Познавательно-развивающая игра «Крестики – нолики. Дидактическое пособие «Крестики-нолики

МКОУ СОШ с. Преображенка

Игра

«Крестики – нолики»

Подготовила

учитель начальных классов

Егорова Екатерина Юрьевна

с. Преображенка

2013

Цели игры:

    Активизировать познавательную деятельность учащихся.

    Воспитывать любознательность, внимательность учащихся.

    Развивать кругозор учащихся, интерес к математике.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация игры, игровое поле, счётные палочки, карточки с заданиями, наборы «Танграм», письменные принадлежности для игроков, колокольчики для подачи звукового сигнала.

Правила игры.

Игра «Крестики — нолики» состоит из девяти секторов:

«Ребусы», «Волшебные палочки», «Прятки», «Головоломка», «Крылатые выражения», «Кот в мешке», «Устами младенца», «Танграм», «Стихи».

Перед началом игры, для определения права первого хода, проводится жеребьевка с участием капитанов команд. Тот, кто выигрывает, начинает выбирать сектора. В каждом секторе общее задание для всех команд.

Жюри оценивает этот конкурс, и игральный сектор закрывают символом победившей команды (крестик или нолик).

По окончании игры объявляются результаты. Победителей ждут памятные призы. Делаются фотографии на память.

Ход игры

Учитель:

Математика – наука

Она – гимнастика ума.

Есть в ней точность и смекалка,

Цифры, буквы и …игра.

Тот, кто учит, понимает,

Что наука нам нужна

Так как в трудной жизни нашей

Без нее никак нельзя:

Математика повсюду,

математика везде.

Тот, кто учит, понимает…

И порядок в голове.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на нашей математической игре «Крестики – нолики»

думать, размышлять, соображать, кумекать, ломать голову, раскидывать умом и шевелить мозгами

Абсолютно запрещается:

грустить, унывать, вешать нос, хныкать и стонать!

Веселиться от души!

Не забудьте также,

что с друзьями легче

справиться с любой

трудной задачей.

Постарайтесь не пропустить

ни одного нашего задания.

Итак, мы начинаем.

В игре примут участие 2 команды: команда «Крестики» и команда «Нолики».

Поприветствуем участников игры громкими аплодисментами.

Перед вами игровое поле.

На нём 9 секторов.

Ваша задача постараться жетонами с эмблемой своей команды закрыть как можно больше секторов, быстро и правильно ответив на вопросы и выполнив все задания.

Кто победит, кто проиграет –

Сейчас никто не знает,

Но я желаю вам всем успеха,

Счастья, радости и смеха!

И пусть быстрей кипит борьба,

Сильней соревнование.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

1сектор «Ребусы»

2 сектор «Волшебные палочки»

Ваша задача из 10 палочек сложить 2 квадрата.

3 сектор «Прятки»

Какие слова спрятались?

(Девять, сложение, икс, плюс, отрезок, длина, минус, задача, площадь, глагол)

4 сектор «Головоломка»

5 сектор «Крылатые выражения»


Очень умный, талантливый, мудрый, выдающийся человек.

Семи пядей во лбу.

Чему равен вес соли, которую надо съесть чтобы хорошо узнать человека.

Пуд соли съесть (пуд — 16 кг)

Как говорят, когда не верят в скорое выполнение каких-либо обещаний в срок.

Обещанного три года ждут.

Очень горько плакать.

Плакать в три ручья.

Очень много наобещать, наговорить.

Семь вёрст до небес.

6 сектор «Кот в мешке»

1.Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень.)

2.Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (Лучи.)

3.Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (Угол.)

4. Какая геометрическая фигура используется для наказания детей? (Угол).

5. Какая геометрическая фигура дружит с солнцем? (Луч).

6. Единица с 6-тью нулями. (Миллион).

7. Самое маленькое целое число. (0).

8. Народное название числа 13. (Чёртова дюжина).

9. Инструмент для измерения отрезков. (Линейка).

10.Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10? (когда смотрим на часы,

минутная стрелка)

11.В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (100 — сто)

12. Назовите «математические» растения. (Тысячелистник, столетник, золототысячник.)

13. В каком слове можно найти целый метр букв О? (В слове «метрО».)

7 сектор «Устами младенца»

Прошу вас отгадать

То, о чём младенцы говорят.

— Я буду говорить подсказки предмета, которые относятся к математике, вы должны угадать, что это за предмет.

    Про него есть загадка, но я вам не скажу. Он очень нужен на уроке.

    Но если его забываешь дома, то можно воспользоваться пальцем/ так почему-то учителя говорят/. Но пальцем ни у кого не получается.

    Хорошие картинки получаются, если он подточенный. /карандаш/

    На ней можно поспать, если ты не выспался ночью.

    У аккуратных учеников можно всегда на ней найти под рукой линейку и ручку.

    Когда на ней рисуешь, учитель всегда возмущается. /парта/

    Иногда это можно увидеть в дневнике. Маяковский Грустные

    511 16

    5 20 337

    712 19

    2247

    Вот закончилась игра,

    Результат узнать пора.

    Кто же лучше всех трудился

    И в игре отличился?

    Подведение итога игры.

    Вы сидели и считали,

    И, надеюсь, не скучали.

    Но закончилась игра —

    Расставаться нам пора,

    И давайте на прощание

    Скажем дружно…

    Все. ДО СВИДАНИЯ!

ЗАДАЧИ:
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук, совершенствовать движения рук и развитие психических процессов (произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти и речи детей).
2. Стимулировать развитие умственных способностей в процессе ознакомления с различными математическими отношениями (освоение действий построения модели количественных отношений, развитие представлений о числе — образование, состав, овладение навыками счёта, развитие умения решать простейшие арифметические задачи).
3. Формировать и совершенствовать пространственные представления у дошкольников.
4. Формировать навыки учебной деятельности.

ОПИСАНИЕ:

Пособие изготовлено из коробки, внутри которой с левой стороны изготовлено поле 3х3, разделённое на квадратные сектора (как в обычной игре «Крестики – нолики»). В каждый сектор вставлено горлышко от пластиковой бутылки, на которые навинчены крышки оранжевого и зелёного цвета. С правой стороны располагаются два сектора, в которых располагаются фишки с цифрами от 1 до 10, фишки с буквами.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

Вариант 1: Игра «Крестики – нолики» — как обычная игра, которую рисуют в тетради. Игроки по очереди приворачивают на свободные клетки поля 3х3 фишки разного цвета. Первый, выстроивший в ряд 3 своих фишки по вертикали, горизонтали или диагонали выигрывает. Первый ход делает игрок по выбору.
Усложнение к игре:
Игроки договариваются, какими фишками они будут играть:

С цифрами – выбирают один чётные, другие нечётные.
С буквами – один гласные, другой согласные.

Вариант 2: Учимся считать
Предложить ребёнку разместить на пустом поле 1,2,3 и более фишек. Познакомить его с понятиями «поровну», «одинаковое количество». Выложить на поле несколько цветных фишек, попросить сосчитать и выложить столько же фишек с буквами, убрав с поля цветные фишки или сосчитать цветные фишки и прикрутить соответствующую фишку с цифрой, обозначающей количество.

Состав числа. На поле прикручивается фишка с цифрой. Ребёнку предлагается прикрутить слева и справа фишки с цифрами, входящие в состав заданного числа.

Используя фишки с обозначениями математических знаков (+, -, <, >, =), можно предлагать детям выполнять задания на сравнение двух чисел .
(например, прикрути фишки с цифрами 2 и 6, сравни и найди соответствующий знак), на решение примеров, составление простейших арифметических задач.

Вариант 3: «Где находится, скажи и покажи»
С целью уточнения пространственных представлений предложить ребёнку привернуть 2 фишки, спросив, какая находится справа, какая – слева. Расположить одну под другой, уточняя при этом у ребёнка словесное обозначения взаиморасположения фишек.

— Поместите фишку на одну из клеток поля (это будет точка отсчёта). Далее воспитатель (а потом и сами дети) словесно обозначает месторасположение следующей фишки, как это делается при проведении графических диктантов (например, 2 клетки вниз – приворачивается другая фишка, 1 клетка вправо – следующая фишка и т.д.)
Задание можно усложнить: «диктуйте» в каком направлении необходимо передвигать фишку, при этом ребёнок не совершает никаких действий с ней, оставляя на заданном месте.
Задача ребёнка следить глазами за предполагаемым передвижением фишки. Назовите 3-5 вариантов передвижения фишки, а ребёнок должен привернуть другую фишку на предполагаемое конечное место (развитие внимания, зрительной координации)

Другой вариант этого же задания: можно использовать фишки с цифрами (располагать фишки по порядку – закреплять порядковый счёт, с пропусками цифр – закреплять умение называть соседей числа). При использовании фишек с буквами можно во время «графических диктантов с фишками» давать ребёнку дополнительные задания :
— назови звук, обозначенный буквой на привёрнутой крышке,
— гласный он или согласный,
— назови пару,
— придумай слово на заданный звук.

Усвоив таков вариант игры дети самостоятельно могут организовывать такие задания – игры в парах.

Вариант 4. Составь узор
Предложить ребёнку сделать узор, располагая фигуры определённым образом под вашу диктовку. Например, в правый верхний угол приверните оранжевую фишку, в центре фишку с цифрой 1 и т.д.

Дидактическая игра «Крестики-нолики» для старших дошкольников

Воспитатель Колпащикова Ангелина Александровна, МБДОУ детский сад №18 «Колобок»
Крестики Нолики - это логическая игра между двумя противниками на квадратном поле 3 на 3 клетки или большего размера. Один из игроков играет «крестиками», второй - «ноликами».
Игроки по очереди ставят на свободные клетки поля 3х3 знаки. Один всегда крестики, другой всегда нолики. Первый, выстроивший в ряд 3 своих фигуры по вертикали, горизонтали или диагонали, выигрывает. Первый ход делает игрок, ставящий крестики.
Обычно по завершении партии выигравшая сторона зачёркивает чертой свои три знака (нолика или крестика), составляющих сплошной ряд.
Это стандартная игра.
А я вам предлагаю Новый Вариант Игры в "крестики нолики" .
Вместо крестика используем, к примеру помидор, а вместо нолика используем яблоко. Как вам такой Вариант?
Эту игру можно возить с собой в дороге, брать с собой в школу, чтобы поиграть на переменке, играть дома с друзьями на шелбаны. Вообщем получать удовольствие, потому что вместо скучных крестиков и ноликов в игре вы используете смешные и красочные фигурки.
Цель: Развивать логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с правилами игры в «Крестики-нолики»;
- Закреплять у старших дошкольников умения различать понятия «вертикально», «горизонтально» и «по диагонали»;
- Овладевать логическими операциями;
- Закреплять счет в пределах 10.
Развивающие:
- Формировать и совершенствовать у детей старшего дошкольного возраста пространственные представления;
- Продолжать формировать у детей устойчивый навык к учебной деятельности;
- Стимулировать развитие умственных способностей детей в процессе ознакомления с различными математическими действиями;
- Развивать мыслительные операции: восприятие, память, мышление, внимание.
Воспитательные:
- Способствовать развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, логического мышления, памяти и речи детей;
- Вызывать радостные эмоции;
Можно сделать любого цвета поля.

И игральные картинки, вместо крестиков и ноликов.


Выглядеть будет вот-так.




Можно даже устроить турнир. Будет очень интересно и эмоционально весело.

Играть в крестики-нолики можно в любом месте и все что вам понадобится для соревнования — это листок бумаги, ручки и карандаши и, конечно, противник. Но при желании можно купить готовый набор для крестиков-ноликов. Причём такая настольная игра понравится даже малышам, ведь все детали вы ней выполнены в ярком цвете.

Играть в крестики-нолики можно в любом месте.

Кроме того, магазинные крестики-нолики делаются из прочных материалов. Они более долговечны и их можно брать в любые поездки. Но можно обойтись и обычным листком бумаги. Порядок игры:

  1. Расчертите игровое поле из квадратов с размерами 3*3.
  2. Договоритесь, кто из участников будет ходить крестиками или ноликами.
  3. Первый игрок ставит фигуру в любую из клеточек, после чего ход переходит следующему участнику.
  4. Второй игрок рисует символ в свободной клеточке, и ход возвращается к первому участнику.
  5. Игра продолжается пока не заполнятся все клетки, или один из участников не сделает цепочку из трёх одинаковых символов. Причём ряд идёт по горизонтали, вертикали или диагонали.

Поэтому игрокам нужно ставить символы таким образом, чтобы и самому выиграть, и не дать противнику сделать цепочку из трёх крестиков или ноликов.

Как выиграть в игре на двоих

Выиграть в эту игру можно не только благодаря удаче. Советы, которые помогут победить противника:

  • Ставьте первый крестик или нолик в центре поля. Это увеличит шанс на победу, ведь тогда цепочку можно продолжать во все стороны.
  • Не начинайте игру с ходов квадраты, не являющиеся угловыми или центральными. Это уменьшит шанс на победу, ведь построить цепочку с этими клеточками практически невозможно.
  • Если первый ход делает противник, то выиграть будет сложней. И если не хотите проиграть, следите, чтобы второй игрок не собрал цепочку.
  • Тренируйтесь. Чем больше у вас практики, тем быстрей вы выработаете выигрышную стратегию.
  • Правильно расставляйте символы. Старайтесь поставить значки в трёх углах игрового поля. Тогда противник не сможет помешать вам победить.

Крестики-нолики — простая, но довольно интересная игра. Обучите ей малыша и он с удовольствием проведёт немало времени за соревнованиями. К тому же это развлечение отлично развивает ребенка.

Статьи по теме: