«План местности. Условные знаки. Значение изображений местности. Цвета топографических условных знаков

Перед принятием решения о строительстве новых заводов, школ, спортивных учреждений, о прокладке дорог, о размещении сельскохозяйственных земель необходимо иметь изображение данной местности.

Небольшую по площади местность можно нарисовать или сфотографировать, но многие объекты земной поверхности по таким изображениям будет тяжело определить.

Наиболее распространенными изображениями земной поверхности являются аэрофотоснимки, снимки из космоса, карты и планы местности.

План - чертеж уменьшенного изображения местности, выполненный в условных знаках в крупном масштабе (обычно 1: 5000 и крупнее). Обычно планы составляют на небольшой участок местности, размером в несколько квадратных километров, кривизна поверхности Земли при этом не учитывается. Первые в истории карты были планами. Планы используются в самых разных отраслях промышленности и сельского хозяйства. При строительстве зданий, прокладке дорог и коммуникаций без них не обойтись.

Размещенные на поверхности объекты (леса, реки, поселки, поля и т.п.) будет видно лучше, если участок фотографировать сверху, например с самолета. Такое изображение местности называется аэрофотоснимок. На нем объекты похожи на их истинный вид на местности, видны их размеры и взаимное расположение. Между планом и аэрофотоснимком существует много различий. План местности - это чертеж на бумаге, изображающий небольшой участок земной поверхности в уменьшенном виде. От других изображений поверхности план отличается тем, что все объекты на ней показаны условными знаками. В целом удобнее и информативнее использовать план.

Аэрофотоснимок и план местности:

Рис. 2. Аэрофотоснимок и план местности

Направления на плане указывают стрелкой, острие которой всегда показывает на север. Обычно север на плане бывает наверху, юг - внизу, восток - справа, запад - слева. По плану можно определить взаимное положение предметов по сторонам горизонта, измерить расстояние между ними, пользуясь единым масштабом.

Рис. 4. План местности и условные знаки к нему

Условные знаки плана, во-первых, простые, во-вторых, непохожие друг на друга, в-третьих, напоминают самые предметы. При таких условиях они понятны всем, кто читает план. Так, реки и озера показаны голубым цветом воды, а леса - зеленым - цветом растительности. Для полей, огородов специального знака нет, поэтому такие участки оставляют на плане белыми. Знак лугов напоминает стебли травы. Пески изображены коричневыми точками. Небольшие ручьи, дороги, узкие улицы изображают условными знаками в виде линий. Такие условные знаки являются общепринятыми. Их используют на всех планах местности.

Группы условных знаков :

1. Площадные

Для обеспечения требования наглядности топографических материалов и понимания содержания планов и карт разработана специальная система графического обозначения предметов местности, которая называется условными знаками. Условные знаки подразделяют на площадные, линейные, внемасштабные, пояснительные и специальные.

П л о щ а д н ы е (контурные или масштабные) знаки применяют для заполнения контуров природных и сельскохозяйственных угодий, длина и ширина которых выражается в масштабе карты. Границы контуров показывают точечным пунктиром, внутри которых изображается условный знак, напоминающий предмет на данной площади. Например, лес изображается кружками, пески – точками и т. д.

Л и н е й н ы м и условными знаками показывают объекты линейного характера (дороги, реки, ЛЭП и др.), длина которых выражается, а ширина не выражается в масштабе карты. У линейных знаков приводятся различные числительные характеристики, дополняющие сведения о предмете. Например, на шоссе показаны ширина проезжей части и общая ширина дороги.

В н е м а с ш т а б н ы е условные знаки служат для изображения объектов, размеры которых не выражаются в масштабе карты (мосты, колодцы, километровые столбы и т. д.).

П о я с н и т е л ь н ы е условные знаки представляют собой подписи, дающие характеристики и названия объектов, например длину и ширину мостов, породу лесных насаждений и др. Эти знаки проставляют на основных площадных, линейных и внемасштабных условных знаках.

С п е ц и а л ь н ы е условные знаки применяют соответствующие ведомства при составлении специальных карт и планов этой отрасли, например трубопроводы коммуникаций (теплотрасса, водопровод и т. д.).

Кроме условных знаков для большей наглядности изображения различных элементов топографических карт используют цвет :

Для рек, озер, каналов, заболоченных участков – синий;

Для лесов и садов – зеленый;

Шоссейных дорог – красный;

Железные дороги и остальная ситуация – черный;

Коричневым цветом показываются горизонтали, характеризующие рельеф местности.

Помимо цветов используются также тип шрифта, толщина букв, их высота и наклон при обозначении. Условные знаки для разных масштабов сведены в специальные сборники, издаваемые службами геодезии и картографии. Они обязательны для всех ведомств и организаций, занимающихся составлением планов, карт, топографической съемкой местности.

Знание условных знаков необходимо для того, чтобы понимать содержание топографических материалов, уметь их “читать” и для получения нужных сведений. Для лучшего ознакомления с условными знаками на учебных топографических картах приведены основные их образцы.

3.6 Рельеф местности и его изображение на планах и картах.

Горизонтали и их свойства. Способы построения горизонталей

по отметкам точек

Рельефом называют совокупность неровностей земной поверхности. Знание рельефа местности необходимо при проектировании и строительстве железных и автомобильных дорог, осушительных и оросительных систем, промышленных предприятий и т. д. Существует несколько способов изображения рельефа на топографических картах и планах. Наиболее старый способ – это изображение рельефа ш т р и х а м и, наносимым на карту по особой шкале. Рельеф местности может быть также изображен п о д п и - с я м и отметок ряда точек или о т м ы в к о й к р а с к а м и различного тона. Однако наилучшим способом оказалось изображать рельеф г о р и з о н т а - л я м и в сочетании с некоторыми условными знаками и подписями отметок характерных точек. Горизонталь – это линия, соединяющая точки земной поверхности с одинаковыми высотами.

Чтобы правильно изобразить рельеф, необходимо знать его основные формы. Существует п я т ь о с н о в н ы х ф о р м рельефа (рисунок 3.5):

Возвышенность (рисунок 3.5, а);

Котловина (рисунок 3.5, б);

Хребет (рисунок 3.5, в);

Лощина (рисунок 3.5, г);

Седловина (рисунок 3.5, д).

На рисунке 3.5 эти формы рельефа показаны в разрезе. Рассмотрим сущность изображения рельефа горизонталями. На рисунке 3.5, а показана возвышенность (холм, гора), наивысшую точку которой называют вершиной, низ – подошвой, а боковые поверхности – скатами. Для изображения возвышенности горизонталями представим себе, что эту возвышенность пересекают ряд равноотстоящих друг от друга плоскостей, параллельных основной уровенной поверхности. Линии пересечения этими плоскостями земной поверхности и будут являться горизонталями. Спроектировав их отвесными линиями на плоскость, получим на ней изображение возвышенности.

Для наглядности некоторые горизонтали подписывают, кроме того у них ставят черточки-бергштрихи, показывающие направление ската местности.

Расстояние между двумя соседними секущими плоскостями называют высотой сечения рельефа h. На картах и планах высота сечения рельефа характеризуется разностью высот двух смежных горизонталей. Например, на рисунке 3.5, а высота сечения рельефа h = 5 м.

Расстояние между горизонталями на плане или карте называется заложением. На рисунке 3.5, а заложение d = АС. Зависимость между высотой сечения рельефа h, заложением d, углом наклона υ, уклоном i и линии местности АВ можно получить из треугольника АВС (рисунок 3.5, а):

i = h / d = tg υ. (3.6)

Уклон и угол наклона линии местности являются основными характеристиками крутизны скатов. Чем больше угол наклона, тем круче скат местности. Из формулы (3.6) следует, что чем меньше заложение d или чем чаще горизонтали на плане, тем скат местности круче.

Изображение горизонталями котловины, лощины, хребта и седловины показано на рисунке 3.5. Котловина (впадина) – замкнутое углубление поверхности (см. рисунок 3.5, б). Самую низкую часть впадины называют дном, боковые поверхности – скатами, а линию слияния с окружающей местностью – бровкой.

б)

в)

г)

Рисунок 3.5 – Основные формы рельефа

Хребет – вытянутая в одном направлении возвышенность с двумя скатами (см. рисунок 3.5, в). Линию встречи скатов в верхней части называют водоразделом (водораздельной линией).

Лощина – вытянутое в одном направлении понижение с двумя скатами (рисунок 3.5 г). Линию встречи скатов в нижней их части называют водосливом или тальвегом (водосливной линией).

Седловина – понижение между двумя возвышенностями (см. рисунок 3.5 д). Наиболее низкую точку между возвышенностями называют перевалом.

Бергштрихи на картах и планах обычно показывают по водораздельным и водосливным линиям. Подписи на горизонталях делают так, чтобы основание числа показывало направление ската. Горизонтали вычерчивают коричневым цветом. Каждую десятую или пятую из них вычерчивают утолщенной линией.

Из сущности горизонталей вытекают их свойства:

Горизонталь – это замкнутая кривая линия, все точки на которой имеют одинаковую высоту, кратную высоте сечения рельефа;

Горизонтали на плане не могут раздваиваться и обрываться; если горизонталь не замыкается в пределах плана, она замыкается за его пределом;

Горизонтали не должны пересекаться между собой, так как они получаются пересечением земной поверхности плоскостями, лежащими на разных высотах;

Чем чаще горизонтали на плане, тем уклон местности больше, или чем меньше заложение, тем скат круче;

Водораздельные и водосливные линии и направления максимального уклона горизонтали пересекают под прямым углом.

Высота сечения рельефа устанавливается в зависимости от масштаба плана и характера рельефа местности так, чтобы горизонтали не сливались между собой. В Республике Беларусь приняты следующие высоты сечения рельефа при масштабах съемки:

1:500 – h = 0,25; 0,5 м;

1:1000 – h = 0,25; 0,5; 1 м;

1:2000 – h = 0,5; 1; 2 м;

1:5000 – h = 0,5; 1; 2; 5 м;

1:10000 – h = 1; 2,5; 5 м.

Для более полного изображения и удобства чтения рельефа на картах и планах подписывают отметки характерных точек рельефа (вершин холмов, дна котловин, перевалов и т. д.). Например, на рисунке 3.5, б подписана отметка дна котловины 98,7 м.

Способы построения горизонталей по отметкам точек. Для проведения горизонталей на плане нужно нанести характерные точки, снятые на местности, и выписать их высоты. Те точки, между которыми земная поверхность не имеет переломов, т. е. имеет постоянный уклон, соединить линиями. Далее на каждой линии интерполированием находят точки пересечения ее горизонталями и отмечают высоты этих горизонталей. Соединив затем плавными кривыми линиями точки с одинаковыми высотами, получают изображение рельефа местности на плане. Таким образом, задача построения горизонталей на плане в основном сводится к умению находить проекции точек пересечения горизонталями линий, отметки концов которых известны, при этом высота сечения рельефа должна быть уже установлена. Эта задача называется и н т е р п о л и р о в а н и е м горизонталей, т. е. нахождением промежуточных значений высот горизонталей по отметкам точек. Интерполирование можно производить аналитическим или графическим способом.

Аналитический способ. По известным высотам точек А и В и расстоянию d между ними (рисунок 3.6, а) необходимо найти величины расстояний d 1 и d 2 от точки А до точек М 0 и N 0 c отметками Н м и H N , равными отметкам горизонталей.

Рисунок 3.6 – Аналитический способ интерполирования

Из подобия треугольников АВВ О, АММ О и ANN O находим:

d 1 = dh 1 / h; d 2 = dh 2 / h,

где h = H B – H A ; h 1 = H M – H A ; h 2 = H N – H A .

На плане откладывают отрезки d 1 и d 2 и получают точки M O и N O , у которых подписывают их отметки. Следует отметить, что интерполирование горизонталей проводят только по линиям с равномерным скатом. На рисунке 3.6, б показан случай неправильной интерполяции между точками А и С с неравномерным скатом местности. Как видно из рисунка, вместо действительного положения точки В будет получена точка В " и соответственно вместо Н В будет получена неверная высота Н В " .

Графический способ. Интерполирование этим способом выполняют с помощью миллиметровой или прозрачной бумаги. При наличии миллиметровойбумаги ее прикладывают к линии плана АВ. По отметкам концов АВ строят профиль этой линии. Проектируя затем на линию плана точки пересечения линии профиля с линиями миллиметровой бумаги, принятыми за секущие плоскости, получают искомые точкиМ и N. При наличии прозрачной бумаги (восковки, кальки), на ней предварительно наносят ряд равноотстоящих друг от друга параллельных линий, которым придают отметки секущих плоскостей. Восковку накладывают на план так, чтобы конечные точки линии плана заняли положение, соответствующее их отметкам между линиями восковки (рисунок 3.7). Далее точки пересечения линии плана с линиями восковки перекалывают на план. Это и будут искомые точки на плане.

Вспомните

  • Приходилось ли вам пользоваться планом или картой? Понятно ли вам было, что на них изображено? Чем план отличается от рисунка и фотографии? Что такое масштаб?

Что такое план и карта. Аэрофотоснимки и космические снимки люди научились делать совсем недавно. Но уже несколько веков известны другие виды изображения земной поверхности на плоскости - географические планы и географические карты.

    Географический план и географическая карта - это плоские уменьшенные изображения участков земной поверхности с помощью условных знаков.

Не зная условных знаков, нельзя прочесть план или карту. Поэтому работу с ними надо начинать с изучения условных знаков (см. атлас для 6 класса). Их перечень с указанием значения каждого называется легендой плана или карты. Условные знаки на планах часто изображают похожими на сами объекты. Голубой линией показывают реку, прямоугольниками обозначают дома, лес закрашивают зеленым цветом.

На картах крупного масштаба условные знаки такие же, что и на планах. А вот на картах мелкого масштаба они другие. Хотя и план, и карта изображают земную поверхность, между ними существуют значительные различия (табл. 1).

Таблица 1. Различия между планом и картой

  • Сравните условные знаки планов и физической карты мира.

Разнообразие карт. Географические карты различаются по масштабу (рис. 29). Чем больше изображаемая территория, тем мельче масштаб карты.

Рис. 29. Различие карт по масштабу

По атласу определите, на какой карте - более крупного или мелкого масштаба - площадь изображенной территории больше.

Разнообразны карты и по содержанию (рис. 30). Карты с изображением природных объектов - материков, океанов, рек - называют физическими (в переводе с греч. - «природными»). Однако существует и много других карт, на которых показаны только некоторые природные и антропогенные объекты и явления. Это, например, карты почв, природных зон, плотности населения, человеческих рас, политические и многие другие. Такие карты называют тематическими.

Рис. 30. Различие карт по содержанию

Карты разного содержания, собранные вместе в виде альбома, называются географическим атласом. Особый вид карт - контурные карты. На них изображены лишь очертания объектов.

Использование планов и карт. Географические планы и карты - это важнейший источник получения знаний, а также передачи информации. Трудно найти область человеческой деятельности, в которой бы они не применялись. С их помощью строители проектируют города и дороги, геологи ищут полезные ископаемые, летчики и моряки прокладывают маршруты самолетов и кораблей.

В современных условиях огромную роль в создании карт играет компьютерная техника. Компьютеры значительно сокращают время на подготовку карт и позволяют делать их более точными. Это особенно важно для составления карт прогноза погоды, выбросов вредных веществ в воздух и воду, распространения лесных пожаров и многих других.

Можно ли самому составить план местности? Простой план местности может нарисовать каждый человек, оценивая расстояния приблизительно, т. е. на глаз. Поэтому такую съемку местности называют глазомерной.

Для глазомерной съемки нужны: планшет (лист картона с прикрепленными к нему бумагой и компасом), трехгранная (визирная) линейка, карандаш, ластик, булавка с головкой.

Рис.31. Установка планшета и подготовка его к съемке

Расстояния проще всего измерять шагами. Длину шага можно вычислить, если пройти, считая шаги, известное расстояние. Например, если расстояние 100 м пройдено за 140 шагов, значит, длина одного шага приблизительно равна 0,7 м.

Одна из разновидностей глазомерной съемки - полярная съемка, которая про-изводится из одной точки (полюса). Эту точку выбирают с таким расчетом, чтобы с нее хорошо был виден весь снимаемый участок. В данной точке устанавливают подставку с планшетом. На будущем плане отмечают точку. Далее планшет ориентируют по сторонам горизонта, т. е. с помощью компаса определяют направление север-юг и стрелкой обозначают его на плане. Масштаб будущего плана выбирают с таким расчетом, чтобы план уместился на листе бумаги. Масштаб подписывают в нижней части плана.

Рис. 32. Полярная глазомерная съемка

Когда планшет сориентирован, на него кладут визирную линейку. Одним боковым ребром она должна проходить через полюс. Поворачивая линейку вокруг этой точки, ее верхнее ребро направляют на окружающие объекты (рис. 32). При этом направление на каждый объект прочерчивают линией. После получения направлений на все объекты съемки расстояние до них определяют шагами. Эти расстояния откладывают на плане по линиям направлений. Объекты изображают условными знаками.

Вопросы и задания

  1. Чем отличаются географические карты от планов?
  2. Какие карты называются физическими?
  3. Какое значение имеют карты для человеческой деятельности?
  4. Что такое легенда карты? Почему карты имеют иные условные знаки, чем планы?
  5. Почему на картах показывают не все географические объекты, а производят их отбор?
  6. Покажите материки и океаны на карте полушарий и глобусе. Подумайте, где их очертания ближе к истинным. Почему?

Итоговые вопросы и задания

    С помощью каких географических моделей (объемных или плоских) изображают Землю и ее отдельные участки?
  1. Переведите численные масштабы в именованные: 1: 5000, 1: 25 000, 1: 1 000 000. Переведите именованные масштабы в численные: в 1 см 10 км, в 1 см 250 км, в 1 см 100 м.
  2. Изобразите в тетради отрезок длиной 50 м в масштабе 1: 1000, 1: 2000, 1: 5000.
  3. Какова протяженность ручья, если на плане с масштабом 1: 5000 его длина составляет 10 см?
  4. Для чего нужны географические планы и карты?
  5. Сколько параллелей и меридианов можно провести на земной поверхности?
  6. Определите по карте, какая точка расположена севернее - мыс Игольный (в Африке) или мыс Южный (в Австралии).
  7. Что такое географические координаты? Для чего нужно уметь их определять?
  8. Определите по карте крайние точки материков по их географическим координатам:
    • 1° с. ш. и 104° в. д.;
    • 14° с. ш. и 18° з. д.;
    • 35° ю. ш. и 20° в. д.;
    • 7°ю. ш. и 35° з. д.
  9. Составьте под руководством учителя план школьного двора с помощью полярной глазомерной съемки.

«План местности. Условные знаки»

6 класс

Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «План мест­ности. Условные знаки». Знания этой темы пригодятся вам в будущем. Изображения местности бывают нескольких видов: рисунок, фотография, аэрофотоснимок, снимок с космического спутника, карта, план местности (топографический план).

Для создания топографических планов используют современную технику (вертолёты, самолёты, спутники) (рис.1).

Рис.1. Самолет М-101Т "Сокол" – предназначен для съёмки местности

(http://www.gisa.ru)

Фотоснимки, полученные в результате аэрофотосъёмки земной поверхности, называются аэрофотоснимками.

Рассмотрим аэрофотоснимок (рис.2) и топографический план (рис.3) одной и той же местности (русло Москвы-реки в районе Воробьёвых гор). Какое изображение нам даёт более полную информацию о географических объектах? Каким видом изображения удобнее пользоваться, чтобы совершить прогулку по Москве?

Сравнение, позволит сделать вывод о том, что именно по плану местности мы можем узнать подробную информацию о географических объектах (например, название реки, название улиц, станций метро, парков).



Рис. 2. Аэрофотоснимок снимок

(http://maps.google.ru)



Рис. 3. План местности

(http://maps.google.ru)

Масштаб 1:50 000

У
Зеленые насаждения
Шоссе
Здание

Река
Железная дорога


словные обозначения
Теперь нам необходимо подробнее познакомиться с теми особенностями, которые отличают топографический план от аэрофотоснимка.

Представьте, что вы идете в поход далеко от города. Вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно продумать, какое сна­ряжение, какую одежду взять, возможно - подготовиться к пе­реходу реки, оврага и т. д. Информацию о районе похода Вы сможете получить, правильно прочитав карту.

Пред Вами два разных изображения земной поверхности: спутниковый снимок (рис.1) и топографическая карта (план местности) (рис.4-5).

Давайте выясним, сравнив спутниковый снимок и план местности . Найдем черты сходства и различия.

Используя рисунки 4 и 5, заполним таблицу «Особенности изображения местности».


Особенности изображения

План местности

Аэрофотоснимок

1. Вид сверху

+

+

2. Можно узнать название населенного пункта, реки, озера и т.д.

+

_

3. Можно определить вид растительности, названия пород деревьев

+

_

4. Изображены все видимые объекты сверху

_

+

5. Изображены только важные объекты

+

_

6. Можно узнать стороны горизонта

+

_

7. Объекты изображены условными знаками

+

_

Подведем итог – что же такое топографическая карта или план местности?

Запишем определение понятия «план местности» в тетрадь.

План местности или топографический план (от лат. «планум» - плоскость) – изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков.

Для того чтобы работать с топографическим планом, нужно уметь его читать. «Азбукой» топографического плана являются условные знаки. Условные знаки, используемые для построения планов местности, одинаковы для всех стран мира, что облегчает их использование даже при незнании языка.

Условные знаки – обозначения, применяемые на картах или планах для изображения различных объектов и их количественных и качественных характеристик. Другими словами, условные знаки, обозначают предметы на плане и похожи на эти предметы.

Что можно узнать, пользуясь данным планом местности (рис.6)?


Рис. 6. План местности (Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова, 2009)

И ещё многое другое!

Топографические условные знаки принято разделять на: масштабные (или площадные ), внемасштабные , линейные и пояснительные .

З
арисуйте в тетрадь следующую схему:

Масштабные , или площадные условные знаки служат для изображения таких топографических объектов, занимающих значительную площадь и размеры которых в плане могут быть выражены в масштабе данной карты или плана. Площадной условный знак состоит из знака границы объекта и заполняющих его знаков или условной окраски. Контур объекта показывается точечным пунктиром (контур леса, луга, болота), сплошной линией (контур водоема, населенного пункта) или условным знаком соответствующей границы (канавы, изгороди). Заполняющие знаки располагаются внутри контура в определенном порядке (произвольно, в шахматном порядке, горизонтальными и вертикальными рядами). Площадные условные знаки позволяют не только найти расположение объекта, но и оценить его линейные размеры, площадь и очертания (http://www.spbtgik.ru ).

З
арисуем примеры условных знаков и дополним нашу схему!

Фруктовый сад

Кустарник

Луг

Выр убка

Л ес лиственный

Р едколесье

О зеро

Огород

Пашня

Болото

Посёлок

Внемасштабные или точечные условные знаки используются для передачи объектов, не выражающихся в масштабе карты. Эти знаки не позволяют судить о размерах изображаемых местных предметов. Положению предмета на местности соответствует определенная точка знака. Это могут быть отдельные сооружения, например, заводы, мосты, месторождения полезных ископаемых и пр. Кружками обозначают населённые пункты, а звёздочками - электростанции. Иногда точечные условные знаки напоминают силуэт какого-либо объекта, например, упрощённый рисунок самолета показывает аэродром, а палатки - кемпинг.



Ветряная мельница
Колодец
Школа
Домик лесника
Памятник
Электростанция
Деревянный мост
Металлический мост
Отдельно стоящее дерево
Родник
Завод

Здание
Железнодорожная станция

Фруктовый сад

Кустарник

Луг

Выр убка

Л ес лиственный

Р едколесье

О зеро

Огород

Пашня

Болото

Посёлок



Линейные условные знаки предназначены для изображения протяженных объектов на местности, например железные и автомобильные дороги, просеки, линии электропередач, ручьи, границы и другие. Они занимают промежуточное положение между масштабными и внемасштабными условными знаками. Длина таких объектов выражается в масштабе карты, а ширина на карте – вне масштаба. Обычно она получается больше ширины изображаемого объекта местности, а его положению соответствует продольная ось условного знака. Линейными топографическими условными знаками изображаются также горизонтали.

Зарисуем примеры условных знаков и дополним нашу схему!

Фруктовый сад

Кустарник

Луг

Выр убка

Л ес лиственный

Р едколесье

О зеро

Огород

Пашня

Болото

Посёлок



Ветряная мельница
Колодец
Школа
Домик лесника
Памятник
Электростанция
Деревянный мост
Металлический мост
Отдельно стоящее дерево
Родник
Завод

Здание
Железнодорожная станция




Шоссе
Просека
Тропа
Линия

электропередачи
Железная дорога

Река
Обрыв

Овраг

Пояснительные условные знаки применяются в целях дополнительной характеристики показываемых на карте местных предметов. Например, длина, ширина и грузоподъемность моста, ширина и характер покрытия дорог, средняя толщина и высота деревьев в лесу, глубина и характер грунта брода и т. д. Различные надписи и собственные названия объектов на картах также носят пояснительный характер; каждая из них выполняется установленным шрифтом и буквами определенного размера.
Зарисуем примеры условных знаков и дополним нашу схему!

Фруктовый сад

Кустарник

Луг

Выр убка

Л ес лиственный

Р едколесье

О зеро

Огород

Пашня

Болото

Посёлок



Ветряная мельница
Колодец
Школа
Домик лесника
Памятник
Электростанция
Деревянный мост
Металлический мост
Отдельно стоящее дерево
Родник
Завод

Здание
Железнодорожная станция




Шоссе
Просека
Тропа
Линия

электропередачи
Железная дорога

Река
Обрыв

Овраг


Подробнее рассмотрим данный тип условных знаков.

Если Вы хотите познакомиться с другими условными знаками, можете скачать следующий документ (Файл Word)

http://irsl.narod.ru/books/UZTKweb/UZTK.html

Теперь применим теоретические знания на практике.

Необходимо выполнить следующие пять заданий.

Задание 1.

План местности используется для:

А) изучения обширной территории, например, России;

Б) строительства, сельскохозяйственных работ на небольшой территории;

В) путешествия по различным странам мира;

Г) для прокладывания маршрута, если Вы хотите отправиться в поход.

Задание 2.

«Азбукой плана» являются условные знаки. Но что им соответствует на местности? Подберите номер, под которым изображен условный знак, соответствующей букве, обозначающей его значение (рис. 7).

Например: 1-А; 2- В.

А) обрыв; Б) болото; В) тропа; Г) кустарник; Д) луг

Рис. 7. Условные знаки плана местности

(Баранчиков, Козаренко, 2007)

Задание 3.

Дороги обозначаются на плане:

А) черными сплошными или пунктирными линиями;

Б) коричневыми линиями;

В) линиями голубого цвета;

Г) линиями зеленого цвета.

Задание 4.

Масштабными или площадными условными знаками на планах местности обозначаются следующие объекты:

А) болото, фруктовый сад, лес, пашня;

Б) колодец, школа, родник, отдельно стоящее дерево;

В) тропа, просека, река, овраг;

Г) железная дорога, огород, завод, озеро.

Задание 5.

Внимательно изучи фотографию (рис. 8) и прилегающий к ней план (рис. 9).

Ответь на вопросы.




Вопрос 1. Школьники-туристы переходят реку вброд недалеко от места впадения в нее ручья?

А) ДА; Б) НЕТ.

Вопрос 2. Можно ли по плану определить, в какую сторону течёт река Сона?

А) ДА; Б) НЕТ.

Вопрос 3. Можно ли по фотографии определить, какова вероятная ближайшая цель школьников-туристов?

А) ДА; Б) НЕТ.

Вопрос 4. Можно ли по плану местности определить, что туристы направляются в сторону деревни Сонино, где они могут отдохнуть и пополнить свои продовольственные запасы?

А) ДА; Б) НЕТ.

Вопрос 5. Какие угодья, занимают большую часть территории, изображенной на плане.

А) болота;

Б) смешанный лес;

В) кустарник;

Список литературы, использованной учителем при разработке урока


  1. География Земли: 6 кл.: задания и упражнения: пособие для учащихся/ Е.В. Баранчиков, А. Е. Козаренко, О. А. Петрусюк, М. С. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007. – С. 7-11.

  2. Начальный курс географии: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2010. – 174с.

  3. Рабочие программы по географии. 6-9 классы/ Н. В. Болотникова. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – С. 5-13.

Этот материал для вас подготовила учитель географии ЦО №109

Дарья Николаевна Чекушкина.

Адрес электронной почты: chekushkina . daria @ gmail . com


Астапова Ольга Владимировна

учитель географии

БОУ г. Омска «Лицей «Бизнес и информационные технологии»

Урок географии в 6 классе «Топографический план и топографическая карта»

Урок_9. Топографический план и топографическая карта.

Планируемы результаты:

личностные: формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности;

метапредметные: формирование умений работать с различными картографическими источниками – формирование информационной компетентности;

формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

предметные: определять масштаб на плане, карте; переводить масштаб из одного вида в другой; производить измерения на плане и простые вычисления; читать топографический план при помощи условных знаков

Оборудование: учебник (Летягин А.А. География 6 класс) , карты разных масштабов, раздаточные карточки с заданиями

Ход урока:

    Организационный момент (1-2 мин)

    Изучение нового материала (35 мин)

Постановка проблемной ситуации

Начертите план пришкольного участка на обычном формате бумаги. (испытывают затруднения )

Как вы это сделаете? (учащиеся предлагают варианты ).

Почему не можете?

Давайте вспомним, что такое топографический план?

СЛАЙД 1

Топографический план - это изображение небольших участков земной поверхности в масштабе с помощью условных знаков.

(выделить слова, которые еще не изучили)

Сообща приходим к выводу о масштабе и условных знаках.

СЛАЙД 2 (изображение топографического плана и топографической карты)

Чем отличаются эти два изображения? (испытывают затруднения)

Итак, тема сегодняшнего урока «Топографический план и топографическая карта» (СЛАЙД 3)

Через нее учащиеся приходят к выводу о цели и задачах урока.

Цель урока: - познакомиться и научиться пользоваться масштабом и условными знаками.

    Масштаб

Работа в парах! (3 мин). Обсуждение результатов работы (10 мин) (Приложение 1)

Задание 1. Работа с определениями по тексту учебника (§ 9, стр.50)

    Что такое масштаб? Для чего он нужен? (СЛАЙД 4) Масштаб – (нем. mab – мера, stab – палка) – отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.

Что показывает масштаб?

    На какие группы делятся карты по масштабу? (СЛАЙД 4).

крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные.

Карты в зависимости от условно подразделяют на следующие типы:

    топографические планы - до 1:5 000 включительно;

    крупномасштабные топографические карты - от 1:10 000 до 1:100 000;

    среднемасштабные топографические карты - от 1:200 000 до 1:1 000 000;

    мелкомасштабные топографические карты - менее 1:1 000 000.

Рассматриваем рис. 24 на стр. 51.

Как изменяется изображение земной поверхности в зависимости от масштаба?

Какой можно сделать из этого вывод?

    В чем отличие топографической карты от топографического плана? (СЛАЙД 5) Возвращаемся к первому слайду.

    Какие способы записи масштаба бывают? (СЛАЙД 6) (Виды масштаба: численный, именованный, линейный)

Чем меньше знаменатель численного масштаба, тем крупнее масштаб. Планы составляют в крупных масштабах, а карты - в мелких. В картах учитывается «шарообразность» земли, а в планах - нет. Из-за этого планы не должны составляться для территорий площадью свыше 400 км² (то есть участков земли крупнее 20×20 км).

Виды масштабов

Линейный

Именованный

в 1 см 100 м

Численный

1 : 10 000

(рис. 25, стр. 52).

Каким видом масштаба удобнее пользоваться для определения расстояний между объектами на карте или плане? (именованный )

С помощью какого масштаба мы можем произвести более точные измерения расстояния? (ответ в учебнике стр. 54)

Как перевести значение одного вида масштаба в другой? (правила перевода , формулируем вместе с учащимися) ( СЛАЙД 7)

Первичное закрепление

Путешествие в Масштабию (6-7 минут) (Приложение 2)

Обязательным для выполнения 4 задания, 5,6 задания для более продвинутых учеников.

СЛАЙД 8 – Эталон выполнения работы (3-4 мин)

Физкультминутка (1 МИН) СЛАЙД 9

Голова чтоб не болела, Ей вращаем вправо-влево. А теперь плечами крутим - И для них разминка будет. Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим. Повороты вправо-влево, Плавно производим. Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминке. Хоть приятно разминаться, Вновь пора нам заниматься.

    Условные знаки (15 мин)

Музыканты из разных стран понимают друг друга и используют свой особый язык – нотную грамоту. Для математиков таким языком общения стали цифры и символы. Химики применяют в своей науке язык символов химических элементов и формул веществ. Для танцоров существует язык жестов и движений. Мы знаем, что языком, которым владеют географы всех стран, является язык знаков. Знаки и обозначения на карте поймет без труда и ученый, и геолог, и полярник любого государства.

Работа в группах! (3 мин)

Выполнение задания на определение условных знаков (Приложение 3)

СЛАЙД 10 (Эталон выполнения работы)

Кто справился полностью с заданием?

У кого были затруднения?

В чем причина?

Без знания условных знаков нельзя понять изображения местности на плане, как без знания букв нельзя прочитать книгу! Но если в русском языке 33 буквы, то топографических знаков более 150 !

Требования к условным знакам: 1) простота;

2) непохожесть друг на друга;

3) знаки напоминают сами предметы.

Знакомство с условными знаками.

Работа с учебником (стр. 55, форзац учебника) и картой в атласе (5 мин).

- На какие группы делятся условные знаки? (Промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты, растительный покров и т.д .) (СЛАЙД 11)

- Как различаются условные знаки по внешним признакам? (Конфигурация, цвет, геометрические свойства и т.д.)

Что называют азбукой карты? (легенда) (СЛАЙД 12)

Как делятся условные знаки по геометрическим свойствам и назначению? (масштабные, внемасштабные, пояснительные ) (СЛАЙД 13)

Задание на закрепление знаний (5 мин)

Распределите условные знаки (рис. 28 стр. 55) по группам.

Самооценка по шаблону (СЛАЙД 14)

    Рефлексия. (2 мин.)

СЛАЙД 15

ЛЕСТНИЦА УСПЕХА (раздается каждому ученику)

Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой вы усвоили сегодняшнюю тему

3

3 «Я умею читать карту, пользоваться масштабом, определять расстояния по плану»

2

2 «Я понимаю карту, знаю где найти обозначения условных знаков, умею пользоваться масштабом, но не умею определять расстояния по плану»

1

1 «Знаю, где найти условные обозначения на карте, но не могу читать карту, не понял как пользоваться масштабом»

0 «Я не понял, как читать карту и пользоваться масштабом. Тема для меня была трудной»

0

    Домашнее задание. (2 мин)

СЛАЙД 16

§ 9

Творческое задание:

Составить маршрут с использованием направлений, азимута, масштаба и условных знаков.

Оформить задание на отдельном листе.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Приложение 1

Задание 1.

    Что такое масштаб? Для чего он нужен?

Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)

    На какие группы делятся карты по масштабу?

____________________________________________________________________________

Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)

    В чем отличие топографической карты от топографического плана?

________________________________________________________________________

Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)

    Какие способы записи масштаба бывают?

_______________________________________________________________________

Приложение 2

Путешествие в страну Масштабию.

1 этап

Перевести именованный масштаб в численный:

В 1 см – 10 км в 1 см – 200 м

2 этап

Перевести численный масштаб в именованный:

1: 750 000 1: 100 000

3 этап

Учащиеся прошли на север 2000 м. Начертите маршрут движения с помощью масштаба в 1 см – 1 км.

4 этап

Какой масштаб крупнее: 1: 700 000 или 1: 200 000

5 этап

Чему равна действительная площадь квадрата, который на карте масштаба 1: 35 000 000 изображен в виде квадрата со стороной в 1 см?

6 этап

Определить масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем имеет длину 10 см.

Приложение 3

Задание для работы с условными знаками.

Замени выделенные слова условными обозначениями.

«Недавно мы поселились в домике лесника . Его избушка стоит левее проселочной дороги , которая пересекает березовый лес . На опушке леса проселочная дорога переходит в полевую. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника , за ними - фруктовый сад и наша школа . Все лето мы купались в озере , недалеко от него очень красивая деревянная церковь , а рядом – колодец с прохладной, вкусной водой. В лесу множество интересных тропинок , красивые луга ! Приехать к нам ты можешь по железной дороге

Поле для заполнения условными знаками.

Статьи по теме: