Сколько миссий в bioshock infinite. Захария хейл комсток. Обьяснение Концовки или Все Величие Сюжета

Игра Кена Левина, при всей гениальности сюжета, сбивает с толку концовкой. Разбираемся с запутанным финалом. Осторожно, спойлеры!

Концовка Bioshock Infinite вызывает множество вопросов. Как герой Букер превратился в злодея Комстока? Зачем Элизабет топит своего спасителя? Откуда взялись параллельные миры? Распутать сюжетную паутину, сотканную Кеном Левином и сценаристами Irrational, можно с помощью квантовой физики.

Концовка Bioshock Infinite по-русски – озвучено фанатами

История Bioshock Infinite опирается на теорию мультивселенной. Она утверждает, что реальность состоит из параллельных вселенных. Любое ваше действие, намерение или выбор порождает новые миры. Представьте ствол дерева, из которого расходятся во все стороны ветви. Поясним на примере. В одной вселенной вы сейчас читаете эту статью, а в альтернативной ваш двойник занят чем-то другим. Намерение понять концовку Bioshock Infinite создало две реальности.

Что связывает Букера и Комстока?

Согласно теории мультивселенной, число миров в игре Кена Левина бесконечно, на что и намекает название. Но ключевыми для объяснения концовки Bioshock Infinite оказываются две вселенные. В первой Букер ДеВитт, пережив бойню у ручья Вундед-Ни, решил креститься, но отказался в последний момент. Духовные скрепы он променял на выпивку и азартные игры. Итогом разгульной жизни стали огромные долги и новорожденная дочь Анна.

Букер из альтернативной вселенной прошел обряд крещения. Он ударился в религию, сменил имя (Захария Комсток) и основал религиозный культ. Заручившись помощью ученого Розалинды Лютес, новоявленный мессия построил летающий город Колумбию и научился путешествовать между вселенными. Комсток не мог иметь детей, поэтому купил ребенка у своего некрещеного двойника из параллельного мира. Так Анна ДеВитт получила имя Элизабет Комсток.

Зачем Лютесам понадобился Букер?

Квантовые опыты Роберта и Розалинды Лютес позволили Комстоку заглянуть в будущее. Оказалось, пророк умрет от руки двойника из иного мира, заручившегося помощью Элизабет. Чтобы этого не случилось, Захария заточил приемную дочь в башне. Со временем он избавился и от Лютесов, организовав несчастный случай в лаборатории. Однако взрыв квантовой машины не уничтожил Розалинду и Роберта, а сделал своего рода призраками: отныне они существовали между жизнью и смертью. Парадоксальное состояние позволило близнецам перемещаться между мирами и видеть грядущие события.

Это будущее оказалось мрачным: или пророк погубит Колумбию, или уничтожит Америку. Чтобы избежать этого, Лютесы отправили некрещеного Букера в мир Комстока. Герой игры спас Элизабет и убил диктатора Колумбии. Однако хэппи-энда не вышло: в дело опять вмешались квантовые парадоксы. Если Комсток уничтожен в одной реальности, как быть с его двойниками из параллельных измерений? Убить копии диктатора во всех мирах? Или же повлиять на изначальное событие, породившее ветвление миров Комстока и Букера? Ответив, легко понять смысл концовки Bioshock Infinite.

Почему Букер утопился в концовке Bioshock Infinite?

Разумеется, герои игры решили разрубить гордиев узел одним махом. Если предотвратить обряд крещения, не будет ни пьяницы ДеВитта, ни тирана Комстока, ни связанных с ними двойников и вселенных. Именно поэтому герой решил утопиться. Таков смысл концовки Bioshock Infinite. С другой стороны, она парадоксальным образом отменяет существование Элизабет, пророка и всего, что связано с Колумбией.


Тем не менее, один из некрещеных двойников Букера все же выжил. Об этом можно узнать из секретной концовки Bioshock Infinite, досмотрев финальные титры. Герой зовет дочь по имени и направляется к колыбели Анны. Правда, это лишь одна из трактовок игровых событий. Ведь когда в сюжете фигурируют квантовые парадоксы и мультивселенные, ни в чем нельзя быть уверенным наверняка. Даже спустя два года после выхода шутера в интернете бурлят дискуссии о сюжете и концовке Bioshock Infinite. Это ли не показатель того, что от заигрываний с квантовой физикой сюжет лишь выиграл?

В мире BioShock Infinite игрок воплотится в роль бывшего детектива агентства Пинкертона. Сложная жизненная ситуация которая и многочленные долги вынудили его взяться за сложную и опасную работу: главный герой должен отправиться в Колумбию и найти там девушку, которую он должен вывести из потерянного города живой и невредимой.

Элизабет с самого детства оказалась заключенной в тюрьме в Колумбии. Единственное что ей приходилось видеть в жизни, так это стены ее комнат и бессменного стража, представляющего собой огромное существо, которое называют Певчей Птицей – Songbird. После освобождения у девушки сразу возникло много вопросов: кому нужно было держать ее в заточении и зачем? Откуда у нее эти необычные способности. И самое главное, почему она оказалась яблоком раздора, который разгорелся в Колумбии?

Певчая Птица – это тюремщик единственным компаньоном девушки во всей Колумбии и ее защитником. Это существо с первых минут освобождения Элизабет делает все возможное, чтобы вернуть ее в место заключения.

Еще его называют в Колумбии «Герой Вундед-Ни» и «Отец Камсток». Он является главой Основателей. Хейл был женат, но его супругу убила Дейзи Фицра в 1903 году.

Болван и Герцог являются любимым детскими персонажами в Колумбии. В то же время их используют как средства пропаганды законов Камстока и патриотизма. Двое этих скаутов являются полной противоположностью друг другу. Димвит – неподготовленный, уродливый и неуклюжий. Он постоянно допускает ошибки, в то время как Дюк – умный, трудолюбивый и красивый.

"Я понял одну вещь; если ты не выстрелишь первым, ты не выстрелишь никогда."

― Букер ДеВитт

Предисловие

Данный обзор посвящен больше сюжетной особенности игры, нежели геймплею или графике. (ОСТОРОЖНО СПОЙЛЕРЫ!)

Bioshok Infinite это именно та игра, которая заставила меня сделать свой первый обзор (так что не судите строго, не у всех с первого раза получается:3) Этот обзор сделан специально для людей, которые уже прошли игру, так что остальным просьба вернуться после прохождения. Спросите зачем тогда обзор делать? Все просто. После игры, практический у каждого осталось больше вопросов, нежели ответов. Знаете, печально видить как люди не поняли игру, или же пропустили много ключевых деталей. Особенно обидно видеть посты по типу: "игра не очень, концовка какая-то мудреная", или же "игра фигня, Tomb Rider лучше". Не хочу задевать вкусы кого-либо, но очень хочу помочь прояснить ситуацию. И даже если вы прошли игру и думаете, что все поняли, огромная просьба все таки прочитать его, я уверен на 99% что смогу поведать вам что-то новое. Хочу повторить, тут туева хуча СПОЙЛЕРОВ, так что если вы не прошли! забудьте про него, хотя бы пока вы не пройдете игру. Итак, начнемс...

Коротко о Главном

Bioshok Infinite - игра сделанная великим и могучим Озом Кеном Левином, который поднял планку игр в сюжетном плане на новый уровень. Жанр игры - шутер с элементами RPG, в стиле Стимпанк. На самом деле очень тяжело передать такой сюдет через шутер, но у Irrational Games это получилось. События игры идут в 1912 году, и не только. В общих чертах, игра полна флешбеков и психоделики, за которые мы так ее и любим. Хотя действие происходит в городе Колумбия, немного понастольгировать а Восторге нам удается. Игровой мир может показаться слишком уж ярким, или даже ослепить фанатов серии, которые привыкли к мрачному и загадочному Восторгу. Но! это никак не делает игру хуже, а даже наоборот, приносит что-то новое, вместе со всеми традициями Стимпанка и психодела.

Колумбия как она есть

Колумбия - красочный и неповторимый город, парящий в небесах и олицетворяющий все величие Американской нации. Ну так должно было быть, если бы не бунт, который поднял сам Закари Комсток и сделал Колумбию абсолютно независимым городом, попутно укрывшись в небесах.

Сама Колумбия это зеркальное отражение Восторга. В Восторг мы погружались на батисфере, в Колумбию мы поднимаемся в капсуле. Обе игры начинаются в маяке, но в BioShock мы летим к нему на самолете, а в Infinite мы плывем на лодке. Впервые мы видим города, погружаясь в батисфере и, соответственно,возвышаясь в капсуле. Восторг - мир капитала, когда как Колумбия - мир религии. У жителей Колумбии нету никаких забот, а время они проводят за прогулками по городу и чаепитию. Город состоит из отдельных парящих островков, которые взаимосвязаны друг с другом. Фантастика? Ну не совсем, Колумбия парит в воздухе благодаря тому, что фундаменты домов и островов сделаны из материала, который легче воздуха. Город помогли создать двое великих путишествиников во времени по фамилии Lutece, которым удалось обмануть законы физики. В общих чертах, город представлен нам, как противоречивый симбиоз науки и религии.

Персонажи и Герои

В игре представлено число персонажей, которые и делают эту игру уникальной: от пьяницы до путишествиника во времени, от революционера до диктатора, от праведника до лжеца.

" ― Букер, золото!"

" ― Если это золото, то я король Англии."

Букер ДеВит

Букер - рыцарь печального образа, герой которому ничего не остается как принять задание от неизвестного человека и спасти девушку по имени Элизабет (Bring Us The Girl And Wipe Away The Dept) Букер - 38 летний детектив (на момент начала игры), бывший агент Пинкертона и ветеран битвы при Вундед-Ни, он отказался от религии и вскоре женился, но жена его умерла при родах. Оставшысь с долгами и ребенком он согласился на сделку, продать свое дитя другому человеку, однако когда он понял что натворил, было уже поздно. Затем он поставил на себе клеймо AD, и пообещал найти свою дочь. Через 20 лет (1912 год) к нему пришел человек и предложил рассплатиться с долгами, которых у него было еще больше. В итоге он перешел в реальность Комстока, где и находится Элизабет, но то что было с ним раньше он забыл, и тот факт что когда то продал свою дочь тоже. Как он считает - найти девчонку и есть его последний шанс на нормальную жизнь. Но не тут то было! После удачной высадки на Колумбию герой через какиз то под часа атакуется со стороны местно полиции, и все это из-за знака на его руке - AD (что оказывается Анна ДеВитт в последствии). Именуется как "Лжепророк" или "Лжепастырь". Обороняться от полиции ему приходится с небольшим арсеналом оружия и супер-способностями, которые он открывает по мере прохождения игры. По городу он передвигается с помощью Sky-Hook, очень намагниченного крюка, который может выступать как орудие ближнего боя. Найти девченку и доставить ее в Нью-Йорк, вот главная задача нашего храбреца. В последсвии все выходит гораздо глобальне. Что же случилось с ним?

Вопрос: выжил он или нет? Это и является одной из многих путаниц для фанатов.

Ответ: Определенно да, и те из вас кто смотрим титры до конца - молодцы.

Элизабет | Анна ДеВитт

Элизабет - само порождение всего няшно-сущего на земле. С прохождением игры становится все суровее и брутальней. Она является заключенной в статуе ангела, которая была предназначена для удержания ее силы, а именно - путишествия через порталы в другие паралельные миры. С самого начала игры у нее нету мизинца, хоть это и очень странно, но ответ на это мы получаем в конце игры, когда узнаем что она и есть дочь главного героя. Вопрос многих фанатов был в том, как она это делала? как открывала порталы. Что же, это было вызвано тем, что маленький кусочек ее плоти остался в другом мире, а вселенная не любит путаницу, и из-за этого она может видеть то, что другие не могут. В конце игры она полностью обретает свои способноости, тем что приказывает Соловью (металическая птица, которая была создана для ее защиты и дальнейшего удержания в статуе) уничтожить статую, где ее держали почти всю ее жизнь. В самой игре она является незаменимым помошником для нас, и не раз подкинет нам монет, патронов, соли, аптечку и даже спасет от смерти.

Вопрос: Выжила ли она?

Ответ: Как личность Элизабет - нет, но как Анна ДеВитт, то конечно же да.

Закари Комсток

Главный антогонист игры, как Эндрю Раян для Восторга, он является главой города и праведником в глазах жителей города. Именно ему принадлежит идея для постройки города. По сюжету к нему в сон пришел ангел и сказал "нужно райский город пилить, чувак." Захари Комсток и есть Букер ДеВитт, но только с другого мира, мира где Комсток начал свое сущетвование с того момента как он принял Баптизм, если бы он его не принял, то так и остался бы Букером ДеВиттом. В итоге Комсток познакомился с Лютисами и она сотворили 8-ое чудо света - Колумбию. У Комстока было все кроме одного - наследника, человека, который продолжал был его дело. Как он сам говорил, со стороны мужчины он сделал все возможное, но наследника так и не было. В итоге он заключил сделку с Лютесами, которая заключалась в том, что Лютесы купят ребенка у Комстока из мира там где он отрекся от религии (Букера) и отдадут его Комстоку, который религию принял. Комсток считал что он достоин дочери больше, чем тот пьяница из другого мира. Держал Элизабет как пленницу в статуе ангела, а после ее освобождения направил целую армию на ЛжеПророка, но это ему так и не помогло. Хотя он был религиозным человеком, он был еще и чертовым расистом. Подавление Боксерского бунта стало причиной споров с Дж. Вашингтоном и независимости Колумбии. Был жестого убит разгневаным Букером, но в конце игры он был убит окончательно еще при зачатии, то-есть при принятии религии.

Роберт и Розалинда Лютесы

Разум субъекта предпринимает отчаянную попытку создать воспоминания там, где их нет…"

― Розалинда Лютес

Эта таинственная парочка является одним и тем же человеком, но из других реальностей. Розалинда была из реальности Комстока, в то время как Роберт был из реальности Букера. Познакомились они благодаря тому, что они изучали частицы. Благодаря этому они смогли создать язык (азбуку Морзе), основанный на различных физических состояниях частиц. Роберт и Розалинда примерно в одно время обнаружили механический способ открытия порталов в другую реальность. И спустя некоторое время, наконец, встретились друг с другом. Далее они познакомились с Комстоком и внесли свой основной вклад в создание Колумбии, но была проблема, Комстоку был нужен наследник. И тогда они заключили сделку, которая заключалась в покупке ребенка у Букера из реальности Роберта. В ходе событий Букер пытался помешать, но ничего не вышло. Далее эта парочка продолжала работать на Комстока, но когда они увидели будущее к которому стремится Комсток, в котором Элизабет продолжит дело своего отца и сожжет весь Нью-Йорк, Роберт понял что они натворили и пригрозил сестре, что он уйдет от нее, если они не вернут Элизабет. Комсток догадался о их планах и приказал уничтожить машину по созданию порталов в другие миры, тем самым скрыть возможности Элизабет и убить Лютесов. Из-за побочного эффекта они стали существовать везде и всюду, и могли спокойно передвигаться по пространству и времени. Через 20 лет после сделки с Букером, Роберт заберает его в реальность Комстока, тем самым стирая его память про дочь и поручая ему задания для уплаты долгов. Но у букера бывают видения в которых Нью-Йорк горит, скорее всего Роберт проинформировал его про будущее. Затем они помогают Букеру на протяжении всей игры.

Вопрос: что же с ними случилось?

Ответ: да черт его знает, но я уверен что в следующей части нам еще поведуют про них.

Обьяснение Концовки или Все Величие Сюжета

"Анна. Анна? Это ты?"

― Букер Девитт

Люди, прошу вас возьмите себе в привычку смотреть титры до конца, у создателей нынче в моде показывать, какой то сюжетный поворот после титров. Думаю это для того, чтобы вы просмотрели все их имена. В любом случае если вы посмотрели момент после титров, то это могло ответить вам на некоторые вопросы, или же породить новые.

Сейчас я рассталкую абсолютно весь сюжет игры в хронологическом порядке.

Итак, в сюжете переплитаются события из друх паралельных миров. Эти паралельные миры начали свое существование с принятия|отказом религии Бекером ДеВиттом.

1.1890 год. Работа на Пинкертон и битва при Вундет-Ни

2.1892 год. Принятие или отказ от религии (разделение на 2 мира, в одном есть Комсток, а в другом Букер)

- (Реальность Букера): Букер женится, рождается Ання, жена умирает при родах.

- (Реальность Комстока): Анна не рождается

3. 08.10.1893 год.

- (Реальность Букера): приходит Роберт Лютес и забирает Анну, Букер бежит все забрать ее обратно, Анна теряет мизинец.

- (Реальность Комстока): Комсток вместе с Робертом возвращаются с Анной.

4. 1893 - 1907 год.

- (Реальность Букера): Букер клеймит себя и обещает себе найти дочь

- (Реальность Комстока): Создание Колумбии, Комсток называет дочь Элизабет.

5. 1907 год. Лютесы видят угрозу для мира и решают вернуть Элизабет(Анну) в ее первоначальное состояние. Комсток убивает их, тем самым делая из бесмертными.

6. 1912 год. Роберт забирает Букера в реальность Комстока. Букера забывает про дочь, из-за совмещения двух Букеров в одном мире.

События игры

Букер попадает в Колумбию, - находит Элизабет, - прорывается через город к Комстоку, - Элизабет забирает Соловей. - К Букеру приходит Элизабет из 1984 и передает послание Элизабет в 1912,- Букер находит Элизабет, убивает Комстока, - Элизабет приказывает Соловью уничтожить башню где ее держали, тем самым освобождая свои способности полностю.

Вне времени

Они попадают в Восторг. - Поднимаются к маякам и проиходят к месту принятия религии, - Букер вновь отказывается как делал это и раньше. - Букер понимает, что мир состоит из бесконечности паралельных миров. -Букер решает убить Комстока еще при рождении. - Он опять оказывается на месте принятия религии, но на этот раз соглашается. - К Букеру приходят Элизабет из других миров и говорят, чтобы все закончилось нужно задушить его в колыбеле. - Букер понимает, что он Комсток и решает убить его ценой самопожертвования.- Далее все копии Элизабет исчезают.

Суть убийства Комстока, когда он только принял религию в том, чтобы не дать возможность появиться ему в любом другом мире, и тем самым стирая все, что случилось. В итоге никто не крадет Анну, никто не строит Колумбию, и во всех мирах Комсток умирает сразу при принятии религии, а Букер который отказался от нее продолжает жить, у него рождается Анна, ее никто не крадет. Все счастливы.

Эпилог

После титров мы видим Букера, который сидит за столом. На календаре дата - 08.10.1893год (день сделки между ним и Робертом). Он слышит музыку из колыбельной, и со словами "Анна? Анна? Это ты?" игра заканчивается.

В Результате:

Во всех возможных реальностях с Комстоком, его всегда убивает Элизабет еще до принятия веры, тем самым разрывая бесконечный цыкл, в котором Комсток крадет дочь у Букера, а также стирая себя как личность Элизабет. Комсток перестает существовать во всех паралельных мирах и он всегда будет убит при принятии веры. Далее ничего не происходит.

Во всех возможных реальностях с Букером ДеВиттом, он абсолютно всегда отказывается от религии, у него просто не существует возможности превратиться в Комстока. У него всегда рождается Анна, он никому ее не продает, так как сам этого и не хотел. И конечно же они всегда живут с ней вместе.

От сюда и название Infinite - Бесконечный. Бесконечный Биошок.

Завершение

Хочется сказать большое спасибо студии Irrational Games и Кену Левину за создание такого шедеврального сюжета, который напоминает нам "Назад в Будущее". Если я помог хотя бы одному человеку разобраться с сюжетом, то я считаю свою задачу выполненой. Все факты я не придумал, я часами пересматривал разные источники, и могу вас заверить что все правильно. Спасибо огромное тем кто читал, тем кто не читал тоже спасибо XD В любом случае это мой первый обзор, так что не судите строго. Кому чем то помог, или же просто обзор понравился, то можете поставить лайк. Кому не понравился, пишите в коменты. Удачи.

Концовка Bioshok: Infinite+ DLC

Начинать разбирать концовку стоит с того момента, где Лютэсы предлагают вам бросить монетку – выпадает орел; после чего Лютэс(м) говорит, что всё время выпадает одно и тоже. После этого Лютэс отходит, и, если обратить внимание, можно заметить, что это уже 123 раз выпадения орла(у него отмечено на доске). То есть вы уже в 123 раз находитесь здесь и пытаетесь спасти Элизабет, предыдущие 122 раза были неудачными. Учёные(Лютэсы) ничем не удивлены и считают что в этот раз никаких изменений нет (опять орел).
Дальше по сюжету, уже после спасения Элизабет, снова появляются Лютэсы и на этот раз предлагают Элизабет выбрать медальон – Клетку или Птицу. Та в свою очередь просит вас помочь с выбором(неважно, что вы выберете(я выбрал птицу и описываю вариант для неё, хотя разницы практически никакой)). Лютэсы удивляются вашему выбору и говорят, что изменения и разветвления оказывается возможно в этот раз. Из этого можно сделать вывод, что предыдущие 122 раза вы выбирали один и тот же противоположный вариант.
Что значит концовка Infinite и что стало с Элизабет после смерти Букера-Комстока?
Важно заметить, что на тех версиях Элизабет, которые топили Букера не было медальонов(птица или клетка). Эти были вариации Элизабет из 122 прошлых неудачных попыток спасти её, но не она сама. Вариаций Элизабет конечно было не 122, а всего лишь несколько из тех, которым удалось дожить до этого момента в прошлых попытках. Настоящей же Элизабет, которую нам удалось спасти из Колумбии с 123 попытки, там не было.
Так же важно, что перед этим в лодке была не наша Элизабет, а Элизабет с противоположным медальоном(то есть Элизабет одного из тех 122 миров, где мы выбирали одинаково отличный от текущего медальон). Она холодно говорила «Нужно убить Комстока еще до его рождения». Мы выходим из лодки, подходим к последней двери. И тут уже настоящая Элизабет, с нашим медальон, пытается то ли остановить то ли отговорить нас – спрашивает с полным сожаления и печали лицом – «Ты точно этого хочешь?». Она видела «все двери и все исходы», она знает, что вместе с Комстоком умрет и Букер. Она хочет отомстить Комстоку, но Букер – её единственный настоящий и преданный друг.
Почему она не попыталась «более активно» его остановить?
Стоит вспомнить, что предыдущие 122 попытки Букера спасти Элизабет из Колумбии обернулись провалом. И в них либо умерла Элизабет, либо Букер, либо что-то ещё пошло не так – я думаю как вариант Букер не рассказал ей правду, лгал ей, только использовал её. И поэтому её вариации отчаянно хотят убить Комстока.
И вот Букер стоит перед дверью, за которой его и Комстока ждёт смерть, рядом стоит настоящая Элизабет, которая видит все исходы, сильно хочет смерти Комстока, чтобы не породились тысячи миров, где он издевается над Лиз; но она так же и не хочет терять Букера – единственного друга. Наверное, она всё-таки подумала, что раз вариации из тех 122 попыток так хотят убить Комстока-Букера, а они это же в какой-то мере и часть её, значит, наверное, так и должно произойти и решила не вмешиваться. И вот Букер входит в дверь, его окружают вариации Элизабет - он понимает, что настоящей Элиз там нет (Он говорит «Постой. Ты не… Ты не.. Кто ты?») – Букер понял, что он это и Комсток и Букер одновременно. Его топят в воде. И вот камера устремляется в небо и под такты музыки вариации Элизабет из миров, в которых существует Комсток, исчезают. Но на последнем такте экран гаснет, и мы не видим – исчезла ли последняя вариация. Она действительно исчезла – т.к. не являлась настоящей, у неё отсутствовала мимика, как и у всех и не было медальона. Настоящая же Элизабет не смогла утопить своего лучшего друга, но хотела мести Комстоку, поэтому, скорее всего, наблюдала это всё со стороны. Идут титры, после которых Букера показывают в своей комнате – на календаре 8 октября 1893 года – дата, когда Лютэс пришел за дочерью Букера в уплату долга -, но на этот раз в комнату никто не входит, и Анна остается с ним. В этой реальности Букер не принял крещение и не отдал Анну (отдавать было некому – Комсток теперь мертв). Это можно назвать в какой-то степени хэппи-эндом – Букер не отдал дочь и они жили долго и счастливо. Элизабет, которую мы вызволяли на протяжении всей игры осталась одна(Букера, который её спас, её единственный друг да и просто персонаж, за которого мы играли на протяжении всей игры, - мертв) и после т.н. «отмщения» она отправляется в Париж.

Объяснение сюжеты и концовки DLC(1 часть)

Она живет в Париже несколько лет, но она одна, и её единственный лучший друг и просто родной человек - убит из-за Комстока. За это она не просила Комстока, и хотя он вроде как убит, но чувство мести только нарастает в Элизабет. Она видит «все двери и исходы» и похоже ищет - все ли миры с Комстоками уничтожены. И она находит один мир. Мир, в котором Букер Девитт принял крещение, стал Комстоком, купил Анну, но(!!!) , когда он прошел в портал и Букер пытался выхватить дочь, произошел несчастный случай и при закрытие портала ребенку оторвало не палец, а голову и она не выжила. Комсток скорбит и живет в печали, укоряя себя в этом. Тут появляются Лютэсы и предлагают отправить его туда, где он не будет ничего помнить – в подводный город Восторг. Он соглашается, сбривает бороду, берёт своё прежнее имя – Букер Девитт и открывает сыскное агенство. Сюда и приходит Элизабет, которая жаждет мести, предлагая найти девочку Салли, которую Комсток-Девитт потерял. Элизабет хочет заманить его в ловушку и отомстить – то ли за себя, то ли за того самого Букера Девитта. Это она продала эту девочку, чтобы потом заставить Комстока-Девитта искать её. Что характерно, в процессе поисков Комсток-Девитт просит звать его Букером, на что Элизабет отвечает отказом. Так же стоит заметить, что Элизабет еще носит тот медальон с птицей, который мы выбрали. После поисков Комсток-Девитт вместе с элизабет находят Салли – та оказывается в обогревательной системе и не вылезает оттуда. Элизабет предлагает закрыть все выходы кроме одного и повысить температуру, выкурив Салли оттуда. Вы отправляетесь закрывать все решетки обогревательной системы кроме одной. И здесь происходит нечто важное(!!!) . Хоть желание отомстить у Элизабет и сильно, но она не выносит того, что придется причинять боль ребенку. После закрытия всех решеток, когда надо включать нагреватель, она не выдерживает и открыв разрыв уходит обратно в Париж. На её же месте остается её вариация уже без кулона с птицей (!!!) . Обогревательная система включается, последний Комсток пытается достать Салли, и вспоминает всё произошедшее. Он просит прощения у вариации Элизабет, на что та отвечает, что его раскаяние ложное и он ответит сполна. На этом момент его пронзает очнувшийся робот – «большой папочка». Он убивает его, затем и вариацию Элиза.

Объяснение сюжеты и концовки DLC(2 часть)


Настоящая же Элизабет в это время находится в Париже и видит это(«видит все двери и исходы» же). Она вроде как и наслаждается жизнью, а вроде как и нет – она одна, мстить уже некому, использовала ребенка. Её одолевает чувство вины за то, что она сгубила Салли (Она говорит: «прости что оставила тебя и сбежала»). Она принимает решение искупить свою вину и спасти Салли. Она знает что это приведет её к смерти, но идёт на это. Она находит Лютэсов прося всё исправить и вернуться в тот момент. Но Элизабет, которая убила последнего Комстока – мертва. И чтобы перенестить в её вариацию Лютэсом приходится «воскресить» Элизабет на месте её вариации. В процессе этого все вариации Элизабет «смешиваются» во едино. Элизабет теряет свои способности открывать разрывы, теряет часть памяти. Но в процессе поисков к ней возвращается способность видеть «двери и исходы». Стоит отметить, что Элизабет разговаривает с воспоминаниями о настоящем Букере, которого она потеряла тогда, когда его утопили. События длс проиходят до начала первого биошока, и в обмен на Салли, Атлас(Фортейн, который подстроил свою гибель) заставляет Элизабет принести «туза в рукаве». Это ничто иное как команда, которая заставляет Джека, героя первого Биошока, выполнять команды, хотя он и не знает об этом. Напомню, что в конце биошока 1, Рексу удается спасти «маленьких сестричек» в т.ч. и Салли. Элизабет видет это, поэтому передавая «туза в рукаве» Атласу, она говорит «Ты думал, что я дура, но это ты дурак…». После Атлас отпускает Салли и наносит удар ключом по голове Элизабет. Элизабет в последний раз смотрит на Салли и видит будущее, в котором Салли будет спасена Джеком. Лиз улыбается и умирает. Так кончается история Биошока.

Очень жаль, что Элизабет ждал такой печальный конец, она не заслужила всего этого:(
PS Всё выше написанное - моё личное мнение, сформировавшееся после прохождения игры, неоднократным пересмотром ключевых её моментов и обсуждением с несколькими людьми.
Чтобы лучше понять сюжет, стоит посмотреть видео -

Внимание! Эта статья — большой концентрированный спойлер. Начав читать ее, вы автоматически берете на себя ответственность за любой моральный вред, причиненный вашей психике раскрытием сюжетных ходов или иных игровых аспектов BioShock Infinite. Материал рассчитан на читателей, прошедших игру хотя бы раз. Если вы еще не играли в BioShock Infinite — обязательно попробуйте. В идеале во время прохождения хорошо бы читать собранные аудиодневники (делается через меню предметов, которое по умолчанию вызывается кнопкой «O», — функция, о которой многие даже не догадываются).

Обобщение данных по игре очень похоже на историческое исследование — сначала приходится с большим трудом разыскивать документы и свидетельства, а потом заполнять пробелы таким образом, чтобы не нарушать логику происходящего. Если вы имеете свою точку зрения по любому из описанных аспектов истории мира Infinite или заметили неучтенную дату — обязательно напишите об этом в комментариях.

Последнее предупреждение для тех, кто не прошел игру. Не читайте эту статью! Вот вам первый видеовзгляд на игру — однозначно вдохновляет на прохождение. И без спойлеров!

В главных ролях

Букер Девитт — главный герой игры. Страдает расстройствами памяти на фоне глубокого чувства вины, склонен к алкоголизму, продал собственную дочь первому встречному. При всем при этом — исключительно приятный в общении молодой человек.

Элизабет — девочка, заточенная в Монументе Колумбии. Любит музыку, поет, рисует, открывает порталы. Согласно пророчеству, должна сжечь мир грешников. Раньше звалась Анной. Продана родным отцом в параллельную реальность.

Закари Комсток — основатель Колумбии, идейный вдохновитель и духовный лидер. Пророк, диктатор, националист, другой путь развития Букера Девитта. Болен раком и бесплодием. Живет ради исполнения пророчества.

Леди Комсток — жена пророка. Убита по заказу собственного мужа из-за недовольства, которое выказала при появлении Элизабет. Культ личности жены пророка в городе едва ли не больше Комстокова, хотя, если верить ее дневникам, была той еще стервой.

Иеремия Финк — главный промышленник Колумбии. Помимо производства всего и вся балуется организацией заказных убийств. Циник, франт, умеет поставить шоу. Помогал строительству города ресурсами.

Розалинда Лютэс — женщина-физик, Кюри, Шрёдингер и Эйнштейн в одной юбке. Открыла технологии подвешивания вещей в воздухе и хождения между мирами. Обеспечила научную базу для постройки Колумбии.

Роберт Лютэс — брат-близнец Розалинды, прибывший из параллельного мира. Неразговорчивый. Не оставил после себя ни единого дневника. Часто берет на себя неприятные обязанности вместо сестры — ребенка там забрать у должника или грести во время лодочной прогулки.

Дейзи Фицрой — озлобленная на весь мир бунтарка, бывшая служанка в доме Комстоков. После того как ее обвинили в убийстве хозяйки — леди Комсток, осознала всю несправедливость мира и основала движение народников. На удивление скучный персонаж: ни загадки, ни доброго слова — сплошная агрессия.

Капитан Корнелий Слейт — бывший сослуживец Девитта, ветеран с несгибаемыми убеждениями и разъезжающимися от старости мозгами. Ищет чести и смерти. Трагический персонаж, вызывающий симпатию.

Престон Даунз — охотник за головами и скальпами. Убивает за деньги и с удовольствием. Расист и садист, каких поискать. Предположительно, настоящий убийца леди Комсток.

Чэнь Линь — оружейных дел мастер. Убит за связи с народниками, воскрешен для связей с народниками, в итоге повторно убит самими народниками. Оказался в неудачное время в неудачном месте три раза подряд.

Соловей — птица-робот, охраняющая Элизабет. Управляется при помощи музыки. Боится глубокой воды. Ненавидит Букера.

Сифон — огромное устройство в монументе Колумбии, которое частично подавляет способности Элизабет к перемещению между мирами. Разрушить сифон — это почти так же сложно, как бросить Кольцо в вулкан.

Телепортации и сращения

Напомним еще раз начало игры. Хех, а ведь те, кто игру уже прошел, знают кто эти люди в желтых плащах.

BioShock Infinite — уникальное произведение с невероятно сложным устройством. А все потому, что события разворачиваются не просто в разном времени и в разных местах, но еще и в разных вариантах реальности. Помимо вопросов «где» и «когда» здесь уместен вопрос «после чего». В нашем мире все как устроено? Встали мы перед выбором, скажем, в какую из двух дверей войти. Вошли в первую — оказались в ванной, во вторую — попали на кухню, где в холодильнике ждет последняя банка прохладного пива.

А теперь представьте себе, что в миг, когда вы принимаете это решение, реальность раскалывается, ветвится. В одном варианте человек заходит в ванную, а в другом — на кухню. Обе реальности и оба человека существуют независимо и одновременно. Параллельно, если угодно. Только события в них текут чуточку по-разному. В одной человек моет руки, в другой тянется к холодильнику. При этом человек осознает себя только в той реальности, в которой находится. Он и знать не знает, что рядышком есть точно такой же мир, где есть точно такой же он, сделавший иной выбор.

Например, Девитту в начале игры во время лотереи предлагают швырнуть мяч в «новобрачных» или в Финка, который, собственно, и проводит лотерею. В момент броска образуется две реальности. В одной Девитт выбрал целью пару на сцене, а в другой — ведущего. И не важно, что в обоих случаях его руку перехватят, — его намерение будет замечено, и последствия будут видны в гавани Линкора. В одном варианте будущего Девитта будут благодарить «новобрачные», а в другом — слуга Финка. Происходит это в одно время и почти в одном и том же месте, но в разных мирах . Игра предлагает называть такие варианты будущего вероятностями.

Макет устройства сифона. Похожие модели часто встречаются в экспозиции Политехнического музея в Москве.

Фокус заключается в том, что между вероятностями можно путешествовать. Не просто заглянуть в другую реальность, чтобы увидеть иное развитие событий, а именно переместиться в нее. Путешествие между вероятностями иногда позволяет сменить не только реальность, но и свое положение в ней. Вместо того чтобы оказаться в то же время и в том же месте, но после принятия иного решения, порой удается переместиться в совершенно другую точку пространства и времени. Скажем, из Колумбии 1912-го в Париж 1984 года. А если учесть, что вероятности порождают друг друга, ветвясь, как побеги секвойи, это позволяет даже путешествовать в прошлое и менять его.

Перемещаться можно двумя способами.

Вариант первый — создание привычных для любителей фантастики порталов. В этом случае объект просто переносится из одной вероятностной реальности в другую. Примером таких переносов может служить передача Анны с рук на руки или разрыв, открытый Элизабет в лифте, чтобы прогнать пчелу. Если проводить аналогию с комнатами — это как выйти из ванной и перейти на кухню. Правда, на кухне тогда окажутся одновременно две ваших версии, которые обязательно начнут спорить, кому должна достаться последняя банка пива.

Орден Ворона в открытую почитает убийцу Линкольна.

Другой способ много грубее. Находясь в ванной, мы мечтаем попасть на кухню, не заходя при этом в общий коридор. Если под рукой не найдется портальной пушки из Portal 2, придется ломать стену. Тогда два помещения — кухня и ванная — станут одним большим. Аналогично можно поступить и с вероятностями, смешав одну с другой. При этом и те двое нас, что находились в разных помещениях, тоже объединятся в одного человека с двойным набором воспоминаний. Спора за последнее пиво уже не получится.

Яркий пример такого смешивания — использование Элизабет разрывов в задании с Чэнь Линем. В этом случае Элизабет не просто переносится из одной вероятности в другую — она сшивает их, смешивает, образуя новую. Это сопровождается интересными побочными эффектами вроде воскрешения мертвых и изменения обстановки. Так что беспокойство Элизабет насчет того, не причастна ли она к смерти китайского оружейника, вполне обоснованно. Она не просто открывает дверь, она творит новую реальность из обломков двух старых. И изменить сделанного не может.

Сращивание вероятностей сопровождается изменением обстановки. Во-первых, объекты физического мира смешиваются причудливым образом: одни переносят свое расположение из первой вероятности, а другие — из второй. Например, если вы открывали какие-либо сундуки, собирали еду по мусорным бакам — эти изменения переносятся. При этом те предметы, которые вы не трогали, запросто могут оказаться на новых местах. Так переносится оборудование Чэнь Линя, ломается решетка у входа в полицейский участок, появляются новые турели, а люди оказываются на новых местах.

В другой вероятности, где Девитт стал угрожать билетеру оружием, с рукой у него порядок. Вместо повязки Элизабет дает ему платок — остановить очередное носовое кровотечение.

Но самое интересное происходит с человеческой памятью. Она, в отличие от материальных вещей, не «выбирает», из какой вероятности перейти, а полностью заимствуется из обеих. В новой реальности человек получает сразу два комплекта воспоминаний. Если изменения незначительны, он ничего не заметит. А вот разные воспоминания, укладываясь в одну голову, неизбежно подерутся. Внешним признаком «каши в голове» из-за двух противоборствующих наборов воспоминаний будет кровотечение из носа.

Воспоминания о собственной смерти могут свести неподготовленного человека с ума — он превратится в аналог кота Шредингера, который и жив и мертв одновременно. Но если человек знает о сращениях, добавление новой памяти имеет шанс не свести его с ума — Букер помнит свою смерть в вероятности с восстанием, но сохраняет ясность мышления и отделывается носовым кровотечением. К слову, у Девитта кровь носом идет не только от смещений — это типичная реакция Букера на копание в памяти.

Колумбийское привидение

Колумбийское привидение

В игре есть, правда, один момент, когда мы имеем дело с тем, что не поддается классификации по схеме «порталы и сращения». Речь идет о призраке леди Комсток.

Элизабет подозрительно хорошо разбирается в сущности призрака.

Став призраком, леди Комсток не слишком хорошо помнит, что с ней было до смерти. Возможно, пока Элизабет удерживалась в ловушке маленького сифона в склепе, ее силы пошли на то, чтобы выдрать леди Комсток из иной вероятности, но вытащить бедняжку целиком не получилось? Или в другом мире леди тоже умерла, но смогла собраться в единую сущность благодаря сохранности тела в склепе? Или же в склепе она вообще была живой, но долгое время провела в коме? К сожалению, твердой опоры для теоретизирования по этому вопросу разработчики нам не оставили.

Становление Колумбии

С физикой разобрались, переходим к истории. Эта и последующая главы — результат кропотливой работы по вычитыванию дневников, вычерчиванию схем и бурных обсуждений с другими игроками. Это выводы, сделанные на основании прямых данных — дневников, сюжетных диалогов, внутриигровых видеофильмов. В местах, где выкладки строятся на предположениях или косвенной информации, это оговаривается.

10 августа 1890 года физику Розалинде Лютэс удается подвесить в пространстве атом. Открытая технология позволяет создавать летающие предметы различных размеров — от яблока до целого города. 29 декабря 1890 года происходит последнее крупное столкновение между армией США и индейцами — седьмой кавалерийский полк, нагнавший мятежный отряд краснокожих под предводительством Большой Ступни возле ручья Вундед-Ни, вместо запланированного разоружения устраивает бойню. Среди участников событий — Корнелий Слейт и Букер Девитт. В ужасе от того, скольких невиновных он уничтожил, Букер покидает армию и начинает искать прощения.

Весной-летом 1891 года слепой проповедник предлагает Девитту принять крещение, которое смоет с него все грехи. Выбор Букера порождает две вероятности. В одной он с радостью принимает крещение, взяв себе новое имя — Закари Комсток, в другой отказывается, считая, что легкого пути прощения не существует. В 1892 году Девитт устраивается в агентство Пинкертонов, где выполняет сыскную работу, включающую в себя, в частности, подавление рабочего движения. В том же году он знакомится с некой женщиной. Возлюбленная Девитта (он ни разу не говорил, что они были женаты, поэтому мы сознательно избегаем слова «жена») беременеет и в 1893 году производит на свет ребенка. Роды для бедняжки, к сожалению, оказываются роковыми — об этом мы узнаем из разговора с Элизабет перед посещением Зала Героев. Девочку называют Анной, а Букер с горя на пару месяцев уходит в запой и в игру. На агентство Пинкертонов он уже не работает.

Комсток пытается просчитывать вероятности. Не слишком успешно, учитывая скромные размеры схемы.

В это время Закари Комсток ведет куда как более интересную жизнь. Тоже обзаведясь женой (но вряд ли это та же женщина, что и у Девитта, — Букер не узнает ее ни на одном из многочисленных портретов, а дух леди общается только с Элизабет), будущий пророк живет праведником. В 1892 или 1893 году Комстоку было откровение от некоего «архангела Колумбии» о том, что Закари предстоит построить летающий город, а его ребенку суждено покарать грешников на земле. Точнее дату определить не получается — дневник датирован 1893 годом, но он мог быть записан позднее. По тону записок леди Комсток можно предположить, что поженились они до пророчества.

Вскоре судьба сталкивает новоиспеченного пророка с Розалиндой Лютэс. Розалинда в тот период увлеклась изучением вероятностей и пытается встретиться с Робертом Лютэсом, ставя для этого некие эксперименты. Роберта принято считать мужской версией Розалинды из другой вероятности, однако эта теория имеет несколько слабых мест.

Загадка близнецов

Роберт и Розалинда — бытует мнение, что это один и тот же человек, просто из разных реальностей, где им достался разный набор хромосом. Версия красивая, но мы склонны считать иначе. И вот почему.

Статуя-трансформер.

Во-первых, в игре нам нигде не встречалось прямых упоминаний о том, что Роберт — иная версия Розалинды. Во-вторых, в мире игры создание вероятностей происходит в результате сознательного выбора человека — а сознательно выбрать пол ребенка затруднительно. В-третьих, Розалинда отчаянно ищет этой встречи. Не пытается познакомиться с самой собой из другой вероятности (тогда она искала бы женщину), а именно ищет встречи с Робертом, жаждет наладить с ним контакт. Поэтому уместнее предположить, что Роберт — ее брат-близнец, трагически погибший в детстве. Скучая по нему и, возможно, терзаясь чувством вины (помним о выборе!), Розалинда ищет вероятность, в которой Роберт жив, а она погибла. И, похоже, находит. Повторимся, это лишь теория — прямых указаний на это нет.

На эту теорию работает то обстоятельство, что Роберт знаком с состоянием совмещения памяти, о чем говорит, когда тащит Девитта в лодку. Против нее — эпизод, когда Роберт рисует портрет Розалинды, но на холсте — он сам. Кстати, перед тем как обнаружить у себя на руке метку AD, Букер видит статую Роберта, которая преображается в статую Розалинды.

Эксперименты, направленные на встречу с Робертом, — это, как ни странно, попытки сращения реальностей, а вовсе не обычное создание порталов. Впрочем, под влиянием Комстока Розалинда начинает интересоваться и обычными порталами. Можно даже предположить, что портал — более тонкая технология, чем сращение, и потому освоить ее сложнее. О том, что использовались именно сращения реальностей, свидетельствует дневник Лютэс, посвященный бесплодию Комстока. Розалинда высказывает предположение, что именно множество «сложенных» версий пророка обеднили его генетический код, что привело к бесплодию и раку. Версия интересная, однако никто из тех, кто тоже подвергался сложению в реальностях, подобных симптомов не получал. Недуг Комстока симптомами подозрительно напоминает лучевую болезнь, но об этом чуть позже.

Наследие пророка

Итак, Комсток (вероятно, вместе с Финком, хотя прямых подтверждений мы не находили) спонсирует исследования Розалинды, строит летающий город и пытается обзавестись наследником. Однако вскоре выясняется, что он бесплоден. Лютэсы (их к тому моменту уже двое) вылечить его не могут. Поэтому предлагают выкупить ребенка у Девитта из вероятности, в которой тот отказался от крещения. Формально все верно — поскольку Комсток в прошлом был Девиттом, ребенок Букера как минимум генетически — настоящий наследник пророка.

Роберт Лютэс забирает ребенка у Девитта и несет его к порталу, открытому в какой-то подворотне, где его уже ждет Комсток. Правда, Букер в последний миг соображает, что поступил нехорошо, и бросается вдогонку, чтобы ребенка отобрать. Во время потасовки Букера с Комстоком портал закрывается, и Анна теряет половину мизинца. Это приводит к осложнениям — девочка получает способность открывать порталы (об этом говорится в дневнике Розалинды, и оснований сомневаться в правильности этой теории нет). Приходится в экстренном порядке строить особое устройство, которое будет хотя бы частично блокировать способности девочки, — сифон. Так Элизабет (почему Комсток выбрал именно это имя?) оказывается в башне.

Правда, проблемы на этом не заканчиваются. Получив на руки ребенка, леди Комсток, вполне естественно, начинает подозревать Закари в измене (логично записав Розалинду в предположительные матери Элизабет). Комсток понимает, что жена вот-вот публично открестится от ребенка, что очень плохо для пророчества. Тогда он обращается к Финку, который нанимает убийцу. Возможно, в роли убийцы выступил Престон Даунз.

Букер. Два Букера. Три Букера?

Возможно, Даунз тоже не так прост, как может показаться. Хоть и упоминается он в сюжете очень вскользь, вполне жизнеспособной выглядит теория о том, что Даунз — еще один Девитт. Обоснование — ниже.

Во-первых, он похож на него внешне, а во-вторых, как и сам Букер, любит баловаться скальпированием (о любви Букера к скальпам пишет в одном из дневников Слейт). Но это не все странности, связанные с этим героем. При том, что Даунза наняли для убийства Фицрой, его фотография (с именем Морган Крид) фигурирует на схеме руководителей движения народников (материалы находятся в полицейском участке, что за бедными кварталами). Согласно информации с той же схемы, Крид был устранен неким детективом Смитти. Возможно, в одной из вероятностей Даунз принял сторону народников? Или просто разработчикам лень было рисовать еще одного персонажа?

С датой убийства не все ясно. По нашим прикидкам, основанным на видеофильмах и дневниках, леди Комсток погибает уже в 1893-м, однако в сети есть теория, что это произошло лишь в 1895 году. Убийство сваливают на Дейзи Фицрой, служанку в доме Комстоков. Затравленная девушка прячется в Финктоне (местный промышленный район), где впоследствии организует движение Vox Populi. Дальнейшие семь лет проходят относительно мирно — Элизабет растет, город строится, Лютэсы помогают Комстоку поддерживать статус пророка, снабжая точными прогнозами. В том числе — о грядущем появлении Девитта. В 1901 году Комсток вопреки воле Конгресса подавляет восстание Боксеров, в результате чего ссорится с властями США и выводит Колумбию из состава страны. Это позволяет ему устанавливать в городе любые законы и порядки — например, начать агитационную кампанию о грядущем явлении «ложного пастыря».

В Париже идет «Возвращение джедая» — верный признак 1984 года. Картина вышла во французский прокат в октябре 1983-го, а судя по зеленым деревьям, дело происходит весной.

Все идет своим чередом, пока в 1909 году Лютэсы не понимают, что Элизабет принесет много бед миру внизу. Чувствуя, что теряет влияние на физиков, Комсток вновь обращается к Финку. Он хочет, чтобы смерть Лютэсов выглядела как несчастный случай, поэтому наемникам Финка поручено устроить саботаж в лаборатории во время эксперимента. Однако результат получается обратным — вместо того чтобы погибнуть, Лютэсы оказываются «размазанными» по всем реальностям. Близнецы теперь одновременно воспринимают множество пространственно-временных вероятностей и, похоже, могут неограниченно в них перемещаться. Кроме того, им хочется отомстить Комстоку.

Но вместо того, чтобы самим освободить Элизабет, они придумывают хитрый план, который между собой называют экспериментом. Лютэсы хотят притащить на все Колумбии всех Букеров. Авось хоть один освободит девочку, а там уже с ее помощью можно будет и прошлое изменить. Букера долго уговаривать не надо — он в лучших традициях нуара беспробудно пьет и страдает провалами в памяти. Апофеозом его чувства вины становится самоистязание — в наказание он клеймит себя буквами AD. Как нетрудно догадаться, это инициалы его пропавшей дочери — Анны Девитт.

В 1912 году план уже детально разработан, правда, Девитт к этому времени полностью вытесняет из своей памяти неприятные воспоминания о дочери. Лютэсы открывают порталы в дома Букеров и сообщают каждому: «Ты продал свою дочь, а сейчас ты сможешь ее вернуть». Естественно, упрашивать Девитта не надо. Шаг в портал — и наш герой попадает в реальность Колумбии. Посадив ошалевшего Букера в лодку (и проделав это не менее 122 раз в различных вероятностях Колумбии!), они везут его к маяку. Здесь-то и начинается игра.

Ложный пастырь

Эпизод с монеткой. Все Букеры бросают одинаково. Вероятно, развилки пойдут дальше.

Оказавшись в лодке, Букер повторяет фокус главного героя из фильма «Остров проклятых». Буквально за пару минут плавания он порождает устраивающие его воспоминания, смешав сцены из 1893 года и настоящего. Он не помнит, что едет спасать дочь. Он вообще не помнит, что у него была дочь, которую он продал. Он не узнает Роберта Лютэса. Ему кажется, что он снова кому-то крупно задолжал и теперь должен доставить Элизабет в Нью-Йорк, чтобы заказчик покрыл его долги. «Приведи девчонку, и мы в расчете».

Лютэсы, понимая, что разубеждать героя бесполезно, стараются его просто провести сквозь игру. Ну и попутно с интересом наблюдают за успехами разных Букеров в разных вероятностях, подбрасывая подсказки в духе «остерегайся числа 77». Для них Девитт не только орудие мести, но и потрясающе интересный эксперимент. Именно поэтому Лютэсы, как истинные ученые, сначала хотят посчитать своих подопытных. Таким пересчетом стал эпизод с подбрасыванием монетки. До ворот города добираются как минимум 122 персонажа (столько бросков отмечено на доске; код к маяку, кстати, тоже был 122, но это, вероятно, совпадение) — и не факт, что наш игровой Букер бросал доллар последним.

Клетка и красная роза — распространенные в игре символы. Клетка — символ сифона, цветок — Элизабет.

Впрочем, подсказки далеко не всем помогают. Игровой Девитт раскрывает окружающим свою ложнопастырьскую сущность во время броска мячика. Стараниями Комстока каждая собака в городе знает, чего ожидать от человека с клеймом AD на руке. Но пророк мог лишь предвидеть появление Девитта, точного времени он не знал — либо Лютэсы сознательно это от него скрыли, либо просто запускали Букеров партиями: десяток в мае, еще двадцать — в июне. Так или иначе, героя опознали, но слишком поздно — ему удается ускользнуть и освободить Элизабет из заточения.

Дальнейшее путешествие по Колумбии носит в основном иллюстративный характер — игроку показывают изнанку рая, угнетение ирландцев, китайцев и чернокожих «истинными американцами». Ни тайн, ни намеков. Ну разве что встреча с девушкой, которая принимает Элизабет за некую Анабель (недвусмысленный намек от разработчиков на то, что она и есть Анна).

Старый приятель

Сюжетная линия Слейта в пояснениях вроде не нуждается, но для полноты картины его следует упомянуть.

Старый вояка очень обиделся, когда Комсток устроил по мотивам Вундед-Ни и восстания Боксеров эдакий Диснейленд. Солдаты, понимаешь, гибли, а он себе славу забирает. Пророк критики не оценил и разжаловал ветерана, что было ошибкой. Разозлившийся не на шутку Слейт примкнул к народникам — от них он не в восторге, но больше против Комстока никто не выступает. Во время прибытия Букера Корнелий захватил Залы Героев и теперь дожидается прибытия карательного отряда Комстока, который, как понятно, с мятежниками шутить не станет.

То, что Слейт не помнит участия Комстока в событиях при Вундед-Ни, вполне понятно: в то время Закари еще не принял крещения, а узнать в постаревшем Комстоке Девитта непросто. Как бы там ни было, полоумный Слейт жаждет погибнуть благородно, от руки друга. Девитт, конечно, может отказать товарищу в последней просьбе, но это уже форменное свинство.

Ключевой кадр, ключевая фраза.

Действительно развиваться события начинают лишь в миссии с возвращением дирижабля, попавшего в руки народников из-за ссоры Девитта с Элизабет. Фицрой нужно оружие для восстания, а его производством занимается китаец Чэнь Линь в небольшой мастерской в районе заводов Финка. К несчастью, китайца уже повязали за связь с народниками, и он умер во время допроса. Чтобы таки получить оружие, Элизабет находит реальность, где у Линя есть влиятельная жена, благодаря которой оружейника отпускают. Правда, как позднее выясняется, в этой реальности народников ловят, станки китайца конфискуют, а из-за вмешательства Элизабет Чэнь сходит с ума под влиянием памяти о своей смерти.

Тогда герои отправляются в полицейский участок возвращать оборудование, не подумав о том, как будут тащить многотонные станки. В итоге единственным вариантом становится еще одно смешивание реальностей. Вероятность для сращивания Элизабет выбирает неудачную — в этой восстание народников возглавлял лично Букер, решивший таким образом отбить у Комстока девочку. Под его руководством мятежники добиваются значительных успехов, правда, сам Девитт в этой реальности гибнет смертью храбрых. Одуревшая от обилия смешений Фицрой, естественно, никакой дирижабль возвращать не собирается. Объявив Букера самозванцем, она натравливает на него мятежников.

Прорвавшись с боем к Дейзи, герои становятся свидетелями расправы над Финком. Желая вывести всю аристократию на корню, Фицрой пытается заодно прикончить ни в чем неповинного сына Финка. Ради спасения жизни ребенка Элизабет приходится убить Фицрой. Зато герои вернули себе дирижабль. Придя в себя после содеянного (можно было обойтись и ударом по голове), Элизабет стрижет волосы — символически признает свое взросление. Тут бы героям и улететь в закат, но вмешивается Соловей, из-за которого дирижабль падает. Становится очевидно, что, пока механическая птица на крыле, из Колумбии Элизабет не выбраться.

Песня Соловья

Детство позади.

Герои пытаются пробраться в дом Комстока, надеясь найти там управу на Соловья. В это же время лишившиеся руководителя восставшие по кирпичику уничтожают город. В дом пророка попасть оказывается непросто — дверь заперта на особый замок, реагирующий на отпечатки пальцев. Обиженная на предполагаемую мать Элизабет (она уверена, что именно леди Комсток заперла ее в башне) готова отпилить покойной руку, лишь бы попасть внутрь. До этого, впрочем, не доходит — из гроба появляется призрак, усмирить которого удается, лишь проведя небольшое расследование злодеяний Комстока. Так герои и узнают, что Элизабет — не дочь пророка, а Лютэсов и леди Комсток убили как носителей этого знания.

Разобравшись в отношениях с призраком леди Комсток, герои почти добираются до дома пророка, но их снова настигает Соловей. Элизабет, чтобы спаси Букера, просит Соловья отнести ее к Комстоку. Девитт, пытаясь нагнать их, незаметно для себя попадает в 1984 год, куда его переносит постаревшая Элизабет из того вероятного будущего, где Букеру в 1912-м не удалось ее спасти. Этот перенос возможен благодаря тому, что Элизабет-1984 разрушает сифон, который сдерживал ее силы. Впрочем, она стара и путешествовать между мирами уже не может — только выдергивать нужных ей людей. Возможно, именно благодаря разрушению сифона в 1984-м молодая Элизабет может проделывать в него разрывы из 1912-го. По ходу путешествия по зданию игроку показывают обрывки прошлого, историю того, как ученые Комстока обрабатывали Элизабет.

Ностальгия по Шейлбриджу

Место, где оказывается герой, исключительно интересно. Точных игровых данных о нем нет, поэтому дальнейшие рассуждения — чистая теория. Итак, в здании...

Имеется множество небольших кроваток, помещение для сжигания тел и куча подозрительно агрессивно настроенных коротышек. Вероятно, это некий центр по промыванию мозгов. В пользу этой версии можно привести слова постаревшей Элизабет, показывающей Букеру нападение на Нью-Йорк, — дескать, они вырвались, и я не могу это остановить.

Технология примерно следующая: тем или иным способом создаются две вероятности, в одной из которых подростков убивают, а в другой — нет. Дальше Элизабет совмещает две эти реальности, в результате чего детишки снова живы, но с полной кашей в голове. Надеваем маски, чтобы кровь из носа не капала, — и вперед. В таких технологиях ничего нового для мира Колумбии нет. Финк, к примеру, использовал разрывы для производства механиков — огромных паровых киборгов. За их основу брались рабочие, получившие серьезные увечья. Технологию Финк унес с собой в могилу.

Элизабет показывает Букеру свой 1984 год, в котором Нью-Йорк подвергается массированной бомбардировке Колумбией. Заодно она снабжает Девитта подсказкой, как победить Соловья (подсказку сможет расшифровать только сама Элизабет — это их маленькие женские секреты). Потом Элизабет-1984 возвращает Букера назад в 1912 год. В которую из вероятностей она его отправила — не понятно, хотя медальон на шее Элизабет из 1912 года тот же, что мы для нее выбирали. Это позволяет надеяться, что вернули игрока именно в ту реальность, из которой забирали.

После этого в 1984 году, вероятно, и состоялось ключевое событие игры — откровение Комстока. Скажем сразу, если начало этой теории еще худо-бедно подкреплено свидетельствами (описание Комстоком откровения, старческое лицо статуи Колумбии), то финал — исключительно плод умозаключений. Итак, Элизабет-1984, едва отправив Девитта спасать Элизабет-1912, решила поговорить по душам с Комстоком. Естественно, уверенный в своей непогрешимости Закари воспринимает эту беседу не иначе как откровение о грядущем очищении земли Американской, а критику своих действий — как руководство к ним.

Дата — очевидная отсылка к Оруэллу, точно так же, как код 0451 из System Shock был отсылкой к Брэдбери.

А теперь самое притянутое за уши. Что бы стало делать американское правительство в 1984 году в случае нападения на Нью-Йорк летающего города? Заметим, что Элизабет могла перетащить Колумбию в другую вероятность, где о Комстоках, Лютэсах и летающих городах никто не слыхал. Если верить Голливуду, правительство постаралось бы эвакуировать максимум населения, а потом, перекрестившись, долбануло бы по агрессору самым мощным, что есть, — ядерным оружием. Что при этом было бы с Комстоком, если бы взрыв пришелся аккурат на миг его отправки домой? Он получил бы лучевую болезнь и массу впечатлений! Симптомы совпадают.

Дальнейшее просто. Комсток в 1912 году пытается убедить Элизабет принять свою судьбу и исполнить пророчество, врывается Букер, спасает девушку и передает ей открытку из 1984 года. Элизабет очень зла на пророка и мечтает его прикончить. Девитт не хочет, чтобы она брала на душу такой грех, и вызывается собственноручно «удавить гада». Пробившись сквозь плотные ряды врагов, герои добираются до Комстока. Пророк пытается играть в «доброго дедушку», но быстро срывается, пытаясь вызвать у Букера воспоминания о продаже дочери. С точки зрения психологии это было большой ошибкой — Девитт, подсознательно боясь этих воспоминаний, впадает в ярость и топит Комстока в купели. Символично, что всех Букеров смерть настигает в воде, предназначенной для крещения.

После разговора по душам с Комстоком до Элизабет доходит смысл послания, и она с через музыку начинает управлять Соловьем. Отбившись от народников, они разрушают с помощью механической птицы сифон и начинают свой путь к истине.

Соловей

Вполне возможно, что это план игрушки, а не полноразмерной птицы.

А откуда взялся Соловей? Его чертежи можно найти на заводе Финка, да и музыкальные статуи тоже производились в его цехах. Однако вспомним разговор с Лютэсами у пианино — они советуют поинтересоваться другими мелодиями у создателя, после чего дарят карточку с чертежом свирели. А правильной музыкой (на похожей карточке) делится именно Элизабет-1984. Так что вопрос можно считать открытым.

С посещением Восторга тоже связано немало интересного. Батисфера, на которой мы всплываем, — вовсе не та, на которой Джек в BioShock спускается. Их в комнате пара, мы уплываем на второй, Джек приплывает на первой. Витакамера не работает (уже использована?). Некоторые особо продвинутые поклонники рапортуют, что нашли пасхалку в начале самого первого BioShock, посвященную... Соловью! В эпизоде с мутантом и роялем якобы можно услышать крик тонущего Соловья. На видеороликах это звучит не слишком убедительно, но на еще один повод перепройти исходный BioShock определенно тянет.

Букер с трудом вспоминает, как продал дочь, и просит у Элизабет прощения. Он жаждет исправить содеянное, поэтому хочет «удавить Комстока в колыбели». Герои возвращаются в момент крещения, и тут до игрока и Девитта доходит, что Комсток и Букер — один человек. Потом появляются другие спасенные Элизабет (похоже, план Лютэсов сработал аж в восьми вероятностях!) и топят объединенного Девитта-Комстока в той самой воде, где он должен был принять крещение. Девитт, чувствуя, что таким образом исправляет все причиненное им зло, не сопротивляется. Занятно, что он таки обретает свое искупление через крещение. Правда, такое смывание грехов не назовешь простым.

Неожиданная мелочь: ни у одной из Элизабет в финальном эпизоде нет медальона на шее — того самого, с птичкой или клеткой, который мы носили всю игру. Во время остальных путешествий медальон есть, а в этот миг загадочным образом исчезает. А ведь, если помните, этот медальончик дают Лютэсы, которые страсть как любят все считать и маркировать. Получается, топит нас вовсе не та Элизабет, с которой мы бегали всю игру, а какая-то другая.

На снимке видно, что у этой Элизабет мизинец на месте. Вряд ли это хитрый намек на то, что способности девочки не связаны с потерей пальца, — скорее недосмотр художника.

Так что же произошло?

Со смертью всех Комстоков и Девиттов исчезают и все вероятности, которые были порождены ими после развилки с крещением. Нет Комстока — нет похищения и потери пальца, дающей способность к путешествиям. Нет Девитта — нету и самой Элизабет. Получается, имеет место групповое самоубийство. Но одна Элизабет никуда не девается. Почему? Тут остается лишь строить догадки.

Получается, что мертвы не все Букеры и не все Комстоки. Такое развитие возможно, если выбор о принятии крещения возникал не единожды. Скажем, в 1891 году приходит к Букеру его друг и говорит: «Эй, первого июня приедет проповедник и будет нас крестить. Ты идешь? » Согласившись, Девитт попадает в ту самую точку, где его в конечном итоге утопят. Но ведь он мог и отказаться, и придти, скажем, второго июня. В этом случае, очевидно, он не входит в число Букеров, которых утопили первого числа. И здесь он уже спокойно делает свой выбор — приняв крещение, становится Комстоком (один день ничего не изменит), отказавшись, остается Девиттом, у которого рождается Анна, которую он продает в Колумбию. Девочку называют Элизабет, она взрослеет, ее спасает Букер, и в конечном итоге она отправляется в это гипотетическое первое июня, где топит не своего Букера.

Последняя загадка — небольшой эпизод после титров. Букер снова в прошлом, на дворе — 8 октября 1893 года. Букер зовет Анну и идет проверить ее кроватку. Мы так и не узнаем, на месте ли его дочь. Нам даже не скажут, правда это, воспоминание, сон или еще что. Просто эффектная точка, как волчок в конце фильма «Начало». Дескать, давайте, ребята, теоретизируйте, спорьте, деритесь.

Успей Букер сунуть свой палец в портал — сам научился бы ходить меж миров!

В рамках этой статьи у нас всё. Мы обязательно вернемся к BioShock Infinite в редакционном блоге — все-таки даже такой немаленький материал не позволил охватить все игровые аспекты и нюансы. Исключительно интересно прошерстить имена персонажей, поглубже покопаться в религиозных убеждениях Комстока, попробовать проанализировать, насколько сильно Колумбия отставала в вопросах прав человека от остальной Америки и на что же влияли выборы игрока по ходу игры.

Статьи по теме: