу к делу. После достижения некоторых успехов Вам может пригодиться программа для создания установочных дисков - лучше всего начинающему разработчику подойдёт InstallShield Express. Для создания презентации продукта и создания оболочки компакт-диска используйте InstallShield DemoShield. О средствах создания музыки и прочих подобных вещах я здесь даже и не заикаюсь. Музыку для игр сегодня редко создают сами, а качают уже готовую из Интернета, особенно это касается начинающих разработчиков. Главное, чтобы источник не был слишком известным. Один из главных Ваших помощников - Интернет. Не пренебрегайте посещением On-Line форумов и конференций.

Каждый год увеличивается количество людей, играющих в компьютерные или мобильные игры. В народе их называют геймерами, которые не представляют свою жизнь без игрушек. Многие считают их больными людьми, которым необходимо лечиться. Но при этом есть люди, которые научились зарабатывать на геймерах, создавая новые игры. В этом случае многие игроманы задумываются о самостоятельном создании игры.


На сегодняшний день создание игр занимает меньше времени и сил, чем 5-10 лет назад. Для этого были разработаны различные программы для моделирования трехмерной графики и движки для создания игр. Необходимо только запастись терпением.

Если появилось желание создать собственную игру, необходимо обладать некоторым игровым опытом. Если пользователь играет очень редко, сделать качественный продукт будет достаточно сложно. Для создания правильной игры, необходимо соблюдать игровую логику и быть в курсе всех аспектов игрового мира.

Чтобы сделать достаточно хорошую игру, необходимо представлять игровой процесс и придумывать новые идеи. Если создать уникальную игру, то будет проще найти игроков. Стоит помнить, что для создания игры необходимо обладать определенными знаниями в этой области. Нужно изучить языки программирования, научиться пользоваться трехмерными редакторами. Для этого в интернете можно найти много различных статей и программ.

Создание игры

Изначально необходимо выбрать жанр, в котором будет создаваться игра. Основная идея – важная составляющая каждой игры. Самые распространенные игры основаны на жанре в стиле шутер от первого лица. Также большой популярностью обладают гонки. Чтобы узнать популярность той или иной игры, достаточно посчитать их количество в определенной категории.

Игры в стиле action и шутер – это стрелялка, в которой необходимо убить всех врагов. Также особой популярностью пользуются стратегии и RTS. Кроме этого, существует еще огромное количество жанров, которые тоже имеют право на жизнь.

После выбора жанра необходимо приступать к созданию сценария. Это очень важная составляющая при создании игры. В сценарий должен иметь завязку, главного героя, врагов или соперников, концовку. Также стоит поработать над интерфейсом и графикой игры.

Если к созданию игры приступает новичок, для него это будет достаточно сложный процесс, поскольку для этого необходим движок, который сделать начинающий пользователь не сможет. Для этого стоит воспользоваться специальным конструктором игр. Можно попытаться изучить языки программирования и самостоятельно написать движок или применить готовый.

Новичкам рекомендуется пользоваться конструкторами. Это специальная программа, которая имеет структуру будущей игры. Необходимо разместить элементы и объекты и включить скрипты. Подобные конструкторы постоянно расширяют количество своих функций, при этом растет цена программы. Если нет желания тратить деньги на игровой конструктор, тогда можно использовать бесплатные утилиты.

Если использовать игровые движки, необходимо иметь некоторые знания в программировании. Поскольку движок – это собрание функций и объектов, разработчику не нужно создавать какие-либо действия. Все необходимое уже находится в движке. Придется воспользоваться специальными редакторами, чтобы сделать графику и подключить ее к скриптам.

Создать собственную игру – очень сложный и длительный процесс. Начинающему пользователю не рекомендуется браться за это, но если есть лишние деньги, можно заказать игру в специализированных студиях. При этом программисты примут во внимание все пожелания.

Гейм-дизайнеры

Именно гейм-дизайнеры придумывают все, что вы встречаете в игре. Если сравнивать разработку с деревом, то именно гейм-дизайнеры являются корнем этого дерева. Механики, баланс, персонажи, квесты и способности - все это тщательно продумывается отделом гейм-дизайна. При этом, фраз вроде “Вася взял топор и пошел крушить” явно будет не достаточно для того, чтобы составить общую картину. Даже для этой фразы нужно подробно описать, кто такой Вася и как он выглядит, зачем ему вообще нужно что-то крушить, почему именно топор, и с какой силой он будет этим топором размахивать. А ещё нужно описать характеристики этого Васи, его способности и навыки, а так же звуки, которые он при этом будет издавать.

Даже одинаковую, казалось бы информацию, в некоторых случаях нужно описывать по разному. Художников больше интересуют мелкие детали и общий стиль арта, а так же окружение, а для моделеров нужно учитывать так же техническую часть и анимацию.

Вообще, даже гейм-дизайнеров можно поделить на специальности, в среде которых каждый занимается разными вещами. Один человек может делать сразу несколько вещей одновременно, но для более продуктивной работы для каждого члена команды как правило, есть своя собственная задача.

Некоторые из гейм-дизайнеров так же участвуют в других сферах проекта, они могут рисовать арты или же программировать некоторые части игры. Подобные навыки очень полезлы, ведь основная задача гейм-дизайнера, в любой сфере - это максимально детально и точно донести до остальной команды свое собственное виденье проекта, для того, чтобы они смогли реализовать его как единое целое. Именно по этому ему нужно понимать, как происходит работа в других отделах компании, и в некоторых случаях, даже контролировать эту работу.

Отдельно хочется выделить такой важный элемент, как создание игрового интерфейса. Прежде, чем используется финальная версия, гейм-дизайнеры перебирают десятки вариантов. Хороший интерфейс должен быть интуитивно понятный, иметь все требуемые для конкретной игры функции (такие как карта или индикатор патронов), но при этом не мешать самому геймплею. Не смотря, на свою, казалось бы простоту, эта часть работы очень важна, ведь во время игры пользователь постоянно взаимодействует с интеррфейсом, и его хорошие или плохие стороны могут повлиять на общее мнение о игре.

Так же к отделу гейм-дизайна можно отнести сценаристов, которые занимаются тем, что придумывают весь игровой мир. Именно тут наиболее востребованы навыки красиво описывать простые события. Сценарист пишет не только общий сюжет по игре, а так же все диалоги, движения, эмоции персонажей. Характер и внешность тоже задает обычно он.

Хороший гейм-дизайнер, чем бы он не занимался, должен постоянно держать в голове общую картину игры, при этом дополняя её новыми деталями и подробностями. Придумать красивый сюжет или даже вселенную достаточно просто, а вот проработать её, сделать живой, и при этом донести в требуемом виде до остальной команды - задача не из простых.

Графический контент

Сюда относятся все, кто занимается визуальной частью игры. И если гейм-дизайнер продумывает персонажей с помощью текстового описания, уделяя больше внимания его характеру, то художники придают героям полноценный вид. Однако, не каждый художник сможет подойти на эту роль. И дело даже не в опыте и мастерстве, а в используемом стиле. Далеко не каждый художник подойдет какой-то конкретной компании.

Ещё одной проблемой у художников может стать то, что одну и ту же вещь (или персонажа) предстоит перерисовывать множество раз, меняя одну-две детали, пока не получится именно требуемый образ. Хотя, с использованием графических планшетов эти “перерисовки” стали гораздо быстрее и проще.

Кроме того, эти же художники рисуют разнообразные иконки навыков и способностей. Нарисовать, казалось бы простую картинку не так-то просто, ведь она должна очень хорошо визуально передавать эффект, который они (способности) дают.

Анимирование объектов так же входит в обязанности отдела, занимающегося графической составляющей. Просто сделать анимацию персонажа не достаточно, нужно учитывать снаряжение и предметы, с которыми он будет взаимодействовать. Так же не стоит забывать, что герои - это люди (или по крайне мере живые существа), а значит стоять столбом и ждать команды они не будут. Простые действия. вроде проверки оружия или игру с карманной зажигалкой никак не влияют на игровой процесс, но очень хорошо показывают "живность" персонажей. Сюда стоит отнести и окружиние, которое не стоит на месте, и постоянно двигается, будь это шелест травы от ветра или белка, которая на дереве собирает орешки. Именно аниматоры оживают игровой мир, вдыхая в него жизнь.

Так же отдельно хочется выделить моделеров, которые с помощью описания гейм-дизайнера и артов художников делают уже рабочую модель персонажей или игровых объектов. Многие из них, кроме создания самой модели, создают эффекты для неё или же анимации. Хотя, гораздо чаще, аминированием занимается другой человек. С другой стороны, сейчас очень часто для анимирования людей используют технику Motion Capture, которая подразумевает захват движения. В фильмах её давно уже освоили, но и в игровой индустрии она используется все чаще.

Звуковое сопровождение очень важно для любой игры. Просто выключите музыку в своей игре, и она уже будет смотреться совершенно по другому. Музыкантам в игровой индустрии гораздо сложнее, чем в свободном творчестве. Тут им нужно писать музыку определенного стиля и для определенных ситуаций, а если игра достаточно большая - учитывать их все, и во всех ситуациях угодить.

Кроме музыки, не стоит забывать и о обычных звуках. Даже обычный звук шагов записать очень сложно, и многие из них пишутся с помощью профессиональный звуковой аппаратуры “в живую”. Выглядеть это может достаточно забавно - по деревянному полу идет актер, а вокруг него двигается огромное количество записывающих микрофонов. Но, в некоторых случаях звуковые инженеры нагло халтурят, используя одни и те же звуки в разных проектах. Большую часть из них вы слышали лично, например, вой волка.

Ещё одной важной частью является озвучка игровых персонажей. Голоса должны передавать характер героев, их эмоции и реакцию на различные события. Если же это не люди, то в разработку подключаются мастера звуковых эффектов, добавляя рычащие нотки для орков или давая "адский окрас" голосу какого-нибудь демона. Очень важно учитывать характер героев при локализации игр на другие языки. В этом случае приходится учитывать, что некоторые слова имеют разный смысл, а целые фразы могут занимать разное время произношения. Перед локализаторами стоит задача не потерять смысл сказанного, и при этом сделать так, чтобы голоса персонажей слышались естественнно.

Программисты

Пожалуй, одна из наиболее востребованных профессий в игровой индустрии.

Именно они собирают весь готовый материал и переводят его в незримый код. Работа эта достаточно сложная, ведь стоит ошибиться даже в одном символе, и в игре появятся весьма неприятные баги, некоторые из которых могут совершенно изменить простые действия, вплоть до полной невозможности продолжить следующую игру.

Работая в команде, программисты должны очень тщательно следить за действиями своих коллег, ведь в случае ошибки вся последующая работа может быть выполнена неправильно. Именно поэтому программисты предпочитают работать в одиночку, распределяя между собой сферы действия.

Кроме этого, некоторые из программистов работают не с самим кодом, а с графическим движком, используя разнообразные эффекты, а так же отвечает за то, как именно увидит игровой мир игрок. Хотя, для подобной работы все же нужны знания языков программирования, ведь далеко не весь функционал может предоставить движок. Очень многие компании используют уже готовые игровые движки, поэтому некоторые из программистов специализируются на одном из них.

Ещё одной сферой работ программиста может быть создания инструментария. В больших проектах невозможно на словах или бумаге отобразить все аспекты создания игры, поэтому такие программисты заняты тем, что создают специальные программы и инструменты для всей остальной команды, тем самым облегчая их работу и общее взаимодействие. Хороший инструментарий может сократить разработку игры на весьма внушительный срок.

Тестирование

Прежде чем выпускать продукт на рынок, его достаточно долго тестируют, самым наглым образом стараясь сломать игру. Есть люди, которые занимаются тестированием с помощью специальный программ, их задача выявить ошибки именно на техническом уровне. В этом случае такой тестер должен быть очень хорошо технически подкован, и при том быть достаточно внимателен и дотошен.

Кроме него, есть целая команда обычных тестировщиков. Чаще всего это обычные игроки или люди, которые только собираются работать в игровой индустрии, а с помощью тестирования знакомятся с этой сферой. От них не требуется каких-то специальных навыков, но на нормальную игру это не похоже. Чаще всего их действия сводятся к какому-нибудь одному действию, которое они должны повторить сотни раз только для того, чтобы понять, в какой именно ситуации появляется ошибка.

Последнее время достаточно часто проводятся бета-тестирования, которые заключаются в том, что разработчики на бесплатной основе предоставляют игру всем желающим на короткий срок. Таким образом команда тестеров увеличивается до миллионов, но с другой стороны, большая их часть просто играет. Но все же, некоторый процент находит ошибки и отправляет их разработчикам, благодаря чему они доводят финальную часть игры до идеала и выпускают её уже в хорошем виде. Кроме этого, подобная практика достаточно сильно повышает продажи игры, давая геймерам определить, действительно ли они хотят покупать эту игру.

Процесс разработки

Почти каждый игровой элемент должен пройти по всем отделам команды, до того момента, когда он получит финальный вид и будет включен в игру. Однако, работать над ним всем вместе не получится, поэтому очень важно организовать рабочий процесс таким образом, чтобы каждый из разработчиков был задействован в чем-то и не сидел без дела.

Пропустим тот момент, когда собирается команда, обсуждается общая идея игры и распределяются роли. Непосредственно, сама работа начинается с написания концепт-документа, который составляет гейм-дизайнер. Он содержит в себе общее описание игры и сюжетной линии, а так же игровые особенности и какие-то технические параметры (например, на каких платформах будет выходить игра). Никакой конкретики в этом документе нет, его цель - дать возможность всем ознакомится с общим видом игры, а так же быстро "ввести в курс дела" новых членов команды, которые подключатся (если потребуется) к работе в процессе разработки.

Далее те же гейм-дизайнеры составляют ТЗ (техническое задание) для каждого из отделов, чтобы они не сидели без дела. Именно по этой причине лвл-дизайнеры могут собирать локацию без моделей по игре, только для общего вида, пока моделеры эти самые модели делают. В эту же работу, при необходимости подключаются программисты, так же они могут делать какие-либо игровые эффекты (например, использовании магии). Достаточно часто при разработке бывают моменты, когда какие-нибудь квадраты извергают пламя только потому, что модели героя ещё нет.

На протяжении всего этого сценаристы пишут сценарий, ведь их работа никак не влияет на разработку других частей. Сложнее всего приходится музыкантам, так как их задача - написать музыку, которая будет отлично сочитатся с игрой и добавлять ей атмосферности. Но, сделать это достаточно сложно, если самой игры ещё нет. Поэтому, написание музыки откладывают на более поздние стадии разработки. Но без дела они все же не сидят - звуки окружения, предметов и персонажей - все это нужно записать до того, как игра начнет принимать рабочий вид. Это касается и моделей персонажей, а так же их снаряжения.

По мере того, как игра обрастает подробности, гейм-дизайнеры делают GDD (Game Designer Document), который включает в себя полное описание всех элементов, сделаных для игры, разделенные на разделы. Способ оформления в большей степени зависит от того, кто занимается этим документом, но все же их можно разделить на две группы - те, кто добавляют в документ всю информацию, или же те, кто добавляют только краткое описание (например, игрового задания), но оставляют ссылку на более детальный документ. В первом случае весь материал собран в одном месте, но занимает огромное количество информации (а это тысячи страниц), во втором - более удобный поиск по документам и быстрое прочтение документа, для получения "краткой информации".

Постепенно, по мере создания различных объектов и элементов, все они объединяются с помощью программистов. Для начала делается одна-две игровых локации, несколько видов снаряжения и способностей. Это делается для тестирования этих механик и тем, как они будут работать в самой игре. После того, как все происходит успешно, работа над игрой продолжается, и сама игра постепенно расширяется, обрастая новыми деталями и особенностями. Все они проходят свой путь от гейм-дизайнеров до программистов, и каждый член команды вносит в них свою "лепту".

В играх, которые предлагают открытый мир, отдельная задача разработчиков состоит в том, чтобы ограничить игровой мир, но так, чтобы сами игроки этого не поняли. Поэтому, если в некоторые локации вас не подпускают шквальным огнем или вход охраняет особо злобный монстр, то значит, что разработчики просто не хотели, чтобы вы туда лезли раньше времени. Возможно, с помощью хитростей и неимоверных усилий вы туда попасть сможете, но нечего интересного (на данный момент) там не найдете.

После того, как большая часть игры сделана, наступает время правок. Все, что уже готово, перерабатывается, и при необходимости, изменяется, добавляются новые детали, или наоборот, что-то полностью удаляют. На этой стадии наиболее важно довести каждую часть до идеального состояния, ведь именно в этом виде она будет выпускатся.

После окончательного создания игры приходит время полноценного тестирования. Команда тестеров детально изучают каждую часть игры, каждый элемент и каждое действие, пытаясь найти ошибки или неточности. При нахождении, такие ошибки быстро исправляются. В открытый доступ (открытое тестирование) как правило попадает уже "вылезанная" часть игры, но все же некоторые из ошибок находятся и там.

Но даже после выхода игры работа над ней не прекращается. Разработчики исправляют мелкие неточности, или добавляют элементы, которые делают игру удобней. И конечно же, работают над выпуском дополнений. Многие думают, что дополнения делают во время основного этапа разработки, а потом просто выпускают их частями, но это не так. Работа над дополнениями может начаться или на финальном этапе разработки игры, или же непосредственно после её выхода. Именно в дополнениях разработчики стараются реализовать те идеи, которые они не смогли добавить во время выхода основой игры.

А вот пиар-компания начинает задолго до того, как у игры появляется рабочий вид. Очень часто, арты и видео выкладывают в сеть сразу, как только утверждается внешность внешнего героя. Но, после этого разработчики уже не могут поменять его вид и способности (если они были показаны в ролике). ведь тогда им придется изменять и сам ролик. Хотя, есть и исключения. Например, самим игрокам очень сильно не понравился внешний вид главного героя в игре Ведьмак 2: Убийца королей, из-за чего разработчики поменяли его после выхода ролика.

Некоторые элементы при разработке могут казаться мелкими и не значительными, но только при тщательном подходе ко всем деталям, а так же при совместных усилиях всей команды игра может получится хорошей. Для того, чтобы получилась интересная вселенная, её нужно продумать целиком, её историю и даже те элементы, которых игрок никогда не увидет. Только в этом случае игру запомнят и захотят продолжения, что позволит разработчикам вновь садиться за компьютеры и воплощать свои фантазии в жизнь.

Разработка игр на плаву, она перспективна и набирает популярность. Мы подготовили подробную инфографику о пути изучения разработки игр.

С геймдевом связано много областей, и каждый этап обучения основан на этапе предшествующем. Например, не стоит сразу перескакивать на игровые движки. Начните с разработки ПО, изучения математики с заточкой под программирование игр и только после переходите к геймдеву. Каждый из представленных этапов – это пошаговое руководство, включающее в себя книги и другие материалы.

0. Разработка игр для детей

Многие книги ориентированы на работу с легендарной и интуитивно понятной средой разработки для детей Scratch, в том числе ScratchJr. После базиса следует информация о Python Pygame. Есть книга для пятилетних, но большая часть материалов подойдет для детей в возрасте от 8 лет.

1. Информатика

Теоретическая подковка – обязательная составляющая, без которой дальнейшее изучение лишено смысла. Эта подборка обучающей литературы включает в себя основы, сведения об алгоритмах и математику в разрезе изучения информатики.

2. Языки программирования

Разговаривать на языке компьютера непросто, но возможно. И таких способов уйма. Например, язык C существенно повлиял на индустрию ПО, поделившись своим синтаксисом с популярными C#, C++ и Java. C++, в свою очередь, является мощным языком для создания эффективных программ и программных комплексов. Многие также пишут игры на C#: язык шустрый, удобный и позволяет быстрее стартовать разработку.

А вот Lua перенял кое-что от C++. Скрипт-язык хорош для игровой логики. Он упростит инициализацию уровня, привязку задач к объектам, смену поведения NPC в интерактивном режиме без необходимости перекомпилировать проект и многое другое.

3. Создание приложений

И если информатика – это базис теоретический, то здесь больше практики. Разработка игр – ухабистая стезя, и начать лучше с приложений. Книги с практическими заданиями, а также информацией о паттернах и UML помогут разобраться, что к чему.

4. Математика для разработки игр

Нет, здесь не будет школьного курса алгебры и геометрии. Подборка разбита на основы математики в сфере геймдева и более продвинутый уровень.

5. Игровое программирование

Аппаратные платформы, операционные системы, наборы API, алгоритмы, кроссплатформенность и другие важные аспекты, которые лягут в основу разрабатываемой игры. Книги дополнены рядом геймдев-статей, в которых содержится полезная информация по программированию.

6. Разработка игрового движка

Движок – это сердце игры, которое «закачивает» функциональные возможности и необходимый инструментарий. В первых книгах вы познакомитесь с архитектурой и дизайном. Дальше «игровые движки» разделяются на инструменты, оптимизацию, скрипты и дополнительные материалы в виде статей. В ходе ознакомления затрагиваются паттерны, алгоритмические трюки, оптимизация в Unity и прочие нюансы.

7. Компьютерная графика

Да, содержимое – это важно, но именно компьютерная графика является аналогом интерфейса приложения, который будут видеть пользователи. Поэтому ей стоит уделить особое внимание.

Недаром этот раздел самый большой. Сюда включены основы программирования с Real-Time 3D, DirectX и OpenGL. Все дополнено информацией о рендеринге и технологиях. Отдельного внимания в подборке удостоились Direct3D и OpenGL.



8. Игровое аудио

Разработка игр касается и аудио: это звуки, издаваемые NPC, главным героем, явлениями или предметами, а также музыка. Аудио программирование обошлось всего двумя книгами, но в них доступно изложена необходимая информация.

9. Игровая физика и анимация

Один из самых сложных этапов. Кроме программной основы и картинок, должны быть законы, по которым все это взаимодействует. Игровая физика и анимационное программирование раскрыты в 17 книгах. Отдельно затронута имитация жидкости.

Статьи по теме: