Интересная психологическая игра. Психотерапевтические игры для взрослых. Творческая игра «Интересные стихи»

Уважаемые посетители сайта психологической помощи , сегодня Вы узнаете, что такое на самом деле психологические игры в жизни взрослых людей .

Сразу обратите внимание, что это не те психологические игры , или вообще игры, которые радуют детей в песочнице и взрослых в развлечениях и времяпрепровождении. Это социально-психологические, ролевые, в большинстве своем неосознанные самими игроками, зачастую деструктивные, драматические, а порой и трагические игры, в которые играют взрослые люди — часто всю свою жизнь.

Психологические игры, в которые играют взрослые люди, практически всю жизнь

Про игры, в которые играют люди написал, еще в прошлом веке, в своем одноименном психоаналитическом бестселлере известный канадо-американский психотерапевт и ученый, основатель трансактного анализа и психотерапии Эрик Берн.
(см. анализ психологической игры в сказке «Красная шапочка» или «Золушка»)

Суть психологических игр, в которые играют взрослые люди в ТОМ , что игровой, часто нечестный и скрытый процесс общения и межличностных взаимодействий приносит некоторые, иногда неосознанные, социальные, эмоционально-психологические, и даже биологические выгоды (некий «выигрыш») участникам игры.

Другими словами, игровые отношения (психологические игры в отношениях) удовлетворяют многие врожденные потребности человека. А именно: психологические, эмоциональные, биологические и социальные.

Конечно, человек, как и любое другое высокоразвитое животное, мог бы удовлетворять свои природные, естественные потребности нормальным, честным, прямым и естественный путем, не прибегая к психологическим играм, различным ухищрениям и обманам.

Но человек существо общественное, и большинство законов природы умаляет и попирает социум: нормы и правила морали и нравственности, этика и общественное мнение, способы выживания, создавая стереотипы мышления и поведения.

Психологическим играм обучаются в детстве

Обратите внимание на совсем маленького ребенка — он естественный, природный, настоящий. Ему еще не нужны психологические игры…он удовлетворяет все свои потребности прямо, просто и спонтанно…так, как и задумано самой природой.

Если ребенок хочет есть — он просит (например, плачет, и успокаивается когда получает еду).
Если малыш хочет общения с мамой — он всем своим видом показывает это.
Если ему страшно, больно или грустно — то и это Вы легко заметите…
Если ему хорошо и весело — он улыбается и радуется…

Но по мере развития, воспитания и социализации ребенка — он обучается правилам поведения в обществе, а заодно и психологическим играм. Большинство этих правил неписанные, поэтому ребенка обучают, большей частью невербально (без слов) и неосознанно, сами родители.

Ребенок просто «тупо» (не осознавая) копирует с родителей и впитывает в себя все эти правила поведения и выживания в социуме. Он учится не быть собой, он учится носить социальную маску и играть в психологические игры.

Потом, уже во взрослой жизни, эта неестественность в отношениях, эти неосознанные, заученные в детстве психологические игры во взаимоотношениях людей, доставят множество проблем человеку. Начиная от внутриличностных конфликтов , непонимания себя и внутренних психологических проблем (неврозов, фобий…), и кончая проблемами в межличностных отношениях (в семье, в коллективе, в бизнесе…).

Конечно, у всех по-разному — кому как «повезло» с родителями и воспитателями; у кого какой запрограммирован сценарий жизни , как раз на основе семейных психологических игр.

Типичная семейная психологическая игра, разыгрываемая по ролям, согласно треугольнику Карпмана, описана в статье проблемы в отношениях людей .

Почему люди играют в психологические игры — подробней

Как уже было сказано выше, люди играют в психологические игры для получения выгод (условно говоря, «выигрыша»), т.е. для удовлетворения своих потребностей, которые они разучились удовлетворять естественным путем.

Психологическая выгода от игры:
У всех есть потребность в психологической безопасности и защищенности. С помощью психологических игр (похожих на психологические защиты), человек пытается избегать стрессовых ситуаций и поддерживать свою психическую стабильность.

Однако, такие игры, как правило, приводят к обратному.

Эмоциональная выгода от игр:
Каждому человеку необходим эмоциональный обмен. И если его ребенком обучили обмениваться эмоциями с помощью игр, то он может стать эмоциональным (энергетическим) вампиром. Такой высосет из Вас, если Вы в игре, всю эмоциональную энергию, доведя Вас до депрессии, невроза или психоза.

Биологическая выгода от игры:
Людям для выживания необходимы телесные контакты: объятия, ласки, поцелуи…поглаживания…, если человек не умеет обмениваться ими естественно, то он прибегает к играм. А по игре такие контакты могут быть и негативные, например побои…пинки и т.п. Что подсознательно, у некоторых людей, например скрытых или явных мазохистов, воспринимается как удовлетворение потребности в телесном контакте.

Отсюда можно увидеть таких людей, которые как бы сами напрашиваются на пинки (даже словесные), например жены, которые подсознательно выбирают себе мужа тирана , который будет ее бить и унижать . На самом деле — это неосознанная игра.

Социальная выгода от игр:
Человеку необходимо полностью занять свое время, структурировать его, иначе, он либо сойдет с ума, либо умрет от скуки (буквально).
Также, люди — животные социальные, и им необходимо общение с себе подобными.

Деструктивные психологические игры

Большинство из неосознанных или частично осознанных психологических игр в отношениях и взаимодействиях между людьми являются деструктивными для всех участников.

Эриком Берном и его последователями описано множество игр, в которые играют взрослые люди. Все они разделены на категории. Коротко о них…

Игры с самим собой
Например, когда человек надувает сам себя…что-то себе обещает (бросить курить, начать новую жизнь с понедельника и т.п.), но не выполняет, придумывая для себя кучу оправданий…

Семейные и супружеские игры
Например, когда жена играет Жертву, терпя побои и издевательства мужа, а потом переключается в Преследователя, делая из мужа Жертву — сдает его в полицию…

Или, например, когда мама играет в Спасителя, зашнуровывая обувь ребенку до старших классов, при этом делая его беспомощной жертвой, а через некоторое время ребенок из Жертвы переключается в Преследователя, и терроризирует маму, скажем, вымогая у нее пенсию на алкоголь или наркотики…

Сексуальные игры
Одна из популярных сексуальных игр описана в примере выше («Соблазн» или «Динамо»)…

Игры на вечеринках
Это большей частью сплетни и осуждения третьих лиц, а также популярнейшая игра «Почему бы Вам не… Да, но…», где один игрок как бы просит совета и помощи…другие в это время стараются и дают их…но в итоге он все отвергает, зачастую приводя в тупик беседу…

Игры на всю жизнь
Например, игра в алкоголика с созависимостью (соучастием) членов семьи.

Или игра в постоянного должника, который берет кредиты и никак не может их погасить…

Игры преступного мира
Например, кражи, надувательство и мошенничество…

Игры в кабинете психотерапевта
Например, когда клиент на приеме у психотерапевта, начитавшись википедии и представляя себя всезнающим, подсознательно настроен на то, чтобы не получить помощь. При этом он всячески саботирует работу психолога, например, играя в «психотерапевта».

Когда же он действительно, как и хотел, не получит помощи — он может сказать: «Я же говорил, что он мне не поможет…»…

Конструктивные психологические игры
Конструктивными игры могут стать лишь при их понимании и осознании. Некоторые перечисленные выше деструктивные игры можно переделать в конструктивные, а после этого вовсе выйти из игр и начать естественные отношения, особенно это необходимо во взаимодействии с близкими людьми.

К конструктивным играм относятся и лечащие, развивающие и обучающие психологические игры, для взрослых и детей.…..

Можно услышать иногда: "А ведь не было раньше психологии. И ничего! Хорошо жили люди и без нее". Но, давайте будем честными. Во-первых, не так уж и хорошо жили. Я бы даже сказал, по большей части, не жили, а выживали. И время для поиска себя было лишь у незначительной части населения. А во-вторых, всегда были некие наставники и учителя, которые в далекие времена пытались решать те же проблемы людей, которые в наше время пытаются решать психологи. С.О. Высочанский

Психологические игры для взрослых.

Если Вы хотите знать про тенденции в современной психотерапии, то отбросьте все другие дела на 15 минут и вдумчиво прочитайте данную статью. Материал про психологические игры для взрослых будет полезен даже тем, кто никогда не собирается пользоваться услугами психологов-консультантов. По крайней мере, Вы сможете узнать, какие игры существуют и чем они могут быть полезны любому человеку.

* В данном контексте, игры – это цикл взаимодействий, направляемых человеком на получение желаемых эмоций, дефицит которых наблюдается в повседневной жизни. Здесь два важных аспекта: во-первых, есть возможность вывести в сознательную сферу подавляемые чувства. Во-вторых, есть возможность выразить накопившуюся бурю эмоций, тем самым сделав возможным спокойную работу с подавляемой частью личности.

* Психотерапевтические игры позволяют вступить в контакт со своими собственными желаниями и ресурсами. Это требует деликатной и иногда продолжительной работы. Общеизвестно, что в процессе своего развития человеку приходится смиряться со многими неприятными ситуациями и подавлять свои негативные чувства. Так образуется часть личности, в которой и собраны все подавленные переживания. Чем больше эта часть личности (темная сторона), тем менее полноценной жизнью живет человек. Человека тянет испытать те чувства (страх, унижение, жажда возмездия, отчаяние, тревога, неуправляемые агрессивные и сексуальные импульсы), которые когда-то блокировали его энергию. Подавив те давние свои (невыносимо) сильные чувства, он подавил в себе, в какой-то степени, вообще способность чувствовать. И тем самым способность жить более полной жизнью.

* Психологические игры позволяют интегрировать те части себя, которые были подавлены, и вернуть себе полноту жизни, без ущерба для окружающих. Чем большую часть в психике человека занимает подавленная часть личности (чем меньше его любили в детстве), тем безрадостнее его жизнь, и тем больше вероятность негативных последствий для него: депрессии, отсутствие желания что-то делать, утомляемость, зависимости, склонность к преступлениям, несчастная личная жизнь, психосоматические болезни, попытки суицида, безответственное поведение и прочие беды.

* Психотерапевтическая игра – это один из инструментов психологической работы. Психолог может "назначить" клиенту ту или иную игру, которая поможет проработать определенную область (или тему). Для этого необходимы следующие условия.
1. Нужно знать клиента и его проблемы, чтобы понимать ту тему, работа с которой снимет целый пласт проблем в жизни и поможет клиенту гораздо лучше чувствовать себя в жизни.
2. Конечно, нужно разбираться в психологии и иметь достаточный опыт работы психолог, а так же знание механизмов человеческой психики.
3. Нужно иметь опыт именно в подобных играх. Наиболее близкое к "психологическим играм для взрослых" направление в психологии – .

* Как вообще появляются методы работы психологов? Вот есть в обычной жизни людей некие вещи, которые действуют положительно, улучшают возможности и качество жизни человека. Психологи замечают эти вещи, обобщают, формализуют, вырабатывают правила. Из самых лучших побуждений, психологи пытаются сформулировать правила и порядок действий, позволяющих воспроизводить чувство полета и касание музы. И, допустим, на основе таких полезных наблюдений, появилось новое направление в психологии. Но суть в том, что те вещи, которые помогают человеку сделать свою жизнь лучше, они шире любого формализованного метода, им тесно в рамках любого, самого гениального подхода. При высоком уровне мастерства какого-либо психологического направления. Но до этого нужно дорасти.

Виды "психотерапевтических игр для взрослых"

Чтобы понять, какое чувство или ситуацию человеку нужно разыграть в психологической игре, необходимо просто прислушаться к себе. (Что не так уж и просто для большинства людей, потерявших связь со своими глубинными чувствами). В подавленном чувстве (или незавершенной ситуации) спрятан потенциал более полной жизни. Поэтому человека бессознательно тянет пережить некое чувство, роль или ситуацию, - чтобы вернуть себе более полноценную и настоящую жизнь.

1. Супружеские сценарии , - подобные игры позволяют попробовать (и получить обратную связь) тот сценарий, который рискованно пробовать в реальной жизни.

* Примерами запросов, по которым формируется психологическая игра, могут быть: нереализуемая в обычной жизни мечта, неудовлетворенная потребность в любви и признании, невысказанные чувства в прошлом, необычные фантазии (в том числе связанные с сексом), и многое другое. На основании первичных данных и с учетом реальных возможностей психологической игры, составляется сценарий, который позволяет вживую прожить то, что не было прожито. Это весьма сильные переживания, которые часто напоминают катарсис и ощущение, как будто свалился "камень с души".

* В психологической игре у человека появляется возможность сыграть ту роль, которую он не может сыграть в обычной жизни. Чем более подходящая роль подобрана, тем сильнее эффект от игры. Чем более человек способен увлечься такой игрой и погрузиться в воображаемую ситуацию, тем более глубокие препятствия на пути у потока жизни снимаются.

* Как и все другие приемы психологии, психологические игры для взрослых пришли к нам из реальной жизни (достаточно вспомнить любые ролевые игры). Поэтому, как и любые другие психологические приемы, они используются и вне рамок психологического консультирования, в обычной жизни (например, постельные игры). И, как всегда, в любом деле есть специалисты и любители. Например, многие люди могут значительную часть работы по обслуживания автомобиля выполнять самостоятельно, но много и тех, кто предпочитает доверять это дело профессионалам, специализирующимся именно в данной области . , Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.

Ролевая игра

Ролевая игра - Разыгрывание или выполнение определенной роли. Как процедура она широко распространена в психологических тренингах, психотерапии, в образовании и других областях.

Процедура группового психологического тренинга. Участники играют в игру: будто они "мыслеголики" и хотят от этого излечиться. Формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения. Отработка умений и навыков сглаживания конфликтов. Выработка навыков эффективной самопрезентации. Процедура группового психологического тренинга. Разыгрывается ролевая игра, в процессе которой одному из игроков подсказывают «ангел» и «черт». Отработка коммуникативных умений и навыков. Процедура группового психологического тренинга. Разыгрывается ролевая ситуация беседы с вымогателем. Ролевая игра для группового психологического тренинга, направлена на развитие коммуникативной компетенции. Процедура группового психологического тренинга, предназначена для развития коммуникативной компетенции. Закрепление полученнного на тренинге опыта. Процедура группового психологического тренинга. Участники разыгрывают сцену журналистского интервью. Развитие социального мышления. Работа с манипуляциями. Отработка простых менеджерских функций. Процедура группового психологического тренинга. «Дворник» пытается убедить молодого человека не мусорить. Процедура группового психологического тренинга. Участники разыгрывают ролевую игру, изображая напарников, которые не поделили между собой обязанности. Процедура группового психологического тренинга. «Читатель» пришёл в библиотеку и спрашивает, какую книгу ему бы почитать. Процедура группового психологического тренинга. Моделируется знакомство парня и девушки (мужчины и женщины). Исследование параметров взаимодействия в условиях жесткого ролевого диктата. Процедура группового психологического тренинга. Разыгрывается сценка: к «работнику» некоторой организации приходит «плохой клиент». Репетиция ситуаций повышения и увольнения. Процедура группового психологического тренинга. Парни учатся знакомиться с девушками, для этого им в помощь «подружки-подсказчицы». Процедура группового психологического тренинга. Участники разыгрывают последнюю встречу с каким-то довольно близким, значимым человеком. Отработка механизмов управления коммуникационными процессами в сложных социальных системах. Процедура группового психологического тренинга. В ролевой игре участвуют «преподаватель» и «студент» – ситуация экзамена. Процедура группового психологического тренинга. Разыгрывается ролевая игра, в процессе которой один из игроков представляется уставшим заблудившимся путником, который просится переночевать, а второй – осторожным и вредным человеком, находящим сто отговорок. Процедура группового психологического тренинга. Ролевая игра постепенно усложняется, побуждая участников приспосабливаться «на лету». Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают и реализуют "рекламные ролики". Процедура группового психологического тренинга. Участники сообща разыгрывают сказку: один из них сказочник, другой – главный персонаж, остальные – второстепенные. Процедура группового психологического тренинга. «Супер-звезда» устраивается на работу. Предоставление возможности в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа. Отработка простых менеджерский функций. Процедура группового психологического тренинга. Разыгрывается сценка, в которой «пассажир» конфликтует с «таксистом». Процедура группового психологического тренинга. Участники разбиваются на пары и разыгрывают ту или иную сценку из семейной жизни, в которой должен быть конфликт и интрига. Процедура группового психологического тренинга. Участники ролевой игры ссорятся, наблюдатели почему-то неожиданно все встают на защиту только одного, подвергая второго обструкции. Процедура группового психологического тренинга. Участники разыгрывают сцену в ресторане, в которой официант намекает, что надо бы оставить побольше чаевых. Выработка эмоциональной уравновешенности с помощью настоящего барабана. Отработка коммуникативных умений и навыков.
Статьи по теме: