Встреча старых врагов. Batman: Arkham City. Ревью. Графика и визуальное оформление

Но после этой статьи решите взять Arkham City , сделайте себе одолжение и сначала пройдите оригинал. Во-первых, потому что это один из лучших экшенов 2009 года. Во-вторых, события двух игр связаны, и следить за сюжетом сиквела, зная его подоплеку, еще интереснее (да и вопросы вроде «что такое TITAN?» отпадут). В-третьих, только оценив Asylum , вы поймете, как далеко шагнул прогресс в City .

The Dark Knight rises

Системные требования

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2.4 ГГц

2 Гб памяти

GeForce 8800/Radeon HD 3800

17.5 Гб на винчестере

Рекомендуемые требования

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2.5 ГГц

4 Гб памяти

GeForce GTX 460/Radeon HD 6850

17.5 Гб на винчестере

Не меняя обкатанной формулы, Rocksteady ударила ногой и выбила двери, соединявшие кусочки открытых уровней. Аркхем-сити — город в городе, резервация для преступников, созданная профессором Хьюго Стрейнджем с одобрения экс-начальника тюрьмы, пересевшего в кресло мэра. По меркам современных «песочниц» пространство тесновато, зато берет за душу отменной проработкой деталей. Снег падает на грязные улицы, заброшенную сталеплавильную фабрику, обветшавшую церковь и бесполезный музей, но тает в полете, не успевая скрыть горы мусора и кровь на асфальте .

Отрезанные от сияющих огней мегаполиса ледяной водой и пулеметными вышками, злодеи замышляют гнусности. Банды Пингвина, Джокера и Двуликого делят сферы влияния, Ядовитый Плющ свила уютное гнездышко в бывшем отеле, маньяк Виктор Заз опять похищает людей, громила Бейн ищет емкости с драгоценным препаратом «TITAN», снайпер-убийца Дедшот исполняет «заказы», и лишь Календарный Человек скучает в подвале… Пусть Стрейндж — злой гений, раскусивший личину Бэтмена, он совершил фатальную ошибку, схватив и притащив Брюса Уэйна в свой криминальный зверинец. Теперь все коварные планы, включая таинственный «Протокол-10», на грани провала!

Впрочем, в Аркхем-сити есть занятия и без доктора-садиста. К текущей цели ведет прожекторный луч с силуэтом летучей мыши, но как тут не отвлечься на сторонние квесты! Избиение праздношатающихся бандитов пополняет копилку опыта, однако Rocksteady приготовила ворох более увлекательных развлечений. Постепенно город подбрасывает ушастому детективу свежие тайны, усеивая карту значками. Многие побочные миссии посвящены известным негодяям первой или второй величины. Причем в большинстве случаев это не «пришел-увидел-победил», а длинная цепочка эпизодов. Так, чтобы изловить Дедшота, придется сканировать улики на местах его преступлений, а психопат Заз обставил спасение заложников как настоящую мини-игру.

Старательнее же всех подготовился наш старый знакомый Эдвард Э. Нигма. Пытаясь выставить Бэтмена дураком, Загадочник раскидал по округе 440 вопросительных знаков, достать которые сложнее прежнего. Без внимания, терпения, ловкости и полного арсенала приспособлений заядлым коллекционерам не обойтись. Что любопытно, поиск зеленых символов «?» наделен смыслом. Раньше игроки упорствовали ради статистики и «достижений», сегодня же на кону — судьбы невинных людей. Расколов немаленькую порцию «секреток», мы получаем ключ к очередной потайной комнате, где спрятана жертва. Вызволить беднягу непросто — подлец и здесь подсовывает пазл! Авторы не солгали, сказав, что на расправу с Загадочником уйдут десятки часов, особенно если учесть, что, помимо Бэтмена, значки собирает и Женщина-Кошка.

Bat & Cat

Мисс Селине Кайл в Arkham City отведена уникальная роль. Не опускаясь до статуса помощницы Бэтмена (в конце концов, на это есть Робин), она, тем не менее, полноценный персонаж со своими повадками. Ее приключения вплетены в канву не самой ровной стежкой, зато Rocksteady точно не обвинить в безыдейности. Хвостатая дамочка использует хлыст для затяжных прыжков, карабкается по стенам и решетчатым потолкам, проводит зрелищные контратаки. На ее примере ярче всего видно, как работает улучшенная механика боя — враги набрасываются по 2-3 человека сразу, превращая драку в шоу. Аниматоры студии и актеры motion capture заслуживают аплодисментов.

Женщина-Кошка здорово выгадала и от другой новинки — дважды нажав «горячую» кнопку гаджета, мы тотчас пускаем его в ход. Бэтмен швыряет замораживающие гранаты, поражает электрошоком и взрывчатым клеем; технично, только не идет ни в какое сравнение с грязными, но архиполезными трюками Селины. Острые шипы валят с ног любого противника, а обмотавшие шею болас мигом вышибают дух. Все средства хороши, когда на хрупкую леди выбегает толпа мужиков с автоматами.

Уэйн тоже не любит стрелков, хотя броня чуть дольше защищает его от пуль. Угодив под свинцовый дождь, он кидает дымовую шашку. Пока уголовники протирают глаза и ищут обидчика, летун сигает на соседнюю трубу или крышу. Сидя в безопасном месте, можно устроить забавный эксперимент: запустить «клешню» и вырвать оружие из чужих рук, дистанционно обезвредить спусковой механизм или заманить патрульного в ловушку звуковым бэтарангом. В ближнем бою выручают спецумения, срабатывающие после нескольких успешных ударов. Мгновенный нокдаун — ерунда; куда веселее призвать стаю летучих мышей или выплюнуть шквал бэтарангов, «вырубающих» упавших врагов.

Благо снаряжения и приемов — уйма. Что-то дают по сценарию, что-то мы раскрываем сами при достижении уровня. Скажем, апгрейд для костюма, делающий его невидимым для тепловых сканеров. О да, не только Бэтмен ступает в ногу с прогрессом! Есть смысл притормозить и «подкачаться» заранее, невзирая на желание узнать, что будет дальше. Уж больно лихо закрутили интригу (хотя уверен: знатоки нолановской «бэтмениады» сходу угадают, к чему клонит Стрейндж и кто стоит за кулисами).

…а выход — рубль

В общем, британская студия вновь выдала образец для подражания. За два года она развила немало идей Arkham Asylum , не поскользнулась на самоцитировании и избежала соблазна пришить к «синглу» полусырой мультиплеер. Вопреки тенденции к упрощению и обмельчанию экшенов, Arkham City глубже предшественницы. Былые ошибки исправлены: затянутых подземелий нет, музыка расцвела героическими нотками, «боссы» не размножены под копирку. Правда, сражения умнее не стали — выбрал нужный гаджет и трави им недруга до одури.

За всех соратников отдувается мистер Фриз — битва с ним заставит поломать голову. Достойный вызов серым клеточкам бросает и режим «Riddler"s Revenge» со всяческими испытаниями, которые займут не один час (мало? DLC с отдельными миссиями для Найтвинга и Робина уже лежат на цифровых полках).

Эта игра — сама как Аркхем-Сити. Попасть туда легко, выбраться в окружающий мир — очень непросто.

Жаль, DirectX 11-рендеринг, добавляющий к местным красотам SSAO и тесселяцию, не отладили к релизу — он политкорректно «глючит» на видеокартах как NVIDIA, так и AMD. Любуемся на танцы PhysXческих листьев и ждем обещанного патча…

Поддержка технологии NVIDIA 3D Vision: 10 из 10

Оборудование для тестирования технологии предоставлено компанией NVIDIA.

Следовать негласной традиции игровой журналистики начинать рассказ о игре с некого подобия монографии студии разработчика в случае с Batman: Arkham City право дело даже как-то неудобно. И, правда, кто бы мог подумать, что студия Rocksteady смастерит совершенно шикарного Arkham Asylum после скверного, безыдейного консольного шутера прошлого поколения о полицейских и бандитах. Создав в 2009 году только один из лучших экшенов современности, но и главную игру о супергероях, Rocksteady взвалили на себя колоссальный груз ответственности, с которым не справлялись даже великие (ближайший ориентир - id Software). Британские разработчики в данном случае справились со своей задачей настолько непринужденно и виртуозно (у некоторых студий на подобные вещи уходит по пять лет), что диву даешься, как за такой короткий срок из Batman: Arkham City, от которого ожидалось классическое, в общем-то, продолжение, вышел один из главных проектов года.

Первое, что приходит на ум после нескольких минут после знакомства с Arkham City , - ощущение того, что Rocksteady пошли по накатанному Ubisoft Montreal пути и просто расширили уже существующую механику. Но так это лишь отчасти. Сохранив прежнюю формулу успеха и достаточно сильно ее расширив, разработчики выводят геймплей к новым горизонтам: перед игроком открывается целый преступный город. Не стоит, правда, строить в голове воздушные замки о заезженном бесшовном (загрузки в игре есть) и открытом (перед нами всего лишь небольшая и к тому же закрытая часть Готэма) мире. Являясь, по сути, идеальным местом для раскрытия всех способностей Темного рыцаря, создание «Аркхем Сити» стало отличным поводом еще больше рассказать о характере самого главного героя и о его антагонистах.

О Бэтмене как о персонаже уже давно ходит много нехороших слухов, и не важно, что перед нами вроде как супергерой. Мол, с головой у Брюса не все в порядке, злодеи, которые почти и не злодеи, рождены самим существованием темного рыцаря (и правда, ну какой пример может преподать мужчина, рассекающий по ночам в черном латексном обтягивающем костюме по крышам?) и доработаны воображением Брюса. А тут еще и неуставные отношения с Джокером - яркий пример нездорового психического состояния обоих персонажей. В «Batman: Аркхем Сити» Rocksteady выпускает всех злодеев в город. Не Готэм, а свой собственный, особенно темный, и туда же непременно спешит и наш герой с достаточно, заметим, странной мотивацией, но нам-то понятно - покуражиться. В этом смысле сама игра и мир, который она воссоздает, представляют из себя идеальную аллегорию того, что собственно творится у Брюса в голове: Джокер на коленках, море фриков-злодеев, психи, Альферд на проводе и условный город Готэм с совершенно надуманные проблемами.

Над антагонистами нашего летучего друга здесь поработали ничуть не меньше, чем с актерами среднестатистического голливудского блокбастера - их здесь без малого два десятка. Говорить обо всех не будем, но то, как ведет себя Джокер, никого не оставит равнодушным: порой он «одаривает» Брюса частичкой себя, почти флиртует, да и вообще не особо желает знать, кто скрывается под маской Бэтмена. Он пришел поиграть, как впрочем, и сам Бэтмен. Мистер Фриз сохранил тепло лишь к своей женщине, Пингвин выступает классическим мерзким рэкетиром, Виктор Зсасз - сумасшедшим маньяком, а Ридлер - все тем же надменным гением. Попадаются в «Аркхем Сити» и совсем малоизвестные для широкой, не знакомой с комиксами публики персонажи, например, бессмертный Соломон Гранди. Примечательно то, как у разработчиков получилось создать соответствующий бэкграунд вокруг каждого из персонажей. Помимо уникальных узнаваемых декораций для каждого антагониста, Rocksteady Studios припасли целый ворох архивной информации, привязывающей его комиксовую предысторию к игре.

Не отстают и немногочисленные союзники Бэтмена. На проводе у Брюса осталась Оракул, известная нам по прошлой части, наконец-то на сцену выходит знаменитый меланхоличный дворецкий Брюса, а также Робин (исходя из информации предоставляемой игрой его вторая итерация - Тим Дрейк) и, конечно, Женщина-кошка. Отдельно стоит отметить Альфреда, он невозмутимо принимает любые вести, не особо беспокоится за Брюса и, похоже, единственный понимает, что происходящее - всего лишь игра, хоть и игра на жизнь. А за Робина и Женщину-кошку так и вовсе дадут поиграть. Видно, что разработка игры подвернулась под руку по-хорошему «повернутым» парням, эдаким совершенным перфекционистам. Буквально все в столь обязательном аспекте, как атмосфера, и соответствующем ей фоне проработано на твердую «ять». Рука фанатов видна невооруженным глазом.

Вообще удивительно, как Rocksteady с помощью новых героев уже второй раз удается выставить Брюса Уэйна одновременно горой с мышцами и мышкой с комплексом супергероя. Тут мы вспоминаем и шикарные психологические сцены с родителями, и «лекарство» Шляпника. То есть Брюс, по большому счету, попал домой, где его, в общем-то, уютно встречают... каменные гаргульи, чернуха, полные улицы маньяков, психопатов, убийц, и только один из немногих вменяемых людей, связываясь с Бэтменом, напоминает, что он вроде как в городе преступников, пора бы уже привыкнуть.

Все эти персонажи легко наслаиваются на отличный, полностью проработанный как стальной каркас (веришь каждому поступку персонажей) сюжет. По понятным причинам раскрывать перипетии истории и портить впечатление читателям у нас нет никакого желания, но от количества «клифхэнгеров», гениальных диалогов, монологов и сцен приходишь в искреннее изумление.

Что касается механики, то и здесь все более чем хорошо. Выпустив главного героя с больничной койки Аркхема, разработчики снабдили его куда большим количеством гаджетов, улучшили анимацию, научили планировать и пикировать на собственном плаще. В перерывах между заданиями Бэтмен путешествует по городу при помощи максимально удобного крюка и опять же плаща. Сказать, что все это выглядит завораживающе - не сказать ничего, уже после первого же спуска с местного небоскреба на землю вы станете любоваться буквально каждым телодвижением темного рыцаря.

Понятно, что перемещения по городу представляют из себя не бездумное следование по контрольным точкам. К вашим услугам и уже ставшие традицией загадки Ридлера, и охота на телефонного маньяка Зсасза, и спасение политических заключенных, и просто случайные задания. Главная особенность сторонних квестов заключается в том, что по содержанию это нисколько не сторонние задания. Во-первых, каждое из них сюжетно обоснованно, во-вторых, аккуратно вписано в происходящие события. Вообще, во время прохождения складывается стойкое ощущение, что, не пройдя все побочные задания, понять все сценарные задумки Rocksteady просто нельзя.

Спускаться с небес на землю, впрочем, тоже придется - здесь вас встретит всячески улучшенная боевая система. Используя сканер, Брюс Уэйн проникает в помещение, аккуратно исследует местность, отключает огнестрельное оружие противников с помощью очередного гаджета, устанавливает взрывчатку, готовит бэтаранги, слезоточивый газ и бесшумно, но хирургически методично расправляется со всеми противниками. Кто-то висит на горгулье, кого-то оглушило взрывом, кто-то получил незаметный электрический заряд в спину. Скрытное прохождение, как видите, по-прежнему в почете. Если же описанных приемов вам не хватило, а нахрапистые верзилы, которые порой наваливаются на героя десятками, таки затащили Бэтмана в драку, то на помощь придет боевая система, заметно похорошевшая с предыдущей части. Темный рыцарь еще более кинематографично разбрасывает часть противников налево, часть - направо, ломает, что называется, полностью, но не убивает. Заметно увеличилось количество комбо-ударов, тут же разнообразные враги, требующие к себ индивидуального подхода и, опять же, гаджеты Бэтса. И даже при условии, что в пылу схватки вы позабудете об одной половине приемов и устройств, а о второй будете вспоминать лишь изредка, здешний экшен все равно покажется вам аддиктивным. Или просто идеальным.

Причем в данном случае невозможно сказать, что «Batman: Аркхем Сити» тесно в этих рамках. Это очень правильно скроенная, цельная, мощная и стоеросовая игра, очередная медийная страница Бэт-истории, такая же оригинальная, как комиксы, мультфильмы и фильмы. Примечательно, что видеоигровой аналог совершенно от них не отстает. Каждая игровая ситуация, каждый «босс», количество которых стало заметно большим, буквально каждый сантиметр игрового пространства здесь пропитан юношеской любовью к деталям. Персонажи, которых, как кажется поначалу, «завезли» уж слишком много, стремительно раскрываются и радуют оригинальными характерами. Перемещение по городу, к счастью, не превратилось в очередной симулятор паркура. К каждому компоненту игры в Rocksteady нашли собственный подход, что в сегодняшней индустрии практически нонсенс. Практически все в этом проекте хорошо, если бы не один нюанс.

Аркхем Сити - бывшие городские трущобы, отданные на растерзание самым отчаянным преступникам города, самым жутким психопатам и тунеядцам, - наша дорожка для боулинга. Здесь мы будем сбивать кегли в виде приспешников Пингвина, Двуликого, Джокера и других великих мира сего...

Отправить

Помните наше ? Так вот, эти парни настоящие гики. Они и впрямь все свое время посвятили крылатому герою, его противникам и ужасающе-прекрасному . Игра оправдывает все ожидания и развенчивает беспочвенные страхи. Бэтмен практически безупречен. Тут, в принципе, можно было бы и закончить ревью, однако кое-где разработчики нас все же обманули.

Брюс Уэйн покажется на экранах. И о том, что он не просто крутой миллиардер и хороший парень, но и супергерой Бэтмен, теперь известно не только нам с вами. Некий психотерапевт Хьюго Стрейндж захватил героя врасплох, прикрутил к железному стулу и теперь угрожает каким-то нелепым «Протоколом 10». Каким? В этом-то нам и придется разобраться. По ходу действия нас ожидают тысячи побочных заданий, кучка головорезов, акула, электрический Франкенштейн, сиамские близнецы (Серп и Молот, ага) и многое другое. Мило, правда?

Бывшие городские трущобы, отданные на растерзание самым отчаянным преступникам города, самым жутким психопатам и тунеядцам, - наша дорожка для боулинга. Здесь мы будем сбивать кегли в виде приспешников Пингвина, Двуликого, Джокера и других великих мира сего. Здесь мы будем находить загадки Риддлера, которые откроют эскизы артов и карты для дальнейших испытаний.

Один шаг за пределы города - огонь на поражение. И там уже поминай, как звали. Хотя, если честно, то и выбраться из искрящегося ада Аркхема попросту невозможно. Его стены слишком высоки даже для Бэтмена.
Практически все время сюжетной кампании посвящено «Мышонку». За Женщину-Кошку вам удастся поиграть лишь четыре раза (любители красоты и пластики смогут проходить эти эпизоды раз за разом). Интересно, что Женщина-Кошка гораздо легче (в плане веса) Бэтмена, а в ее арсенале не только пластичные акробатические трюки, но и шипы-бомбочки, хлыст и кое-что еще.

У Бэтмена арсенал, конечно же, мощнее и богаче. По мере прохождения нам открываются новые гаджеты. Среди доступных с самого начала можно отметить бетаранг, дымовые гранаты, взрывающийся гель, беткоготь и многое другое.

Добро победит Зло?

В ребята честно признались, что сложнее всего было работать с Пингвином. Что ж, неудивительно. Пингвин получился скользким, насквозь прокуренным стариком с мерзкими манерами и холодными руками. Этот парень частенько будет преграждать нам дорогу к светлому будущему. Мистер Кобблпот - лучший друг дохлой рыбы. И воняет он, кажется, соответственно.


#2

Джокер и Харли - прекрасная пара. Он - улыбчивый гениальный обманщик, который неожиданно становится самым близким человеком для Бэтмена в городских трущобах Аркхема: звонит и пишет, изливает душу. Она - конченная психопатка с битой в руках. И только попробуйте обидеть Джокера. Харли вас убьет. Наверняка.

Виктор, он же Мистер Фриз, по-прежнему ваяет лекарства для жены. Хотя, как нам кажется, это для него уже почти как хобби. Хлоп - новая вакцина! Ура-Ура!

По ходу игры вам, конечно же, встретятся Двуликий, Риддлер, телефонный маньяк, лига убийц, Бэйн - ТИТАНовый парень и другие. Интересно, что у каждого из них есть своя биография, которую мы можем просмотреть в специальном меню игры. Здесь есть все: цвет глаз, рост, история и повадки. Все это как-никак лучше показывает, с какой любовью девелоперы трудились над проектом.

По мере прохождения игры, мы будем зарабатывать специальные очки, которые можно потратить на улучшения костюма или, например, специальные комбо.


#3

Кроме того, в меню есть специальный «отсек», посвященный загадкам Риддлера. Не зря разработчики с хитрыми лицами так старательно . Он особенный персонаж. Риддлер, не будь дураком, захватил парочку нужных людей в заложники и, конечно же, оставил по городу целую серию загадок. Нам - разгадывать.

Интересно, что если Бэтмен не справляется с заданием и героически погибает, на сцену выходит действующий злодей и произносит пару слов «во славу» супергероя. Так, например, Пингвин говорит: «Продается костюм Бэтмена. Немного потрепанный, но я могу сделать скидку».

После возвращения в игру перед нами, словно комикс, пролетают последние события игры. Таким образом, когда бы мы ни вернулись в мир Аркхема, нам расскажут, что случилось за минуту до нашей кончины.


#4

Искрящийся ад Аркхема

Аркхем Сити, без сомнения, - это своеобразный мир Нолана, приправленный безумием и яркими вспышками. Мир, где людей заживо хоронят под музейными стеклами, где парк развлечений кишит убийцами, а в церкви «прихожанам» режут глотки. Это мир полунамека, полуслова, где случайно увиденный плакат на стене может раскрыть тайну убийцы, где плащ и маска супергероя внушают страх, а воровские потуги уступают место добродетели.

Удивительная атмосфера Аркхема впитала в себя всю вселенную Бэтмена: от фильмов и мультиков до незабываемых комиксов. Атмосфера Аркхема - это трудолюбие, гениальность и «клиническая увлеченность» разработчиков своим (и нашим!) героем. Аплодируем стоя!


#5

Дело в деталях

Оценить по достоинству всю красоту удастся далеко не всем. И это настоящий повод задуматься об апгрейде своего железа (мы, кстати, уже задумались). К счастью, нам удалось сыграть в обе версии нового Бетмена: консольную и PC"шную разницу не заметить нельзя. И дело не только в графике, на которую мы намекнули в начале абзаца. Во-первых, поддержка 3D демонстрирует с нового ракурса. В игре реализовано действительно качественное 3D, а не его жалкое подобие, прикрученное «для галочки» или пункта в маркетинговом плане. Во-вторых, стоит отдать должное NVIDIA , благодаря которой вселенная обзавелась огромным количеством мелких деталей. Все это не без помощи технологии PhysX, которая действительно работает, и работает, между прочим, на полную мощь. Давайте не будем голословными. И, немного переделав замечательную фразу из телепередачи «Поле Чудес» , очень хочется добавить: «Доказательства, в студию».GameGuru .

Я много раз спрашивал себя, можно ли сделать игру о Бэтмене сколько-нибудь лучше или хотя бы не хуже, столь же верно передать характер героев, создать такие же убедительные образы, живой мир... И теперь, когда пройден, со всей ответственностью заявляю: Rocksteady Studios удалось удержать планку на прежнем высоком уровне, а может быть, даже во многих моментах превзойти прошлую часть.

Сюжет сразу же берет вас за шиворот и бросает в водоворот самых неожиданных событий. И с ходу возникает ощущение, что столь яркая история первой части была лишь генеральной репетицией к этому захватывающему, завораживающему приключению. На смену старым врагам пришло много новых, однако и злодеи прошлой части - особенно Джокер - играют здесь центральную роль. Если раньше место действия ограничивалось лишь пределами психиатрической лечебницы (пусть довольно большой, со множеством разнообразных зон, зданий, с прекрасными природными пейзажами), то здесь территория более обширная и открытая для изучения - полгорода (старый участок Готэма) выделили профессору Хьюго Стрэйнджу для организации Arkham City с внушительными стенами, вооруженной охраной, вертолетами, электричеством, камерами.

Разработчик: Rocksteady Studios.

Издатель: Warner Bros Interactive.

Издатель в России: 1C-СофтКлаб.

Жанр: экшен, детектив, фантастика.

Неизвестно, каким путем Срэйндж добился разрешения на это безумие (точнее, мне-то известно, но я не скажу), однако этот огромный участок был заселен преступниками, суперзлодеями и обычными бандитами. Здесь они не сидят в клетках, а свободно разгуливают по территории «тюрьмы», разбившись на группы под покровительством разных лидеров, устраивают войны друг с другом, борются за власть внутри этого города. У каждой банды свой костюм, своя зона. Особенно запомнился мне стиль одежды людей Двуликого.

Начинается игра довольно неожиданно

Бэт-сигнал в небе обозначает нужное место

Что-то странное на уме у Стрэйнджа (занятный каламбур получился ), что-то не так с Аркхэмом. Психиатр, который сам не многим отличается от своих пациентов, затеял какую-то свою игру, которая будет пострашнее прошлого плана Джокера. Брюс Уэйн выступает одним из противников Arkham City. Он лично приезжает к стенам тюрьмы и выражает свой протест перед журналистами, однако здесь его уже ждали. Очень скоро он сам оказывается внутри города… в качестве одного из заключенных. И первые десять минут вы будете играть не за Бэтмена, а за Брюса Уэйна! В его дорогом костюмчике, без каких-либо орудий, со сцепленными руками. Да, это вызывает небольшое удивление, ведь мы совсем не успели сориентироваться, осознать, что произошло. И первая задача - освободиться и найти костюм, а врагов у Брюса как у бизнесмена и человека по эту сторону стены немало. На входе нас тепло встречает Пингвин со своей компанией, и даже рядовые бандиты мечтают провести пару минут наедине со звездой.

Сюжет в игре достаточно сложен и интересен, почему я и не могу рассказывать о нем подробно. Он тесно связан с прошлыми событиями, нас постоянно отсылают к Arkham Asylum , однако здесь появилось и много новых злодеев, сюжетных линий. Повстречаете вы тут и совсем неожиданных противников, тех, кто остался за кадром раньше. Назову Пингвина, Двухликого, Мистера Фриза, Дедшота, Соломона Гранди… А некоторых не назову, чтобы вам не портить впечатление.

Играть Женщиной-Кошкой интересно, но несколько сложнее, чем Бэтменом

Но и в нашем полку прибыло. В Arkham City вы периодически будете переключаться между Женщиной-Кошкой и Бэтменом, определенную роль сыграет в сюжете Робин, а в испытаниях и дополнительной кампании «Месть Харли Квинн» вы и им сможете поиграть. Причем способности, стиль боя, устройства у других персонажей отличаются, геймплей немного меняется, когда вы переключаетесь на Кошку или Робина. Бэтмен здесь не просто стрелой пронзает воздушные просторы, выбирая любое направление. Он почти что научился летать, благо умереть от падения с высоты вы по-прежнему не можете. Поэтому настоящее удовольствие просто исследовать город, проносясь над ним с огромной скоростью, словно выпущенное из пушки ядро или барон Мюнхгаузен. Зацепился бэткогтем - разогнался - взлетел, спикировал вниз, набрав ускорение, снова поднялся выше, снова спикировал, зацепился - полетел. Что перед нами расстояния, когда мы можем летать, как ветер? Полеты выполнены очень искусно, даже наблюдать за ними приятно. Так бы и летал все время, если бы не нужно было еще и задания какие-то выполнять… Кроме того, пройдите дополнительные задания на полеты, научитесь новым приемам и получите усовершенствование вашей «кошки».

Надо сказать, что Селиной Кайл все же играть сложнее, хоть это и приятно. У нее нет таких мощных устройств, она хуже защищена, не может летать. Хотя есть у нее свои приемчики, имеются шипы, кнут, бола, которой можно сбивать с ног противника. Даже замена режиму детектива присутствует - воровское зрение, вот только оно менее эффективно, не столь удобно. А еще она более ловкая, быстрая, умеет лазить по стенам и даже по потолку. Она прекрасно выглядит в своем костюме и весьма привлекательна… Впрочем, это уже к делу не относится.

У Кошки свои правила и свои цели в Аркхэме. Она, как всегда, обеспокоена личной выгодой, хорошей добычей, но как же ей не помочь бедной Мышке, когда та попала в беду? Так она и мечется всю дорогу между личными, корыстными целями и благородными позывами. И ближе к финалу - неожиданно! - вам даже дают сделать выбор, как поступить.

Интересно, что в ходе игры вы не раз будете замечать, как бандиты разбираются с соперничающими группировками или же просто разговаривают о планах своего босса, отзываются на последние события. Вы можете даже вмешаться в их драку и кого-то спасти. Кроме этого, все заключенные делятся на бандитов из группировок суперзлодеев и условно «невиновных», так называемых «политических заключенных». Их нужно защищать, для этого предусмотрено отдельное задание, не самое интересное, правда. А есть еще журналисты, полицейские, посланные Гордоном, и обычные горожане, пойманные людьми Стрэйнджа недалеко от Arkham City и привезенные сюда.

В городе можно отыскать и некоторые любопытные и ключевые для вселенной места

Одно из основных отличий от прошлой части - большая свобода, открытость, наличие множества дополнительных квестов, временами весьма интересных, сюжет которых дополняет основную историю и рассказывает о злодеях из прошлой части. Загадочник оставил немало значков и испытаний для Бэтса и Женщины-Кошки (причем у Кошки свои загадки, а у Мышки свои; хотя Кошка воровать значки Бэтмена почему-то может, но не наоборот, - странная логика Ридлера). Тут есть именно сбор значков и отгадывание мест, про которые говорит Ридлер. А кроме этого - уничтожение предметов: всякие шарики, куклы Харли, камеры… Все это, конечно, мелочи, но азарта собирательство добавляет, а опыт лишний за это дается. Причем загадки подчас весьма сложные, не сразу сообразишь что от тебя требуется, да еще и устройства специальные для их решения бывают нужны, а открываются они, как и в Asylum , постепенно.

Среди гаджетов также появились новые предметы: замораживающие шарики, «обратные» бэтаранги, бьющие противника сзади; дымовые бомбочки, спасающие от выстрелов, позволяющие обезвреживать врагов незаметно; устройство, блокирующее огнестрельное оружие так, что сам враг даже этого не замечает, или же взрывающее мины. Весь арсенал может использоваться быстро, прямо в бою, соединяясь в убийственное комбо. Сражения стали разнообразнее и сложнее, враги нападают намного активнее, одним приемом всех не одолеешь, приходится изощряться, использовать и гаджеты, и решающие удары, комбо. Бои стали намного красивее, зрелищнее, да и сопротивление чувствуется постоянно, есть с кем сразиться. А битвы с боссами могут вообще делиться на несколько этапов, происходить в другой реальности, в подсознании или в бреду, что часто резко меняет геймплей. Неожиданных и интересных ситуаций здесь намного больше. Сказать, что ты не скучаешь, - это слишком большое смягчение, от происходящего временами просто сносит крышу. Доля экшена и динамики здесь огромная. Даже в рядовых дополнительных миссиях вам могут «дать прикурить», расслабляться совершенно некогда, хотя вскоре ты уже начинаешь действовать со сноровкой профессионального борца и суперагента - иначе тут просто не выжить, даже на нормальной сложности.

В кампании «Месть Харли Квинн» дадут поиграть Робином

Полная прокачка брони не спасет от очередей из автомата, ударов ножом и электричеством, поэтому еще важнее тщательно продумывать план, осматривать территорию перед боем и готовить пути отступления. Намного чаще используется окружение: всевозможные люки, препятствия, огнетушители, создающие дымовую завесу при повреждении, взрывающиеся контейнеры. В вас даже предметами могут швыряться, что позволяет, например, отослать метко летящий стул назад в своего противника.

В думать придется намного чаще. И детективный режим уже не так упрощает геймплей, не всегда он даже будет доступен - своеобразные «глушилки», используемые людьми Пингвина, Джокера, Стрэйнджа, почти полностью выводят из строя этот читерский, в сущности, но такой удобный и безотказный ранее инструмент, покрывая все завесой неизвестности, делая вас таким уязвимым, обычным человеком... Враги научились использовать мины, они носят приборы теплового видения, легко обнаруживая вас даже в темноте, наверху, куда они раньше вообще не заглядывали и где вы могли просто переводить дух. Особые устройства позволяют им сигнализировать о «вырубившемся» союзнике всем остальным, однако это можно и использовать для своего плана. Намного выгоднее действовать тихо, чем рваться в открытый бой с вооруженными громилами, но оставаться незаметным не так просто.

Бывает интересно почитать информацию о героях

Да и загадки стали запутаннее, разнообразнее. Очень часто проблема будет заключаться не в победе над усиленным врагом, а в поиске пути, использовании гаджетов. Приходится осматривать каждый уголок, каждый туннель и люк, чтобы пробраться на вражескую базу. Детективные способности нужны тут не реже, чем умение лихо раскидывать разнообразных болванчиков суперзлодеев.

Чаще будет применяться и стелс. Чтобы победить Мистера Фриза, отключить его костюм, вам вообще придется постоянно прятаться и использовать все средства, нападать сзади, снизу, бить его электричеством, взрывать стену. Даже такие небольшие эпизоды показывают, как хорошо разработчики продумывали даже незначительные детали, каждый элемент геймплея, сколько нового здесь появилось, насколько игра стала разнообразнее.

В плане развития способностей и прокачки здесь многое сохранилось от прошлой части, но новые комбо, приемы, улучшения также имеются. И если вы достаточно прилежны в выполнении квестов и сборе загадок, то прокачать получится почти все. Кстати говоря, искать загадки стало удобнее, теперь их можно отмечать. Кроме того, вам предлагается устраивать «допросы с пристрастием» некоторым преступникам и выпытывать у них нужную информацию, открывать новые объекты на карте. Правда, чтобы кого-то допросить, нужно сначала расправиться со всеми остальными противниками, находящимися поблизости, а этому субъекту, отмеченному особой «аурой», до поры до времени сохранить сознание, даже если он вооружен, иначе ничего не получится.

Локации также не нагоняют тоску похожестью - вспомнить хотя бы демонический мир, сражения с Безумным Шляпником, локацию Кобблпота-Пингвина… нещадно обрушивает на нас шквал событий, загадок, вопросов, ведь всего этого много в запасе. При этом сюжет выстраивается стройно и гармонично, без рывков и провисаний, хотя дополнительные квесты все же проще и уступают по занимательности, необычности основным. Но если вы пройдете только основной сюжет - это будет даже меньше 50% всех сюрпризов, которые для вас так предусмотрительно заготовили. Персонажам, которым раньше просто не нашлось места, здесь дали больше «экранного времени». Впрочем, намного проще освоиться будет тем, кто знаком с миром «Бэтмена».

Не на последнем месте здесь визуальное оформление, стиль и драматичная, мрачная музыка, заставляющая тебя верить, что ты - Бэтмен, что это все - по-настоящему, несмотря на всю условность, фантастичность происходящего. Даже множество игровых меню выполнено очень стильно, а на трехмерные фигурки, которые открываются при получении различных достижений, можно вообще любоваться бесконечно, как и на эскизы. Одно плохо - аудиозаписей сеансов психотерапии больше нет, но это ведь и не больница. Зато подчас открываются весьма полезные сведения об истории Аркхэма, о героях. И если внимательно осматривать город, то вы обнаружите немало интересного (есть тут, например, Crime Alley, где убили родителей Брюса; можно узнать кое-что о судьбе злодеев, произошедшем «между» частями).

Споры бандитов можно прослушивать, как и переговоры по радио среди охранников, узнавая из них что-то интересное. Устройство дешифровки используется то же, но механика изменилась, теперь вы угадываете-находите кодовые слова, что в сюжете постоянно используется. Можно не только летать по городу с помощью «кошки» и плаща (в такие моменты я почему-то чувствовал себя Человеком-Пауком, очень уж похожие ощущения), но и прицепившись к вертолету охраны.

О можно рассказывать очень долго, перечисляя все интересные и примечательные штрихи, которые дополнили общую картину. Улучшений и дополнений действительно много, не сказать, что все они одинаково полезны, но работа проделана большая. Немного разочаровало, что здесь так и не дали порулить ни «бэтмобилем», ни самолетом, хотя в Asylum машина даже использовалась в сюжете. Раздражали неудобные автоматические сохранения, когда получаешь уровень, покупаешь навык, а потом, если вдруг умрешь, нужно снова делать то же самое, иначе будешь ходить с висящей на экране надписью, загораживающей обзор. Или вот разобрался с группой сильных врагов, пошел к следующей, умер - будь добр снова проделать то же самое. Но такие мелочи не могут испортить впечатление от игры.

Есть отдельная миссия, посвященная Ридлеру

Имеются в игре и очень экзотичные места

Arkham City - это целый мир, мрачный, жестокий, грозный, безжалостный, но в то же время манящий, загадочный, с хорошей долей фантастики. История, рассказываемая здесь, обладает и большим драматизмом, и эмоциональностью, продуманностью. Бэтмен старается все так же, с прежней глупой и жестокой упертостью придерживаться своих принципов, щадя смертельных врагов даже тогда, когда нормальный человек, кажется, уже не смог бы этого делать. Но такова уж концепция этого мира. И, тем не менее, смерть идет за Темным Рыцарем повсюду, и финал здесь впечатляющий и одновременно неожиданный. После игры для вас откроют дополнительный сложный режим, имеет смысл также попробовать испытания, для участия в которых предлагается много героев и моделей персонажей (в том числе и из мультфильмов).

После Arkham City не понимаешь, правда, что может быть дальше, после всего, что здесь произошло? Какой может быть следующая игра после этого? И самое главное - о чем? Ведь все так изменилось… Вы сами это поймете, когда завершите сюжет. Быть может, именно поэтому отправляет нас в прошлое, а не в будущее. Но с этой серией расставаться не хочется. Это было бы слишком печально.

Сражения в Asylum были лишь тренировкой для подготовки к Arkham City

Стоит сказать, что я не пытаюсь сравнивать Asylum и Arkham City , выяснять, что из них лучше. Для меня это одна игра в разных частях, они должны восприниматься как единое целое, т.к. и сюжет в них связан, и характеры героев сохранены. Это одна из самых близких мне интерпретаций Бэтмена, стоящая в одном ряду и с оригинальными комиксами, и с разными киноверсиями. Да и одна из самых любимых игр вообще, таких игр, которых мало.

Делать игры про супергероев всегда сложно, поскольку у тех миллионы фанатов по всему миру, с особым трепетом покупающих новый комикс или ставящих на полку коллекционную фигурку. Поклонники готовы в один миг смешать неудачный проект про любимого персонажа с грязью, если им не понравится костюм или характер последнего. Но сотрудникам Rocksteady Studios, представившим Batman: Arkham City, удалось избежать народного гнева.

«Я не видел тебя с тех пор… Как давно это было?»

Задача разработчиков была вдвойне сложной и оттого, что от них требовалось выпустить сиквел, не уступающий по качеству первой части. И даже превосходящий, поскольку нынешней публике недостаточно продолжения, в котором логично продолжается история, но отсутствует множество новшеств. «Совсем зажрались, господа», — как говорили классики. Удалось ли Rocksteady удивить геймеров? Отчасти, но это не помешало игре претендовать на звание «Лучшей» в 2011 году.

События сиквела напрямую связаны с первой частью, поэтому, по-хорошему, сначала нужно пройти Arkham Asylum, и лишь затем приниматься за Arkham City. Да, первая игра заметно меньше продолжения, но, во-первых, никто не говорит, что она хуже, а во-вторых, вы ведь хотите быть тру фанатом, не так ли? К примеру, чтобы понять, почему Темный рыцарь неожиданно стал сотрудничать с Бэйном для уничтожения «Титана», нужно знать сюжетную линию первой игры.

В ней разработчикам удалось создать уникальную формулу успеха, которая не продемонстрировала себя в полной красе из-за ограниченности. Бэтмена заперли в «четырех стенах», и нам приходилось бегать вперед-назад, по пути задействую свои недюжинные детективные способности и крепкие кулаки. В сиквеле формулу увеличили в разы и сдобрили большим открытым миром, правда, ограничив его территорией недавно созданного района для преступников, убийц и психически больных.

Инициатором выступил новоизбранный мэр Готэма, а руководить этой утопией назначили доктора Хьюго Стрейнджа — «величайшего организатора преступлей», как в одном из комиксом говорит сам Брюс Уэйн. Злодей даже и не думает наводить порядок на вверенной ему территории, вместо этого вынашивая загадочный план «Протокол 10». Именно это и привлекает внимание Бэтмена, не по своей воле оказавшегося в Аркхем-Сити, уже в начале игры.

«Без страха жизнь не имеет смысла»

По-настоящему титаническую работу проделали художники и дизайнеры из Rocksteady Studios. Мрачный мир, постоянно падающие с неба хлопья снега, тьма и освещаемые лишь фонарями и неоновым светом улочки позволяют проникнуть той особой атмосферой, что всегда окружала Темного рыцаря. Он не сладковато-приторный герой в синих треко, не быстроногий весельчак и даже не асоциальный хохотун в красно-черном костюме. Жизнь Брюса Уэйна полна боли и потерь с раннего детства. Постепенно разум ребенка, взирающего на беззаконие и гнев из огромного особняка, деформировался, все больше отдаваясь мраку.

Бэтмен стал был идеальным антагонистом, но человечеству нужен именно такой супергерой — временами злой, предпочитающий скрываться под покровом ночи и не гнушающийся далеко не положительных поступков. И разработчики смогли идеально передать характер протагониста, окружить его подходящем местом, благодаря чему — создать уникальную атмосферу с элементами нуара.

Но игра не получилась бы такой классной, не появись в ней столько героев из комиксов. Достаточно просто перечислить имена, чтобы тру фанаты (это же вы, помните?) начали бросать в монитор деньги: Джокер, Двуликий, Женщина-Кошка, Пингвин, Робин, Харли Квинн, Глиноликий, Загадочник, Ядовитый плющ, Найтвинг, Бэйн, Мистер Фриз, Ра’с аль Гул, Пугало, Дэлшот, Зсазс и многие другие. В какой еще игре можно встретить столько героев и антигероев, у каждого из которых уникальный характер, свои помысли и цели?

Особенно стоит выделить возможно побегать за Селину Кайл — ее грация, плавные движения даже во время боя, прыжки по стенам, которым позавидовал бы и Человек-Паук, харизма влюбляют в себя буквально с первых минут. После Женщины-Кошки уже не хочется возвращаться к Темному рыцарю, но, увы, ей отвели всего несколько часов в дополнении.

«Как ты мог угадать больше половины моих загадок?»

Сценарий сюжетной кампании не получился таким, что тебе не хочется отрываться от Batman: Arkham City даже на пару минут. Не получилось у Rocksteady и создать не занудную боевую систему, как бы странно это ни звучало. По сути, прохождение строится на нескольких компонентах: пикирование на головы противников, по возможности стелс, разгадывание не самых сложных загадок и драки против одновременно десятка-другого врагов. Со временем это начинает утомлять, что портит впечатление от игры. Даже драки с боссами, увы, не запоминаются надолго.

Но на помощь приходят излюбленные сейчас разработчиками дополнительные задания — благодаря ним вносится жизненно-важное разнообразие. Будете вы собирать вопросы от Загадочника, отвечать на звонки психопата-убийцы или спасать редкого прохожего от манька — не важно. Главное, что благодаря всему этому игра притягивает к себе, буквально заставляя проходить все больше миссий и разбираться с очередной толпой противников.

Интересно и решение Rocksteady добавить элементы RPG, а именно — прокачку протагониста, что достигается открытием новых способностей, облегчающих прохождение. Также нельзя не отметить и появление новых гаджетов, включая замораживатель и электрошокер, с помощью которых можно как разбираться с противниками, так и открывать заклинившие двери, перемещаться по воде и так далее.

Сиквел не стал откровением, многое мы уже видели в Arkham Asylum, чья основная проблема заключалась в ограниченности, которую с лихвой решили в продолжении. Увы, сценаристам не удалось передать тот же накал, но это проблема всех больших и долгих игр, которую решают введением большого количества второстепенных персонажей и дополнительных сюжетных линий. То же сделали и разработчики из Rocksteady Studios, но разве игра из-за этого получилась плохой? Наоборот. В итоге Batman: Arkham City получает заслуженные 9 баллов из 10 .

Статьи по теме: