Найти фразу в поле 8 ход конем. Как ходит конь в шахматах

Конь – шахматная фигура, которая относится к категории легких. В начале партии игроки располагают двумя конями. Находятся они в начале партии на клетках b1, g1 (у белых) и b8, g8 (у черных). В записи шахматной партии конь обозначается буквой К.

Много веков назад конница была важнейшим родом войск. Она могла решить исход любого сражения. Не была исключением в этом плане и Индия, родина шахмат. Как нетрудно догадаться, именно от конницы и произошла данная шахматная фигура. И в шахматах конь может решить исход партии.

У шахматного коня есть одна особенность – он может перескакивать через фигуры (через свои и чужие). Поэтому, ему не страшны закрытые позиции. Если вокруг него будут находиться фигуры, он может без труда выбраться из этого загромождения.

Есть у коня еще одна интересная особенность. Во время ходов он попеременно меняет цвет полей. То есть, находясь на белой клетке, он после следующего хода окажется на черной. И наоборот. Если он расположен на белом поле, то снова на белом поле он окажется через четное число ходов, а на черном – через нечетное.

Многие, кто так или иначе знаком с шахматами, слышали, что конь ходит буквой “Г”. На шахматной доске эта буква “Г” состоит из трех клеток в длину и двух – в ширину.

На данном рисунке красными клетками помечены поля, на которые может пойти конь с поля e4. Он может пойти на клетки d6, f6, c5, g5, c3, g3, d2 и f2. Причем, даже если на соседних клетках будут находиться фигуры, конь, все равно, сможет ходить на эти поля. Если на указанных клетках будут находиться фигуры противника, конь может их побить.

На данном рисунке показано, что, несмотря на наличие фигур рядом, конь, все равно, может ходить на указанные поля.

На этом рисунке показаны поля, на которые могут ходить кони у белых и у черных в начале партии. Перед тем, как сделать ход, необходимо убедиться в его безопасности. Бывают такие ситуации, при которой поле, на которое может пойти конь, находится под ударом. Поэтому, сначала необходимо обезопасить это поле.

Здесь на одном рисунке наглядно показаны все возможные ходы коня с c3. Он может пойти на поля a2, b1, b5, d1, d5. На поля a4 и e2 ему ходить нельзя – там расположены свои фигуры. А вот, на поле e4 он передвинуться может. Там находится пешка противника. Но, конь может ее побить и стать на ее место.

На этом рисунке белый конь, находящийся на f3, может пойти на d4, g5, h4 или побить пешку черных на e5. Однако, все эти поля находятся под боем. Поэтому, нужно либо предварительно поставить эти поля под удар своими фигурами, либо подождать, пока какая-либо клетка перестанет быть опасной для хода.

Если королю поставлен шах конем, он не может прикрыться другой фигурой – нужно только отходить на другое поле. Таким образом, если король со всех сторон закрыт фигурами, конем можно поставить мат. Такой мат называется спертым. Король находится под ударом, а отступать ему некуда. Конь – единственная фигура, которая может угрожать ферзю, сам не находясь под боем.

По своей ценности конь примерно равен слону. В одних ситуациях более выгоден конь, в других – слон. Ладье конь уступает. Однако, 2 коня сильнее одной ладьи. Ферзь по силе примерно равен трем коням. Эти соотношения являются условными. Здесь все зависит от конкретной позиции на доске. Конь может сказать свое веское слово, когда фигуры противника заперты и у них мало места для маневра. В таких ситуациях конь даже более уместен, чем ладья.

Конь, как никакая другая фигура, умеет ставить “вилки” (одновременно угрожать двум и более фигурам противника). “Вилки” можно делать и другими фигурами, однако, от коня это часто получается неожиданно. Вот пример “вилки”:

Здесь конь, находящийся на c7, угрожает одновременно ладье на a8, ладье на e8 и слону на e6. Вот пример еще одной вилки:

На этом рисунке конь на c7 одновременно угрожает королю и ферзю черных. Учитывая то, что часто во время вилки конь находится на безопасном поле (ему не угрожает ни одна из фигур, которые он может побить, кроме коня), поле, на которое он становится, не нужно предварительно защищать. Бывает ситуация, когда вместо пешки, дошедшей до крайней горизонтали, лучше взять именно коня, а не ферзя или ладью.

Конь более эффективен, когда он располагается в центре доски. В центре он может ставить под удар сразу 8 полей, в то время, как на краю доски – меньше. Если он находится в самом углу доски (на полях a1, a8, h8, h1), под его ударом находятся всего 2 клетки. Поэтому, если того не требует ситуация, не загоняйте коня в угол. Он там чувствует себя неуютно. Старайтесь, чтобы кони располагались ближе к центру.

Эффективно использовать коней вместе. Можно расположить их так, чтобы они прикрывали друг друга. Даже, если им угрожает фигура противника, можно этого коня разменять на угрожающую фигуру. Ладья или ферзь в такой ситуации не осмелятся напасть на коня – получится неравноценный размен. Главное, чтобы им не угрожала пешка противника. Иначе, потеряв коня, вы заберете, всего лишь, пешку противника.

Говорят, что любимой фигурой нынешнего чемпиона мира по шахматам Магнуса Карлсена является слон. Однако, есть прославленные гроссмейстеры, у которых любимая фигура – конь. В их числе был Михаил Таль. Он, как никто другой, умел мастерски использовать конницу. Его атаки с использованием кавалерии вошли в шахматные учебники.

И в заключении, несколько советов начинающим шахматистам:

  1. Помните о том, что конь может перескакивать через свои и чужие фигуры. С помощью этой особенности можно преподнести сопернику неприятный сюрприз.
  2. Старайтесь располагать коней в центре доски – его эффективность здесь является максимальной. Без необходимости не загоняйте коня в угол.
  3. Старайтесь использовать коней вместе. Пара гнедых может навести шороху в оборонительных порядках соперника.
  4. Помните о возможности поставить конем вилку. Не прозевайте вилку от чужого коня.

Удачи за шахматной доской!

Конь в шахматах отличается от многих других фигур из-за того, как он ходит (см. ниже), поэтому это очень важная шахматная фигура. Конь в шахматах равнозначен слону, хотя у них и очень разные роли. У каждой стороны (белые и черные) по два коня.

Конь - единственная шахматная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры. По этой причине конь особенно полезен, когда большинство центральных клеток шахматной доски уже заполнены другими фигурами, что ограничивает передвижение.

Конь лучше всего проявляет себя на центральных клетках доски. На краях доски конь гораздо менее эффективен, и он уж совсем неэффективен в углах доски. Старайтесь всегда держать коней ближе к центру доски. Желательно, чтобы одними из первых фигур для развития также были кони.

Конь в шахматах ходит в форме буквы «Г» в любом направлении. Другими словами можно сказать, что конь ходит либо на две клетки вбок, и затем на одну клетку вверх или вниз, либо на две клетки вверх или вниз, и затем на одну клетку вбок. После каждого хода цвет клетки, на которой стоит конь, меняется. Поэтому, если в начале хода конь стоял на клетке светлого цвета, то по завершении хода он оказывается на клетке темного цвета. На диаграмме внизу конь может передвинуться на любую из подсвеченных красным цветом клеток.

Как и настоящий конь, конь в шахматах может перепрыгнуть через препятствия (в виде других фигур). Поэтому на следующей диаграмме конь белых может передвинуться на любую из подсвеченных клеток.

Многих новичков беспокоят различные вопросы о том, Как ходят фигуры - это основа всех перемещений и ходов. Именно с этого и начинается обучение. Стоит остановиться на них подробнее.

Всего существует 6 пешка, ладья (или тура), слон (его еще называют офицером), конь, ферзь (иначе королева) и король. Все они ходят по-разному. Также имеются свои тонкости в передвижениях в зависимости от игровой ситуации. Итак, поговорим о каждом в отдельности.

Пешка

Как ходят из второго ряда? Пешки самые многочисленные (их 8 штук), но и самые слабые персонажи. Идти они могут только вперед и только на одну клетку. Вернуться назад им уже нельзя. Бьют данные фигуры несколько иначе - смещаясь по диагонали. Единственный случай, когда пешка может прыгнуть на 2 клетки вперед - это в самом начале боя, совершая свой первый ход.

С другой стороны, пешка, достигнувшая противоположного края доски, может превратиться в любую другую фигуру. Чаще всего шахматисты останавливают выбор на ферзе из-за его универсальности, но, если потребует игровая ситуация, «рядовой» может стать и офицером, и ладьей, и конем.

Тура

Перейдем к первому ряду. Как ходят фигуры в шахматах, спрятанные за пешками? Тура ходит по прямой, как горизонтально, так и вертикально. Количество клеток, которое она может перешагнуть, неограниченно. Остановиться она также способна в любой точке. Движение назад не запрещено. Но ладья не может перепрыгивать через другие фигуры. Бьет она по ходу: идет по прямой, уничтожает соперника и занимает его место. Все это не отклоняясь от своей линии движения.

Есть особенный ход - рокировка. В нем могут принимать участие только не делавшие хода король и тура. Если один из них или оба уже двигались по полю, то рокировка не может состояться. Суть данного перемещения в том, что король сдвигается на 2 клетки к туре, а та переставляется за короля. Это единственный случай, когда в пределах одного хода задействованы сразу 2 фигуры.

Конь

Продолжим изучать шахматы. Как ходят фигуры, о которых слышали даже далекие от игры люди? Перемещение коня похоже на букву «Г». Он перепрыгивает через 2 клетки и встает на третью, перпендикулярно предыдущему движению. Шаг может быть сделан как вертикально, так и горизонтально. Повернуть конь также способен в любую сторону. Поэтому у данной фигуры, стоящей в центре поля, есть 8 вариантов передвижений. В результате хода конь всегда оказывается на поле противоположного цвета.

Еще одно преимущество коня - он может перепрыгивать через другие фигуры, в том числе и вражеские, не съедая их. Без последствий для себя он атакует ферзя, ладью или слона, т. к. они ходят совсем иначе и не смогут настигнуть хитреца. Чтобы бить, конь должен занять место атакуемой фигуры. В противном случае он просто через нее перепрыгнет.

Офицер

Как ходят фигуры в шахматах, если это слоны? По диагоналям. У каждого игрока есть «белый» и «черный» слон. Такое название дается из-за начального цвета поля, на котором стоит фигура. Изменить его невозможно. Офицер не может перепрыгивать через другие фигуры. В остальном его перемещения не ограничены: в любом диагональном направлении на какое угодно количество клеток. Чтобы съесть вражескую фигуру, стоящую на пути офицера, нужно поставить его на ее место.

Ферзь

Самая маневренная и мощная фигура. Ходит так же, как слон и ладья, вместе взятые. То есть по вертикали, горизонтали и диагонали на любое количество клеток и во всех направлениях. У него есть только одно ограничение: нельзя перепрыгивать через фигуры. В случае опасности ферзь может скрыться в любом направлении. При необходимости - атаковать с какой угодно точки доски. Ферзь - самое сильное оружие в руках шахматиста.

Король

Самая важная и требующая постоянной защиты фигура. Ей и завершим изучение вопроса о том, как ходят фигуры в шахматах. У короля практически нет возможности скрыться, т. к. он может переместиться только на 1 клетку. Конечно, ходить он может в любом направлении: по диагонали, вертикали или горизонтали. Но и контролировать его тоже довольно легко при условии значительного удаления. Король ест вражеские фигуры так же, как и ходит, - перемещаясь на 1 клетку. Вот все, что можно сказать про то, как ходят фигуры в шахматах.

Именно с королем связано окончание игры. Ему ставят мат. Это означает, что самая главная фигура находится под ударом, и скрыться ей негде: кругом противники. Своих фигур, за которыми можно спрятаться, тоже нет поблизости. Если создается такое положение, партия заканчивается. А тот, кому поставили мат, считается проигравшим.

Шах - это такое положение, когда король под ударом, но он может уйти или заслониться. Также не исключено, что угрожающую фигуру можно съесть. Короля нельзя оставлять под ударом. Как ходят шахматные фигуры в этом случае? Все действия игрока должны быть направлены на защиту короля.

Пат - очень интересная ситуация в игре. В этом случае сам король не под ударом, ему не объявлен шах, но и ходить ему некуда: все остальные клетки контролируются вражескими фигурами. Свита при этом тоже не может прийти на помощь. Пат засчитывают за ничью, партия заканчивается.

Вот и все, что касается основного элемента при игре в шахматы. Как ходят фигуры, известно, можно приступать к партии.

Урок седьмой. Скачем на шахматном коне.

Создано 30.05.2012 15:15

Урок седьмой. Как ходит шахматный конь.

Сегодня у нас самая любимая фигура всех детей – шахматный конь . Многих родители уже научили ходить конём. Наша задача помочь тебе научиться ещё лучше прыгать этой фигурой.
Известно, что конь ходит буквой «Г». Но ход по этой букве иногда вырастает до невероятных размеров и конь может оказаться совсем не там, где нужно.

Поэтому учиться ходам коня будем так: посчитаем от белого коня раз – два – в сторону . Сначала два раза вверх и налево – конь оказался на цифре 1 (d7) .
Раз – два – в сторону (теперь направо). Конь приземлился на цифре 2 (f7) .

Или так: ход шахматной ладьи + ход шахматного слона . Движемся вниз на одну клетку ходом ладьи и на одну клетку вниз ходом слона. Наш конь окажется на цифре 3 (поле d3) или цифре 4 (поле f3) .

Поиграем в Цветочки. Ты видел когда-нибудь стреноженного коня? Это когда коню спутывают ноги, чтобы он не мог далеко ускакать.
Так вот. Нашему коню спутали ноги на поле е5. А вокруг него большое поле с цветами. И наш конь выбирает вкусные цветы, которыми он полакомится, когда ему развяжут ноги.
Наша задача: расставить цветочки-пешки вокруг коня. Первую пешку ставим вместе, считая знакомое раз – два – в сторону. Получилось f7.
Назовём все поля, куда мечтает прыгнуть конь:
Ке5 – f7, g6, g4, f3, d3, c4, c6, d7.

Наш сытый конь захотел в гости. Самое интересное задание – это путешествие конём из угла в угол. Захотелось белому коню, живущему на поле а1, сходить в гости к чёрному. А чёрный конь в другом углу живёт, на поле h8. Дорог много. Вот одна из них.
Ka1 – b3: с5 – d7 – e5 – f7: h8
По дороге конь может «подкрепиться» пешкой с5, а самые кровожадные могут «закусить» и конём. Будем вежливы – нанесём ответный визит.
Kh8 – g6 – h4 – g2 – e3 – c2: a1
Часто путешествие коня заканчивается на полях g7, g8, h7 . А вот оттуда в угол не попасть.

Теперь упражнения для совершенствования прыжка этой интересной фигуры. Постарайся попасть конём в угол доски. Смотри не свались с доски!
Для коня с6:
1. Kc6 – a7 2. Ka7 – c8
3. Kc8 – b6 4. Kb6 – a8
Для коня g7:
1. Kg7 – e6 2. Ke6 – f8 3. Kf8 – g6 4. Kg6 – h8
Для коня a2:
1. Ka2 – c1 2. Kc1 – b3 3. Kb3 – a1
Для коня g1:
1. Kg1 – h3 2. Kh3 – f2 3. Kf2 – h1

Ты ещё не заметил одну особенность прыжков коня? При прыжке шахматный конь всегда меняет цвет поля. Стоял на белом – значит приземлится на чёрном.

Когда конь хочет кого-то побить, то при этом он может прихватить фигуры, стоящие на его пути. Как избежать таких ошибок?

Запомни, что конь бьёт только фигуру на том поле, на которое приземляется! Конь как бы протискивается или перелетает через фигуры, не обращая на них никакого внимания.

Чтобы ты стал настоящим шахматным джигитом , выполни такие задания.

  1. Дома немного попрыгай конём по доске.
  2. Если в квартире паркет квадратиками – «скачи на коне» в кухню и обратно. Привлеки к этому процессу всю свою семью. Походите след в след. Можно станцевать коневой танец.
  3. Перейди шахматное поле конём наискосок из угла в угол. Побывай конём во всех углах.
  4. Поставь на доску несколько пешек и фигур (не забудь углы!) и поиграй в Зёрнышки . Кстати, удастся ли тебе очистить всю шахматную доску за 21 ход?
  5. Нарисуй в тетради квадрат размером 8x8 и ходом коня обойди как можно больше клеток, останавливаясь в каждой только один раз. Каждый новый прыжок коня обозначается следующим числом. На диаграмме чуть повыше показано движение коня по квадрату (конь прыгнул на b3 – пишем «2» , на а5 – пишем «3» , b7 – «4» ).

Кто больше займёт клеток на нарисованном квадрате доске, прежде чем все ходы у коня закончатся, – тот чемпион!

Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора, сайт и книгу запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеют авторы шахматного учебника "Шахматы для детей, родителей и учителей" Костров Всеволод и Давлетов Джалиль.
Как научиться играть в шахматы? Список всех шахматных уроков онлайн .

С вопросами обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Давайте уважать труд авторов, администраторов сайта и Детско-юношеской комиссии Санкт-Петербургской Шахматной Федерации.

Добрый вам день, дорогой друг!

Полагаю, вы слышали выражение «ход конем». Нет, не по голове:), а именно в первозданном смысле, — хитрый, не очевидный ход. Как ходит конь в шахматах? Именно уникальный способ ходить отличает коня от других фигур.

Вначале статьи небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы ». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете...

(подписывайтесь на обновления).

Любимчик Таля

У каждого шахматиста есть свои предпочтения. Нынешний обладатель чемпионского титула Магнус Карлсен любит слонов. Михаил Таль отменно умел управлять кавалерией. Умел и любил это делать. Его искрометные атаки с участием конницы давно вошли в учебные пособия.

Давайте разберем, какими особенностями обладает шахматный конь, ставший любимчиком одного из гениальных шахматистов всех времен.

Поехали:

  • Конь- единственная из фигур, которая движется зигзагом. Точнее буквой Г
  • Конь – единственная из фигур, которая может прыгать через фигуры, свои и чужие.
  • Обладает хитрым инструментом – вилкой

Теперь подробнее об этих и некоторых других способностях коня в шахматах, вом числе в картинках.

Ходы конем

Схемадвижения коня не совсем обычна и в корне отличается от других фигур:

Обычно говорят так: конь ходит буквой Г. Зеленым помечены клетки, на которые может пойти конь, расположенный на поле е4. Как видите, назадконь может ходить также легко, как и вперед.

Еще одна уникальная особенность коня, которой его наделили правила шахмат — он может прыгать как через свои, так и через чужие фигуры:


В данной позиции белый конь может побить черного слона, несмотря на препятствия из пешек. Он их попросту перепрыгивает.

Вилка

Вилка в шахматах – одновременная атака конем двух фигур противника. Почему этот термин применим именно к коню? Дело в том, что двойное нападение коня часто неочевидно и неожиданно, особенно для начинающих шахматистов.

Иногда вилка венчает красивые тактические удары. Например:


Белые играют 1. Фв3:g8+ и после 1… Кh8:g8, следует 2.Кd7:f6+ Вилка!


Конь берет пешку, объявляет шах и бьет ферзя следующим ходом. Белые остаются с лишней ладьей.

Еще один пример вилки, связанный с неожиданным превращением пешки в коня.

Этот пример мы разбирали в статье о пешке. Однако и возможности коня, подчас совсем неочевидные, — он характеризует наилучшим образом:


Белые играют 1.d7-d8 K!!


Превращают пешку в коня и делают вилку с шахом. Следующим ходом забирают ферзя и выигрывают партию. Традиционное превращение пешки в ферзя ведет только к ничьей.

Справедливости ради отмечу, что выгодное превращение пешки в коня встречается крайне редко.

Закоренелый центрист

Конь, как и большинство фигур, лучше себя чувствует в центре доски. Находясь в центре, он пробивает наибольшее количество полей -8. То есть, использует все свои возможности.

Теперь давайте посмотрим на хмурого конягу, поставленному в угол.


Как видите, бедолага контролирует только 2 поля –с2 и в3. По сути использует только четверть своего потенциала.

Полагаю вывод напрашивается сам собой: Коней следует развивать в сторону центра доски.

«Вечный» конь

Когда конь удачно расположен в центре доски и его невозможно побить или разменять на слона, шахматисты называют такого коня вечным.

Пример:


В этой позиции конь доминирует над слоном. Его невозможно побить или разменять. По сути он контролирует весь центр доски. Черный слон ограничен собственными пешками и вынужден выполнять только защитные функции.

Удастся ли черным устоять на ничью – вопрос. Несмотря на ограниченное количество фигур и материальное равенство. Конь в данной позиции сильнее слона и белые имеют значительно лучшую игру.

Упряжка

На шахматной доске кони как и в жизни, умеют работать в одной упряжке. Как бы поддерживают друг друга.

Пример:


Белые имеют виды на атаку и нацелились на пункт h7 батареей ферзя и слона. Пешку h7 защищает конь f6. А значит, чтобы оставить пешку и соответственно короля без защиты, коня надобно побить. И белые играют 1. Сg5:f6.


Теперь проигрывает как 1… С:f6?? так и 1… g7:f6?? Из-за очевидного 2.Фd3:h7Х. Однако, надеждам белых завершить партию эффектным матом не суждено сбыться.


Черные играют 2… Kd7:f6. На место павшего на поле боя коня становиться его коллега и продолжает выполнять защитные функции. Пункт h7 защищен, партия продолжается.

Спертый мат конем

Конь, как и другие фигуры, за исключением короля, не обделен умением поставить мат. Случается это не так часто, как например мат ферзем или ладьей, но зато как красиво!

Пример:


Позиция обоюдоострая со взаимными угрозами. Но ход белых. Они играют 1.Kg5-f7+ Kрh8-g8


Белые играют 2.Kf7-h6+ Kg8-h8 (на 2… Kg8-f8 – 3.Фв3-f7X)

И что они добились? Конь под боем, снова играть 3.Kh6-f7+?. Есть идея получше!


3.Фb3-g8+!! Ла8:g8 4.Kh6-f7X


На шахматном сленге такой мат называется спертым. Черный король в окружении своих же фигур получает мат. По сути дела дистанционно. Эта заключительная позиция как нельзя лучше характеризует неординарные возможности коня.

И в заключение подытожим:

  • Старайтесь располагать коней ближе к центру доски. Находясь в центре, конь контролирует максимально возможное для себя количество полей –восемь. Избегайте без особой необходимости ставить коней на край и особенно в углы доски
  • Помните о способности коня прыгать через фигуры, как свои, так и чужие. Ни одна другая фигура такой способностью не обладают
  • Не забывайте об умении коня «пользоваться вилкой». Начинающие, а иногда и опытные шахматисты попросту «зевают» вилки коня. Особенно, если вилка венчает тактический удар, как в рассмотренном нами примере
  • Пользуйтесь способностью коней работать в упряжке, — поддерживать друг друга.

И пожалуйста, — не называйте коня лошадью. Это уж совсем по-детски или по-дилетантски. Уважайте коня, правильно управляйте им, и конь направит свой гордый норов на благо ваших успехов в шахматах!

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

Статьи по теме: