Составить интеллект карту на тему добро. Интеллект-карты. Правила создания ментальных карт

Пример диаграммы связей, сделанной с помощью программы англ. Mind map ) - способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем . Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.

Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. (Радиант - точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоров одного потока). Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.

Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти» или «ментальные карты». Наиболее адекватный перевод - «схемы мышления».

В некоторых европейских странах диаграммы связей используются при обучении детей в начальных классах школы.

Области применения

  • конспектирование лекций
  • конспектирование книг
  • подготовка материала по определенной теме
  • решение творческих задач
  • планирование и разработка проектов разной сложности
  • составление списков дел
  • общение
  • проведение тренингов
  • развитие интеллектуальных способностей
  • решение личных проблем

Правила построения диаграмм связей

  • Чем больше лист - тем лучше. Минимум - A4. Расположить горизонтально.
  • В центре располагается образ всей проблемы/задачи/области знания.
  • От центра исходят толстые основные ветви с подписями - они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви
  • Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие
  • Использовать желательно печатные буквы
  • Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию - форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки
  • Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм связей

Описание вариации метода диаграммы связей - метода омега-мэппинга

В левом краю по центру листа рисуем кружочек (квадратик, ромбик - по вкусу) и вписываем туда своё имя и то, что мы имеем здесь и сейчас. На противоположном конце делаем то же самое и вписываем то, что хотим получить.

Далее. От исходной точки рисуем веером стрелочки, обозначающие образы действий в данной ситуации - их может быть сколько угодно. Причём желательно поднапрячься и указать все возможные. После чего у концов стрелочек опять рисуем кружочки (квадратики, ромбики), и вписываем в них то, что получится в результате применения того или иного образа действия.

От полученных следствий опять рисуем возможные варианты образа действий и опять получаем следствия, помещённые в очередные кружочки (квадратики, ромбики).

В конечном итоге как минимум одна такая цепочка действий и следствий должна привести к желаемому результату.

В итоге получается схема, на которой легко вычисляется оптимальная линия поведения для достижения цели. Появляются также и промежуточные цели, на которые можно ориентироваться в процессе работы. Также становится очевидной наихудшая манера поведения, которая не только не даст желаемого результата, но и отберёт кучу сил и времени. Выделяем на бумаге то, что нам подходит, и концентрируемся на этих моментах, не забывая при этом выкинуть ту линию поведения, которая нам не нужна.

Программное обеспечение для управления диаграммами связей

Отображение диаграммы связей в разных программах

Программное обеспечение

  • свободное ПО для построения диаграмм связей, написанное на Vym View Your Mind.
  • XMind для разных платформ: Windows, Mac OS X, Debian/Ubuntu, Debian/Ubuntu x64. Есть в portable-версии

Веб-сервисы

  • Mindomo - программное обеспечение создания диаграмм связей с помощью Интернета
  • - интернет-сервис для создания красивых диаграмм связей, нарисованных от руки, построенный на SilverLight
  • MindMeister - Веб 2.0 приложение для построения диаграмм связей, поддерживает экспорт в pdf , MindManager 6 (.mmap), а также в документ.rtf или в виде изображения (.jpg, .gif, .png)
  • Comapping - Веб 2.0 приложение для построения диаграмм связей, поддерживает автоматическую раскладку диаграммы и совместное редактирование
  • Mind42 - простой, без особых излишеств, но очень аккуратно сделанный сервис, при помощи которого пользователь может создавать диаграммы связей.
  • Text2MindMap - преобразует текстовый список в диаграмму связей, которую можно сохранить как JPEG-файл.
  • Ekpenso - интернет-сервис для создания диаграмм связей, упрощающий процесс публикации.
  • Bubbl.us - интернет-сервис совместного создания диаграмм связей
  • XMind - интернет-сервис публикации карт памяти

Литература

  • Тони и Барри Бьюзен, Супермышление, ISBN 978-985-15-0017-4

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Интеллект-карты" в других словарях:

    Эта статья о способе представления знаний. Пример диаграммы связей, сделанной с помощью программы, известная также как интеллект карта, (англ. Mind map) способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может… … Википедия

    Эта статья о способе представления знаний. Пример диаграммы связей, сделанной с помощью программы, известная также как интеллект карта, (англ. Mind map) способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может… … Википедия

    Эта статья о способе представления знаний. Пример диаграммы связей, сделанной с помощью программы, известная также как интеллект карта, (англ. Mind map) способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может… … Википедия

    Означают игру в карты. Пятьдесят две карты в колоде символизируют недели в году. Тринадцать карт каждой масти это тринадцать лунных месяцев. Четыре масти это миры, элементы, стороны света, ветра, времена года, касты, углы храма и т, п. Две… … Словарь символов

    Запрос «ИИ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Искусственный интеллект (ИИ, англ. Artificial intelligence, AI) наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. ИИ… … Википедия

    Термин, который появился в середине 1980 х годов в социологии при изучении процесса коллективного принятия решений. Исследователи из NJIT определили коллективный интеллект как способность группы находить решения задач более эффективные, чем… … Википедия

    Возможно, вы искали Интеллект карта (Mind map) визуальный метод фиксации идей. Основная статья Карты памяти. Ментальная карта абстрактное субъективное отражение человеком окружающего мира. Понятие было введено в 1948 году Е.С. Толманом.… … Википедия

В силу специфики своей деятельности я постоянно отслеживаю появление и развитие инструментов наподобие методики построения . Естественно, и за ПО, реализующим методики, тоже слежу. Мне казалось, что я знаю все эти программы. Но iMind Map очень удивила меня. Во-первых, потому что слона-то я и не заметил. Во-вторых, потому что программа намного лучше аналогов именно с точки зрения стимуляции мышления.

Впрочем, неудивительно - программа сделана и находится под патронажем основателя данной методики Тони Бьюзана. До сего момента я пользовался самым продвинутым и раскрученным решением - Mind Manager от компании Mindjet. Я продолжаю им пользоваться, когда нужно создать структуру. Но если мне нужно найти решение или поразмышлять, именно iMind Map - то что нужно. Что же такого особенного в этой программе?

Методика построения интеллект-карт основана на визуализации и структурировании мышления. А значит, то, как выглядит карта, имеет решающее значение. Любая интеллект-карта - это дерево. Дерево имеет ствол и ветки, отходящие от него. Чем дальше от ствола, тем тоньше становятся ветки - этот простой принцип визуализации позволяет отобразить ход мыслей в правильном порядке.

Каждая ветка - это отдельное направление или мысль, которую вы развиваете. Чем тоньше участок ветви, тем более новым, свежим или детальным он является по отношению к основной мысли.

По умолчанию все основные ветви дерева имеют разные цвета. Это тоже немаловажно и позволяет отделить одну мысль и ход её развития от другой, при этом сохраняя общую структуру. Цвет и форму веток можно менять по своему усмотрению.

В принципе, с ветками очень удобно работать. Их можно перетаскивать, растягивать, можно менять их форму. Два режима рисования определяют, как будет нарисована ветвь: автоматически или от руки. Рисуя от руки, вы сможете придать ветке любую форму. Кроме того, можно даже изменить рисунок самой ветви. Например, сделать его в виде дороги или стрелки. Визуализация ветви - визуализация мысли.

Ветви могут быть также двух типов: простая (линейная) и в виде прямоугольника. В первом варианте текст располагается на самой ветви. Во втором случае текст находится внутри прямоугольника. Представление ветви в виде прямоугольника очень удобно для отображения ключевых мыслей и комментариев.

Ветви можно соединить между собой, для этого существуют отдельные стрелки.

Для усиления визуализации можно использовать изображения. Их можно размещать на самой ветви, назначать в качестве базовой точки ветви или просто расположить в любом месте. Помимо картинок, ветви можно маркировать значками, выбор которых весьма велик в iMind Map. Кстати, кроме добавления файлов с картинками, можно набросать изображение и сразу добавить его на карту. Просто бесценная функция для мозгового штурма.

Мегакруто то, что в iMind Map можно добавлять блок-схемы прямо в интеллект-карту. Мне этого очень не хватает в том же MindManager. Каждый элемент схемы может быть соединён с любым элементом всей карты.

Очень классно работает функция автоматического наведения порядка. Одно нажатие, и карта приобретает оптимальный вид с точки зрения отображения и размещения элементов. Так что не стоит беспокоиться о беспорядке при работе с картой.

Отдельно стоит рассказать о способах представления карты.

Вид проекта

Как и многое другое ПО для интеллект-карт, iMind Map позволяет преобразовать ветви в задачи. А целиком карта представляет собой единый проект. Для того чтобы было удобнее работать с картой с точки зрения управления проектом, предусмотрен отдельный вид. В данном случае ветви карты представлены в виде списка с указанием сроков, длительности и процента завершения.

К слову, iMind Map работает с сервисом для ведения задач Drop Task . Не сказал бы, что вид проекта сам по себе принесёт большую пользу, но ведение небольших проектов в таком режиме вполне возможно. А вот в связке с Drop Task - совсем другое дело. Очень рекомендую обратить внимание на сам сервис и попробовать его в связке с iMind Map. Выглядит всё необычно, очень и очень круто. Но это, наверное, тянет на отдельную статью.

Карта 3D

Очень необычный режим представления. Программа преобразует вашу карту в трёхмерное изображение, которое можно вращать по вашему усмотрению. Казалось бы, всего лишь визуальная фишка. Но нет. Представление крайне удобно для проведения и акцентирования внимания на той или иной ветви, мысли, задаче. Необычно, интересно, добавляет изюминку - словом, мне понравилось.

Режим текста

В данном режиме интеллект-карта представляется в виде структурированного текста. Подпункты можно сворачивать и разворачивать. Такой вид, к примеру, очень удобен для работы с выстраиванием текста. Количество вложенных подпунктов бесконечно. Можно сначала набросать структуру текста в виде карты с пометками основных тезисов и идей, а затем перейти в режим текста и уже . Картинки и значки в данном виде тоже отображаются. Ещё этот вид очень удобен для подготовки к проведению презентации и работы с тезисами.

Режим презентации

Такого эффектного и эффективного режима презентации нет ни в одной программе-аналоге. Интеллект-карта - это целая история. iMind Map в режиме презентации позволяет рассказать эту историю так и в том порядке, в котором вы решите. Перед запуском презентации вы можете настроить порядок отображения ветвей, комментарии к ним, виды переходов от одной ветви к другой и многое другое. Вы можете настроить переходы по щелчку клавиш или задать время показа каждой ветви. Можно даже зациклить презентацию, чтобы она показывалась постоянно, - режим киоска.

Программа предлагает набор шаблонов представления презентации, что делает её создание ещё проще. Масштабирование, переходы, акценты на ветвях - всё это делается буквально в пару кликов. В результате получается очень качественный продукт. Моя оценка - пять из пяти.

Режим очерёдности ветвей

Похож на текстовый режим и представляет из себя структурированный текст. Но цель данного режима состоит именно в определении очерёдности ветвей. В этом режиме вы определяете, в какой последовательности ваши идеи будут представлены на карте и в . То есть вы можете это сделать как в режиме карты, просто перетаскивая ветки, так и в данном режиме, изменяя уровни ветвей в виде текста. На самом деле очень удобно.

Резюме и некоторые фишки

  • Единственное ПО, полностью соответствующее принципам построения интеллект-карт и визуализации процесса мышления.
  • Разработано при поддержке основателя методики Тони Бьюзана.
  • Очень удобная работа по построению и изменению интеллект-карты.
  • Интеграция с Drop Task позволяет вести нехилые проекты.
  • Гибкие настройки отображения и презентации.
  • Построение интеллект-карт превращается в увлекательный процесс.
  • На сайте ThinkBuzan можно пройти бесплатное онлайн-обучение по построению интеллект-карт.
  • Программа работает на разных платформах: Windows, Mac OS X, iOS, Android.
  • Встроенная оптимизация отображения карты работает просто волшебно.
  • Лучшее ПО для подготовки презентаций на основе интеллект-карт.
  • Возможность добавления блок-схем на карту.
  • Полностью на русском.

В заключение

На мой взгляд, iMind Map - лучшая программа по построению интеллект-карт. Единственная программа в своём роде, которая стимулирует . Очень советую попробовать, благо есть триал-версия. Недавно программа была дополнена новыми фишками и обновлена до 8-й версии. Но об этом в следующий раз. У меня все. ;)

О дной из проблем современной школы является увеличение числа стрессовых ситуаций в образовательном процессе. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это приводит к росту количества учащихся с различными эмоциональными сложностями.

Анализ эмоционального состояния школьников показал, что более чем у 40% детей в школе преобладают негативные эмоции. Среди них подозрительность, недоверие (17%), печаль, ирония (по 8%), испуг, страх (8%), гнев (18%), скука (17%). Встречаются и такие дети, которые испытывают в школе только отрицательные эмоции. По мнению учеников, и учителя на уроках часто испытывают отрицательные эмоции. В результате школа, учебный процесс теряют для детей эмоциональную привлекательность, замещаясь другими, иногда деструктивными для личности интересами. Эмоциональные проблемы детей могут вызывать у них также головные боли, которые иногда приводят к более сильным проявлениям: мышечным спазмам и нарушениям сна. Обследование выявило наличие разного рода нарушений сна у 26% учащихся. Наличие у ребенка внутреннего психоэмоционального напряжения приводит к психосоматическим нарушениям, к общей физической ослабленности его организма.

Психосоматическое неблагополучие сказывается и на личностном развитии детей. В последние годы все чаще наряду с уравновешенными характерами встречаются эмоционально неустойчивые. У детей нередко можно наблюдать самые разные варианты личностной акцентуации, затрудняющей учебный процесс. Это импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, повышенная ранимость, застенчивость, замкнутость, избыточная эмоциональная лабильность.

У 82% детей диагностируется неуравновешенность и раздражительность. К тому же исследования показывают, что у современных школьников притупляется эмоциональный слух. Более 60% учащихся оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении психики: агрессия в сознании детей и подростков вытесняет норму и занимает ее место. Многие из них считают, что речь дана, чтобы нападать и защищаться, а среди черт характера наиболее привлекательными становятся твердость, решительность, умение противостоять другим. Дети зачастую не могут строить конструктивное общение и взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми и сверстниками.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса предполагает выявление трудностей, испытываемых школьниками в обучении, поведении и психическом самочувствии. В практической работе часто бывает сложно определить эмоциональный фон личностного развития ребенка.

Для современных детей характерна эмоциональная глухость, им бывает трудно определить, что они чувствует, вербально отразить свои чувства. Слабое умение распознавать как собственные эмоции, так и чувства окружающих людей приводит к низкому уровню развития эмпатии. Их неверная интерпретация является одним из факторов, приводящих к росту агрессии, неприятию, отчуждению, тревожности.

Использование проективных методов в диагностике эмоциональных состояний, испытываемых учащимися, позволяет отреагировать их, снять негативные психологические защиты, определить эмоциональный фон развития ребенка, построить работу в соответствии с его личностными особенностями. Наблюдение за рисуночной деятельностью, анализ рисунка и пострисуночная беседа помогают выявить такие особенности ученика, которые скрыты от наблюдателя в обычной школьной жизни.

П редлагаемые проективные методики позволяют установить контакт, необходимый для последующей коррекционной и развивающей работы. В них заложены и развивающие возможности, так как в процессе их использования школьники учатся распознавать свои эмоциональные состояния, вербально отражать их.

Проективная методика
«Карта эмоциональных состояний»
(авторская разработка)

Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся.

Материалы: информационные карты на каждого учащегося (приложение 1), листы бумаги, карандаши.

Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.

Инструкция. Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).

А теперь напиши на листе слово «школа», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их.

Напиши слово «дом» и сделай то же самое.

Напиши слово «одноклассники (сверстники)». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их.

Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их.

А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.

Вариант использования: можно предложить школьникам выбрать и нарисовать эмоциональные состояния, которые они испытывают на отдельных уроках.

Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.

В результате можно выявить:

Какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);

Как он себя чувствует в школе и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);

Как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.

При групповом обследовании можно определить, какие эмоциональные состояния преобладают у учащихся данного класса, как воспринимаются учениками учителя, родители, одноклассники.

Проективная методика «Мое настроение»
(авторская разработка)

Цель: выявление актуального (или типичного) для ребенка эмоционального состояния, осознание его.

Материалы: бумага, карандаши или восковые мелки.

Инструкция. Закройте глаза и вспомните то состояние, которое возникает у вас чаще всего (вариант: которое возникло у вас сейчас, в данный момент). Подумайте, с каким явлением природы, окружающего мира можно соединить ваше внутреннее состояние. Может быть, оно похоже на спокойную гладь лесного озера или на бушующий океан.

А может быть, на медленно текущую реку, плавно несущую свои воды, или бурно клокочущий водопад. Или ваше обычное состояние похоже на ясную, солнечную погоду или на хмурый, дождливый день. Рассмотрите внимательно ту картинку, которая возникла перед вашим внутренним взором. Действительно ли это ваше обычное эмоциональное состояние? А теперь откройте глаза.

Возьмите лист бумаги, карандаши или мелки и нарисуйте то природное явление, которое соответствует вашему обычному внутреннему состоянию.

Вопросы для анализа

Трудно ли было представить явление природы, соответствующее вашему внутреннему состоянию?

Это состояние является для вас постоянным или оно возникает в определенные моменты?

Ваше обычное внутреннее состояние помогает или мешает вам в жизни?

Вы хотели бы его изменить? Если да, то что хотелось бы чувствовать? (Можно предложить нарисовать желаемое состояние.)

Всем привет! Сегодня я расскажу Вам об интеллект-картах. Впервые я с ними познакомилась при прохождении одного тренинга.

Для получения доступа к новому занятию требовалось выполнить домашнее задание. И одним из пунктов было составление интеллект-карты пройденного урока.

Сначала мне показалось это бессмысленным. Но сделав несколько карт, я поняла на сколько гениален этот способ.

Теперь чтобы вспомнить некоторые моменты урока нет смысла смотреть его заново. Достаточно взглянуть на карту и сразу все необходимое всплывет в памяти. Это действительно здорово!

Но давайте обо всем по порядку. Я расскажу что, зачем и как.

Что такое интеллект-карты

Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей.

Структура карты:

  • Центральная идея: вопрос, предмет исследования, цель;
  • Ключевые темы: структура, заголовки;
  • Подтемы: детализация ключевых тем.

Для создания интеллект-карт используются ключевые слова, картинки, символы. Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Поэтому предлагаю несколько примеров интеллект-карт:

Примеры интеллект-карт

Существует множество способов создания карт, как простых, так и сложных.

Одна из статей на блоге посвящена методу 6 шляп. Если Вы еще ее не читали, то Вам .

И еще парочка примеров:



Используйте оба полушария мозга

Чем интеллект-карты лучше традиционных заметок?

Этому методу, созданному Тони Бьюзеном, учат финских школьников младшего возраста. И Финляндия имеет лучшие показатели успеваемости среди европейских стран.

Этот способ делать заметки является игровым, веселым и приятным в использовании. Нужно просто перечислить несколько ключевых слов, а затем организовать их логически, что может повлечь возникновение новых идей, а также способствует большей вовлеченности сотрудников во время совещаний.

Исследования Тони Бьюзена (специалиста по когнитивной науке) подчеркивают доминирующую роль левого полушария, как в школе, так и в обществе в целом, в ущерб правому полушарию.

Левое полушарие отвечает за слова, иерархию идей, числа, в то время как правое связано с творчеством, оно управляет пространством, анализирует информацию через краски и ритмы.

В двух словах, левое полушарие отвечает за логику, а правое — за творчество.


При создании обычных заметок Вы используете только левое полушарие, а при создании интеллект-карт Вы задействуете оба полушария.

Ментальная карта объединяет текст с изображениями. Можно провести параллель с разницей между и фильмом: легче запомнить фильм, так как он состоит из образов и звуков.

Хотите больше узнать об интеллект-картах и увеличить свою продуктивность с помощью них, тогда вам сюда .

Сфера применения

Карты можно использовать для:

  • запоминания содержания книг и курсов,
  • создания заметок,
  • поиска новых идей,
  • решения сложных проблем,
  • запоминания речей,
  • структурирования идей,
  • запоминания фильмов,
  • для тренировки памяти
  • для развития творческих способностей,
  • для организации мероприятий,
  • для запуска проекта.

Если Вы блогер, то Вы можете использовать карты при создании курса или электронной книги, для записи новых идей для статей, для составления плана работы над блогом, для проведения презентация.

Вы также можете использовать интеллект-карту в качестве бонуса за подписку. Кроме этого, Вы можете создавать карту, чтобы запомнить основные идеи из .

Как сделать интеллект карту

Для создания карты Вам понадобятся лист бумаги, карандаши или цветные ручки. Заодно отвлечетесь от компьютера.

Вы всегда начинаете с центра страницы. Это сердце вашей ментальной карты. Вы можете написать слово, символизирующую вашу проблему, например, «отпуск 2015» или нарисовать картинку, символизирующую ее.

Нужно ли хорошо рисовать, чтобы создать карту? Нет! Это ошибочное мнение. Вы создаете mind map для Вас. Главное, чтобы Вы могли распознать, что нарисовано!

Вокруг центральной идеи Вы отмечаете ключевые темы. Используйте цвета!

Ваш мозг любит цвета и запомнит лучше информацию! Используйте только одно слово в каждой теме!

Нужно писать не предложения, а понятия, ключевые слова! Больше рисуйте, небольшая картина стоит тысячи слов! Иногда вы можете даже полностью заменить слова картинками.

Например, вместо того, чтобы писать «телефонный звонок», Вы можете нарисовать телефон, Ваш мозг лучше запомнит изображение.

Возможно, первая карта не будет идеальной, но со временем Вы станете мастером в этом деле. Кстати, данный метод можно использовать для создания .

Создание карты мыслей — увлекательное задание, но стоит заранее отвести определенный лимит времени на эту деятельность, иначе Вы можете потратить больше времени, чем это необходимо, и добавить лишние элементы на карту.

Если Вы считаете, что рисовать Вы не способны, то и это не проблема. Существуют специальные сервисы, с помощью которых Вы в два счета создадите интеллект-карту онлайн бесплатно.

Об одном из них я рассказываю в видео.

Статьи по теме: