Пальчиковые игры для речевого развития. Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах. Другие упражнения для развития пальчиков и стимуляции речевого развития

Если вы хотите чтобы ваш малыш научился быстрее говорить, надо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и пальчики, мелкую моторику. Активную тренировку пальчиков малыша рекомендуют начинать как можно раньше, например с восьмимесячного возраста. Упражнения, игры по тренировке пальчиков рук являются мощным средством для повышения работоспособности коры головного мозга. Наукой уже доказано что чем раньше вы будите развивать мелкую моторику, тем быстрее ребенок научится говорить. Также это благотворно скажется на всем умственном развитии.

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет.

Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех-четырехлетние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы - шарики, кубики и т.п.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.

Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь - кулак - ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Упражнение на развитие мелкой моторики для дошкольников

Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

  • Способствует овладению навыками мелкой моторики.
  • Помогает развивать речь.
  • Повышает работоспособность коры головного мозга.
  • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
  • Снимает тревожность.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы - самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами:

Развитие мелкой моторики. Мозаика, семена, орешки, косточки, крупа.

Попробуйте выложить из них любой рисунок - солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов - серьезное занятие.

Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное - развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

Игры с пластилином на развитие мелкой моторики

Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

  • Кусочки пластилина
  • Катает наша Зина,
  • Шарики, колбаски,
  • И оживают сказки.
  • Пальчики стараются,
  • Лепят, развиваются.
Игры с бумагой на развитие мелкой моторики

Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок - оригами.

Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:

  • можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;
  • катать крупу между большим и указательным пальцами;
  • придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
  • покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Попробуйте изготовить простейшую поделку из природного материала: пальчек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т. д.

Заботливые родители, развивая малыша, уделяют особое внимание пальчиковым играм на протяжении первых пяти-шести лет жизни. В процессе игр и занятий происходит не только формирование основных речевых навыков ребенка, развитие творческого мышления, мелкой моторики, но и быстро налаживается взаимный эмоциональный контакт.

С ростом малыша, интенсивно меняются его психофизические возможности, поэтому с каждым новым месяцем жизни ставятся и более сложные задачи перед ним. Наша статья поможет разобраться, на что нацелены пальчиковые игры с ребенком старше одного года и в чем заключается секрет их эффективности.

Ум и таланты на кончиках пальцев

Установлено, что пальчиковые игры имеют неслучайный характер - движения выполняются в тот период, когда они особенно нужны малышу. Участки головного мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику, находятся рядом и даже связаны друг с другом. А потому качественное улучшение одного благоприятно сказывается на развитии второго.

Народный фольклор вызывает бурю положительных эмоций у малышей и позволяет практиковать пальчиковые занятия с максимальной отдачей. Кроме того, такие игры не требуют особых финансовых затрат и приносят радость.

Пальчиковые игры для ребенка от года до полутора лет

Возрастные этапы не являются строго фиксированными. Но каждый последующий обязательно включает в себя упражнения предыдущего, качественно дополняет его и немного усложняет. Количество занятий определяется желанием родителей, время игр должно составлять не менее пяти - десяти минут.

1. Упражнения

Разминка ручек

  • круговые и граблеобразные растирания фаланг;
  • загибания и разгибания пальчиков по очереди и вместе;
  • потирание ладошек и кулачков;
  • постукивание кончиками пальчиков по руке от запястья до подмышки;
  • переход на легкую щекотку.

Массаж

У детей старше года остается актуальным массаж ладоней и пальцев. В роли массажеров могут выступать мелкие и крупные предметы, имеющие существенную разницу по форме и материалу. Годятся камешки, мячики, резиновые и пластмассовые игрушки, бумага, крупы и бобовые, карандаши, брусочки.

2. Пример пальчиковых игр для крохи от года до полутора лет

Произносим считалочку:

«Раз, два, три, четыре, пять» - в этот момент ласково нажимаем по очереди на подушечки пальцев одной руки.
«Вышли в садик погулять» - то же самое проделываем со второй ручкой крохи.
«Ходим-ходим мы по лугу» - выполняем круговые движения пальцем по одной ладони малыша.
«Там цветы растут по кругу» - повторяем на другой ладошке.
«Лепесточков ровно пять,
Можно взять и посчитать» - опять массируются подушечки.

Игра с кулачками

Прокручиваем кулачки и повторяем: «Тише-тише, не шумите, нашу детку не будите».
Затем пальчики левого кулачка разжимаем со словами: «Птички будут щебетать».
За ними разжимаем по очереди пальчики правого кулачка: «Пора пальчикам вставать»

Приветствие пальчиков

«Я здороваюсь везде: дома и на улице» - подушечками пальцев одной руки соприкасаемся с подушечками пальцев второй по очереди: сначала большими, потом указательными, за ними средними, безымянными, и наконец, мизинцами.
«Даже «Здравствуй!» - говорю я соседской курице» - продолжаем касаться подушечками пальцев, только начинаем в этот раз с мизинцев.

Пальчиковые игры для ребенка от полутора лет до трех

Ребенок взрослеет - массажа со считалочками становится недостаточно в качестве упражнений. Что еще можно предложить крохе?

1. Упражнения

Занятия c предметами

В этом возрасте к массажу и растираниям нужно добавить возможность перебирать пальчиками предметы разных размеров и форм:

  • сортировать крупы, пуговицы, играть со спичками, счетными палочками;
  • перекатывать по поверхности карандаши, орехи, мячики;
  • манипулировать со шнурками, нанизывать на них бусинки;
  • пробовать на ощупь ткани разной фактуры;
  • учиться пальчиковому рисованию;
  • управляться с мозаикой, кубиками, карандашами, пирамидкой;
  • заплетать косички.

Занятия без предметов

Сюда входят обычные считалочки и потешки с хорошей интонацией и сопровождением гимнастикой пальцев.
Потешки «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» пора дополнять полноценным пальчиковым театром. Например, оригинальных пальчиковых персонажей в своих играх используют Железновы: паучка, червячка, дождик. Их фонотека содержит игры, песенки, музыкальные сказки, стишки.

Составляем из пальчиков разные фигуры

Для развития воображения следует составлять из пальчиков разные фигуры. Новые формы складываются у малыша в образы. Ручки со временем становятся послушными и у ребенка происходит осознание себя, принятие своего тела, развивается чувство самостоятельности и уверенности.

Кроме того, проговаривание и показ простейших обозначений: «выше-ниже», «вправо-влево», «поворот» позволяют быстро овладеть необходимыми математическими понятиями.

2. Пример пальчиковых игр с детками от полутора лет до трех

Занятия с пальчиками

Проговариваем:
«Зайка по лесу скакал» - тем временем пальчиками слабо ударяем по любой поверхности (подойдет стол, пол, диван).
«Зайка корм себе искал» - высыпаем на поверхность горошины, бусинки, мелкие камешки и начинаем по ним стучать.
«Вдруг у зайки на макушке» - ищем ручками у себя макушку.
«Поднялись высоко ушки» - делаем из ладошек ушки на головой.
«Шорох тихий раздается» - прячем лицо в ладошки.
«Кто-то по лесу крадется» - аккуратно перебираем пальчиками по поверхности, стараясь на попадать на рассыпанные предметы.
«Зайка путает следы» - стучим пальчиками по очереди.
«Удирает от беды» - быстро-быстро перебираем пальцами и передвигаем ручки как можно дальше.

Выполняем фигурки из пальцев

Прикладываем ладошки плотно друг к дружке, поставив их ребро. Большие пальцы вытянуты вверх.
«Пароход плывет по речке» - покачиваем ладонями со стороны в сторону.
«И пыхтит как-будто печка» - хлопаем подушечками больших пальцев.

Прикладываем ладошки друг к дружке вертикально. При этом большие пальцы и мизинцы загибаем внутрь.
«Скворец в домике живет» - заглядываем в получившийся домик.
«Песни звонкие поет» - покачиваем ладошками.

Игры с колпачками

Одеваем на пальчики вязаных зверей или обычные колпачки с нарисованным лицом. Ставим руку на локоть, пальцы выпрямляем вверх.
«Засиделись в избушке братцы» - все пальцы сомкнуты.
«Захотел меньшой прогуляться» - оттопыриваем мизинчик в сторону.
«Ох, и скучно гулять одному» - возвращаем его на место.
«братца с собой возьму» - отводим два пальчика в сторону - мизинец и безымянный, держим в таком положении пару-тройку секунд.
«Скучно нам гулять двоим» - возвращаем.
«Пойдем за третьим» - оттопыриваем три пальца и держим 3 секунды в стороне.
«Грустно старшим сидеть в избе» - соединяем указательный с большим.
«Позовем младших к себе» - все пальчики возвращаются.
Аналогичные упражнения можно проделать второй рукой, а можно выполнить театральное действие сразу на двух.

Занятия должны сопровождаться понятным, четко произнесенным стишком или считалочкой. Специально разучивать их не нужно - играя с пальчиками, малыш непроизвольно ассоциирует слова с действиями, тем самым развивая память. Главное при этом, чтобы мама знала их без запинки, могла произнести выразительно и доброжелательно.

Для детей после первого года жизни следует подбирать потешки, понятные им и максимально приближенные к их распорядку жизни. Стишки и прибаутки можно найти в интернете, а можно придумать самостоятельно. Движения разрешается повторять из игры в игру, считалочки при этом должны меняться, чтобы поддерживать интерес к гимнастике пальчиков и рук.

Главная цель таких игр - переключение внимания крохи, улучшении координации движений. При одновременном повторении стишков и работе пальчиков:

  • формируется правильное произношение звуков;
  • появляется умение четко выражать мысль;
  • согласовываются движения и речь;
  • преодолеваются зажатость и скованность.

Кстати , дети, с которыми регулярно проводились пальчиковые занятия, имеют красивый и понятный почерк.

Тест на мелкую моторику

Кандидат педагогических наук М. А. Поваляева для определения правильной работы некоторых отделов коры головного мозга предложила простой тест, который может провести сама мамочка.

Для теста требуется сесть напротив малыша и попросить его протянуть к себе руку. Затем накрыть его ладошку и пальчики сверху своей рукой так, чтобы он ее не видел. Свободной рукой нужно дотрагиваться поочередно до кончиков пальцев вытянутой руки. Каждый раз при этом просить малыша сжать вторую ручку в кулачок и разжимать по вашей просьбе тот пальчик, который вы в этот момент трогаете.

Дети трехлетнего возраста должны безошибочно определять большой палец, в пять лет - большой и мизинец, в шесть - большой, указательный, мизинец.

Чтобы ребенок благополучно прошел этот тест, не ленитесь проводить занятия с пальчиками ежедневно. Помните: малыш всегда должен оставаться радостным и любимым.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети…. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Это важно и при своевременном , особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Уже в первые месяцы младенец оживляется, кода видит мать или близкого ему человека, яркую игрушку, выражая свою радость движениями ручек и ножек, а также гулением («воркованием»). В 3-4 месяца у малыша возникает потребность в общении со взрослым. Он ищет его взглядом, улыбается, произносит звуки. К 6-и месячному возрасту, ребенок начинает произносить слоги – лепечет, а к 10 месяцам - повторять не только отдельные слоги, но и простые слова из отдельных слогов.

Малышу необходимо давать вволю пощупать, потрогать, постучать, понюхать, посмотреть, попробовать на «вкус».

Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира.

В результате к году ребенок накопит пассивный словарь, - слова, которые он не может еще говорить сам, но понимает, когда их произносят окружающие. Поэтому задача взрослых – как можно больше говорить, озвучивая и называя маленькому человеку предметы, которые находятся вокруг него, и происходящие действия.

Когда малыш накопит богатые впечатления и соответственно собственный словарь, тогда и придет долгожданный момент – ребенок «вдруг» заговорит сам. С этого счастливого дня речь станет для него полноценным средством общения.

Конечно же, потребуются разные игрушки, пособия, книжки.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы :

I группа. Упражнения для кистей рук

Развивают подражательную способность;

Учат напрягать и расслаблять мышцы;

Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

Учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические

Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические

Развивают точную координацию движений;

Учат сгибать и разгибать пальцы рук;

Учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

Игровые задания должны постепенно усложняться.

Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.

Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.

Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

Графические упражнения: штриховка картинки, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:

Упражнения для массажа (или самомассажа) рук:

  • «Массаж подушечек пальцев рук»
  • «Массаж фаланг пальцев»
  • «Массаж прижимающий»
  • «Упражнение с мячом-ёжиком»
  • «Упражнение с прищепками»
  • «Самомассаж горохом»
  • «Горох и фасоль»
  • «Колечки»
  • «Гладь мои ладошки, ёж»

Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:

  • «Цепочки»
  • «Ножки»
  • «Соединение одноимённых пальцев»
  • «Пианист»
  • «Пальчики кивают»
  • «Горошки»
  • «Упражнение с пробками»
  • «Пальцеход»
  • «Колодец»

Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:

  • «Ладонь – кулак»
  • «Поочерёдное соединение всех пальцев»
  • «Ножки»

Упражнения с различными предметам (требуют каких-то предметов, которые почти всегда есть в обиходе):

  • «Упражнение с мячом-ёжиком»
  • «Упражнение с прищепками»
  • «Упражнение с эспандерами»
  • «Упражнение со стопором»
  • «Упражнение с пробками»
  • «Узловка»
  • «Упражнение с чётками»
  • «Упражнение с бусами»
  • «Упражнение со счётными палочками»
  • «Пальцеход»
  • «Комканье платка»
  • «Колодец»
  • «Горох и фасоль»
  • «Все узлы переберу»
  • «Мне дала синичка хрупкое яичко»
  • «Волшебные орешки»
  • «Будь сильней моя рука»

Гимнастика для пальцев:

  • «Щелчки»
  • «Потягивание за кончики пальцев»

Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то, или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Пальчиковые игры необходимо предлагать от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Всегда начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим ра­ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 20»

Пальчиковые игры развития речи детей дошкольного возраста

СОСТАВИТЕЛЬ:

воспитатель

МАГНИТОГОРСК - 2013




Пальчиковые игры развития речи детей дошкольного возраста

1.
Введение…………………………………………………..стр.3.

2.
Аннотация ………………………………………………...стр.5.

3.
Основная часть...………………………………………….стр.6.

4.
Заключение...……………………………………………..стр15.

5.
Литература…………………………………….…………стр.16.

6.
Приложения……………………………………………...стр.17.

Введение.

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Известный педагог писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Тема работы: «Пальчиковые игры развития речи детей дошкольного возраста».

Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи:

1.Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности

(на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и. т.д.).

2.Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас.

3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.

Методы:

Разучивание потешек;

Использование атрибутов к пальчиковым играм;

Изобразительное творчество;

Применение пальчиковых игр на занятиях, во время прогулок и досуга.

Аннотация.

В данной работе рассматривался вопрос о влиянии «Пальчиковых игр» на речь детей дошкольного возраста.

В наше время, всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлений для развития речи детей. Один из них – это развитие мелкой моторики рук. Данное направление выбрано мною не случайно, т. к. считаю очень важным уделять большое внимание пальчиковым играм в развитии речи детей дошкольного возраста.

В своей работе я попыталась показать, как необходимы для развития речи ребенка пальчиковые игры. Провела диагностику с детьми средней группы. На основании моих наблюдений можно сделать вывод:

Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, они стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек;

У детей улучшилась речь.

Надеюсь, что моя работа поможет воспитателям в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.

Структура работы представлена ведением, аннотацией, основной частью, заключением, списком литературы и приложениями.

Основная часть.

Пальчиковые игры.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых - родителей и педагогов.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей.

Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры.

Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.

Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети - фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.

Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

«Если мы хотим, чтобы жизнь доставляла радость, этого нужно добиваться самим, привнося радость в нашу жизнь», - писал Герхард Бранстер, автор книги «Все радости мира».

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.

Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Любые приемы - постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья - несут ребенку только здоровье.

Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».

Годовалые дети легко воспринимают пальчиковую игру, выполняемую одной рукой, а трехлетние уже умеют играть двумя руками. Малыши четырехлетнего возраста способны участвовать в играх, где несколько событий сменяют друг друга, а старшим ребятам можно предложить пальчиковую игру, оформив ее какими-либо небольшими предметами - кубиками, шариками и т. д.

Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.

Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.

Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев (Приложение).

К пальчиковым играм относятся, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с говорилкой (проговариванием небольшого стихотворения, потешки) или с пением. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Все это помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Основные принципы проведения пальчиковых игр:

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.

Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.

Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Этапы разучивания игр:

1.
Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2.
Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

3.
Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4.
Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5.
Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Пальчиковые игры.

Уже с раннего возраста необходимо развивать мелкую моторику рук. В этом возрасте использую следующие игры: «Колокольчик звенит», «На погремушку», «Вставь, воткни грибочки» ит. д.

«Рамки-вкладыши »

Любимое занятие годовалых малышей – складывать в емкость разные предметы, сравнивать размеры коробочек, пытаться совместить стаканчики. Именно в этом возрасте игры, направленные на сравнение формы и размера, наиболее популярны и результативны. Вариантов занятий с мозаиками и рамками очень много.

Начиная с полутора лет, детям необходимо давать более сложные задания, направленные на развитие тонких движений пальцев и кистей рук:

Сортировать овощи и фрукты по величине: крупные яблоки класть в корзинку, а мелкие на тарелку или в миску. То же самое можно проделывать с картофелем, луком и другими овощами или фруктами;

Перебирать крупу, горох, фасоль, выбирая мусор, испорченные зерна.

Игры с песком и водой.

Начинать с небольшого количества, допустим с ложки. Затем, помогая маме, перебирать стакан крупы для каши;

Разложить пуговицы по величине, цвету, форме, материалу, из которого они изготовлены. Надевать и снимать рукавички, перчатки.

Нанизывать на толстую нитку, проволоку, тонкую веревку бусинки, катушки, ягоды рябины и т. д.

«Мозаика »

Чисто-чисто подметал.

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

1–2 строчки - хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую.

3–8 строчки - в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем все для другой руки.

Нарядили ребятки

Свои пальчики в перчатки.

Раз, два, три, четыре, пять -

Десять пальцев - как отряд,

И костюму каждый рад.

Стать сильными стараются,

Спортом занимаются.

1–2 строчки - растопыриваем пальцы обеих рук (ладонями наружу).

3–4 строчки - повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно все пальцы.

5–6 строчки - сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. Действия выполняем обеими руками одновременно.

После завтрака мы с вами

В лес поедем за дровами.

Пилим-пилим, пилим-пилим!

Быстро мы бревно осилим!

Рубим-рубим, рубим-рубим!

Топором работать будем.

Привезем домой дрова,

Сложим посреди двора.

1–2 строчки - сомкнутыми пальцами обеих рук поочередно проводим по внутренней стороне предплечий.

3–4 строчки - ставим на стол обе ладони ребром и «пилим», совершая движения вперед-назад.

5–6 строчки - кулаком или ребром ладони «рубим», постукивая по столу.

7–8 строчки - выполняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватываем ее, приподнимаем и снова опускаем на стол, поглаживая его ладонями.

Скачет на коне Егорка

То на горку, то под горку.

Раз, два, три, четыре, пять -

Весело ему скакать!

Выезжает в чисто поле -

Есть где разгуляться вволю!

1–4 строчки - одну руку сжимаем в кулак, пальцами другой «переступаем» по косточкам и ямкам между ними.

5–6 строчки - разжимаем руку и пальцами другой руки круговыми движениями поглаживаем ладонь.

Повторяем все для другой руки.

Пляшут в кухне на стене

Солнечные зайчики,

А у Маши расшалились

Маленькие пальчики.

Быстро бегают они

По Машиной ладошке.

Успокойтесь, шалуны,

Отдохнем немножко!

1–2 строчки - подушечками пальцев обеих рук «бегаем» по столу или стене.

3–4 строчки - пальцами одной руки «бегаем» по ладони другой.

5–6 строчки - пальцами одной руки поглаживаем ладонь другой.

Повторяем все действия для второй руки.

Две ладошки - два домишки.

Там живут бродяги-мишки.

Вот поспят они немножко

И помчатся по дорожкам.

А дорожки - две руки.

Ну-ка, мишкам помоги:

Их на санки посади,

По дорожкам прокати!

1–4 строчки - сжимаем и разжимаем кулаки.

5–8 строчки - сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой.

Игру можно повторить несколько раз.

Раскатились по дорожке

Разноцветные горошки.

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают.

Дайте мне горошинку!

Я такой хорошенький!

1–2 строчки - подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.

3–4 строчки - пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки.

5 строчка - складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.

6 строчка - обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.

В море лодочка плыла,

В ней лиса веслом гребла.

Притомилася лиса,

Распустила паруса.

Теперь на лавочке сидит,

На море в бинокль глядит.

1 строчка - складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений.

2 строчка - разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных направлениях.

3–4 строчки - поднимаем руки над головой и растопыриваем пальцы.

5–6 строчки - сжимаем ладони в кулаки и прикладываем к глазам, изображая бинокль.

Девочки и мальчики!

Расправьте свои пальчики!

Пополам согните,

В кулачок сожмите!

Раскройте ладошки,

Встряхните немножко!

Чтобы правильно писать,

Надо ручкам отдыхать!

Выполняем все движения согласно тексту стихотворения. Для занятий в детском саду можно менять текст 7 строки: «Чтоб красиво рисовать» или «Чтоб красиво вырезать».

Ежик Николка под елку свалился,

Ежик Николка по травке катился.

Брюшко решил он на солнце погреть,

Ну и конечно, слегка загореть.

Солнышко скрылось, ежик замерз,

Успел загореть только маленький нос.

1–2 строчки - сжимаем руки в кулаки и суставами пястных костей и фаланг пальцев совершаем перекатывающие движения по столу.

3–4 строчки - разжимаем кулаки и поглаживаем одной ладонью другую.

5–6 строчки - пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.

Пошла гулять Маринка

По узенькой тропинке.

У леса на лужочке

Рвала она цветочки.

Пока домой бежала,

Цветочки растеряла.

1–2 строчки - указательными и средними пальцами обеих рук «ходим» по столу.

3–4 строчки - соединяем подушечки пальцев на обеих руках и «рвем цветы», то раскрывая, то закрывая щепоть.

5–6 строчки - раскрываем обе ладони и, прикасаясь подушечками пальцев к поверхности стола, «бежим» домой.

Занятие по развитию речи в средней группе "Путешествие колобка"

Программное содержание:

1.
Развивать у детей разговорную речь - учить использовать глаголы, прилагательные, согласовывать их с существительными в числе, роде, падеже; умение использовать предлоги "над, под, около, с".

2.
Совершенствовать навыки общей и мелкой моторики, используя разные материалы.

3.
Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Предварительная работа:

·
чтение сказок "Колосок", "Три медведя", "Колобок",

·
обыгрывание на фланелеграфе,

·
игры в настольный театр.

Материал для занятия:

·
Демонстрационный: настольный театр "Колобок", сюжетное панно (рис.1), искусственная ель, волшебный мешок, пластиковые шары на каждого ребенка.

·
Раздаточный: Основное поле (рис.1), карточки с изображением животных (рис.2), колобок (рис.3), спичечные палочки, цветные карандаши, зеленые треугольники по 3 на каждого ребенка.

Ход занятия

Дети под музыку по дорожке входят в группу и становятся полукругом.

Воспитатель:

По дорожке мы пойдем,
Прямо в сказку попадем.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем в сказку мы играть.

Дорогие мои ребятки! Вы любите слушать сказки? Я тоже очень люблю сказки, а вы мне поможете их рассказать.

(воспитатель подводит детей к столику, где выставлены персонажи настольного театра "Колобок")

Из муки он был печен,
На сметане был мешен,
На окошке он студился
По дорожке:(укатился)
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню: (пел)
Кто же это?.. (Колобок)

Ребята! А какую же песню пел колобок?

Пальчиковая игра "Колобок"

Я, колобок, колобок! (катают в руках воображаемый колобок)
По сусекам скребён, (правой ладонью скребут по левой ладони)
По амбару метен, (имитируют подметание пола)
На сметане мешен, (делают круговые движения кистью правой руки)
В печку сажен, (показывают обе руки, вытянутые вперед)
На окошке стужен. (показывают руками окно)
Я от бабушки ушел, (перебирают средним и указательными пальцами правой руки по ладони левой)
Я от дедушки ушел.

А как вы думаете, куда покатился колобок по дорожке? (ответы детей)

Давайте вспомним, кого встретил колобок в лесу.

(дети садятся за столы, на которых лежат карточки с изображением зайца, волка, медведя, лисы (рис.3)и отдельно колобок (рис.4)).

Что-то я совсем забыла, кого колобок встретил первым?

Поставьте своего колобка возле зайца. Потом кого он встретил? (волка)

(Дети ставят своего колобка возле волка)

Что сказал ему волк? ("Колобок, колобок! Я тебя съем!") Встретился колобку медведь (дети ставят колобка возле медведя) и сказал ему тоненьким голосом: "Колобок, колобок! Я тебя съем!"

Или я что-то напутала, помогите мне. (медведь сказал толстым, грубым голосом)

Но наш колобок непростой, он после встречи с лисой убежал от нее и покатился дальше.

(У детей на столах лежит сюжетное панно)

На нашей следующей карточке нарисована дорожка, давайте вместе с колобком прокатимся по дорожке, колобок держим правой рукой. Катится колобок, катится, а навстречу ему: (еж).

Посмотрел колобок на ежа и удивился. Как колобок удивился, покажите.

(Ой! - дети показывают удивление) Ребята с нашим ежиком случилась беда - потерял он иголки, давайте поможем ему их собрать, сделаем их из спичечных палочек.(дети выкладывают колючки ежу из спичек)

Какие у нас с вами ежи замечательные получились! Колобок решил полюбоваться на ежа, но колобок у нас маленький, а еж большой. Давайте предложим колобку посмотреть на колобка с пенька. Подкатился колобок к:(пеньку), взобрался на: (пенек), посмотрел на ежа с: (пенька). Очень понравился колобку еж, и он улыбнулся. Я предлагаю нарисовать нашему колобку улыбку. Какого цвета карандаш нам для это будет нужен, как вы думаете? (красный) Какой получился у вас всех колобок? (радостный, веселый) А сейчас покажем колобку как мы умеем радоваться.

(дети выходят из-за столов и делают физминутку)

Ножками затопали, (топают ногами)
Ручками захлопали. (хлопают руками)
Хи-хи-хи, (руки в стороны)
Ха-ха-ха (руки вверх)
Вот какая красота! (хлопают)

(дети садятся за столы)

Да у ели тоже есть иголки. Молодцы! А давайте сделаем ели для каждого вашего колобка, я предлагаю использовать для этого треугольники желтого цвета (дети исправляют воспитателя, нужны треугольники зеленого цвета).

Я очень рада, что вы у меня такие внимательные! (дети выкладывают ель, используя нарисованный ствол) Наши ребята просто молодцы, целый лес еловый сделали! (В центре группы появляется искусственная ель).

Ребята мы все вместе сочинили продолжение сказки "Колобок". Понравилась вам она? (ответы детей)

Посмотрите, в нашей группе тоже выросла ель, давайте подойдем к ней.

(дети подходят к ели и становятся в круг)

Это, наверное, колобок нам сделал какой-то сюрприз сделал. Давайте его поищем. Где же он мог его оставить? Посмотрим сначала на: (ель), потом под: (ель). (Дети находят волшебный мешок) Вам хочется узнать что там? (Дети ощупывают, делают предположения, воспитатель высыпает из мешка разноцветные пластиковые шары) Шары и все они похожи на кого? (на колобка). Я предлагаю вам поиграть с ними (звучи музыка).

Занятия по математике в средней группе

Тема: План (карта путешествий)

Программные задачи:

1.
Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве

2.
Формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом

3.
Закрепить счёт в пределах 5, формировать представление об обратном счёте

Материал:
Демонстрационный – игрушки, билеты в театр, таблица с планом, набор цифр от 1 до 5.
Раздаточный – счётные палочки, нитки.

Ход занятия.

1. Игра «Театр»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в театр зверей. Вначале надо купить билеты. Как вас много желающих. Мы будем заходить группами по несколько человек, по пять.
Задание первой группе: Кто в вашей группе первый, третий, пятый? (раздаю цифры)
Задание второй группе: посчитайте от 1 до 5 (раздаю цифры)
Задание третьей группе: назовите числа по порядку, начиная с «хвоста» (раздаю цифры)
Воспитатель: Молодцы! Переверните карточку с цифрой – это приглашение-билет в театр (изображены животные).
Рассаживайтесь на стулья, согласно купленным билетам.

2. Работа с планом.

Сказка «Заяц и лиса» (с использованием игрушек)

Воспитатель: Жили-были Заяц и Лиса. Надоело им ссориться, решили они жить дружно. Пригласила Лиса Зайца в гости. Жила она далеко, не сразу дойдёшь. Нарисовала Лиса Зайцу дорогу к своему дому (воспитатель помещает план на доске). Расскажите, как дойти до Лисы.

ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

(Дети анализируют план совместно с воспитателем)

Воспитатель: Сколько дорог ведёт к домику Лисы?
Захотелось Зайцу искупаться. Помогите ему дойти до озера.
Решил Заяц угостить Лису грибами. Как ему попасть на грибное место?

3. Физминутка.

Воспитатель: представьте, что идём к Лисе в гости. А в лесу столько ягод. Давайте соберём Лисе земляники.
Дети шли, шли, шли
Землянику нашли!
Ах, какая ягода!

4. Игра «Составь фигуру»

У каждого ребёнка на столе по 2 верёвочки и набор счётных палочек.

Задания:

·
Составьте □ и ∆. Сколько палочек вам потребуется?

·
Покажите стороны □ и ∆. Сколько их? Сколько углов?

·
Сделайте из ниток Ο и 0 (овал)
Можно ли составить их из палочек? Почему? Чем похожи эти фигуры?

5. Игра «Верёвочка» (Даю толстую верёвочку, связанную в кольцо)

Воспитатель: Дети, возьмитесь за верёвочку руками и образуйте Ο, 0 (овал), □, ∆.

Приложение№3
Пальчиковая гимнастика (2-3лет).

Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
- То-то хорошенький, - 1
То-то пригоженький; - 2
Ходит бочком, - 3
Уши торчком, - 4
Нос пятачком! - 5

- Петушок, петушок, - 1
Золотой гребешок, - 2
Масляна головушка. - 3
Шелкова бородушка, - 4
Что ты рано встаешь,
Что ты звонко поешь,
Деткам спать не даешь? - 5

Водичка-водиченька, - 1
Умой мое личико! - 2
Чтобы щечки алели, - 3
Чтобы глазки блестели, - 4
Чтоб смеялся роток, - 5
Чтоб кусался зубок!


- Солнышко-вёдрышко! - 1
Взойди поскорей, - 2
Освети, обогрей -3
Телят да ягнят, - 4
Еще маленьких ребят - 5

Ножки, ножки, де вы были? - 1
- За грибами в лес ходили.
- Что вы, ручки, работали?
- Мы грибочки собирали. - 2
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели – 3
Все пенёчки оглядели. - 4
Вот и Ванюшка с грибком, - 5
С подосиновичком!

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

Капустка

Мы капустку рубим - рубим

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём,

Мы капустку жмём-жмём.

1. Прямыми ладонями, пальцы зафиксированы, имитируем движения топора, вверх, вниз - движения повторяющиеся, ритмичные;

2. поочередное поглаживание подушечек пальцев, пальцы собраны в щепоть - имитация соления;

3. потирание кулачка о кулачок - движения вертикальные, вверх - вниз;

4. энергично сжимаем пальцы в кулак, сжимаем и разжимаем - движения ритмичные, одновременные.

Дятел

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Раздаётся чей-то стук.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.

1. 6-7 раз подряд постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой;

2. - наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой;

3. соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла и слегка ударять по ладони левой руки, пальцы которой развести в стороны, изображая дерево;

4. пальцами левой руки, изображающими клюв, постучать по ладони правой руки.

МБДОУ ДС № 38 "Колокольчик"

г. Светлоград Петровского муниципального района

Группа комбинированного вида

"Дюймовочка"

Играем пальчиками -

развиваем речь

Учитель-логопед

Т.Н. Головко

г. Светлоград – 2016г.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там где развитие речи происходим своевременно, и особенно там, где имеются отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 мин.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей.

Пальчиковые игры

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает исправиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают теле-аудио-видео.. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффектно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания)

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой гимнастики» стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой гимнастики берёт малыша на руки, сажает на колени его, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает и щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получаем массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится эта игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей 3-5 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой руки контролируется разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками. Для малыша 2-3 лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговицы, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и т.д.

Этапы разучивания игры:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

Если в новой игре имеются незнакомые малышу персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

Детям старше 1,5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

Используйте максимально выразительную мимику.

Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно движения без текста.

Выбрав 2-3 игры, постепенно заменяйте их новыми.- Проводите занятие весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Кладём на стол расслабленные ладошки, «пальчики отдыхают, не шевелятся», затем сжимаем кулачки, предлагаем ребёнку продемонстрировать, какой он сильный. Затем опять ладошки, кулачки – выполняется 5-7 раз.

Упражнение 2. «Котёнок»

Предлагаем ребёнку взять в правую руку резиновую игрушку и ритмично сжимать её на каждое слово фразы. То же самое с левой рукой, те же движения с обеими руками одновременно:

Ты, котёнок, не пищи,

Лучше маму поищи!

Правую руку ставим на стол на локоть, загибая по очереди пальцы, начиная с большого, предлагаем ребёнку посчитать пальчики. Затем «проверяем»: разгибаем пальчики, начиная с мизинца.

Упражнение 4 «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять - Разжимать пальцы из

кулака по одному,

Вышли пальчики гулять начиная с большого,

Раз, два, три, четыре, пять - Сжимать по очереди широко

расставленные пальцы в кулак,

В домик спрятались опять начиная с мизинца.

Правая рука согнута в локте, пальцы разогнуты. По очереди загибаем пальцы, начиная с большого:

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик наш малыш.

Затем то же самое упражнение выполняем на левой руке, на обоих руках одновременно.

«Подушечкой» большого пальца правой руки поочерёдно касаться всех пальцев этой же руки:

Здравствуй, этот пальчик,

Здравствуй этот пальчик…

Это же упражнение выполняется пальцами левой руки, затем одновременно правой и левой руки.

Мы капусту рубим, - Резкие движения кистями вверх, вниз.

Мы морковку трём, - По ладошке левой руки скользим кулачком

правой руки.

Мы капусту солим, - Движения пальцев обеих рук имитируют

посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмём. – Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в

Упражнение 8. «Цветочек»

Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу («бутончик»), затем развести пальцы в стороны, слегка округлив их («цветочек»). Ритмичное движение пальцами вместе – врозь:

Был бутончик маленький,

Стал цветочек аленький.

Упражнение 9. «Телёнок»

Согнуть пальцы правой руки в кулак. По очереди разгибать их, начиная с большого:

Этот телёнок пьёт молоко,

Этот телёнок ушёл далеко,

Этот телёнок травку жуёт,

Этот телёнок копытцами бьёт,

Этот телёнок мычит:

Почему-му. Все ушли, скучно мне одному!

Пальчик-мальчик, где ты был? - Указательным пальцем левой руки

стучим по большому пальцуправой

С этим братцем в лес ходил, - Прикасаться «подушечкой» большого

С этим братцем щи варил, пальца поочередно к «подушечкам»

всех остальных пальцев правой руки,

начиная с указательного

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Упражнение 11. «Наша Таня»

Читая стихотворение, предлагаем ребёнку большим пальцем правой руки прикасаться по очереди к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного:

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,-

Не утонет в речке мяч.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зачем нужны пальчиковые игры?

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там где развитие речи происходим своевременно, и особенно там, где имеются отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 мин.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей.

Пальчиковые игры

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает исправиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают теле-аудио-видео.. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффектно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания)

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой гимнастики» стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой гимнастики берёт малыша на руки, сажает на колени его, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает и щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получаем массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится эта игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей 3-5 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой руки контролируется разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками. Для малыша 2-3 лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговицы, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и т.д.

Этапы разучивания игры:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

Если в новой игре имеются незнакомые малышу персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

Детям старше 1,5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

Используйте максимально выразительную мимику.

Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно движения без текста.

Выбрав 2-3 игры, постепенно заменяйте их новыми.- Проводите занятие весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Комплекс упражнений для пальчиков

Упражнение 1. «Ладошки-кулачки»

Кладём на стол расслабленные ладошки, «пальчики отдыхают, не шевелятся», затем сжимаем кулачки, предлагаем ребёнку продемонстрировать, какой он сильный. Затем опять ладошки, кулачки – выполняется 5-7 раз.

Упражнение 2. «Котёнок»

Предлагаем ребёнку взять в правую руку резиновую игрушку и ритмично сжимать её на каждое слово фразы. То же самое с левой рукой, те же движения с обеими руками одновременно:

Ты, котёнок, не пищи,

Лучше маму поищи!

Правую руку ставим на стол на локоть, загибая по очереди пальцы, начиная с большого, предлагаем ребёнку посчитать пальчики. Затем «проверяем»: разгибаем пальчики, начиная с мизинца.

Упражнение 4 «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять - Разжимать пальцы из

Кулака по одному,

Вышли пальчики гулять начиная с большого,

Раз, два, три, четыре, пять - Сжимать по очереди широко

Расставленные пальцы в кулак,

В домик спрятались опять начиная с мизинца.

Упражнение 5. «Назвать пальчики»

Правая рука согнута в локте, пальцы разогнуты. По очереди загибаем пальцы, начиная с большого:

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик наш малыш.

Затем то же самое упражнение выполняем на левой руке, на обоих руках одновременно.

Упражнение 6. «Пальчики здороваются»

«Подушечкой» большого пальца правой руки поочерёдно касаться всех пальцев этой же руки:

Здравствуй, этот пальчик,

Здравствуй этот пальчик…

Это же упражнение выполняется пальцами левой руки, затем одновременно правой и левой руки.

Упражнение 7. «Засолка капусты»

Мы капусту рубим, - Резкие движения кистями вверх, вниз.

Мы морковку трём, - По ладошке левой руки скользим кулачком

Правой руки.

Мы капусту солим, - Движения пальцев обеих рук имитируют

Посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмём. – Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в

Кулаки.

Упражнение 8. «Цветочек»

Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу («бутончик»), затем развести пальцы в стороны, слегка округлив их («цветочек»). Ритмичное движение пальцами вместе – врозь:

Был бутончик маленький,

Стал цветочек аленький.

Упражнение 9. «Телёнок»

Согнуть пальцы правой руки в кулак. По очереди разгибать их, начиная с большого :

Этот телёнок пьёт молоко,

Этот телёнок ушёл далеко,

Этот телёнок травку жуёт,

Этот телёнок копытцами бьёт,

Этот телёнок мычит:

Почему-му. Все ушли, скучно мне одному!

Упражнение 10. «Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был? - Указательным пальцем левой руки

Стучим по большому пальцуправой

Руки.

С этим братцем в лес ходил, - Прикасаться «подушечкой» большого

С этим братцем щи варил, пальца поочередно к «подушечкам»

Всех остальных пальцев правой руки,

Начиная с указательного

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Упражнение 11. «Наша Таня»

Читая стихотворение, предлагаем ребёнку большим пальцем правой руки прикасаться по очереди к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного:

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,-

Не утонет в речке мяч.

Упражнение12. «Замок»

На двери висит замок. – Ритмичные быстрые соединения

Пальцев в замок.

Кто открыть его бы мог? - Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся

В разные стороны.

Потянули, покрутили, - Движения сцепленными пальцами от

Себя к себе.

Постучали и открыли - Пальцы сцеплены, основания ладоней

Стучат друг о друга, пальцы

расцепляются.

МБДОУ ДС № 38 "Колокольчик"

г. Светлоград Петровского муниципального района

Группа комбинированного вида

"Дюймовочка"

Играем пальчиками -

Развиваем речь

Учитель-логопед

Т.Н. Головко

г. Светлоград – 2016г.


Статьи по теме: