Музыкальные игры и развлечения для детей. Музыкальные игры для детей дошкольного возраста картотека на тему. Раз словечко, два словечко — будет песенка

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Сборник музыкальных игр, направленных на развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет

Камышлов, 2017

Сборник музыкальных игр, направленных на развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет / сост. И.В. Губка. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.

В основе предлагаемых материалов лежит идея использования сборника музыкальных игр, для развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет.

Предлагаемый сборник, музыкальных игр будет являться учебно-методическим обеспечением, который будет способствовать развитию эмоциональной сферы у детей 5-6 лет, а так же позволит организовать музыкально - игровую деятельность.

Музыкальные игры могут проводиться на протяжении всего дня пребывания детей в детском саду в совместной партнерской деятельности с детьми.

Данный сборник может быть полезен педагогам-воспитателям ДОО, музыкальным руководителям ДОО, родителям детей дошкольного возраста, студентам.

©ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017

Пояснительная записка…………………………………………………………………..4

Музыкальные игры на выразительность речи………………………………………….5

Игры танцы……………………………………………………………………………….10

Игры пластические импровизации……………………………………………………..13

Список литературы………………………………………………………………………16

Приложение

Пояснительная записка

Эмоции являются «центральным звеном»
психической жизни человека
и, прежде всего – ребенка.

(Л. Выготский)

Сборник музыкальных игр построен с опорой на требования ФГОС ДО, ООП, возрастные особенности детей данного возраста, особенности организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях.

В связи с вступлением ФГОС на дошкольное образование возлагаются особые надежды. Работа, отвечающая современным требованиям ФГОС, требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Актуальным направлением модернизации системы дошкольного образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

Старший дошкольный возраст - это период преимущественного формирования нравственно облика будущего гражданина. В процессе музыкально - игровой деятельности у детей развивается эмоциональная отзывчивость, которая является основой эмоционально - образной сущности музыки, эмоциональная сфера, господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску выразительность, импульсивность, эмоциональность.

Цель реализации сборника: развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет.

    накопление музыкального опыта детей в процессе музыкально-игровой деятельности;

    активизация творческих способностей старших дошкольников посредством участия в музыкальных играх.

    развитие умений понимания ребёнком собственных эмоций и эмоций окружающих его людей.

Сборник состоит из трех разделов на основе музыкальных игр:

1 раздел

Музыкально игры на выразительность речи

2 раздел

Игры танцы

3 раздел

Игры пластические импровизации

Предложенный сборник поможет успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придадут движениям детей эмоциональную окраску, влияя на разнообразие и выразительность жестов в музыкально-игровой деятельности.

Музыкальные игры могут использоваться в режимных моментах и самостоятельной деятельности.

1 Раздел. Музыкально игры на выразительность речи.

    «Мы играем в паровоз»

Музыкальное сопровождение: (на мотив песни «Паровоз», слова О. Высотской, музыка 3. Компанейца).

Цель игры : развитие музыкального слуха, координации движений, умения телесно реагирует на музыкальный метроритм и точно воплощает его в движениях. Развитие интонационного голоса. Кроме того, в процессе игры отрабатываются навыки коллективизма и взаимодействия.

Ход игры . Дети становятся друг за другом. Стоящий впереди ребенок - машинист «паровоза», остальные дети - вагончики, они «прицепляются» к машинисту, произнося нараспев считалочку:

Что за чудо-паровоз?

Он без пара и колес!

Прицепляемся друг к другу...

Машинист, давай сигнал!

Отправлений час настал...

С началом музыки «машинист» дает «гудок». «Паровоз» приходит в движение: дети перебирают ногами, изображая движение колес и имитируя их перестук. «Паровоз» трогается с места и едет до «станции» (например, «Ромашкино»), С изменением темпа музыки меняется и «скорость паровоза»: cm идет то медленно, то ускоряет или замедляет ход.

Задача каждого участника - не отцепиться от впереди стоящего ребенка и не отстать, так как «состав» на полном ходу может «маневрировать». Поезд должен прийти к остановке в полном составе.

Паровоз, паровоз,

Новенький, блестящий!

Он вагоны повез,

Будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Плюшевые мишки,

Кошки пушистые,

Зайцы да мартышки.

Примечание: в игре принимают участие не менее 5-7 детей. Основная задача, стоящая пред игроками, - действовать слаженно и четко, всем коллективом. В игре также могут участвовать команды из 3-5 человек. В этом случае игра становится соревнованием. Победителем будет считаться самый дружный «паровозик», при своем передвижении не потерявший ни одного «вагончика».

    «Музыканты»

Музыкальное сопровождение: (музыкальные инструменты: маракасы, бубен, треугольник, металлофон).

Цель игры: обучение основным приемам игры на простейших ударных инструментах, развитие творческого мышления и воображения. Развитие эмоционально окрашенные интонации голоса.

Ход игры. Сначала воспитатель знакомит ребят с музыкальными инструментами, повторяет их названия и объясняет правила игры на каждом из них. После этого взрослый предлагает детям рассказать сказку, но не просто так, а сопровождая каждую фразу звуковыми (шумовыми) эффектами, созданными с помощью музыкальных инструментов.

«Жил-был мальчик, который всего боялся. Боялся сильного ветра, грозы, дождя и даже шелеста листьев». Воспитатель должен сначала сам показать, как «звучат» эти природные явления. Только после этого он продолжает свой рассказ: «...Но однажды все изменилось. Мальчик повстречал одного мудрого и доброго волшебника, который не только помог ему справиться со своими страхами, но и научил понимать язык природы. Теперь мальчик в дожде, в шорохе листьев слышал музыку, а гром оказался не таким уж и страшным. Теперь он представлялся мальчику в образе малыша-проказника, сидящего на тучке и играющегося погремушкой. А еще мальчик подружился с ветром и стал с ним бегать наперегонки...»

Воспитатель просит маленьких музыкантов теперь самостоятельно сопроводить рассказ звуковыми комментариями. Каждое «выступление» обсуждается, и в результате дети выбирают лучшее. Затем воспитатель предлагает ребятам придумать и свою маленькую сказку с помощью уже знакомых им музыкальных инструментов.

Примечание: так как игра ориентирована на активизацию творческих способностей детей, в ней нет победителей и побежденных. Каждый участник игры обязательно поощряется воспитателем.

    «Раз словечко, два словечко - будет песенка»

Музыкальное сопровождение: (запись веселой музыки «Елочки – сосеночки»)

Цель игры : способствовать созданию психологической комфортности получению положительных эмоций, развитие творческих способностей и задатков у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры . К ребятам за помощью обращается сказочный персонаж, например Баба Яга. Она приглашена на именины к своей закадычной подруге Кикиморе. Решила в подарок спеть ей свои знаменитые припевки, да вот беда - бабуля неграмотная, да и памяти никакой. Песню-то сочинила, а потом половину слов забыла. Яга просит ребят помочь ей вспомнить забытые рифмы. Она начинает напевать:

Елочки-сосеночки,

Колючие... (иголочки).

Без метлы я как без рук,

Без моей... (метелочки).

Без метлы мне не летать,

Следы нечем.... (заметать).

Горе, горе у Яги,

Коли нет у ней... (метлы)!

Эх, Баба-Яга,

Костяная... (нога)!

Я живу уж сколько лет,

Натворила столько... (бед)!

Пойду плясать,

Ноги некуда... (девать).

Сейчас метлу свою возьму

Да как «барыню» ... (спляшу)!

Примечание. После того как ребята помогут Бабе Яге вспомнить забытые слова, она их сердечно благодарит и исполняет всю песню целиком, сопровождая ее движениями. Количество игроков не ограничено, как говорится, чем больше, тем лучше.

    «Музыкальная цепочка»

Цель игры : способствовать хорошему самочувствию, состоянию уверенности своих действиях. Развить у детей чувство ритма, музыкальную память и внимание.

Необходимое оборудование : мяч.

Ход игры . Дети сидят на стульчиках или располагаются на ковре. Воспитатель (музыкальный руководитель), в руках которого находится мяч, предлагает каждому ребенку по очереди спеть по одной песенной фразе. Начинает игру воспитатель. Он напевает песенку, хорошо известную ребятам (например, «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу...») и сразу же передает мяч другому ребенку. Тот тут же должен без пауз и заминок продолжить: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу...» и сразу же передать мяч сидящему рядом с ним ребенку, который подхватывает песенку, повторяя ее припев: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу...» и т. д. Задача игроков: подхватить «музыкальную эстафету» и передать ее следующему.

Примечание. В игре используются ранее выученные песни. Дети, успешно справившиеся с заданием, получают право на сольное выступление в концерте, который состоится сразу после игры.

    «Веселый оркестр»

Музыкальное сопровождение: (барабан, ложки, трещотки, металлофон, треугольник).

Цель: развитие состояния уверенности в своих действиях, умение играть на музыкальных инструментах соответственно тексту.

«Бум-бум! Трам-там-там!» -

Застучал барабан.

«Туки-туки-тошки!» -

Заиграли ложки.

«Четки-четки» - бряцают трещотки.

«Динь-дон, динь-дон!»

Зазвенел металлофон.

«Бан-бан-балалал!» -

Треугольник зазвучал!

«Бум-ба, бум-ба!» -

Загремела румба.

А теперь нам нужно

Заиграть всем дружно.

    «Веселый шоколад»

Цель: развивать умения выполнять игру с полным мышечным напряжением, способствовать получению удовольствия от движений и от самого участия в игре.Воспитание желания участвовать в общем деле.

Раз, два, три, четыре, пять,

Бобы какао надо взять.

В порошок все растереть,

Громко песенку запеть:

Вкусный, сладкий шоколад

Приготовить каждый рад!

Продолжаем-шесть, семь, восемь

Какао-масло нужно срочно!

Сыпем сахар, ванилин,

Запоем все как один:

Вкусный, сладкий шоколад

Приготовить каждый рад!

Девять, десять – нелегко!

Мы добавим молоко,

Все по формам разольем

И немножко подождем.

Вот готов наш шоколад –

Съесть кусочек каждый рад!

Шагают на месте.

Трут ладошки одну о другую.

Хлопки, прыжки.

Выполняют «пружинку».

Сжимают и разжимают пальцы рук.

Собирают пальцы в щепотку.

Хлопки, прыжки.

Качают головой.

Кружатся дробным шагом.

Делают круговые движения руками.

Приседают, кулачок под щечкой.

Хлопки, прыжки.

    «Шур – шур – песенка»

Музыкальное сопровождение: (султанчики).

Цель: Умение эмоционально выразительно передать гаму чувств в игре на султанчиках.Развитие внимания, умение правильно произносить звуки в соответствии с текстом

В тиши шуршунчики шуршат:

Шур-шур, шур-шур, шур-шур.

Они похожи на мышат.

Шур-шур, шур-шур, шур-шур.

А где-то спит мурлыка кот:

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Во сне он песенку поет:

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.

Шур-шур! Мур-мур!

Шур-шур! Мур-мур

Играют на «шуршунчиках» - султанчиками с бумажными или полиэтиленовыми полосками.

Перебирают струны цитры или арфы.

2. Раздел. Игры - танцы

    «Кто из вас король?»

Музыкальное сопровождение: (Веселая музыка №1)

Цель игры : Способствовать снятию эмоционального напряжения, развитие эмоциональной уравновешенности. А так же игра направлена на развитие реакции и координации движений.

Необходимое оборудование : стул - «трон»; корона, сделанная из фольги.

Ход игры. Дети находятся в 3 м от стула. Под веселую музыку игроки исполняют любые знакомые им танцевальные движения. С окончанием музыки они должны добежать до «трона» и попытаться сесть на него. Побеждает тот ребенок, которому удалось занять королевское место. Он торжественно «провозглашается» королем музыкальной страны. На голову победителю под аплодисменты «придворных королевства» со всеми полагающимися в этом случае почестями водружается корона.

Примечание. Иногда случается так, что силы и возможности у игроков равные. Они вместе подбегают к «трону» и поднимают корону. В этом случае задача воспитателя (музыкального руководителя) - не допустить ссор и обид. Возникший спор разрешается следующим образом: игрокам предлагается еще одно испытание (например, исполнить свою любимую песенку или отгадать музыкальную загадку). Самый сообразительный (или музыкально одаренный) из игроков «коронуется» на «царствование».

    «В перед четыре шага»

Музыкальное сопровождение: (Песня «В перед четыре шага, назад четыре шага»)

Цель: Способствовать поднятию настроения, снятию отрицательных эмоций. Развитие внимания.

Ход игры

Под музыку дети повторяют за ведущим движения и слова. Когда дети запомнят достаточно простые слова, а на это обычно нужно не менее трех повторений, можно каждый следующий раз начинать петь песенку быстрее и громче, пока детям не станет сложно успевать выполнять движения.

Вперёд четыре шага,

Назад четыре шага,

Кружится, кружится наш хоровод.

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем.

Плечиком подрыгаем,

А потом попрыгаем.

    «Если весело живётся, делай так»

Музыкальное сопровождение: (Песенка «Если весело живется, делай так).

Цель: Совершенствовать умения выражать эмоции через движения и мимику.

Развитие творческих способностей, создание положительного эмоционального настроя, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Ведущий поёт и показывает движения, а дети повторяют. Движения могут быть любые.

Если весело живётся, делай так (показывает первое движение).

Если весело живётся, делай так (показывает второе движение).

Если весело живётся, пусть нам солнце улыбнётся.

Если весело живётся, делай так (показывает третье движение).

Следующим ведущим может быть кто-то из детей.

    «Запрещенное движение»

Музыкальное сопровождение: (веселая музыка №2)

Цель: развитие скоординированных свободно-пластичных движений,развитие внимания и быстроты реакции.

Все участники стоят в кругу и повторяют под музыку движения за ведущим. Но перед началом игры ведущий показывает одно движение, которое повторять нельзя. Если участник все-таки забудется и повторит это движение – он выбывает.

    «Танцевальная игра «Арам-зам-зам»

Музыкальное сопровождение: (музыка «Арам зам, зам»).

Цель: Развитие эмоциональной выразительности через музыку,умение слышать музыку и выполнять движение в соответствии с ней, развитие быстроты реакции, развитие двигательных способностей.

Ход игры

Игроки становятся в круг и под руководством воспитателя разучивают движения: на фразу «арам-зам-зам,арам-зам-зам» делаем 3 хлопка по коленкам с повтором; на фразу «гули-гули-гули-гули-гули» делаем «ролли-полли» – вращение согнутыми перед собой руками по кругу от себя (пальцы собраны в кулачки); на фразу «рам-зам-зам» – повторяем первое движение; первое и второе действия ещё раз со словами повторить; затем на фразу «арафик- арафик» делаем наклон корпуса вперёд со скрещенными на груди руками

(два раза); потом повторяем действия на фразу «гули-гули-гули-гули-гули-рам-зам-зам». Выучив слова и движения, танцуем под музыку: на месте, двигаясь по кругу, в паре напротив друг друга. Игру можно проводить на ускорение.

    «У оленя дом большой»

Музыкальное сопровождение: (музыка «у оленя дом большой»).

(на ускорение)

Цель: развитие способности управлять своим телом и голосом в музыкальной игре,формирование умения соотносить движение с текстом.

Ход игры

У оленя дом большой (руки домиком над головой),

Он глядит в своё окошко (руки перед лицом – окошком)

Зайка по лесу бежит (кисти рук перед грудью, пружинка).

В дверь к нему стучит (кулачком «стучим» в дверь)

Тук-тук, дверь открой (стучим)

Там в лесу охотник злой (изображаем пистолет кистью руки, стреляем в воздух)

Зайка, зайка, забегай (зовём – машем рукой к себе)

Лапу мне давай! (правая рука вперёд, ладонью вверх)

    «Здоровалка»

Музыкальное сопровождение: (музыка «Здоровалка»)

Цель: способствовать поднятию настроения, снятию отрицательных эмоций.Развитие умения начинать и заканчивать движения вместе с музыкой, развитие чувства ритма, координацию движений, умения менять движения в соответствии со сменой части музыки.

Ход игры

Положите руки друг другу на плечи, и по моей команде будем здороваться друг с другом.

Куплет:. Как на празднике на нашем было много друзей,

Было много друзей на празднике на нашем,

Они не пили и не ели, друг на друга все глядели,

И здоровались вот так – в ладоши хлоп-хлоп,

1.Проигрыш: А теперь взялись за ушки соседа и здороваемся дальше!

2.Проигрыш:Коленки соседа,

3.Проигрыш: Ботиночки соседа,

4.Проигрыш: Носик соседа,

5.Проигрыш: Под ручку с соседом,

6.Проигрыш: Раскинули руки, повернулись к соседу-соседке,

обнялись, похлопали.

3 Раздел. Игры пластические импровизации.

    «Удивительный концерт»

Музыкальное сопровождение: (запись скрипичного концерта или рапсодии, пляски «Казачок», танца «Канкан», вокального дуэта).

Цель игры : развитие самостоятельности в выборе воплощения,игра направлена на выявление и развитие творческих задатков у детей старшего возраста. Развитие способности управлять своим телом и голосом в музыкальных играх импровизациях.

Ход игры . Ребятам представляется, возможность попробовать свои силы в качестве артистов театра. Перед игроками ставится следующая задача: мимикой, жестами озвучить стихотворение, которое читает воспитатель. Возможны вставки небольших самодеятельных номеров. Например, у аиста есть маленькая реплика; ребенок, озвучивший носорога, может прочесть известное ему стихотворение, а две девочки - «приятельницы лягушки» - исполнить для детей свои любимые частушки, и т. п.

Воспитатель объясняет детям правила игры, после чего зачитывается стихотворение и распределяются роли. Игра проводится без предварительной репетиции, все построено на импровизации.

Воспитатель (читает).

Однажды на лесной опушке

Концерт затеяли зверюшки.

Кузнец-скрипач рапсодию играл...

На импровизированную сцену выходит ребенок- «кузнечик». На воображаемой скрипке под фонограмму «исполняет» рапсодию. После выступления кланяется и садится на свое место.

Воспитатель (продолжает).

Аплодисментов вызвал шквал.

Сплясали пляску «Казачок»

Красотка-муха и сверчок.

Девочка-«муха» и мальчик-«сверчок» исполняют свой веселый танец.

Воспитатель.

Застенчивый угрюмый носорог,

Вдруг осмелев, прочел свой монолог.

Мальчик-«носорог» выразительно читает любое известное ему четверостишие или стихотворение.

Воспитатель.

Две симпатичные лягушки

Исполнили для всех частушки.

Выбегают девочки- «лягушки» и с пояснительными движениями исполняют задорные частушки.

Воспитатель.

Развеселил зверей и таракан,

С собратьями исполнил он «Канкан».

Импровизированный танец мальчиков-«тараканов» под музыку «Канкана».

Воспитатель.

Ужасно толстый бегемот

От смеха чуть не надорвал себе живот.

Мальчик, сидящий на своем месте, пантомимой изображает хохочущего бегемота.

Воспитатель.

А аист даже прослезился:

«Давно я так не веселился!..»

Другой мальчик изображает хохочущего аиста.

После этого звучат заключительные слова воспитателя.

Расходилась публика с концерта

Под звуки комариного дуэта.

Примечание. Ребята сами выбирают те роли, которые им нравятся. При желании «концертную программу» можно повторить перед родителями или детьми других групп (имеется в виду детский сад).

    «Музыкальный театр»

Музыкальное сопровождение: (запись музыки Э. Тамберга «Танец колдуньи»).

Цель игры: пробуждение у детей устойчивого интереса к музыкальному творчеству. Умение пантомимой передать содержание и настроение музыки.

Необходимое оборудование :

Ход игры. Игрокам предлагается прослушать пьесу и попробовать с помощью движений, жестов и мимики передать ее содержание. Для более успешного вхождения в образ зачитываются стихотворные строки, характеризующие сказочного персонажа музыкального произведения.

Заклинание ведьмы

Не пыли, дорожка,

Не шуми, трава.

Замолчите, птицы,

Не греми, гроза!

Вы не дуйте, ветры,

Солнце, не свети.

Живность вся земная,

Ты на миг замри!

Час для заклинаний

Наконец настал!

Приготовлю зелье,

Колдовской отвар...

Забурлит и вспенится

Варево мое.

На людей обрушится

Все мирское зло!

Примечание . При желании ребята сами могут красочно проиллюстрировать музыку Э. Тамберга, придумав к ней свой сюжет.

    «Танец-импровизация»

Музыкальное сопровождение: (запись музыки «Танец маленьких утят)

Цель игры: развитие эмоциональной выразительности, творческих способностей ребенка и его импровизационных навыков.

Ход игры. В ней может принимать участие неограниченное количество игроков. Под музыку ребята должны изобразить самых различных животных: поросят, зайчиков, слонов, кошек, кенгуру и т. д.

Примечание. Игра может проводиться не только в помещении, но и на открытом воздухе. В этой игре нет победителей и побежденных, приветствуются оригинальность и яркость в раскрытии образа того или иного животного.

    «Играем в превращения»

Музыкальное сопровождение: (музыкальная запись «Ритмическое упражнение», музыка С. Соснина).

Цель игры: развитие эмоциональной выразительности, умение управлять своим телом, развитие воображения.

Ход игры. Воспитатель задает ребятам вопрос: как они относятся к превращениям? Вряд ли найдется хоть один ребенок, который не мечтает стать сказочным волшебником и счастливым обладателем волшебной палочки. Взрослый говорит о том, что вполне можно обойтись и без магических предметов, достаточно иметь богатое воображение. Он просит детей попытаться «включить» свою фантазию: «Пусть каждый из вас представит, что он сейчас не Петя или Маша, а небольшой красивый мячик. Представили? Какого бы цвета вы желали быть?» Каждый ребенок мысленно подбирает цвет, то есть раскрашивает себя в любимые цвета. Звучит веселая музыка, дети выполняют свободные импровизированные движения: «катятся», «подскакивают», «подпрыгивают» и т. п. Задача игроков: войти в образ мяча, двигаться подобно ему, при этом внимательно слушать музыку и согласовывать с ней свои движения.

Примечание . Приглашением к игре-разминке могут стать такие слова:

Раз, два, три, четыре, пять -

Будем мы с тобой играть

В мяч веселый, озорной,

Покатились же, не стой!

Слышишь, музыка звучит?

Мяч на месте не стоит!

Скачем резво: прыг да скок...

Притомился ты, дружок?

Что ж, немного отдохнем

И... опять играть начнем.

    «Зеркальный танец»

Музыкальное сопровождение: (Музыка №3)

Цель: Способствовать снижению эмоционального возбуждения, формирование умения чувствовать себя частью единого целого.

Ход игры

Детки разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Один из них под музыку медленно начинает задавать движения. Другой становится «зеркалом», и его задача – точно отражать все движения задающего. Он должен настолько отрешиться от себя и почувствовать себя отражением, чтобы со стороны нельзя было различить – кто задает движения, а кто их повторяет. Затем дети меняются ролями.

Список литературы

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1981.

Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В Давыдова - М.: Педагогика, 1991.

Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004.

Дошкольная педагогика. Санкт-Петербург, 2009, №3.

Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. «Путешествие в прекрасное».

Метлов Н.А. Музыка детям.- М., 1985.

Методика музыкального воспитания в детском саду./Под ред. Н.А. Ветлугиной.- М.: Просвещение, 1982.

Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001.

Музыкальное воспитание в детском саду./Сост. О.П. Радынова и др.- М., 1994.

Музыкальный руководитель.2004, №1.

Музыкальный руководитель. 2004, №2.

Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- Ч.1.- М. 1997.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.// Избр. труды: в 2т.- М., 1985.- Т.1.

Эмоциональное развитие дошкольников./Под редакцией А.Д. Кошелевой. - М., 1985.- 174с.

Положительное влияние музыки на детей неоспоримо. Дети обладают ярко выраженной чувствительностью, поэтому способны эффективнее воспринимать музыку, нежели взрослые люди. Они более открыты и эмоциональны, за счет этого могут уловить все мельчайшие подробности музыкальных произведений. Музыкальные игры для детей могут стать тем самым мостиком в богатый мир мелодий.

Откуда музыка взялась

Музыка сопровождает человечество практически с момента зарождения. Есть мнение, что изначально первобытные люди «пробовали голос», подражая крикам животных, птиц, и различным звукам природы. А первые ритмы появились при выполнении монотонной работы, например, во время долгого трения кусков дерева для добычи огня, выделки шкур. Музыка сопровождала человека с момента рождения до последнего вздоха.

Исследования музыки вообще и отдельных ее категорий ведется давно и непрерывно. В настоящее время однозначно доказано, что дети должны знакомиться с музыкальными произведениями как можно раньше, в идеале – с рождения. Классическая музыка признается лучшей не только для детей, но и для человека вообще. И хотя люди, мало знакомые с музыкальной классикой, сознательно часто отрицают ее положительное влияние, исследования подсознания все-таки утверждают обратное.

Идеальной для детей в течение многих десятков лет считается музыка Моцарта. Русские и советские композиторы также значительно обогатили копилку детского мирового музыкального наследия. А если вспомнить значительное количество детских песен, становится очевидно: родителям и педагогам предоставлен богатейший материал для музыкального развития детей.

Поскольку очень трудно представить себе ребенка, просто так чинно сидящего перед проигрывающим устройством, придуманы многочисленные интересные и веселые музыкальные игры для детей.

Роль музыки в развитии младенца

Прослушивание классических музыкальных произведений часто рекомендуют беременным женщинам, так как это положительно сказывается на развитии мозга младенца.

В первые месяцы после рождения следует включать малышу ту музыку, которую он слушал, находясь в утробе. Это напомнит ему о комфорте и чувстве защищенности; поможет ему успокоиться во время плача.

В первые полгода жизни малыша упор необходимо делать на классическую музыку и прослушивание звуков природы (пение и щебет птиц, журчание воды, шелест листвы и прочее).

В шесть месяцев необходимо постепенно разбавлять музыкальный ассортимент веселыми детскими песнями.

Примерно с восьми или десяти месяцев стоит практиковать совместные танцы мамы и малыша. Танцевальные движения вызовут массу положительных эмоций, будут способствовать тренировке двигательных функций и выработке чувства ритма.

Музыкальные игры для дошкольников

Музыкальные детские игры направлены, в первую очередь, на общее развитие ребенка, а также на развитие музыкального слуха и чувства ритма. Эффективнее познание музыки происходит в детском коллективе. Музыкальные игры в детском саду – неотъемлемая часть воспитательной и образовательной работы.

Для детей самых младших групп музыкальные игры в саду выполняют ознакомительную функцию. В возрасте двух-трех лет игры на музыкальных занятиях носят преимущественно подвижный характер практически без какой-либо теории.

Основные цели игровых музыкальных занятий с малышами:

  1. Научить различать и сравнивать различные по высоте и тембру звуки.
  2. Познакомить с простейшими музыкальными инструментами.
  3. Дать понятия об основных характеристиках музыкальных отрывков или произведений: грустные и веселые, громкие и тихие, быстрые и медленные.
  4. Сформировать умение двигаться в такт музыке.
  5. Привить начальные навыки индивидуального и совместного пения под музыку.
  6. Обучить наиболее легким в исполнении танцевальным движениям.

Специальные музыкально дидактические игры для дошкольников в большинстве своем разработаны для детей старшей и подготовительной группы.

Музыкально дидактические игры в детском саду имеют следующие цели:

  1. Углубление и закрепление всех знаний, полученных на начальном этапе музыкальных занятий.
  2. Практическое знакомство с детскими музыкальными инструментами.
  3. Изучение различных «взрослых» музыкальных инструментов.
  4. Формирование таких понятий как "музыкальный ансамбль" и "оркестр".

Кроме специфических музыкальных целей, музыкальные игры в ДОУ с дошкольниками старшего возраста призваны привить усидчивость, а также улучшить память и обострить внимание детей.

Музыкально-дидактические игры могут быть раздельными для девочек и мальчиков. Например, музыкальные игры для девочек подразумевают использование кукол: звучит быстрая музыка – куклы «танцуют», а при звуках колыбельных кукол нужно укачивать. Мальчики могут быть «роботами», которые при быстрой музыке двигаются, а при медленной – «выключаются». Это простейшие детские игры под музыку для знакомства с понятием темпа.

Музыкальные инструменты для детей

Игра на детских музыкальных инструментах – обязательная часть детского развития.

Основными музыкальными инструментами для детей младшего возраста считаются следующие:

  • металлофон;
  • колокольчики;
  • треугольник;
  • барабан;
  • бубен;
  • ложки.

На всех указанных инструментах дети могут играть самостоятельно. Детки, обладающие музыкальным слухом и чувством ритма, способны составить сыгранную группу и затем демонстрировать свои умения на праздниках и утренниках в дошкольных учреждениях.

Игры с использованием музыкальных инструментов позволяют в раннем возрасте выявить детей, имеющих особую склонность к занятиям музыкой, обладающих музыкальным слухом. Родителям таких детей рекомендуется по возможности развивать способности ребенка далее: например, определить дочку или сына на обучение в музыкальную школу.

Праздничные музыкальные мероприятия

В дошкольных детских учреждениях огромное значение имеют утренники и прочие праздничные мероприятия. Подготовка к праздникам организует детские коллективы, прививает начальные понятия о совместной работе. Успешные выступления доставляют детям немалое удовольствие. Присутствующие на праздниках родители наглядно могут оценить работу музыкальных и прочих педагогов ДОУ, а также успехи своих деток.

Игры для детей под музыку на праздниках и утренниках имеют несколько иные цели и характер, чем игры на музыкальных занятиях. Во втором случае это процесс, а в первом – демонстрация результата. Детские музыкальные праздники играют также важную психологическую роль: позволяют выявить детей, испытывающих страх и дискомфорт при выступлениях перед публикой или во время нахождения среди большого количества людей.

За исключением выпускного мероприятия для будущих первоклассников, совершенно особое место среди детских праздников занимает Новый год. Музыкальные новогодние игры для детей наполнены не просто звучанием, они несут в себе ощущение сказки, таинства и волшебства.

Новогодние музыкальные игры для детей можно условно разделить на две группы:

  • К первой группе будут относиться все стандартные игры под музыку, не имеющие специальной новогодней тематики; оттенок праздника подчеркнут Дед Мороз, Снегурочка или Снеговик в качестве ведущих и/или участников. Прекрасный новогодний эффект дает также украшение музыкальных инструментов мишурой или «дождиком».
  • Вторую группу составят специфические новогодние музыкальные игры, в которых используются песни о Новом годе, елочке, снеге, елочные игрушки и новогодние картинки в качестве вспомогательных предметов.

Детские музыкальные игры на Новый год могут быть использованы родителями в том случае, если предполагается встреча с друзьями или родственниками, в которой примет участие большое количество детей (не обязательно в новогоднюю ночь).

И совершенно особую категорию могут составить такие новогодние музыкальные игры для малышей, которые носят индивидуальный характер и могут быть использованы артистами, работающими по приглашению и играющими роль Деда Мороза и Снегурочки.

Выбор музыкальных игр

Подборка музыкальных игр для детей должна проводиться с особой тщательностью и учитывать:

  1. возраст ребенка (детей);
  2. наличие или отсутствие каких-либо музыкальных знаний и навыков;
  3. доступный для проведения занятий инвентарь.

Отметим также, что развивающие музыкальные игры для детей бесплатно предоставляются некоторыми сайтами в Интернете; скачать музыкальные игры для детей нетрудно, главное при этом – определить, насколько точно та или иная игра соответствуют возрасту ребенка, а также поставленным целям и задачам. Правильно подобранные и проведенные музыкальные дидактические игры значительно обогащают внутренний мир каждого ребенка и способствуют его всестороннему развитию.

Подвижные и музыкальные игры

Примеры музыкальных игр для самых маленьких

В возрасте полутора лет можно осваивать музыкальные игры. Музыка благотворно воздействует на интеллект малыша, развивает его мышление, воображение, память. Помимо положительного влияния на психику и интеллект, музыка способствует и физическому развитию детей: чувствуя ритм, ребенок непроизвольно начинает двигаться в такт музыки. Это позволяет гораздо быстрее добиться вовлечения в процесс зарядки и гимнастики.

«Угадай, чей звук»

В качестве инструментов для игры отбираются знакомые игрушки малыша. Также можно использовать различные материалы, из которых возможно извлечь звук. Это могут быть деревянные кубики, ложки, стеклянные шарики (предварительно положить их в банку).

Если игра проводится для группы детей, то сначала их нужно познакомить с предметами, звук которых надо будет распознать.

Предметы помещаются на поднос. Он располагается за спиной ведущего либо за каким-то ограждением (например, ширма или ящик с игрушками). Ведущий извлекает звук из предмета, при этом ребенок не видит этого предмета. Затем он разворачивает поднос малышу и просит взять ту вещь, которую только что использовал.

«Угадай мелодию»

Подбираются три или четыре мелодии известных детских песен, а также тематические картинки к ним. Ведущий знакомит детей с данным материалом. Затем включает мелодию одной из песен и просит показать картинку, которая относится к данной песне.

Примеры музыкальных игр для детей от 2 до 4 лет

В возрасте от двух до четырех лет стремительно возрастает потребность ребенка в получении новых знаний. Ему становится все интересно, он задает очень много вопросов. Возрастает его двигательная активность. В этом возрасте очень полезно знакомить ребенка с музыкальными инструментами, разучивать песни, заниматься танцами.

«Солнышко ясное»

Для проведения данной игры понадобится платок (можно шарф) синего или голубого цвета (он будет символизировать небо) и игрушка в виде солнышка (пластиковая или мягкая).

Малыши садятся на стулья, ладони кладут на колени. Ребенок, который исполняет роль «солнца», берет в руки игрушку и прячется за платком. Платок держит взрослый или другие дети.

Играет музыка, и дети начинают звать солнышко: «Солнышко, солнышко! Выгляни в окошко!». В середине музыкального произведения «солнышко» выглядывает из-за шарфа или платка. Дети, сидящие на стульчиках, увидев «солнце», говорят: «Выйди, солнышко скорей. Приласкай и обогрей!». И после этого переворачивают руки ладонями вверх. Ребенок, играющий «солнышко», подходит к каждому и гладит по ладоням.

После окончания музыки «солнышко» самостоятельно выбирает малыша, который станет изображать «солнце» далее, а сам садится на его место, при этом передает игрушку.

«Кошки, мышки»

Подбираются тихая и громкая мелодии. Выбирают одного малыша - он будет котом, остальные - мышками. «Кота» ставят в центр круга. Когда звучит тихая мелодия, «кот» показывает, будто спит, и «мышки» крадутся к нему. Когда включается громкая мелодия, «кот» просыпается и начинает бегать за «мышками». Кого первым он поймает, тот и становится «котом».

«Различи темп»

Выбирается песня или просто мелодия, в которой имеется медленный и быстрый темп. Ведущий показывает детям движения под музыку с медленным темпом, а затем с быстрым темпом. Включается музыка и дети должны изобразить правильно движения с учетом темпа.

По аналогии можно проводить игру, в которой упор будет делаться не на темп, а на громкость звука.

«Зайки и волк»

Из группы детей выбирается один, кто будет исполнять роль «волка». Остальные дети становятся «зайками». Для них из стульев строится «домик» (стулья ставятся полукругом). Начинает играть музыкальная композиция, символизирующая утро. «Зайки» постепенно начинают подниматься из «домика». Они потягиваются и умываются. Начинает играть более веселая мелодия. «Зайки» выходят из «домика» и прыгают по «лужайке». Музыка меняется на более грозную. Появляется «волк». Он начинает бегать по «лужайке» за «зайками». Кого он поймает первым, тот становится «волком».

Примеры музыкальных игр для детей от 4 до 6 лет

Дети в возрасте от четырех до шести лет характеризуются повышенной двигательной и познавательной активностью. Поэтому упор нужно сделать на танцевальные упражнения и подвижные музыкальные игры, для детей этого возраста их нужно чередовать с музыкальными занятиями, в которых присутствует хоровое пение и минимум движений, чтобы ребята могли немного отдохнуть.

«Надень шляпку»

Простая музыкальная игра для детей дошкольного возраста, способствующая не только их музыкальному, но и познавательному развитию. Для ее проведения необходимо иметь несколько головных уборов (женская шляпка, ковбойская шляпа, медицинский головой убор с изображением красного креста, фуражка полицейского). Ведущий знакомит детей с этими головными уборами и объясняет, как можно изобразить того, кому принадлежит шляпа.

Дети становятся в круг. Начинает играть музыка. Ведущий дает какому-то ребенку головной убор. Далее шляпа передается всем по очереди. И как только музыка перестает звучать, то тот, в чьих руках осталась шляпа, должен изобразить того, кому она принадлежит (полицейского, доктора, женщину или ковбоя). Исполнив роль, малыш выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок. Ему ведущий также выдает шляпу и он должен показать того, кому она принадлежит.

«Чей бубен?»

Ребята садятся на стулья. Одному из их выдается бубен. Ведущий начинает петь песню с упоминанием имени того ребенка, которому вручил бубен. В конце песни называется имя другого малыша. Тот, у которого бубен, должен передать музыкальный инструмент ему. И далее песню поют уже с использованием имени другого ребенка. В качестве музыкального произведения выбирается известная многим песня, чтобы все могли петь хором.

«Летчики, следите за погодой»

Дети стоят возле стены или сидят на стульях. Они будут изображать летчиков, которые летают на самолетах. Стена или стулья будут «аэродромами». Начинает играть веселая музыка. «Самолеты» покидают «аэродромы» и летают по «небу» (им будет являться комната) в каких угодно направлениях. Веселая музыка резко сменяется спокойной - «самолеты» возвращаются на «аэродромы». Затем все повторяется, но вместо спокойной музыки включается громкая, грозная (она символизирует бурю). И в этот момент «летчик» должен «посадить самолет» (остановиться) для того, чтобы «переждать бурю». Сделать ему это следует на том месте, где он находился в момент смены мелодии.

Музыкальные игры на Детском Празднике

Примеры музыкальных игр для детей от 6 до 8 лет

Особенность музыкального развития детей в возрасте от шести до восьми лет заключается в том, что они способны улавливать смену музыкальных настроений; представлять образы, вызываемые музыкальными произведениями. В этом возрасте дети эффективно взаимодействуют в парах, их танцевальные движения становятся довольно разнообразными. Музыкальные игры нужно подбирать с учетом данных возрастных особенностей.

«Ручеек»

Всем известная музыкальная игра для детей и не только. Дети делятся на пары и берутся за руки. Выстраиваются в таком виде друг за другом и поднимают свои сцепленные руки вверх. Образуется коридор. Начинает играть веселая музыка. Ребенок, который является водящим, пробегает через этот коридор и выбирает из детей того, с кем хочет образовать пару. Далее становится с этим ребенком в другой конец коридора. Вновь образовавшаяся пара сцепляется руками также как остальные участники. Тот, кто остался без пары, становится водящим и пробегает по коридору, выбирая себе партнера.

Продолжается игра до тех пор, пока не будет потерян интерес к ней.

«Танец на газетке»

Для этой игры потребуется несколько газет или листы бумаги. Ребята делятся на пары. Встают на газету или бумагу. Включается веселая музыка, и они начинают танцевать. Выходить за края газеты или бумаги нельзя. Кто выходит, тот из игры выбывает. Музыка прекращается и газету или бумагу ребята должны сложить вдвое, и танцевать уже на ней, соблюдая правила. Потом она опять уменьшается. Побеждает та пара, которая смогла станцевать на самом маленьком куске газеты или бумаги, при этом, не выходя за ее пределы.

«Ручки, ножки, голова, потанцуем без труда!»

Ведущий делит ребят на две команды: зрители и танцоры. Начинает звучать музыка и «танцоры» должны танцевать только руками. Музыка прекращается. Дети, исполняющие роль зрителей, выбирают того, кто лучше всех танцевал руками. Затем «танцоры» исполняют танец ногами, и также выбирается лучший. Далее - танец головой. Победителем становится тот, кто исполнил два или три лучших танца. После этого команды меняются местами. В конце игры два победителя из обеих команд соревнуются между собой.

«Кто быстрей»

В качестве инвентаря для игры используются стулья. Их должно быть на один меньше, нежели участников. Стулья ставятся по кругу, спинками внутрь. Играет веселая мелодия. Ребята танцуют под музыку, проходя по кругу. Как только музыка утихает, участники должны сесть на стулья. Тот, кому стула не хватило, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

«Отгадай песню»

Дети делятся на две группы. Одна группа загадывает песню, а вторая должна ее угадать. Игрок из команды, которая загадала песню, выходит на середину комнаты и начинает жестами, движениями и мимикой показывать то, о чем поется в песне. Вторая команда должна угадать песню. После этого команды вместе исполняют загаданную композицию. Если песня угадана, то право загадать новую композицию, переходить к другой команде. Если нет, то группа, песню которой не угадали, загадывает снова. В пантомиме в ходе игры должен принять участие каждый ребенок.

Как привить ребенку интерес к музыке

Формирование у ребенка интереса к музыке должно производиться родителями и педагогами постепенно. Начинать необходимо еще до рождения малыша. Первое знакомство с музыкой должно заключаться в прослушивании музыкальных произведений, затем следует подключить танцевальные движения, далее перейти к разучиванию песен и знакомству с музыкальными инструментами.

Для выработки интереса к музыке необходимо следовать следующим рекомендациям:

  1. беременной женщине следует часто прослушивать классическую музыку таким образом, чтобы малыш, находящийся в ее утробе, тоже мог ее слышать;
  2. после рождения ребенка следует включать ему ту музыку, которую он слышал до своего появления на свет;
  3. гимнастические упражнения и массаж проводить младенцу под музыку;
  4. практиковать совместные танцы детей и родителей;
  5. приобретать ребенку музыкальные игрушки;
  6. регулярно включать классическую музыку и детские песни (стараться разучивать их);
  7. знакомить ребенка с музыкальными инструментами;
  8. регулярно проводить музыкальные игры для детей.

Если ребенок не особо расположен к танцам или пению, ни в коем случае не стоит настаивать на этом. Если он не стремится стать известным танцором или певцом либо у него к этому нет задатков, исключать из его жизни музыку во всех проявлениях не стоит. А именно этого можно добиться, если слишком усердствовать. Элементарное прослушивание музыкальных композиций дома или в автомобиле сможет оказать положительное влияние на развитие ребенка.

Зачастую родители, занимаясь с малышом, излишне увлекаются изучением букв, цифр, цветов, иностранных языков, а такая немаловажная сфера как музыкальная остается в стороне. Между тем развитие музыкальности в ребенке крайне полезно для формирования личности: прослушивание музыкальных произведений и музыкальные игры способствуют не только развитию слуха и чувства ритма, но и развитию эмоциональности, творческих способностей, внимания и воображения малыша.

Другой вариант игры – мама играет в бубен, малыш под тихие удары бубна ходит на носочках, под громкие – шагом, под очень громкие – бегом. Или если мама играет громко, ребенок должен поднять руки с флажками / погремушками, если тихо – опустить.

6. Песенки-игры Железновых

Профессиональные психологи и педагоги давно установили, что приносят огромную пользу для развития ребенка. А если они еще и под музыку, то им просто нет цены! Мне кажется, сейчас ни в одном развивающем клубе занятия не обходятся без песенок-игр Сергея и Екатерины Железновых, и это неслучайно их музыкальные развивалочки действительно веселые, задорные и очень нравятся деткам. Мы с дочкой тоже с удовольствием играем и танцуем под них с 1 года. Думаю, нет необходимости объяснять, что это за игры такие, проще скачать их. я выложила диски Железновых с инструкциями к песенкам-инсценировкам.

Надо заметить, что игры на дисках не упорядочены по уровню сложности, а я порядок очень люблю Поэтому для себя я все наиболее удачные песенки-игры разделила по возрастам. Если вам так тоже удобнее, то вы можете мою версию сборника по возрастам.

7. Сказки-шумелки

Примерно с 2 лет с ребенком можно пробовать устраивать небольшие музыкальные спектакли. В таких спектаклях основная задача малыша – издавать при помощи подручных средств нужный звук согласно читаемому тексту. Например, под слова «Лошадка бежит, колокольчиком звенит» малыш звенит колокольчиком, а под «Мужик идет по снегу» — малыш шуршит пакетом, имитируя звуки шагов по снегу. Получается очень живо и интересно. Вот здесь можно СКАЧАТЬ аудиосказки с инструкциями.

8. Игра «Морская фигура на месте замри»

Эта всем известная с детства игра учит детей слышать музыку и направлена на развитие скорости реакции, внимания и выдержки. Пока музыка играет, танцуем, прыгаем, бегаем – в общем двигаемся, когда музыка останавливается – нужно замереть и стараться не двигаться, детям постарше можно дать задание еще и изобразить какую-нибудь фигуру. В эту игру можно играть и вдвоем, а можно и целой компанией в детском саду.

9. Игра «Шляпа»

Пока звучит музыка, мы передаем по кругу шляпу (если играете дома, то желательно включить в игру хотя бы трех человек), когда музыка замолкает, тот, у кого шляпа осталась в руках, должен надеть ее на голову и пройтись в ней по комнате. Хорошо, если шляпа «ролевая» (например, шапка Деда Мороза или доктора), тогда вовремя проходки игроку нужно будет еще и вести себя соответственно роли.

10. Игра «Кошки-мышки»

В этой подвижной музыкальной игре ребенок также учится различать громкость и настроение произведения. Заранее нужно подобрать две композиции: одна тихая и настороженная, другая – громкая. Один из игроков назначается котом. Остальные – мыши. Даже если мышь в игре всего одна, не беда, игра от этого ничуть не хуже. Когда звучит тихая музыка, дети подкрадываются к «спящему» коту, когда мелодия меняется, кот просыпается и начинает бегать за мышками, которые убегают от него в разные стороны.

11. Игра «Бубен»

Для этой игры желательно найти хотя бы трех участников. Так что если играете дома, зовите папу, бабушку или друзей-игрушек. Первый игрок начинает играть на бубне, остальные хлопают в ладоши и, обращаясь к первому игроку, произносят слова:

Поиграй, Тася, в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем,
Поиграй, поиграй,
Саше бубен передай

После чего бубен передается следующему игроку и все повторяется вновь, пока не надоест играющим Игру можно закончить словами «Поиграй, поиграй, на место бубен убирай». Когда эта игра была у нас на пике популярности, мы прогоняли кругов по 20, прежде, чем Таисия соглашалась ее закончить

12. Слушаем, танцуем, поем

Ну и не забывайте почаще включать музыку просто так. Просто чтобы потанцевать или фоном во время игр. Запишите музыку для малыша на флешку или диск, чтобы можно было слушать в машине. Кроме классической музыки полезно включать и детские песни (), вместе их петь. Если вы будете петь сами, то и ребенок очень скоро запомнит все слова и тоже начнет подпевать.

Используйте в своих танцах погремушки, бубны. Гремите в такт музыке, выполняйте с погремушками простые движения: гремите над головой, за спиной, перед собой и т.д. Вот еще интересный вариант танцев: попробуйте вместе с малышом танцевать только ручками, или только ножками, только глазками.

Желаю вам, чтобы музыка звучала в вашем доме как можно чаще, и всегда было хорошее настроение! Благодарю за внимание!

Наталья Пригоннова
Музыкальные развивающие игры для детей дошкольного возраста

Музыкальные развивающие игры

Назначение музыкальных игр

Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основном осуществляется на музыкальных занятиях , где дети слушают музыку , поют, выполняют различные виды музыкально -ритмических движений. Умение самостоятельно действовать, в выполняя музыкальные задания , позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал , способствует развитию контроля за собственным исполнением.

Педагогические исследования проведенные в этой области доказывают, что эффективному музыкально -сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей их жизни. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкальные игры .

Музыкальные игры всегда содержат развития действия , в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков , а именно6 их высоту, силу, длительность, тембр.

Регулярно проводимые с детьми музыкальные игры помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха , вырабатывают умение не просто слышать музыкальное произведение , а вслушиваться в него, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические игры и упражнения , особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.

Младший дошкольный возраст

Д/и «Три цветка» (I вариант)

Цель : Учить определять характер музыки

Материал : три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» – спящее, плачущее или веселое, изображающих три типа характера музыки :

Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная) ;

Грустная, жалобная;

Веселая, радостная, плясовая, задорная.

Три маленьких цветка, отражающие характер музыки .

Ход игры

Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки , и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки .

Д/и «Три медведя» (I вариант)

Цель : развивать у детей чувство ритма .

Материал : Плоские фигурки медведей из картона (на деревянной подставке, раскрашенные в русском стиле – Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.

Ход игры

Музыкальный руководитель : Вы помните, ребята, сказку «Три медведя» ? (Дети отвечают)

В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают) . Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют кто пришел, выводиться фигурка медведя.) Как мишка идет? Медленно, тяжело. Давайте походим как Большой мишка. (Дети ходят под музыку ) . Аналогично игра проводится с другими фигурками.

Д/и «Сладкий колпачок» (I вариант)

Цель : закрепление пройденного материала.

Материал : колпачки разных цветов с предметами (платочек, погремушка, ленточка, цветочек) . Колпачек с конфетами.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках, по всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла) . Он приготовил детям угощение, положил под колпачок, а под какой забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз, и дети танцуют с предметом который нашли. Под последним колпачком – угощение. Колпачок с угощением может находится не только в поле зрения детей , но и быть спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников

Д/и «Музыкальное окошко » (I вариант)

Цель игры : развивать звуковысотный слух , слуховой внимание.

Материал : домик, фигурки животных.

Ход игры:

На окне сидела кошка и мяукала немножко

А потом прыг на дорожку и не стало в доме кошки

Ну а кто остался дома и стучит сейчас в окошко?

Вызванный ребенок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания (мяу, гав и т. д.) озвучивает персонажа. Дети отгадывают кто это, и в окошке показывается персонаж.

Д/и «Глашенька учит танцевать»

Цель : Развивать чувство ритма

Материал : Большая кукла на подставке.

Ход игры

Звучит русская народная мелодия «Ах вы сени»

Музыкальный руководитель : Сегодня ребята к нам в гости пришла удивительная куколка Глашенька. Ох и плясать-то она мастерица. Сама умеет и вас научит. Как она похлопает, так и вы повторяйте.

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, можно взять в руки бубен, ложки.

Д/и «Чудесный мешочек»

Цель : развивать звуковысотный слух , закреплять программный материал.

Материал : Небольшой красивый мешочек. В нем игрушки : мишка, заяц, птичка, кошка и петушок.

Ход игры

Участвует вся группа.

Музыкальный руководитель : Дети, к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались. Может быть здесь (показывает мешочек? Сейчас мы послушаем музыку и узнаем кто там .

Звучит мелодии знакомых детям произведений : «Петушок» р. н. п., «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова, «Зайчик» Старокадамсктого. Дети узнают мелодию, педагог достает из мешочка соответствующую игрушку.

Д/и «Веселые подружки» (I вариант)

Цель : развивать чувство ритма .

Материал : плоские фигурки из картона (5шт, разрисованные в русском стиле.

Ход игры

Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц» .

Музыкальный руководитель : Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки : Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!

Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Можно дать детям в руки кубики, палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой, в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного) . Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

Д/и «Веселые гудки» (I вариант)

Цель : развивать чувство ритма .

Материал : рисунки паровоза и парохода.

Ход игры

Музыкальный руководитель : Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет пароход на фланелеграф.) Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.) . Давайте его тоже по приветствуем.

Дети отхлопывают ритм ладошками .

Аналогично игра проводится и с паровозом.

Д/и «Нам игрушки принесли» (мл)

Цель : развивать тембровый слух .

Материал : Музыкальные игрушки : колокольчик, музыкальный молоточек , свистулька или дудочка, кошка (мягкая игрушка) .

Ход игры

Музыкальный руководитель берет красиво украшенную коробку, достает от туда кошку и поет «Серенькая кошечка2 В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки , которые кошечка даст детям если они узнают их по звучанию.

Музыкальный руководитель за небольшой ширмой играет на музыкальных игрушках . Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает молоточком, на дудочке играет сам педагог.) затем кошка передает игрушку другому ребенку.

П/и «Солнышко и тучка»

Цель : Учить определять характер музыки .

Материал : Зонтик

Ход игры

Дети бегают, прыгают по залу под веселую музыку . Когда музыка меняется на грустную, воспитатель открывает зонтик и дети прячутся под ним. После опять звучит веселая музыка и дети опять бегают по залу. Так повторяется несколько раз.

П/и «Бабочки»

Цель : развивать пространственную ориентацию.

Материал : крупные рисунки цветов красного, желтого, синего и белого цвета

Ход игры

На полу разложены рисунки цветов.

Педагог (поет) : Бабочки летали у лесной полянки

Крылышки устали, нет ли где тут лавки

(Дети бегают под музыку , машут руками, изображая бабочек)

Отдохнуть бы нам чуток, сядем лучше на цветок

Мы же крошки бабочки, нам не нужно лавочки

Дети останавливаются

Педагог (говорит с вопросительной интонацией) :

Где любимый наш цветок,

Красный цветик огонек?

Дети ищут цветок красного цвета, стайкой приседают около него. Игра повторяется

Где любимый наш цветок,

Желтый сладенький медок?

Где любимый наш цветок,

Синий яркий лепесток?

Где любимый наш цветок,

Белый, длинный лепесток?

П/и «Разбуди мишку»

Цель : Развивать чувство ритма

Материал : Игрушечный мишка, стул.

Ход игры

Игрушка-мишка сидит на стуле у одной стены зала – «спит в берлоге» ,

дети стоят на против у другой стены зала.

Педагог (поет) : Тихо-тихо вы идите, Мишеньку не разбудите

Дети идут на носочках

А к берлоге подойдем, топать ножками начнем

Раз, два, три, раз, два, три!

Дети топают под счет

Дети : Мишка. Мишка, выходи!

Педагог берет Мишку, рычит,

дети убегают к противоположной стене зала,

прячутся от мишки.

П/и «Игра с мячом»

Цель : развивать чувство ритма

Материал : резиновый мячик

Ход игры

Педагог : К деткам мячик прискакал, он удал, хотя и мал

Он зовет ребят играть, с ним, как мячики скакать

Педагог ударяет мячиком об пол, показывает как мяч скачет,

дети прыгают на двух ногах под веселую музыку в такт отбиванию мячика.

Мячик маленький устал, он давно уже не спал

Помашите малышу, мячик спать я уложу.

Педагог укладывает мячик в коробку,

накрывает платком, дети прощаются

Музыкальное развитие, музыкальные игры для ребенка целительны, интересны, полезны.

Музыкальное развитие ребенка – вещь непростая, но важная. Музыка, музыкальные игры для ребенка целительны, интересны, полезны. Существует даже целое направление музыкальной терапии, например.

Как можно играть с детьми при помощи музыки?

Вайолет Оклендер (всемирно известный детский гештальт-терапевт) часто использует музыкальные игры в своей работе с детьми. Мне хочется рассказать вам о том, как можно играть с детьми при помощи музыки. Без всяких скучных обучений нотам и прочему. Итак, примеры.

1. Рисуем музыку.

Включайте классическую музыку и слушайте вместе с ребенком. Спросите ребенка, как ему кажется, про что эта музыка. О чем думал музыкант, когда писал или играл ее.

Ставьте композицию на повтор и рисуйте.

Всё, что приходит в голову, когда слышите эту музыку. Вы – на своем листочке, ребенок – на своем.

Рекомендую брать для этой игры композиции из детских альбомов классиков. Интересно слушать разные по настроению и ритму мелодии. К примеру, «Баба Яга» и «Мама» П.И.Чайковского. Под них рождаются совсем разные образы (лучше не сообщать ребенку названий, чтобы он мог «родить», услышать что-то свое).

Чем полезна эта игра? Она развивает эмоциональную сферу (ребенок учится слышать настроение), фантазию, воображение, усидчивость, внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику.

2. Играем вместе.

Эта игра для компании детей, взрослых, для всей семьи. И для нее понадобятся музыкальные инструменты. Подойдут как раз те, с которыми играет ребенок: ксилофон, маракасы, барабан, ложки, губная гармошка и т.д.

Каждый участник игры выбирает себе по инструменту, и все начинают играть.

Первый этап : все играют вместе, оркестром.

Второй: по очереди, по часовой стрелке (будет удобно, если вы сядете в круг на полу).

Третий: играют только те, кого называет ведущий, остальные – ждут (называть можно как одного человека, так и сразу двоих, троих).

Заканчивается игра тем, что ведущий называет всех присутствующих, и все снова играют вместе, оркестром.

Чем полезна эта игра? Кроме того, что она веселая и семейная (а что может быть лучше), она учит потерпеть, ждать своей очереди. Ребенок учится «молчать», пока «звучит» другой, проявлять уважение к «звучанию» другого и сам при этом встречается с тем же: все молчат, когда он играет. Это бывает очень полезно в формирующейся группе на детских занятиях. Я замечала, что после этой игры детям становится проще потерпеть, пока другой договорит.

3. Танцы!

Танцы – это лучшая игра под музыку, не надо изобретать велосипед.

Включаете дома заводную (или спокойную, расслабляющую – в зависимости от ваших целей) мелодию и танцуете вместе с ребенком.

Можно также использовать разные предметы. Мы танцуем на занятиях с атласными ленточками, а дома с дочкой – с постиранным бельем И Вешаем его в танце на сушилку. Мы любим это делать под «Танец Феи Драже» - процесс развешивания белья становится очень женственным и изящным.

Чем полезна эта игра? Телесным развитием, конечно же. Умением не только слышать ритм, но и управлять своим телом, согласно этому ритму. А это для ребенка – большое дело.

4. «Сыграй, как…»

Возвращаемся к инструментам. И фантазируем. Игра заключается в том, чтобы сыграть, как… Как шумит дождь. Как принцесса собирается на день рожденья принца. Как садится солнышко. Как больно малышу, когда у него растут зубки. Как радостно, когда Дед Мороз приносит то, что ты у него попросил. Как обидно было, когда на площадке кто-то толкнул. Как было горько, когда мама поругала. Как ложится спать уставший мальчик. Как мы завтра пойдем в детский сад. И т.д.

Чем полезна эта игра? Тут пользы – целый вагон. Во-первых, игра позволит вам много про своего ребенка узнать. Какую музыку он играет про поход в детский сад? Бодрую или унылую? Что он сыграет про нового друга? Слушайте – и услышите. Только не превращайтесь в аналитиков – это всего лишь игра.

Также пользу во время игры извлекаем через развитие воображения и фантазии, конечно. Это ж все нужно представить и придумать, как сыграть.

Эмоциональное развитие – если вы просите сыграть на тему чувств, как в приведенных мною примерах. Тут есть еще и возможность прожить какие-то чувства, отреагировать. А вам – разделить, при помощи своего инструмента.

5. Прогулка карандаша.

Вооружаемся карандашом и включаем пластинку. Любую. Отлично подойдет, опять же, композиция из детских альбомов классиков. Быстрая или медленная, веселая или грустная – на ваш выбор. Не надо стараться ребенка искусственно увеселять. Если ему сегодня немного грустно – так и поставьте грустную, дайте ему свое настроение прожить сполна. Есть чудесная музыка про болезнь куклы у того же Чайковского, например (да, это мой любимый композитор).

Музыка играет, а карандаш гуляет по бумаге под музыку. Просто, как будто это и не карандаш. Пусть танцует. Как бы он танцевал под эту музыку, если бы был живым.

Музыка заканчивается, убираем карандаш от листа и смотрим. Всматриваемся. Разглядываем. На что похоже? Задача – что-то «найти». Вы – у себя на бумаге, ребенок – у себя. Что-то нашли – берем карандаши других цветов и дорисовываем найденное.

Чем полезна эта игра? Развитием воображения и фантазии, как вы уже, наверняка, догадались. Ну и, опять же, развитием умения слушать и слышать ритм композиции.

6. Стоп!

Снова собираемся всей семьей вокруг музыкальных инструментов. Назначаем главного. Он будет дирижером. Все играют, а он – командует. Громче! Тише! Медленнее! Быстрее! И самая любимая детьми команда – Стоп!

Дирижеры меняются.

Чем полезна эта игра? Возможностью для ребенка хоть немного побыть главным и поуправлять общим процессом. Отыграть свое желание командовать, диктовать. Получить законную сферу и время, где и когда это можно делать (и все реально слушаются). Если играть регулярно, желание командовать всегда и всюду у ребенка снижается – проверено и замечено.

Вторая сторона этой игры – попробовать себя в новой роли. Бывает, что и дети, и взрослые умеют только командовать или только слушаться. А в этой игре можно примерить на себя и то, и другое, посмотреть, где вам комфортнее.

Кстати, есть дети и взрослые, которые категорически отказываются от роли дирижера – и не нужно их уговаривать. Если человек не готов брать на себя столько власти – ничего хорошего для него не будет, если уговорите.

7. Животные Сен-Санса.

Да, кроме Чайковского, есть и другие прекрасные композиторы. Например, Камиль Сен-Санс. Он написал целый, если так можно выразиться, сборник небольших музыкальных произведений под общим названием «Карнавал животных». Отдельна композиция – про отдельного животного. Там у него антилопы, слон, кенгуру и т.д. Любимое произведение моей дочери – Лебедь.

Найдите картинки со всеми этими животными, или игрушки. Разложите перед ребенком и включайте композиции. Просите ребенка угадать, о ком это сейчас играет музыка. Животных можно также, конечно, изображать.

Чем полезна эта игра? Знакомством с животным миром, настроением и повадками разных животных.

8. Угадай инструмент.

Довольно простая игра. Вы просто просите ребенка отвернуться или закрыть глаза и играете на одном из ваших музыкальных инструментов. Ребенок угадывает, что за инструмент звучит. Чем больше у вас инструментов, тем интереснее игра. Можно использовать и обычные столовые ложки, или пошуршать бумагой, к примеру.

Чем полезна эта игра? Развитием слухового восприятия. Очень рекомендую играть в эту игру, если есть в этой сфере какие-то проблемы. Мы с дочкой играли, например, когда после перенесенного отита она стала хуже слышать. Благодаря этой игре, я проверяла, насколько вернулся к ней ее прежний слух.

Ну и еще, конечно, так ребенок запоминает звучание различных инструментов и их названия.

9. Сыграй сказку.

Одна из моих любимых игр. Я выдаю детям инструменты и прошу помочь мне рассказать сказку. Рассказываю любую сказку, а некоторые ее эпизоды дети мне проигрывают. Например, встретила Красная Шапочка волка, а он какой? Как он зарычал? Дети играют. Потом пошла она по дорожке медленно – как? А волк быстро побежал – как? Такая интерактивная сказка получается. Дома мы с дочерью проигрываем так сказки на пианино.

Чем полезна эта игра? Развивает фантазию, воображение. Дает ребенку возможность ощутить свою причастность, принадлежность, быть полезным и важным в общем процессе, побыть активным участником, а не просто слушателем.

10. Разговор инструментами.

Представьте, что вы умеете разговаривать только музыкальными инструментами. Какой бы инструмент вы выбрали, чтобы что-то сказать ребенку? И как бы вы это «сказали»? Сделайте это и, объяснив ребенку правила игры, попросите сделать то же самое. Пусть он ответит вам. Послушайте его ответ. Какой он? Какие чувства рождает? Как вам кажется, что он хочет сказать вам?

Чем полезна эта игра? Возможностью сказать друг другу что-то, что сложно сказать словами. Возможностью услышать другого, встретиться с ним. Прекрасная игра для семьи. Бывает, что я использую ее в семейной терапии.

Вот мои десять игр. Играйте, переделывайте, дополняйте, придумывайте свои. Буду рада, если поделитесь тем, что придумалось.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Статьи по теме: