Весёлые словесные игры для детей и подростков. Игры со словами. Кто где живет

Игра – слово, которое у большинства из нас ассоциируется с детским возрастом. Игры подвижные, игры развивающие – в детских садах, в школах, во дворах. А сами-то мы что? Взрослые серьезные дяди и тети, мы прячем слово «игра» где-то на задворках, потому как несерьезно все это… Между тем, игры со словами – это не только приятное и веселое проведение досуга, но еще и качественная тренировка памяти, мышления, воображения, логики. Признавайтесь: не пора ли размять закостенелый мозг?

Игры со словами: проверим сообразительность?

Путаница

Для этой игры нужно приготовить заранее карточки со словами, в которых перепутаны местами буквы. Игроки соревнуются в составлении правильных слов: кто отгадал большее количество слов за определенное время, тот и выиграл. Например: рукинос – рисунок , отаткел – котлета .

Игры со словами допускают изменение правил и условий. Так, вместо слов можно задействовать пословицы: Индо аз хевс, вес аз огдоно – Один за всех, все за одного.

Каркас

В качестве каркаса нужно выбрать несколько согласных букв и составить с ними как можно больше слов. Возьмем буквы Т, К и Р. Итак, Ваши варианты? Трек, Крит, карта, токарь, карат . Кто больше?

Игры со словами: повысим грамотность?

Скучно учить правила по учебнику и выполнять неинтересные упражнения. Совсем другое дело – самим составлять задания! Такие игры со словами и школьнику помогут, и взрослому знания освежат.

Файнворд

Другое название игры – «Прятки» или «Джунгли». Суть ее в том, что один игрок придумывает фразу, в которой прячет слова, другой должен эти слова отыскать. Найдите в следующих смешных предложениях названия животных.

  • Попробуй волшебное средство, погрей нос о рогалик. (буйвол, носорог )
  • Нет икры, бабуля унесла в палисадник. (рыба, лиса )

Как видим, примеры этой игры со словами образуют новые слова на стыке слов. Другой вариант – «спрятать» одно слово внутри другого.

Игры со словами: что у нас с воображением?

Некоторые словесные игры помогают активизировать память, образное и ассоциативное мышление.

Нарисуй слова

Ведущий раздает игрокам бумагу и ручки и начинает диктовать слова, делая между ними трехсекундные паузы. Для начала достаточно будет двух десятков слов, а если команда игроков попадется азартная, количество слов можно увеличить. В чем же «соль» данной игры со словами?

Игроки должны…зарисовывать слова! После того как ведущий закончил диктовку, игрокам нужно расшифровать свои рисунки, вспомнив и записав соответствующие им слова.

Игры со словами: как насчет гармонизации состояния?

Представьте себе, словесные игры способны и на такое! Все дело в том, что левое полушарие головного мозга человека отвечает за речь и логику, тогда как правое «рулит» образами, пространством и цветом. Если все время выполнять однотипную работу, например, писать слова, мозг устает. Но объединив усилия двух полушарий мозга, мы превратим монотонное занятие в интересное, при этом не только не устанем, но еще и отдохнем.

Найди лишнее слово

Среди нескольких слов притаилось лишнее. Вот только найти его удастся не сразу: в словах опять перепутаны буквы!

  • АТАМРА
  • ИНДАТОС
  • ЙОКЛИАН

Расположенные в необычном порядке буквы в пространстве скрывают два имени – Тамара и Николай. Третье слово – стадион – выпадает из ряда.

Перевертыши

Иногда игры со словами вынуждают даже мыслить парадоксально! Возьмем слово «ябеда»: его можно разбить на два слова – я + беда . Теперь попробуем подобрать к этим словам противоположности: ты + радость . Заметьте, что противоположности могут быть весьма условными. Вот несколько примеров:

  • ЗА (СЛОН) – ЗА (МУХА)
  • НОСО (РОГ) – НОСО (КОПЫТО)
  • АНТРЕ (КОТ) – АНТРЕ (МЫШЬ)

Заключение

Мы с Вами рассмотрели лишь некоторые игры со словами. Конечно, их гораздо больше: игры, которые расширяют кругозор, повышают словарный запас, эрудицию, развивают пространственное, образное мышление, тренируют логику… Занятие, которое кажется на первый взгляд поверхностным, несерьезным, на деле приносит огромную пользу человеку. Может, стоит хоть изредка отдать предпочтение игре, вместо того чтобы смотреть надоевший телевизор или очумело «висеть» в Интернете?

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.

Детская игра, которая особенно хорошо подходит для взрослых компаний. Меры предосторожности: очистить большую территорию от посторонних предметов (столов, стульев, ваз с цветами, фотографий родных и близких). Вся дружная компания выстраивается в круг. Один человек выбирается ведущим и уходит в соседнюю комнату или удаляется к соседнему дереву (если мероприятие проводится в лесу). Остальные крепко берутся за руки, образуя замкнутую в круг цепочку. Далее, не отпуская рук, надо запутать цепочку как можно сильнее. Можно поворачиваться, выворачиваться, переступать через руки, пролезать куда угодно, но при одном условии: ни в коем случае не выпускать рук соседа. Ваш клубок должен напоминать "бороду", которую получают незадачливые рыбаки из рыболовной лески. Скрутившись до предела, зовите ведущего и учтите, что у вас на распутывание всего несколько минут (иначе вся компания, стоящая с вывернутыми руками, ногами и проч., может никогда уже не приобрести своего первоначального положения). Ведущий начинает разворачивать цепочку обратно, при этом опять же нельзя отпускать руки (стиснув зубы, терпите, иначе провалите весь эксперимент). Самые "свернутые" могут подсказывать, куда двигаться дальше, а застрявшие в самых "болевых" точках могут подавать сигналы бедствия.

(15 мин.)

Цель: повысить тонус группы и сплотить участников.

Материалы: не требуется.

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе “партнера по рукопожатию”. Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе “партнера по рукопожатию” (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.

Каждый берет за руки двух разных людей стоящих, желательно, не рядом. Задача - не разнимая рук распутаться в новый круг.

Игра на контакт. Все встают в круг и протягивают вперёд руки. Нужно схватиться руками за руки разных людей. Затем нужно распутаться. Можно усложнить задание, если запретить разговаривать. На обсуждении путаницу можно сравнить с человеческими отношениями, которые кажутся запутанными, когда все между собой переплетены, но если всем к этому стремиться, то можно распутать. На выезде мы проводили «Путаницу» в микрогруппах, а затем – на всей группе целиком.

Бабушка, нитки запутались" или "Путаница" - игроки сцепляются руками в круг и путаются, перелезая как только можно друг через друга, пока водящий отвернулся. Затем он должен распутать этот клубок, не размыкая круг.

Количество игроков не ограничено. Хорошая игра для переменок. ПРАВИЛА: Выбирается один или несколько ведущих, смотря на количество участников. Ведущие, либо отворачиваются, либо уходят в другое помещение. Все остальные встают в круг держась за руки и начинают запутываться между собой не разжимая рук. После этого все хором зовут ведущих: "Путаница, путаница, распутай нас!!!" Задача ведущих распутать всех вернув их в первоначальный вид (в круг) не разжимая при этом рук участников. Если сумеют распутать - победили, если нет - победили "путаники".

Играющие берутся за руки и образуют круг, один остается вне круга, он - ведущий. Все, кто стоит в кругу начинают двигаться в разных направлениях, проходя при этом под руками "звеньями" круга, переплетая и запутявая их, как вздумается. Нельзя только расцеплять руки. Когда все безнадежно запутались, за дело берется ведущий. С этого момента запутываться больше нельзя. Его задача распутать круг.

Есть еще одна разновидность путаницы: стоящие в кругу одновременно берутся за руки, стараясь чтобы это были не его соседи, и что бы он не держался обеими руками только за одного человека. В этом варианте, у водящего может получиться несколько независимых кругов, в которых одни стоят лицом в круг, а другие спиной. Утверждают что неразрешимой задачи получиться не может (теоретически:), Но мы один раз не смогли распутаться даже общими усилиями.

Игроки сцепляются руками в круг и путаются, перелезая как только можно друг через друга, пока водящий отвернулся. Затем он должен распутать этот клубок, не размыкая круг

Тру-ля-ля

Играющие начинают счет вслух от одного до ста, по очереди называя числа. Задача игроков — вместо чисел, которые делятся на 7 или включают слово «семь» в свое название, говорить слово «тру-ля-ля» (можно придумать любую другую смешную фразу; а вместо 7 выбрать другую цифру, например, 4). Тот, кто ошибается — выбывает из игры. Оставшиеся участники начинают счет сначала. Вести счет надо быстро, тогда промахи случаются часто, и игра получается очень веселой. Победителем становится тот, кто ни разу не ошибся.

Земля, воздух, вода, огонь

Интересная словесная игра для детей на быстроту мышления. Участники игры образуют круг, в середину которого встает водящий. Он бросает по очереди мяч или воздушный шарик игрокам, называя одну из стихий: земля, воздух, вода или огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», то тому, кто поймал мяч, нужно быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы или водного животного; на слово «Воздух!» – названием птицы (летающего насекомого). При слове «Огонь!» все должны помахать руками. Тот, кто ошибается или не может назвать животное – выбывает. Повторять названия животных, рыб и птиц нельзя.

Словесный волейбол

В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мячик или воздушный шарик. При этом тот игрок, кто бросает, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мяч, нужно назвать подходящий по смыслу глагол, например: солнце – светит, собака – лает и т.д.. Если игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.

На все вопросы – один ответ

Заранее нужно приготовить карточки с названиями различных предметов домашнего обихода. Это могут быть кухонные принадлежности, бытовые приборы, хозяйственные и другие предметы, например: сковорода, кастрюля, пылесос, утюг, веник, швабра и т.д.

Игроки садятся в круг. Ведущий подходит к каждому участнику и предлагает вытянуть из шляпы (коробки) бумажку с названием предмета. Когда все разберут карточки, ведущий встает в центр круга, и начинается игра. Ведущий задает игрокам по очереди самые разнообразные вопросы, а игроки должны отвечать на эти вопросы только названиями доставшихся им в карточках предметов (дополнительно разрешается использовать только предлоги). Правила: нужно отвечать на вопросы очень быстро, при этом тому, кто беседует с ведущим, запрещается смеяться, в то время как остальные участники могут специально смешить его.

Варианты вопросов и ответов:

  • Как тебя зовут? – Швабра.
  • А чем ты по утрам чистишь зубы – Пылесосом.
  • Как называется твоя прическа? – Мочалка.
  • А кто твои друзья? – Сковородки.
  • У тебя вместо глаз что? – Ложки.

Главная задача ведущего — придумать такие вопросы, ответы на которые невольно вызывает смех как у конкретных игроков, так и у всех остальных участников. Засмеявшийся игрок выбывает из игры. Побеждает самый невозмутимый участник, который умеет сдерживать свои эмоции.

Ответы невпопад

Суть игры: на любые вопросы ведущего нужно очень быстро, не задумываясь, отвечать любым предложением, не имеющим отношение к заданному вопросу. Например, ведущий спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игроку нужно ответить что-то в таком духе: «Мне кажется, сегодня суббота». Если он ошибается или отвечает односложно (например, говорит «да», «нет», «правда» или «неправда»), то выбывает из игры. Одному участнику игры нельзя задавать подряд больше трех вопросов. Задача ведущего — постараться запутать игрока. Например, он спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игрок отвечает: «Мне кажется, сегодня суббота». Ведущий: «Сегодня суббота?» Играющий: «Я люблю ходить в кино». Ведущий (быстро): «Ты любишь ходить в кино? Раз, два…». Играющий по инерции: «Да» — всё, он проиграл в диалоге и выбывает!

Сосиска

В эту простую веселую игру, не требующую никакого дополнительного реквизита, можно играть сидя за столом. Выбирается водящий, который задает всем по очереди самые разные вопросы. Задача игроков — давать один и тот же ответ: «сосиска» или родственные слова: «сосисечный», «сосисечно» и т.д. Главное — отвечать с самым серьезным лицом. Тот, кто первый засмеется, выбывает из игры. Побеждает игрок, который до конца справится со своими эмоциями и не поддастся на провокации ведущего. Смех в процессе игры гарантирован!

Задом наперёд

Весёлая подвижная игра для детей. Ведущий называет участникам слова, обозначающие названия предметов, а игрокам нужно можно быстрее этот предмет отыскать и вручить ведущему. Сложность заключается в том, что все предметы ведущий называет «задом наперёд», например: чям, акжол, агинк, алкук (мяч, ложка, книга, кукла). Веселье для детей гарантировано!

Вы поедете на бал?

Веселая словесная игра на быстроту реакции для небольшой компании. Суть игры: участникам нельзя смеяться (и даже улыбаться!), а также произносить слова: «да», «нет», «черное» и «белое». Нарушивший эти условия отдает ведущему игры фант — любой имеющийся у него предмет, после чего выбывает из игры. Когда в игре уже не остается ни одного игрока, все, отдавшие фанты, выкупают их, выполняя веселые задания, придуманные ведущим.

Игра начинается с того, что ведущий подходит к каждому игроку по очереди со словами: «Вам барыня прислала голик да веник, да сто рублей денег, велела не смеяться, не улыбаться, «да» и «нет» не говорить, черное, белое не носить. Вы поедете на бал?»

Примеры возможных диалогов с ошибками игроков:

  • — Вы поедете на бал?
  • — Поеду.
  • — А может, дома останетесь?
  • Нет , поеду. Ой…
  • — Какого цвета будет ваше платье? Белого?
  • — Желтого.
  • — Тогда шляпа, конечно же, будет белая?
  • — Не белая , а розовая. Ой…
  • — Вы поедете в карете?
  • — Скорее всего, в карете
  • — Что вы оденете на бал?
  • — Красивое платье.
  • — Черное?
  • — Голубое.
  • — Его сошьют специально для этого бала?
  • — Конечно.
  • — И вы будете на балу самой неотразимой дамой?
  • — Обязательно.
  • — И будете целоваться со всеми подряд?
  • Нет! Ой…

Во время игры ведущий старается рассмешить того, кто отвечает; кроме того, он задает вопросы так, чтобы как можно скорее были произнесены запретные слова, и играющие расплатились за это фантами.

Мария Алейник
Коррекционно-развивающая словесная игра «Путаница»

Словесная игра «Путаница »

Цель : Расширять словарный запас детей , развивать фонематическое восприятие, вербальную память. Формировать произвольное внимание, стимулировать мыслительную активность. Воспитывать культуру общения при взаимодействии со сверстниками.

1. Прячутся листочки в бочках

Огурцы мы солим в почках

2. Мама учит Машу – точку :

«Здесь поставить надо дочку»

3. Залетела в сад к нам Зойка,

Но её вспугнула сойка.

4. Это мой пушистый год

И ему сегодня кот

5. В комнате стоит сова,

А в лесу живёт софа.

6. Мы в салат порежем люк.

Перепрыгнем через лук

7. Испугался брат мой Ёшка,

Закричал : «Тут бабка Лёшка.»

8. Наш Павлушка ещё мял,

Он не ел булку, а мал.

9. Мы малышку нашу Люльку

Спать положим в эту юльку

10. Как нарядна наша юбка,

На ней новенькая Любка.

11. Петя кашу ел из мишки,

Спят в берлоге сладко миски.

12. Не узнал я сестру Маску-

На лицо надела машку.

13. Надоели Ваши шалости,

Нет к людям у Вас жалости.

14. Мойдодыру мальчик мыл

Он лицо и шею мил

15. На ногтях у мамы рак,

А в реке усатый лак

16. Вы заканчивайте иглы.

Для шитья возьмите игры.

17. Посолите, дети, кассу,

А билеты сдайте в кашу.

18. Мы катаемся на танках.

Вырастем – поедем в санках

19. Это мой пушистый годик

И ему сегодня котик

20. Папа в шахту надел кашку

Малышу сварили каску.

21. Закрой уши и гроза-

Начинается глаза.

22. Наш любимчик – малыш плов

Ел из риса вкусный Пров

Публикации по теме:

А у нас на Новый год дерево зазеленело! Прошло более трёх месяцев с момента начала коррекционно-развивающей деятельности на логопункте в.

Дидактическая игра «Числовая путаница» (старший дошкольный возраст) 1 вариант игры Задачи: -закреплять умение выкладывать числа по порядку.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество.

Коррекционно-развивающая программа индивидуальных занятий «Разноцветное детство» Кррекционно развивающая программы: «Разноцветное детство» Программа составлена на основе: программы занятий по сказкотерапии, составители:.

Коррекционно-развивающая сказка «Зайчишка-трусишка» Зайчишка-трусишкаДавным-давно, в одном старом лесу, жил-был зайчик. Его прозвали «трусишка», потому что всего на свете он боялся. И ежа,.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета Коррекционно - развивающая среда логопедического кабинета. Кабинет - это творческая мастерская. Основное назначение логопедического кабинета.

Коррекционно-развивающая программа «Счастливы вместе!» Пояснительная записка В настоящее время в практике психологического консультирования остро встает проблема детско-родительского взаимодействия.

Статьи по теме: