Масс эффект андромеда игромания. Mass Effect: Andromeda – рецензия на одиночную игру. Не хватает минералов

Постепенно экипаж «Бури» увеличивается. Игрок знакомится с новыми персонажами, которые поначалу не доверяют Первопроходцу, но со временем становятся его близкими друзьями и начинают делиться с ним своими сокровенными секретами. Ближе к финалу игры вы будете ощущать то самое чувство из предыдущих игр, когда экипаж космического корабля становится для вас подобием дружной семьи. Члены команды будут шутить и ссориться друг с другом, вместе смотреть фильмы и играть в карты, обращаться к вам за советом или благодарить за то, что вы поддерживаете их в трудную минуту. Всё это, я считаю, является очень важной составляющей атмосферы любой игры серии Mass Effect. Невидимая связь, устанавливающаяся между игроком и виртуальными персонажами – отличный способ усилить погружение в игру, а также подарить всем нам ни с чем несравнимые эмоции.

В состав экипажа помимо капитана Скотта Райдера (или Сары Райдер) входят несколько весьма колоритных личностей. Талантливый биотик Кора Харпер, которая должна была занять место отца Скотта, но вместо этого стала его правой рукой. Кора поначалу скептически относится к новому Первопроходцу, но со временем понимает, что он достоин того, чтобы вести людей за собой. Бывший полицейский и инженер Лиам Коста любит вспоминать свою жизнь в Млечном пути и выпить пивка с капитаном, развалившись на непонятно откуда взявшемся в его каюте потрёпанном диване. Джаал – представитель новой для серии Mass Effect расы ангара, населяющей несколько планет кластера Элея. Он отличный снайпер, хороший друг и просто замечательно вписывается в коллектив «Бури». Контрабандистка-турианка Ветра помогает Скотту Райдеру вести переговоры с бандитами и достаёт на чёрном рынке редкие детали, если это необходимо. Ворчливому крогану Драку уже 1400 лет, однако в бою ему просто нет равных. Авантюристка-азари по имени Пиби присоединяется к команде главного героя потому, что ей хочется узнать больше про древние цивилизации, когда-то населявшие галактику Андромеда. Помимо перечисленных персонажей на борту есть и те, кого нельзя взять с собой в бой, но они также вносят свой вклад в общее дело. Это медсестра Лекси, навигатор и стратег Суви, пилот Кэлло, а также талантливый механик и любитель азартных игр — Гил.

Основной вашей задачей является колонизация враждебного мира Андромеды и превращение его в свой новый дом. Для этого придётся подвергнуть планеты терраформированию, а помогут вам в этом загадочные руины, оставшиеся от древней цивилизации Реликтов, способные активировать важные процессы, превращающие кислотные озёра в скопления пресной воды, снижающие уровень радиации и влияющие на уменьшение враждебности местной фауны. Именно исследование этих гигантских механизмов является ключом к выживанию обитателей «Нексуса». Но, похоже, что раса Кеттов тоже имеет планы на древние технологии, поэтому без вооружённого противостояния здесь никак не обойтись. После того, как планета вступит в фазу терраформирования, а вы исследуете большую часть её поверхности и выполните ряд квестов, повысив уровень перспективности до 40%, на ней можно будет основать свой аванпост, куда с «Нексуса» прилетят первые поселенцы, учёные и солдаты.

Если ненадолго отвлечься от выполнения заданий основной сюжетной арки, у вас будет возможность выполнения просто огромного количества сайд-квестов. Практически на каждой планете вы будете встречать всё новых и новых NPC, готовых дать вам дополнительные задания. Квесты встречаются самые разные, от классических «принеси-подай», до довольно сложных и многоэтапных. Прописаны они неплохо, чему я очень удивился. Приведу пример. В какой-то момент обитатели «Нексуса» устраивают протест, требуя вывести из криостаза их семьи. Скотт Райдер внимательно выслушивает протестующих, после чего может переговорить с руководством станции, попросив удовлетворить требования народа. Но при этом он лишится уважения за то, что идёт на поводу у митингующих. В качестве альтернативы можно прислать в место проведения акции солдат, которые разгонят толпу. Можно пойти и третьим путём: попытаться понятным языком объяснить людям, что, если сейчас вывести их родных из криостаза, всем просто не хватит продовольствия и кому-то придётся покинуть станцию или же умереть от голода. Ещё один пример. Вам нужно допросить инопланетянина, которого взяла в плен банда изгнанников с «Нексуса». Вы можете попытаться договориться с их лидером и получить доступ к заключённому под присмотром надзирателей, или же просто найти обходной служебный тоннель, добраться до тюремной камеры и освободить его. В общем, с квестовой частью в игре всё в полном порядке. Не «Ведьмак 3», конечно, но по крайней мере, скучно во время выполнения побочных заданий лично мне не стало ни разу.

Остались в игре и так называемые «Задания на лояльность», благодаря которым вы сближаетесь с членами экипажа «Бури». Помогая своим боевым товарищам решать их проблемы, вы не только улучшаете ваши отношения, но и позволяете им получить доступ к наиболее продвинутым боевым навыкам. Нельзя не упомянуть романтическую составляющую игры, являющуюся очень важной её частью. Вы, как и прежде, можете флиртовать и крутить романы c членами своего экипажа и даже некоторыми другими персонажами. Постельные сцены стали более откровенными и тщательно проработанными с точки зрения постановки. Хотя, некоторые второстепенные романы остались весьма поверхностными. Думаю, что в любом случае игроки останутся довольны работой, которую проделали создатели игры. Разумеется, не обошлось и без однополых отношений, куда ж без них в наше-то время. Это уже стало традицией серии Mass Effect, потому как обиженным не должен остаться никто, включая представителей сексуальных меньшинств.

Прокачка персонажей выглядит вполне традиционно. Зарабатывая опыт, вы также получаете очки умений, распределять которые можно между трёмя категориями навыков главного персонажа. В категории «Бой» вы сможете повысить эффективность владения разными видами оружия, улучшить выносливость, прокачать мощность прыжкового ранца и научиться, например, расставлять мины-растяжки. Категория «Биотика» позволит вам освоить разного рода биотические атаки, вроде создания гравитационных колодцев, поднимающих врагов в воздух, увеличения собственной массы для натиска на неприятеля, создания прозрачных барьеров, отражающих выстрелы и многое другое. В категории «Техника» вы найдёте полезные навыки, благодаря которым персонаж научится устанавливать боевые турели, поглощать энергию, использовать оптическую маскировку и даже заражать противников агрессивными наномашинами. Каждый навык содержит в себе шесть уровней прокачки, три из которых предлагают два взаимоисключающих варианта. Если вам лень самостоятельно распределять очки, есть кнопка «Автоматического распределения», ускоряющая данный процесс. И не волнуйтесь, если вы вдруг прокачали не ту ветку умений, которую хотели. В игре все навыки можно сбросить и перераспределить по-новому. У Первопроходца также есть система «Профилей», из которых вы всегда можете выбрать наиболее подходящий для себя. Каждый профиль настраивает основные параметры главного героя, наделяя его дополнительными бонусами и мгновенно превращая персонажа в первоклассного инженера, солдата или шпиона.

Путешествовать по поверхности планет пешком в большинстве случаев опасно для здоровья. Например, на Воелде вы рискуете превратиться в кусок льда, а на Эосе покрыться волдырями от зашкаливающей радиации. Именно поэтому, перемещаться по новым мирам сподручнее всего на вездеходе «Кочевник» (Nomad). Это транспортное средство позволит вам добраться из пункта А в пункт Б с минимальными потерями и на максимальной скорости. Правда, для пущего удобства «Кочевник» следует слегка модернизировать. Собирая в ходе путешествий и исследования планет ценные минералы, не спешите продавать их торговцам. Они понадобятся вам для улучшения шасси вездехода, усиления его прыжковых двигателей и увеличения продолжительности работы турборежима, ощутимо увеличивающего скорость перемещения. «Кочевник» способен в реальном времени переключать протекторы своих покрышек между двумя типами, первый из которых идеален для быстрого перемещения, а второй – для заезда на горы с крутым уклоном. Несколько удивило меня, что давить противников и инопланетных монстров можно лишь задними колёсами, а передние почему-то никакой опасности для них не представляют.

Помимо вездехода «Кочевник» вы можете усовершенствовать и свой боевой арсенал. Делается это в специальном меню, где в оружие или броню устанавливаются улучшающие их моды. Впрочем, вы всегда можете создать совершенно новое оружие в исследовательской лаборатории. Немаловажной частью игры является также отправка ударных отрядов АПЕКС на различные спецоперации. Делается это через специальный командный терминал и исключительно при наличии подключения игры к Интернету. Если некоторые миссии проходятся оперативниками автоматически в течение некоторого времени, то в ряде заданий можно принять участие лично. Проходятся эти миссии в кооперативе с трёмя другими игроками, когда вам плечом к плечу придётся сражаться с волнами противников. В случае победы вы получите дополнительный опыт и ценные ресурсы. Впрочем, к выполнению онлайн-миссий вас никто не обязывает. А ещё по мере прохождения игры Первопроходцу позволят выводить из состояния криостаза наиболее ценных сотрудников, каждый из которых будет регулярно приносить в общую копилку всевозможные бонусы.

Диалоговая система с времён оригинальной трилогии Mass Effect претерпела небольшие изменения. Да, перед нами по-прежнему круговое меню с несколькими вариантами ответов, но теперь вы не обнаружите среди этих вариантов исключительно положительного (Paragon) или отрицательного (Renegade) поведения главного героя. Все ответы отныне делятся на четыре категории: эмоциональные (пиктограмма сердечко), рассудительные (шестерёнка), непринуждённые (спираль) и профессиональные (спираль из прямых углов). Помимо этих вариантов вы также сможете задать своим собеседникам дополнительные вопросы (вопросительный знак), пофлиртовать с ними (большое сердечко), а также выбрать вариант дальнейшего развития событий (символ из трёх стрелок). Время от времени игрок будет вынужден прибегать к системе QTE, нажимая на нужную кнопку в правильный момент и выполняя, или же, не выполняя какое-либо важное действие. Все решения главного героя тщательно документируются, и вы можете в любое время посмотреть на диаграмму своего прохождения в специальном меню «Ретроспектива». Влияние ваших решений на развитие сюжета отчётливо ощущается, однако, я не думаю, что вы сможете серьёзно отклониться от курса, прописанного сценаристами и в корне поменять финал истории. С другой же стороны, может быть оно нам и не нужно вовсе?

Игра была разработана на графическом движке Frostbite, поэтому многие ожидали от неё какого-то откровения в плане визуальных красот. Чуда не случилось. Если неизведанные планеты действительно выглядят очень живописно, а руины древних цивилизаций поражают воображение загадочной красотой, то в остальном игра хромает на обе ноги. Я играл на PlayStation 4, поэтому про качество графики на ПК ничего сказать не могу, ограничившись лишь впечатлениям от консольной версии игры. Дальность прорисовки местности пугает: растительность появляется буквально у вас перед носом, особенно если вы стремительно несётесь по равнине на «Кочевнике». Фреймрейт постоянно скачет, а текстуры загружаются очень неравномерно. по планетным системам выглядят красиво, особенно, когда мы видим искривления света, создаваемые чёрной дырой, или же объёмные облака Скверны. Но со временем понимаешь, что большая часть представленных эффектов — это всего лишь плоские спрайты, периодически поворачивающихся к камере не в самом выгодном ракурсе. Да и дальность прорисовки в открытом космосе, когда прямо перед тобой появляются несколько астероидов, тоже не особо радует. А ещё меня очень напрягал тот факт, что анимацию полёта от одной планеты к другой никак нельзя было пропустить (вроде как в последнем патче разработчики исправили этот недостаток), и ты вынужден был терять по 10-15 секунд лишь для того, чтобы обнаружить, что планета пуста и безжизненна. Даже минералов никаких на ней нет, как и на пяти остальных в этой планетной системе.

Отдельного порицания заслуживает дизайн и анимация персонажей. Да, да, всё это вы видели в миллионе видеороликов на YouTube. Лица девушек страшные, как моя жизнь, пустые глаза NPC с острой нехваткой ресниц, во время диалогов смотрящие куда-то в сторону, нелепая лицевая анимация и губы, вытягивающиеся трубочкой, персонажи, бегающие «враскорячку» — всё это в игре есть в огромных количествах. Радует, что, хотя бы с анимацией лиц инопланетян всё хорошо, но там накосячить было сложно – мимика их ощутимо примитивнее человеческой. Сотрудники BioWare в данный момент активно работают над тем, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Вышедший позавчера патч 1.05 сделал глаза персонажей более живыми (я лично проверил) и исправил некоторые шероховатости в плане анимаций, но, как вы понимаете, этого недостаточно, чтобы загладить вину разработчиков, выпустивших на рынок настолько недоработанный и сырой продукт. Со временем, конечно, привыкаешь к подобным неудобствам и даже начинаешь самостоятельно додумывать, как на самом деле должны выглядеть герои игры в те или иные особо эмоциональные моменты (а то они просто глупо улыбаются, когда им сообщают трагические известия). Но разве этого мы ждали от BioWare и EA? Разве так должны выглядеть ААА-игры с многомиллионными бюджетами? Считаю, что подобный подход к контролю качества со стороны разработчиков и издателя – в корне неверен.

В плане количества багов игра также установила своеобразный рекорд. Ещё раз оговорюсь, что после выхода последнего патча большая часть критических ошибок была устранена, но случилось всё это уже после того, как я, как и тысячи других игроков, уже успел пройти игру от начала и до конца. Непростая ситуация: я увидел игру с самой её ужасной стороны, но обзор писать приходится уже после выпуска патча, исправляющего часть проблем. Я перечислю лишь некоторые баги, с которыми мне пришлось столкнуться. Один раз игра автоматически сохранилась после того, как мой персонаж умер. Загружаешься и видишь надпись «Миссия провалена». Не беда, подумал я, ведь там целых четыре слота «Автосохранения», сейчас запущусь с более раннего по времени. Но не тут-то было! Игра автоматически сохранилась после гибели персонажа во все четыре слота одновременно. Мне пришлось загружаться с записи, сделанной вручную три часа назад. После этого мне предстояло во второй раз исследовать целую планету и проходить множество квестов по второму кругу. В тот момент я тихо матерился, как муравьи перед дождём. В игре постоянно происходят совершенно непонятные фризы, когда вездеход «Кочевник» просто замирает на месте где-то на секунду, но при этом вы можете вращать камеру вокруг него и слышать звук ревущего двигателя. Затем движение столь же внезапно продолжается на прежней скорости. Периодически пропадает звук или просто отключается музыка. Я неоднократно проваливался в текстуры и летел навстречу пустоте. В одной из заставок персонаж Пиби выхватила из кобуры пистолет не той стороной и выстрелила из его задней части, где даже нет ствола. Затем всё та же Пиби на борту «Бури» облокотилась на перила локтями, правда перила при этом остались у неё за спиной, а она как бы зависла в воздухе. Персонажи телепортируются во время диалогов, их трёхмерные модели накладываются друг на друга, враги застревают внутри стен и их практически невозможно найти, а пока не убьёшь противников – нельзя пройти по сюжету дальше. Всё это демонстрирует тот факт, что разработчики попросту не успели как следует отшлифовать игру к моменту её релиза.

Довершает картину отвратительного качества российская локализация. Дублировать огромное количество персонажей (оригинал озвучивали около 150 актёров) никто не стал, ограничившись лишь русскими субтитрами. Но качество этих субтитров настолько жуткое, что порой у меня начинал дёргаться глаз. Локализаторы путают падежи, род и окончания слов, время от времени забывают о правилах пунктуации, неверно переводят с английского различные идиомы и устойчивые выражения, довольно странно переводят некоторые названия и термины. Одним словом – в плане локализации в Mass Effect Andromeda царит настоящий ад. Несколько смутило меня решение дизайнеров игры разместить субтитры в верхней части экрана тогда, когда нижнюю занимают элементы игрового интерфейса. Очень непривычно было по первой поре поднимать взгляд наверх, из-за чего я порой пропускал важные диалоги мимо ушей.

Но технические минусы игры всё же не способны перевесить её плюсы. Тем более, что патчами всё это со временем должны поправить в лучшую сторону. Очень порадовали многочисленные отсылки к играм оригинальной трилогии, а также пасхальные яйца вроде плюшевых игрушек из серии игр Plants vs. Zombies, которую также издаёт ЕА. Приятно было обнаружить в архивных записях упоминание Илона Маска и его компании SpaceX, благодаря которой человечеству стали доступны недорогие космические путешествия. Mass Effect Andromeda может похвастать великолепной музыкой за авторством композитора Джона Паесано, знакомого многим своей работой над сериалом «Сорвиголова» и фильмом «Бегущий в лабиринте». Музыка очень эпична и великолепно дополняет атмосферу, происходящего на экране. Ещё меня сильно впечатлил объёмный звук игры, позволяющий прочувствовать в виртуальном пространстве положение практически каждого источника шума с невероятной точностью. Отдельного упоминания заслуживает отличная концовка игры. Те, кого в своё время разочаровал финал Mass Effect 3, на этот раз должны остаться довольными. Здесь всё очень душевно, развёрнуто и интересно. Ни один член экипажа не остаётся за скобками, всем уделяется экранное время. Другими словами, в плане создания концовок игр сотрудники BioWare сделали для себя правильные выводы и не подвели нас.

Плюсы:

  • Перед нами всё та же любимая космическая опера легендарной серии Mass Effect.
  • Огромные живописные планеты, которые можно исследовать часами напролёт.
  • Множество проработанных квестов, проходить которые можно разными способами.
  • Продвинутая система крафтинга/кастомизации боевого арсенала и брони.
  • В игру вернулась космическая романтика и похорошевшие постельные сцены.
  • Замечательная космическая музыка и просто великолепный объёмный звук.
  • Разработчики прислушиваются к фанатам и пытаются сделать игру ещё лучше.

Минусы:

  • Бескрайний океан всевозможных багов и технических недоработок.
  • Ужасная лицевая анимация, к которой не сразу привыкаешь.
  • Крайне малопривлекательные персонажи женского пола.
  • Бездарный перевод на русский язык, полный ляпов и ошибок.

Несмотря на перечисленные мною минусы, Mass Effect Andromeda – это достойное продолжение оригинальной трилогии. Игра страдает от ряда технических проблем и понадобится ещё не один патч для того, чтобы исправить многочисленные недостатки и починить все баги, но уже сейчас проект способен доставить немало приятных эмоций тем, кто изголодался по космическим приключениям в неизведанных мирах. Красочные планеты, множество тщательно прописанных квестов, великолепная музыка, отличные системы кастомизации экипировки и прокачки персонажей – всё это позволит вам на десятки часов погрузиться в научно-фантастический эпос. Конечно, BioWare хочется хорошенько отругать за то, что они слишком поторопились с релизом настолько сырого продукта, но первые данные о продажах игры (уже было продано более 4 миллионов копий) говорят о том, что людей не напугала шероховатость проекта. Ставлю игре 7 баллов из 10 .

После первых нескольких часов, проведенных за Mass Effect: Andromeda , я был обескуражен, а может даже немного расстроен. Уже за этот короткий промежуток времени мне удалось столкнуться с неубедительными анимациями, стандартными миссиями вида «иди и принеси», неудобным пользовательским интерфейсом и неестественными диалогами – в общем, со всем тем, чего вы бы хотели избежать при запуске продолжительного сюжетно-ориентированного шутера-РПГ.

К счастью, через еще несколько часов Andromeda заиграла новыми красками. Я разблокировал дополнительные боевые возможности, встретил персонажей с более проработанным характером и мотивациями, чем у членов моей первоначальной команды, и обнаружил удивительные миры с большими открытыми локациями, которые разработчики обещали сделать еще 10 лет назад. Однако некоторые из ранее упомянутых мною проблем преследовали меня на протяжении всего прохождения. Хоть я иногда и видел проблески величия оригинальной трилогии, но зачастую они затенялись безжизненными диалогами, утомительными миссиями и техническими проблемами.

Разработчики без зазрения совести бросили всех старых знакомых на растерзание Жнецам, оставив игроков наедине с новым главным героем – дочерью или сыном Алека Райдера, который был избран для управления одним из четырех ковчегов, заполненных межгалактическими исследователями, мечтающими обосновать колонии в далеком звездном скоплении. Спустя несколько серьезных катастроф протагонисту приходится занять должность своего отца. Сюжетные ходы тут довольно банальны, а заставки не блещут высоким качеством – сильнее всего это становится заметным после прибытия в Нексус – новая версия Цитадели из первых трех частей.

Тут вы обнаружите, что три других ковчега пропали без вести, а Нексус, прибывший раньше ковчегов, пытается преодолеть сразу несколько серьезных проблем, начиная с растущего дефицита продовольствия и заканчивая настоящей гражданской войной. Внезапное прибытие первого ковчега мгновенно меняет ситуации на Нексусе. Райдер оказывается в центре внимания, однако его положение крайне неустойчиво, ведь у него нет ни ресурсов, ни должной репутации, чтобы хоть как-то повлиять на обстановку. В этом отдельном случае сценарий выглядит весьма правдоподобно и без использования типичных штампов вроде «объявился избранный и всех спас». Удается по-настоящему прочувствовать отчаяние персонажей, живущих в Нексусе, и понять их мотивы. Когда же жизнь на станции начала потихоньку приходить в норму, я чувствовал гордость за проделанную работу.

Параллельно с этим основное повествование, охватывающее большую часть второстепенного контента, вращается вокруг очередной злобной инопланетной расы и ее бредового нарциссического лидера, который представляет для колонистов более серьезную угрозу, чем нехватка еды. Главгад менее однобок, чем может показаться на первый взгляд, однако сюжет это не спасает – он все равно остается предсказуемым и типичным представителем сценариев для бездумных блокбастеров.

По правде говоря, проблемы истории Andromeda связаны скорее с ее постановкой, чем непосредственно с самим сценарием. Подавляющее большинство персонажей невероятно скучны, а разговоры с ними редко оказываются глубже, чем банальные беседы о трудном прошлом героев. Никто не кричит, не плачет и не выражает хоть каких-то сильно выраженных эмоций, даже если ситуация обязывает к этому. В Нексусе можно было бы устроить настоящие политические баталии, как в «Игре престолов», однако все разногласия упоминаются лишь поверхностно без кого-либо углубления. Даже романтические отношения выглядят неестественно, а кульминационная сцена, которую мне удалось разблокировать после успешного ухаживания за одним из членов экипажа, оказалась не настолько захватывающей, как я рассчитывал увидеть.

Хуже того, что ваши действия в этих беседах ограничены. Конечно, вы можете периодически выбирать до четырех вариантов ответов в диалоговом меню, однако часто они сводятся к тому, быть ли вам оптимистом или реалистом. На бумаге эта система должна была улучшить жесткое разграничение между героем и отступником из оригинальной серии, но на деле разные варианты стали попросту мало отличаться друг от друга. Поэтому вне зависимости от моих решений результат, как правило, оказывался одним и тем же. Даже когда я пытался вести себя как последний гопник на районе собеседники попросту отмахивались от моих оскорблений и продолжали вести себя, как ни в чем не бывало. После прохождения кампании я могу вспомнить лишь одно важное решение, имевшее хоть какие-то серьезные последствия. Все же в оригинальных играх эта составляющая была продумана получше.

Справедливости ради отмечу, что Andromeda иногда все же удивляла меня, например, когда команда пыталась утешить Райдера в тяжелое для него время или при разговоре с ИИ о смысле жизни. Просто игра хоронит все эти отличные моменты пустыми и бессмысленными взаимодействиями, заполненными неловкими темами и диалогами, а также странными идиоматическими фразами, которые не укладываются в голове.

Зато, тут не нужно глубоко копать, чтобы найти плюсы игры. К примеру, ее планеты по-настоящему захватывают дух, поэтому созерцать их – одно удовольствие. Всего вы сможете обнаружить четыре полноценных мира с большими открытыми локациями и множество автономных областей, таких как форпосты, заросшие джунглями, и ваш космический корабль «Буря».

Четыре основные карты обладают значительными размерами и могут предложить самые различные климатические зоны, начиная от ледяных пустошей и заканчивая засушливыми пустынями или густыми джунглями. В них также полно NPC, с которыми можно поговорить и выполнить для них побочные миссии. Вы можете заняться расследованием убийства в пиратском порту, делать ставки на бои Кроганов или раскрыть секреты древних в гипер-продвинутых хранилищах. Либо можно просто кататься на своем «Кочевнике» по округе. Галактика огромна и разнообразна, и она стоит того, чтобы заняться ее исследованием.

Я также влюбился в боевую систему, особенно на позднем этапе прохождения игры. Ее основные механики чувствуются здесь сильнее, чем в любой другой части серии. К тому же благодаря более гибкому развитию персонажа мне удалось создать убойного героя, не ограниченного наборами умений отдельных классов. В результате у меня получился… космический ниндзя. Я мог делать себя невидимым, запускать врагов в воздух с помощью биотических способностей, окутывать меч щитом, повышая его урон, и высоко прыгать, быстро меняя свою дислокацию. В результате каждая битва для меня становилась веселым развлечением, хоть большинство врагов и вели себя предсказуемо.

Но и у системы боя оказались недостатки, к которым в первую очередь стоит отнести крафт. Дело в том, что для получения желаемого оружия или брони вам непременно придется заняться крафтингом, а это значит, что нужно будет потратить десятки часов на сканирование различных объектов для получения необходимого количества очков исследования. К тому же от использования местного интерфейса может возникнуть настоящая мигрень – настолько запутанным он оказался. Плюс по непонятной причине разработчики решили разместить станции изготовления и выгрузки на противоположных концах «Бури», из-за чего мне приходилось постоянно бегать туда-сюда для создания важных предметов.

Впрочем, в рейтинге самых скучных и бесполезных занятий крафтинг занимает лишь вторую строчку – на первой оказались утомительные второстепенные миссии. В открытом мире представлено слишком много квестов и даже те, которые на первый взгляд могут показаться важными, и имеют интересную предысторию, в конечном итоге, становятся типичными заданиями вида «иди сюда и нажми эту кнопку». Вам постоянно будут встречаться NPC с одинаковыми просьбами, связанными в основном с поиском различных предметов. Уже через несколько часов начинаешь чувствовать себя межгалактическим мальчиком на побегушках, которому приходится досконально осматривать каждый участок в поисках тех или иных вещей.

Эти квесты не так уж и плохи, однако им крайне необходима некоторая правка или добавление новых элементов геймплея. Принуждение игроков повторять одно и то же действие три раза подряд или поездки через огромные карты для взаимодействия с одним единственным объектом – это не забава, а искусственное увеличение продолжительности игры. Сюжетные задания или миссии, связанные с лояльностью отдельных членов команды, даруют более интересный опыт, но их не так много, чтобы перевесить всю скуку от второстепенных квестов.

Впрочем, действия игроков в Andromeda не ограничены одним лишь выполнением сюжетных и дополнительных миссий. В ней имеется немного запутанная мета-игра, связанная с повышением уровня жизнеспособности планет путем создания аванпостов. Можно заняться поиском «триггеров памяти», оставленных вашим отцом, чтобы раскрыть несколько интересных секретов. Не стоит забывать о добыче ресурсов на различных мирах, необходимых для крафта предметов, и сканировании планет для получения очков опыта. Райдер также получит возможность отправлять ударные группы для выполнения различных миссий или принимать участие в многопользовательских сражениях. Поодиночке они не представляет собой ничего интересного, но вместе делают геймплей более разнообразным.

К сожалению, над всем этим все равно висит темное непроглядное облако – технические проблемы. Лицевую анимацию не упомянул лишь ленивый, однако главные проблемы лежат глубже. На PS4 и PC я столкнулся с несколькими проблемами со звуком, например, с одновременным проигрыванием двух линий диалога. Мне также нередко попадались случайные глюки, к примеру, персонажи, текстуры которых так и не загрузились при разговоре с ними. Ни один из этих багов не делал Andromeda неиграбельной, однако неприятный осадок они все же оставили.

Подведя обзор Mass Effect: Andromeda к завершению, хотелось бы отметить, что новая часть по многим параметрам кажется законченной лишь наполовину. В ней содержится огромное количество контента, но его качество сильно хромает. Ее миры и боевая система выглядят великолепно, но этого оказывается недостаточно, чтобы компенсировать недостатки диалогов, сценария и побочных квестов. Для меня Mass Effect всегда ассоциировалась с убедительными персонажами и тяжелыми решениями, а потому, когда я не обнаружил в продолжение ни того, ни другого, то почувствовал сильное разочарование. Однако даже после 65-часового прохождения, я собираюсь закончить оставшиеся миссии. Вы не сможете убежать от минусов этой игры, но вам вполне удастся получить немало удовольствия от исследования ее уникальных миров.

реклама

В XXII веке развитые цивилизации оказались под угрозой истребления расой разумных машин - жнецов, но даже если миссия капитана Шепарда не увенчается успехом, человечество не канет в лету. Незадолго до вторжения была запущена «Инициатива Андромеда», призванная снарядить экспедицию в ближайшую от Млечного Пути галактику с целью поиска для пяти рас нового дома.

Тысячи колонистов отправились в путешествие на расстояние 0.77 мегапарсека и длиной в 600 лет… чтобы сканировать минералы, разрабатывать снаряжение и развязывать новые войны. Всё по-старому, да? Но из обзора одиночной игры Mass Effect: Andromeda вы узнаете, что это не так.

- You can fight like a Krogan
Run like a leopard
But you’ll never be better
Than Commander Shepard.

Miracle of Sound, Commander Shepard (2011)

Новые герои, старые лица

Выпуском новой главы серии BioWare обрекли себя на бой с тенью. Трилогия о капитане Шепарде не просто подняла планку, она задала уровень относительно всего, что касается больших ролевых игр на космическую тематику. За банальной завязкой о спасении мира скрывалась история о долге и дружбе, жизни в своенравном галактическом обществе, в окружении ярких харизматичных персонажей.

Повторить этот успех - задача практически невыполнимая, ведь любые начинания будут сопоставляться с тем, что нарабатывалось и шлифовалось на протяжении многих лет и трёх игр, нескольких комиксов и книг. Но путешествие в другую галактику - это возможность не просто переписать всё с нуля, но и сотворить нечто принципиально новое. Почему этим шансом никто не воспользовался - для меня загадка.

С событиями предыдущих частей Andromeda почти не связана. Самое большее, что может получить поклонник классики - это такие вот отсылки.

Жизнь по ту сторону тёмного космоса не сильно отличается от привычной для нас среды обитания. По полям и равнинам планет в скоплении Элея рыскают местные аналоги крабов, собак и другой живности, населяют эти места гуманоиды с телосложением человека, которые строят жилища в узнаваемой архитектуре, имеют развитую армию и действующую модель экономики, дышат воздухом, проявляют эмоции.

Само окружение отдаёт чем-то родным и знакомым. Заснеженные горные вершины Воелда, засушливые степи Кадары, тропические леса Хаварла - от всего веет обыденностью, ничто не пытается удивить особыми погодными условиями или причудливыми формами жизни. Порой кажется, будто ковчеги вовсе никуда и не улетали, а застряли в каком-то заброшенном уголке Млечного Пути в системе Термина.

На недостаток видов живности жаловаться не приходится, но в бою они отличаются разве что толщиной панциря.

Исследуем галактику Андромеды мы в роли Первопроходца людей - Райдера или Райдер. Это брат и сестра, и впервые в серии главные герои существуют в одной вселенной, хоть второй персонаж большую часть игры и не будет проявлять активности. Вообще-то изначально искать новый дом для человечества должен был их отец, но во время высадки на первую планету драматичные обстоятельства заставили план пересмотреть.

В этом главный недостаток нового протагониста как личности. Капитан Шепард на момент событий первой части был опытным бойцом Альянса с боевыми заслугами, и звание СПЕКТРа именно заслужил, проявив смекалку и упорство, тогда как Скотт Райдер (я играл за мужчину) - всего лишь сын известного бойца подразделения N7, и ответственную должность получил… просто потому, что ему повезло.

Все Первопроходцы напрямую связаны с самообучающимся искусственным интеллектом. Это хоть как-то объясняет, за счёт чего главный герой добивается успеха.

Предполагалось, что такого, более «очеловеченного» персонажа вам будет проще ассоциировать с собой, чем вымуштрованного службой вояку, но лично мне его отыгрывать труднее. Герой войны со жнецами всегда был лаконичен и редко открывал рот без приказа (выбора реплики), а Первопроходец болтает без устали, комментируя то, что происходит вокруг. Это сбивает с толку, ведь создаётся впечатление, что персонаж существует сам по себе, а вы его лишь изредка направляете.

Не способствует отыгрышу и обновлённое диалоговое колесо. Вместо повышения репутации «героя» или «отступника» мы формируем психологический портрет, выбирая между эмоциональным, рассудительным, непринуждённым и профессиональным тоном ответа. Думаете, это ни на что не влияет? Правильно думаете.

Иногда в диалогах встречаются совсем уж обескураживающие развилки, заставляющие всерьёз задуматься перед тем, как принять решение.

Сама история начинается многообещающе. Пробуждаемся после шестисотлетнего сна, высаживаемся на неисследованной планете, но понимаем, что во время долгого перелёта некогда «золотой мир» превратился в недружелюбное место, где вечно бушует буря. Осматриваем местность, орудуем сканером, фиксирующим «неизвестные формы жизни», вступаем в контакт со странными вооружёнными существами, находим постройки древней цивилизации. Мир словно кричит «исследуй меня, будет интересно».

Увы, после пролога атмосфера первооткрывателя улетучивается, ведь расы Млечного Пути уже разбрелись по скоплению, и места, которые нам предстоит посетить, вовсе не выглядят такими уж необитаемыми. Тут на каждом шагу то вражеские аванпосты, то «поселения, нуждающиеся в вашей помощи».

Поначалу сканирование даже способствует погружению, но позже становится скорее средством достижения целей, нежели источником полезной информации.

Новая дружественная раса всего одна - замкнутые и не жалующие чужаков ангара. От людей они отличаются кошачьими лицами, глазами лемура и парочкой незначительных физиологических особенностей. Всю игру вы с ними провозитесь, как с писаной торбой, налаживая дипломатические отношения и пытаясь завоевать доверие. Но народ этот настолько скучный, что мне вообще хотелось держаться от них подальше.

реклама

То же относится и к спутникам Первопроходца. Проводить параллели с Гаррусом, Тали и прочими из старой гвардии не буду принципиально, новички же по меркам вселенной слишком стереотипные. Очередная пара разнополых людей, ещё одна азари, помешанная на древних технологиях, старый кроган-солдат, немногословный ангара. Разве что турианка-контрабандистка вызывает любопытство, но и она в общении оказывается «пустышкой».

В оригинале тексты очень пресные. Не лучше ли так? «Ты просишь меня об услуге, но просишь без уважения, не предлагаешь дружбу. Даже не называешь меня - Pathfinder».

Но больше всего расстраивает озвучка. Помните, как в «старой трилогии» тараторили саларианцы? Здесь почти все они говорят отчётливо, будто умышленно растягивая слова. Турианок, в отличие от турианцев, по голосу легко спутать с женщинами Земли, ведь их речь не имеет отличительных черт. Все ангара почему-то говорят с ярко выраженным скандинавским акцентом, что откровенно обескураживает.

Только к музыке нет вопросов. Как и нет самой музыки. Вернее, в Andromeda она очень условная, незаметная и ненавязчивая. От этого и грустно, ведь ещё в Mass Effect 3 некоторые композиции пробирали до мурашек, особенно тема кроганов, звучавшая в кульминационный момент на Тучанке.

реклама

Не хватает минералов

Сюжет Andromeda немного напоминает первую часть. Тут тоже всё начинается с того, что герой сталкивается с неизвестной технологией, получает некое знание и особые полномочия. Тут тоже главный злодей разыскивает некий объект, и у него есть исследовательская база, которую мы можем взорвать.

Отличия начинаются на уровне подачи. Прохождение трилогии о Шепарде равно просмотру хорошего научно-фантастического фильма: за счёт множества умело поставленных роликов, пафосных и остроумных диалогов, эмоционально сильных сцен. Продолжение по части кинематографичности сильно сдало назад, а взамен предложило то, чего мы так жаждем и чего так сильно опасаемся - свободу.

Знакомьтесь, это кетты - новая угроза порядочным гражданам галактики. Если бы не такое незамысловатое название, мы бы их именовали просто овцелюдьми.

В новой части Mass Effect, как и прежде, нет цельного открытого мира - нам дано пять планет с обширными угодьями для исследования, которые следует адаптировать для дальнейшей эксплуатации людьми. Обычно это означает, что вам нужно «перезагрузить» местный климат, проникнув в древнее сооружение расы реликтов, разобраться с проблемами местного населения, а затем основать свой аванпост.

реклама

Проблема в том, что все эти действия весьма рутинные. Чтобы наладить погодные условия, следует активировать три монолита, сканируя глифы и решая ребусы на манер судоку, затем спуститься в хранилище глубоко под землёй, где решить ещё парочку загадок, пострелять в роботов, а под конец посоревноваться в скорости со смертельно опасным облаком газа, пробегая обратный маршрут. И так пять раз.

Столбик слева недвусмысленно намекает, надолго ли вас заключит в объятья своей атмосферы та или иная планета.

«Разбираться с проблемами» чуть веселее, ведь квесты тут сделаны на совесть. На Кадаре Первопроходцу предстоит разрешить конфликт двух бандитских группировок (без моральных дилемм не обойдётся), а на Элаадене определить будущее колонии кроганов. Есть и сугубо боевые миссии, где всё решается в жарких перестрелках как на открытых пространствах, так и внутри компактных военных комплексов.

Но куда же без ложки дёгтя. Помимо годных заданий на каждой планете есть куча мусорных. Просканировать минералы, найти обломки сбитого корабля, пометить дроны, собрать съедобные растения, установить передатчик, активировать точки воспоминаний - у вас вся карта будет усеяна маркерами, причем сходу очень трудно определить, какие просьбы подразумевают эффектную кульминацию, а где чисто «подай/принеси».

Битва с гигантской треногой стала самым запоминающимся боевым эпизодом игры. А начинался этот побочный квест с установки трёх сейсмомолотов.

Но настоящая беда Andromeda в логистике миссий. Здесь нет такого, что взяли одно задание и пошли его выполнять. Игра подталкивает активировать все, чтобы дважды не бегать, а затем устроить рейд по отмеченным точкам, зачастую теряя нить происходящего, в противном случае куча времени уйдет на одни лишь перемещения, особенно если задача предполагает переход в другую область.

реклама

Ещё одно спорное нововведение - «отложенные» поручения. Часто выполнение заданий приостанавливается: пока не обнаружите нужную планету, не получите письмо с инструкциями или не сработает скрипт. И к моменту наступления развязки рискуете позабыть саму причину происходящего, ведь некоторые квесты могут провисеть у вас в журнале в спящем режиме чуть ли не пол-игры.

В древности некрасивых особей сбрасывали со скалы. Но более гуманное общество XXII века просто погрузило их на ковчеги и отправило за миллионы световых лет.

Отдохнуть от своих первопроходческих обязанностей Райдер может на «Нексусе» - местном аналоге Цитадели, где заседает руководство Инициативы. Интересностей там, правда, немного, ведь концентрация юмора в диалогах резко уменьшилась, а в местных барах красавицы с синей кожей не демонстрируют свою пластику. То же актуально и для остальных мирных зон вроде Айи или Порт-Кадары - посещать эти места будете лишь при острой сюжетной нужде или вообще «проездом».

Галактическую активность в Andromeda сократили до минимума. Мы летаем на собственном корабле «Буре» по скоплению Элея, выходим на орбиты планет и изредка засекаем на них аномалии, что поощряется опытом или ресурсами. Никаких мини-игр тут не предусмотрено, так что можете выдохнуть.

Но поиск ресурсов через сканирование теперь доступен при езде на «Кочевнике». Вдыхайте обратно.

реклама

Если охватить всю приключенческую часть кампании, то она набирает обороты ближе ко второй половине, когда спутники начинают предлагать миссии на лояльность. В них раскрывается настоящий писательский талант BioWare: персонажи избавляются от вечно угрюмых мин, начинают шутить и демонстрировать эмоции; игровой процесс оживает за счёт оригинальных механик и более продуманного дизайна уровней.

Один вопрос: неужели нельзя было начать сразу с подобного? Почему мы на протяжении пятидесяти часов, фигурально выражаясь, закручиваем хвосты свиньям, и только под конец нам поручают серьёзную работу? Задумайтесь, почему Mass Effect 2 считается общепризнанным эталоном в серии. Не потому ли, что там помимо сканирования планет вообще нет проходных, созданных для затягивания времени занятий?

Светофор концовок Mass Effect 3 породил не только волну фанатского негодования, но и множество забавных мемов. Многочисленные оправдания и сетевые разоблачения закончились уходом многих важных сотрудников студии, включая руководителя разработки проекта Кейси Хадсона . И вот несколько лет спустя выходит официальное продолжение - - история о покорении холодного космоса с новыми героями и узнаваемыми расами от обновленной команды создателей. Теперь у руля Ян Фрэйзер , запомнившийся по одиночной ролевой игре в стиле MMO - Kingdoms of Amalur: Reckoning . Часть этого наследия Фрэйзер положил в багаж рейсом через просторы млечного пути в галактику Андромеды.

История начинается в самый разгар оригинальной трилогии Mass Effect . Пока команда Шепарда сражалась со жнецами и усмиряла гетов, миллиардер и любимица мужчин Джиен Гарсон создала “Инициативу Андромеда ” – секретный проект по расширению горизонтов обитаемого космоса. Именно в этой галактике разведчики обнаружили семь “золотых” планет, пригодных для жизни людей и прочих разумных цивилизаций. Параллельно с этим Алек Райдер и его жена Эллен смогли создать симбиотическую связь между человеком и искусственным интеллектом, дарующую обычному гуманоиду неограниченные вычислительные способности. Алек сам стал подопытным в этом опасном эксперименте и первым Первопроходцем , способным вместе с ИИ принимать сложные решения в опасных ситуациях. Джиен Гарсон попросила создать еще четырех Первопроходцев, которые должны были возглавить космические ковчеги на пути к Андромеде. К сожалению, жена Райдера скончалась от неизлечимой болезни, а Алек на ковчеге Гиперион отправился к далекой галактике вместе со своим детьми - близнецами Сарой и Скоттом . Долгие 634 года семейного путешествия закончились выходом из криогенного сна и осознанием того, что “золотые” миры оказались не такими уж привлекательными для жизни, вокруг ковчега образовалась аномалия с частицами искусственного происхождения, а на соседней планете под кодовым именем “Жилище 7 ” орудует враждебная раса кеттов в поисках артефактов древней цивилизации реликтов . Игроку предстоит найти другие ковчеги, терраформировать планеты, выяснить намерения кеттов, поддержать межзвездных повстанцев, победить скверну, освоить технологию реликтов и построить новый дом для всех разумных существ с Млечного пути.

Как и прежние части Mass Effect , свежая Andromeda предлагает создать персонажа на основе готовых моделей. Для слишком ленивых в меню предусмотрен автоматический старт с официальными Сарой и Скоттом. И хотя игра использует продвинутую технологию Frostbite Engine , большинство заготовок выглядит непривлекательно. Даже используя упорство и труд, сложно превратить уродцев, доступных по умолчанию, хоть в каких-то более-менее приличных героев. В данной ситуации даже официальные близнецы кажутся не самым плохим выбором. Впрочем, если играть за девушку, то с пакетом на голове (простите, в шлеме) она еще совсем даже ничего.

Выбрав внешний облик героя, его раскраску, полноту губ и отличительные шрамы, вы можете подобрать специализацию, куда входят: солдат, инженер, адепт, страж, штурмовик, лазутчик и исследователь. Часть из них открывается только после прокачки определенных умений, которые делятся на боевые, биотику и технику. При желании все эти профессиональные особенности можно будет подправить позднее на корабле.

При повышении уровней вы получаете очки прокачки, которые можно потратить на улучшение навыков. Выбор велик и разнообразен. Некоторые отвечают за вспомогательные способности, вроде скорости перезарядки щитов, активации барьера, маскировки и поглощения энергии. Другие активно помогают уничтожать врага, вроде навыка создания огненного потока, заморозки, призыва турели или мощного копья, которое может пробить врага насквозь, снимая ему все здоровье с одного попадания.

Навыки можно улучшать, расширяя зону покрытия, силу урона, скорость перезарядки и прочее. Часть способностей открывается по выполнению специальных заданий и ходу развития сюжета.

Кого бы вы ни выбрали в качестве героя данного путешествия – второй близнец останется на большую часть игры в коме. Что тоже приятно, ведь присутствие двух избранных на одной лодке – это слишком много даже для BioWare .

Первая высадка на “Жилище 7 ” и обучающий пролог отличаются симпатичными визуальными сценами с летающими кораблями и неведомыми созданиями, которые перемежаются поединками с расой кеттов. И тут становится заметно, как авторы игры подтянули боевую систему. Вы можете вести огонь из обычного оружия, отдавать указания напарникам на атаку или оборону и использовать специальные биотические способности, которые превращают схватку в развлечение, где враги от ваших ударов отлетают на десяток метров и умирают от встречи с острыми камнями или красиво подрываются на плазменных гранатах. Позднее разнообразие противников увеличивается - добавляются машины реликтов, включая гигантских и опасных Архитекторов , невидимые звери и группы бандитов, сколоченные из других рас.

Во всех случаях искусственный интеллект врагов старается изо всех сил, обходя вас, придавливая шквальным огнем или активно используя укрытия и перекаты. С непривычки на нормальной сложности испытываешь легкое потрясение, которое со временем проходит, заставляя вас хорошо выбирать свою тактику ведения поединка.

К сожалению, искусственный интеллект напарников этим самым интеллектом не блещет. Это тупые болванки, которых надо правильно направлять и оживлять. Со временем они прокачивают свои уникальные наборы способностей, что подразумевает не только повышение уровня от опыта, но и прохождение специального квеста. А вы покупаете или создаете новое оружие и составную броню, что ощутимо упрощает вам жизнь на поле боя.


Не сильно пойдем против истины, если скажем, что у большей части геймеров есть своя собственная история, связанная с компанией BioWare. Самые преданные поклонники студии хорошо помнят эйфорию от прохождения . Этакого канадского Opus Magnum. Увидеть и восхититься - квестами, общим сюжетом, боевой механикой. Те, кто застал продукцию гениев только в начале нулевых, очевидно, восторгаются какой-нибудь битвой из . Или - того веселее - скачанного по случаю сценария для . За долгие годы существования компании сотрудники BioWare придумали и дали жизнь множеству интересных миров. Подарили любителям виртуальных развлечений сотни часов захватывающих приключений и, по сути, поменяли очень многое в жанре cRPG.

Лично мы едва ли когда-то сможем забыть финал . Партия персонажей продирается сквозь полчища противников. Смерть - одна, вторая, третья. Потом - озарение. А что будет, если героев разделить? Так, часть партии сдерживает врага, а главный герой (его личность даже спустя 14 лет после релиза спойлерить не станем) отправляется ставить вопросы ребром. Разумеется, с применением силы.

Примерно это же послевкусие оставляла после себя трилогия . Погружение в историю, подготовка к суицидальной миссии, расплата за любовь к технологиям в третьей части. Кто бы мог подумать, что спустя несколько лет BioWare создаст одну из самых неудачных своих видеоигр и выпустит ее под давно знакомым брендом? Конечно же, безумно далеко до какой-нибудь с ее оффлайновой MMO-структурой, но факт остается фактом. Здесь и сейчас канадцы дали маху. Давайте попробуем разобраться.

От героев былых времен

О завязке знать следует всего лишь то, что она не сможет удивить. Совсем. Человеческая цивилизация в руинах, несколько челноков покинули Млечный путь и повезли сквозь безвоздушное пространство колонистов в другой мир. Часть из них в итоге просыпается от криосна и пытается разобраться с происходящим. Проблем много. То на станции «Нексус» (местный аналог «Цитадели» из ME 1-3) кого-то обвинят в убийстве, то репортерша-азари захочет правды, а еще кетты - раса враждебных инопланетян - давят. Куда уж тут до скуки?! Надо и новый дом для своих людей искать, и про личный интерес не забывать. Он здесь - как и водится у BioWare - заключается в любовно-интимной линии и темы семьи. Сестру/брата ведь хочется из глубокой спячки вывести.

Проблема заключается в том, что она даже не пытается быть чем-то захватывающе-новым. Когда-то оригинальная и ее номерные продолжения подкупали одной только сюжетной завязкой. Что это за вселенная? Почему азари, которые вроде 1000 лет жить могут, ведут себя, как подростки? Хэй, а может быть, не стоило кроганов лишать возможности размножаться? И все в таком духе. Каждую ниточку истории хотелось распутывать, поскольку она почти наверняка еще больше приоткрывала вселенную игры. Например, история с Серым посредником и штурмом его базы в DLC ко второй части. Интересно же! Захватывающе! Да еще и расследование - не такое, правда, как потом в можно было провести, но все же. И это не считая основной сюжетной линии. Просто вспомните, насколько сильно не хотелось потерять хоть кого-то из команды в финальной битве. То-то же.


Так не может. Она пустая внутри. Типажи ее персонажей укладываются в стандартную схему, знакомую всем по любой более-менее средней научной фантастике. Бой-баба, которую выперли из войск и она оказалась на корабле первопроходца. В начале повествования обижена на главного героя. Потом - с удовольствием раздвинет ноги перед ним, если все правильно делать. «У меня под костюмом еще много чего интересного есть» - характеристика исчерпывающая. Или девушка-ученый, верующая в Бога. Наконец, кроган, подозрительно напоминающий Грюнта, и азари, постоянно ищущая приключения на свой синий зад. Конечно же, это не все герои, которые повстречаются на пути Первопроходца, но, поверьте… их характеры идеально укладываются в примитивную схему.

А ведь BioWare способна иначе! Вспомните хотя бы Джек. Отмороженная преступница, которая на деле оказывается жертвой, постоянно удивляла. Или сюжетная линия «Джокер - СУЗИ». Не спорю, всему этому можно найти аналог в книгах или фильмах, просто в случае с оригинальной трилогией BioWare умело дергала за ниточки и, как опытный кукловод, выстраивала интересную личностную историю через набор типичных паттернов.

В чего-то подобного нет с самого начала. Ближе ко второй половине игры персонажи хоть как-то раскрываются, но этого чертовски мало для того, чтобы назвать их как-то иначе, нежели просто «функции». Даже ругаемая многими могла иначе. История Андерса или магички-эльфийки и её зеркала - тому подтверждение.

А с другой стороны

На самом деле всегда было за что ругать. Самая первая часть, рассказывавшая о становлении Шепарда в качестве Спектра, была издевательски коротка. Вторая и третья - окончательно отошли от амплуа ролевой игры и превратились в шутер с диалогами и кое-какой прокачкой. Однако у этих игр нельзя был отнять одного: они умудрялись держать в напряжении не только сайд-квестами, но и замечательной сюжетной линией. За некоторые эмоциональные моменты (вроде финала ) разработчикам хотелось простить буквально все на свете - от скучнейших поездок на Мако до концовки третьей части.

Как бы это точнее объяснить… Mass Effect 1-3 - это идеальное развлечение для тех, кто любит хорошо поставленные космические сценарии, помноженные на личностные истории людей внутри них. пытается сделать что-то похожее, но в результате у нее ничего не получается. Первая (и главная) ошибка - отсутствие какой бы то ни было мотивации к прохождению сюжетной линии. Личностной мотивации. Мы спасаем галактику? Отнюдь. Всего лишь ищем новое место для жизни людей. Пытаемся противостоять непобедимой армаде врагов? Формально - да, но даже ребенок скажет, что Кетты и одной пятки жнецов или коллекционеров не стоят.


Наконец, забудьте об эпосе как таковом. Цель Первопроходца - исследования, штука такая себе. Очень на любителя. Мой фаворит - задание по возведению первого аванпоста (там еще можно выбрать, каким он будет - военным или научным). Более скучной скуки найти еще надо постараться! Пол уровня шатаемся в поисках машинки, потом еще около часа бегаем и активируем реликты предтеч, потом - скитаемся по какой-то то ли пирамиде, то ли пещере. Все - под аккомпанемент из примитивных загадок. И это - отличное описание того, что происходит в сюжетной линии. Она банальна и неинтересна. Удивительное дело для , не правда ли?

От скуки хоть как-то спасают сайд-квесты. И здесь BioWare действительно не соврала, когда говорила, что в числе прочего ориентировалась на . Конечно, настолько элегантных миссий у канадцев не получилось (уровень студии не тот уже, увы), но именно они хоть как-то напоминают о былом величии серии. В побочках найдется место и расследованиям, и много чему еще. Честно говоря, даже не верится, что освобождать пленных из концлагеря интереснее, чем активировать очередную технологию предтеч. Правда, не без ушей от , но их здесь все-таки гораздо меньше, чем могло бы быть.

Ну так что, играть?

К счастью, есть в новой вещи, которые удались. Их ровно две - экшен и исследования. Кататься на духовном наследнике Мако достаточно интересно, чтобы не бросить это дело через полчаса после получения машинки. Конечно, планет не так много и часть из них банальные пустыни, но не все же коту масленица, правда? Процесс перестрелок же стал просто… более современным. Например, персонаж теперь сам прячется за укрытия и при помощи джет-пака может атаковать кеттов сверху.

Выручает динамика. Если в старых сражения хотелось просто «промотать», то в они - это, безусловно, лучшее, что есть во всей игре. В каком-то смысле - приговор.

Словосочетание в заголовке проекта накладывает серьезную ответственность на авторов игры. Надо не только выдержать уровень оригинала, но и двинуть серию дальше. К новым свершениям. Всего этого у нет. BioWare смогла создать неплохую Action/RPG, которая, однако, воспринимается, как фанфик по мотивам культового в прошлом интерактивного произведения.

Статьи по теме: