Игры на развитие внимания,ощущений,восприятия,памяти,мышления детей младшего школьного возраста. Игры на развитие восприятия

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное казённое образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья п.светлополянск Верхнекамского района Кировской области Сборник практических заданий и упражнений на развитие зрительного восприятия младших школьников. Педагог психолог МКОУС(К)ОШИ VIII вида п.светлополянск Медведева Елена Витальевна 2011 год 1

2 1.Аннотация Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют его ощущения и восприятие. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него, для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности. У умственно отсталых детей чаще, чем у нормально развивающихся, имеют место нарушения ощущении различной модальности и, соответственно, восприятия объектов и ситуаций. В сборнике представлены упражнения для развития зрительного восприятия детей младшего школьного возраста. Сборник может быть полезен педагогам психологам, учителям, родителям. 2

3 2.Введение В настоящее время в условиях обновления современного образования огромное значение приобретают разработки новых педагогических технологий, реализующих ориентацию на развитие личности младшего школьника, его индивидуальности. Появляется необходимость дифференцированного обучения, нацеленного, прежде всего, на развитие способностей учащихся. Одна из главных задач, стоящих перед школой на новом этапе ее развития, вооружать младших школьников осознанными, прочными знаниями, всесторонне их развивая. Развитие зрительного восприятия младших школьников одна из наиболее актуальных проблем обучения. Каждый учитель понимает, что развитие зрительного восприятия невозможно без развития мышления, а это значит, что бы обеспечить более успешное развитие зрительного восприятия, необходимо достигнуть главной цели воспитания всестороннего и гармонического развития личности. Зрительное восприятие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. воспитания личности младших школьников в целом. Зрительное восприятие у младших школьников это развитие восприятия и формирование представлений об окружающем мире, в котором живет младший школьник. Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития у младших школьников, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для многих видов труда [Меликян З.А.]. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов зрительного восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное зрительное восприятие. В самых общих чертах оно обозначает некоторый комплекс визуально-мыслительных отношений субъекта к реальности, а также конкретно-зрительные способы его креативного поведения. Работа «думающего глаза» и «визуальной мысли» определяет продуктивно-активную взаимосвязь видящего и видимою, кругозора и окружения. Зрение, осуществляя свой потенциал, становится в данном случае не столько механизмом сенсорного сканирования примет «внешнего мира», сколько специфическим способом визуально-мыслительного упорядочивания структуры реальности. Большое значение имеет формирование у младших школьников представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы геометрические фигуры, величины метрическая система мер [Венгер Л.А.] 3

4 Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками младшего школьного возраста и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Зрительное восприятие включает все виды и формы общения у младших школьников с внешним миром. Поэтому зрительное восприятие составляет неотъемлемую часть любой содержательной деятельности младших школьников, организуемой в школе, оно входит в любые формы воспитательно-образовательной работы с ними. Разумеется, в каждой из сторон общего воспитания зрительное должно быть педагогически правильно организовано, должно достаточно точно учитывать их особенности и задачи. Важность зрительного восприятия определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т. п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. Восприятие младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью отличается узостью, ограниченностью, фрагментарностью знаний об окружающем мире. Учащиеся затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, затрудняются при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно, если они перечеркнуты или перекрывают друг друга, не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д, что создает определенные трудности в усвоении учебного материала. Задача психолога - помочь таким детям в совершенствовании зрительного восприятия, сформировать недостающие практические действия и перенести их из внешних действий во внутренние, тем самым сформировав основу для успешного развития. 4

5 3. Упражнения для развития зрительного восприятия младших школьников РАЗДЕЛ 1. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ, НА СООТНЕСЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ 1.1 «Отгадай фигуру» Задание: ребёнку предлагается набор геометрических фигур. На доске или перед ребёнком изображения тетради, пенала, ластика, красок, точилки. Ребёнку предлагается назвать все нарисованные предметы и подобрать к ним обобщающее слово. Затем закрыть глаза и на ощупь определить какую геометрическую фигуру дал психолог, ответить на вопросы: -Какой предмет похож на треугольник? (квадрат, круг, прямоугольник) -Из чего он сделан? 1.2 «Воспроизведение геометрических фигур» Задание: внимательно рассмотреть рисунок, проговорить какая фигура, где находится, по памяти нарисовать. 1.3 «Покажи дорожку» Задание: посмотреть внимательно на таблицу из геометрических фигур, помочь герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту, для этого покажи или закрой фишками слева направо: а) все треугольники (квадраты, круги), б) все заштрихованные треугольники (круги, квадраты). 1.4 Упражнение "Геометрические фигуры" Детям предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигур (Приложение 1, рис.1) Задания учащимся: определите, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников и т.д. 1.5 Игра " Что в свертке". Для участия в игре дети разбиваются на две команды. К игре команды должны заранее подготовиться. Члены обеих команд должны принести из дома 5-6 предметов необычной формы, завернутые в бумагу, чтобы трудно было догадаться, что в сверстке. Ощупывают каждый предмет все члены команды. За правильно названный неразвернутый предмет каждой команде дается фишка. 1.6 Игра "Развиваем наблюдательность" Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течение 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы. Педагог дает задание составить список предметов: красного 5

6 цвета, круглых, деревянных, начинающихся на букву К и т.п. За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляются баллы. 1.7 Упражнение "Дорисуй фигуры" Ученику показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их. 1.8 «Срисовывание по клеточкам» Задание: посмотри внимательно на рисунок, на нём изображена фигура, состоящая из линий, нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам, по окончании проговорить с ребёнком, как он это рисовал. 1.9 «От маленького к большому» Оборудование: карточки с изображением обуви разных размеров, матрёшек, домиков и других предметов. Задание: разложи предметы от самого маленького к большому «Сравни по длине, ширине, высоте» Оборудование: изображения предметов различных по высоте, ширине, длине. Ребёнку предлагается показать и назвать самое длинное (широкое, высокое) изображение, затем самое короткое (узкое, низкое). Положить картинки (или игрушку) на самое длинное (широкое, высокое и т. д.) изображение «Назови, сколько...» Ребёнку предлагается назвать, сколько на рисунке треугольников, квадратов, овалов, прямоугольников (Приложение 1, рис.2) 6

7 РАЗДЕЛ 2. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ 2.1 Соотнесение объектов по цвету: «Звёзды» Материал: карточки с изображением цветных звездочек в соответствии с количеством детей, цветные фишки разных цветов (Приложение 2, рис. 1) Ребенку дается карточка и цветные фишки. «Рассмотри карточку, там изображены цветные звездочки это «домики» для фишек. Поставь каждую фишку в свой домик, назови цвет». 2.2 Фиксация по насыщенности цвета: «Кораблик» Оборудование: карточки с изображением цветного кораблика с контурами трех кружков (огоньков) и по три цветных кружочка (красного цвета разных оттенков: темно красный, красный, светло красный). Ребенку даются карточка и три кружочка: «Рассмотрите кораблик, на нем изображены огоньки. Помогите «зажечь огоньки»: разложите кружки на кораблике от темного к светлому». (Приложение 2, рис. 2) 2.3 «Гусеница» Оборудование: кружки зелёного цвета различные по насыщенности. (Приложение 2, рис.3) Задание: разложи кружочки зеленого цвета разных оттенков от самого светлого к самому тёмному. 2.4 «Знаковая таблица» Детям предлагают на цветной таблице показать числа определенного цвета в порядке возрастания (убывания) за определенное время. 2.5 Воспроизведение из цветных полосок различных сочетаний, напоминающих буквы П,Н,Ш,Т, и т.д. Предварительно проводится тщательный анализ, в ходе которого дети уточняют, из скольких полосок составлена данная фигура, какого она цвета, размера, как расположены. 2.6 «Одинаковые буквы» Различение сочетаний полосок по цвету, размеру и расположению. Для сравнения берется не более двух сочетаний: различающихся расположением полосок, сходных по цвету и размеру; различных по цвету полосок, сходных по их расположению и размеру. Например: 7

8 РАЗДЕЛ 3. РАБОТА С НАЛОЖЕННЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ И ЗАШУМЛЕНИЕМ 3.1. «Наложенные изображения» Ребенку предъявляют 3 5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения. 3.2 «Спрятанные изображения» Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения. 3.3 Зашумленные изображения» Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать (Приложение 3, рис.1) 3.4 «Кто больше увидит» Рассмотреть картинку, назвать всех животных, которых удалось увидеть. (Приложение 3, рис. 2) 3.5 Найди рыбу, волка, лошадь, улитку, мышь, клоуна, молящегося человека (Приложение 3, рис.3) 3.6 Перечисли все инструменты, изображённые на картинке (Приложение 3, рис.4) 8

9 РАЗДЕЛ 4. УПРАЖНЕНИЕ НА УМЕНИЕ ГРУППИРОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ ПО ФОРМЕ, ВЫДЕЛЕНИЕ ЧАСТИ ИЗ ЦЕЛОГО, СОСТАВЛЕНИЕ ЦЕЛОГО ИЗ ЧАСТИ 4.1 «Собери картинку» Педагог показывает ребёнку рисунок из треугольников разной величины, вида, цвета. Задание: выложить один из рисунков или найти на рисунке треугольник такой же формы. 4.2 «Выложи из палочек» Задание: выложить по образцу узор или силуэт из палочек. 1-ый уровень сложности узоры в одну строчку, 2-ой уровень сложности простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек, 3-ий уровень сложности более сложные силуэты, состоящие от 6 до 14 палочек 4.3 «Собери фигуры» Учащимся предлагаются различные сочетания из цветных полосок в виде несложных знакомых предметов: стол, стул, елочка и др. Устанавливается, на что похожа данная фигура, из каких полосок, какого размера и цвета она составлена. После этого фигурка разбивается на полоски и затем опять восстанавливается по следам анализа: 4.4 «Разрезанные изображения» Предъявляют части 2 3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения. Варианты:предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями). 4.5 Складывание картинки из пазлов. 9

10 РАЗДЕЛ 5. УПРАЖНЕНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ, РАЗВИТИЕ ГЛАЗОМЕРА 5.1 «Что, где было? И что изменилось?» Задание показать и назвать, что или кто находится над под, выше ниже, за перед, справа слева данного объекта или предмета. Объяснить, что изменилось. 5.2 «Кто (что) где?» Задание: рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительного заданного, пользуясь полными предложениями, с использованием слов выше ниже, ближе дальше, справа слева 5.3 «Нарисуй фигуры» Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре - круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник, ниже - прямоугольник, над прямоугольником - 2 маленьких кружка, под прямоугольником - маленький кружок. Задание ребенок выполняет последовательно. 5.4 «Шкафчик» Материал: склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящичками. На глазах у ребенка в один из ящичков прячут маленькую игрушку. Через мин ребенку предлагают ее найти. Варианты: прятать одновременно 2 3 игрушки; найти по вербальной инструкции спрятанную в ящичек игрушку. 5.5 «Спички» Оборудование: коробок спичек. Разложить на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор. Затем он закрывает глаза, а узор на столе изменяется. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде. 5.6 Внимательно слушай и рисуй. Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Дети должны зарисовать их на указанном месте согласно инструкции (вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т.д.). 5.7 Игра «Измеряем на глазок» Учитель предлагает учащимся внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет. Затем дети по очереди рисуют на доске этот предмет в полную величину. Учитель оценивает результаты, сравнивая рисунки с самим предметом. Победителем считается тот ученик, чей рисунок наиболее близок к оригиналу. 10

11 РАЗДЕЛ 6. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОСМЫСЛЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА 6.1 Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов. - Какие предметы изображены? Назови их (Приложение 4, рис.1) 6.2 Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр. - Какие предметы изображены? Назови их (Приложение 4, рис.2) 6.3 Поиск отличий в сходных изображениях. - Найди отличия в этих рисунках (Приложение 4, рис.3) 6.4 Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей (Приложение 4, рис. 4) - Что не нарисовал художник? 6.5 «Найди заплатку» Ребёнку предлагается рисунок коврика, в котором часть узора вырезана, и набор заплаток. Необходимо подобрать заплатку точно с таким узором, как на коврике. 6.6 Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям. 6.7 «Кукольный театр» Водящий встаёт за ширму или занавес и на одну секунду показывает из ширмы какой-нибудь предмет или куклу стоящим по другую сторону детям. Играющие должны описать увиденный предмет. Можно одновременно показывать несколько вещей после того, как упражняющиеся достаточно напрактикуются. 6.8 «Фотограф» Детям предлагается войти в комнату и быстро осмотреть ее обстановку, стараясь получить хорошую мысленную фотографию возможно большего числа предметов, размера комнаты, высоты, цвета обоев, числа окон и дверей, стульев, столов, игрушек и т. д. Затем ребята выходят из комнаты и описывают увиденное. Далее сравнивают описание с оригиналом. 11

12 РАЗДЕЛ 7. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 7.1 «Что изменилось?» Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось. 7.2 «Найди ошибку» Ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями: слов одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя); примеров сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др.; предложений пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.). Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку. 7.3 «Найди отличия» Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства. 7.4 «Парные изображения» Предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5 7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия. Варианты: используются парные игрушки; предъявляют предмет и его изображение. 7.5 «Незаконченные изображения» Предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать). Варианты: предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение. 7.6 «Точечные изображения» Предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их. 12

13 7.7 «Перевернутые изображения» Предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180. Требуется назвать их (Приложение 5, рис.1) 7.8 «Запомни и нарисуй» Ребенку предлагают запомнить ряд из 4 6 предметов, а затем схематично нарисовать их. 7.9 «Буковки» Предлагают несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо найти и обвести карандашом (или подчеркнуть): все буквы И; все гласные; одним цветом все буквы Б, а другим цветом все буквы П «Найди букву» В тексте ребенку предлагают одной чертой подчеркнуть букву А, двумя все буквы Н, под буквой О поставить точку Игра "Самые наблюдательные". Дети делятся на две команды. Ведущий к доске прикрепляется две репродукции картин (для каждой из команд). В течение 5 минут ребята рассматривают репродукции, каждая команда свою, стараясь запомнить детали. Затем репродукцию первой команды размещают так, чтобы ее видели все, кроме членов первой команды. А репродукцию второй команды должны видеть все, кроме членов второй команды. Членов первой команды подробно расспрашивают о всех деталях их картины. А членов второй команды подробно расспрашивают о всех деталях их картины. О количестве вопросов команды договариваются заранее. Какая команда отвечает более полно на все вопросы, та и побеждает в этой игре Игра «Нелепицы» Оборудование: картинки с ошибками. Задание детям: найди ошибки, которые допустил художник на картине Игра "Буратино учится" Для этой игры нужно приготовить тетрадь в клеточку и карандаш. Буратино начал рисовать и не закончил узор, помоги ему выполнить задание. Буратино срисовал узор, но наделал много ошибок. Сравни два узора и найди в работе Буратино ошибки. А теперь нарисуй узор, не допуская ошибок. 13

14 7.14 Нахождение сочетания букв (цифр) в ряду других. Найди точно такую же группу букв среди остальных (Приложение 5, рис.2) 7.15 Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта. - Какие буквы написаны? Сколько их? (Приложение 5, рис.3) 7.16 Выделение в предметах (геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе. - Раздели все буквы на 3 группы. Чем похожи эти буквы? (Приложение 5, рисунок 4) 7.17 «Коробочка считает» Для выполнения задания необходимо изготовить коробочку из двух отделов, перегородка в которой должна быть ниже уровня края коробки. Положить на дно 10 горошин (пуговиц), закрыть крышкой. Когда коробочка закрыта, ученик встряхивает ее, затем открывает и смотрит как распределились горошины в обеих половинках (1 и 9, 3 и 7, 5 и 5, и т. п.). Затем он должен по памяти зарисовать расположение горошин, ставя вместо них кружочки и соответствующие числа, определяющие количество горошин в каждой части «Что пропущено?» Учащиеся выполняют задание в парах. У каждого набор карточек с числами (например, от 1 до 10 или от 10 до 20 и т.д.) Один берет из своего набора 4-5 любых карточек и раскладывает их перед соседом с определенным интервалом, Например, Другой ученик из своего набора карточек должен взять карточки с необходимыми числами и положить их на соответствующие места. Затем играющие меняются местами «Слово в слове» 7.20 Нахождение в тексте слов с определенным составом; состоящих из данного количества букв, слогов; с ударением на определенном слоге и др «Расколдуй слово» (гамазин магазин, чекали качели) «Составь слово» Ребёнку предлагается набор букв, из них необходимо составить несколько слов. Варианты: предлагается длинное слово, из букв этого слова надо составить другие слова. 14

15 Список литературы 1. Венгер Л.А. Развитие сенсорного восприятия в процессе воспитания. М.: Просвещение, Григорьева Л.П. Пластичность зрительной системы и обучение. Физиология человека Меликян З.А.Организация зрительного восприятия у младших школьников. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, с. 4. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. Питер, Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», Игнатьев Е. И., Лукин И. С., Громов М. Д., Психология. Пособие для педагогических училищ (школьных). - М., «Просвещение», 1965 г. 7. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Питер,

16 Оглавление 1. Аннотация Введение Игры и упражнения для развития зрительного восприятия младших школьников Раздел 1. Упражнения на развитие восприятия формы предметов, на соотнесение предметов по величине Раздел 2. Упражнения на развитие цветовосприятия Раздел 3. Работа с наложенным изображение и зашумлением Раздел 4. Упражнения на умение группировать предметы по форме, выделения целого из части, составление части из целого Раздел 5. Упражнения на восприятие пространственного расположения предметов, развитие глазомера Раздел 6. Упражнения на развитие осмысленности восприятия, совершенствование зрительного анализа Раздел 7. Дидактические игры Заключение Список литературы Оглавление Приложения 16

17 Приложение 1 Рисунок 1 Рисунок 2 17

18 Приложение 2 Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 18

19 Приложение 3 Рисунок 1 19

20 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4 20

21 Приложение 4 Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 21

22 22 Рисунок 4

23 Приложение 5 Рисунок 1 Рисунок 2 23

24 Рисунок 3 Рисунок 4 24

25 . 25

26 26


Серия дидактических игр 1 этап - игры направленные на развитие умения произвольно распределять и переключать внимание с одного объекта на другой в результате сознательных усилий воли. «Найди отличия» Обучающая

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой

Пояснительная записка Одним из основных направлений дошкольной подготовки является математика. Содержание программы направлено на всестороннее развитие личности, формирование умственных способностей ребенка.

Пояснительная записка В соответствии с Законом РФ Об образовании, Концепцией модернизации дополнительного образования детей РФ до 200 г., ведущей функцией системы дополнительного образования детей является

Семинар практикум для родителей «Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» Дисграфия частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью

Диагностика зрительно-пространственных функций у младших школьников Для того чтобы вовремя определить нарушения письма, необходима дифференциальная диагностика зрительно-пространственных функций. Сложность

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие детей Значение сенсорного воспитания эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. Обеспечить освоение детьми сенсорных

Дополнительная образовательная программа «Развивающие игры» (программа рассчитана на детей от 3 до 7 лет, срок реализации 4 года) Рабочая программа разработана на основе игровой технологии интеллектуальнотворческого

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК РАЗВИТЬ ПАМЯТЬ У РЕБЕНКА Подготовила: Кузнецова К.В.воспитатель ГБДОУ 82 Приморского района г. Санкт-Петербурга Зачастую родители жалуются на плохую память детей. Как улучшить

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных

Критерии результативности I.Формирование сенсорных эталонов: 1.Цвет I.Формирование сенсорных эталонов: 2.Форма Система оценивания планируемых результатов Параметры оценивания Период оценивания Инструментарий

Артикул 21007 Развивающая игра "ТопоЛого Гео" Описание: Развивающая игра «ТопоЛого Гео» позволит ребенку увидеть трехмерность обычных геометрических форм. Воссоздание рисунков идентичных рисункам на карточках

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

«Мой ребёнок будущий первоклассник. Как подготовить ребёнка к школе» Подготовила: педагог-психолог Лебабина О.В. «Быть готовым к школе не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе значит

Основные геометрические фигуры и понятия, навыки рисования геометрических объектов, логические задачи, развитие пространственного воображения Уважаемые родители и педагоги! Предлагаем вашему вниманию книгу

СЕНТЯБРЬ понедельник вторник среда четверг пятница 1 неделя «Встреча с Гномиком» - развивать представления детей о пространственном расположении частей своего тела. восприятия и внимания.(тема на несколько

Протокол обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей Учащегося (-йся) Класс Возраст: Дата проведения: 1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого,

Коррекционно-развивающие упражнения Упражнение 1 «Говори наоборот» Предложите ребенку поиграть: «Я буду говорить слово, и ты тоже говори, но только наоборот, например, большой -маленький» (работает творческая

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФЭМП В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. По формированию элементарных математических представлений существует

Картотека игр «Развиваем память» КАРТОЧКА 1 «Что изменилось?» Вариант 1. Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты.

Занятие 1 2, стр. 1. 1, стр. 1. Бланк 1 «Найди закономерность». 2, стр. 1. Задание 1: перенеси каждую фигуру на новое место. Занятие 2 2, стр. 2. 1, стр. 2. 2, стр. 2. Задание 1: дорисуй у каждой ѐлки

Шишкина Маргарита Юрьевна, учитель дефектолог, КОУ «Калачинская адаптивная школа интернат» город Калачинск, Омская область ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ

Математический уголок в средней группе. Подготовила: воспитатель Калашян О.В. ГРУППА «Бусинки» «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает

«РАЗВИВАЮЩИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.

Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида Игра «Кто где стоит?» Учитель выставляет на стол пять игрушек зверей,

Дидактические игры в развитии математических способностей у детей с задержкой психического развития. Учитель-дефектолог: Овсиенко Вера Федоровна Используя дидактические игры в работе с детьми с ЗПР, я

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа коррекционного курса по «Развитию зрительного восприятия» составлена на основе: 1. ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ 2. Никулина Г.В., Фомичева Л.В, Замашнюк Е.В. Развитие

МКДОУ БАЙКАЛОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 6 «РЯБИНУШКА«ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК

Развивающие игры для детей 4-5 лет в детском саду. Игра «Фотоаппарат». Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь. Игровой материал

Давайте поиграем Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве

Конструирование. Дидактические игры. Построим дом (возраст 3-4 года, 4-5лет). Цель: Составление домов разных размеров. Учить детей подбирать двери, окна, крыши соответствующие величине данного дома. Материал:

Кружок по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка развитие его ума, формирование таких мыслительных умений

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида 23 «Солнышко» Консультация учителя-логопеда для родителей на тему: «Профилактика дисграфии и дислексии у детей

Задание: Рассмотри изображения и попробуй объединить их в группы по самому главному признаку. Задание: Найди и раскрась предметы, нарисованные в клетках. Задание: Составь как можно больше групп их этих

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 6-7 ЛЕТ Любимова М.М. 1. СЛОЖИ (разрезная картинка) Задание направлено на выявление уровня развития интереса к познавательным задачам, установление

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ИЗО Д/И «Угадай, что получится?» Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество. Материал: Лист бумаги, карандаши. Задание: Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать

Занимательный математический материал» (младший возраст) составила воспитатель МБДОУ 45 Забалуева О.В. Дидактическая игра «Портрет» Возраст 4-5 лет * Учить детей видеть в схематичном изображении предметов

Развитие наглядно образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр. Выполнила учитель дефектолог МКДОУ 85 Илюшина Е.В. Миасс 2014г.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для развития ТВОРЧЕСКОГО воображения у дошкольников 5 7 лет» 1.Упражнение «На что похожи наши ладошки» Цель: развитие воображения и внимания. Предложить

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная

Познавательное развитие Кружок «Игралочка» Данная программа разработана на основе курса «Игралочка» авторов Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасовой Цель и задачи программы, ее место в образовательном процессе.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа коррекционного курса по «Развитию зрительного восприятия» составлена на основе: 1. ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ 2. Никулина Г.В., Фомичева Л.В, Замашнюк Е.В. Развитие

ГКУ ВО «Покровский детский дом» Из опыта работы учителя- логопеда высшей квалификационной категории: Кирилловой Натальи Ивановны Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РУДНЯНСКИЙ ДОМ ТВОРЧЕСТВА» Принята на педагогическом совете от 01.09.2015 года иректора 015 года Образовательная программа дополнительного

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ Шамсутдинова Дина Робертовна г. Магнитогорск ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» Институт

ГК ДОУ «Детский сад 2 «Золотой ключик» Программа развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР /с использованием методов модель звука и кинезиологической программы/ Учитель-логопед:

Оглавление Пояснительная записка... 3 Учебно-тематический план... 6 Методики диагностики для изучения развития детей младшего дошкольного возраста... 10 Используемая литература... 12 2 Пояснительная записка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 256» Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников. Раздел «Количество и счет» Подготовила: воспитатель Тарасова

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного

Занятие 1 1. Развитие восприятия (целостность объекта). Повторение понятий «целый», «часть», «половина». 2. Ориентация во времени. Изучение темы: сезонные изменения в природе и жизни человека. 4 сезона:

Планирование работы «Неделя математики» в младшей группе 3» Проблема: Недостаточность знаний сенсорных эталонов у детей младшего возраста. А так же о способах подачи их детям. Цель: Помочь правильно сформировать

Играем дома вместе с блоками Дьенеша Педагог-психолог Сергеева О.С. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 объемных, неповторяющихся

Тема: Организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с целью обогащения сенсорной культуры. Введение Воспитание чувств содействует самовоспитанию и его психофизическому развитию.

МКДОУ Краснозерский детский сад 5 Представление опыта работы по теме «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Петренко Н.И. р.п. Краснозерское

Воспитатель МДОУ д/с 163 Бойко Марина Владимировна Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста Ранний возраст чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только

Занятие 1 1. Развитие восприятия (целостность объекта). Знакомство с понятием «целый», «часть», «половина». 2. Ориентация в пространстве. Знакомство с понятиями «высокий - средний - низкий», «высоко низко»,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по предмету «Русский язык» класс 1а (доп) учитель: Семенова Вера Анатольевна, высшая квалификационная категория 2017-2018 учебный год Оглавление Пояснительная записка... 3 Цели

Программа развития зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекции их недостатков*.а. Степанова НИЗВСТН ИЗВСТНМ Наложенные изображения Ïðîñëåæèâàíèå âçîðîì íàëîæåííûõ ëèíèé,

Игры для развития внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста. Для развития внимания полезно проводить хорошо известные воспитателям упражнения: «Найди отличия», «Найди предмет, не похожий

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 30» Центрального района г. Барнаула КОНСУЛЬТАТИВНО-РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Знакомство детей дошкольного

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30 для детей раннего возраста Колпинского района Санкт-Петербурга Консультация для родителей Тема: «Математика-это интересно!»

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша универсальный дидактический материал» В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность

Диагностические материалы Задание 1 «Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко) Назначение задания: выявить умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному

Задания для родителей по развитию детей в домашних условиях Сентябрь Память Поход в гости Несколько чистых листов бумаги (можно цветной), карточки с изображением различных животных или сказочных персонажей

Игры на осязательное восприятие формы способствуют координации рук и глаз. Без этого ребенок не овладеет огромным количеством практических навыков: не научится завязывать шнурки, застегивать пуговицы, вытирать руки полотенцем и т.д. В этих играх исключается участие зрения. Игры на целенаправленное восприятие формы и величины делают эти признаки субъективно значимыми, что способствует их более точному различению. Активное участие в совместных играх позволяет малышам легко и успешно овладевать рациональными приемами обследования формы и величины предметов.

«Что привез мишка?»

Перед играющим ставится задача - узнать на ощупь, какой предмет попал ему в руки. Для игры нужны небольшие игрушки контрастной формы. Они должны заметно отличаться друг от друга и изображать знакомые детям предметы. Это могут быть кубики, шарики, игрушечная посуда, цыплята, машинки, куколки-голыши, лошадки и т.д. Количество игрушек должно соответствовать числу детей. Желательно иметь по два-три экземпляра каждой игрушки. Для игры нужен также мешок из плотной ткани, вмещающий все игрушки. В мешке продергивается резинка, чтобы ребенок не мог заглянуть в него, когда ищет игрушку. Кроме того, для игры нужны плюшевый мишка, а также машина или санки, на которых тот приедет.

Описание игры

Дети усаживаются на стульчики, и в комнату въезжает игрушечный мишка на большой машине (или санках), которого подталкивает помощник воспитателя (или старший ребенок). В лапах у мишки большой мешок с игрушками. Воспитатель сообщает, что мишка для каждого привез какую-то игрушку, но он просит не заглядывать в мешочек, а выбрать себе подарок руками, потом сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешка и показать всем. Мишка по очереди вызывает детей и предлагает поискать игрушку. Таким образом, все получают подарки и возвращаются на свои места. Каждый ребенок должен показать всем свою игрушку, назвать ее и показать, как с ней можно играть: например, покатать машинку, попрыгать с зайчиком, покружиться с куколкой и т.д. Выполнив игровое действие со своей игрушкой, дети кладут ее на стол. После того как заканчивается первая «раздача подарков», игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются в мешок, и дети опять ищут себе подарки. Но теперь уже каждый ребенок знает, какую игрушку ему хочется найти, и благодаря этому узнавание предметов по форме становится успешнее.

«Фокусник»

Эта игра учит целенаправленно обследовать форму, обеими руками поворачивая предмет и ощупывая его пальцами со всех сторон. Игра способствует также воспитанию познавательной активности детей и повышению у них интереса к решению умственной задачи. Игра приучает малышей к соблюдению достаточно трудных правил (нельзя подсказывать и подглядывать). Создается игровая ситуация, в которой дети по очереди исполняют роль фокусника, который умеет, не глядя, угадывать, какой предмет у него в руках.

Для игры нужны игрушки, хорошо знакомые малышам. Они должны быть средних размеров и контрастной формы. Например, деревянный шарик, кубик, грибок, матрешка, ведерко, чашечка, тарелочка или блюдце, голыш, куколка, уточка, рыбка, легковая машинка и т.д.

Чтобы исключить участие в этом процессе зрения, нужен колпачок или повязка на глаза. Колпачок должен сидеть на голове ребенка свободно и глубоко (но не касаться глаз). Нужен также мешочек для хранения игрушек.

Описание игры

В игре могут участвовать все дети группы. Они сидят на стульях напротив стола с игровым материалом. Воспитатель достает мешочек, вынимает из него каждую игрушку, показывает малышам и ставит ее на стол. Потом он достает колпачок фокусника (или повязку), одевает его на голову одного из детей, усаживает того за отдельный столик, чтобы остальным детям было хорошо видно, что фокусник делает. Затем воспитатель подзывает еще одного ребенка и дает ему важное поручение: как только фокусник наденет колпачок, надо подойти к игрушкам, выбрать любую из них, поднять ее повыше и спросить: «Что у меня в руках?», потом подойти к нему и положить игрушку прямо ему в руки.

Учитывая импульсивность малышей, следует на всякий случай слегка придерживать колпачок (или повязку) на голове фокусника, чтобы тот не сбросил его. Когда фокусник возьмет в руки игрушку, надо посоветовать ему поворачивать ее в руках, ощупывать пальцами со всех сторон. Ребенок должен сам назвать игрушку. Правильный ответ вызывает аплодисменты. Фокусник снимает колпачок и раскланивается перед зрителями, как артист. Затем он садится на место, выбираются новый фокусник и ребенок, который будет передавать ему игрушку.

Игра повторяется неоднократно.

«Где твой дом?»

Эта игра направлена на развитие целенаправленного зрительного восприятия формы геометрических фигур. В ней повышается целенаправленность и субъективная значимость рассматривания, поскольку зрительный образ формы фигуры подсказывает ребенку, где находится его дом. Игровая ситуация имеет сюжетный характер. Участники игры получают роли жильцов, переезжающих в новый дом. Эти роли и соответствующие им движения делают интересной и важной для детей обучающую задачу игры, которая заключается в том, чтобы сравнить фигурки на своих карточках с другими, большего размера и найти среди них такие же.

Для игры нужны маленькие карточки (6x8 см) с изображением следующих геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат и прямоугольник. Количество всех карточек должно соответствовать числу участников игры. Кроме того, нужны четыре большие карты с изображением тех же фигур. В большие карты можно продеть шнурки, чтобы детям удобнее было их держать.

Описание игры

Игру можно проводить со всей группой как в помещении, так и на участке. Воспитатель подзывает к себе четырех детей, дает каждому по большой карте с опознавательным знаком нового дома, в который будут переезжать жильцы. Дети с картами занимают свои места (встают в круги, начерченные на земле). Остальные участники игры получают маленькие карточки - это приглашения переехать в новый дом. Воспитатель объясняет правило: каждый смотрит на свое приглашение, но никому его не показывает, чтобы никто не знал, в какой дом он собирается переезжать. На приглашении нарисована фигура, которая поможет найти дом. Чтобы не спутать свой дом с чужим, нужно внимательно рассмотреть все фигуры на домах и выбрать такую же, как на карточке. Тот, кто ошибется, в дом не попадет, так как его не пустят.

После этого некоторое время дети свободно двигаются по площадке, изображая разные способы передвижения (кто на чем переезжает - кто на машине, кто на поезде, кто на лошади и т.д.). Они еще не знают, где чей дом, так как большие карты им пока не показали. По сигналу воспитателя «Стоп!» дети с большими картами (хозяева) поднимут их, а дети, изображающие жильцов, должны будут остановиться, рассмотреть свои карточки, а потом поискать, на каких «домах» находятся такие же фигуры.

После небольшой паузы воспитатель спрашивает: «Где твой дом?» После этих слов дети разбегаются по своим домам. Как только дом будет полностью заселен, все его жильцы поднимают карточки. Воспитатель и хозяева домов проверяют, в каком доме раньше собрались жильцы и все ли правильно нашли свой дом, отмечают победителей.

Затем взрослый собирает маленькие и большие карточки, выбирает новых хозяев, раздает новые приглашения и игра повторяется.

«Веселые матрешки»

Игра на восприятие величины. Народная игрушка - матрешка, отдельные части которой отличаются только размером, - как будто специально создана для того, чтобы научить детей различать величину предметов. Эта игрушка учит сравнивать и соизмерять предметы по высоте, ширине, а иногда и в разных пространственных измерениях одновременно. Игра близка интересам детей: матрешки то гуляют, то прячутся, то обедают, то расходятся по домам и т.д. Ее сюжетный характер имеет важное значение для развития творческой инициативы в самостоятельных играх и подготавливает малышей к ролевой игре. Игра способствует не только восприятию величины, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения. Все это очень важно для умственного развития дошкольников. Проводится она с небольшой группой детей (пять-шесть человек).

Нужны два комплекта пятиместных матрешек, два комплекта разных по величине кружочков (тарелочек для матрешек), башенка из полых кубов, которую можно заменить элементами строительного материала, из которых строятся домики для матрешек. Кроме перечисленных предметов, используется самодельный ростомер. Его можно изготовить из пирамидки, сняв с нее все колечки. На подставку от пирамидки будут становиться матрешки, а одно из колечек опускается на голову матрешке. На палочке или вертикальном планшете, который устанавливается сзади, можно карандашом отмечать рост матрешек.

Описание игры

По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Взрослый обращается к малышам: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (Смотрит вокруг, потом берет в руки матрешку и покачивает ее.) Что-то там в середине гремит. Посмотрим, что там есть. (Снимает верхнюю половину матрешки.) Вот, оказывается, где они все спрятались! (Все матрешки выстраиваются в ряд.) Давайте познакомимся с ними!» Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом:

«Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я - Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну берет воспитатель). Игра начинается.

Сначала матрешки гуляют (ходят по столу). Потом их зовут к медсестре измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают на ростомер, а воспитатель опускает колечко и вместе с детьми отмечает, какого роста каждая из матрешек. Он спрашивает детей и уточняет, какая матрешка самая высокая, какая чуть пониже, какая - самая низкая, какая - чуть повыше. Потом все матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает по очереди детей, которые подбирают для своих матрешек соответствующие тарелочки. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой, - говорит он, - становитесь в пары!» Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешку по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. По просьбе воспитателя дети показывают, в каком месте не хватает пары. Матрешки появляются, малыши ставят их на место, и игрушки отправляются домой.

Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей. Матрешки кланяются, прощаются и уходят в домики.

Сюжеты можно продолжать и развивать, насколько хватит фантазии воспитателя и детей.

Восприятие окружающего мира — это важнейшая деятельность ребенка, которая формируется с момента его рождения. Исследования и жизненные примеры свидетельствуют, что любые нарушения в системе восприятия приводят к серьезным дефектам в развитии всей когнитивной (интеллектуальной) сферы и личности ребенка. Восприятие — это процесс создания образов предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств и сторон, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. С помощью восприятия ребенок получает знания об окружающей действительности. В соответствии с преобладающей ролью той или другой системы органов чувств, участвующих в формировании образа, восприятие делится на зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и т.д. Восприятие вызывается яркой вне-шностью объекта, громкостью звука, контрастом с фоном, наличием интереса к данному объекту у человека.

Восприятие тесно связано с речью. Воспринимая предмет, ребенок осмысливает его как единое целое и относит к определенной категории. Восприятие детей развивается естественным путем, но ему необходима «пища» в виде многообразных и ярких впечатлений из окружающего мира. Такие впечатления и доставляет ребенку игра. Но при серьезной и правильной организации воспитания Ребенка необходимо играть с ним в игры , которые специально направлены на развитие разных форм восприятия.

☺ Игра «Духи-сухарики»

Для игры потребуются небольшой флакончик духов и упаковка сухариков. На нос одному участнику кладется сухарик. Второй участник предлагает первому понюхать духи так, чтобы сухарик не упал. При этом он может медленно водить флакончик из стороны в сторону, опускать и поднимать. Участник с сухариком должен держать нос как можно ближе к флакону. Игра идет на время. Например, участник с сухариком должен продержаться 1 минуту. В случае, если он удержал заданное время сухарик на носу, он получает приз. (Например, может съесть свой сухарик.)

☺ Игра «Прогулка е лесу»

Для этой игры необходимо использовать звуковые записи разнообразных звуков, которые можно услышать в лесу: пение птиц, крики зверей, шум ветра, треск сучьев, шорох листьев, журчание ручья. Можно приобрести готовые записи, а можно составить их из музыкальных произведений и имитирующих звуков. Когда запись готова, начинается игра. Дети «идут в лес» и слушают соответствующие звуки. Их задача — отреагировать на эти звуки наиболее правильным образом: пение птиц послушать и попытаться им подпеть, шорох листьев — осторожность (вдруг ползет змея); ветер смотреть на небо (вдруг дождь); крики животных — или прятаться (медведь идет), или посмотреть (зайчик «барабанит»); ручей журчит — надо искать обход и т. д. Таким образом, дети совершают «прогулку по лесу», ориентируясь на звуки.

☺ Игра «Музыкальная картина»

Детям предлагается конкретная музыка, соответствующая возрасту играющих. Это может быть классическая или эстрадная музыка, важно, чтобы она была без слов.

Первый вариант . После прослушивания музыки детям дается четыре краски: красная, зеленая, синяя, желтая. Они должны изобразить услышанную музыку с помощью этих четырех красок и озаглавить рисунок. По окончании проведите конкурс полученных рисунков и подписей к ним.

Второй вариант. В момент исполнения музыки дети движениями должны изображать конкретных персонажей, которых напоминает им музыка. Это могут быть звери, сказочные герои, конкретные люди. По окончании исполнения музыки и движений рассказать, кого они изображали.

☺ Игра «Заштопай ковер»

Заранее подготавливаются кусочки ткани — «ковры» (их можно заменить раскрашенными под ткань кусочками обоев, бумаги), в каждом из которых вырезано по одной дырочке. К каждой ткани есть парный маленький квадратик. Задача ребенка — «заштопать» ковер таким же кусочком, подложив его снизу к дырочке. Важно, чтобы ребенок учел не только расцветку, но и фактуру ткани, размер «дыры». Побеждает тот, кто «заштопал» больше ковров, допустив минимум ошибок. Для маленьких детей целесообразно сделать дырочки простой формы (овал) и одного размера. Для более старших нужно сделать «дырочки» самых вычурных и разнообразных форм, а «лоскутки» для штопки в виде кружков, треугольников и прямоугольников разных размеров. Для «штопки» одной дырочки могут быть несколько лоскутков такой же расцветки, но по форме и размеру может подходить только один.

Варианты ковров

☺ Игра «Таинственный предмет»

Для проведения игры подбирается несколько (10 — 15) предметов с разной фактурой: цветок, кусочек меха, шелковый платок, глянцевая открытка, пластмассовая чашка, стеклянный бокал, металлическая пластинка, разнообразные игрушки и т.д. Участнику игры завязывают глаза, сажают за стол. Легонько прикасаются ко лбу то одним, то другим предметом. Ребенок должен по этому прикосновению определить, что за предмет. Например, осуществляют 10 (или любое другое число) таких прикосновений. Одним и тем же предметом можно прикасаться несколько раз. Победителем является тот, кто за фиксированное число прикосновений совершил меньше всего ошибок.

Вариантом этой игры является угадывание друзей, когда ко лбу ведущего участника прикасаются ладонью другие игроки.

☺ Игра «Самый быстрый и точный»

Для игры потребуется несколько наборов счетных палочек разного цвета. (Их можно заменить, например зубочистками и другими простыми мелкими предметами, карандашами, шариками.) Палочки перемешиваются в равных количествах. Можно использовать один набор, тогда участники играют по очереди. Или несколько наборов — по количеству участников. Игра ведется на время. По команде ведущего игрок (или игроки) начинает быстро сортировать палочки на две кучки: одного какого-то цвета, разноцветные или на два разных цвета. Можно выбрать любой признак для сортировки. Побеждает игрок, который рассортировал палочки безошибочно и быстрее всех.

Игры на развитие ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения детей младшего школьного возраста


Выполнила студентка:

2 курса,группы П-141

Добровольская Арина Дмитриевна

Содержание

Игры на развитие ощущений………………………….3

Игры на развития восприятия…………………………5

Игры на развитие внимания…………………………...7

Игры на развитие памяти………………………………9

Игры на развитие мышления………………………….11

Игры на развитие воображения……………………….14

Литература……………………………………………...17

Игры на развитие ощущений.

1.« Дорожки »

Ход игры: перед ребёнком на стол кладётся картинка с наклеенными на ней дорожками разной длинны и из материала разной фактуры: клеёнка, мелкозернистая наждачная бумага, хлопчатобумажная ткань, кожаная ткань и т.д.

Правила:ребёнок проводит пальчиком по дорожке и рассказывает учителю о своих ощущениях: холодная дорожка или тёплая, длинная или короткая, мягкая или твёрдая на ощупь, приятная или не приятная, какую бы дорожку он выбрал для прогулки с мамой (по какому материалу ему приятней всего проводить пальчиком).

2. « Кот в мешке »

Цель игры: развитие осязательных ощущений.

Ход игры: ребёнку даётся мешочек, в котором что-то лежит, но не видно, что именно. Ребёнок засовывает в мешочек руку и ощупывает предмет.

Правила: задача ребёнка состоит в том, чтобы описать свойства спрятанного предмета (мягкий или твёрдый, тёплый или холодный, пушистый или гладкий и т.д.), не доставая его из мешочка, и по-возможности назвать его. Можно придумать несколько вариантов игры. Дети младшего возраста могут угадывать спрятанных игрушечных животных или просто называть свойства предметов. Детям постарше можно предложить угадывать геометрические фигуры, цифры или буквы, если они их уже знают.

3. « Погремушки »

Цель игры: развитие слуховых ощущений.

Ход игры: в приготовленные коробочки (или непрозрачные баночки) насыпают различные материалы (сахар, гречневую крупу, горох, песок, бусины и т.п.) и дают детям погреметь каждой коробочкой по-отдельности.

Правила: детей помладше можно просто спросить, какой звук (громкий или тихий, приятный или неприятный). Дети постарше могут попробовать угадать, какой величины предметы в коробочке (мелкие или крупные), а также попытаться ассоциировать тот или иной звук с каким-нибудь явлением (шум дождя, падающие камни, грохот машин и т.п.).

4.« Подбери картинку »

Цель игры: развитие осязательных и зрительных ощущений.

Ход игры: перед ребёнком на стол кладётся лист картона с наклеенными на нём материалами разной фактуры (наждачная бумага, мех, фольга, хлопчатобумажная ткань, шёлковая или атласная ткань, бархат и т.п.) и разного цвета. К каждому виду материала по-очереди прикладывается сверху другой лист картона с выбитым на нём изображением предмета. Ребёнок смотрит глазками и трогает пальчиками получившейся предмет.

Правила: ребёнок рассказывает о своих ощущениях: какой материал на ощупь (мягкий или жёсткий, шершавый или гладкий, тёплый или холодный, приятный или нет, и т.п.). Также задача ребёнка – подобрать для каждого вида материала подходящую картинку (для меха – шубку, для бархата – игрушку, для атласа – платье и т.д.).

5. « »

Цель: развивать обоняние и вкусовые ощущения у ребенка.

Для игры понадобятся: различные овощи.

Описание: овощи вымыть и очистить. Участникам или участнику игры завязать глаза и давать по кусочку каждого из овощей. Ребенок должен определить какой это овощ. Игру лучше проводить двумя командами: это придаст ей соревновательный азарт. Выиграет та команда, участники которой дадут больше правильных ответов.

Игры на развитие восприятия.

1.Игра «Измеряем на глазок»

Учитель предлагает учащимся внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет. Затем дети по очереди рисуют на доске этот предмет в полную величину. Учитель оценивает результаты, сравнивая рисунки с самим предметом. Победителем считается тот ученик, чей рисунок наиболее близок к оригиналу.

2.Игра «Развиваем глазомер»

Цель: развитие зрительного восприятия

Участники игры делятся на пары. Учитель предлагает одному из членов каждой пары на глазок отметить на доске рост своего товарища от пола, а также размах его рук. После этого учитель отмечает на доске действительный рост и размах рук школьника. Победителем становится тот, чей замер окажется более точным.

Цель: развитие восприятия звуков

Участники могут сидеть в классе на своих местах. Кто-то из детей становится водящим. Он встает спиной к классу. После этого кто-то из игроков произносит 2-3 слова («сегодня жарко» и т. п.). Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагаются 2-3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры.

4.Игра «Угадай мелодию»

Цель: развитие восприятия звуков, развитие слуха

Для развития восприятия звуков и слуха можно использовать отрывки с записями мелодий известных эстрадных песен. Отрывки предъявляются в течение 3-5 с. После предъявления мелодии дети пытаются отгадать ее. Каждый игрок, первым угадавший мелодию, получает одно очко. Победителем считается ученик, набравший наибольшее количество очков.

5.Игра «Развиваем чувство времени»

Цель: развитие восприятия

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и расслабиться. Ведущий говорит следующее: «Когда я скажу «начали», вы начинаете чувствовать время. Когда скажу «достаточно», вы по очереди мне скажете, сколько времени прошло». Обычно засекается 1, 1,5 или 2 мин. Побеждает тот, кто назвал время более точно.

Игры на развитие внимания

1.Игра «Мой любимый фрукт»

Цель: игра позволяет создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

2. Игра «Не собьюсь»

Цель: игра способствует развитию концентрации, распределения внимания

Предлагается следующие задания:

считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

3. Игра «Наблюдательность»

Цель: игра на развивает зрительное внимание. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

4. Упражнение «Муха 1»

Для этой игры требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала."Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.

5. Игра «Селектор»

Цель: игра развивает концентрацию внимания

Для упражнения выбирается один из участников игры - "приемник". Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный круг.

Игры на развитие памяти

    Упражнение «10 слов».

Цель: развитие памяти, методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Ребенку предлагается 10 слов для запоминания. Например: книга, луна, звон, мед, окно, лед, день, гром, вода, брат. После прочтения ребенок повторяет запомнившиеся слова. Можно повторно зачитать слова после первого повтора. Через час, день можно вновь вернуться к прочитанным словам и вспомнить их.

Цель: развитие памяти

Ребенку для запоминания на 15-20 сек. предлагаются какие-либо символы или геометрические фигуры. Например:

Затем их закрывают, и ребенок рисует то, что запомнил. В конце можно сравнить полученные результаты.

    Упражнение «Запомни пары слов».

Цель: развитие памяти

Подобрать 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Например:

Яблоко-сад

Курица-цыпленок

Пылесос-уборка

Корова-молоко и др.

Взрослый зачитывает ребенку пары слов, затем повторяет первое слово, ребенок за ним-второе. Для тренировки долговременной памяти повторить пары слов через час, через день.

    Упражнение «Запомни и нарисуй».

Цель: развитие памяти

Ребенку для запоминания на 15-20 сек. предлагается лист с написанными

Затем взрослый закрывает буквы, ребенок по памяти рисует их на своем листике. Можно использовать карточки с цифрами.

    Игра «Снежный ком».

Цель: развитие памяти

Первый участник называет слово, второй - повторяет его слово и добавляет свое, Третий повторяет два предыдущих слова и свое…Кто запомнит ряд длиннее? Для игры можно выбрать определенную тематику: «Цветы», «Игрушки», «Овощи»…

Игры на развитие мышления

1. Игра развитие мышления «Сокращение рассказа»

Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей .

Ход игры: Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

2. Упражнение на развитие мышления «Дерево, лист, плод»

Цель: Расширение представлений детей о живой природе. Материал:

Коробка с двумя отделениями;

Карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма);

Карточки с изображением листьев этих деревьев;

Мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев.

Ход работы: Ребенок выбирает карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод.

3. Упражнение на развитие мышления «Собрать фигуру»

Цели: развитие пространственных представлений, пространственного мышления и памяти; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур); развитие графических навыков.

Материалы: комплекты разрезных геометрических фигур по числу участников.

Необходимое время: 20-25 минут.

Процедура проведения

Каждому участнику выдается комплект разрезных геометрических фигур, необходимых для того, чтобы собрать все эталонные фигуры. После этого ведущий демонстрирует первую фигуру собранной, разрушает ее на глазах учащихся и просит детей собрать такую же из тех деталей, которые у них есть. Последовательно демонстрируются все эталонные фигуры, которые дети должны собрать самостоятельно, без опоры на образец. Важно каждый раз убирать эталонную фигуру после ее демонстрации, не оставляя ее для соотнесения и копирования в то время, когда дети решают мыслительную задачу.

Если участники выполняют это задание с разной скоростью, целесообразно перейти к индивидуальному показу эталонов, что позволит сохранить интерес участников к данному упражнению.

Комментарии к занятию: Занятие будет удачным, если к этому времени ведущий сумеет установить контакт с учащимися, сформировать особый микроклимат на занятиях, отличный от атмосферы обычных уроков. Только в этом случае дети будут свободно фантазировать.

Решение мыслительных задач будет успешным, если психологу удастся на предыдущих занятиях развить мотивацию достижения успеха в деятельности и сформировать установку на достижение положительного результата. При выполнении второго упражнения необходимо оказывать помощь в организации деятельности учащимся которые в этом нуждаются

4. Упражнение на развитие мышления «План местности»

Цель: Развитие навыков совместной деятельности.

Материал: картонное игровое поле набор карточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты, река, озеро.

Проведение: Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом.

5. Игра на развитие мышления «Исключи лишнее»

Цель: развитие мышление

Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее.

Цвет:

апельсин, киви, хурма

цыплёнок, лимон, василёк

огурец, морковь, трава

сахар, пшеница, вата.

Форма:

телевизор, книга, колесо

косынка, арбуз, палатка.

Величина:

бегемот, муравей, слон

дом, карандаш, ложка.

Материал:

банка, кастрюля, стакан

альбом, тетрадь, ручка

Вкус:

конфета, картошка, варенье

торт, селёдка, мороженое

Вес:

вата, гиря, штанга

мясорубка, перышко, гантели

Игры на развитие воображения

1. Игра «Два волшебника»

Цель: развитие воображения, также нравственных оценок детей

Одному ребенку предлагается стать «добрым волшебником», а другому «злым». Как вариант, один ребенок может выполнять каждую роль последовательно. Вначале им предлагается изобразить мимику доброго и злого волшебников. Затем перечислить, какие добрые и злые волшебства делает тот и другой. Затем придумать, каким образом добрый волшебник расколдует плохие дела злого.

Дети могут вместе или индивидуально нарисовать доброго и злого волшебников. У одного доброе лицо, а другого злое, а потом раскрасить волшебников так, чтобы сразу было видно, кто добрый, а кто злой. Нарисовать волшебные предметы - волшебную палочку, волшебный эликсир, волшебную шапку и т.п. Главное, чтобы сразу было видно, который добрый волшебник, а который злой.

2. Игра «Конфетный город»

Цель: развитие воображения

Это сюжетная игра для группы или одного ребенка.

Ведущий. Ты любишь конфеты?

А еще что ты любишь? Наверно, игрушки и кататься на каруселях, да?

Сейчас мы попробуем составить как можно больше предложений из твоих любимых слов: КОНФЕТА, ИГРУШКА, КАРУСЕЛЬ.

- Конфеты и сладости любят все дети. Один добрый волшебник решил доставить детям радость и с помощью волшебной палочки превратил один город в Город Сладостей. В этом городе все стало сладким. Дома и тротуары, деревья и машины, карусели и игрушки, скамейки в парке и автомобильные знаки - все стало из карамели, бисквитов, мороженного и шоколада.

- Подумай и расскажи, как живется жителям в таком городе.

- Что происходит, когда в городе наступает жара или идет дождь?

- Ты сам хотел бы жить в таком городе?

За лучший рассказ присуждается звание «главного конфетного мастера». Затем детям предлагается оформить часть игровой комнаты как «Конфетный город». Дети придумывают новые названия конфет, вспоминают как можно больше названий сладостей и записывают их на бумажках (или это делает взрослый ведущий). Из них выбирают названия улиц, площадей, парков «Конфетного города». Все это можно оформить в виде картины-плана «Конфетного города».

3. Игра «Волшебное дерево»

Цель: развитие воображения

Лучше, если для этой игры будет использован большой ветвистый сук, который имитирует дерево, но можно использовать вешалку или искусственную елку. На него вешают самые разные предметы, которые взяли у детей (шарфики, ручки, бантики и т.д.). Детям говорится, что это волшебное дерево и поэтому все, что на него повесили, становится волшебным. Каждый ребенок должен подойти к дереву и снять с него предмет, принадлежащий конкретному игроку. (Например, «волшебный» предмет Пети или Маши или Тани и т.д.) Ребенок должен угадать, какой предмет принадлежит игроку, и придумать, какое «волшебство» может выполнить этот предмет. (Например, заставить владельца танцевать, или громко смеяться, или петь, или скакать на одной ножке и т.п.) Если он угадал владельца предмета правильно, то «волшебство» исполняет хозяин предмета, а если ошибся, то «волшебное действие» выполняет сам.

Для более маленьких детей возможен более простой вариант игры «Волшебное дерево». На нарисованное Дерево прикрепляют изображения различных предметов. Затем ребенку предлагается определить, что реально может находиться на дереве, а что является лишним. Например: «Представь, что существует волшебное деревo, на котором может вырасти все, что вообще растет на деревьях (а может быть, живет среди ветвей). Художник нарисовал такое дерево, но много напутал. Посмотри внимательно и скажи, что правильно и чего нет на этом рисунке».

4. Игра «Превращения»

Цель: развитие воображения

Ведущий берет какой-нибудь предмет (стакан, мячик, ручку и т. д.). Затем с помощью пантомимы манипулирует с предметом, «превращая» его во что-то. Например, стакан становится вазой, подзорной трубой или подсвечником, мячик - яблоком, колобком, воздушным шаром, ручка - указкой, шпагой, ложкой и т. п. Дети должны угадать, во что превратился этот предмет. Когда всем становится ясно, во что превратился он, его передают другому участнику игры и просят «превратить» во что-нибудь другое.

Для большего интереса игры будет лучше, если дети заранее приготовят каждый свой предмет и придумают, во что они его «превратят». Затем они показывают предмет с соответствующими манипуляциями. Чем больше участников правильно угадают, во что превратился предмет, тем лучше результат игры. Важно, чтобы каждый ребенок участвовал в игре.

5. Игра «изобретатель»

Цель: развитие воображения, также активизирует мышление

Ребенку предлагается несколько задач, результатом которых должно явиться изобретение. На работу дается 15 минут. За это время ребенок должен сформулировать свое изобретение по каждой задаче.

Литература:

1.Батынская Л.Н. Контрольная работа по психологии,ощущения,2009 г.

2.Н.В.Валиева,Н.Б.Пыркова,картотека дидактических игр,2013 г.

3.Ю.К. Громова, упражнения на развитие внимания детей

4. . И.В. Дубровина, пособие для учителей, младший школьник: развитие познавательных способностей, просвещение

5.А.Р.Лурия, заучивание 10 слов

6.И.В. Лунева, развитие воображения

7.А.М.Никонова, картотека по развитию зрительной памяти,2012г.

8..К.Эхова,игры и упражнения по развитию познавательных процессов

Несмотря на то, что восприятие детей начинает развиваться с момента их рождения, к концу первого года жизни оно все еще не совершенно. Однако именно восприятие ребенка лежит в основе всего его поведения и преобладает над другими психическими процессами.

Особенности восприятия ребенка в раннем детстве

Малыш в таком возрасте ещё не способен сделать систематический осмотр предмета с анализом его свойств. Чаще всего ребёнок воспринимает одно наиболее ярко выраженное свойство предмета и согласно ему опознает предмет.

Хотя ребёнок 1-2 лет способен узнавать животных на рисунках, это ещё не означает, что он сопоставляет их с реальными объектами. Скорее, он воспринимает их как отдельные, самостоятельные вещи.

Для ребёнка не важна пространственная ориентация изображения: он может смотреть книгу вверх ногами, абсолютно не смущаясь этому. Это доказывает, что он узнаёт предметы по какому-либо одному признаку, отбрасывая остальные.

Во время самого начала манипулирования с предметами для малыша имеет значение форма и величина предмета, его цвет выступает второстепенным признаком. Ребёнок одинаково узнаёт предметы как окрашенные, так и неокрашенные. Его абсолютно не смущает неестественная окраска предметов. Однако это не указывает на отсутствие этого возраста, а говорит о том, что он не воспринимает их как признаки предмета.

Другой вид действий малыша – это орудийные. Ребёнок делает попытки достать палкой игрушку, постоянно подбирая размер палки.

На 2-ом году у ребёнка появляются мерки предметов. Он уже не примеривает каждое колечко пирамидки или необходимую длину палки, а делает это «на глаз», то есть сравнение предметов «переходит внутрь».

На 3-ем году жизни ребёнок достаточно точно выбирает по образцу предметы по какому-либо из свойств (цвет, форма, размер). Однако если предметов будет много, либо они будут состоять из множества деталей, цветов, то это вызовет у малыша затруднение.

Ребёнку этого возраста даются хорошо освоение действий по определению величины, цвета, формы. Но если ему предложить что-то новое, то его восприятие окажется неточным, что может смутить некоторых родителей. Например, ребёнок хорошо различает цвета, даже не очень контрастные, но ему предлагают два кубика – синий и красный – и дают ещё один синий и предлагают из двух выбрать такой же и поставить его на образец. Малыш, скорее всего, поставит кубики друг на друга независимо от цвета, так как задача для него незнакома, и он понимает его как простое «накладывание» кубиков.

Статьи по теме: