Настольная психологическая игра лепешка. Игра «Лепешка»: корректируем негативные детско-родительские отношения

Краткая аннотация.

Для улучшения работы с детско-родительскими проблемами мы используем психологические игры, в которые играют – родитель, ребенок и психолог. Использование игр позволяет психологу увидеть специфику проблем данной семьи воочию и простроить коррекционную работу с данной семьей, родителю и ребенку – дает шанс на формирование новых взаимоотношений, тренировку определенных навыков. Важным, с нашей точки зрения, кажется то, что данный вид работы с семьей естественно вписывается в детскую жизнь, не оставляя следа от специальной работы психолога с ребенком.

«Психотерапия для ребенка – это таблетка, а игра – это хлеб». Гюнтер Хорн, Красноярск, 1999 год.

Проблема диагностики детско-родительских отношений в рамках психологического консультирования для родителей, не нова. Работая психологом в общеобразовательной школе, мы сталкиваемся с различными типами детско-родительских отношений и различным отношением со стороны родителей к этим проблемам.

Известно, что работа с детьми в рамках психологического консультирования качественно улучшается, если в ней активно участвует родитель, присутствие родителя и его включенность в совместную деятельность с ребенком, приносит хорошие результаты. Работая, в основном, с детьми младшего школьного и дошкольного возраста, мы используем модификацию игры, автором которых является немецкий детский психоаналитик Гюнтер Хорн. Это авторская модификация игры «Лепешка».

Огромную роль при игровой деятельности родителя и ребенка имеют разговоры, которые актуализируются игрой. «Дети, несмотря на небольшой возраст, приводят весомые аргументы, защищая свою позицию. Для ребенка очень важной является свободная игровая атмосфера, возникающая во время игры – с юмором, без авторитарного давления, без боязни наказания.» (Я.Л. Обухов) Обстановка, в которой ребенок не боится рассказать близким свои маленькие секреты, когда он чувствует их заинтересованность и поддержку, сама является благотворным фактором.

Обычно на прием к психологу приходит один из родителей, чаще всего мама. Для того, чтобы разнообразить игру родителя и ребенка мы начинали играть втроем (мама, ребенок и психолог). Показательным в этой совместной игре является все – выбор и изготовление героев; взаимодействие между ними; степень соблюдения правил как ребенком, так и родителем; включенность в игру, желание контактировать между собой; эмоциональный настрой и принятие действий другого.

Первым толчком для использования игры «Лепешка» в качестве диагностического средства детско-родительских отношений явилась коррекционно-развивающая работа с ребенком, имеющим проблемы с общением (отказ от взаимодействия со сверстниками, учителями, замкнутость, молчаливость). К нам обратилась мать ребенка 8 лет с жалобами на нежелание ребенка контактировать с другими людьми, со слов матери, с нею контакт у ребенка был, не по возрасту тесный (симбиотическая связь). На первом занятии ребенком было сказано только одно слово «да».

На втором занятии нами была предложена игра «Лепешка». Мальчик сказал маме на ухо, что он будет фишкой-«деревом», на наш вопрос о том, как это дерево будет с нами договариваться, он ответил, что будет качать ветками. «Дерево» качало ветками, когда это требовала игра, шелестело «листьями» в ответ на наши с мамой просьбы, но самое главное событие произошло в середине игры.

Мама мальчика слепила для себя фишку-«уточку», немного времени побыв «деревом» и пожив в своем домике, ребенок вдруг весь эмоционально переменился, он смял свою фигурку, начал размахивать руками, и только после долгих уговоров мамы, объяснил, что он не хочет быть «деревом» и жить в своем доме, он тоже хочет быть «уточкой», «такой как мама» и жить с мамой в одном домике, так мы и закончили эту игру – две одинаковые «уточки» жили в одном домике. На лицо симбиотическая связь ребенка и матери, но уже не со слов мамы, а как подтвержденный факт. Важность данного события еще и в том, что мама зрительно увидела эту позицию.

Здесь мы смеем предположить, что для ребенка такого возраста, с сохранным интеллектом, и его родителя, зрительно увидеть некоторые ситуации, значит – осознать их. Впоследствии, во время этой игры нами были «увидены» многие другие проблемы этого ребенка (сильная оральная фиксация, страхи, и т.д.).

Таким образом, игра выявила и подтвердила многие наши предположения. Неоднократно используя эту игру, в качестве диагностического средства в психологическом консультировании и коррекционно-развивающей работе с семьей, мы пришли к выводу, что она вскрывает не только проблемы детей, но и проблемы родителей.

Приведем еще один пример. К нам обратилась мама ребенка с жалобами на гиперактивность ребенка, неадекватность его поведения, агрессивность, при этом сама мать представляла себя как «идеальную, любящую» своего ребенка. Во время первого занятия с ребенком и его мамой мы предложили им поиграть в «лепешку». На третьем ходу мама делает из фигурки ребенка лепешку. На основании этого хода игры можно сделать много выводов о проблемах мамы (о личностной незрелости, агрессии против ребенка, неумении позитивно контактировать, и т.д.). Впоследствии эта мать перестала посещать совместные занятия с ребенком, по причине «недостатка времени».

Одним из важных моментов этой игры является изготовление фигурки. Некоторые дети придают этому процессу очень большое значение, один из наших клиентов делал свою фигурку дома, бережно приносил ее и хранил до следующей игры, другой ребенок брал готовые фигурки и прилеплял к ним сделанные из пластилина детали (вымя лошади). То, как ребенок относиться к своей фигурке тоже очень показательно.

Еще один фактор, влияющий на психологическое поле игры это кубик сделанный из пластилина, агрессивные дети, дети не умеющие играть в игры по правилам, проявляют свои негативные эмоции и по отношению к кубику, делая и из него «лепешку». Другие дети украшают кубик, взаимодействуют с ним как с одушевленным объектом.

В ходе многих занятий игра «Лепешка» из игры по правилам превращалась в режиссерскую игру, обрастая множеством деталей (подарками одного героя другому, мебелью и домашней утварью, и т.д.). Один из наших маленьких клиентов перед игрой договаривался с другими игроками «а кто сегодня будет вредный», другой превращал поле игры в загадочную зону с перемещениями пространства и приносил из дома рисунки для этих перемещений, то есть у некоторых детей игра в «Лепешку» заменяет игровую терапию.

Проблема детско-родительских отношений, психологической коррекции и психотерапии детей дошкольного и младшего школьного возраста может решаться многими средствами. Одним из этих средств являются детские игры, в которые ребенок играет вместе с родителями. «Для здоровых, зрелых семей характерны такие качества, как высокая самооценка, подвижные и гуманные правила, ориентированные на принятие другого человека. Члены таких семей способны к гибкому приспособлению к любым возможным изменениям условий жизни». (Г.Хорн)

Отклонение от нормы психологического здоровья в семье характеризуется, как правило, преобладанием удовлетворения каждым членом семьи своих личных потребностей и снижением внимания к потребностям остальных. Но для единства семейных взглядов и ценностей, для принятия норм и правил семьи, чувств и мыслей каждого её члена необходимо, прежде всего, доскональное знание и прочувствование сложившихся норм поведения, то есть развитие социальной и «эмоциональной» компетенции. Особенно важна она для молодых членов семьи. Формирование социальной и «эмоциональной» компетенции помогает детям постепенно отойти от их эгоцентрической позиции и научиться рефлексировать свое поведение, поведение других людей и сравнивать его с нормами поведения.

На существующем рынке детских игр почти не существует игр, имеющих психологическую направленность. Большинство детских игр – это игры с означенными героями, в которых пропадает развивающая часть игры, связанная с развитием воображения, то есть непременно присутствующая в настоящей игре «мнимая ситуация». В игре «Лепешка» «мнимая ситуация» присутствует, поэтому наряду с наработкой социальных навыков общения, эта игра развивает и воображение.

В контексте психоанализа существенным оказывается то, что игра способствует развитию «Сверх-Я» ребенка. Причем в игре акцент направлен не на эгоцентрическую позицию, а на учет позиций и мнений других людей. Играя вместе с родителями и психологом, ребенок, с одной стороны, усваивает родительские нормы, а с другой стороны, в случае отказа взрослыми от общепринятых норм, ребенок видит относительность этих норм, что важно для разрушения идеализации чрезмерно сильного родительского авторитета и явно завышенных норм. В результате устанавливается «золотая середина» – какие-то нормы ребенок принимает, а от каких-то отказывается.

Таким образом, представляя наш опыт по использованию авторской модификации игры Гюнтера Хорна в рамках психологического консультирования и психотерапии детей младшего школьного и дошкольного возраста мы хотели показать большие возможности и многогранность результатов применения этой игры. Думаем, что другие психологи и психотерапевты найдут в этой игре свои грани. Мы же, на основании своего опыта, позволим сделать некоторые выводы:

Использование игры позволяет диагностировать и корректировать детско-родительские отношения.
Игра обладает выраженным психотерапевтическим эффектом.
Игра развивает воображение, коммуникативные навыки, произвольность.
Эта игра способствует наработке социальных навыков и становлению личности ребенка.
Для многих семей игра становиться семейной традицией, помогающей решению возникающих проблем.
В статье использованы материалы семинара проходившего в городе Красноярске в 1999году с участием Гюнтера Хорна (Германия) и Якова Обухова (Россия).

Правила и описание игры:

Игровое поле для этих игр можно изготовить самому. В зависимости от количества играющих Вам потребуется:

Одна покрытая пластиковым покрытием игровая доска или белое оргстекло любой толщины, размером 54 на 54 см. (на худой конец лист ватмана)
Семь или меньше, различных самоклеющихся цветных пленок. Тех цветов, какие Вы выберете для играющих, например для пяти игроков: красного, синего, зеленого, желтого, лилового цветов. Поле длительного использования.
Пять кусочков пластилина аналогичных же цветов (красного, синего, зеленого, желтого, лилового цвета) или просто разных по цвету.
Один кубик (можно изготовить кубик из пластилина).
Квадратными и прямоугольными кусочками пленки указанных цветов наклеивается «дорожка» от «Старта» до «Финиша», по типу игрового поля любой игры с фишками, (зигзагом, змейкой, по кругу).

В игре «Лепешка» игроки сами лепят из пластилина свои игровые фишки. В ходе игры между ее участниками постоянно возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в «лепешку», что по нашим наблюдениям, происходит очень редко. Это не цель игры. В игре отрабатывается опыт взаимных обвинений, вежливых извинений, высказываний благодарности и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым образом, а неприемлемое поведение наказывается.

Цель игры – первым придти к конечному пункту – «Финишу» Попасть туда можно только пройдя все клеточки-дома на игровом поле. Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом, появляется понятие ценности своего дома.

Игра проводится по следующим правилам:

Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, которое служит им потом в качестве фишки. Старт игры начинается на поле «Старт».
Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка, это его дома.
Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей – домиков. Начинает игру самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, на поле-домик другого цвета.
Игрок, который по ходу игры попал на поле другого цвета, должен упросить хозяина домика впустить его в свой домик, иногда хозяин домика ставит некоторые условия, например не мусорить, не прыгать на кровати и т.д.
Если владелец домика удовлетворен поведением гостя, то гость остается в домике хозяина безнаказанно, если же гость нарушил установленные хозяином правила, то хозяин может наказать гостя, он может наказать попавшую к нему фигуру, щелкнув по ней, смяв ее или как угодно изменив ее форму. Он может также одним ударом смять ее в «лепешку».
В своем доме фигура может залечить раны, изменить себя, отдохнуть.
Цель игры – дойти до «Финиша».
Игру можно проводить несколько раз, изменяя героев, меняясь ими, устанавливая дополнительные правила (сегодня мы будем добрыми или злыми, или упрямыми и т.д.)
Ковель Марина Юрьевна,
Лицей раздельного обучения № 103

Для улучшения работы с детско-родительскими проблемами мы используем психологические игры, в которые играют – родитель, ребенок и психолог. Использование игр позволяет психологу увидеть специфику проблем данной семьи воочию и простроить коррекционную работу с данной семьей, родителю и ребенку – дает шанс на формирование новых взаимоотношений, тренировку определенных навыков. Важным, с нашей точки зрения, кажется то, что данный вид работы с семьей естественно вписывается в детскую жизнь, не оставляя следа от специальной работы психолога с ребенком.

«Психотерапия для ребенка – это таблетка, а игра – это хлеб». Гюнтер Хорн, Красноярск, 1999 год.

Проблема диагностики детско-родительских отношений в рамках психологического консультирования для родителей, не нова. Работая психологом в общеобразовательной школе, мы сталкиваемся с различными типами детско-родительских отношений и различным отношением со стороны родителей к этим проблемам.

Известно, что работа с детьми в рамках психологического консультирования качественно улучшается, если в ней активно участвует родитель, присутствие родителя и его включенность в совместную деятельность с ребенком, приносит хорошие результаты. Работая, в основном, с детьми младшего школьного и дошкольного возраста, мы используем модификацию игры, автором которых является немецкий детский психоаналитик Гюнтер Хорн. Это авторская модификация игры «Лепешка».

Огромную роль при игровой деятельности родителя и ребенка имеют разговоры, которые актуализируются игрой. «Дети, несмотря на небольшой возраст, приводят весомые аргументы, защищая свою позицию. Для ребенка очень важной является свободная игровая атмосфера, возникающая во время игры – с юмором, без авторитарного давления, без боязни наказания.» (Я.Л. Обухов) Обстановка, в которой ребенок не боится рассказать близким свои маленькие секреты, когда он чувствует их заинтересованность и поддержку, сама является благотворным фактором.

Обычно на прием к психологу приходит один из родителей, чаще всего мама. Для того, чтобы разнообразить игру родителя и ребенка мы начинали играть втроем (мама, ребенок и психолог). Показательным в этой совместной игре является все – выбор и изготовление героев; взаимодействие между ними; степень соблюдения правил как ребенком, так и родителем; включенность в игру, желание контактировать между собой; эмоциональный настрой и принятие действий другого.

Первым толчком для использования игры «Лепешка» в качестве диагностического средства детско-родительских отношений явилась коррекционно-развивающая работа с ребенком, имеющим проблемы с общением (отказ от взаимодействия со сверстниками, учителями, замкнутость, молчаливость). К нам обратилась мать ребенка 8 лет с жалобами на нежелание ребенка контактировать с другими людьми, со слов матери, с нею контакт у ребенка был, не по возрасту тесный (симбиотическая связь). На первом занятии ребенком было сказано только одно слово «да».

На втором занятии нами была предложена игра «Лепешка». Мальчик сказал маме на ухо, что он будет фишкой-«деревом», на наш вопрос о том, как это дерево будет с нами договариваться, он ответил, что будет качать ветками. «Дерево» качало ветками, когда это требовала игра, шелестело «листьями» в ответ на наши с мамой просьбы, но самое главное событие произошло в середине игры.

Мама мальчика слепила для себя фишку-«уточку», немного времени побыв «деревом» и пожив в своем домике, ребенок вдруг весь эмоционально переменился, он смял свою фигурку, начал размахивать руками, и только после долгих уговоров мамы, объяснил, что он не хочет быть «деревом» и жить в своем доме, он тоже хочет быть «уточкой», «такой как мама» и жить с мамой в одном домике, так мы и закончили эту игру – две одинаковые «уточки» жили в одном домике. На лицо симбиотическая связь ребенка и матери, но уже не со слов мамы, а как подтвержденный факт. Важность данного события еще и в том, что мама зрительно увидела эту позицию.

Здесь мы смеем предположить, что для ребенка такого возраста, с сохранным интеллектом, и его родителя, зрительно увидеть некоторые ситуации, значит – осознать их. Впоследствии, во время этой игры нами были «увидены» многие другие проблемы этого ребенка (сильная оральная фиксация, страхи, и т.д.).

Таким образом, игра выявила и подтвердила многие наши предположения. Неоднократно используя эту игру, в качестве диагностического средства в психологическом консультировании и коррекционно-развивающей работе с семьей, мы пришли к выводу, что она вскрывает не только проблемы детей, но и проблемы родителей.

Приведем еще один пример. К нам обратилась мама ребенка с жалобами на гиперактивность ребенка, неадекватность его поведения, агрессивность, при этом сама мать представляла себя как «идеальную, любящую» своего ребенка. Во время первого занятия с ребенком и его мамой мы предложили им поиграть в «лепешку». На третьем ходу мама делает из фигурки ребенка лепешку. На основании этого хода игры можно сделать много выводов о проблемах мамы (о личностной незрелости, агрессии против ребенка, неумении позитивно контактировать, и т.д.). Впоследствии эта мать перестала посещать совместные занятия с ребенком, по причине «недостатка времени».

Одним из важных моментов этой игры является изготовление фигурки. Некоторые дети придают этому процессу очень большое значение, один из наших клиентов делал свою фигурку дома, бережно приносил ее и хранил до следующей игры, другой ребенок брал готовые фигурки и прилеплял к ним сделанные из пластилина детали (вымя лошади). То, как ребенок относиться к своей фигурке тоже очень показательно.

Еще один фактор, влияющий на психологическое поле игры это кубик сделанный из пластилина, агрессивные дети, дети не умеющие играть в игры по правилам, проявляют свои негативные эмоции и по отношению к кубику, делая и из него «лепешку». Другие дети украшают кубик, взаимодействуют с ним как с одушевленным объектом.

В ходе многих занятий игра «Лепешка» из игры по правилам превращалась в режиссерскую игру, обрастая множеством деталей (подарками одного героя другому, мебелью и домашней утварью, и т.д.). Один из наших маленьких клиентов перед игрой договаривался с другими игроками «а кто сегодня будет вредный», другой превращал поле игры в загадочную зону с перемещениями пространства и приносил из дома рисунки для этих перемещений, то есть у некоторых детей игра в «Лепешку» заменяет игровую терапию.

Проблема детско-родительских отношений, психологической коррекции и психотерапии детей дошкольного и младшего школьного возраста может решаться многими средствами. Одним из этих средств являются детские игры, в которые ребенок играет вместе с родителями. «Для здоровых, зрелых семей характерны такие качества, как высокая самооценка, подвижные и гуманные правила, ориентированные на принятие другого человека. Члены таких семей способны к гибкому приспособлению к любым возможным изменениям условий жизни». (Г.Хорн)

Отклонение от нормы психологического здоровья в семье характеризуется, как правило, преобладанием удовлетворения каждым членом семьи своих личных потребностей и снижением внимания к потребностям остальных. Но для единства семейных взглядов и ценностей, для принятия норм и правил семьи, чувств и мыслей каждого её члена необходимо, прежде всего, доскональное знание и прочувствование сложившихся норм поведения, то есть развитие социальной и «эмоциональной» компетенции. Особенно важна она для молодых членов семьи. Формирование социальной и «эмоциональной» компетенции помогает детям постепенно отойти от их эгоцентрической позиции и научиться рефлексировать свое поведение, поведение других людей и сравнивать его с нормами поведения.

На существующем рынке детских игр почти не существует игр, имеющих психологическую направленность. Большинство детских игр – это игры с означенными героями, в которых пропадает развивающая часть игры, связанная с развитием воображения, то есть непременно присутствующая в настоящей игре «мнимая ситуация». В игре «Лепешка» «мнимая ситуация» присутствует, поэтому наряду с наработкой социальных навыков общения, эта игра развивает и воображение.

В контексте психоанализа существенным оказывается то, что игра способствует развитию «Сверх-Я» ребенка. Причем в игре акцент направлен не на эгоцентрическую позицию, а на учет позиций и мнений других людей. Играя вместе с родителями и психологом, ребенок, с одной стороны, усваивает родительские нормы, а с другой стороны, в случае отказа взрослыми от общепринятых норм, ребенок видит относительность этих норм, что важно для разрушения идеализации чрезмерно сильного родительского авторитета и явно завышенных норм. В результате устанавливается «золотая середина» – какие-то нормы ребенок принимает, а от каких-то отказывается.

Таким образом, представляя наш опыт по использованию авторской модификации игры Гюнтера Хорна в рамках психологического консультирования и психотерапии детей младшего школьного и дошкольного возраста мы хотели показать большие возможности и многогранность результатов применения этой игры. Думаем, что другие психологи и психотерапевты найдут в этой игре свои грани. Мы же, на основании своего опыта, позволим сделать некоторые выводы:

  1. Использование игры позволяет диагностировать и корректировать детско-родительские отношения.
  2. Игра обладает выраженным психотерапевтическим эффектом.
  3. Игра развивает воображение, коммуникативные навыки, произвольность.
  4. Эта игра способствует наработке социальных навыков и становлению личности ребенка.
  5. Для многих семей игра становиться семейной традицией, помогающей решению возникающих проблем.

В статье использованы материалы семинара проходившего в городе Красноярске в 1999году с участием Гюнтера Хорна (Германия) и Якова Обухова (Россия).

Правила и описание игры:

Игровое поле для этих игр можно изготовить самому. В зависимости от количества играющих Вам потребуется:

  • Одна покрытая пластиковым покрытием игровая доска или белое оргстекло любой толщины, размером 54 на 54 см. (на худой конец лист ватмана)
  • Семь или меньше, различных самоклеющихся цветных пленок. Тех цветов, какие Вы выберете для играющих, например для пяти игроков: красного, синего, зеленого, желтого, лилового цветов. Поле длительного использования.
  • Пять кусочков пластилина аналогичных же цветов (красного, синего, зеленого, желтого, лилового цвета) или просто разных по цвету.
  • Один кубик (можно изготовить кубик из пластилина).

Квадратными и прямоугольными кусочками пленки указанных цветов наклеивается «дорожка» от «Старта» до «Финиша», по типу игрового поля любой игры с фишками, (зигзагом, змейкой, по кругу).

Лепешка

В игре «Лепешка» игроки сами лепят из пластилина свои игровые фишки. В ходе игры между ее участниками постоянно возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в «лепешку», что по нашим наблюдениям, происходит очень редко. Это не цель игры. В игре отрабатывается опыт взаимных обвинений, вежливых извинений, высказываний благодарности и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым образом, а неприемлемое поведение наказывается.

Цель игры – первым придти к конечному пункту – «Финишу» Попасть туда можно только пройдя все клеточки-дома на игровом поле. Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом, появляется понятие ценности своего дома.

Многие психологи знают о Гюнтера Хорне и его социальных играх. Среди них есть серия «Психологическая игра для всей семьи». Карточки с корректными формулировками дают возможность завязать проблемный разговор в игровой атмосфере, проговорить сложные моменты на холодную голову.

Есть наборы для разных целевых групп: «Псикреты» для подростков, для работы с приемными семьями и «Обычные семьи — необычные дети» для работы с родителями и окружением особенных детей.

О них мы и поговорили с создателями — российскими соавторами игр Гюнтера Хорна — психологами Елизаветой Хеллингер-Трофимовой и Светланой Сенатской.

Елизавета Хеллингер-Трофимова (аналитический психолог и детский психотерапевт, правообладатель «Социальных игр Гюнтера Хорна» в России, разработчик и соавтор игр).

— При создании этого комплекта мы более опирались на проблемы родителей, окружения и сиблингов (сестер и братьев), нежели чем самих особенных деток. Эти дети в плане игр ничем не отличаются от любых других и им для досуга подойдет любая игра, разве что в отдельных случаях вариант может быть попроще. Центр, в котором высказывания для карточек отбирались и тестировались инклюзивный, там есть дети с нарушениями аутистического спектра, слабовидящие, слабослышащие, с ДЦП. Основные авторы — Светлана Сенатская и Элина Федотова и в настоящий момент они продолжают работу по отбору высказываний для колоды по принципу «О, это то, что нам надо».

Вытаскиваю пару карточек наугад: «Я плохо высыпаюсь» и «Я не могу встретиться со своими друзьями». В принципе, это об одном и том же. У мам часто не хватает времени на себя. Основной проблемой, с которой сталкивается окружение особенного ребенка, является ориентация жизни всей семьи на потребности данного ребенка, то, что все члены семьи «вращаются» вокруг него. Вплоть до переезда ради того, чтобы быть ближе к определенным занятиям. Или то, как родители переживают или принимают сам факт, что ребенок — особенный. Есть вариант, когда проблема полностью отрицается. На нее закрывают глаза, считают, что с ребенком все ок, нужно только немного «приналечь» на занятия или, наоборот, можно запустить — все само образуется. Есть другая крайность, когда родители слишком в проблеме, и даже посещая все возможные курсы и кружки не верят в возможность какого-то сдвига, пребывают в депрессии. Бывает и так, что кто-то депрессивен, а кто-то наоборот, предпочитает не замечать. Очень много вытесненных чувств, например, о несправедливости и «почему я». Тут важно проговорить, что хорошего принес в жизнь мамы этот ребенок. Например, научил терпению, толерантности. Многие сами отвечают на этот вопрос. Много грустных историй, например, когда папа уходит из семьи, много замечательных историй, например, когда сиблинги, растущие вместе, не представляют себе чего-то другого, кроме заботы о брате или сестре и в дальнейшем выбирают себе по жизни помогающие профессии. Все карточки в наборе на основе реальности.

Игра «Лепешка»

— А какое отношение к ребенку является адекватным в такой ситуации?

— Понимать, что с конкретным диагнозом не прыгнешь выше головы, но и не паниковать и делать все возможное.

— С кем лучше играть в такой набор?

— С тем, кто наилучшим образом может разделить твои чувства. Например, с семьей с таким же ребенком. Вот карточка «Мой ребенок — мое наказание» и карточка «Мой ребенок — моя гордость». Мама может испытывать попеременно и то и другое чувство. Когда у ребенка что-то получается, она, как и все мамы, гордится им, неважно, что это — победа на чемпионате или просто освоение очередной темы по математике. Окружению особенных детей очень важно найти друзей в сообществе, где они смогут себя выразить.

— Давайте разберем примеры карточек.

— «Я склонен участвовать в ссорах, скандалах, если это касается моего ребенка» — такая корректная формулировка «я порву за своего ребенка». Это позиция агрессивной жертвы, из которой важно доказывать окружающим свою правоту. А может быть и не свою, а близкого человека.

— Чем это полезно для семьи? Проговорить это?

— Помогает выразить сложные чувства и гармонизировать общение между детьми и родителями. Карточки как своего рода мостик. Мы говорим, что они развивают социальные компетенции, а что такое социальная компетенция как не умение общаться. Данные описания помогают проанализировать свои стереотипы в общении. Каким образом ты добиваешься внимания.

— А может ли «поиграть» один человек?

— Если человек один и, например, только что столкнулся с проблемой, карточки помогут для самоанализа, помогут разобраться в своих чувствах. И помогут осознать, что тебе нужна помощь специалистов и единомышленников.

— И все-таки, как играть в карточки?

— Тут нет единого стандарта. Многое зависит от ведущего-специалиста, пробовался даже вариант в стиле ток-шоу, когда надо было защищать выпавшие наугад позиции — половина группы защищает одну сторону, вторая — на противоположной. Эта игра помогает посмотреть на проблему под другим углом. Пример: «Я придерживаюсь мнения, что общество должно приспосабливаться к нам и нашим детям, а не мы к нему». Действительно, многие считают, что общество много им должно. Но за чувствами агрессии стоит боль, это важно понимать. Так же как и за апатией, когда люди вообще предпочитают не выходить из дома: «Общество все равно ничего не может нам предложить». Оба полюса критичны и непродуктивны.

— А насколько такие дискуссии по болевым вопросам безопасны? Тема-то ранящая.

— Все зависит от ведущего, насколько он готов выдержать и принять разные темы и разные чувства — и боль, и разочарование, и фрустрацию, и крушение надежд. Насколько он способен понять человека, которому нужна поддержка. Услышать, что какая-то тема «у всех болит» очень важно.

— Хорошо ли играть в такой набор в инклюзивных учреждениях?

— Для инклюзии я бы предпочла игры, направленные на сплочение, подчеркивающие важность того, что несмотря на все различия, мы вместе.

В игре «Лепешка» участники сами лепят из пластилина свои игровые фишки. Тем самым они дают понять как они относятся к другим игрокам, какие у них желания и намерения. В ходе игры между ее участниками возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в «лепешку». В игре отрабатывается опыт взаимных обвинений, вежливых извинений, высказываний благодарности и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым способом, а неприемлемое поведение наказывается. Также игра помогает участникам осознать и проработать тему границ. Цель игры – первым придти к конечному пункту (на голубое облачко). Гюнтер Хорн, автор этой игры, назвал это поле «Небо людей». Попасть туда можно только пройдя все клеточки-дома на игровом поле. Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом, появляется понятие ценности своего дома. Игра проводится по следующим правилам: сначала каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, это
его игровая фишка. Старт игры начинается на поле «Хлев» в нижнем левом углу поля. Игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка, это его «дома». Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свои фигурки-фишки через соответствующее количество полей-домиков. В игре «Лепешка», как и во всех социальных играх Гюнтера Хорна, первым ходит самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, в чужой домик. Хозяин поля обвиняет попавшую к нему фигурку в каком-то проступке, например, «ты вел себя слишком шумно», или «что-то у меня дома разрушил». После этого обвинения владелец животного должен соответствующим образом извиниться за свое животное или предложить исправить содеянное. Также есть вариация правил, когда пришедший в домик гость должен упросить хозяина впустить его в свой домик. При этом хозяин домика может поставить некоторые условия, например, не мусорить, не прыгать на кровати и т.д. Если владелец домика удовлетворен поведением гостя, его извинением за проступок или возмещением ущерба, то гость остается в домике безнаказанно. Если же гость нарушил установленные хозяином правила, то хозяин может наказать его, щелкнув по попавшей в его дом фигурке, смяв ее или как угодно изменив ее форму. Он может также одним ударом смять ее в «лепешку». Если целая, неповрежденная фигурка попала на свое поле, она может приукрасить себя, изменить себя, отдохнуть. Поврежденная, раненая фигурка не имеет права проходить мимо своего домика, она обязана там остановиться и залечить раны. Игру можно проводить несколько раз, изменяя героев, меняя их характеры, устанавливая дополнительные правила (придумывая правила поведения на пустых незанятых домиках).

Разработал: детский и подростковый психотерапевт Гюнтер Хорн, Германия.

В игре "Лепёшка" участники сами лепят из пластилина свои игровые фишки. Тем самым они дают понять как они относятся к другим игрокам, какие у них желания и намерения. В ходе игры между её участниками возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в "лепёшку". В игре отрабатывается опыт взаимных обвинений, вежливых извинений, высказываний благодарности и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым способом, а неприемлемое поведение наказывается. Также игра помогает участникам осознать и проработать тему границ.

Цель игры: первым придти к конечному пункту (на голубое облачко). Гюнтер Хорн, автор этой игры, назвал это поле "Небо людей". Попасть туда можно, только пройдя все клеточки-дома на игровом поле. Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом, появляется понятие ценности своего дома.

Правила и описание игры

Цель игры — первым придти к конечному пункту — на "Небо людей". Попасть туда можно только при помощи неповреждённой целой фигурки-фишки человека. Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом.

Игра проводится по следующим правилам:

  1. Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, которое служит им потом в качестве фишки. Старт игры начинается на поле "хлев".
  2. Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка.
  3. Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей. Начинает игру самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, на поле другого цвета.
  4. Игрок, на цвет поля которого попала фигура другого цвета, должен обвинить попавшее на его поле животное за какой-то придуманный им проступок (например: "Ты украл у меня мой бутерброд!" ).
  5. После этого обвинения владелец животного должен соответствующим образом извиниться за своё животное или предложить исправить содеянное.
  6. Если владелец поля удовлетворён извинением или возмещением ущерба, то он может отказаться от наказания попавшей к нему фигуры. Тогда следующий игрок может бросать кубик. Если владелец поля не удовлетворён извинением, он может наказать попавшую к нему фигуру, щёлкнув по ней, смяв её или как угодно изменив её форму. Он может также одним ударом смять её в "лепёшку".
  7. На полях своего цвета фигура находится у себя дома. В своём доме фигура может залечить раны, изменить себя, отдохнуть и "развить себя". Поэтому все игроки восстанавливают свои фигуры, если им выпадает количество ходов, позволяющее им достичь собственного игрового поля или если у них есть возможность его перескочить. В последнем случае они идут только до своего "дома". Лишь неповреждённые фигуры имеют право перешагнуть через поле своего цвета.
  8. Цель игры — стать человеком и попасть на "Небо людей". Но сам игрок не может просто превратить себя в человека. Для этого нужна помощь другого игрока, который, как в сказке, сможет "расколдовать животное", превратив его обратно в человека. Когда кто-то захочет стать человеком, он должен выбрать кого-то из игроков и попросить его перелепить фигурку своего животного. Это можно сделать, когда целая и неповреждённая фигурка животного находится на поле своего цвета. Необходимо также убедить другого игрока, обосновав ему почему животное хочет стать человеком. Если фигурка животного попадает на поле своего цвета повреждённой, то владелец животного должен сам исправить ее, долепив до целого животного. И только когда очередь в следующий раз вновь дойдёт до того, что можно будет бросать кубик, можно будет попросить какого-то другого игрока превратить животное в человека.
  9. Если приведённое обоснование кажется игроку, к которому обратились с просьбой превратить животное в человека, достаточно убедительным, то он лепит из фигурки животного человека. С этого момента владелец фигурки-человека должен вести себя в игре "по-человечески", "гуманно". Это значит, что он в принципе не должен бить, давить или разрушать другие фигуры, которые попали на одно из его полей и не принесли достаточных извинений за причинённый ущерб. Однако "человек" может, не разрушая другую фигуру, таким образом согнуть её, чтобы её поза выражала извинение, признание своей вины. Например, можно склонить голову животного, согнуть спину, поставить на колени, заставить ползти по полу.
  10. Если игрок, имеющий фигурку-человека, всё равно, забывшись, или намеренно, раздавит кулаком фигурку животного или человека в лепёшку, то его фигурку возвращают в "хлев", и он начинает игру сначала, но уже снова в форме животного.
  11. Игрок, чьей фигурке-животному два раза отказали в желании стать человеком, может во время своего хода вернуться назад на ближайшее поле своего цвета и там самостоятельно превратиться в человека. Кубик при этом не кидается.
  12. Последнее поле в игре — зеркальное. Наказанные и повреждённые фигурки должны точно попасть на это поле. Владелец повреждённой фигурки животного исправляет её и переставляет её затем на "небо животных". Владелец повреждённой фигурки человека может "подлечить" себя на зеркальном поле. На "небо людей" неповреждённая фигурка человека переходит уже при следующем ходе, если на кубике выпадает число I. Выигрывает тот, кто первым попадёт на "небо людей". Целым фигуркам-человечкам не нужно останавливаться ждать на зеркальном поле, при точном выпадении числа на кубике они могут сразу перейти на "небо людей".

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Статьи по теме: