Обзор игры «Daylight. Хоррор - это всегда хорошо

Среди немалого количества жанров видеоигр жанр survival horror занимает, пожалуй, особое положение, ведь ориентирован он далеко не на широкую аудиторию. Тем не менее, из года в год этот жанр набирает всё большую популярность, а любителей пощекотать себе нервы становится всё больше. Безусловно, эталоном жанра была и остаётся серия Resident Evil, на которую равняются многие разработчики виртуальных страшилок, но это громкое имя нисколько не мешает небольшим студиям пробовать себя на этом поприще страха, ведь напугать современных игроков, повидавших уже практически всё, что только можно себе представить, весьма и весьма не просто. На сей раз, попытать счастья решили разработчики из Zombie Studios, наконец-то выпустив в свет проект под названием Daylight , рекламная кампания которого была весьма многообещающей. Но так ли страшен чёрт, как его малюют?

Первое, что приходит на ум при беглом знакомстве с концепцией игры, это то, что Daylight очень сильно напоминает недавно вышедший на PlayStation 4 хоррор Outlast, который, к слову, был довольно-таки тепло принят как критиками, так и игроками. И действительно, сходство, что называется, налицо. Действие обеих игр разворачивается в таинственной лечебнице, где проводились какие-то жуткие эксперименты над людьми. Главные герои пробираются сквозь зловещую тьму мрачных коридоров, используя лишь подручные средства технического прогресса, а свет на происходящие события немного проливают собираемые записки подопытных пациентов, врачей и прочих обитателей этих страшных мест. Но при всей, казалось бы, схожести сеттинга, игрового процесса и общей атмосферы этих двух проектов, после получаса игры в Daylight отчётливо понимаешь, что это далеко не так. С другой стороны, появляется надежда на новые ощущения, однако в случае с Daylight всё не так уж и просто. Впрочем, обо всём по порядку.


История Daylight изначально покрыта непроглядной пеленой таинственности, да и начинается она, что называется, с места в карьер. Главной героиней игры является некая девушка по имени Сара, которая однажды очнулась в лечебнице, расположенной на острове Мид Айленд, имея при себе телефон со встроенными фонариком и навигатором. Ни о ней самой, ни о том, как она вообще сюда попала, абсолютно ничего неизвестно, поэтому как всегда мы отправляемся туда, неизвестно куда, буквально по крупицам собирая информацию о происходящем, находя разбросанные по лечебнице записки.

Лишь бодрый мужской голос периодически оставляет голосовые сообщения, давая Саре некоторые советы, указывая ей дальнейший путь и комментируя некоторые её действия. Кто этот таинственный комментатор? Опять же неизвестно. Вобщем, разработчики по обыкновению дают минимум информации, придавая тем самым своему проекту некий шарм загадочности. А тут ещё и какие-то мифические силы, о присутствии которых отчётливо становится ясно уже практически в самом начале игры.

Оказавшись в такой обстановке, Сара ведёт себя как любой другой нормальный человек, вздрагивая от каждого шороха, от каждого скрипа. Передвигается она, постоянно держа перед собой свой телефон с включённым фонариком, который худо-бедно, но всё же подсвечивает путь. Функция навигатора также играет немаловажную роль, поскольку нужно постоянно следить за тем, где мы уже были, а где ещё нет. Не сказать, что коридоры, по которым нам приходится бродить, слишком запутанны, но запоминать уже исследованные места всё же нужно постоянно, поскольку в поисках записок со странными символами необходимо обыскивать буквально каждый уголок. На этом фактически и строится игровой процесс Daylight, который вкратце можно описать следующим образом: находим определённое количество таких записок, идём к таинственному порталу, берём там какой-нибудь символичный предмет в виде плюшевого медведя или ножниц, например, и относим его к другому порталу, тем самым открывая проход дальше. Пожалуй, было бы весьма занимательно, если бы эти действия не приходилось бы целенаправленно совершать на протяжении всей игры.


Столь пристальное обследование окружения зачастую наводит на мысль, что дизайн уровней и расположение различных предметов в игре оставляют желать лучшего, поскольку периодически натыкаешься на предметы, как по шаблону расставленные в одинаковом порядке, будь-то перевёрнутая койка, шкафчик с зеркалом или старый поломанный вентилятор. А ведь одна из особенностей проекта – это именно генерирование уровней, что позволяет каждый раз при заходе в игру видеть не похожие друг на друга коридоры. Да, их структура действительно видоизменяется, но кардинально это ни на что не влияет, поскольку заниматься приходится всё тем же, а визуально уровни друг от друга практически не отличаются. То же самое можно сказать и про расположение записок с символами, которые при каждой смерти персонажа появляются в других местах, хотя найти их не составляет практически никакого труда. Чтобы облегчить и без того не сложные поиски записок, разработчики предусмотрели использование светящихся зелёным светом палочек, которые на некоторое время не столько подсвечивают путь, сколько позволяют увидеть предметы, с которыми можно взаимодействовать. Иногда это весьма полезно, поскольку среди однообразных серых стен и невзрачных предметов мебели зачастую можно не заметить нужный предмет.


Ну, вроде бы с особенностями поиска разобрались, а когда же будет страшно, если вообще эта игра способна напугать? Если быть откровенным, то пугает Daylight первые пятнадцать минут, пока не начинаешь понимать, что никакой опасности для главной героини практически не существует. Поначалу всё вроде бы неплохо, но это ощущение проходит, едва успев появиться.

Скрипы, шорохи, таинственные голоса, резкие звуки и периодически двигающаяся мебель через некоторое время уже не справляются со своей задачей, поскольку разработчикам, к сожалению, не удалось наполнить игру атмосферой страха и беспомощности перед потусторонними силами, а ведь именно этого мы все и ждали от Daylight. Усугубляет положение и один единственный враг в игре – таинственные тени, которые преследуют Сару практически везде, причём их появление иногда не поддаётся никакой логике, поскольку они могут возникнуть буквально у неё за спиной, хотя долю секунды назад там никого не было. Единственный предмет, по которому можно определить их вероятное появление, это всё тот же телефон, изображение которого начинает рябить, когда тень находится где-то неподалёку.

При каждой встрече с тенью экран начинает темнеть и, в конце концов, Сара погибает. Чтобы этого избежать, можно зажечь сигнальный фальшфейер, который изгонит тень, но это занимает определённое время, которого далеко не всегда хватает, чтобы привести его в действие. Таким образом, гораздо проще просто отбежать на небольшое расстояние и тень исчезнет также неожиданно, как и появилась. Более того, можно пробежать и сквозь саму тень, при этом Сара не погибает. Естественно, наличие столь примитивного врага пагубно сказывается на игре, окончательно убивая её и без того никудышную атмосферу. Зачастую гораздо чаще пугаешься от резкого вибро-сигнала телефона Сары, который жужжит при получении очередного голосового комментария того самого таинственного незнакомца, появляющегося в самые неподходящие моменты. Так и хочется дать совет, что иногда лучше молчать, чем говорить.


Столь откровенной простоте игрового процесса способствует и практически полное отсутствие головоломок, которые сводятся лишь к необходимости подвинуть ящик, чтобы забраться на уступ повыше, однако сделать это за всю игру доведётся всего несколько раз, да и ощущения от этого действия не самые радужные, поскольку двигаешь как будто картонную коробку, а не тяжёлый деревянный ящик. Физика? Не, не слышали. Казалось бы, игру уже ничего не может спасти, но стойкое осознание того, что у неё появился второй шанс, появляется тогда, когда мы попадаем в открытую локацию. Пусть это удовольствие длится считанные минуты, но в эти мгновения отчётливо понимаешь, что именно такой и должна была быть эта игра. Узкие, скучные коридоры явно не подходили для реализации всех идей, которые наверняка были у разработчиков, но на большее их, к сожалению, не хватило.

А вот за что и стоит похвалить Zombie Studios, так это за режим стереоскопического изображения Real 3D. Пожалуй, Daylight – это первая игра за два последних поколения консолей, в которой использование режима стереоскопического изображения действительно доставляет удовольствие, хоть и грешит небольшим подтормаживанием картинки, что особенно заметно во время бега. Во многих играх на PlayStation 3 в 3D-режиме было просто некомфортно играть, поскольку качество картинки заметно ухудшалось. Здесь же разрешение хоть и падает с 1080р до 720р, но это не так сильно заметно глазу, как это было на прошлом поколении консолей, да и ощущение того, будто сам находишься посреди этих мрачных коридоров, дорогого стоит. В такие моменты начинаешь понимать, что новый игровой опыт не за горами, остаётся лишь дождаться того дня, когда шлем виртуальной реальности получит широкое распространение в игровой индустрии.


С технической точки зрения разработчики выпустили весьма сырой продукт. Проваливание персонажа в текстуры, картонная физика, периодические кратковременные подвисания картинки и долгая загрузка карты – это ещё пол беды. Гораздо более существенными недостатками являются периодические «вылеты» из игры, а также просто нереально долгие загрузки сохранения, которые доходят до полутора минут. Хоть умирать в игре приходится не часто и исключительно по собственной глупости, замешкавшись в узком коридоре при встрече с тенью, но столь долгое ожидание загрузки сохранения для столь небольшого проекта просто непростительно. Помимо этого, наверняка многие удивятся, обнаружив, что на консоли напрочь отсутствует список трофеев игры, хотя непосредственно во время игры они выпадают. Спешим заметить, что разработчики здесь непричастны и по этому поводу кидать камни в их огород не стоит. Проблема связана с тем, что список трофеев, судя по всему, просто до сих пор не добавлен на сервер Sony. Очевидно, что со временем ответственные лица это исправят, так что трофихантеры могут спать спокойно, хотя в плане трофеев игра ничем не примечательна, да и на платиновый кубок разработчики не расщедрились.

А вот на что разработчики очень сильно поскупились, так это на продолжительность игры, которая не просто вызывает недоумение, а вообще не лезет ни в какие ворота, учитывая фактическую стоимость игры. Создаётся впечатление, что это демоверсия, поскольку игра спокойно проходится примерно за 2,5-3 часа даже при условии периодического переигрывания уровней и заглядывания буквально в каждый угол. Расчёт на реиграбельность проекта, ввиду наличия функции автоматического генерирования уровней, явно преувеличен. Помимо всех прочих недостатков и фактически полностью неоправданных ожиданий, продолжительность проекта вколачивает последний гвоздь в гроб игры под названием Daylight. И после столь мучительного томления ожидания игры, способной загнать душу в пятки, настоящим ценителям жанра survival horror после прохождения Daylight наверняка станет как-то совсем грустно.

Первая игра на технологии Unreal engine 4 вряд ли сможет поразить игрока невероятными красотами окружающего мира или супер реалистичной физической моделью. С точки зрения графики, она скорее уступает проектам пятилетней давности на более ранних версиях популярного движка, зато отлично играет на модном поле хоррор-приключений новой волны.

Самоидентификация героини по имени Сара происходит через лабиринт из мрачных уровней с разбросанными текстами случайных попутчиков забытой истории. Сбор пяти записок гарантирует вам нахождение ключевого предмета одной из мертвых ведьм, который снимает магическую печать и открывает путь к новым рукописям и лабиринтам из дверей. Скучная идея поиска пяти предметов для активации шестого и перехода на новый этап поддерживается случайно создающимися уровнями и уже упомянутой атмосферой гнетущего одиночества. Создатели Daylight пугают умело, окружая игрока враждебной тьмой и все сжимающимся кольцом страха. И хотя мертвые ведьмы выглядят не страшно и одинаково, их внезапное появление и бушующий попеременно полтергейст заставляют вас не раз нервно вскрикнуть. А когда корежит от приближающегося зла, вам только остается сжимать в панике контролер, пытаясь зажечь спасительный огонь, чтобы отпугнуть мерзких обитателей теней. Именно в такие моменты весь потенциал Daylight раскрывается по максимуму, давая игроку необходимую дозу адреналина и нивелируя негативные впечатления от соленой истории, кривых лабиринтов уровней, мусорной графики и однотипного сбора предметов.

Ради ощущения подступающей опасности, давящего страха неизвестности и ожидания внезапной агрессии стоит играть в Daylight . Эта игра действительно пугает, пускай вас и ловят на дешевые приемы и цинично манипулируют воображением. Главное конечный эффект, правда его, как и любого лекарства, достаточно в меру.

Игра пройдена на PS4 .

В последнее время хорроров стало ну просто уйма и на любой вкус: атмосферные, скучные, смешные, забагованные, страшные и так далее. Да, этот список можно перечислять чуть ли не до бесконечности. Основную роль в создании ужастиков, конечно, играют именно инди-разработчики. И они уж точно не собираются останавливаться. Каждый день появляются какие-то мелкие поделки, но вот, настал день, и появилась поделка более крупная. Сможет ли она навести шороху и затмить все остальные игры в жанре инди-хоррор – это вопрос, на который я сегодня постараюсь дать чёткий ответ. Чётче может быть только графика на PS3.

Трейлер и обзоры Daylight

Платформа PC, PS4

Первое, что бросается в глаза после запуска игры – место проведения сия торжества. Да-да, мы снова начинаем в больнице. И как же всё это избито! Оригинальности нет ну просто никакой, к сожалению. Благо, в одной локации игра не проходит, и они будут потом меняться. Правда, всего локаций 4: тюрьма, канализация, госпиталь, лес. Да, не поверите – нас позже ждёт ещё и лес! А это ещё более избито, чем тот же госпиталь для психически больных. Да и остальные локации, представленные тут - идеями, мягко говоря, не блещут. Тюрьма? В играх уже была. Канализация? Хм, чем-то Outlast напоминает...

Второе, что бросается в глаза – смартфон с картой. И кроме карты - больше на нём не будет ничего. И она, кстати, почти не нужная. Иногда, конечно, пригодится может, но лучше бы её не добавляли совсем. Тем более, что на этом чёртовом смартфоне всё очень мелко, и почти всегда вместо карты можно увидеть фигу. Ладно, ладно, не всё так просто. Если заблудились вдруг - можно нажать на «M» и посмотреть на смартфон с картой более внимательно. Так же можно увеличить или уменьшить её масштаб. Но, по большому счёту, проще просто бежать, куда глаза глядят - рано или поздно куда-нибудь да придёте, а ориентироваться по карте - себе дороже.

Вы, наверное, скажете – «Что за мелкие придирки? Лучше бы про сюжет поговорил…» Поверьте – откровений ждать тут точно не стоит. И не стоит ждать вообще ничего, ведь сценарий здесь не раскрывается совсем – первоначально ты вообще не понимаешь, что за чертовщина происходит. Как, собственно, не понимаешь и позже. Какой-то странный голос из телефона говорит какие-то странные вещи, в записках написаны «страшные» опыты над пациентами и ещё что-то, правда, разбираться во всех хитросплетениях не было ну просто никого желания. Читать Донцову, наверное, и то веселее, чем читать нынешние записки. А если вы таки захотите это сделать - нажмите на меню и читайте все найденные записки хоть до потери пульса, рано или поздно, возможно, сами разберётесь во всём: кто такая Сара (главная героиня), почему она здесь оказалась, что за странные видения и голоса её преследуют, и так далее. Эта самая героиня, кстати, тут не молчаливая и периодически (когда бежит от страшной хреновины), говорит – «Здесь кто-нибудь есть?» Нет, дорогая моя, тут никого нет, и не было, просто позади какая-то женщина пытается тебя убить или что ещё похуже, а так – нет, конечно, тут никого нет. Странно, невнятно, мало. Да, игра довольно коротка, и если пытаться просто пробежать её – получится меньше, чем за час.

Ради справедливости можно отметить, что каждое новое прохождение в записках кроется нечто совершенно другое, тем самым вызывая реиграбельность. Правда это, или нет - вопрос спорный, но разработчики говорят именно так. Сам проверить не смог по причине полного отсутствия интереса после первого прохождения, ведь сплошным однообразием реиграбельность не вызовешь точно. Иногда и до смешного доходит - приёмы нагнетания страха начинают копировать сами себя и повторяются. Те же звуки и те же выкрики героини, а ведь не прошло даже и 10 минут...

Может, что-то интересное кроется в механике? А? Ну, хоть что-нибудь… К сожалению, в этом аспекте игра просела ещё хуже, чем в сюжете. Вкратце – что бы пройти место, нужно найти несколько записок, после этого взять, так называемый Сигил (предмет, вроде странных ножниц или плюшевого мишки), и этим Сигилом открыть запертую дверь. Всё. Разнообразие явно зашкаливает, аж мой шкалометр заклинило. Хотя, можно и не прибедняться – в игре имеется целый инвентарь, в который лезут 4 фаера и 4 глоустика. Глоустики могут не только освещать помещение зелёным светом, а ещё и дают нам информацию о том, что где лежит, подсвечивая места находящихся предметов и записок в шкафах и прочим. Фаеры же отгоняют злых духов, так как злые духи боятся фаеров. Всё это добро можно найти в специальных местах на локациях (или в тех же шкафах) и его (добра) будет предостаточно, хоть начни обмазываться им. Единственное, в чём игра хоть как-то преуспела – атмосфера (пусть главная героиня так и норовит своими криками испортить её). Но, как я уже сказал, вся атмосфера и весь страх улетучивается после 20-30 минут и игра не может предложить игроку ничего нового.

И ещё: я, если честно, не поверил, что игра сделана на новом движке Unleal Engine 4. Графика так себе, как и вся техническая составляющая. Хотя нет, вру - оптимизация тут выполнена на ужаснейшим уровне. Даже на самых крутых зверь-машинах игра умудряется выдавать не радужное количество FPS, что уж говорить о машинах чуть послабее. У некоторых были и артефакты, и прочие радости. Если они, конечно, умудрились её запустить, что сделать, в некоторых случаях, тоже невероятно сложно.

Разработчики из Zombie Studios в индустрии далеко не новички. Шедевров из-под их пера не выходили, но опыта им не занимать - портфолио за двадцать лет у студии сложилось внушительное. Однако создатели представляли с энтузиазмом молодых инди-команд, обещали всего и много: и историю жуткую, и монстров страшных, и процедурно генерируемые уровни - пугайся когда и сколько хочешь. Таким обещаниям верить хочется, но предыдущий хоррорный опыт ( и ) у студии не то чтобы выдающийся. Но, быть может, разработчики извлекли уроки из собственных ошибок?

День закрытых дверей

Сара просыпается на грязном полу заброшенной много лет назад психиатрической лечебницы - разумеется, совершенно не понимая, как она вообще здесь очутилась. Под рукой только мобильный телефон, из которого доносится некий загадочный голос, утверждающий, что нужно идти вперед. Впереди - правда. Двери за спиной крепко заперты, и девушке ничего не остается - вперед так вперед.



Телефон здесь выступает в роли фонарика, а заодно и мини-карты. Разработчики намекали и на более интересные его применения, но отчего-то не стали их реализовывать.

И упрекнуть бы игру в подглядывании идей у и , но и до них хорроров про обветшалые здания и забывчивых героев хватало. К тому же даже с такой нахоженной тропинки можно свернуть в глухую чащу и на старых идеях собрать нечто совершенно новое. Что разработчики в общем-то и пытались сделать.

Ну а если телефона окажется недостаточно, в ход можно пускать химические источники света, разбросанные по уровню. Они еще и активные объекты подсвечивают.

Однако ничем новым нас удивлять не спешат и отправляют исследовать обшарпанные коридоры, словно все в той же Outlast. Однако в Daylight коридоры генерируются случайным образом, благодаря чему каждое прохождение должно было бы стать уникальным. Но в жертву этой уникальности принесли детали - там, где Outlast являл прекрасные, вручную оформленные интерьеры, Daylight подсовывает пустые коробки с разбросанными то тут, то там ящиками и затянутыми паутиной инвалидными колясками. Процедурная генерация уровней подразумевает многократное прохождение, но едва ли кому-нибудь захочется созерцать такую красоту снова и снова.

Ближе к финалу нас все-таки выпускают на свежий воздух, правда, совсем ненадолго. Зато там и атмосфера наконец сгущается, и вообще бродить гораздо приятнее.

Нечто в лунном свете

Но до финала еще нужно добраться, а задачка это отнюдь не простая, несмотря на то, что осилить игру можно буквально за пару часов. И виной всему не страх. Наоборот, хоррор из Daylight получился весьма посредственный. Страшные скрипы-шепоты и самопроизвольно взмывающие в воздух предметы здесь имеются, но без реальной угрозы, без чувства опасности вся эта мишура перестает пугать уже через пару минут - просто войдите в темноту и убедитесь, что там пусто.

Время от времени разработчики пытаются припугнуть внезапными флэшбеками, но выглядят они слишком уж карикатурно и напугают разве что человека, впервые в жизни севшего играть в ужастик.

Спустя какое-то время опасность все-таки материализуется в виде «страшной» ведьмы-привидения, словно Слэндер, появляющейся у героини то за спиной, то прямо перед глазами. В первый раз от неожиданности можно и подпрыгнуть, но прием мигом изживает себя, ведь опасность, по большому счету, мнимая. Замешкавшись, действительно можно отправиться в мир иной, но спастись проще простого - зажгите сигнальный факел, коих по лечебнице разбросано подозрительно много, и ведьма сгорит прямо на глазах. Времени на это дается предостаточно - еще и чайку отхлебнуть успеете.

Ну а если вышло так, что карманы пусты и факелы закончились, - просто бегите, хоть прямо сквозь привидение, лишь бы подальше. И никаких пряток в духе «Амнезии» - призрак сам отстанет через пару секунд.

Внезапно появляться прямо перед носом ведьма любит больше всего. Но если изображение на телефоне начало рябить, а впереди никого - будьте уверены, негодяйка подкралась сзади.

Таинственные рассказы

С многочисленным племенем «Слэндеров» Daylight роднит не только недружелюбное привидение. На механике известного инди-ужастика построена вообще вся игра. Наше главное и основное занятие - поиск фотографий, рапортов, заключений и старых записок. Все это нужно, чтобы приблизиться к той самой загадочной правде. Поэтому на каждой локации мы первым делом отправляемся на поиск бумажек - в углу даже счетчик есть. Пока нужное количество не наберется, неведомая сила вас дальше не пустит - такой вот аркадный хоррор.

И вот когда карманы будут забиты макулатурой до отказа, в некоей изрисованной загадочными светящимися лабиринтами комнате появится ключ. С этим ключом нужно добежать до единственной запертой двери, для наглядности помеченной светящейся же пентаграммой, и отправиться в следующую локацию, чтобы повторить все еще разок. А потом еще и еще, пока не доберемся до развязки. Играется так же «увлекательно», как и звучит.

Однако записочки здесь совсем не «декоративные», через них подается сюжет. Именно так мы узнаем и о бесчеловечных экспериментах, и о пропадающем персонале, и о странных тенях в бойлерной, и о попытках перестроить здание, и вообще обо всем, о чем в подобных играх привыкли узнавать.

Написано неплохо, местами даже жутко и атмосферно. Одна загвоздка - принявшись за очередную записку, порой точно знаешь, что написано дальше, читали уже. Много раз и много где. Ничего нового - лишь сюжетная выжимка из хорошо известных хорроров: тут вам и , и , и , и много чего еще. Даже показательно неожиданный финал многим навеет воспоминания о десятках сыгранных и просмотренных ужастиков.

Статьи по теме: