Я - Шепард: как серия Mass Effect связывает игрока с персонажами. Биграфия Шепарда из Mass Effect

Предлагает свой вариант Шепарда-мужчины и Шепарда-женщины, если игрок не хочет менять внешний вид героя. Мужской персонаж имеет стандартное имя «Джон», а женский «Джейн». Игрок может сам ввести имя, хотя в игре оно нигде не произносится. Женскую версию Шепарда озвучила Дженнифер Хейл, тогда как Марк Мир озвучил мужскую версию.

Капитан Шепард ветеран многих войн в галактике (зависит от выбора прошлого игроком). Первый человек, принятый в ряды «Спектров». Ради спасения галактики Шепард может использовать любые методы.

В диалогах имеются разные варианты ответов, от «геройского», до «отступнического», есть и нейтральный ответ. Решения Шепарда могут повлиять на судьбы людей и галактики, как в лучшую сторону, так и в худшую.

Дата рождения капитана Шепарда - 2154 год. События в игре начинаются в 2183, когда Шепарду 29 лет.

Члены команды

Эшли Уильямс (Ashley Williams)

Морпех Системного Альянса. Она присоединяется к команде игрока во время первого задания, заменяя погибшего капрала Дженкинса. Она является чистым солдатом, отлично обращается с оружием, но не может использовать продвинутых тех-способностей или биотику. Она является возможным романтическим интересом для игрока-мужчины. Уильямс очень религиозна, хотя её верования точно не раскрыты. Она также иногда изъявляет свои «человеко-центричные» взгляды на события, так как её дед был обесчестен во время Войны Первого Контакта с турианцами. Уильямс озвучивает Кимберли Брукс.

Во второй половине игры, на планете Вирмир, Эшли является одним из персонажей выборочно присоединяющимся к отряду саларианских коммандос, штурмующих лабораторию Сарена. Во время штурма, игроку предоставляется выбор, кого из двух персонажей оставить в живых: Эшли или Кайдена.

Лиара Т’Сони (Liara T’Soni)

Кейден Аленко (Kaiden Alenko)

Член экипажа «Нормандии». Он является возможным романтическим интересом для игрока-женщины. Опытный техник и биотик. Из-за своих устаревших биотических имплантантов, он постоянно испытывает сильные головные боли при использовании своих биотических способностей. Кейден ведёт себя сдержанно, в основном из-за того что, в детстве, он в ярости убил своего учителя-биотика, свернув ему шею био-ударом. Его озвучивает Рафаэль Сбарж.

Во второй половине игры, на планете Вирмир, Кейден является одним из персонажей выборочно присоединяющимся к отряду саларианских коммандос, штурмующих лабораторию Сарена. Во время штурма, игроку предоставляется выбор, кого из этих двух персонажей оставить в живых.

Гаррус Вакариан (Garrus Vakarian)

Турианин, бывший член сил Безопасности Цитадели (СБЦ). Он никогда не доверял Сарену, но не мог доказать его очевидные акты предательства. Он терпеть не может бюрократию , а также правила СБЦ.

Когда-то, Гаррус являлся возможным кандидатом на позицию Спектра, но его отец не желал об этом слышать. Отец Герруса, офицер СБЦ непреклонно следующий уставу, опасался что его сын станет таким как Сарен. Когда игрок, недавно ставший Спектром, предлагает ему шанс поймать Сарена, в обход правил и закона, он счастлив оставить свою работу в Безопаности. Геррус умеет обращаться с оружием и электроникой. Его озвучивает Брэндон Кинер. В зависимости от действий и советов игрока, Геррус либо вернётся в СБЦ либо подаст на програму Спектра.

Урднот Рекс (Urdnot Wrex)

Тали’Зора нар Райя (Tali’Zorah nar Rayya)

Другие персонажи

Дэвид Андерсон (David Anderson)

Капитан Андерсон является главным персонажем романа-приквела «Mass Effect: Откровение ». В игре, он является бывшим командиром «Нормандии».

В книге, Андерсон является ещё молодым лейтенантом, преследующим преступником устроивших бойню на исследовательсвой базе на планете Сидон. Андерсон воевал в Войне Первого Контакта с турианами. До его участия в расследовании, Андерсон был заместителем капитана на «Гастингсе».

Дэвид Андерсон был возможным кандидатом на позицию первого человека-Спектра, но Сарен отрицательно отозвался о человеке, и его не приняли в програму. Во время расследования, Андерсон влюбился в главную подозреваемую Кейли Сандерс, дочь своего кумира. К сожалению, их карьеры препятствовали их роману, и они решили не продолжать его.

В игре, капитан Андерсон является командиром «Нормандии», но, по политическому давлению, передаёт командование игроку. Когда посол блокирует попытки игрока покинуть Цитадель, Андерсон, рискуя карьерой и жизнью, помогает игроку бежать. В конце игры, игрок может избрать его представителем человечества в Совете Цитадели. Андерсона озвучивает Кит Дэвид.

Джефф «Джокер» Моро (Jeff «Joker» Moreau)

Пилот «Нормандии». Страдает от врожденной хрупкости . Пошёл в лётное училище Альянса, где и получил своё прозвище за свою излишнюю серьёзность. Несмотря ни на что, Джокер окончил училище с отличием и считается лучшим пилотом Альянса. Джокера отвучивает Сет Грин .

Ричард Л. Дженкинс (Richard L. Jenkins)

Капрал Дженкинс был членом команды игрока, прежде чем погибнуть в первом задании на Иден Прайме, его родном мире. Был убит развед-зондами гетов из-за излишней непоседливости, как и его прототип Leeroy Jenkins из WoW.

Найлус Крыйк (Nihlus Kryik)

Спектр-турианин. Совет Цитадели назначил его наблюдателем за первым заданием «Нормандии» и игрока, которого рассматривали как возможного Спектра. Найлус предпочитает работать в одиночку, из-за чего и погибает от руки Сарена на Эдеме Прайм.

Найлус родился на небольшой колонии вне территории Турианской Иерархии. После смерти отца, его мать заставила Найлуса пойти в армию. Несмотря на его отличные оценки, Найлус всё ещё считался нежелаемым, из-за того что не родился в Иерархии. Хотя он был отличным солдатом, его опрометчивость не помогала его статусу в глазах командования.

Во время своего третьего перевода по службе он и повстречал Сарена Артериуса, известного Спектра-турианина. Впечатлённый способностями молодого солдата, Сарен подружился с Найлусом и предложил стать его наставником. Не прошло и года как Найлуса пригласили в ряды Спектров.

Найлус вскоре вышел из-под тени Сарена и стал одним из лучших агентов Совета Цитадели. Он сохраняет хладнокровие даже в самых отчаянных ситуациях и имеет уникальную способность подмечать и использовать слабость врага. Хотя его методам не сравниться с Сареном по жестокости, он всё же сделает всё необходимое чтобы завершить задание, уничтожая любого на его пути. Его доверие к Сарену и приводит к его гибели, который убивает его выстрелом в затылок.

Доннел Удина (Donnel Udina)

Посол Системного Альянса на Цитадели. Типичный политик, Удина выглядит официозным и самоважным, хотя он всё же имеет лучшие интересы человечества в душе. В игре, Удина зачастую устравивает для игрока бюрократические препятствия. В конце игры, игроку даётся выбор кого выбирать представителем человечества в Совете: Удину или Андерсона.

Ша’ира (Sha’ira)

Асари, чья позиция на Цитадели является нечем средним между психиатром и . Она является как-бы «Оракулом » игры, намекая на будущие события и роль игрока в них. Игрок любого пола имеет возможность переспать с Ша’ирой. Ей служет команда помощников, состоящая, в основном, из асари, но также включает человеческую женщину и саларианина. Ша’ира и её помощники являются ценными жителями Цитадели.

Стивен Хаккетт

Киррахе

Капитан Киррахе - командующий саларианской шпионской группы на планете Вермайр, расследующий дейсвтиея Сарена. Он узнаёт, что Сарен создаёт лекарство от генофага кроганов и немедленно вызывает флот Цитадели на помощь. Его сообщение деградирует и, вместо флота, на планету прибывает лишь команда игрока и «Нормандия». Киррахе составляет план штурма базы Сарена, используя детали своего корабля чтобы создать ядерную бомбу . В зависимости от выбора игрока, Киррахе и его группа либо улетают с игроком на «Нормандии» либо погибают во время ядерного взрыва.

Кахоку

Контр-адмирал Кахоку - один из старшего командного состава Системного Альянса. Именно Кахоку помогает игроку обнаружить и уничтожить несколько баз тайной ксенофобной группировки под названием Цербер, но после того как он открывает местоположение штаб-квартиры Цербера, его похищают. Позже, игрок обнаруживает его тело в одной из тайных баз организации со следами от шприца на руке.

Прессли

В задачу штурмана Прессли входит прокладывание безопасного курса по нужному направлению. Он имеет неприязнь к инопланетянам, привычка подхваченная от деда служившего в Войне Первого Контакта. Прессли становится заместителем капитана на «Нормандии» после того как игрок становится командиром корабля. Его звание не названо в игре.

Адамс

Главный инженер «Нормандии». Задача Адамса - поддерживание «Нормандии» в полном рабочем состоянии. Служил на различных кораблях каждой известной классификации. В отличие от навигатора Прессли, не имеет ничего против пребывания нелюдей на борту и даже жалеет о том что Тали не является одним из его инженеров.

Чаквас

Главный медицинский офицер «Нормандии». Она раннее служила с капитаном Андерсоном и любит работать вдали от цивилизованного космоса. Доктор Чаквас предпочитает работу среди солдат в галактике полной жизнью более захватывающей чем работу в какой-то человеческой колонии. Как и Адамс, она не различает межрасовых барьеров.

Страж

Протеанский компьютерный разум на планете Ил, хотя неизвестно является ли он истинным ИИ или нет. Стража оставили следить за состоянием протеан в анабиозе . Протеане этой колонии не были уничтожены Пожинателями благодаря тому, что координаты планеты были стёрты из базы данных Цитадели во время вторжения. К сожалению, Стражу, за долгие века, пришлось отключить системы жизнеобеспечения большинства протеан для спасения ключевых учёных. Он поведывает эту историю главному герою и рассказывает как можно прекратить этот вечный цикл уничтожения.

Враги

Сарен Артериус

Сарен - бывший Спектр, агент организации подчиняющейся напрямую Совету Цитадели и уполномоченной делать всё необходимое для поддержания мира в галактике. Этот турианец известен своими поистине жестокими методами добычи информации и завершения работы несмотря ни на что. Обычно это означало что он убивал всех вблизи - цель, свидетелей и даже невинных оказавшихся на его пути. В книге «Mass Effect: Откровение », Сарен безжалостно пытает и убивает своих жертв. Сарен также яростно ненавидит людей, что некоторые приписывают к гибели его брата в Войне Первого контакта.

Между событиями книги и первой игры, Сарен становится командиром гетов используя загадочный артефакт под названием «Властелин» («Sovereign»), древний звездолёт созданный задолго до протеан . Он использует эту огромную армию машин чтобы делать всё что он желает, включая противостояние игроку в игре. Одной из его основных целей, по-видимому, является желание спустить на галактику убийственный искусственный интеллект чтобы отомстить людям за гибель брата и Совету за то что они остановили войну с людьми. На самом деле, Сарен лишь помогает Властелину открыть остальным Пожинателям путь в галактику чтобы доказать полезность органических существ.

Следует заметить, что Сарен не считает свои методы излишними. В книге, он жестоко пытает батарианца , пока тот наконец не рассказывает что знает. Сарен затем сворачивает ему шею пока тот находится в беспамятстве, считая себя милосердным за это.

В игре раскрывается что Сарен знал об угрозе со стороны Пожинателей и независимо пытался найти способ остановить её. Как только Сарен нашёл Властелина, тот начал медленно манипулировать разумом турианина, постепенно перепрограммируя его в своего слугу. Во время вторжения гетов в Цитадель, Сарен использует протеанский Проводник (ретранслятор) чтобы получить доступ к Цитадели чтобы дать Властелину активизировать местное масс-реле. Игрок может либо убить Сарена прежде чем он сможет активизировать реле, либо доказать Сарену, что он является марионеткой, после чего бывший Спектр просит прощения и убивает себя. В любом случае, Шепард затем приказывает одному из своих помощников сделать Сарену контрольный выстрел в голову, но Властелин затем всё равно делает из Сарена зомби . После того, как игрок побеждает этого зомби, сам Властелин теряет свою защиту, что даёт шанс флотам Цитадели и Альянса уничтожить его.

Бенезия

Матриарх асари в союзе с Сареном. Она является матерью Лиары Т’Сони. Хотя она изначально присоединяется к Сарену с надежной остановить его, она тоже попадает под губительное влияние Властелина и становится его беспрекословной слугой. Бенезия является мастером биотики, но это не спасает её от команды игрока, который убивает её на планете Новерия. Бенезию озвучивает Марина Сиртис .

Властелин

Единственный оставшийся в галактике член расы Пожинателей. Этот разумный корабль использует «идеологическую обработку» (индоктринацию) для захвата разумов органических существ. Властелин остался в галактике 50 000 лет назад после очередного вторжения Пожинателей в галактику и уничтожения протеан. В задачу Властелина входит слежение за развитием разумных существ галактики до определённой точки. Затем он посылает сигнал для

Что может быть важнее правильного развития героя в ролевой игре? Разве что получение удовольствия! Прочтя это статью, вы, глядя в глаза любому встречному, сможете уверенно сказать, что назубок знаете ответы на следующие вопросы.

  • Как правильно развить своего героя?
  • На чем можно сэкономить очки опыта?
  • Какие тактики возможны в разных условиях?
  • Где и чем лучше закупаться?
  • Какие улучшения снаряжения самые лучшие?

Развиваемся правильно

В Mass Effect, как и в любой другой ролевой игре, очки опыта не падают на нас с небес, а появляются вследствие различных действий героя. Это может быть убийство противников, выполнение заданий или же просто путешествия по миру. Эти самые очки опыта можно (и нужно) отдавать, получая взамен специальные таланты и следующие из них умения, которыми герой будет пользоваться на протяжении всей игры.

Не будет лишним вспомнить и то, что в игре существует три ролевых класса (плюс три смешанных) и каждый из них может похвастаться какими-либо специфическими навыками, которые и определяют индивидуальность персонажа. В результате одни и те же боевые эпизоды проходятся и ощущаются совершенно по-разному.

В среде потребителей компьютерных игр бытует такое мнение, что чем больше подобных вариантов действия на кубометр игрового пространства, тем лучше для ролевой игры. Если так, то Mass Effect есть за что любить, и в ближайшее время мы с вами в этом еще раз убедимся.

Что мы умеем

А пока мы вспомним умения, которые присутствуют в игре, чтобы окончательно и бесповоротно понять, какие из них использовать нужно, а какие отправить на свалку.

Итак, все таланты и умения, вне зависимости от класса выбранного персонажа, можно поделить на три категории. Во-первых, это таланты, с помощью которых можно улучшить оружие. А именно — «Дробовики», «Пистолеты», «Автоматы», «Снайперские винтовки» и связанные с ними умения: «Расправа», «Меткая стрельба», «Бойня» и «Уничтожение». Учтите, что единственное оружие, которым могут пользоваться классы, — это пистолет.

Вы не поверите, но меня сейчас обстреливает дружище Рекс собственной персоной.

Это интересно: насколько отличается урон от оружия героя, умеющего им пользоваться, от того, кто не открыл такой талант? В середине игры разница достигает сотен процентов! А самое страшное — невозможность прицелиться тем оружием, с которым вы незнакомы. Конечно, в настройках можно установить высокие показатели автоприцеливания. Но это уже совсем не по-ролевому.

Итак, усовершенствование оружейных талантов — первоочередная наша цель при развитии своего виртуального «Я». Поэтому тратить очки опыта на таланты, которые открывают доступ к оружию, усиливают урон от него, а также добавляют дополнительные свойства самому оружию, нужно при первой же возможности! С другой стороны, учиться никогда не поздно, и даже если вы каким-то образом прошли пол-игры, не отправив очки на благо своего же оружия, желательно как можно быстрее наверстать упущенное.

Учтите, что польза есть не только от повышенного урона. Если вы часто используете дробовик или снайперскую винтовку, очень важно уменьшать их отдачу и скорость перезарядки.

Развивать конкретный вид оружия не нужно только в том случае, если вы уверены, что пользоваться им не будете, возложив эту задачу на соратников.

Это важно: разработчики решили лишить пистолет всякой индивидуальности, оставив ему роль «штурмовой винтовки для бедных». Поэтому, если ваш герой может развивать и винтовку, и пистолет, сделайте упор на винтовке. Итог — экономия очков опыта.


Расставленные гетами энергетические барьеры могут сослужить нам хорошую службу.

Теперь вспомним о защите. К нашим услугам — «Основная броня», «Боевая броня», «Тактическая броня» (все три — вместе с умением «Усиление»), «Первая помощь», «Физподготовка», а также «Прилив адреналина». Здесь же специфические таланты «Обучение спектров», «Ударный пехотинец» и «Спецназовец», «Солдат», «Ученый азари» и, опять же, «Кроган-воитель», «Биотический барьер» (с талантом «Стазис») и «Инженерная электроника».

Народная мудрость гласит, что лучшая защита — это нападение, но факт остается фактом: иногда защита важнее. А значит, броня должна быть крепка, тем более что танки в нашем распоряжении есть не всегда.

И в самом деле, в процессе битвы часто возникают критические ситуации, когда герой балансирует на грани жизни и смерти, а игрок — нервного срыва. Тогда на помощь приходят таланты, которые лечат, восстанавливают щиты и воскрешают павших союзников. Но лучше все-таки не доводить дело до таких неприятных моментов. А для этого отнюдь не помешает склонность к регенерации. Отсиделись за каким-нибудь ящиком из-под пива, восстановились — и снова в бой!

Это важно: сражение лучше всего начинать с использования какого-нибудь умения, понижающего наносимый нам урон. Тогда к любому сюрпризу со стороны коварного врага герой подойдет в полной готовности.


Следующая категория талантов — вспомогательная. Самые важные здесь те, которые наносят пусть небольшой урон, но приближают супостатов к гибели. Это таланты и умения «Саботаж», «Перегрузка», «Нервный шок» и «Поглощающее поле».

«Вмешаться ли в столь приятную беседу?» — наверное, думает сейчас Шепард.

Случается, что повреждения, которые наносим мы, заметно слабее, чем у противника. Так бывает, если мы воюем на открытой местности с превосходящими силами врага, а напарники уже приказали долго жить. В этом случае необходимы умения, которыми можно действовать неприятелю на нервы. Это «Дешифровка», полезная в борьбе против всяческих механизмов, «Поглощающее поле», «Разведчик» и «Бросок».

И, наконец, таланты, продлевающие действие предыдущих двух типов. К этому типу относятся «Обучение спектров» и «Страж».

Случай из практики: ради эксперимента я пробовал проходить игру, пользуясь только оружием и только техно-биотическими умениями. Оружие проявило себя выше всяческих похвал: даже если герой умеет пользоваться лишь пистолетом, урона, который он будет наносить, сполна хватит для умерщвления неугодных. Использование же только дополнительных умений делает прохождение практически нереальным уже на тяжелом уровне.

В отдельную группу талантов можно выделить «Обаяние», «Устрашение» и «Дешифровку». Улучшать их эффект надо, но ни в коем случае не всех одновременно. Не нужно делать обаятельного жлоба! Вместо этого определитесь, какую из первых двух веток вы хотите использовать — от этого будет зависеть только репутация героя, которая мало на что влияет. Зато на многое могут повлиять сэкономленные очки опыта. Дешифровку я советую изучать, так как взламываемые приборы нередко содержат ценные предметы и даже дополнительные квесты. Но есть важный нюанс: развивать этот талант нужно только одному члену команды, которого можно будет водить с собой в места, где ему найдется работа.

Опытный эксперимент

Интересно, что за одни и те же действия в игре мы можем получить разное количество опыта. Конечно, право самого игрока решать, нужен ли ему дополнительный опыт! Но мы ведь исходим из максимально экономного прохождения. Нет, мы не жадные, нам просто хочется всего побольше! А для этого необходимо вспомнить, из чего же, из чего же получается наш опыт.

Во-первых, очки опыта нам дает выполнение заданий, сюжетных и побочных. Повлиять на получение такого опыта мы не сможем, надо просто выполнять все встречающиеся задания.

Во-вторых, опыт мы получаем во время разговора. Для этого желательно пользоваться разговорными навыками. В некоторых квестах количество опыта может отличаться в десять раз!.. Например, на 8 уровне, решив проблему Ханара-проповедника и офицера СБЦ в Цитадели с помощью обаяния или устрашения, мы получим 161 единицу опыта. Мы также можем решить этот вопрос, купив Ханару разрешение вести проповеди на территории Совета Безопасности. Тогда обе стороны останутся довольны, но опыта мы получим... всего 16 единиц. Где, спрашивается, справедливость? Наш внутренний манчкин в печали...

В-третьих, Шепард получает опыт, просто изучая мир и получая какую-то информацию. Места, дающие «легкий» опыт, встречаются в Цитадели и на «Нормандии». Например, на звездолете мы можем изучить базы данных, элементы оборудования корабля и даже просто вид из иллюминатора. В Цитадели же есть компьютеры, которые можно взламывать, а также прекрасный вид на жилую часть, во время обзора которого у Шепарда с командой завяжется довольно интересный разговор о месте человечества во вселенной.

В этой самой вселенной тоже есть места, которые Шепард может изучить. На несюжетных планетах это различные заброшенные базы, разбившиеся зонды, всевозможные следы предшественников Шепарда, древние памятники протеанской культуры, те же компьютерные базы данных в лабораториях. С одной такой планеты, «прочесав» ее вдоль и поперек, можно выручить от 50 до 500 опыта на десятом уровне. На двадцатом число может достигать тысячи! Что касается сюжетных планет, то тут разнообразия куда меньше: на них изучению подлежат только... компьютерные терминалы.

Один из игровых диалогов, когда выбор варианта ответа не влияет абсолютно ни на что.

Только что наш корабль совершил очередной межпространственный скачок. Это значит, что впереди — очередное приключение!

Это интересно: на планете Терум, куда мы прилетаем, чтобы найти Лиару Т’Сони, важная информация, а вместе с ней и опыт, сами прилетают к нам, даже если мы этого не хотим. Вскоре после высадки над «Мако» пролетит огромный космический корабль гетов. Все 15 секунд, в течение которых он будет пролетать над головой, вы можете провести, отвернувши камеру вниз или вбок, так и не увидев корабль и не осознав всей грандиозности момента. Но настырные 48 (на 20 уровне) единиц опыта мы все равно получим!


И наконец, в-четвертых, опыт можно получить, убивая врагов. Причем количество начисляемых очков может сильно отличаться. Здесь в игру вступают три фактора.

    Уровень героя. Чем он выше, тем больше дают опыта. Так, например, за гета-ракетчика на 10-м уровне мы получаем 23 очка, а на 20-м — 48. Единственный вариант что-то из этого извлечь — повысить свой уровень разговорными заданиями, а уже потом идти воевать.

    Как было совершено убийство — на «Мако» или пешком. Многие, наверное, замечали, что за убийство на вездеходе «Мако» игрок получает меньше опыта, чем без него, но мало кто осознавал весь ужас ситуации! Добитый пушкой «Мако» враг раскошеливается на сумму очков опыта ровно в 2,5 раза меньшую , чем если его смерть пришла от «ручного» оружия Шепарда. Например, турель гетов, которую расстрелял «Мако», на 10-м уровне дает 69 опыта, а гет-штурмовик — 23. Показатели для этих же противников, но при условии, что они убиты Шепардом (допустим, из штурмовой винтовки) — 172 и 57 соответственно. Но, поскольку и времени «пешее» убийство занимает больше, вам решать, что дороже.

    Сколько противников вы убили подряд. Когда-нибудь замечали, что во время яростного сражения сразу с несколькими врагами уровень повышается чаще, чем если этих же противников убивать по очереди? Если не замечали, то, скорее всего, ваше постоянное оружие — дробовик или снайперская винтовка. Тут и проявляется неоценимое преимущество штурмовой винтовки — с помощью нее можно получать больше опыта именно таким способом. Сказывается меньший перегрев. Убили несколько врагов без паузы на остывание — нам засчитывается серия убийств . В итоге каждый следующий убитый, начиная с третьего, дает в 1,3 раза больше очков опыта, чем предыдущий. К примеру, убили Джаггернаута первым — получили 362 очка опыта. Убили четвертым — он выпишет уже 602 очка.

Победить «Колосса» без «Мако» сложно. Но можно, как подсказывает мне рукоять снайперской винтовки.

Это важно: подобная особенность наводит на мысль об убийстве сначала самых слабых противников. Ведь даже будучи четвертыми или пятыми в серии, они принесут заметно меньше опыта, чем более «толстые» оппоненты.

Учтите, что серия убийств получается только в том случае, если оружие, из которого они были совершены, не успело ни перегреться, ни остыть. Но на самом деле ничего сложного здесь нет: надо просто следить за своим оружием. Чтобы оно не перегревалось, нужно, стреляя, использовать не всю обойму. А чтобы не остывало до конца — просто стрелять, когда красная линия предпринимает попытку доползти до начала шкалы нагрева. Причем стрелять можно и просто в стену! Правда, если с момента последнего попадания по врагу пройдет слишком много времени, подобная стрельба «в молоко» уже не будет засчитана.

Это важно: если напарники убили кого-то самостоятельно, опыта вы получите столько же, как если бы его убили вы. Более того, такое убийство считается частью серии, что для нас, жадных Шепардов, очень важно.

Тактика «универсал»

А теперь давайте посмотрим на Mass Effect как на боевик. Местная тактика сражений пусть и не может похвастаться какими-то запредельными возможностями, но все же и игнорировать ее не нужно. Хотя бы потому, что искусственный интеллект позволяет своим подопечным довольно грамотно прятаться, менять укрытия, старательно заходить с разных сторон. Причем враги действуют в команде и не подставляют друг друга под огонь. Нам же придется давать достойный отпор этому явлению.

Поля сражений в Mass Effect

Mass Effect не отличается разнообразием ландшафта, предусмотренного для выяснений отношений между Шепардом и его противниками. Но, поскольку каждый из видов имеет какие-то особенности, имеет смысл разобрать, в каких же условиях нам придется сражаться.

    Открытое пространство. Ландшафт без искусственных укрытий, на котором нам обычно позволяют воевать на универсальном вездеходе. Но жажда острых ощущений и дополнительного опыта может заставить нас слезть с него и отправиться воевать на своих двоих.

    Бункер. Немалого размера зал с одним входом, заставленный искусственными препятствиями, обычно ящиками размером с человека и выше. Встречается на любой квестовой планете, иногда на космических кораблях.

    Тоннель. Узкий линейный, иногда замыкающийся в себе коридор с расставленными тут и там препятствиями-укрытиями. Попадается почему-то только на «сюжетных» планетах — на Иден Прайм, Феросе, Новерии, в Цитадели.

    Смешанный тип. Бывает, что пространство открытое, но по нему расставлены различные укрытия. Или пространство без укрытий, но маленькое и абсолютно линейное. Тактика на этом типе ландшафта до безобразия проста: если есть укрытие, прятаться за него, если нет — по возможности выманивать противников из комнаты и в обоих случаях стрелять до посинения.

Если с другом вышел в поле...

Этот диалог с хаском явно не предвещает ничего хорошего. Вам это подтвердят и Эшли, и Кайден. Если, конечно, до них дойдет дело.

Открытое пространство нам встречается редко. Но если мы решили сэкономить очки опыта и воевать без «Мако», используя его только как средство передвижения, то нам придется воевать на Теруме, Новерии, Вирмайре и Илосе без укрытий.

Что же делать в чистом поле? В первую очередь — оглядеться. Если спрятаться негде, сразу прикидываем количество и качество противников, а также расстояние до них. Если перед вами обычные геты, солдаты или штурмовики, можно смело сокращать расстояние, обстреливая их со всех возможных позиций. Наличие среди них ракетчика осложняет ситуацию — за ним придется следить отдельно, дабы не упустить из вида ракету.

Если путь вам преграждает шагающий танк гетов , то дела примут более серьезный оборот. Сближаться с ними стоит только Шепарду, не владеющему дальнобойным оружием. Чем ближе эти противники, тем стремительнее придется носиться вокруг них, уворачиваясь от летящих снарядов. Зато маленькое расстояние позволяет использовать различные умения, которыми нужно забрасывать механизмы при первой возможности! Здесь подойдут любые технические навыки, наносящие урон. Также желательно увеличивать урон, наносимый оружием Шепарда. В улучшении брони тут смысла нет, поскольку всего один пропущенный выстрел от «Колосса» может стать для вас последним.

Но кто бы ни вышел против вас, обстреливать нужно в первую очередь тех, кто сам хочет сблизиться с вами: обычно это разрушители , вражеские кроганы и джаггернауты , сражающиеся в ближнем бою гораздо лучше, чем мы.

Также нашими оппонентами могут стать рахни и хаски . С последними все просто: отстреливаем. В битве же с рахни используем уже знакомый по войне с гетами принцип: если с нами желает сблизиться какой-либо индивид, значит, на то у него есть серьезные основания. Следовательно, в первую очередь бьем именно его. Ломка сценария! Какие таланты использовать в данном случае? Логично, что задерживающие, обездвиживающие, отталкивающие.

Темнота в конце тоннеля

Здесь особых сложностей нет, но пару слов сказать стоит. Прячемся за ближайшее укрытие и стреляем, если стреляют по нам. Если же к нам бегут, лучше, наоборот, обеспечить себе как можно больше открытого пространства для маневров, отойдя подальше от укрытий, и стрелять. В нашем распоряжении таланты, усиливающие оружие, и умения, хоть как-то приостанавливающие напор противника.

Если же тоннель замкнут и представляет собой круг, либо стоим на входе, если есть такая возможность, либо, направив напарников в тыл, выбираем одно из направлений и продвигаемся по нему. Таланты используем какие душе угодно, но только если на это хватает времени.

Бункер

Что делать в помещении, доверху наполненном всевозможными укрытиями? Конечно же, использовать их по полной программе! Но торопиться здесь не стоит — важно, чтобы укрытие защищало Шепарда именно с той стороны, откуда может прийти коварный враг. Если вы не уверены, лучше всего прятаться за пределами помещения, выманивая противников всеми возможными средствами.

Поиграем в прятки с гетами

Иногда бывает так, что какой-нибудь трусливый гет, засевший за ящиком, не подпускает нас к себе, но и не выходит, боясь возмездия. Для того чтобы попросить его оттуда, у нас есть несколько способов, которые приводятся здесь в порядке убывания их эффективности.

    Умения. Это одна из редких ситуаций, когда они намного эффективнее оружия. Используя умения напарников или свои, можно мигом заставить врага сдаться на милость Альянса. Если он настолько хитер, что не оставляет высунутой из-за укрытия голову или ногу, нужно осторожно приближаться к нему, пока он не станет виден хотя бы чуть-чуть. И вот тогда можно использовать различные умения по вкусу, будь то «Бросок», «Подъем» или «Стазис», если в вашей команде присутствуют биотики, или «Саботаж» с «Поглощающим полем», если есть инженер.

    Геты очень любят играть в прятки. Этот — залез на верхотуру и ведет поиск. «Кто не спрятался, я не виноват», — так он думает.

    Напарники. Если ваши напарники еще не пали смертью храбрых в пылу боя, выманить противника из засады можно и с их помощью. Отбросим моральные терзания (все равно они бессмертны!) и подло пошлем своих послушных друзей прямо к досаждающему врагу, вынуждая его спешно искать другое укрытие. При должном стрелковом умении Шепарда найти новое укрытие ему не удастся. Другое дело, что такая ситуация обычна характерна для конца жаркой битвы, когда состав команды обычно уже успевает... несколько подсократиться. Поэтому этот вариант хорош, если вы умеете воскрешать павших солдат.

    Гранаты. В «Mass Effect» гранаты выполнены в виде небольших дисков, прилипающих к любому объекту и взрывающихся по нашему сигналу. Этот способ адекватен только если интерьер позволяет прикрепить гранату рядом с невидимым противником. Он не обрадуется ее активации и выскочит из укрытия.

    Штурм. Немудреный тактический прием, но он действует только если ваш Шепард хорошо владеет приемами рукопашного боя или дробовиком, а также обзавелся крепкой броней и стальными нервами. Стремительно забегаем в укрытие к уже надоевшему своими прятками врагу и начинаем бить из всех орудий, пока он не поднимет белый флаг!

Таланты при этом можно использовать разные, на любой вкус. Но главное — не пересолить блюдо: ведь некоторые из талантов отрицательно сказываются на точности оружия.

Учтите, что перечисленные во врезке способы работают только с гетами. Дело в том, что рахни, зомби и дроиды не имеют особенности прятаться в процессе битвы и обычно лезут напролом, не думая о последствиях.

А значит, с ними действует другая тактика. С рахни в таких условиях нам доведется повстречаться только два раза, и оба запомнятся надолго: разумные чудовища выпрыгивают из темных углов, как в заправских фильмах ужасов. Причем угроза от них исходит не меньшая, чем от «киношных» монстров, особенно если дать им пространство для маневров. Именно его в условиях закрытых помещений и надо в первую очередь устранять, борясь против рахни.

Посмотрите на это воодушевленное лицо! Еще бы, ведь сообщение, которое он получил, предвещает долгожданное возвращение домой. Знал бы он, что ему предстоит на Цитадели...

Как этого достичь? Во-первых, не давать им появляться перед вами по несколько штук за раз. Если видите одинокого воина-рахни, не пытайтесь с ним сближаться, иначе на его место придут и другие — лучше обстреляйте издалека.

Во-вторых, идти лучше вдоль стенки так, чтобы оставалось как можно меньше неохваченных взглядом направлений. Когда в пределах видимости появляются несколько рахни, нужно каждый раз вставать за укрытие так, чтобы вас видел только один из них. В-третьих, важно правильно управлять партнерами. Пусть оба прикрывают вас с тыла и ни в коем случае не лезут вперед, поднимая ото сна все новых и новых особей.

Против живых существ, как известно, лучше всего действуют биотические умения. Поэтому на битвы с рахни берите с собой хотя бы одного биотика, а сами, чтобы не тратить время попусту, используйте умения, усиливающие оружие и броню. Остальные не слишком эффективны против нескольких рахни сразу.

То же самое можно сказать и про зомби (хаски). Их много, они прут напролом, и тут пригодятся таланты, не наносящие урон по одному врагу, а обездвиживающие. Также помогут усиленные гранаты, дробовик и штурмовая винтовка. Очень важно не подпускать зомби к себе, поскольку биотические навыки ближнего боя у них развиты на зависть любому Шепарду.

Дроиды еще глупее, чем хаски. Говорят, что выманивать их трудно, но у меня почему-то всегда получалось наоборот. Захожу и тут же выхожу из помещения — и вот уже на выходе стоит толпа этих бездумных механизмов; они, стыдливо переступая с ноги на ногу, толкаются друг с другом за право быть первым пристреленным из снайперской винтовки. Если такое оружие Шепард не носит, подойдут и любые технические умения. Если же нет вообще ничего, вы перестреляете дроидов даже из пистолета: главное — случайно не поймать шальную ракету.

По одежке протягивай ножки

Еще одна составляющая сильного Шепарда — его снаряжение. Для того чтобы не протянуть ножки, капитану нужно хорошо одеваться, иметь при себе приличный выбор улучшений оружия и боеприпасов, а также гранаты и унигель.

Проблема лишь в том, что выбор предлагаемых нам товаров в разные моменты прохождения различается довольно сильно и вопрос, что взять, возникает на всех этапах большого космического пути. Поэтому давайте еще раз пройдем путь спасителя вселенной и поглядим, что предлагают нам всевозможные торговцы на основных сюжетных планетах и у каких из них стоит стать постоянным клиентом.

Цитадель и «Нормандия»

Цитадель — наш второй дом после «Нормандии», и неудивительно, что она изобилует различными торговцами. Но дело в том, что товар, который они предлагают, в начале игры слишком дорог, а в середине и конце не продается, и его можно только добыть на сюжетных планетах.

Да, широка вселенная. Но за время игры доведется побывать и в местах, до боли знакомых. Синий шар в правом углу — наша с вами Земля.

По ассортименту товаров несложно определить личность торговца. Раз тут есть снайперская винтовка «Гарпун», значит, интендант с «Нормандии».

Самые простые и доступные товары и в далеком будущем находятся на рынках, верхнем и нижнем. На верхнем нас обслужит торговец-волус Экспат , на нижнем — саларианец Морлан . Первый хорош броней для людей, второй — для инопланетян, плюс у него можно улучшить панацелин.

Оружие, которое они предлагают, не отличается какими-то выдающимися характеристиками, и, учитывая проблему с деньгами в начале игры, вряд ли есть смысл что-то брать. Даже если деньги и найдутся, можно посоветовать купить только штурмовую винтовку «Хищник», из снайперских — «Молот», пистолет «Лезвие» или «Страйкер», дробовик «Ураган» или «Огненная буря». Бронежилет для инопланетян нам пока не нужен, поскольку он тут слишком примитивен, а для людей можно взять «Дуэлянт» или «Скорпион». Последний, защищая от всех возможных видов урона, будет актуален и впоследствии, но уже с учетом его уровня.

Не отличается особым выбором и продукция ханарского магазина в финансовом квартале. Предметы на продажу тут те же, могут быть разве что небольшие вариации брони для инопланетян. А вот интендант в СБЦ радует специализированным оружием для «Спектров», хотя радость быстро улетучивается при взгляде на цену. Для начала игры это непозволительная роскошь. В остальном интендант может предложить некоторые улучшения и боеприпасы.

На заметку: узнав, что его скромный оружейный магазин посетил представитель «Спектра», интендант тут же меняется в лице и сообщает, что предоставит Шепарду доступ к самым редким товарам , которые только есть на Цитадели. Как бы не так: единственное, чем лучше эти товары, — это их количество. Но если все предлагаемое можно найти и в других местах, какие же они тогда редкие?

Доктор Мишель отличается от всех остальных торговцев специализацией своего товара. Она продает улучшение «медицинский интерфейс к броне», влияющее на регенерацию здоровья. Брать надо обязательно!

Также у всех торговцев на Цитадели нужно покупать лицензии, увеличивающие выбор товаров у интенданта на «Нормандии», и улучшения гранат и панацелина. После прохождения планеты Вирмайр у него в продаже появляется лучшая на данный момент снайперская винтовка «Гарпун», которая даже более хороша, чем винтовка «Спектра». Посетив одну из сюжетных планет, мы обнаружим, что ханар и интендант СБЦ могут предложить кое-что новенькое. Из штурмовых винтовок лучшим выбором станет «Цунами», из снайперских — «Нагината», а лучший пистолет теперь — марки «Стингер». И только дробовики остаются те же, что и раньше.


Но, как уже говорилось, самое лучшее оружие мы не покупаем, а находим. Поэтому не пренебрегайте копанием во всех встречных шкафах и мусорных баках (особенно это касается Вирмайра). Рано или поздно мы наткнемся на оружие, произведенное российской компанией «Розенков Материалс»! Будучи лучше всего, что нам предлагают в игре, в том числе и оружия, предназначенного для агентов «Спектра», штурмовая винтовка «Ковалев», дробовик «Соколов» и снайперская винтовка «Волков» в компании с пистолетом «Скандалист» останутся с нами уже до конца и явятся неотъемлемой составляющей нашего спасения вселенной.

Ассортимент же брони не так велик, и поэтому вопрос, какую выбрать, фактически не стоит: определить лучшую можно просто на глаз.

Большой винтовке — большая пуля!

В течение игры нам дается возможность улучшить производительность всех компонентов снаряжения: это оружие и боеприпасы к нему, броня, инструменты для биотиков и техников и гранаты. В разных ситуациях эти улучшения могут проявиться по-разному.

Улучшения и патроны

Если ваш Шепард солдат, обязательно водите с собой на задания хотя бы одного инженера.

Все улучшение оружия, так же как и его боеприпасов, можно поделить на две категории. Самой важной считается небольшая группа улучшений , повышающих урон оружия или удлиняющих его эффект . Использовать их можно часто, в особенности если мы знаем, какие конкретно противники стоят на пути. Например, разрывные патроны, как и вольфрамовые с бронебойными, хорошо работают против органических и синтетических противников, а полониевые, наносящие отравляющий эффект, пригодятся против тех, кто любит прятаться. Есть и не очень полезные улучшения. Например, рельса и удлиненные рельсы, зажигательные боеприпасы, а также «Снежная буря» и «Инферно».

Но все-таки есть ситуации, когда предпочтительнее самая большая группа — улучшения и боеприпасы, придающие дополнительные эффекты собственному оружию . Причем эффект здесь может быть больше, чем от первой группы, но он жестко привязан к конкретным условиям и конкретному оружию. Например, нет ничего лучше, чем применение мощных тепловыделяющих фугасных патронов вместе с радиатором, снижающим время перегрева до минимума.

Есть улучшения и без минусов: кинетическая катушка с кинетическим стабилизатором (хороши к дробовику и снайперской винтовке), антифракционные материалы и боевая оптика, заменяющая и боевые сканеры, и улучшенный прицел. Отличные боеприпасы в этой группе — радиоактивные и «Молот».

Остальные же имеют как плюсы, так и минусы. Лучшие из таковых: «Кувалда» для штурмовых винтовок, и те же фугасные патроны для дробовиков.

Броня

Хорошая броня должна быть не только надежной и удобной, но и внушать уважение одним лишь видом!

Вариантов улучшения брони не очень много, и она вся очень неплоха. Но оптимальных вариантов тут нет — все они походят к разным ситуациям и, что самое важное, разным стилям прохождения игры.

Другое дело, что стилей таких немного, по сути их всего два. Если вы прилежно используете предусмотренные укрытия и, высовываясь, стреляете, когда восстановилась линия жизни, ваш выбор — регенерационные улучшения: «Медицинский интерфейс» или «Интерфейс первой помощи»; здесь же «Модулятор щита», а лучше даже «Активная ткань» или «Регенератор щитов».

Если же по древней привычке, выработанной боевиками, вы предпочитаете хаотичные перемещения по открытому пространству, то для вас важно получать меньше урона, пусть и без возможности быстрого восстановления. Тогда пользуйтесь «Экзоскелетом», если его нет под рукой — «Усиленными пластинами» и «Антитоксичными уплотнителями», «Амортизаторами» и «Батареей для щитов», а также «Усиленной тканью» или «Кинетическим буфером».

Любите рукопашный бой? Тогда носите «Моторизированные суставы», единственное улучшение в игре, влияющее на урон, наносимый при близком контакте. Био- и уни-инструменты, так же как и улучшения для гранат, хороши все. Их выбор зависит исключительно от вкуса вашего Шепарда.



Конец игры — это еще не конец!

И вот наш герой, вооруженный до зубов, неуязвимый, как агент Смит, закованный в самую прочную сталь и предельно развитый, стоит на переднем плане и гордо смотрит вдаль. Позади, за широкой спиной — спасенная вселенная, впереди — безбедное капитанское будущее, немного омраченное лишь далекой перспективой новой встречи с Пожинателями. Но вряд ли она произойдет в ближайшие два года, и возникает вопрос: что делать все это время? Ответ: играйте еще, благо возможности Mass Effect располагают к повторному прохождению. Играйте и экспериментируйте: поднимите уровень сложности, пробуйте разные классы и различные варианты решения квестовых задач, ищите оптимальное прохождение. А мы в свою очередь надеемся, что наши советы помогут вам в очередной раз спасти разумные расы от злобных древних машин.

В жизни каждого космического капитана рано или поздно наступает момент, когда хочется простой и по возможности человеческой ласки. Любовь среди звезд — что может быть романтичнее в непростое время, когда всюду шныряют, размахивая железными тентаклями, жнецы! Но как разобраться в хитросплетениях галактических романов? Как безошибочно найти путь к сердцу или сердцам соратников? Тут не обойтись без всеобъемлющего справочника. И он - перед вами.

По сравнению с предыдущими играми серии, в Mass Effect 3 любовные приключения капитана Шепарда одновременно и упростились, и усложнились. С одной стороны, ушли в прошлое сцены ревности, а объектов для приложения капитанской харизмы стало больше - теперь крутить амуры можно не только со спутниками, но и с бывшими спутниками, и с «небоевым» составом экипажа «Нормандии». С другой стороны, роман с некоторыми персонажами можно завалить из-за невнимательности, и далеко не все интрижки заканчиваются хоть сколь-нибудь постельной сценой.

«У меня от тебя щупальца дыбом!»

Кроме того, в ассортименте «половинок» наблюдается загадочный дисбаланс, обидный для играющих женщин. Смотрите сами: для Шепарда-мужчины открыты все пути - он может выбирать из пяти женщин, одной азари и одной кварианки (с некоторой натяжкой - те же земные женщины). Шепарду-гею, правда, сложнее - для него припасен лишь один надежный приятель, водитель десантного бота Стив Кортеc. Есть, правда, еще и бисексуальный Кайден - но лишь в том случае, если он не погиб в первой части.

К СВЕДЕНИЮ: этот самый Стив Кортеc - единственный сюжетный NPC из команды «Нормандии», которому художники поленились нарисовать собственное лицо. Зато не поленились нарисовать слезы.

Джеймс Вега, как тот хомячок, «никого не любит».

Но проблемы мужественных Шепардов любой ориентации бледнеют по сравнению с раскладом для женщины-Шепарда. Для нее припасен всего один (один!) мужчина-человек, да и то если он выжил по сюжету первого Mass Effect. Я говорю про Кайдена Аленко, которому разработчики зачем-то сменили лицо. Дальше начинается паноптикум. Можно возобновить отношения с пришельцами - относительно человекообразным, но очень больным Тейном Криосом, либо обаятельным, но насекомовидным Гаррусом. Правда, пришельцы эти тоже просто так не дадутся - они начнут отвечать на ухаживания, только если Шепард уже клеила их во второй части Mass Effect. К тому же по причине нездоровья Тейна встречи с ним даже не считаются за роман.

Самое обидное для женщин то, что на корабле есть новый симпатичный парень, душа компании, спортсмен - Джеймс Вега. Он гетеросексуален, остроумен и даже способен на флирт. Но - никаких романов! Игроки даже устроили набег на форум BioWare с петицией приделать Веге хоть какой-то интерес хоть к какому-то полу. Быть может, разработчики решили таким необычным способом предупредить играющую публику о вреде анаболических стероидов?

Некуда Шепарду-женщине податься, кроме как кинуться в объятья подруг.

Вот и получается, что мужик на борту в лучшем случае один. Зато женщин, готовых пренебречь условностями и предаться буйству однополых отношений, - целых две, не считая азари. Такая вот дискриминация.

К СВЕДЕНИЮ: во второй части игры неплохим вариантом для гетеросексуальной женщины-командора был негр Джейкоб Тейлор. Но разработчики и тут подложили женщинам пыжака: Джейкоб, единственный из всех бывших спутников, завел семью ! Ну что ты будешь делать!

Ну а теперь пришла пора перечислить всех тех, с кем Шепард может построить свою любовь. Итак, открываем досье - по алфавиту.

Гаррус Вакариан

Пол капитана: женский

Новый роман: нет

Хватит уже Гаррусу заниматься бесконечными калибровками.

Гаррус, старина Гаррус, «жвало со шрамом». Этот храбрый турианец был в команде «Нормандии» во всех трех играх и не раз попадал в рейтинги лучших персонажей видеоигр. Но поцеловать его в шрам будет непросто - для этого необходимо сразу два условия: женский пол капитана и роман с Гаррусом же во второй части. Начать с ним новый роман не получится, если в Mass Effect 2 капитан с ним всего лишь дружила.

Если же во второй части у него все-таки был роман с Шепард, проблем с его возобновлением не возникнет. Надо лишь после «палавенской» миссии найти турианца в торпедном отсеке, отвлечь от калибровки и подтвердить отношения, скрепив их поцелуем прямо в шрамированные жвалы.

После того как будет выполнено задание на Тучанке, связанное с генофагом, Гаррус в разговоре предложит встретиться на Цитадели. Он будет ждать Шепард перед лифтом в доках - и предложит отправиться в безумное путешествие в запретные области Цитадели. Там у командора появится возможность признаться Гаррусу в любви, а у игрока - увидеть редкое зрелище в этой части галактики: смущенного турианца.

Главное - закрыть глаза.

К СВЕДЕНИЮ: если романтических отношений с Гаррусом у командора нет, если все ограничивается дружбой, безумное путешествие все равно состоится - но всёограничится «братской» частью развлечений.

Главная романтическая сцена произойдет автоматически - как только «Нормандия» направится к базе «Цербера». Но спокойствие, только спокойствие - все будет в рамках приличия. Снимать свою броню турианец не станет.

Разработчики, сами понимая, что связь между человеком и турианцем - штука странная даже по меркам вселенной Mass Effect, положили в игру пару связанных с этими вопросами шуточек. Даже в печальной и красивой сцене прощания перед финальным сражением на Земле Гаррус не удержится от вопроса: «Интересно, как будут выглядеть человеческо-турианские детеныши?» - на что Шепард ответит резонно: «Вряд ли законы биологии пойдут нам навстречу».

Однако одна из самых веселых сцен в Mass Effect 3 встретится лишь игроку, который не заводил романы ни с Гаррусом, ни с Тали. Забегайте почаще в торпедный отсек, и вы можете стать свидетелем комичной любовной сцены с этими двоими. Смущенные оправдания застуканных «на горячем» турианца и кварианки однозначно стоит послушать.

Джек

Пол капитана: мужской

Новый роман: нет

Сразу видно - Джек соскучилась.

Субъект «Зеро», или попросту Джек, была очень необычным и ярким персонажем в Mass Effect 2. К сожалению, ее роль в третьей части лишь эпизодическая, и роман (точнее, намеки на него) случится у Джек лишь с капитаном мужского пола, да и то лишь с тем, кто завоевал ее в предыдущей игре.

Встреча с субъектом «Зеро» произойдет в Гриссомской академии. Джек все сделает сама - игроку останется лишь выбирать нужные ответы и вовремя реагировать на «моменты перехвата», нажимая правую клавишу мыши. Не забудьте поцеловать Джек в десантном боте, когда речь зайдет о ее татуировках.

Увы, Джек не покинет должность преподавателя, так что на корабль к нам она не попадет. Кульминацией романа станет лишь встреча в клубе «Чистилище» и совместный танец. Перед сражением с Призраком девушка, естественно, не придет (ее нет на корабле), поэтому встреча в баре станет последней. Уже на Земле, в пылающем Лондоне, с Джек можно будет попрощаться по голографической связи.

Немного спойлеров, нажмите, чтобы прочесть

Джек в своем репертуаре: при встрече она смачно заедет Шепарду по челюсти «за то, что ушел», а в прощальной беседе по голографической связи потребует от капитана остаться в живых, «потому что мне же нужно будет с кем-то переспать».

Диана Аллерс

Пол капитана: мужской и женский

Новый роман: да

Так, как насчет «эксклюзива»?

Вы наверняка помните надоедливую журналистку Калиссу и ее специфические интервью из первых двух частей. В Mass Effect 3 разработчики решили влить в космическую журналистику новую кровь, и теперь нас достает вопросами еще и Диана Аллерс, ведущая репортажа «Космическая война». При первом же визите на Цитадель она попробует напроситься на «Нормандию» и, если Шепард пустит журналистку на борт, обоснуется на инженерной палубе.

К СВЕДЕНИЮ: при желании ее можно выгнать при повторном посещении Цитадели.

Диана Аллерс - персонаж небоевой, но разговаривать с ней интересно, и осмысленно наведываться к ней после каждой важной миссии. В один прекрасный момент журналистка потребует интервью в капитанской каюте - тут уж не зевайте: ответьте на заигрывания. Но не ждите результата сразу - на «эксклюзив» Диана согласится только на втором интервью, если Шепард (любого пола) пообещает молчать.

К прискорбию, на подобающую любовную сцену можно не рассчитывать - тут господа создатели пожадничали.

К СВЕДЕНИЮ: тайную встречу с Дианой Аллерс едва ли можно считать полноценным романом, так что она не помешает Шепарду параллельно строить серьезные отношения с кем-то еще.

Кайден Аленко

Пол капитана: мужской и женский

Новый роман: да

Все-таки что-то в нем осталось от старого доброго Кайдена.

Из всех «любвеобильных» персонажей Mass Effect 3 именно Кайден Аленко вызвал больше всего споров. Игрокам в нем не понравилось много чего. Например, его пластическая операция - у нас тут, чай, не сериалы, чтобы была необходимость менять актеров.

Многих покоробила внезапная бисексуальность Аленко - в первой части Mass Effect такого за ним не водилось. Разработчики даже не потрудились объяснить, с чего бы это закаленного бойца вдруг потянуло на фиванские развлечения. Но больше всего эмоций вызвала сцена на Цитадели, в которой Кайден пытается кадрить командора. Если учесть, что раньше Аленко демонстрировал только гетеросексуальное поведение, подобные внезапные, ничем не мотивированные подкаты вызвали, мягко говоря, неловкость. Игроки даже слегка взбунтовались на форумах BioWare.

Выяснилось, что проблема была в не до конца продуманной системе ухаживаний: игровая механика (а с ней и Кайден) воспринимали бутылку виски - невинный подарок лежащему в больнице Кайдену - как сигнал к ухаживанию. И на этом месте в Аленко просыпались внезапные чувства к дарителю - не важно, какого пола.

«Уже утро?»

Собственно, на этом можно закончить разговор о том, как пробудить в Кайдене любовь - не важно, новую или старую, к женщине или мужчине. Купите больному виски в местном магазинчике, и свидание в Общине Президиума гарантировано. А уж что говорить там - разберетесь.

Любовная сцена с Аленко перед походом на «Цербер» в игре присутствует - притом весьма откровенная. Лондонскому прощанию разработчики тоже уделили немало внимания.

Лиара Т’Сони

Пол капитана: мужской и женский

Новый роман: да

Шепард снова задумался об особенностях физиологии азари.

Красавица Лиара, бисексуальная азари, была первым кандидатом на роман в Mass Effect. Отношения можно возобновить - в самом начале, когда вы найдете ее на Марсе. При этом выбор делается сразу, как только Лиара спрашивает: «У вас с Тали все было серьезно или так?» Не забудьте вызвать Лиару в капитанскую каюту, когда она предложит рассказать о своем новом проекте. Что делать дальше - природа подскажет. После этого останется лишь встречаться с Лиарой в Общинах и страстными поцелуями скреплять любовь.

Сцена перед штурмом базы Призрака - одна из самых чувственных в игре. Имидж «распущенных азари» разработчики стараются поддерживать всеми силами

Немного спойлеров, нажмите, чтобы прочесть

В игровых сценах есть забавный диалог, в котором Джокер пытается выяснить у Лиары, двигаются ли у азари головные щупальца. Оказывается, это не полноценные «тентакли», а лишь жесткие роговые наросты, которые можно чуть-чуть покачивать, но не более.

А жаль. Применение им нашлось бы.

Миранда Лоусон

Пол капитана: мужской

Новый роман: нет

На Шепарда у Миранды будет очень немного времени - всё дела, дела.

Миранда Лоусон в Mass Effect 2 была «представителем Призрака» на корабле «Нормандия». В последней части трилогии роль у нее эпизодическая - к тому же некое подобие романа доступно лишь тем, кто встречался с ней в предыдущей игре.

Начнется все с электронной почты, в которой Миранда пригласит Шепарда встретиться в доках и поговорить. Подтвердите, что она все еще входит в планы командора, и наградой станет скромный поцелуй.

В разговоре с Лиарой через терминал «Спектров» предупредите ее о Кае Ленге, и тогда она назначит вторую встречу на квартире в Общинах - опять по электронной почте. Сначала вы поговорите о делах - потом у Шепарда будет возможность скомандовать: «В койку!»

Если романа с Мирандой у Шепарда не было, встречаться с ней все равно нужно. И вот почему...

Немного спойлеров, нажмите, чтобы прочесть

Спасти Миранду от гибели в финальной сцене на планете Горизонт нелегко. Нужно иметь с ней хорошие отношения в Mass Effect 2 и, если у вас были взаимные чувства, ни в коем случае с ней не разрывать. С Мирандой обязательно нужно пересечься на Цитадели до атаки «Цербера», и, узнав о Кае Ленге со своего терминала, предупредить Миранду через комнату «Спектров». Когда она попросит ресурсы Альянса - дайте их. Наконец, в сцене с отцом Миранды не забудьте использовать прерывание - не важно, «хорошее» или «плохое».

Любовной сцены как таковой в отношениях с Мирандой нет - художники поленились тратить краски на бывшую девушку Шепарда.

Саманта Трейнор

Пол капитана: женский

Новый роман: да

Для Шепарда-мужчины у Саманты - только шахматы.

Саманта Трейнор - наша секретарша. В игре она заменяет Келли Чемберс, которая по состоянию психического здоровья ушла с «Нормандии» и поселилась на Цитадели. Саманта симпатична, послушна, толкова - но при всем этом своеобразный роман с ней могут начать только Шепарды женского пола.

Сделать это легко. Надо лишь время от времени беседовать с Самантой, и тогда после «церберовской» миссии в Цитадели она расскажет о своем пристрастии к стратегическим играм и в письме предложит партию в шахматы. Пригласите ее в капитанскую каюту, и она тут же с намеком начнет расхваливать душевую. Предложите ей сходить под душ, а потом присоединяйтесь. Заодно и помоетесь.

К СВЕДЕНИЮ: как и в случае с Дианой, невинная интрижка с Самантой Трейнор не помешает капитану построить серьезные отношения с кем-то еще.

Немного спойлеров, нажмите, чтобы прочесть

В сцене с душем будет пара странностей. Саманта, например, останется в нижнем белье, а капитан шагнет под струю воды, не снимая мундира (или того, что она использует вместо оного).

Стив Кортез

Пол капитана: мужской

Новый роман: да

Стив Кортез рыдает о безвременно погибшем муже. А Шепард, кажется, начал что-то подозревать.

Эстебан «Стив» Кортез - еще один новый персонаж, и удачным я бы его не назвал. У него ничем не примечательное шаблонно-латиноамериканское лицо, он излишне слезлив, а роль его заключается лишь в эпизодических диалогах перед заданиями и после них (он - водитель десантного бота).

В общем, с геем на борту Шепарду однозначно не повезло. Зато Стив хотя бы тактичен, не пристает так агрессивно, как Кайден Аленко, и дает возможность командору осторожно съехать с темы.

Тем не менее, если у капитана «Нормандии» именно такие предпочтения, он должен навещать Кортеза в грузовом отсеке, вести с ним долгие беседы - а потом пересечься в лагере беженцев на Цитадели и окончательно разобраться в чувствах в баре «Чистилище».

Немного спойлеров, нажмите, чтобы прочесть

В начале миссии на Земле Стив может погибнуть вместе с десантным ботом. Чтобы этого не случилось, нужно с ним подружиться... или «подружиться».

Тали’Зора вас Норманди

Пол капитана: мужской

Новый роман: нет

Тали - самая загадочная и таинственная спутница Шепарда.

Кварианка Тали поддастся на ухаживания лишь тех капитанов, с кем она уже «объединяла среды скафандров» в Mass Effect 2. Вы встретите ее после миссии с дредноутом гетов и в разговоре сможете намекнуть на возобновление связи. Тали на этом месте засмущается и сошлется на занятость.

ЭТО ВАЖНО: учтите, что, если вы до встречи с Тали пообещаете руку и сердце кому-нибудь другому - например, той же Лиаре, - роман с кварианкой не состоится. При встрече она с ходу скажет: «Я счастлива за тебя» - и откажется быть больше, чем другом.

Следует помнить: разговор при встрече не означает, что вы вместе. Шепард должен отловить в почте письмо от Тали, позвать ее в каюту и там признаться в чувствах - только после этого будет считаться, что у вас новый роман.

Слева - оригинал с GettyImages, справа - портрет Тали.

До отправления на Раннок постарайтесь встретить Тали на Цитадели. После задания на родной кварианской планете, если исход будет благоприятным для кварианцев, Тали подарит нам свой портрет, любезно взятый художниками BioWare из фотобиблиотек. Чтобы получить портрет, навестите Тали в машинном отделении.

Увы, но и в кульминационной сцене перед «церберовским» заданием мы не увидим лица кварианки. Она даже не снимет противогаз.

ЭТО БАГ: если Тали, будучи возлюбленной Шепарда, погибает в ходе событий на Ранноке, она все равно может прийти в каюту капитана, чтобы поддержать его перед штурмом штаб-квартиры «Цербера». Так что в некотором смысле правило «пока смерть не разлучит нас» в Mass Effect 3 не действует.

Немного спойлеров, нажмите, чтобы прочесть

Не пропустите сцену в комнате отдыха (жилая палуба, налево от лифта) после атаки на штаб-квартиру «Цербера». Тали сидит в баре и старательно напивается через специальный механизм для ввода алкогольных жидкостей (люди называют его «соломинкой»). Беседа с вдрызг пьяной Тали очень забавна.

Эшли Уильямс

Пол капитана: мужской

Новый роман: да

Лицо Эшли разработчики тоже решили поменять, как и лицо Кайдена. А синяки появились уже потом.

Эшли Уильямс и Кайден Аленко - взаимоисключающие персонажи. В игре может быть только кто-то один - для тех, кто переносил файлы сохранения через всю трилогию, это зависит от решения, принятого в первой части.

Как и в случае с Аленко, роман с Эшли Уильямс начнется в госпитале, если подарить ей книгу стихов Теннисона, купленную в местном магазине. Второй важный разговор с Эшли можно завести после миссии на спутнике Палавена, а окончательно расставить точки над i поможет встреча в Общинах Президиума.

Немного спойлеров, нажмите, чтобы прочесть

Эшли Уильямс, как вы, возможно, помните, во второй части порвала с Шепардом и при встрече была очень агрессивна - обвинила его в работе на бесчеловечный «Цербер» и не стала выслушивать оправдания. В Mass Effect 3 она внезапно подобрела, и у разработчиков нашлось этому объяснение: агрессия Эшли в Mass Effect 2 была вызвана тем, что она боялась поверить в «чудесное» воскрешение капитана.

* * *

Теперь вы знаете все, чтобы успешно покорить любую женщину, любого мужчину и любого пришельца в этой части галактики. Ни одна журналистка и ни одна секретарша отныне не устоит перед обаянием Шепарда. Пришло время опробовать знания на практике! Новые победы и свершения ждут нас!

Размышления о том, как серия Mass Effect погружает игрока в свою вселенную и создает самую крепкую связь с персонажем видеоигры.

Когда в 2007 году вышла первая часть Mass Effect, игру воспринимали чуть ли не новым словом в жанре RPG. Критики восхваляли её и ставили высшие оценки. Со временем народный градус обожания падал. К финальной части серии, кажется, и вовсе стало модным ругать эту космооперу. Безусловно, любую из трёх частей Mass Effect можно пожурить: кто-то тычет пальцем в неудобный геймплей первого Mass Effect, другие жалуются на дыры в сюжете, третьи недовольны из-за финала. Не идеал, смирились.

Однако я (и хочется верить, что многие другие тоже) получил от трилогии уникальные ощущения. В первую очередь, чувство сопричастности игрока к происходящему и глубокую связь с главным героем - Шепардом. Bioware сумели создать уникальные условия, в которых стирается ментальная граница между игроком и управляемым персонажем. И для этого вовсе не нужно никакого VR.

Образы вселенной

Создание собственной команды героев - одна из характерных черт игр от BioWare. Со времён Baldur’s Gate студия сумела набить в этом руку, и в Mass Effect ваши союзники далеко не простые солдаты на скамейке запасных. Сейчас я говорю вовсе не о том, какие они глубокие и загадочные личности со своими скелетами в шкафах. В Mass Effect каждый персонаж - это частичка галактики.

Проще говоря, через своих сопартийцев игрок познает вселенную. Лиара Т’Сони, Урднот Рекс, Тали’Зора нар Райя - все они обобщённые характерные образы своих рас. В первой части Mass Effect мы ещё не видели ни планету азари, ни родной дом кроганов, ни космического флота кварианцев, но, общаясь с каждым из них, составили для себя образ мира, из которого они пришли. И чем больше общаешься с персонажем, тем более чёткой становится общая картина вселенной Mass Effect.

Экипаж «Нормандии»

Слушая истории Рекса после очередной миссии, наблюдая за его поведением и словами, невольно представляешь тот мир, в котором сейчас живут кроганы. Сама их раса - агрессивный народ, поддерживающий племенной строй, в котором каждый второй - солдат, а для учёных нет места. Поэтому, когда в Mass Effect 2 прилетаешь на Тучанку, уже не удивляешься такой серости и разрухе, ведь именно так себе её и представлял.

Другой пример: мы так и не увидели родной планеты турианцев - Палавен, однако, зная их внешний вид, нрав и обычаи, можем нарисовать в воображении, как выглядят их города. Небоскрёбы с торчащими заостренными плитами по бокам, узкие ромбовидные окна, всюду строгий дизайн, никаких ярких цветов и лишних деталей, всё на своём месте, всё максимально рационально.

Тучанка - родная планета кроганов, которую они сами разрушили

Такая система образов у BioWare работает исключительно в Mass Effect. В том же Dragon Age добиться этого не получится, потому что мир слишком мал для разнообразия, а образы городов гномов и лесных эльфов слишком заезжены, чтобы воображать нечто оригинальное. Поэтому персонажей здесь воспринимаешь больше как отдельно взятую личность, но никак не отражение целой нации.

Концепция огромной галактики позволила разработчикам BioWare придумать уникальные народы и вложить сконцентрированную идею каждого в членов экипажа «Нормандии». Фактически разработчики говорят: «Хочешь познать вселенную - иди общайся со своими товарищами». И вот ты снова стоишь перед Гаррусом или Лиарой и наслаждаешься этим общением, потому что в погоне за информацией о мире постепенно проникаешься симпатией к самим персонажам.

В Mass Effect 3 одна из миссий будет проходить на Менае - спутнике планеты Палавен. Однако на саму родину турианцев мы так и не попадём

Экипаж корабля

В RPG, в которых игроку позволяют самому выбрать союзников в команду, будь то проекты BioWare или Obsidian, это не просто выбор пешек - это своего рода создание зоны комфорта. Иногда подбор идёт в соответствии с выбранной тактикой и необходимыми умениями, но признаемся, Mass Effect никогда не был игрой про тактику.

В какой-то момент осознаёшь, что взамен рациональному выбору боевых навыков, берёшь с собой того, кто тебе просто больше нравится. У меня, к примеру, таким героем в Mass Effect 2 был Мордин Солус. Его умения были практически бесполезны для команды, но мне с ним было интересно. Всегда хотелось узнать, что он скажет и как отреагирует на ту или иную ситуацию.

В Mass Effect команду чаще создают, руководствуясь личной симпатией, нежели тактическими показателями

Когда человеку дают выбор, он ценит его намного больше, чем что-то навязанное. Да и сам факт выбора между героями заставляет игрока подсознательно признаться в симпатии к этим персонажам. Поэтому к своей команде в Mass Effect привязываешься очень быстро. И на протяжении всей серии игроку предоставляют подобные маленькие выборы, которые так или иначе повышают ценность персонажа в наших глазах. Яркий пример - решение судьбы Урднота Рекса в первой части Mass Effect. Игрок сохраняет жизнь крогану, значит, придает ей смысл и ценность, хотя сам этого может не осознавать.

Момент выбора судьбы Рекса в Mass Effect

На самом деле члены экипажа «Нормандии» раскрываются наиболее ярко и осмысленно только в финальной части серии. В Mass Effect 3 разработчики будто бы уравнивают персонажей вторых ролей с Шепардом. Раньше они следовали за главным героем, теперь они принимают собственные решения, которые тоже сказываются на будущем галактики. Мордин Солус жертвует собой не потому, что так сказал Шепард, а потому что это было его собственное решение. То же самое с историей гета Легиона.

Самопожертвование Мордина - один из самых драматичных моментов трилогии

Однако наиболее показательной (по крайней мере для меня) стала сцена флирта Гарруса и Тали. До этого момента Mass Effect как будто бы убеждал, что только я, игрок, имею право на романтические отношения, все любовные истории крутятся исключительно вокруг Шепарда. И вдруг, сначала Джокер начинает заигрывать с СУЗИ, а потом я наталкиваюсь на целующихся Гарруса и Тали, с которой не так давно у меня самого был роман. Неужели у всех остальных персонажей тоже есть любовные чувства? Хотите сказать, этот мир может жить и без меня? Ясное дело, что это лишь иллюзия жизни, но эта иллюзия отлично работает на эмоциональном уровне.

Шепард вас Нормандия

Но даже самая продуманная система персонажей не сработает, если игрок не ассоциирует себя главным героем.

У игровых разработчиков есть два основных способа, как связать игрока с персонажем. Первый - создать героя-пустышку, сосуд в который можно поместить игрока. Такие герои не говорят, не проявляют эмоций, без игрока они не существуют. По сути, реальный игрок просто замещает собой главного героя игры. Такой приём очень часто используется в RPG: серия The Elder Scrolls, Fallout, Pillars of Eternity, Divinity и другие. Считается, что такой пустой персонаж позволяет игроку быстрее поставить себя на его место и глубже погрузиться в мир игры.

В The Elder Scrolls игроки чаще всего создают по своему образу, тем самым заменяя героя собой

Другой путь - заставить игрока ассоциировать себя с уже готовым персонажем с определённым характером. Такой подход намного ближе к литературной или кинематографической подаче героя. Вместо того, чтобы закладывать в персонажа образ игрока, разработчик заставляет его проникнуться героем, сочувствовать ему, понимать его мысли и мотивы и сравнивать себя с ним. Из недавно вышедших RPG таким путём идет серия «Ведьмак».

В «Ведьмаке» игрок не создает героя, но из-за харизмы Геральта с ним всё равно хочется себя ассоциировать

Mass Effect сочетает в себе черты этих двух подходов. Давая игроку возможность создать персонажа, похожего на него, разработчики не лишают Шепарда своего собственного характера. Поэтому, в отличие от героев-сосудов, Шепард не теряет харизмы. Так возникает идея «Я - Шепард, но Шепард - не Я». Шепард дополняет образ игрока своими достоинствами, вследствие чего становится этаким идеалом, доблестным героем и спасителем вселенной, с которым хочется себя ассоциировать.

Тем не менее разработчик не забирает у геймера свободу выбора. Своими решениями игрок выстраивает образ Шепарда в ту или иную сторону в соответствии с личными интересами. Поэтому Шепард не отдаляется от игрока. И финальное самопожертвование персонажа в итоге воспринимается игроком как гибель собственного идеального образа, частички себя.

«Разноцветный» финал Mass Effect 3, даже после того, как разработчики его дополнили, остаётся объектом возмущения и насмешек игроков. Однако эмоции, которые испытываешь во время последнего своего выбора, сложно передать словами

Роман-эпопея

Одну из ключевых ролей в укреплении связи между игроком и героями играет «продолжительность отношений». Мы спасали галактику вместе с Шепардом на протяжении трёх частей Mass Effect. А если учитывать, что между частями проходило по два года, и многие игроки за это время по несколько раз возвращались к саге, то время, проведенное на «Нормандии» может насчитываться сотнями часов. Попробуйте навскидку назвать RPG, в которых приходилось играть за одного и того же персонажа на протяжении нескольких частей. Из последнего вспоминается только «Ведьмак» и Deus Ex, из прошлого десятилетия можно вспомнить серию Shenmue.

Ровно 10 лет назад началась героическая история капитана Шепарда

Хотя, честно признаться, очень трудно воспринимать части Mass Effect как отдельные произведения. Скорее это книга, разбитая на три тома. Скажу кощунственную вещь, но Mass Effect близка к «Войне и миру». Это роман-эпопея, где игрок (читатель?) ведет Шепарда от его рождения до самой смерти. Вспомните, как в самом начале первой части вы выбирали прошлое героя, сами писали его детство, юность и отрочество. И так вели его историю до самой последней точки.

В финале серии заканчивается история не только Шепарда. Другие персонажи также решают свой основной конфликт и приходят к своей кульминации: Мордин Солус очищает свою совесть за генофаг, Тали возвращается домой, СУЗИ приходит к осознанию своего существования. Всё это, конечно, при условии определенного выбора со стороны Шепарда. Таким образом, игрок сам волен решать, закончится ли их история.

DLC «Цитадель» завершается милой домашней посиделкой со всеми товарищами, которых встретил Шепард за всю историю Mass Effect

Однако эмоциональной кульминацией в отношениях между всеми персонажами стало дополнение «Цитадель». В кино это довольно популярный прием, когда под конец истории все герои оказываются в одном месте. В этом случае персонажи, как правило, ставят все точки над i. Так и в Mass Effect разработчики дают игроку шанс объясниться и в некотором роде попрощаться со своими друзьями. Не зря многие фанаты Mass Effect считают «Цитадель» истинным финалом трилогии.

В прошедшую субботу, во время ежегодно отмечаемого дня серии Mass Effect — N7 Day, компания BioWare представила новый тизер-трейлер Mass Effect: Andromeda, а также опубликовала несколько концепт-артов.

Лишь половина трейлера состоит из кадров на движке игры — вторая представляет собой компиляцию фрагментов реальных съёмок NASA. В конце видеоролика показывается огромный космический корабль — вероятно, на нём будет путешествовать со своей командой протагонист Mass Effect: Andromeda.

Закадровый текст читает канадско-американская актриса Дженнифер Хейл (Jennifer Hale), озвучившая капитана Шепарда в оригинальной трилогии. В связи с этим поклонники предположили, что протагонист Mass Effect, Mass Effect 2 и Mass Effect 3 вернётся в четвёртую игру вопреки утверждениям разработчиков. Сотрудник Eurogamer поинтересовался у главы BioWare Montreal Яника Роя (Yanick Roy) в Twitter о возможности появления Шепарда в Mass Effect: Andromeda, на что получил отрицательный ответ. «Наши планы не изменились, написал руководитель. — [В этом трейлере] Шепард прощается с вами и желает удачи в вашем новом путешествии».

Текст Шепарда представляет собой своеобразное напутствие новому герою игры. Последнего, вероятно, зовут Райдер (Ryder) — это имя значится на жетоне, который можно заметить на 44-й секунде видео. В пользу предположения свидетельствует также ролик, показанный на выставке Е3 2015 . Он был сопровождён песней Джонни Кэша (Johnny Cash) Ghost Riders in the Sky. Выбор музыкального сопровождения тогда удивил многих игроков, но Рой заявил , что у разработчиков «были веские причины» сопроводить видео именно этой композицией.

«Мы путешественники, которые постоянно идут вперёд и оборачиваются назад, — обращается Шепард к новому персонажу. — Одинокие, но будто составляющие единое целое. Мы можем лишь пытаться удовлетворить наше ненасытное любопытство и избавиться от страха того, что случится, если мы откажемся от этих попыток. Теперь ты исследователь. Мы попрощаемся с тобой, и ты обернёшься в последний раз. Знай: куда бы ты ни направился, мы всегда будем с тобой».

Хотя события Mass Effect: Andromeda разворачиваются в Туманности Андромеды, а не в Млечном Пути, как в случае с трилогией, игра, по заверению создателей, сохранит связь с предыдущими частями. Знакомые персонажи в ней, по словам директора по развитию BioWare Montreal Криса Уинна (Chris Wynn), скорее всего, не появятся. Тем не менее в игре будет множество элементов, роднящих её с прошлыми частями, таких как вездеход «Мако», боевая система и инопланетные расы (играть при этом позволят только за человека). По неподтверждённой информации из опроса BioWare , разработчики также добавят систему крафтинга и многопользовательскую составляющую (в числе режимов упоминался Horde).

Mass Effect: Andromeda разрабатывается в версиях для PC, PlayStation 4 и Xbox One. Игру планируется выпустить не раньше последнего квартала 2016 года.

Статьи по теме: