Обзор игры Silent Hill: Downpour. Рецензия Silent Hill: Downpour

Silent Hill: Downpour от неизвестной чешской студии с самого начала не вызывала большого энтузиазма со стороны фанатов оригинального сериала. Статус еще одного неудачного проекта появился на горизонте после замены Акиры Ямаока на композитора сериала Dexter и группу Korn. Выбор европейского продюсера вместо традиционных японцев усилил ощущения, что серия движется в сторону упрощенного, менее психологического и более брутального американского хоррора. Но, к удивлению, Silent Hill: Downpour удалось не только вырваться из лабиринта неудач, но и максимально приблизиться по духу и атмосфере к первым частям серии с небольшими условностями, о которых речь пойдет чуть ниже.

Главным героем Silent Hill: Downpour стал заключенный Мерфи Пендлтон, отомстивший маньяку за смерть сына и теперь волей судьбы оказавшийся на территории загадочного Silent Hill. Исследуя окрестности туманного города, Мерфи пытается найти выход из бесконечного переплетения нескольких реальностей и найти ответ на главный вопрос - сможет ли он простить самого себя?

В самом начале Silent Hill: Downpour находится под сильным влиянием фильма “Пила” и традиционных приключенческих игр. Присутствующие как символ дурной моды QTE незначительны и не вызывают раздражения. Но, как только герой добирается до города, игра резко меняет градус, превращаясь в песочницу, где игрок может исследовать окружающий мир, взаимодействовать с объектами и открывать новые фрагменты фоновой истории, выполняя одно из множества дополнительных заданий. К реализации побочных историй чехи подошли с особым энтузиазмом, переплюнув по накалу страстей и специальным эффектам события основного сюжета. И не зря: превращение картонного леса в настоящий, поиск сердца мертвеца и путешествие по ту сторону экрана запомнятся фанатам серии еще надолго. Мир Silent Hill: Downpour буквально переполнен маленькими находками и пасхалками, включая жилище героя четвертой части сериала, плотно обмотанное цепями или более прозрачные отсылки ко второй части игры. Как уже было отмечено выше, большинство дополнительных заданий предполагают нетривиальное решение головоломок или поиск специальных предметов, спрятанных на туманных улицах Сайлент Хилл. Иногда, кропотливое исследование прерывается проливным дождем, призывающим к вам озверевших монстров и странных созданий.

С бестиарием Silent Hill: Downpour произошли серьезные изменения. Теперь в игре нет медсестер или пирамидхеда, зато появились озверевшие заключенные нескольких видов, манекены с тенями проекциями, кричащие женщины, когтистые твари, похожие на обезьян и бугимен. Последний, встречаются за игру пару раз, и выступает в роли неубиваемого босса. Что касается самих монстров, то при всей фантазии авторов ничего кроме раздражения они не вызывают, учитывая неудачную систему управления и скучные фазовые поединки, где после блокировки серии ударов надо нанести контрудар по отступившему врагу. Разнообразие оружия, валяющегося буквально под ногами, компенсируется его особой ломкостью. Металлический топор или фомка отскакивают от усердных созданий и разлетаются на куски. С врагом чаще всего удобней не сражаться, а убежать из зоны его обитания или оббегать, минуя препятствия. Естественно, такая тактика не работает в последней фазе истории игры, где ненавистные твари выплескиваются на вас потоком под грохот инфернального смеха. Тогда, вы вспоминаете всю родословную авторов игры. Возможно, вам поможет код 911977, который откроет большую часть ящиков и подарит ружье и клюшку для гольфа в самом начале игры.

Как уже отмечалось выше, упор Silent Hill: Downpour сделан на исследование и это один из сильных плюсов игры. Правда, иногда исследование темных коридоров приводит к мини-экшен сценкам, где вам надо убежать от таинственного красного света или скатиться по импровизированной адской горке, уворачиваясь от смертельных препятствий на своем пути. Правда, подобных экшен-сцен наберется всего две-три за всю историю игры. В остальном, игра следует духу оригинала, постепенно нагнетая страх и беспокойство, лишь изредка заступая за грань (копание в кишках трупа и прямолинейные концовки), поддаваясь западному представлению о хоррорах.

Silent Hill: Downpour - это очень качественное приключение с элементами хоррора, верное духу серии, но при этом страдающее от неудачной боевой системы и не впечатляющих противников. Кроме того, редкие проблемы с тирингом, тормозами и даже застреванием персонажа в стенах говорят о том, что игре не хватило дополнительной полировки. А жаль - мог бы выйти подлинный пример качественного скачка серии. Сейчас же Silent Hill: Downpour - это пример игры не для всех, потерявший большую часть аудитории при виде первых кривых сражений с совершенно не впечатляющими противниками и слишком затянутым вступлением для столь сложной истории.

Тестировалась версия для Xbox 360

Для начала хочу сказать пару слов о различных YouTube геймерах, Вангах и Нострадамусах, которые оценивают игру и делают вердикты, даже не поиграв в неё. Пожалуйста, не пытайтесь строить из себя критиков и оценивать то, с чем вы не знакомы. Очень часто это доходит до смешного. Нельзя оценить картину, хотя бы раз не взглянув на неё, также нельзя оценить игру, хотя бы раз не поиграв в неё. И не тот критик, кто всё обкладывает неприятной субстанцией, а тот, кто объективно указывает на достоинства и недостатки.
При всём при этом мнение автора рецензии сугубо субъективное, хоть и отражает мнение авторов сайта об игре. Рецензия написана для формирования представления об игре и содержит минимум спойлеров. Курсивом выделены впечатления автора, от того или иного момента.

Начало игры нам показали ещё на E3 2010. Главного героя игры, Мёрфи Пенделтона, везут в тюремном автобусе в другую тюрьму, однако, происходит автокатастрофа, вблизи Silent Hill. Вскоре мы попадаем в Silent Hill и со слов Мёрфи наша главная задача «Убраться отсюда и никогда, никогда не возвращаться…». Однако сюжет не так прост, как может показаться в начале. Основное в сюжете не путь Мёрфи к свободе и не его личная душевная травма… Интрига тянется до конца игры.
Что мы видим, получая управление в свои руки? Старый добрый геймплей, перенесённый из классических частей серии. Люди, полюбившие боевую систему SH: Homecoming будут огорчены, здесь нет ни комбо ударов, не перекатов. Зато есть классический удар и блок (прямиком из Silent Hill 2, Silent Hill 3). Одновременно с собой вы можете носить одно огнестрельное оружие и одно оружие ближнего боя. Патронов на пистолет или дробовик днём с огнём не сыскать (+ ко всему огнестрельное оружие не очень-то убойное), а оружие ближнего боя (ББ) рано или поздно сломается (привет из Silent Hill: Origins). Зато в качестве оружия ББ вы можете использовать почти всё, что попадётся под руку, от топоров и ножей до кирпичей, стульев, камней. Приятным бонусом является, что любое оружие ББ можно, в страхе, кинуть в супостата и нанести урон. Подобная боевая система довольно не удобна (как и в классике), но идет плюсом для атмосферы. Битва с двумя монстрами может привести к фатальным последствиям для Мёрфи.


Монстры представляют из себя человекоподобных существ, более всего они напоминают супостатов из Shattered Memories. Многие из них довольно живучие и ловкие, выйти из боя без повреждений почти невозможно, если только бегством. В игре присутствует иной вид монстров — призраки с маникенами. Но я желаю вам личного знакомства с ними, ибо первые встречи с ними запоминаются на долго. Из классических частей Silent Hill пришла ещё одна фишка — перерождение монстров, если не хотите чтобы монстр возродился, подходим к нему и добиваем сапогом или подручными средствами. У меня этот момент вызвал много ностальгии по сотням добитых монстров из SH 2,3,4.
«Пугают ли монстры?» Да, но не всегда. Бои с монстрами в игре сведены к минимуму, поэтому каждое появление монстра обставлено по особому. Исключением является улицы города. Там всё как-то по особому, частенько натыкаешься на них в нескольких местах, но не редки случаи, когда монстры застают врасплох на улицах туманного городка.
Я был очень удивлен и очень радовался прочувствовав атмосферу игры. В игре она своя, особая, не похожая на другие части серии. Вы вроде спокойно исследуете локации, чувствуя себя в относительной безопасности, но всё же осторожничаете, в конце концов успокаиваетесь и тут случается какой-нибудь АХТУНГ… Этому не слабо способствует одна гейплейная фишка, перекочевавшая из Shattered Memories — возможность плавно открыть дверь. Можно приоткрыть дверь, посмотреть, что за ней и если там вас не ждёт ничего хорошего, тихонько закрыть и уйти. Но не обольщайтесь, атмосфера не столь проникающая и присутствует далеко не на всём протяжении игры.
Особый момент игры — альтернативный мир. В котором творится не весть что… Отрезки игры в альтернативном мире довольно короткие, но запоминающиеся и способны похвастаться геймплейными фишками. Альтернативный мир довольно оригинален, местами напоминает альтернативный мир из Silent Hill 2, Silent Hill 3. Правда время от времени нас гоняют по нему красным, всё сжигающим, существом, которое нельзя убить. Это эдакая смесь бегства от монстров из Shattered Memories и момента из Silent Hill 3 (в доме ужасов, где мы убегали от преследующего нас красного света). Цель проста — не умереть, мы ничего не может сделать с преследующим нас существом, только замедлять его, бросая на его пути различные препятствия. Первое время не плохо заставляет попотеть, потом характеризуется фразой, которую бросил Мёрфи, увидев это создание «Только не снова…». Нас не гоняют по похожим альтернативным мирам, каждый раз он меняется, но концепция остаётся. Момент, когда мы отправимся путешествовать по этому аду, предугадать сложно, чаще он застаёт врасплох.


В остальное время мы блуждаем по Silent Hill и различным строениям. В поисках аптечек, припасов или приключений на пятую точку, то есть сайд квестов. Настоятельно не рекомендую пропускать сайд квесты — они хорошо проработаны и довольно интересны. Сайд квесты ни как не помечены на карте, их придется находить самостоятельно, но заметив что-то подозрительное Мёрфи отметит это синим вопросительным знаком — это сайд квест. В основном, для прохождения сайд квеста необходимо решить какую-либо головоломку.
Отдельно хочется поговорить о головоломках. В начале игры, помимо уровня сложности, мы выбираем сложность головоломок, как в Silent Hill 2, 3. Их три: легкий, средний, тяжелый. Большинство головоломок просты и логичны (я проходил при на нормальном уровне сложности головоломок ), но есть и такие, что заставят и заядлых эрудитов помучиться с пол часика. Головоломок в игре много и они разнообразны. Очень радует, что за всю игру мне ни разу не предложили сыграть в пятнашки.
В игре очень не хватает музыки Акиры Ямаоки… В определённых моментах так и хочется услышать пугающую мелодию этого композитора, но увы. Вместо него где-то на фоне играют звуки Лихта. Не хочу сказать, что музыка не удалась. Композиции Лихта подчеркивают атмосферу игры, но не так выразительно, как это могло бы быть с Акирой.
Графически игра выглядит приятно. Никаких графических откровений, просто приятная глазу графика. Местами очень подводят текстурки, но их замечаешь редко. Всю графику спасает внимание к мелким деталям. На улицах, в помещениях и ко всему остальному. Например во время дождя одежка Мёрфи мокнет, во время ходьбы мнётся и т.д. Иногда игра выдаёт очень интересные картины, ставя камеру в интересный статичный ракурс (ещё одно фишка из классического SH). Но это редко, статичную камеру Чехи используют очень бездарно, просто вешая её в каком-нибудь углу. В остальное время камера висит за спиной главного героя и не много меняет ракурс во время битв.

Во время игры нет никакого интерфейса, уровень здоровья Мёрфи можно определить по кровавым пятнам на одежде. Карта, цели и подобранные записи хранятся в журнале Мёрфи. Лечение производится с помощью горячей кнопки на геймпаде. А вот инвентарь не много портит картину, он вылезает сверху экрана, при этом не ставя игру на паузу.
Без ложки дёгтя ни как, и в Downpour’e тоже. Первая проблема — это оптимизация, игра время от времени фризит, что сильно раздражает. Не смотря на все те приятные моменты из классического SH, игру сложно назвать каноничной. Город, вселенная и т.д. … Правда в игре много пасхалок и отсылок к предыдущим частям, но не суть… Местами игра очень затянута, местами жутко раздражает. В игре очень топорная система сохранений. Первый раз попав по Silent Hill, вы будите долго блуждать, думая, куда же надо идти, чтобы продвинуться по сюжету и т.д. Да и пока не попадёшь в Silent Hill игра не очень цепляет, все эти шахты и Девил Пит очень затянуты.
Что в итоге? Silent Hill: Downpour — одна из лучших частей серии за последние семь лет. При этом игра весьма особенная, понравится далеко не всем и обречена на волны критики. Но при всём при этом достойная носить заголовок Silent Hill. Silent Hill: Downpour смогла напугать, как когда-то пугали части классического Silent Hill и подарила ощущения, похожие на ощущения полученные от классических частей серии.
В черном гробу с надписью «Silent Hill», появился лучик света, символизирующий новую жизнь и дающий надежду на возрождение серии — имя ему Vatra.

10 комментариев

    Верю, но к сожалению атмосфера не столь глубока что в первом или втором СХ. Так получается что игрок будто просто ходит раним утром в позднюю осень по улице своего туманного района. А ведь как все запущено было в первых двух частях.

    Радует. Очень радует новость что СХ все-таки может выжить. принципиально не играл ни в одну из частей после SH the room. А имеются ли в игре отсылки к индейцам, ордену и вообще история мира хоть немного раскрывается или нет?

    Historycus, ничего такого не видел, на главном плане основной сюжет. Только если подобные отсылки зарыты где-то очень глубоко.

    Спасибо, Keyn, за первый адекватный обзор! =) Сдаётся мне, нужно будет брать =)

    Подписываюсь под каждым словом автора. Отличная рецензия! Жаль xboxa\PS3 у меня нету…смотрю прохождение американцев…очень интересно, если у меня будет возможность в нее поиграть, я за нее ухвачусь обоими руками. Есть вера, что игра возродиться, дай Бог Vatra не зажраться!!!

    Посмотрел прохождение в америкосовском исполнении….игрушка очень даже порадовала!!!…жаль что консоли у меня нет=((….надеюсь будет версия для PC

    Мне кажется, они дадут фанатам наиграться, а потом бахнут режиссерскую версию исключительно для PC.

    Прежде чем меня начнут закидывать помидорами, я хочу сказать, что это мое личное мнение. Внимание, СПОЙЛЕРЫ.

    Довольно своеобразная статья. Лично у меня, когда я проходил эту игру, не возникало чувств, схожих с чувствами прохождения СХ1 или СХ2. Как и во всех частях, сюжету в игре я бы поставил десятку. Солидарен насчет музыки — очень печально, что нет аккордов японца. Атмосфера меня напугала только в одном месте — [СПОЙЛЕР] в подвале дома, при первой встрече с невидимыми монстрами.
    Именно атмосферы, как я уже подчеркнул, и не хватает этой игре. В СХ1 я до дрожжи костей боялся ходить по улицам, больнице, а особенно в школе. Здесь же я спокойно бегаю по улицам.
    История игры очень интересна, но в некоторых моментах не совсем понятна. К примеру, при прохождении игры мы видим сцену, где Мерфи находит своего упокоенного сына. Насколько я понял, убийца его сына — человек, котрого нам приходится убить в САМОМ начале игры. Но тогда как объяснить концовку, где Мерфи казнят? Неужели это все проделки Сьюзелла?
    Тем не менее, я не мог уснуть, когда игра близилась к концу. сюжетный процесс у меня был около 90 процентов, был час ночи. В конце концов, я просидел до 6 утра и получил концовку Truth & Justice. Остался весьма доволен, но, к сожалению, так и не понял, о каком «особом месте» сказал Мерфи. Зато сразу Вспомнилась история любви Джеймса и Марии (СХ2).

    Мой вердикт — если вы играли в предыдущие части СХ, то вам эта игра более чем понравится. Начинать проходить серию СХ я с нее не рекомендую, тк в игре очень много отсылок к предудыщим частям, и смысл игры удается понять с трудом.
    Лично моя оценка, при всем уважении к легендарной серии, — 7 из 10. Ах, как хотелось бы десяточку

    Silent Hill: Downpour: похождения нубяры или жестокое погружение в мир ужаса.

    Предыстория:
    Не скажу, что я являюсь фанатом серии игр Silent Hill, до данной игры я не прикасался ни к ее предшественникам, ни смотрел даже фильма. Поэтому я был жесточайший нуб в этой среде и вот как-то поддался на уговоры мальчика-продавца пираток под коробку (ни коим образом не пропагандирую покупку пиратских игр, покупайте оригинальные =)). Придя домой и загрузил диск. Вначале я просто писял кипяточком от увиденного. Графика мультов завораживала, видно проработана качественно, и дизайнеры постарались на славу. Мы мокрим в душе толстого мужичка, то ли прокурора, то ли судью, то ли еще какого-то виноватого в бедах Мерфи Пендлтона (так величают главного героя). Забигая вперед, игра строится на страхах и внутренних мучениях данного персонажа, чей сын утоп и папаша не может простить себе, что не уследил за ним. Поэтому его гложет чувства вины и постоянные приходы каких-то внутренних ужастиков, но об этом позже.
    А сейчас еще раз знакомьтесь (повторение мать учения, епт) Мерфи Пендлтон – зэка средней руки, тихо сидящий в одной америкосской тюрьме, не кому не дурит мозг, ни пахан из расово-проваславных нига, но и не отщепенец какой-то. Такой тихий и комфортный зэк, мечта любого тюремного начальника и надзирателя. И вот данного молодого человека перевозят с одной зоны в другую на зэка автобусике с упырями разных мастей и девушкой-надзирателем, весьма симпатичная, но стервозная и почему-то не возлюбила нашего главного героя. Я так и не понял почему, возможно на это есть ссылка в предыдущих части, но в них я не играл и поэтому мат. части не знаю. И вот автобус едет, идет дождь и что вы думаете? Правильно, автобус попадает в хорошую такую аварию, как в дрянных американских триллерах, я навскидку таких десяток приведу, прямо возле городка Silent Hill, где и развиваются основные события игры. Наш герой счастливо выживает и решает свинтить по тихой грусти, прихватив рацию и луч света в виде фонарика, который зарешает в дальнейшем, так как много придется походить в кромешной мгле.

    История:
    Мы попадаем в славный город Сайлент Хилл, бывший курортный центр, но он позабыт и по заброшен. Там идет дождь большую часть игры, на что как бы и намекает название игры, да и Мерфи страдает болезнью воды, гидрофобия какая-то. Вначале по городу приятно побегать ибо он действительно доставляет, заброшенные дома, рудники, кафешки, все завораживает и в душе зарождается гнетущее и приятное чувство, что сейчас вот что-то будет. Детали прорисованы так классно, что аж завораживает, приятно залезть в какой-то закуток и осмотреть его. Можно взять в руки все что угодно и смело шагать по улицам города с гордо поднятой головой, ожидая врагов и ждя экшена, но тут как говорил пес Шарик из Простоквашино «Фигвам». Бой представляет себя так, наш герой с палкой, прутом, топором, как инвалид-колясочник начинает биться со супостатом ибо движения его корявы и безалаберны, управление им ужасно, но и вражины то же такие же неумеки, как и Мерфи, но их больше, а когда начинается ливень, то их появляется все больше и больше. Поэтому берем на вооружение девиз «я не трус, но я боюсь» и начинаем убегать от них, что легко и лишает нас геморроя на пятую точку, но не приносит удовольствия от игры, так как чувствуешь себя мямлей и неудачником, но правдоподобно, так как я сам бы, наверное, встал на лыжи, окажись на месте бравого парня Мерфи. Так как биться с супостатом неинтересно, поэтому приходится находить другие развлечения, которые тут представлены двумя видами: прохождение сюжетной линии и прохождение квестов. Первое интересно, так как открывает нам внутренний мир героя, его чувства и переживания, знакомит нас с новыми персонажами и всячески пытается изгнать скуку от игры. Особо следует отметить негра — почтальона, которые тут от предыдущих частей, негра – ди-джея, который представляет собой растомана в одежке аля 60-е, и главного злодея, который в концовке игры зарешает. Так же есть головоломки, которые приятно радуют сложностью и заставляют мозг работать усиленно, над некоторыми головоломками думать пришлось довольно таки долго, реально держа под рукой листик с ручкой, в которые вписывал различные варианты кодов, чтобы не повторяться. Еще больше доставляет альтернативный мир, по которому мчится наш герой, оря как женщина, которая увидела мышь, за ним мчится какой-то красный туман, коридоры удлиняются, щелкают решетки, монстры, насаженные на пики, плюются чем-то нехорошим, а так же можно мчаться на пятой точке, мастерски избегая столкновений с различными предметами и другими нехорошими вещами. В общем, все страхи и ужасы вырываются наружу, наш герой, как и в жизни, носится в поисках выхода от преследующих его угрызений совести, которые периодически его догоняют. Что и намекает на тяжелую долю мистера Пендлтона, который старается в игре сделать три вещи: спасти мальчика, спасти девочку и убраться из города. Таков главный лейтмотив игры, которую нам нужно пройти. Тут же есть такие интересные задумки, как отговорить человека покончить жизнь самоубийством, подать ли женщине-полицейской, которая будет гнаться за нами всю игру, мешая Мерфи жить, руку, когда она срывается с обрыва или нет, и еще куча всего, где нам дают право выбора. Покопашиться во внутренностях ведьмы-крикуньи, например=) Можно смело убегать от монстров, можно убивать их, что принесет вам звание маньяка-убийцы и лишит одной из концовок (намекает на любовь к ближнему и дает нам почувствовать себя хиппи, но по желанию). Так же имеется семь концовок, что даже с перебором.
    Второе развлечение квесты: на любителя, т.е. они интересны, но быстро приедаются, найти картины, найти по ленточкам девочку, остановить гробики на колесиках, именующимися в игре патрульными машинами, покормить бомжа, в банке сейф открыть и еще много-много всего, можно освободить пташек из клетки, что приятно и трогательно. Но квесты мне лично быстро поднадоели, так как бегать по карте и не понимать где и что надоело, открыть все очивки для меня тоже целью не стояло, то они и надоели быстро, так как песочница хороша, но до эпичной ГТА, Обливиона и ежи с ними не дотягивает. Душа требует разнообразия, но заброшенный кинотеатр и готские приколы на кладбище не вставляют. Так же можно бегать по городу, заглядывать в дома, где можно найти патроны, аптечки и много полезного, что облегчит прохождение. Тем более видно, что все тут прорисовано с такой любовью к городу, что авторы действительно ценят и уважают серию, что это не халтура очередная на рынке видео игр. Можно кататься на метро, что как бы намекает «приезжайте к нам еще, покататься на метро» (читай: купите новую часть). Город очень большой и это реально помогает передвигаться из точки А в точку Б, но я ей пользовался пару раз, так для прикола и разнообразия.
    Музыкальная составляющая не запоминающаяся, хотя над ней работал звуковик Лихт, который работал над прекраснейшим сериалом Dexter, но музыка не вставляет, в предыдущих играх за нее отвечал Акира Ямаока, которого я будучи нубом серии не слышал, поэтому сравнивать не с чем. Особое удовольствие приносит ролик под музыку Korn, что прибавляет игре вистов. И дает плюс за звук.
    Вывод: игра запомнилась в первую очередь тем, что она первая и единственная вызвала на моей коробке тормоза, что удивило и выглядело, как щелчок по носу любителям консолей, словно намекая, что слабо ваше консольное железо, что люто не понравилось. А так советую поиграть и обменять на новую игруху, что я и сделал. Игра не УГ, но и не ХИТ. Поэтому 7 из 10.

ФОРМУЛА ИГРЫ

Не самая удачная седьмая часть сериала — Silent Hill: Homecoming - укрепила игроков в мысли, что над этой серией должны работать только японцы. Но чехи из Vatra Games старались сделать все, чтобы доказать обратное. Downpour напрямую цитирует разные выпуски Silent Hill, но не скатывается в унылое копирование. Головоломки интересны и сложны, а сюжет составлен по канонам японских частей сериала. Для полного счастья не хватает музыки Акиры Ямаоки и гротескных монстров, однако игра компенсирует отсутствие фирменных фишек расширившимся городом и героем, у которого медленно съезжает крыша.

Мерфи Пендлтон потерял сына, развелся с женой и попал в тюрьму. Но худшее, конечно, еще впереди.

Страдания старого Вертера

История в этот раз посвящена страданиям Мерфи Пендлтона, уголовника с туманным прошлым и душевной травмой, которая со скрежетом выползает из глубин подсознания, когда поблизости вода. В курс дела нас вводят неторопливо - показывают тюремный быт героя, его «заботливых» надзирателей, процедуру перевозки в другую тюрьму... Впрочем, перевозка обернулась аварией, часть пассажиров погибла, а Пендлтону повезло еще меньше: он угодил в мрачный Сайлент-Хилл, «бермудский треугольник» для заблудших душ. Теперь ему предстоит исправить ошибки прошлого. Или умереть под проливным дождем, который отныне - неотъемлемая часть Сайлент-Хилла.

Томм Хьюлетт, продюсер SH: Origins, SH: Shattered Memories и SH: Downpour, - эксклюзивно для «Игромании.ру»: Konami принимает серьезное участие в разработке всех наших проектов. В Konami создается первоначальная концепция и видение проекта, а потом мы привлекаем разных разработчиков и выбираем тех, кто сможет воплотить задуманное. С этой точки зрения, Vatra работали над игрой совместно с Konami, а не просто в срок сдавали проект друг другу на руки. Мы с продюсером Дэвидом Шацки надолго уезжали в Чехию, чтобы помочь ребятам сделать все без сучка и задоринки.

В играх этой исконно японской серии главным объектом интереса всегда был герой, которого город испытывал на прочность. Сайлент-Хилл - отражение души героя в кривом зеркале, город-загадка со своими древними законами и богатой мифологией. Мерфи замкнут и агрессивен, он готов жертвовать другими ради собственного блага. Но у всего этого есть свои причины. Героя можно понять, а глубоко скрытые травмы делают его человечнее, чем может показаться на первый взгляд.

Как и всё в Сайлент-Хилле, внутренняя тюремная иерархия обрела извращенную, жуткую материальную форму.

Монстры, порожденные Сайлент-Хиллом, олицетворяют почти всю гамму комплексов и страхов героя - к примеру, прячущиеся в потемках твари, отдаленно напоминающие летучих мышей, отражают желание героя спрятаться от общества и личной ответственности. Даже сексуальные лишения героя нашли выход в Сайлент-Хилле. Герой не раз встретит кукол , монстров, необычных даже для серии Silent Hill. Сами они вреда не причинят, бояться следует их теней . Они живут сами по себе, и оружие против них бессильно (как против призраков из Silent Hill: The Room) , однако стоит найти куклу и уничтожить, как погибнет и ее тень.

Томм Хьюлетт: Все игры серии соответствуют единому канону и работают по одним и тем же правилам. Но привносить что-то новое, расширять игровую вселенную тоже очень важно, иначе она законсервируется и станет предсказуемой. Мы полюбили Silent Hill именно за то, каким разным он может быть, и, если повторять одни и те же приемы, игра потеряет это свойство.

Дизайн монстров в чешском исполнении, конечно, утратил часть традиционного гротеска - здесь нет чудищ, похожих на биомассу в железной рамке, нет и фигуры уровня Вальтиэля из Silent Hill 3. Внешне монстры не столь сюрреалистичны и пугающи, как в золотое время серии, они принадлежат скорее европейской школе ужасов.

Холодное блюдо

Центральной темой игры выбрана месть, и это, конечно, не случайность - тут каждому есть за что мстить, причем на одного Мерфи сыскалось целых три антагониста. Один терзает героя во флэшбеках, а двое других - в реальности, и все хотят отомстить Мерфи за содеянное. Одна из «мстителей» многим уже знакома - это девушка-полицейский Каннингэм, которую мы не раз видели в трейлерах. Она больше всего на свете желает пристрелить Пендлтона, но никак не может сделать это из страха стать убийцей. Все герои связаны друг с другом, и в конце игры все сюжетные нити спутываются в прочный узел.

Почтальон Блэквуд стал главным посланником воли города в двух частях Silent Hill - Downpour и не вышедшей еще Book of Memories. Согласно комиксу Silent Hill: Past Life, почту он разносит с середины XIX века.

Город разделен на три крупных района, и для путешествий по нему отныне используются подземные туннели заброшенного метро. Там и монстров поменьше, и дождь не капает. Тема дождя, кстати, выбрана не случайно: герой страдает гидрофобией, поэтому, когда идет ливень, его самочувствие ухудшается, а количество монстров на улицах увеличивается на порядок. Лучше всего пережидать ненастье в опустевших домах, щедрых на боеприпасы и аптечки.

Город-призрак Централия

К восьмой части Сайлент-Хилл стал еще сильнее напоминать свой прообраз. Американский захолустный городок Централия в штате Пенсильвания был покинут из-за подземного пожара в 1962 году.

В шахтах Централии произошло возгорание антрацита, который продолжает пылать до сих пор, отравляя климат заброшенного городка и окрестностей. К 2007 году в Централии осталось лишь девять жителей, а сам он постепенно проваливается под землю. Город убрали со всех карт, его почтовый индекс упразднили, а оставшихся жителей так и не переселили. За городом закрепилась страшная слава - сейчас там целых четыре кладбища и церковь Святой Девы Марии - идеальные условия для создания синкретического культа наподобие того, который создала в первой части Silent Hill бывшая христианка Даллия Гиллеспи. Ведущая в город часть трассы 61 была закрыта в девяностых из-за деформаций дороги, части которой провалились под землю, поэтому горожане уже долгое время предоставлены сами себе.

В Downpour ситуация схожая, но масштаб куда шире - дороги заблокированы, и целые районы города ушли под землю, на что Мерфи реагирует вполне однозначно: «У вас тут что, землетрясение было?»

Сеанс самолечения

У комплексов героя есть физическое воплощение, нечто вроде темной стороны души. Выглядит оно как великан в рыбацком дождевике и противогазе. Этот «монстр» родился из подспудного желания героя судить тех, кто когда-либо нанес ему обиду. В начале игры Судья , как прозвали его поклонники, на глазах Пендлтона задушит малолетнего сироту. Судья - этакий Пирамидоголовый в новом облике - будет преследовать Мерфи на протяжении всей игры.

В отличие от своего альтер эго, наш подопечный слаб и по меркам приключенческих игр довольно жалок. Разумеется, он способен постоять за себя, но хрупкость оружия, которым можно сделать хоть стул, специально вынуждает Мерфи избегать стычек до тех пор, пока он не разживется пистолетом или дробовиком. Поначалу игра прямым текстом советует избегать боев, особенно с группой противников.

У Сайлент-Хилла тоже есть темная сторона, официально названная «Другим миром». Каждый раз, попав в эту реальность, Мерфи вынужден убегать от вакуумного клубка всех своих страхов - Пустоты.

Однако ближе к финальной трети Downpour не удерживается на тонкой грани баланса и все же приобретает черты боевика. Патроны к дробовику перестают быть таким уж дефицитом, а монстры сами лезут на рожон. Разборка во время тюремного бунта и вовсе похожа на перестрелку в общине каннибалов из польского Afterfall: InSanity . Зато концовка действительно расставляет все по местам, отвечает на все вопросы и, в отличие от финала того же Homecoming, немало ошарашивает развязкой.

Замыкая круг

Игра предусматривает множество финалов, зависящих от поступков героя. Моральный выбор обычно очень прост - «пощадить» или «казнить». Правда, мгновенного эффекта от него нет - к примеру, даже если мы попросим самоубийцу не прыгать в пропасть, он все равно покончит с собой. Карма зависит еще и от того, как мы поступаем с недобитыми монстрами. Если, к примеру, не стесняться добивать врагов, как любили делать персонажи из классических частей сериала, игра запишет кровожадность в минус, и не видать Мерфи счастья и добра в конце.

Ущелье и связанный с ним парк «Дьявольская яма» появляются в серии впервые. Как рассказали нам сами разработчики, при создании этой локации они вдохновлялись местечком в чешском регионе Бланско.

Пожалуй, герою слишком часто приходится от кого-то убегать, истошно вопя и путаясь в коридорах. В Shattered Memories это было очень удобно и зрелищно, тут - заурядно. Время от времени Мерфи приходится медленно перебираться по бревнам и доскам - не слишком удачное геймдизайнерское решение. Ко второму десятку таких акробатических трюков хочется бросить геймпад и отправить Пендлтона в пропасть.

Подвела и техническая сторона: страдает оптимизация, в схватках снижается скорость вывода картинки на экран, игра «заикается». Драки с монстрами зачастую проходят в тишине, в то время как в предыдущих частях звучал глубокий эмбиент. Вместо любимого композитора Ямаоки - музыка Дэниэла Лихта. Между тем, его кандидатура на роль композитора уже утверждена для следующей части Silent Hill, которая появится на портативной консоли PlayStation Vita.

Томм Хьюлетт: Когда Акира ушел из Konami, мы принялись усердно искать ему замену. Кто попало нам не подошел бы, кандидат должен был соответствовать высоким требованиям. В конце концов мы связались с Дэниэлом Лихтом, композитором популярного телешоу «Декстер», и спросили, не хочет ли он поработать с Silent Hill. К счастью, он согласился, и его музыка в самом деле передает атмосферу этого города.

[]

В Downpour вполне удачно соединили достижения прошлых частей, но с оглядкой на современную индустрию. И поклонников уважили, и новичков в Сайлент-Хилл заманить сумели. Быть может, опыт деконструкции разума Мерфи Пендлтона понравится не каждому, но когда это серия Silent Hill была частью мейнстрима и нравилась всем?

ОЦЕНКА САЙТА: 8,0

Платформа: Xbox 360, PlayStation 3
Жанр: survival horror
Разработчик: Vatra Games
Издатель: Konami

1) Сюжет:
Сразу хочется оговорить одну важную деталь - сюжет Downpour не связан с предыдущими играми серии. Нам предстоит взять на себя роль заключённого по имени Мёрфи Пендлтон. В самом начале игроку предоставляется возможность жестоко убить одного толстяка в тюремной душевой (что впоследствии окажется сном, но, как известно, сны просто так в Silent Hill не появляются). Затем Мёрфи переводят в другую тюрьму, однако, автобус, на котором его везли, попадает в аварию, в результате чего главный герой оказывается в замечательном местечке с названием Сайлент Хилл, где он интересно и увлекательно проведёт своё время (как нетрудно догадаться, эпизод с автобусом явно слизан с фильма "The Fugitive" c Харрисоном Фордом).
Общие впечатление от сюжета у меня сводятся только к одной фразе: где-то всё это уже было. В игре также присутствует выбор того или иного действия в ключевых моментах, влияющих на концовку и сайд-квесты, которые нет никакого желания выполнять. Помимо этого, нас снова возвращают к вопросам, связанным с чувством вины и правом судить других. В качестве обязательной программы также присутствует самокопание, правда, не в таких летальных дозах, как это было в Silent Hill 2. На фоне героев "классических" игр серии Мёрфи выглядит едва ли не эдаким пофигистом - ему явно не хватает эмоций. Впрочем, то же самое можно сказать и про остальных персонажей - актёры озвучки переигрывают настолько, что это не вызывает ничего, кроме кривой ухмылки. Зато в наличии Bogeyman, аж целых два политкорректных негра и истинно американское сквернословие.
К сожалению, вынужден признать - сюжет нового Silent Hill почти не содержит интриги, а его героям совершенно не хочется сопереживать, что отнюдь не идёт в плюс игре, которую пытаются позиционировать как психологический триллер.

2) Геймплей:
Как всегда, большую часть игрового времени мы проведём, блуждая по местности в поисках предметов, позволяющих продвинуться дальше. А чтобы не было скучно, по пути будут поджидать монстры, но почему-то в Downpour они встречаются реже, чем в остальных играх, и не отличаются особым разнообразием.
Как обычно, в игре всё сводится к поиску нужной информации или предмета и решению различных загадок (сложность которых снова можно регулировать). Тёмные локации никто не отменял, поэтому фонарик и радио остаются жизненно необходимыми всегда и везде. Кстати, насчёт фонарика: он имеет два режима - обычный и ультрафиолетовый (помогает обнаружить скрытые надписи на стенах и некоторых монстров).
Опция выбора предметов частично позаимствована из четвёртого Silent Hill, а число носимого барахла не ограничено.
Бороться с врагами поможет обновлённая боевая система, позволяющая использовать в схватках широкий спектр подручных предметов - от разводного ключа до обычного деревянного стула. Одновременно мы можем брать с собой только одно оружие ближнего боя и одно огнестрельное оружие, причём, последнее лучше использовать только в исключительных случаях - с патронами в игре та ещё напряжёнка. Но если вдруг боеприпасы закончились - не беда, поскольку ничто не помешает дать монстру по башке незаряженным пистолетом. Кстати, в ближнем бою стало возможным блокировать вражеские удары, вместе с тем, не стоит обольщаться на этот счёт, потому что удары игрока тоже могут быть блокированы. Казалось бы, отличная и эффективная система, но всё портит камера, съезжающая непонятно куда в самые напряжённые моменты схватки.
Боссы в Silent Hill: Downpour могут претендовать на звание самых невнятных за всю историю серии, среди которых пожирающее всё на своём пути красно-розовое излучение (The Void), назойливый Aristocrat, выводящий из себя The Wheelman и, конечно же, Bogeyman в несколько непривычном виде. В битвах с ними Вам обязательно придётся пройти через серию Quick Time Events, памятных ещё по Origins. Признаться, есть у боссов игры одна общая черта - они не пугают, а только раздражают.
Раз уж речь пошла о страхе, то игра пытается нас заставить нервно икать отнюдь не с помощью монстров - в ход идут старые приёмы вроде внезапно раздающихся во тьме шорохов, криков и звуков непонятного происхождения. Также имеются локации, где игрок, уворачиваясь от возникающих на пути препятствий, с большой скоростью летит вниз, словно на "американских горках" - это, безусловно, добавляет игре немного динамики, но автоматически ставит вопрос об уместности таких решений в жанре survival horror.

3) Графика:
Сначала о положительных моментах: в Downpour появилась смена времени суток. Также меняется и погода - когда Мёрфи попадает под дождь, можно увидеть как намокает его одежда. Все повреждения, полученные главным героем, отображаются на нём в виде кровоподтёков, что избавляет от необходимости лишний раз лезть в меню с целью проверить свой статус. На совесть сделаны лесные пейзажи, сам же Сайлент Хилл стал больше похож на тот город, который мы помним по первым играм серии. Не погнушались разработчики и использованием фиксированного ракурса камеры на некоторых локациях - мелочь, а приятно, прямо как в старые добрые времена.
О недостатках - в глаза практически сразу бросаются некоторые особенности освещения, из-за которых картинка выглядит излишне яркой и блестящей. Стало меньше оттенков серого и знаменитой "ржавчины" (вместо неё субстанцией, указывающей на переход в потусторонний мир, стала вода), а многочисленные подручные предметы, которые можно использовать как оружие, вовсю сияют даже в темноте. Традиционный туман на месте, но в одной из катсцен на локации Devil"s Pit можно увидеть, как сквозь него пробиваются лучи солнца - лично меня это неприятно удивило.
По совокупности, графика заслуживает оценки "хорошо" - она не показывает нам чего-то особенного, тем не менее, видно, что работе над ней было уделено должное внимание.

4) Музыка:
Наиболее спорный пункт, ибо многие поклонники Silent Hill (и я, в том числе) не представляют игры серии без музыки Акиры Ямаоки. К чести Дэниэла Лихта стоит признать - саундтрек вышел не таким уж плохим, но местами ему не хватило атмосферности. Мэри Элизабет МакГлинн, несмотря на некоторые опровержения, таки засветилась в двух композициях - Bus To Nowhere и Intro Perk Walk, где исполнила вокальные партии. Да, именно вокальные партии, а не песни, что само по себе не может не разочаровывать. Как и трек "Silent Hill" от KoЯn, не вписывающийся в атмосферу игры.
Помимо прочего, во время прохождения игроку будут встречаться радиоприёмники, из которых будет раздаваться различная музыка: от Луи Армстронга до Акиры Ямаоки. Первое, что делаешь при их обнаружении - подходишь и выключаешь, дабы не мешали. Да и вообше - подобные предметы должны служить в Silent Hill совершенно иной цели.
Из всего вышеперечисленного вынужден заключить - с уходом Ямаоки и отсутствием полноценных песен с участием МакГлинн, музыкальная составляющая серии понесла огромные потери и восполнить их не смогли даже привлечение композитора популярного сериала и легендарной нью-метал группы.

Итог:
Боюсь, он будет неутешительным. Очередная попытка реанимировать Silent Hill обернулась выпуском ещё одной посредственной "страшилки", которая, к тому же, унаследовала главный недостаток Homecoming - ужасную оптимизацию, выражающуюся в периодическом падении фреймрейта, всевозможных багах и зависаниях. И это при том, что речь идёт о версии для консоли Xbox 360, славящейся отменным воспроизведением мультиплатформенных игр. Замечу - дело вовсе не в "пиратке", обладатели лицензионных дисков жаловались на аналогичные проблемы.
Помимо технических аспектов, немало удручает один факт - постоянная смена разработчиков не пошла на пользу франчайзу, поскольку он скатился в самокопирование, уходя всё дальше и дальше от канона, заложенного первыми играми. Попытки нововведений в геймплее, улучшение графики и заверения продюссеров Konami не спасали ситуацию. Поэтому, с каждым новым релизом, надежды на возрождение былого величия Silent Hill оставалось всё меньше и меньше. А после выхода Downpour можно сказать, что её уже почти нет.

Статьи по теме: