Затонувший пиратский корабль. Флагманский корабль Вайда. Русские сокровища «Святого Михаила»

Останки около трёх миллионов затонувших кораблей разбросаны по всему дну мирового океана. И вместе с этими обломками в недрах морской пучины прячутся настоящие сокровища, которые периодически находят исследователи или простые рыболовы - золотые монеты, бронзовые статуи, драгоценности и многое другое.

Затонувшее судно возле бухты Салькомбе

Пожалуй, это одно из самых древних кораблекрушений в мире. Торговое судно занималось перевозкой медных слитков и олова ещё в 900 году до н.э. Найденный груз является свидетельством того, что уже в давние времена была развита коммерция.

Затонувший корабль из Белитунга

Аравийское судно затонуло в далёком 820 году, а найдено оно было рыбаком неподалёку от побережья Индии в 1998 году. На корабле было обнаружены многочисленные золотые и серебряные предметы времён династии Тан, а также керамические изделия, выполненные в единственном экземпляре. Всего сокровищ было насчитано на сумму 80 млн $.

Корабль SS Центральная Америка

Американский пароход затонул в 1857 году. 153 человека, в основном, женщины и дети, смогли спастись, остальные 400 человек, находившиеся на борту корабля, погибли. Вместе с ними затонуло около 15 тонн золота, добытых во время Калифорнийской золотой лихорадки. Потерянные сокровища оцениваются в сумму около 100-150 млн $.

Затонувшие сокровища Антикитеры

Затонувший античный римский корабль был обнаружен в 1901 году в Эгейском море неподалёку от острова Антикитера. Ныряльщикам за губками удалось достать бронзовую статую юноши и множество других артефактов. Также на судне обнаружили антикитерский механизм, использовавшийся для расчёта движения небесных тел. Стоимость обнаруженных сокровищ оценивается в 120-160 млн $.

Судно S.S. Republic

У берегов Джорджии был найден морской клад на сумму 120-180 млн $. В трюмах затонувшего парохода были обнаружены тысячи золотых двадцатидолларовых монет, выделенных на восстановление южных штатов после гражданской войны 1861-1865 годов.

Судно Bom Jesus

Когда геологи «De Beers», международной корпорации, занимающейся добычей, продажей и обработкой природных алмазов, у берегов Африки нашли судно, буквально врытое в пляж, они были очень сильно удивлены. На корабле было обнаружено невероятное количество золотых монет, пушек, мечей и бивней слонов.

Корабль SS Gairsoppa

Британское судно с тоннами серебра, чугуна и чая было атаковано немецкой подводной лодкой U-37. Стоимость клада оценивается в 200 млн $.

Флагманский корабль Вайда

Этот корабль примечателен тем, что это единственный когда-либо найденный пиратский корабль. На судне было обнаружено много ценного пиратского оружия, монет и других артефактов на общую сумму 400 млн $.

Нуэстра Сеньора де Аточа

Испанский галеон затонул у побережья Флориды в результате шторма. Корабль перевозил исключительно ценности, поэтому среди его останков было найдено множество золотых и серебряных слитков, серебряных монет, драгоценностей, меди, оружия на общую сумму 450 млн $.

Нуэстра Сенбора де лас Мерседес

Испанский фрегат затонул у Гибралтарского пролива. Груз, составлявший тонны золота и серебра в испанских монетах, был оценён в 500 млн $. Этот клад считается самым ценным из когда-либо найденных на морском дне.

by Записки Дикой Хозяйки

Они подсчитали, что в 20 веке ежегодно погибает около 400 судов в год, в 19 веке эта цифра была намного выше, а всего, по мнению ученых, крушение за всю историю человечества потерпели не менее миллиона кораблей. Одно погибшее судно приходится на 40 квадратных километров площади морей и океанов.

По данным Британского Адмиралтейства, с начала 16 века до наших дней под водой оказалась восьмая часть всего золота и серебра, добытых на нашей планете. Правда, к таким цифрам скептически относился известный подводный исследователь Жак Ив Кусто. По его мнению, эти слухи распускали мошенники, которые стремились разбогатеть на продаже «старинных» карт с координатами подводных сокровищ.

Однако, отрицать тот факт, что на дне находятся несметные сокровища, невозможно, даже если данные о них существенно завышены. Только общая масса золота оценивается в 10-13 тысяч тонн.

Причем, охоту за затонувшим богатством люди начали еще несколько веков назад.

В 18 веке англичанин Джон Детбридж изобрел «ныряльную машину», с помощью которой он начал искать драгоценности в морской пучине. Это была деревянная бочка, в которой человека опускали на дно. Запаса воздуха в ней хватало на несколько часов. Сквозь отверстия, обтянутые свиной кожей, ныряльщик мог протягивать наружу руки.

С годами снаряжение искателей подводных богатств усовершенствовалось, росло и число любителей «подводной охоты». Сейчас только в США около 3 миллионов человек увлечены этим занятием. Издается огромное количество печатной продукции с описанием кладов и их координатами. Вот только несколько примеров удачной «охоты»:

В 1999 году у берегов Финляндии было обнаружено судно «Фрау Марта», затонувшее в 1771 году. Право на сокровища делят сразу несколько стран, а тем временем любители-нелегалы достают со дна предметы искусства, которые Екатерина Вторая закупила для Эрмитажа.

В 1985 году охотник за сокровищами Мел Фишер обнаружил у берегов Флориды испанский галеон «Нуэстра Сеньора», затонувший еще в 1622 году. Общая стоимость ценностей, поднятых со дна, составила 450 миллионов долларов.

Пиратское судно «Вайда» найдено в 1982 году американцем Барри Клиффордом. 400 миллионов долларов – такова оценка пиратского подводного клада.

Грег Стемм и Джон Моррис потратили 12 лет на поиски парохода «Республика», затонувшего во время шторма в октябре 1865 года в Атлантическом океане в 160 километрах от побережья США. Судно лежало на глубине около 500 метров, на его борту находились золотые монеты. Их общая стоимость около 180 миллионов долларов.

25 марта 1997 был обнаружен испанский корабль «Ла Капитана», перевозивший сокровища инков. Это один из многих подводных кладов, за которыми охотятся искатели. Вот несколько историй об удачных и не очень поисках сокровищ затонувших кораблей

Таинственная «Ла Капитана»

Настоящее имя этого корабля «Санта-Мария», «Ла Капитана» - переводится, как флагманский, передовой корабль. Он был одним из судов, который перевозил золотые сокровища разграбленной испанцами империи инков. Тяжелогруженый корабль потерпел крушение в 1654 году у берегов современного Эквадора .

Разбившийся в шторм испанский галион, который лежал на дне океана несколько веков, обнаружил в 1997 году аргентинский искатель сокровищ Херман Моро. Эксперты оценивали стоимость сокровищ инков с «Ла Капитана» в несколько миллиардов долларов – трюмы галиона был буквально набиты золотом и серебром. Но искателям удалось поднять с затонувшего судна лишь несколько десятков тысяч серебряных монет. До сих пор не утихают споры: тот ли корабль обнаружил Моро? После подробного изучения исторических материалов искателей сокровищ ждало разочарование - скорее всего, они нашли корабль, который принял с терпящего бедствие «Ла Капитана» часть драгоценного груза, но вскоре затонул сам. А знаменитая «Санта-Мария» («Ла Капитана») до сих пор дежит где-то в морской глубине и ждет своего часа.

"Санта Мария", или "Ла Капитана" так и не отдала своих сокровищ людям

Легендарная «Нуэстра Сеньора де Аточа»

Легендарный испанский галион «Нуэстра Сеньора де Аточа», перевозивший богатый груз золота из Гаваны в Испанию , погиб под ударом сильного морского урагана у берегов Флориды в 1622 году. Груз «Аточи» состоял из тонн золота и серебра. Корабль затонул на небольшой глубине в 15 метров, но ураган разметал сокровища галеона по морскому дну.

Американец Мел Фишер , самый удачливый охотник за сокровищами ХХ века, в 80-е годы заявил о намерении найти и поднять со дна моря богатство «Аточи». Золотоискателям пришлось немалое время провести в испанских архивах, чтобы определить наиболее точное место нахождения затонувшего корабля. Поначалу удалось достать со дна моря лишь несколько золотых и серебряных монет. Поиски сокровищ осложнялись судебными тяжбами - подводные раскопки велись на территории морского заповедника. В результате договорились, что 20 процентов «улова» кладоискателей будет принадлежать штату Флорида, у берегов которого затонула «Аточа».

Многомесячные поиски привели наконец на место гибели «Аточи». Под ударом стихии корабль разломился на три части, самая "лакомой" из которых была центральная часть корабля, где в трюме должно было храниться золото. Команда Фишера прочесывала дно высокочувствительными металлоискателями и магнитометрами, и, уловив четкий сигнал, приступала к поискам. «Аточа» отдала свои сокровища кладоискателям Мела Фишера 20 июля 1985 года. Это было около двухсот золотых и более 1100 серебряных слитков, бесценные произведения ювелирного искусства и драгоценная церковная утварь. Кроме того были подняты исторически ценные предметы – старинная посуда, оружие и корабельные принадлежности. Общая стоимость сокровищ, поднятых с «Нуэстра Сеньора де Аточа», оценили в 400 миллионов долларов.


"Аточа" стала самым богатым уловом коадоискателей ХХ века

Неприступная «Лютина»

Военный корабль «Лютина» принадлежал Англии . В 1799 году ему была предназначена важная и опасная миссия – перевезти с Туманного Альбиона в немецкий Гамбург поистине драгоценный груз: тысячу золотых и пятьсот серебряных слитков на сумму в 1 175 000 фунтов стерлингов. Это был крупный государственный займ, который английское правительство предоставило немецкому торговому порту в знак солидарности в войне против Наполеона.

8 октября 1799 года «Лютина», отягченная не только драгоценным грузом, но и военным вооружением (на корабле было 30 пушек), вышла из английского порта и взяла курс на Гамбург. Но в Северном море корабль настиг сильный шторм. «Лютина» врезалась в песчаную отмель, опрокинулась и затонула у берегов Голландии на глубине в несколько десятков метров. Из 280 человек команды удалось спастись лишь одному матросу. Узнав о гибели корабля, перевозившего золото, у своих берегов, Голландия поспешила объявить весь затонувший груз конфискованным. Местные рыбаки были первыми добытчиками сокровищ с «Лютины» - им удалось поднять со дна моря несколько монет и золотых слитков. Но морское течение вскоре занесло погибший корабль песком. Двадцать лет никто не тревожил затонувшую «Лютину», лишь в 1821 году власти Голландии предприняли попытку поднять английское золото со дна моря. Работы по спасению сокровищ велись несколько десятилетий, но были безуспешными – лишь в 1858 году удалось достать золотых слитков на сумму 10 тысяч фунтов стерлингов. Когда голландцы разочаровались в успехе своего предприятия, английские предприниматели, занимавшиеся подъемом затонувших судов, заключили с ними договор, по которому 70 процентов добытых сокровищ должны вернуться Великобритании . Было это в 1911 году, когда на вооружении кладоискателей были землечерпалки и насосы. Чтобы отвести морское течение, наносившее песок, прорыли подводный канал. Работы длились до 1913 года. Водолазам даже удалось достать через пробоину корабля несколько золотых слитков. Но когда на другой день они спустились на дно, то обнаружили, что корпус корабля повернулся, закрыв вход в трюм - корабль отказывался отдавать людям свои сокровища. Вскоре началась Первая мировая война, и поиски клада прекратились. «Заколдованная» «Лютина» уже 200 лет продолжает покоиться на морском дне под многометровым слоем песка, храня свои сокровища.


Роковой «Египет»

Английский корабль с пятью тоннами золота и десятью тоннами серебра, отправлявшийся в мае 1922 года в Индию , затонул у родных берегов, едва выйдя из порта приписки. «Египет » столкнулся в сильном тумане с французским сухогрузом. Место крушения было хорошо известно, но поднять драгоценный груз было непросто – судно ушло на глубину 120 метров. Лишь через шесть лет итальянская компания, снабдившая своих водолазов жесткими скафандрами, взялась за подъем слитков. Спасательные судна нашли корабль на дне при помощи траловой сети, затем за дело взялись водолазы. Работа была титанически трудной. На глубине 120 метров даже в жестких скафандрах люди могли пребывать максимум 20 минут, поэтому искателям пришлось делать на дно несколько десятков заходов. Когда водолазам удалось пробиться к отсеку, где хранились сокровища, оказалось, что они находятся за бронированной дверью, ключ от которой так и не нашли. Поиски пришлось временно прекратить из-за наступившего сезона штормов. А вскоре команда водолазов, работавших на «Египте», трагически погибла при разминировании затонувшего в годы Первой мировой войны военного корабля. Для добычи сокровищ пришлось набирать новую команду специалистов. «Египет» ждал – осталось только взломать бронированную дверь. Взрывные работы исключались из-за их опасности для водолазов. Открыть заветную дверь предлагали даже уголовным авторитетам того времени – медвежатникам. Но удача неожиданно повернулась лицом к упрямым кладоискателям. Капитан «Египта» вспомнил, что у него в каюте в ящике стола хранился запасной ключ от сейфа. Водолазам с трудом удалось отыскать на затонувшем корабле этот ключ, который почти разъело морской водой. По слепку с проржавевшего ключа сделали дубликат, которым удалось «распечатать» сокровища «Египта». Четыре года водолазы поднимали на поверхность слитки золота и серебра, стоимостью более чем в миллион фунтов стерлингов. Добыча была поделена между английской компанией, которой принадлежал корабль (ей досталась треть от найденных сокровищ), и итальянской компанией «Сорима », которая проводила работы по подъему (две трети всех богатств).


Сокровища "Египта" были подняты со дна моря с большим трудом

Русские сокровища «Святого Михаила»

15 октября 1747 года русский галиот «Святой Михаил» вышел из порта Амстердама в Петербург , груженный драгоценными дарами для российской императрицы Елизаветы Петровны и ее двора, и погиб вовремя шторма у берегов Финляндии . Корпус старинного корабля был обнаружен финскими рыбаками в 1953 году, но не заинтересовал финских властей и историков. В 1961 году старинным кораблем, лежащем на дне Балтики заинтересовались шведские дайверы, которые и предположили, что это русский «Святой Михаил» с золотым кладом в трюмах. Не оглашая своих догадок, искатели сокровищ получили от властей Финляндии разрешение на подводные работы у ее берегов. И в первые же дни поисков с морского дна были подняты настоящие сокровища – 34 золотые табакерки работы знаменитых французских мастеров XVIII века, часть которых была украшена драгоценными камнями. Коллекция золотых и серебряных английских часов, драгоценная посуда, золотые украшения для мебели и даже резная золоченая карета, сделанная специально для императрицы Елизаветы.


Сокровища русского "Святого Михаила" достались Финляндии

С тех пор как зародилось судоходство и человек стал мореплавателем, Нептун основательно разбогател. Размеры его сокровищ остаются тайной, но приоткрыть ее позволяют некоторые цифры. Например, подсчитано, что, начиная с 1500 г., на морях и океанах в среднем ежегодно тонуло 2172 судна. На борту некоторых кораблей были огромные ценности, поэтому утверждают, что в «сейфах» Нептуна - на дне Мирового океана - находится примерно одна восьмая часть золота, добытого за всю историю человечества.

Казалось бы, нет ничего более простого, как отобрать у Нептуна добычу, возвратить сокровища человеку. Ведь места гибели многих «золотых кораблей» известны. Американское издательство «Даблдей» выпустило специально для искателей морских сокровищ справочник. В нем указаны координаты 480 точек земного шара, где затонуло примерно 1500 судов, имевших на борту драгоценности в общей сложности на сумму более 100 млн. фунтов стерлингов. С различной степенью достоверности известны и многие другие золотые могилы, разбросанные на дне Мирового океана. Расскажем о некоторых из них.

«Золотой парусник»

В 1782 г. корабль «Гросвенор» во время рейса из Коломбо в Ливерпуль попал в зону мощного урагана. Волны океана разделались с парусником - он затонул у восточных берегов Южной Африки.

Известно, что «Гросвенор» принадлежал Ост-Индской компании и на его борту находились сказочные сокровища. Достоверно об их ценности стало известно, когда в 1962 г. директор бельгийской компании по спасению судов, терпящих бедствие в море, Бекер, изучая фамильные архивы наследников владельцев «Гросвенора», обнаружил опись груза. Опись свидетельствовала, что колонизаторы погрузили на борт корабля 162 тысячи золотых монет. 19 ящиков, наполненных драгоценными камнями - бриллиантами и рубинами, 720 золотых слитков, 1450 слитков серебра. По новому курсу английской валюты это составляет несколько миллионов фунтов.

В архивах оказалась также позеленевшая от времени медная пластинка с выгравированной картой района океана, омывающего берег Подоленда в Африке. Загадочная крестообразная пометка на карте была расшифрована как ориентировочное место гибели корабля.

Прежде чем приступить к розыскам сокровищ «Гросвенора», Бекер внимательно изучил результаты предыдущих попыток найти затонувший корабль. Известно было, что из всех, кто ими занимался, счастье улыбнулось только шотландцу А. Линдсею. В месте, где, как предполагалось, лежит парусник, ему удалось найти и поднять с морского дна ящик, содержащий 1000 золотых монет, и две корабельные пушки с надписью «Гросвенор». Опьяненный успехом, Линдсей вложил в операцию по добыче сокровищ все свое состояние. Однако он истратил и состояние, и все найденное золото, и даже деньги, вырученные от продажи музею пушек затонувшего корабля, так и не добившись больше никаких результатов.

Позднее одна из фирм перекупила у наследников владельца «золотого парусника» исключительное право на подъем всех его ценностей. Она приобрела также карту, на которой значится якобы точное место катастрофы «Гросвенора». Была снаряжена экспедиция. Специалисты разработали оригинальный проект: на берегу прорыли глубокую шахту. От нее под морским дном к месту, где покоится корабль, начали прокладывать туннель, но внезапно в него прорвалась вода. Работы прекратили...


Всего на протяжении последних пятидесяти лет на финансирование различных проектов добычи сокровищ и организации экспедиций по розыску этого корабля было израсходовано более 600 тыс. фунтов.

Бекер поставил розыски «Гросвенора» на широкую ногу. В море вышел специальный корабль, оснащенный современным водолазным оборудованием. Однако экспедицию постигла полная неудача - ее участники не смогли обнаружить даже следов «Гросвенора», хотя ими были обследованы значительные участки скалистого дна.

Прошло еще шесть лет. И вот новое сообщение о «золотом паруснике». Его сокровищами надеются овладеть трое западногерманских аквалангистов - охотников за подводными кладами. Корреспондентам было заявлено, что они «воспользуются для этой цели самым современным оборудованием и новейшими техническими средствами работы под водой».

Удастся ли эта новая попытка, смогут ли аквалангисты в трудных условиях скалистого дна найти сокровища «Гросвенора», - покажет время. Нептун умеет хранить тайны своего царства.

Ожерелье Марии Антуанетты

Первые дни Великой Французской революции. Восставший народ победил, однако Людовик XVI и вельможи еще лелеют надежду восстановить свою власть, разрабатывают планы контрреволюционного переворота. В то же время приближенные короля спешат вывезти из Франции ценности. В глубокой тайне на борт фрегата «Телемак» грузят золото, серебро, драгоценные камни. Под специальной охраной находятся бриллианты, рубины и изумруды жены Людовика - Марии Антуанетты. Среди них легендарное по стоимости ожерелье. Груз корабля оценивается в несколько миллиардов франков.

«Телемак» снимается с якоря, но тут же при весьма загадочных обстоятельствах всего в нескольких стах метрах от устья Сены идет на дно. Это произошло 3 января 1790 г.

После трех тщетных попыток добыть сокровища «Телемака» дело о «золотом фрегате» было в 1850 г. передано в государственный архив. Почти девяносто лет о нем не вспоминали, но вот. в начале 1939 г., по решению французского правительства папку с надписью «Ожерелье Марии Антуанетты» вновь затребовали для изучения. В Европе пахло порохом, Франция нуждалась в деньгах на вооружение. Тогда-то и вспомнили о «Телемаке».

Снарядили экспедицию, в распоряжение которой было предоставлено новейшее оборудование и средства судоподъема. Чиновники министерства финансов уже подсчитывали, сколько пушек можно будет приобрести на ожерелье королевы, однако начавшаяся операция с каждым днем требовала все больше и больше затрат, а результатов не давала никаких. После многодневных погружений у моря смогли отвоевать одну только печать Людовика XVI. Были израсходованы огромные суммы, прежде чем пришли к заключению, что затея напрасна: сильные течения разрушили корабль и разнесли его остатки на огромной площади дна, сокровища «золотого фрегата» поглотил многометровый слой ила...

Впоследствии не раз французские аквалангисты пытались разыскать ожерелье Марии Антуанетты, но, увы, фортуна не улыбнулась им до сих пор.

Сокровища Роммеля

Баснословная добыча - золото, драгоценности, шедевры искусства, - захваченная солдатами Роммеля в период оккупации Северной Африки, в сентябре 1943 г. была погружена на немецкое транспортное судно. Его командиру вручили секретное предписание - доставить груз в Италию.

Англичане обнаружили неизвестный транспорт у берегов Корсики. Приказ остановиться на судне не выполнили, форсированным ходом оно пыталось оторваться от преследователей. Английские корабли открыли огонь, транспорт получил несколько прямых попаданий и быстро затонул. О грузе, находящемся в трюмах судна, ничего известно не было, особого значения этому эпизоду морской войны никто не придал.

Подлинную ценность затопленного транспорта удалось установить уже после войны по архивным данным. Начался поиск «сокровищ Роммеля». В 1949 г. в район предполагаемого затопления судна были направлены корабли французского военно-морского флота. Группа водолазов и подводные пловцы обследовали морское дно у Корсики, однако ничего не нашли. Безрезультатной оказалась и экспедиция, предпринятая в 1963 г. на английском судне «Си Драйв», располагавшем специальным оборудованием для подводной разведки.

Сенсацией была новость, разнесшаяся в июне 1969 г.: ящики, подобные тем, какие находились на немецком судне, якобы видел во время подводной охоты у берега Корсики аквалангист Жан Перетти. На Корсику устремилась целая армия любителей легкой наживы. Однако в месте, которое указал Перетти, нашли только несколько снарядов времен еще первой мировой войны да ржавый корабельный якорь.

«Сокровища Роммеля» по-прежнему остаются тайной глубин.

Находки, вселяющие надежду

Нет, не всегда розыски погребенных на морском дне сокровищ оканчиваются безрезультатно! Наш рассказ о подводных кладах был бы неполным без упоминаниях о находках, вселяющих надежду на то, что и многие другие тайны Нептуна будут со временем разгаданы.

Обломки 30-метровой испанской галеры были обнаружены морским археологом Джорданом Фишером неподалеку от прибрежных коралловых рифов Флориды. Предполагают, что это судно «Нуэстра сеньора дель Ро-залио», затонувшее 350 лет назад во время жестокого шторма по пути из Гаваны. Галера входила в состав эскадры королевского флота; в ее трюмах, если верить старинным документам, должно находиться полмиллиона серебряных песо.

Остатки корпуса лежат на глубине 5,5 м на расстоянии 110 километров западнее Ки-Уэста. Подводнопоисковая команда Фишера, разыскивавшая именно эту галеру с грузом, нашла 24 других судна, а на «Ро-залио» искатели подводных кладов наткнулись в самый последний день своей экспедиции. Американские археологи надеются в скором времени поднять и груз, и обломки галеры.

Легенды о сокровищах, спрятанных в земле или покоящихся на морском дне вблизи панамского города Портобело, вновь ожили после того, как колумбийский моряк Франсиско Оспино Навна обнаружил старую галеру.

Город Портобело был построен испанскими конкистадорами как форт для отражения набегов английских, французских и голландских пиратов. Он славился своими ярмарками, на которых жители Колумбии и Центральной Америки продавали изделия из золота и драгоценностей. Сегодня от некогда процветавшего города осталось лишь несколько зданий.

Историки полагают, что галера, возможно, - одна из тех, которые водил под черным флагом известный пират Генри Морган. Как раз в заливе Портобело он однажды во время бури потерпел крушение. Его суда были нагружены тогда богатой добычей.

Более 200 килограммов золотых и серебряных старинных голландских и испанских монет подняты со дна моря недалеко от норвежского городка Олесунн. Аквалангисты - норвежец и два шведа - нашли их на борту голландского судна, которое затонуло у берегов Норвегии в 1725 г. Это самая крупная коллекция монет, найденная у берегов Европы.

22 октября 1707 г. у берегов Корнуэлла на скалах острова Силли затонул фрегат «Ассошиэйшн». Это был флагманский корабль английской эскадры под командованием адмирала Шоуэлла. Корабли возвращались в Англию, имея на борту военные трофеи - золото и серебро, награбленное во время пиратских.набегов на французские и португальские поселения, расположенные на берегах Карибского моря. В результате навигационной ошибки, кроме «Ассошиэйшн», на скалах оказались и еще два парусника - «Игл» и «Ромни».

Много раз предпринимались попытки найти и поднять затопленные с этими кораблями сокровища, стоимость которых оценивается от 3 до 6 миллионов фунтов стерлингов. Несколько лет назад водолазы английского военно-морского флота нашли и подняли с затонувших кораблей отдельные предметы снабжения и среди них пушку «Ассошиэйшн». Однако драгоценностей им обнаружить не удалось. Больше преуспели в этом деле Роланд Моррис и два его компаньона - водолазы Дуглас Роу и Жеффри Аптон, два года занимавшиеся поиском сокровищ на дне Атлантики. Правда, пока что добыто немного, но кладоискатели несомненно напали на след: обнаруженные ими золотые монеты, как установлено, принадлежат к добыче адмирала Шоуэлла.

Компания Odyssey обжаловала решение суда. 1 февраля 2012 года стало известно, что Апелляционный суд Атланты в штате Джорджия так же .

В январе 2009 года интернет-издание "Морской бюллетень - Совфрахт" сообщило, что судно с золотом, платиной и алмазами, потопленное немецкой подлодкой в годы второй мировой войны, (государство на северо-востоке Южной Америки).

Согласно сообщению, транспорт с ценным грузом вышел из одного из европейских портов, пункт назначения - США. Ценности предназначались для доставки в Нью-Йорк и далее в казну США в качестве оплаты ленд-лиза. Сначала судно зашло в порт одной из южноамериканских стран и оттуда последовало в Нью-Йорк, но где-то на расстоянии 40 миль от побережья Гайаны было потоплено германской подводной лодкой U-87 в июне 1942 года.

Об обнаружении останков британского грузового транспорта сообщила американская компания Sub Sea Research, специализирующаяся на подводных изысканиях и подъеме из воды ценностей, оставшихся после кораблекрушений.

Компания не разглашала название судна и место его обнаружения. Условно судно было названо Blue Baron ("Голубой барон") .

В июле 2009 года немецкая газета Bild сообщила, что 1,5 тонны серебряных монет, золотых украшений, огнестрельного оружия, драгоценных камней и фарфора династии Мин на борту пиратского корабля Forbes , затонувшего в 1806 году у берегов острова Калимантан. При этом стоимость одних только серебряных монет достигает десяти миллионов долларов.

Для осуществления своей мечты немецкие кладоискатели потратили более трех миллионов евро, а также учредили фирму NRA (Nautic Recovery Asia).

В апреле 2011 года стало известно, что профессиональные кладоискатели из американской организации Deep Blue Marine, которая занимается извлечением с морского дна ценных исторических артефактов, в Карибском море близ побережья Доминиканской республики. Водолазы нашли 700 серебряных монет, которые могут стоить миллионы долларов, старинные статуэтки, а также зеркальный камень, который, возможно, использовался в шаманских ритуалах.

Работы по поиску клада велись на месте крушения судна, детали о котором организация не разглашает.

Deep Blue Marine сообщила о находке властям Доминиканской республики, в водах которой было найдено затонувшее судно. Выручка от сокровища будет поделена поровну между республикой и организацией кладоискателей.

В сентябре 2011 года стало известно, что американская компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) , на борту которого находится 200 тонн серебра.

Пароход, который кроме серебра в 1941 году вез из Индии в Ливерпуль груз железа и чая и был потоплен нацистской подводной лодкой, специалисты обнаружили в 560 километрах от побережья Ирландии.

Эксперты называют серебро с борта Gairsoppa самым крупным грузом драгоценного металла, когда-либо обнаруженным в морских глубинах.

Планируется, что работы по подъему серебра и других ценных предметов с Gairsoppa начнутся во втором квартале 2012 года.

В октябре 2011 года компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) заявила об обнаружении на дне Атлантического океана британского судна, на борту которого находилось 17 тонн серебра.

Самые известные клады , обнаруженные у берегов России

У берегов России одной из главных сокровищниц является Финский залив - на его дне лежат более шести тысяч затонувших кораблей. Среди лежащих на дне корабельных останков есть настоящие сокровищницы - корабль посольства герцога Шлезвиг‑Гольштейнского Фридриха III, который в 1635 году вез царю Михаилу Федоровичу богатые дары; русское судно, перевозившее казну для нашей армии в Финляндии, затонувшее в 1718 году; русские суда, вывозившие военную добычу из Финляндии, Германии, Швеции, Польши и др.

В 1953 году финскими рыбаками был случайно обнаружен корпус корабля у острова Борстё вблизи города Турку (Финляндия). Объект не вызвал интереса у финских историков и археологов. Лишь в 1961 году его изучением занялись шведские дайверы, после того, как историк Кристиан Альстем предположил, что найденный корпус может принадлежать русскому галиоту "Святой Михаил". Он вышел из Амстердама в Петербург 15 октября 1747 года, имея на борту груз ценностей для русского императорского двора. В их числе был даже персональный подарок Императрице Елизавете Петровне - резной золоченый кабриолет.

Получив разрешение на работы от ничего не подозревавших финских властей, шведские дайверы вскрыли каюты найденного корабля и в первые же дни подняли на поверхность 34 золотых табакерки, часть которых была украшена драгоценными камнями. Кроме того, с морского дна были подняты ценности, закупленные для русского императорского двора: коллекция золотых табакерок работы французских мастеров Пьера Жаррена и Франсуа Марто; коллекция золотых и серебряных часов работы французских и английских мастеров; крупнейшая в Северной Европе коллекция ранних образцов мейсенского фарфора (кофейные и чайные сервизы, декоративные статуэтки); коллекция золотых фигурных накладок на мебель. А также резная золоченая карета - подарок императрице Елизавете Петровне.

Советский Союз никаких претензий на найденные ценности не предъявлял и сегодня все поднятые предметы хранятся в Финляндии.

В 1981 году в Баренцевом море была проведена крупнейшая глубоководная операция по подъему золота с затонувшего английского крейсера "Эдинбург".

В конце апреля 1942 года английский крейсер "Эдинбург" во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борту крейсера находилось около 5,5 тонн (465 штук) золотых слитков, что в денежном эквиваленте тогда составляло свыше 20 миллионов долларов. Для большей безопасности драгоценный груз поместили в артиллерийский погреб. Золото предназначалось для уплаты за военные поставки нашим союзникам по антигитлеровской коалиции. 30 апреля 1942 года крейсер "Эдинбург" был атакован немецкой субмариной. Получив серьезные повреждения, корабль, тем не менее, продолжал оставаться на плаву. Через двое суток, 2 мая, "Эдинбург" был атакован немецкими эсминцами. Крейсер остался на плаву, но дальнейшая его буксировка на самую ближайшую базу потеряла всякий смысл, так как внутри корабля полыхал пожар. Чтобы "Эдинбург" и золотой груз не достались врагу, крейсер по приказу командира конвоя английского контр-адмирала Бонэма-Картера был потоплен тремя торпедными выстрелами. После войны золотой груз "Эдинбурга" неоднократно пытались найти и англичане, и немцы, и наши специалисты. Но их старания не увенчались успехом. В 1980 году английская фирма "Рисдон-Бизен" с помощью специально оборудованного судна "Дронсфорд" обнаружила точное местонахождение "Эдинбурга" . В том же году между СССР и Великобританией был заключен договор о подъеме советского золота с затонувшего английского крейсера (в новых ценах оно стоило уже не 20, а 81 миллион долларов). В сентябре 1981 года со дна Баренцева моря был поднят 431 из предполагаемых 465 золотых слитков весом 11-13 килограммов каждый. Золото было поделено между СССР и Великобританией в пропорции три к одному. Во время второй операции в 1986 году было обнаружено и поднято 29 золотых слитков. Остальные пять, находившиеся в носовой части артиллерийского погреба, разнесенной снарядом во время боя, бесследно исчезли среди искореженного металла. Золото, добытое во время второй операции, было поделено между Советским Союзом и Великобританией в оговоренной пропорции: десять слитков отправились в Англию, девятнадцать - в Советский Союз. Кроме того, обе стороны должны были отчислить по 45% своей доли в пользу фирмы, поднявшей со дна моря драгоценный груз. В настоящее время один из золотых слитков с затонувшего крейсера "Эдинбург" хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

В 1987 году финским дайвером-любителем был обнаружен Муланский корабль , затонувший в 1617 году около острова Мулан в Финском заливе. Судно вывозило добычу, награбленную шведскими войсками в период оккупации Великого Новгорода в 1611-1617 годах. С морского дна финны подняли два русских церковных колокола, один из которых имел надпись: "Этот колокол отлит на второй день июля летом года 7106 во славу рождения Христа в Деревяницком монастыре в царствовании Его Величества Великого Князя Бориса Федоровича - Царя Всея Руси"; груз серебряных монет, включая редкие "веревочные" деньги Ивана Грозного 1534 года, редчайшие и очень ценные деньги Василия Шуйского 1606-1609 годов и голландские серебряные галеры 1611 года, ходившие в Московском Царстве; большое количество вооружения: мушкеты, пистолеты, кирасы, пороховницы. Несмотря на явную принадлежность раритетов и их историческую ценность, Российская Федерация претензий на права собственности не предъявляла, и все поднятые находки поступили в распоряжение государственных органов Финляндии.

Летом 1999 года в ходе специальной поисковой экспедиции финских дайверов-любителей был обнаружен корпус корабля "Фрау Мария" . Корабль затонул в 1771 году на Балтике в территориальных водах Швеции, которые ныне принадлежат Финляндии. На борту корабля находился груз художественных ценностей для Эрмитажа в Санкт-Петербурге, закупленных по личному указанию императрицы Екатерины II.

Ученые предполагают , что на дне Балтийского моря покоятся 27 картин выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, в частности, Рембрандта, а также коллекции фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек с монетами. Уникальный груз "Фрау Марии" музейные эксперты оценивают не менее чем в 500 миллионов евро.

Благодаря холодной и слабосоленой воде Финского залива парусник сохранился без видимых внешних повреждений.

Опираясь на архивные данные, специалисты предполагают, что картины были упакованы не в ящики, а в свинцовые колбы и залиты воском, что позволяет надеяться на значительную сохранность полотен.

Финляндия разработала поэтапный план по подъему судна: предполагается, что "Фрау Мария" окажется на суше к 2017 году. С российской стороны в разработке проекта фонды "Крейсер "Варяг" и фонд "Спасение национально-культурных ценностей", а специалисты из Эрмитажа выразили готовность принять участие в реставрационных работах.

Вопрос, кому достанутся ценности с "Фрау Марии" в случае их реального обнаружения, пока остается открытым.

В настоящее время в отношении поднятых со дна сокровищ нет согласованных международных документов. Согласно общепринятым нормам , если затонувшее судно лежит в пределах 24-мильной прибрежной зоны какого-то государства, то это государство и решает судьбу добытых сокровищ. Нередко оно забирает себе их половину или четвертую часть. В то же время в некоторых странах считается, что первые сто лет с момента затопления судно принадлежит конкретному владельцу - частному лицу или фирме. В отсутствие наследников или спустя сто лет судно признается собственностью того государства, в чьих водах оно затонуло. Также есть страны, где права собственников затонувших объектов на имущество признаются независимо от срока гибели судна. То есть споры возникают в каждом новом случае.

Если же обломки судна находятся в международных водах, то в силу вступает Брюссельская конвенция 1910 года: тот, кто находит "бесхозное" судно, тому оно и принадлежит. Но в этом случае возникают споры о том, какое судно считать "бесхозным". Нередко в суд на золотоискателей подают родственники или потомки затонувших на судне пассажиров и членов команды. Судебные процессы длятся годами.

С целью обеспечения и укрепления охраны подводного культурного наследия была принята Конвенция ЮНЕСКО по защите подводного культурного наследия от 2 ноября 2001 года. Конвенция представляет собой международный договор, который является ответом международного сообщества на всё большее разграбление и разрушение подводного культурного наследия.

"Подводное культурное наследие" означает все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет.

Документ запрещает коммерческую эксплуатацию такого культурного наследия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Статьи по теме: