Методика знакомства с территорией лагеря. Игра по станциям. Способы знакомства с лагерем

Цель:познакомить ребят с:

территорией лагерялюдьми, которые там работаютрежимом работы всех служб! Для удобства ориентировки и романтики можно всему в лагере дать красивые названия: Площадь утренних зорь - линейка, Дом веселых человечков - корпус малышей. Необходимы таблички на местах и общая карта лагеря.

Способы знакомства с лагерем

Экскурсия.

Проводится внутри отряда. Если в отряде есть "старички", пусть они проводят экскурсию. Чередуем рассказ с играми на знакомство, контакт, легендами про лагерь. После возвращения с экскурсии ребята могут нарисовать, каким они увидели лагерь или самое понравившееся место. Развед. школа

Ребята делятся на группы, которым вручается пакет с вопросами, которые интересуют Центр разведки. Им надо узнать секретную информацию, например, какого размера ботинки у физрука, какого цвета занавески в столовой и т.д.

Если задания у групп одинаковые, то оцениваем скорость. Если задания разные, то можно провести конкурс, кто за определенное время узнает больше информации.! Оцениваем точность и полноту ответов. Можно творчески представить полученную информацию.! Предупредить работников лагеря, что будет игра, а детей - о правилах вежливости.

Путешествие по лагерю можно организовать в виде игры следопытов: ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться, где найти вторую записку, с кем надо встретиться. Для проведения этой игры надо заранее разработать маршрут, спрятать записки, предупредить работников лагеря. В противном случае, самое скучное, что вы можете сделать, - это построить ребят парами и провести экскурсию со словами: "Посмотрите налево, посмотрите направо...".

Ребят можно знакомить с лагерем и иначе, ведь может так случиться, что ваши ребята ориентируются в лагере лучше вас, не все, конечно, но несколько старожилов обязательно найдутся. Можно попробовать не их водить на экскурсию, а сделать все наоборот: попросить старожилов показать лагерь вам и новичкам отряда. Также знакомство с лагерем поможет организовать "Разведшкола". Создайте несколько групп по сбору информации. Каждой такой группе вручите пакет с перечнем вопросов, которые особо интересуют "Центр". Объясните, что на сбор стратегических данных группе дается 30-40 минут. Предупредите, что каждая группа действует автономно, по возможности, незаметно и быстро, а та группа, которая преуспеет в разведывательной деятельности, будет отмечена особым знаком отличия. Вопросы с грифом "Совершенно секретно" могут быть самыми разными, например: какого цвета занавес в концертном зале, сколько метров в самой длинной асфальтовой дорожке лагеря, сколько фонтанчиков на территории лагеря, как зовут маму худрука лагеря, сколько дежурных постов в лагере и где они расположены, при какой температуре воды можно будет купаться, сколько окон в здании столовой, какого цвета скамейка у административного корпуса, сколько домиков «на кружках», сколько на территории лагеря пожарных ящиков с песком, каковы размеры футбольного поля, какой почтовый адрес у лагеря, любимая спортивная команда физрука и т.д.

Первый день пребывания в летнем оздоровительном лагере начинается со сбора - инструктажа, который проводит начальник лагеря. Он рассказывает детям об организации лагерной смены, проводит беседу по технике безопасности, оглашает списки детей каждого отряда, знакомит с воспитателями, вожатыми, медицинскими работниками и др.

Педагог, готовящий массовые мероприятия, знакомит детей с планом работы на смену.

Затем дети следуют в свои отрядные комнаты, где для них проводятся игры на знакомство.

Игры на знакомство для школьников

Цель: познакомиться с детьми, познакомить их между собой.

Задачи:

Познакомить детей по именам;

По возможности выявить лидеров отряда;

Создать атмосферу доброжелательности и внутреннего комфорта для каждого ребенка.

Игра «Полслова»

Участники игры садятся в круг и перекидывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит первый слог своего имени, тот, кто ловит мяч, должен быстро произнести вторую половину имени. Если он называет правильно, то бросающий говорит: «Да» и называет имя полностью. Если имя названо неправильно, то он говорит: «Нет» и ждет, кто назовет его имя верно, тому он перекидывает мяч и т. д.

Игра «Снежный ком»

Играющие сидят в круге. Первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое имя. Третий называет два предыдущих имени и свое. И так далее, пока первый не назовет имена всех, сидящих по кругу.

Игра «Лови палку»

Участники игры становятся по кругу и называют свои имена. Ведущий становится в центре круга. В руках у него палка (= 1м). Он ставит один конец палки на пол, другой придерживает рукой. Затем громко называет чье-нибудь имя и быстро отпускает палку, отбегая в сторону. Играющий, имя которого назвал ведущий, должен подбежать и схватить палку, прежде чем она упадет. Затем первый участник называет также чье-либо имя, подбежать должен участник, имя которого названо. И так далее.

Игра «Шпаргалка-вспоминалка»

Каждый игрок пишет на карточке свое имя. Игроки делятся на две команды. Все игроки первой команды представляются, называя имя и фамилию, немного рассказывают о себе. После этого все карточки с именами игроков первой команды передаются игрокам второй команды, которые должны посовещавшись раздать правильно карточки игрокам первой команды и вспомнить фамилию каждого.

Затем представляются игроки второй команды, а первая команда раздает карточки.

Игра «Кто есть кто»

Каждый ребенок получает листок бумаги и карандаш. За пять минут игроки должны познакомиться друг с другом, узнавая имя, где учится, чем увлекается и т. п. Полученные данные записываются на листок. Выигрывает гот, кто успеет больше узнать и записать.

Игра «Эстафета»

Перед состязанием игроки делятся на две команды. Каждый игрок делает шаг вперед и четко произносит свое имя и фамилию.

1 этап: игроки каждой команды по очереди подбегают к своему листу ватмана и пишут свою фамилию, возвращаясь обратно еще раз громко кричат свое имя, так до тех пор, пока на листах ватмана не появятся фамилии всех игроков команд.

2 этап: команды должны обменяться листами ватмана. Задача усложняется. Выбегая по очереди к листу ватмана, нужно к фамилиям противников приписать соответствующие имена. Выигрывает та команда, которая допустит меньше ошибок.

Игра «Откроем сердце другу»

Каждый игрок получает жетон в виде сердечка, на котором пишет свое имя. Ведущий идет с коробкой по кругу. Игроки громко называют свои имена и опускают сердечко в коробку. После этого ведущий второй раз проходит по кругу. Теперь задача игроков- достать из коробки одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать его хозяину.

Игра «Комплименты»

Участники игры сидят по кругу. У одного из них мяч. Он говорит комплимент одному из участников игры и бросает ему мяч и т. д.

Эту игру можно проводить, говоря комплимент рядом сидящему и передавая мяч по кругу.

Игра «Групповая картина»

Участники игры сидят по кругу. Один из них держит в руках чистый лист бумаги и пытается «изобразить» какую-нибудь картину, детально ее описывает, остальные участники пытаются «увидеть» на листе то, что он говорит. Лист передается следующему участнику, который продолжает «создавать» картину, дополняя уже «написанное» новыми деталями.

Опросник для определения творческих наклонностей

Для того чтобы лучше узнать детей, их наклонности и способности, разумно распределить обязанности в отряде, оценить возможности детей при участии в тех или иных мероприятиях, коллективно-творческих делах, целесообразно провести опросник для определения их творческих наклонностей.

Каждому школьнику выдается опросный лист:

1. Я люблю сочинять собственные песни.

2. Я люблю гулять один.

3. Мои мама и папа любят играть со мной.

4. Я задаю много вопросов.

5. Сочинение рассказов и сказок - пустое занятие.

6. Я люблю, чтобы у меня был только один или два друга (подруги).

7. Я ничего не имею против, если иногда меняются правила игры.

8. У меня есть несколько действительно хороших идей.

9. Я люблю рисовать.

10. Я люблю вещи, которые трудно сделать.

11. Солнце на рисунке всегда должно быть жёлтым.

12. Я люблю всё разбирать, чтобы понять, как это работает.

13. Мне больше нравится раскрашивать картинки в книжке, чем рисовать самому.

14. Лёгкие загадки - самые интересные.

15. Иногда папа или мама занимаются чем-нибудь вместе со мной.

16. Я люблю узнавать новое о животных.

17. Мой папа любит делать что-нибудь по дому.

18. Я не люблю, когда другие дети задают много вопросов.

19. Трудно найти себе занятие, когда находишься один.

20. Мой папа думает, что я обычно поступаю правильно.

21. Я люблю рассказы о далёком прошлом.

22. Я охотнее играю в старые игры, чем в новые.

23. Когда я хочу что-то сделать, но мне это трудно, я отказываюсь от этой затеи и берусь за что-нибудь другое.

24. Я всегда люблю играть с друзьями, а один не люблю.

Ключ к опроснику

За каждый положительный ответ - 1 балл, за отрицательный - 0 баллов, в пунктах 5, 6, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 24 - наоборот.

1. Разнообразие интересов: 1, 5, 9, 16, 21 - в этих пунктах подсчитывают сумму баллов:

1 степень - 0-1 б (слабо выражено);

2 степень - 2-3 б (выражено средне);

3 степень - 4-5 б (явно выражено).

2. Независимость: в пунктах 2, 8, 11, 13, 19, 24 подсчитывают сумму баллов:

1 степень - 0-2 б (слабо выражена);

2 степень - 3-4 б (выражена средне);

3 степень - 5-6 б (выражена сильно).

3. Гибкость, приспособляемость: в пунктах 6, 7, 22 подсчитывают сумму баллов:

1 степень - 0-16 (выражена слабо);

4. Любознательность: в пунктах 0, 14, 23 подсчитывают сумму баллов:

2 степень - 2 б (выражена средне);

3 степень - 3 б (выражена явно).

5. Настойчивость: в пунктах 10, 14, 23 подсчитывают сумму баллов:

1 степень - 0-1 б (выражена слабо);

2 степень - 2 б (выражена средне);

3 степень - 3 б (выражена явно).

6. Сведения о семейной обстановке: в пунктах 3, 15, 17, 20 подсчитывают сумму баллов:

1 степень - 0-1 б (мало способствует);

2 степень - 2-3 б (способствует средне);

3 степень - 4 б (явно способствует).

Въезжая в новый дом, хозяева, по традиции, впускают в него кошку. Животное с потрясающей интуицией и реакцией, осматривает новые владения с превеликим страхом, стремясь найти скорее безопасное скрытное место, чем исследовать территорию. Близкие ощущения и переживания испытывает и ребенок, впервые посетивший лагерь. Он ищет свое «защищенное место», из которого удобно следить за происходящим.

Другое дело – завсегдатаи лагеря. Уж они-то знают где, что, как и почему. Поэтому чувствуют себя уверенно, проявляя определенное бахвальство. Их лучший опыт необходимо задействовать и распространить. В выигрыше будут все: и дети, и вожатые. Первые познают территорию и ее содержание. Вторые – все «злачные» и опасные места, где необходимо «постелить соломку» или подходящие для определенных занятий места.

Целью всех операций по изучению территории ДОЛа есть: дать как можно более полную информацию о том, «что можно» и «что нельзя», «где можно» и «где нельзя», «с кем можно» и «без кого нельзя». Информация подается увлекательно, интересно, содержательно, поучительно, но без наставлений и угроз. Параллельно детей знакомят с работающими на территории ДОЛа взрослыми, не забывая поблагодарить их за труд.

Вожатый, от тебя зависит, полюбят ли дети лагерь с первого раза, с первого экскурсионного путешествия или нет . Будь гидом, влюбленным в этот «город Детства». Позаботься об «интересных» встречах на маршруте и приятных неожиданностях.

Способы и варианты проведения знакомств с лагерем.

1) Радиоигра «Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что ». Задаются ориентиры (направление движения, количество шагов, по компасу, по обозримым элементам). Отыскав нужный объект, добывается информация о нем (расспросы ответственного за этот пост, нахождение подложенной записки, сообщение по телефону, появление персонажа). Средства передачи информации: радиосеть, «мобилки», переговорные устройства, тайнопись, сигнальное сообщение (азбука Морзе, флажки, выкладывание знаков, прочее).

2) Кругосветка «Пыль столбом». Алгоритм следующий: определение пунктов и ответственных за них; определение времени пребывания на пунктах; разработка микрозаданий на каждом пункте (микроКТД); оформление маршрутных листов; общие установки и общий старт по индивидуальным маршрутным листам; следование по маршруту (зарабатывание баллов, жетонов, единиц информации, фантиков, деталей карты, добыча предмета, доказывающего пребывание отряда на указанном месте); сбор отметок о выполнении заданий и прохождении этапа; индивидуальный финиш каждой группы ребят; отметка времени следования в пути, подсчитывание добытых знаков; определение «самых настоящих разведчиков» (назвать победителей можно по-разному). Возможен суперфинал, в котором проводится сражение за звание «суперзнатоков территории лагеря» в режиме викторины (вопрос-ответ), клуба знатоков, работающих в режиме «мозгового штурма».



3) Игра-знакомство «РВС» (разведай, выясни, спроси). Алгоритм игры: получение в пункте сбора комплекта вопросов, на которые необходимо найти ответы группой. Вопросы посвящены расположению, структуре, персоналу лагеря, технике безопасности, нормам и правилам поведения и т.д. Через установленное время на сборе происходит обмен информацией. За дополнительно добытые данные группа получает бонусы. Предполагаемые блоки вопросов комплектуются по темам: «Наш лагерь», «Сотрудники лагеря», «Службы лагеря», «Обо всем понемногу» и т.д.



4) Карта лагеря «Где + что». Алгоритм следующий: получение матрицы (карты общей территории или схемы лагеря с обозначенными внешними контурами и некими объектами); коллективный вольный обход территории и нанесение на карту соответствующих знаков, обозначений объектов, дополнительной информации; финиш в определенное время и сверка составленных карт с оригиналом (критерии: точность, количество, оригинальность обозначений). Возможен финал по аналогии варианта №2. Рекомендуем размещение полученной карты в отрядном уголке.

Возможные варианты игры :

a) карта создается без матрицы, ее создают сами ребята;

b) карта заполняется серией разработанных детьми знаков (предупреждаю-щих, разрешающих, запрещающих);

c) на матрицу помещаются соответствующие объектам заранее предусмот-ренные знаки (на липучках, стикерах), можно полученный на каждом пункте знак относить и закреплять на одной главной карте лагеря.

d) Каждый отряд получает для изучения и нанесения на карту специальных знаков свою часть лагеря (разыграть, выиграть в лотерее). Затем проводится этап изучения территории, а в финале – анонсирование приобретенного материала другим отрядам (выступить в роли гида).

e) Возможен вариант в финальной части игры обменяться фрагментами карт и провести заочное изучение территории. Или: после обмена частями карт воспроизвести по памяти недостающие елементы.

5) Экскурсия. Спектр вариантов: от классической до инсценированной. Алгоритм следующий: обход территории и сбор полезной информации (состоявшихся здесь событий, случаев, историй, преданий) в свободном режиме. Вести отряд могут: старожилы лагеря, вожатые, бывалые дети, персонажи (например, сказочные). По ходу экскурсии обязательна коррекция сообщений вожатым с точки зрения цели и задач первого дня в лагере.

6) Игра-путешествие «Обратная сторона лагеря ». Алгоритм игры: дети берутся за руки и убегают искать лучшее место для отдыха. Через 10 минут вожатый идет искать. Перед игрой дается установка: руки не бросать, за территорию не выбегать, с выбранного места не сходить, пока не найдет вожатый. Затем этап высказываний о лучших местах лагеря.

7) Комбинированная кругосветка , с комбинированием элементов разных вариантов. В том числе варьируются способы группового перемещения.

ЗНАКОМСТВО С ЛАГЕРЕМ

Цель: познакомить ребят с: территорией лагеря, людьми, которые там работают, режимом работы всех служб

Для удобства ориентировки и романтики можно всему в лагере дать красивые названия: Площадь утренних зорь - линейка, Дом веселых человечков - корпус малышей. Необходимы таблички на местах и общая карта лагеря.

Способы знакомства с лагерем

Экскурсия.

Проводится внутри отряда. Если в отряде есть "старички", пусть они проводят экскурсию. Чередуем рассказ с играми на знакомство, контакт, легендами про лагерь. После возвращения с экскурсии ребята могут нарисовать, каким они увидели лагерь или самое понравившееся место. Развед. школа

Ребята делятся на группы, которым вручается пакет с вопросами, которые интересуют Центр разведки. Им надо узнать секретную информацию, например, какого размера ботинки у физрука, какого цвета занавески в столовой и т.д.

Если задания у групп одинаковые, то оцениваем скорость. Если задания разные, то можно провести конкурс, кто за определенное время узнает больше информации.

Оцениваем точность и полноту ответов. Можно творчески представить полученную информацию.

Предупредить работников лагеря, что будет игра, а детей - о правилах вежливости.

Игра по станциям

Проводится во всем лагере. Все отряды по маршрутным листам, в которых указан порядок следования, приходят на станции, где их встречает ведущий (чаще всего это вожатые, но лучше, если это будут работники служб), которые рассказывают о данной службе, ее возможностях и режиме работы и проводят для ребят конкурс, оценку которого проставляет в маршрутный лист. Баллы можно шифровать. (буквами, фигурами, разным цветом и т.д.)

Можно учитывать не только баллы за качество, но и время выполнения. Нужен перевод времени в баллы.

Для интереса от станции к станции можно продвигаться определенным образом. (взявшись за руки, гуськом, с песней и т.д.)

Если видим, что на следующей станции столпотворение, то усложняем задание.

Пример: Столовая. Встреча с шеф поваром. Режим питания, правила поведения в столовой, самообслуживание. Конкурс, кто больше знает блюд (из картошки, супов...), кто быстрее съест, сервировка стола.

Карта лагеря.

Проводится внутри своего отряда.

Отряд делится на группы. Каждая группа за определенное время составляет карту определенного участка лагеря. Группы прячут кусочки мозаики на своем участке, а потом их обозначают на карте.

Творчески обыграть изюминку, которая есть на данном участке лагеря.

Группы меняются картами. Им надо как можно быстрее найти спрятанные кусочки мозаики и сложить их в единое целое. ! Можно составить единую карту лагеря в конце, а ребята могут обозначить себя в том месте, которое им больше всего нравится в лагере.

Знакомство в цифрах

Каждому отряду выдать записку, в которой написан математический пример (для каждого отряда свой, но одинаковый по размеру). Но пример необычный – цифры им нужно найти самим, вставить в пример и подсчитать. Например: количество поваров + количество лавочек на лобном месте * количество минут, отведённых в расписании на обед - количество полных лет координатора по мальчикам Петра - количество окон в здании столовой + сумма цифр на номере машины лагеря: количество кроватей в комнате девочек третьего отряда … + количество столбушков в заборе вокруг клуба = ?

Каждый отряд открывает свою записку с примером по свистку. Во время свистка засекается время. Задача каждой команды как можно быстрее решить свой пример. Но только при условии, что все они будут бегать по лагерю и искать нужные цифры все вместе, то есть всем отрядом (за этим должен смотреть наставник, который бегает вместе с ребятами). Как только какая-то команда заканчивает, она бежит в центр лагеря к спортинструктору и отдаёт свой пример, а спортинструктор фиксирует время. Как только он получает готовое решение от последней команды, он сравнивает ответы отрядов с правильными и тут же или во время вечернего собрания объявляет результаты. Победителем становится та команда которая первой принесла правильный ответ.

Каждая цифра должна быть каким-то образом связана с лагерем, чтобы расшифровывая цифры ребята знакомились с сотрудниками лагеря, с историей лагеря, с территорией и т.д.

Вопросы, которые можно превратить в цифры, в данной игре:

1. Написать имена всех сотрудников лагеря (наставников, директора, координаторов, музыкального работника, спорт инструктора, медсестры и т.д.).

2. Узнать, кто самый старший в нашем лагере.

3. Узнать, кто самый младший в нашем лагере.

4. Найти что-нибудь съедобное (не из столовой).

5. Принести самый странный предмет.

6. Узнать любимое занятие... (любого из лагеря).

7. Узнать размер обуви координатора - "папы".

8. Узнать, какую последнюю книгу прочитал библиотекарь.

9. Узнать, в каком кармане носит свисток спортинструктор.

10. Узнать, сколько букв в полном имени координатора - "мамы".

11.За какое самое короткое время можно добежать от вашей дачки до столовой?

12. Кто лучший друг директора лагеря?

13. Кто самый высокий в вашем отряде?

14. Какие деревья растут вокруг?

15. Узнать дату рождения спортинструктора.

16. Принести 3 пера.

17. Узнать любимую песню музыкального работника.

18. Принести носовой платок.

19. Узнать любимый цветок... (любого из лагеря).

20. Узнать любимое блюдо директора.

21. Принести букет цветов.

22. Узнать цвет глаз библиотекаря.

23. Узнать вес спортинструктора.

24. Сложить из подсобных материалов на земле слово "Библия".

25. Любимое занятие координатора - "папы".

26. Узнать дату рождения... (любого из лагеря).

27. Любимое животное... (любого из лагеря).

29. Принести самый важный для вас предмет.

30. Узнать, сколько членов семьи у... (любого из лагеря).

Разведшкола

Создаётся несколько групп по сбору секретной информации, каждой группе даётся пакет с перечнем вопросов, которые особенно интересуют «центр». На сбор стратегических данных группам даётся определённое время. Каждая группа действует автономно, быстро и незаметно. Вопросы могут быть такими:

Сколько урн, скамеек, деревьев, лестниц, ступенек и т.д. на территории лагеря?

Как зовут всех вожатых?

Какого цвета у них глаза?

Как зовут директора лагеря? Умеет ли он плавать?

Что будет сегодня на обед, ужин? И т.д. и т.п.

Выглядеть это может например так: :)

Какого цвета занавески в комнате начальника лагеря?

Сколько метров в самой длинной заасфальтированной дорожке лагеря?

Умеет ли плавать шеф-повар?

Как зовут старшую вожатую?

Какого цвета глаза у вожатого 1 отряда?

Какой размер обуви у вожатого 2 отряда?

Какого цвета скамейка возле медпункта?

Любимый цвет начальника лагеря.

Сколько окон в спортивном зале?

Сколько ступенек при входе в лагерь?

Что нарисовано на верандах нашего лагеря?

Какая любимая песня у вожатого 4 отряда?

Сколько дверей в музыкальном зале?

Какие фрукты любит вожатый 5 отряда?

Какие цветы любит медработник?

А в конце список обязательных заданий. Например, найти желтый шерстяной носок где угодно, или собрать 47 шишек, ни больше, ни меньше. :) Конечно, надо заранее все узнать самим, подготовить людей, у которых будут спрашивать.

Игра – путешествие «Здравствуй, лагерь!»

Для игры потребуются красивые маршрутные листы и надёжные помощники. О том и другом нужно позаботиться заранее. На маршрутном листе нарисована схема путешествия: основные достопримечательности, место их расположения, очерёдность остановок в пути. А Вов время этих остановок ребята могут встретиться со своими гидами.

Младший возраст

СО СТАРИЧКОМ – ЛЕСОВИЧКОМ (он расскажет об окружающем лесе, о том, как надо вести себя в лесу; поинтересуется, могут ли ребята различать породы деревьев, съедобные грибы…);

С ГАНТЕЛЬКИНЫМ (он встретит ребят на стадионе и расскажет о зарядке, о спортивной работе в лагере);

С ДОКТОРОМ ГРАДУСНИКОМ (в медпункте дети ещё раз вспомнят, для чего надо мыть руки, зачем надевать в солнечную погоду головной убор);

С ЗАБАВОЙ – ЗАТЕЙНИЦЕЙ (на игровой площадке она разучит с ребятами новую игру);

С ПОВАРОМ СЛАДКОЕЖКИНЫМ (он встретит ребят в столовой и расскажет о правилах поведения в ней);

С ДОМОВЁНКОМ КУЗЕЙ (он будет ждать ребят в палате, где покажет, как заправлять кровать, как складывать пред сном вещи, как делать уборку и что хранить в тумбочке).

Можно придумать ещё много интересных персонажей, которые помогут детям познакомиться с лагерной жизнью.

Средний возраст

Путешествие по лагерю может оказаться игрой следопытов. Ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться и что запоминать, с кем встречаться, чтобы найти следующую записку. В этом случае требуется заранее разработать маршрут, оговорить все моменты с участниками – работниками лагеря.

Старший возраст

Старших ребят следует знакомить с лагерем иначе. Ведь может так случиться, что ребята ориентируются в лагере лучше вас. Кто-то в лагере впервые, но обязательно есть старожилы. В этом случае на экскурсию должны вести вас они. То есть всё делается наоборот. Таким образом вы поймаете сразу много зайцев: поднимите авторитет старожилов, познакомите новичков с лагерем, используете игровой момент и просто проведёте интересно первый день в стране Детства!

Путешествие «Течет река Волга»

Мероприятие представляет собой экскурсию под руководством воспитателя по территории лагеря и состоит из 2-х этапов:

1-й этап предполагает знакомство детей с территорией лагеря, размещенными на ней зданиями с игровыми и соревновательными элементами.

Во время экскурсии делаются остановки и проводятся маленькие соревнования, игры.

Остановка 1.

Желательно сделать ее в парковом или лесном окружении. Ребята делятся на 2 группы. Одной даются рисунки с изображением цветов, деревьев. Другой – их названия. Ребята должны найти друг друга. Разобравшись по парам, ребятам предлагается за 7 минут сделать композицию из листьев, цветов и дать ей название, которой после можно украсить свой домик. При этом ребятам объясняются правила поведения себя в лесу и обращение с природой.

Остановка 2.

Предлагается остановиться возле водоема, рассказать ребятам о правилах поведения при купании и поиграть в игру «Слепой ботаник». Отряд делится по группам по три человека. Им связывают ноги и завязывают глаза. В центре круга лежат предметы, связанные с водой: водные очки, ласты, дыхательная трубка, купальный костюм и т.д. По очереди группы проходят к предметам. Один человек вытаскивает предмет, другой его называет, третий рассказывает о его применении.

Остановка 3.

Предполагает свое расположение на спортивной площадке, где ребят знакомят с распорядком дня и проведением спортивных занятий. Здесь проводится любая подвижная игра: пустое место, перетягивание каната и т.д.

Остановка 4.

Эта остановка делается в столовой. Ребятам рассказывается о режиме питания, показывают их места в столовой. Затем играют в игру «Съедобное – несъедобное». Все становятся в круг, и натягивается резинка на ноги. По очереди каждый называет продукт питания или вещь. Если это съедобное, все стоят на месте. Если несъедобное выпрыгивают. Кто не успел – выходит.

Затем все идут в домик, и на этом 1-й этап заканчивается.

2-й этап предполагает интересный рассказ оставшихся правил порядка лагеря, и даются ответы на волнующие ребят вопросы.

«Незнайка на Луне»

(спортивно-ознакомительная игра)

Данное мероприятие представляет собой спортивное состязание. Ребята заранее делятся на 2 команды, выбирается капитан. Воспитателями готовятся упрощенные карты, на которых находятся основные объекты лагеря. И на этих местах на видном месте оставляются какие-то вещи (например: одной команде – кусочки синей ткани, другой – красные). Ребятам объясняется, что опознавательные вещи надо собрать, делаются подсказки по перемещению и обязательно бег по трассе контролируется одним воспитателем, а другой ждет на финише. Затем все собираются в комнате и ребятам объясняются правила поведения и порядка в лагере. Для этого используется беседа «Наводящий вопрос» (например: недавно вы пробегали по парку, скажите, как надо себя вести на природе, в столовой и т.д.). Полученные ответы дополняются имеющимися правилами.

Экскурсия «Бременские музыканты»

Представляет экскурсию под полным руководством воспитателя, который ведет по территории и рассказывает о порядке в лагере, делая остановки на главных объектах лагеря. Дабы разнообразить экскурсию, ребятам рассказывают историю возникновения лагеря, по пути поются песенки, ребята могут рассказывать смешные истории из своей жизни, читаются стихи.

ЗНАКОМСТВО С ЛАГЕРЕМ*

Игра-путешествие «Здравствуй, лагерь!»

Для этой игры потребуются красивые маршрутные листы и надежные помощники. О том и другом можно позаботиться заранее. Маршрутный лист - это лист, на котором нарисован маршрут путешествия: основные достопримечательности, место их расположения, очередность остановок в пути. А во время этих остановок ребята могут встретить:

-Старичка-Лесовичка (и он расскажет об окружающем лесе, о том, как надо вести себя в лесу;
узнает, могут ли ребята различать породы деревьев, съедобные грибы...);

-Гантепькина (он встретит ребят на стадионе и расскажет о зарядке и закаливании...);

-Доктора Градусника (в медпункте дети еще раз вспомнят, для чего надо мыть руки, зачем надевать
в солнечную погоду головной убор...);

- Чижика-Пыжика (на игровой площадке он разучит с ребятами новую игру...);

- Повора Сладкоежкина (он встретит ребят в столовой и расскажет о правилах поведения в ней...);
-Домовенка Федю (он будет ждать ребят в палате, где покажет, как заправлять кровать, как складывать

перед сном вещи, как делать уборку и что хранить в тумбочке...).

Все эти роли сыграют по вашей просьбе помощники - работники лагеря или старшие ребята. Но если помощников у вас нет, попробуйте «сыграть» всех сами или используйте кукол для кукольного театра.

Дойдя до самого дальнего места, разделите отряд на группы: кто быстрее найдет дорогу и придет к своему домику.

Игра следопытов

Ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться, с кем встретиться, где найти вторую записку. В этом случае надо также заранее разработать маршрут, спрятать записки, предупредить работников лагеря.

Статьи по теме: