Правила игры в карамболь бильярд. Трехбортный карамболь. Где играют в карамболь

Карамболь. Общие правила

Карамболь представляет собой вид бильярда, в котором нет луз, а очки начисляются на комбинацию ударов битка о прицельные шары. История гласит, что карамболь появился во Франции - в 1775 году прошла первая партия в карамболь с участием трех шаров. Французский набор шаров - красный и два белых шара - дошел до наших времен. Первоначально партии в карамболь проходил на обычных бильярдных столах. Шли годы и к 1827 году появились усовершенствованные кии с кожаными наклейками. После были убраны лузы, значительно усложнились траектории. С отсутствием луз можно было без особых проблем проводить боковые удары (les effets) и использовать рикошет для построения комбинации.

Наборы для игры в карамболь проходят сертификацию BCA. Касательно шаров, используется красный шар и два белых для каждого и игрока. Они служат битками во время построения комбинации. Чтобы игроки не путали шары, на один нанесены черные точки - две или три в зависимости от набора. Стоит отметить, что красный шар никогда не используется, как биток. Для игры в карамболь с 4 шарами необходимо дополнить набор еще одним белым шаром.
Во время игры оценивается не только результативность исполнения комбинации, но и правильность удара. Последняя определяется, какой частью кия был нанесен удар по битку. В Карамболе разрешается ударять только наклейкой кия.

Определение игрока, который нанесет начальный удар , происходит посредством жеребьевки (только неофициальные матчи или чемпионаты низкого уровня) или раската. После получения права начального удара игрок может произвести удар или передать это право сопернику.

Поскольку в большинстве случаев определение права начального удара производится раскатом , поэтому остановимся на нем подробнее. На заднюю отметку выставляется красный шар. Это правило действует для всех разновидностей карамболя, кроме варианта с четырьмя шарами. Удар для раската производится с передней линии. При этом игроки становятся с разных сторон линии и одновременно бьют так, чтобы биток пошел в сторону задней линии, отразился и вернулся обратно. Тот игрок, чей биток остановится ближе всего к переднему борту, получает право начального удара. Шар должен коснуться заднего борта в обязательном порядке, касания иных бортов не имеют значения. Правда, в некоторых ситуациях раскат считаается проигранным в любом случае, если:
. Шар попал на половину стола, на которой производит раскат противник;
. Не произошло касания заднего борта;
. Биток вылетел за пределы стола
. Биток ударился о красный шар.

Порой оба игрока нарушают правила раската или нет возможности определить, чей шар оказался ближе, тогда раскат повторяется снова. Обязательным правилом является одновременность удара, однако это не означает, что раскат должен производиться синхронно в ту же секунду.

После получения права начального удара игрок выбирает белый шар, который будет использовать в качестве битка. После выбора сплошного белого или помеченного точками шара этот шар используется в течение всей игры. В карамболь может играть несколько человек. Тогда в качестве битка выбирается тот шар, который в прошлой игре не использовался для удара. Последнее правило не действует для разновидности карамболя с 4 шарами.



Расстановка шаров при игре в карамболь

Перед игрой на заднюю отметку выставляется красный шар, на переднюю - биток игрока, который проиграл раскат. Также на расстояние не ближе 6 дюймов от передней линии выставляется биток победителя раската. Расстояние вычисляется от центра битка. Для карамболя с 4 шарами применяется иная схема.
При проведении начального удара необходимо в обязательном порядке коснуться красного шара, а после этого битка противника. В случае обратного или сокращенного порядка удар признается неправильным, а серия игрока прерывается. Очко, которое было набрано в результате неверной комбинации, не засчитывается. Порядок проведения дальнейших ударов не регламентируется, поэтому в качестве первого прицельного шара можно использовать красный шар, биток противника или розовый шар в карамболе с четырьмя шарами.

Ограничения накладываются на положение игрока. Во время соприкосновения наклейки кия с битком хотя бы одна нога должна находиться на полу. При этом игрок не допускается к партии, если его ноги обуты в предметы, которые используются для иных целей, или обычная обувь слишком большого размера и формы относительно ноги.

Удар не засчитывается, если какой-либо шар или биток все еще двигался. При этом вращение шара на одном месте считается движением. Удар выполняется только после полной остановки всех прицельных шаров и битка.

Удар считается не завершенным до тех пор, пока хоть один шар находится в движении. Только после полной остановки прицельных шаров и битка производится оценка корректности удара: оцениваются позиции шаров, количество соударений.

Во время или перед выполнением удара запрещается касаться шаров предметами одежды, сопутствующими игре инструментами, а также любыми частями кия. Исключение составляет наклейка кия, если она одета на сам кий. В этом случае нарушения не будет при условии, что касание произошло только битка, которым в данный момент необходимо было нанести удар. Другой вопрос, что от такого случайного касания сомнительно, что получится комбинация. Поэтому даже касание наклейкой практически всегда приводит к нарушению правил и прерыванию серии.

Нарушением считается двойное касание битка или любого прицельного шара. Также запрещено касание битком прицельного шара одновременно с касанием битка с наклейкой кия.

Удар может расцениваться судьей как фол, если касание наклейки кия с битком было слишком длительным. В этом случае удар квалифицируется как пропих шара и не засчитывается. Кроме того, нарушением считается удар, при котором биток выскакивает за пределы стола.

В зависимости от типа карамболя и сложившейся ситуации наказания могут незначительно отличаться, однако есть несколько правил, которые выполняются неукоснительно:
. В случае нарушения правил, серия игрока прерывается;
. Набранные в результате нарушения правил очки не засчитываются.

При ударе по битку в место, значительно ниже центра, может происходит подскок битка, который выражается в отрыве шара от поверхности стола. Иногда это результат ошибки или непрофессионализма игрока, но порой прием может использоваться для обхода шара, который значительно мешает траектории. Конечно, это довольно сложный прием и его исполнение практически никогда не приносит результата, но правила подобные моменты запрещают. Кроме того, нарушением считается момент, когда касание битка произошло какой-либо частью кия, кроме одетой наклейки. В большинстве случаев подобные касания против правил происходят случайно, но порой это может привести к более выгодному стратегическому положению шаров на столе. Если судья полагает, что удар частью кия или касание предметом является не случайным, то судья предупреждает игрока о замеченном нарушении. В случае повторения ситуации игрок автоматически признается проигравшим.

Иногда происходит так, что шары двигаются без явного касания под воздействием физических законов, вибрации стола и т.д. В этом случае шары остаются на своих новых позициях, а игра продолжается. Во время игры каждый отвечает за собственные сопутствующие предметы - машинку, мел, приспособление для установки кия и любые другие, которые игрок принес с собой на игру - поэтому случайное касание и падание предмета является нарушением правил и наказывается по общим канонам.

Выскочившие шары

Любой шар, который после фронтального удара или рикошета вылетает за пределы стола и оказывается на полу или борте, считается выскочившим . Впрочем, если шар самостоятельно вернулся на стол, он не считается вылетевшим. Главное, чтобы шар вернулся исключительно под действием собственных показателей вращения или криволинейного движения: возвращение от касания с игроком или предметом на борте позиционируется как вылет. Стоит отметить, что стол должен быть выполнен по правилам, которые строго регламентируют составные части. В случае нарушения целостности игрового стола касание шара о лишние части не считается возвращением шара на стол. Вылетевшие шары выставляются на поле по особым правилам, но только после полного прекращения движения битка и прицельных шаров.

Иногда происходит так, что положение шаров на столе нарушается не по вине игрока. Любое стороннее вмешательство, как то физическое влияние окружающей среды, толкание игрока и т.д. не позиционируется как нарушение правил. В этом случае игровая позиция восстанавливается судьей или игроками на неофициальных матчах с максимальной точностью. После игра продолжается в том порядке, какой был установлен до нарушения игровой позиции.

Отыгрыш не наказывается в том случае, если после контакта битка с прицельными шарами, хотя бы один шар достиг борта. Правда, в США официально запрещены на соревнованиях преднамеренные отыгрыши. Кроме того, правилами запрещается совершать несколько отыгрышей подряд. Причем количество отыгрышей считается для всей партии, а не серии конкретного игрока. Т.о, если серия заканчивается отыгрышем, другой игрок должен начать игру с результативного удара (не действует для трехбортного карамболя по версии Ассоциации бильярда США)

После нарушения правил или преднамеренного отыгрыша серия прерывается. Следующий выход игрока должен начинаться с результативного удара. В случае, когда это правило нарушается, даже если отыгрыш прошел по всем правилам, игрок получает фол (не практикуется в трехбортном фоле).

После вылета шаров производится их выставление на стол по определенным правилам. Биток выставляется на переднюю отметку. В случае если последняя занята, биток попадает на заднюю и среднюю линию в зависимости от положения шаров. После вылета белого прицельного шара действия повторяются.
Несколько иное положение дел при вылете красного шара. Первоначально он выставляется на заднюю отметку. Если последняя занята, то выставление происходит на переднюю или заднюю отметку, в зависимости от игровой ситуации.

В случае, когда вылетает прицельный шар и биток, то устанавливается следующий порядок выставления: первоначально выбирается позиция для битка (по вышеописанным правилам), далее выбирается позиция для красного шара. То же правило действует для ситуации с вылетом обоих прицельных шаров. Порой случается так, что после вылета биток занимает отметку, на которую необходимо выставить прицельный шар. В этом случае первым на стол попадает шар, отметка которого, обозначенная правилами выставления, не занята. Оставшийся прицельный шар выставляется, исходя из правил выставления, при одной или нескольких занятых отметках.

Карамболь - разновидность игры в бильярд, при которой не нужно забивать шары в лузы (чаще всего используются бильярдные столы без луз) . Эта одна из старейших французских игр популярна и сегодня.

Существует несколько разновидностей игр:

  • Открытая партия,
  • Кадре 41/1,
  • Кадре 72/2
  • Карамболь от одного борта,
  • Карамболь от трех бортов,

    Пожалуй, главная особенность пятиборья заключается в том, что все пять игр - “Открытая партия”, “Кадре 47/1”, “Кадре 74/2”, “Карамболь от одного борта” и “Карамболь от трех бортов” - проводятся карамбольном столе без луз.

    Карамболь от трех бортов

    Самой сложной в пятиборье и одной из наиболее престижных в мировом бильярде игр считается “Карамболь от трех бортов”, или в буквальном переводе “Трехбортовый бильярд”. Эта игра требует от спортсмена высочайшей техники владения шаром и совершенного геометрического мышления. С нее мы и начнем рассказ о европейском карамболе.

    Игра ведется тремя шарами - красным, желтым и белым. Последние два - битки. Каждый партнер на протяжении всей игры играет только своим битком. Смысл игры заключается в том, чтобы биток игрока, выполняющего удар, коснулся любого из двух других шаров, затем отразился как минимум от трех бортов (отсюда и название игры), а потом попал во второй шар. Возможен и иной вариант удара вначале касание битком трех бортов, а затем карамболь по обоим шарам, однако, во всяком случае до столкновения со вторым шаром, биток должен непременно совершить обход не менее трех бортов бильярда.

    За каждый успешно выполненный карамболь игрок получает одно очко. В случае неудачи право на удар переходит к сопернику. Игра ведется до пятнадцати очков, а общий счет партий - до трех побед Если первым 15 очков набрал игрок, начинавший партию, его соперник имеет право на завершающую серию ударов, так что результатом партии может быть и ничья.

    Право первого удара разыгрывается весьма оригинально. Шары устанавливаются на бильярде. Оба игрока одновременно бьют по биткам так, чтобы, отразившись от дальнего короткого борта, шар вернулся к ближнему. Тот, чей шар встанет ближе к короткому борту, у которого находятся в момент розыгрыша игроки, и начнет игру. Если шары встали одинаково, розыгрыш повторяется. При этом ни в коем случае нельзя задевать красный шар. Касание его автоматически означает проигрыш розыгрыша.

    В начале игры шары выставляются в позицию, и первый удар проводится битком обязательно по красному шару. Правила игры, в сущности, немногочисленны. Если при ударе чужой шар вылетает за борт, он просто выставляется на свою первоначальную точку без каких-либо последствий для бьющего. Вылет за борт своего шара влечет переход права на удар к сопернику, который начинает серию из начальной позиции. Кроме того, бьющий может потребовать восстановления начальной позиции и в том случае, если его биток встал вплотную к красному шару.

    Соревнования по “Карамболю от трех бортов”, ежегодно проводящиеся в рамках Мирового кубка по бильярду, собирают множество поклонников этой красивой, зрелищной и динамичной игры, а сам Кубок по праву считается наиболее престижной наградой в мировом бильярде.

    Открытая партия

    Играется до 500 очков. Карамболь здесь разрешается делать произвольно - касание битком борта стола не обязательно. Каждый успешный удар приносит одно очко. Однако, когда все три шара в процессе игры соберутся в одной из угловых запретных зон, бьющий может сделать карамболь только один раз. Если после карамболя хотя бы один шар не вышел за пределы зоны, право на удар переходит к сопернику.

    Кадре 47/1

    Игра ведется на столе, расчерченном на девять зон (см. рис. 4). Сторона квадратов в углах стола составляет 47 сантиметров. Играть шарами, собравшимися вместе в одной из зон, так же как и в открытой партии, можно лишь один раз. Чтобы не прервать серию, игрок должен позаботиться о том, чтобы к следующему удару зону покинул хотя бы один шар.

    Кадре 74/2

    Эта игра весьма схожа с предыдущей. Стол здесь делится на шесть зон (рис. 5), внутри которых допускается два карамболя.

    Карамболь от одного борта

    Название игры говорит само за себя: перед столкновением со вторым шаром биток должен по меньшей мере один раз отразиться от борта.

    Во всех этих играх право на первый удар разыгрывается так же, как и для “Карамболя от трех бортов”, а начальная позиция несколько отличается - шары выстраиваются в линию.

  • Основной формой во всех манерах игры (кроме артистического удара) является партия, т.е. поединок с соперником. Перед началом каждой партии определяется, кто начинает партию. При этом оба игрока одновременно бьют по шару в направлении дальнего короткого борта биллиардного стола.

    Игрок, чей шар окажется ближе к другому короткому борту, может определять, кто начинает партию. Игрок, начинающий игру, всегда играет шаром, помеченным точкой. Шаром соперника является немаркированный белый шар. Если игрок ошибается, право на игру переходит к сопернику.

    Если игрок, начавший игру, первым набирает необходимое количество очков, то соперник имеет право на так называемый ответный удар, чтобы иметь возможность выровнять счет. При этом шары устанавливаются так же, как и при начальном ударе. Европейские и мировые чемпионаты проводятся как личные первенства только на большом биллиарде по меньшей мере среди 8 участников.

    Манеры игры.

    По степени трудности различаются следующие манеры игры: свободная партия с угловыми линиями, рамочные партии, игра в один борт, игра в три борта, артистический удар.

    Свободная партия.

    Особенностями ее являются начерченные мелом угловые линии (заградительные поля). На них игрок имеет право делать только 2 карамболя друг за другом, включая карамболь при вступлении в игру обоих игровых шаров.

    Затем один из игровых шаров - по меньшей мере временно - должен быть выведен из начерченного треугольника. Если это не удается, то право удара переходит к сопернику. Последний карамболь в таком случае не засчитывается.

    Рамочные партии.

    Игровая площадка разделена при помощи меловых линий на заградительные поля. Числа 47 и 71 перед косой линией означают, на каком расстоянии в см следует проводить линии на большом биллиарде. Число 2 после косой линии означает, что внутри одного заградительного поля может быть осуществлен только один карамболь и что при втором ударе по меньшей мере один игровой шар должен быть выбит.

    Число 1 после косой линии означает, что один из игровых шаров должен быть выбит тотчас при первом ударе. Поэтому обе манеры игры обозначаются как двух-ударная рамка и одноударная рамка. Кроме того, обозначены квадратные заградительные поля, длина сторон которых составляет 17,8 см, для которых действуют те же ограничения, что и для полей рамки.

    Если рамочные партии играются на турнирном биллиарде, то разделение игрового поля устанавливается точно в соотношении к большому биллиарду; рамка 35/2 и 35/1 соответствуют рамке 47/2 и 47/1, рамка 52/2 и 52/1 соответствуют рамке 71/2 и 71/1. Линии проходят тогда в 35 или 52,5 см от линии борта.

    Игра в один борт и игра в три борта.

    Игра в один борт и игра в три борта. При игре в один борт полагается, чтобы ударный шар вошел в соприкосновение по меньшей мере с одним бортом прежде, чем будет выполнен карамболь. При игре в три борта ударный шар должен коснуться борта 3 раза прежде, чем последует карамболь. На биллиарде при этом нет никакой маркировки.

    Ошибки.

    Ошибками, в результате которых в игру вступает соперник, считаются:

    • свой шар вылетает со стола;
    • карамболь не выполняется;
    • игра ведется шаром соперника;
    • во время удара нога бьющего не касается пола;
    • шары при ударе остаются неподвижными;
    • нарушаются правила, обязательные для рамочных партий и бортовых партий.

    Особые правила.

    В особых правилах установлено, как игрок должен себя вести при прессинговой остановке своего ударного шара и каким образом он должен действовать в таком случае.

    Так, например, в свободной партии существует «принудительная» остановка, в то время как в других манерах игры предоставляется право выбора. Кроме того, имеются особые правила для расстановки шаров при трехбортной манере игры. Строгие правила существуют также для манеры поведения во время партии и во время соревнований, зачастую многодневных.

    Так, например, игрок, в то время как соперник находится в игре, должен находиться на соответствующем удалении, на своем, предназначенном ему месте, и воздерживаться от всяких мешающих сопернику высказываний.

    Нарушения могут привести к проигрышу партии и при известных условиях к исключению провинившегося из общих соревнований руководителем турнира. Во время партии действует абсолютный запрет на алкоголь и наркотики.

    Оценка.

    По аналогии с другими спортивными играми каждая выигранная партия оценивается 2 очками, ничейная 1 очком. Если после окончания личных соревнований (состоящих из нескольких партий) у обоих лучших игроков оказывается равновесие по очкам, то назначается дополнительная игра.

    При ничейном исходе решающим является общий средний результат, лучший отдельный средний результат, максимальная серия, достигнутая в этих соревнованиях. Если имеется 3 или более игроков с одинаковыми очками, то в этом случае решает лучший средний результат, а при равновесии привлекаются вышеназванные критерии.

    Лучший отдельный средний результат - это лучший средний результат, которого игрок добился в выигранной или ничейной партии. Максимальная серия - это самая высокая серия карамболей. В командных соревнованиях таким же способом - по аналогии для каждой победы одной команды над другой - засчитывается 2 или 1 очко.

    При равном количестве очков в каждом случае решающим оказывается наибольшее количество очков в партиях в течение всего соревнования. Если и здесь наблюдается равновесие, то решает тогда лучший средний командный результат. Подсчет происходит таким же способом, как и в одиночном соревновании.

    Французский бильярд или как он еще именуется, карамболь существенно отличается от привычного нам всем снукера или русского бильярда. Пожалуй, самое важное его отличие заключается в размерах и форме игрового стола. Дело в том, что в данном случае используется стол небольшой, да и сами шары значительно мельче, чем предполагают правила игры в московскую пирамиду , помимо этого здесь отсутствуют лузы, что само по себе непривычно для русского человека. Однако, не смотря на все эти отличия, в России данный тип бильярда завоевал достаточно большую популярность, и сегодня правила игры в бильярд – карамболь (французский бильярд), знакомы многим.

    Основные правила игры Карамболь

    Здесь стоит отметить, что данная игра имеет несколько разновидностей, например:
    Однобортовый карамболь предполагает то, что прицельный удар, принесший игроку победу позволяет ему провести целую серию дополнительных ударов. Но при этом важно чтобы биток до момента удара по прицельному шару ударился об один из бортов поля, если же этого не происходит, игроку назначается штраф, за каждую такую ошибку снимается одно очко.
    Трехбортный карамболь, его цель заключается в том, чтобы набрать как можно быстрее оговоренное с соперником количество очков, например 30 или 60. За каждый результативный удар назначается по одному баллу, за ошибку один балл снимается. Каждый верно осуществленный удар позволяет провести последующую серию, если шар выскакивает за пределы поля, назначается фол, в случае, когда целевой шар прижат к одному из бортов стола, необходимо произвести удар таким образом, чтобы он коснулся противоположного борта, либо непосредственно биток коснулся любой стенки стола.
    Есть и другие разновидности французского бильярда, это «Открытая партия», «Кадре 47/1», «Кадре 74/2» и так далее, каждая из них имеет свои правила и свою систему оценки победителя, но сейчас хотелось бы поговорить об общих правилах игры во французский бильярд.

    Итак, интерес представляет даже розыгрыш права первого хода, в данном случае все шары выстраиваются на столе, противники становятся у противоположных коротких бортов и одновременно бьют по биткам, цель – заставить шар коснуться противоположной стенки стола и вернуться обратно. Тот, чей шар оказался ближе к исходной точке удара и становится победителем. Но это еще только начало, в игре участвуют три шара белый, красный и желтый, так же здесь присутствуют два битка. При этом у каждого участника матча свой биток, его цель, при каждом ударе отразиться от трех стенок стола и коснуться двух цветных шаров, что сделать не просто, зато за каждый верный удар начисляется одно очко.

    В самом начале матча, бильярдные шары выстраиваются на столе, и тот, кто выиграл право первого ходя, обязательно должен попасть битком по красному шару, далее по усмотрению игрока. Если в ходе игры совершается какая-то ошибка, за нее назначается штраф в виде лишения одного балла. Безнаказанно проходит лишь вылет за борт чужого шара, в этом случае просто на столе восстанавливается изначальная комбинация, если же за борт вылетает шар бьющего, то он теряет право хода и далее бьет его соперник. Есть и еще несколько тонкостей, если, к примеру, биток примкнул вплотную к прицельному шару, по нему можно бить наискось, то есть таким образом, чтобы он сперва ударился о борт стола и только потом достиг своей цели. Либо можно произвести перестановку шаров, что так же не возбраняется правилами. В сущности, правила игры предельно просты и доступны всем, вот только мастерства в данном деле добиться не просто, однако, проявив должное упорство, каждый желающий сможет покорить себе кий и шары, с которыми уже спустя несколько матчей можно научиться обращаться просто виртуозно.

    Бильярд (фр. billard, от фр. bille - шар) - собирательное название игр, сутью которых является передвижение шаров по бильярдному столу с помощью кия.

    Долгое время считалось, что родиной этой весьма древней игры является Англия, и что именно в эту страну азиатские купцы завезли незамысловатую игру в шары, которую англичане с успехом усовершенствовали. Кроме того, по мнению некоторых ученых, слово бильярд происходит от сочетания двух английских слов: ball - "мяч" и yard - "двор", "надворье". Позже предположили, что бильярд впервые появился в Китае. Однако археологи доказали, что еще в 1500 году до нашей эры игра, напоминающая бильярд, была известна в Древнем Египте, откуда и распространилась по всему миру.

    Вначале играли в бильярд только избранные - коронованные особы, знатные вельможи. Королева Шотландии Мария Стюарт обожала эту игру, Карл IX способен был играть в бильярд сутки напролет, и лишь сильная усталость могла заставить монарха завершить партию. А Генрих III приложил немало усилий, чтобы "благородная бильярдная игра" стала известна знатным господам в Англии, Германии, Испании, Италии. Однако лишь в период правления французских королей Людовика XIII и Людовика XIV бильярдные столы стали устанавливаться в общественных местах, что, кстати, приносило государству немалый доход.

    Существует несколько разновидностей бильярда:

    Карамболь (французский бильярд) - игра ведется за столом без луз, длина которого - 2,84 м, ширина - 1,42 м (±5 мм). Игровая поверхность, ограниченная резиновыми бортами, представляет собой грифельную плиту (толщина которой составляет не менее 45 мм), покрытую сукном из стопроцентной шерсти зеленого цвета. В комплект для карамболя входит три шара (диаметр которых составляет от 61 до 61,5 мм, а вес - от 205 до 220 гр.): белый биток, красный прицельный шар и белый биток с красными или черными точками (либо однотонный желтый шар). Выделяют однобортный, трехбортный, артистический карамболь, кадре 47/1, кадре 74/2, открытую партию.

    Русский бильярд - разновидность лузного бильярда, предполагающая соблюдение особых требований к оборудованию для игры (крупные шары, диаметр которых (68-68,5 мм) незначительно уступает размерам створа лузы (угловая - 72-73 мм, средняя - 82-83 мм)). Все шары цвета слоновой кости, биток желтый или же красного цвета. Столы покрыты зеленым сукном с нанесенной разметкой. Разновидности русского бильярда:
    "Американка" - игра ведется 16 шарами, причем любой из них может быть как битком, так и прицельным шаром;
    "Московская пирамида" ("сибирская" или "комбинированная"), появившаяся в России во времена Петра I, отличается от других лузных бильярдов сравнительно строгими лузами и игрой на "свои" шары. Выделяют также комбинированную, динамичную, классическую, большую и малую русскую, Невскую пирамиды, пирамиду-подкатку, Арктику и т.д.

    Снукер (от англ. snooker - "курсант первого курса Британских войск", аналог русского "салага") - разновидность бильярдной игры, широко распространенная в Великобритании. Считается, что данный вид бильярда был изобретен в 1875 году полковником британских колониальных войск Невиллом Чемберленом. На игровом столе располагается пирамида из 15 красных шаров, белый биток и 6 цветных шаров, находящихся на определенных отметках. От других видов бильярда снукер отличается значительными размерами стола, определенной геометрией губок луз и довольно сложными правилами. Например, просто попадания шара в лузу недостаточно - после очередного удара биток должен находиться в такой позиции, из которой будет удобно забивать следующий шар.

    Пул (от фр. poule, "банк, пуля, ставка") или американский бильярд - разновидность лузного бильярда, появившаяся в 1857 году, когда американец ирландского происхождения Майкл Фелан изобрел лузы нового типа. Игра в пул ведется на стандартных столах с лузами соответствующей формы, комплект шаров состоит из битка белого цвета и 15 пронумерованных разноцветных шаров. Сущствует несколько разновидностей пула: пул-7, пул-8, пул-9, пул-10, стрейт, ротация, в одну лузу.

    Мифы о бильярде

    В Европе первой начала играть в бильярд Англия. Действительно, долгое время считалось, что бильярд возник в Англии, или, по крайней мере, был впервые завезен именно в эту страну. Но недавние находки археологов опровергают этот факт, неопровержимо доказывая, что родиной вышеупомянутой игры является Древний Египет. В Европу бильярд был завезен рыцарями, которые участвовали в крестовых походах (Х-ХI вв.). Поскольку большинство рыцарей были французами, именно Франция первая в Европе познакомилась с новой и весьма интересной чужеземной игрой.

    К науке бильярд не имеет никакого отношения. Попытки исследовать математический базис бильярдной игры предпринимались неоднократно. Например, в 1835 году Гаспар Густав Кориолис написал книгу "Theorie mathematique du jeu de billard" ("Математическая теория явлений бильярдной игры"). Однако работа Кориолиса, в которой автор использовал элементы теории вероятностей, теории пределов и общего анализа, не заинтересовала ни игроков, ни математиков. Лишь через 150 лет теория биллиардов стала неотъемлемой частью эргодинамической теории и теории динамических систем, соединяя дифференциальные уравнения, геометрию, теорию вероятностей. Математик Гельперин создал способ определения числа с помощью биллиарда, исследованиями в данной области занимались также Альхазен, Гарднер, Штейнхауз. Кроме того, теория биллиардов связана с газовой динамикой, аналитической механикой и т.д.

    Играя в бильярд, здоровье не поправишь - ведь эта игра не предполагает большой подвижности. Действительно, сверхподвижности от бильярдиста не требуется, но, например, правильную осанку бильярд поможет выработать, при этом избегая чрезмерной нагрузки на сердце и легкие. Подсчитано, что игрок, сам того не замечая, за время партии проходит около 2-3 км, при этом не ощущая ни усталости, ни особого напряжения. Кроме того, эта игра способствует развитию глазомера, координации и четкости движений, находчивости, скорости реакции.

    Навыки, приобретенные во время игры в бильярд, в жизни неприменимы. Совершенно ошибочное мнение. Ведь кроме вышеупомянутого положительного воздействия на физическое тело (результатом которого является прекрасное самочувствие в повседневной жизни) бильярд способствует выработке у игрока спокойствия, хладнокровия, уравновешенности, умению концентрировать свои усилия на достижении поставленной цели. Здесь же человек может научиться правильно проигрывать - не впадая в панику и не теряя веры в себя при неудаче. Кроме того, бильярд - прекрасный способ снятия накопившегося нервного напряжения.

    Пул назван так потому, что шары движутся по столу со скоростью пули. На самом деле слово "пул", являющееся производным от французского "poule", имеет несколько значений: "банк", "пуля", "ставка". Однако этот термин изначально никакого отношения к лузному бильярду не имел. Все дело в том, что бильярдные столы часто устанавливались в "pool room", то есть, в тех местах, где принимались ставки (например, на ипподромах), видимо, с целью дать возможность посетителям скоротать время между заездами. В наши дни об этой странице истории американского бильярда, давно обретшего популярность, напоминает лишь его название.

    Шары для игры в бильярд могут быть окрашены только в белый, желтый или красный цвет, да и количество их для разных видов бильярда примерно одинаковое. Это не так. Если для карамболя достаточно трех шаров, то лузные бильярды предполагают наличие на столе 15-16 шаров. Окрашиваются шары для каждого вида бильярда по-разному. Наиболее широкую цветовую гамму можно наблюдать при игре в пул: в белый цвет окрашен только биток, а пронумерованные прицельные шары окрашены в разные цвета. Первые восемь из них имеют сплошную окраску, а именно: 1-желтый, 2-синий, 3-красный, 4-фиолетовый (пурпурный), 5-оранжевый, 6-зеленый, 7-темно-бордовый, 8-черный. Остальные семь шаров белые, с центральной полосой определенного цвета, в соответствии с номером шара: 9-желтого, 10-синего, 11-красного, 12-фиолетового (пурпурного), 13-оранжевого, 14-зеленого, 15-темно-бордового.

    Лишь в наши дни бильярдные шары стали делать из искусственных материалов. Это не совсем так. Довольно долго для игры в бильярд использовали шары, изготовленные из бивней индийских слоних. Причина проста - у индийских слонов бивни больше, чем у африканских, следовательно, шаров из одного такого бивня получается больше - 4-5. Выбор бивней самок также неслучаен. Дело в том, что в бивнях слоних каналы, в которых располагаются капилляры и нервы, проходят точно по центру, а значит шар, выточенный из такого бивня, идеально сбалансирован. У самцов вышеупомянутый канал сворачивает к концу кости, потому их бивни шли на изготовление шаров второго сорта. Пока бильярд был привилегией знати, ни дороговизна, ни дефицит слоновой кости никого особо не занимали, но уже в середине XIX века начались поиски альтернативного материала для бильярдных шаров. Из природных заменителей (бивней моржей, зубов кашалотов, бегемотов, клыков диких кабанов) получались лишь второсортные шары, не отличавшиеся достаточной прочностью и сбалансированностью. Первым синтетический материал для бильярдных шаров (коллодий - нитрат целлюлозы, с добавлением камфоры) предложил изобретатель из Иллинойса Исаия Хайатс. Шары из коллодия были довольно прочными, легко окрашивались, но при сильных ударах трескались. В 1907 году шары изготовлялись из легкого, дешевого и негорючего бэйкелита, позже - из пластика. Начиная с 30-х годов прошлого века, шары для бильярда изготавливаются из фенолформальдегидной смолы.

    Во все времена бильярдный стол имел прямоугольную форму и определенные пропорции. Это не так. Игра в шары (которая, например, в Англии именовалась Pall-Mall) вначале велась на утрамбованной земляной площадке. Однако плохая погода составляла непреодолимое препятствие для игр такого рода, потому через некоторое время игроки переместились под крышу, соответственно, для продолжения забавы потребовался стол.
    Первое упоминание о бильярдном столе, найденное в инвентарной описи короля Людовика XI, относится к 1470 году. В те времена стол для бильярда представлял собой просто каменную плиту, установленную на деревянный помост определенной высоты. Но ведь поверхность камня невозможно сделать идеально ровной - едва заметные бугорки и впадины служили серьезным препятствием для движения шаров.
    Выход был найден - столы для бильярда стали обтягивать тканью (методом проб и ошибок определили, что оптимальным вариантом является сукно, лучше всего шерстяное, с определенным наклоном ворса), причем довольно прочной, дабы выдерживать постоянное механическое воздействие ударов кия и катящихся шаров. Любопытный исторический факт: один из владельцев бильярда после дня игры вынужден был заштопать на сукне, покрывавшем игровой стол, более ста дыр.
    В то же время совершенствовались формы бильярдных столов. Вначале столы для бильярда были круглыми, квадратными, шестиугольными, восьмиугольными, причем самых различных размеров. Однако большая часть вышеупомянутых вариантов была отвергнута по причине неудобства для игроков, и, в конце концов, была выбрана наиболее удобная форма бильярдного стола - прямоугольная, и оптимальные пропорции - длина стола в два раза больше его ширины. Именно такие пропорции, например, в лузном бильярде позволяют равномерно расположить 6 луз, легко достать шар из центра стола и т.д.

    Сукно для бильярдных столов должно быть только зеленого цвета. Действительно, изначально был избран именно этот цвет сукна. Исследователи объясняют такой выбор несколькими причинами. Во-первых, цвет сукна напоминал зеленую лужайку, во-вторых, роднил бильярд с другими азартными играми, распространенными в те времена и проводящимися чаще всего за столами зеленого цвета. В наше время цвет покрытия бильярдного стола может быть не только зеленым, но и черным, коричневым, синим, красным, золотисто-желтым, цвета морской волны и т.д.

    Чтобы научиться играть в бильярд, достаточно просто некоторое время гонять шары по столу - при наличии таланта умение придет само. Безусловно, способности к тому или иному виду деятельности чрезвычайно важны, однако не менее важны регулярные, и самое главное - правильно построенные тренировки. Например, отработка ударов будет, особенно на первых порах, гораздо полезнее обычной игры. При этом нужно помнить, что следует отрабатывать не только те удары, которые и так неплохо получаются, но и те, которые не получаются вовсе - только в этом случае вы сможете найти выход из любой ситуации, создавшейся в игре. Однако постоянно уделять внимание только тем ударам, которые вам не удаются, тоже не стоит - таким образом можно выработать устойчивую неприязнь к игре вообще. Оптимальный вариант - чередование ударов различного рода. Кроме того, следует постараться определить, в какую точку битка производится удар, а также уделить внимание ударам, из-за которых была проиграна партия, расчету угла, вызывающего затруднения во время игры и т.д. Также можно применить метод "прогрессивной тренировки", суть которого заключается в том, чтобы начинать с наиболее простых ударов, постепенно переходя к сложным.

    Для игры в бильярд можно одеваться, как угодно. Действительно, никаких строгих требований к внешнему виду игроков в этой игре не существует. Однако в среде бильярдистов играть в верхней одежде считается дурным тоном. Потому перед игрой следует снять пальто (куртку, шубу, плащ), шарф и шапку. Желательно также, чтобы предметы одежды (например, галстук или пиджак) не сковывали движений игрока.

    Отправляясь в бильярдный клуб, достаточно хорошо знать правила игры, чтобы стать в среде бильярдистов "своим". Безусловно, знание правил, как и игровые навыки, необходимы, но, кроме всего перечисленного, следует знать и соблюдать неписанные правила поведения в бильярдном клубе. Лишь в этом случае остальные игроки будут относиться к вам с уважением.
    Правила этикета в бильярде просты: следует проявлять уважение и к своему игровому партнеру, и к игрокам за соседним столом, и к игровой поверхности (не только ничего не следует класть на бильярдный стол, но и курить или пить над его поверхностью не нужно).
    Нельзя отвлекать вопросами или замечаниями игрока, готовящегося к удару, либо же находиться рядом с ним, стоять напротив лузы, в которую он целится, опираться на стол в том месте, куда будет направлен удар.
    Если нужно пройти мимо игрока - подождите, пока удар не будет выполнен. Недопустимо совершение каких-либо действий на столе до момента остановки шара, даже если игрок ошибся. Кстати, совершивший ошибку или нарушивший правила должен сам объявить об этом.
    Помните, что пристальное внимание к игре за соседним столом может отвлечь бильярдистов. Если есть желание понаблюдать, нужно обязательно спросить разрешение игроков. Кроме того, во время партии не приветствуются разговоры на посторонние темы.

    Самостоятельно выбрать бильярдный стол довольно сложно. Конечно, при выборе стола для игры в бильярд лучше всего воспользоваться советами специалиста, но, поскольку такая возможность есть не всегда, перед тем, как сделать покупку, следует учесть, что:
    1. Бильярдный стол может быть установлен лишь в помещении определенного размера. Потому, если у вас нет возможности выделить для бильярда свободное пространство минимум 4х5м - лучше вообще отказаться от покупки;
    2. Различные виды бильярда предполагают разные размеры стола и, соответственно - помещения, отведенного для его установки. Но если вы можете выделить в помещении свободную зону размером 5х7 м - смело устанавливайте стол для любого вида бильярда;
    3. Если вы приобрели стол небольшого размера, лучше осваивать соответствующий вид бильярда (например, пул), чем пытаться играть в русский бильярд за слишком маленьким столом, поскольку это чревато потерей интереса к бильярду вообще;
    4. Обязательно обратите внимание на то, из каких пород дерева изготовлены несущие детали стола - рамы, ноги-опоры. Лучше всего остановить свой выбор на изделии из твердых пород древесины: ясеня, красного дерева, дуба, ореха. Именно в этом случае конструкция не покоробится под воздействием влажности или перепадов температур. Несущие детали, изготовленные из древесины мягких пород (ольхи, липы, сосны) стоят дешевле, но долговечностью не отличаются;
    5. Обязательно проверьте стол на устойчивость - он не должен шататься и деформироваться;
    6. Плита стола может состоять из трех или пяти частей, швы между которыми в процессе сборки шпаклюются, затем поверхность разравнивается. Проведите по столешнице ладонью - стыки не должны ощущаться;
    7. Обязательно поинтересуйтесь, из какого материала сделана столешница. Помните, что идеально ровную поверхность, причем легко поддающуюся реставрации, можно получить только из сланца Ардезии. Более дешевые варианты обладают немалым количеством недостатков. Например, плиты из мрамора сложно поддаются шлифовке и чувствительны к повреждениям; из синтеграна (синтетического гранита) легко крошатся. ЛДСП (ламинированные древесностружечные плиты), ДСП (древесностружечные плиты), МДФ (древесноволокнистые плиты) стоят очень дешево, но быстро изнашиваются, легко деформируются, неустойчивы к перепадам температуры и воздействию влаги. К тому же шары на таких плитах создают повышенный шумовой фон, часто подскакивая из-за меньшей плотности ЛДСП;
    8. Приобретая сукно для столов (особенно для тех, которые будут установлены в бильярдных клубах), лучше всего отдать предпочтение универсальному материалу, подходящему и для пула, и для пирамиды. А вот для игры в снукер придется приобретать специальное сукно (например, Hainsworth Snooker);
    9. Чистить ворсистое сукно бильярдного стола следует вдоль волокон, пыль, собранную у бортиков, нужно сметать по направлению к лузам, через которые она удаляется со стола. Также можно чистить сукно пылесосом, желательно маломощным и без вращающихся щеток. Пятно с поверхности стола можно попытаться удалить с помощью щетки, смоченной в водке. При этом следует учесть, что одно пятно не следует чистить более пяти раз.

    Статьи по теме: