Географическая карта. Учимся читать карту. Чтение топографической карты Чтение карты по маршруту движения


Что: Велоориентирование Спортивное ориентирование бегом Туристическое ориентирование Где:

02.04.2014 Техника спортивного ориентирования, раздел чтение карты

Чтение карты

Умение читать карту - сложный технический навык, освоение и совершенствование которого продолжается в течение всего времени занятий ориентированием. В процессе изучения условных знаков, упражнений с картами в классе и на местности, участия в соревнованиях спортсмены совершенствуются в понимании изображения на картах различных по характеру ландшафтных районов.

При занятиях в классе с объемными моделями или на местности должен постепенно развиваться другой важный навык - опознавание ориентиров на местности и сопоставление их с картой, и наоборот. Это является основой определения своего местоположения по карте и на местности и составляет суть ориентирования вообще и спортивного ориентирования в частности.

Запоминанию условных знаков и приобретению навыков чтения карты способствуют многочисленные упражнения, например топографические диктанты, игры в топографическое лото, раскрашивание черно-белых карт, калькирование карт, отыскание на картах заданных условных знаков или ориентиров на время. Один из наиболее эффективных и комплексных способов быстрого освоения навыков чтения карты, опознавания ориентиров на местности, измерения расстояний и направлений - простейшая топографическая съемка местности.

На современных высоконасыщенных подробностями картах иногда бывает трудно отыскать свое местонахождение: очень много сходных ориентиров попадается на глаза. Поэтому карту желательно свернуть так, чтобы на ней остался только район расположения одного-двух ближайших КП (рис. 2). Большой палец левой руки, держащей карту, должен быть направлен по линии движения, а ноготь - фиксировать место, отмеченное ориентировщиком как пройденное. Это позволяет без лишней траты времени обращать внимание на участок местности, в котором спортсмен находится в данный момент или который еще предстоит пройти. При определенных тренировках такой метод помогает читать карту не останавливаясь.

Рис. 2

По мере освоения навыков чтения карты все большее внимание следует уделять грубому, или выборочному, чтению. Суть его в том, чтобы за короткое время понять общую картину местности, затем выделить на ней главные наиболее четкие и хорошо заметные ориентиры, которые целесообразно использовать в качестве опорных на пути продвижения в избранный район. Пример такого абстрагирования карты и выделения опорных ориентиров представлен на рис. 3.

Рис. 3

Это участок местности между КП 6 и 7 на мужской дистанции второго первенства мира (см. карту VII, где нанесен путь шведа С. Бьёрка, завоевавшего серебряную медаль). Вот пояснения Бьёрка к "технологии" преодоления этапа:

"Я часто начинаю с того, что выбираю точку, откуда "взять" КП кажется легче всего. Думаю, что в данном случае выходить на КП 7 с запада не представлялось возможным из-за расположенных поперек пути обрывов и холмов. Как привязку я выбрал "залив" болота в точке А. Второе место, где я хотел пройти, - канава в точке В. Это позволяло мне миновать труднопроходимый район. Точки В, А и КП 7 - большие "тормоза". Не имело особого значения, где двигаться между ними. В данном случае я бежал по тропинке. Отрезок В-А преодолел грубо по компасу, считая шаги до большого болота, затем следовал поиск его "залива" и по твердому грунту выход к А. Отсюда - точное движение по компасу, счет шагов, а также чтение рельефа "по большому пальцу".

Рассмотрим еще один участок местности по карте первого чемпионата мира, проходившего в 1966 г. в Финляндии (карта V). Сложный район: множество каменистых гряд, ориентированных в разных направлениях, "бараньи лбы", невысокие холмы, незначительные болота. Но КП 8 установлен сравнительно просто. Перед ним слева и справа два больших опорных ориентира - озеро и канавы. От КП 7 опытные спортсмены могли двигаться к ним на высокой скорости, почти не читая карту. Другие КП на мужской и женской трассах также стояли недалеко от "тормозных" ориентиров. Такая планировка дистанции была неслучайной: организаторы первого всемирного форума ориентировщиков хотели, чтобы все спортсмены, а не только сильнейшие, успешно завершили дистанцию, хотя не представляло особого труда расположить КП так, чтобы выход к ним был сложной задачей и требовал точного чтения карты на всех перегонах.

Например, на выбранном нами этапе достаточно, чтобы КП 8 находился в 450 м юго-западнее, у маленького холмика, так как показано на карте V пунктиром. В подобных случаях расчленение этапа на отрезки между опорными ориентирами требует высокой техники, а иногда этого сделать просто невозможно. Тогда этап преодолевают на сравнительно невысокой скорости при точном чтении карты.

Техника точного чтения карты без остановки - один из сложнейших элементов спортивного ориентирования, над которым нужно работать повседневно, тем более что класс начальников дистанции и сложность трасс непрерывно повышаются.

Вот что говорит по этому поводу шведский специалист Э. Ягерстрем: "Чтение карты - первейший спутник работы мысли и потому - самый притягательный элемент ориентирования. Каждый небольшой участок трассы, который стимулирует просто бег до большого тормозящего ориентира, означает, что начальник дистанции "потерял" здесь какой-то отрезок трассы, освободив участников от чтения карты. Эти отрезки называют "потерянными километрами".

Многие спортсмены отлично понимают тенденции в развитии ориентирования и подготовки дистанций и усиленно работают над повышением своего технического мастерства. Член сборной команды СССР, мастер спорта В. Киселев, сам опытный начальник дистанций, так прокомментировал выступление наших спортсменов на международных многодневных соревнованиях в Швейцарии:

"Мы не очень сильно проигрываем зарубежным соперникам в физической подготовке. Но отстаем в чтении карты, в работе около КП и на них. У нас мало проводится тренировок с картой и мало условий для их проведения..."

Проблемы повышения спортивных результатов и пути их реализации здесь определены достаточно точно. Нужно активнее участвовать в работах по оборудованию полигонов, созданию тренировочных трасс, в поиске новых методов и средств тренировок, подготовке многоцветных карт. Спортсменам-ориентировщикам можно целиком принять призыв заслуженного мастера спорта О. Гончаренко, обращенный к коллегам-конькобежцам: "Многое зависит от тренеров. Но не следует превращать тренеров в нянек. Решающим должно быть отношение к своей подготовке самих спортсменов. Их трудолюбие, дисциплина, стремление к более высоким результатам".

Интересные тренировки, направленные на развитие техники чтения и запоминания карты, проводит в секции ориентирования МВТУ им. Баумана тренер мастер спорта В. Головкин. В классе организуют занятия, направленные на запоминание карты, выделение опорных ориентиров, выбор путей движения. С этой целью начинающим ориентировщикам на несколько минут выдают карты для просмотра этапа, а затем предлагают воспроизвести все, что удалось запомнить, на чистом листе бумаги. Для опытных ориентировщиков время просмотра последовательно сокращается до 30, 15 и 5 сек.

Аналогичные по характеру занятия проводятся во время кроссовых тренировок. Спортсмены бегут парами. Тренер выдает им карту произвольного района, на которой нанесена трасса заданного направления. Во время бега один из спортсменов изучает первый этап, затем передает карту партнеру и рассказывает, что ему удалось запомнить; предлагает путь выхода на КП. Партнер контролирует его рассказ. Затем второй спортсмен изучает район между следующей парой КП, возвращает карту первому и рассказывает ему о деталях "своего" района. Так они работают с картой до последнего этапа нарисованной трассы. По окончании кросса карта возвращается тренеру, а дома каждый ориентировщик зарисовывает ее по памяти в рабочую тетрадь.

Спортсмены братья С. и М. Лавренюки, добившиеся высоких спортивных результатов, помогли нам провести контрольный тест. Для оценки запоминания им было предложено несколько незнакомых карт, которые представлены на рис. 2 и картах III, X, XI. Мастер спорта С. Лавренюк на чемпионате страны 1975 г. в составе сборной команды Москвы завоевал бронзовую медаль в эстафете. М. Лавренюк - кандидат в мастера спорта. На том же чемпионате он завоевал две серебряные награды среди юниоров - в личном первенстве и эстафете.

Тест проводили в спокойном состоянии во второй половине дня, на скамейке в сквере. Испытуемым предъявляли карты, на которых два КП были соединены прямой линией. Указывалось, какой КП исходный, а какой конечный. В течение 15 сек. спортсмены изучали карты, а затем на чистом листе бумаги воспроизводили то, что удалось запомнить. Полученные результаты представлены на рис. 4а и 4б. Какие выводы можно сделать?

Оба ориентировщика за 15 сек. успевали понять общий характер местности достаточно больших районов между КП, удаленными друг от друга на 1,5-2,5 км, успевали выбрать путь движения к пункту и запомнить опорные ориентиры на этом пути. Хотя карты и изображенные на них районы сильно различались между собой, каждый спортсмен успевал запомнить (независимо от карты) 7-8 опорных ориентиров. При воспроизведении основные пропорции между ориентирами как угловые, так и линейные выдерживались довольно хороню.

Интересно сопоставить рис. 4а и 46 с оригиналом (см. карту III между КП 6 и 7). На первый взгляд район кажется простым: небольшой участок леса среди крупных открытых пространств. Но приглядитесь повнимательнее - местность очень сложная. Именно общее очертание района и изобразили спортсмены на своих рисунках. Оба не успели детально разобраться в горизонталях, выбрать путь движения и определить опорные ориентиры.

М. Лавренюк

Рис. 4а

Рис. 46

При сопоставлении рис. 4а и 46 с оригиналом (см. карту XI между КП А и В) ясно, что обоим спортсменам удалось не только оценить характер района, расположение горных склонов и ручьев, но и наметить пути движения к КП. М. Лавренюк выбрал в качестве заключительной привязки устья ручьев, на истоках одного из которых расположен КП. С. Лавренюк избрал другой путь - тропу, огибающую склон и долину ручья, а затем приводящую без набора высоты к району расположения КП. Этот путь представляется более предпочтительным, поскольку на пути, избранном М. Лавренюком, могут встретиться трудности при выходе к устью ручья и при подъеме по нему к КП.

В этих тестах время воспроизведения не ограничивалось, но каждый раз спортсмены сдавали рисунки через 3-4 мин.

А вот мнение шведского специалиста Л. Густавссона о запоминании карты. "Бежать, запомнив рисунок карты, - прием спорный. Многие полагают, что запоминание требует больше времени, чем простой взгляд на карту, когда это необходимо на реальном этапе. Не исключен и фактор ненадежности: человек переоценивает свою память и бежит неверно. Между тем некоторым спортсменам такая форма чтения карты вполне подходит, и они путем повторных тренировок могут запомнить именно те детали, которые существенны. По-моему, большая польза от запоминания карты будет в эстафетном ориентировании, где в спешке спортсмен не склонен смотреть на карту слишком много. Кроме того, перед взятием КП также полезно изучить карту, чтобы составить представление о районе его расположения и путях подхода к нему".

Интересно сопоставить это мнение с тем, что высказал С. Лавренюк, который не был знаком с работой Л. Густавссона и, более того, не анализировал результатов своих занятий по технике чтения карты: "Когда разыгрывается эстафета с перекалыванием КП на первом этапе, я замечаю, что все еще работают с картами, а мы с братом уже убегаем на трассу".

Тренер норвежской национальной команды В. Лорентцен также считает, что развитие "памяти карты" позволяет быстрее проходить дистанцию. "В спортивном ориентировании, - пишет он в книге по тренировке ориентировщиков, - приходится избегать малейших потерь времени. Если чувствуешь неуверенность, то вынужден часто останавливаться и заново ориентироваться. Чтобы избежать этого, нужно запомнить большую часть пути. Но на сложных отрезках дистанции нужно проверять себя по карте".

Тренировки по запоминанию карты способствуют общему развитию памяти, наблюдательности, что необходимо для успешных занятий спортивным ориентированием. Зимние соревнования на маркированной трассе - отличное средство развития этих качеств и одновременно их проверка. В некоторых критических ситуациях, возникающих и летом и зимой, например при потере ориентировки, развитая наблюдательность н хорошая память помогают воссоздать картины пройденных участков местности и определить район истинного местонахождения.

Составить маршрут. Как проехать от и до. Расчет расстояний между городами на автомобиле, машине. Проложить маршрут на карте от и до самому между городами. Создать маршрут на машине по точкам на карте из нескольких точек. Калькулятор топлива. Расчет маршрута пешком, на велосипеде.

Создать маршрут на машине по точкам и распечатать. Навигатор онлайн поможет Вам создать маршрут, рассчитать расстояние пешком на карте, проложить маршрут от и до, вы узнаете сколько пешком нужно пройти из пукнта А в пункт Б или рассчитаете расстояние маршрут от точки А до точки В, также можно проложить маршрут через один дополнительный пункт, через который возможно будет проходить ваш маршрут. Вы сможете проложить карту маршрута рассчитать расстояние и время и увидеть данные этого маршрута прямо на карте, также покажет Вам погоду в месте прибытия, калькулятор топлива рассчитает расход бензина на 100 км. После нажатия на кнопку "Рассчитать" - справа появиться описание маршрута, по сути текстовый навигатор: если вы выбирали доп.пункт маршрута, навигатор разделит его участки и посчитает расстояние в каждом участке, а также рассчитает общее расстояние (километраж) от пункта отправления в пункт назначения, также отобразит время в пути. Навигатор онлайн покажет Вам как проехать от и до на машине, автомобиле по Москве, Санкт-Петербургу, СПБ, Владивостоку, Уфе, Челябинску, Казани, Новосибирску, Нижнему Новгороду, Омску, Екатеринбургу, Перми из пункта А в пункт Б. Проложить маршрут можно нескольких видов, в зависимости от способа передвижения, например пешком, на автомобиле, на транспорте (автобус, поезд, метро), на велосипеде (данный способ плохо работает в России из-за отсутствия велосипедных дорожек). Для этого нужно выбрать способ из выпадающего списка и вы с легкостью проложите маршрут и узнаете как доехать до пункта назначения. Здесь сможете узнать, как доехать на авто проложить путь и рассчитать расстояние

Как доехать проложить маршрут на машине до Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани, Челябинска, Омска, Самары, Ростова-на-Дону, Уфы, Красноярска, Перми, Воронежа, Волгограда, Саратова, Краснодара, Тольятти, Тюмени, Ижевска, Барнаула, Иркутска, Ульяновска, Хабаровска, Владивостока, Ярославля, Махачкалы, Томска, Оренбурга, Новокузнецка, Кемерово, Астрахани, Рязани, Набережные Челны, Пензы, Липецка, Кирова, Тулы, Чебоксар, Калининграда, Курска, Улан-Удэ, Ставрополя, Магнитогорска, Сочи, Белгорода, Нижнего Тагила, Владимира, Архангельска, Калуги, Сургута, Читы, Грозного, Стерлитамака, Костромы, Петрозаводска, Нижневартовска, Йошкар-Олы, Новороссийска

На одном листочке карты может уместиться целый мир, со всеми океанами, материками, горами и равнинами, странами, городами, полезными ископаемыми, животными и птицами. Только нужно уметь правильно читать карту. На этом уроке мы узнаем, какие карты были в древности, а какие виды карт есть сейчас, какие преимущества карты перед глобусом, что такое масштаб, легенда карты. Научимся пользоваться шкалой глубин и высот, определять координаты земных объектов.

Тема: Планета, на которой мы живём

Люди начали рисовать карты еще до того, как задумались о том, круглая Земля или плоская. Ученые обнаружили на Камчатке рисунок на кости, изображающий путь к богатому добычей месту. Это, вероятно, одна из древнейших карт. Карты рисовали на кусках коры, вырезали на деревянных дощечках, которые удобно было брать в дорогу. Некоторые народы процарапывали карты острым предметом на сырых глиняных плитках, которые после высушивания становились прочными, с четким изображением.

Этой карте мира , в центре которой расположен город Вавилон, более 3 тысяч лет.

Рис. 1. Карта мира Древнего Вавилона ()

Так же были найдены наскальные рисунки местности в пещерах, где люди обитали тысячи лет назад.

Рис. 2. Наскальный рисунок местности ()

С изобретением бумаги карты стали рисовать на ней. На карты наносились все сведения, полученные учеными и путешественниками во время странствий по разным землям.

Рис. 3. Древняя карта мира на бумаге ()

Изготовление карты было длительным процессом, ведь все детали прорисовывались вручную, поэтому карты стоили очень дорого.

Долгий период времени на картах присутствовали только четыре : Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка. Прошло много лет, прежде чем мореплаватели отрыли Австралию и Антарктиду.

Когда ищешь какую-нибудь страну на глобусе, видишь только одно полушарие. А чтобы увидеть другое, глобус нужно повернуть.

На глобусе невозможно обозначить большое количество географических объектов, не увеличив его размеров. А глобус большого размера неудобен для использования в путешествиях.

Масштаб - это отношение длины линий на карте или чертеже к действительной длине. Масштаб физической карты России говорит нам, что каждый сантиметр карты соответствует 200 км на местности.

Рис. 7. Физическая карта России ()

На карте можно показать сразу две половины Земли. Если делить земной шар по экватору, получится карта Северного и Южного полушарий ,

Рис. 5. Северное и Южное полушария

а если по линии нулевого меридиана - Западного и Восточного полушарий .

Рис. 6. Западное и Восточное полушария

На карте полезных ископаемых особыми значками отмечены места залежей полезных ископаемых.

Рис. 9. Карта полезных ископаемых ()

На картах обитания животных указаны места обитания различных видов птиц и животных.

Рис. 10. Карта обитания птиц и животных ()

На контурных картах нет цветовых обозначений и изображены, но не подписаны, всевозможные географические объекты. Они удобны для прокладывания маршрутов.

Рис. 11. Контурная карта

На политической карте мира изображены страны и их границы.

Рис. 12. Политическая карта Евразии ()

На синоптических картах условными значками показаны наблюдения за погодой.

Рис. 13. Синоптическая карта ()

Разные карты объединяют в атласы .

Рис. 14. Географический атлас ()

Карты изображают различные территории. Есть карты районов, городов, областей, государств, материков, океанов, карты полушарий и мировые карты.

Условные обозначения на карте такие же, как и на глобусе. Они называются легендой и обычно помещаются внизу карты.

Найдем на физической карте России Западно-Сибирскую равнину.

Рис. 16. Западно-Сибирская равнина ()

Мелкие горизонтальные черточки, покрывающие немалую часть её территории, означают болота.

Здесь находятся одни из самых больших мире болот - Васюганские. Линиями изображаются реки, границы и дороги, кружочками - города.

Рис. 17. Васюганские болота

Моря и горы имеют реальные очертания и окрашиваются разными цветами. Синим и голубым - водоемы, желтым - возвышенности, зеленым - низменности, коричневым цветом - горы.

В нижней части карты размещают шкалу глубин и высот, с помощью которой можно увидеть какую высоту или глубину означает тот или иной оттенок цвета на карте.

Чем глубже океан, тем темнее цвет. На карте Северного Ледовитого океана самый темный оттенок синего в Гренландском море, где глубина достигает 5 тысяч 527 метров; самый светлый оттенок бледно-голубого цвета, там глубина моря - 200 метров.

Рис. 18. Физическая карта Северного Ледовитого океана

Чем выше горы, тем темнее цвет, которым они обозначены. Так, Уральские горы, которые считаются сравнительно невысокими (высочайшие вершины от 1000 до 2000 м над уровнем моря), на карте окрашены светло-коричневым цветом.

Рис. 19. Уральские горы

Гималаи - самые высоки горы в мире (10 вершин с высотой более 8 км) обозначены темно-коричневым цветом.

Рис. 20. Гималайские горы

В Гималаях расположена Джомолунгма (Эверест) - высочайшая вершина мира (8848 м).

Пользуясь шкалой высот, легко определить высоту Кавказских гор.

Рис. 23. Кавказские горы

Их коричневый цвет указывает, что высота гор более 5 тысяч метров. Наиболее известные вершины — гора Эльбрус (5642 м) и гора Казбек (5033 м) покрыты вечными снегами и ледниками.

С помощью карты можно определить точное местоположение какого-либо объекта. Для этого нужно знать его координаты : широту и долготу, которые определяют по градусной сетке, образованной параллелями и меридианами.

Рис. 26. Градусная сетка

Экватор служит началом отсчета - на нем широта равна 0⁰. Широта отсчитывается от 0⁰ до 90⁰ по обе стороны от экватора и называется северной или южной. Например, координата 60⁰ северной широты означает, что эта точка лежит в Северном полушарии и находится под углом 60⁰ к экватору.

Рис. 27. Географическая широта

Долгота отсчитывается от 0⁰ до 180⁰ по обе стороны от Гринвичского меридиана и называется западной или восточной.

Рис. 28. Географическая долгота

Координаты Санкт-Петербург - 60⁰ с.ш., 30⁰ в.д.

Координаты Москвы - 55⁰ с.ш., 37⁰в.д.

Рис. 29. Политическая карта России ()

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
  1. Академик ().
  2. Выживание ().
  1. Найдите на физической карте мира Тихий океан. Определите его глубочайшее место, укажите его название и глубину. Опишите, как Вы определили это место.
  2. Составьте короткий тест (4 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Географические карты».
  3. Подготовьте памятку с правилами работы с картами.

WikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Навигатор барахлит, а вам необходимо добраться из пункта А в пункт Б и не заблудиться? Совсем не обязательно признавать поражение и обращаться за помощью. Достаньте из бардачка старую добрую карту! Отправляетесь ли в пеший поход в горы или намереваетесь пересечь всю страну на своем автомобиле, умение работать с картой - весьма практичный и полезный навык для каждого. Вопреки общепринятому мнению, в этом нет ничего сложного. Разберитесь в ключевых обозначениях вроде масштаба, широты, долготы и топографических линий, чтобы легко определять по карте любой маршрут.

Шаги

Часть 1

Как читать карту

    Выберите карту подходящего типа. Для разных целей используются разные карты. Перед тем, как использовать карту для определения маршрута, важно удостовериться, что вы используете карту подходящего типа.

    • Так, дорожные карты упрощают поездки по шоссе и проселочным дорогам, топографические карты помогают путешественникам добраться до стоянок и палаточных городков, туристические карты позволяют туристам быстро находить известные достопримечательности.
    • Карты продаются где угодно: на заправках, в газетных киосках, туристических центрах, кафе и вокзалах.
  1. Проверьте положение карты. Откройте карту и убедитесь, что вы смотрите на нее с правильного ракурса. Обычно в одном из углов карты можно найти изображение компаса, по которому легко определить направления всех обозначений на карте. Если не указано иное, в верхней части карты находится север.

    • Север принято считать «нейтральным» ориентиром, который позволяет определить остальные направления. По северу путешественники определяют свое местоположение.
  2. Изучите легенду карты (условные обозначения). Помимо изображения компаса, многие карты содержат легенду, или таблицу с пояснением научных методов, которые были задействованы при создании карты, а также списком значений важных символов. Изучите легенду, чтобы точно понимать изображенную на карте информацию.

    Рассмотрите долготу и широту. Меридианы долготы - это географические координаты, которые указывают положение точки на поверхности Земли в направлении восток-запад относительно нулевого меридиана. Меридианы идут от Северного полюса к Южному по вертикали (или наоборот, от Южного к Северному полюсу). Параллели широты располагаются параллельно экватору («пояс» земного шара) по горизонтали и отмеряют расстояние к северу или югу от экватора. Цифры с четырех сторон карты соответствуют градусам долготы и широты. Каждый градус включает в себя 60 минут (в данном случае это единица расстояния, а не времени пути), а каждая минута равна 1 морской миле (примерно 1,85 километра).

    • Экватор и нулевой меридиан выбраны в качестве удобных ориентиров, так как они расположены примерно по центру земного шара.
    • Если вам предстоит поездка в соседний город, то о широте и долготе можно не задумываться. В случае дальнего путешествия они становятся неоценимыми помощниками и позволяют уточнить ваше местоположение.
  3. Учитывайте масштаб. Масштаб позволяет определить отношение между расстоянием на карте и фактическим расстоянием, чтобы подсчитывать расстояния до объектов. На каждой карте обычно используется разный масштаб, который указывается как соотношение вроде «1: 100 000». Такое обозначение дает понять, что 1 единица расстояния на карте равна 100 000 единицам в реальном мире.

Часть 2

Как ориентироваться по карте

    Определите свое местоположение. Если вы находитесь на дороге, то проще всего обратить свое внимание на ближайшие дорожные знаки и найти соответствующие отметки на карте. Если рядом нет приметных объектов, то попробуйте сопоставить окружающую местность с изображениями на карте. Обозначьте свое местоположение, чтобы двигаться в правильном направлении.

    Проверьте положение карты по компасу (не обязательно). Если вы ориентируетесь по компасу, то важно правильно откалибровать его в соответствии с окрестностями, чтобы учесть возможные перемены магнитного притяжения (обычно такие аномалии всегда обозначаются на карте). Иногда такой шаг называют склонением. Гораздо проще ориентироваться на месте, когда достаточно лишь повернуть голову в нужном направлении.

    Обозначьте пункт назначения. Обведите на карте место, до которого необходимо добраться, а затем определите расстоянием между отправной точкой и конечным пунктом. Затем используйте масштаб и выберите маршрут, который позволит добраться в пункт назначения в самое короткое время.

    • Определите расстояние по масштабу, чтобы точно отслеживать свои передвижения.
  1. Проложите маршрут. Теперь достаточно выбрать дороги и пути, которые приведут вас из пункта А в пункт Б. Кратчайшее расстояние между двумя точками - это всегда прямая линия между ними. Следовательно, лучше использовать прямой маршрут с минимальным количеством обходных путей.

  2. Следуйте выбранному маршруту до пункта назначения. Теперь можно сосредоточиться на самом путешествии. Передвигайтесь уверенно и отмечайте каждый оставленный позади километр, время от времени сверяйтесь с картой. Не отклоняйтесь от намеченного маршрута, если вы не выбрали другой путь заранее.

    • Обычно выбранный маршрут является вопросом предпочтений. Иногда необходимо спешить, чтобы вовремя добраться в пункт назначения, а в других случаях можно наслаждаться видом и рассматривать достопримечательности.
    • Если вы путешествуете в компании, то выберите одного человека, который будет отвечать за навигацию, чтобы не спорить и не запутаться в работе с картой.
  3. Используйте контрольные точки, чтобы не сбиться с пути. В процессе передвижения отмечайте на карте свои новые местоположения карандашом или ручкой. Ставьте точку, звездочку или другой символ возле каждого заметного ориентира. Таким образом всегда можно определить свое местоположение по последней контрольной точке, если потребуется повернуть назад.

    • На каждой остановке отмечайте пройденное расстояние и подсчитывайте оставшийся путь до пункта назначения.
  • Всегда храните карту в удобном и доступном месте.
  • Ламинируйте карты отдаленных районов, чтобы защитить бумагу от дождя, града и снега.
  • Обновляйте карты каждые несколько лет, чтобы на них были отмечены все изменения.
  • Перед дорожным путешествием купите комплект дорожных карт вашего региона. На них будут указаны названия и обозначения всех автомагистралей и многих проселочных дорог, которые могут пригодиться, если навигатор выйдет из строя.

Предупреждения

  • Следите за тем, чтобы карта оставалась целой. Поврежденная карта может быть бесполезной!
  • Придерживайтесь тех дорог и путей, которые нанесены на карту. Иногда появляется соблазн срезать или проехать по прямой линии, но чем дальше в глушь, которая не нанесена на карту, тем сложнее выбраться.

Измерение расстояний

Масштаб. Масштаб карты показывает, во сколько раз длина линии на карте меньше соответствующей ей длины на местности (проекции этой длины на плоскость). Он выражается в виде отношения двух чисел. Например, масштаб 1: 50000 означает, что все линии мест­ности изображены на карте с уменьшением в 50000 раз, т. е. 1 см на карте соответствует 50000 см (или 500 м) на местности.

Масштаб указывается под нижней стороной рамки карты в цифровом выражении (численный масштаб) и в виде прямой линии (линейный масштаб), на от­резках которой подписаны соответствующие им рас­стояния на местности. Здесь же указывается значение масштаба – расстояние в мет­рах (или километрах) на местности, соответствующее одному сантиметру на карте. Полезно запомнить правило: если в правой части отношения зачеркнуть два последних нуля, то оставшееся число покажет, сколь­ким метрам на местности соответствует 1 см на карте, т. е. значение масштаба.

При пользовании численным масштабом расстояния на карте измеряют в сантиметрах обычно при помощи линейки с санти­метровыми делениями. Полученное при этом число сантиметров умножают на величину масштаба.

Более просто измерять расстояния по карте с помощью линейного масштаба. Циркуль при измерениях по масштабу следует держать правой рукой, наклоняя его несколько от себя, так, чтобы хорошо было видно одновременно оба острия ножек. Необходимый раствор цир­куля устанавливается легким нажимом среднего или указатель­ного пальца на левую ножку. Для измерения извилистой линии шаг циркуля бе­рется сообразно длине звеньев линии.

При отсутствии циркуля его может заменить масштабная ли­нейка или же полоска бумаги, на которой черточками отмечается измеренное на карте или откладываемое на ней по масштабу рас­стояние.

Приближенно расстояния по карте можно определять с помощью подручного предмета (спички, карандаша и т.д.) для этого надо предварительно опре­делить по масштабу карты, ка­кому расстоянию на местности со­ответствует длина этого предмета.

Курвиметр. Для определения расстояний по карте очень удо­бен, особенно при измерениях длинных кривых и извилистых ли­ний, специальный прибор, называемый курвиметром.

Для измерения расстояния следует предварительно вращением колесика уста­новить стрелку курвиметра на начальное (нулевое) деление, а затем прокатить его вдоль всей измеряемой линии, наблю­дая, чтобы показания стрелки при этом возрастали. Если курвиметр дает пока­зания в сантиметрах, то соответствующие им расстояния на местности получают, умножая отсчеты по при­бору на величину масштаба карты.

Изучение местности

Последовательность и степень подробности изучения местности определяются кон­кретными условиями боевой обстановки, характером боевой задачи подразделения, а также сезонными ус­ловиями и тактико-техническими данными боевой техники, применяемой при выполнении поставленной боевой задачи. При организации обороны в городе важное значение имеет, определение характера его планировки и застройки, выявление прочных зданий с подвальными помещениями и подземных сооруже­ний. В том случае, когда по городу проходит мар­шрут движения подразделения, изучать с такой под­робностью особенности города нет необходимости.

Изучение местности, как правило, начинают с оп­ределения ее общего характера, а затем детально изучают отдельные местные предметы, формы и де­тали рельефа.

Определение общего характера местности имеет целью выявление важнейших особенностей рельефа и местных предметов, оказывающих существенное влия­ние на выполнение поставленной задачи. При опреде­лении общего характера местности на основе озна­комления с рельефом, населенными пунктами, доро­гами, гидрографической сетью и растительным пок­ровом выявляют разновидность данной местности, степень ее пересеченности и закрытости, что дает возможность предварительно определить ее тактиче­ские и защитные свойства.

Определение качественных и количественных ха­рактеристик местных предметов производится по кар­те со сравнительно большой подробностью.

Статьи по теме: