Вербальные игры для маленьких детей. Лучшие интеллектуальные игры для продвинутых компаний. Найди себе пару

Где мы были, не скажем, а что делали, покажем

Народная игра

Дидактическая задача . Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо); развивать творческое воображение, сообразительность.

Игровое правило . Все дети правильно изображают действие, так, чтобы можно было догадаться, назвать его.

Игровые действия. Имитация движений, отгадывание; выбор водящего.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

— Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем».

Выбирают водящего, он выходит.

Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова.

— Что я делаю? — спрашивает он у детей.

— Дрова пилите.

— Давайте все будем пилить дрова. Приглашают водящего.

— Где вы были? Что делали? — спрашивает он. Дети отвечают хором:

— Где мы были, не скажем, а что делали, покажем.

Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает:

— Вы пилите дрова.

Для продолжения игры выбирают другого водящего.

Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.

Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. Если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например, «танцеваете», «рисоваете», воспитатель добивается, чтобы все усвоили, как надо говорить правильно.

— Дети, что вы делаете? — спрашивает воспитатель.— Правильно сказал Вова: «Мы рисуем». Вова скажи правильно, что делают дети,.-— предлагает воспитатель.

— Они рисуют.

Мыши

Дидактическая задача . Развивать речевую и двигательную активность детей; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Игровые правила. После слова хлоп мышеловка захлопывается, и пойманные мыши остаются в кругу, затем опять становятся в общий круг.

Игровые действия . Бег по кругу с изображением мышек; ловля по сигналу.

Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

— Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (3 — 4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой.

Дети и воспитатель ходят по кругу и произносят такие слова:

Ах, как мыши надоели!

Развелось их, просто страсть!

Все погрызли, все поели.

Всюду лезут — вот напасть!

Берегитесь вы, плутовки!

Доберемся мы до вас.

Как поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их и пропускают мышек.

Когда воспитатель произносит слово хлоп, дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.

Воробушки и автомобиль

Дидактическая задача . Упражнять детей в правильном звукопроизношении; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Игровые правила. Воробушки прыгают только после слов «прыг, прыг, прыг»; улетают в свои гнезда только после сигнала автомобиля.

Игровое действие . Имитация летающих птичек.

Ход игры . Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит:

— Дети, это руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит: «У-у-у». Как сигналит автомобиль?

— У-у-у, — повторяют дети.

— Сейчас мы поиграем так, — продолжает воспитатель.— Я — автомобиль, а вы все воробушки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение:

Воробей с березы

На дорогу — прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

Когда я скажу «прыг», вы встанете со стульев и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить: «Прыг, прыг, прыг». Когда я скажу «чик-чирик!», вы полетите, кто куда пожелает, будете махать крылышками и чирикать» «Чик-чирик!» А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнездышки.

После объяснения игры воспитатель вместе с детьми выполняет все движения, но не стремится делать это первым. Пусть дети сами услышат слова «прыг», «чик-чирик» и начнут выполнять соответствующие движения.

Игра повторяется 2—3 раза. Затем, когда дети запомнят четверостишие, они могут играть самостоятельно.

Кто в домике живет?

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

Игровое правило . Отвечать на вопрос «Кто в домике живет?» нужно только тем детям, кто сидит в домике (дети издают звуки животных, которых они изображают).

Игровые действия . Звукоподражание; имитация движений различных животных и птиц.

Ход игры. Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4—5). Дети изображают знакомых им птиц или животных.

Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит:

— Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?

Дети отвечают:

— Му-му-му.

— Мяу-мяу.

— Бе-е, бе-е.

— Га-га-га.

— Ко-ко-ко.

Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет.

Если дети произносят звуки недостаточно хорошо (недостаточно четко и громко), воспитатель просит их повторить. Если на вопрос «Кто в этом домике живет?» дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают?» И т. д.

Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается.

Не следует менять роли детей на одном занятии: это их путает, они забывают, кого надо изображать. Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один из них.

Гуси

Народная игра

Дидактическая задача . Развивать у детей диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.

Игровое правило . Действовать только в соответствии с текстом стихотворения, по сигналу воспитателя.

Игровое действие . Имитация движений гусей.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Гуси»: «Вы, дети, будете гусями, а я вашей хозяйкой. Вы пасетесь вот здесь на травке (указывает место, где дети могут ходить, «щипать травку»), а в этом углу будет мой дом.

Воспитатель объясняет детям ход игры.

Слова воспитателя

Тег-тег-тег, Дети вытягивают шеи, расставляют пальцы, машут руками.

Гуси белые, гуси серые,

Ступайте домой!

Гуси шеи длинные вытянули, Все вместе произносят:

Лапы красные растопырили, «Га-га-га! Не хотим домой. Нам и здесь хорошо!»

Крыльями машут,

Носы раскрывают.

Гуси продолжают щипать травку, гулять по лугу. Когда дети выучат текст, хозяйкой может быть кто-либо из детей.

Гуси-гуси

Народная игра

Дидактическая задача . Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы их речь была выразительной.

Игровое правило . Убегать от волка только после слов: «Ну, летите как хотите, только крылья берегите!»

Игровые действия . Имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей.

Ход игры. При помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка — в другом, волк — в стороне.

Слова хозяйки гусей Ответы гусей

Гуси! Гуси! Га-га-га!

Есть хотите? Да-да-да!

Ну, летите! Нам нельзя!

Почему? Серый волк под горой,

Не пускает нас домой!

Ну, летите как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.

Сколько?

Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом; упражнять детей в счете.

Игровое правило . Объединяться в пары, в тройки дети могут только после соответствующих слов стихотворения.

Игровое действие. Имитация движений зайца, жаворонка, лошадок, гребцов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

Вот жаворонок с нивушки

Взвился и полетел.

Вы слышите, как весело

Он песенку запел?

Две лодочки по озеру

Широкому плывут;

Гребцы сидят на лавочках

И весело гребут.

Три зайца от охотника

Прыжками в лес бегут,

Скорей, скорее, зайчики,

В лесу вас не найдут!

Четыре скачут лошади,

Во весь опор летят,

И слышно, как по камешкам

Подковы их стучат.

Воспитатель спрашивает у детей, сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей. Выслушав ответы детей, он предлагает поиграть:

— Я буду вам читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев, то лодочки, то лошадей. Когда вы услышите слова о жаворонке, вы полетите по одному, а когда я скажу о зайцах, вы объединитесь по трое в одну группу и поскачете, как зайчики, в лес.

Воспитатель читает текст повторно. Дети выполняют соответствующие движения.

Слова

1-е четверостишие Имитируя полет жаворонка, дети бегают по комнате.

2-е четверостишие Дети объединяются в группы по трое и прыгают, как зайцы, по направлению к лесу.

3-е четверостишие Объединяются по двое и, изображая гребцов, гребут веслами.

4-е четверостишие Объединяются в группы по четыре и скачут, изображая лошадок.

Эта игра проводится в конце года.

Так бывает или нет?

Дидактическая задача . Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Игровое правило. Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

Игровое действие. Отгадывание небылиц.

Ход игры . Воспитатель объясняет правила игры:

— Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему гак не может быть.

Примерные рассказы воспитателя:

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».

«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».

«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье.

Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»

«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», — сказала Света. «А я люблю купаться в реке, — сказала Люда,— мы с мамой будем ездить на речку и загорать».

Примечание. Вначале в рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают.

Зеркало

Народная игра

Дидактическая задача. Развивать речевую и двигательную активность детей.

Игровое правило. Стараться выполнять движение точно так, как показал водящий.

Игровые действия. Подражание действиям товарища. Придумывание разнообразных движений.

Ход игры . Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,

Будем дружно выполнять.

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

Каравай

Народная игра

Дидактическая задача . Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста; воспитывать понимание различной величины предмета; развивать речевую и двигательную активность.

Игровые правила . Движения должны совпадать с текстом. Водящего выбирает тот, кто стоит в кругу.

Игровые действия. Изображают каравай разной величины, танцуют, напевают плясовую мелодию.

Ход игры. Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель говорит:

— Дети, сегодня мы поиграем в игру «Каравай». День рождения сегодня у Вани. Мы будем ему читать стихотворение, а он будет стоять в кругу и слушать, как мы громко, правильно произносим все слова.

Слова

Как на Ванин день рожденья Ходят по кругу, затем останавливаются, делают круг широким,

Испекли мы каравай.

Вот такой... сужают круг,

Вот такой... приседают все,

Вот такой... руки поднимают кверху и хлопают в ладоши.

Вот такой...

Каравай, каравай! Ваня подходит к Гале, выводит ее в круг. Дети прихлопывают в ладоши и напевают плясовую мелодию. Все в кругу пляшут.

Кого хочешь выбирай!

Эту игру хорошо проводить в дни рождения детей. Можно вспомнить и о тех, у кого только недавно был день рождения и первыми выбрать их в круг.

Коршун

Дидактическая задача . Упражнять детей в диалогической речи; учить быстро реагировать на словесный сигнал.

Игровое правило. Убегать от коршуна можно только после слов: «Чтобы твоих детушек клевать!»

Игровые действия. Коршуна выбирают считалочкой. Цыплята убегают от коршуна, он их старается поймать.

Ход игры . Воспитатель рассказывает детям о коршунах, о том, что они иногда нападают на наседок с цыплятами и уносят цыплят.

— Сегодня мы поиграем в игру, где цыплята должны убегать от коршуна. Вот послушайте, какой разговор был у наседки с коршуном, — говорит воспитатель.

— Коршун, коршун, что ты делаешь? — спрашивает наседка.

— Ямочку копаю, — отвечает коршун.

— Что в ней ищешь?

— Камешек.

— Зачем тебе камешек?

— Чтобы носик точить.

— Зачем тебе носик точить?

— Чтобы твоих детушек клевать!

Сейчас мы считалочкой выберем коршуна, наседку, а все остальные будут цыплятами, — продолжает воспитатель.— Как только вы услышите слова «детушек клевать», бегите в курятник, вот сюда (показывает на место, обведенное мелом или окруженное стульями). Наседка будет защищать своих цыплят, прогонять коршуна: «Кыш, кыш, злой коршун». Старайтесь не попадаться в лапы коршуну.

Роль наседки в первый раз берет на себя воспитатель. При повторном проведении игры и коршуна, и наседку выбирают из числа играющих.

Карусель

Дидактическая задача. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Игровые правила. Темп бега должен соответствовать словам стихотворения. Уходить с карусели и возвращаться можно только по сигналу воспитателя.

Игровые действия. Изображают карусель, бег в разном темпе.

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив- веревку в виде кольца:

Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:

Еле, еле, еле, еле,

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом —

Все бегом, бегом, бегом.

Сначала пойдем медленно, а после слова «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнося такие слова:

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два —

Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, наконец останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен, звонок) снова садитесь на карусель.

При повторении игры воспитатель может уже не становиться в круг, а только наблюдать за игрой и напоминать детям текст.

Зайка

Дидактическая задача . Развивать умение согласовывать движения со словами, действовать по словесному сигналу.

Игровое правило. Убегают зайки только после слов «зайка прыг... и убежал».

Игровое действие. Имитация движений, характерных для зайчика.

Ход игры . На одной стороне площадки отмечают места зайцев, и каждый из детей становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого заранее выбирают считалочкой, становится в середину. Дети вместе с воспитателем сопровождают текст движениями:

Зайка беленький сидит, Дети стоят в кругу.

Он ушами шевелит, Начиная, со слов «вот так», поднимают руки к голове, поворачивают кисти то в одну, то в другую сторону.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Надо лапочки погреть. Начиная со слова «хлоп», хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять, Начиная со слова «скок», прыгают на двух ногах на месте.

Надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать. Воспитатель хлопает в ладоши, и дети разбегаются по своим «домам».

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг... и убежал.

Что сажают в огороде?

Дидактическая задача. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игровое действие. Кто ошибся, тот платит фант, который потом отыгрывает.

Ход игры . Воспитатель спрашивает:

— Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает.

Воспитатель начинает:

— Морковь.

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!» Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.

Какое время года?

Дидактическая задача . Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Игровое правило. Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

Игровое действие . Отгадывание времени года по стихотворению.

Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку.

— Огурцы.

— Свекла.

Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?;* и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.

Загадки

Дел у меня немало —

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома

Зовут меня... (Зима)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я... (Лето)

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня... (Весна)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаясь сосен

И елочек. Я... (Осень)

Узнай по описанию

Дидактическая задача . Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Игровое правило . Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.

Игровые действия . Игровая ситуация — получение подарка с различными предметами, загадывание, отгадывание. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Ход игры

Воспитатель рассказывает.

— Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладкое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его — вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется»,— подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (Стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать.)

Воспитатель вспоминает:

— Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?

Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

Добавь слово

Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать ориентировку в пространстве.

Игровое правило. Отвечает только тот, кому бросит мяч воспитатель.

Игровые действия. Дети ищут правильные слова, обозначающие разные расположения в пространстве. Тот, кто поймал мяч, должен быстро дополнить предложения нужным словом.

Ход игры . Воспитатель говорит:

— Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова впереди меня и позади меня? (Уточняет и эти понятия.) А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол.) Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова справа, слева, позади, впереди, отвечать, где этот предмет находится.

Воспитатель начинает:

— Стол стоит... (бросает мяч одному из играющих).

-— Позади.

— Полочка с цветами висит... (бросает мяч другому ребенку).

— Справа.

— Дверь от нас...

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

— Какая рука у тебя ближе к окну?

— Правая.

— Значит, где находится от тебя окно?

— Справа.

Можно эту игру провести и так. Воспитатель произносит слова слева, справа, впереди, позади, а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении.

Для проведения этой игры детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола, так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково. В более старших группах детей можно сажать в кружок. Это усложняет решение игровой задачи, но дети успешно справляются с заданием, так как уже хорошо ориентируются в пространстве.

А что потом?

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.

Игровое правило. Называть в правильной последовательности все, чем дети занимаются в детском саду в течение дня.

Игровые действия . Кто ошибется, садится на последний стул

(как в игре «Испорченный телефон»); передача камешка тому, кто должен отвечать.

Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

Помните, мы с вами говорили на занятии о том, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

Можно ввести такой игровой момент: воспитатель поет песенку «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику». — «А потом?» (Воспитатель передает камешек другому ребенку.) И т. д.

Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.

Примечание . Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

Игра проводится в конце года.

Когда это бывает?

Дидактическая задача . Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Игровое правило. По сигналу воспитателя быстро называть признаки времени года.

Игровое действие. Передача камешка тому, кто отвечает.

Ход игры. Воспитатель спрашивает ребят, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года (см. рис).

— А теперь я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» — и положу камешек Вове. Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передает камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне.

Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

Какой предмет?

Дидактическая задача . Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.

Игровые правила. К одному слову нужно подобрать много предметов. Кто больше вспомнит слов, тот и выигрывает.

Игровые действия. Группировка предметов; поощрение победителей.

Ход игры. Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:

— Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.

В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.

— Длинный, — говорит воспитатель и передает камешек соседу.

— Платье, веревка, день, шуба, — вспоминают дети.

— Широкий, — предлагает воспитатель следующее слово.

Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.

Эта игра проводится с детьми в конце года, когда они получили знания о величине предметов.

Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:

— Красный.

Дети по очереди отвечают: флажок, шар, ягода, звездочка и др. Или:

— Круглый.

Дети отвечают: мяч, солнце, яблоко, колесо и др. Тех детей, которые назвали большее количество слов, следует похвалить.

Как часто вы играли в детстве в устные игры в слова? А часто ли играете в них сейчас со своими детьми, внуками или племянниками? Эти развлечения совсем не требуют каких-либо атрибутов – альбомов, книг, игрушек, карандашей. Главное, чтобы работала мысль!

В разных ситуациях, например, в долгой дороге или во время ожидания своей очереди такие словесные игры очень выручают. Кроме того, они развивают логику, мышление, тренируют память и расширяют кругозор. Польза от них двойная или даже тройная... Поэтому можно смело использовать их, например, при подготовке ребенка .

Устные игры в слова для детей

Игра в горо да и не только

Она хорошо знакома многим. Вкратце напомню ее суть. В начале игры один участник называет название любого города, а второй – называет город на последнюю букву. И так по очереди называются города по последней букве предыдущего города (Москва – Астрахань – Новгород – Душанбе и так далее). Если слово заканчивается на «ь» или «ы», то берется предпоследняя буква.

Но в эту игру в ее классическом варианте не смогут играть маленькие дети, так как городов они знают очень мало. А смысл игры все-таки очень хороший. Поэтому с малышами можно не ограничивать тему. То есть можно называть абсолютно любые слова, главное, чтобы они отвечали на вопрос «что? » или «кто? » (стул – ложка – абрикос – слон и так далее).

Тему для игры можно выбирать любую – животные, растения, одежда. Но, конечно, чем шире тема, тем больше выбор слов. В результате у ребенка развивается способность связывать между собой звук и букву, а также приобретается навык грамотности. По ходу игры обязательно нужно поправлять ребенка и объяснять, почему, например, на конце слова «друг » стоит «Г», а не «К» и как подобрать проверочное слово в случае сомнения. Получается ненавязчивая подготовка к школе.

Игра «Отгадай слово» — I вариант

Смысл заключается в том, что один игрок загадывает про себя определенное слово (имя существительное), которое означает какой-то предмет или явление. Второй человек с помощью наводящих вопросов должен отгадать его. Первый должен отвечать на вопросы только односложно: «да» или «нет». Но иногда допускается уточнять ответ. Например, если загадан автомобиль, то на вопрос: «Это сделано из металла? », можно ответить: «Да, но не только из него ».

Вопросы могут быть самые разные: «Это живое? », «Оно больше кошки? », «Съедобное? », «Я его могу сейчас увидеть? » и так далее. Иногда слово отгадывается буквально через 3-4 вопроса, а иногда так и не отгадывается – игроку приходится сдаваться (((.

Игра «Отгадай слово» — II вариант

Первый играющий называет любое слово, например, СТОЛ . Второй должен придумать свое, начинающееся на две последние буквы: ОЛ ЕНЬ, но вслух его не произносит, а дает наводящую информацию: «Он живет в лесу и него есть рога». Когда второй игрок отгадает слово, то загадывает новое: ЕН ОТ и дает ему объяснение. Можно заранее условиться, что такая игра в слова не будет учитывать некоторые буквы (ь, ы, й) при составлении слова.

«Спой песню»

Чтобы играть в эту игру необходимо иметь некоторый песенный запас или хотя бы помнить пару строчек из песен. Выбирается любая тема. По опыту могу сказать, что удобной является тема с растениями – про цветы и деревья песен много, есть что вспомнить.

Правила заключаются в том, что игроки по очереди напевают несколько строчек из песни, в которой звучит выбранная тема (например: «То березка, то рябина…», «В лесу родилась елочка…», «Миллион, миллион алых роз…» и так далее). Тот, кто не может вспомнить и напеть очередную песню – проигрывает. Эта игра – хороший повод, чтобы познакомить ребенка с новыми, еще не известными ему песнями.

«Слова-двойники»

Устные игры в слова в дороге могут быть самыми разными, например, придумывание слов-метаморфоз. Для начала необходимо выбрать несложное слово и в качестве первого хода поменять в нем одну (любую) букву: Р ОЗА — К ОЗА. Количество букв в слове должно оставаться всегда постоянным. Затем ход переходит к другому участнику и он в свою очередь меняет букву, например, КОЗ А – КОР А и так далее.

«Шпионские шифровки»

Эта словесная игра заключается в том, что один игрок называет слово (желательно имя существительное в единственном числе), а второй расшифровывает его. Для этого на каждую букву должно приходиться свое слово и при этом все слова должны быть связаны по смыслу в целое предложение. Например:

Н – нарисовала

У — утром

Р – ровный

О — округлый

К — каравай

Маленьким детям можно предложить более короткие слова: МЕЛ (Маша ела лапшу), КОТ (кит осьминога тянул). Ну и, конечно, расшифровкой нужно заниматься по очереди – по-честному!

Игра в слова-антонимы

Малышам можно даже не говорить термин «антоним», а объяснить правила проще. К каждому слову необходимо подобрать противоположное по смыслу: горячий – холодный, веселый – скучный, сладкий – кислый, сухой — мокрый. Один называет слово, второй подбирает антоним. Затем второй называет свой вариант, а первый – ищет антоним и так далее.

«Вот так зверь»

Развлечение основано на принципе образования сложных слов (самолет, молоковоз, универмаг, домохозяйка). Это правило русского языка как раз и можно упомянуть в игре, ведь слов очень много и у каждого своя история образования и происхождения.

Суть заключается в том, что по очереди из двух предложенных слов нужно составить новое. Слова при этом рождаются необычные и детей, особенно маленьких, такое занятие очень смешит. Подобным образом получается не только известный всем чебургена, но и елкозуб, головоног, ведрокит, ручколет и многие другие непонятные инопланетные существа.

«Найди лишнее»

Один игрок предлагает второму несколько слов, которые объединены общим смыслом. При этом среди них должно быть одно, которое не укладывается в этот смысл. Например: теплоход, лодка, карета, плот.

Второй игрок должен вычислить лишнее звено. Для детей постарше эту игру уже можно усложнять.

Например: трава, крокодил, заяц, авокадо.

Или: ящерица, утконос, черепаха, питон.

«Чей это звук?»

Эта словесная игра (даже скорее звуковая) предназначена для самых маленьких. Ее условием является отгадать кому или чему принадлежит издаваемый звук. Лучше не ограничиваться только «речью» животных (мяу, иа, рррр..., ку-ка-ре-ку), а использовать также звуки природы и техники (шшш… — шелест листьев, кап-кап – дождь). Тут уж как фантазия заработает Главное – не стоит отрицать ответ ребенка, если он не совпадает с вашим, ведь, например, звук «тртртр» может издавать и трактор, и мотоцикл, и швейная машинка.

«Снежный ком»

Первый человек предлагает любое слово, например, ежик . Второй добавляет к нему свое подходящее слово: ежик проснулся . Далее при каждом переходе хода необходимо добавлять по одному слову так, чтобы получалось осмысленное продолжение:

ежик проснулся и

ежик проснулся и разбудил

ежик проснулся и разбудил всех

ежик проснулся и разбудил всех зверей

Такое развлечение иногда бывает длинным, но зато в результате может получиться смешная сказка или забавный рассказ.

Игры «Муха» и «Нофелет»

Эти две устные игры уже описаны в одной из предыдущих в Rich Копилке. Если есть интерес, то загляните туда по ссылке. Обе они помимо занимательного времяпрепровождения помогут потренировать мозг и улучшить его работу, а это полезно не только детям, но и нам, взрослым.

Вот такие занятия с детьми помогают скоротать время, когда под рукой нет игрушек или телевизора. Можно придумывать и свои словесные игры для детей в дороге, а не ограничиваться только игрой «отгадай слово», «расшифровкой» или «придумай антоним».

Интересного общения с детьми вам! Надежда Горюнова

Устные игры в слова – увлекательное занятие, как для взрослых, так и для детей. Для малышей это прекрасная возможность запомнить буквы, потренировать память, расширить словарный запас. Начните с самых простых устных игр : слова по цепочке, слова с общей темой. Ребенку постарше придутся по душе: предложение - история, тренировка памяти.

Слова по цепочке

Первый игрок произносит первое слово, второй игрок называет слова, начинающееся с последней буквы первого и т.д. Повторяться слова не должны. Если записывать все, произносимые слова, то получится следующая цепочка: автобус – сорока – карандаш – шанс).

Слова с общей темой

Сначала выбирают тему, например, имена, или растения, или одежда. Первый игрок называет первое слово, соответствующее теме, затем тоже самое делает и второй игрок. Повторять слова нельзя. В качестве темы для такой устной игры можно взять: «слова на букву «А»».

По полслова

Эта устная игра проходит динамичнее и увлекательнее, если задействовать в ней мячик. Игроки встают друг против друга или в круг, если их много, тот, у кого мячик, произносит первую половину слова и бросает мяч следующему игроку. Тот должен закончить слова и поймать мячик. Например, первый произносит «паро-», а второй быстро договаривает «-воз».

Антонимы

В этой устной игре один называет слово, а второй подбирает к нему противоположное по смыслу: кислое – сладкое, большой – маленький, черный – белый, яркий – бледный.

Что лишнее

Первый из игроков называет несколько слов, все кроме одного из них объединены общим смыслом. Второй игрок должен назвать лишнее слово. В самом простом варианте этой устной игры вопрос может звучать так: «Что лишнее: ромашка, роза, одуванчик, бабочка?»

Предложение - история

Такие устные игры могут стать возможностью для того, чтобы придумать целую сказку. В самом простом варианте первый игрок произносит слово, второй «присоединяет» к нему следующее по смыслу, так строится длинное предложение. После которого можно начать и следующее, логически его продолжающее. Например:

Рыжий кот.

Рыжий кот умывается.

Рыжий кот умывается лапой.

Рыжий кот умывается лапой и щурит.

Рыжий кот умывается лапой и щурит глаза.

Рыжий кот умывается лапой и щурит глаза от солнца.

Тренировка памяти

Очереди в поликлинике, ожидание на остановке, долгая дорога в автобусе... Все эти ситуации сильно утомляют наших малышей, они начинают ныть и капризничать. Для подобных моментов (когда побегать проблематично и интересного рядом мало) палочкой-выручалочкой станут всевозможные словесные игры. Какие-то из этих игр вы наверняка уже знаете, в какие-то играли с вами ваши родители, ну а что-то может оказаться новым!:).

Игра в слова

Мама называет слово, малыш - слово, которое начинается на последнюю букву маминого слова: море - ехидна - акула - айсберг. Мамина задача - не просто отвечать ребёнку, а подбирать слова, которые бы заканчивались на редкие буквы (щ, ч, й, х...). Попутно можно расширить кругозор ребёнка, объясняя ему значения незнакомых слов.

Усложненные варианты:
Вариант 1. Можно говорить только слова на определённую тематику, например только растения или города.
Вариант 2. Слова должны составлять логическую цепочку.
Абрикос - сад (абрикос растёт в саду) - дерево (в саду растут деревья) - орех (растёт на дереве) - халва (её часто делают с орехами)...

Сочиняем сказку

Взрослый начинает свой рассказ по типу жили были..., говорит несколько предложений, а ребенок должен продолжить ваш рассказ. Потом снова вы рассказываете несколько предложений, таким образом вы и сочиняете и по очереди рассказываете сказку/историю. Можно задачу усложнить - пусть каждый игрок начинает свою часть со слов "И вдруг" или "Но" Чем больше участников, тем, как правило, интересней игра.

Дорожные истории.

Истории можно сочинять самые невероятные. А чтобы они получились интересней, надо только придумать принцип, по которому будут строиться ваши рассказы. Например, такой:
К сожалению или к счастью?
К счастью, мы взяли с собой заводного попугая.
К сожалению, он сломался.
К счастью, теперь будет тихо, и можно будет поспать.
К сожалению, от дневного сна бывает бессонница.
К счастью, ночью можно погулять на свежем воздухе и посмотреть на звезды... и т.д.

Слова с одной буквы

Называем слова по очереди с одной и той же буквы: Лампочка - лисичка - лимон - лыжи - ласточка

Найди лишнее

Мама говорит какие-то 3-4 предмета или понятия, а малыш находит лишнее и в идеале ещё и объясняет, почему это слово является лишним в списке.

Собака - кошка - яблоко - медведь. Лишнее - яблоко.
Дом - шалаш - тетрадь - квартира. Лишняя - тетрадь.

Находилки

Можно искать за окном предметы, начинающиеся на определенную букву или какого-то определенного цвета. С детками постарше можно делать это на скорость. С детками помладше лучше обойтись безо всякого соревнования. Возможно, даже придется помочь ребенку подсказками, что же начинается на эту букву из того, что находится в настоящий момент в поле его зрения.

Загадалки

Мама (или ребенок) загадывает предмет в зоне видимости, а ребенок его отгадывает. Прямые вопросы задавать нельзя, только наводящие, например: этот предмет большой? он серого цвета? он мягкий? и т.п. Отвечать можно только "да" или "нет"

Описатели:)

Для малышей помладше "загадалки" можно упростить. Например, мама описывает предмет, не называя его, а ребенок должен угадать. Лучше использовать предметы в зоне видимости.

"Кто первый"

Нужно загадать какой-то предмет, который есть шанс увидеть за окном поезда: грузовик, трактор, береза, двухэтажный дом, курица, белая машина и т.д. А дальше нужно просто смотреть в окошко! Кто первый увидит загаданный предмет - тот и победил!

Перевертыши

Возьмите любое слово, например, бабочка, и поменяйте буквы местами, получится баобчак. Предложите ребенку угадать, что это за слово такое странное. Можете писать на листе большими буквами, чтобы у ребенка еще и зрительная память работала. Эта игра очень нравится деткам, т.к. знакомые животные, птицы, насекомые становятся такими смешными. Суслик - лискус, лиса - асил, заяц - цазя, кошка - ашокк и т.д.

"Да и Нет не говорить, черное с белым не называть"

Игра из нашего детства, которая хороша развивает смекалку, память и речь. Ее смысл в том, чтобы заставить соперника сбиться и выбрать все-таки черный или белый цвет и сказать "да" или "нет"

Ведущий говорит: "Вам барыня прислала 100 копеек, 100 рублей. Вы поедете на бал?" Человек по неопытности может сразу ответить "Да" - тут и конец игры. А если он ответил: "Конечно, поеду" или что-то в этом роде игра продолжается. Задаются разные вопросы - цвет платья, машины, даже какими будут зубы, в общем человека запутывают так, лишь бы он сказал то, что нельзя говорить.

Превращалки

Играющий превращает существительное из последнего словосочетания в прилагательное и создаёт новое словосочетание. Например, первый игрок: прозрачное стекло -> следующий игрок: стеклянное окно -> следующий: оконная ручка и т.д.

Совместить несовместимое

Итальянский писатель Джанни Родари в книге "Грамматика фантазии" описал много словесных игр. Секрет этих игр в том, чтобы совместить несовместимое. Парадоксальное сочетание слов "выбивает" наш мозг из привычного русла. Вот тогда воображение и начинает работать на полную катушку.

1. Бином фантазии.

Суть игры в том, чтобы загадать два произвольных слова, а затем придумать мини-сказку по мотивам этих слов. Лучше всего играть в эту игру вдвоем или в группе, но можно и одному. Например, один человек загадал "уголек", другой "башня".

Бином: уголек - башня Попробуйте придумать историю по мотивам этих двух слов. Ваше воображение тут же начнет перебирать варианты. Например: - Часы на башне остановились, и город застыл. Только волшебный уголек может заставить вновь запустить их. - Мимо башни каждый день проходит человек, который везет тележку с углем. В это время часы на башне всегда странным образом начинают звонить. - Люди спилили и сожгли лесное дерево, которое не было деревом, а было башней народа гномов-лесовиков. - и т.д.

2. А что произойдет если? Эта игра отличается от предыдущей лишь тем, что нужно загадать "героя" и действие, которое оно совершает. А потом задайте себе вопрос: а что произойдет, если [герой] [действие].

Например: - А что произойдет, если тело закружится в танце? - А что произойдет, если Москва улетит на небо? - А что произойдет, если гвоздь захочет помыться?

3. Префикс.

Суть этой игры в том, что берется какое-нибудь слово и к нему добавляется приставка. Получается бином из оригинального и измененного слова. В качестве префиксов можно использовать: "не" "анти" "раз", "дву" "трех", "полу", "супер", "мини", "микро", "макро", "недо", "пере", "при", "под", "над", "квази" и др. Можно прибавлять эти приставки к тем предметам, которые вы видите вокруг себя, стоя в очереди или из окна автобуса/машины/поезда.

«Глупые» предложения.

Один игрок называет слово, второй придумывает предложение, состоящее из слов, начинающихся с букв задуманного. Например, слово «кубик» можно расшифровать как «красная улитка бегает и кувыркается» или «кирпичный усач барабанит и кланяется». В общем, любые глупости. Которые, тем не менее, прекрасно развивают образное мышление. Дома предложите малышу нарисовать запомнившиеся примеры.

Современный вариант игры «В города».

Первый говорит: « Я поеду в Ашхабад. Зачем?». Следующий должен ответить со словом на А: «Зачем? Азбуку учить!» Второй продолжает: « Я поеду в Барселону! Зачем?» Третий: « В Барселону – барбариски сосать! Я поеду (теперь город на в) в Вильнюс! Зачем?» Ответ должен быть на В.

Здесь логику соблюдать совсем не нужно, то есть ответы «чем прикольнее, тем интереснее» подходят куда лучше, чем правда жизни. Главное города и ответы на «зачем» должны быть по алфавиту, а не на ту букву, на которую заканчивается предыдущее слово, как мы привыкли играть раньше

Бабушкин сундук

Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться. Кто-то начинает говорить нараспев: «Я пошел на чердак и нашел…» - и называет любой предмет, какой захочет. Это может быть реальная вещь, а может быть и выдуманная. Например: «Я пошел на чердак и нашел фиолетовую собаку в желтую полоску (или подводную лодку, плавающую вверх дном, золотые карманные часы, трех марсиан, однорукую куклу)».

Второй повторяет: «Я пошел на чердак и нашел…» При этом он должен назвать предмет, который выбрал первый участник игры и добавить свой, продолжая рассказ. И дальше каждый следующий игрок повторяет все, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое. Посчитайте, сколько предметов вы можете запомнить в последовательности к моменту завершения игры.

Обзор составила Корнилова А.


Вконтакте

Игры со словами: материалы для речевых игр и речевых занятий с детьми. Стихи для развития речи детей.

Игры со словами для детей: развитие речи

Дорогие читатели «Родной тропинки», в этой статье вы найдете 17 авторских развивающих речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Эти игры помогут развитию словаря ребенка, освоению грамматического строя русского языка, развитию языкового чутья и творческих речевых способностей детей.

Игра со словами «Что как говорит?»

И. Гамазкова. Динь-дон

«Дон-дон! Динь-динь!» —
Пропел звонок.
«Клик-кляк! Входи!» —
Сказал замок.
«Скрип-скрип! – обрадовалась дверь. –
Я так ждала тебя, поверь!»
«Топ-топ? – спросили туфли. –
А что у нас на кухне?»
«Буль – буль, я суп,
Уже киплю!
Сейчас тебя я накормлю!»
«Я чайник, на огне стоюууу!
Тебя я чаем напоюууу!»
Ах, песенка знакомая!
Как хорошо, что дома я! (И. Гамазкова)

Поиграем в игру со словами по этому стихотворению «Кто больше звуков услышит?» .

Цель игры: Эта игра развивает воображение детей, их творческие речевые способности, слуховое восприятие и внимание.

Как играть: Предложите ребенку походить по комнате и послушать, о чем и как могут говорить предметы – какие звуки слышны в комнате, в коридоре, на улице. Через минуту начинаем делиться друг с другом по очереди, кто что услышал. Нужно придумать звукоподражание и сказать, что оно означает. Например: «Ш-ш-ш – говорит стиральная машина, скоро достираю». «Скрип-скрип (это деревянный пол) – пора меня отремонтировать. «Тра-ля-ля! Как я люблю петь!» — это голос пианино. «Дзинь –дзинь! Весело на елке» — так говорят елочные игрушки. «Плюх- плюх!» — это голос подушки, упавшей с кресла.

Можно придумать целый диалог предметов утром или вечером или сказку о том, что бывает в доме, когда люди спят.

Игры со словами и звуками в словах

А. Шибаев. Буква заблудилась. Шутка

Цель игры: Это замечательное стихотворение – речевая игра поможет Вам развивать фонематический слух детей.

Как играть: Прочитайте ребенку пару строчек и попросите заменить один звук, чтобы получилось правильное слово (двери – звери, ручей – врачей, крысу – крышу, на козе – на коне и т.д. Дальше не подсказываю 🙂

Не все дети даже в 5-6 лет сразу догадываются, как заменить звук в неправильном слове строки. Если у ребенка будут затруднения, то подскажите: «Разве двери могут гнаться? Какое есть похожее слово? Кто живет в лесу? Значит, не двери, а…?»

Стихи к игре со словами:

Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница —
Очень странные дела
Начали твориться…

Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»

Тает снег. Течет ручей
На ветвях полно врачей .

На виду у детворы
Крысу красят маляры.

Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.

Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.

Сели в ложку — и айда!
По реке туда-сюда!

Врач напомнил дяде Мите:
«Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном».

Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.

Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка .

Загремел весенний гном ,
Тучи на небе кругом.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом .

Лежит лентяй на раскладушке,
грызет, похрустывая, пушки .

Ехал дядя без жилета ,
Заплатил он штраф за это.

Жучка будку не доела,
Неохота, надоело.

У вратаря большой улов:
Влетело в сетку пять волов .

Я рубашку сшила шишке ,
Я сошью ему штанишки.

Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку .

На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.

Где обедал, воробей?
В зоопарке у дверей .

На волке — сметана,
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Достать нелегко.

Забодал меня котел ,
На него я очень зол.

Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку .

Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетрадке
Появился гол .

На островок налетел ураган,
На пальме остался последний баран .

Под березами, где тень,
Притаился старый день .

На поляне весной
Вырос зуб молодой.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук
С длинными усами.

Эй, не стойте слишком близко.
Я тигренок, а не миска .

Пять баранов скушал Толька
И сказал: «Еще бы столько…»

Мы собираем васильки,
На голове у нас щенки .

Есть еще замечательные стихотворения для игры со звуками другого автора – это стихи — путаницы Якова Козловского.

Буква Ф ушибла ногу

Буква «Ф» ушибла ногу,
«П» явилось на подмогу,
Говорит ей:
- Удружу,
За тебя я послужу.

Свистнул чижик: -
Фью, фью, фью!
Я с утра росинки
Пью!

Занялись игрою
В фанты
Три оленя,
Вскинув панты.

Заболел бухгалтер
Флюсом,
Стал он минус путать
С плюсом.

В ванну я залез,
И кафель
Весь покрылся
Градом капель.

Создавать я начал Флот,
Превратилась губка
В плот.
Лил светильник,
Словно фара,
Сверху свет
Сквозь клубы пара.

Взял на скрипке брат мой
«Фа» -
Кот пустился делать
Па.

Чашки хрюкают как чушки

На букву «А» напал недуг,
И встало «У» взамен подружки.
Прошу я лак -
Дают мне лук,
И чашки
Хрюкают, как
Чушки.

Там, где стоял
С водою бак,
Внезапно вырос
Бук.

Подумал дятел:
«Так-так-так»,
Но вышло:
«Тук-тук-тук»

Пишу в тетрадке:
«Десять стран»,
Читаю:
«Десять струн».
Себя ругаю:
«Вот баран!»
Выходит:
«Вот бурун!»

Игра в рифмы. Я. Козловский

Буква «Л», придя на сквер,
Повстречала букву «Р»,
Говорит: - Давай сыграем,
Ну, хоть в рифмы, например…

«Л» сказало:- Жёлтый лис…-
«Р» сказало: - Варит рис.-
«Л» сказало:- Лису уголь…-
«Р» сказало: - Возит угорь.

«Л» сказало:-Просят ламу…-
«Р» сказало: -Вставить раму.-
«Л» сказало: -Я из ложи… -
«Р» сказало: -Корчу рожи.

«Л» сказало: - Через лог
На коне скачу буланом… -
«Р» сказало: -Дую в рог
И не гнусь перед бураном.

«Л» сказало: - Очень жалко,
Что исчез наш колобок.-
«Р» сказало: -Очень жарко -
Он забрался в коробок.

«Л» сказало: -Сбиться с лада…-
«Р» сказало:-Ты не рада! -
«Л» сказало:-Дай иглу! -
«Р» в ответ: - Кончай игру!

Игра со словами и слогами

А. Шибаев. Волшебные слова

Цель игры: В этой игре со словами можно познакомить ребенка со слогами и с тем, что слова состоят из слогов.

Как играть:

Прохлопайте с ребенком разные слова и определите, сколько в каждом слове частей — слогов. Один хлопок – один слог.

Прохлопайте слова «по-езд» и «гу-се-ни-ца». Выложите палочками и посчитайте количество слогов в каждом слове. Спросите ребенка, какое слово длиннее? Этот вопрос провокационный, т.к. очень часто дети отвечают, что поезд длиннее гусеницы. На самом же деле для ответа на вопрос нужно посчитать количество слогов в слове: слово «гусеница» длиннее слова «поезд».

Выложите слово «вну – ки» палочками разных цветов или цветными карандашами (одна палочка = один слог). Потом поменяйте палочки – слоги местами. Что получилось? Ки- вну (кивну) = вну – ки (внуки).

Затем прочитайте фрагмент из стихотворения, но не до конца. Пусть дети отгадают, какое слово получится, если слоги поменять местами.

В словах из трех букв идет игра не со слогами в слове, а звуками. Выложите слово из звуков, и поменяйте их местами. Что получится? (н+а+с = нас, с+н+а = сна)

Стихи к игре:

Есть волшебные слова:
Скажешь слово -
Слышишь два.

У меня, - промолвил дед,-
Ни забот, ни горя нет.
Захочу - отдохну,
Есть моложе руки:
Чуть КИВНУ-КИВНУ-КИВНУ -

Мчатся ВНУКИ-ВНУКИ!

Зверёк, зверёк, куда бежишь?
Как звать тебя, малышка?
- Бегу в КАМЫШ-КАМЫШ-КАМЫШ,
Я - МЫШКА-МЫШКА-МЫШКА.

В поле-ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ:
В поле СЕВ-СЕВ-СЕВ.

В лесу мы спали как-то раз,
А ночь была темна,
И волк завыл,
И НАС-НАС-НАС
Лишил он СНА-СНА-СНА…

Отец работать научил
Смышлёного Данилку.
Отец КУПИЛ-КУПИЛ-КУПИЛ
Данилке ПИЛКУ-ПИЛКУ.

Говорит Ивану Ганка:
- Глянь-ка:
БАНКА-БАНКА-БАНКА!
- Где КАБАН-КАБАН-КАБАН? -
Удивляется Иван.

Сколько в доме
РИТ-РИТ-РИТ?
- ТРИ-ТРИ-ТРИ.

Я несу
СУП-СУП-СУП…
- А кому?
- ПСУ-ПСУ-ПСУ…

Эй, Серёжа, Вера, Ира,
Что повесили носы?
- Очень СЫРО-СЫРО-СЫРО
От РОСЫ-РОСЫ-РОСЫ!..

Что молчишь?
- Когда я ем,
Я, как рыба,
НЕМ-НЕМ-НЕМ,
И позвольте
МНЕ-МНЕ-МНЕ
Пообедать в тишине!

Лексические игры со словами

Игра с подбором слов, противоположных по значению

Цель игры: В игре ребенок учится подбирать к словам антонимы (термин «антоним» детям не дается, малышей просят найти и сказать противоположные по смыслу слова).

Стихи к игре:

А нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь… (низко).
Потом скажу я: «Далеко»,
А ты ответишь… (близко).
«Скажу теперь я: «Потолок»,
А ты ответишь… (пол).
Скажу я слово «Потерял».
Ответишь ты… («Нашел!»)
Теперь: «Начало», - я скажу,
«Нет, - скажешь ты… («Конец!») Д. Чиарди

Игра с многозначным словом «играет»

Цель игры: Это стихотворение развивает речь ребенка и знакомит малышей с понятием многозначности слова (термин «многозначные слова» детям не дается), учит подбирать точные по смыслу слова.

Стихи к игре:

И солнце играет (лучами на речке),
И кошка играет (клубком на крылечке),
И Женя играет (есть кукла у Жени),
И мама играет (в театре на сцене),
И папа играет (на медной трубе),
И дедушка (с внуком играет в избе).
А бабушка внуку пеленки стирает.
Бабушка в стирку, наверно, играет? (А. Шибаев)

Как играть:

Спросите детей, как по – другому можно сказать, как можно заменить слово «играет» (то есть подберите с ребенком синонимы),

— «Солнце играет лучами – что оно делает? (блестит, светит, сияет).

— Папа играет на сцене на трубе – что он делает? (выступает)

— Кошка играет – что она делает? (прыгает, резвится, ловит клубок, катает клубок по земле)
— Женя играет с куклой – что она делает? (Кормит куклу, укладывает ее спать, одевает куклу и др.)

Подбирая слова, малыш узнает на своем практическом опыте, что слово может означать разные по смыслу явления, учится подбирать точные слова, вслушиваться в речь.

Какой бывает дождь? Обогащаем словарь детей

Цель игры: обогащать словарь детей новыми словами.

Стихи к игре:

Дождик крапал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый.
Как камыш стоймя стоячий,
И холодный, и горячий.
А еще есть грозовой,
Радужный, полосовой,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку…
Вот так много есть дождей
Для растений и людей (О. Григорьев)

Как играть: Какой бывает дождь – кто больше красивых слов о дожде услышал? Собираем все слова из стихотворения.

Можно провести игру со словами в игровой форме — нарисовать тучку, а на земле цветочек. Нужно помочь тучке полить цветочек. Одно слово – определение из стихотворения — это одна капелька дождя, которую мы рисуем (проводим линию от тучки к цветку). Задача – сделать настоящий ливень, то есть подобрать как можно больше слов о дожде из стихотворения.

Грамматические игры со словами и игры со словами для развития словотворчества

В. Лунин. Утреннее настроение. Сочиняем новые слова

Цель игры: развитие словотворчества и языкового чутья, умения экспериментировать со словами, по-разному комбинировать языковые единицы, части слов.

Стихи к игре:

У папы настроение
Зазавтракомчитальное,
У мамы настроение
Напапуобижальное.
У брата настроение
Кричальнопогремучее,
А у меня, а у меня –
Покомнатампрыгучее (В. Лунин).

Как играть: придумать вместе с ребенком названия разных настроений: настульяхсидячее, капризноплакучее, смехопрыгательное, подаркодарительное, улыбкохохотучее и т.д. Если ребенку трудно, то можете подсказать варианты: «Как можно назвать настроение, если ты/мы с тобой…?»

В. Степанов. Соломенное лето. Согласование слов

Цель игры: научить ребенка правильно согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе, падеже, предупредить или исправить ошибки в речи малыша.

Стихи к игре:

Соломенное лето,
Соломенный песок.
Соломенная шляпа
Сползает на висок.

Соломенные дали,
Соломенные дни.
Соломенные кони
На солнышке видны.

Соломенное небо,
Соломенный шалаш.
Соломинкой рисую,
Забыв про карандаш.

Как играть: Предложите ребенку придумать, что бы он нарисовал соломинкой: «Я бы нарисовал соломеннОГО коня, соломеннУЮ шляпу, соломеннЫЙ дом, соломеннЫЕ игрушки». Фантазия приветствуется! В таком упражнении мы упражняем ребенка правильно согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе, падеже. А еще учим ребенка использовать в речи сослагательное наклонение глаголов (я бы..)

После «словесного рисования» предложите малышу поиграть со словами в игру «Отгадай, а что я нарисую».

Задание для игры:

Я нарисую красивУЮ соломеннУЮ – портфель или сумку? Я нарисую соломинкой высокИЙ соломеннЫЙ – забор или калитку? Я нарисую веселОЕ соломеннОЕ – игрушку или чучело? Я нарисую красивЫЕ соломеннЫЕ – цветы или розу? Придумайте свои варианты подобных заданий.

Дети часто ошибаются в таких играх со словами. Например, говорят, что соломеннУЮ – это портфель. Тогда спросите: «Разве мы так говорим – красивАЯ портфель, дай мне красивУЮ портфель? Как мы говорим? Значит, что это?»

Никогда не повторяйте за ребенком вслух его ошибок и ни в коем случае не подшучивайте над ними! Просто исправьте на правильный вариант и покажите примеры использования слова в речи – новый портфель, кожанЫЙ портфель, я загадала соломеннЫЙ портфель.

Придумываем новые слова. Игра для развития словотворчества и творческих способностей детей

П. Синявский. Грибная электричка

Цель игры: развитие словотворчества, умения экспериментировать со словами, комбинировать части слов, придумывать новые слова на основе известных.

Стихи к игре:

Едут в электричке
Волнушки и лисички
С подружками-друзьями,
Чернушками-груздями.
Со станции Пригоркино
На станцию Ведёркино,
Со станции Подъёлкино
На станцию Засолкино.

Колёса со стараньем
По рельсам тарахтят,
Везут по расписанию
Компанию опят.

Со станции Полянкино
На станцию Сметанкино,
Со станции Пеньковкино
На станцию Духовкино.

У мухомора хитрый вид
Ехидная усмешка —
Забрался в поезд и сидит,
Как будто сыроежка.
Но вот заходит контролёр,
Выводит мухомора.
И безбилетник мухомор
Краснеет от позора.

А старичок боровичок,
Интеллигентный толстячок,
Приподнимает свой берет
И предъявляет свой билет.
К билету прилагаются
Четырнадцать квитанций.

Четырнадцать квитанций
С названиями станций:

Дорожкино, Лукошкино, Опушкино, Засушкино, Кастрюлькино, Бульбулькино, Лучково, Сельдерюшкино, Морковкино, Перловкино, Немножкино-Картошкино, Лаврушкино-Петрушкино, Тарелкино и Ложкино.

Как играть: Это замечательное стихотворение, в которое с восторгом играют как малыши, так и «солидные дети» 6-8 лет. Предложите детям путешествие на поезде. Нарисуйте план пути поезда на альбомном листе. И обозначьте на нем разные станции. Придумайте их смешные названия.

Варианты заданий:

Как можно назвать станцию, на которой все люди смеются? (Смешинкино, Весельчаково, Улыбкино и так далее – подберите как можно больше разных вариантов, обыграйте самые разные слова).

Как можно назвать станцию, на которой живет много зайцев? (Зайчиково, Зайчаткино, Зайкин Лес и другие варианты)

Как можно назвать станцию, на которой стоит много скамеек?

Придумайте как можно больше разных станций и вместе с малышом включитесь в словотворчество. Гарантировано и удовольствие, и отдых, и улыбки, и смех от души и отличное настроение! Играйте с нами!

Придумываем новые слова по теме «Овощи». Стихотворение – шутка Н. Кончаловской «Про овощи»

Стихи к игре:

Жил один садовод
Он развел огород,
Подготовил старательно грядки.
Он принес чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена —
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берег от холодной погоды.

Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
— Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник.
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.

Мы корзину несли,
Но решить не могли,
Как же быть с овощами такими?
То ли жарить их нам,
То ли парить их нам?..
Ну и съели их просто сырыми!

Цель игры: развитие словотворчества, усвоение способов образования новых слов в родном языке.

Как играть: Вспомните названия необычных овощей, которые выросли у садовода: огурбузы, помидыни, чеслук, репуста, баклачки, спаржовник, сельдерошек, редисвекла. Спросите у ребена, откуда взялись эти странные удивительные овощи и их названия? Огурбузы = огурцы и арбузы. Помидыни = помидоры + дыни.

Разложите карточки с изображением разных овощей (любые картинки или настоящие овощи). Попробуйте соединить части слов в одно слово, чтобы придумалось новое название. Например Картопуста = картофель + капуста.

Это творческое задание очень полезно, т.к. оно не только развивает внимание к слову, но и умение выделять в словах их части – слоги.

Игры со словами: вслушиваемся в слова

А. Барто. Игра в слова

Цель игры: развитие внимания к слову и его звучанию.

Стихи к игре:

Скажи погромче
Слово «Гром» —
Грохочет слово,
Словно гром.

Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши
Зашуршат.

Скажи:
«Кукушка на суку»
Тебе послышится:
«Ку-ку».

А скажешь слово
«Листопад» я
И листья падают,
Летят,
И, словно наяву,
Ты видишь осень:
Желтый сад
И мокрую траву.

Скажи «Родник» —
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.
(Ключ от дверей тут ни при чем.)
…Слова бывают разные —
Хорошие, простые,
Слова бывают праздные —
Ненужные, пустые.

Как играть:

Подберите с ребенком «громкие» слова, тихие слова, сладкие слова, звенящие слова, веселые слова, грустные слова. Можно в эту игру со словами играть по дороге или просто в свободную минутку.
Вот еще несколько примеров стихотворений для таких игр – подбора «колючих слов», «шуршащих слов», «громких слов».

Дополнительные стихи к игре:

Мы мало слов встречали,
Где Ё стоит вначале
Ты первым делом назовешь
Три слова Ёлка, Ёж и Ёрш
И все ужасно колко
И Ёж и Ёрш и Ёлка.(А. Шибаев)

Под ногами в листопад
Листья желтые лежат.
Листья желтые лежат,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок
— Папа, мама и ребенок.
(В. Голяховский)

Была ТИШИНА, ТИШИНА, ТИШИНА…
Вдруг ГРОХОТОМ ГРОМА
сменилась она!
И вот уже дождик
Тихонько —
Ты слышишь?
ЗАКРАПАЛ, ЗАКРАПАЛ,
ЗАКРАПАЛ по крыше…
Наверно,
Сейчас БАРАБАНИТЬ он станет….
Уже БАРАБАНИТ!
Уже БАРАБАНИТ! (А. Шибаев)

Игры с буквами, звуками и словами

Цель игры: учить подбирать слова с заданным звуком.

Как играть со словами: Каждому ребенку очень важно увидеть наглядно свой результат. Поэтому я обычно провожу игру так. Мы берем корзину (сундучок) и в него «складываем» наши слова. Нужно набрать полную корзинку слов со звуком. В роли слов могут выступать детали конструктора, фишки, камешки и другие мелкие предметы.
Подбираем слова со звуками «К», «Т» и со звуком «С». Обратите внимание – это звуки твердые, поэтому слова со звуками кь или сь нам не подойдут или их нужно будет класть в отдельную корзиночку!

Стихи для игры:

Вот сколько на К я сумею назвать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковер,
Кладовка, калитка, комод, коридор..,
— Ой, хватит! И буква ведь может устать!
А вот что на Т ты сумеешь назвать?
— Топор, табуретка, тарелка и ложка…
— Ты, кажется, что-то напутал немножко!
— Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.
Послушай, на С назову я посуду:
Стакан, сковородка, солонка… и кошка!
— А кошка откуда?
— Залезла в окошко!
Спроси лучше кошку — откуда пришла
И вся ли посуда на кухне цела…
(Л. Куклин)

В следующем стихотворении мы подберем с ребенком слова со звуками Р и Рь. Складываем найденные в стихотворении слова в отдельные корзинки – в одну со звуком Р (для Раи, ведь ее имя начинается со звука Р, для мальчиков – вариант для Ромы), в другую – со звуком Рь (для Ерёмы или для Ирины, ведь в этих именах есть мягкий звук Рь). Потом придумываем свои слова с данными звуками.

Поиграем-ка,
Ребята,
С звуком «Р»:
«ПеРвоклассник»,
«ОктябРенок»,
«ПионеР».
На Речном я
ПРиютился БеРегу,
Я пРинять вас
По-пРиятельски могу.
ХутоР ГРаков,
Рядом Речка,
Рядом боР.
Возле боРа,
Три забоРа
И бугоР.
РазРослись вовсю беРезки.
Вдоль Реки
Ловят Рыбу
На Рыбалке Рыбаки,
Ловят Рыбу на Рыбалке
На кРючок,
На котоРом есть пРиманка-
ЧеРвячок.
В нашей Речке и для Раков
Есть пРостоР.
ГоРу Раков пРиволок
Речник ЕгоР.
Рыбакам Речник
ХоРоший дал пРимеР…
Так, Ребята, подРужились
С звуком «Р».
(С. Эйдлин)

Игра со словами «Небылицы»
Л.Станчев. Верно ли это?

Цель игры: развитие внимания и речи — объяснения.

Как играть? Ребенку нужно отличить правильные высказывания от неправильных. И объяснить, почему ты так считаешь.

Собирают сыр с кустов.
С зайцами пасут коров.
На лугу доят волов.
В пляс пускается медведь.
Тыквы стали песни петь.
Косят косари леса.
На снегу лежит роса.
Верно ли, что как-то раз
От дождя нас зонтик спас?
Что луна нам ночью светит?
Что конфет не любят дети? (Л. Станчев)

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» - пел соловей.
- Быстро дайте мне ответ
Это правда или нет?


Желаю Вам интересных игр с детьми!

Увлекательные и забавные современные игры для развития речи детей Вы найдете в статьях:

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Статьи по теме: