Подвижная игра пятнашки с мячом. Подвижная игра «Третий лишний». Подвижная игра «Змейка»

Включение «пятнашек» при проведении уроков позволяет повысить педагогическую плотность за­нятий, делает его более эмоциональным и динамичным, повышается инте­рес занимающихся к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПЯТНАШКИ»

на уроках физической культуры.

Игра в «пятнашки» или «салки», - одна из самых распространенных и любимых игр детей.

Эта игра простая по организации, эмоциональная, не требующая специального оборудования.

Пожалуй, нет таких качеств, которые не развивала бы и воспитывала эта игра.

Включение «пятнашек» при проведении уроков позволяет повысить педагогическую плотность за нятий, делает его более эмоциональным и динамичным, повышается инте рес занимающихся к уроку.

«Пятнашки» обычные

Описание игры. Игроки передвигаются по площадке, убегая от водя щего. Задача водящего - догнать любого игрока и запятнать его, коснув шись рукой. Запятнанный игрок становится водящим, а бывший водящий - убегающим.

При практическом применении обычных «пятнашек» могут исполь зоваться следующие варианты передвижения игроков:

  • произвольный бег;
  • прыжками на одной ноге;
  • прыжками на двух ногах
  • прыжками на одной ноге, вторая нога поддерживается одноименной рукой за стопу;
  • прыжками на одной ноге, вторая нога поддерживается разноименной рукой за стопу сзади;
  • передвижения приставными шагами;
  • ходьба и бег в приседе;
  • прыжками на двух ногах в приседе;
  • передвижение на четвереньках;
  • передвижение по «лягушачьи»;
  • передвижение с различным положением рук (за головой, за спиной, на поясе, кисти в замок между ногами, одна рука на голове, вторая на поясе и т.п.);

Можно использовать различные предметы и мячи. Например: пере движение прыжками на двух ногах с набивным мячом, зажатым коленями или голеностопными суставами.

«Пятнашки по линиям»

Все игроки, в том числе и водящий, передвигаются только по лини ям, нанесенным на площадку. Убегающий игрок, сошедший с линии, ста новится водящим.

Если линии отсутствуют их нужно начертить, учитывая следующее:

  1. Линии наносятся в различных направлениях и на различном рас стоянии друг от друга.
  2. Линии должны быть прямые и дугообразные
  3. Линии должны пересекаться и соединяться.

«Номерные пятнашки»

Группа рассчитывается по порядку. Каждый должен запомнить свой номер. Игра проводится по обычным правилам, но с добавлением сигнала руководителя (тренера) на смену водящего. В любой момент руководитель может громко назвать номер и тогда водить начинает игрок, чей номер был назван руководителем.

Установка игрокам.

Не скучиваться на площадке, сторониться всех игроков, т.к. в любой момент водящим может стать ближний к вам игрок и ему не доставляет труда запятнать вас.

«Пятнашки заказные»

Водящий может выбрать способ передвижения. Например, прыжка ми на левой ноге, правая рука за голову. Убегающие игроки должны ис пользовать тот же способ передвижения. Запятнанный игрок, становясь водящим, выбирает свой вариант передвижения.

Дополнительные правила

  1. Игрок, нарушивший способ передвижения, становится водящим.
  2. Водящий не имеет права менять способ передвижения в ходе пре следования.

Установка игрокам.

  1. Внимательно следить за водящим и убегающим, чтобы своевре менно и правильно принять новое положение.
  2. Каждый должен заранее продумать несколько своих вариантов пе редвижения, которые придется использовать, находясь в роли водящего.
  3. Нельзя повторять способы передвижения, использованные ранее другими игроками.

Указания по организации игры.

  1. Перед игрой следует напомнить несколько способов передвиже ния, и дать время игрокам подумать над своими вариантами.
  2. Следить за правильным положением игроков при передвижении должен руководитель (тренер). В случае нарушения он должен подать сиг нал и сменить водящего.

«Пятнашки» с позами

Играя в обычные «пятнашки» убегающие игроки имеют возмож ность в критической ситуации, когда водящий вот-вот догонит, использо вать свой шанс. Для этого они должны принять какую-нибудь позу, или выполнить какое либо сложное движение, которое водящий обязан повто рить, прежде чем запятнать убегающего. Пока водящий повторяет эту позу или движение, игрок старается убежать дальше от водящего. Чем сложнее окажется поза или движение, тем легче убежать от водящего.

Примерные позы: упор присев, сед на полу, «ласточка», различные сплетения рук, упор лежа и т.д.

Примерные движения: кувырок, прыжок с касанием щита, элемент танца и т.п.

Чем чаще играющие будут использовать необычные позы и движе ния, тем веселее и интереснее проходит игра.

«Двухсторонние пятнашки»

Игроки распределяются на две группы. Каждая группа самостоя тельно играет на своей половине площадки в «свои пятнашки». По сигналу учителя игроки должны моментально перейти на способ передвижения, который был в данный момент у игроков на другой стороне площадки, и продолжить игру.

Дополнительные правила.

  1. Игра проходит по обычным правилам.
  2. Тот, кто последним перешел на новый способ передвижений, ста новится водящим.
  1. В каждой группе используются «пятнашки» разной направленно сти. Так, например, если в первой группе игра нацелена на развитие силы мышц ног («пятнашки» с передвижением прыжками), то вторая группа решает задачу развития силы мышц рук («пятнашки» в положении упора сидя сзади).
  2. Большего внимания требует игра, когда на обеих площадках игра ют в заказные «пятнашки».

Указания по организации игры.

Тренер определяет игрока, который опоздал с переходом на новый способ передвижения.

«Столбики»

Игроки рассчитывается на первый - второй. Первые номера произ вольно размещаются на площадке, изображая «столбики». Вторые номера, обегая и прячась за «столбики», играют в «пятнашки». По сигналу тренера игроки меняются ролями - вторые номера останавливаются, изображая столбики, а первые номера начинают играть в «пятнашки». И так по каж дому сигналу тренера.

  1. Для того чтобы игра проходила динамично и эмоционально следу ет подавать сигналы через каждые 20-30 секунд.
  2. Желательно, чтобы играющие подгруппы (первые и вторые номе ра) имели разную форму одежды.

3. До начала игры назначить первых водящих в подгруппах.
Установка игрокам.

  1. По сигналу играющие должны остановиться моментально там, где их застал свисток и стоять по стойке «смирно», чтобы не мешать уже включившимся в игру.
  2. Внимательно следить за водящим, чтобы после сигнала на игру знать от кого убегать.
  3. Убегая от водящего, нельзя толкать и цепляться за «столбики».

«Пятнашки» в кругу

Игроки распределяются попарно. Каждая пара играет в своем кругу диаметром 4 м. Если нет возможности четко начертить круг на полу - это делается мысленно. Игра проходит по обычным правилам.

Варианты:

  • водящий должен запятнать спину;
  • водящий должен запятнать колено;
  • водящий должен запятнать стопу;
  • водящий должен запятнать мяч, который держит партнер двумя ру ками за спиной;
  • водящий должен запятнать мяч, который держит партнер двумя ру ками перед собой.

Установка игрокам.

  1. Стараться не выходить за пределы круга
  1. Убегающий игрок не имеет права поворачиваться к водящему спи ной.

Указания по организации игры.

Мячи могут быть как баскетбольными, так и набивными.

1. Игроки не должны выпускать из поля зрения своего водящего и,
используя других играющих как заслон, прячась за них, больше передви
гаться приставными шагами, выполнять различные повороты, рывки, вы
шагивания, осложняя тем самым задачу водящему.

2. Разрешается касание других игроков, но не толчки.
Методические рекомендации.

Чем лучше подготовлены игроки, тем меньше должны быть размеры игровой площадки. При игре в четверках необходимо внимательно следить за игроками своей команды, для быстрого переключения.

«Пятнашки» в парах

Игроки распределяются попарно. Каждая пара, держась за руки, иг рает в обычные «пятнашки». Первой начинает водить пара сильнейших игроков.

Варианты передвижений:

  • держась за руки лицом в одну сторону;
  • держась за руки, один лицом, второй спиной в сторону движения;
  • спиной друг к другу, сцеплением за локти, приставными шагами;
  • спиной друг к другу, сцеплением за локти, в приседе, прыжками на небольшой площади;
  • набивной мяч зажат спинами. Передвижения приставными шагами. Дополнительные правила.

Если в процессе движения водящая или убегающая пара расцепи лась, это считается ошибкой. Либо пара должна продолжить роль водящей, либо убегающая пара становится водящей (даже в том случае, если ее не успели запятна

Заключение

Представленные варианты «пятнашек» я использую на своих уроках, Каждый преподаватель может творчески развить и существенно дополнить представленные варианты иг ры с учетом конкретных педагогических задач.


- С этой игрой мы знакомились в 1 классе. Вспомните ее правила. (Объяснение правил не должно занять много времени.)

Подвижная игра «Салки - дай руку»

(См. приложение 2.)

III. Заключительная часть

(Игру заканчивают за 5 – 6 мин до конца урока. Построение в одну шеренгу. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения. Учитель подводит итоги игр и урока.)

Упражнение на равновесие

Встаньте в стойку ноги вместе, глаза закройте. Задача – простоять так 20 с и не сдвинуться с места. (Учитель может похвалить детей за выполнение и объявляет об окончании урока.)

Домашнее задание

Повторить технику челночного бега.

Урок 2
Тестирование челночного бега 3x10 м

Цели: повторить разминку в движении; провести тестирование челночного бега 3 х Юм, подвижную игру «Колдунчики».

Формируемые УУД: предметные: владеть навыком систематического наблюдения за своим физическим состоянием за счёт отслеживания изменений показателей развития физических качеств – быстроты и координации движений, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки в движении и подвижной игры «Колдунчики»; метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления, определять общие цели и пути их достижения, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; личностные: развитие адекватной мотивации учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Инвентарь: секундомер, свисток, тетрадь для записей, ручка, рулетка на 10 м (по необходимости).

Ход урока

I. Вводная часть

Построение в одну шеренгу, организационные команды

- Повторим повороты направо и налево на месте. Направо! Налево! Налево! И т. д.

(Учитель даёт команды (30 с). Учащиеся выполняют команды. Если есть ошибки, продолжают еще 20 с. Учитель останавливает учеников по ходу движения.)

Задание на бег: сегодня можно обгонять друг друга, но при условии, что обгон не будет мешать тому, кого обгоняют. Вам необходимо выбрать удобную скорость бега, чтобы пробежать всё нужное время, а это полторы минуты, и не перейти на шаг.

Шагом марш! Бегом марш!

(Бег (1,5 мин), после которого класс переходит на шаг. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения. Учитель останавливает класс на удобной стороне спортивной площадки.)

Поворачиваемся в шеренгу, размыкаемся на руки в стороны.

Разминка

(Повторение разминки, разученной на прошлом уроке. См. урок 3.)

Переходим к месту тестирования.

II. Основная часть

Тестирование челночного бега 3 х 10 м с высокого старта

(Учитель сравнивает результаты, показанные прошлой весной, и сегодняшние.)

Оценим, кто из вас улучшил свои результаты по сравнению с прошлогодними, а кто подзабыл, несмотря на наши повторения, как проходить это тестирование.

Подвижная игра «Колдунчики»

- Мы с этой игрой знакомились в 1 классе. Вы любите эту игру? Вспомните правила.

III. Заключительная часть

(Игру заканчивают за 5-6 мин до конца урока. Проводится построение в шеренгу. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения. Учитель подводит итоги игры и урока.)

Упражнение на равновесие

- В заключение выполните упражнение на равновесие. Если удержать равновесие не получается, сделайте шаг вперед или назад.

(Ученики стоят с закрытыми глазами, ноги вместе (10 с). Затем поднимаются на носки и стоят в этом положении (10 с). Повторяют 2 раза. Затем учитель поощряет тех, кто безошибочно выполнил упражнение, и объявляет об окончании урока.)

Домашнее задание

Повторить упражнение на равновесие.

Задание 24 .

В физкультурно-спортивной деятельности детей (подростков), молодёжи и взрослых людей важное место занимают лыжи. Целью серии занятий с учащимися 4 классов школы может быть лыжная подготовка. Вновь обратимся к рекомендациям А.Ю. Патрикеева и проведём несколько занятий на данную тему.

Урок посвящён отработке ступающего и скользящего шага на лыжах и лыжных палках, а также с лыжными палками.

Самостоятельно подготовьте планы занятий (уроков) по темам:

а) попеременный и одновременный двухшажний ход на лыжах, подъём «ёлочкой» и «полуёлочкой» и спуск в основной стойке на лыжах.

Урок Ступающий и скользящий шаг на лыжах без лыжных палок

Цели: повторить организационно-методические требования, применяемые на уроках лыжной подготовки; проверить инвентарь; повторить технику ступающего и скользящего шага на лыжах без лыжных палок.

Формируемые УУД: предметные: иметь углубленные представления о лыжах, их эксплуатации, о том, какую спортивную форму следует носить, о влиянии лыжной подготовки на здоровье человека, организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью катания на лыжах; метапредметные: планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; личностные: развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях.

Инвентарь: секундомер, лыжи у каждого занимающегося.

Ход урока

I. Вводная часть

(Начало урока проходит в помещении, так как необходимо убедиться, что все ученики помнят организационно-методические требования на уроках лыжной подготовки, надо проверить, как ребята подобрали лыжную форму и сами лыжи.)

1. Организационно-методические требования

- Вспомните, при каких погодных условиях мы проводим катание на лыжах. (Кататься на лыжах можно в безветренную погоду при температуре не ниже -15 °С, а при слабом ветре - не ниже -10 °С.)

Если же будет холоднее или, наоборот, все растает, занятие придется проводить в спортивном зале.

Какова должна быть одежда лыжника? (Теплые носки, которые свободно влезают в лыжные ботинки, теплый спортивный костюм, шапка и перчатки .)

При переходе через проезжую часть дороги обязательно надо снимать лыжи. При потере равновесия надо падать на бок, не подставляя рук. При спуске с горы палки следует держать сзади концами вниз.

Лыжи и лыжные палки

- Как подбирать лыжи и лыжные палки? (Лыжи подбирают так: надо поднять руку вверх, пальцы рук должны совпадать с концом лыж. Лыжные палки должны быть высотой по подмышки .)

Уроки на улице в зимний период очень полезны, так как помогают нашему организму закаляться, а значит, лучше сопротивляться различным болезням.

Как необходимо держать лыжи? (Лыжи сложены и смотрят носами вверх. Ни в коем случае нельзя направлять их на людей .)

(Выходят на улицу. Там повторяют способ переноски «лыжи на плечо» и проходят к месту занятий.)

II. Основная часть

Построение, пристегивание креплений

- В шеренге самостоятельно пристегните крепления.

(Если есть необходимость, учитель советует, как лучше и удобнее справиться сданным типом крепления, помогает.)

Все сумели надеть лыжи? Пробуем раскатать их на месте, проверяем, как они скользят. Первый урок мы специально проводим без лыжных палок, чтобы вы сумели ещё раз прочувствовать, как надо работать ногами без всякой помощи и опоры.

(Учитель поворачивает класс в колонну.)

Ступающий шаг на лыжах

- Повторим технику ступающего шага. Этот шаг на хорошей лыжне не нужен, он необходим для движения по глубокому снегу и может пригодиться нам, если мы хотим проложить новую лыжню или обновить старую.

(Если это первый урок сегодня, то с учениками можно проложить лыжню или обновить её после снегопада. Если же лыжня хорошая, то проходят один круг (150 м), отрабатывая технику этого лыжного шага.)

Скользящий шаг на лыжах

- Повторим технику скользящего шага. В ней нет ничего сложного, так что вспомните её самостоятельно.

(Если есть ошибки, учитель подсказывает.)

III. Заключительная часть

(Кататься заканчивают за 7-8 мин до конца урока. Ученики собираются, снимают лыжи, очищают их от снега и строятся в одну шеренгу, взяв лыжи на плечо. Можно коротко подвести итоги урока: оценить, как передвигались дети, сколько человек сумели самостоятельно пристегнуть крепления и т. п. В колонне за учителем возвращаются в здание школы.)

Домашнее задание

Подготовить лыжные палки.

Подвижные игры

для детей

от 5 до 7 лет

Выполнила: Салахова Л.М.

Подвижная игра «Кошки и мышки»

Лучшим местом для этой игры служит просторная площадь вблизи школы, на открытом воздухе. В дождливые и холодные дни детям предоставляется в полное распоряжение одна из комнат, просторная и свободная, по возможности, от мебели.

Участники этой игры, в количестве до 25 и больше, без различия пола, выдвигают одного из сверстников в роли мышки и других двух в роли кошек.

Остальные дети берут друг друга за руки и образуют незамкнутый круг, в одном месте которого два по соседству находящихся участника опускают по одной из своих рук, образуя таким образом род открытых «ворот», при чем кошкам разрешается проникновение в круг исключительно через эти «ворота», мышке же, кроме того, еще через все прочие промежутки, образуемые между детьми.

Игра эта основана на том, что кошки стремятся во что бы то ни стало поймать мышку; лишь только это случилось, трое этих более всего активных участников берутся за руки и примыкают к остальным для образования того же круга, при чем им на смену выдвигаются новые мышка и кошки и т. д. до тех пор, пока все дети не побудут в этих ролях.

При этой игре детям предоставляется широкая возможность порезвиться и побегать на открытом воздухе, что для развития и укрепления их физических сил имеет громадное значение.

Подвижная игра «Пятнашки»

Игры в пятнашки происходят либо в просторной комнате, либо на воздухе, где дети собираются в каком угодно количестве, начиная с 4-5 и кончая 25-и более.

Собравшись, дети из своей среды выбирают одного, и дают ему прозвище пятнашки; роль его состоит в том, что он внимательно следит за бегущими по разным направлениям детьми и старается во что бы то ни стало поймать одного и запятнать его, т. е. коснуться рукой.

Пойманный задерживается таким образом и превращается в «пятнашку»" при этом его имя произносится во всеуслышание для того, чтобы товарищи знали, кого им следует остерегаться.
Лишь только он, в свою очередь, поймает кого-нибудь из участников, то немедленно перёдает ему свою роль, переходя сам в группу детей, спасающихся бегством.

Игру эту следует продолжать до тех пор, пока дети сохранят живой интерес к ней и не почувствуют себя утомленными.

Игры в пятнашки основаны, главным образом, на движении; их можно однако разнообразить, вводя различные элементы, например метание мяча и тому подобное.

Возможны и вариации этой популярной игры, а именно:

Пятнашки с передачей

Дети собираются в каком-нибудь просторном месте, избирают среди участников так называемую «пятнашку» и бросаются бежать.

Пятнашка по-прежнему стремится поймать жертву, последняя - и в этом состоит отличие этой игры от предыдущей - в свою очередь спешит ответить первому пятнашке, бросающемуся быстро в бегство, тем же.

Ясно, что для того, чтобы цель была вполне достигнута, требуется большая ловкость от действующих лиц, старающихся превзойти в этом отношении друг друга.

В этой игре дети совершают целый ряд правильных физических упражнений, стараясь не попасть в число пятнашек, кроме того они изощряются еще в ловкости, развивая в себе постепенно это качество, если оно им не было присуще раньше.


Пятнашки с мячом

Кроме бега, существенным элементом этой игры является метанье мячом. Дети по предыдущему распределяют между собой роли, при чем большинство обращается в бегство, а один из их среды, получивши прозвище пятнашки, снабжается еще мячом большей или меньшей величины.

В то время, как дети бегают по разным направлениям, пятнашка намечает себе жертву и старается во что бы то ни стало настигнуть ее, запятнав прикосновением мяча.

Потерпевший меняется с ним ролью, и игра продолжается до тех пор, пока у детей хватит охоты и они не устанут и не потеряют интереса к начатой игре.

Подвижная игра «Звери»

Местом для игры избирается просторная комната или пространство, прилегающее к школе или дому на открытом воздухе.

На противоположных концах избранное для игры место ограничивают неширокими полосами.
Одну из них предназначают как бы для дома купца, другую для загона зверей, остальное пространство, соединяющее эти два отделения, носит название поля.

Участвующие в этой игре разделяют роли меж собой следующим образом.

Один из них назначается владельцем зверей, другой - покупателем, остальные участники игры изображают собой различных зверей: слона, тигра, льва, лисицы и т. п.

При этом все действующие лица устраиваются таким образом, что покупатель пробирается в огороженный дом, звери уходят в так называемый загон, а хозяин помещается возле них, как сторож.

В начале игры к хозяину подходит покупатель и осведомляется, находится ли среди его зверей хотя бы слон; получив утвердительный ответ, он спрашивает о цене.

Владелец зверей указывает цену, протягивая в случае согласия покупателя руку будто бы за деньгами. Вместо денег он получает по легкому удару, количество которых соответствует количеству рублей, назначенных за зверя, причем при первом ударе проданный зверь бегом спасается по направлению к дому покупателя и тотчас, по достижении его, возвращается в загон.

В то время, как покупатель отсчитал последний удар, зверь должен добраться до загона, иначе он бросается ему вдогонку, стараясь изо всех сил поймать его.

В случае успеха, т. е. если покупатель настигнет зверя, он считает его своим пленником и уводит в свой дом, после чего вновь отправляется к владельцу для покупки прочих зверей, за которыми он гонится, затем таким же точно образом, как за первым.

В случае промаха, т. е. если покупателю не удается поймать купленного зверя, он меняется с ним ролями, при чем зверь превращается в покупателя, а покупатель присваивает себе название, которое носил зверь. В таком порядке игра продолжается до тех пор, пока не будут проданы и пойманы все звери.

В том случае, когда число участников очень велико и для поимки всех зверей может потребоваться слишком много времени, в течение которого дети могут сильно утомиться, необходимо тотчас же приостановить игру, лишь только станет заметно чувство усталости, охватившее детей, так как в противном случае цель не будет достигнута и дети вместо удовольствия, получаемого от умеренной игры, почувствуют к ней отвращение.

Игра в «зверей» также основана на беге, т. е. физических упражнениях; все остальное - это аксессуары, делающие игру занимательной.

Подвижная игра «Лошадки»

Для игры удобнее всего пользоваться обширным пространством во дворе или же просторной комнатой. Участников может быть какое угодно количество.

Дети по росту размещаются на одной линии, в одну шеренгу, и разделяются, начиная с крайнего, на группы, в состав которой входит по четыре участника.

Одна из групп носит название коренников и удерживает за собой раз захваченное место; слева и справа к ним примыкают две группы пристяжных. В последние группы входят кучера.

После того, как все разместились таким образом, кучера снимают с себя пояса, продевают их за пояса участников группы коренников, захватывая оба конца пояса правой рукой таким образом, чтобы пряжка пояса очутилась между указательным и большим пальцами, а противоположный конец пояса между средним и указательным пальцами; благодаря такому захватыванию пояса пальцами правой руки, представляется возможность во всякое время быстро вынуть его.

Для большего порядка в игре какой-нибудь из участвующих постарше избирается «хозяином троек». По сигналу, данному им, «тройки» начинают выступать, сначала медленно подвигаясь вперед, затем ускоряя постепенно шаги, пускаются бегом в одном направлении, затем они постепенно меняют это направление и рассыпаются во все стороны, по новому приказанию хозяина.

Лишь только «хозяин троек» закричит: «лошади, в разные стороны!», кучера немедленно освобождают пояса, переплетенные с поясами коренников, и освободившиеся лошади быстро бросаются в разные стороны.

Спустя некоторое время, хозяин вновь командует «кучера, взнуздайте лошадей!». После этого окрика кучера берут друг друга за руки, образуя цепь, и начинают двигаться с одного конца комнаты или двора, служащих местом для игры, в противоположный, загоняя туда также и лошадей.

Основным элементом этой игры является ходьба и бег и если она происходит на воздухе, то польза ее для детей очевидна.

Подвижная игра «Зайчик»

Дети, в каком угодно количестве, до 30 и больше, захватывают с собой обыкновенный мяч, средней величины, и отправляются во двор или просторную комнату.

Дети, принимающие участие в игре, все, за исключением одного, устанавливаются кругом, обращая свои лица в центр круга. Руки свои они складывают за спиной, передавая таким образом друг другу мячик, который в данном случае и служит зайчиком.

Один из участников, расположившийся в самом кругу, стремится при передаче мячика из рук в руки захватить его, при чем он имеет право требовать от каждого участника, чтобы тот показал ему свои руки.

Лишь только он заметит у кого-нибудь мячик или кто-нибудь из детей по рассеянности уронит его, он подхватывает мячик и становится на место потерпевшего, а тот входит в круг, меняясь с ним ролями.

Находящийся в кругу называется «водящий»; лишь только он очутится спиной к тому из участников, который овладел мячом, ему представляется право коснуться им спины «водящего», т. е. запятнать его, при чем пятнать дозволяется лишь в спину, а не в какое-нибудь другое место.

Запятнанный подхватывает мяч и бросается вслед за тем, кто его запятнал; при большой ловкости он реваншируется, т. е. старается его также запятнать; при успехе они обмениваются ролями.

В том случае, если ему не удается настигнуть противника, он вновь отправляется в середину круга и становится по-прежнему водящим.

В этой игре, кроме бега, важным элементом является метание мяча, - оба эти условия чрезвычайно полезны для детей, так как дают им возможность развить максимум своей мышечно-нервной энергии; при продолжительном беге и метании развиваются и крепнут мускулы, дыхательные движения становятся частыми и глубокими, грудная клетка развивается и кровообращение значительно улучшается.

Игру следует приостановить, лишь только станет заметно утомление.

Подвижная игра «Волк и овцы»

Дети собираются во дворе на открытом воздухе или в обширной комнате и, по жребию, назначают одного из участников пастухом, другого - волком, а остальные остаются в роли овец.

На обоих концах двора или классной комнаты, служащих местом для игры, отмежевываются площадки, имеющие 3-4 шага в ширину и называемые загонами.

Пространство, находящееся между обоими загонами, носит название поля, причем на одной из сторон его отделяют чертой небольшое пространство, служащее логовищем для волка.
После этого овцы размещаются в одном из загонов, а пастух становится в поле вблизи загона.
Волк, устроившийся в логовище, предлагает пастуху погнать стадо овец в поле, а сам в это время старается схватить какую-нибудь из них и увлечь в свое логовище. Пастух при этом изо всех сил старается оградить овец, направляющихся в противоположный загон, от волка, но это ему не всегда удается, если волк отличается ловкостью. Пойманная овца становится помощницей волка. После этого волк вновь обращается к пастуху со словами: "гони стадо в поле", и при исполнении этого требования, вместе со своим помощником старается задержать бегущих к противоположному загону овец.

Мало-помалу число помощников волка постепенно увеличивается, и он каждый раз вместе с ними продолжает выходить на охоту за овцами.

Игра может продолжаться до тех пор, пока волк не поймает всех овец; если же дети устанут, в особенности в том случае, когда число их очень велико, игру можно приостановить и раньше.

Для правильного ведения игры требуется соблюдение известных правил, состоящих, между прочим, в том, что волк не должен оставлять логовища до тех пор, пока овцы не выйдут из своего загона и не двинутся по направлению к противоположному.

Волку не предоставляется права забираться в загон, - он может ловить овец лишь в поле, т. е. в пространстве, отделяющем оба загона.

Пойманная овца должна покориться своей участи и стать помощницей волка, помогая ему при поимке новых добыч, причем помощники обыкновенно берутся за руки, образуя цепь и задерживая, таким образом, попадающихся овец.

Подвижная игра «Медведь»

Число играющих может быть как угодно велико, причем местом для игры служит также просторная классная комната или обширный двор или площадь, прилегающая к школе.

Участники игры по жребию выбирают из своей среды одного товарища, которому поручают роль медведя, и снабжают каждого жгутами, - последние нетрудно смастерить, свертывая соответственным образом носовые платки.

На одной из сторон пространства, отведенного для игры, устраивается или, вернее, ограничивается чертой небольшое место, служащее медведю берлогой.

По данному сигналу, дети бросаются бегом из одного конца двора или классной комнаты в противоположный, причем медведь, не вооруженный жгутом, бросается на них, стараясь прикоснуться к одному из них рукой, т. е. запятнать его.

Запятнанный также становится медведем и уводится в берлогу. Игра продолжается в таком порядке до тех пор, пока медведей не станет больше, чем оставшихся участников игры.
По мере увеличения числа помощников медведя, все они выходят вместе с ним на добычу, устанавливаются в ряд, причем только находящиеся по краям имеют право ловить играющих. Основным элементом игры является бег.

Подвижная игра «Волк в кругу»

Количество участвующих может быть как угодно велико. Дети собираются на просторном дворе или в большой классной комнате.

На полу или земле очерчивают круг и, выбрав по жребию из своей среды волка, помещают его внутри очерченного круга.

Участвующие в игре дети врываются в круг и стараются выбежать из него, не будучи запятнаны волком, который норовит изо всех сил запятнать их.

Потерпевший меняется ролями с волком и становится на его место в круг. Игра эта - не сложная, доставляющая детям большое развлечение. Главный элемент, входящий в нее - бег.

Подвижная игра «Лисица на одной ноге»

Дети собираются на дворе или в саду, в каком угодно количестве и снабжаются жгутами.

По жребию одному из участвующих дается прозвище лисы. В одном из уголков места, выбранного для игры, устраивают так называемую норку, куда и прячется лиса.

По данному сигналу дети бросаются бегом по двору, а лиса, снабженная жгутом, выходит из своей норы и бросается вслед за бегущими, прыгая на одной ноге и стараясь попасть в одного из них жгутом.

В том случае, когда это ей удается, она присоединяется к толпе, а потерпевший прячется в норку, изображая собой лису.

Если же она дала промах, т. е. брошенный ею жгут не задел никого из бегущих, она должна быстро шмыгнуть в норку, чтобы избежать ударов жгута, направленных на нее другими участниками игры.

Главными элементами игры являются бег и прыжки. Очевидно, кроме пользы, приносимой детям движениями на открытом воздухе, игра развивает в них еще ловкость, так как каждый ребенок, попавший в роль лисы, старается поскорее освободиться от нее, чтобы не быть осмеянным товарищами.

Подвижная игра «Медведь и вожак»

Число детей может быть как угодно велико; собравшись в месте, назначенном для игры, в саду, во дворе или в просторной комнате, они захватывают с собой веревку, длиной в 2-3 аршина.

Одного из участников назначают медведем, другого вожаком, причем оба берут в руки противоположные концы веревки, а остальные дети группируются на недалеком от них расстоянии, приблизительно в 4-6 шагах. По сигналу, данному вожаком, игра начинается, и дети все наперерыв бросаются на медведя, стараясь запятнать его. Вожак охраняя последнего, в свою очередь силится запятнать каждого приближающегося к медведю.

Вожак должен обладать известной ловкостью и стараться во что бы то ни стало запятнать кого-нибудь из играющих, прежде, чем медведь получит 5-6 легких ударов.

Запятнанный становится медведем; в том же случае, когда медведь получит вышеуказанное количество ударов, а вожак не успеет запятнать кого-либо, он сам становится медведем, а нанесший последний удар преобразуется в вожака.

При каждом таком обмене ролей участвующие отодвигаются на известное расстояние от центральных лиц - медведя и вожака - и лишь по сигналу, данному последним, вновь приближаются и продолжают игру в прежнем порядке.

Для правильного ведения этой игры требуется соблюдение некоторых условий. Пятнающие, т. е. наносящие медведю легкие удары, должны непременно вслух заявить о нанесенном ударе, причем удары могут быть наносимы лишь поочередно, а не одновременно двумя или несколькими играющими.

В начале и во время игры, при каждой смене центральных, действующих лиц - вожака и медведя - остальные участвующие не должны подходить к ним ближе, чем на 4-6 шагов, до тех пор, пока вожак не даст сигнала. За нарушение последнего правила, в наказание полагается роль медведя.

Подвижная игра «Змейка»

Число детей доходит до 20 и больше. Игра происходит во дворе или в саду.

Участвующие выбирают из своей среды вожака, берутся за руки и бегут по извилистому направлению вслед за вожаком.

Во время бега двое из играющих высоко подымают соединенные руки, предоставляя вожаку пробраться под ними, - благодаря этому в цепи образуется выемка.

Попавшему в эту выемку необходимо тотчас же обернуться для того, чтобы цепь получила прежний вид. Далее вожак пробирается через руки всех участвующих в игре, причем к цепи образуется ряд выемок, благодаря чему получается форма змейки.

Главный элемент игры - бег; если игра заинтересовывает детей, они ведут ее очень охотно, развивая при этом свои физические силы и максимум мышечно-нервной энергии.

Лишь только замечается утомление, следует прекратить игру, - иначе она вместо ожидаемой пользы приносит несомненный вред, так как превращается в скучную, утомительную обязанность.

Малороссийская подвижная игра в мяч

Дети собираются во дворе или в обширной комнате; число их может быть как угодно велико; они разделяются на группы, считая по пяти человек в каждой и захватывают по одному мячу средней величины.

Прежде чем приступить к игре, дети ограничивают приблизительно квадратное пространство, величиной в несколько сажен. Из каждой группы избирается один участник и становится в центре устроенного таким образом квадрата, которому дают название города.

Остальные 4 детей из каждой группы занимают места по четырем сторонам квадрата.

Один из этих четырех детей снабжается мячом и старается во что бы то ни стало попасть им в того, который поместился в центре, притом он, кроме ловкости, пускает в ход также и хитрость, а именно прицеливается будто бы в товарища, находящегося на одной из сторон квадрата, и лишь только ему удается отвлечь внимание «центрального», как он быстро меняет направление и бросает в него мяч.

Находящийся в центре должен всячески увертываться для того, чтобы защитить себя от нападения, и когда это ему удается, т. е. когда бросивший мяч промахнулся, он меняется ролями с центральным.

В том случае, когда мяч попал в цель, четверо, стоящие по сторонам квадрата, обращаются быстро в бегство, между тем, стоящий в центре ловко подхватывает мяч и бросается за ними вдогонку, стараясь во что бы то ни стало коснуться мячом одного из бегущих, т. е. запятнать его; за черту огороженного города ему не разрешается выходить.

Если ему удастся запятнать кого-нибудь из бегущих, он меняется с ним ролями, - в противном случае безропотно покоряется своей участи и по-прежнему занимает центральное место в городе.

Игра эта доступна малолетним и доставляет им громадное удовольствие; она основана на беге и метании, оба процесса очень полезны, так как укрепляют детский организм.

Подвижная игра «Летучий мяч»

Дети собираются в каком угодно количестве в просторной комнате или в чистом дворе и запасаются мячом довольно большой величины.

Участвующие в игре группируются таким образом, что образуют род круга и лицами обращаются к центру его.

Расстояние между поместившимися в вышеуказанном порядке детьми равняется приблизительно двум шагам. По данному сигналу дети начинают перебрасывать от одного к другому мяч, по разным, однако, направлениям, причем один из участвующих, находящийся внутри круга, изо всех сил старается перехватить мяч, чтобы дать ему добраться до цели, т. е. до того товарища, в чью сторону он был направлен.

Перехватив мяч, он овладевает им и немедленно становится на место того из участвующих, который в последний раз так неудачно бросил мяч.

Главным элементом игры является метание мяча, - упражнение чрезвычайно полезное для детей, так как оно развивает и укрепляет мускулы верхних конечностей.

Для правильного ведения этой игры требуется соблюдение некоторых правил. Так, участвующие должны все время сохранять раз захваченные места.

В то время, как один из участвующих бросает мяч по направлению к одному из товарищей, находящийся в центре круга не должен приближаться к нему больше, чем на 3-4 шага.
В том случае, когда играющий так неловко бросил мяч, что последний не попал в руки того, кому он предназначался, а пролетел над его головой, он наказывается тем, что меняется местами с находящимся в центре круга.

Подвижная игра «Мокрая курица»

У вас есть во дворе «лазилка»? Наверняка есть, просто возможно по-другому называется. Это такое приспособление стоящее почти в каждом дворе. На нем ковры выбивают. Если ничего похоже нет - не огорчайтесь, прочитайте правила игры и подумайте, какое сооружение в вашем дворе можно приспособить под эту игру.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

У вас имеется «лазилка», ведущий, он же «мокрая курица» и игроки хотя бы человека три. Ведущему завязывают глаза. Он имеет право ходит только вокруг «лазилки», забираться на неё ему запрещено. Его задача поймать кого-нибудь из игроков и опознать кого же он поймал. Игроки передвигаются по «лазилке» и по земле не отходя от «лазилки» дальше, чем на шаг, стараясь не попасть в «лапы» ведущего. У ведущего во время игры есть две спасительные фразы. Стоит только ему сказать: «Стоп, земля!» и все игроки стоящие на земле замирают и не двигаются. Но через 5 секунд они снова могут двигаться, а ведущий больше не может воспользоваться этой фразой. Так же он может сказать: «Стоп, луна!» и все игроки находящиеся на «лазилке», как и в предыдущем случае, не двигаются 5 секунд, этой фразой ведущий так же пользуется один раз за игру. Пойманный игрок становится «мокрой курицей».

Подвижная игра «Наступление»

Все игроки встают в круг, выставляя в центр одну ногу, носки выставленных ног игроков должны соприкасаться в центре. Все начинают говорить: «Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем наступать!» - на последнем слове все отпрыгивают в разные стороны. Тот, кто первый крикнет: «Я - первый!», тот и начинает. Игра заключается в том, чтобы прыгнуть на соседа при этом, наступив ему на ногу, сосед же должен успеть отпрыгнуть и, если успел, прыгнуть на следующего игрока (по часовой стрелке, начиная с первого). Тот, кому наступили на ногу выбывает из игры. А игрок наступивший, имеет право на внеочередной прыжок и прыгает на следующего игрока по часовой стрелке. Игра до последнего.

Подвижная игра «Путаница»

Количество игроков не ограничено. Выбирается один или несколько ведущих, смотря на количество участников. Ведущие, либо отворачиваются, либо уходят в другое помещение. Все остальные встают в круг держась за руки и начинают запутываться между собой не разжимая рук. После этого все хором зовут ведущих: «Путаница, путаница, распутай нас!!!» Задача ведущих распутать всех, вернув их в первоначальный вид (в круг) не разжимая при этом рук участников. Если сумеют распутать - победили, если нет - победили «путаники».

Подвижная игра «Мадам»

Все игроки встают в круг и начинают прыгать на месте, приговаривая: «По полям, по долам. Получается - мадам! Угадаешь число, Будешь - Во!» На последнем слове все останавливаются, при этом расставив ноги. Теперь по очереди каждый называет цифру и начинает соединять ноги не отрывая ступней от пола, двигая сначала носки, потом пятки, носки, пятки - при этом считая каждое движение, если число совпадает с названым, игрок остается в игре, если нет - выбывает, а игра начинается с самого начала с оставшимися игроками.

Подвижная игра «Третий лишний»

Количество игроков не ограничено, как можно больше. Все встают в круг лицом, попарно - один человек, а за спиной другой. Одна пара становится ведущей - один из пары бежит, другой догоняет. Бегают по внешнему кругу. Тот, кто убегает, может спастись от погони, встав к любой паре третьим. Вставать нужно перед первым игроком пары, тогда стоящий у него за спиной игрок становится третьим, третьим лишним и должен убегать от погони. Тот, кого догонит и коснётся «ляпа» сам становиться «ляпой» и теперь должен догонять. Играют, пока не надоест.

Подвижная игра «Стоп, машина!»

Ведущий, становиться, как можно дальше к игрокам, спиной. А игроки выстраиваются в шеренгу и по сигналу ведущего, начинают движение к нему. Сигналом может служить слово «старт». Задача игроков, быстрее всех добежать до ведущего и коснуться его спины. Но во время движения игроков, в любой момент, любой количество раз, ведущий может произнести фразу: «Стоп, машина!!!». И все игроки должны замереть на месте. Ведущий может обернуться и посмотреть, если он заметит, что кто-то шевелится или улыбается, тот игрок штрафуется. Он должен отойти назад на пять шагов или вернуться на исходную позицию (смотря на расстояние). После этого ведущий снова начинает игру и может снова остановить её в любой момент. Победивший игрок становиться ведущим.

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Играющие становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук. Выбирают двух водящих. Один из них - пятнашка, другой - убегающий. Перед началом игры они становятся за кругом с разных сторон.
По знаку ведущего пятнашка обегает круг и старается осалить убегающего.
Последний, когда его начинают настигать, становится в круг между остальными игроками на любое место. В этот же момент сосед, оказавшийся с правой стороны, становится новым убегающим, и пятнашка продолжает его преследовать.
Если пятнашке удалось догнать и осалить убегающего, они меняются ролями.
Чтобы усложнить игру, можно ввести такое правило:
если убегающий встал в круг, то сосед, находящийся справа, делается пятнашкой, а прежний пятнашка в тот же момент становится убегающим. Участникам игры не разрешается перебегать через круг.

Количество игроков: любое
Дополнительно: снег
Зимой можно вспомнить про эту старую русскую забаву.
В игре участвуют обычно две команды, забрасывая друг друга снежками.

Обезьяньи салочки - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Водящий должен по-обезьяньи подражать убегающему. Например, если преследуемый неожиданно (такие вещи убегающий будет делать намеренно) поскачет на одной ноге, то и водящий должен скакать за ним на одной ноге. Если же водящий не успел вовремя повторить движения убегающего, то «осаливание» не считается и убегающему дается 5 секунд, чтобы убежать снова.

Ворота - подвижная игра для детей

Количество игроков: ребенок и взрослый
Дополнительно: нет
Если у вас совсем маленький, но чересчур подвижный ребенок, то можно попробовать его увлечь таким способом.
Играем на улице! Ребенок подбегает к вам, вы расставляете ноги... и как бы "перешагиваете" через него. Возвращается назад, добегает до вас, вы опять пропускаете его под собой, словно через "ворота". Главное - энергия в мирном русле. Игру можно усовершенствовать и обставить прибаутками, подключить дополнительные предметы и задания типа "берём мячик, проносим через ворота, кладём в коляску...".

Догонялки-обрывалки - подвижная игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: 2 катушки ниток или очень длинные нитки двух цветов (желательно синие и красные)
Выбираем ведущего. Всем на видное место на руку повязывают нитку, но узел крепко не затягивают. Мальчикам и девочкам разные цвета.
Задача состоит в том, чтобы догнать любого человека и сорвать с него нитку. Трудность в том, что тот, кого поймали, также может сорвать нитку с руки срывающего. У кого нитку сорвали, тот идет к ведущему.

Побег из темницы - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игра напоминает старинную забаву «Кошки-мышки». Участники игры, держась за руки, образуют круг. Внутри – пленник или пленница, снаружи – его или её друг. Пленник должен вырваться наружу, его помощник – обмануть охрану. Тот, кто упустит пленника, занимает его место.

Бубенцы - подвижная игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: колокольчик
Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Играть в салки можно любой компанией, но, когда детей много, становится более интересной. Перед игрой необходимо договориться о границах территории, на которой будет проходить игра. В начале игры необходимо выбрать во́ду бросив жребий или с помощью считалочки . Существует несколько разновидностей салок .

Правила игры Салки

Салки классические

Игроки разбегаются, во́да (квач) их догоняет и пытается дотронуться рукой - осалить. Если у него это получилось, осаленный становится во́дой, громко объявляя об этом всех участникам, и так до бесконечности, пока все не устанут. Иногда квач начинает гоняться за одним (самым слабым и медленным) участником. Тогда все остальные скандируют: «За одним не гонка - поймаешь поросёнка! » или «Гарантию даю - поймаешь ты свинью! »

Салки «Я в домике»

Перед началом игры выбирается один или несколько местечек, которые называются «домики »: песочница, место под детской горкой и т.д. Если ничего подходящего рядом нет, можно нарисовать несколько кругов мелом на дороге или палочкой на земле. Далее считалочкой выбирается во́да, игроки разбегаются, вода пытается их осалить. Игрок может прыгнуть в домик. Там он в безопасности. Но долго оставаться в домике нельзя. Существует вариант игры, когда домиков делается меньше, чем участников и вводится правило - двоим игрокам в один домик нельзя, так игра становится азартнее и появляется соперничество игроков за домики. С маленькими детьми можно договориться играть так - домиком будет считаться, когда ты сядешь на четвереньки, сделаешь руками крышу над головой и успеешь крикнуть «Я в домике». Если ребенок успел принять такую позу, салить его нельзя.

Ещё одним вариантом салок является игра Выше ноги от земли .

Салки-пересекалки

Игра начинается как обычные салки, только вводится новое правило - если во́да гонится за кем-то и другой игрок перебегает ему дорогу, то во́да должен изменить направление и гнаться за помешавшим ему игроком. Игра интересна тем, что требует от игроков дополнительного риска и хорошо развивает взаимовыручку.

Тройные салки

К обычным салкам прибавляется новое правило - осаленным считается тот игрок, которого водящий коснулся три раза подряд, прокричав при этом РАЗ, ДВА, ТРИ

Салки с приседанием

Салки, напоминают салки ножки на весу, но являются их упрощенной версией. В этих салках нельзя салить игрока, который успел сесть на корточки.

Салки - стойка на одной ноге

Водящий не может салить игрока, который успел занять позу, стоя на одной ноге и держащих другую, отведенную назад ногу двумя руками

Статьи по теме: