Дидактические игры по русскому языку в начальной школе. Примеры дидактических игр и упражнений для начальной школы

В младших классах одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

Вместе с тем, появление интереса к обучению у младших школьников в значительной степени повышает прочность их знаний, умений, навыков, содействует развитию внимания, мышления и других психических процессов.

Именно в эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывать активность, самостоятельность, инициативность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности. Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать учебную деятельность младших школьников, чтобы максимально развить способности каждого из них, сформировать интерес к учению вообще и к отдельным предметам в частности.

Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ на уроке вызывает самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого, ищущего ума. Занимательность на уроке - это отнюдь не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск.

Учеба - это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.

Мы считаем, что дидактические игры повышают интерес учащихся, а это как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность.

Игра - это одновременно развивающая деятельность, принцип, метод форма жизнедеятельности. В игре ребенок автор и исполнитель, и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии.

В дипломной работе мы попытались подобрать систему дидактических игр. Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и развивающие задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательными элементами урока.

Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, например, во время проверки домашнего задания. В виде игры может быть проведена и подготовительная работа к усвоению нового материала. Особенно полезны дидактические игры на этапах повторения и закрепления.

Дидактические игры расположены по учебным предметам 2-го класса:

Русский язык.

Математика.

Это значительно упрощает выбор игрового материала.

Также предлагаются игры на развитие воображения, внимания, памяти.

Для более точного и правильного выбора игрового материала, некоторые игры сопровождаются комментарием, указываются цели, оборудование, условия проведения. Предложенный набор игр поможет сделать процесс обучения более интересным, разнообразным по характеру используемых методов и приемов, а учащихся - более активными и самостоятельными.

На наш взгляд, дидактические игры, включенные в урок, повышают интерес детей к учению, предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников, способствующие общему развитию школьников.

Дидактические игры по русскому языку.

Игра "Где галчонок?"

Цель: развитие умения правильно употреблять предлоги со словами.

Оборудование: набор картинок (галчонок, деревья, скамейка, дорожка и тому подобное).

Ход игры: учитель рассказывает, что в парке живет галчонок. Он еще маленький, ему хочется играть. Он все время перепрыгивает и перелетает с места на место. Мы покажем, куда галчонок перелетает, а другие ответят, где находится галчонок.

Игра "Помогите разобраться!"

В каких словах Ь разделительный, а в каких Ь показатель мягкости (рисунок 1).

Рисунок 1. Игра "Помогите разобраться!"

Игра "Отгадай кроссворд" (рисунок 2).

Снежная буря.

Домик для пчел.

Мать, отец, дети.

Животное.

Ягоды, сваренные в сахаре.

Рисунок 2. Игра "Отгадай кроссворд"

Игра "Потерялись знаки"

Цель: поставить нужные знаки препинания: ? - ! в конце предложения

Прочитайте, ставя в конце предложений нужные знаки, выделите их интонацией.

Лис и Мышонок.

Мышонок, мышонок, почему у тебя нос грязный

Землю копал

Для чего землю копал

Норку делал

Для чего норку делал

От тебя, лис, спрятаться (В. Бианки).

Игра "Как кого зовут?" (рисунок 3).

Цель: закрепить правописание слов с удвоенными согласными.

Рисунок 3. Игра "Как кого зовут"

Игра "Гласные - близнецы"

Цель: организовать работу со словарем.

Ход игры: найдите слова, содержащие две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова.

БАРАН, САХАР, ЗАВТРАК, ОКОЛО, БЕРЕГ

Дома дети продолжают эту игру-поиск, игру - наблюдение. На следующих уроках учащиеся обмениваются интересными словами, запоминают их правописание. С большим интересом дети ищут слова, в которых встречаются три, четыре, пять неповторяющихся гласных. Таким образом, легче воспринимаются трудные для написания существительные: ТОВАРИЩ, ПРАВИТЕЛЬСТВО

Упражнения и игры для психического развития

Важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте является речевое развитие. Речевая деятельность осуществляется посредством языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его фонетическим (звуковым), лексическим (словарным), грамматическим строем.

Речь неразрывно связана с мышлением, она служит формой существования мысли. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализировать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

Развитие речи как средства общения позволяет ребенку адекватно пользоваться языком в различных социальных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Игры "в слова". Игры "со словами"

Игры "в слова" обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова ("не лезть за словом в карман"), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.

"Дополни слово"

Ведущий называет часть слова (кни...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га).

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, р

Назвать слова, противоположные по значению: Тонкий - Острый - Чистый - Громкий - Низкий - Здоровый - Победа - и т.п.

"Кто больше сочинит"

Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок.

Огурец - молодец. Заяц - палец. Очки - значки. Цветок - платок. И т.д.

Примечание. Для объяснения понятия "рифма" можно привлечь отрывок из книги Н.Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей" о том, как Незнайка сочинял стихи.

"Перевернутые слова"

Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

Пример: МАИЗ - ЗИМА.

В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.

Пример: НЯНААВ - ВАННАЯ.

"Из слогов - слова"

Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.

Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).

Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.

Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га.

Соединить половинки слов

Это задание составляется следующим образом: слова делятся на две части (ГА-ЗЕТА, ПЫЛЕ-СОС и т.д.). Затем первые половинки записываются вразнобой в левый столбик, а вторые - в правый. Ребенку предлагается соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

Составить слова по конструкции

Предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо подобрать слова.

  • а) составить не меньше 10 слов по следующим конструкциям:
  • б) составить 6 слов, в которых первые две буквы СВ, а количество остальных не ограничено. Например: СВОБОДА, СВИРЕЛЬ и т.д.

За 3 мин. написать как можно больше слов, состоящих из 3-х букв

Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово.

Например: ФОТОГРАФИЯ - риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т.д.

Добавлять другие буквы воспрещается!

Предлагается слово-корень: стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например: ДОМ - домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.

К числу более сложных игр относится составление палиндромов.

Палиндромы - это слова или целые предложения, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа налево: Анна, шалаш, казак, наган и др. А роза упала на лапу Азора. Аргентина манит негра. Леша на полке клопа нашел и др.

Задания, упражнения, игры для развития памяти

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. "Память в этом возрасте становится мыслящей".

Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Способность младших школьников к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе.

У младших школьников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако, далеко не все из того, что приходится запоминать ученику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается в этом случае уже недостаточной.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено прежде всего приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются у детей стихийно и нередко существенно различаются у учащихся 1-2 и 3-4 классов. Для детей 7-8 лет типичны ситуации, когда ребенку гораздо легче запомнить что-то без использования каких-либо средств, чем запомнить при помощи специальной организации и осмысления материала. На вопрос: "Как ты запомнил?", - ребенок этого возраста чаще всего отвечает: "Просто запомнил и все".

По мере усложнения учебных заданий установка "просто запомнить" перестает себя оправдывать, что вынуждает ребенка искать приемы организации материала. Важнейшими являются приемы смыслового запоминания, лежащие в основе логической памяти. Основу логической памяти составляет использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно привести высказывание Л.Н. Толстого: "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной только памятью".

Смысловая память основана на понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи - крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, а вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нем главные мысли.

Задания, упражнения, игры для развития мышления

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словеснологическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам. Однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассников. Оно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления. Как правило, понимание общих положений достигается лишь тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов.

По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью и наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений.

С развитием мышления связано возникновение таких важных возрастных новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия.

Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведение следствия и пр. Информированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала: выделением корня в родственных словах, кратким (выделение главного) пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия для отрывка и т.п.

Владение основными мыслительными операциями требуется от учащихся уже в первом классе. Поэтому в младшем школьном возрасте следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности.

Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения.

Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах (мяч, книга, карандаш и др.)

Составление предложений

Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Берутся наугад три слова, не связанных по смыслу, например "озеро", "карандаш" и "медведь". Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными ("Медведь упустил в озеро карандаш"), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов ("Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере"), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи ("Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь").

Исключение лишнего

Берутся любые три слова, например, "собака", "помидор", "солнце". Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, "лишнее", не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному. Лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить "собаку", а "помидор" и "солнце" оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным "правильным" решением, а надо искать целое их множество.

Поиск аналогов

Называется какой-либо предмет или явление, например "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся); "автобус", "поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

Задания, упражнения, игры для развития воображения

Великий А. Эйнштейн утверждал, что "фантазия важнее знания". Способность к воображению, фантазии присуща только человеку и отличает его от всех других существ.

Воображение - психический процесс, сущностью которого является отражение реальной действительности в непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. С помощью воображения создаются образы таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Различают воображение воссоздающее и творческое. Основу воссоздающего воображения составляет создание образа предмета по его описанию, рисунку, рассказу и т.д. Этот вид воображения особенно важен в учебной деятельности, поскольку позволяет учащимся (по рассказу учителя, тексту учебника и пр.) создавать правильное и достаточно полное представление о новом учебном материале.

Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Такое воображение составляет основу всякой творческой деятельности, которая открывает возможность самовыражения, позволяет человеку реализовать его личностный потенциал.

Л.С. Выготский считал, что "первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека".

Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, в рисовании и других видах творчества.

Вместе с тем было бы ошибкой утверждать, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого. Как отмечает Л.С. Выготский, "чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта".

Отсюда следует важный педагогический вывод: для того, чтобы создать благоприятные условия для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. "Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения".

Завершение рассказа

Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: "Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...".

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы - 10 мин.

Рассказ можно оценить по следующим критериям:

  • - законченность рассказа;
  • - яркость и оригинальность образов;
  • - необычность поворота и сюжета;
  • - неожиданность концовки.

Составление рассказа с использованием отдельных слов

Детям предлагаются отдельные слова.

Например:

  • а) девочка, дерево, птица;
  • б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.

Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

Дидактические игры по математике

Игра " Числа вокруг нас"

Цель: расширение кругозора детей, разъяснением значения слов.

  • 1. единица, единство, одинокий, однажды.
  • 2. вторник, двойник, двойняшки, двушка, двустволка.
  • 3. треугольник, тройник, трезубец, треножник, трио, тройка (лошадей).
  • 4. четверг, четверть, четырехугольник.
  • 5. пятница, пятидневка, пятачок, пятилетка.
  • 6. шестилетка, шестерка, шестигранник.
  • 7. цветик - семицветик, семиструнная (гитара), семилетки.
  • 8. осьминог (восемь ног), восьми этажный.
  • 9. "девятый вал", девятилетний.
  • 10. десятка (в мишени), десятина.

Игра "Математические бусы" (рисунок 4).

Цель: развитие навыка устного счета

Из разных цифр я сделал бусы,

А в тех кружках, где чисел нет,

Расставьте минусы и плюсы,

Чтоб данный получить ответ.

Рисунок 4. Игра "Математические бусы"

Игра "Коллективный счет"

Дидактическая задача: формирование умения быстро и правильно складывать одинаковые и двузначные числа.

Правила и игровые действия.

Класс разбивается на команды по рядам парт. По каждому ряду передают лист бумаги с написанным на нем произвольным числом, например: для первого ряда - число 7, для второго - 4, а для третьего - 5. Каждый из учеников, сидящий первым в своем ряду, должен прибавить к написанному числу 1; вторым - число 2 и т.д. В первом ряду получится следующее сочетание чисел (рисунок 5):

Рисунок 5. Игра "Коллективный счет"

Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит работу.

Игра "Звезда из треугольников" (рисунок 6).

Вычислите суммы чисел, вписанных в маленькие треугольники, составляющие звезду.

Рисунок 6. Игра "Звезда из треугольников"

Игра "Магические рамочки" (рисунок 7).

Цель: развитие навыка устного счета.

В пустые клеточки с каждой стороны квадрата впишите такие числа, произведение (сумма, разность) которых равна 24.

Рисунок 7. Игра "Магические рамочки"

Игра "Стрельба" (рисунок 8).

Иван, Николай, Петр и Олег соревнуются в стрельбе. Условные знаки показывают, куда попали выпущенные ими снаряды.

Правило следующее: 25 очков получает тот, кто попал в 3 часть круга; 18 - кто попал в 2 часть круга; 7 очков - кто попал в 1 часть круга.

  • а) Не производя специальных подсчетов, можете сказать, кто победил в этом соревновании, у кого из участников оказалось меньше всего очков?
  • б) Подсчитайте, сколько очков у каждого из участников.
  • в) Определите, кто из участников занял какое место.

Рисунок 8. Игра "Стрельба"

дидактический игра школьник память

Дидактические игры по чтению

Игра "Измени одно слово"

Цель: формировать умение владеть языковым материалом в процессе пересказа и беседы.

Задание: учитель предлагает прочесть предложение и повторить его, заменив в нем только одно слово (рисунок 9).

Рисунок 9. Игра "Измени одно слово"

Игра "Все ли верно?"

Цель: развивать внимание к тексту, сознательное освоение читаемого, умение точно в соответствии с замыслом построить высказывание, осмысленно употребляя то или иное слово.

Задание: дети читают предложения и определяют, может ли это быть, если да, то когда, где, почему.

Выпал снег, Алеша вышел загорать.

Лягушка раскрыла зонтик, потому что попала под дождь.

Усталый заяц вернулся с охоты.

Солнце закрыло облака.

Игра "Веселые рожицы"

Вспомни стихи, рассказы, сказки, где герой (рисунок 10).

Рисунок 10. Игра "Веселые рожицы"

Игра " Мамы - дети"

Задание: прочитай, соедини в пары "мамы - дети" (рисунок 11).

Рисунок 11. Игра " Мамы - дети"

Игра "Дождик"

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

Дай дойти до дому,

Дедушке седому!

Е. Благинина.

Задание: сколько капель-слов выпало из тучи?

Продолжи составлять слова сам (рисунок 12).

Рисунок 12. Игра " Дождик"

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе образования из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. В связи с этим представляем подборку игр, направленных на адаптацию к школьной жизни первоклассников.

Список имеющихся в данном материале игр по целям:

Давайте познакомимся.

Цель: знакомство детей с учителем и друг с другом.

Игру начинает учитель. Он объясняет детям, что в называемых им словах встречается буква, с которой начинается его имя (количество букв в словах не должно превышать 3-4). Задача ребят - отгадать, как зовут учителя. Тот из учеников, кто правильно назовет имя педагога, становится ведущим и продолжает игру, также вспоминая слова, в которых есть первая буква его имени. Игра проводится до тех пор, пока все дети не представятся.

Школьные загадки

Цель: ознакомление учеников со школьными принадлежностями, их происхождением, предназначением, правилами применения.

Учитель зачитывает загадки, дети называют отгадки и показывают (если есть возможность) соответствующие предметы в классе. Педагог перед началом игры обращает внимание ребят на правило поведения ученика - поднять руку для демонстрации готовности к ответу.

На страницах букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. (Алфавит)

Знаки черные, кривые, От рожденья все немые. А как выстроятся в ряд - Сразу все заговорят. (Буквы)

Я все знаю, всех учу, Но сама всегда молчу. (Книга)

В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши, Ручки, кисти, скрепки, кнопки,

Что угодно для души. (Пенал)

Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски)

В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? - (Мел)

Сговорились две ноги Делать дуги и круги. (Циркуль)

Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель, книги, тетради)

Стоит чудесная скамья, На ней уселись ты да я. Скамья ведет обоих нас Из года в год, Из класса в класс. (Парта)

По черному белым Пишут то и дело. Потрут тряпицей - Чиста страница. (Школьная доска)

Мой класс

Цель: развитие умения пространственной ориентации в классе методом моделирования, составление и усвоение схемы класса.

Педагог раздает ученикам листы формата А4 и просит нарисовать схему класса (работа организуется в парах или в группах). Затем проводится коллективное обсуждение выполненных работ, учитель обращает внимание ребят на допущенные ошибки и неточности в пропорциях рисунков, отображении местоположения предметов мебели и оборудования класса и т. д.

Пантомима

Цель: ознакомление с понятием "режим дня ".

Учитель делит класс на микрогруппы, каждая получает задание придумать пантомиму на тему "Режим дня". Участники групп показывают жестами умывание, застилание постели, утреннюю гимнастику, завтрак, действия в школе и т. д. Остальные игроки должны угадать, что им демонстрируется. После игры проводится коллективная беседа о важности соблюдения режима дня.

Ежели вы вежливы

Цель: изучение правил вежливости и развитие коммуникативных умений при организации групповой работы.

Учитель делит класс на микрогруппы, каждая получает задание: назвать как можно больше вежливых слов; вспомнить, какие слова говорят при встрече (прощании); нарисовать вежливого (невежливого) человека; разыграть сценку "Вежливый мальчик"; придумать историю про лягушонка, которого друзья научили правилам вежливости и т. д.

Я и мы

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков через ознакомление учеников с индивидуальной и коллективной формами ответа на поставленный вопрос.

Перед проведением игры учитель объясняет ребятам, что будет задавать вопросы, на которые они должны ответить или хором, или индивидуально.

Вопросы, требующие коллективного ответа:

  1. Вы учитесь в пятом классе?
  2. Наша страна называется Республика Беларусь (Россия?)?
  3. Сколько ног у человека?
  4. У вас сейчас второй урок?
  5. Вы сейчас спите?
  6. Кого в нашем классе больше - мальчиков или девочек?
  7. Сегодня выходной день?
  8. Мальчики носят юбки?
  9. Вы чистите зубы?
  10. Можно переходить дорогу на красный сигнал светофора?

Вопросы, требующие индивидуального ответа:

  1. Как тебя зовут?
  2. У тебя есть домашнее животное?
  3. Как называется улица, на которой находится твой дом?
  4. На каком этаже ты живешь?
  5. Кем работают твои родители?
  6. Ты любишь рисовать?
  7. Где ты отдыхал этим летом?
  8. У тебя есть братья или сестры?
  9. Сколько тебе лет?
  10. Чем ты любишь заниматься в свободное время?

Нарисуй словами

Цель: развитие и совершенствование речевых умений и навыков учеников в процессе составления словесного портрета.

Учитель предлагает ребятам по желанию составить словесное описание кого-нибудь из одноклассников, не называя его имени. Задача остальных учеников - отгадать, чей это словесный портрет.

Что на что похоже?

Цель: развитие умения различать и определять геометрические фигуры при выполнении упражнений на соотнесение сенсорных эталонов с окружающими предметами.

Перед проведением игры учитель называет и показывает детям геометрические фигуры разных цветов и размеров, объясняет, чем они похожи и какие имеют отличия. Затем педагог обращает внимание учеников на изображения различных предметов, имеющих форму определенной геометрической фигуры. Задача учеников - назвать геометрическую фигуру и еще несколько предметов такой же формы.

  1. Тарелка, часы, колесо, бублик, пуговица, торт, мяч. (Круг)
  2. Плитка шоколада, книга, дверь, блокнот, кирпич. (Прямоугольник)
  3. Кусочек торта, линейка-угольник, крыша дома, пионерский галстук. (Треугольник)
  4. Подушка, печенье, стол, коробка для компьютерного диска. (Квадрат)
  5. Яйцо, мыло, зеркало, стадион, скрепка. (Овал)

Похоже, да не то же

Цепь: обучение нахождению различий и общих свойств предметов.

Учитель демонстрирует детям карточки с иллюстративным материалом, ученики должны определить, какой из рисунков лишний.

Карточка 1: вертолет, птица, воздушный шар, самолет.

Карточка 2: красный тюльпан, желтая роза, желтый нарцисс, желтый ирис.

Карточка 3: фломастер, карандаш, мелок, ручка.

Карточка 4: Буратино, Незнайка, Емеля, Дюймовочка.

Карточка 5: лиса, слон, кенгуру, гиппопотам.

Карточка 6: санки, велосипед, коньки, лыжи.

Карточка 7: дуб, клен, яблоня, каштан.

Карточка 8: петух, цыпленок, курица, индюк.

Карточка 9: зеленый помидор, зеленое яблоко, огурец, капуста.

Карточка 10: машина скорой помощи, автобус, милицейская машина, пожарная машина.

Карточка 11: клевер, мать-и-мачеха, астра, одуванчик.

Карточка 12: стакан, кружка, чашка, ваза.

Карточка 13: плюшевый медведь, бурый медведь, гризли, белый медведь.

Карточка 14: лужа, снеговик, река, озеро.

Карточка 15: ложка, нож, тарелка, вилка.

Игры за столом, игры в помещении, игры со словами, дидактические игры в начальной школе

Незатейливые игры

Когда на улице дождь и нет возможности погулять, можно поиграть вот в такие незатейливые игры.

Русская народная игра «Мышка»

Играющие встают в круг. Соединяют вместе ладони. Один из водящих берет маленький предмет («мышку»), зажимает его между ладонями, идет по кругу, вкладывает свои ладони в ладони играющих и незаметно передает кому-нибудь «мышку». Встает рядом с другим водящим: тот должен угадать, у кого «мышка».

Игра «На опушке леса»

Сделать картину «Если бы я был деревом». Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд, воображая, что они деревья и корнями вросли в землю.

Дидактическая игра «Подбери словечко»

В яркий солнечный морозный день каким вам кажется снег? (Сверкающим, искристым, блестящим, серебристым, хрустящим, холодным.) А что делают снежинки? (Порхают, кружатся, летят.) Когда идет снег, то как это явление называется? (Снегопад.)

«Птицелов»

В центре — «птицелов» с завязанными глазами. «Птицы»-дети ходят вокруг «птицелова» со словами:

В лесу, во лесочке,

На земле, на дубочке

Птицы весело поют:

«Ай, птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет.

Птицы, улетайте!»

«Птицелов» хлопает в ладоши, дети замирают. Он начинает искать. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. «Птицелов» угадывает название птицы и имя ребенка.

Игра «Цветы»

Дети делятся на две команды. Каждый ребенок придумывает для себя название цветка и сообщает тихо воспитателю. Команды становятся друг против друга.

Команда детей: здравствуйте, «цветы»!

Команда «цветов»: здравствуйте, дети. Угадайте наши имена.

Дети по очереди перечисляют названия цветов, угаданные «цветы» отходят в сторонку. Когда все цветы отгаданы, игра закончена, можно поменяться ролями.

Игра «Окончи предложение»

Дети по очереди продолжают предложения.

Стоит Антошка на одной...

У Вани две..., а у гриба....

У стола и у стула четыре...

У стола ножки длинные, у дивана...

У гриба шляпка большая, у гвоздя...

Под соснами, под елками ползет клубок с...

У ежа иголки ежовые, у сосны...

У сосны и елки иголки круглый год-

Иголкой можно уколоться, она...

Таня гладит утюгом...

Таня погладила рукой...

У меня большая рука, а у Лены маленькая...

Таня пишет в тетради...

У стакана нет..., а у чашки есть...

У кастрюли две...

За ручку можно чашку...

Ручка есть у утюга, холодильника...

Игра «Бывает — не бывает»

Цель игры — учить рассуждать, аргументировать свое согласие или несогласие с высказываниями партнера.

Кот Васька стащил сметану. Так бывает? Съел ее и довольный залаял: ав-ав! Так бывает? А как бывает?

Услышал кота Ваську пес Арапка и замяукал: «Мяу-мяу! И я хочу сметаны!» Так бывает?

Кот Васька ловит рыбу. Залез на сосну и ловит в дупле окуньков. Окуньки сидят в гнездышке и пищат: пи-пи-пи. Так бывает?

Папа-окунь учит окуньков летать. Окуньки летают быстро. А кот Васька летает еще быстрее. Так бывает?

Пес Арапка любит поесть. Он охотится на мышей и крыс. Ляжет пес Арапка возле норки и караулит. Так бывает? Мыши живут в печке. Они едят дрова и угольки. Вылезают из печки такие беленькие, такие чистенькие. Пес Арапка ловит мышей на удочку и жарит их в холодильнике. Так бывает?

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Подобрать к слову как можно больше определений, сказанное не повторять. Показывают картинку с предметом, за каждое слово - фишка. Например: яблоко — сочное, круглое, красное, большое, наливное, спелое... Груша, лиса, белка, ежик...

«Восстанови слова»

В записанных несколько необычным способам словах есть одинаковые слоги — первый и последний. Что это за слова? Восстановите их.

**но** **туш** **ри** **ат** **х** **леч**

(Заноза, катушка, царица, оратор, тахта, колечко.)

«Собери слова»

Дети могут сами подготовить все необходимое для этой игры. Сначала надо взять старые журналы и вырезать из них заголовки статей, которые написаны большими буквами. Затем эти заголовки разрезают на слоги и складывают в коробку из-под конфет или приклеивают в свободном порядке на ватман формата АЗ. Из коробки можно брать слоги и составлять из них слова. Это не только красиво, поскольку слова получаются цветными, буквы разного размера и разнообразные по написанию, но и очень интересно.

«Впиши гласные»

Эта ифа проводится на время. Участвовать могут несколько человек или вся группа (воспитателю только следует продумать, как всех учащихся снабдить карточками-заготовками, или просто на доске или ватмане сделать большую общую заготовку). За 2-3 минуты дети должны восстановить как можно больше слов, вставляя гласные буквы:

м — к — (мука)

л — т — (лето или лото)

м — — к (маяк)

л — м — н (лимон)

д — р — г — (дорога)

— к н — (окно)

ст — к — н (стакан)

с — р — к — (сорока)

д — б (дуб)

з — г — дк — (загадки)

ч — д — с — (чудеса)

б — м — г — (бумага)

Игра «Путаница»

И эта игра очень нравится детям. Слова стоят на своих местах, а буквы в них перепутались. Поставьте все буквы на свои места и прочитайте названия известных вам детских книжек.

рти дямевед («Тримедведя».)

кто в похсага («Кот в сапогах».)

дорток боайлит («Доктор Айболит».)

тир понросека («Три поросенка».)

хаму-коцохату («Муха-цокотуха».)

феноридо реог («Федорино горе».)

Игра «Пять слов на букву "л" из четырех букв»

Вспомните пять слов на букву «л» из четырех букв. Например, слово «лето»

л*** л*** л*** л*** л*** (Возможные варианты: луна, лото, липа, лупа, лиса.)

Игра «Какие плоды на каком дереве растут?»

Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.

Желуди растут на... (дубе).

Яблоки растут на... (яблоне).

Шишки растут на... (ели и сосне).

Грозди рябины растут на... (рябине).

Игра «Замени словосочетание словом-признаком»

Какой лист? Какие плоды?

Лист березы — березовый",

Лист дуба —

Лист липы —

Лист осины —

Лист клена —

Лист ивы —

Лист тополя —

Шишка сосны —

Шишка ели —

Ягоды рябины —

Игра «Четвертый лишний» (растения)

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор.

Клен, рябина, ель, тюльпан;

береза, дуб, шиповник, тополь;

яблоня, смородина, черемуха, рябина;

осина, липа, дуб, ель;

сосна, тополь, рябина, ива;

липа, осина, клен, яблоня.

Игра в слова (деревья)

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее для слова «береза» (дуб, липа, осина... яблоня). Объясните выбор каждого слова.

Словарь : желудь, ельник, береста, смола, яблоко, неприхотливый, светолюбивая, могучий, медонос, сосняк, теневыносливая, «тонкое дерево», темноствольная, шишка, пух, дубрава, стройная, ягоды, высокий, белоствольная, янтарь, антоновка, морозоустойчивая, кряжистый, хвойное дерево, лиственное дерево.

Комментарий для взрослых. После игры для активизации памяти и речи у детей можно предложить им следующее задание.

Вспомните, какие слова, подходящие для березы (дуба, липы, осины... яблони), вы слышали.

«Голоса птиц»

Угадайте, какая птица произносит такие звуки.

Кар-кар! (Ворона.)

Чик-чирик, чив-чив! (Воробей.)

Ча-ча-ча! (Сорока.)

Курлы-курлы! (Журавль.)

Свири-свир! (Свиристель.)

Цок-цэк, цок-цэк! (Клест.)

Ку-ку! (Кукушка.)

Рюм-рюм-рюм! (Снегирь.)

Синь-синь-синь! (Синица.)

Игра «Закончи предложения»

Воробей маленький, а журавль...

Ворона большая, а синица...

Сова спит днем, а охотится...

У синицы хвост короткий, а у трясогузки...

У дятла клюв длинный, а у снегиря...

Утка серая, а лебедь...

Игра в слова (птицы)

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее для слова «воробей» (ворона, дятел, синица... утка). Объясните выбор каждого слова.

Словарь: курлычет, маленький, бойкий, лес, серая, летает, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунывающая, болото, серая, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, скворечник, непоседливая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, «ледоломка», хищная, белоснежный, белобока, длинноногий, каркает, маленькая, танцует, проворная, ныряет, охотится, зимующая птица, пролетная птица, перелетная птица.

Ямаева Светлана Александровна

учитель начальных классов

муниципального общеобразовательного

учреждения « Гимназия № 4» г. Елабуга

Дидактические игры и игровые приемы

На уроках русского языка в начальных классах.

1.Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка?

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Ведь то, что игра - это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.

I. « Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление любых тем по

русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

I. рыбка вьюга чулок II. подъезд склад ворона

дубки варенье чучело съемка град ворота

гриб ручьи чум подъем клад воробей

II . Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород парк море школа столовая зоопарк

гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка

кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка

реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка

морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка

Задания: а) .Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

б). Составить предложения, используя данные слова.

III . Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой- отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут

попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил ански кьоинк

лыжи санки коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

    Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

    Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

    Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

IV. Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление

фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек

(суффикс, окончание).

Игровые приемы.

1.Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания,

закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА
БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА
КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

2.Детям очень нравятся такие задания как:

а) Заменить словосочетания одним словом:

Промежуток времени в 60 минут,

Военнослужащий, стоящий на посту,

Ребенок, любящий сладкое,

Очень смешной фильм.

б) Распредели слова на две группы.

Найди родственные слова. Выдели корень.

в) Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть ………….

Однажды они пошли ………….

Вдруг из кустов……………..

Потом ребята долго вспоминали как……..

г) Составь рассказ по опорным словам:

зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Используемая литература:

    Журнал «Начальная школа», 2001год.

    Голуб И.Б. Стилистика совре6менного русского языка. М.,1986.

    М.Я.Морозова, Е.Н.Петрова Грамматические игры для начальных классов. М., 1963

Игра «Буква заблудилась»

Цель : учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивать внимание, остроумие, находчивость.

Описание . Перед тем как учитель начнет читать стихотворение, он просит детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнести правильное слово.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Закричал охотник: «Ой!

Д вери гонятся за мной!».

На виду у детворы

Крыс у красят маляры.

Куклу выбросив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый л ук

С длинными усами!

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался д ом.

Посмотрите-ка, ребятки:

Р аки выросли на грядке!

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно в рачей.

Мы собирали васильки -

На головах у нас щ енки.

Старый дедушка Пахом

На коз е скакал верхом.

Жучка буд ку не доела:

Неохота, надоело.

На пожелтевшую листву

Роняет лев свою листву.

Мама с б очками пошла

По дороге вдоль села.

Миша дров не напилил,

Печку к епками топил.

Синеет море перед нами,

Летают м айки над волнами.

Л. Шибаев

Игра «Типография»

Цели: расширять словарный запас детей; развивать смекалку, мышление, эрудицию.

Примечание . Педагог может предложить детям любое ключевое слово по буквенному составу и по толкованию, соответствующее тому или иному возрасту детей.

Описание . В игре принимают участие две команды по 8 человек в каждой. Для участников игры надо подготовить два комплекта карточек с буквами, образующими слово «грамотей». Карточки одного комплекта отличаются от другого по цвету. Команды выстраиваются шеренгами одна против другой, у каждого игрока карточка с буквой, которую он должен запомнить. Учитель называет одно за другим слова, которые можно составить из букв, входящих в слово «грамотей». Например: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора, грот, том, рот, гам, маг, торг и другие. Участники команд, буквы которых входят в называемое учителем слово, делают шаг вперед и строятся так, чтобы можно было прочесть каждое слово. Команде, представители которой быстрее «сложатся в слово», засчитывается очко. Затем игроки возвращаются на свои места и ждут, когда будет названо следующее слово. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Для изготовления карточек можно выбрать и другие слова, в которых все буквы разные. Например, из слова «пилка» можно составить слова: капли, лапки, пачки, липка. Из слова «приток» - портик, тропик и другие. Для каждого класса выбираются слова, по уровню сложности соответствующие возрасту школьников.

Игра «Слова по теме»

Цели : развивать логическую речь и мышление учащихся, способствовать созданию благоприятного климата коллективной и состязательной работы детей.

Примечание . С каждой возрастной категорией заданные темы усложняются учителем.

Описание . Учитель предлагает детям подобрать слова, относящиеся к определенной теме, например: «Дом, где я живу», «Наша школа», «Прогулка в лес», «В продовольственном магазине». Тот, кто начинает игру, называет все слова, которые он может припомнить (слова, не относящиеся к теме, не записываются). Затем учитель предлагает другим детям дополнить этот перечень. Когда все дополнения сделаны, учитель предлагает кому-нибудь назвать еще хотя бы одно слово, относящееся к теме, которого до сих пор не называли. Победителем считается тот, кто назвал большее количество слов, а также тот, кто добавил к уже названным словам последнее.

После этого играющие начинают подбирать слова к другой теме.

Игра «Пятерки»

Цели : учить объединять слова в обобщенную тему, развивать умение взаимодействовать с членами команды.

Описание . В игре могут участвовать 25-30 человек. По числу участников надо подготовить карточки со словами (или рисунками) на определенные темы: «Растения», «Животный мир», «Школьные принадлежности», «Транспортные средства» и другие. На каждую тему отбирается по 5 слов или картинок. Карточки перемешиваются, раздаются играющим. Задачи играющих: объединиться в группы по 5 человек, чтобы в каждой группе у всех были карточки на одну тему. Отыскать среди всех играющих обладателей карточек с нужными словами (или картинками) совсем не просто. Первая пятерка, правильно подобравшая слова (картинки) и явившаяся к учителю, получает шесть очков, вторая - пять очков и т. д.

Темы, по которым должны объединяться пятерки, учитель может объявить, когда все карточки розданы. Но можно темы и не называть - пусть ребята сами догадаются. Игра будет труднее, но зато интереснее.

Игра «Поиграем в слова»

Цель : расширять словарный запас и речь учащихся, их представление о богатстве родного языка, о возможности составления (складывания) множества слов из одного и того же слова.

1. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые слова:

2. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые

Ответы. 1) лис; 2) мел; 3) лук; 4) порт; 5) гол; 6) гимн.

Примечание : можно предложить выполнение заданий командам, можно применять эту форму для индивидуальной работы учащихся.

Игра «Парад грамотеев»

Задание: определите, всё ли в этих высказываниях правильно; приведите все предложения в порядок.

Кот стремительно мчался на одной ноге.

Она так испугалась, что бросилась в обморок.

На картине изображен ученик средних лет.

Его правая щека весело улыбалась.

Навстречу шел отец. Девочка и собака радостно залаяли.

Младшая сестра носила на голове платок, старшая - ботинки.

Он сел на коня и поехал пешком.

Он лег в постель и уснул изо всех сил.

Когда мой друг тонул, я бросился его спасать, потому что на нем были мои плавки.

У моего друга курносый нос, плавно переходящий в шею.

Некоторые обезьяны висят на деревьях вверх головой.

Когда туман рассеялся, князь увидел татаро-монгольское иго.

Охотник широко закрыл глаза и выстрелил.

Мы спали, но нам не спалось.

Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.

Мальчик облизался до ушей.

Мой любимый уголок природы - солнце.

На крыше было много голубей, человек сорок.

На переменках мы катались по перилам с первого на третий этаж.

Застенчиво улыбаясь одними глазами, он шмыгнул одним носом.

Миша долго смотрел в зеркало, пока не узнал своего лица.

Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.

Раздался выстрел, и его ранило в правую голову.

В класс вошли мальчик и девочка, они были братья.

Северный океан очень ледовитый.

Над своей теорией Дарвин работал, как зверь.

Лицо у него было овальное, как прямой угол.

В своих сапогах я чувствовал себя как дома.

У Вовы синяк под глазом, который ему очень к лицу.

У него была шпага с одним патроном.

Сестра любит помогать свой сестре Тане, когда она ест шоколад.

Я так люблю книги, что даже их читаю.

Наконец мы увидели березовую рощу, где стояли одни дубы.

Мне приходили в голову разные мысли, но лучшие остановились на банке земляничного варенья.

Он очень испугался, и душа у него ушла в ботинки.

Я быстро стоял на одном месте.

За многочисленными веснушками на его лице нельзя было рассмотреть черты его характера.

У него из-под черных кудрей выглядывали белые зубы.

Неожиданно он услышал чей-то взгляд.

Оля съела бублик вместе с собакой, которая бежала рядом.

И тогда он взял нож и застрелился.

За кустом белело что-то синее.

Он узнал ее по родинке на правом носу.

Уснув, сидя на лошади, Сергей весело пел песню.

Уши у него торчат кто куда.

Самым любимым временем года у него были каникулы.

Мысли как назло не хотели думать.

Было мне так холодно, что я вспотел.

Слева лес редкий, но дремучий.

Сначала у него вспотел лоб, а потом только показалась шишка.

На меня напала мысль.

У Сережи зачесались руки на коленях.

Саша вышел под громкое мычание всего класса.

Он сильно ударился головой, после чего долго хромал.

Игра «Соберите слова»

Задание: соедините слова столбиков так, чтобы появились новые слова.

Задачи с буквами и словами «Вниз по лесенке»

Задание: подберите слова по мере увеличения их буквенного количества (то есть возрастания ступенек лесенки) и получите словарную лестницу.

гривость

дуванчик

нтермедия

снователь

стребитель

боснование

ипровизация

бозреватель

спользование

бщественница

скусственность

прометчивость

зобретательство

тносительносгь

носказательность

врагоукрепление

Игра «Дружная семья»

Цели: закрепить понятие о частях речи, упражнять в составлении примеров (слов), обозначающих все части речи.

Описание. «Дружная семья» - это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Например, литература. Его нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать слово (часть речи).

Л - ли — частица.

И - или - союз.

Т - триста - числительное.

Е - ехать - глагол.

Р - радостно - наречие.

А - а - союз.

Т - тот - местоимение.

У - у - предлог.

Р - розовый - прилагательное.

А - ах - междометие.

Другой пример со словом - трудолюбие.

Т - ты - местоимение.

Р - разве - частица.

У - удивляться - глагол.

Д - десять - числительное.

О - ох - междометие.

Л - легко - наречие.

Ю - юла - существительное.

Б - без - предлог.

И - или - союз.

Е - елейный - прилагательное.

Игра «Найдите числительные»

Задание: прочитайте забавные стихотворения Ванды Хотомской. Укажите числительные: сколько их, в каких словах встречаются?

Есть у нас три сестри цы.

Вы не знаете их?

Как бы мне ухитри ться

Рассказать о троих.

У одной, что в Стри жове,

Над окошком жил стри ж.

Стри чь она мастерица -

Приходи к ней, малыш!

У другой, что в Устри цах,

Никаких устри ц нет,

Но зато осетри ну

Подают на обед!

А у третьей, в Быстри це,

Быстри на на реке,

И резвятся три тоны

По ночам на песке.

У просто го сторожа -

Не просто рный дом:

Часто в нем стоножка

Бродит под сто лом.

Дорожит сто ножка

Чисто тою ног

И сто личной ваксой

Чистит сто сапог.

Вместо двух непросто

Вычистить все сто ,

Сразу сто лько обуви

Не носил никто!

У просто й сто ножки

Сто ит постоять,

Можно у сто ножки

Опыт перенять!

Перевод Л. Кондратенко

Игра «Кто больше составит слов?»

Цели : расширить словарный запас, развивать наблюдательность, внимательность, мышление.

Ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены. Я догадываюсь, что здесь была лиса, она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом виляет, все следы заметает».

В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов.

(Слова: окунь, кот, кит, кино, окно, нота и др.)

Статьи по теме: