Познавательная игра по экологии. Познавательно-интеллектуальная игра по экологии для старших дошкольников «Животные наших лесов. Познавательная экологическая игра «Знатоки природы»

МБОУ Белоберезковская СОШ № 1 Трубчевского района

Брянской области

Познавательная

игра - путешествие

« Экологическая кругосветка»

Пугачёва Елена Дмитриевна,

учитель высшей

квалификационной категории

п. Белая Березка, 2015 г.

« Экологическая кругосветка».

Цель : формирование познавательного интереса к представителям животного и растительного мира, знакомство с их жизнью и повадками.

Задачи:

1. Познакомить ребят с интересными сведениями из жизни растений и животных.

2. Развивать познавательную активность, творческое и логическое мышление, память, смекалку.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: эмблемы команд, маршрутные листы, названия станций.

Ход игры

Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!

Сегодня и сейчас состоится игра-путешествие «Экологическая кругосветка». Игра будет проводиться в виде путешествия по станциям. В ней будут принимать участие 2 команды. Сейчас мы с ними познакомимся. Кроме команд у нас работает консультационный пункт-это наши учащиеся из старших классов и гости. Они же и помогут оценить игру команд, т.е. выступят в роли жюри.

Слово предоставляется нашим командам.

Команда «Улыбка»

Наш девиз : Жить без улыбки – ошибка, да здравствуют смех и улыбка!

Исполняют песню «От улыбки хмурый день светлей…»

Команда «Дружба»

Наш девиз : Дружить всегда, дружить везде, дружить на суше и в воде!

Исполняют песню «Дружба крепкая не сломается…»

Учитель: Спасибо, ребята, молодцы! Я думаю, каждая команда справилась с представлением на «отлично». Занимайте свои места за столами.

Правила игры : Вы отправляетесь в путешествие по природным ресурсам нашей планеты. Для этого я вручаю вам маршрутные листы, в которых указано, какие станции вы должны пройти и с какой станции начинается путешествие. На станциях каждой команде будет задаваться по три вопроса, за каждый правильный ответ капитан команды в маршрутный лист ставит «+» красным цветом, если команда не может дать правильный ответ, то она может обратиться в консультационный пункт. Получив верную подсказку, ставят себе «+» синим цветом. (2 синих плюса приравниваются к одному красному). На обдумывание вопроса 20 секунд. Если ответ не найден, команда отправляется на следующую станцию. За представления каждая команда получает по красному «+».

Станция «Животный мир».

Вопросы:

    Спят ли рыбы?

    Когда у белых медведей рождаются детёныши?

    Сердитый недотрога живёт в глуши лесной, иголок очень много, а ниток - ни одной.

    Что за зверь лесной встал, как столбик под сосной и стоит среди травы –уши больше головы.

    Кит- это рыба?

    Дельфин-это рыба?

А знаете ли вы…..

Что означает название животного «гиппопотам»? В переводе с греческого языка это значит «речная лошадь».

Из чего осы строят свои гнезда? Из бумаги. Осы обладают свойством производить бумагу из древесной массы.

Станция «Растительный мир».

Вопросы:

    Есть ли у кактусов листья?

    Растет ли дерево зимой?

    У какого дерева даже в жаркий день кора остаётся прохладной?

    Какое дерево цветёт до появления листьев?

    Белые горошки на зелёной ножке.

    Вертится Антошка на одной ножке: где солнце встанет, туда он и глянет.

А знаете ли вы …

Сколько лет живет брусника?(300 лет). Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка). Что такое паприка? (Красный перец). У какого хвойного дерева осенью опадает хвоя? (У лиственницы).

Станция «Экологический вестник».

На этой станции можно заработать до трёх красных «+». Ребятам нужно было найти или сочинить стихотворения – четверостишия для экологического вестника на экологическую тему и связать с нашей местностью, с родным краем. (Ребята из команд выходят и читают стихотворения).

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине.

Чёрные раскачивая пятна.

На крутой, разгневанной волне.

Бросают в речку грязь и мусор

Не любят реченьку свою.

Ах, если б слышали вы, люди,

Как стонет речка поутру!

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них на веки

Студеная и вкусная вода.

А возле леса, на опушке

Грибы уже и не растут

Завалено страшнейшей кучей,

И всё везут, везут, везут.

Мы давно освоили планету

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Чёрные сотрёшь ли человек?

Поселок свой родной все любят,

Но вот что очень уж занятно.

Ведь любят, а природу губят

Всё это очень непонятно.

Учитель: Молодцы! Справились с заданием обе команды и получают максимальное количество баллов.

Станция «Гиннес- шоу»

Вопросы:

    Какое животное является самым крупным?

    Какое животное живет дольше всех?

    Самая маленькая птичка?

    Самый быстроногий из зверей?

    Какое животное совершает самые длинные прыжки?

    Птица чемпион по скорости полёта среди птиц?

А знаете ли вы…

Как называется самая большая лягушка? Лягушка- голиаф. Длина её тела достигает 40 см, а масса 3,5 кг.

Какое животное является самым «горластым» из всех? Крокодил. На втором месте бегемот, на третьем лев.

Станция «Зоотеатр».

Командам предлагается изобразить животных, и правильно передать их особенности и повадки. Каждой команде по 2 задания.

Задания:

    Улетающие на юг журавли.

    Добывающие еду аисты.

    Утка с выводком.

    Муравьи на охоте.

Станция «Кто больше?».

За каждый вопрос команда получает красный «+», если первой поднимает руку и дает правильный ответ.

Вопросы:

    Строят ли наши птицы в дальних странах гнёзда?

    Что птицам страшнее зимой холод или голод?

    Дышит ли цыплёнок в яйце?

    Почему лес здоровый и чистый там, где есть муравейники?

    Какое растение называют водяной красавицей?

    Для чего проветривают комнату?

    Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах птиц?

    Какой зверь спит всю зиму вниз головой?

    Почему многие растения пустынь имеют вместо листьев колючки или шипы?

    Какая рыба без чешуи?

Все станции пройдены, посчитайте свои «+» и жюри тоже подведет итоги. Объявляется команда- победитель. Участники команды победительницы получают в журнал оценку «5», другие «4». Всем огромное спасибо за участие.

Используемая литература:

    Истратова Н.М. Когда уроки окончены. - Брянск,1994.

    Суворова В.М. Опыт экологической работы со щкольниками.- Волгоград: Учитель, 2009.

Цель: знакомство детей с наиболее интересными представителями животного и растительного мира, проверка умения пользоваться справочной литературой, проверка знаний повадок животных и голосов птиц.

Участники игры: в игре могут принимать участие до 5 команд по 5-6 человек в каждой, возраст участников 12-15 лет.

Продолжительность игры — 1 час.

Игра проводится в виде путешествия по станциям. Станции располагаются по кабинетам, в актовом зале, рекреации. Также игра может проводиться на улице, в этом случае станции должны располагаться на таком расстоянии, чтобы команды не мешали друг другу.

Перед началом игры всем командам объявляются правила путешествия- прохождения станций игры.

Правила игры:

Всем командам объявляется, что они отправляются в путешествие по животному и растительному миру нашей планеты. Для этого им вручаются маршрутные листы, где указано где и какой этап путешествия располагается, а также с какой станции начинается игра у каждой команды.

На станциях каждой команде задается по 3 вопроса, за каждый правильный ответ в маршрутный лист ставится «+» красным цветом, а если команда не может дать правильный ответ, то она отправляется в «консультационный пункт» — библиотеку. Здесь предварительно должна быть приготовлена необходимая литература. Участникам дается определенное время для самостоятельного поиска ответа. Если ответ найден, команда отправляется вновь на этот этап и получает «+» , но уже синего цвета. Если ответ не найден, то команда может отправляться на следующую станцию. Время в библиотеке дается один раз для каждой станции. Несколько раз искать ответ на один вопрос нельзя. Побеждает та команда, которая быстрее совершит все путешествие и наберет больше красных «+»

(примечание: 2 синих «+» приравниваются к одному красному)

Станция 1 Животный мир.

  1. Что означает название животного «гиппопотам»?

(В переводе с греческого это значит «речная лошадь»)

  1. Каких исчезнувших с лица Земли животных можно встретить на «черных» страницах Красной Книги?

(Морская корова, тарпан, тур)

  1. Когда у белых медведей рождаются детеныши?

(Зимой, во время зимней спячки)

  1. Из чего осы строят свои гнезда?

(Из бумаги. Осы обладают свойством производить бумагу из древесной массы)

  1. Спят ли рыбы?

(Да, с наступлением ночи рыбы ложатся спать, некоторые даже укладываются набок, но глаза у них остаются открытыми)

Станция 2. Растительный мир.

  1. Что такое микология?

(Это наука о грибах)

  1. Какое растение в Китае и Японии считается священным?

(Лотос)

  1. Что такое паприка?

(Красный перец)

  1. Есть ли у кактусов листья?

(Да, это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому климату приобрели такую форму)

  1. Это дерево растет в пустынях и полупустынях Средней Азии, Ирана, Афганистана. Его древесина такая плотная и тяжелая, что тонет в воде. Назовите его.

(Саксаул)

Станция 3. «Гиннес -шоу»

  1. Какое животное является самым крупным из всех существовавших когда-либо на Земле?

(Синий кит. Его масса достигает 150 т)

  1. Как называется самая большая лягушка?

(Лягушка-голиаф. Длина ее тела достигает 40 см, масса — 3,5 кг)

  1. Какое животное живет дольше всех?

(Слоновая черепаха. Продолжительность ее жизни составляет — 175 лет)

  1. Какое животное является самым «горластым» из всех?

(Крокодил. На втором месте — бегемот, на третьем -лев)

Станция 4. Экословарь.

На этой станции надо дать определение экологическим терминам.

  1. Энтомология.

(Наука о насекомых)

  1. Серпентарий

(Это питомник для содержания ядовитых змей)

  1. Мониторинг

(Комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды или ее отдельных элементов)

(Густые туманы, содержащие пыль и вредные газы)

Станция 5. Мир птиц.

На этом этапе можно заработать от одного до трех красных «+».

Сначала дается прослушать голос птицы, если команда сразу определяет, чей это голос, то получает три «+» , если нет, то дается одна подсказка (например, место обитания птицы). Угадав с первой подсказки, команда получает только два «+». Если и после первой подсказки команда не может угадать, дается вторая подсказка (например, цвет оперения) и в случае правильного ответа команда получает один «+» . Если команда вообще не смогла угадать, что это за птица, после двух подсказок, значит ни одного «+»она не получает.

Пользоваться библиотекой на этой станции нельзя.

Станция 6. Зоотеатр.

А это этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом постараться правильно передать их повадки и поведение.

Возможные задания:

  1. Изобразить стаю улетающих на юг журавлей.

2.Показать добывающих еду цапель.

  1. Показать утку с выводком.
  2. Показать муравьев, напавших на гусеницу и тащащих ее в муравейник.

Камакин О.Н. , заместитель директора Центра детского творчества г.Ноябрьска ЯНАО

Post Views: 2 306


Познавательно-интеллектуальная игра по экологии для старших дошкольников «Животные наших лесов»
Пьянкова Н.С.
МБДОУ «Детский сад «Сказка»
г.Долинск,2015
Программное содержание:
Закрепить знания детей о лесе, как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории; об особенностях жизни обитателях леса в зимних условиях.
Активизировать словарный запас по теме «Дикие животные», их жилища.
Упражнять в умении различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам, узнавать животных по их внешнему виду (изображению)
Закреплять умение делить слова на слоги, образовывать притяжательные прилагательные.
Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
Развивать речеслуховое внимание, ручную и общую моторику, координацию движений, подражательность, продолжать учить выполнять действия по словесной инструкции;
Развивать эмоциональную сферу детей, эмпатию, мимическую выразительность
Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
Воспитывать любовь к родной природе.
Материал и оборудование:
Набор веток и кусочков коры деревьев; еловые, сосновые, кедровые шишки; слоговые домики, картинки с изображением животных для слогового анализа; карточки- схемы «Пищевые цепочки», картинки для составления цепей питания; картинки обитателей леса для составления предложений по теме «Кому нужны деревья в лесу»; шапочки животных для подвижной игры, мольберты, фишки.
Предварительная работа:
Беседа «Как зимуют дикие звери»; чтение Г. Сладков «Суд над декабрем», «Курорт «Сосулька» и др.; Д/и «Чудесные домики».
1) Ведущая: Дети, вы любите играть? Тогда я вам предлагаю игру – соревнование – это КВН. А что это за игра? Конечно КВН – это соревнование между командами, где побеждают самые умные, смелые и находчивые. Сегодня мы узнаем, хорошо ли вы знаете природу родного края, ее обитателей, ведь вы настоящие друзья природы. Но чтобы узнать победителей, нужно чтобы кто-то нас судил. Я подумала и решила, чтобы нас судил доктор Айболит. А знаете почему? (Ответы) конечно, он добрый, знает много птиц и зверей, он их лечит и поэтому очки просто так никому присуждать не станет. Давайте ему позвоним. Какой номер нужно набрать? Ведущая звонит, обыгрывает.
Доктор: Здравствуйте дети, что случилось? С удовольствием буду участвовать в вашем замечательном соревновании и надеюсь, что вы ребята покажете отличные знания и одержите победу.
Дети: Мы веселые ребята
И не любим мы скучать
С удовольствием сегодня
Будем в КВН играть.
Ведущая: Итак, мы начинаем. Команды у нас уже готовы. Прошу занять свои места. А как же называются ваши команды? Представьтесь. Поприветствуйте друг друга.
а) представление – приветствие: Лисята
б) представление – приветствие: Медвежата
2) Ведущая: Теперь мы знаем, что команды называются Лисята и Медвежата! Чтобы участники обеих команд показали свои знания и умения достойно нужно им размяться.
Игра ДОСКАЗАЛКИ
3) Ведущая: Я вижу, что команды размялись, настроение у всех замечательное, и я думаю, что теперь можно приступать к выполнению первого задания, которое называется: «Загадай загадку – скажи отгадку».
1й конкурс: Загадки (команды загадывают друг другу загадки, предварительно установив очередность при помощи жребия).
Слово жюри: Мне очень понравились обе команды и поэтому и Лисята и Медвежата получают свою первую награду (по 1 грибку и по 1 шишке)
4) Ведущая: Прежде чем перейти к следующему заданию я прошу всех ребят ответить на вопрос: Без чего не бывает леса? (без деревьев). А умеем ли мы узнавать деревья в зимнем лесу?
Каждая команда сейчас получит черный ящик, внутри которого находится кусочек коры какого-то дерева, нужно узнать, что это за дерево и рассказать о нем.
2й конкурс: «Узнай дерево по коре». Дети называют дерево и поочередно говорят слова-признаки.
5) Ведущая: А сейчас посмотрим на эту полянку, на ней выросли деревья. Вы их узнали? (кедр, сосна, ель, лиственница). Чем оно похожи? Но у них есть и различия, например: семена – шишки, они все разные. Вопрос командам: на какой ветке выросли эти детки? Вы должны подарить каждому дереву свою шишку.
3й конкурс: «Чьи детки?» - дети по 2 участника от команды по сигналу берут шишку и кладут возле своего дерева.
6) Ведущая: Пока жюри подводит итог за последние 2 конкурса, мы с вами поиграем (и зрители тоже) и узнаем, хорошо ли вы знаете деревья, растущие в нашем крае.
Игра «Топай – хлопай». Ведущая называет разные деревья, дети хлопают, если дерево растет на Сахалине, топают если не растет.
Жюри подводит итоги за 2й и 3й конкурсы.
7) Ведущая: Дети, мы с вами назвали много деревьев, которые растут в нашем лесу. Это его главные жители. Не было бы деревьев, не было бы и леса. А еще кто-нибудь в лесу живет? Конечно, лес – это дом для зверей. Сейчас мы узнаем, почему именно в лесу поселились эти животные (показывает на мольберты).
Следующий наш конкурс так и называется: «Кому нужны деревья в лесу?»
4й конкурс: «Кому нужны деревья в лесу» (зачем животным нужны деревья в лесу). Дети поочередно подходят к мольбертам, берут картинки, называют животных и составляют предложения.
Белка строит гнездо в дупле дерева.
Дятел из- под коры добывает насекомых.
Птицы на деревьях строят гнезда, находят пищу.
Кабан – ест желуди с дуба, устраивает домик под елкой.
Медведь питается плодами и ягодами, устраивает берлогу под деревом.
Заяц зимой питается корой деревьев.
Лоси питаются листьями, чешут рога.
Насекомые едят листья, древесину.
Муравьи строят муравейники.
8) Ведущая: Молодцы! Много животных назвали, а показать сможете?
Физкультминутка: Дети имитируют движения животных.
Погуляли звери и вернулись к себе в дом, а дома то не обычные, а слоговые.
5й конкурс: «Посели животных».
Итак, слушайте задание: Нужно поселить животное в домик, соответствующий количеству слогов в названии. Нам потребуется по 3 участника от каждой команды. Будьте внимательны, на этой полянке (столе, обруче) много разных животных. Будем заселять домик сверху вниз (объяснить правила).
Дети выполняют задания по типу эстафеты.
После выполнения задания проверяем правильность выполнения.
Ведущая: Пусть жюри подсчитает очки за последние 2 конкурса, а мы с вами поиграем, а заодно и повторим названия разных животных.
Пальчиковая игра: «Чей дом?»
Слово жюри
9) Ведущая: Отдохнули животные в своих домиках и отправились еду добывать. А вы знаете, кто чем питается? А вот сейчас и проверим. У меня есть вот такие таблички, похожие на цепочки. Нужно положить в колечко изображение пищи или животного так, чтобы получилась пищевая цепочка. (Одни животные питаются растительной пищей – травоядные, другие – добывают себе пищу охотой – хищники).
Приглашаю от каждой группы по 2 участника.
6й конкурс «Пищевые цепочки» (после выполнения задания дети комментируют результат).
Мы узнали, что животные едят разную пищу.
Ведущая: Ребята, есть животные, которые едят растения их, называют травоядные. А есть, которые охотятся на других зверей – это хищники.
Пока жюри подсчитывают очки, мы поиграем в игру «Хищники и травоядные».
Подвижная игра: Дети одевают шапочки различных животных (волка, зайца, лисы, белки, тигра, лося, куницы, ежа). По сигналу ведущей «травоядные» выходят дети в шапочках одной группы животных и свободно двигаются по залу. По сигналу ведущей «Хищники» выходят дети второй группы животных (охотятся, дети первой группы приседают (прячутся). Ведущая: Ребята, как вы думаете, нужны ли в лесу хищники? Ведь они обижают маленьких зверят. Конечно, все нужны в лесу.
Слово жюри.
10) Ведущая: Как потрудились команды, мы уже видели, а теперь подошло время для конкурса капитанов.
7й конкурс «Конкурс капитанов»
Задание первое: «Ответь на вопрос»
а) Почему заяц не умеет ходить?
б) Почему зайца называют косым?
в) Откуда произошло название медведь?
г) Как охотиться лиса за мышами?
Задание второе: «Назови детенышей»
Задание третье: Капитаны замечательно справились со своим заданием, но на этом их испытания не закончились. Ведь вы знаете, что от капитана многое зависит, особенно если он со своей командой отправляется в лес. Прежде всего, капитан должен знать правила поведения в лесу. Пусть они их назовут. А команды им помогут.
11) Ведущая: Пока жюри подсчитывают количество очков за конкурс капитанов, и общие баллы за соревнования мы с вами поиграем.
«Чья команда знает больше скороговорок»
12) Слово жюри: Ребята, вы сегодня умники и умницы, так много знаете о природе и животных нашего края, умеете красиво говорить, составлять предложения, но давайте посмотрим, кто же выиграл в нашей игре. Нужно подсчитать количество баллов и назвать победителя.
Вручаем дипломы.
Доктор: Но не это главное, главное, что вы очень добрые, любите природу, бережете ее и никогда не причиняете ей вреда, не обидите зверят и даже маленьких букашек. Растите дети большими и добрыми, любите и берегите природу, Землю, на которой мы живем и она вернет вам заботу о себе хорошим здоровьем, щедрым урожаем, веселым пением птиц, красотой царства природы.
КВН закончен, до свидания,
Всем хочу сказать на прощание
Нас так много живет на Земле
И о природе – одной – позаботиться можем вполне!
До свидания старый лес,
Полный сказок и чудес.
По тропинке мы гуляли
И животных повстречали
Подружились с ними мы,
А теперь пора в группу идти!

Красноярский край МКОУ-СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный имени маршала Советского Союза Крылова Н.И.

Экологическая интеллектуальная игра «Все обо всем».

Цели и задачи:
развитие творческих способностей, логического мышления детей;
повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, стимула;
воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.
показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека; научить учащихся правильно использовать бытовые химические средства; правильно вести себя на природе; оказывать посильную помощь в благоустройстве села; способствовать углублению знаний по химии, биологии, географии и экологии; воспитывать чувство коллективизма.

Участники:
2 ведущих;
Мальчик-турист;
Жюри (5 человек);
Две команды (по 6 человек).

Оборудование: Карточки с пословицами, мусорная корзина, бумага.

Первый ведущий. Что такое «экология» и почему это слово столь актуально в наше время, думаю, объяснять никому не надо. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами.

Экологические границы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны.

Второй ведущий. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда. Человек сегодня никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне восторгаться гармонией природы.

Первый ведущий. Сейчас мы предлагаем провести конкурсную экологическую игру, которая, как мы надеемся, заставит вас взглянуть на окружающий мир другими глазами.

Второй ведущий. Поприветствуем наше уважаемое жюри, команду 8 «Г» класса,
Команду 8 «В» класса. (команды представляются )

Первый ведущий. Первое задание участникам – разминочное.
За каждый правильный ответ вы получите одно очко.

Разминка:
1. Как в старину называли Уральские горы? (Каменный пояс).
2. Какую поваренную соль рекомендуется применять в пищу? (Йодированную).
3. Какие газы способствуют возникновению «кислотных дождей»? (Оксид фосфора (5); оксид азота (4); оксид серы (4)
4. С какого года начала издаваться Красная книга? (1963 год).
5. Самая высокая трава? (Бамбук)
6. Где у кузнечика находится ухо? (На ноге).
7. Какой слой защищает Землю от ультрафиолета? (озоновый)
8. Куда зайцу бежать удобнее в гору или с горы? (в гору).

Первый тур: «Интеллектуальный».

Второй ведущий. А теперь переходим к основным конкурсам. Начнём с интеллектуального. Команды должны быстро ответить на вопросы «да» или «нет». За каждый верный ответ – 1 очко.

Правда ли, что…

(Вопросы первой команде).
1.
… крокодилы могут взбираться на деревья? (Да).
2.
… маленькие огурцы содержат нитратов больше, чем большие? (Нет).
3.
… в нижних слоях атмосферы температура поднимается с ростом высоты? (Нет).
4.
… лишайники – индикаторы качества окружающей среды? (Да).
5.
… промышленность – главный виновник загрязнения воздуха? (Да).
6.
… бабочки живут всего один день? (Нет).
7.
… зелёный картофель настолько ядовит, что может убить ребёнка? (Да).
8. . … контроль за загрязнением не улучшает качества воздуха?

Вопросы второй команде.
1. … если огурец сорван утром, в нём нитратов больше? (Нет).
2. … загрязнение воздуха в основном вызвано деятельностью человека, связанной со сжиганием горючих материалов? (Да).
3. … йод – антисептик – окислитель, который накапливается в морской капусте? (Да).

4. … ни одна человеческая смерть напрямую не связана с загрязнением воздуха? (Нет).
5. … орхидеи используют для приготовления мороженого? (Да).
6. … уменьшается содержание нитратов при квашении и солении? (Да).
7. … природные явления, например извержение вулканов или лесные пожары тоже могут приводить к серьёзному загрязнению? (Да).
8. … воздух невесом? (Нет).

Второй тур: экологический.

Первый ведущий: К нам пожаловал ещё один гость – ученик младшего класса. В воскресенье он с одноклассниками ходил в лес. Сейчас вы послушаете рассказ о том, как он провёл выходной день в лесу, и отметите те нарушения и ошибки, которые школьники, по-вашему мнению, допустили. За каждую верно подмеченную ошибку – 1 очко.

Выходит ученик и читает рассказ.

Рассказ ученика.

Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. (Громкая музыка распугает зверей и птиц). Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которых мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует – разрушается грибница).

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. (Для костра собирается сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует). Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Всё равно микробы их разрушат». (Эти вещества разрушаются 100-200 лет). Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. (Угли следует забросать землёй или залить водой). В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца птиц не следует). Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится. (Брать зверят и птенцов из леса не надо). Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. (Не следует что-либо проталкивать в муравейник).

Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. (Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно).

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. (Луговые и лесные цветы рвать не следует). Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошёл день!

Команды называют ошибки, зарабатывают очки.

Третий тур: Мусоробол.

Второй ведущий. Мы переходим к спортивному конкурсу. Не секрет, что, гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самые разнообразные кучи мусора, бумажки и т.д. Это бывает даже тогда, когда урны стоят рядом. Просто мы в них даже попасть не можем. Вот и проведём сейчас такой эксперимент. Вам необходимо точно в урну бросить скомканные листы бумаги. За каждое попадание – очко.

Идёт конкурс.

Четвертый тур: Интеллектуальный.

Первый ведущий: У вас на столе лежат карточки, это две пословицы о природе. Ваша задача собрать их за 1 минуту. Конкурс оценивается в 2 балла.
Время пошло.
Первая команда.
1. Новый год - к весне поворот.
2. Январь - году начало, зиме середина.

Вторая команда.
1. Зимой тулуп всякому люб.
2. Красна весна цветами, осень - снопами.
Второй ведущий.
Пришло время подведения итогов. Просим жюри посчитать баллы команд и определить победителя.
Первый ведущий: Просим жюри назвать победителя.
Говорим при всём народе:

Чтоб продлить природы век,

Должен помогать природе

Друг природы – человек.

Чтобы мирно мчались годы.

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек!

Ольга Бондарева

Программное содержание :

Закрепить знания детей о лесе, как сообществе растений и животных , проживающих на одной территории; об особенностях жизни обитателях леса в зимних условиях.

Активизировать словарный запас по теме «Дикие животные » , их жилища.

Упражнять в умении различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам, узнавать животных по их внешнему виду (изображению)

Закреплять умение делить слова на слоги, образовывать притяжательные прилагательные.

Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

Развивать речеслуховое внимание, ручную и общую моторику, координацию движений, подражательность, продолжать учить выполнять действия по словесной инструкции;

Развивать эмоциональную сферу детей, эмпатию, мимическую выразительность

Воспитывать познавательный интерес , чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Воспитывать любовь к родной природе.

Материал и оборудование :

Набор веток и кусочков коры деревьев; еловые, сосновые, кедровые шишки; слоговые домики, картинки с изображением животных для слогового анализа; карточки- схемы «Пищевые цепочки» , картинки для составления цепей питания; картинки обитателей леса для составления предложений по теме «Кому нужны деревья в лесу» ; шапочки животных для подвижной игры , мольберты, фишки.

Предварительная работа :

Беседа «Как зимуют дикие звери» ; чтение Г. Сладков «Суд над декабрем» , «Курорт «Сосулька» и др. ; Д/и «Чудесные домики» ; нод «Что кому по вкусу» .

1)Ведущая : Дети, вы любите играть ? Тогда я вам предлагаю игру – соревнование – это КВН. А что это за игра ? Конечно КВН – это соревнование между командами, где побеждают самые умные, смелые и находчивые. Сегодня мы узнаем, хорошо ли вы знаете природу родного края, ее обитателей, ведь вы настоящие друзья природы. Но чтобы узнать победителей, нужно чтобы кто-то нас судил. Я подумала и решила, чтобы нас судил доктор Айболит. А знаете почему? (Ответы) конечно, он добрый, знает много птиц и зверей, он их лечит и поэтому очки просто так никому присуждать не станет. Давайте ему позвоним. Какой номер нужно набрать? Ведущая звонит, обыгрывает.

Доктор : Здравствуйте дети, что случилось? С удовольствием буду участвовать в вашем замечательном соревновании и надеюсь, что вы ребята покажете отличные знания и одержите победу.

Дети : Мы веселые ребята

И не любим мы скучать

С удовольствием сегодня

Будем в КВН играть .

Ведущая : Итак, мы начинаем. Команды у нас уже готовы. Прошу занять свои места. А как же называются ваши команды? Представьтесь. Поприветствуйте друг друга.

а) представление – приветствие : ЗАЙЧАТА

б) представление – приветствие : БЕЛЬЧАТА

2) Ведущая : Теперь мы знаем, что команды называются Зайчата и Бельчата! Чтобы участники обеих команд показали свои знания и умения достойно нужно им размяться.

Игра ДОСКАЗАЛКИ

3) Ведущая : Я вижу, что команды размялись, настроение у всех замечательное, и я думаю, что теперь можно приступать к выполнению первого задания, которое называется : «Загадай загадку – скажи отгадку» .

1й конкурс : Загадки (команды загадывают друг другу загадки, предварительно установив очередность при помощи жребия).

Слово жюри : Мне очень понравились обе команды и поэтому и Зайчата и Бельчата получают свою первую награду (по 1 грибку и по 1 шишке)

4) Ведущая : Прежде чем перейти к следующему заданию я прошу всех ребят ответить на вопрос : Без чего не бывает леса? (без деревьев) .А умеем ли мы узнавать деревья в зимнем лесу?

Каждая команда сейчас получит черный ящик, внутри которого находится кусочек коры какого-то дерева, нужно узнать что это за дерево и рассказать о нем.

2й конкурс : «Узнай дерево по коре» . Дети называют дерево и поочередно говорят слова-признаки.

5) Ведущая : А сейчас посмотрим на эту полянку, на ней выросли деревья. Вы их узнали? (кедр, сосна, ель, лиственница) . Чем оно похожи? Но у них есть и различия, например семена – шишки, они все разные. Вопрос командам : на какой ветке выросли эти детки? Вы должны подарить каждому дереву свою шишку.

3й конкурс : «Чьи детки?» - дети по 2 участника от команды по сигналу берут шишку и кладут возле своего дерева.

6) Ведущая : Пока жюри подводит итог за последние 2 конкурса, мы с вами поиграем (и зрители тоже) и узнаем, хорошо ли вы знаете деревья, растущие в нашем крае.

Игра «Топай – хлопай» . Ведущая называет разные деревья, дети хлопают, если дерево растет в Забайкальском крае, топают если не растет.

Жюри подводит итоги за 2й и 3й конкурсы.

7) Ведущая : Дети, мы с вами назвали много деревьев, которые растут в нашем лесу. Это его главные жители. Не было бы деревьев, не было бы и леса. А еще кто-нибудь в лесу живет? Конечно, лес – это дом для зверей. Сейчас мы узнаем, почему именно в лесу поселились эти животные (показывает на мольберты) .

Следующий наш конкурс так и называется : «Кому нужны деревья в лесу?»

4й конкурс : «Кому нужны деревья в лесу» (зачем животным нужны деревья в лесу) . Дети поочередно подходят к мольбертам, берут картинки, называют животных и составляют предложения.

Белка строит гнездо в дупле дерева.

Дятел из под коры добывает насекомых.

Птицы на деревьях строят гнезда, находят пищу.

Кабан – ест желуди с дуба, устраивает домик под елкой.

Медведь питается плодами и ягодами, устраивает берлогу под деревом.

Заяц зимой питается корой деревьев.

Лоси питаются листьями, чешут рога.

Насекомые едят листья, древесину.

Муравьи строят муравейники.

8) Ведущая : Молодцы! Много животных назвали , а показать сможете?

Физкультминутка : Дети имитируют движения животных .

Погуляли звери и вернулись к себе в дом, а дома то не обычные, а слоговые. 5й конкурс : «Посели животных » .


Итак, слушайте задание : Нужно поселить животное в домик , соответствующий количеству слогов в названии. Нам потребуется по 3 участника от каждой команды. Будьте внимательны, на этой полянке (столе, обруче) много разных животных . Будем заселять домик сверху вниз (объяснить правила) .

Дети выполняют задания по типу эстафеты.

После выполнения задания проверяем правильность выполнения.

Ведущая : Пусть жюри подсчитает очки за последние 2 конкурса, а мы с вами поиграем , а заодно и повторим названия разных животных .

Пальчиковая игра : «Чей дом?»

Слово жюри

9) Ведущая : Отдохнули животные в своих домиках и отправились еду добывать. А вы знаете, кто чем питается? А вот сейчас и проверим. У меня есть вот такие таблички, похожие на цепочки. Нужно положить в колечко изображение пищи или животного так , чтобы получилась пищевая цепочка. (Одни животные питаются растительной пищей – травоядные, другие – добывают себе пищу охотой – хищники).

Приглашаю от каждой группы по 2 участника.

6й конкурс «Пищевые цепочки» (после выполнения задания дети комментируют результат) .

Мы узнали, что животные едят разную пищу .

Ведущая : Ребята, есть животные , которые едят растения их, называют травоядные. А есть, которые охотятся на других зверей – это хищники.

Пока жюри подсчитывают очки, мы поиграем в игру «Хищники и травоядные» .

Подвижная игра : Дети одевают шапочки различных животных (волка, зайца, лисы, белки, тигра , лося, куницы, ежа) . По сигналу ведущей «травоядные» выходят дети в шапочках одной группы животных и свободно двигаются по залу. По сигналу ведущей «Хищники» выходят дети второй группы животных (охотятся, дети первой группы приседают (прячутся) . Ведущая : Ребята, как вы думаете, нужны ли в лесу хищники? Ведь они обижают маленьких зверят. Конечно, все нужны в лесу.

Слово жюри.

10) Ведущая : Как потрудились команды, мы уже видели, а теперь подошло время для конкурса капитанов.

7й конкурс «Конкурс капитанов»

Задание первое : «Ответь на вопрос»

а) Почему заяц не умеет ходить?

б) Почему зайца называют косым?

в) Откуда произошло название медведь?

г) Как охотиться лиса за мышами?

Задание второе : «Назови детенышей»

Задание третье : Капитаны замечательно справились со своим заданием, но на этом их испытания не закончились. Ведь вы знаете, что от капитана многое зависит, особенно если он со своей командой отправляется в лес. Прежде всего, капитан должен знать правила поведения в лесу. Пусть они их назовут. А команды им помогут.

11)Ведущая : Пока жюри подсчитывают количество очков за конкурс капитанов, и общие баллы за соревнования мы с вами поиграем .

«Чья команда знает больше скороговорок»

12) Слово жюри : Ребята, вы сегодня умники и умницы, так много знаете о природе и животных нашего края , умеете красиво говорить, составлять предложения, но давайте посмотрим, кто же выиграл в нашей игре . Нужно подсчитать количество баллов и назвать победителя.

Вручаем дипломы.

Доктор : Но не это главное, главное, что вы очень добрые, любите природу, бережете ее и никогда не причиняете ей вреда, не обидите зверят и даже маленьких букашек. Растите дети большими и добрыми, любите и берегите природу, Землю, на которой мы живем и она вернет вам заботу о себе хорошим здоровьем, щедрым урожаем, веселым пением птиц, красотой царства природы.

КВН закончен, до свидания,

Всем хочу сказать на прощание

Нас так много живет на Земле

И о природе – одной – позаботиться можем вполне!

До свидания старый лес ,

Полный сказок и чудес.

По тропинке мы гуляли

И животных повстречали

Подружились с ними мы,

Статьи по теме: