Игры о библиотеке для детей. Литературная игра-путешествие для старших дошкольников в библиотеке. Творчество Маршака. Музыка для танцев

Интерактивные формы

Массовых мероприятий

Для молодежи

работе массовых библиотек

Краснодар

И73 Интерактивные формы массовых мероприятий для моло­дежи: метод. материал в помощь работе библиотек / ИМО ЦГБ им. Н. А. Некрасова; сост. М. А. Кузнецова. – Краснодар: МУК ЦБС города Краснодара, 2015. – 19 с.

© МУК ЦБС города Краснодара, 2015

Интерактивные формы массовых мероприятий для молодежи. 4

Интеллектуальные игры для молодежи. 5

Литературные дебаты.. 5

Брейн-ринг. 9

Игра-викторина «Хаос, или Ищи пару». 10

Эрудит-лото. 11

Анти-эрудит-лото. 11

Викторина «Веришь – не веришь, или Блеф-клуб». 12

Сценарий игры «Игры Разума». 12

Сценарий игры «Что? Где? Когда?». 20

Список использованной литературы.. 25

Интерактивные формы массовых мероприятий

Для молодежи

Методический материал в помощь

Работе массовых библиотек

Молодежь – особая группа читателей. Она является существен­ной и наиболее перспективной пользовательской категорией массовых библиотек и требует особого отношения к своим потребностям. Разнооб­разны и формы массовой работы с ней. Сотрудники библиотеки призваны сделать все возможное, чтобы она стала для юных читателей источником интересной и жизненно важной информации. При этом необходимо создать условия, располагающие молодежь к откровенному разговору. На смену догматическим методическим схемам должна прийти вдумчивая, увлекательная, творческая массовая работа, связан­ная с реальными запросами и интересами юных читателей.

Эффективность мероприятия в большой степени зависит от креа­тивного решения. Изобретательность будет уместна в любом фор­мате – будь то литературно-музыкальная гостиная, викторина или пол­номасштабная акция. Более действенны: интерактивные и диалоговые формы: при таком общении с читателями реакция видна сразу, и выводы можно сделать немедленно.

Сейчас идет смещение интереса в сторону нестандартных форм мероприятий и сценариев взаимодействия с пользователем. Но нельзя рассматривать формат проводимых акций в отрыве от задач, которые призвана решать библиотека. Нельзя проводить исключительно развлекательные игры и конкурсы, забывая о своей роли – рекламировать и популяризировать книгу и чтение.

Сегодня в работе с молодежью все чаще используются интерактивные формы и методы работы. Они обогащают традиционные, хорошо известные приемы, побуждают к активной мыслительной деятельности, развивают аналитическое мышление, дают простор для собственной инициативы.

Суть интерактивных форм работы заключается в обмене знания­ми, идеями, в совместной деятельности, которая предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, а также стимулирует развитие творческих навыков. Вызвать на разговор – очень сложная задача, особенно в молодежной аудитории. Но от того, насколько им будет интересно, зависит, придут ли они в библиотеку в следующий раз, раскроют ли дома книгу. Интерактивные формы общения приближают библиотеку к юным читателям, в какой-то степени делают ее «своей».

Цель нашего издания – познакомить библиотекарей с особенностями проведения литературных дебатов и интеллектуальных игровых форм в рамках массовых мероприятий, учитывая новые актуальные приемы и методы работы.

Надеемся, что предлагаемый методический материал будет интересен и полезен коллегам при составлении сценариев и проведении массовых мероприятий для молодежи.

Интеллектуальные игры для молодежи

Интеллектуальные игры в настоящее время очень популярны среди молодежи. Нет ни одного телевизионного канала или радиостан­ции, где не проводятся викторины и конкурсы для эрудитов. Библио­тека помимо создания условий общения читателя с книгой решает воп­росы организации досуга молодежи. Интеллектуальные игры могут в этом помочь. Приведем примеры некоторых из них.

Литературные дебаты

Литературные дебаты – это интеллектуальная игра, в которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде тезиса, выдвигают свои аргументы и контраргументы, пытаясь убедить жюри в своей правоте.

Спор, дискуссия, диалог, дебаты, обсуждение какого-либо во­проса на собрании, в печати, в беседе – одна из наиболее распространенных форм выяснения истины. Причин для дискуссий великое множество. Цель данного искусства – это формирование нового поколения молодых людей, способных критически мыслить и активно жить.

Выделяют несколько форм дебатов: текстовые, дебаты на основе литературоведческого анализа, литературно-критические дебаты, проб­лемные (ценностные) дебаты.

Текстовые дебаты рекомендуются на ранних этапах обучения игре. Аудитория делится на две группы. Каждая половина должна отстоять правильность или ложность сформулированного в теме утвер­ждения, используя только цитаты из изучаемого произведения.

· Онегин – лишний человек (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»);

· И один в поле воин, если он Чацкий! (по комедии А. С. Грибое­дова «Горе от ума»).

Урок в форме дебатов на основе литературоведческого анализа позволит продемонстрировать хорошую ориентацию учащихся в художественном тексте, умение самостоятельно анализировать отдель­ные сцены, сопоставлять образы, знание контекста эпохи, в которую было создано произведение. Пример: Татьяна Ларина – «вер­ный идеал» Пушкина. Цель – в ходе выступлений понять пушкинскую концепцию образа Татьяны.

Литературно-критические дебаты проводятся на основе ранее изу­ченных статей известных русских критиков. Участники защищают здесь точку зрения того или иного критика, их задача – отстоять ее в борьбе с оппонентами. Пример: Добролюбов прав в оценке характера Катерины (драма А. Н. Островского «Гроза»). Цель – учащиеся должны сопоставить понимание драмы Н. А. Добролюбовым с пози­цией Д. И. Писарева, сформулированной им в статье «Мотивы русской драмы». Возможен другой тип дебатов данного типа: сопоставление точки зрения критика с точкой зрения команды учащихся. Пример: «Обломов – последний в ряду лишних людей» (Добролюбов). Утвер­ждающая команда отстаивает мнение Добролюбова, а отрицающая опровергает его с помощью своих собственных доказательств.

В проблемных дебатах предполагается, что охватываемый объем материала не ограничивается каким-либо одним произведением. Участники дебатов должны привлечь все известные им источники, в которых поднимается заявленная в теме проблема. Примеры: «Ге­рой, не выдержавший испытание любовью, не состоятелен как лич­ность», «Что лучше: истина или сострадание? Горькая правда или сладкая ложь?» (М. Горький «На дне»). Цель – дать учащимся понимание того, что в русской литературе существуют вечные (сквоз­ные) темы, выработать навык аналитического мышления, упорядочить представления о различных этапах литературного процесса, продемонстрировать особенности авторского видения проблемы. Данный вид дебатов является самым сложным, ибо предполагает хорошее владение текстами достаточно большого количества источников, требует долговременной подготовки. Поэтому для учащихся проводятся дополнительные консультации, иногда допускается досрочный выбор позиции «за» и «против».

Основными условиями для проведения дебатов являются:

I. Выбор темы. Она должна быть, во-первых, актуальной, затрагивать значимые проблемы. Во-вторых, должна быть пригодной для вынесения на дебаты, формулироваться в виде утверждения и не давать преимуществ ни одной из сторон, т. е. чтобы сторона «за» и сторона «против» могли одинаково эффективно развивать свои аргу­менты.

Примеры тем:

· Изучение классических произведений необходимо сократить.

· «Двенадцать» А. Блока – оправдание революции.

· Базаровы нужны России.

· Н. В. Гоголь считает, что Чичиков – человек будущего.

· Роман «Обломов» – произведение устаревшее.

· Ф. М. Достоевский – «жестокий художник».

· Вся литература – только про любовь и про войну.

· Всякий ли футляр для человека вреден (полезен)? (По А. П. Чехову).

· Григорий Мелехов уступает князю Андрею Болконскому в нрав­ственных качествах.

· Женской поэзии не существует.

· Современная литература: засилье пошлости (новое слово).

· Чацкий – победитель или побежденный?

II. Утверждающая сторона. Спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своих позиций.

III. Отрицающая сторона. Спикеры отрицающей стороны хотят доказать судьям, что позиция утверждающей стороны неверна или что интерпретация темы и аргументация своей позиции спикерами утверж­дающей стороны имеет недостатки.

IV. Аргументы. Каждая команда для доказательства своей позиции создает систему аргументации, т. е. совокупность доводов и фактов в защиту своей точки зрения, представленных в организованной форме. С помощью аргументации команда пытается убедить судью, что ее позиция по поводу темы наилучшая, т. е. правильная.

V. Свидетельства и доказательства.

VI. Вопросы (для разъяснения позиции и выявления потенциаль­ных позиций противника).

VII. Решение судей. У судьи есть три основные цели:

Обучать;

Поддерживать справедливое течение дебатов;

Сохранять позитивную рабочую атмосферу игры.

Дебаты проходят по заранее составленному сценарию. Сценарный план может быть следующим:

1. Вступительное слово ведущего.

2. Разминка (вопрос ведущего участникам и ответ на него экспромтом).

3. Выступление участников – заявление позиций.

4. Перекрестные вопросы, т. е. вопросы участников друг другу (время на подготовку ответа не дается).

5. Вопросы зрителей (время на подготовку ответа не дается).

6. Оппонирование, т. е. оспаривание аргументов оппонента.

7. Заключительное слово участников.

8. Объявление решения судей.

9. Заключительное слово ведущего.

Дебаты представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития критического мышления учащихся, способствуют формированию навыков системного анализа, искусства ведения споров с разными оппонентами (аргументации и формулирования собственной позиции) – тех качеств, которые необходимы каждому человеку для плодотворной деятельности в условиях современного общества.

Брейн-ринг

Одновременно друг против друга играют две команды. Им задается вопрос, на обдумывание которого дается 30 секунд. Отвечает та ко­манда, которая первая подала сигнал. Другая получает право ответа только в случае неверной версии соперника, при этом у нее есть 20 секунд на обдумывание. Проблематика задаваемых вопросов разнообразна.

Например, тема Великой Отечественной войны . Задача – определить автора и название произведения:

· – Ну, что вы в самом деле! У меня мама – медицинский работник...

– Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть, старшина Васков. А мамы нету. Мамы у тех будут, кто войну переживет. Ясно говорю?

Ответ: Б. Васильев «А зори здесь тихие».

· Поначалу, когда что-то толкнуло Сашку и сразу вдруг ничего не стало видно, кроме неба, он ничего не понял. Только потом, ког­да вырвавшийся из рук котелок со звоном поскакал вдоль ручья, а левую руку в двух местах ожгло болью, до него дошло – ранило.

Ответ: В. Кондратьев «Сашка».

· Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом застыв­ший стебелек мальчишки в буденовке. Тот стоял, как и прежде, на пол­шага впереди других, с широко раскрытыми на бледном лице глазами. Полный боли и страха, его взгляд следовал за кем-то под висели­цей и вел так, все ближе и ближе к нему. Сотников не знал, кто там шел, но по лицу мальчишки понял все до конца.

Ответ: В. Быков «Сотников».

Тема здорового образа жизни:

· Назовите родину табака и имя европейца, впервые открыв­шего его.

Ответ: Америка, Христофор Колумб.

· Как зовут европейца, который первым начал культивировать табак в Европе и чьим назван один из ядовитых компонентов, содержащихся в табаке?

Ответ: Португалец Жан Нико, никотин.

· Назовите вредные вещества, входящие в состав табака.

Ответ: Около 600 токсичных веществ, среди них: никотин, аммиак, окись углерода; радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут, мышьяк; канцероген бензопирен.

· Докажите, что табак является наркотиком.

Ответ: Как от любого наркотического вещества от курения возникает зависи­мость, психологическая и физическая.

· Назовите преимущества отказа от курения. Какие альтернатив­ные занятия можно предложить вместо него?

Ответ: Сохранение здоровья, построение карьеры, возможность иметь здо­ровых детей, стать спортсменом. Общение с друзь­ями, хобби, спорт, творчество и др.

Игра-викторина «Хаос, или Ищи пару»

Делается подборка устойчивых словосочетаний (пары слов, идиомы, фразеологизмы, высказывания и так далее);

Подобранные словосочетания делятся на две части: начало выпи­сывается в один столбик, парные слова или концы идиом в произвольном порядке записыва­ются в другой (все элементы нумеруются);

К каждому началу фразы нужно найти собственную пару, устра­нив таким образом «хаос»;

Результаты поиска следует записать в виде пары номеров из первого и второго столбиков.

Ответы: 1-В, 2-Б, 3-А, 4-Г, 5-Д.

Эрудит-лото

На заданный вопрос дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. От обычного текста отличается игровой формой подачи материала.

Примеры вопросов:

· В одной из стран, в которых введен «сухой закон», некое иностранное судно, зашедшее в порт, было оштрафовано за то, что в неопечатанном ящике в одном из помещений таможенники обнаружили:

а) спиртовую настойку валерианы;

б) бутылочку одеколона «Ночной Париж»;

в) коробку конфет с ликером (верный ответ) ;

г) таблетки сухого спирта.

· В Средние века пошлину за торговлю на острове Мальта с купцов брали:

а) специями;

б) древесиной;

в) рабами;

г) черноземом (верный ответ) .

Самое интересное, что в этой викторине не всегда нужно знать от­вет наверняка, можно просто угадать. Знания, полученные в игровой форме, запоминаются надолго.

Анти-эрудит-лото

В этом случае 3 варианта ответа являются верными. Участникам следует опре­делить неправильный ответ.

Например, вопрос – новеллой не являются:

а) женское имя;

б) развернутый рассказ;

в) дополнения к своду законов;

г) музыкальная пьеса лирико-повествовательного характера (неверный ответ) .

Викторина «Веришь – не веришь, или Блеф-клуб»

Принцип ответа здесь только «да» или «нет». Следует выбирать, ве­ришь ли ты той информации, что сообщил ведущий, или нет.

Примеры вопросов:

· Верите ли вы, что в Луисвилле, штат Кентукки, запрещено ло­вить рыбу с помощью лука и стрел? (Да).

· В трамвай города Гери, штат Индиана, запрещено входить, если прошло менее суток с того момента, как пассажир ел чеснок? (Нет, можно входить уже через 4 часа).

· Если муж из Саудовской Аравии не подал жене кофе, она вправе требовать развод? (Да).

· В Финляндии запрещены комиксы с утенком Даком – т. к. изображения противоречат нормам их морали? (Да, ведь у него не нарисованы штанишки).

· В американском штате Канзас есть специальное постановле­ние, разрешающее ловить рыбу голыми руками? (Нет, наоборот, это противозаконное действие).

Сценарий игры «Игры Разума»

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята!

Мы рады видеть вас в нашей библиотеке! Сегодня вы сможете не только проверить свои знания, но и узнать что-то новое.

Предлагаем сыграть вам в интеллектуальную игру «Игры разума» . Ее правила очень просты.

Делимся на две команды, придумываем названия, каждая команда выбирает капитана.

Ход игры

Ведущий: Начнем нашу игру, прошу игроков занять свои места. Правила очень просты. Перед вами на экране 8 рубрик, в каждой из которых по 5 вопросов. Команды по очереди будут выбирать рубрику и номер вопроса. Если вы не ответите на вопрос, то это сможет сделать соперник. Вот эти рубрики:

· В мире животных;

· Мифы и легенды;

· Загадочный космос;

· Магия кино;

· От древности до наших дней;

· Книжная полка;

· В ритме музыки;

· По странам и континентам.

Вопросы оцениваются в очках от 1 до 3. Победит тот, кто наберет наибольшее количество очков.

В каждой рубрике спрятан «Кот в мешке», т. е. вопрос, не относящийся к ее теме. Команда, которой достался «Кот в мешке», сама оценит вопрос на столько очков, сколько желает получить, но не более 3.

Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество очков, которые суммирует наше жюри (перечисляет имена, фамилии членов жюри).

В конце мероприятия мы подведем итоги и выявим победителей.

Вопросы:

· Какое вымершее животное считается прародителем слона? (1 очко).

Ответ: Мамонт.

· «Кот в мешке»:

Русское название этого очень известного овоща произошло от итальянского названия гриба (по-итальянски «тартуфолли» – трюфель). А когда этот овощ впервые появился в России, крестьяне назвали его «чертовым яблоком». О чем идет речь?

Ответ: Картофель.

Подсказка: Слово «картофель» произошло от итальянского «трюфель». Трюфели – съедобные грибы, чьи плодовые тела, развивающиеся в земле, общими очертаниями действительно напоминают клубень картофеля. Появление в России картофеля связывали с именем Петра I, но его широкое распространение началось в период правления Екатерины II. Поначалу население не приняло новую культуру (из-за множества отравлений от употребления плодов), поэтому крестьяне долгое время называли картофель «чертовым яблоком» и считали большим грехом употребление его в пищу.

· Какая птица считается самой крупной в мире? Место ее обитания. (3 очка).

Ответ: Страус. Весит 90 кг, высота – 2,5 метра; обитает в Южной Америке, Африке, Австралии.

· Каких животных считают священными в Индии? (2 очка).

Ответ: Корова, слон, змея, обезьяна, тигр.

· Что у кошки считают своеобразными отпечатками пальцев, как у человека? (3 очка).

Ответ: Рисунок поверхности носа кошки уникален, как отпечаток пальца у человека.

· В какой стране возникла популярная в 70–80-е годы группа «ABBA»? (2 очка).

Ответ: Швеция.

Подсказка: Шестого апреля 1974 года песня шведской группы ABBA «Waterloo» с абсолютным перевесом победила на конкурсе Евровидение в английском городе Брайтоне.

· Эта страна считается родиной оперы. (1 очко).

Ответ: Италия.

· Именно эта музыкальная группа назвалась «Жуками» по аналогии с популярными в то время в Англии группами «Сверчки» и «Муравьи». (3 очка).

Ответ: Битлз.

Подсказка: Группа Битлз (The Beatles) в окончательном составе сформировалась в 1962 году и существовала 7 лет – до 1970 года. Идея названия группы пришла в голову Джону Леннону во сне, и является игрой слов «beetle» (жук) и «beat» (бит, удар, ритм).

· «Кот в мешке»:

Длинная, глубокая и относительно узкая долина реки, окаймленная крутыми склонами или даже отвесными скалами.

Ответ: Каньон.

· Как называли странствующих певцов-поэтов в средневековой Европе? (2 очка).

Ответ: Менестрели.

· «Кот в мешке»:

Французы отзываются о ней так: «Это наша железная леди. Она нас вдохновляет». О чем идет речь?

Ответ: Эйфелева башня. Построена в 1889 году. Названа в честь конструктора Густава Эйфеля.

· Кто из женщин первой полетела в космос? (1 очко).

Ответ: Валентина Терешкова.

· Сколько планет в Солнечной системе? Назовите их по порядку. (2 очка).

Ответ: Девять. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

· Главной звездой именно этого созвездия является «Регул», название которой переводится как «царь». (3 очка).

Ответ: Лев.

· Что такое галактика? Как называется Галактика, в которой мы живем? (2 очка).

Ответ: Галактика – это система звезд и планет, собранных вместе и удерживаемых силой тяготения. Наша Галактика – Млечный путь.

· Назовите фамилию одного из самых известных писателей, представителя деревенской прозы, родившегося в Иркутской области. (2 очка).

Ответ: Валентин Распутин.

· Прототипом этого литературного героя стал валашский князь, состоявший в ордене Дракона, ставившего своей целью покорение неверных и их обращение в христианство. (3 очка).

Ответ: Валашский, или румынский, князь Влад Цепеш стал прототипом графа Дракулы. «Дракул» по-румынски означает «дракон». Знаменитая книга Брэма Стокера «Дракула» была опубликована в 1987 году.

· Именно этот меховой предмет роскоши оставила себе маленькая разбойница из сказки «Снежная королева». (2 очка).

Ответ: Муфта.

· Перу именно этого драматурга принадлежат пьесы «Тень» и «Обыкновенное чудо». (3 очка).

Ответ: Евгений Шварц.

· «Кот в мешке»:

Два дня в году день и ночь имеют одинаковую длительность, каким астрономическим термином называется это явление?

Ответ: Равноденствие.

Подсказка: Весеннее – 20 или 21 марта. Осеннее – 22 или 23 сентября. Есть и другое явление – солнцестояние. Зимнее – 21 или 22 декабря, летнее – 21 или 22 июня.

· Кто изобрел кинематограф? (3 очка).

Ответ: Братья Люмьер.

Подсказка: 22 марта 1895 года в Париже братья Луи и Огюст Люмьер организовали первый в мире закрытый просмотр кино. Собравшимся была показана коротенькая лента под названием «Выход рабочих с фабрики», занявшая около 40 секунд. Но именно эти секунды стали историческими, ознаменовав, что в наш мир пришел кинематограф, который с легкой руки братьев еще долго называли синематографом. Но миру наиболее известен другой короткометражный фильм братьев Люмьер – «Прибытие поезда».

· Назовите клички гайдаевской троицы (если не знают, кто такой Гайдай, то сказать о режиссере). (3 очка).

Подсказка: Леонид Гайдай – советский кинорежиссер, сценарист, актер. Создатель популярнейших кинокомедий своей эпохи, таких как «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Операция "Ы" и другие приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию» и др.

Ответ: Трус, Балбес, Бывалый.

· Кому раньше принадлежали 666 проклятых золотых дублонов, о которых рассказывается в первой части«Пиратов Карибского моря»? (2 очка).

Ответ: Золото принадлежало ацтекам – индейской народности в центральной Мексике.

· Назовите режиссера «Терминатора», «Титаника» и «Аватара». (1 очко).

Ответ: Джеймс Кэмерон.

· «Кот в мешке»:

Семь чудес античного мира: мавзолей в Галикарнасе, статуя Зевса в Олимпии, Александрийский маяк, храм Артемиды Эфесской, висячие сады Вавилона, Колосс Родосский... Чего не хватает?

Ответ: Египетские пирамиды.

· Из какой мифологии пришло к нам слово «кикимора»? (1 очко).

Ответ: Из славянской.

Подсказка: Кикимора, в русских народных поверьях, – злой дух, малютка-невидимка женского пола, живущая в доме за печкой и занимающаяся прядением и ткачеством.

· «Кот в мешке»:

Летательный аппарат, как правило, вытянутой формы, наполненный гелием. Снизу к нему крепятся кабина и двигатели. В отличие от других подобных аппаратов у него имеется двигатель, благодаря которому он может двигаться независимо от направления воздушных потоков.

Ответ: Дирижабль.

· Именно это небесное тело возвестило о рождении Христа. (2 очка).

Ответ: Вифлеемская звезда.

· Появление этого древнегреческого бога должно было вызывать панический ужас. (3 очка).

Ответ: Пан.

Подсказка: Древнегреческий бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы. Он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами. Роскошные долины и рощи Аркадии в Греции – царство Пана, где он резвится в кругу нимф. Под его флейту устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. Если кто-то слышал в лесу дикие звуки, смутный шум, чей-то хохот и свист, он был уверен, что это Пан. Бедные люди пугались, испытывали паничес­кий страх, среди них возникала паника.

· Этот скромный герой был искусным целителем и тайно венчал влюбленных, за что был осужден на казнь римским императором. За день до казни он написал прощальное письмо любимой девушке и подписал его так: «Твой...» Как же было его имя? (2 очка).

Ответ: Святой Валентин.

· «Кот в мешке»:

Территория для обособленного поселения коренного населения (в США и некоторых других странах).

Ответ: Резервация.

· Кто был первым президентом России? (2 очка).

Ответ: Борис Ельцин.

· В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (1 очко).

Ответ: Китай.

· Провожая мужа на войну, спартанская женщина подавала ему щит со словами: «С ним или на нем». Что означает это выражение? (2 очка).

Ответ: «Вернись с победой или умри».

· Сын Рюрика, великий князь Киевский с 912 года. В 941 и 944 го­дах совершил походы в Византию, с которой заключил договор. Убит в 945 г. древлянами, восставшими во время сбора дани. О ком идет речь? (2 очка).

Ответ: Князь Игорь.

· Назовите столицу Румынии. (2 очка).

Ответ: Бухарест.

· Через какой штат США проходит Северный полярный круг (показать штат)? (2 очка).

Ответ: Через штат Аляска.

· «Кот в мешке»

Объясните значение выражения «ахиллесова пята».

Ответ: Слабое, уязвимое место человека.

Подсказка: Величайший герой Древней Греции, легендарный Ахиллес был, как рассказывает предание, сыном морской богини Фетиды и простого смертного Пелея. Сыновьям смертных грозят всякие опасности. Боясь за сына, мать решила искупать его в водах священной реки Стикс, делавших человека неуязвимым. Но, окуная младенца в воду, мать держала его за пятку, и Стикс не коснулся ее своей струей. И, когда стрела троянца Париса вонзилась в пятку Ахиллеса, он погиб. Эта легенда давно занимала умы людей. Благодаря ей сухожилие, расположенное на ноге над пяточной костью, анатомы именуют «ахиллесовым», а выражение «ахиллесова пята» издавна служит для обозначения слабого, уязвимого места человека.

· Назовите имя и фамилию известного путешественника, совершившего первое кругосветное путешествие. (3 очка).

Ответ: Фернандо Магеллан.

Подсказка: Выдающийся португальский мореплаватель, совершивший первое кругосветное путешествие (ок. 1480–1521 гг.)

· В каком городе расположена Трафальгарская площадь? (1 очко).

Ответ: Лондон.

(Подведение итогов игры, награждение победителей).

Ведущий: Вот и подошло к концу наше мероприятие. А пока жюри подсчитывает результаты, мы предлагаем вам отдохнуть и посмотреть музыкальное видео.

Сценарий игры «Что? Где? Когда?»

Цель: расширить знания молодежи по литературе.

Вырабатывать умение интегрировать знания по разным литературным жанрам;

Развивать слуховое и зрительное восприятие, коммуникативную речь молодежи;

Воспитывать интерес к литературе;

Формировать личностные качества учащихся: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! (Звучит фоновая музыка).

Мы рады приветствовать вас в клубе «Что? Где? Когда?»! Сегодня играет команда знатоков – наших читателей. Позвольте представить команду (перечисляет имена, фамилии 6 участников ).

Условия игры: знатоки должны ответить на 12 вопросов. За каждый правиль­ный ответ им начисляется 1 очко. Игрокам дается минута на размышление. По истечении этого времени вы можете получить одну подсказку, и у вас будет еще полминуты на размышление.

Итак, мы начинаем игру! (Гонг).

Сначала игрокам предстоит выбрать капитана и дать название ко­манде. (Гонг).

1-й раунд.

Вопрос: Ф. Достоевский однажды сказал: «Если бы нам с Тургене­вым пришлось бы жить рядом, мы бы жили как Матрос с Астро­номом». Кто эти легендарные мореплаватель и ученый? (Гонг).

Подсказка: Матрос и Астроном написаны с прописной буквы. По­нятно, что это клички. Ну а кто в животном мире не ладит так же, как Достоевский с Тургеневым? (Гонг).

Ответ: Кот и собака.

2-й раунд.

Вопрос: Назовите русского литератора – поэта, прозаика и драма­турга, в Собрании сочинений которого непременно печатаются произведения его родственников. (Гонг).

Подсказка: Этот литератор от своих родственников просто неотделим. Что-то тут не то. Может быть, речь идет о ком-то вымышленном? Получается, вымышленный российский литера­тор, да еще и с родственниками. (Гонг).

Ответ: Козьма Прутков.

3-й раунд.

Вопрос: «Максиму Горькому в Сорренто» – так обычно отвечали в 1920-е годы на некий сакраментальный вопрос. Что это за вопрос? (Гонг).

Подсказка: Раз вопрос сакраментальный, значит, он известен всем. Правда, у него имеется конкретный автор. Вопрос начинается со слова «кому». Ответ явно ироничный, в нем должен быть парадокс. Почему подчеркивается, что в Сорренто? Может потому, что вопрос исконно русский, а Горький как раз жил вне России? И жил, надо сказать, хорошо… Ну, конечно же… (Гонг).

Ответ: «Кому на Руси жить хорошо?».

4-й раунд.

Вопрос: Все мы знаем книжку «Муха-Цокотуха» К. Чуковского. А вот книжку «Правда о Мухе-Цокотухе», изданную в Ташкенте, читали не все. А как вы думаете, кто выпустил в печать эту книгу? Какая органи­зация? (Гонг).

Подсказка : Когда именно была выпущена эта книга – непонятно. Может, отвлечься от Чуковского? Может, его героиня вынесена в заголо­вок ради образности, а не для смысла? Но ведь если речь идет о мухе вообще, то организация, борющаяся с ней, абсолютно понятна! (Гонг).

Ответ: Санитарно-эпидемиологическая служба.

5-й раунд.

Вопрос: Двадцать два года алма-атинский пушкинист Данилов пы­тался установить девичью фамилию некоей Яковлевой. В итоге оказа­лось, что ее девичья фамилия была Матвеева. А как звучат ее имя и отчество? (Гонг).

Подсказка: Яковлева, Матвеева… Фамилии, конечно, известные, но применительно к Пушкину не говорящие ничего. Но какое имя и отчество, да еще и без фамилии, приходят на ум при упоминании А. С. Пушкина? По-моему, есть только один вариант… (Гонг).

Ответ: Арина Родионовна.

6-й раунд.

Вопрос: Ее ввел в 1797 году Карамзин, в свое время нововведение писателя поддержал Сталин, но до сих пор она не является обязательной, хотя может помочь отличить всё от всех и сохраняет функции смыслоразличения. Какой у нее номер? (Гонг).

Подсказка: На вопрос можно ответить, опираясь на информацию о Карамзине. Итак, речь идет о чем-то:

а) русском;

б) временном;

в) легко поддающемся счету.

Давайте напишем эти слова в именительном падеже и все сразу станет понятно! (Гонг).

Ответ: Семь (речь идет о букве «Ё»)

7-й раунд.

Вопрос: Однажды заболевший Чехов отправил посыльного в ап­теку за касторкой. Аптекарь выдал две огромные капсулы. Рассердив­шийся писатель отослал посыльного обратно с гневной запиской «Я не лошадь». В ответ аптекарь выдал шесть маленьких капсул в коро­бочке. Почему же он не поступил так сразу? (Гонг).

Подсказка: на первый взгляд, в действиях аптекаря нет никакой ло­гики. Разве он узнал, что Чехов не лошадь, только поле его записки? Конечно, нет. Значит, плясать надо не от текста письма, а от самого факта переписки? Естественно, ведь переписка-то с самим Чеховым! (Гонг).

Ответ: Аптекарь хотел получить автограф Чехова.

8-й раунд.

Вопрос: В XVIII веке в петербургских литературных кругах хо­дила такая шутка: «Отчего Кантемира читаешь с удовольствием? Оттого, что он пишет о себе. Отчего Шаликова читаешь с досадою?» Кстати, отчего же? (Гонг).

Подсказка: Кантемир – известнейшая личность. Он интересен и нам, его далеким потомкам. А кто такой Шаликов? Я лично ничего о нем не знаю. Может, здесь и кроется разгадка? (Гонг).

Ответ: Оттого, что он пишет о себе.

9-й раунд.

Вопрос: Папа в одном романе восклицает: «Дети бдят, пока мы дрем­лем!». Назовите роман. (Гонг).

Подсказка: Почему нам сказали папа без упоминания того, чей он? А у слова «папа» есть еще одно значение. И этот папа из города Рим, говоря о детях и опасности, имел в виду совершенно конкретное событие. (Гонг).

Ответ: «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей».

10-й раунд.

Вопрос: Том Сойер был не силен в Священном Писании. Так, он считал, что первыми апостолами были Давид и Голиаф. А еще он счи­тал, что Ноев ковчег остановился… Где? (Гонг).

Подсказка: Продолжим тему ковчега. Понятно, что Том перепу­тал вещи очевидные. Ковчег на самом деле остановился на Арарате. С чем мог спутать его Том? Наверное, с другой горой. Что за гора упоми­нается в Библии, да такая, что даже необразованный мальчишка о ней знает? (Гонг).

Ответ: Гора Синай.

11-й раунд.

Вопрос: В городе Бердянске, возле парка, открыта статуя, изобра­жающая Остапа Бендера и Шуру Балаганова. Хотя никаких упомина­ний о том, что эти персонажи были в Бердянске, у Ильфа и Петрова нет, зато там был тот, чьим именем назван парк. Кто же? (Гонг).

Подсказка: Совершенно очевидно, что парк должен быть назван име­нем того, кто как-то с обозначенными персонажами связан. Да к тому же это реальный парк в реальном городе, поэтому он дол­жен быть назван реальным именем. (Гонг).

Ответ: Петр Шмидт (лейтенант Шмидт).

12-й раунд

Вопрос: В 1979 году люди, уверенные в том, что в искусстве все можно просчитать, издали во Фрунзе книгу под названием «Математические методы анализа и оценки поэтических произведений». В ней

эталоном художественности было признано стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье...». Как авторы предлагали именовать единицу художественности? (Гонг).

Подсказка: Если эталон художественности – «Я помню чудное мгновенье», то и единица художественности связана именно с этим произведением. (Гонг).

Ответ: один Керн.

Ведущий: Подведем итоги. Наша игра закончилась со счетом… Поздравляем победителей! Спасибо всем за участие, до скорых встреч!

Список использованной литературы

1. Брейн-ринг «Книжный шкаф» // Учительский портал. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/262-1-0-6553

2. Диспут «Легко ли быть молодым» // Сценаристика.ру. – Режим дос­тупа: http://scenaristika.ru/raznie_scanarii/1192-disput-legko-li-byt-molodym.html

3. Досмаханова, Р. А. Дебатная технология на уроках русской литера­туры [Текст] / Р. А. Досмаханова, К. О. Ажиев, А. Х. Файзулла­ева // Молодой ученый. – 2015. – № 7.2. – С. 71–73.

4. Игры разума: интеллектуальная игра для юношества // Централизо­ванная библиотечная система г. Ангарска. – Режим дос­тупа: http://cbs-angarsk.ru/kollegam/sczenarii/igri_razuma_intellektualnaya_igra_dlya_yunoshestva.html

5. Идеи, практика, проекты // Методобъединение. – Режим дос­тупа: http://vmo.rgub.ru/lib_activity/practice/belgorod_2.php

6. Интерактивные формы работы педагогов дополнительного образо­вания с родителями по реализации профилактических мероприя­тий // Тюменская область. Официальный портал органов государ­ствен-

ной власти. – Режим доступа:

http://vmo.rgub.ru/lib_activity/practice/belgorod_2.phphttp://admtyumen.ru /ogv_ru/society/drug_prevention/more.htm?id=10818266@cmsArticle

7. Интерактивные формы работы с читателями в муниципальных библиотеках: метод. рекомендации / сост. : М. В. Лунева, Л. Л. Лео­нова; ГУК «ТОУНБ», сектор науч.-метод. работы. – Тула, 2013. – 19 с.

8. Левин, Б. Е. Что? Где? Когда? Энциклопедия головоломок / Б. Е. Левин. – Москва: Олимп: Астрель. – 2010. – 574 с.

9. Мирошниченко, И. А. Знатоки литературы / И. А. Мирошни­ченко // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 2. – С. 6–8.

10. Образовательная программа и педагогическая технология «Де­баты» // МАОУ СОШ № 11. – Режим доступа:

http://school11.tomsk.ru/uio/mac/di/deb

11. Помощь организации массовой работы библиотек: дайджест ин­тер­нет-ресурсов. – Режим доступа: http://bibliobgdn.org.ru/professionalam/

Цель : Формировать у учащихся устойчивый интерес и любовь к чтению и книге.

Задачи:

    Приобщать учащихся к устному народному творчеству.

    Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через активное участие в игровом процессе.

    Развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.

    Развивать интуицию, эрудицию, смекалку и находчивость.

    Воспитывать взаимоуважение между учащимися.

    Формировать умение общаться и работать в коллективе.

Предлагаемый сценарий литературной игры носит познавательный и развивающий характер. В основе развития познавательного интереса – викторина в самых разнообразных ее видах.

Участие в игре позволяет учащимся вспомнить любимых сказочных героев, авторов сказок и сами произведения. Игра расширяет кругозор учащихся, способствует развитию мышления, навыков устной связной речи, обогащению словарного запаса, внимания, воображения детей, их коммуникативных способностей. Для игры отобраны не только хорошо знакомые учащимся сказки, но и те, которые им еще не известны, что дает возможность каждому участнику проявить свои индивидуальные творческие способности, смекалку, эрудицию.

Соревновательность, участие в команде делают игру увлекательной. В течение всей игры дети работают в группах и командах переменного состава, что помогает формировать у них умения и навыки общения и работы в коллективе, а также доброжелательное отношение друг к другу.

Помещение, в котором будет проходить игра, желательно оформить иллюстрациями к сказкам, выполненными детьми.

Интерес детей вызовет и выставка книг русских народных сказок и сказок русских писателей.

Ход игры

Звучит фонограмма песни “В мире много сказок”(муз. В.Шаинского, слова Ю.Энтина).

Сказка по лесу идет –
Сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка – умница и прелесть
С нами рядышком живет!
И за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой.
Обожаем сказки
Слаще ягоды любой.
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит.
Сказка – умница и прелесть!
Нам без сказки не прожить!
(Ю. Мориц.)

Ведущая:

Друзья! Сегодня к сказке в гости
Вам будет нелегко попасть:
Всем приготовлены загадки,
Их нужно будет отгадать.
Загадки эти не простые,
И, чтоб найти на них ответ,
Упорно надо потрудиться:
Всем вместе думать, не лениться
И сообща держать совет.
Смекалка, ловкость, ум и дружба
Помогут все вам одолеть.
Загадок верное решенье
Вас ободрит. Чур, не робеть!
У вас в руках конверт с заданьем.
Его раскройте поскорей
Да в путь-дорогу собирайтесь
И отправляйтесь побыстрей.
Пройти вам через испытанья
Давно пришла уже пора.
Присядьте дружно на дорогу
И в путь! Ни пуха, ни пера!
(Н.Денисова.)

Дети открывают конверт и читают задание: “Собраться через пять минут в Малом зале!”

Нам сказки дарят чудо,
А без чудес нельзя.
Они живут повсюду,
И нам они друзья.
Ю.Полухин “Чудо-сказки”.

Проводится дидактическая игра “Клубок сказок”.

Как-то книжку я листала,
Сказку сыну я читала.
Только в сказке той, друзья,
Я ничего не поняла.
Сказки спутались в клубок.
Не возьму никак я в толк:
Кто, откуда и куда?..
Идет кругом голова!
Клубок распутать помогите,
Сказки, дети, назовите!

“Сказка об Иванушке-дурачке”.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил да был Иванушка-дурачок. Жил он с матерью-старушкой в землянке у самого синего моря ровно тридцать лет и три года. Прослышал как-то Иванушка, что тому, кто плачущую царевну рассмешит, царь-государь полцарства подарит. Долго не раздумывая, собрал он котомку, да в путь-дорогу отправился. Долго ли шел, коротко ли… Медное, серебряное, золотое царства прошел. По пути трем старикам три диковинки из отцовского наследства поделить помог: одному – шапку-невидимку, второму – ковер-самолет, третьему – сапоги-скороходы достались. Журавля из сети вызволил, за что сам волшебные дары получил: скатерть-самобранку, баранчика и суму.

Пришел он в город на царский двор, раскрыл суму и говорит: “А ну, двое из сумы, рассмешите царевну!” Двое из сумы выскочили, царевну рассмешили. То-то обрадовался царь-отец! Иванушку с царевной обвенчали. Стол большой скатертью-самобранкой накрыли, пир богатый справили. Баранчика в просторный теплый загон поставили, душистого сена дали. Был наш Иванушка дурачком – стал Иваном-царевичем. И доселе они с молодой царевной живут, поживают и добра наживают.

Сказка вся, больше сказывать нельзя.

(“Сказка о рыбаке и рыбке”, А.С.Пушкин;
“Царевна-Несмеяна”, русская народная сказка;
“Три царства – медное, серебряное и золотое”, русская народная сказка;
“Вещий сон”, русская народная сказка;
“Скатерть, баранчик и сума”, русская народная сказка.)

Ведущая: Удивительные сказки! А сколько чудес в них происходит! И главное чудо – поэтический язык сказок. Неспешный, певучий, пословицы и поговорки его украшают. Да и о самих сказочных пословицах и поговорках сложено их немало.

Давайте вспомним их!

Проводится дидактическая игра “Сложи пословицу!”

Дети делятся на группы по 3–5 человек. Каждой группе предлагается прочитать пословицы и поговорки о сказках, в которых перепутаны концовки.

Ребята должны правильно “сложить” начала и концовки всех пословиц и поговорок.

    Сказку слушай, / не бросай указки.
    Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.

    Не дочитав сказки, / в середке не перебивается.
    Не дочитав сказки, не бросай указки .

    Сказку слушать легко, / умом-разумом смекай да на ус мотай.
    Сказку слушать легко, да сказывать сказку тяжело.

    Сказка от начала начинается, до конца читается, / а к присказке прислушивайся.
    Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается .

    Кашу кушай, а сказку слушай: / да сказывать сказку тяжело.
    Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.

Ведущая: А не пора ли, друзья, и нам с вами подкрепиться?!

Проводится викторина “Яблоня сказок”.

На стенд крепится рисунок яблони с висящими на ней яблоками (вырезанными из картона).

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает пустую корзинку.

Затем участники команд по очереди срывают яблоки с яблони и читают отрывки из сказок.

За каждый правильный ответ команда получает яблоко-муляж.

Побеждает команда, в корзине которой окажется больше яблок.

    “Ходил заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как назло,
    Ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод.
    И вдруг посреди зеленой поляны увидел он дикую яблоню…”
    (“Мешок яблок”, В.Г.Сутеев.)

    “Пошла она дальше. Видит – стоит яблоня, а на ней полным-полно яблочек.
    Тряхнула девочка яблоню, яблоки так и посыпались градом. Стряхнула она все яблоки до последнего, сложила их горкой и пошла дальше”.
    (“Госпожа Метелица”, братья Гримм.)
    “Девочка все сделала, что коровушка ей завещала: голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее каждое утро в саду поливала, и выросла из них яблонька необыкновенной красоты: яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые, веточки гнутся серебряные…” (“Крошечка-Хаврошечка”, русская народная сказка.)

    “… Стоит яблоня.
    – Яблоня, матушка, спрячь меня!
    – Поешь моего лесного яблока.
    Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня заслонила ее ветвями, прикрыла листами”. (“Гуси-лебеди”, русская народная сказка.)

    “…она удалилась в потайную каморочку, в которую никто, кроме нее не входил, и
    там изготовила ядовитое-преядовитое яблоко. С виду яблоко было чудесное, наливное, с румяными бочками, так что каждый, взглянув на него, хотел его отведать, а только откуси кусочек – и умрешь.
    Когда яблоко было изготовлено, королева размалевала себе лицо, переоделась крестьянкою и пошла за семь гор...” (“Белоснежка и семь гномов”, братья Гримм.)

    “Засмеялись сестры, за бока ухватились:
    – Ай, да Маша, ай да дурочка!
    Да у нас яблок полный сад, любое бери, да на что тебе блюдечко? Утят кормить?”
    (“Серебряное блюдечко и наличное яблочко”, русская народная сказка.)

    Старушонка хлеб поймала;
    “Благодарствую, – сказала. –
    Бог тебя благослови;
    Вот тебе за то, лови!”
    И к царевне наливное,
    Молодое, золотое
    Прямо яблочко летит…
    (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, А.С.Пушкин.)

    “Слез Иван-царевич с коня, входит в сад и видит – стоит яблоня с серебряными
    листьями, золотыми яблоками, а под яблоней колодец. Иван-царевич сорвал три яблока, а больше не стал брать да зачерпнул из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец”. (“Сказка о молодильных яблоках и живой воде”, русская народная сказка.)

Проводится дидактическая игра “Сказочный тест”.

Дети делятся на группы по 3–5 человек. Каждая группа получает тест.

Ведущая: Ребята, вам предстоит разгадать одну сказочную загадку.

Вы вспомните сказки русских писателей, о которых пойдет речь в Сказочном тесте.

Внимательно прочитайте все вопросы и варианты предлагаемых ответов, из которых надо выбрать только один. Каждому ответу соответствует определенная буква. Угадав все буквы, вы сможете составить слово, которое поможет вам узнать, что лежит в нашей сказочной малахитовой шкатулке.

Задание понятно? Тогда за работу!

    Шел лесом прохожий да обронил кузовок. Обронил и не хватился, и остался кузовок у дороги.
    Летела муха, увидала, думает: “Дай загляну, нет ли чего съестного”. А в крышке как раз такая дырка, что большой мухе пролезть. (“Лесные хоромы”, М.Л.Михайлов.)
    И звали эту муху …
    А – Муха-цокотуха,
    К – Муха-громотуха,
    Я – Муха-горюха.

    Мужик нашел дорогой камень и понес его к царю. Пришел во дворец и стал спрашивать у царских слуг: как бы царя увидеть.
    Один царский слуга пообещал доложить царю о находке мужика с уговором, что мужик отдаст ему половину того, что даст царь. (“Награда”, Л.Н.Толстой.)
    Царь взял камень, выслушал рассказ мужика, посмеялся и прогнал слугу, а мужику дал…
    О – тысячу рублей,
    Б – пятьдесят плетей,
    З – мешок пшеницы.

    Однажды в лесу утром, только что заря стала заниматься, петух закричал: “Ку-ку-ре-ку!” Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать и в гости на новоселье приглашать.
    – Хорошо, – говорит петух, – только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ.
    – Где же твой товарищ? – спрашивает она. – Я и его в гости позову.
    (“Петух да собака”, К.Д.Ушинский.)
    Кто был товарищем петуха?
    У – кот,
    Ж – баран,
    Л – собака.

    – Давай-де, мышка-норышка, совьем себе по гнездышку – я под стрехой, ты в подполье – и станем жить да быть да хозяйской подачкой питаться и будет у нас все вместе, все пополам.
    Мышка согласилась. Вот и зажили они вдвоем; живут год, живут другой, а на третий стал амбар ветшать, зерна в нем оставалось намале. Мышка-норышка это дело смекнула, раскинула умом и порешила, что коли ей одной забрать все зерно, то более достанется, чем пополам с… (“Про мышь зубастую да про воробья богатого”, В.И.Даль.)
    С кем не захотела делиться мышка-норышка?
    И – с хозяином,
    Ь – с воробьем,
    Ш – с летучей мышью.

    Пудик не верил маме; он еще не знал, что, если маме не верить, это плохо кончится.
    Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения:
    Эх, бескрылый человек,
    У тебя две ножки,
    Хоть и очень ты велик,
    Едят тебя мошки!
    А я маленький совсем,
    Зато сам мошек ем. (“Воробьишко”, М.Горький.)
    Кем был Пудик?
    Ц – желторотым воробьем,
    Ю – вороненком,
    Н – маленьким стрижом.

    Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая, и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.
    Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка.
    Старик был мастер сказки сказывать. Даренка любила те сказки слушать, а кошка Муренка лежит да мурлычет: “Пр-равильно говорит. Пр-равильно”.
    Только после всякой сказки Даренка напомнит:
    – Дедо, про козла-то скажи. Какой он? (“Серебряное копытце”, П.П.Бажов.)
    О каком козлике просила рассказать Даренка?
    Р – о козленке из сказки “Волк и семеро козлят”,
    И – о козле из сказки “У тебя у самого свой ум”,
    О – о козлике Серебряное копытце.

Дети составляют слово КОЛЬЦО.

Проводится игра “Малахитовая шкатулка”.

Ведущая: “У Настасьи, Степановой-то вдовы, шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там, серьги и протча по женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой, как он еще жениться собирался”.

“Малахитовая шкатулка” П.П.Бажов

Ведущая предлагает детям отгадать по описанию,героям каких сказок принадлежат украшения из шкатулки.

    Золотой перстень

– принадлежал Зверю лесному, чуду морскому из сказки “Аленький цветочек” С.Т.Аксакова.
“… Золот перстень мой у тебя лежит, надень его на правый мизинец и очутишься в дому у батюшки родимого…”

Колечко заветное

– принадлежало Василисе Премудрой, царской дочери из русской народной сказки “Сивка-бурка”.
“Никто и охнуть не успел, как Иван на коне долетел до Василисы, поцеловал ее в уста алые, снял колечко заветное и ускакал. Только его и видели”.

Колечко чудодейное

– принадлежало царю подземельного царства из русской народной сказки “Волшебное кольцо”.
“… За мое спасение он будет тебя награждать; ты проси у него с мизинного перста колечко. То кольцо не простое, а чудодейное: если перекинуть его с руки на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им ни будет приказано, все сделают”.

Перстень Царь-девицы

– принадлежал молодой царевне из сказки “Конек-горбунок” П.П.Ершова.
Говорит ему царевна:
“Если хочешь взять меня,
То доставь ты мне в три дня
Перстень мой из окияна”.

Заветное кольцо

– принадлежало вещему финну из поэмы “Руслан и Людмила” А.С.Пушкина.
… Возьми заветное кольцо,
Коснися им чела Людмилы,
И тайных чар исчезнут силы,
Врагов смутит твое лицо,
Настанет мир, погибнет злоба.

Колечко на память

– принадлежало Апрелю-месяцу из драматической сказки “Двенадцать месяцев” С.Я.Маршака.
“… А чтобы и в самом деле не забыла, вот тебе колечко на память.
смотри на него да вспоминай меня. Если случится беда, брось его на
землю, в воду или в снежный сугроб и скажи:
Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
К новогоднему костру!
Мы и придем к тебе на выручку – все двенадцать придем, как один –
с грозой, с метелью, с весенней капелью!..”

Ведущая: Молодцы! Вы разгадали все сказочные загадки, ответили на вопросы всех викторин. И делали вы это все вместе, сообща, помогая друг другу, как Братья Месяцы.

Мы завершаем нашу игру замечательными стихами Ю.Энтина.

Чтецы:

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!

Звучит спокойная музыка.

Литература

    “Русские народные сказки” “Сказки русских писателей” Москва:, “Правда”, 1987.

    http://folklor.igraemsdetmy.ru/?p=557

Квест отличное решение для проведения праздника в детской библиотеке. В ходе квеста гости праздника смогут почувствовать себя настоящими искателями приключений, разгадать шарады и головоломки. Ребята получат задание: «отправиться по следам героев книг», а справившись с ним получат заслуженную награду! Квест легко организовать используя сценарий литературного квеста в детской библиотеке «Герои».

Сценарий литературного квеста в детской библиотеке «Герои»

Библиотекарь встречает ребят. Для создания загадочной атмосферы можно включить фоновую музыку.

Библиотекарь: здравствуйте ребята, вы любите книги? (Дети отвечают) А какие у вас любимые персонажи книг? (Дети отвечают) А знаете ли вы что герои книг вас тоже очень любят. Книги любят когда их читают. Особенно они любят аккуратных и внимательных читателей. Сегодня всех наших читателей ждёт награда за внимательность и аккуратность, чтобы получить её вам ребята нужно пройти квест от героев наших книг. А квест мы начнем отсюда. Здесь герои книг оставили следы отправляйтесь по следам героев и посмотрите куда они вас приведут и что там лежит. Тот, кто нашел послание от героев возвращается вместе с посланием обратно.

Задание 1. «По следам»

Дети идут по следам оставленным героями книг (например медвежьи следы, человеческие и прочее) которые приводят их к месту где спрятана открытка с шарадой.

Библиотекарь: ребята герои книг оставили нам подсказки в виде шарад слушаем и отгадываем.

Задание 2. Шарады.

Шарады написаны на карточках. Первую шараду читает библиотекарь, следующие читает тот, кто отгадал предыдущую. Все отгаданные слова нужно записывать на доску (если такая есть) или ватман.

Шарады:

Мой первый слог кричит дитя

Второй мой слог – остатки от огня.

Мой первый слог и последний слог – болельщик на стадионе кричал

А средний слог на огороде я отыскал.

(Оле – лук – ойе)

От солнца голову спасает

Мальчишек головной убор

Но если букву первую рычанье заменяет

То перед вами сказочный герой.

(Кепка – Репка )

Первый слог – настроение плохое

Второй слог – на голове их двое.

(Зол – ушка)

Мой первый слог – имя короля,

Второй мой слог – отдых ото дня.

(Карл – сон)

Библиотекарь: а теперь нам с вами нужно сложить первые буквы имен отгаданных персонажей и прочитать, что получится. Гласная может повторяться несколько раз.

Дети складывают. Получается «МОРОЗКО»

Библиотекарь: ищем книгу, в которой есть эта сказка.

Дети ищут книгу. В книге дети находят пазл.

Библиотекарь: ребята вам нужно собрать пазл и посмотреть кто там нарисован.

Задание 3.

Дети собирают пазл на котором находится изображение теней персонажей книги. Например, книга «Алиса в стране чудес».

Библиотекарь: ребята как вы думаете из какой книги эти персонажи? Правильно это герои из книги «Алиса в стране чудес», ищем эту книгу у нас в библиотеке!

Дети находят книгу в ней письмо.

Библиотекарь ребята посмотрите какое странное письмо как вы думаете какой предмет может помочь нам прочитать письмо? правильно зеркало. А в какой книге про Алису зеркало было? Правильно «Алиса в зазеркалье» ищем эту книгу, прикладываем к зеркалу письмо и читаем.

Задание 4.

Письмо: «Дорогие читатели! Я вновь отправляюсь в приключение. На этот раз нас ожидает путешествие по стране Зазаркалье, где весь мир представляет собой шахматную доску, а главные герои – фигуры на шахматной доске. Путешествие полное неожиданных событий, встреч с необыкновенными героями и конечно я совершенно не представляю к чему меня приведёт. Но всё же для самых отважных путешественников я оставлю ключ там, где есть описание героев этой книги. Ваша Алиса».

Дети отправляются на поиски ключа. Находят ключ в книге о шахматах или в шахматной доске.

Библиотекарь: ребята как вы думаете, что можно открыть этим ключом?

Дети отвечают. Примеряют ключ к дверям. Открывают читальный зал.

Библиотекарь: здесь нас тоже ждёт подсказка и не одна. Подсказки нужно искать не в книгах. Смотрим и ищем.

Дети обследуют читальный зал, сами или с помощью библиотекаря находят подсказки написанные на дне шахматных фигурок стоящих в разных местах в читальном зале. Подсказки-цифры.

Библиотекарь: ребята эти цифры — зашифрованное послание. Давайте подумаем, как его расшифровать.

Чтобы расшифровать послание нужно перевести цифры в буквы (Алфавит в цифрах) и прочитать название книги. Например: «14-1-21-4-13-10» это «Маугли»

Библиотекарь: ребята ищем книгу «Маугли»

Дети находят книгу в ней карта библиотеки с пометкой где спрятан клад.

Библиотекарь: ребята посмотрите внимательно карту и отправляйтесь на поиски клада.

При помощи карты дети находят клад. Награждение участников.

Список реквизита для проведения литературного квеста в детской библиотеке: следы; открытки с шарадами; ватман или доска; пазл с изображением теней героев сказки «Алиса в стране чудес»; зеркало; письмо; ключ; карта библиотеки; коробка с призами по количеству участников.

Цели:

Формировать представление у детей об окружающей нас природе, о животном и растительном мире, птицах и насекомых;

Углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы,

Формировать навыки экологически грамотного поведения.

Ход мероприятия:

В рамках экологического клуба «Аревик» 20 июня в Детской библиотеке МБУК Мясниковского района «МЦБ» состоялась квест-игра под названием «Экоэрудит» .

Участниками игры стали дети пришкольного лагеря дневного пребывания школы №1 и преподаватели (всего 40 детей и 9 взрослых ).

Детей у входа в библиотеку радушно встретили библиотекари Е.Л.Андонян и О.А.Папазоглуян . Со слов береги, защищай, охраняй, началась увлекательная игра. Изначально заведующая Детской библиотекой Хачкинаян Мария Николаевна рассказала ребятам о ходе игры и правилах поведения в квесте. Дети узнали о том, что квест - это приключенческая, спортивная игра, в которой необходимо решать интеллектуальные задания для продвижения по станциям, проявить смекалку и принцип командных соревнований.

За определенное время участники должны были выполнять задания, отражающие примеры решения экологических проблем. Самое интересное, что команды проходили одни и те же станции, но шли к ним разными путями. Чтоб команда победила, она должна была первой пройти все станции, выполнить все задания и быстрее добраться до конечной станции, получив одну букву из ключевого слова, на которой проставлены баллы.

Участники квеста обязаны были придерживаться правил игры и правил поведения в общественных местах.

В игре принимали участие 3 команды. Приветствие команд:

Команда «Радуга»

«Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни!».

«Юные экологи»

«Береги свою планету - ведь другой на свете нету!»

«Хозяева планеты»

Мы не хотим стоять в стороне.

Мы - за порядок на нашей земле!»

По правилам игры, последняя прибежавшая команда собирала таинственные буквы, из которых дети должны были составить ключевое слово.

Вот команды весело разбежались по центральной площади села Чалтырь и парку отдыха, где происходила и игра.

1-й маршрут: «Литературная» - Арзуманян М.С. (Библиотека у «Вини Пуха»);

Дети вспоминали сказки, героями которых являются растения или животные. Такие, как

Чиполлино - это мальчик? (Луковка);

Кто одолел Тараканище? (Воробей);

На какой птице летала Дюймовочка? (На ласточке).

2 маршрут: «Птичья» - Закарян С.А. (Парк «Мандаринка навес»);

Название говорит само за себя. Здесь ребята отвечали на не хитрые вопросы, касающиеся птиц, их повадка, размера, происхождения. Также вспоминали пословицы и загадки о птицах.

Например: руки птицы (крылья); кого называют царём птиц? (орла) и другие.

«Зелёный патруль» - Папазоглуян О.А. (Парк «Карусели»);

Эта станция о том, что наносит вред природе. Ребята должны были вспоминать по картинкам о тех правилах на природе, которые существуют. Неправильные ответы зачеркнуть, а затем дать правильную формулировку правилы. Например: Не шумите в лесу!

Послушав стихотворение С.Михалкова «Прогулка», дети сделали себе выводы, что нельзя мусорить, нельзя обижать животных и растения в лесу и т.д.

«Эрудиты» - Мец-Баян С.А. (Кинотеатр «Раздан»);

На этой станции ребят ждало распределение растений и животных согласно условиям обитания. Например: какие из данных животных и растений живут или обитают в водоёмах, на лугу, в лесах? Задание не из лёгких, но и с ним дети быстро справились.

«Целительная сила» - Андонян Е.Л. (Центральная площадь «У колодца»).

Эта станция, где требовалась смекалка и знание загадок. Детям требовалось отгадать загадки о лекарственных растениях. После чего библиотекарь показывала картинку с данным растением. Это: зверобой, мята, крапива, липа, рябина, шиповник, ландыш и др.

На всех станциях, детей встречали ответственные люди - ведущие, которые фиксировали правильное выполнение заданий по бальной системе. Каждая команда во главе с командиром активно отвечали на вопросы, разгадывали загадки и постигали знания по экологии, и на каждой станции за правильные ответы получали буквы волшебного экологического слова. Пройдя все станции, ребята, снова встретились в библиотеке, и та команда, которая пришла последней, разгадала это волшебное слово «ЗЕМЛЯ».

Так как все три команды набрали по 68 баллов, главный приз энциклопедия Е.Г. Ананьевой «Жизнь Земли» достался школе № 1, а точнее школьной библиотеке.

Каждая команда получила поощрительные призы. Капитанов команд наградили блокнотами и ручкой с логотипом природы. А участники были награждены красочными памятками «Как прекрасен этот мир» о правилах поведения на природе, подготовленный сотрудниками Детской библиотеки.

В конце дети смогли познакомиться и взять домой почитать книги с книжной выставки под названием «Книжки умные читаем и природу уважаем!».

Выводы: Мероприятие прошло с огромной пользой для ребят. Они не только активно и с интересом прошли все станции, но и узнали много интересного и полезного о птицах, лечебных травах, правилах поведения на природе.

Мы надеемся, что не только участники сегодняшней квест-игры, но и взрослые на нашей планете Земля будут жить, соблюдая законы природы!

Помогайте природе, живите в стиле «ЭКО»!

«Мой ребёнок совсем не любит читать» - жалуются некоторые родители. «А играть он любит?» - спрашиваем мы. Родители удивляются, мол, какая здесь связь? Где игра, а где книга… Совсем рядом, и об этом знают все маленькие читатели Центральной детской библиотеки. Самые младшие, совсем ещё малыши, вместе с мамами, папами и бабушками впервые попадают в библиотечное королевство игр на занятиях Громкие чтения , которые проводятся каждую среду в 12.00 в игровой комнате Растишка. Занятия пользуются огромным успехом у родителей, как из-за своей бесплатности, так и из-за интереса, который они вызывают у их детей. Каждое занятие начинается с увлекательного чтения небольшой, но захватывающей истории, а затем детки рисуют пальчиками, лепят из пластилина персонажей книг, делают простые поделки. А тех, кто пришел в Растишку в любой другой день, ждут говорящие книжки, книжки-малышки, говорилки, шуршалки, а любители активно ползать будут в восторге от тоннеля, сквозь который можно проползти и встретиться с мамой, ждущей с улыбкой у выхода. Также малышей ждет сухой бассейн с горкой и шариками. Стоит добавить, что игровая комната работает с 10 часов утра до 18 вечера, каждый день, кроме воскресенья и понедельника.

А что же ребята постарше? Разве им не во что поиграть? Если вы так думаете, то ошибаетесь! Прямо скажем, для школьников в библиотеке придумано столько игр, что только успевай выбирать! Наверняка вы смотрели зрелищные приключенческие фильмы с лихо закрученными сюжетами и таинственными происшествиями. Если вашему ребенку от 10 до 12 лет, предлагаем ему ненадолго оказаться в роли секретного агента и попробовать себя в нелёгком деле дешифровки. Только у нас в этом нет ничего опасного, а лишь захватывающее и интересное. Игра «Кот в мешке» поможет узнать, какую книгу вам предстоит прочесть в ближайшее время, для этого надо расшифровать текст. Прочитав книгу, можно стать обладателем уникального свидетельства «Читателя-дешифровщика»!

Каждую среду в 15.00 ждем детей на игре «Поле чудес в литературной стране» . У каждого ребенка есть шанс пережить незабываемые минуты своего триумфа, а кто же откажется от возможности крутить барабан, угадывать буквы, слова и получить заветный приз! Не пропустите ближайшие игры, их тематику вы можете посмотреть на Детских страницах «Как стать Великим» сайта МБУК ЦБС в разделе Афиша.

Ну а если вы до сих пор считаете библиотеку тихим и скучным местом, то наверняка ничего не слышали об игре «Литературные фанты» , в которую дети играют в любое время, когда захотят. Достаточно достать заветную коробку, вытянуть свой фант и выполнить задание, которое выпало. Мы играем каждый день, даже если в игре участвуют всего два человека. Нам не помеха дождь, ветер и ненастье - ведь мы играем в Зале энциклопедической и справочной литературы! Мы рисуем, сочиняем, поём и читаем скороговорки, прыгаем на одной ножке и смешим друг друга. Найдётся незабываемое задание и для вашего ребенка и его друзей!

Совсем скоро, в июле, в Центральной детской библиотеке стартует новая игра - «Фабрика историй» . Дети смогут попробовать себя в роли сочинителей историй и собрать из случайных слов предложения, а из них - невероятную, увлекательную историю, уникальную, которой еще никогда на свете не существовало. В игру можно играть как командами, так и вдвоем, можно соревноваться, чья история интереснее, забавнее, необычнее, а можно просто посмеяться и получить удовольствие от общения.

А теперь порадуем подростков, самую капризную и взыскательную категорию читателей. Ничем-то им не угодишь. Это - скучно, это - слишком по-детски, мы уже не маленькие, еще чего - играть предлагают. А мы предлагаем вспомнить знаменитую игру «Мафия». Слышали о такой? Если нет - «погуглите». А потом приходите, лучше всего с компанией друзей, на игру «Магический турнир» , которая проходит в библиотеке каждую пятницу в 15.00. Вам предстоит разоблачить таинственного недруга, властителя темных сил, злодея - Дракона. Каждый игрок окажется в мире, где по сей день царствует магия, а рыцари сражаются с драконами. Какая карта выпадет Вам? Станете ли вы веселым Сатиром, мудрым Сфинксом или быстрым Пегасом? Возможно в ходе игры вас сразит Минотавр или спасет добрый Единорог… В «Магический турнир» можно играть до бесконечности, потому что каждая игра - это новая увлекательная «жизнь» персонажа. Давайте сыграем и узнаем, каков будет исход в вашей игре!

Как все это многообразие игр связано с книгами и чтением? - спросите вы. Тем, кто знает - напомним, а кто не знает - расскажем, что привлечение к чтению через игру - беспроигрышный ход. Ребенок играет в игры, где ему нужно вспоминать литературных героев, а сюжетные ходы и тематика игр заимствуются из художественных произведений. Чтобы победить, например, на «Поле чудес», нужно хорошо знать произведение, которому посвящена игра, или хотя бы в общих чертах помнить его содержание. Игры и викторины сопровождаются ненавязчивыми обзорами книг, увлекательными рассказами и мультфильмами. Мероприятия, посвященные Году кино, позволяют задействовать такой мощный ресурс, как экранизации книг. Игра «Кинорандеву» - яркий тому пример, в нее играют и дети, и взрослые, вспоминая старую добрую советскую киноклассику.

Библиотечная игротека неисчерпаема и многообразна. Любители компьютерных игр попадают в виртуальную «Таинственную паутину» в зале Медиатека. Сторонники игр-бродилок и квестов могут поучаствовать в реальном квесте «Ужасно интересно все то, что неизвестно» , выполнить самые хитроумные задания и найти спрятанный Сундук книжных сокровищ. А какую игру выбираете вы?

Раз, два, три, четыре, пять - выходи играть

Статьи по теме: