37 вариант по русскому языку. Информация о тексте для сжатого изложения

(1)Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето. (2)Он, не торгуясь, заплатил тридцать рублей.

(3)Звали его Трифоном Петровичем. (4)Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.

(5)Один раз, походив около бревенчатого домика, Трифон Петрович сказал, потирая руки:

- (6)Дай-ка я поправлю тебе, бабушка, крыльцо.

- (7)Спасибо, родимый, - сказала Поликарповна, - только чудн ό

- (8)А что ж, Поликарповна, неужто всё только на деньги считать?
(9)Я вот тебе поправлю, а ты потом вспомнишь обо мне добрым словом, вот мы, как говорится, и квиты, - сказал он и засмеялся.

- (10)Теперь, милый, такой народ пошёл, что задаром никто рукой не пошевелит. (11)О душе теперь не думают, только для брюха и живут. (12)Да смотрят, как бы что друг у дружки из рук вырвать, как бы выгоду свою не упустить.

- (13)Ну, нам с тобой делить нечего, - отвечал Трифон Петрович, улыбаясь.

- (14)Прямо с тобой душа отошла, - говорила Поликарповна, - а то уж в людей вера пропадать стала.

- (15)Вера в человека - это самая большая вещь, - отзывался Трифон Петрович. - (16)Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя.

(17)Один раз вернулся Трифон Петрович из города весёлый и сказал:

- (18)Я там в городе всем порассказал, как тут у вас хорошо: теперь хозяйки не отобьются от постояльцев, у меня рука лёгкая.

(19)Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. (20)Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести.

(21)Как-то зашла к Поликарповне соседка. (22)За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза:

- (23)Да ты, бабка, спятила совсем! (24)У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт. (25)Теперь по полтораста берут, по двести!

- (26)Как по двести?.. - спросила едва слышным голосом Поликарповна. (27)У неё почему-то пропал вдруг голос. - (28)Да ведь раньше все дёшево брали…

- (29)Мало что раньше! (30)Тогда народу совсем не было, а теперь от него отбоя нет. (31)Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! (32)Ну что, договариваться с новым постояльцем?

(33)Старушка горестно, озабоченно смотрела в сторону, прищурив глаза, потом изменившимся голосом торопливо проговорила:

- (34)Решено! (35)Договаривайся…

(По П.С. Романову)*

* Романов Пантелеймон Сергеевич (1884-1938) - русский писатель. Прозе Романова свойственны лиризм и юмор, мастерство диалога, ясный, реалистический язык.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Поликарповна решила взять нового постояльца?»

1) Поликарповна потеряла веру в людей.

2) Поликарповну, как и других хозяек в деревне, охватила жажда наживы.

3) Трифон Петрович стал ей близким человеком, и она стеснялась брать с него деньги.

4) Трифон Петрович уехал в город.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет .

1) Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето.

2) Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники.

3) - Спасибо, родимый, - сказала Поликарповна, - только чудн ό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.

4) Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.

Ответ______________________________________________________

4. Из предложений 29-33 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - « неполнота действия ».

Ответ______________________________________________________

5. Из предложений 32-35 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н».

Ответ______________________________________________________

6. Замените разговорное слово «чуднó» из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

Ответ______________________________________________________

7. Замените словосочетание «бревенчатый домик» (предложение 5), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ______________________________________________________

8. Выпишите грамматические основы предложения 11.

Ответ______________________________________________________

9. Среди предложений 19-25 найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения.

Ответ______________________________________________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции .

- А что ж, (1) Поликарповна, (2) неужто всё только на деньги считать?
Я вот тебе поправлю,
(3) а ты потом вспомнишь обо мне добрым словом, (4) вот мы, (5) как говорится, (6) и квиты, (7) - сказал он и засмеялся.

Ответ______________________________________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 31. Ответ запишите цифрой.

Ответ______________________________________________________

12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он, (1) не торгуясь, (2) заплатил тридцать рублей.

Звали его Трифоном Петровичем. Он был какой-то уютный, (3) весёлый
и простой человек,
(4) и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, (5) как
к своему.

Ответ______________________________________________________

13. Среди предложений 10-16 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ______________________________________________________

14. Среди предложений 18-25 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ______________________________________________________

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: « Вера в человека - это самая большая вещь, - отзывался Трифон Петрович. - Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя» .

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Источник: От-кры-тый банк ФИПИ—2015, ва-ри-ант 37
Актуальность: Ис-поль-зу-ет-ся в ОГЭ 2015—2016

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

№ задания

Ответ

прищурив

ре-ше-но.

стран-но.

домик из бре-вен.

Не думают, живут

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Морякам и жителям прибрежных районов тёплых морей хорошо известно явление свечения ночного моря. Обычно оно слабое, едва уловимое взглядом, поэтому голубые искры, вспыхивающие в волнах, кажутся обманом зрения. Но иногда в водах морей разыгрывается настоящее огненное представление, и море от горизонта до горизонта зажигается идущим из глубины призрачным сине-зелёным пламенем - то затухающим, то разгорающимся с новой силой. Гребни волн переливаются необычным блеском, напоминающим жидкий голубой огонь. И зрелище это завораживающе разнообразно, таинственно и непредсказуемо...

Свечение моря на протяжении веков оставалось одной из величайших загадок океана. Учёные пытались объяснить этот феномен и свечением содержащегося в воде фосфора, и электрическими разрядами, возникающими при трении молекул воды и соли, и тем, что ночной океан отдаёт поглощённую днём энергию Солнца. Ответ на загадку был найден в 1753 году, когда естествоиспытатель Беккер разглядел под увеличительным стеклом крохотные, величиной около 2 мм в диаметре, одноклеточные организмы, снующие в капле морской воды при помощи биения жгутика и отвечающие вспышками света на любое механическое или химическое раздражение. Светящиеся одноклеточные жгутиконосцы были названы ночесветками, но ещё долгое время мало кто из учёных верил, что деятельность этих ничтожных созданий действительно способна вызвать явление столь грандиозного масштаба. Сейчас уже не подлежит сомнению тот факт, что свечение моря вызвано биологическими причинами, главной из которых является массовое размножение некоторых видов одноклеточных жгутиковых.

В царстве животных живое свечение встречается в самых разных группах не связанных родством организмов. Причём если среди наземных животных способность к свечению является скорее исключением из правил, то среди морских животных она распространена чрезвычайно широко. Абсолютными рекордсменами по числу светящихся видов среди беспозвоночных являются мягкие кораллы, морские перья, глубоководные медузы, кальмары и каракатицы. (262 слова)

(По И. Травиной)

- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Морякам и жителям прибрежных районов тёплых морей хорошо известно удивительное явление свечения ночного моря

2 - Свечение моря на протяжении веков оставалось одной из величайших загадок океана, которую пытались разгадать учёные

3 - Свечение моря вызвано некоторыми видами одноклеточных жгутиковых

4 - В царстве животных живое свечение встречается в самых разных группах не связанных родством организмов

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(I) Мало кто по-настоящему знал Рахманинова: он сближался с трудом, открывался немногим. (2) В первый момент он немного пугал: слишком много было в нём достоинства, слишком значительно, даже трагично, было его измождённое лицо с глазами, полуприкрытыми тяжёлыми веками. (3) Но проходило некоторое время, и становилось ясно, что суровая внешность совсем не соответствует его внутренним, душевным переживаниям, что он внимателен к людям, причём не только близким, но и к чужим, готов им помочь. (4) И делал это всегда незаметно, и о многих добрых делах Рахманинова никто никогда не знал.

(5) Да позволено мне будет нарушить слово, данное когда-то Сергею Васильевичу, и рассказать один эпизод, который я обещал ему хранить в секрете.

(6) Однажды в «Последних Новостях» я напечатал коротенькое воззвание - просьбу помочь молодой женщине, матери двух детей, попавшей в тяжёлое положение. (7) На следующий день пришёл от Рахманинова чек на 3000 франков, это были большие деньги по тогдашним парижским понятиям, они обеспечивали жизнь этой семьи на несколько месяцев. (8) Сергей Васильевич не знал имени женщины, которой помогает, и единственным условием он поставил мне, чтобы я об этом не сообщил в газете и чтобы никто, в особенности нуждавшаяся женщина, не узнал о его помощи.

(9) Он давал крупные пожертвования на инвалидов, на голодающих в России, посылал старым друзьям в Москву и в Петербург множество посылок, устраивал ежегодный концерт в Париже в пользу русских студентов. (10) И при этом Рахманинов, делавший всегда рекордные сборы, во всем мире собиравший переполненные аудитории, страшно волновался и перед каждым благотворительным концертом просил:

(11) - Надо что-то в газете написать... (12) А вдруг зал будет не полный?

(13) - Что вы, Сергей Васильевич?

(14) - Нет, всё может быть, все может быть... (15) Большая конкуренция!

(16) И этот человек, болезненно ненавидевший рекламу и всякую шумиху вокруг своего имени, скрывавшийся от фотографов и журналистов, вдруг с какой-то ребячьей жалостливостью однажды меня спросил:

(17) - Может быть, нужно интервью напечатать, как вы думаете?

(18) Как-то в начале 42 года, в самый разгар Второй мировой войны, «Новое Русское Слово» устроило кампанию по сбору пожертвований в пользу русских военнопленных, тысячами умиравших в Германии с голоду. (19) Нужно было распропагандировать сбор, привлечь к нему крупные имена, и я обратился к Рахманинову с просьбой написать несколько слов о том, что надо помочь русским военнопленным. (20)Что-бы Сергей Васильевич не боялся, что обращение может быть слишком коротким, я предложил напечатать его на первом месте, в рамке.

(21) У Рахманинова было большое чувство юмора, и письмо, которое он прислал мне в ответ, носит печать благодушной иронии:

(22) «Многоуважаемый господин Седых!

(23) Я должен отказаться от Вашего предложения: не люблю появляться в прессе, даже если моё выступление будет «в рамке, как подобает». (24) Да и что можно ответить на вопрос: «почему надо давать на русских пленных?» (25) Это то же самое, если спрашивать, почему надо питаться. (26) Кстати, сообщаю, что мною только что послано 200 посылок через Американский Красный Крест.

(27) С уважением к Вам С. Рахманинов».

(По А. Седых)

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему С. Рахманинов помогал людям «всегда незаметно»?»

  1. Он болезненно ненавидел рекламу и шум вокруг своего имени.
  2. Потому что так велели ему его религиозные убеждения.
  3. Потому, что боялся, что все другие люди начнут просить его о помощи.
  4. Он не любил журналистов.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «слово» (предложение 5).

  1. речь, выступление
  2. обещание
  3. единица речи, выражающая понятие
  4. мнение, вывод

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является синекдоха .

  1. Как-то в начале 42 года, в самый разгар Второй мировой войны, «Новое Русское Слово» устроило кампанию по сбору пожертвований в пользу русских военнопленных, тысячами умиравших в Германии, с голоду.
  2. Нужно было распропагандировать сбор, привлечь к нему крупные имена...
  3. У Рахманинова было большое чувство юмора, и письмо, которое он прислал мне в ответ, носит печать благодушной иронии...
  4. Он давал крупные пожертвования на инвалидов, на голодающих в России, посылал старым друзьям в Москву и в Петербург множество посылок, устраивал ежегодный концерт в Париже в пользу русских студентов.

А4 Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЧУВСТВО (предложение 21) согласный звук [в] является непроизносимым.
  2. В слове ЮМОРА (предложение 21) первый звук - [й].
  3. В слове ПОМОЧЬ (предложение 3) мягкость согласного [ч’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  4. В слове ПОЯВЛЯТЬСЯ (предложение 23) звуков меньше, чем букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. переживаниям
  2. обещал
  3. умиравших
  4. в секрете

А6 В каком слове правописание согласной в приставке определяется тем, что она всегда пишется единообразно?

  1. по сбору
  2. разгар
  3. обеспечивала
  4. распропагандировать

А7 В каком слове правописание -НН- определяется тем, что оно образовано от глагола совершенного вида?

  1. измождённое
  2. болезненно
  3. военнопленных
  4. данное

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ВОЗЗВАНИЕ из предложения 6 стилистически ней тральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Выпишите из предложения 20 словосочетание, в котором слова со единяются способом примыкание .

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 12.

В4 Среди предложений 5-8 найдите предложение с обособленным приложением

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Это то же самое,(1) если спрашивать,(2) почему надо питаться. Кстати,(3) сообщаю,(4) что мною только что послано 200 посылок через Американский Красный Крест.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 8. В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

У Рахманинова было большое чувство юмора,(1) и письмо,(2) которое он прислал мне в ответ,(3) носит печать благодушной иронии...

В8 Среди предложений 1-8 найдите сложноподчиненное предложение с определительной придаточной частью . Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 21-27 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью . Напишите номер этого предложения.

- - - Ответы - - -

А1-1; А2-2; АЗ-2; А4-3; А5-3; А6-1; А7-4.

Б1-обращение; Б2-слишком коротким; Б3-зал будет не полный; Б4-6; Б5-3; Б6-5; Б7-2,3; Б8-5; Б9-23.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, помещённого в энциклопедии «Языкознание. Русский язык»: «Благодаря разнообразным синтаксическим связям нам удаётся проделать путь от хранящихся в нашей памяти слов к живому общению, к высказыванию и тексту. Основные вехи этого пути - словосочетания, предложения, сложные предложения...».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами из названной энциклопедии.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Смысл фразы

С помощью слов можно назвать предметы, признаки, действия, но нельзя выразить мысль. Это можно сделать только с помощью предложений, которые строятся по законам грамматики языка. Высказывания строятся следующим образом: из слов составляются словосочетания, из словосочетаний - предложения. Благодаря средствам грамматики, из двух или нескольких простых предложений можно построить сложное.

Примеры

Показать, что с помощью слов, которые автор употребил в одном из предложений, мысль не выразишь. Например, не будет ясности относительно того, когда происходит действие, единичный или множественный деятель совершает это действие. Мысль выражается только с помощью предложений, в которых все слова составляют словосочетания благодаря смысловой и грамматической связи.

Статьи по теме: