Отличия коротких и длинных нард. Длинные и короткие нарды. А какие они, нарды

Каково происхождение игры в нарды?

Нарды известны, как самая древняя настольная игра. Ее истоки восходят к Месопотамии, к третьему тысячелетию до нашей эры. Первые же написанные правила для этой игры датируются XIII веком, в книге игр короля Альфонсо X.

Описание и цель игры

В игру нарды играют два игрока . Игра происходит на доске, игровыми полями являются вытянутые треугольники, расположенные в четырех квадрантах доски (по шесть треугольников в каждом квадранте) так, как показано на картинке. Доска по своей длине разделена средней зоной, которая называется бар.

Каждый игрок имеет в своем распоряжении 15 шашек цвета, отличного от цвета фишек соперника. Игра начинает из расположения, показанного на картинке.

Цель игры заключается в том, чтобы каждый игрок передвинул свои 15 шашек в их дом или внутренний соответствующий квадрант, откуда он может убрать их из доски. Выигрывает тот игрок, который первым сможет вынуть все свои фишки с доски.

Для того, чтобы играть в нарды, необходимы:

  • доска для игры;
  • 15 шашек одного цвета и 15 — другого цвета;
  • 2 или 4 игральные кости.

Начальное расположение и начало игры

Каждый игрок располагает свои 15 фишек так, как показано на рисунке выше. В этом случае, синие начинают свое движение из верхней части доски справа налево, затем перемещаются вниз в левую часть доски, и оттуда вправо, во внутренний квадрант или свой дом. В итоге, перемещение синих фишек происходит против хода стрелки часов. Белые фишки перемещаются в направлении, противоположном черным, то есть по часовой стрелке, и не разрешается, чтобы они изменяли направление своего движения.

Вначале, каждый игрок бросает одну кость, чтобы определить, кто начинает игру. Игрок, у которого выпал больший номер, начинает первым. Если у обоих игроков выпало одно и то же число, необходимо повторять броски до тех пор, пока не появятся разные числа. Для первого перемещения шашек, начинающий игрок должен использовать это выпавшее число.

Игра

Броски костей

После того, как игра началась, далее игроки использует две кости , и перемещают шашки по очереди. Каждый игрок бросает кости на половину доски, которая находится справа от него. Шашки могут передвигаться на столько пиков, сколько указывает выпавшее число. Игрок может выбрать две возможности перемещения шашек:

Ограничения и незаконные перемещения

Перемещая шашку, можно занять любой пик, за исключением тех, на которых находится две и более шашки соперника .

В начале игры ни один из игроков не может провести шашки, то есть правильно перемещать всегда на числа, выпавшие на брошенных костях. В случае, когда имеется лишь возможность переместить шашку на одно из двух выпавших чисел, должно играть большее из выпавших чисел. Если же нельзя переместить ни одну шашку на какое-либо выпавшее число, тогда бросок считается нулевым и очередь переходит к другому игроку. Если один из игроков переместил шашку незаконным или неправильным способом, соперник может потребовать правильного перемещения шашки при условии, что кости не были снова брошены.

Поедание и введение в игру шашек

Если какой-либо пик занят лишь одной шашкой, то она является пищей для фишки соперника , когда перемещение последней заканчивается на этом пике, или когда она делает промежуточную остановку на этом пике. Съеденную фишку ставят на центральное поле.

Игрок, который имеет одну или больше шашек, вышедших из игры, не может перемещать ни одну из своих шашек по доске до тех пор, пока не вернет все шашки, находящиеся на середине доски, в игровое поле. Шашки, которые вышли из игры, вновь входят в нее через дом или внутренний квадрант соперника. Шашки могу снова быть введены в игру, если выпавшие числа позволяют достигнуть свободного пика дома соперника. В случае, если на пике, через который шашки входят в игру, находится единственная фишка соперника, то она будет съедена, входящей в игру с бара фишкой. Если после броска костей, игрок не смог ввести шашку или шашки из бара в игру, ход считается потерянным, и очередь переходит к его сопернику.

Двойное число

Если после броска на обеих костях выпадает одно и то же число, игрок перемещает шашки на число в два раза больше, чем выпало. Например, если после броска выпало две тройки , мы должны перемещать четыре раза по три. И таким образом, одна фишка может перемещаться четыре раза по три пика; или одна фишка может перемещаться три раза по три пика, и другая фишка перемещаться три пика; или одна фишка может перемещаться два раза по три пика, и две другие фишки могут перемещаться по три пика каждая и так далее.

Вывод с доски

Шашки лишь тогда могут быть спасены или изъяты с доски, когда все они (15 штук) находятся в собственном доме или во внутреннем квадранте. Спасать — означает вынимать фишки из игральной доски путем бросания костей. Фишка только тогда может быть спасена, если выпавшее на одной из костей число, достаточно велико, чтобы она перешла через борт игральной доски .

Весь бросок костей, или часть броска также может быть использован для перемещения фишек вдоль внутреннего квадранта вместо изъятия их из доски. Это может быть полезным, когда соперник имеет фишки, находящиеся в баре, которые, будучи введенными в игру, могут съесть шашку, которая одна находится на одном из пиков своего дома. Когда происходит такая ситуация, то есть, когда фишка была съедена в процессе вывода, то необходимо снова вернуть эту съеденную фишку во внутренний квадрант соперника и переместить ее оттуда в собственный внутренний квадрант до того, как будет продолжен вывод остальных фишек с игровой доски.

Конец партии и возможные результаты

  • Обычная победа: победителем является тот игрок, который вытащит все свои фишки с доски раньше, чем соперник вытащит свою последнюю шашку. В этом случае, соперник смог спасти одну или больше фишек (1 очко);
  • Гаммон: победитель вывел все свои шашки, а соперник еще не вывел ни одной (2 очка);
  • Бакгаммон: победитель вывел все свои шашки, а соперник еще не вывел ни одной и имеет, по крайней мере, одну фишку в баре или во внутреннем квадранте победителя (3 очка).

Двойная кость

Эта кость, которая имеет номера 2, 4, 8, 16, 32, 64 на ее сторонах. Когда играют в нарды — обычно играют партии в X очков, которые зависят от типа победы игрока. Эта кость служит для удвоения ставки и дает возможность получить больше очков, если мы считаем, что имеем преимущественную ситуацию по сравнению с нашим соперником. Последний может принять ставку, а может отказаться от нее.

Все вышеперечисленные правила игры относятся к коротким нардам. Именно этот тип игры подходит для начинающих игроков, так как короткие нарды — более быстрая и динамичная игра. Кроме того, ввиду ряда специфических правил, короткие нарды являются более интересной игрой, чем длинные нарды. Тем не менее, кратко расскажем об отличии длинных нард от коротких.

Цель длинных нард такая же, как и коротких: переместить все шашки в дом и вывести их с доски раньше соперника. Однако, существует несколько отличий в правилах игры в длинные нарды:

Нарды это игра, в которую играют миллионы людей во всем мире. Она пережила века, но не стала менее популярной, а может быть и, наоборот, с каждым годом, каждым днем, набирает все больше поклонников во всем мире. При чем каждый выбрал для себя излюбленный вид это игры – кто-то предпочитает длинные нарды, кому-то нравятся короткие, а кто-то и вовсе разыгрывает партии в «американку» или «Единичка-двоечка», вариаций существует огромное количество! Но все равно, самыми популярными остаются длинные и короткие нарды. А часто ли вы, включая на компьютере полюбившиеся онлайн задумывались, а в чем их существенное отличие от коротких?

Попробуем проанализировать.

В первую очередь, самое очевидное, – длинные нарды имеют другую начальную расстановку шашек на игровом поле. Так что при первом взгляде на доску станет понятно, для какой игры сделан расклад.

Существенные расхождения в правилах такие: в длинных нардах, в отличие от коротких, отсутствуют так называемые сбитые шашки. По правилам такой игры, существует запрет ставить свою шашку в ту лунку, которая уже занята хотя бы одной шашкой вашего соперника.

И последнее, самое существенное отличие: в длинных нардах существует возможность «запирания». На практике это выглядит так: построение из шести шашек одного игрока перед одной шашкой другого, считается примером «запирания» шашки. Ряд из таких шашек – отличная помеха шашкам противника.

Вот и вся разница. Казалось бы, мелочи, но если вы поклонник одной из разновидности этой игры, вы чувствуете всю глубину, всю разницу меду этими видами. Что бы не приносило вам больше удовольствия – желаем удачной игры и побольше побед!

Нарды - это древнейшая игра, которая зародилась на востоке более пяти тысяч лет назад. С тех пор популярность нард ничуть не уменьшилась - в эту игру активно играют по всему миру. Главная прелесть игры - простота правил, благодаря чему понять ее принцип может даже школьник. Битву устраивают на специальной доске, на каждой стороне которой по двенадцать ячеек. Главная цель игры - провести свои фишки через все игровое поле, вернуть их в свой «дом» и постепенно убрать из игры. Победителем считается игрок, который раньше противника вывел свои шашки из «дома».

Существует множество разновидностей этой забавы, но самыми популярными вариантами можно назвать длинные и короткие отличия которых состоят в правилах, расстановке шашек и во времени игры.

Длинные нарды и их особенности

В этой игре игроки размещают фишки в ряд в первой лунке со своей стороны. Затем определяют очередность хода, кидая жребий. Каждый ход начинается с броска двух шестигранных кубиков, которые и определяют, на какую дальность может передвинуть свои фишки игрок.

Главные особенности этой разновидности игры:

  1. Делая ход, игрок может занять свободную лунку или ячейку, в которой находится фишка его цвета.
  2. Занимать все шесть ячеек с одной стороны не разрешается, пока ни одной фишки противника нет в «доме»
  3. Начинать выкидывать фишки можно не раньше, чем все шашки будут проведены по всему игровому полю и вернутся в «дом».

Это стандартный, самый простой и потому более распространенный вариант игры. Любители такой забавы, споря о том, какие нарды лучше длинные или короткие, нередко отдают предпочтение именно первому варианту, так как эта разновидность игры легче для освоения.

Особенности игры в короткие нарды

Это более сложная разновидность древней восточной забавы, причем главное отличие длинных нард от коротких состоит не только в особенностях правил, но и в первоначальной расстановке шашек. Если в первом случае фишки стоят в один ряд в первой лунке, то в коротких нардах они в разных количествах расставляются по различным ячейкам. Классические правила предусматривают такую расстановку фишек в коротких нардах: в 24-ю лунку помещают две шашки, в 13-ю пять, в 8-ю три, а в 6-й располагается пять.

При игре в короткие нарды игрок может выбивать шашку соперника при условии, что она стоит одна в лунке. В этом случае выбитая шашка возвращается на исходную позицию. Главная прелесть коротких нард - это непредсказуемость каждой партии, так как ситуация может поменяться буквально на последних минутах игры.

Любители этой забавы, узнав, чем отличаются длинные нарды от коротких, смогут оценить особенности каждой игры и сделать свой выбор в пользу того или иного варианта.

Нарды - древняя восточная игра. Родина этой игры неизвестна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Cамая древняя из досок для игры в нарды была обнаружена в Малой Азии и датируется третьим тысячелетием до нашей эры. Игра нарды уже была популярна среди фараонов - подтверждением тому служит комплект для игры нарды, найденный в гробнице Тутанхамона.

Одним из наиболее древних предков является игра называвшаяся "Сенет", пришедшая из Египта (примерно 3000 лет до н.э.). В эту игру играли на доске 3х10, 3х12 и 3х6 квадратов. Нет ничего общего с правилами нард, но это была гипотетически азартная игра с перемещением фишек (обычно сделанных из камня) двигающихся в противоположных направлениях. Движение фишек было в соответствии с бросками кубика изготовленного из кости или керамики. В архиологических исследованиях кубики обычно находили вместе с характерными игровыми досками.
Римская игра Ludus Duodecim Scriptorum наиболее вероятно произошла от Сенета. С латинского переводится как "Игра с 12 линиями на доске". У нее были 3 ряда по 12 "точек" и играли с тремя 6-гранными кубиками. В 500-х годах нашего века один из кубиков убрали из игры. Позднее, в первом тысячелетии, игру стали называть "табула". Название означало "стол" или "доска", т.к. игралась на специальной доске. Император Клаудиус очень любил эту игру - она даже была прикреплена к его колеснице.
Игра Табула была очень похожа на современные нарды в том, что использовалась та же доска с 15 пунктами у каждого игрока и цель игры была как можно быстрее снять все свои 15 шашек с доски. Отличие заключалось в том, что игра начиналась с пустой доски и необходимо было сначала с бросками кубиков ввести свои шашки в игру. К тому же, вместо 2х использовалось 3 кубика. И наконец оба игрока вносили шашки с одной и той же половины доски и двигались по ней в одинаковом направлении против часовой стрелки.

Игра была привезена в Англию после нашествий в первом веке н.э. Игру назвали "Доски" (Tables) и правила стали еще более похожи на современные. В средние века игра сохранилась и приобрела вид азартной игры для верхних классов. На некоторое время игра даже попала под запрет в Англии из-за того, что была признана азартной. Наиболее часто в нее играли в тавернах. Впервые название "Нарды" встречается в 1645 году. Скорее всего имя получилось из старого английского слова "gam" означавшего "игра" и "back" ("назад"). Вместе это видимо означало "игра где вы можете ходить назад" и имело отношение в блоту который отправлялся назад на бар.

В 1743 Edmund Hoyle предложил первые официальные правила игры в нарды. Куб давэ (удваивающий ставку) был введен в Нью Йорке в 1920 неизвестным человеком. Задумка была в ускорении увеличения ставок азартной игры. Куб давэ стал излюбленным приемом для профессионалов, которые могли заранее определить шансы на победу в игре.
Сейчас проводятся турниры по нардам в США и Европе. Первый мировой турнир по нардам проводился в Бермудах в 1960 году. Турнир был организован и проходил при поддержке Принца Alexis Obelensky (Oby). Бермуды остаются популярным центром культуры нард.

Термины
Голова - этим термином обозначается одна четвертая доски, на которой расположены шашки игрока в самом начале игры.
Дом - так обозначается та четверть доски, куда игрок должен привести шашки, чтобы затем их вывести из игры.
Бар - так обозначается планка между двумя полотнами игральной доски, на которую собирают выбитые шашки.
Выбрасывать - делать определенные ходы, чтобы шашки оказались за пределами игровой доски.
Блот - так называется пункт, который занят только одной шашкой.
Якорь - таким термином обозначается пункт, занятый двумя и более шашками.
Тас - этим словом обозначается матч, чаще применяется к игре до 3-х набранных очков.
Даве - обозначает удвоение ставок при игре на деньги (ставку). Перед каждым ходом у игроков есть возможность предложить удвоить ставки, сказав заветное «Даве». Соперник может «Даве» принять, а может отказаться и проиграть партию и одно очко. Игрок, который принял «Даве», получает Бивер, о нем речь пойдет ниже, и с этого момента у него появляется исключительное право удвоения ставок.
Басе - так называется встречное удвоение ставок в рамках одной игры. «Басе» также можно принять или отклонить. Если игрок «басе» принимает, то к нему переходит «бивер» и игра продолжается. Если же соперник не принимает «басе», ему засчитывается поражение.
Бивер - это термин, который обозначает удвоение ставок при использовании «Даве» или «басе».
Кестум - сигнальное слово, которое необходимо использовать для остановки или аннулирования броска. Необходимо успеть произнести это слово до того, как игральные кости остановили свое движение.
Дубль, паш, гош или куш - все эти термины обозначают выпавшее на игральных костях одинаковое количество точек.
Поправляю - предупредительное слово, которое необходимо произнести, если игрок собирается только подправить положение шашки, но не совершать ход.
Оин - партия в нарды, которая закончилась со счетом 0-1.
Марс - правила гласят, что если проигрывающий соперник снял хоть одну шашку, то он проиграл с тем количеством очков, которые стояли на кону. А вот если не удалось выбросить ни одной шашки, тогда он получает проигрыш «марсом» и теряет в два раза больше очков, чем мог бы при обычном проигрыше.
Кокс - термин, который обозначает следующее положение дел: проигрывающий соперник не только не смог выбросить ни одной шашки, но и оставил одну или более на «баре» или в «доме» противника. В этом случае он проигрывает «коксом» и теряет число очков, в три раза превышающее обычное.
Правило Якоби - это правило, которое служит для ускорения игры, так как призвано исключить ситуации, в которых бы «Даве» не объявлялось.
Правило Кроуфорда - по этому правилу, если в цикле игр одному из соперников до победы не хватает одного очка, то в следующей игре ему будет не доступен «бивер».
Зары - таким термином называются игральные кубики, кости.

Сколько фишек в нардах. Отличия в правилах игры

Многие слышали про нарды, но считают, что эта игра сложная или долгая, даже ни разу в нее не поиграв. Эта игра полна символики - 12 ячеек - месяцев, 30 фишек - дней/ночей, и на костях сумма противостоящих сторон равна количеству дней в неделе.

Современные правила появились в 1743 году в Британии. Сколько фишек в нардах - зависит от игры, их количество может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону.

В нарды играть несложно (игроки от 6 лет), она с простыми правилами, один тур длится примерно 10-20 минут.

Еще интересно то, что игра зависит от случайного значения кубиков, поэтому не нужно просчитывать каждый ход как в шахматах.

Короткие нарды или длинные?

Есть два основных вида — короткие и длинные нарды. Короткие требуют более высокого уровня мастерства игрока, поэтому турниры проводятся в основном по этому типу игры. Короткими их называют не по тому, сколько фишек в нардах, а из-за их динамичности и увлекательности.

При своем большом сходстве, эти игры имеют ряд отличий, которые изменяют игровой процесс.

Общего в них то, что они рассчитаны на двух игроков, каждому выдается по 15 одноцветных фишек, они расставляются в доме — своем углу игрового поля.

Одним из главных отличий является расстановка фишек и возможность разыграть битые шашки. Во время игры фишки проходят все игровое поле (в коротких нардах ходы ведутся в противоположных направлениях, в длинных нардах — в одном, против часовой стрелки).

Обойдя круг, фишки возвращаются в дом и выводятся с поля. Кто это делает первым, тот и победитель.

Игровое поле, кубики и фишки - одни и те же при игре в любые нарды. Сколько фишек должно быть, зависит не только оттого, длинные это нарды или короткие, но и от вариации любой из этих игр. Обычно их от 5 до 15 у каждого игрока.

В коротких нардах можно выбить блоты — ячейки с одной фишкой противника.

В длинных нардах обычно фишки находятся вне доски и по одной вводятся на игровое поле. Запрещается выставлять 6 фишек подряд, нельзя занимать поле, в котором уже стоит фишка противника, нет возможности выбивать фишки.

В коротких нардах нумерация ячеек индивидуальна для каждого игрока. Конечная четверть игрового поля (где вначале стоит 5 фишек) называется домом. Самая дальняя - 24-я ячейка, она же - 1-й пункт для противника.

Расстановка 15 фишек происходит так: 2 шашки на 24-й ячейке, 5 - на 13-й, 3 — на 8-й и 5 — на 6-й.

В длинных нардах дом представляет собой последнюю четверть поля, за 18 ячеек от головы.

Перед тем как начать игру, сколько фишек в нардах выбрали игроки, такое количество и расставляются вдоль своей стенки по всей длине. Далее они, в зависимости от значений, выпавших на кубике, перемещаются по полю. Можно ходить одной или двумя фишками.

Если на кубиках выпал дубль, то ход повторяется теми же или другими фишками на такое же количество ходов.

Для выбора очередности кидают кубик (еще называется костью или зарой). Первым делает ход тот, у кого выпало самое большое значение. Также этим определяется первоначальное расположение фишек.

Если значения выпали одинаковые, то проводят повторные броски до появления разных результатов. Игрок, начиная игру, передвигает фишки на количество ходов, равное выпавшим значениям обоих кубиков.

Далее в коротких нардах игроки по очереди выбрасывают по два кубика и двигают свои фишки от ячеек с большими номерами к меньшим (по часовой стрелке). Фишки одного цвета могут стоять одна над другой, это называется «на голове».

Одним ходом можно брать с головы только одну фишку, если только не выпал дубль на кубиках. На фишки соперника свои ставить нельзя. Если допустимого хода нет — он пропускается.

Стратегии игры

Не важно, сколько фишек в нардах, выигрыш очень зависит от случайных значений выпавших кубиков. Но есть, кроме воли случая, некоторые стратегии игры, выстраивающие её ход так, чтобы противник был вынужден пропускать свои ходы.

Поэтому рекомендуется не собирать фишки компактно, а распределять максимально по поверхности. И хоть по правилам нельзя ставить подряд 6 фишек, можно поставить 5, тем самым затруднив задачу противнику. Если нет какого-то стратегического хода, нужно стараться брать за ход по одной фишке с головы, иначе противник быстро доберется до 1 сектора несколькими своими фишками и перекроет вам выходы.


Статьи по теме: