Словарь шахматных терминов. Почему шахматы уничтожают наш мозг Партии, поневоле ставшие историческими

Чудесную колонку, в которой провел параллели между шахматами и современными развлечениями. Читайте далее перевод оригинального текста

Если верить Scientific American, вот как все было в далеком 1859.

Давайте совершим путешествие в 1859 год, в котором наша умственная окружающая среда встретилась с новой ужасной угрозой. На тот момент модным был способ развлечения, который захватывал и гипнотизировал хрупкие умы людей, заставляя их принимать участие в бесполезной и бессмысленной деятельности, которая представляла угрозу повседневной реальности. Здравомыслящие культурные критики терпеливо критиковали и разоблачали новый вид времяпровождения, но тщетно. Население было привязано. Человечество было обречено.

Конечно же, я говорю о шахматах.

Сегодня мой друг Билл Брейн показал мне Q&A с авторами новой книги «Плохо для тебя: разоблачение войны с развлечениями». Эта книга является историей моральных паник из-за вещей, которые на протяжении истории увлекали детей и раздражали взрослых. То есть, вы наверняка уже догадались, что сюда входят и такие вещи, как комиксы, Dungeons & Dragons и видеоигры. Однако, в этом Q&A, мое внимание привлекла отсылка к моральной панике из-за…шахмат.

Каннингем: Просто подождите. Каждая волна страха из-за современных технологий, которые нравятся детям, это именно волна и ничто другое. Волна приходит, приподнимается и разбивается о берег, а затем отходит. Отчасти поэтому мы решили создать в нашей книги временные периоды, наподобие Молодежефобии или Страха перед Новым, ради того чтобы с исторической точки зрения разобрать эти истерические реакции. Но чем больше проходит времени, тем более идиотскими и нелепыми кажутся эти паники.

Пайл: Особенно это «пагубное возбуждение» от шахмат, которое испытывают дети «очень ограниченного склада ума».

Шахматы - это «ограниченная» активность? Я должен был это прочитать! И я должен был прочитать оригинальный текст. К счастью, быстрая подсказка на Google Books позволила мне найти статью, о которой они говорили: «Увлечение игрой в шахматы», напечатанную в выпуске Scientific American 2 июля 1859 года.

Она начинается со слов о том, как чемпион США Пол Морфи разгромил своих европейских соперников. Но затем автор начинает оплакивать обычных американцев, увлекающихся шахматами. Все это превращаются в настолько офигенные сетования, что я практически полностью их процитирую и начну с жалобы на то, что …

…пагубное возбуждение от игры в шахматы распространилось по всей стране и в городах и деревнях появились многочисленные клубы, в которых практикуется данная игра. Почему нам стоит об этом сожалеть? вы можете спросить. Отвечаем: шахматы-это просто развлечение для очень ограниченного ума, отнимающее у него ценное время, которое могло бы быть потрачено на более благородные занятия, и при этом оно не приносит никакой пользы для тела.

У шахмат сформировалась репутация развлечения, способного дисциплинировать ум, потому что для них необходима отличная память и определенные навыки комбинаций. Также существует мнение о том, что присутствие навыка игры в шахматы указывает на высший уровень интеллекта. М считаем такое мнение очень ошибочным. Наполеон Великий, у которого была неудержимая страсть к шахматам, часто проигрывал обычному продавцу на острове Святой Елены. Ни Шекспир, ни Милтон, ни Ньютон, ни кто-либо еще из великих людей Земли не освоили мастерство игры в шахматы. Люди, ставшие наиболее успешными игроками, видимо были одарены любопытной интуитивной особенностью делать правильные ходы, и в то же время они обладают довольно посредственными умениями в других областях. Игра в шахматы не добавляет мозгу новой изюминки, она не пробуждает ни одной красивой мысли и она не служит цели оттачивания и улучшения более благородных занятий.


Люди, работающие на сидячих местах никогда не должны практиковать эту унылую игру; для отдыха им необходимы занятия на свежем воздухе, а не вид умственного гладиаторства. Те, кто занимается умственным развитием, должны избегать шахматной доски как гнездо гадюки, поскольку шахматы направляют их умственную энергию в неверном направлении и истощают ее. Им лучше танцевать, петь, играть в мяч, заниматься гимнастикой, бродить по лесам у побережья, нежели играть в шахматы. Это игра, в которую не может себе позволить играть ни один человек, опирающийся на свою деятельность, бизнес или профессию: за этим развлечением – кстати, очень неприбыльным –, могут позволить себе терять время лишь люди, богатые настолько, что они не зависят от денег. Так как в этой запутанной игре невозможно добиться превосходства без усердных тренировок, которые требуют большое количество времени, ни один молодой человек, рассчитывающий быть полезным этому миру, не может ей увлекаться без опасности своим интересам. Один наш знакомый молодой джентльмен, ставший достаточно опытным игроком в шахматы, недавно отодвинул от себя доску, когда закончилась игра и сказал: «Я уже потерял достаточно времени на это. Я не могу позволить себе потерять больше. Это была моя последняя игра.» Данное решение мы советуем всем тем, кто по глупости был сбит с пути этим модным увлечением, так как навык игры в них-это бессмысленное и бесполезное достижение.

Конечно, мы все можем хихикать над тем, что кажется нам сумасшедшими, необоснованными доводами, вот только автор приводит несколько хороших аргументов. Возьмите, например то, что шахматы - это слишком неподвижное развлечение для людей, которые и без того работают на сидячих местах. Это было правдой и это верно до сих пор. Сейчас мы обнаруживаем, что физическая активность помогает активности умственной, и что прогулки на природе развивают креативность. Если в 1859 вы были офисным работником, который в конце рабочей недели усаживался за шахматную доску – видеоигру того времени – ради того чтобы провести еще несколько часов за мозговой, неподвижной, сидячей деятельностью, вы вполне рисковали загнать свой разум в глубокие ментальные овраги. (Так же как и завершение 40-часовой рабочей недели смотрения в сияющий экран смотрением в другой сияющий экран ради развлечения, не является самым разнообразным и познавательным способом провести время) Более того, автор статьи из Scientific American прав в том, что умение игры в шахматы не всегда помогает другим навыкам. Играйте настолько много и хорошо, насколько хотите, но это может не помочь вам стать умнее в других областях.


Даже мысль о том, что шахматы заключают своих последователей в пристрастную петлю, не настолько сумасшедшая, как кажется сперва. С десяток лет назад я брал интервью у некоторых высококлассных игроков в шахматы, и они все описывали то, насколько сложно выкинуть игру из головы. После турниров некоторые лежат в постели и не могут уснуть, потому что не в состоянии выбросить образы фигур из головы. (Звучало в точности как «Тетрисоголовый»: если будете беспрерывно играть в эту игру, вы начнете видеть фигурки в голове, когда будете засыпать.) Для действительно хорошего взгляда на притягивающие силы шахмат прочтите несколько начальных глав замечательной книги Девида Шенка «Бессмертная игра».(«Представьте вирус настолько развитый, что он влияет не на кровь зараженного, а на его мозг,» пишет Шенк, продолжая цитатой Эйнштейна «Шахматы держат игроков в узах, сковывая разум и мозг настолько крепко, что страдает внутренняя свобода сильнейших из них»)

Так что здесь самым интересным является не критика шахмат, а широкая пропасть между временем автора и нашими временами, проявляющаяся в поведении, которое мы одобряем и почитаем. Сегодня, шахматы считаются очень виртуозным занятием, которое предположительно помогает сформировать джедайский контроль над своим вниманием. Но подобная сосредоточенность не всегда считалась такой потрясающей вещью. Моя знакомая из Message Вирджиния Хеффернан некоторое время назад написала, что в 19м веке многие люди считали настолько глубокие силы внимания и концентрации жутковатыми и нездоровыми. Зайдите в этом направлении слишком далеко и вы закончите как Ахаб из Моби Дик: несомненно сфокусированный на своей цели, но до степени одержимости. Именно с этой точки зрения автор из Scientific American осуждает шахматы. Слишком много концентрации, слишком много преданности и сидение может обернуться для вас в плохую сторону. И кто скажет, что это не более здоровый баланс?

На протяжении лет шахмат ни капли не изменились, чего нельзя сказать о нас.

Кошка Asmara пишет:

Я столкнулась с проблемой и рассчитываю на вашу помощь. Моя проблема заключается в том, что я не знаю как обыгрывать слабых игроков (ну, я тоже играю не на очень высоком уровне, но, я имею ввиду соперников, которые играют хуже меня). По факту последние несколько лет мой рейтинг ФИДЕ колебался в диапазоне 1500-1580. На шахматных турнирах я часто обыгрываю соперников с рейтингом в диапазоне 1700-1800 (вчера я победила оппонента с рейтингов ФИДЕ 1822), а самый сильный из соперников, с которым мне удалось сыграть в ничью, имел рейтинг 2001. Тем не менее, на сайте сайт мой рейтинг в 10-минутном блице никогда не превышал отметку в 1400. Нужно признать, что я проигрываю шахматистам, проповедующим агрессивный стиль игры, и тех, кому не знакомы "принципы игрового стиля Капабланки". Игрокам, которые атакуют, не рокируясь, и разыгрывают очень необычные дебюты, которые не встречаются в литературе.

Конечно, иногда я увлекаюсь игрой на сайт в позднее время суток, когда мне следовало бы уже давно быть в постели, к тому же я легкомысленно отношусь к игре в интернете, однако в реальных турнирах меня легко обыгрывают новички, играющие в "интернетовском стиле" (один такой нанес мне поражение на том же турнире, на котором я победила участника с рейтингом 1822). Мне кажется, что я должна обыгрывать таких соперников, поскольку я работаю над совершенствованием своей игры и читаю книги о шахматах (например, книга Майкла Стина "Простые шахматы " - одна из моих любимых. Она помогла мне одержать победу над шахматистами с высоким рейтингом), однако книги учат как противостоять сильным игрокам, а не соперникам, делающим нерациональные ходы.

Однажды пожилой игрок (93 года) сказал мне, что "плохой ход становится хорошим в случае, когда вы не можете найти опровержение". Неужели не существует других способов решения этой проблемы, кроме как уделять больше времени обдумыванию позиции? Простого осознания того, что "Ой! Мой соперник сделал плохой ход, и я его легко обыграю!" явно не достаточно.

Поскольку эти соперники с низким рейтингом обыгрывают меня, они, наверняка, знают что-то, что мне неведомо. Ведь, если я пытаюсь играть, следуя книжным рекомендациям, то я в праве рассчитывать на более высокие результаты в партиях с такими соперниками и не могу понять, почему мне это не удается.

Прилагаю свою фотографию в образе кошке Асмары.

Дж. Силман : Кошка Асмара - это французская девушка из Парижа. Ее настоящее имя - Соня. Поскольку я большой поклонник кошек (лучших земных созданий...намного превосходящих людей), то в большинстве случаев я буду называть ее по нику на .

Давайте заглянем в ее партии и разберемся, что же там происходит!

Вот, что она пишет о своей первой партии:

Эту партию я сыграла против Шакира Амина, и именно она заставила меня обратиться к вам. Я чувствовала себя относительно уверенно, поскольку король белых застрял в центре.

Даже когда я увидела, что теряю коня, мне казалось, что это оправданная жертва. Но затем я допустила грубую ошибку, и позволила его коню принести ему победу в партии.

В той партий Соня сыграла конем 7...Nh5, но зачем она сделала этот ход? Если ее замысел заключался в том, чтобы продолжить...e7-e5 (когда конь держит под прицелом f4), то такой план разумен. Но после 7...Nh5 8.Bh2 она переключилась на поле 8...c5, никак не связанное с 7...Nh5.

Такие действия наводят меня на мысль, что ее ход конем на 7...Nh5, главным образом, был сделан для того, чтобы атаковать слона на f4, но ведь случайные нападения редко приносят успех, если у них нет иных целей, которые скрываются за (явным) ударом.

Анализируя другие ее партии, я заметил аналогичные нападения. Они не улучшали ее позицию, ведь она просто гоняла неприятельскую фигуру без особых на то причин. Радость от нападения на фигуры противника повсеместно встречается на любительском уровне, но хочу снова заметить, что если такие ходы не имеют иного обоснования, кроме как "я заберу твою фигуру, если ты мне это позволишь", то ваши действия, наверняка, ошибочны..

Как оказалось, необходимости в ходе конем на...Nh5 не было, если было намерение сыграть...e7-e5 (но по-видимому такого намерения не было):

УРОКИ

  • Следует напрячь внимание в ситуациях, когда ваш король уже сделал рокировку, а соперник еще нет. Часто в таких ситуациях есть возможность для быстрого возмездия.
  • Нападения-одноходовки довольно распространены, однако зачастую бесполезны (и даже вредны).

Позднее на доске возникла такая позиция:

УРОКИ

  • Держите своего короля в безопасности!
  • Всегда следует знать, какой ход вашего оппонента будет для него лучшим. Это не означает, что вам надо ждать от него какого-то ляпа, который принесет вам победу; это подразумевает, что вы будете знать, в меру своих способностей, что вашему сопернику следует сделать (хотя необязательно, что он поступит именно так). Если бы она последовала этому совету на 19-м ходе, то она бы увидела ход коня на c4 и, вполне вероятно, выиграла бы ту партию.

Давайте немного отвлечемся и посмотрим на эмоции, которые пережила Кошка Амара в 3-х проигранных партиях (одной из которых была партия против Шакира Амина) , дав им такое описание:

"В 3-х партиях, которые я проиграла, меня посещали следующие мысли:

1) Это должно быть проще пареной репы; позиция соперника алогична.

2) Ой, а этот ход я-то и не заметила! Но не все еще потеряно, и я выкручусь.

3) О, Боже, что творится, все валится, я проиграла!

УРОКИ

  • Когда вы делаете ход конем наподобие...Bg4, очевидно, что за ним может последовать h2-h3. Поэтому, если вам придется отступать назад в ответ на ход пешкой на h3, первое, что вы должны сделать, это не делать ход на...Bg4 (конечно, всегда могут быть исключения)!
  • Если вы провели рокировку, а ваш соперник еще не успел этого сделать, то часто в такой ситуации можно захватить инициативу. Однако, для этого потребуется играть в очень высоком темпе.
  • Если вы провели рокировку, а ваш соперник нет, то следует приучить себя искать динамические и тактические возможности. Соперник может провести рокировку в любой момент, поэтому часто этот вопрос звучит как "сейчас или никогда", если вы хотите воспользоваться парадигмой "я-рокировался-а-он-нет".
  • Любой может обыграть вас, когда вы играете пассивно. Однако, многие ваши соперники цепенеют от ужаса, когда сталкиваются с динамической игрой.

Кошка Амара, хочу поблагодарить вас за партии и интересное изложение. Мне кажется, что ваши самые слабые места это:

  • ТАКТИКА : Вам следует разобрать максимально возможное количество тактических задач. На сайте , а также существует огромное количество книг по этой тематике.
  • ДИНАМИКА : Ваш стиль игры отличает пассивность. Надо исправлять этот недостаток. Постарайтесь разобрать партии титанов динамики, в частности, Алехина, Таля и других мастеров динамики.

Если вы значительно преуспеете в этих двух областях, то увидите, как люди, обыгравшие вас, сломают зубы о ваши новообретенные тактические и динамические навыки.

Безусловно, все шахматисты должны работать над каждым аспектом своей игры, но если один из аспектов шахмат у вас "хромает" больше других, то вам следует уделить максимальное внимание излечению от этого "недуга".

  • Батарея – несколько шахматных фигур, имеющих одинаковое направление движения, которые объединяются, усиливая атакующий потенциал наступления. Например, чаще всего батареями называют связки фигур «ладья + ладья», «ферзь + слон», «ферзь + ладья».
  • Баранка – проигрыш, ноль в итоговой турнирной таблице.
  • Белопольник – слон, передвигающийся по белым полям.
  • Белоцветчик – шахматист, играющий белыми значительно сильнее чем чёрными.
  • Бешеная фигура – фигура, которую неоднократно приносят в жертву для достижения пата. Чаще всего таковой является ладья.
  • Блиц – синоним быстрых шахмат. В соревнованиях по блицу дается ограниченное время на размышление о том, какой ход нужно сделать. Как правило, в блице каждому шахматисту отводится всего 5 минут на всю партию, хотя есть и такие виды быстрых шахмат, где это время сокращено до 3, а то и 1 минуты. Проигравшим становится тот, кому был поставлен мат, кто сделает невозможный ход или же потратит все свое время.
  • Блицор – игрок, сильной стороной которого является игра в быстрые шахматы (блиц).
  • Блокада –тактика, которая ограничивает диапазон передвижения шахматных фигур соперника.
  • Блокер –фигура, которая блокирует передвижения пешки противника.
  • Бомба –новое решение, которое меняет оценку общеизвестного устоявшегося варианта дебюта.
  • Быстрые шахматы (рапид) – партия, в течении которой игроки имеют уменьшенный лимит времени на обдумывание ходов (обычно, от 25 до 30 минут).
  • Вертикаль – восемь полей шахматной доски, которые имеют один и тот же буквенный индекс (a, b, c, d, e, f, g, h).
  • Вечный шаг –позиция, в которой один из игроков (как правило, имеющий лучшую позицию) не может противостоять серии постоянно повторяющихся шахов от одной или различных фигур противника. При таком раскладе партия завершается с ничейным результатом после троекратного повторения ситуации.
  • Взятие на проходе – взятие пешки соперника, которая делая двойной ход вперёд (на четвёртую горизонталь для белых и на пятую для чёрных) проходит поле, которое находится под ударом вражеской пешки (третья горизонталь для белых и шестая для чёрных).
  • Шахматный вестник – петербуржский ежемесячный журнал, который выпускался с июля 1885 по январь 1887, посвященный шахматам. Основным издателем журнала был М. Чигорин, который считал, что «Шахматный вестник» должен быть преемником «Шахматного листка». Целью создания такого журнала было распространение знаний о шахматной игре по всей России, а также объединение всех поклонников игры и самих шахматистов. С января 1913 по октябрь 1916 выпускалась двухнедельная версия журнала.
  • Вилка – шахматный ход, в результате которого под боем находятся две или более фигуры соперника.
  • Висячие пешки – две связанные пешки, расположенные в центре, у которых отсутствует поддержка соседних пешек.
  • Вскрытый шаг (вскрышка)–нападение на короля, при котором одна шахматная фигура в процессе хода открывает линию другой фигуре, объявляющей шаг.
  • Выжидательный ход – ход, призванный принудить противника к совершению каких-либо стратегических действий, при этом не несущий какой-либо важности для течения игры. Выжидательный ход не меняет кардинально ситуацию на доске и делается для того, чтобы в большей мере раскрыть намерения противника.
  • Вынести в одну калитку – уверенная победа над соперником.
  • Гамбит –одна из вариаций дебюта, когда в жертву приносится фигура или пешка для получения преимущество в развитии.
  • Гарде (с французского «берегитесь») – нападение на ферзя. Это понятие устаревшее и в настоящее время не используется.
  • Гандикап – соревнование между шахматистами, которые имеют разные уровни владения игрой в шахматы. Более слабым игрокам с целью уравнивания сил дается определенная фора от более сильных: дополнительные ходы, пешки или другие фигуры.
  • Голый король – король, который находится без защиты других фигур.
  • Горизонталь – линия полей шахматной доски, которая имеет один и тот же цифровой индекс (с первой по восьмую).
  • Гроб (жбан, труба, безнадега, ящик)-очень сложная ситуация в партии. Выигрыш или ничья в такой позиции крайне маловероятны.
  • Гудини (Houdini)- один из сильнейших шахматных движков в мире, который смог обыграть действующего чемпиона среди компьютерных программ – Рыбку (Rybka).
  • Дальнобойная фигура – слон, ладья и ферзь.
  • Дармовой заезд – опасная атака без жертв фигур или же удобная позиция без элементов риска.
  • Дух слонов преимущество –позиция, в которой один из игроков имеет на поле двух слонов, а второй – двух коней (либо же коня и слона). Особенную важность данное преимущество набирает в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет добиться преимущества.
  • Движок – это программа, которая может увеличить силу любой шахматной оболочки во много раз. Движок необходимо устанавливать (встраивать) на определенную оболочку. Из известных движков можно назвать такие программы, как «Рыбка», «Шредер», «Фриц» и другие.
  • Дебют – начало шахматного поединка. Главная задача дебюта – скорейшее развитие фигур.
  • Демаркационная линия – условная линия, которая визуально разделяет шахматную доску на две равные части; проводится между четвертой и пятой горизонтальными линиями.
  • Диагональ –клетки шахматного поля, которые имеют один цвет и расположены в одну линию.
  • Детский мат –мат в начале игры, которые очень часто случаются с начинающими (детьми). Этот мат объявляется двумя фигурами – слоном и ферзем на поле f2(f7 для черных).
  • Доминация – положение в игре, когда один из шахматистов имеет весомое преимущество, которое заключается в абсолютном контроле над ключевыми полями, как и над всем игровым пространством доски.
  • Доплывать – специально нацелиться на ничейный результат на весь оставшийся турнир, при этом игрок должен обладать хорошим запасом очков, чтобы не упустить положительный результат.
  • Доска шахматная – поле, состоящее из 64 квадратов (8х8), которые располагаются попеременно: темные квадраты чередуются со светлыми. Темные клетки называют черными полями, светлые, соответственно, белыми. Во время игры доску разворачивают так, чтобы слева от игрока находилось темное поле.
  • Дракон – один из розыгрышей сицилианской защиты. Своё название дебют получил из-за того, что пешки черных напоминают дракона.
  • Дурацкий мат –самый быстрый мат, который только возможен. Получить его можно лишь специально сделав дурацкие ходы (f4 и g4).
  • Дыра – ослабленное поле шахматной доски.
  • Длинная рокировка –кроме общепризнанного значения, может иметь и скрытый смысл – три поражения кряду (возникло от номенклатурного обозначения 0-0-0).
  • Дрова (дровишки) – откровенные слабые пешки.
  • Ёж –пешечная структура, в которой игрок строит их по третьей (либо шестой для черных) горизонтали. Может возникать во многих вариантов дебютов.
  • Жертва – неравноценный размен фигур. Подразумевает, что вы можете отдать легкую фигуру и получить необходимое преимущество в партии. В некоторых случаях, так можно получить контроль над нужными позициями.
  • Жертва корректная – данный вариант жертвы обоснован и предполагает равноценный обмен фигуры на другую или хорошую позицию.
  • Жертва некорректная – ситуация, когда ставка делается на возможные ошибки соперника, недостаток времени или другие варианты.
  • Жертва позиционная – случай, когда потеря фигуры или клетки не требует немедленного восстановления позиций, то есть предполагается получение позиционных преимуществ в дальнейшем.
  • Задача шахматная – шахматная композиция, которая имеет всего один возможный путь решения. Существуют шахматные задачи в два, три и больше ходов (многоходовки). В зависимости от типа задачи предполагается то, сколько ходов нужно сделать для того, чтобы поставить мат заведомо более слабой стороне.
  • Забор – цепь из пешек.
  • Задвижка –жертва фигуры, которая создаёт угрозу для объявления спёртого мата.
  • Закрытая игра –поединок, при котором цент шахматной доски является закрытым пешечными цепями. Основные особенности такой игры – позиционные манёвры, перегруппировка фигур с фланга на фланг, попытки найти слабые места в расположение противника. После вскрытия игры поединок переходит к активной фазе (прорыв, жертва и т.д.).
  • Закрыть (похоронить) вариант – опровергнуть дебютный вариант, который ранее считался корректным.
  • Засада –положение на доске, при котором дальнобойная фигура находится за фигур (своей или чужой). Влияние такой фигуры действует только после перемещения той, которая стоит перед ней.
  • Заснуть – задуматься в течение продолжительного времени.
  • Звон –разговоры во время игры в блиц.
  • Зевок – так профессионалы называют серьезную ошибку, которая чаще всего приводит к потере шахматной фигуры и может повлечь за собой даже проигрыш партии.
  • Зрение комбинационное – способность игрока замечать возможности, которые скрывает определенная позиция, наперед предполагая то, какие жертвы следует сделать, чтобы получить тактическое преимущество.
  • Игра вслепую – разновидность шахматного показательного выступления, во время которого игроки, не глядя на доску, совершают свои ходы. Последнее время игра вслепую также стала частью некоторых международных турниров по шахматам (например, «Амбер-турнир»). Во время этого турнира игроки имеют право пользоваться изображением пустой шахматной доски на дисплее компьютера.
  • Игра на два результата –позиция, при которой стабильное преимущество одного из соперников практически исключает возможность поражения.
  • Игра на три результата – внезапная ситуация, в ходе развития которой возможно получить абсолютно непредвиденный финал.
  • Играть руками – проводить игру в автоматическом режиме, совершая ходы, которые просто напрашиваются в ходе партии.
  • Играть с листа – играть незнакомую дебютную схему, без домашней подготовки.
  • Изолятор– изолированная пешка –это пешка, которая не имеет поддержки других пешек на соседних вертикалях.
  • Инициатива – возможность активного игрока влиять на темп и стиль игры защищающейся пассивной стороны. Инициатива помогает навязать определенные игровые действия.
  • Испанка –испанский дебют. Партия разыгрывается так: e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5
  • Испортить прическу –повредить целостность пешечной цепи.
  • Итальянка –итальянский дебют. Партия разыгрывается так: e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Bc5.
  • Капкан – ловушка, которая приводит к потере более сильной фигуры.
  • Катать – пытаться достичь победы независимо от позиции.
  • Качка – качество – отличие лёгкой фигуры от ладьи.
  • Китайская ничья –закончить игру, смёв все фигуры с доски.
  • Качество –разница, которая отделяет ладью от коня или слона; выиграть или проиграть качество означает обменять ладью на лёгкую фигуру (или наоборот).
  • Квалификация шахматная – официальная градация, которая создана для возможности демонстрации силы шахматиста в игре. Зафиксировать шахматную квалификацию можно с помощью специальных званий. Разряд по шахматам может получить не только игрок, но и шахматный композитор.
  • Кингчесс – определенный вид шахмат, основным смыслом которого является пустое поле в момент начала игры. В ходе игры каждый из шахматистов последовательно ставит фигуры на поле.
  • Классика – это шахматная партия, в ходе которой осуществляется стандартный учет времени, она отличается от блица или быстрого расклада шахмат.
  • Клиент – партнер по игре в шахматы, у которого вы всегда можете выиграть.
  • Комбинация – определение этого понятия дал еще Ботвинник, подразумевая под термином усиленный вариант игры с жертвой.
  • Комбинат – удачная комбинация.
  • Комбинатор – шахматист, который умело управляется с различными комбинациями в ходе игры.
  • Комодо – так называется одна из мощнейших компьютерных программ, помогающая анализировать шахматный поединок.
  • Коновал – шахматист, успешно играющий конем. Ярким примером носителя подобного звания является Топалов в партии ч Крамником.
  • Контргамбит – одна из видов начальной стадии в шахматах, когда игрок, как и противник, жертвует фигурой, чтобы противостоять действиям соперника.
  • Контригра – партия, в которой можно осуществить действия, направленные на атаку слабостей соперника.
  • Конь Каспарова – это фигура коня черного цвета, размещенная на клетке d3.
  • Конь Тарраша – это фигура коня, которая размещается на крае игрового поля.
  • Король Стейница – когда фигура короля активизируется в середине игры.
  • Кооперативный мат – это определенный тип задачи, в результате которой нужно получить мат при помощи своего же содействия.
  • Короткая рокировка – данное понятие имеет второй смысл, менее распространенный, и подразумевает два проигрыша подряд.
  • Крепость – один из видов ничейной позиции в конце партии, когда сильнейший игрок не может победить даже в случае наличия значительного перевеса.
  • Круговик – система групповой турнирной игры, которая предусматривает то, что четное (как правило) количество игроков сыграет друг с другом один или несколько кругов.
  • Криттер (Critter) – один из самых сильных аналитических шахматных модулей.
  • Лавирование – метод игры, когда держишь соперника в напряжении, до самого окончания партии не показывая своих истинных намерений.
  • Ладейник – окончание партии, в котором главную роль играют ладьи.
  • «Ласкеровская компенсация » компенсация за ферзя, которая состоит из ладьи, лёгкой фигуры (чаще всего слона) и пешки. Понятие было обрадовано благодаря фамилии известного шахматиста Ласкера, который многократно успешно проводил подобный размер.
  • Легкаяпартия – игра, проходящая не в чемпионате или турнире.
  • Ловушка – прием борьбы, цель которого – вынудить противника поверить в мнимую опрометчивость игрока и убить пешку, ферзя или другую его фигуру, что на самом деле и есть ловушкой. Игрок рассчитывает, что, поймавшись на такую наживку, противник упустит из виду угрожающий мат или серьезные потери.
  • Лошадь – шахматная фигура – конь.
  • Маленькое качество –так в шахматной среде принято называть преимущество двух слонов. По Таррашу – отличие слона от коня; обмен слона на коня.
  • Мат –позиция, в которой шахматный король находится под шахом и не имеет возможности избежать его.
  • Мат Легаля –матовая ситуация, при которой ферзь приносится в жертву. Мат ставится тремя лёгкими фигурами. На практике осуществляется так: e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1?? 6.C:f7+ Kpe7 7.Kd5x. Впервые такой мат поставил Керимор Сир Де Легаль в Париже в 1787 году. Его имя и носит данная комбинация.
  • Мат линейный –мат на двух соседних крайних горизонталях или вертикалях, который ставится с помощью двух тяжелых фигур (ладьи и ферзь).
  • Мат спёртый –мат королю, который не имеет возможности передвигаться в одном или нескольких направлениях из-за собственных фигур и пешек.
  • Мат эполетный –мат, который ставится ферзем. При этом король соперника с обеих сторон ограничен собственными ладьями (эполетами). Пример такого мата – белый ферзь стоит на с6, чёрный король на с8, черные ладьи располагаются на b8 и d.
  • Матешник (матец, композитор Матецкий) – мат! Матильда, Матильда Петровна – красивый неожиданный мат.
  • Матовая сеть – позиция, при которой король более слабой стороны не имеет возможность сделать ход, потому как все потенциальные клетки для отступления перекрыты своими же фигурами или находятся под ударом.
  • Материал – пешки и фигуры, которыми распоряжается игрок во время шахматной партии. Владение лишним материалом предполагает преимущество. Сознательная жертва материала для обеспечения преимущества – комбинация.
  • Матовала – игрок, который любит и умеет играть на мат в любой позиции.
  • Матч – форма соревнований в шахматном спорте, когда два игрока играют между собой определенное количество партий до момента выявления победителя. Как правило, число партий составляет 6, 12, 24 или 48, но может быть и более. Такая система широко распространена на отборочных турах претендентов, а также чемпионатах за мировое первенство. Победителем считается тот шахматист, который набрал большее количество очков.
  • Мельница – чередование шахов и вскрытых шахов, которые объявляет атакующая сторона. Именно эта типовая комбинация в 1925 году прославила Карлоса Торре, мексиканского шахматиста, на соревнованиях в Москве. Торре разыгрывал партию с Эм. Ласкером.
  • Миниатюра – существует два толкования данного термина. Первое: игра, которая уже выиграна в самом начале. Второе: задание в ходе шахматной партии, которое нужно совершить, используя только определенное количество фигур.
  • – середина шахматного поединка, которая идёт сразу за фазой дебюта. Многочисленные размены фигур в дебюте могут создать ситуацию, когда игра из дебюта переходит в фазу эндшпиля.
  • Мишень –поле шахматной доски или фигура, стоящая на нём, которые являются главной целью атаки или комбинации.
  • Ничья –результат шахматного поединка, в котором победитель не был выявлен. В таком случае каждый из игроков получает по пол очка.
  • Навес – взятие.
  • Насиловать позицию – совершать ход, несмотря на сложившиеся требования позиции. К примеру, пытаться выиграть в той ситуации, где по логике нужно совершать оборонительные действия.
  • Начальное положение –расстановка фигур на шахматном поле перед началом партии.
  • Не выйти из дебюта –закончить дебют с проигрышной позицией.
  • Ничья в кармане –игра без риска проиграть – с гарантированной ничьей в случае необходимости.
  • Новинка –новая схема розыгрыша уже известного ранее дебюта (табии).
  • Нокаут-система – принцип игры, широко распространенный на шахматных соревнованиях разного уровня. Даже чемпионаты за мировое первенство могут проводиться по нокаут-системе. Суть состоит в том, чтобы в следующий тур проходил победитель из каждой пары, которого определили во время жеребьевки. Сначала шахматисты играют классические партии, потом, если не удалось определить победителя, в рапид, а если даже он не определили победителя, то тогда шахматисты играют в блиц. Если даже спустя все эти партии так и не удалось определить победителя, то играется еще одна партия – армаггедон. В этой партии путем жеребьевки одной стороне выпадет 4, а другой 5 минут на размышления. В случае завершения армаггедона ничьей, победу присуждают тому игроку, который имел меньше времени на размышления. Если же один из игроков одержал победу, то его результат заносится в турнирную таблицу.
  • Нотация шахматная –общепризнанная система символьных обозначений, которая применяется при записи ходов шахматной партии или какой-либо позиции. Дополненная нотация представляет собой обозначение клетки шахматной доски, на котором стоит передвигаемая фигура и поле, на которое фигура смещается (например, запись 23 Кh3-g1 означает, что конь белых с поля h3 был перемещён на поле g1). Сокращённая нотация предполагает указание лишь фигуры и поля, на которое эта фигура ставится (например, 48 … Фd2 означает, что черный ферзь сделал ход на d2). Существует буквенная и цифровая нотации. Последний вариант чаще всего используется при играх по переписке.
  • «Обезьянья игра» – так называется последовательность ходов в партии, когда один из игроков идентично повторяет ходы соперника.
  • Обдернуться – совершить ошибочный ход.
  • Обжорный ряд – так называется седьмая про счет горизонталь, если ее атакует ладья соперника и начинает выбивать из игры пешки.
  • Огребаниелюлей – это событие, которое полностью противоположно раздаче люлей.
  • Окучить – этот термин подразумевает постепенное, иногда медленное, окружение соперника со всех сторон и уничтожение.
  • Отжарить – выиграть с большим преимуществом.
  • Откладывание партии – случай, когда партия приостанавливается с возможностью продолжения поединка. В этом случае игрок, чей ход следующий, может записать свою комбинацию и запечатать в конверт. Следует отметить, что такая партия может быть проанализирована, но помощь сторонних специалистов полностью исключена. Такая процедура использовалась до того момента, пока компьютерные программы не стали слишком распространенными. Сегодня предполагается, что если партия началась в одни день, в этот же день она и закончится.
  • Открытая игра – тактика, которая позволяет использовать в основном тактические средства, применяя ходы на открытых линиях, использование практической дальнобойности определенных фигур.
  • Открытая линия – целая вертикаль, линия, на которой нет ни одной пешки.
  • Открытые дебюты – это момент в игре, возникающий в случае совершения ходов е4 и е5. Такая тактика может привести к открытой игре фигурами.
  • Отравленная пешка – игровая пешка, защищенная скрытым образом. Если ее взять, то можно сильно подставить свои позиции под атаку соперника.
  • Отсталая пешка – пешка, которая не в состоянии занять клетку по вертикали, соседствующую с другой пешкой.
  • Пат – ситуация в шахматах, когда одна сторона не может сделать ни одного хода, но мат ей так и не объявлен.
  • Первая линия – самый оптимальный игровой вариант, который предлагает шахматная программа для обеих шахматных сторон.
  • Пешка – боевая единица шахматной игры, с помощью которой можно измерить силу той или иной фигуры (легкая фигура – три пешки, ладья – пять пешек и так далее).
  • Пешечник – окончание, разыгрываемое пешкой.
  • План игры – определенная стратегия, которую вырабатывает игрок, анализируя динамичные изменения в начале игры, необходимости перестановки и перегруппировки фигур на поле, целесообразность тех или иных ходов. План игры, как правило, включает определенные намерения на все части игры: дебют, середину и эндшпиль.
  • Пластуны – пешки, которые стремятся стать ферзями, двигаясь на разных флангах поля.
  • Плотный ход – ход, который имеет повышенный запас прочности. Обычно такой ход улучшает защиту других фигур.
  • Поддавки (шахмат.) – игра, в которой один из игроков разрешает одержать над собой победу, отдавая под бой все фигуры и короля.
  • Подкрутить позицию – ход, который делается для того, чтобы усложнить игру. При этом он может быть неочевидным или даже показаться неудачным. Такая тактика применяется в блице или при серьезной партии в цейтноте соперника.
  • Поднять ход (идею) – найти в позиции не очевидное, нетривиальное решение.
  • Поза – позиция.
  • Позиция – положение фигур на поле во время игры или же в контексте шахматного этюда. Умение критически оценивать позиции на поле позволяют игроку одержать победу в игре.
  • Полтинник – случай, когда игрок набрал половину возможных очков на турнире.
  • «Слабое» поле – место в позиции одного из игроков, которое особенно подвержено атаке.
  • Полуход – минимальная единица измерения позиции на шахматной доске, которая состоит из одного хода белых или черных фигур. При записи на бумаге каждый ход записывается как комбинация из двух полуходов.
  • Поплыть – растеряться в ходе игры, перестать замечать логические связи партии.
  • Похоронить вариант – отказаться от использования какого-то заведомо правильного варианта в дебютной игре. Этот же термин употребляют для обозначения доведения анализа до категоричной оценки в пользу одной из сторон.
  • Превращение – термин, обозначающий, что при доходе пешки до противоположного края поля оная имеет возможность перевоплотиться в любую фигуру, кроме короля.
  • Превращение «слабое» – случай, когда по достижению конца поля пешкой, игрок выбирает в качестве замены не ферзя, как обыкновенно, а более слабую фигуру, которая может оказаться очень сильной в данной ситуации.
  • Прихватить соперника в дебюте – занять выигрышное положение в партии уже в самом начале игры.
  • Провисать – терять защиту своих фигур.
  • Промежуток – непредвиденный ход в промежутке между определяющими ход партии движениями фигур, часто кажется форсированным.
  • Программа шахматная – программное обеспечение, которое устанавливается на компьютер или портативное устройство. Данные программы могут оценивать ситуацию на поле и предлагать оптимальные варианты ходов в каждой конкретной ситуации. Такие программы могут быть использованы при подготовке к чемпионатам даже мирового масштаба, потому как лучшие из них («Рыбка», «Фриц» и другие») играют на уровне мировых гроссмейстеров.
  • Промежуток – промежуточный ход – неожиданная вставка в вариант, который изначально казался форсированным.
  • Промежуточный ход – ход, который не несет очевидной выгоды, но может подарить игроку значительное тактическое преимущество. Например, часто, вместо того, чтобы быть фигуру, делается промежуточный шах, вынуждающий короля противника менять позицию на более неудачную.
  • Пространство – фундаментальное понятие шахматной игры, которое указывает на то, сколько места на поле отвоевал для себя игрок. Пространство так же важно, как время и игровая инициатива. Наличие пространства – это возможность реализовать любую стратегию.
  • Профилактика – меры, которые игрок принимает для того, чтобы предупредить появление угроз своим фигурам.
  • Проходимец – проходная пешка.
  • Проходная пешка – пешка, перед которой или в радиусе ходов которой нет пешки другого игрока.
  • Преимущество – игровое превосходство над противником, которое может состоять в более удачных позициях или обилии фигур на поле.
  • Размен – это понятие подразумевает один ход или сразу несколько, в результате чего происходит обмен примерно равноправными фигурами. Именно Михаил Моисеевич Ботвинник дал понятие обобщенного обмена, который может происходить в игре.
  • Работа по дереву – этот термин поясняет, что игрок анализирует ход игры, не прибегая к помощи компьютера.
  • Раздача люлей – так называется победа, которая досталась благодаря цинизму.
  • Разноцвет – это позиция, которая может получиться, если вы и соперник используете по одной и той же фигуре одновременно, например, ферзи. При этом других ферзей бить здесь не должно.
  • Расписать – провести короткую игру, результатом которой будет ничья. Достаточной редкостью в такие моменты считается начало партии, так как соглашение достигается еще до игры.
  • Рассыпаться – проигрыш хорошей позиции, на который ушло два или более хода.
  • Рейтинг – настоящая позиция шахматиста, главным показателем которой является коэффициент силы. Такой способ оценки игроков был предложен еще в 1972 году американским физиком ЭлоАрпадом. Таким образом, получается, что гроссмейстер имеет не менее 2500 единиц, мастер международного класса– от 2400, а мастер шахматной федерации – от 2300 единиц.
  • Рентген – в шахматной терминологии это слово обозначает длительный эффект воздействия на фигуру противника. От него нельзя спрятаться.
  • Ретроградный анализ – это понятие определяет способность выяснить, кто ходил последним в этой партии, вычислить, чей ход будет следующим.
  • Рокада – это вертикальная прямая, на которой могут развернуться маневры ладьи.
  • Рокировка – данное понятие подразумевает особенный тип хода в шахматной партии. Его смысл заключается в том, чтобы убрать фигуру короля с центральной части доски. В этом случае король может быть переставлен на одну клетку, а тура займет место, которое перешагнул король. Маневр может быть осуществлен только в том случае, если до этого выбранные фигуры не ходили, поля не заняты какими-либо фигурами. Кроме этого, не должен быть предъявлен шах королю.
  • Ряд –понятие, аналогичное понятию «горизонталь». «Обжорный ряд» – это седьмой для белых и второй для черных ряд, в котором ферзь или ладья могут подряд брать пешки соперника.
  • Рубить флаг – играть всеми силами на то, чтобы у соперника закончилось время.
  • Рыба – игра вничью.
  • Рыбка (Rybka) – один из самых сильных программных шахматных модулей.
  • Связка – место, откуда фигура не может сделать ход, поскольку потом на это место станет король, и фигура может быть повержена. Либо же связка – это название фигуры, ход которой ведет за собой проигрыш или потерю ферзя.
  • Связанные пешки – те, которые стоят вертикально рядом либо же одна заступает другую
  • Сдвоенные (строенные) пешки – две (три) пешки которые находятся на одной стороне, еще и ко всему по одной вертикали.
  • Сеанс одновременной игры – популярный вид игры в шахматы, когда хороший шахматист может играть одновременно с несколькими игроками, которые более слабые.
  • Скахография – творческий подход к расположению шахматных фигур. Игрок расставляет фигуры так, что могут быть видны различные очертания цифр, фигур, рисунком.
  • «Слабое» превращение – перевоплощение пешки в слабую фигуру, к примеру, ладью.
  • «Слепота» шахматная – игнорирование во время игры очевидных ходов, которые могут в худшем случае произвести к проигрышу.
  • Стратегия шахматная – это продуманный план, который, по мнению играющего, должен его привести к победе.
  • Самоходки – пешки, которые продвинулись настолько далеко, что их уничтожить уже невозможно.
  • Сбор урожая – отработанный алгоритм ходов, которыми атакующий игрок может иметь большой перевес в игре.
  • Сицилианка –короткое название сицилианской защиты.
  • Скинуть – пожертвовать фигуру или пешку.
  • Славянка – короткое название славянской защиты.
  • Слона Горвица (HorwitzBishops) – два слона, которые располагаются рядом и атакуют открытые диагонали. Чаще всего данный термин используется на Западе.
  • Слон Гуфельда – слон черных (g7) в старушке.
  • Слон Фишера – белопольный слон, занимающий активную позицию в испанской или сицилианской защите.
  • Соскок – спасение в сложной позиции.
  • Сплав – специальный проигрыш шахматной партии.
  • Старушка – сокращенное название староиндийской защиты.
  • Стокфиш – одна из лучших программ для анализа шахматной партии.
  • Столбик – значительный перевес в партии, который обозначается +-. В зависимости от того, кто выигрывает, тому записывается +-, а проигрывающему наоборот -+. Такое обозначение было введено специалистом из Югославии.
  • Стоять – тактика, подразумевающая выжидание удобного момента, без каких-либо активных действий.
  • Строчка – важный перевес в парии, который был введен специалистом из Югославии и подразумевает присуждение +- побеждающему и -+проигрывающему человеку.
  • Стучать – это блиц. Игра, в которой противник должен остро нуждаться во времени на обдумывание.
  • Табия – широко известная позиция, начиная с нее игрок может применять свои решения. Руководствуясь только своими мыслями, а не стандартными ходами. В шахматах прошлых столетий фигуры обладали несколько иными свойствами, вследствие чего игра очень часто стартовала именно с табии.
  • Тактика шахматная – система ходов, которая состоит из нескольких выверенных комбинаций, приводящих игру к ничьей. Сюда можно отнести сразу несколько стандартных вариантов – завлечение врага в ловушку, уничтожить защиту или отвлечь от основных фигур.
  • Темп – существуют две вариации данного понятия. Первая: отдельный ход, в результате которого попросту теряется время. Вторая: ритм игры.
  • Теория шахматная – это область шахмат, затрагивающая анализ игры, определение действующих закономерностей, которые могут возникнуть на каждом этапе партии.
  • Топталка – ситуация, когда одна и та же позиция повторяется раз за разом.
  • Треугольник – один из возможных вариантов передать очередь хода своему оппоненту в самом конце игры.
  • Тура – второе название шахматной фигуры ладьи.
  • Туристы – также существует два толкования текущего понятия. Первое: игроки-любители, которые сумели получить ладью в качестве форы. Второе: игроки, участвующие в Чемпионате и не рассчитывающие на получение титула. Данный термин был впервые использован Гарри Каспаровым в 1999.
  • Турнир – вид шахматного противостояния в ходе, которого сразу несколько участников играют друг с другом. Наиболее ярким примером считается круговой турнир, когда каждый игрок проходит мимо доски других, совершая ход. Так можно провести соревнование между десятками или даже сотнями игроков, используя, конечно, жеребьевку на определенных этапах.
  • Турнирная таблица – сводный документ, показывающий текущее положение игроков, а также конечный результат.
  • Тычок – удар пешкой.
  • Угроза – нападение на материал соперника с возможным обострением ситуации.
  • Уконтрапутить – выиграть с разгромом.
  • Урок волшебных шахмат –широко известная задача в шахматной игре Шарарам, которая предлагалась персонажем из сказок Лосяшем.
  • Фаланга –цепь из пешек.
  • Фейерверк – несколько идущих подряд жертв во время комбинационной игры.
  • Фианкетто (фианкетирование) – шахматный термин, который означает вывод слона на самую длинную диагональ под защитой домика из пешек (например, слон b7 рядом с пешками a7, b6 и c7).
  • Фишка (фига) –одна из шахматных фигур.
  • Фланг – край шахматного поля, который расположен на вертикалях fgh или abc.
  • Королевский фланг – это фланг, который располагается ближе к фигуре короля в самом начале партии (подразумеваются вертикали f, g,h).
  • Ферзевый фланг – это сторона поля, которая соответственно находится ближе к фигуре ферзя при старте партии(a,b,c).
  • – иное расположение шахмат в начале игре, чем при стандартном подходе. Стоит отметить, что пешки также занимают именно второй ряд, а слоны занимают клетки разного цвета. В этом раскладе туры располагаются по обе стороны от фигуры короля. Дело в том, что позиции, которые применяются в такой партии менее изучены и имеют больше оригинальных решений, не описанных в книгах.
  • Форпост – фигура, которую выставили на территорию врага, чаще всего это конь. Его защищает пешка.
  • Форсаж – вынужденный в результате определенных обстоятельств ход.
  • Форсирование – это целая серия ходов, которым другой игрок может противостоять только определенным набором ходов. Именно такой вариант боя может несколько упростить расчет боя.
  • Форточка – клетка, которую может занять фигура короля, если противник сделал шах по одной из двух горизонталей. Таким образом, получается, что сделать форточку – значит совершить ход пешкой, которая закрывает рокировку. Если такая возможность отсутствует, то игроки говорят о теоретической слабости одной из горизонталей.
  • Ход – смена расположения фигуры. Ход считается совершенным, в том случае, если шахматист не просто поставил фигуру, но и уже не касается ее. В ходе соревнований данное действие отмечается в специальных заметках, если осуществляется рокировка или специальное взятие, тогда могут использоваться две фигуры.
  • Хвост – этим понятием описываются игроки, которые имеют самые плохие результаты в общей сводной таблице.
  • Цейтнот –недостаток времени на обдумывание дальнейших ходов.
  • Цементировать – уверенно и успешно защищаться.
  • Ценность фигур – вес каждой шахматной фигуры в партии. Это понятие может носить абсолютный или относительный характер. Например, если рассматривать абсолютную сторону оценки, то можно сравнить ладью и двух пешек.
  • Центр – это клетки, которые находятся на е4, е5 иd4,dСуществует также понятие расширенного центра – включает в себя соседние поля с этими клетками.
  • Цугцванг (Цуг, цуцик) – ситуация, когда один из двух игроков, или даже оба сразу не имеют полезных комбинаций, то есть в случае любого хода человек только лишь ухудшает собственное положение в игре.
  • Часы шахматные – специальные часы, которые обладают двумя циферблатами с переключателем хода, и счетчиком времени. Они устроены таким образом, что время идет для того, кто думает. В случае, если времени остается совсем мало, может возникнуть цейтнот, а если оно полностью закончилось – значит наступила просрочка по времени и можно засчитывать проигрыш.
  • Часы Фишера – это устройство, которое специальным образом добавляет несколько секунд, после совершения хода. Таким образом, выходит, что в случае успешной игры вы накапливаете себе дополнительное время для размышлений.
  • Чернопольник –слон, который ходит по чернм полям.
  • Четырёхлошадник, куадрилья, квадрига –дебют, в котором основное противостояние ведётся с помощью коней. Играется так: e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Nc3 Nf6.
  • Шах – это игровая ситуация, когда король находится под атакой одной из фигур соперника.
  • Двойной шах – случай, когда королю объявляется шах сразу от двух фигур противника.
  • Шайба – так называется на шахматном сленге пешка.
  • Шарарам – этот термин подразумевает название детской игры, рассчитанной на логическое мышление. Название пошло от выдуманной школы магии, в которой дети изучают различные предметы, например, волшебные шахматы.
  • Шахматная композиция – сфера шахматного искусства, где шахматисты выступают в роли художников, образуя удивительные позиции, приемы, обладающие неповторимой красотой.
  • Шахматный щелкун – вид насекомых, а точнее жуков.
  • Шахматная фигура – это все фигуры, участвующие в игре, кроме пешки.
  • Легкая фигура – таким словосочетанием называют слона или коня.
  • Тяжёлая фигура – к тяжелым фигурам специалисты относят ферзя или ладью. Отличается от легкой фигуры тем, что, имея поддержку короля, может поставить мат противнику.
  • Шведки – любопытная разновидность игры, в которой выбывшие фигуры отдаются сопернику и он может их использовать в этой партии вместо очередного хода.
  • Швейцарка – соревнование, которое проходит по швейцарской системе и предполагает большое количество участников. В связи с этим перед каждым этапом проходит жеребьевка, вследствие чего шахматисты могут играть только с тем, у кого примерно столько же очков.
  • Швиндель – резкий удар, получившийся в результате небольшой комбинации.
  • Шлепать – это быстрая и слабая манера игры, в некоторых моментах даже бездумная.
  • Шпилер – так называют чрезмерно азартного игрока, который любит использовать небольшие ловушки, а также строит свою стратегию на грубых ошибках соперника.
  • Штаны – случай, когда две вражеские пешки пытаются пройти на позицию ферзя, а слон соперника не в состоянии оказать сопротивление.
  • Шреддер – так называется одна из мощнейших программ по анализу шахматных партий.
  • Эстетика шахмат – ситуация, когда шахматная партия доставляет игроку моральное и эстетическое удовольствие.
  • «Эксцельсиор» – одна из игровых ситуаций, когда пешка шаг за шагом продвигается к позиции ферзя.
  • – финальная часть шахматной партии.
  • Этюд шахматный – великолепно продуманная и реализованная комбинация в шахматах, когда возможен один единственный исход, в результате которого можно достичь желаемой цели.
Статьи по теме: