Дидактическая игра "крестики-нолики" для детей старшего дошкольного возраста. Познавательно-развивающая игра «Крестики – нолики

Дидактическая игра «Крестики-нолики» для старших дошкольников

Воспитатель Колпащикова Ангелина Александровна, МБДОУ детский сад №18 «Колобок»
Крестики Нолики - это логическая игра между двумя противниками на квадратном поле 3 на 3 клетки или большего размера. Один из игроков играет «крестиками», второй - «ноликами».
Игроки по очереди ставят на свободные клетки поля 3х3 знаки. Один всегда крестики, другой всегда нолики. Первый, выстроивший в ряд 3 своих фигуры по вертикали, горизонтали или диагонали, выигрывает. Первый ход делает игрок, ставящий крестики.
Обычно по завершении партии выигравшая сторона зачёркивает чертой свои три знака (нолика или крестика), составляющих сплошной ряд.
Это стандартная игра.
А я вам предлагаю Новый Вариант Игры в "крестики нолики" .
Вместо крестика используем, к примеру помидор, а вместо нолика используем яблоко. Как вам такой Вариант?
Эту игру можно возить с собой в дороге, брать с собой в школу, чтобы поиграть на переменке, играть дома с друзьями на шелбаны. Вообщем получать удовольствие, потому что вместо скучных крестиков и ноликов в игре вы используете смешные и красочные фигурки.
Цель: Развивать логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с правилами игры в «Крестики-нолики»;
- Закреплять у старших дошкольников умения различать понятия «вертикально», «горизонтально» и «по диагонали»;
- Овладевать логическими операциями;
- Закреплять счет в пределах 10.
Развивающие:
- Формировать и совершенствовать у детей старшего дошкольного возраста пространственные представления;
- Продолжать формировать у детей устойчивый навык к учебной деятельности;
- Стимулировать развитие умственных способностей детей в процессе ознакомления с различными математическими действиями;
- Развивать мыслительные операции: восприятие, память, мышление, внимание.
Воспитательные:
- Способствовать развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, логического мышления, памяти и речи детей;
- Вызывать радостные эмоции;
Можно сделать любого цвета поля.

И игральные картинки, вместо крестиков и ноликов.


Выглядеть будет вот-так.




Можно даже устроить турнир. Будет очень интересно и эмоционально весело.

Познавательно-развивающая игра

«Крестики – нолики»

Цель и задачи:

Тренировка логического мышления, творческого воображения, внимания, памяти;

Развитие навыков общения, формирование навыков сотрудничества со сверстниками, сплочение группы;

Выявление неформального лидера, генератора идей, организатора деятельности;

Снятие эмоционального напряжения.

Возраст: 9-12 лет

Правила игра:

Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле, перечеркивая клетку с названием выигранного конкурса. Команда, проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле, тем самым определяется игра в следующем конкурсе.

Побеждает команда, которой удастся во время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, вертикали или диагонали) три свои знака. В этом суть игры «Крестики-нолили».

Если командам не удается выстроить три свои знака подряд, то разыгрываются все девять конкурсов, заполняются все клетки игрового поле «О» и «Х», побеждает та команда, у которой больше знаков на игровом поле.

Игровое поле

Разминка

Сильная рука

Стихоплёт

Веселый художник

Фантазеры

Конкурс капитанов

Секретный ящик

Пародисты

Раз словечко, два словечко

Дорогие ребята, поздравляю вас с началом каникул, с прекрасной радостной порой! Предлагаю вам поиграть в интересную познавательно-развлекательную игру «Крестики-нолики».

Представляю жюри:………………….. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Жюри оценивает каждый конкурс и оглашает его результат. Жюри также сегодня по итогам всех конкурсов определит команду-победительницу. Но самое замечательное, мы узнаем, кто из нас…..

Самый эрудированный участник,

Самый сообразительный участник,

Самый внимательный участник,

Самый артистичный участник,

Самый веселый участник,

Самый спортивный участник,

Самый ловкий участник,

Самый сильный участник.

У нас две команды: команда «крестиков» и команда «ноликов». В процессе подготовки к игре мы с вами выбрали капитанов каждой команды и придумали слоган. Капитан команды «крестиков» - …………………. «Убедитесь вы не раз, мы ребята просто класс!», «ноликов» - ………………… «Хватит радости на всех, впереди нас ждет успех!».

Участники игры, постарайтесь максимально проявить свои способности, знания, изобретательность и выдумку, будьте сплоченными, дружными, чтобы принести победу команде. На доске изображено игровое поле с названием конкурсов. Победитель конкурса ставит свой знак на игровом поле, право открыть название нового конкурса предоставляется команде победительнице. Итак, начинаем игру. Желаем удачи команде «Крестиков» и команде «Ноликов» и лично каждому из нас

1. Конкурс «Разминка»

В этом конкурсе нужно проявить эрудицию, смекалку и сообразительность, быть внимательным.

Вопросы для команды «Крестики»

    Кто родится с усами? - котенок

    Как называется птица, у которой самый большой нос, а клюв как сачок. - пеликан

    Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут варятся 6 яиц? – 4 минуты

    Какое существо может прыгать на расстояние, в 100 раз больше собственной длины? – лягушка

    По чему греки в 5 веке в сандалиях ходили? – по земле

    Назовите героиню сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом? – репа

    Назовите героя сказки, который один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и поплатился за это? – Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

    Какому герою сказки очень нравилась обувь и как его за это прозвали? – кот в сапогах

    Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи. – приключения Чиполлино

    Вопрос на сообразительность. Что станет с красным шелковым платком, если его опустить на дно Черного моря? – намокнет

Вопросы для команды «Нолики»

    У кого усы длиннее ног? – таракана

    Самец этих птиц выполняет роль матери, сам строит гнездо, сам высиживает яйца, кормит птенцов. Самка только откладывает яйца. – страус

    Сколько яиц можно съесть натощак? – одно, второе будет уже не натощак

    Какое живое существо может взять груз почти в 100 раз больше себя? – муравей

    В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья? – теремок

    Назовите птицу из сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов. Как ее звали? – курочка Ряба

    Какой сказочный герой посеял деньги, надеясь получить прибыль? - Буратино

    Как звали героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила горшки и убиралась в доме? – Золушка

    Что принадлежит только вам, но пользуетесь вы им реже других? - имя

    Вопрос на сообразительность. Какого цвета стоп-кран в самолете? – его там нет

Послушаем мнение жюри.

2. Конкурс «Сильная рука»

В этом конкурсе участники должны проявить ловкость и силу рук.

Из каждой команды необходимо выбрать самого сильного и ловкого участника. Каждому представителю команды выдается газета. Задание такое: кто быстрее соберет ее в кулак, при этом, не помогая другой рукой, тот и принесет победу команде в этом конкурсе. Обязательно будет учитываться размер газетного комка, чем меньше комок, тем лучше выполнено задание.

Что скажет жюри?

3. Конкурс «Стихоплет»

Сочините стихотворение, в котором четыре створочки, и эти четыре строчки заканчиваются такими словами:

    кошка – ложка – окошко - немножко

    кружка – подружка – лягушка – частушка

Послушаем мнение жюри.

4. Конкурс «Капитанов»

Здесь капитаны должны показать свою сообразительность, быстроту реакции.

Капитаны, прошу подойти ко мне. Вам дается задание собрать из разрезанных частей картинку, будет учитываться время и точность выполнения задания.

Послушаем мнение жюри.

5. Конкурс «Веселый художник»

В этом конкурсе участники должны проявить свое воображение и творческие способности. Нарисуйте необычное животное, которое называется - ШВАБРОХВОСТИУС

Послушаем мнение жюри.

6. Конкурс «Раз словечко, два словечко»

Участникам надо проявить свою артистичность и выразительность. В этом конкурсе будет учитываться умение владеть своим голосом и интонацией. Прочитайте стихотворение Агния Барто «Идет бычок качается…», но не так как обычно читаете с выражением, а словно….

    вы хвастаетесь перед ребятами

    вы испугались собаки

Послушаем мнение жюри.

7. Конкурс «Фантазеры»

Придумайте новые применения старому никому не нужному предмету: консервной банке.

Что скажет жюри?

8. Конкурс «Пародисты»

В этом конкурсе нужно быть артистичным, точным и пластичным. Участник команды получает карточку с заданием, прочитав и немного подумав, нужно представить и мимикой, походкой, звуками изобразить такого или иного животного.

    хмурого орла

    встревоженного кота

Послушаем мнение жюри.

9. Конкурс «Секретный ящик»

В этом конкурсе надо проявить эрудицию и начитанность. Задание для всех участников команд, нужно отгадать, что лежит в ящике.

1. В секретном ящике есть то, что указало путь – дорожку не только Ивану-царевичу, но и одному из мифических героев древней Греции? – клубок ниток

2. Вещь, которая лежит в ящике, никогда не подарят на Новый год в Китае, так как, по преданию, такой подарок не приносит удачу. Эту полезную вещь есть у каждого в доме, а часто даже в некоторых вариантах. Согласно русской пословице на них не смотрят те, кто счастлив. Назовите эту вещь. – часы

3. Очень правдивая вещь. – зеркало

4. Универсальное лечебное средство, по мнению доктора из Цветочного города. – касторка

5. Вещь из этого хрупкого материала помогла главному герою сказки найти таинственную незнакомку. – хрусталь

6. Любимая книга Буратино. - азбука

Оценки жюри.

Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Все конкурсы закончились. Давайте посмотрим на игровое поле. По итогам игры победила команда ….. Поаплодируем команде-победителю. Поаплодируем другой команде. Соперники были достойные. Но это еще не все. Все ребята очень старались, были активными, все стремились к победе. Победителем в нашей игре, стал каждый из вас, но в разных номинациях. Жюри, огласите, пожалуйста, победителей в разных номинациях. (Вручение медалей)

Вот и подошла к концу наша игра. Скажите, пожалуйста, какие конкурсы вам особенно понравились? Что запомнилось?

Каждый ребенок высказывает свое мнение.

Литература:

    Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. _ Костром, РЦ НИТ «Эврика-М», 1999 г.

    Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог» 10, 2009 г.

ЗАДАЧИ:
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук, совершенствовать движения рук и развитие психических процессов (произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти и речи детей).
2. Стимулировать развитие умственных способностей в процессе ознакомления с различными математическими отношениями (освоение действий построения модели количественных отношений, развитие представлений о числе — образование, состав, овладение навыками счёта, развитие умения решать простейшие арифметические задачи).
3. Формировать и совершенствовать пространственные представления у дошкольников.
4. Формировать навыки учебной деятельности.

ОПИСАНИЕ:

Пособие изготовлено из коробки, внутри которой с левой стороны изготовлено поле 3х3, разделённое на квадратные сектора (как в обычной игре «Крестики – нолики»). В каждый сектор вставлено горлышко от пластиковой бутылки, на которые навинчены крышки оранжевого и зелёного цвета. С правой стороны располагаются два сектора, в которых располагаются фишки с цифрами от 1 до 10, фишки с буквами.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

Вариант 1: Игра «Крестики – нолики» — как обычная игра, которую рисуют в тетради. Игроки по очереди приворачивают на свободные клетки поля 3х3 фишки разного цвета. Первый, выстроивший в ряд 3 своих фишки по вертикали, горизонтали или диагонали выигрывает. Первый ход делает игрок по выбору.
Усложнение к игре:
Игроки договариваются, какими фишками они будут играть:

С цифрами – выбирают один чётные, другие нечётные.
С буквами – один гласные, другой согласные.

Вариант 2: Учимся считать
Предложить ребёнку разместить на пустом поле 1,2,3 и более фишек. Познакомить его с понятиями «поровну», «одинаковое количество». Выложить на поле несколько цветных фишек, попросить сосчитать и выложить столько же фишек с буквами, убрав с поля цветные фишки или сосчитать цветные фишки и прикрутить соответствующую фишку с цифрой, обозначающей количество.

Состав числа. На поле прикручивается фишка с цифрой. Ребёнку предлагается прикрутить слева и справа фишки с цифрами, входящие в состав заданного числа.

Используя фишки с обозначениями математических знаков (+, -, <, >, =), можно предлагать детям выполнять задания на сравнение двух чисел .
(например, прикрути фишки с цифрами 2 и 6, сравни и найди соответствующий знак), на решение примеров, составление простейших арифметических задач.

Вариант 3: «Где находится, скажи и покажи»
С целью уточнения пространственных представлений предложить ребёнку привернуть 2 фишки, спросив, какая находится справа, какая – слева. Расположить одну под другой, уточняя при этом у ребёнка словесное обозначения взаиморасположения фишек.

— Поместите фишку на одну из клеток поля (это будет точка отсчёта). Далее воспитатель (а потом и сами дети) словесно обозначает месторасположение следующей фишки, как это делается при проведении графических диктантов (например, 2 клетки вниз – приворачивается другая фишка, 1 клетка вправо – следующая фишка и т.д.)
Задание можно усложнить: «диктуйте» в каком направлении необходимо передвигать фишку, при этом ребёнок не совершает никаких действий с ней, оставляя на заданном месте.
Задача ребёнка следить глазами за предполагаемым передвижением фишки. Назовите 3-5 вариантов передвижения фишки, а ребёнок должен привернуть другую фишку на предполагаемое конечное место (развитие внимания, зрительной координации)

Другой вариант этого же задания: можно использовать фишки с цифрами (располагать фишки по порядку – закреплять порядковый счёт, с пропусками цифр – закреплять умение называть соседей числа). При использовании фишек с буквами можно во время «графических диктантов с фишками» давать ребёнку дополнительные задания :
— назови звук, обозначенный буквой на привёрнутой крышке,
— гласный он или согласный,
— назови пару,
— придумай слово на заданный звук.

Усвоив таков вариант игры дети самостоятельно могут организовывать такие задания – игры в парах.

Вариант 4. Составь узор
Предложить ребёнку сделать узор, располагая фигуры определённым образом под вашу диктовку. Например, в правый верхний угол приверните оранжевую фишку, в центре фишку с цифрой 1 и т.д.

Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет Вознюк Наталия Григорьевна

Крестики-нолики в вариациях

Крестики-нолики в вариациях

Крестики-нолики известны с давних времен. Каждый играл в эту игру если не дома, то, по крайней мере, на уроках.

Оригинальная версия очень проста. На листе бумаги рисуется поле из 9 квадратов. Задача игроков состоит в том, чтобы выстроить по вертикали, горизонтали или диагонали 3 крестика или нолика.

Но можно предложить и другие варианты этой простой игры, тем самым усложнив ее.

Вариант 1

Игровое поле сделать неограниченным, например весь тетрадный лист в клетку. Правила остаются практически теми же, только победителем будет считаться тот игрок, который быстрее выстроит линию из 5 крестиков или ноликов.

Вариант 2

Игра проходит на стандартном поле из 9 клеток. Только в этом варианте можно ходить и крестиками, и ноликами. Сложность в том, что начинать игру с центра поля нельзя, иначе она очень быстро закончится. Первоочередность хода участники определяют с помощью жеребьевки.

Вариант 3

Существует не совсем обычный, интересный вид крестиков-ноликов. В этой игре также принимают участие 2 игрока. На обычном тетрадном листе в клетку, который и будет игровым полем, по всей площади ставятся крестики и нолики. Правила не совсем простые. Крестик ставится первым и только 1 за ход. Нолик же ставится 2 раза за ход и в различных клетках. Суть игры заключается в том, чтобы нолики полностью окружили крестики. Игра продолжается до тех пор, пока все крестики не будут окружены, либо пока свободные клетки не закончатся.

Вариант 4

Еще один вариант крестиков-ноликов – игра наоборот. Участники на поле из 9 клеток должны играть так, чтобы не выстраивались ряды из 3 крестиков или ноликов.

Игроки могут соединять все виды этой интересной игры, на сколько хватит их воображения, от этого крестики-нолики не станут хуже, а только интереснее и занимательнее.

Играть в крестики-нолики можно в любом месте и все что вам понадобится для соревнования — это листок бумаги, ручки и карандаши и, конечно, противник. Но при желании можно купить готовый набор для крестиков-ноликов. Причём такая настольная игра понравится даже малышам, ведь все детали вы ней выполнены в ярком цвете.

Играть в крестики-нолики можно в любом месте.

Кроме того, магазинные крестики-нолики делаются из прочных материалов. Они более долговечны и их можно брать в любые поездки. Но можно обойтись и обычным листком бумаги. Порядок игры:

  1. Расчертите игровое поле из квадратов с размерами 3*3.
  2. Договоритесь, кто из участников будет ходить крестиками или ноликами.
  3. Первый игрок ставит фигуру в любую из клеточек, после чего ход переходит следующему участнику.
  4. Второй игрок рисует символ в свободной клеточке, и ход возвращается к первому участнику.
  5. Игра продолжается пока не заполнятся все клетки, или один из участников не сделает цепочку из трёх одинаковых символов. Причём ряд идёт по горизонтали, вертикали или диагонали.

Поэтому игрокам нужно ставить символы таким образом, чтобы и самому выиграть, и не дать противнику сделать цепочку из трёх крестиков или ноликов.

Как выиграть в игре на двоих

Выиграть в эту игру можно не только благодаря удаче. Советы, которые помогут победить противника:

  • Ставьте первый крестик или нолик в центре поля. Это увеличит шанс на победу, ведь тогда цепочку можно продолжать во все стороны.
  • Не начинайте игру с ходов квадраты, не являющиеся угловыми или центральными. Это уменьшит шанс на победу, ведь построить цепочку с этими клеточками практически невозможно.
  • Если первый ход делает противник, то выиграть будет сложней. И если не хотите проиграть, следите, чтобы второй игрок не собрал цепочку.
  • Тренируйтесь. Чем больше у вас практики, тем быстрей вы выработаете выигрышную стратегию.
  • Правильно расставляйте символы. Старайтесь поставить значки в трёх углах игрового поля. Тогда противник не сможет помешать вам победить.

Крестики-нолики — простая, но довольно интересная игра. Обучите ей малыша и он с удовольствием проведёт немало времени за соревнованиями. К тому же это развлечение отлично развивает ребенка.

Статьи по теме: