Максимальное количество ходов в шахматах. Сколько партий играют в шахматах. Самая короткая и самая длинная шахматная игра

Время на обдумывание очередного хода ограничено и фиксируется шахматными часами. Но несмотря на это каждая игра может длиться неограниченное количество времени и партий. Обратимся к истории шахматных турниров, чтобы проверить, так ли это на самом деле.

Самый первый международный турнир по шахматам (в истории современных шахмат) прошел в Лондоне в 1851 году и собрал 16 участников. Турнир состоял из 4 кругов, причем такой исход игры, как ничья, не засчитывался. В первом круге участники играли 3 партии на большинство побед, последующие круги состояли из 28 партий в общей сумме. Таким образом, число партий было установлено руководством турнира.


Матч 1927 года, положивший начало новой шахматной эпохе благодаря победе Александра Алехина над «безоговорочным фаворитом» Хосе-Раулем Капабланка, длился 31 партию! Матч между известными на весь мир гроссмейстерами Гарри Каспаровым и Анатолием Карповым закончился через 24 партии победой Каспарова. Сражение настоящих «монстров» игры Каспарова и Владимира Крамника в 2000 году завершилось через 15 партий. А скандальный матч по классическим шахматам между Владимиром Крамником и болгарцем Веселином Топаловым в 2006 году закончился уже через 12 партий с равным счетом соперников. Другая не особо честная и беспристрастная игра состоялась в разгар «холодной войны» между американским шахматистом Робертом Фишером и советским гроссмейстером Борисом Спасским. Фишер победил Спасского за 21 партию.

Последний матч за звание чемпиона мира по шахматам завершился через 12 партий. Кстати этот матч привлек колоссальное внимание людей, ведь на «шахматном поле» сражались сильнейший гроссмейстер планеты норвежец Магнус Карлсен и россиянин Александр Карякин, вошедший в Книгу рекордов Гиннеса как самый молодой гроссмейстер в истории шахмат.

Как видите, шахматный матч может длиться любое количество времени и партий. Количество партий можно установить в начале игры, а можно определить лишь число побед, а сколько для этого потребуется партий, будет зависеть от участников игры. Поэтому если вы играете на любительском уровне или устраиваете не слишком серьезный турнир, число партий будет зависеть от вашего желания и возможностей игроков.

Сколько идет партия в шахматы

Как уже было сказано ранее, количество партий может быть неограниченно, тогда как по времени партия имеет лимиты. Речь идет о контроле времени каждого хода. Необходимость в контроле времени появилась в тот момент, когда шахматные турниры начали собирать зрителей и «болельщиков».

Временные лимиты бывают разными: на игру, на отдельный ход, на некоторое число ходов, с добавлением времени. Для любительских игр используются песочные часы – чем быстрее игрок сделает ход, тем меньше времени на раздумья останется его противнику.

Известны случаи, когда шахматные турниры и просто матчи затягивались на несколько дней из-за отсутствия какого-либо лимита.

Время партии зависит от ее вида (точнее формата). На этом моменте остановимся подробнее.

  • Классическая партия. Наиболее распространенный вариант игры, который был введен еще в конце 19 века (отсюда и название). Игрокам дается два часа на совершение первых 40 ходов, затем час на следующие 20 ходов и 30 минут до окончания партии.
  • . Этот формат развеет стереотип о том, что шахматы – скучная и нудная игра. Каждому шахматисту дается 5 минут на всю партию. В некоторых играх игроки могут получить даже 3 или 1 минуту (довольно экстремально!). Чтобы стать блицором (игрок блиц-партий), необходимы долгие тренировки и такие качества, как собранность, умение быстро принимать решение и, конечно, быстрота.
  • Рапид – можно сказать, облегченный вариант блица. Шахматистам дается по 15-20 минут на партию. В целом партия формата «рапид» может длиться от 10 до 60 минут.

В партии с контролем времени часто возникает такая ситуация, как цейтнот – игроку предстоит совершить еще несколько ходов, а времени почти не осталось. В некоторых случаях время могут добавлять, следовательно, длительность партии будет увеличиваться.

Также распространен лимит с добавлением времени. В общих словах – при фиксированном и заранее обусловленном количестве времени к каждому ходу добавляется какое-то количество секунд или минут по разным схемам (Фишера, Бронштейна, с задержкой без накопления).

Итак, как вы могли убедиться, установить твердые временные рамки для шахматной партии очень сложно. Все зависит от хода игры: насколько сложны комбинации, как много времени игроки тратят на обдумывание очередного хода. Все это делает шахматы еще более интересной и увлекательной игрой.

Количество возможных шахматных партий

Мы говорили, что количество партий в шахматах не регламентируется, но оно не бесконечно. Это доказал известный американский математик Клод Шеннон еще в 1950 году.

Шеннон получил это число из математических расчетов. Математик установил, что для совершения каждого хода игрок имеет 30 разных вариантов. Проанализировав уже прошедшие партии, Шеннон определил и среднее число ходов в каждой партии – приблизительно 40. Согласно этим данным выходит, что можно сыграть около 10120 неповторяющихся партий. Углубившись в расчеты, Клод Шеннон получил число, равное 10 120 – по мнению ученого, именно столько раз (причем минимально!) можно сыграть неповторяющиеся уникальные, партии. Только представьте: минимальное количество неповторяющихся шахматных партий превосходит число атомов в наблюдаемой Вселенной в несколько раз. Думаем, теперь всем стало ясно, почему каждая шахматная игра не похожа на предыдущую, а предугадать ее исход практически невозможно.

Это исследование является «первопроходцем» шахматной теории. Также оно оказало большое влияние на развитие компьютерных шахмат, тем более, что Шеннон продолжив начинания других ученых в области алгоритмов, изобрел машину, способную играть в шахматы.

День добрый, дорогой друг!

При слове «комбинация» в сознании автора этих строк возникает образ Великого Комбинатора. Однако мы знаем, что в шахматах успехи Остапа Ибрагимовича оставляли желать лучшего. Шахматные комбинации получались у него значительно хуже, нежели в повседневной жизни.

Причина очень проста: комбинация в шахматах – инструмент. А инструмент, как известно, работает в умелых руках.

Должен заметить, что научиться хорошо играть в шахматы не так уж и сложно при правильном подходе. Отличным подспорьем для вас станут Программы подготовки шахматистов .

Что такое комбинация в шахматах?

Слово «комбинация» в словаре означает соединение, сочетание.

Комбинацией в шахматах принято считать сочетание ходов с применением жертвы, которые объединены определенной идеей или целью . Используя специальную шахматную терминологию, – форсированный вариант.

Википедия предлагает нам достаточно разветвленную классификацию шахматных комбинаций: по мотивам, по объектам, по приемам, на отвлечение, завлечение и так далее.

Можно классифицировать комбинации и по-проще: быстрые, матовые, лучшие, интересные, выигрышные.

С точки зрения практической пользы, из всего этого многообразия, интерес представляет разве что классификация по результату.

Шахматист – практик, когда обдумывает ход или серию ходов, никогда не задумывается, как следует классифицировать его задумку.

То есть, он хочет добиться определенного результата, используя комбинацию. Шахматист никогда не думает так: «Я хочу провести комбинацию на завлечение». Он думает по другому: «Я хочу достичь выигрышной позиции. И вижу для этого путь — провести комбинацию.»

Он хочет с помощью комбинации:

  • Добиться выигранной позиции
  • Добиться ничейной позиции
  • Поставить мат
  • «Залезть» в пат
  • Кардинально изменить ситуацию на доске

Это неполный перечень целей для проведения комбинаций. Давайте не будем мудрствовать лукаво и посмотрим интересные примеры комбинаций.

Примеры комбинаций

Комбинации далеко не всегда игра на мат.

1. Проходная пешка


Как использовать проходную пешку, когда ее намертво стережет белая ладья с поля g4?

2...Лh4!!

Правильно, ее можно отвлечь, пожертвовав свою собственную ладью. А заодно и связать, чтобы уж никуда не делась. Черные выигрывают.

2. И гра на пат

Черный король в положении пата. Отсюда идея комбинации.

1...Лf6! 2.Кр:b2 Лf2+

Ладья шахует по линии f до бесконечности. А если король подходит и бьет ладью, — на доске пат.

3. Игра на мат

Черные фигуры занимают неудачные позиции и перегружены защитой.

1.Лb8!!

Жертва ладьи и позиция черных разваливается, как карточный домик. При любом взятии ладьи следует мат.

4. Рентген


Притаившийся слон на g7 нередко выполняет роль «рентгена». Эта позиция — типичный пример.

1...ef 2.gf K:e4! 3.de d3!

И белые несут материальные потери.

Что такое комбинационное зрение?

Комбинационное зрение – способность замечать комбинационные возможности в той или иной позиции.

Отчасти эта способность врожденная. Что-то вроде музыкального слуха. Он может быть абсолютным, хорошим или так себе.

Если способность так себе, ее можно развить до хорошего уровня с помощью тренировок. Решения комбинаций, анализа партий, наблюдением на игрой сильных шахматистов.

В шахматах комбинационное зрение улучшается вместе с повышением вашего мастерства и накоплением опыты.

Как развивать комбинационное зрение?

Изучать названия и классификации – занятие познавательное, но по большей части бесполезное. Изучать и знать нужно другое:

Точные позиции

Когда мы точно знаем, как оценивается позиция, которая может получиться в результате хода, комбинации или варианта, — мы можем к ней стремиться.

Например:

Надо ли белым разменивать ферзей ходом 1.Фd5+? Смогут ли они выиграть партию?

Все зависит от того, как мы оцениваем позицию после форсированного 2…Ф:d5 3.Кр:d5


Эта позиция выигрышная для белых. Мы это ТОЧНО знаем и можем к ней стремиться. В том числе применяя различные комбинации, жертвы и прочие технические приемы.

Типичные приемы

Двойные удары. Есть и другие приемы, мы их разбирали в отдельных статьях. Все эти приемы — спутники комбинаций.

Не важно, как называть комбинацию – отвлечением, завлечением или еще как. Важно, чтобы вы знали, как это делается и помнили об этом во время партии. Когда партия завершится вашей победой, — честь вам, хвала и очко в таблицу.

Победителем становится не тот, кто знает названия, а тот, кто умеет хорошо играть.

Задачи

1.Белые начинают и дают мат в 4 хода:

2.Белые начинают и выигрывают:

3.Белые начинают и дают мат в 2 хода:

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

Освоение шахмат - это длительный процесс, который может затянуться на несколько лет, но вам не обязательно быть великим шахматистом, чтобы побеждать практически в каждой игре, достаточно лишь понимать механику игры. Научившись распознавать некоторые шаги и читать своего противника, вы сможете эффективно защищать своего короля, атаковать короля противника и выходить победителем почти в каждой игре.


Предполагается, что вы уже знакомы с базовыми правилами игры в шахматы. Если вы только начали знакомство с игрой,

Шаги

Часть 1

Уровень игры: начальный

    Уясните ценность каждой фигуры и защищайте их соответственно. Понятно, что король является наиболее важной фигурой на доске, ведь его потеря ведет к поражению в игре. Несмотря на это, не стоит считать остальные фигуры бесполезным пушечным мясом. Согласно математике и геометрии шахматной доски, некоторые фигуры куда ценнее, чем другие. Помните об этом, когда будете забирать чужие фигуры. К примеру, не стоит подвергать риску ценнейшую ладью лишь за тем, чтобы избавиться от коня противника.

    Поймите цели хорошего дебюта. Дебют - это первые несколько ходов в игре, которые определяют вашу общую стратегию и расстановку фигур на всю партию. Целью начальных ходов является развертывание (отведение от начальных полей) как можно большего количества сильных фигур. Для хорошего начала следует учесть несколько ключевых моментов:

    • Перемещайте пешки к центру доски, чтобы открыть дорогу более сильным фигурам.
    • Ваш дебют также будет зависеть от того, играете ли вы черными или белыми фигурами. Так как белые ходят первыми, вам следует играть агрессивно и не дать инициативе перейти к противнику. Черным же следует организовать оборону, ожидая, пока белые подставятся под удар.
    • Никогда не перемещайте одну фигуру два хода подряд, если только ей не грозит опасность быть сметенной с доски. Чем больше фигур вы сможете передвинуть, тем больше ходов потребуется противнику для противодействия.
    • Учитывая все это, ознакомьтесь со списком дебютов, которые делают гроссмейстеры на турнирах по шахматам.
  1. Заранее продумайте свою стратегию на 4–5 ходов вперед, делая каждый ход частью более изощренной атаки. Для победы в шахматах вы должны постоянно думать на несколько шагов вперед, подготавливая обширные и сложные атаки, чтобы перехитрить своего противника. Ваш первый ход определяет всю последующую игру и ведет к первой атаке или контролю определенных участков доски. Лучший способ научиться планировать наперед - отработать несколько распространенных дебютов:

    Проведите 4-ходовый «Детский мат», чтобы мгновенно выиграть партию. Проблема в том, что данная стратегия сработает лишь единожды, так как опытный игрок раскроет ваш план и уведет короля из-под удара. Несмотря на это, детский мат является отличным способом застать новичка врасплох и быстро одержать победу в игре.

    Контролируйте центр доски, чтобы контролировать игру. Во время партии в шахматы ваша главная задача заключается в контроле над центром доски, особенно это касается четырех полей посередине. Все потому, что оттуда можно совершать атаку в любом направлении, позволяя вам управлять темпом и ходом игры. Конь, к примеру, имеет 8 потенциальных ходов из центра доски, а по краям доски - лишь 1–2. Существует два основных способа добиться контроля над центром:

    • Вы можете закрепиться в центре доски, медленно перемещая туда несколько фигур. Пусть кони и слоны стоят по краям и играют роль поддержки, там они смогут атаковать фигуры противника в случае нападения. Подобное неторопливое развитие событий используется чаще всего.
    • А вот заход с флангов является более современным стилем игры, согласно которому контроль над центром осуществляется по краям доски. Ваши ладьи, ферзь и кони поднимаются по краям доски, тем самым не давая противнику безвозмездно захватить центр.
  2. Развивайте по одной фигуре за раз. Покончив с дебютом, переходим к развертыванию боевых порядков. Вы должны вывести все свои фигуры с начальных полей, перемещая их на более эффективные для них места.

    • Если можете, перемещайте фигуры по очереди. Не ходите одной и той же фигурой два раза подряд, если, конечно, вам не нужно будет уводить ее из-под удара или потрепать силы противника.
    • Перемещать все фигуры тоже необязательно. Продвижение всех пешек не поможет вам победить, так как нарушит ключевую линию обороны, оберегающую вашего короля.
  3. Научитесь рокировке. Рокировка - это особый ход, при котором король «перепрыгивает» через ладью, принимающую роль стены против грядущей атаки и которую оберегают размещенные над ней пешки. Это крайне эффективная тактика защиты, особенно для новичков в шахматах. Вам понадобится сделать следующее:

    Не пренебрегайте разменом фигур. Смело разменивайте фигуры, если в результате вы окажетесь с материальным преимуществом, например, пожертвовав конем ради получения вражеского ферзя. Когда же фигуры более-менее равны, процесс размена становится довольно запутанным. Если вкратце, то не стоит идти на размен, когда:

    Продумайте свою стратегию на 5–6 ходов вперед. Пусть это и сложно, но для регулярной победы в партиях вы должны строить долгосрочные планы. Каждый ход фигур должен преследовать три основных цели. Держа эти моменты в памяти, вы вскоре сможете на ходу просчитывать многоходовки для победы в игре:

    Используйте свое преимущество по максимуму, не неситесь сломя голову в атаку. Ритм игры - вот, что главное в шахматах, так что удерживайте его как можно дольше. Если ваш противник лишь реагирует на ваши действия и постоянно выводит фигуры из-под удара, не имея возможности контратаковать, продолжайте неспешно уменьшать количество его фигур. Помните, что победа в битве не гарантирует вам победу в войне. Не позволяйте оппоненту совершать контратаки в ответ на ваши ходы. Вместо этого перебейте его защитные фигуры, захватите центр доски, после чего выждите момент для нанесения сокрушительной атаки.

    Научитесь проводить связывание. Связывание - это нападение, при котором вражеская фигура загоняется в тупик или берется в заложники, сдерживая оппонента от эффективного ее использования риском ее потерять. Этот пассивный вид ведения боевых действий отлично подходит для управления ходом игры и победе над противником. Для начала проанализируйте варианты перемещения фигуры. Уделите особе внимание фигурам с ограниченным набором ходов. Затем разместите свои фигуры так, чтобы атаковать связанную фигуру, куда бы она ни передвинулась, фактически делая ее бесполезной на какое-то время.

    Объективно оценивайте каждый ход. Вы должны мыслить в масштабах всей доски, анализируя каждый доступный вам ход. Не делайте ход только потому, что пришла ваша очередь, не торопитесь и попробуйте отыскать наилучший ход из всех доступных. Конечно, все зависит от ситуации, но вы можете задать себе парочку вопросов перед каждым ходом, чтобы понять, правильно ли поступаете:

    Избавляйтесь от фигур противника единым фронтом. Вам нужно сохранять контроль над центром, при этом атакуя, как единое целое. Ваши фигуры словно детали оркестра - все они служат уникальной цели, но лучше всего работают вместе. Устраняя фигуры оппонента, вы повысите свои шансы обойти защиту короля, а организовав 2–3 группы поддержки, обеспечите материальное преимущество.

    Защищайте ферзя на всех этапах игры при помощи слона и ладьи. Ферзя не просто так считают сильнейшей фигурой на доске, поэтому не спешите разменивать его на другую фигуру противника, даже на другого ферзя, подобный ход редко является оправданным. Ферзь - ваша наиболее универсальная атакующая фигура, используйте ее по назначению. Постоянно защищайте и поддерживайте своего ферзя, так как большинство игроков готово пожертвовать практически любой фигурой (кроме собственного ферзя), чтобы от него избавиться.

    Не окружайте своих слонов пешками. Слоны атакуют с дальних дистанций, а для контроля над доской, особенно на ранних стадиях игры, крайне важно использовать их обоих. Вы можете изучить множество дебютных ходов, но основная их цель заключается в выведении в открытую своих сильных фигур.

Часть 3

Уровень игры: продвинутый

    Продумайте ход игры от начала и до конца. Партия в шахматы в основном имеет три этапа, которые тесно связаны между собой. Лучшие шахматисты мира планируют свою игру на 10–12 ходов вперед, одновременно разрабатывая 3–4 стратегии на основе ходов противника. Они знают, что потраченные на раннем этапе ходы и фигуры сильно повлияют на заключительную стадию игры и планируют свои действия соответственно.

    • Дебют: именно здесь задается тон игры. В первые 4–5 ходов происходит ускоренная мобилизация множества фигур и начинается борьба за центр доски. Вы можете пойти в наступление, переведя сражение на сторону противника, либо уйти в оборону, выжидая, пока противник сделает первый шаг.
    • Миттельшпиль: его единственная цель - подготовка к эндшпилю. На данном этапе происходит размен фигурами, захват контроля над центром доски и установка 1–2 линий нападения, которые в любой момент могут прийти в движение. Размен, конечно, может принести пользу, но вы должны понимать, что с каждой потерянной фигурой уменьшаются и ваши шансы на победу.
    • Эндшпиль: этап, когда на доске остается очень мало фигур, а их ценность заметно возрастает. Вам может показаться, что именно в эндшпиле развернется главное противостояние, но на самом деле бо́льшая часть работы уже была проделана. Игрок, который «победил» в миттельшпиле и остался с лучшим материалом без труда завершит игру матом.
  1. Слоны к концу игры куда полезнее коней. Поначалу игры слоны и кони примерно равны по силе. Однако уже к концу игры слоны будут передвигаться по опустевшей доске в разы быстрее, чем все так же медлительные кони. Помните об этом при размене фигур - если в краткосрочной перспективе слон и не является сверхполезным, то уже на последнем этапе партии становится одной из наиценнейших фигур.

  2. Используйте числовое преимущество пешек на пустой доске. Пешки лишь кажутся бесполезными, однако к концу игры они становятся ключевыми фигурами. Они могут оказывать поддержку сильным фигурам, продвигаться по доске, нервируя противника, а также являются идеальным щитом для короля. Однако это преимущество можно упустить, если вы начнете сдваивать их в начале партии (две пешки на одной вертикальной линии). Держите пешки рядом, чтобы они могли прикрывать друг друга. Когда на доске останется очень мало фигур, стремительное наступление для превращения пешки в ферзя может решить исход игры.

    • Поищите в интернете наборы задач или прихватите в библиотеке книжку по шахматным стратегиям, в них обязательно будут примеры задач.
  • Играйте уверенно с настроем на победу.
  • Не переставайте практиковаться и не отдавайте фигуры по глупости.
  • Идите в наступление группами. Если для атаки вам придется отойти от группы, составьте план по перегруппировке сил.
  • В некоторых компьютерных шахматных играх существуют подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Эти подсказки могут вам пригодиться в официальных матчах.
  • Когда будете готовы, примите участие в турнире или сыграйте в шахматном клубе. Это может улучшить ваши навыки и обеспечит официальный шахматный рейтинг.
  • Помните о значении каждой фигуры и планируйте свою игру соответственно. Например, ладья стоит пять очков, тогда как слон только три. Вы можете получить преимущество, если пожертвуете своим слоном для нейтрализации ладьи противника.
  • Прежде чем перемещать фигуру, детально продумайте свой ход.

Предупреждения

  • Не используйте дешевые трюки вроде четырехходового мата. Если ваш противник знает о них, вы практически обязательно проиграете.
  • Ничего страшного, если вы не выигрываете! Нужна уйма практики, чтобы стать профи!
  • Не спешите забирать «свободные» фигуры. Возможно, ваш оппонент пожертвовал эту фигуру, чтобы обменять ее на более сильную вашу фигуру или провести отвлекающий маневр.
  • Не рискуйте ферзем - это самая ценная фигура на доске!

На вопрос Сколько всего различных вариантов партий в шахматы возможно? заданный автором скопидомствовать лучший ответ это Ответ PawnMaster, начиная с 3-ей строки уже не верен. Число вариантов на 2-м ходу зависит от конкретного сделанного первого хода, и общее число вариантов уже на 2-м ходу больше.
Далее цитаты:
Вначале иррациональные осложнения!
Почему?
Ответ: потому, что иррациональные осложнения и – добавлю – сопутствующие иррациональным осложнениям атаки материальных мишеней всего ближе предстоят к истинной и неискаженной природе шахматной игры. Последняя же отождествляется мною с природой шахматного хаоса.
Хаос первичен. В шахматах же хаос – это бесконечное и первозданное множество всех возможных, то есть всех разрешенных правилами игры шахматных партий. Повторяю: всех шахматных партий без исключений. В том числе и бессмысленных партий!
Важно то, что хаос способен к самоупорядочению. Порядок вторичен. Добавлю: переход от хаоса к порядку происходит сам по себе, то есть спонтанно, происходит без внешнего воздействия на сложную динамическую систему. Работают внутренние параметры системы. Они – эти параметры – отвечают за «все без исключения» !
...
По моим самым осторожным арифметическим подсчетам, позиция на диаграмме – это всего лишь одна «реальная» шахматная позиция из... десятков тысяч возможных и несостоявшихся финальных шахматных позиций. Тех позиций, в которых шахматист прерывает расчет вариантов и приступает к оценке ситуации на доске. Одна точная позиция на сотни, тысячи позиций неточных!
...В только что приведенных мною красивых вариантах воедино переплелись и атака, и контратака противника (с точки зрения белых – защита) , и стратегическая игра. Все вместе они определяют, так называемый, перемешивающий слой – центральное понятие теории динамических систем. В перемешивающем слое царит хаос, господствуют неопределенность и Его Величество Случай. При этом нам – шахматистам – необходимо абсолютно точно осознать прозрачную истину: Его Величество Случай – это не результат нашей с вами некомпетентности или недобросовестности. Он – Его Величество Случай – есть всего лишь символ нашего истинного незнания, символ принципиальной невозможности абсолютно точно оценить шахматную позицию. Порядок в шахматах – это островки знания в океане хаоса. Мы обречены блуждать в дебрях шахматных вариантов. Шахматы – практически неисчерпаемая игра.
...
1. Модель шахматной игры станет динамической моделью тогда, когда мы догадаемся «впрыснуть» в модель хорошо известный науке принцип «lineaminorisresistentiae» (принцип «линии наименьшего сопротивления»). Отмечу тот факт, что этот важнейший для любой солидной теории принцип ввел в теорию шахматной игры еще Эм. Ласкер – второй чемпион мира по шахматам.
2. Шахматный хаос первичен. Он представляет собой бесконечное множество всех возможных шахматных партий. Или иначе: шахматный хаос – это совокупность всех без исключений шахматных «траекторий» (шахматное дерево). Физический аналог – термодинамические хаотические системы в Природе. «Законы» - правила шахматной игры.
Важнейший нюанс: ценности всех без исключений шахматных фигур равны нулю. В том числе – короля!
3. Постулируя бесконечную шахматную ценность короля, мы мгновенно частично упорядочим шахматную систему. Возникнет собственно шахматная игра (цель игры – мат неприятельскому королю). Для нас важно то, что при переходе от хаотической шахматной игры к игре частично упорядоченной элементы хаоса в системе останутся. Они – эти элементы хаоса – неуничтожимы.
4. Динамической системе, если она достаточно сложна, не нужен «надзиратель». Система сама «принимает» решения. «Принимает» решения случайным образом.
...
Отвечу коротко и недвусмысленно: шахматная игра не вмещается в узкое для нее ложе классических научных представлений. Добавлю: при описании нами шахматной системы нам будет необходимо дополнить традиционную двузначную логику, с ее классическими «да» и «нет» , новой, третьей по
Источник:

Ответ от умопомрачение [гуру]
неизвестно. их бесконечное множество!


Ответ от Качественный [гуру]
ШАХМАТЫ– древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Имеет воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость. При игре в шахматы проявляются многие особенности человеческой личности, поэтому они иногда используются в качестве модели научных исследований в психологии и педагогике. Использовались они и для выявления возможностей ЭВМ при решении задач так называемого переборного типа, когда из возможных элементов решения нужно выбрать наилучший.
В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (Schach), во Франции – эшек (echecs). Русское название происходит от персидского «шах мат» – властитель побежден.
ИНДИЙСКИЕ ИСТОКИ
Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264 − 1 ≈ 1,845×1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.
Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару) , а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья) , конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.
АРАБСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур [противника] , а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов - шатрандж, у персов - «шатранг». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе - «властитель повержен»). Первое упоминание о шатраднже датируется приблизительно 550 годом. 600 год - первое упоминание шатранджа в художественной литературе - персидской рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катана. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Алли.
ПОЯВЛЕНИЕ ШАХМАТ НА РУСИ
Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат» , в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Во всяком случае, русское название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу арабским или среднеаз


Ответ от Вещество [новичек]
Если вы играете в шахматы, то вам может показаться, что количество разных партий, возможных в этой игре – бесконечно. Тем не менее, оно вполне поддаётся подсчёту.
Вначале игрок, получивший право первого хода, обладает набором из 20-ти возможных ходов. Затем второй игрок также делает свой выбор из 20-ти вариантов. Это значит, что после первого обмена ходами, количество возможных комбинаций на доске равняется 400.
Ещё через один круг это число возрастёт до 20 тысяч.
Американский математик Клод Шеннон подсчитал точное количество всех возможных комбинаций. Выяснилось, что число разных шахматных партий, которые можно сыграть, равняется 10-ти в 120-ой степени. И это число значительно превышает количество атомов во Вселенной, которое составляет всего 10 в 80-ой степени.


Ответ от форвард [новичек]
Расчет за одну сторону:
1 ход - 20 вариантов
2 ход - всего 40 вариантов, но существует 12 блокировочных ходов (например, ход конем блокирует 2 варианта хода пешки на 2 ходе) в итоге, при определенном варианте 1 хода, на 2м ходе остается либо 39, либо 38 вариантов, до 3го не считали.

День добрый, дорогой друг!

Классифицировать возможные варианты партий в шахматах можно по-разному. Было бы желание. Что и попытаемся сделать в сегодняшней статье.

Скорее в познавательных целях, нежели практических. Хотя как знать… известно, что математические расчеты (об этот чуть ниже) легли в основу современных компьютерных шахмат. Предлагаю несколько способов классификации:

По количеству

По количеству возможных партий в шахматы и по количеству возможных позиций. Эти цифры отличаются.

Изобретать велосипед не будем. Для этого есть «специально обученные люди»). Например американский ученый-математик Клод Шеннон.

По количеству партий

Количество возможных неповторяющихся партий составляет 10 120

Это так называемое число Шеннона . Для вычисления использовались следущие предположения:

  1. каждая партия среднем продолжается 40 ходов
  2. при каждом ходе шахматист делает сой выбор из 30 альтернативных ходов.

Число 10 120 вряд ли можно как-то осмыслить разумом. Прибегнем к сравнению: число атомов о вселенной колеблется по различным оценкам от 4*10 79 до 10 81 . Иными словами меньше числа Шеннона в 10 40 раз.

По количеству позиций

Тот же Клод Шеннон сделал расчет и по количеству возможных возможных позиций шахматах. Это число составляет 10 43

Тоже немало, согласитесь. Хотя и меньше, чем атомов во вселенной.) Здесь вселенские масштабы оказались значительнее шахмат. Что, впрочем, лично меня не сильно расстраивает.

По формату

Существует дольно большое количество различных вариаций шахматных партий существовавших как ранее, так и сейчас. Остановлюсь на самых известных и знакомых автору этих строк.

Классическая партия

Это те шахматы, которые подавляющее большинство из нас играет. Классические правила, 2 игрока.


По переписке

Все то же самое, только удаленно и растянуто во времени. Иногда .

Ходы передаются с помощью почты, интернета, ранее для передачи ходов иногда пользовались телеграфом или телефоном. С развитием компьютеризации шахмат этот вид постепенно теряет популярность по понятным причинам.

В слепую

То есть, не глядя на доску. Вернее доска перед глазами игрока может присутствовать, по договоренности, — но фигур на ней нет. Ходы передаются с помощью шахматной нотации.

В слепую может играть один игрок или оба.

В первом случае, как правило, сильный шахматист играет против более слабого, чтобы как-то уравнять шансы. Или дает сеанс нескольким игрокам. В свое время такие сеансы, на 30 и более досках, давал Александр Алехин .


Консультационная

Такие партии практиковались в прошлом. Обычно, сильный шахматист играл против менее искушенных игроков, которые могли консультироваться и советоваться между собой.

Шахматы Фишера

Отличие этого вида шахматах от классики – начальная расстановка. Фигуры располагаются также на первых и последних дух горизонталях, но произвольно. Например, король может стоять на b1.

Живые шахматы

В роли фигур ыступают живые люди и перемещаются по доске по команде играющих. Понятно, что и доска должна быть соответствующих размеров и одеяние «фигур» должно быть таким, чтобы отличить короля от ферзя к примеру.


Обычно живые шахматы – публичное декоративное мероприятие, которое используют на праздниках.

Это неполный перечень конечно. Но мы договорились, что объять необъятное» — не наш метод)

По контролю времени

Классика

При классическом контроле время на обдумывание каждому игроку дается не менее часа на партию. Наиболее популярный контроль 1.30 часа на 40 ходов . Далее возможны варианты: 30 минут до конца, 20 минут с добавлением секунд за каждый сделанный ход и некоторые другие.

Рапид

Рапид или быстрые шахматы – такой формат игры, в котором каждому из игроков дается ремя на обдумывания более 10, но менее 60 минут .

Контроль может быть как с добалением секунд на каждый сделанный ход, так и без добавления. Сегодня самый популярный контроль времени в рапиде – 15 минут +10 секунд добавления на каждый ход.


Статьи по теме: