Почему в игре король артур пропадают персонажи. Обзор игры King Arthur: The Role-Playing Wargame

King Arthur выступает на одной территории с серией Total War , и это само по себе примечательно. Никто не умеет так мастерски передавать дух эпохи и делать такие глубокие и разнообразные стратегии, какими их делают в Creative Assembly . Именно поэтому совершенно очевидно, что пытаться сделать второй «тоталвор» — дело гиблое: лучше точно не получится, а вот хуже - почти наверняка.

Дерзкие венгры из Neocore придумали, пожалуй, самый смелый и неочевидный способ борьбы с англичанами. Они забросали их файерболами и поджарили молниями из пальцев.

Меч в камне

По формальным признакам King Arthur ничем не отличается от того же Medieval : мы водим полководца с армией по глобальной карте, захватываем поселения, нанимаем юнитов, а когда дело доходит до сражений - переключаемся в режим тактической битвы и лично гоняем войска по игровому полю, маневрируем, обходим с фланга и занимаем господствующую высоту. Однако на самом деле между двумя этими играми - пропасть. В определенном смысле «Король Артур» ближе к Heroes of Might and Magic .

Принципиальное отличие вот в чем. Total War - это в полном смысле слова симулятор руководителя отдельно взятого государства. Дипломатия, экономика, сражения, политические интриги: вас просто выбрасывают на карту Европы (Индии, Америки) определенной эпохи, оставляя наедине с механикой и какими-то туманными целями. В Napoleon англичане, правда, планируют исправиться и обещают несколько связных однопользовательских кампаний.

Ирония в том, что King Arthur предлагает аналогичный подход уже сейчас. Кампания здесь - это разбитая на главы сказка о короле Артуре. Последний великий король в истории древней Англии погиб, и остров погряз в междоусобицах. Артур, собрав преданных рыцарей, мечтает объединить Великобританию. Для пущей убедительности авторы включили в свою историю все англосаксонские мифы, до которых только смогли дотянуться, а вместе с ними - и колдунов, волшебников, демонов, ведьм.

В Neocore называют свою игру «ролевым варгеймом». Отличия от варгейма обычного, как оказалось, существенные. Дело в том, что «Король Артур» - это, как и уже упомянутые «Герои», игра, акценты в которой смещены на полководцев. Именно они обустраивают крепости, нанимают войска, растут в уровнях, берут квесты и даже женятся. Навигация между героями осуществляется при помощи специального экрана-меню, броско названного «Рыцари круглого стола»: отсюда можно посмотреть, сколько у кого солдат, какие у кого артефакты и не засиделся ли кто давненько в холостяках. Без героев игрок не может и шагу ступить - даже рекруты не в состоянии самостоятельно выйти из казарм.

Еще одна любопытная деталь: King Arthur обращается к старейшему и давно забытому приему - текстовым квестам (в последний раз были замечены, кажется, в «Космических рейнджерах 2 »), которые в рамках глобальной стратегии выглядят по меньшей мере необычно. В одном из них, например, вам нужно достать легендарный меч Экскалибур. Известно, что его охраняют вурдалаки на берегу какого-то таинственного озера. Рядом с озером есть деревушка, жители которой смогут помочь отыскать друида, который знает, как можно заполучить Экскалибур. Заплатить поселенцам или потребовать информацию силой? Или присоединить их к своей армии? А с друидом что делать - запугать или попросить волшебный горн в качестве платы за защиту? А еще, говорят, рядом с деревней обитают бандиты… Давно вы играли в варгейм, где происходило что-то подобное?

Демоны на службе Его Величества

Первые несколько часов в King Arthur посвящены знакомству с глобальной картой и княжествами. Этот этап игры практически полностью заскриптован: перед вами постоянно ставят конкретные задачи. Но постепенно сценарий King Arthur ослабляет хватку, и, когда свободы на глобальной карте становится побольше, обнаруживается, что воевать здесь придется гораздо больше, чем можно было подумать изначально. Ход обоснованный: Артур пока лишь пытается воссоединить Британию под своим флагом, экономика для него - дело десятое (из ресурсов предусмотрены только еда и золото). Вариативности Total War тут нет, и это даже к лучшему - если вам что-то нужно, то это что-то можно без лишних вопросов отобрать силой. Есть тут и простенькая торговля, и простенькая дипломатия, но можно пройти всю игру и даже не вспомнить о них.

Битвы в King Arthur, скажем так, компетентны. В них не было бы ничего такого, чего мы не видели в Total War, если бы не нестандартная тематика. Первые несколько часов тут сражаются обычные английские мужи с мечами и луками, зато потом появляются какие-то оборотни, великаны, шаманы и злые духи. Они машут огромными топорами, стреляют огненными шарами и насылают на врагов магические дожди.

Территории, как и обещалось, действительно большие. Пожертвовав кое-где детализацией (а вообще графика тут отличная), авторы нарисовали десятки километров полей… которые на самом деле не нужны. Гигантские площади оправданны только во время осады крепостей, а основные сражения, цель которых - захват точек (можно, впрочем, просто всех перебить), могли бы быть и компактнее.

Но самые критичные просчеты - в интерфейсе. Мини-карты нет (карта Британских островов открывается отдельно, но герои на ней не отмечены), а все важные функции порой оказываются спрятаны в самых неожиданных местах.

* * *

Neocore приблизились к уровню Creative Assembly настолько близко, насколько это вообще было возможно в их условиях (маленькая студия из Восточной Европы - это не то же самое, что знаменитая лондонская компания с целой SEGA за плечами). Самое сложное, макростратегию, разработчики героически осилили, а несколько кособокие битвы - это простительно, особенно учитывая, что в Total War с этим тоже не все идеально. Теперь остается только надеяться, что в ближайшее время на венгров обратит внимание большой и богатый издатель.

P.S. К сожалению, просто так поиграть в King Arthur сегодня не получится. Дело в том, что финальная версия содержит критический баг, из-за которого практически невозможно загрузить более-менее масштабные битвы, особенно если вы обладатель 64-битной ОС: игра предательски вылетает на рабочий стол. Как заявляют в Neocore, о проблеме они осведомлены (форумы кричат что есть мочи), но на момент сдачи этого номера патч так и не появился.

Реиграбельность - да

Классный сюжет - да

Оригинальность - да

Легко освоить - да

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 9

Графика: 8

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Венгерская вариация на тему Total War: с оборотнями, колдунами и про короля Артура.


Системные требования:
P4-3.4, 1 GB RAM, 256 MB 3D Card
Рекомендовано:
Intel Core 2 Duo 2.4, 2 GB RAM, 512 MB 3D Card
MultiPlayer: LAN (2), Internet (2)
Жанр: Strategy, TBS
Игра вышла: 24.11.2009
Рейтинг: 8.5

Приключения рыцарей Круглого стола

В 1994-м году студия Simtex, ответственная за первые две части Master of Orion (1993-1996), попыталась перенести некоторые идеи Civilization (1991) во вселенную фэнтези. В результате на свет появилась игра Master of Magic, которая после серии патчей стала довольно занятной пошаговой стратегией на тему развития волшебного королевства. Позднее, после закрытия Simtex в 1997-м, уже сама Master of Magic вдохновила голландских разработчиков из Triumph Studios на создание линейки Age of Wonders (1999-2003). В 2009-м году дизайнеры из венгерской компании Neocore Games собрали все необходимые ингредиенты для удачной глобальной стратегии, но уже со сражениями в реальном времени. Ко всему этому авторы смогли успешно прикрутить базовые элементы RPG, а заодно предоставить геймерам со стажем уникальный шанс для ностальгии по игровым хитам из далекого прошлого.

Команда Neocore Games состоит из нескольких десятков специалистов, у каждого из которых накопился достаточный стаж работы в индустрии. Участникам коллектива не требовалась помощь со стороны на протяжении всего цикла разработки, кроме разве что студийной записи саундтрека. Фирменный движок Coretech 3D был впервые использован в проекте Crusaders: Thy Kingdom Come. Еще тогда мы нашли у него несколько недостатков, включая проблемы с самостоятельностью AI, игровым балансом и даже управлением. Всего за 1,5 года авторам удалось почти невозможное, поскольку они до неузнаваемости модернизировали свою старую концепцию и превратили группу сценариев о сражениях во времена Первого крестового похода в увлекательную историю об основании Камелота.

Королю Артуру свои сочинения в XII-XV вв. посвятили Гальфрид Монмутский, Кретьен де Труа и Томас Мэлори, однако в их работах непросто было отличить вымысел от истины. Согласно легенде, наставником Артура, сына Утера Пендрагона, предводителя бриттов, был волшебник Мерлин. После извлечения меча Экскалибур из камня Артур получил право на корону Британии. Далее в свою свиту он пригласил самых знаменитых героев того времени и, чтобы между ними возникало меньше противоречий, предоставил им места за Круглым столом. Разработчики из Neocore Games немало времени уделили исследованию историй о правлении Артура и приключениях его рыцарей, но помимо английского фольклора не забыли ознакомиться с кельтской мифологией, а заодно щедро наполнили происходящее многообразием причудливых сказочных существ.

В основе сюжетной кампании лежит восхождение Артура к власти и его желание объединить под своим началом разрозненные провинции Британии в единое сильное королевство. Сам правитель занимает почетное место за Круглым столом, но он, как и прочие монархи, не представлен в игре отдельным юнитом, а лишь наблюдает за происходящим со стороны.

Феодальная раздробленность

Глобальная карта включает несколько десятков провинций, примерно половина из которых распределена между всеми королями Британии, а остальные территории составляют владения волшебников, обосновавшихся в лесах Бедегрейна и еще дальше. Во время прохождения вам встретятся многие рыцари из легенд об Артуре, включая Персиваля, Гавейна, Ланселота и прочих, но самым первым помощником станет сэр Кей, сын Эктора.

Обучающий режим интегрирован в кампанию. Каждое действие сопровождается всплывающей подсказкой, однако со всеми функциями пользователя знакомят постепенно. Из-за этого необходимо пройти хотя бы третью часть игры, чтобы освоить сферы градостроения и исследований. Изначально уровней сложности было четыре, причем наивысший закрыт, пока в первый раз не завершится сюжетная история. Количество встречающихся трудностей выражается в том, какие военные привилегии получает AI на стратегической карте (боеспособность, численность и скорость комплектации войск). Позднее с патчем авторы добавили в игру упрощенный регламент для новичков, который ощутимо ослабляет AI во всех возможных смыслах и на несколько порядков снижает издержки на содержание армий.

Поначалу даже непривычно, что после первой значимой битвы потери можно восполнить только во временном лагере рекрутов, а разделение войска на части не допускается, но все это было заранее запланировано разработчиками. Для активизации модуля управления армиями необходимо как можно быстрее помочь раненому рыцарю в аббатстве и найти Леди Озера, а затем и захватить свой первый замок, чтобы Артур исполнил древнее пророчество и заложил фундамент Камелота.

Экономическая модель основана на двух типах ресурсов: продовольствии и золоте (налоги, шахты, торговля). В Master of Magic еще был третий, мана, но в King Arthur очки волшебства тесно связаны с героями, которые используют магию на полях сражений. Пополнять казну удается с помощью налогов, но на первых порах вы не сможете регулировать их в широком диапазоне. Каждая провинция отчисляет королю определенную часть добытой еды и монет, но грабительские запросы монарха негативно скажутся на лояльности поданных. Кроме этого, для последних также будут важны такие показатели, как здравоохранение, общественная безопасность, военный потенциал, доминирующая культура и религия. При наличии достаточных запасов всегда можно потратить их на повторное заселение городов, отправку лекарей в народ, проведение турниров или даже раздачу еды бедным, что, в свою очередь, приведет к появлению временных бонусов к производительности территории и, например, увеличит сбор провизии.

Год в King Arthur состоит из четырех сезонов. Весной обычно появляется наибольшее количество опциональных и обязательных квестов. Летом армии могут быстрее передвигаться, а осенью следует искать укромное место, где можно будет переждать холода. Зимой все войска отправляются в шатры и лишены права на перемещение, зато лишь в это время года королем отдаются приказы строителям и ученым.

Придворные будни

На просторах Британии сокрыты места, где Артур может основать новые величественные цитадели на руинах тех крепостей, что он захватит у своих противников. Каждый город имеет 6 кварталов, которые можно выделить отдельным сословиям. Внутри этих районов положительные эффекты можно усилить с помощью дополнительных построек. Общее число зданий в игре достигло 44, хотя в одном замке удастся соорудить лишь 24, поэтому проблема выбора быстро становится актуальной. В определенный момент приходит понимание того, что King Arthur - игра с большим количеством взаимоисключающих альтернатив, которую необходимо пройти от начала и до конца, минимум, дважды, чтобы познакомиться со всем ее содержанием.

Всю доступную городскую инфраструктуру можно условно разделить на различные типы: в вотчине земледельцев готовы увеличивать производство еды, коммерсанты рады повысить денежные сборы, священники будут способствовать развитию христианства, а язычники и их монумент позволят героям глубже познать природу магии. Помимо этого, еще имеется кузница, магистрат, научная академия, ратуша для справедливых правителей, где откроется приют для бедных и раненых, а также мрачная крепость с тюрьмой для хозяина-деспота. Определенные здания уменьшают затраты золота на строительство или расходы на освоение новых технологий. Ненужные постройки дозволено сносить, что пригодится при перестройке покоренных вражеских крепостей.

В казначействе по не слишком выгодному курсу можно обменивать золото на еду и наоборот, чтобы пополнить королевские запасы. Сфера исследований умело связывает между собой все другие аспекты управления королевством. 66 открытий разделены на три категории. В экономическом разделе можно увеличить собираемость ресурсов, улучшить рыночный обменный курс, благосостояние провинций, открыть дополнительные законы или региональные опции. В области администрирования приводятся эксклюзивные заклинания, стратегические бонусы и главное - технологии, избавляющие всех жителей от таких напастей, как засухи, наводнения и эпидемии. В военном деле приводится список новых юнитов и возможностей для милитаристских лидеров.

Периодически любая провинция оказывается под угрозой природной, человеческой или магической напасти, о чем вас уведомят с указанием того, какие негативные эффекты обеспечивает задержка с разрешением возникшей проблемы. Так, отшельник со стаей волков нападает на крестьян, что снижает военный потенциал области, а группа староверцев агитирует за свою религию, раскалывая местное население на два противоборствующих лагеря. В другом случае пара феодалов что-нибудь не поделят; вассал попросит спасти сына от разбойников; монах предложит вывести прекрасную незнакомку из монастыря на вражеской территории, или один из лордов, вдруг, перестанет платить налоги и объявит себя кандидатом на роль короля. Все эти вопросы и зачастую за строго отведенное число ходов необходимо уладить подданным Артура, причем, возможных вариантов развития событий всегда несколько. Если же вы игнорируете подобные происшествия, то это приведет к настоящим восстаниям, и обиженная провинция поспешит выйти из состава вашего королевства.

У странствующих торговцев и на ярмарках можно обменять на ресурсы придворных дам или же приобрести продовольствие по самой выгодной цене, когда за одну монету дают две единицы провизии. Зимой монарху разрешено принимать новые законы и эдикты, у каждого из которых есть как положительные, так и отрицательные стороны. Выкачать из королевства дополнительные доходы для новой военной кампании в ущерб долгосрочному развитию? Провозгласить государственную монополию и повысить поступления от торговли за счет убытков от добычи золота на шахтах? Поощрить распространение одной религии и настроить против себя всех, кто не разделяет подобные взгляды? Решать вам.

По стопам короля Артура

Основную сюжетную линию представляют 4 летописи Круглого стола. Именно в них сосредоточены все ключевые для прохождения квесты, которых набралось несколько десятков, причем, один избранный путь приключений способен до конца партии закрыть соседний. Вы всегда сами будете определять, когда именно заняться выполнением того или иного задания, но здесь нужно проявлять особую внимательность, поскольку касание героем волшебного свитка приводит к молниеносному развитию последующей цепи событий. Любители делать все и сразу могут пасть жертвой водоворота происшествий. Возможно, авторам следовало намекнуть геймерам о последствиях принятия поручения. Так, захват крепости Норфолк у саксонцев автоматически приводит к провалу задания Мерлина по поиску артефакта и сразу открывает на вашей территории телепортер, которым рады воспользоваться кочующие армии монстров, а союз с язычниками из Уэльса провоцирует объявление войны Артуру со стороны христианского короля.

Королю следует проявлять хитрость в дипломатии. Когда вы столкнетесь с первыми сильными соседями, то у вас будет выбор в том, как строить взаимоотношения с ними. Вы можете помочь мятежному принцу организовать восстание или же сообщить о планах изменника королю-тирану, а если стравите между собой двух монархов, то будьте готовы к тому, что победитель этого соревнования станет вдвое сильнее. Периодически события сами собой изменяют политическую карту мира, когда два сына погибшего отца раскалывают цельное королевство на два новых.

Любой квест представляет собой аналог теста или старых текстовых приключенческих игр, но перед его началом необходимо выбрать рыцаря, который осилит задание и получит все награды. Некоторые способности героя вполне могут отразиться на успешном осуществлении выбранного действия. В большинстве случаев дозволено решать любые проблемы в открытом бою или мирными средствами, что позволяет выполнять определенные поручения с минимальными потерями. В ходе переговоров всегда можно подкупить собеседника золотом, едой, артефактами, солдатами, рыцарями или знатными дамами в зависимости от того, что интересует оппонента, причем, последний не поленится намекнуть об этом соответствующими иконками. Если вы готовы заплатить назначенную цену, то сможете не только присоединить к себе часть вражеской армии, но в редких случаях даже уговорите их полководца примкнуть к вашему Круглому столу.

Не менее интересными оказываются и сугубо текстовые квесты, предлагающие принять участие в самых известных легендах о рыцарях Артура. Особую изюминку решению подобных заданий добавляют несложные головоломки, где найдутся словесные загадки и даже лабиринт, пройти который без ручки с листом бумаги вряд ли удастся. Однажды будет необходимо прокрасться в башню магов. Вы можете подкараулить волшебника и попытаться сразиться с ним или вызвать на дуэль одного из ближайших стражников и забрать амулет-ключ. Уже внутри самые внимательные обыщут все комнаты, одолеют чародея и заберут ценный артефакт, тогда как другие отправятся прямиком к месту назначения в подземелье и упустят часть возможностей. Иногда такие приключения могут повлиять на условия следующей за ними битвы или итоговое вознаграждение. Так, вам предложат лишить соперника колдовства в схватке в обмен на сумму многолетних налоговых поступлений от конкретной провинции или предоставят подкрепление, если согласитесь отдать своего рыцаря на два года в услужение мистическому существу. Конечно, солдатам будет не хватать своего опытного военачальника в тяжелой схватке, зато смелым геймерам воздастся, и их любимый герой вернется в указанный срок с новыми способностями.

Во время прохождения квеста рыцарь может получить ранение или обрести проклятый артефакт, чары которого придется разрушить на отдельном задании. Во время теста зеленым цветом иногда отмечаются те действия, шанс успеха которых выше среднего, а красным - рискованные и опасные затеи. Разумеется, если вам не хочется разбираться с негативными последствиями или упустить вознаграждение, придется использовать метод проб, ошибок и загрузок, когда невнимание к авторским описаниям не позволяет сходу назвать имя одного из духовных лидеров Ши.

Индивидуальный подход

За своего короля все великие дела будут совершать его рыцари. Завершение третьей книги летописи даже потребует собрать 12 верных соратников за Круглым столом. Проще всего найти новых полководцев в ходе выполнения заданий, где довольно часто присутствует опция, позволяющая завербовать героя, причем, вы заранее сможете окинуть беглым взглядом его характеристики и уровень опытности. В некоторых случаях нужно делать нравственный выбор между отцом, готовым сразу примкнуть к вашей армии, и подающим надежды сыном, обреченным провести остаток жизни в лесу. Если вы станете на сторону молодого человека, то придется одолеть могучую армию его предка.

RPG-составляющая умело сбалансирована. Каждый персонаж обладает пятью основными характеристиками: лидерство (влияет на издержки на содержание подчиненной армии), авантюризм (дополнительный опыт за прохождение квестов и дальность хода войска на глобальной карте), хозяйственность (рост поступлений из провинций под управлением), боеспособность (очки жизни и сила атаки) и магия (доступные очки волшебства). Хотя ограничения на развитие подопечных не предусмотрено, сама продолжительность кампании и необходимость поддерживать нескольких героев с армиями в разных концах карты в любой момент времени не позволят продвинуться намного дальше 25-го уровня. Максимальный предел любой главной характеристики - 20 очков без учета бонусов от артефактов.

В зависимости от своего класса персонаж (полководец, маг, рыцарь) получит специфический бонус, а также сможет освоить 12 навыков, выбрав их из нескольких десятков. Сами скиллы делятся на активные (применяются в бою по нажатию кнопки) и пассивные, что действуют всегда. Общее число способностей для всех классов героев, включая заклинания, составляет одну сотню. Некоторые скиллы многократно усиливают действие определенной магии, атакующие или защитные показатели героя и его телохранителей, назначаемых из любого отряда армии, тогда как другие обеспечат преимущества на глобальной карте при управлении королевством. В битвах герою разрешено использовать лишь 4 активных навыка, указываемых вами до сражения. В одной схватке вы сделаете ставку на “Темное облако” для нейтрализации вражеских стрелков, а в следующей удобнее будет предпочесть “Туман Авалона”, чтобы безболезненно подобраться пехотой к неприятелю.

Каждый навык имеет 4 уровня, но эффект его использования может быть улучшен и дальше за счет волшебных предметов. Разработчики добавили в игру 150 артефактов, но у любого героя есть всего 4 свободных слота: меч, доспехи или щит, а также два амулета, поэтому всегда нужно выбирать те вещи, которые окажутся наиболее полезными конкретному подопечному. Реликвии добываются при выполнении квестов и при захвате вражеских героев в сражениях.

Ненужные предметы или те, что накопились в нескольких экземплярах, можно продавать при посещении купцов, которые иногда на несколько ходов появляются в одной из точек на карте. У торговца имеется некоторый запас золота и провизии, а также свои магические реликвии. С помощью выравнивания весов вы максимально быстро сможете состряпать наиболее подходящую сделку, хотя местные коммерсанты любят скидки при покупке вещей у вас и надбавки при продаже вам чего-либо. Самые лучшие артефакты имеют несколько характеристик, и для раскрытия потенциала предмета полностью его обладатель должен выполнить заданные требования: выиграть указанное число сражений, победить несколько вражеских героев, выполнить столько-то квестов или регулярно использовать отдельные заклинания.

Развивать своих рыцарей и солдат дозволено только зимой. По аналогии с Crusaders: Thy Kingdom Come, каждый юнит имеет несколько параметров: силу атаки, прочность защиты, выносливость (уставшие в сражении медленно передвигаются и хуже дерутся) и расходы на содержание. Солдаты становятся более компетентными в своем деле, если активно участвуют в схватках, а у некоторых есть и специфические умения вроде стрельбы для лучников, которую можно сделать еще более эффективной. Дважды на пути до 10 уровня опытности вы сможете выбрать дополнительные навыки для отрядов, которые варьируются в зависимости от типов подразделений. Общее количество таких способностей достигло 61. Так, почти любому можно подарить вооружение, прибавляющее наносимый врагу урон. Легкую кавалерию удастся научить поднимать щиты, получая меньшие повреждения от стрел неприятеля в ущерб показателям ближнего боя.

Иногда выбор сделать крайне нелегко. Например, некоторые лучники способны нанести тройной урон при первом выстреле из засады, тогда как другие умеют поджигать снаряды, снижая собственную скорострельность. Отдельные подразделения можно натренировать для схваток с бронированными противниками, тогда как другим больше пригодится молниеносная скорость атаки.

В борьбе за веру

В самом начале король Артур является атеистом, но ваши решения постепенно это изменят. В процессе игры убеждения монарха смещаются по двум независимым шкалам. На границах первой лежат отметки “справедливый правитель” и “деспот”, а ключевыми точками второй стали “язычник” и “христианин”. Предпочитаемая религия и моральные устои повлияют не только на отношение к вам со стороны некоторых соседей, что выльется в выгодный союз или кровопролитную войну, но и отразятся на лояльности подопечных рыцарей.

Если один из ваших военачальников исповедует убеждения Ши и уважает друидов, то христианские воззрения Артура рано или поздно приведут к тому, что иноверец покинет вас, если вы не уволите его раньше. Изменения нравственных убеждений помогут попасть в одну из четырех зон, где откроются уникальные преимущества в области государственного менеджмента, новые подразделения и заклинания. Так, тирану проще содержать и комплектовать крупные армии, тогда как у справедливого короля лучше получается вести хозяйство, не причиняя неудобств поданным.

Если полководец вам особенно дорог, то его лояльность можно улучшить отдельными методами. Выдайте ему земельный надел (до трех провинций в одни руки), кольца и амулеты верности или подберите подходящую пассию. Во время приключений придется спасти немало прекрасных дам, других за деньги готова предложить сваха, а одна из построек в цитаделях увеличивает вероятность того, что к Артуру прибудут новые знатные дворянки. Единственную жену для рыцаря следует выбирать осторожно и не по портрету, а по чертам характера. Одни женщины одарят супруга необычными бонусами, например, неуязвимостью, а расточительство прочих нанесет ощутимый удар по экономике территорий мужа.

Все побежденные вражеские герои попадут в королевскую тюрьму, где вы можете пытать их, желая узнать все о местонахождении и составе армий их хозяина в текущем сезоне. Пленников дозволено отпустить восвояси, что полезно для репутации. К тому же эти персонажи вскоре появятся на приграничных провинциях с небольшим отрядом, что позволит захватить их повторно и забрать себе новые артефакты. Монархи будут временами предлагать вам выкуп за своих протеже, но, если слишком жадничать, узники через несколько лет умрут или сбегут из заточения, чтобы вернуться на службу к своему властелину.

В любую армию с учетом героя можно включить до 16-ти юнитов, в списке которых присутствуют несколько десятков типов. Базовые подразделения открываются исследованием технологий. К их числу принадлежат лучники (4 вида), арбалетчики (меньшая зона поражения и стрельба по прямой траектории), легкая кавалерия (3), тяжелая кавалерия (4), бронированная пехота (3), латники (4), копейщики (3). У каждого из них - свои атакующие и защитные характеристики, выносливость и стоимость. Более дорогие отряды обладают дополнительными навыками и умеют использовать определенные построения в бою.

Улучшение юнитов в пределах однотипных ветвей развития происходит автоматически. В деревнях и городах всегда можно заменить раненых любого подразделения натренированными бойцами, а на ярмарке воинов за сохранение опытности отряда придется доплатить. Если вы где-то раздобыли уникальный юнит, то пополнить его численность можно даже при отсутствии знаний, позволяющих штамповать ему подобных.

Некоторые дипломатические союзы добавят в казармы уникальные отряды вроде быстрых саксонских всадников или уэльских лучников. Религиозные предпочтения откроют для найма черных рыцарей, крестоносцев, всадников Грааля, стражей “Золотого грифона” или могучих добрых и злых воинов, порожденных магией.

Разделяй и властвуй

Покорение новой провинции происходит после захвата ее ключевых точек, которыми стали как населенные пункты, так и местные достопримечательности. Если объект не охраняется, то перейдет под ваш контроль, как только до него доберется один из рыцарей. Однако здешние монументы - не пустые памятники архитектуры, а полезные объекты, которые наделены стратегическими и тактическими бонусами. Каждый ход, проведенный на арене, сделает опытнее откомандированных туда солдат, тогда как аналогичный эффект для героев обеспечивает аббатство. Рыцарь, обосновавшийся в монастыре, ускоряет развитие новых технологий. Алтарь друидов удваивает очки волшебства для обороняющейся стороны в бою, таверна на 50% увеличивает вероятность появления коммерсанта на карте в ближайшие сезоны, а форт делает то же для приключений с упором на сражения.

Единственным недостатком вражеского AI на глобальной карте является его повиновение триггерам разработчиков. Свободная дипломатия вне квестов здесь, к сожалению, отсутствует, зато на официальном форуме геймеры уже умоляют разработчиков добавить “песочницу” с выбором любой фракции на старте партии. Как только какой-либо триггер развязывает AI руки, он моментально превращается в опасного агрессора, нападает на ваши владения и героев, пока вы не отомстите и не пройдете победным маршем до его столицы. Чтобы жизнь не казалась слишком легкой, враги почти не ограничены в средствах, имеют пару десятков рыцарей в запасе (умершие в тюрьмах исключаются из этого списка), а опыт их армий всегда немного превосходит ваши достижения.

Интересным нюансом стали особенности комплектации войска у различных монархов. Если некоторые герои делают ставку только на кавалерию или лучников, то другие предпочитают сбалансированную армию, а третьи и вовсе используют в одной боевой группе до 4-х героев. Когда вы познакомитесь с этими стилями поведения ближе, то поймете, что оппоненты четко им следуют. Иногда в игре возникают и нелепые ситуации. Например, после вторжения на вражескую территорию будьте готовы к тому, что вас атакуют все рыцари противника, которые только смогут до вас добраться за один ход, что заставит провести подряд несколько крупных сражений, раз за разом теряя в схватках своих солдат.

Главное достоинство игры - тактические бои. Если создателям серии Total War (2000-2009) обычно требуются долгие месяцы после релизов и серии увесистых патчей, чтобы сделать AI в сражениях более компетентным и непредсказуемым, то Neocore Games это удалось со второй попытки. Триггеры поведения из Crusaders: Thy Kingdom Come канули в лету, а некоторые внезапные и ошеломляющие решения компьютерных полководцев без труда способны потрепать нервы даже опытным стратегам, открывая поистине безграничный простор для экспериментов на полях битв.

Мастерство полководца

Базовые принципы боевых действий также претерпели несколько изменений со времен Crusaders: Thy Kingdom Come. Концепция динамической морали для обеих сторон конфликта уменьшает влияние фактора численного превосходства. Если запас прочности боевого духа фракции не был испорчен глобальными событиями вроде задержки зарплат солдатам, то сражающиеся начинают бой в равных условиях. К слову, если битва не связана с выполнением квеста и уникальным дизайном карты для сопутствующей схватки, то вам даже предложат выбрать желаемый ландшафт из нескольких вариантов (3-4 для каждой провинции). Так, вы можете предпочесть болотистую или холмистую местность густым лесам и равнинам, если у вас много пехоты и мало всадников. Пока кавалерия противника будет медленно переправляться через бурные реки, она окажется наиболее уязвимой для обстрела лучниками с противоположного берега.

Предел боевого духа сторон снижается при гибели целых отрядов армии, но основным движущим фактором является захват контрольных точек на карте. Ими могут быть окрестные деревни и памятники архитектуры. Для установления контроля над ними достаточно очистить близлежащую местность от противников и оккупировать флаг любым своим юнитом. Через некоторое время локация станет вашей, и иногда даже увеличит вознаграждение в случае победы, за которую поощряют также золотом и едой из захваченного обоза. Другими полезными эффектами от достопримечательностей являются бесплатные мощные заклинания, дополнительные очки волшебства, зависящие от избранной веры, или снижение усталости. Всеми этими бонусами можно пользоваться лишь в небольшом радиусе от захваченного объекта, а другим элементом баланса стало время перезарядки, которое должно пройти, прежде чем вы сможете использовать дополнительные преимущества снова.

Если противник завладел бОльшим числом контрольных точек, то мораль вашей армии начнет стремиться к нулю, пока вы не измените ситуацию. Слабые и мобильные здесь при поддержке определенных заклинаний вполне смогут одолеть крупное и неповоротливое войско с помощью хитрой тактики и умелой организации засад. На осады у разработчиков не хватило времени, поэтому вместо штурма крепостных стен обычно приходится бегать по узким городским улицам и соревноваться в скорости оккупации флагов.

Тип местности стал еще больше влиять на происходящее в сражении. С холма удобнее стрелять, а в лесной чаще лучники чувствуют себя неуютно. Тяжелая пехота, переправляющаяся через реку, сильно рискует, тогда как с кавалерией в чистом поле лучше не встречаться. Огромное значение для успеха имеет выбор подходящих формаций. Рассеянное построение для стрелков уменьшит урон от вражеских залпов, но, если, вдруг, в таком виде юнит повстречается даже с легкой конницей, то в ближнем бою проиграет еще быстрее. “Бриллиант” помогает копейщикам остановить любых всадников, но при этом придется смириться с усиленными повреждениями от стрел.

Сюрпризы AI

Лучники в этой игре с самого начала обладают диковинной смертоносностью, но не все так просто. Прежде всего, исправить это намеренное искажение баланса можно простановкой одной галочки в настройках, но многократно усиленные стрелки лишь делают сражения интереснее, поскольку несколько удачных залпов от 4-5 таких отрядов способны рассеять любой вражеский юнит или несколько, но в армии противника редко бывает меньше шестнадцати отрядов.

Ближе к середине игры вы почувствуете, что с появлением бронированной пехоты и мощных заклинаний лучники теряют господствующую роль в бою. Так, у мечников с крупными щитами есть построение “черепахой”, отдельные артефакты уменьшат повреждения от стрел, а волшебные чары на время защитят выбранные подразделения от любых дистанционных атак. Отдельные колдуны и вовсе призовут ночную темноту или туман себе на помощь, что на некоторое время весомо снижает радиус обстрела. Магия бывает деструктивной или оборонительной. Некоторые заклинания даже позволяют организовать кратковременный односторонний портал для мгновенной телепортации в любую точку карты.

AI часто ведет себя совершенно непредсказуемо, и принимаемые компьютерным полководцем решения зависят от выбранного уровня сложности и комплектации его армии. Когда у оппонента мало сил, то он предпочитает партизанскую тактику и активно захватывает контрольные точки, стараясь как можно дольше избегать схватки и победить за счет крепкого боевого духа. При действии оборонительного алгоритма соперник даже не ленится уводить своих солдат в ближайшую лесную чащу, чтобы максимально защититься от обстрела со стороны ваших лучников. Когда силы примерно равны, то конкурент избирает выжидательную тактику, заставляя вас сделать первый шаг и, например, отправить всех лучников на пригорок. Как только ваши стрелки построятся в тесный боевой порядок, AI обрушит на их головы всю мощь деструктивной магии, причем, выберет для этого наилучший момент. Компьютерные полководцы всегда держат часть сил в резерве, обожают обходить ваши силы с тыла или с флангов кавалерией и даже провоцируют вести огонь по дружественным целям.

Со временем ваши герои обретут такую мощь, что смогут в одиночку уничтожать целые вражеские отряды. Именно рыцарям Круглого стола во главе с тяжелой конницей придется принимать на себя главный удар и вынуждать оппонентов расходовать ману на заклинания, но все же за подопечными лучше присматривать, ведь после гибели персонажа вы потеряете верного помощника. Какими бы крепкими ни были телохранители, некоторые заклинания вроде “Драконьего дыхания” или “Урагана” способны сходу умертвить часть солдат из свиты, если не уделять время развитию навыков по защите от вражеской магии.

Сказочные красоты

Интерфейс в игре является достаточно удобным и простым в освоении, если привыкнуть к наличию контекстного меню на объектах, вызываемого правой кнопкой мыши. На глобальной карте не хватает разве что детальных сводных отчетов о поступлении ресурсов в казну и расходах по каждой провинции и армии, поскольку информации по бюджету от казначея не всегда достаточно, а на путешествия по провинциальным информационным экранам время тратить не хочется. В мире King Arthur имеется обилие подсказок, которое не позволит заблудиться, а также дневник событий, где постепенно открываются предыстории квестов и всего происходящего в сказочной Британии. Двойной клик по любому заданию показывает то место, куда нужно отправиться для его выполнения. Перед началом сражения камера эффектно облетает все победные точки. Наиболее критичные баги были исправлены в считанные дни после релиза маленькими патчами, которые автоматически устанавливаются при запуске игры через Steam.

Пожалуй, наиболее значимой проблемой является желание ваших подопечных броситься навстречу противнику. Хотя тут имеются команды, регулирующие агрессивное и оборонительное поведение, любое последующее перемещение отряда аннулирует данный приказ, и бойцы при приближении врага предпочитают моментально выдвинуться в его сторону. Для лучников весьма полезными оказываются распоряжения по поддержанию дистанции до неприятеля или по запрету на ведение огня, чтобы не покалечить своих в гуще сражения. В Crusaders: Thy Kingdom Come дуэль между двумя любыми столкнувшимися отрядами продолжалась до последней капли крови, что многие критиковали. На этот раз в игру включили кнопку по досрочному выходу подразделения из схватки, что позволяет перегруппироваться или даже отступить, сохранив жизнь опытным воинам. Если слишком долго выбирать цель для заклинания, то в редких случаях курсор выходит из режима колдовства.

Стабильность приложения также оставила приятные впечатления. За несколько десятков часов игры она закрылась с ошибкой всего два раза, причем, регулярные автосохранения каждый ход не позволят потерять достижения, а на один бой, в среднем, уходит около 20 минут реального времени. В отличие от игр серии Total War здесь не возникает стимулов разрешать сражения в автоматическом режиме, поскольку развивающиеся на глазах герои и достойный вражеский AI сочетаются настолько удачно, что в каждой битве хочется участвовать лично. Если вы все же решили положиться на мгновенный исход какой-либо схватки, где в случае победы опыт равномерно поделится между всеми юнитами, то не забудьте предварительно отметить до 4 отрядов, которым союзный AI обеспечит максимально возможную протекцию.

Помимо кампании, имеется режим боя с заданными настройками. Вы сможете выбрать одну из трех десятков карт, определить фракции противоборствующих сторон, выделить бюджет и приобрести на него участвующие в сражении юниты. Аналогичным образом реализован и мультиплеер по локальной сети и Интернету с той разницей, что в последнем случае пользователям предлагается также возможность защитить свою партию паролем, общаться посредством чата и фильтровать игроков по ранее набранным очкам опытности, чтобы ветеранам не пришлось сражаться с новичками.

Трехмерная графика радует глаз весьма красочной стратегической картой, на которой отображается смена времен года, а солнечные лучи скользят по водам, окружающим территорию Британии. В бою можно похвалить качество моделей юнитов и героев, внешне отличающихся друг от друга (по росту и типажам лиц), разнообразный ландшафт, анимацию лошадей, проявления погоды и эффектов некоторых заклинаний вроде молний, грозы и тумана. Симпатичный арт на экранах загрузки сопровождается полезными игровыми советами. Жаль, что уникальных фреймов анимации для большинства юнитов оказывается не так много, поэтому их движения слишком часто повторяются. В схватках участвуют не все солдаты отряда, а лишь первые ряды, пока остальные терпеливо ждут своей очереди. К тому же мечи сражающихся не соприкасаются, зато были учтены некоторые особенности физики ragdoll, и гибель воинов сопровождается кровавыми брызгами.

Для английской версии подобрали хороших актеров дубляжа, хотя общие реплики для солдат и героев вышли несколько однообразными, что является типичной проблемой для стратегий. Обилие интересных звуковых эффектов дает о себе знать, как на глобальной карте, так и в битвах, где после патча шумы сражения будут слышны, даже когда камера находится на высоте птичьего полета, и именно в этом ракурсе удобнее координировать действия армии. Среди 15-ти музыкальных тем саундтрека найдется, минимум, 5 мелодий, которые можно прослушивать бесконечно, поскольку звучание духовых и струнных тонов прекрасно передает атмосферу средневекового фэнтези.

Вердикт

King Arthur - The Role-playing Wargame в честном соревновании без труда положит на обе лопатки монотонную и проблемную Warhammer: Mark of Chaos (2006-2008). Оригинальные дизайнерские решения венгерских дизайнеров из Neocore Games, увлекательный геймплей, нетрадиционный баланс сил, высокий потенциал долгожительства и компетентный в тактике AI - весомый комплект преимуществ для эпической стратегии, особенно, по современным меркам, когда некоторые разработчики не брезгуют отправлять в печать продукты, требующие многомесячной доработки патчами. Во II квартале 2010 г. Neocore Games представит на суд публики новую игру, Lionheart: Kings’ Crusade (http://www..aspx?id=5066). Хочется надеяться, что авторы и дальше будут поддерживать столь высокий уровень качества, которого им удалось достичь в King Arthur.

Король Артур — идеальный персонаж для компьютерной игры. Все о нем слышали, кое-кто даже знает его краткую биографию, но едва ли найдется человек, который сможет уверенно сказать, существовал легендарный правитель на самом деле или это лишь выдумки менестрелей. Неизвестность развязывает авторам руки. Легко догадаться, что мы увидим в стратегии про Александра Македонского ; наш герой, напротив, полон загадок и тайн. «А где тайна — там и служба государева».

Historia Britonum

Системные требования

Pentium 4/Athlon 64 3 ГГц

1.5 Гб памяти

GeForce 6600/Radeon X700

8 Гб на винчестере

Рекомендуемые требования

Core 2 Duo E6420/Athlon X2 5000+

2 Гб памяти

GeForce 8800/Radeon HD 3850

8 Гб на винчестере

Артур, будучи истинным носителем власти, присутствует тут номинально — на правах крошечного портретика в меню. Нести его волю в народ предстоит дюжине верных рыцарей. Они командуют войсками, спасают девиц, рубят головы великанам… Фундамент позаимствован из Total War . Мы перемещаем отряды и управляем государством в походовом режиме, а когда армии сталкиваются, переходим в реальное время. Разглядывая глобальную карту, трудно удержаться от ассоциаций с еще одним культовым сериалом — Heroes of Might & Magic . Разбросанные там и сям домики — неиссякаемый источник сюрпризов. В городе можно набрать рекрутов, в шахте — раздобыть увесистый самородок, в замке — как следует отдохнуть, и т. д.

Соблюдать нейтралитет ни к чему. Разделавшись с добром и злом, пора подумать о религии. Все больше людей принимает учение Христа, что крайне не по душе адептам старых богов. Здесь-то игрока и ждет главная сценарная развилка. Крестоносцы отправляются на поселение в Камелот, а староверы создают твердыню в Вирокониуме — священном городе на границе с Бедегрейном. От убеждений монарха зависят отношения с окружающими. Праведник не станет служить тирану с черным сердцем, рыцарь-язычник не заговорит с отступником, забывшим веру предков.

Итоговая цель King Arthur — объединение страны. Покорить все регионы мало — надо постоянно следить за уровнем преданности провинций, пресекая сепаратистские настроения и разбираясь с насущными проблемами. Как остановить чуму: заплатить лекарям или перебить больных и сжечь трупы? А наводнения? Плотины усмирят разбушевавшуюся стихию, но стоимость работ неприлично высока. И это лишь несколько примеров. На дорогах бесчинствуют разбойники, в селах проповедуют сектанты, по лесам бродят людоеды, и каждый раз приходится мучительно выискивать компромисс между желаниями и возможностями.

В запале борьбы с внутренними врагами нельзя пренебрегать и внешними. Тем, кто изберет путь креста, грозит длительное противостояние с Мерлином и бессчетными армиями сидов, проникающими в Британию сквозь сеть порталов. В Total War литературная составляющая никого не заботила. Тут все наоборот — игнорируя просьбы и поручения, тяжело добиться успеха. Добравшись до отмеченного места, мы переносимся на четверть века назад — в эпоху «interactive fiction». Читаем текст, выбираем один из вариантов, продвигаемся дальше (срыв «переговоров» обычно ведет к битве) — совсем как в «Космических рейнджерах ». Приключения неразрывно связаны с основной игрой. Если герою предлагают поединок на мечах, а он тяготеет к магии, то лучше не позориться и найти какую-нибудь альтернативу.

Завсегдатаи Круглого стола — полноценные RPG-персонажи со своими судьбами и характерами. Взять хотя бы сэра Балина, которому Артур помог расквитаться с предателем-братцем и разрушить могущественное проклятие. Справа сидит Тристан и с глупой улыбкой таращится на Изольду. В их чувствах друг к другу нет ничего божественного (виной всему приворотное зелье), но у кого хватит духа разлучить любовников, выдав юную красавицу за Гавейна? Плотские утехи не интересуют Персиваля — существует пророчество, что именно он уничтожит остатки старой веры и отыщет чашу Грааля. Неудивительно, что Галахад, сам уже не первый год гоняющийся за утраченной реликвией, поглядывает на него с плохо скрываемой ревностью и подозрением.

Подбирая для них занятия, нужно учитывать специализацию. Полководец снизит содержание армии и «прокачает» характеристики, воин сразит вражеских чемпионов, мудрец прикроет огнем и сбросит вредоносные чары. Помимо ключевых параметров (лидерство, управление, хитрость, сражение и магия), у рыцарей есть врожденные «перки» и солидная коллекция навыков, которые игрок покупает и развивает при увеличении уровня. Лояльность так же важна, как и сила. Неудовлетворенность положением однажды подтолкнет героя к отставке. Выгодный брак и титул сеньора, скорее всего, удержат его от необдуманных решений. Главное — не спешить. Неумелого «менеджера» всегда можно снять, а жену-мегеру придется терпеть до самой смерти.

Магией и мечом

Тоску семейного быта развеет добрая драка. Военные действия напоминают о сериях Total War , Warhammer и… Ground Control 2 , откуда разработчики утащили систему командных точек. Достаточно прибрать к рукам несколько флагов, и боевой дух противника начнет постепенно таять. Самое время обнажить мечи, ведь гибель товарищей тоже травмирует «коллективное бессознательное»; еще чуть-чуть, и отборные ратники побегут заодно со слабаками-ополченцами.

Нарочито искусственные правила поначалу вызывают неприятие, но чем дольше играешь, тем больше нюансов всплывает на поверхность. Воины устают и умирают от случайных стрел союзников, свою лепту вносят погода и тип местности. Подчас необходимо «на лету» менять формации. Сближаясь с врагом, желательно рассредоточить строй (дополнительная защита от лучников), а непосредственно перед «контактом» — собрать ратников в клин и пробить ряды обороняющихся. Правда, King Arthur не поражает шикарными «фаталити» (см. Medieval 2 ) и модными световыми эффектами. Просто добротная картинка. Издали — бескрайние поля и аккуратные прямоугольники отрядов, вблизи — приятные глазу модели и на удивление четкие текстуры.

Закованные в латы головорезы — костяк любого войска, однако истинной царицей полей стала тяжелая кавалерия. Разогнавшийся отряд подобен лавине, сметающей все на пути. Зная это, AI обожает петлять и прятаться в зарослях. Компьютерные генералы звезд с неба не хватают, но в азах соображают: прикрываются копьями от лошадей, устраивают засады, активно колдуют (рукотворные молнии, между прочим, способны повернуть ход битвы).

Рано или поздно в армии появляются «юниты с характером». Заставив бойцов с противоположным мировоззрением маршировать плечом к плечу, будьте готовы к последствиям, вплоть до дезертирства. В мире King Arthur толерантность не в почете. Благородные рыцари Грааля никогда не подружатся с полуголыми «эльфийскими» лучницами, а элитная королевская стража едва ли захочет якшаться с бандитами и мародерами. Разногласия привели к провалу? Невелика беда — сотни добровольцев ждут своей очереди послужить королю. Героев все равно убить нельзя — они просто попадают на койку лазарета либо в тюрьму.

Но узаконенное бессмертие не делает игру проще. Короткий «учебник» объясняет лишь минимум, остальное придется раскапывать в PDF-руководстве и постигать экспериментальным путем. Например, что весной на карте возникают «случайные» задания, что летом легче совершать переходы, что осенью крестьяне сдают урожай, и что зимой, пока солдаты дрыхнут в теплых казармах, настает пора для государственных дел. Перво-наперво — экскурсия по замку. Строительство сожрет изрядную долю бюджета, зато результаты не разочаруют. Каждое здание приносит пользу: растет собираемость налогов, падает уровень преступности, «начальство» получает дополнительные очки умений. Даже темница и камера пыток исполняют общественно-значимые функции — снижается вероятность бегства ценных пленников.

Панель исследований — следующая по важности достопримечательность. В обмен на золото и пищу ученые мужи не прочь пошевелить извилинами. Более сильные юниты, экономические улучшения, заклятья — все для фронта, все для победы! Настроить королевство «под себя» можно в канцелярии. Законы предназначены для долговременного управления жизнью страны, указы позволяют решить сиюминутные проблемы, но обладают рядом существенных недостатков. Если не лезть на рожон, радикальные меры не потребуются. В King Arthur нет «защиты от дурака» — запуская финальный квест раньше срока, нужно понимать, чем это чревато. Да и куда торопиться? Одно прохождение покажет меньше половины игры. По-моему, стоит растянуть удовольствие.

Эльфы против крестоносцев

Симпатичная графика, качественный геймплей, продуманный сеттинг — Neocore Games можно поздравить с успехом. Несмотря на некоторые шероховатости и сделанный «для галочки» мультиплеер, King Arthur гораздо интереснее венгерской студии и легко обходит лицензированный Warhammer: Mark of Chaos . Это ли не лучшая похвала?

P.S. Если вы до сих пор используете «пузатый» CRT-монитор, помните: максимальное разрешение, которое игра позволит выставить, равно разрешению «рабочего стола» Windows.

*** King Arthur the Saxons

*** King Arthur the Druids

Ответы:

    В чем различие уровней сложности игры?
    - Помимо агрессивности AI действуют следующие модификаторы для противника:
    Количество маны противника :
    Очень легко - 0.4
    Легко - 0.5
    Нормально - 0.75
    Сложно - 1
    Очень сложно - 1.25
    Здоровье противника :
    Очень легко - 0.4
    Легко - 0.5
    Нормально - 0.7
    Сложно - 1
    Очень сложно - 1.2
    Урон противника :
    Очень легко - 0.4
    Легко - 0.5
    Нормально - 0.7
    Сложно - 1
    Очень сложно - 1.2

    Как пополнять армию (нанимать, пополнять, вербовать, восстанавливать отряды, войска, воинов, армию, солдат)?
    - Нужно привести ее в поселение и кликнуть правой кнопкой мыши. В появившемся списке кликнуть на рожок.

    Как разделить армию ?
    - Правый клик на армии, затем по картинке "разделить", далее перетащить мышкой отряды из одного окна в другое.

    Как набрать героев (рыцарей Круглого Стола)?
    - Через квесты и приключения

    Где взять дам для моих рыцарей?
    - Через квесты, приключения, торговцев и через 30% шанс в постройке "дамский двор" в Башне рыцарских деяний

    Как поменять рыцарю отряд ?
    - Перетащить мышкой портрет рыцаря на другой отряд

    Как обменять вещи между 2 героями 2 армий ?
    - Свести 2 армии и 2 раза кликнуть по портрету героя – откроется рюкзак. Далее - перетащить мышкой.

    У некоторых вещей бонусы выделены серым цветом , что это значит?
    - Для их получения нужно выполнить определенные условия. Чтобы узнать условия, нужно навести курсор на бонус.

    Как пожаловать герою провинцию и что это дает?
    - Это дает дополнительные бонусы провинции, которые указаны вместе с чертами характера героя, а также его жены. А пожаловать можно либо через экран круглого стола, либо правый клик на провинции и далее картинка с изображением синего плюса.

    Что дают стратегические точки во время тактических битв?
    - Если вы с противником захватили СТ поровну, то ничего не происходит. Если вы захватили СТ больше, то боевой дух противника начнет уменьшаться. Когда боевой дух кого-либо опускается до 0, он проигрывает.

    Что такое проклятие ?
    - При проклятии все характеристики вашего героя снижаются до 1 на несколько ходов. Получить можно, если надеть проклятый артефакт, либо через квесты.

    Как снять проклятие с оружия ?
    - Надеть его. Либо через квесты.

    Как отцентрировать квест на карте ?
    - Заходим в список заданий/приключений и дважды кликаем на интересующий квест.

    Как мышью довести до нужного параметра ?
    - Передвинуть карту на водную гладь и неспеша передвинуть курсор, куда вам нужно. Либо научиться двигать мышью резво, ибо карту можно передвинуть не всегда.

    За кого лучше играть : Благих или Неблагих? Тирана или Праведника? Христианина или Старовера?
    - Игра в целом сбалансирована, если бы не одно но. У староверов есть имба-заклинание, которое ставит баланс с ног на голову, - это Тропы Сидов, которые позволяют телепортироваться герою с отрядом в любую точку карты за копеечную ману. Перезаряжается заклинание тоже быстро. Что касается Благих и Неблагих, то у элитных лучников и воинов Благих есть броня,а также здоровье больше, что дает им определенное преимущество. Праведник с тираном в целом сбалансированы.

    Как повышать (прокачивать, тренировать, улучшать войска, отряды) уровень солдат?
    - Просто эффективно сражаться с другими отрядами и побеждать. Чем больше отряд убил противников и чем меньше потерял, тем больше опыта он получит. Также в крепости можно построить ристалище, а в нем - лагерь ветереанов, тогда все ваши новые отряды будут производиться с 300 опыта (2 уровень). Еще можно повышать на 5% в сезон опыт солдат, если с героем встать с ними на карте на ристалище. В некоторых приключениях можно повысить уровень отрядов на +1.

    Как пройти лабиринт сэра Дагонета ?
    -Заходим в первую комнату. Далее выбираем направления:
    восток - север - восток - восток - север - север - север - запад - запад - юг - конец
    Если вы скажете Дагонету, что главная цель Короля Артура - насаждение христианства или власть, он к вам не присоединится.

    Как пройти квест "Пропавшие дети" ?
    - Говоримс капитаном городской стражи, узнаем у него подробности пропажи детей. Далее идем в деревню. Находим там девочку, которая не говорит, узнаем у ее родителей, что когда она последний раз говорила, она произнесла странную фразу "лилия красного ястреба" - это и является ключевой фразой, чтобы продвинуться дальше по квесту. Далее осматриваем амбар. Находим тайный вход в падвал, идем по тоннелю и упираемся в дверь с кодовым замком. Повернуть каменные диски нужно в следующие положения: рубин - птица - цветок. Далее найти лагерь с мародерами, дождаться, пока все лягут спать, и похитить их командира. У него узнать, что с детьми, затем либо убить оставшихся разбойников (+1 к тирании), либо передать в руки стражи (+1 к праведности).

    Как пройти квест сэра Борса с пропавшими детьми?
    - Встречаем охотника. Далее либо платим ему 7000 за услуги проводника и замечаем лагерь разбойников, либо идем к мосту самостоятельно и сражаемся с волками. Далее побеждаем в поединке сэра Борса. Продолжаем путь к детям после чего нам преградит путь Сили, колдунья Сидов. Собственно далее несколько вариантов действий: либо мы разбиваем ее армию в поле, либо побеждаем ее в поединке, если характеристики позволяют, либо оставляем в заложники часть армии и имеем потери после квеста, либо самостоятельно выбираем ребенка. Нужно выбрать Дитя Огня.

    Где Улыбающийся принц и как пройти его проверку на знания?
    - Сперва нужно выполнить квест "По пятам друидов". В конце квеста вы либо просите их спокойно (+1 к Старой вере), либо приказываете рассказать, где находятся пропавшие дети именем церкви (+1 к Христианству), после чего на карте появляется местонахождение Улыбающегося Принца. Идете к нему. Если заключите с ним союз, то получите +1 к старой вере и +2 к тирании. Если нет, то один из его воинов предложит вам испытание - Проверку на знания. Придется отвечать на вопросы, чтобы вернуть детей. Первый вопрос будет: "Какой камень спрятан в рукаве?". Правильный ответ - алмаз. Во втором вопросе вас спросят, как называется Дом Сидов. Ответ - Тир-на-нОг. Третий вопрос будет о том, кого Благие почитают как создателя, ответ - богиня Дану.

    Как закрыть печать круга ?
    - Вы идете по дороге и встречаете воительницу Благих. Она предлагает вам безделушку в обмен на то, чтобы вы отказались от своей затеи. К слову, безделушку вы не получите, поэтому отвечаете отказом. Можно притвориться, что вы согласны, она повернется спиной и получит удар в спину (+1 к тирании), но придется также сразиться с ее грифоном. Можно сразиться лицом к лицу. Если у вас достаточно сражения, то вы победите ее. Пощадить ей жизнь (+1 к праведности) или нет (+1 к тирании) - решайте сами. Далее вы добираетесь до озера. Если вы пойдете вокруг, вы отморозите руку (-1 к силе), если пойдете по дну, то встретите огненного коня. Если вы пощадили Мириэль Синеглазую, они на своем грифоне прилетит к вам на помощь, если нет, то придется либо отпугнуть его магией, либо плыть к берегу изо всех сил, либо просто сразиться. Выбравшись из озера, вы встретите леди Нимеану, воспитанную Сидами. Можете убить ее (+1 к тирании), а можете убедить ее в том, что Сиды ее похитили ради собственной выгоды. Если у вашего героя достаточно Христианства или Старой веры, в зависимости от выбранного пути, она присоединится к придворным дамам.

    Как закрыть печать леса ?
    - Вы встречаете неблагого воина. Он предлагает вам сделку: разобраться с римлянами или решать свои проблемы самостоятельно. Вы идете к командиру римлян, обрисовываете ему ситуацию, выясняете, что он тоже хочет закрыть тропу Сидов. Далее вы вместе с ним идете на стража, что охраняет проход и нападаете на него вдвоем, после чего продолжаете свой путь и закрываете печать.

    Как закрыть печать башни ?
    - Вы идете к мосту на котором стоит неблагой воин. Можете с ним сразиться, а можете ответить на его вопрос: "в каком кармане алмаз?". Правильный ответ - в первом. Если у вас хороший навык сражения, то он вас пропустит, если нет, то придется сразиться - скорее всего, вы проиграете, поэтому берите воина с хорошим параметром сражения (у меня было 12). Далее вы дойдете до пропасти и перед вами предстанет гигантский орел, который загадает вам загадку забавную в своей бестолковости. Правильный ответ - "ни одной". Далее он перенесет вас к воротам с кодовым замком. Ворота откроются при следующем сочетании железных дисков: "неблагой" - "кристалл" - "зима".

    Как одолеть армии Самайна ?
    - Самый верный способ - это регулярно сражаться с ними. Это дает опыт героям и 5000 золота после боя. Если они вам сильно досаждают и вы мечтаете от них скорее избавиться, то могу вас огорчить: дальше пойдут армии гораздо сильнее Самайна и если вы не научитесь сражаться здесь, то дальше дела могут оказаться и вовсе плохи. К тому же после патча 1.03 их количество становится ограниченным. Тем не менее Армии Самайна исчезают после последовательного решения следующих квестов (для христианина): "Приключение сэра Галахада" - "Последнее заклятье Мерлина" - "Волшебный рыцарь" - "Хранитель тайн". После выполнения последнего квеста можно будет изучить навык "восстановление заклинаний".

    Как увеличить преданность героя ?
    - Пожаловать ему провинции, женить, надеть вещи, повышающие преданность. Также есть дамы и герои, которые увеличивают преданность сразу всем героям. Также есть исследования ("Зал славы") и указы ("Привилегии лордов", "Права на горное дело").

    Как увеличить преданность провинции ?
    - Через героев, которые дают бонусы к преданности провинций, когда вы им их жалуете. Через мировоззрение ("Чувство локтя"), исследования ("Бродячие комедианты") и указы ("Право на торговлю" и др.). Через снижение налогов. Также можно провести рыцарский турнир (+6 к преданности).

    Как разобраться с восстаниями ?
    - Либо путем диалогас недовольными, кстати, в этом случае у вас есть шанс получить новые войска и единицы мировоззрения, либо сразившись с ними. Если вы за 8 ходов не уберете из провинции армию восставших, то провинция полностью перейдет под контроль повстанцев.

    Чем отличается путь Христианина-Праведника от Христианина-Тирана?
    - Кроме бонусов от мировоззрения вы получаете сэра Ланселота, если праведник (10 праведности) или сэра Мордреда (10 тирании), если тиран.

    Есть ли отличие в различных характеристиках и параметрах от оригинальной игры?
    - Да. Лидерство теперь снижает стоимость содержания армии на 2% и только. Единица магии прибавляет 5% маны. Улучшение "Подкрепления" теперь снижает стоимость содержания армий на 5% вместо 25%. Навык отрядов "Оружие работы мастера" прибавляет 15% к урону вместо 20%, также имеют место и некоторые другие изменения.

FAQ King Arthur - the Druids

FAQ может быть дополнен.

Статьи по теме: