Ситуационная игра-беседа с элементами викторины «Права и обязанности детей в современном обществе. Действия, которые необходимо выполнить

Тевдорошвили М.С.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

детский дом «Ласточкино гнездышко»

Тевдорошвили М.С.

«Чрезвычайная ситуация»

(Ролевая игра)

Составитель М.С.Тевдорошвили, заместитель директора по безопасности жизнедеятельности муниципального казенного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «Ласточкино гнездышко».

Ролевая игра «Действия в ЧС» разработана для организации и проведения с детьми практических занятий по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, отработке и закреплении теоретических знаний, на практике.

Материал предназначен для заместителей директоров по безопасности жизнедеятельности и преподавателей ОБЖ.

1. Введение. …………………………………………………………………….…5

2. План проведения игры…………………………………………………………8

3. Этапы проведения игр……………………………………… …………………10

4 Описание этапов игры (с 1по 10)…………………………………………..…..11

5. Заключение…………..………………………………………………………….19

6. Список литературы…………………………………………………………….20

7. Приложения …………………………………………………………………...21

Введение

Организация работы с детьми и подростками в области защиты от чрезвычайных ситуаций и подготовки к действиям в условиях социальных, криминогенных конфликтов, а также формирование активной жизненной позиции у подрастающего поколения является одной из наиболее острых социальных проблем. А успешное усвоение знаний основывается не только на теории, но и в практике – тренировках и учениях.

Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких ситуациях призваны подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из ЧС с наименьшими потерями.

Ролевая игра – игровая имитационная модель, воссоздающая условия, содержание, отношение, динамику той или иной деятельности. Это один из наиболее эффективных методов активизации обучения. Особый способ построения моделей, допускающий одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков. Имитируя выработку, принятие и реализацию решений, они позволяют вводить обучаемых в круг задач управления.

Участвуя в игре, школьники ненавязчиво усваивают определённые понятий, т.е. теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объёмы информации, и учебный процесс превращается из «школы памяти» в «школу мышления».

Обеспечение безопасности предполагает обязательные знания конкретного чёткого алгоритма последовательных действий. Особенно эффективным представляется использование метода имитационно-ролевых игр для проверки знаний алгоритмов действий в чрезвычайных или экстремальных ситуациях того или иного характера.

Условия игры имитирует конкретную ситуацию. В сценарии игры подробно описываются правила её участников, дающие им возможность принимать решения с высокой степенью безопасности.

Для проведения итоговой проверки изученного материала и закрепления знаний, общешкольную ролевую игру лучше всего проводить в конце учебного года.

На первом этапе в развёрнутых и точных формулировках раскрывается тема игры. На втором формулируется её цель и конкретные учебные задачи. На третьем даётся характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, её условия, используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.

При проведении итогов игры важно не только дать общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разобрать весь её ход, акцентируя внимание как на удачных, так и на неудачных решениях. При этом желательно оценивать и общую манеру поведения участников игры: интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления, дисциплину, быстроту реакции и т.п. При разборе игры следует обязательно получить от них собственную оценку, предложения по совершенствованию. Это поможет избежать в следующей игре допущенных ошибок.

Игра проводится как комплексное мероприятие, состоящее из 10 этапов, охватывающей знание учащихся вопросов личной безопасности, задач решаемых в рамках курса ОБЖ и мероприятий гражданской обороны, оказание медицинской помощи. Как правило, местом проведения игры является основное здание школ

Ролевые игры позволяют широко использовать групповые формы работы. Как результат – повышается интерес учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих. Таким образом, ролевые игры являются эффективным звеном системореализующих компонентов методической системы преподавания ОБЖ.

Цель: обучение обучающихся умению быстро принимать правильное решение в экстремальной ситуации;

Научить обучающихся самостоятельно анализировать обстановку в которой оказался и выходить из неё;

Формирование и закрепление сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности;

Закрепление навыков по оказанию 1 медицинской помощи.

Основные задачи:

1. Совершенствование внеурочной работы по БЖ.

2. Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

3. Овладение способами и приёмами деятельности, направленной на сохранение своей жизни и здоровья в опасных ситуациях.

4. Закрепление знаний, умений, навыков приобретённых на занятиях курса ОБЖ.

5. Совершенствование у обучающихся и педагогического состава учреждения теоретических знаний и практических навыков правильного поведения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Ожидаемые результаты:

    активизация познавательной деятельности обучающихся ;

    повышение качества знаний обучающихся по действиям в ЧС;

    повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;

    обновление учебного процесса, отражающее степень сложности, доступности, гибкости, экономичности, энергичности действий;

    более широкое применение технических средств обучения;

    развитие заинтересованности в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций.

План проведения ролевой игры

группы

Мероприятия

количество участников

Ответственные

возрастная

группа

1-4 кл.

1этап .

Интеллектуальая разминка.

Викторина «Что я знаю о пожаре»

2эта п.

Игры-эстафеты.

3этап .

Укладка рюкзака.

4этап .

Оказание первой доврачебной помощи (при носовом кровотечении.)

возрастная группа

5-8 кл.

1этап.

Интеллектуальная разминка. Обучающий КВН «Крестики-нолики». Решение кроссворда.

2этап .

1.Действия участников в районе аварии с утечкой сильнодействующих ядовитых веществ.

2.Укладка рюкзака.

3. Ядовитые и съедобные грибы.

3этап.

Оказание первой доврачебной помощи (перелом верхних конечностей). Транспортировка пострадавших.

4этап.

Тестирование по курсу ОБЖ.

возрастная группа.

9-11 кл.

1этап .

Интеллектуальная разминка. КВН «Нам стихия ни почём» Решение кроссворда

2этап.

Действия по команде «Газы».

Сигналы бедствия (международные.)

Ядовитые и съедобные грибы.

3этап.

Оказание первой доврачебной помощи. (перелом нижних конечностей).

4этап.

Тестирование по курсу ОБЖ.

Этапы проведения игры

    Действия по сигналам оповещения «Внимание, Всем!»

    Герметизация помещений и повседневной одежды.

    Викторины, КВН, игры-эстафеты.

    Действия участников в районе аварии с утечкой

сильнодействующих ядовитых веществ.

Укладка рюкзака.

Ядовитые и съедобные грибы.

5.Оказание первой доврачебной помощи.

6. Тестирование по курсу ОБЖ.

7. Подведение итогов. Итоговая линейка.

8 Награждение.

В подготовке и проведении игры принимают участие все обучающиеся, учителя и воспитатели. Учителя и воспитатели организуют и контролируют действия обучающихся. Выполнение практического задания проходит под контролем медицинского работника учреждения (санитарное звено). За действиями обучающихся, на всех этапах игры, наблюдает судейская комиссия, оценивая их действия и подводит итоги.

I этап. Безопасность движения на дорогах.

Задание командам: ответить на вопросы по закреплению правил дорожного движения. За каждый правильный ответ 1 балл. (Для каждой возрастной группы свои вопросы).

1. Вы сошли с трамвая на остановке и должны перейти дорогу, чтобы по попасть в магазин. Покажите на схеме как это сделать безопасно?

2. Покажите на схеме, по какой стороне проезжей части дороги вы будете идти, если пешеходные тротуары отсутствуют?

3. Покажите как правильно переводить группу учащихся через перекресток?

4. Как следует обходить автобус?

5. Поясните понятие «Дорожная ловушка».

6. Работа со знаками. О чем они предупреждают?

7. Каким правилам подчиняется человек ведущий велосипед?

8. Что означает мигающий зеленый сигнал светофора?

9. Что такое островок безопасности?

10. Как правильно прейти перекресток и почему вы так думаете?

II этап. Транспортировка пострадавшего

Задача команды : на носилках доставить пострадавшего до указанного судьей места.

№ п/п

Причины штрафов

Баллы

Отсутствие контроля за состоянием пострадавшего

Правильность транспортировки

Носилки не выдерживают пострадавшего

1-5 классы

Покажите способы переноски пострадавшего, если помощь оказывает один человек (Ответ: перетаскивание, перенос на спине, волоком (на плащ палатке, лыжах)

7-8 классы

Покажите способы переноски пострадавшего, если помощь оказывают два человека (Ответ: при помощи сиденья из двух пар рук, способ «замок», перенос раненого на доске)

9-11 классы

Назовите как можно больше способов замены носилок. Покажите один из способов. Какие правила необходимо соблюдать при переноске раненого на носилках? Как правильно транспортировать пострадавшего: вперед ногами или вперед головой?

III этап: Оказание первой доврачебной помощи при переломе конечности.

№ п/п

Причины штрафов

Баллы

Неправильный выбор места наложения жгута

Неправильное наложение жгута

Отсутствие указательной записки

Неправильное наложение повязки

Неправильная фиксация конечности шинами

Дополнительные вопросы:

1. Как избежать теплового (солнечного) удара?

2. Как остановить носовое кровотечение?

3. Для каких целей используется: йод, зеленка, нашатырный спирт, перекись водорода, подорожник, крапива?

4. Как оказать первую помощь при обмороке?

5. Какова профилактика радиационного поражения? (для 9-11 классов)

6. В каких случаях используется жгут?

7. Покажите как правильно сделать перевязку раны при порезе пальца?

8. Как оказать первую доврачебную помощь при ожоге кипятком?

9. Расскажите последовательность оказания доврачебной помощи при сотрясении головного мозга.

IV этап. Действия в условиях химического заражения.

Задача команды : по команде «Газы!» надеть противогазы и выйти из зоны заражения, учитывая направление ветра.

Провести проверку на наличие пострадавших (при обнаружении таковых: надеть на каждого противогаз, оказать первую медицинскую помощь и вывести из зоны заражения) и вынести материальные ценности.

№ п/п

Причины штрафов

Баллы

Ошибки, допущенные при надевании противогаза (не закрыты глаза, не сделан выдох)

Несоблюдение установленной последовательности при надевании и снятии средств защиты

Не застегнуты пуговицы на одежде

При надевании защитного костюма:

Тесемки чулок не закреплены

Чулки перепутаны

Неверный выбор направления движения из зоны заражения

Теоретические вопросы:

1. Какие средства индивидуальной защиты от химического поражения вы знаете?

2. Какие коллективные средства защиты от химического поражения вам известны?

3. Находясь в зоне заражения, вы захотели есть или пить? Как вы поступите?

4. Как поступит если вас двое, а противогаз один?

5. Всегда ли можно спастись от химического поражения в подвале?

6. Вы в зоне химического поражения, а средств защиты нет. Как быть?

V этап.

Задача команд (5-11 классов) :ответить на задания и выполнить действия по тушению пожара. За каждый правильный ответ 1 балл. За неправильный ответ снимается один балл.

1. «Пожарная азбука» - закончи пословицу (задание для команд). Кто быстрее допишет пословицы:

1. Из искры пожар ….. (рождается)

2. Нет дыма без …. (огня)

3. Москва от копеечной свечи… (сгорела)

4. Огонь хороший слуга, но …. (плохой хозяин)

5. Правда в огне не горит …. (и в воде не тонет)

6. Огнь друг и.. (враг человека)

7. Спичка невеличка, огонь… (враг)

2. «Струей в ведро»

По сигналу участник добегает до отметки, где находится брызгалка и ведро. Участник берет брызгалку, выполняет три надавливания целясь в ведро (расстояние 1,5 метра), затем возвращается в команду, стартует следующий. Побеждает команда закончившая эстафету первой и набравшая большее количество воды в ведро.

3. Умственная разминка - викторина «Вода, вода». Чья команда ответит больше:

Вопросы:

1. Что в гору не вкатишь? (воду)

2. Как называется наука о лесных пожарах) (пирология)

3. При каком пожаре горят кроны деревьев) (верховом)

4. Охрана лесов это: обязанность государства или долг каждого гражданина?

5. Иван бежит, сам кричит и всех на себе носит (река)

7. Кругом вода, а с питьем беда. (море)

8. Ни море, ни земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (болото)

9. Назовите агрегатное состояние воды (жидкое, твердое, газообразное)

11. Перечислите все океаны (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

12. Назовите самый мелкий океан (Северный Ледовитый океан)

13. Как называют людей, купающихся зимой (моржи)

14. Какие подручные средства могут помочь в тушении огня? (вода, песок)

15. Какая причина чаще всего приводит к пожару? (небрежность)

16. Средство пожаротушения (огнетушитель)

17. Что нельзя вскрывать, прокалывать при ожоге? (волдыри)

18. Имя героя древнегреческих легенд принесшего огонь людям (Прометей)

19. С какой птицей на Руси ассоциируется огонь? (красный петух)

20. Как называется профессия людей борющихся с огнем? (пожарные)

21. Что значит ликвидировать пожар? (локализовать)

22. Чем эффективнее следует воспользоваться при тушении легковоспламеняющихся жидкостей? (куском мокрой ткани)

23. Что нельзя тушить водой? (бензин, лак, краски, эл. бытовые приборы)

24. Какое наказание за умышленный поджог леса нес виновный во времена Петра 1? (смертная казнь)

25. Сколько пожарных частей у нас в городе? (1)

26. Что опаснее для здоровья и жизни человека при пожаре дым или огонь? (дым)

27. Можно ли открывать окна во время пожара? (нет)

28. Ожог вызванный пламенем, паром, кипятком? (термический)

4. «Струей в цель»

По сигналу участник добегает до отметки, где находится брызгалка и кегли. Участник берет брызгалку, выполняет одно надавливание, стараясь сбить кеглю струей (2 м). Возвращается в команду, стартует следующий (каждый участник целится в свою кеглю). Побеждает команда закончившая эстафету первой и сбившая большее количество кеглей.

VI этап. Обращение со взрыво-опасными предметами.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Задание командам:

Ваши действия при нахождении взрывного устройства?

Ваши действия при захвате в заложники?

Всегда ли необходимо соблюдать все приказы террористов?

Нужно ли вступать в контакт с заложниками?

VII этап. Спортивный.

Задание командам: «Преодоление полосы препятствий» сдать нормативы по:

Подтягиванию на перекладине для мальчиков;

Подъему туловища из положения лежа для девочек;

Преодоление полосы препятствий.

VIII этап. Викторина «Защити себя сам»

Задание командам: ответить на вопросы викторины по программе ОБЖ (отдельно для каждой возрастной категории учителем составляются вопросы) в письменном виде.

За каждый правильный ответ 1 балл. Причина штрафа – каждый неправильный ответ.

IX этап. Ориентирование на местности. Укладка рюкзака в поход.

Контрольное время работы на этапе: 20-25 миут.

Задача командам: на всех контрольный пунктах за минимальное время ответить на вопросы и произвести отметки в зачетном маршрутном листе (Приложение № 2):

Ориентирование в данном направлении;

Ориентирование по маркированному маршруту.

Команда пришедшая последней получает меньшее количество баллов.

Задача команде при укладке рюкзака: правильно упаковать предложенные вещи и предметы, взяв только необходимое. Причины штрафов:

Неправильное расположение вещей или предметов в рюкзаке;

Наличие в рюкзаке ненужных вещей или предметов.

X этап. Зеленые друзья и враги.

Задача команды: за минимальное время ответить на контрольные вопросы теста. Причина штрафов – каждый неправильный ответ участника.

Подведение итогов ролевой игры. Награждение смелых и находчивых.

Заключение

Предлагаемая методическая система с использованием метода ролевых игр в качестве метода оценки знаний позволяет повысить динамику учебного процесса – состояние деятельности ученика и учителя, которые благодаря этому методу работают более активно, более интенсивно, более сосредоточенно, более оперативно, что в результате приводит к более высокому уровню качества знаний по действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, повышению уровня практической подготовки обучающихся к безопасному поведению в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера, и, соответственно, формирует у обучающихся культуру безопасности жизнедеятельности как составную часть общечеловеческой культуры.

Список литературы

1. Баленко С.В. Школа выживания. Часть 1.- М.: Приложение к журналу «Знание», 1992.

2. Гастюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. – М.: Знание, 1996.

3. Гастюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: Зеркало, 1994.

4. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристических слетов и соревнований учащихся. М.: ЦДЮ, 1997.

5. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований «Школа безопасности». – М.: Владос, 2000.

6. Палкевич Я.Е. Выживание в городе. Выживание на море. – М.: Корвет, 1992.

7. Павлова О.В., попова Г.П.. Пожарная безопасность в 5-11 классах. – Волгоград: Учитель, 2006.

8. Самыгин О.П., Столяренко Л.Д. Школа выживания (обеспечение безопасности жизнедеятельности). Ростов-на-Дону: Феникс 2010.

9. Стемпиньска Я. Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. – М.: ФиС «Турист» 2009.

10. Круглов Д.Г. Методическое пособие по подготовке и проведению мероприятий по программа «Школа безопасности», 2006.

11. Шимановский В.Ф., Голова Е.Н. Основы поведения и меры безопасности людей в общественной жизни. Методические рекомендации. – М.: «Турист», 2008г.

12. Штюльмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. – М.: «Турист», 2009г.

13. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» № 6, 2006г.

Приложение № 1

Интеллектуальная разминка

1. Какие слова (слово) связывают с объектами, событиями, явлениями которые могут причинить человеку вред, физические пи психологические травмы, заболевания или смерть? Выберите ответ:

а) неуверенность;

б) рассеянность;

в) опасность;

г) забывчивость, неряшливость.

2. Приведите два примера природной опасности, с которыми вам пришлось столкнуться. Вспомните свои ощущения при этом.

3. Дополните фразу: « ______________» - это такие опасности, которые связаны с войнами, преступлениями, алкоголизмом, нищетой, низкой культурой общения между людьми и др. пороками человеческого общества.

4. . Дополните фразу: « ______________» - это такие опасности, которые рождены техникой.

5. Как вы понимаете слово «жизнедеятельность»? Выберите ответ:

а) пребывание;

б) наслаждение;

в) существование.

6. Что такое безопасность? Выберите ответ:

а) состояние при котором ничего не случается;

б) положение при котором не угрожает опасность кому-либо, чему-либо;

в) ситуация, в которой пребывает человек и природа, находясь в некотором состоянии равновесия.

7. Какие передачи по телевизору учат безопасности жизнедеятельности:

а) «В мире животных», «Путешествие натуралиста»;

б) «Дорожный патруль», «Катастрофы недели»;

в) «Утренняя почта», «Добрый вечер»;

г) «Угадай мелодию»

8. Перечислите средства пожаротушения.

Приложение №2

Маршрутная карточка

Команда _____1 -4 классы________________________________________

Этапы соревнований

Баллы

Подпись чл ена судейской бригады

2. Игры - эстафеты

3. Укладка рюкзака

Всего:

Маршрутная карточка

Команда: _________5 – 11 классы _____________

Этапы соревнований

Баллы

Подпись членов судейской бригады

1. Интеллектуальная разминка

2. КВН. Решение кроссворда.

3. Действия участников по команде «Газы»

4. Оказание первой доврачебной помощи

5. Тестирование по курсу ОБЖ

Всего:

Приложение № 3

ПУТЕВОЙ ЛИСТ

Класс ___________

1. Интеллектуальная разминка.

№ п/п

Кол-во баллов

Роспись

судьи

Безопасность на дорогах

Переноска пострадавшего

Оказание медицинской помощи

Действия в условиях химического заражения

Локализация пожара

Взрывоопасные предметы

Спортивный

Викторина

Ориентирование на местности

Зеленые друзья и враги

Всего баллов: _______________

«Чрезвычайная ситуация» [текст]: Ролевая игра / сост. М.С. Тевдорошвили, - Нововосточный: Изд – во МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»// 2015 – 24с.

Технический редактор Л.И.Архипенко

Оригинал – макет на компьютерном комплексе

МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»

652553, п.Нововосточный, ул.Мира,6

Глобальной целью ролевой игры является устранение несоответствия между отдельно взятой личностью и окружающим ее миром. Соответственно, те индивидуумы, для которых указанное несоответствие не существует, в ролевые игры не играют и играть не будут. Все вышесказанное, конечно, не означает, что несоответствующая миру личность является ущербной, или мир столь плох.

Чисто теоретически возможны два варианта снятия этого противоречия: или надо изменить личность, чтобы она стала соответствовать миру, либо надо преобразовать мир, чтобы в нем стало хорошо данной личности. История дает нам немало примеров и того и другого подхода, и оба они в крайнем своем выражении приводили к печальным последствиям. В первом случае это нивелирование особенностей личности, подавление их либо социальными инструментами (красивая женщина - ведьма, ученый доктор - отравитель, талантливый музыкант - слуга дьявола и т.п.) либо психологическими (филистерство, охлократия). Во втором случае это либо диктатура и автократия, либо, если у личности нет власти над другими, убийства и самоубийства. Что же предлагают для решения этой проблемы ролевые игры?

В ролевых играх реализуются одновременно оба пути. Во-первых, игрок имеет право выбрать себе любой мир из предложенных организаторами или устроить игру самому, создавая свой собственный мир. Во-вторых, в новых условиях нового мира он может попытаться к нему приспособиться. Процесс приспособления к игровому миру психологически происходит легче, чем к адаптация к реальному миру, так как здесь нет элемента насилия, в любой момент можно выйти из игры.

Разумеется, проблема несоответствия личности и мира первоначально снимается только на время игры, но, во-первых, многие из участвовавших хотя бы в одной игре принимают в них участие снова и снова; во-вторых, у игроков увеличивается внешняя приспособляемость к различным ситуациям при одновременном выявлении сущностных особенностей личности; и, наконец, в-третьих, когда игроков с определенным, выработанным в процессе игры менталитетом становится много, то они начинают влиять уже на реальный мир.

Кроме вышеуказанной глобальной цели организаторы игры и игроки могут ставить перед собой и другие задачи. Первая - познавательная (“как это было?”) характерна в большей степени для исторических игр. Такие игры помогают понять, как жили люди в Древнем Египте, Иерусалиме времен крестовых походов, в Англии времен короля Артура или войны Алой и Белой Розы и т.п. В этом случае характерно тщательное воссоздание исторической обстановки (предметов быта, одежды, строений, оружия). Вторая возможная задача - эстетическая (“мир прекрасен”). Точное историческое соответствие необязательно, но антураж необходим и обязан быть красивым. Третья задача - обучающая (“как это есть”) быть следопытом, корабелом, воином, монахом буддийского монастыря и т.п. В таких играх непременное условие - тщательно подобранное и обставленное место игры. Четвертая задача - этическая (“это наш мир”) - проведение в жизнь некоторой системы моральных ценностей (ни в коем случае не религиозных, религиозная оболочка может быть, а может и не быть). В играх, где эта задача явно поставлена, Добро и Зло, как правило, четко выражены, носители разных этических систем находятся в разных командах и даже одеваются в разные цвета. Этическая задача никогда не бывает единственной, ибо ролевая игра - это в первую очередь игра, а играть в абстрактные принципы невозможно. Пятая задача - компенсаторная (“все было не так”). Игры такого плана предполагают обязательный литературный или, реже, кинематографический источник. Декорации и реквизит минимальны, все внимание - непосредственно возникающим в ходе игры ситуациям. И, наконец, последняя задача - структурирование времени (“как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”) - это задача начинающих игроков. Однако поскольку ролевые игры имеют много достоинств (см. все вышеперечисленное), то такое времяпровождение может быть полезно и для них, хотя бы тем, что отвлекает от других времяпровождений, многие из которых ничего не дают ни уму, ни сердцу. Следует при этом заметить, что опытные игроки не любят тех, кто ставит перед собой только эту задачу.

В ходе каждого занятия детям предлагаются ситуации, поиск выхода из которых происходит в ходе игры. Роли взрослых выполняют педагоги, волонтеры, роли детей - ребята из класса, группы, кружка (дети, с которыми проводится работа).

Игра 1."Большое и маленькое "Нет".

(по мотивам сказки Гизелы Браун)

Ситуация к проигрыванию:

Маленькое "нет" сидит на скамейке и ест шоколадку. Оно действительно очень маленькое, по-настоящему крохотное и совсем тихое.

Тут подходит большая толстая женщина и спрашивает: "Могу я сесть рядом с тобой?" Маленькое "нет" тихо шепчет: "Нет. Мне было бы лучше побыть одному". Большая толстая женщина даже не услышала его и села на скамейку.
Тут подходит мальчишка и спрашивает: "Могу ли я получить твою шоколадку?" Маленькое "нет" опять тихо шепчет: "Нет, я бы охотно съел ее сам". Но мальчишка также не услышал, забрал у маленького "нет" шоколадку и начал есть.
Затем подошел мужчина, который уже раньше часто видел маленькое "нет" в парке, и сказал: "Привет, Малыш! Ты очень симпатичный. Я могу тебя поцеловать?" Маленькое "нет" в третий раз прошептало: «Нет, я не хочу твоего поцелуя». Но мужчина, кажется, тоже не понял, подошел к маленькому "нет" и собрался его поцеловать.
Тут, наконец, терпение маленького "нет" лопнуло. Оно встало, вытянулось в высоту и во весь голос закричало: "НЕ-Е-ЕТ!" и еще раз: " НЕТ! НЕТ! НЕТ! Я хочу один сидеть на моей скамейке, я хочу мою шоколадку есть сам, и я не хочу целоваться. Сейчас же оставьте меня в покое!"

Большая толстая женщина, мальчишка и мужчина широко открыли глаза: "Почему же ты так не сказал сразу?" - и пошли дальше своей дорогой.

Цель - научить ребенка громко и уверенно говорить "Нет".

Роли: взрослые, подросток, ребенок.

Игровой материал: карточки с надписями, атрибуты и игрушки.

Игра 2."Незнакомец"

Ситуация к проигрыванию:

Вариант 1. На улице к ребенку подходит незнакомец и просит показать дорогу куда-либо.
Вариант 2. Во дворе к ребенку, играющему отдельно от детей, подходит старушка и просит помочь снять с дерева в соседнем дворе котенка.

Цели:

помочь ребенку уяснить, что ни с кем нельзя уходить никуда и никогда;

научить видеть те ситуации, когда можно оказать помощь незнакомому человеку (для детей младшего школьного возраста);

сформировать следующую модель поведения - при попытке похищения"кричать, бежать, рассказывать" (рассказывать другим взрослым, обязательно родителям);

познакомить с правилом "докладов" родителям о своем местонахождении.

"Незнакомец":

взрослый просит помочь ему посадить дерево, убрать мусор и т.д., то есть то, что не требует какого-либо удаления или уединения с ним. Тогда надо принять это правильно и оказать помощь. Возможно, это потребует участия других детей и будет происходить на виду у других людей. Обязательное правило: сообщить родителям о своем местонахождении.

Роли: незнакомец, 5-6 ребят, играющих во дворе.

Игровой материал: игрушки, карточки с надписями.

Игра 3."Один дома"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок один дома. Звонок в дверь.

Цель - сформировать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации: никогда и никому не открывать дверь, если он дома один.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Один дома":

проигрываются все возможные и вероятные ситуации, после которых еще раз уточняется, что дверь нельзя открывать даже знакомому, соседу, водопроводчику (даже если сосед хорошо знакомый, а водопроводчика вызывали на этот день). Далее детям предлагается вспомнить сказки, в которых герои оказывались в аналогичных ситуациях, и это привело к печальным последствиям. Рассматривание рисунков к сказкам.

Роли: взрослый (сосед, знакомый родителей, водопроводчик, милиционер, врач, незнакомец и т.д.) ребенок.

Игровой материал: различные атрибуты, рисунки к сказкам.

Игра 4."Телефонный звонок"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок один дома. Звонок по телефону .

Цель - научить ребенка безопасному общению по телефону. Развивать умение самостоятельно принимать решение, действовать уверенно.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Телефонный звонок":

Рассмотреть случай, когда к телефону никто не подходит, это может означать, что в доме никого нет.

Роли: взрослый, ребенок.

Игровой материал: игрушечный телефон, рисунки по теме.

Игра 5."Подкуп"

Ситуация к проигрыванию:

Незнакомый человек предлагает ребенку какое-либо угощение, подарок.

Цель - стратегию поведения в данной ситуации: ничего не брать у незнакомца.При попытке похищения - "кричать, бежать, рассказывать".
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Подкуп" :

после каждого игрового момента обсуждение возможных последствий (угощение может быть отравлено, является подкупом, поводом для знакомства и т.д.). Предложить детям самим придумать возможные ситуации. Вспомнить аналогичные ситуации из жизни, из сказок. Организовать рассматривание рисунков по теме.

Роли: взрослый, дети.

Игровой материал: различные угощения, игрушки, рисунки к сказкам.

Игра 6."Машина"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок идет по улице. Недалеко от него останавливается машина.
Вариант 1: взрослый спрашивает у ребенка дорогу куда-либо;
Вариант 2: взрослый предлагает подвезти.

Цели:

выработать безопасную стратегию поведения у ребенка в данной ситуации:

нельзя подходить к краю дороги и приближаться к машине (Правило "Трех больших шагов");

не садиться в автомобиль;

твердо и уверенно отвечать отказом.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Машина": рассмотреть и обсудить все возможные варианты этой ситуации в ходе анализа игры.
Если взрослый спрашивает дорогу куда-либо, можно посоветовать ему спросить об этом у кого-нибудь из взрослых, но строго соблюдать правило "Трех больших шагов".
Обязательно проиграть ситуацию, в которой ребенка приглашают сесть в машину друзья или знакомые родителей. Без предварительной договоренности с родителями или заранее оговоренного пароля, этого делать нельзя.
В ситуации "Вариант 2", обсудить возможные предлоги, с которыми взрослый может обратиться к ребенку.

Здесь главное правило: не садиться в машину никогда и ни под каким предлогом.
Обязательно проиграть ситуацию, когда водитель на машине преследует ребенка.
Правило: бежать в сторону, противоположную движению машины.

В конце проведения игрового занятия использовать упражнение на умение громко кричать. В игре использовать рисунки (рассматривание, обсуждение)

Роли: взрослый "за рулем автомобиля", ребенок.

Игровой материал: атрибуты к игре, рисунки.

Игра 7."Если потерялся"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок теряется в многолюдном месте (рынок, стадион, парк, в поездке и т.д.)

Цели:

научить ребенка обращаться за помощью к взрослым, уметь найти безопасного незнакомца (милиционер, продавец, кассир, водитель автобуса, троллейбуса и т.п.);

воспитывать чувство уверенности при общении с людьми, способными оказать помощь.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Если потерялся": в процессе игры подвести ребенка к тому, что он должен быть настойчивым в поиске помощи (если не помогут в первый раз, обращаться во второй и третий). Во избежание подобных ситуаций можно предложить ребенку заранее договориться с родителями о том месте, где они будут ждать друг друга в случае, если ребенок потеряется. Помочь твердо запомнить следующее: незнакомые люди, к которым дети обращаются за помощью сами, гораздо безопаснее тех, которые первыми предлагают ее ребенку.

Роли: взрослые, ребенок, массовка - вся группа.

Игра 8." Защита"

Ситуация к проигрыванию:

Взрослый пытается затащить ребенка в подъезд (подворотню, на стройку и т.д.)

Цель - выработать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации, научить его не теряться, быть решительным и пытаться спасти себя.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Защита": рекомендуются упражнения на умение громко кричать "Это не мой папа!", "Спасите!" и т.п. (выслушать предложения детей).В данной ситуации дети могут кусаться, царапаться, драться, бороться.
Важно научить ребенка не сдаваться и продолжать придумывать новые попытки выйти из ситуации.
Проиграть ситуацию преследования незнакомцем. В этом случае можно юркнуть в "убежище", если оно рядом (в том случае, если преследующий отстал и не видит, куда может последовать ребенок), а если нет - бежать в ближайшее людное место. Если и этого нет - кричать как можно громче и пытаться спастись бегством. Предложить детям самим придумать дополнительные средства и способы защиты.

Роли: взрослый, ребенок.

Игровой материал: карточки с надписями.

Игра 9."Дорога домой"

Ситуация к проигрыванию:

Друг предлагает ребенку поздним вечером сократить дорогу домой, пройдя через пустырь или двор.

Цель - научить ребенка отказывать, говорить "Нет", учить относиться серьезно к подобным ситуациям и с уверенностью отстаивать свое мнение.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Дорога домой": предложить для проигрывания различные ситуации, когда дети могут стать легкой добычей преступника. Попросить ребенка попробовать убедить друга не ходить опасным путем. Помочь ему понять, что отказ от подобного предложения является не трусостью, а разумным и безопасным поведением.

Роли: ребенок, его друг, взрослые.

Игровой материал: карточки с надписями.

Игра 10."Вымогательство"

Ситуация к проигрыванию:

Вариант 1. Ребенок идет с другом. По дороге к ним пристают трое старшеклассников и вымогают деньги.

Вариант 2. На улице незнакомец требует отдать ему украшения (у девочек - сережки, цепочка, кольцо и т.п.), деньги.

Цель - выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в данной ситуации: отдать беспрекословно. Помочь понять, что такое поведение не является трусостью, что жизнь и здоровье - самое дорогое, что у них есть, и что главное - выйти из ситуации живым и здоровым.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Вымогательство": проиграть ситуацию, когда вымогательством занимаются сверстники (можно оказать сопротивление, предварительно рассчитав свои силы).

Роли: взрослые, дети (сверстники).

Игровой материал: карточки с надписями, украшения, деньги.

Игра 11."Опасность"

Ситуации к проигрыванию:

Вариант 1. В квартире начался пожар.

Вариант 2. Ребенок в доме с одним из взрослых. Взрослому стало плохо.

Вариант 3. Ребенок в доме один. Кто-то пытается взломать дверь.

Вариант 4. Ребенок в доме один, ощущается запах газа.

Цель - выработать безопасную стратегию поведения в каждой из указанных ситуаций. Научить не теряться, хорошо ориентироваться в номерах телефонов служб, обязательно знать свой адрес, номер телефона, уметь открывать замок входной двери.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Опасность": в ходе проигрывания обсуждать каждое действие ребенка и возможные последствия ситуации, выбирать наиболее удачные варианты поведения, выслушивать высказывания детей по каждому случаю и их предложения.

Роли: ребенок в различных ситуациях, взрослые.

Игровой материал: карточки с надписями.

Введите e-mail адрес:

В детстве все мечтают стать гонщиком, пожарным, принцессой, полицейским и даже мамой или папой. Используя подручные средства, дети любят переодеваться и играть в ролевые игры , в которых проигрывают различные сценарии. Это очень интересные и веселые игры, которые помогают развивать у детей творческое начало. Родителям стоит присоединиться и поиграть вместе с ними.

Начинать играть лучше с раннего возраста, но не только ради забавы, но и ради безопасности. Спросите у ребенка, что бы он делал, если бы потерялся в магазине? Или если бы к нему подошел незнакомый человек и начал что-то спрашивать?

Существует масса сценариев ролевых игр, в которые вы можете проиграть. По мере взросления ребенка сценарии должны постепенно усложняться, но при этом соответствовать возрасту ребенка.

Далее представлены десять потенциально опасных ситуаций и безопасные способы выйти из них. Попробуйте проиграть такие сценарии со своим ребенком. Спросите у него, как бы он поступил в каждой предложенной ситуации, а после расскажите, как бы вы сами хотели, чтобы он поступил. Дайте ребенку правильный пример поведения. Если он будет знать, как должен поступать в сложных ситуациях, то не растеряется, если вдруг попадет в опасную ситуацию в реальной жизни.

Ситуации в детском саду или школе

Сценарий № 1

Ситуация: ты ждешь, пока тебя заберут из детского сада/школы, и незнакомый взрослый человек подходит к тебе и говорит, что забрать тебя его попросили твои родители. Он может убедительно пытаться уговорить тебя пойти с ним (например, родители попали в аварию, у них проблемы с машиной или человек представился старым другом отца). Что бы ты сделал?

Правильное решение. Пусть ребенок с безопасного расстояния крикнет: «Скажите секретное слово?». Если человек его не называет, ребенок ни в коем случае не должен идти с ним! Пусть бежит к любому хорошо знакомому взрослому (воспитателю/учителю, родителю или другому работнику детского сада/школы). Если вы еще не придумали для себя секретное слово, тогда обязательно сделайте это.

Выберите слово, которое вы точно не забудете, но это не должно быть что-то очевидное. Секретное слово должны знать только члены семьи. Убедитесь, что ребенок запомнил, что спрашивать о кодовом слове нужно с безопасного расстояния.

Сценарий № 2

Ситуация: ты отправился с группой/классом на экскурсию или по какому-то другому делу за пределы детского сада/школы и тут ты понимаешь, что что-то забыл. Что ты будешь делать?

Правильное решение. Дети никогда не должны покидать пределы учебного заведения или оставаться без присмотра своего воспитателя/классного руководителя в городе, если они никому об этом не сказали. Если учитель разрешит пойти куда-то без всего класса, ребенку следует пойти вместе с кем-то из одноклассников. Главное правило - никуда не ходить одному.

Ситуации дома

Сценарий № 3

Ситуация: ты один в комнате, а мама в душе. Кто-то звонит в дверь, но мама не слышит звонка. Ты подходишь к двери, но не видишь, кто за ней. Что тебе следует сделать?

Правильное решение. Родители должны предусмотреть несколько вариантов выхода из этой ситуации. Если кто-то звонит в дверь, дети могут сказать маме, что кто-то у двери. Если мама разрешает, то ребенок может спросить, кто там. Если ребенок не может сказать маме, что кто-то находится у двери (к примеру, если мама не услышала ребенка), тогда он ни в коем случае не должен подходить к двери. Если ребенок хочет спросить, кто пришел, даже если он знает этого человека, то он не должен открывать двери, пока мама не выйдет из душа и не будет находиться рядом с ним.

Ситуации в магазине

Сценарий № 4

Ситуация: ты в зоомагазине смотришь на щенков и ждешь маму, которая что-то покупает в соседнем отделе. Незнакомый человек подходит к тебе и говорит, что возле магазина кто-то оставил щенят или котят, и если ты пойдешь с ним, то сможешь взять себе питомца совершенно бесплатно. Что ты сделаешь?

Правильное решение. Сразу же крикнуть «Нет! Вы не моя мама/мой папа!», а потом бежать к родителям или работнику магазина. Родителям следует в каждом магазине всегда указывать на работников и их форму. Научите детей, что нельзя никуда уходить, не сказав об этом родителям, даже если ребенок знает этого человека.

Сценарий № 5

Ситуация: ты гуляешь по магазину, в то время как мама покупает что-то в другом отделе, и кто-то резко хватает тебя за руку и говорит, что ты должен пойти с ним. Тебя начинают вести к выходу и при этом говорят, чтобы ты не кричал, иначе тебе причинят боль. Тебе страшно, и окружающие не догадываются, что у тебя неприятности. Что ты будешь делать?

Правильное решение. Самое главное - с раннего возраста ребенок должен запомнить одно правило: никогда никуда не идти, не сказав об этом родителям, даже если ребенок знает этого человека. Возможно, ребенок побоится ослушаться взрослого, но он должен понимать, что в такой ситуации такое поведение оправдано. Научите ребенка кричать: «Помогите! Меня похищают! Это не моя мама/не мой папа!» и делать это как можно громче, пока кто-то не услышит. Скажите, чтобы ребенок переворачивал и сбивал все на своем пути (например, товар с полок) - это привлечет внимание окружающих, и продолжал кричать. Если ребенка постарше держат за руку, то он может попробовать вырваться либо упасть на пол и не шевелиться. В таком случае ребенка будет сложнее поднять или тащить.

Ситуации на улице

Сценарий № 6

Ситуация: ты сидишь на лавочке со своими друзьями, пока твоя мама разговаривает с другими родителями. К вам подходит незнакомец и просит разрешения сделать твое фото. Он говорит тебе, что ты можешь стать известным (тут следует назвать любимый спорт ребенка или его хобби). Что ты будешь делать?

Правильное решение. Сразу же крикнуть «Нет!» и бежать к родителям или знакомым взрослым. Никто не имеет права фотографировать ребенка без разрешения родителей. Взрослые, которые преследуют детей, могут попытаться приблизится к ним с помощью фотографий. Напоминайте детям о том, что они вправе говорить взрослым «нет».

Сценарий № 7

Ситуация: ты идешь по улице, возле тебя останавливается машина и у тебя спрашивают о дороге. Что ты будешь делать?

Правильное решение. Не отвечать и сразу же бежать в другом направлении к знакомым взрослым или в безопасное место (это может быть дом соседей). Объясните ребенку, что взрослые не должны спрашивать у детей о дороге или задавать любые другие вопросы. Напомните ребенку о том, что в таких ситуациях взрослым можно говорить «нет» и не нужно беспокоиться о том, что они обидятся или рассердятся.

Сценарий № 8

Ситуация: ты играешь с друзьями на детской площадке, и кто-то просит тебя спокойно и тихо с ними уйти, потому что у него есть нож или другой опасный предмет. Что ты будешь делать?

Правильное решение. Если кто-то угрожает тебе опасным предметом, главное - не молчать! Нужно делать все возможное, чтобы убежать, - биться и кричать. Не разрешайте себя похитить. Никогда не верьте такой лжи: «Я причиню боль тебе и твоей семье, если ты не пойдешь со мной». Ребенок должен вырваться любым способом.

Сценарий № 9

Ситуация: ты один едешь на велосипеде в своем районе мимо пешехода, и этот человек внезапно пытается тебя схватить. Что ты будешь делать?

Правильное решение. В первую очередь научите ребенка всегда гулять с кем-то. Напоминайте ему о том, что он всегда должен попытаться вырваться. Если ребенок постарше, он может толкнуть велосипед в сторону похитителя и побежать в другом направлении. Если ребенок маленький, он должен отбиваться всеми силами и при этом кричать: «Помогите! Меня похищают! Это не моя мама/не мой папа!».

Ситуации в любом месте

Сценарий № 10

Ситуация: незнакомец предлагает дать тебе деньги/лакомство/подарок, если ты пойдешь с ним. Тебе говорят, что родители ему разрешили забрать тебя. Что ты будешь делать?

Правильное решение. Научите детей никогда не брать деньги или любой другой подарок без разрешений родителей, особенно, если эти вещи предлагает незнакомый человек. Пусть ребенок бежит к знакомым взрослым и кричит: «Это не моя мама!/Это не мой папа!». Похитители часто предлагают детям подарки, чтобы подобраться к ним ближе. Научите своих детей никогда не принимать даже самую желаемую вещь от незнакомцев.

Родители избегают обсуждения таких ситуаций, потому что им страшно подумать, что такое может случиться с их детьми. Вместо того чтобы бояться, дайте детям знания, которые помогут им обезопасить себя. Хотя ролевые игры в целях безопасности - дело серьезное, не стоит пугать детей. Они не должны бояться обыгрывать подобные сценарии. Вы должны общаться с ними спокойным тоном. Напомните детям о том, что вы сделайте все возможное, чтобы обезопасить их. Если родители часто отыгрывают такие сценарии с детьми, их реакция будет вырабатываться на инстинктивном уровне. Не ждите, пока случится что-то плохое, помогите ребенку быть готовым к неожиданностям.

Оцените публикацию

Вконтакт

Цель: Рассмотрение и обсуждение с детьми опасных ситуаций, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми и предметами, закрепление правил поведения в данных ситуациях.

1 -Закреплять представление детей об источниках опасности и правилах безопасного поведения в проблемных ситуациях.

2 -Развивать охранительное самосознание, сообразительность, внимание, логическое мышление.

3 -Развивать умения детей работать с моделями (схемами).

4 -Активизировать речь детей путём составления сложных предложений при ответах на вопросы воспитателя.

5 -Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, сочувственное отношение к пострадавшему.

Предварительная работа:

1-Беседы по русским народным сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух».

2 -Рассматривание иллюстраций, плакатов, схем на тему «Как избежать опасных ситуаций?»

3 -Дидактическая игра «Свои – чужие».(Цель игры- закрепить с детьми опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.

Ход занятия:

Ребята, нам пришло письмо от дяди Фёдора из деревни Простокваши-но. (показ письма). Интересно что в нём, откроем? Да, письмо-то непростое, а звуковое. (слушается аудиокассета).

Интересно, какие задания прислал дядя Фёдор?

Задание 1:

В каких сказках вышло так, что дети и сказочные герои попали в опасные ситуации?

(«Колобок», «Кот, лиса и петух», «Петушок-золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Бармалей»).

Хорошо, молодцы, много сказок вы знаете, а в сказке «Волк и семеро козлят», что сделали козлята? (открыли дверь незнакомцу).

И что произошло? (ответы детей)

А как бы вы поступили, что в таком случае надо сделать? (ответы детей)

Правильно, вы обязательно должны сообщить взрослому, давайте послушаем, что нам расскажет Саша: (карточка№8)

«Если позвонил звонок,

Посмотри сперва в глазок,

В гости кто пришёл узнай,

Но чужим - не открывай!

Если нет глазка, тогда:

«Кто же там?»- спроси всегда,

А не станут отвечать-

Дверь не надо открывать!»

Ребята, все теперь знают, как надо вести себя в подобных ситуациях? За-помнили?

Задание 2:

Ребята, а здесь ещё задание есть. Да не простое, а рассказ. И ещё карточки какие-то, непонятно. Давайте прочитаю?

Жил на свете мальчик Петя. И однажды он остался один дома.

Петя увлёкся игрушками и тут зазвонил телефон. Он снял трубку.

(Сценка по ролям)

Алло, я вас слушаю- совсем как взрослый сказал мальчик.

Скажите, пожалуйста, кто это говорит?

Петя, Петя Иванов.

А-а-а, Петя –протяжно сказала тётенька.

А дома кто-то есть?

Нет, я один.

Совсем один?- переспросила тётя.

Да, совсем один, - ответил Петя. Ему даже стало немного грустно.

А где твои мама и папа?

Они ушли куда-то. Сказали чтобы я посидел пока один.

Ну, хорошо, Петенька, до свидания!

До свидания,- сказал Петя и положил трубку.

Какая приятная тётенька, подумал Петя,- вежливая такая!

Ребята, правильно поступил Петя? Как бы вы поступили вы? Как надо вести себя в этом случае? (ответы детей).

Правильно, про такую ситуацию нам расскажет Данила: (карточка№15)

«Если телефон звонит,

Кто-то в трубку говорит:

И куда же я попал?

Номер я какой набрал?

Как тебя зовут, малыш?

Дома с кем сейчас сидишь?-

Ничего не отвечай,

Просто маму подзывай!

Если взрослых дома нет,

Не веди ни с кем бесед,

«До свидания!»-скажи,

Быстро трубку положи!»

Ребята, вы хорошо запомнили эти правила? Молодцы! Давайте посмотрим, что же дальше наш Петя стал делать?

А Петя решил пойти погулять, а жил он на седьмом этаже многоэтажного дома. Подошёл он к лифту, а рядом с лифтом стоит незнакомый мужчина. Двери лифта открылись и незнакомец предложил Пете пройти в кабину лифта.

Правильно, Маша нам расскажет, как надо поступить в такой ситуации. (карточка№14)

«Если квартира твоя высоко
И добираться домой нелегко,
Пользуйся лифтом, но только учти:
В лифт с не знакомыми - не заходи!
Могут обидеть тебя, напугать…
Можешь серьёзно, мой друг, пострадать…
Будь осторожней, всегда берегись
И с незнакомцами в лифт не садись!»

Ребята, и наш Петя поступил также, он не поехал с чужим человеком, вышла соседка т. Валя и он вместе с ней спустился во двор.

Ребята, есть такая игра, которая называется «Свои – чужие», и я предлагаю вам в неё поиграть. (мама; папин брат; дедушка; продавец в магазине; твой друг; папа; водитель автобуса; дедушка, сидящий на скамейке; близкая подруга мамы; тётенька в аптеке; вы сами).

Ребята, а кому мы можем доверять: только близким, родным, хорошо знакомым, а незнакомцам? Молодцы!

Интересно, что Петя дальше стал делать? Вышел Петя на улицу во двор и встретил там свою подружку Машу, она ела вкусную конфету, но с Петей не поделилась, а убежала к девочкам в песочницу. А Петя остался один и горько заплакал. И в это время к нему подошёл незнакомец и спросил его, почему он плачет. Петя рассказал ему о своём горе и незнакомец предложил Пете сесть к нему в машину и поехать в магазин, за очень вкусными конфетами.

Ребята, как надо поступить Пете? (ответы детей)

Адель и Рома нам расскажут как надо посту-пить. (карточка№18); (карточка№28)

«Осторожней будьте, «Если люди незнакомцы

Милые ребята: Вас кататься позовут,

К незнакомым людям в машину не садитесь-

Доверять не надо! Далеко вас увезут!

Если вас с собою И не будет папы, мамы,

В гости позовут, Ни подружек, ни друзей…

Или вам конфетку Не садитесь к незнакомцам,

Вкусную дадут, А бегите прочь скорей.»

Лучше отбегайте

Прочь от них скорей

И предупреждайте

Всех своих друзей….»

Ребята, можно доверять незнакомым людям? А брать угощение? А что ещё нельзя? (ответы детей)

Вот и Петя, подумал и убежал от незнакомца к другим ребятам, которые играли во дворе детского сада. Они строили в песочнице замок и вдруг откопали большую разноцветную коробку. Все ребята стали громко кричать, что надо срочно открыть коробку и посмотреть, что же там такое?

Ребята, а как вы думаете, что может быть в коробке? (ответы детей)

Правильно, ребята, в коробке могут быть не только конфеты, клад, но и незнакомые предметы, которые могут быть опасны для нашего здоровья и даже жизни. Об этом нам расскажут … и …. (карточка№20)

«Интересно, что там в свёртке? «Неизвестные предметы

Ты его не вздумай брать! В руки не бери!

Взрослым о своей находке Ни в коробки, ни в пакеты

Должен сразу рассказать. Даже не смотри,

Осторожнее, ребята! А зови на помощь взрослых,

В свёртке может быть граната Чтобы выяснять,

Кто-нибудь коснётся- Делать что с такой находкой,

И она взорвётся!» Что же предпринять?

Может быть опасным очень

Вот такой пакет…

Если ты неосторожен,

Жди проблем и бед!»

Наступил вечер, вернулись родители, и Петя им рассказал, что с ним про-изошло пока их не было дома. Папа с мамой очень внимательно выслушали Петю и похвалили его за то, что он очень правильно и умело вёл себя в таких опасных ситуациях.

Ребята, как вы думаете, прав был дядя Фёдор, когда написал нам, что если мы в школу не ходим, то и правил поведения в опасных ситуациях мы не знаем? Почему?

В детском саду мы тоже знакомимся с правилами безопасности: как надо вести себя при пожаре, правила дорожного движения, правила поведения дошкольника в опасных ситуациях.

Ребята, давайте с вами ещё раз напомним нашим мамами папам правила поведения детей при опасных ситуациях и вручим им памятки. А завтра напишем письмо дяде Фёдору и отправим такую памятку и ему, чтобы он тоже не забывал их.

ПАМЯТКА для родителей

правила для дошкольников:

1. Не выходи на лёд водоёмов.

2. Не играй на стройке.

3. Не подходи близко к фейерверку.

4. Не сиди на подоконнике при открытом окне.

5. Не открывай двери незнакомым людям.

6. Не ходи с незнакомыми людьми.

7. Если ты потерялся, обратись к милиционеру.

8. Не подбирай чужие вещи.

9. Не сообщай незнакомым людям по телефону, что ты дома находишься один.

10. Обязательно сообщи родителям или близким людям обо всех подозри-тельных телефонных звонках и незнакомых, звонящих в дверь.

Инструкция

Безопасность жизни складывается из двух основных составляющих – психологической безопасности и физической. При этом первая сильно влияет на вторую. Зажатый, закомплексованный, всего боящийся человек невольно притягивает к себе опасности. Почему? Потому что его энергетику могут чувствовать окружающие люди. В природе хищники хорошо ощущают исходящий от жертвы «запах страха». Но хищники есть и среди людей, они легко вычисляют потенциальную жертву по исходящим от нее волнам страха.

Поэтому самым первым шагом обеспечения безопасности является избавление от комплекса жертвы. Ощутите себя охотником, культивируйте чувство силы. Если вы сможете это сделать, количество потенциальных опасностей резко уменьшится – окружающие люди будут подсознательно чувствовать вашу силу и побоятся с вами связываться.

Еще одним фактором психологической безопасности является умение защищаться во время общения. Многие люди являются энергетическими – им хочется поговорить с вами, выплеснуть свои беды, заставить вас сочувствовать им. Выговорившись, такой человек чувствует . Вы же, напротив, ощутите усталость, потому что потеряли часть энергии. Обрывайте подобные беседы под любым удобным предлогом.

Второй распространенный вариант энергетического вампиризма связан с «раскручиванием» человека на эмоциональный выплеск. Конкретных способов много – ущемить гордость человека, его самолюбие, заставить переживать и волноваться. Часто такое происходит в семье или просто между близкими людьми. Человек устраивает сцены, закатывает истерики не потому, что для этого есть какой-то реальный повод, а вследствие энергетического голода. Он не осознает своих действий, но на подсознательном уровне чувствует, что ему становится лучше, когда удается расстроить, довести до слез свою «вторую половинку».

Помните: пока вы «ведетесь» на такие истерики, они не прекратятся. И наоборот, перестаньте реагировать на них эмоционально, и они исчезнут. Не поощряйте – напротив, помогите любимому человеку от него избавиться, переключите его на другие источники силы. Это могут быть прогулки на свежем воздухе, чтение духовной литературы, посещение церкви и многое другое.

Научитесь говорить «нет» - это очень важно. Многие люди не могут отказать кому-то даже в том случае, если просьба им явно не нравится, а то и наносит вред. Доброта и чуткость – хорошие качества, но умение сказать «нет» тогда, когда это уместно, тоже очень важно. Слабые люди «вращаются» вокруг сильных, выполняют их прихоти - это один из законов общества. Попробуйте хоть раз четко сказать «нет», и вы на практике ощутите, как резко вырастет ваш уровень энергии. И все потому, что вы перестанете идти на поводу у другого человека.

Важную роль играет и безопасность физическая. Не надо всего бояться, но готовность к опасностям должна присутствовать постоянно. Проблема большинства людей в том, что какие-то территории они считают безопасными, тогда как на деле это лишь иллюзия. Вы переходите дорогу на разрешающий сигнал светофора – это безопасно? Да, при условии, что кто-то из водителей не проедет на красный свет. Переходя улицу, всегда смотрите по сторонам – это и есть состояние готовности.

О каких-то конкретных способах повышения безопасности вы можете прочитать в соответствующей литературе. Вам посоветуют укрепить входные двери и не ездить в лифте с незнакомцами, остерегаться сосулек, носить средства самозащиты и т.д. и т.п. Но все это вторично. Основа вашей безопасности в вашем сознании. Избавившись от страхов, научившись не идти на поводу у других людей, умея предвидеть возможные неприятности, вы сможете жить долго и счастливо.

Статьи по теме: