Дидактические игры на уроках окружающего мира. Игры на уроках окружающего мира в начальных классах

Сорокина Татьяна Анатольевна

Красноярский край, МБОУ

« Иланская СОШ №2»

учитель начальных классов.

Дидактические игры и тесты на уроках окружающего мира

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо его сделать уроком занимательным, творческим.

Игры на уроках окружающего мира .

В процесс обучения детей вклю­чаются игровые приемы, вызывающие инте­рес к познавательной деятельности, активи­зирующие умственную деятельность детей. Среди игровых приемов определенное место занимают дидактические игры. Эти игры про­водятся во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы, формирования элементарных понятий о природе.

Проведение дидактических игр имеет неко­торые особенности. Прежде всего это касает­ся темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей. Словесная дидакти­ческая игра, сопровождаемая подачей детям мяча, может проходить в нужном темпе. За время передачи мяча от учителя к ребенку должен быть готов ответ на поставленную задачу. Он должен быть кратким, что уско­ряет темп, сокращает ожидание детей, же­лающих принять участие в игре.

Напряженная умственная деятельность, произвольность внимания быстро утомляют детей. Поэтому длительность словесных ди­дактических игр должна быть не более 8-10 минут. Но и в это время необ­ходимы паузы, которые снимают у детей умственное напряжение.

Начинать проводить игры лучше с неболь­шой группой детей. По мере усвоения со­держания и правил игры количество играю­щих увеличивается.

Многие игры по мере увеличения знаний об объектах природы следует проводить повторно, продумывая усложнения. Некото­рые игры можно провести в начале наблю­дения за каким-либо объектом, чтобы вы­звать интерес к нему, а в дальнейшем наблюдать, рассматривать его. При проведе­нии большинства словесных игр дети стоят полукругом, учитель - напротив них. Перед проведением игры учитель объясняет прави­ла: отвечает тот, кому брошен мяч, нужно ответить и одновременно бросать мяч обрат­но, нельзя ронять и задерживать мяч.

Что где растет?

Дидактическая задача: знать место произрастания растений.

Ход игры : учитель называет декоратив­ные и луговые травянистые растения. На­пример, учитель называет: «Ландыш» - дети отвечают: «В лесу»; «Колокольчик» - «На лу­гу»; «Астра» - «В цветнике». В игру можно включить названия культурных и ди­корастущих деревьев и кустарников. Детям надо будет отвечать: «В лесу», «В саду».

Овощи, фрукты

Дидактическая задача: знать ово­щи и фрукты.

Ход игры: учитель говорит детям, что он будет называть отдельные овощи и фрук­ты, а тот, кому брошен мяч, называет группу, к которой относятся объекты. Например, учитель говорит: «Морковь», ребенку надо ответить: «Овощи».

Можно усложнить задание: учитель назы­вает группу, а дети конкретные объекты. Например, несколько раз подряд говорит «овощи», а дети перечисляют названия отдельных овощей.

В каком виде едим?

Дидактическая задача : знать, в ка­ком виде употребляются в пищу конкретные овощи и фрукты.

Ход игры: учитель говорит, что будут играть в интересную игру - называть в каком виде мы едим разные овощи и фрук­ты (вареными, сырыми, жареными, печены­ми). Сначала желательно называть хорошо знакомые овощи и фрукты. Если дети затрудняются назвать, в каком виде употреб­ляются в пищу овощи и фрукты, из ко­торых готовится несколько блюд, учитель подсказывает, каким образом готовит блюдо. Например: «картошка на сковороде»... (жаре­ная), «в кастрюле»... (вареная), «в костре»... (печеная).

Можно назвать овощи, дополняющие блю­до (лук, укроп и др.).

Куда пойдем, что найдем?

Дидактическая задача: знать место произрастания некоторых дикорастущих ра­стений.

Ход игры : учитель говорит, что дети бу­дут играть в игру, в которой надо знать, где какое растение растет. Учитель называет, что хочет найти, а ребенок отвечает, куда надо пойти. Например: «Ищу землянику», ребенку надо сказать: «Пойдем в лес». В начале игры называются наиболее знако­мые растения.

Деревья, кустарники, травы

Игру можно проводить тогда, когда дети знают признаки деревьев, кустарников, трав.

Дидактическая задача: знать мор­фологические признаки растений, уметь груп­пировать их по этим признакам.

Ход игры: игру можно проводить на участке школы, в парке, лесу. Учитель назы­вает растение, а дети определяют, к какой группе оно относится. Конечно, как и во всех играх, надо начинать с самых знако­мых детям растений. Например, береза, ель, дуб, сирень, жасмин, подорожник, одуванчик и др. Постепенно следует включать названия большего числа растений, добавляя культуры, выращиваемые в данной местности, наиболее распространенные в ближайшем окружении.

После игры желательно провести экскур­сию и еще раз дать возможность детям встретиться с теми растениями, которые растут вокруг школы.

Летает - не летает

Дидактическая задача: знать ле­тающих представителей животного мира.

Ход игры: учитель объясняет детям, что будут играть в игру, в которой надо знать, кто летает, а кто - нет. В этой игре он будет называть разных зверей, птиц, а дети - отвечать, летает это животе-Ное или нет. Называет учитель сначала хо­рошо знакомых диких и домашних животных.

Бегает, прыгает, летает

Дидактическая задача: знать ос­новной способ передвижения животного.

Ход игры : учитель называет животное, а ребенок, поймавший мяч, называет способ передвижения. Сначала учитель просит ука­зать наиболее характерный и знакомый спо­соб передвижения, а потом и разнообразные движения одного и того же животного. Например, воробей - «летает», а в даль­нейших заданиях - «прыгает по земле», кошка - «ходит», «бегает», «лазает». Чтобы побудить детей называть разные движения, учитель предупреждает о том, что не следует повторяться, когда называется одно и то же животное несколько раз.

По теме «Неживая и живая природа».

1.Что такое природа?- всё, что окружает человека- всё, что создаёт человек- всё, что окружает человека и не создано им
2.Что не относится к неживой природе?- Камень- Вода- Машина
3.Найди правильное высказывание.- звёзды, воздух, Луна, ракета – неживая природа.- Солнце, воздух, вода, камни – неживая природа.- Лёд, Земля, вода, лодка – неживая природа.
4.Какая бывает природа?- живая и мёртвая- живая и неживая- живая и сделанная человеком
5.Найди правильное высказывание.- Растения, грибы, звери, человек – живая природа.- птицы, звери, звёзды, насекомые – живая природа.- растения, рыбы, вода, птицы- живая природа.
6.найди группу, где все предметы относятся к неживой природе.-подберёзовик, воздух, известняк, звезда, вода.- планета, вода, камень, небо, град- солнце, море, дом, дождь, Земля
7.найди группу, где указаны правильные признаки живых существ.- дышат, питаются, двигаются- растут, приносят потомство, умирают- дышат, растут, общаются друг с другом

По теме «Что такое погода?»


1. закончи определение: «Погода – это…»-то, что сообщают по радио и телевидению- то, что мы видим на улице- сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра
2.Как называется прибор для измерения давления?- термометр-барометр-градусник
3.какой учёный наблюдает за погодой?- синоптик- метеоролог- наблюдатель
4.Как надо правильно прикрепить термометр, чтобы правильно определять температуру воздуха?- ниже уровня глаз-на уровне глаз- выше уровня глаз
5.Что мы описываем словами «тепло», «холодно», «жарко».-погоду-облачность-температуру
6.Какого явления природы не бывает летом?-снег-град-дождь
7.Как называется термометр, который используется для определения температуры воздуха?-медицинский-водный-уличный
8.Человек какой профессии обязательно должен знать прогноз погоды?-учитель- художник-лётчик

По теме «Про воздух»

1.От чего воздушная оболочка защищает Землю?-лучей Солнца-Дождей-града
2.Чего больше в составе воздуха?-азотаКислорода-углекислого газа
3.Что человек вздыхает?-азот- кислород- углекислый газ
4.Что человек выдыхает?-азот- кислород- углекислый газ
5.Что растения вдыхают?-азот-кислород-углекислый газ
6.Что растения выдыхают?-азот-кислород-углекислый газ
7.найди неверное высказывание.-В помещении надо делать влажную уборку- Нельзя открывать окна, чтобы в помещение не попала пыль-пылесос помогает собирать в помещении пыль
8.Найди верное высказывание.-Заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу сажу и углекислый газ.- Заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу кислород-Заводы и фабрики своими выбросами не портят воздух

По теме «Про воду»

1.Что такое пар?- вода в твёрдом состоянии- вода в жидком состоянии- вода в газообразном состоянии
2.Какого цвета вода?- без цвета- голубого цвета- белого цвета
3.Что не помогает естественному очищению водоёмов?- моллюски- растения- люди
3.Где чаще всего образуются источники?- на вершинах холмов и гор- на ровной поверхности- на склонах гор и холмов
4.Что такое лёд?- вода в твёрдом состоянии- вода в жидком состоянии- вода в газообразном состоянии
5.Что в природе не пропускает воду?- почва- глина- песок
6.Найди верное высказывание.- безопасно пить воду из реки- безопасно пить кипячёную воду- безопасно пить воду из-под крана

Познавательная игра по окружающему миру для начальной школы "Земля на карте и глобусе"

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ Школы № 47 городской округ Самара.
Описание Данный материал можно использовать учителям начальных классов и учителям географии среднего звена для проведения внеурочной деятельности или итоговых занятий по данной теме.
Цель: Закрепление знаний учащихся по теме "Земля на карте и глобусе"
Задачи:
-Закрепить знания детей отличительных особенностей глобуса и карты, путем систематизации имеющихся знаний;
-Расширять кругозор учащихся;
-Развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы;
-Воспитывать любознательность, взаимопомощь, взаимовыручку.
Учитель
-Добрый день, ребята! Сегодня мы проведем игру, в ходе которой проверим ваши знания и умения по пройденному материалу по теме "Земля на карте и глобусе".Вы разделились на две команды. Каждая покажет свои знания. Желаю вам удачи!
Вращайте глобус
Глобус, ребята, открою секрет, –
Шара Земного картонный макет.
Как и Земля, он умеет кружиться,
Красками радуги ярко искрится.
Синие-синие там океаны,
Пёстрой мозаикой разные страны,
Змейками вьются там реки, границы,
Точками чёткими стран всех столицы.
Глобус, ребята, полезно вращать,
Землю родную получше чтоб знать.
(И. Агеева)
1 Тур. Кроссворд
Вам необходимо решить кроссворд, ответив на 10 вопросов.



1. .С помощью чего можно увеличить или уменьшить мелкие объекты на карте.
2.
Когда с тобою этот друг
Ты можешь без дорог
Шагать на север и на юг,
На запад и восток.
3.
Если ты проснулся рано,
И в твоё окошко прямо
Лучик солнца заглянул,

По щеке твоей скользнул,
Подмигнул: пора вставать,
Утро доброе встречать,
Знай, окно твоё, дружок,
Смотрит прямо на...
4.
Ученый, составляющий карты.
5.
Бежать, бежать – не добежать,
Лететь, лететь – не долететь
6.
Угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки.
7.
В стороне той, каждый знает,
Солнце вовсе не бывает,
Ветер прячется холодный,
Но порою новогодней
Нам оттуда Дед Мороз
Шлёт подарков целый воз.
В стороне той тени бродят,
И метели хороводят,
У зимы в морозном зеве
Там живёт суровый...
8.
Солнце к ночи утомилось,
Целый день оно трудилось,
Нам тепло и свет даря.
Разливается заря,
Замедляет солнце бег
И уходит на ночлег,
Дрёма машет тихо лапой,
Сторона зовётся...
9.
Определение своего положения на местности относительно сторон горизонта (стран света) с помощью компаса или карты.
10.
Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.
Проверка. Подведение итогов. За каждое слово команда получает 1 балл


2 Тур Ребусы








Правильные ответы
1. Горизонт
2.Север
3.Океан
4.Масштаб
5.План
6.Карта
Подведение итогов. За каждое слово- 1балл
3 Тур Природная зона






Подведение итогов. За каждый правильный ответ -2 балла
4 Тур Капитанский
А теперь ответы должны деть капитаны команд. За каждый правильный ответ- 3 балла
1. Есть на Земле замечательный материк. Следуя вдоль его берегов с запада на восток перескают три океана. Север и юг там могут поменяться местами.
(Ответ: Антарктида.)
2.К этому месту можно подойти только с юга. Как называется это место?
(Ответ:Северный полюс)
3.Когда Землю можно подержать в руках?
(Ответ: Когда она глобус)
Подведение итогов игры. Награждение команд

Презентация на тему: Познавательная игра по окружающему миру для начальной школы "Земля на карте и глобусе"

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к предмету. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.

Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.

Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы развить у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.

Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Предлагаемые дидактические игры – это лишь ступенька к творчеству, подсказка, опираясь на которую педагоги пополнят свою педагогическую копилку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к предмету. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.

Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.

Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы развить у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.

Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Предлагаемые дидактические игры – это лишь ступенька к творчеству, подсказка, опираясь на которую педагоги пополнят свою педагогическую копилку.

БАНК ИГР

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

МИР ЗВЕРЕЙ, ПТИЦ, РЫБ.

КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки диких и домашних животных; картинки с изображением силуэта дома и дерева.

Педагог предлагает детям правильно разместить животных: возле домика _ домашних животных, вокруг дерева – диких. За неправильно данный ответ ученик платит фант.

КТО ПРИДЁТ К МЕДВЕДЮ В ГОСТИ?

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки.

На наборном полотне выставлены предметные картинки с изображением моркови, бочонка мёда, грибов и т.д . Создаётся игровая ситуация: медведь ждёт гостей и приготовил для них угощение. Ученики должны отгадать, кого ждёт медведь.

КТО ПРИДЁТ К ФИНИШУ ПЕРВЫМ.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки или игрушки.

На наборном полотне выставлены предметные картинки: медведь, заяц, черепаха. Игровая ситуация: животные – спортсмены. Учащиеся должны определить, кто из этих зверей быстрее бегает, и распределить между ними первое, второе и третье места.

КТО НА КОГО ПОХОЖ?

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки.

На наборном полотне выставлены предметные картинки : ласточка, стрекоза, акула. Дети называют те предметы, контуры которых напоминают форму этих животных. Например: самолёт – ласточку, вертолёт – стрекозу, подводная лодка акулу.

КТО ЭТО?

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением зверей и птиц.

1-й вариант : Игроки поочерёдно берут картинки у ведущего, но так, чтобы другие дети не видели, что на них нарисовано. Тот, кто вытянул картинку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное.

2–й вариант: Дети становятся в круг. В центре – педагог в роли ведущего. По его сигналу дети движутся то влево, то вправо, при этом приговаривая:

Ровным шагом и подскоком

Мы идем в руке рука.

Вы скажите – мы покажем.

Сделайте…вот так!

После слова «покажем» дети останавливаются и смотрят на ведущего. Ведущий говорит: «Медведь идёт (зайчик прыгает т.д.)»; в ответ дети должны имитировать движения заданного животного или птицы.

В конце игры называются те дети, которые наиболее удачно имитировали движения животных и птиц.

КТО ЛЕТАЕТ, БЕГАЕТ, СКАЧЕТ?

Играющие сидят или стоят полукругом, ведущий – посередине, объясняет:»Я буду говорить: птица летает, бабочка летает и т.д., а вы каждый раз поднимаете руку. Будьте внимательны: я могу назвать неправильное действие (например, кот летает)- тогда руку поднимать не нужно».

В начале игры учитель говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы и давая детям время на обдумывание. В дальнейшем можно говорить быстрее и усложнить игру – ведущий поднимает руку независимо от того, нужно это делать или нет. В конце игры педагог отмечает наиболее внимательных детей.

ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА : знать признаки деления животных на домашних и

диких, знать отдельных представителей обеих групп.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : Учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки.

НАЗОВИ ДЕТЁНЫШЕЙ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: знать названия детёнышей домашних и диких животных.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детёныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, собака, овца, лось, свинья, заяц, курица, кролик.

РАЗЛОЖИ ПРАВИЛЬНО КАРТИНКИ.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением птиц.

В игре участвуют две команды.

Педагог предлагает детям рассмотреть на картинках птиц и назвать их. Затем участники каждой команды должны разложить картинки в два ряда так, чтобы в первом ряду были птицы, которые летают, а во втором – птицы, которые летают и плавают. Или: в первом ряду – зимующие птицы, а во втором – перелётн

ВРЕМЕНА ГОДА И ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.

ВРЕМЕНА ГОДА.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: формирование представлений о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь человека.

ОБОРУДОВАНИЕ: набор больших картинок с изображением времен года и 4 набора маленьких картинок с изображением предметов, которыми пользуются люди в то или иное время года (одежда, орудия труда, игровой инвентарь).

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: класс делится на 3 команды. Каждой команде даются наборы больших и маленьких картинок. Дети должны разложить предметные картинки на соответствующие изображения времен года. Выигрывает команда, которая быстрее и точнее справится с заданием.

КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: закрепление знаний о временах года. Формирование ассоциативно-образного мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ: четыре таблички с надписями «зима», «весна», «лето»,»осень» у каждого ученика.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: класс делится на команды. Учитель объясняет, что сейчас он будет читать загадки о временах года, а игрокам нужно поднимать соответствующие карточки с отгадками. Если все члены команды отгадали правильно, то команде начисляется очко, Затем учитель начинает игру, используя следующие загадки:

Кто поляны белит белым Шагает красавица,

И на стенках пишет мелом, Легко земли касается,

Шьёт пуховые перины, Идёт на поле, на реку

Разукрасил все витрины? И по снежку и по цветку.

Наступили холода, Липа цветёт,

Обернулась в лёд вода, Рожь колосится,

Перестал медведь реветь: Золотится пшеница.

В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает,

Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

Когда это бывает?

Я раскрываю почки, Я соткано из зноя

В зелёные листочки, Несу тепло с собою

Деревья одеваю, Я реки согреваю,

Посевы поливаю. «Купайтесь!» - приглашаю.

Утром мы во двор идём, Несу я урожаи,

Листья сыплются дождём. Поля вновь засеваю,

Кто скажет, кто знает, Птиц к югу отправляю,

Когда это бывает? Деревья раздеваю.

Выигрывает команда, у которой больше всего очков.

БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: учить распознавать времена года.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог говорит: «Я вам расскажу о том, какая бывает погода в то или иное время года, чем занимаются взрослые и дети, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года».

Педагог. Выпал снег и зацвели подснежники.

Дети. Так не бывает.

Педагог. Почему? Когда идёт снег? Когда цветут подснежники?

В дальнейшем можно использовать такие «путаницы»: Мальчик поехал на лыжах собирать землянику. На клумбе цветут розы, а дворник сметает с тротуара снег.

Падают жёлтые листья, дети впервые пошли в школу.

Зацвели цветы, птицы улетели, на деревьях распускаются почки и т.д.

ПРИМЕТЫ ЗИМЫ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА : развитие творческих способностей, Закрепление знаний о зиме.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: педагог говорит: « Много примет у красавицы- зимы. Ярко светит, но не греет солнце, Мороз разрисовал окна. Весело поскрипывает снег под ногами. А что ещё можно рассказать о зиме? Ну-ка давайте посоревнуемся между собой!»

В конце игры подводятся итоги соревнования, победители награждаются бумажными снежинками.

Аналогично может быть проведена игра по приметам других времён года .

МИР РАСТЕНИЙ.

НАЙДИ ДЕРЕВО.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Формирование умения находить дерево по его описанию. Развитие наблюдательности.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: игра проводится в парке или в саду. Учитель описывает внешний вид дерева: его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Учащиеся самостоятельно и молча определяют, что это за дерево. После слов учителя «Раз, два, три – беги!» - ребята бегут к намеченному дереву». Игра повторяется несколько раз. Затем учитель отмечает самых внимательных и наблюдательных игроков.

НАЙДИ ПАРУ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА : закрепление знаний о лиственных деревьях.

ОБОРУДОВАНИЕ: листья и плоды разных деревьев.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Играющие делятся на две команды: одной раздают листья, другой - плоды. По сигналу ведущего дети становятся парами так, чтобы листья соответствовали плодам.

Правильно составленная пара проходит через « волшебные ворота» (двое детей с поднятыми вверх руками). Если же задание выполнено неправильно, ворота закрываются (поднятые руки опускаются).

НАЙДИ ПЯТЬ ОДИНАКОВЫХ ЛИСТЬЕВ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: закрепление знаний о породах лиственных деревьев и кустарников. Формирование навыков соотнесения листьев с самими растениями. Развитие наблюдательности.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: игру нужно проводить во время осенней экскурсии на прогулке в парке, сквере, саду. Учитель показывает детям листок с дерева или кустарника. Учащиеся должны найти по 5 листьев этого же растения(причём найти их на земле, а не сорвать), принести их учителю, назвать дерево или кустарник, с которого они опали. Выигрывают первые пять человек, которые правильно выполнили задание.

ФРУКТЫ – ОВОЩИ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: совершенствовать умения различать овощи и фрукты. ОБОРУДОВАНИЕ: два одинаковых набора карточек (по 20 – 30 карточек в каждом с изображением овощей и фруктов).

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: дети делятся на две равные команды по количеству игроков команды. Каждой команде даётся набор карточек, Первая команда должна выбрать те карточки,на которых изображены овощи, вторая – фрукты. Игра начинается по сигналу учителя. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

ПОСАДИМ ОГОРОД.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: совершенствование умения различать овощи и фрукты.

ОБОРУДОВАНИЕ: Два одинаковых набора карточек (по 20 – 30 карточек в каждом с изображением овощей и фруктов).

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : Дети делятся на две равные по количеству игроков команды. Каждой команде даётся набор карточек. Первая команда должна выбрать те карточки, на которых изображены овощи, вторая – фрукты. Игра начинается по сигналу учителя. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

ВЕРШКИ И КОРЕШКИ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: З акрепление знаний об овощах.

ОБОРУДОВАНИЕ: Реальные «вершки» и «корешки» овощей или картинки с их изображением.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Игра проводится во время прогулки.

1-й вариант. Педагог делит детей на две группы. Одной из них он раздаёт «корешки» (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой – «вершки» этих растений. Все « вершки» этих растений. Все «вершки» и «корешки» перемешались. По сигналу педагога: «Раз, два, три – свою пару найди!» все дети подбирают себе пару.

2-й вариант. « Корешки» стоят на месте. По площадке бегают «вершки». По команде педагога они должны встать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить « волшебные ворота» (двое детей) или сам педагог.

КАКИЕ ОВОЩИ НУЖНЫ ДЛЯ БОРЩА.

ОБОРУДОВАНИЕ: реальные овощи или предметные картинки с их изображением.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : Педагог предлагает детям «сварить» к обеду борщ. Ученики выбирают овощи, которые нужны для борща (капуста, свёкла, фасоль, морковь, лук и т.д.). Среди овощей должны быть и те, которые для борща не нужны (например, огурец, кабачки и др.).

УРОЖАЙ.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением овощей, фруктов и насекомых.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: предметные картинки располагаются на столе изображением вниз. Играющие по очереди берут картинки. Тот, кто взял картинку с изображением насекомого, теряет ход, т.е. не выкладывает картинку на стол, а кладёт её обратно, и все картинки снова перемешиваются.

Выигрывает тот,у кого собран самый большой «урожай» овощей и фруктов.

ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?

По заданию ведущего игроки по очереди называют растения, которые растут в лесу. Например, первый говорит: «Маслята». Второй: « Малина». Третий: «Ель» и т.д. Тот, кто дал неправильный ответ или не смог вовремя вспомнить название растения, выходит из игры.

Победителем считается тот, кто смог последним назвать растение.

По аналогии можно предложить детям другие игровые вопросы: Что растёт в поле? Что растёт в саду? Что растёт на лугу? Что растёт в саду? Что растёт на огороде?

ЛЕСНЫЕ – САДОВЫЕ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА : закрепить знания садовых и лесных растений.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог называет лесные и садовые растения. Задача игроков – не ошибиться в их делении на группы и хлопнуть в ладоши только тогда, когда будет звучать название садового растения.

По окончании игры определяется победитель – тот, кто ни разу не ошибся в продолжение всей игры.

ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ.

Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Учитель показывает берёзу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин, сирень – показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают,что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы.о которых говорилось.

СЪЕДОБНОЕ И НЕСЪЕДОБНОЕ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: учитель показывает грибы, если они съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладёт съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.


Дидактические игры по окружающему миру с использованием шаблона DragAndDrop для учащихся 1,2 класса

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Описание материала: Данный материал предназначен для учащихся 1, 2 класса. Может быть использован учителем на уроках окружающего мира, во внеклассной работе по предмету. Возможно использование интерактивных игр с детьми дошкольного возраста.
Цель: закрепление знаний детей о природе, о взаимосвязях живой и неживой природы
Задачи: развивать познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, логическое мышление, память, способность к творческому поиску, умение находить способы решения поставленной задачи.

Работа с шаблоном DragAndDrop.
После того, как вы откроете программу, нажмите Показ слайдов , выберите С начала или С текущего слайда .
Затем в появившемся окне Оповещение системы безопасности выберите Включить это содержимое , нажмите ОК .
По окончании работы и выхода их программы изменения сохранять не нужно.
«Кто где живет»

В данной игре нужно правильно соотнести птиц и их жилье.
Для этого кликните по любой картинке левой кнопкой мыши один раз, и переместите ее. Затем снова сделайте щелчок левой кнопкой мыши. Переместить можно как иллюстрацию с изображением птицы, так и ее жилье.
Ответы: дятел – в дупле; сорока – в гнезде на дереве, ее гнездо имеет шарообразную форму; ласточка – в гнезде под крышей дома, сарая; жаворонок – в гнезде, которое свил на земле, среди травы; утка свое гнездо свила в зарослях у воды.


«Кто чем питается»


В игре нужно правильно соотнести иллюстрацию зверя с тем, чем он питается (для каждого животного выбрать только одну иллюстрацию с предметом питания). Перемещать можно как картинку с изображением животного, так и предмет питания.
Ответы: заяц – травой, медведь – рыбой, еж – яйцами птиц, лиса – мышами, белка – грибами.
Вариант расположения иллюстраций:


«Где какая ягода растет?»


Соедините правильно ягоды и местность, в которой они растут.
Так же как и в предыдущих заданиях, перемещать можно любую картинку.
Ответы: малина, земляника, ежевика - в лесу, морошка, клюква, голубика - на болоте.
Вариант расположения иллюстраций:


«Какой гриб?»


В игре нужно выбрать иллюстрацию съедобного или несъедобного гриба и переместить их правильно, расположив в два столбика.
Грибы съедобные: волнушка, белый гриб, лисичка, опята, шампиньон, сыроежка, подберезовик.
Грибы несъедобные: ложные опята, мухомор пантерный, мухомор красный, сатанинский гриб, бледная поганка.
Вариант расположения иллюстраций:


«Собери картинку»


Нужно собрать из частей иллюстрацию с изображением. Если ребенок затрудняется с выполнением задания, он может воспользоваться подсказкой, которая находится справа, в верхнем углу слайда. Нажав на слово подсказка, откроется иллюстрация. При дальнейшей работе по созданию целостной картинки иллюстрация вновь закрывается.
Ответ:


«Живое - неживое»


В данной игре нужно определить объекты живой и неживой природы и разместить их в два столбика: слева – то, что относится к живой природе, справа – то, что относится к неживой природе.
Ответы:
Объекты живой природы: человек, насекомое (кузнечик), цветок, трава, гриб
Объекты неживой природы: солнце, вода, камни, град, радуга.
Вариант расположения иллюстраций:

Презентация на тему: Интерактивные игры по окружающему миру

Статьи по теме: