Шашки на время. Правила игры в шашки для начинающих детей — как выиграть. Правила в различных видах

1. Игра ведется двумя лицами на шашечной доске, разбитой на 64 квадрата, окрашенных в белый и черный цвета, 12-ью шашками белыми, принадлежащими одному игроку, и 12-ью шашками черными, принадлежащими другому игроку.

2. Доска между играющими кладется так, чтобы большая дорога шла от играющего слева направо.

3. Шашки с каждой стороны расставляются по черным квадратам на первых трех рядах от играющего.

4. Ходы играющими делаются поочередно.

5. За ход считается передвижение шашки вперед на соседний черный квадрат, а также взятие неприятельских шашек.

6. Если соседний квадрат занят вражеской, допустим, черной шашкой, а следующий за ней черный квадрат свободен, то черная шашка «бьется», т. е. белая шашка перескакивает через черную на следом за ней находящийся свободный черный квадрат, и черную шашку «съедают» - снимают с доски.

7. За один прием «бьется» столько шашек, сколько их стоит на пути на указанных выше условиях.

8. В случае, если возможно взять шашки противника одновременно по двум направлением, выбор, вне зависимости от количества, предоставляется усмотрению берущего.

9. При взятии шашки снимаются с доски только по окончании хода.

10. Два раза в один прием при ходе брать шашку (перекрещивать ее бьющей) не допускается.

11. Если шашка одного из играющих во время игры проникнет до последнего ряда, то она превращается в дамку.


12. Если простая шашка при взятии шашек противника становится дамкой и после этого ей вновь открывается возможность бить неприятельские шашки, то таковое взятие обязательно (в отличие от польских шашек).

13. Дамка имеет право движения по всей длине ряда черных квадратов на любое место, не занятое шашками.

14. «Бьет» она вражескую шашку, если за той непосредственно остается свободный черный квадрат. Бьет она по всей длине ряда черных квадратов на любом от себя расстоянии.

15. Как простой шашкой, так и дамкой обязаны «бить», если к тому представляется случай.

16. Как простая, так и дамка «бьют» неприятельские шашки как вперед, так и назад.

17. Выигравшим партию признается тот, кто либо заберет все шашки противника, либо лишит его возможности делать какие-либо ходы, заперев оставшиеся на доске шашки.

18. При невозможности для обеих сторон выиграть партию, игра признается ничьей.

19. При трижды повторившихся непосредственно одних и тех же ходах с одной стороны, противнику предоставляется право признать игру ничьей.

20. При борьбе трех дамок против одной для выигрыша предоставляется не свыше 15 ходов.

21. Если при одной дамке имеется еще одна или несколько шашек, для выигрыша предоставляется не свыше 30 ходов, впредь до изменения в соотношении сил.

22. При не достижении выигрыша в обоих последних случаях игра признается ничьей.

24. Чтобы записать ход шашки, отмечают сперва клетку на которой она стояла, посредством цифры и буквы, которые соответствуют данной клетке, ставят тире и приписывают затем таким же образом название клетки, на которую она становится.

25. Если нужно обозначить снимание шашки с доски, то между наименованием клетки, с которой начинается движение, и наименованием клетки, на которую ставится шашка после боя, ставится вместо тире двоеточие (иногда знак X).

26. При бое ряда шашек обозначается только начало и конец боя, опуская промежуточные клетки.

Шахматная доска- игровое поле для игр шахматы, шашки и ряде других стратегических настольных игр. Классический вариант шахматной доски - поле 8×8 чередующихся тёмных и светлых клеток (полей). Первое поле a1 традиционно чёрное. Есть еще несколько разновидностей шахматных досок в которых варьируются количество и форма клеток, но неизменной чертой всегда остается двухцветность.

Вертикальные ряды полей-клеток обозначаются латинскими буквами от a до h слева направо, а горизонтальные ряды - цифрами от 1 до 8 снизу вверх. Соответственно каждое поле обозначается сочетанием этих букв и цифр.
Доска в игре располагается так, чтобы ближнее угловое поле справа от игрока было белым.

Это же поле подойдет и для игры в “Чатурангу” - прародительницу игры в шахматы. Это древнеиндийская игра VII века н. э..

Шахматная доска

Для того, чтобы распечатать картинку нажмите для увеличения. (Откроется в новом окне)

Шашки, вид спорта, настольная игра между двумя соперниками специальными круглыми фишками (которые тоже называются шашками) на доске, разделенной на клетки-поля, попеременно окрашенные в темные и светлые цвета. Цель игры – взять все шашки соперника или создать положение, при котором у оставшихся на доске чужих шашек не будет возможности для хода.

Существует немало (национальных) разновидностей шашечной игры, отличающихся друг от друга размерами (количеством клеток-полей) и – реже – формой доски, числом используемых фишек и их начальной расстановкой, правилами хода и взятия и пр. Наиболее распространены игры на 64 и 100 клетках.

Помимо очных соревнований по «классическим» шашкам, проводятся турниры по заочной игре (по переписке, по электронной почте, по телефону), по молниеносным и быстрым шашкам, по составлению и решению шашечных композиций.

64-клеточные шашки

Правила

Общие положения. Доска, фигуры. Играют в шашки на квадратной доске, разделенной на клетки двух контрастных цветов, чередующиеся друг с другом во всех направлениях. Доска во время игры располагается так, чтобы квадрат в ближайшем к игроку левом углу был черного (темного) цвета. У соперников имеется равное количество фишек: у одного – белые (светлые), у другого – черные (темные). Перед началом игры фишки расставляются в несколько рядов на противоположных горизонтальных линиях доски на темных полях (это называется первоначальная расстановка).

Ход, взятие, простые шашки и дамки. Начинают игру белые. Соперники по очереди делают ходы, передвигая ту или иную свою фишку по диагонали на незанятое темное поле. По ходу игры можно побить, или взять (т.е. снять с доски) оказавшуюся по соседству фишку соперника, «перепрыгивая» на свободное поле прямо за ней (возможны ситуации, когда один из игроков может взять сразу несколько шашек соперника, последовательно перескакивая через них).

Достигнув последней горизонтали на противоположной стороне доски, простая шашка превращается в дамку, что в некоторых вариантах игры (например, в русских шашках) дает ей преимущества перед обычными фишками в характере передвижения по доске и взятии. (В зависимости от наличия/отсутствия подобного преимущества у дамок некоторые классификации подразделяют все шашечные игры на две большие группы: соответственно, «длинные» и «короткие» шашки). Игрок может провести в дамки неограниченное число шашек.

Определение победителя. Выигрывает партию тот, кто сумеет побить все шашки противника или лишит оставшиеся на доске чужие фишки возможности сделать ход («запрет» их). Если никому из соперников не удается добиться этого (на доске – ничейная ситуация), объявляется ничья. Результат игры может определиться и «досрочно» – в случае, если один из соперников сдается, не доводя партию до конца, или оба они согласны на ничью. Кроме того, спортсмену засчитывается поражение при просрочке времени, отведенного на партию, а также при определенных технических нарушениях или нарушениях дисциплины, допущенных им в ходе игры (соревнований). Ничья может быть также объявлена в ситуации, когда после определенного количества ходов материальное соотношение сил на доске не меняется (число допустимых в этом случае ходов определяется количеством и качеством находящихся на доске фигур), 3 и более раз повторяется одна и та же игровая ситуация (при этом очередной ход каждый раз будет за одной и той же стороной), в окончании «три дамки (владеющие длинной диагональю) против одной» не могут уничтожить ее в течение 15 ходов, и т.д.

(При современном уровне развития теории шашечной игры единоборство мастеров часто заканчиваются ничейным исходом. Во избежание чрезмерного числа ничьих организаторы соревнований иногда проводят их в отличном от классического формате. Так например, национальные и мировые чемпионаты по американским шашкам чекерс подразделяются на два вида: с партиями, играемыми по обычным правилам, и с дебютом установленного образца, когда первые три хода в партии определены заранее.)

Хронометраж. Определяется регламентом соревнований.

В соревнованиях по русским шашкам обычно используются такие системы:

45 минут на партию каждому из соперников (в микроматчах с классическим дебютом);

1 час на партию каждому участнику (в соревнованиях юношей и пр.);

1 час 10 мин. на первые 35 ходов плюс 15 мин. (в соревнованиях с жеребьевкой первых ходов).

Обычный (или классический) контроль времени в международных шашках составляет 2 часа на первые 50 ходов плюс 1 час на каждые следующие 25 ходов (партии обычно продолжаются не более 75 ходов и занимают в среднем 4–6 часов). Партии переигровки играются с укороченным контролем: 20 мин. на партию с добавлением 10 сек. на каждый ход. Следующий этап: контроль – 10 мин. на партию плюс 5 сек. на ход. Если и в этом случае не удается выявить победителя, новым регламентом предусматривается партия с 10-минутным контролем плюс 5 сек. накопления за сделанный ход, при ничейном ее исходе – еще одна партия с оставшимся на часах временем и т.д. – до «результативного» исхода.

В молниеносной (блиц) игре на всю партию каждому из соперников отводится 3–5 мин, в состязаниях по быстрой игре, – соответственно, от 10 до 30 мин.

Регламент соревнований. По форме проведения соревнования по шашкам подразделяются на чемпионаты, первенства, турниры, матчи и матч-турниры. Они могут быть личными, командными и лично-командными.

Существует несколько систем проведения соревнований: круговая (участники поочередно встречаются друг с другом – в один или несколько кругов), олимпийская (или с выбыванием: проиграв встречу, спортсмен (команда) выбывает из борьбы), «швейцарская» (т.е. с выборочным жребием: в зависимости от числа участников устанавливается определенное количество туров), «схевенингенская» (участники одной команды/группы поочередно играют с представителями другой команды/группы) и смешанная (на разных этапах состязания используются разные системы). В Южной Америке проводятся соревнования (по бразильским шашкам) по «зачетной системе» аналогично той, что принята в автогонках «Формулы-I»: участники получают определенное количество очков в зависимости от результатов на том или ином этапе, которые затем суммируются.

Участники соревнований подразделяются на несколько возрастных категорий: до 12 лет (мальчики и девочки), 12–13 (младшие юноши/девушки), 14–15 (юноши), 16–17 (старшие юноши), 18–19 (юниоры), не старше 23 (молодежь), от 23 и больше (взрослые). Проводятся также соревнования для ветеранов.

Разновидности шашечной игры.

Русские шашки. Игра идет на 64-клеточной (8 × 8) доске с той же нотацией, что и в шахматах (для записи ходов или позиций клетки обозначаются по горизонтали латинскими буквами от «a» до «h», по вертикали – цифрами от 1 до 8, отсчет идет из левого нижнего угла – на диаграмме – доски). В распоряжении игроков по 12 шашек, в начале игры занимающих первые три ряда с каждой стороны.

Простая шашка может ходить на одно поле – только вперед по диагонали (влево или вправо), а бить – и вперед, и назад. Дамка ходит (и бьет) в любом направлении по диагонали на любое число свободных полей. Если дамка появилась в результате тихого хода (т.е. без взятия чужой фишки), она имеет право бить не раньше следующего хода. Если же она появилась при ударе (ход со взятием), то – при наличии такой возможности – бьет на том же ходу уже в качестве дамки. По правилам русских шашек, дамка обязана взять чужую шашку – вне зависимости от количества пустых клеток до нее. Обязана брать расположенную по соседству фишку неприятеля и обычная шашка. В ситуации, когда возможно несколько вариантов взятия, игрок может выбирать любой из них по своему усмотрению.

Взятую шашку (шашки) можно снимать с доски только по окончании хода, перескакивать через каждую из них можно лишь один раз. (Ситуация, когда шашке (дамке) брать дальше мешает уже сбитая ею на этом ходу, но еще не снятая с доски шашка соперника (или через нее надо идти вторично), называется турецким ударом.)

Помимо соревнований по классическим русским шашкам проводятся и так называемые турниры с выборочным жребием: с официально утвержденным списком начальных двух-трех ходов. Другой вариант – «летучие шашки», когда в начале партии по одной фишке с каждой стороны занимают на доске положение, отличное от традиционного. Перед началом игры соперники по жребию определяют номер дебюта или начальной позиции. (Подобные соревнования, – как и существовавшие некогда в ранге официальной дисциплины 80-клеточные шашки, – призваны избавить традиционные русские шашки от предрекаемой им «ничейной смерти»: по той причине, что в своем развитии теория игры достигла критического предела).

Международные (100-клеточные) шашки. Самая распространенная из шашечных игр. Сначала была известна как «французские шашки». Помимо Франции, культивировалась, прежде всего, в др. франкоязычных странах (Бельгия, Швейцария, Канада, плюс некоторые африканские государства), а также в Нидерландах и Польше (одно из принятых за рубежом названий игры – «польские шашки»), но со временем получила признание во всем мире – и свое нынешнее название.

Играют в международные шашки на доске 10 ×10 с цифровой нотацией (слева направо и сверху вниз – т.е. в таком же порядке, как мы читаем строчки в тексте, – все темные поля условно обозначены порядковыми числами от 1 до 50). В начальной расстановке 20 фишек занимают четыре ряда на противоположных сторонах доски.

Ходы делаются так же, как в русских шашках, но в правилах взятия есть три принципиальных отличия, которые – наряду с бóльшим числом шашек и размером доски – делают международные шашки более сложными, насыщенными и разнообразными в плане возможностей для комбинационной игры:

Дамка, появившаяся в результате удара, имеет право бить как дамка только на следующем ходу;

Если при ударе простая шашка достигает последней горизонтали и может бить дальше как простая, она обязана это сделать, – но по завершении хода остается простой;

При нескольких возможных вариантах взятия игрок обязан выбрать тот из них, в результате которого будет побито наибольшее число шашек соперника (правило большинства).

Некоторые другие варианты игры. Известно несколько десятков разновидностей игры в шашки – как спортивных, так и «бытовых», в которые играют исключительно на досуге. Нередко эти игры носят «национально окрашенные» названия, но при этом могут активно культивироваться далеко за пределами исторической родины (к примеру, в испанские шашки играют в странах Южной Америки и Северной Африки, – отсюда, другое их название: алжирские).

В бразильских и канадских шашках игра идет по правилам международных шашек, но на досках, соответственно, 8 × 8 и 12 ×12 – и с другим числом шашек (12 – в бразильских и 30 – в канадских).

Целый ряд шашечных игр близок по сути к русским или международным шашкам и отличается от них лишь некоторыми особенностями в правилах хода и взятия. В чрезвычайно популярной в США игре чекерс используется такая же доска, как в русских шашках. Аналогична и первоначальная расстановка фигур. Основное отличие заключается в том, что простая шашка может бить только вперед, а дамка – ходить и бить лишь на одно поле (в любом направлении).

В чешских шашках простая шашка тоже может бить только вперед, при этом надо брать максимально возможное число неприятельских фишек, при наличии нескольких вариантов «побития» игрок выбирает любой из них, но в случае, если возможен удар и простой шашкой, и дамкой, бить надо обязательно дамкой.

Доска 8×8 – но повернутая на 90 градусов (относительно привычного нам положения) – используется и в итальянских шашках. Простая шашка не может бить назад (а также – дамку), а дамка может ходить лишь на одно поле. Игрок обязан бить максимальное число чужих шашек, а при количественно равных вариантах взятия – выбирать ход, позволяющий побить наибольшее число дамок.

Правила игры пул, чрезвычайно распространенной в США и ряде др. стран, очень похожи на русские шашки, главное отличие – в том, что простая шашка, дойдя до последней горизонтали при бое, не превращается в дамку.

Известно немало шашечных игр, имеющих более существенные отличия от «классических» шашек: по числу используемых фигур, по первоначальной их расстановке, правилам игры и пр. Так, в армянских и турецких шашках у соперников по 16 фишек, выстраиваемых в начале игры подряд в два ряда на 2-й и 3-й горизонтали («дамочные поля» остаются свободными). Шашки ходят на одну клетку вперед (по вертикали) или в сторону (по горизонтали), но не по диагонали. В этих же направлениях они берут неприятельские шашки. Ходить (бить) назад простая шашка не может. Дамки ходят в любом направлении – вперед и назад – на любое число полей. Взятие обязательно, – при этом действует правило большинства.

Во фризских (или немецких) шашках игра идет на 100-клеточной доске по правилам, во многом похожим на международные, но взятие в них возможно не только по диагонали, но также по вертикали и горизонтали. Нельзя ходить одной дамкой более трех раз подряд (если при этом не делается ударный ход, а также за исключением ситуаций, когда у игрока не осталось на доске других шашек, кроме этой дамки). Если соперники сделали 25 ходов дамками подряд и при этом не взяли ни одной чужой шашки, партия заканчивается вничью.

В старинной русской игре столбовые шашки (башни) все фишки остаются на доске до конца игры: побитую шашку ставят под бьющую. Образующиеся по ходу игры башни передвигаются по доске целиком, «подчиняясь» верхней шашке. Башня может пройти в дамки (в нее превращается только верхняя шашка). При взятии башни с нее снимают верхнюю шашку: фишка, находившаяся прежде под ней, становится теперь главной в этой башне.

В северных шашках, в отличие от традиционных русских, при взятии чужой дамки ее не снимают с доски, а заменяют простой шашкой. По правилам ставропольских шашек, можно играть и за противника, а в шашках-самоедах можно (и нужно) бить другую шашку независимо от ее цвета, т.е. и свою, и чужую.

В двухходовых шашках соперники делают по 2 хода подряд (что дает серьезное преимущество белым), а диагональные отличаются от классических русских первоначальной расстановкой фигур: они выстраиваются в противоположных углах доски на темных полях в три ряда так, что в первом (от угла) ряду оказывается 2 шашки, во втором – 4 и в третьем – 6.

В псковских и новгородских шашках игра ведется на гексагональной (6-угольной) доске. При этом новгородские шашки отличаются от псковских не только первоначальной расстановкой фигур и их количеством (соответственно, 8 шашек на малой доске и 15 – на большой у «новгородцев» и 13 и 24 – в псковских шашках), но и тем, что в игре участвуют три соперника.

В игре в невские шашки (она ведется на специальной доске) одновременно участвуют 4 человека, у каждого из которых по 6 шашек (разного цвета).

Некоторые шашечные игры принципиально отличаются от признанных «спортивных» сутью и целью игры. Так, в поддавках надо отдать все свои шашки (или сделать так, чтобы оставшиеся на доске оказались заперты). Суть игры в уголки – постараться быстрее соперника перевести все свои фишки, выстроенные квадратом в углу, в противоположный угол, по очереди передвигая шашки на ближайшие пустые клетки или «перепрыгивая» через соседние фишки, если за ними есть свободное поле (взятия шашек в этой игре нет).

В игре го-бан соперники, имея на руках по 12 шашек, ставят их по очереди (одну за одной) на любое поле доски, стараясь выставить 5 своих фишек в ряд по прямой линии (горизонтально, вертикально или по диагонали) – и не дать сделать это сопернику. Выставив на доску все шашки, они затем по очереди передвигают их (в любую сторону, но только на смежный квадрат, не занятый другой шашкой), стремясь все к той же цели. Каждая удавшаяся комбинация (в виде 5 шашек в ряд) приносит игроку очко. Тот, кто первым наберет 10 очков, побеждает в игре.

Белорусские шашки представляют собой одну из разновидностей «шахматно-шашечной» игры. У каждого игрока помимо 12 шашек, располагающихся на черных полях и передвигающихся, как в обычных шашках, есть 12 пешек, которые ходят по шахматным правилам (т.е. вперед), но бить при этом не могут, а лишь способствуют уничтожению (запиранию) чужих шашек и защите своих.

Некоторые шашечные игры носят имена своих создателей. Например, шашки Ласкера, придуманные чемпионом мира по шахматам в 1910-е на основе русских столбовых шашек. Игра идет на доске 7×7 на белых полях (угловые клетки на такой доске – белые). В шашках Вигмана у соперников по 24 фишки, располагающихся в три ряда на черных и белых полях и передвигающихся по диагонали. По сути, на доске одновременно разыгрываются две партии: на черных и белых полях. При этом действует правило двойного хода: игрок может дважды походить одной и той же шашкой, или сделать два хода подряд разными фишками.

Оценка пользователей 5 из 5 (всего 3 голоса)

Рассматриваемая настольная забава насчитывает большое количество разновидностей, которые отличаются не только правилами, но и инвентарем, используемым для нее. Ученые обосновывают это тем, что развлечение появилось в разных уголках планеты приблизительно в одно и то же время независимо друг от друга. Есть предположение, что его название произошло от слова "шажки", так как в процессе боя происходит хождение по полю.

Для того, чтобы сыграть, геймерам понадобится игровое поле, состоящее из клеток темного и светлого цвета, расположенных по диагонали. В забаве используются равноправные фишки: белые, дающие участнику партии первым осуществить ход, и черные. Играть одновременно могут только два участника.

Это развлечение любят все, поэтому и играют в него люди от мала до велика. Правила шашек просты и незамысловаты, их освоить способны дети уже с четырех лет. Игра хорошо развивает пространственное и логическое мышление, заставляет думать и разрабатывать стратегии, улучшает память и интеллектуальные способности. Ее польза неоспорима и давно доказана, не зря ведь она была так популярна в советское время. Сколько детей посещало тогда шахматно-шашечные секции! После непродолжительного забвения развлечение возвращается в нашу жизнь, но уже с использованием компьютерных технологий и в режиме online.

В этой статье рассмотрим основные правила игры в наиболее популярные виды шашек для начинающих.

Правила в шашках

Начнем с русских.

Инвентарь:

  • Игровое поле, размер которого восемь на восемь клеток. Обозначение ячеек буквенно-цифровое.
  • Черные и белые фишки, каждого цвета по двенадцать штук.

Оставить противника без фишек, или без возможности сделать ход. В случае, когда никто из противников не может одержать победу, объявляется ничья.

Шашки правила классические:

Два участника соревнуются друг с другом, расположившись на противоположных сторонах игрового поля. Доска располагается так, чтобы у каждого игрока слева, в первой линии, находилась темная ячейка. Кто каким цветом будет играть, определяется с помощью жребия. Каждый участник партии заполняет фигурами темные клетки первых трех рядов поля. Первым ходит тот, кто играет белым цветом. Ходы соперниками делаются в порядке очереди. Как только участник сделал шаг и отпустил руку, ход сыгран, и ничего изменить уже нельзя. Если игрок прикоснулся к фишке, то он обязательно ею походит. Прежде чем поправить фигуру, геймер должен предупредить об этих намерениях второго участника.

В начале партии все фигуры простые. Движение их осуществляется по диагонали, на одну свободную ячейку вперед - во время хода, вперед или назад – во время боя. Если фигуре удалось добраться до первой линии соперника, она становится дамкой. Их переворачивают, чтобы отличать от пешек.

Взятие происходит так: участник перепрыгивает через противника, если за ним имеется свободная ячейка. В случае, когда есть возможность продолжить взятие, игрок должен это делать. Бить разрешается как вперед, так и назад, битые фишки убираются с игрового поля.

Дамка ходит и бьет по диагонали через любое число ячеек в случае, когда они пусты. Если она может продолжить взятие, это необходимо сделать в обязательном порядке.

Существует также такое понятие, как взять за фук. Если игрок не заметил возможность ударить "жертву", то соперник имеет право взять его фишку без боя.

Есть такой вид рассматриваемого развлечения, как поддавки. Здесь тактическая схема действует в противоположном направлении, то есть необходимо первым отдать противнику фигуры или же лишить себя возможности ходить.

Также нельзя не упомянуть о чапаеве, всем знакомом с детства. У участников по восемь фигур, которые они расставляют в каждую клетку своего первого ряда. Затем геймеры в порядке очереди выбивают фишки противника. Игрок, которому это удалось, подвигается на один ряд вперед, пошагово приближаясь к сопернику. Раундов может быть семь и больше. После шестого ряды участников приближаются друг к другу вплотную. Побежденный в этом раунде отступает на одну линию назад. В случае ничьей все остаются на своих местах. Победит тот, кто справится с соперником в последнем решающем раунде. В этом виде выиграть под силу даже новичку.

Рассмотренные правила для шашек являются стандартными, по договоренности партнеры могут вносить в них коррективы. Многие сайты дарят своим пользователям возможность поиграть в рассматриваемую забаву бесплатно здесь и сейчас, то есть в режиме онлайн. А те, в свою очередь, с удовольствием пользуются этим. Поэтапные инструкции помогут начинающим геймерам освоиться.

Тактики в шашках

Метод игры в международные шашки похож на русские. Они получили распространение в Польше, Франции, Китае, Бельгии, России и т.д. Главное их отличие заключается в том, что здесь используется поле размером десять на десять. Число фишек каждого цвета увеличивается до двадцати штук. Ими партнеры заполняют по четыре ряда со своей стороны. Во всем остальном схема игры одинакова, поэтому не будем повторяться. Выигрывает тот игрок, которому удалось уничтожить фигуры противника или лишить его возможности сделать ход.

По данной разновидности проходят турниры во многих странах, национальные чемпионаты, чемпионаты Европы и мира. Часто опытные геймеры проводя тренировки, используют для этих целей компьютер. Есть много интересной литературы, читая которую, шашисты могут узнать о всех тонкостях и хитростях этого развлечения.

Что касается чекерса, то он популярен в Соединенных Штатах, Великобритании, Индии, Италии и т.д. Черкес известная игра в шашки, правила ее имеют следующие отличия от классики:

  • первыми ходят черные;
  • пешки бьют исключительно вперед;
  • дамка ходит только на одно поле, но и назад, и вперед.

Интересный факт: Джонатоном Шеффером было доказано, что существует беспроигрышный алгоритм ведения боя. Следуя ему, можно рассчитывать на выигрыш или, в крайнем случае, на ничью в чекерсе.

Среди разных видов забавы у армян самой популярной считается тама. В нее играют на обычной 64-х клеточной доске. В партии участвуют 32 камня, 16 штук у одного геймера и 16 штук у другого. Фигурами заполняют каждую ячейку 2-го и 3-го ряда на сторонах партнеров. Камни ходят, а также бьют или по горизонтали, или по вертикали. Брать назад в игре запрещается. В инструкции к таме есть перечень "джентльменских правил". Они говорят о том, что соперник обязательно предупреждает партнера, если он намерен бить его фигуру, или если он оказывается на 7-8 ряду.

Чтобы научиться правильно играть в таму, нужно запомнить следующее:

  • Пешка ходит на одну клетку или влево, или вправо и, ни в коем случае, назад.
  • Дамка (тама) двигается по горизонтали, вертикали, диагонали, а также вперед, назад, то есть в восьми направлениях.
  • Если камень добирается до восьмой линии во время боя и может его продолжить, то делает он это уже в качестве тамы.
  • Пешка бьет камень, стоящий справа, слева, впереди, по вертикальным или горизонтальным направлениям.
  • Тама бьет во всех восьми направлениях.
  • Если перед игроком открыто несколько вариантов взятия камней соперника, он должен выбрать максимально результативный.
  • Когда несколько вариантов взятия сулят одинаковое число битых камней, партнер сам решает, как ему ходить.

Проведение чемпионатов по таме в Армении не редкость. Развлечение пользуется большой популярностью в стране.

Шашки ходы

Многие считают эту забаву незамысловатой, в которой можно легко одержать победу, лишь изучив правила. Но это далеко не так. Знаний основных инструкций здесь не достаточно, хотя без них вообще нет никакого смысла садиться за стол. Тактика в игре в шашки существует. Для новичков будут полезны простые советы, которые сделают их положение в партии более выигрышным:

  • Во время поединка старайтесь как можно быстрее добраться до восьмого ряда и как можно дольше не давать сделать это противнику. Дамка - это хорошее преимущество. Она свободнее двигается по игровому полю и является обладательницей широкого перечня возможностей. Дамка может стать на пути целой группы пешек.
  • Старайтесь, чтобы всегда число ваших камней на доске превышало их количество у соперника. Этот совет достаточно очевидный, для его реализации помогут различные приемы, используемые опытными геймерами.
  • Ваши фигуры должны занимать центральную часть поля. Камни, расположенные по краям доски, слабее, чем центральные - это факт. Но, выстроив фишки в центре, обеспечьте им надежную оборону для того, чтобы они не стали легкой добычей для противника.
  • Перед тем, как сделать ход, подумайте, чем на ваше действие может ответить партнер. Всегда нужно просчитывать игру на несколько шагов вперед. Это важный совет, который может уберечь игрока от опрометчивых поступков, изначально казавшихся заманчивыми.
  • Перемещайте фигуры небольшими группами. Это не позволит сопернику их побить.
  • Как можно дольше не освобождайте первую линию. Таким образом, противник не сможет в это время выйти в дамки.

Правила по шашкам

Конечно, не существует какой-либо комбинации или тактики в шашках, знание которых позволит шашисту одержать победу. Их бесчисленное количество, и этот факт делает забаву интересной и динамичной.

Человек, который открыл для себя это развлечение, понимает, что одних правил не достаточно, нужно учиться и совершенствовать навыки и умения. Отметим: учиться можно в любом возрасте.

В первую очередь, игрок должен досконально знать правила, без этого дальше двигаться нет смысла. Они просты для запоминания, поэтому их изучение не займет много времени даже у ребенка. После можно переходить к секретам и приемам игры. В литературе для шашистов авторы делятся хитростями с читателями, дополняя их фото и иллюстрациями для визуального восприятия информации. Лучше разделить партию на стадии (начало, середина, окончание) и изучать их поэтапно. Пошаговое изучение непременно даст положительные результаты. Ну, а для тех, кто только делает первые шаги, лучше начать с советов, о которых было упомянуто выше.

  • для взятия - прием, носящий название "лобки" или нападение на фигуру;
  • для выхода в дамки - прием "прорыв";
  • для лишения партнера возможности походить - приемы запирания.

Полученные теоретические знания нужно совмещать с практикой. В случае, когда нет партнера, можно воспользоваться компьютерными шашечными программами, но обязательно проверенными. Сыгранные поединки лучше записывать, чтобы после сделать анализ ошибок.

Серьезно и с полной самоотдачей подходите к каждому кону, в противном случае - это просто потеря времени. Не принимайте близко к сердцу неудачи, ведь правильно сделанные выводы во время провальных партий принесут гораздо больше пользы для обучающегося, чем выигранные. Изученные приемы и комбинации применяйте на практике, иначе от них не будет никакой пользы. Самостоятельное обучение невозможно без литературы, посвященной этой теме, но, если есть возможность ходить на занятия в шашечную секцию, не упустите ее. Получение знаний под контролем опытного наставника даст положительные плоды гораздо быстрее. Процесс обучения не прост, но здесь главное правильный подход.

Статьи по теме: