Подкинуть свинью. Что означает выражение "подложить свинью"

кому . ПОДЛОЖИТЬ СВИНЬЮ кому . Разг. Ирон. Готовить втихомолку и незаметно неприятность, гадость и т. п. Если Николай Ваныч видит, что другому эту плавку выпускать, - обязательно свинью подложит (В. Попов. Сталь и шлак).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Подложить свинью" в других словарях:

    подложить свинью - См. неприятность... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. подложить свинью насыпать соли на хвост, подмочить репутацию, подставить ногу, сделать подлянку, подстроить… … Словарь синонимов

    подложить свинью - кому Совершить по отношению к кому л. непорядочный поступок, подлость … Словарь многих выражений

    Подкладывать/ подложить свинью - кому. Разг. Неодобр. Вредить, причинять большую неприятность кому л. ФСРЯ, 413; БТС, 870; БМС 1998, 519; ФМ 2002, 420; Мокиенко 1990, 142; ЗС 1996, 231, 356; СПП 2001, 69 … Большой словарь русских поговорок

    подложить - Подложить свинью кому (разг.) перен. устроить большую неприятность кому н. Так и мечтал подложить кому нибудь свинью … Фразеологический словарь русского языка

    ПОДЛОЖИТЬ - ПОДЛОЖИТЬ, подложу, подложишь, совер. (к подкладывать), что. 1. Положить подо что нибудь. Спал, подложив под голову седло. Подложить камень под колесо. 2. Сделать подкладку из чего нибудь (порт.). Подложить шелк под пальто. 3. Приложить, добавить … Толковый словарь Ушакова

    подложить - ложу/, ло/жишь; подло/женный; жен, а, о; св. см. тж. подкладывать, подкладываться, подкладывание 1) что и чего Положить под кого, что л. или приложить к кому, чему л. Подлож … Словарь многих выражений

    Свинью подсунуть - Свинью (кому нибудь) подсунуть, подложить, подпустить (иноск.) противодѣйствовать, перегородить, помѣшать (устроить неудачу). Ср. Шпильку подпустить. Ср. Одинъ изъ сослуживцевъ Павлищева, желавшій подложить ему «свинью», какъ то при докладѣ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    свинью(кому-нибудь) подсунуть(подложить, подпустить) - (иноск.) противодействовать, перегородить, помешать (устроить неудачу) Ср. Шпильку подпустить. Ср. Один из сослуживцев Павлищева, желавший подложить ему свинью, как то при докладе возбудил вопрос о неправильности ходатайства о пенсии вдове… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    подложить - ложу, ложишь; подложенный; жен, а, о; св. 1. что и чего. Положить под кого, что л. или приложить к кому, чему л. П. грелку к ногам. П. подушку под спину. П. соломы под ящики со стеклом. 2. что и чего. Положить дополнительно, добавляя к чему л.… … Энциклопедический словарь

    Кому. ПОДЛОЖИТЬ СВИНЬЮ кому. Разг. Ирон. Готовить втихомолку и незаметно неприятность, гадость и т. п. Если Николай Ваныч видит, что другому эту плавку выпускать, обязательно свинью подложит (В. Попов. Сталь и шлак) … Фразеологический словарь русского литературного языка

Книги

  • Доброе слово и револьвер менеджера , Константин Мухортин. Цитата Увольняя сотрудника бурно, "как в кино", можно подложить свинью и себе, и компании. По статистике, "обиженный" сотрудник (как и клиент) распространяет в пять разбольше негативной…

Фразеологизм «Свинью подложить» значение

Слыша слово «свинья», каждый из нас тотчас рисует себе всем известное домашнее животное. Образ этот давно приобрел не слишком почетное значение, и многие удивляются, скажем, когда встречают в истории знатную боярскую фамилию «Свиньины». Что за фантазия была у людей называться «свинским» именем!

Между тем предок Свиньиных получил эту фамилию в награду за воинскую заслугу: он первый построил велико — княжеское войско «свиньею», то есть «клином». Известно также, что Александр Невский сумел разгромить на Чудском озере рыцарскую «свинью».

Треугольный боевой порядок «свинья» считался весьма грозным.

Возможно, потому-то слова «подложить свинью» (кому-либо) и стали означать: устроить крупную неприятность. Любопытно, что в немецком языке идиоматическое выражение «иметь свинью» означает «везение». «Эр хат швайн» («он имеет свинью») – ему везет.

Интересным для объяснения оборота «подложить свинью» может считаться и эпизод из книги Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» о хитрости, к которой прибег брат Жан, готовясь к битве с колбасами. Повторив уловку древних греков при осаде Трои (см. «Дары данайцев»), он приказал соорудить огромную свинью и вместе с поварами спрятался внутри нее. В решающую минуту предводительствуемые братом Жаном повара выскочили из укрытия и обратили ошеломленного противника в бегство.

Впрочем, следует сказать, что объяснения эти не могут быть признаны бесспорными. Не исключена возможность, что основанием для них послужило непобедимое отвращение некоторых восточных народов (в частности, татар) к свиному мясу. Магометанин, которому «подложили свинью» за трапезой, то есть угостили обманным способом свининой, приходил в величайший гнев и чуть ли не заболевал. Весьма вероятно, что наше выражение пошло отсюда.

Многие поговорки вошедшие в обиход сегодня - имели свою предысторию. Давайте посмотрим откуда берёт своё начало выражение «Подложить свинью» .

В далёкие времена, ещё до нашей эры, Творец неба и земли, дал одному из народов законы, по которым они должны были жить! Один из пунктов этих законов говорил о пище, то-есть, что можно есть, а что употреблять в пищу запрещалось.

Этим народом были Израильтяне. Свинья считалась у них нечистым животным, мясо которого нельзя было употреблять в пищу:

2 скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле:
3 всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте;
4 только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
5 и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас,
6 и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
7 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;
(Лев 11:2-7).

8 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь
(Втор 14:8).

Она также считалась символом грязи, греха и отсутствия угрызений совести:

22 Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная
(Пр 11:22).

6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас
(Мф 7:6).

22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи
(2 Пет 2:22).

Принесение свиньи в жертву и употребление свинины в пищу приравнивалось к идолослужению:

3 к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках,
4 сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него
(Ис 65:3-4).

17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, - все погибнут, говорит Господь
(Ис 66:17).

По этим то причинам, пасти свиней, считалось презренным занятием для иудея (см. Лк 15:15).

Стада свиней, упоминаемые в Новом Завете, паслись в окрестностях десяти эллинистических городов (см. Мф 8:30-33; Мк 5:11-14; Лк 8:32-34), и хотя иудеи (которые занимались подобным бизнесом) не употребляли в пищу мясо свиней, они могли спокойно продавать его эллинам.

Исторический контекст

У иудеев был обычай, строго соблюдать букву закона (предписаний Ветхого Завета), не важно, что происходит вокруг нас, а ритуалы нужно соблюдать. Если перефразировать это, то получается следующая поговорка; «Война - войной, а принесении жертв на алтарь, по расписанию» . Много раз иудеи сталкивались с этой проблемой, когда их столица, главный город страны Иерусалим, подвергался осаде римлянами или арабами.

В конце 60-х годов до н. э. произошла гражданская война в иудеи. Две противоборствующие партии сражались между собой за власть. Вот что по этому поводу мы имеем в письменных источниках:

«…пока священнослужители и Аристобул подвергались осаде, наступил праздник Пасхи, в который, по нашему обычаю, приносятся Предвечному обильные жертвы.

Тогда товарищи Аристобула, нуждаясь в материале для жертвоприношений, обратились к единоверцам с просьбою снабдить их таковыми за какие угодно деньги. Несмотря на то, что единоверцы назначили за каждую голову [жертвенного животного] по 1000 драхм, Аристобул и священнослужители охотно согласились заплатить эту цену и выплатили деньги, спустив их на ремнях со стен.

Однако осаждающие, взяв деньги, и не думали отдать за них жертвенных животных, и даже дошли при этом до такой гнусности, что нарушили данное слово и глумились над Предвечным, не выдав просителям нужного для жертвоприношения…»

(Флавий, И. «Иудейские древности» // том 2; кн. 14; гл. 2; п. 2; ст. 75).

Похожую историю мы находим и в Талмуде. При этом мудрецы добавляют несколько деталей, не упомянутых Флавием:

«…во время войны между хасмонейскими принцами, Гиркан осадил в Иерусалиме своего брата Аристобула.

Каждый день осажденные спускали со стен корзину с динариями, и осаждавшие клали в нее жертвенное животное. Один старик, изучавший греческую мудрость, намекнул осаждающим с помощью греческой мудрости: «Пока продолжаются жертвоприношения, вам не взять город».

На следующий день вместо жертвенного животного осаждавшие положили в корзину свинью…»

(Вавилонский Талмуд, трактат Сота, 49 б. //

Не каждый день можно услышать это словосочетание "подложить свинью "
Как часто вам "подкладывали свинью " в вашей жизни?
Это крылатое выражение известно каждому российскому гражданину.Когда вы делаете,какую нибудь гадость своему ближнему,это происходит,как правило втихомолку и скрытно.Это значит,что вы "подложили свинью " и скорее всего весьма довольны этим обстоятельством.Звучит весьма иронично,но смысл довольно негативный.Вообще заниматься такими мелкими гадостями дело недостойное.Оно не украшает того,кто занимается этими подлостями.

История возникновения выражения "подложить свинью"

Первый вариант.
Зачем обидели свинью,придумав такую поговорку?Ведь по сути,начиная еще с давних времен свинья является преданным другом человека.
Все дело в том,что во времена Александра Невского граждане из Евросоюза решили,как обычно зайти в гости не спросив на то разрешение.Это событие произошло на Чудском озере,когда вооруженные(отнюдь не толерантностью) немецкие рыцари выстроились в боевые порядки,которые носили название "построение свиньей ". Если на такое построение посмотреть сверху,то оно было похоже на треугольник.На самом острие треугольника находились самые сильные рыцари полностью закованные в доспехи.Такой порядок был очень эффективным и грозным.Вот из тех далеких времен до нас и дошла эта крылатая фраза "подложить свинью ",которая означает сделать кому то большую неприятность.
Стоит отметить,что в данном конкретном случае свинья это не доброе домашнее животное,а боевой порядок толерантных немцев.

Второй вариант.
Этот вариант выражения "подложить свинью " произошёл не от воинского умения европейских граждан,а от вкусовых пристрастий восточных народов.Многие знают,что некоторым народам религия запрещает подавать на обеденный стол свинину. Бывали ситуации,когда чем то разозленные люди сидевшие за одним столом,подкладывали в тарелку кусочки свинины.Тем самым они оскверняли это блюдо.Если человек обнаруживал кусочки нечистого животного в своей тарелке,то ослепленный яростью,он мог начать совершать непродуманные поступки.В редких случаях это приводило к продолжительной болезни,скорее психологического характера.

Третий вариант.
На Руси существовала игра,которая называлась "в свинки ". Бывали случаи,когда ради забавы игроку меняли "свинку",с которой совершенно невозможно было играть.

Подложить свинью - серия мини-квестов , состоящая из 4 частей:

  • подложить свинью → деньги/трофей/золотой кирпич;
  • пустить петуха → трофей/опыт;
  • дать краба → трофей/деньги/лечение;
  • отвесить леща → золотой кирпич/группа монстров

Существует древняя легенда о том как один герой , движимый жалостью, решил помочь своему приятелю, а в результате впутался в целое приключение. Итак, давным-давно, кажется, в прошлую пятницу…

Как один отзывчивый герой свинью подкладывал

Так вот, был у него друг - торговец. Имя его уже и не вспомнить, давно это было, для краткости, назовем его Иа. Наш герой приносил купцу трофеи, тот давал ему пару монет сверх обычной цены, да ещё и скидку на снаряжение . Поэтому наш герой приходил к нему снова и снова. Только вот торговец был грустным, вздыхал всё время, на вопросы о причинах своей грусти отвечал расплывчато, вытянуть из него ничего обычно не получалось, пока… Пока наш Винсент не притащил из похода особо крупную кучу трофеев, да ещё и монет мешок приличный. Разобравшись с трофеями, радостный Винни уговорил Иа пойти с ним в таверну . Там они посидели немного, потом ещё немножечко, потом ещё чуть-чуть, пока…

Пока, уже за полночь, порядком захмелевший торговец не поведал свою историю. Оказалось, в стародавние времена он сам был героем и занимался обычными геройскими делами. Однажды мчался он по сельской местности на ездовом питомце, и задавил выскочившего на дорогу поросёнка. На предсмертный визг умирающей животины выбежала из придорожной хижины старая женщина в больших круглых очках, увидела раздавленную свинку и зарыдала, запричитала, мол, одна у неё была надежда - к зиме поросёнка выкормить, вырастить и всю зиму его есть. Сама она - бедная вдова, последние деньги отдала за поросёнка, и теперь ей, видать, светит голодная смерть. Иа послушал всё это, покраснел, втянул голову в плечи да и тихонько уехал восвояси. Вот только ещё по дороге в город заела его совесть, и ночь в таверне он уснуть не мог. Тогда и решил он бросить геройствовать и остаться в городе торговцем, лишь бы не попадаться больше на глаза той вдове. Однако совесть его в покое не оставила, и чем ближе к зиме, тем сильнее грызла его. И попросил торговец героя отвезти той вдове копчёную тушу свиньи, чтобы загладить свою вину, у него самого духу не хватало бы перед ней появится. И ещё умолял свинью подложить вдове тайком, чтобы она расспрашивать не начала. Так они и порешили.

Поехал Винни к хижине вдовы, дождался ночи в соседней рощице, а пока ждал увидел как пара подозрительных босяков что-то закапывала на соседнем поле. Герой подложил свинью в раскрытое окошко хижины, вернулся на поле, быстро нашёл в лунном свете рыхлую землю и отрыл маленький сундучок с монетами. Обрадовался кладу, заночевал в той же рощице, а утром, как-бы невзначай, поехал мимо домика вдовы, радостная женщина поприветствовала его и рассказала, что случилось чудо , и невесть откуда к ней в дом попала целая копчёная свинья, и теперь ей будет чем питаться зимой. Винсент разыграл удивление, поохал для порядка, пожелал вдове доброго здоровья и отправился назад в город. По пути увидел бродячих артистов, показывающих петуха, танцующего под музыку. Вот только герой наш знал этот фокус - птицу ставили на бочку с железным верхом, в бочке разжигали костерок, и петух пританцовывал потому, что ему жгло ноги. Изверги, в общем. Осерчал наш герой, ведь он был добрым по натуре , решил освободить птицу. Достал Винни своё оружие, разогнал горе-артистов, петуха пустил на волю, да ещё прихватил трофей, брошенный убегающими балаганщиками.

Поехал герой дальше и выехал на берег моря, а на берегу как раз рыбаки вытаскивали свою лодку из воды, вернувшись с уловом. Один из рыбаков вежливо поприветствовал благородного рыцаря. Винсенту, хотя рыцарского звания он и не имел, было очень приятно такое обращение, и он не стал поправлять босяка. А тот попросил отвезти его отцу корзину свежих крабов. Отец его тоже был рыбаком, но был уже стар и море не выходил, а жил в хижине на берегу лесного озера. Ехать к озеру было как раз по дороге, и «сэр рыцарь» благодушно согласился. Доехал он к лесной хижине к вечеру, отдал крабов старику, тот поблагодарил героя и предложил заночевать у него. Посреди ночь он проснулся от шума. Старый рыбак поведал ему, что это монстры повадились устраивать какие-то то ли турниры, то ли соревнования на берегу озера, шумят, рыбу всю распугали, старику часто и выловить ничего не удается, живет впроголодь, и если бы не посылки от сына, давно бы уже помер. Осерчал Винсент, схватил со стола здоровенного сушёного леща, твердого как камень и выбежал из хижины. Подкрался к костру, вокруг которого шумели монстры, прислушался и понял, что это победители монстрячьего турнира празднуют победу и полученный кубок. Вышел герой в круг света от пламени и стал стыдить иродов, что они совести не имеют, по ночам шумят, людям спать не дают. Посмеялись чудища, грубостью ответили. Хоть и добр был Винни, но не смог стерпеть такого, и тем самым сушеным лещом надавал по наглым мордам. Монстры не ожидали такой ярости и разбежались, даже кубок свой в костер уронили, расплавился кубок в ком золота. Почесал герой затылок, выкатил ком из костра, постучал по нему камнем, придав форму кирпича, да и забрал себе.

Воротился герой к другу своему, говорит: «Радуйся, торговец, благую весть тебе принёс - всё сделал, как велено. Вдова счастлива, да и сам я не обделён. Так и ты будь весел, и больше не вешай нос». А тот ему и отвечает, так, мол, и так, спасибо, конечно, выручил очень, да вот радоваться мне особо нечего, снова большое горе у меня. Пока тебя не было, обрадовался я, что снова смогу жить прежней свободной жизнью, пошёл в лес на охоту, думаю, развеюсь да заодно провиант запасу. Битый час ходил по лесу дремучему - ни зайца, ни куропатки, какое уж тут веселье! Вдруг слышу: хрюкает кто-то, глядь - кабаниха, супруга славного Кабаньеро поросят кормит. Прицелился было в неё, но тут же понял, не могу убить кормящую мать: рука не поднимается. Да и больно матёрая, такую одним выстрелом не свалить. Махнул рукой, в сердцах схватил порося, что поближе лежал, и ну дёру. Тут такой шум поднялся у меня за спиной, что я перепугался, покрепче добычу к груди прижал, только ходу прибавил - сам не помню как дома очутился. Но так жалобно визжал тот поросёнок в пути, так вырывался, так бился копытцами своими мне в самое сердце, что знаю наверняка: лишил я малыша матери, а мать - любимого сына. И не знать мне покоя до скончания дней, если не выручишь. Будь другом, отнеси его обратно в лес, верни любящей маме. И если можешь, лучше правым боком показывай, слева он подгорел в печи - и тут я, горемычный, виноват, не уследил. А лучше и вовсе незаметно подложи…

«Другого дурака поищи», - отвернулся от него наш герой. На том и закончилась крепкая дружба.

Статьи по теме: