Астрономические игры по астрономии для детей. Урок - игра по астрономии. Дидактические игры по астрономии

Урок – игра по астрономии

Игра проводится как внеклассное мероприятие в рамках недели физики и астрономии.

Цели и задачи:

Развитие творческих способностей, логического мышления;

Повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора;

Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу;

Формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

Формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

Формировать умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.

Оборудование для игры:

    распечатка вопросов для ведущего.

    Карточки для команд

Правила игры.

Класс делится на две команды. Каждая команда придумывает название и выбирает капитана. Игра состоит из туров (геймов). На каждом этапе команда набирает баллы. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ход игры.

Тур 1. «Дописать фразу» Дописать последнюю фразу.

1 команда

Космонавтом хочешь стать –

Должен много, много знать!

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд.

2 команда

Только дружных звездолёт

Может взять с собой в полёт.

Скучных, хмурых и сердитых

Не возьмём мы на орбиты!

Тур 2 Показать следующие слова, связанные с космонавтикой. Слова написаны на карточках

1 команда

Вселенная

Астрология

Ракета

Космодром

Обсерватория

Уфологи

Солнечная батарея

Тюбик

Стоунхендж

Орбита

2 команда

Космос

Астрономия

Спутник

Стартовая площадка

Иллюминатор

Астронавт

Дельтаплан

Лунаход

Зодиак

Парсек

Тур 3 Блицтурнир «Словоград» За две минуты надо составить как можно больше слов из букв слова «космонавтика». Команда, составившая большее количество слов, зарабатывает 1 бал.

Тур 4Ответы на вопросы

За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы 1 команде:

    Кто первым предложил использовать ракеты для космических полетов? (Циолковский)

    Какая звезда находится ближе всех к Земле? (Солнце)

    Самая большая планета солнечной системы? (Юпитер)

    «Падающая звезда»? (Метеор)

    Самая дальняя от Солнца из планет земной группы? (Марс)

    Защитный костюм космонавта? (Скафандр)

    Нижняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой? (Надир)

    Древнегреческий бог Солнца? (Гелиос)

    В каком году был осуществлен первый в мире космический полет человека? (1961)

    Кто создал новую систему мира, опровергнувшую учение Птолемея?

(Коперник)

Вопросы 2 команде:

1.Ученый, который много сделал для внедрения в жизнь, в практику идей К.Э.Циолковского? (С.П.Королев)

3. «Хвостатая» звезда? (Комета)

5.Большая планета, период обращения которой равен 84 года? (Уран)

6.Ближайшая к Солнцу точка земной орбиты? (Перигелий)

7.Имя первого космонавта Земли? (Юрий)

8.Кто из ученых первым сказал, что Земля имеет форму шара? (Пифагор)

9.Самый распространенный элемент на Солнце? (Водород)

10.Созвездие со звездой Вега? (Лира)

Тур 5 Из букв составить слово, кто быстрее

Г А Л А К Т И К А

Тур 6 Найти соответствие. Задания записаны на карточках

В феврале 1986 года

1 старт баллистической ракеты

запущен первый искусственный спутник Земли

Первое живое существо в космосе – собака «Лайка»

«Луна -3»Получены фотографии обратной стороны Луны

Запуск первого космонавта СССР

Алексей Леонов выполнил выход в открытый космос.

Американцы высадились на Луне.

«Лунаход -1» на Луне.

На орбиту ракето-насителем «Протон» была выведена первая в мире орбитальная КС «Салют-1».

В СССР была выведена в космос орбитальная станция нового поколения «Мир».

Тур 7 Задача

Свет от Солнца идет около 8 мин.

Определить за сколько долетит до Солнца самолет со скоростью 1000 км/час

Ответ: 18 лет, 6250 дней.

Тур 8

Показать следующие слова, связанные с созвездиями.

Рыбы, Малая Медведица, Скорпион, Северная корона, Водолей, Кассиопея, Телец, Большая Медведица, Близнецы, Рак, Волосы Вероники, Лев, Дева, Змееносец, Орел, Весы, Стрелец, Дельфин, Козерог, Персей, Лисичка, Орион

Тур 9

Вопросы, на которые надо отвечать «ДА» или «НЕТ». За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы 1 команде:

    Вселенная - это наша Галактика (НЕТ)

    Солнечную систему составляют только планеты (НЕТ)

    На Венере плотная облачная атмосфера (ДА)

    Моря на Луне заполнены соленой водой (НЕТ)

    Кометы состоят из ядра, газовой оболочки и хвоста (ДА)

    Фобос - единственный спутник Марса (НЕТ)

    Световой год - расстояние, которое проходит свет за 1год (ДА)

    Нептун - планета- гигант (ДА)

    Плутон был известн еще древним грекам (НЕТ)

    На Луне можно наблюдать северное сияние (НЕТ)

Вопросы 2 команде:

    Галилео Галилей открыл спутники Юпитера (ДА)

    Меркурий имеет мощную атмосферу (НЕТ)

    Марс значительно больше Земли (НЕТ)

    Все планеты - гиганты имеют кольца (ДА)

    Хвост у кометы появляется только при ее удалении от Солнца (НЕТ)

    Созвездия - это участки звездного неба (ДА)

    У полюсов Марса расположены белые полярные шапки (ДА)

    Большинство астероидов движутся между орбитами Марса и Юпитера (ДА)

    Планеты- гиганты имеют большое количество спутников (ДА)

    Атмосфера Венеры создает «парниковый эффект» (ДА)

Тур 10

Решить анаграмму и найти лишнее слово. Задания для 2 команд

    АРСМ

МЕЗЛЯ

НУТСАР

АЕЕНВР

РУРЕМКЙИ

    ФБСОО

НАИТТ

ОВРПЕА

ЛУПОТН

НАУЛ

    РУОБН

ПЮТИЕР

ЛЛАГЛИЙЕ

НЬЮНОТ

ЛЕКПЕР

На доске показываются все результаты туров.

За основу игры-конкурса принята телевизионная игра "Слабое звено" и адаптирована для проведения в школе. Основное отличие состоит в том, что обучающиеся зарабатывают не деньги, а баллы, которые в конце игры можно перевести в конфеты. Игру можно проводить на предметных неделях или уроках обобщения и систематизации знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРГАСОКСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

МбОУ Каргасокская средняя общеобразовательная школа № 2

Методическая разработка игры-конкурса

по астрономии

«Слабое звено»

Ящук Наталия Александровна - учитель физики МБОУ «Каргасокская СОШ №2»

Каргасок - 2017 год

  1. Пояснительная записка………………………………………………….....3
  2. Материалы и оборудование………………………………………………....5
  3. Содержание игры………………………………………….……………….6
  4. Ход игры…………………………………………………………………….8
  5. Заключение………………………………………………………………….10
  6. Приложение…………………………………………………………………11
  7. Список литературы…………………………………………………………23

1.Пояснительная записка

За основу конкурса принята телевизионная игра «Слабое звено» и адаптирована для проведения в школе. Основное отличие состоит в том, что участники зарабатывают не деньги, а баллы, которые в конце игры можно неожиданно перевести, например, в конфеты.

Игру можно проводить на предметных неделях для старших школьников и на уроках итогового повторения в конце изучения курса астрономии в 10 или 11 классе. Если выбрать из общего списка вопросы простые, то такая игра-конкурс может быть проведена и для школьников среднего звена. Уместно будет посвятить такую игру юбилейным датам в космонавтике, например, в честь 60-ия космической эры (60-ия запуска первого спутника Земли).

Основная цель игры-конкурса:

Провести интересное запоминающееся внеклассное мероприятие по астрономии в честь 60-ия космической эры.

Задачи игры:

Образовательные

  • повторить программный материал по астрономии
  • обобщить и систематизировать знания учащихся
  • отработать умение применять накопленные теоретические знания для решения практических задач

Воспитательные

  • воспитывать познавательную активность
  • воспитывать умение высказывать своё мнение и его отстаивать
  • воспитывать чувство ответственности
  • воспитывать культуру общения

Развивающие

  • развивать сознательное восприятие учебного материала
  • развивать логическое мышление
  • развивать быстроту реакции

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • саморегуляция
  • самоопределение к познавательной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • высказывать своё предположение (версию)
  • отличать верно выполненное задание от неверного
  • уметь давать самооценку своей деятельности и деятельности товарищей

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
  • получать новые знания
  • понимать информацию, представленную устно

Коммуникативные УДД:

  • умение кратко и чётко выражать свои мысли
  • устанавливать и соблюдать очерѐдность действий
  • вступать в диалог
  • корректно сообщать товарищу об его ошибках

2. Материалы и оборудование

Для проведения игры необходимо оборудование:

  • компьютер
  • видеопроектор
  • экран

Следует подготовить материалы:

  • портреты учёных и космонавтов
  • презентация, учитывающая накопленные баллы в банке
  • 200-250 вопросов для основной игры
  • 16-24 вопросов для финальной игры
  • таблицы для регистрации правильных ответов
  • таблицы для регистрации накопления баллов в банке
  • напечатанные на бумаге имена участников игры
  • бумага
  • фломастеры
  • призы

Нужно обучить четырёх помощников:

  • для работы с таблицей регистрации правильных ответов
  • для работы с таблицей регистрации баллов в банке
  • для работы с презентацией, учитывающей накопления баллов в банке
  • для работы с секундомером

Для проведения игры необходимо подготовить около 200-250 вопросов по предмету. Вопросы нужно составлять таким образом, чтобы ответы на них был краткими и состояли из 1-2 слов. Например: «Кто первым полетел в космос?» (Юрий Гагарин) или «Нептун – является планетой-гигантом?» (да). На некоторые вопросы можно предложить варианты ответов . Например: «Как называется ближайшая к Земле точка орбиты движения Луны перигей или апогей?» (перигей). Ответы следует записывать в скобках рядом с вопросом.

Чтобы в финале определить победителя игры, нужно подготовить более сложные вопросы на знание: истории предмета, биографии учёных, происхождения некоторых терминов, понятий, названий планет, созвездий галактик. Примерный список вопросов для основной игры и игры финальной смотри в приложении.

Для проведения игры требуются помощники. Двое из них будут работать с таблицами регистрации правильных ответов и учёта баллов в банке. Таблицы были разработаны для того, чтобы быстро подводить итоги каждого тура и выявлять его самое «сильное звено» и самое «слабое звено» . Таблицы и инструкции к ним смотри в приложении.

Третий помощник отвечает за визуализацию накопления баллов в банке, т.е работает с презентацией. Экран, на котором будет демонстрироваться презентация, необходимо разместить так, чтобы он был хорошо виден как участникам игры, так и их многочисленным болельщикам.

Четвёртый помощник отслеживает время каждого тура. Первый тур по продолжительности должен быть около трёх минут (или меньше в зависимости от ресурса времени проводимой игры), все последующие туры будут на 10с меньше.

Команду участников из 8-10 человек формировать из добровольцев накануне игры. Участников нужно расположить таким образом, чтобы максимально исключить возможность общения. Перед каждым из них поставить напечатанное на бумаге их имя.

Непосредственно перед началом ведущий должен огласить правила игры, а затем провести тренировочный тур с использованием элементарных вопросов, например, по таблице умножения. Это необходимо для того, чтобы участники хорошо уяснили правила игры, а помощники поработали с таблицами и презентацией.

В течение тура ведущий должен выдерживать высокий темп вопросов и ответов, громко называть имя участника и чётко фиксировать, правильно ли ответил участник: в случае правильного ответа говорить «верно», а в случае неправильного ответа - «неверно» и давать правильный ответ.

По окончании каждого тура нужно объявлять, сколько баллов заработала команда, т.е. «положила в банк». Далее следует проводить голосование среди участников, кто, по их мнению, является самым слабым звеном тура, а именно: каждый из них пишет на листке бумаги фломастером имя слабого (по их мнению) участника, и по команде ведущего показывает его. В это время ведущий может выборочно задавать вопросы участникам с просьбой обосновать сделанный выбор. Затем по результатам голосования объявляется «слабое звено», и этот участник покидает игру и присоединяется к зрителям. В спорных случаях объявлять «слабое звено» тура нужно строго следуя правилам игры. Выбывшему и, конечно, расстроенному участнику предлагается нарисовать карикатуру на своих обидчиков, чтобы снять напряжение игры.

После голосования помощники объявляют статистическую информацию тура, составленную по таблицам: кто действительно является «слабым звеном», а кто «сильным звеном» (с него начинается следующий тур) и кто больше всего положил баллов в банк.

Когда остаётся всего два участника, проводится тур на накопление баллов в банке, а «сильное звено» этого тура потом принимает решение о том, кто начнет игру в финале. Финал проводится не на время, а на знание правильных ответов на сложные вопросы. Каждому участнику задаётся по 5 вопросов, и победитель определялся по количеству правильных ответов. В случае если возникает ничья, то задаются дополнительные вопросы и игра продолжается до первого неправильного ответа.

Победителя следует поощрить ценным подарком, а накопленные баллы перевести в конфеты и раздать участникам. Мероприятие завершить чаепитием.

5. Ход игры

Ведущий: Здравствуйте уважаемые участники игры, болельщики и гости. Наше сегодняшнее мероприятие посвящено 60-ию запуска первого искусственного спутника Земли. Дата запуска 4 октября 2017 года считается началом космической эры. Вклад нашей страны в развитие космонавтики трудно переоценить. Благодаря выдающимся учёным и самоотверженным космонавтам, работающим в советском союзе, а потом и в России, мы можем гордиться нашими достижениями в космонавтике:

  • ПЕРВЫЙ ЗАПУСК РАКЕТЫ;
  • ПЕРВЫЙ ИССКУСТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ;
  • ПЕРВЫЙ ПИЛОТИРУЕМЫЙ ПОЛЁТ С ЧЕЛОВЕКОМ НА БОРТУ;
  • ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК, ВЫШЕДШИЙ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС;
  • ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА-КОСМОНАВТ;
  • ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА-КОСМОНАВТ, ВЫШЕДШАЯ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС И Т.Д.

Советские и российские космонавты стали первопроходцами во многих эпохальных космических событиях XX века, ими были установлены абсолютные мировые рекорды по длительности орбитального полета, продолжительности пребывания в космосе, выходам в открытый космос. Россия построила восемь орбитальных станций, аналогичных которым нет ни в одной стране мира.

За последние 50 лет в России сделаны огромные шаги в освоении космоса. Осуществлены с помощью автоматических станций исследования Луны и совершены полёты к планетам Солнечной системы - Венере и Марсу, посадки спускаемых аппаратов на их поверхность с передачей изображений окружающего ландшафта. Созданы обитаемые орбитальные станции, многоразовые транспортные средства, системы космической связи, метеорологии, дистанционного зондирования Земли, координатно-метрические комплексы и многое другое. Россия была и по-прежнему остается ведущей космической державой мира. Именно с Россией связаны важнейшие вехи освоения бескрайнего космического пространства.

Именно вашему поколению предстоит продолжить развитие космонавтики. А для этого вам необходимо иметь знания по астрономии. Их объём и глубину мы и проверим сегодня во время игры.

Итак, мы начинаем. Познакомимся с правилами игры.

Зачитывает правила.

Ведущий: Проведём тренировочный тур. Вопросы буду задавать по таблице умножения.

Ведущий проводит тренировочный тур и указывает на ошибки игроков, корректирует работу помощников.

Ведущий: Приступаем к игре. Участники готовы? Помощники готовы? Время пошло.

Идёт первый раунд, пока помощник не объявит: «Стоп игра».

Ведущий: Кто не справился с напряжением игры? Кто отвечал на вопросы неправильно? Кто не положил баллы в банк? Пришло время определить самое «слабое звено» первого тура.

Участники игры на бумаге пишут имя «слабого звена», а потом по очереди его показывают и аргументируют свой выбор. Игру покидает участник, набравший наибольшее количество голосов.

Ведущий: Кто же на самом деле был «слабым звено»? Кто потерял много баллов команды? Сколько баллов заработала команда. Заслушаем отчёт моих помощников.

Помощники озвучивают статистику.

Ведущий: Мы начинаем второй раунд. Он будет на 10 секунд короче первого. Время пошло.

И т.д. Таким образом, проводится 7 туров. Восьмой тур проводится на накопление баллов в банке.

Ведущий: Мы начинаем суперигру. Не спешите, время теперь не имеет значения.

Ведущий проводит суперигру.

Ведущий: Победителем сегодняшнего интеллектуального шоу становится... Поздравляю! Получите свой главный приз...

Награждение.

Ведущий: Это было «Слабое звено»... Это всего лишь игра. Прощайте!!!

4. Заключение

Игра вызывает большой интерес у участников, удовлетворяя их творческие и познавательные запросы. Игроки радуются правильным ответам и огорчаются, если команда объявляет их «слабым звеном», да ещё и «не заслужено». По словам участников, во время конкурса, находясь в стрессовой ситуации, им правильные ответы запоминались гораздо лучше, чем на уроках. И действительно, был такой момент, когда вопросов не хватило и некоторые пришлось повторить, и участники безошибочно называли правильные ответы, услышанные ранее.

Такое мероприятие в увлекательной форме закрепляет и расширяет знания, полученные на уроках, формирует устойчивый интерес к астрономии, воспитывает чувство патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей.

Если Вас заинтересовала эта игра, то для удачного её проведения учтите следующие пожелания:

  • Формировать команду участников из 9 человек и не более;
  • Продолжительность первого тура не должна превышать трёх минут;
  • Размещать участников таким образом, чтобы их общение было минимальным;
  • Перед началом игры напомнить участникам её правила;
  • Провести пробный тур, например, с вопросами по таблице умножения;
  • Ведущий игры – учитель-предметник;
  • На протяжении всей игры выдерживать высокий темп вопросов и ответов;
  • Выбывшим участникам предложить нарисовать карикатуры на игроков, которые за них проголосовали, чтобы снять психологическое напряжение;
  • Завершить мероприятие чаепитием, за которым обменяться впечатлениями о прошедшей игре.
  • Победителя игры и участников, набравших наибольшее количество баллов, поощрить хорошими оценками.

5. Приложение

  1. Правила игры

В игре принимают участие 9 человек. Состоится 8 основных туров и 1 супертур - финал.

Каждый тур представляет собой ответы на вопросы ведущего. При правильных ответах на вопросы команда зарабатывает баллы, количество которых увеличивается с каждым правильным ответом согласно таблице: 1, 2, 3, 5, 7, 10. Если цепочка правильных ответов прерывается, то команда теряет баллы. Банк пополняется баллами только в том случае, если один из участников произносит слово «банк». Если вы не уверены, что дадите правильный ответ, то вы должны положить деньги в банк. Слово «банк» вы должны сказать после того, как назовут ваше имя и до того, как ведущий начнёт произносить следующий вопрос. В противном случае, вы не положите баллы в банк. Если цепочка правильных ответов не прерывается до 10, т.е. 6 участников подряд правильно отвечают на вопросы ведущего, то 7-ой участник обязательно после произнесения его имени должен сказать «банк», в противном случае команда потеряет все баллы.

Продолжительность первого тура 3 минуты, т. е. 180 секунд. Каждый последующий тур на 10 секунд меньше. После каждого тура команду покидает один участник – «слабое звено», которого выбирает команда наибольшим числом голосов. Если два участника получают одинаковое количество голосов, то решение выносит игрок, который по результатам данного тура был «сильным звеном». Ранее принятое решение игрок в этой ситуации может изменить. Нельзя голосовать за самого себя.

Первый тур начинается с первого участника, стоящего левее всех. Каждый последующий тур начинается с «сильного звена» предыдущего тура.

Результаты каждого тура оглашаются счётной комиссией.

В 8 туре игра идёт на накопление баллов. Победитель игры определяется по результатам супертура, в котором финалисты отвечают на пять вопросов. Количество правильных ответов определяет победителя. В случае одинакового количества правильных ответов игра продолжается до первого неправильного ответа, который нарушит равновесие.

  1. Работа с презентацией
  • Во время оглашения правил игры вывести на экран таблицу накопления баллов в банке.
  • В начале каждого тура выводить на экран слайд №3, обозначающий, что баллов в банке 0.
  • Во время игры:
    - если ведущий сказал, что ответ игрока верный, то необходимо нажать правую гиперссылку (количество баллов в банке увеличится);
    - если ведущий сказал, что ответ игрока неверный или игрок отказался от ответа на вопрос, то необходимо нажать левую гиперссылку (цепочка прерывается и начинается снова с 0 накопление баллов в банке);
    - если игрок после объявления его имени, но до начала объявления вопроса успел произнести слово «банк», то необходимо нажать левую гиперссылку (цепочка начинается снова с 0).

3) Таблица для регистрации правильных ответов

Имена участников записываются слева направо согласно их расположению в игре. Если участник даёт правильный ответ, напротив его фамилии ставится знак «+», а если неправильный ответ – знак «-». В конце каждого тура подсчитывается количество правильных ответов и определяется «сильное» и «слабое» звено. Если количество правильных ответов одинаково у нескольких участников, то окончательный результат определяется по таблице регистрации баллов в банке. «Сильным» звеном объявляется участник, давший наибольшее количество правильных ответов и положивший в банк наибольшее количество баллов.

Таблица регистрации правильных ответов. Тур:

Имена участников

Количество правильных ответов

Сильное звено: Слабое звено:

4) Таблица для регистрации баллов в банке

Имена участников записываются слева направо согласно их расположению в игре. Если участник кладёт баллы в банк, напротив его фамилии ставится знак «+n», где n – количество положенных баллов. Если участник теряет баллы, так как не положил вовремя баллы в банк и неправильно ответил на вопрос или отказался на него отвечать, то напротив его фамилии ставится знак «-n», где n – количество потерянных баллов. В конце каждого тура подсчитывается количество заработанных и потерянных баллов.

Таблица учёта баллов в банке. Тур:

Имена участников

Потеряно баллов

Отправлено в банк

Общее количество баллов, накопленных в этом туре

Общее количество баллов в банке после этого тура

Игрок, отправивший в банк наибольшее количество баллов:

  1. Вопросы для игры
  1. Как называется основной астрономический прибор для наблюдений? (телескоп)
  2. Как называется единица расстояний между звёздами? (световой год)
  3. Солнце – это звезда или планета? (звезда)
  4. Кто первым полетел в космос? (Юрий Гагарин)
  5. На что похоже созвездие «Большой медведицы»? (на ковш)
  6. Как называются шарообразные тела, вращающиеся вокруг Солнца? (планеты)
  7. Когда день весеннего равноденствия? (21 марта)
  8. Как называется явление, при котором Луна находится между Солнцем и Землёй на одной линии? (солнечное затмение)
  9. Сколько звёзд в Солнечной системе? (одна, Солнце)
  10. Как называется любое тело, вращающееся вокруг планеты? (спутник)
  11. Как называется третья от Солнца планета? (Земля)
  12. Какое отчество у Юрия Гагарина? (Алексеевич)
  13. Кто побывал в космосе до человека? (собаки)
  14. Сколько естественных спутников у Земли? (один)
  15. Продолжите фразу. Чем дальше планета от Солнца, тем год на планете… (продолжительнее)
  16. К какому созвездию принадлежит Полярная звезда? (Малая медведица)
  17. Кто был первым человеком, вступившим на Луну? (Нил Армстронг)
  18. Сколько планет в Солнечной системе? (восемь)
  19. Как назывался корабль, на котором полетел Юрий Гагарин? («Восток»)
  20. Венера является планетой земной группы? (да)
  21. Какой величиной характеризуется вытянутость эллипса орбиты? (эксцентриситетом)
  22. Какой учёный открыл закон всемирного тяготения? (Исаак Ньютон)
  23. Как называется одежда космонавта? (скафандр)
  24. Как называется естественный спутник Земли? (Луна)
  25. Как называется галактика, в которой мы живём? (Млечный путь)
  26. Как называется наука, изучающая движение небесных тел, их природу, происхождение и развитие? (астрономия)
  27. Можно ли увидеть Луну в новолуние? (нет)
  28. Как называется космическое тело, упавшее на Землю? (метеорит)
  29. Сколько всего зодиакальных созвездий? (12)
  30. Нептун является планетой-гигантом? (да)
  31. В каком году Юрий Гагарин совершил полёт в космос? (1961)
  32. Как называется городок, в котором живут космонавты до и после полётов? (Звёздный)
  33. Когда день летнего солнцестояния? (22 июня)
  34. Как называется самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)
  35. Как зовут космонавта, впервые вышедшего в открытый космос? (Алексей Леонов)
  36. Какую планету называют «утренней» или «вечерней» звездой? (Венеру)
  37. Какая страна запустила первый искусственный спутник Земли? (Советский Союз)
  38. Как называется комета, появляющаяся через каждые 75 лет около Земли? (комета Галлея)
  39. Излучает ли Луна свет? (нет)
  40. Какая планета названа в честь бога войны? (Марс)
  41. Чему равна первая космическая скорость? (7,9км/с)
  42. Кто изобрёл первый телескоп? (Галилео Галилей)
  43. Как звали первых собак, благополучно вернувшихся на Землю после полёта в космос? (Белка и Стрелка)
  44. Как называется современная космическая станция? (МКС-международная космическая станция)
  45. В каком году впервые в космос полетела женщина? (1963)
  46. Как называется 12 созвездий, через которые проходит Солнце, совершая свой видимый годичный путь? (зодиак)
  47. Как называют людей, изучающих неопознанные летающие объекты? (уфологи)
  48. Как называется космодром, который арендует Россия у Казахстана? (Байконур)
  49. Сколько минут Юрий Гагарин находился в космосе? (108 минут)
  50. Как называется самая известная планета с кольцами? (Сатурн)
  51. Как называются космические тела размером от километра и больше, которые не являются спутниками планет, а движутся вокруг Солнца самостоятельно? (Астероиды)
  52. Планеты Солнечной системы можно увидеть на ночном небе? (да)
  53. Как называется самый известный метеорит, упавший в тайге Восточной Сибири 30 июня 1908 года? (Тунгусский)
  54. Какого цвета был скафандр Юрия Гагарина? (оранжево-красный)
  55. Какова скорость света? (300000км/с)
  56. Солнце, совершая свой годичный путь, проходит через созвездие Девы? (да)
  57. Какая самая дальняя от Солнца планета из земной группы? (Марс)
  58. Как называется «хвостатая звезда? (комета)
  59. Как называется состояние тела, при котором его вес равен нулю? (невесомость)
  60. Что означает слово «зодиак»? (круг животных)
  61. Чем объясняется смена дня и ночи на Земле? (её вращением)
  62. Как называется ближайшая к Земле звезда? (Солнце)
  63. Как называется космический транспорт? (ракета)
  64. Сатурн является планетой-гигантом? (да)
  65. Как называется ближайшая к Земле точка орбиты движения Луны перигей или апогей? (перигей)
  66. Как называется основной научный метод изучения небесных тел в астрономии? (метод наблюдения)
  67. Сколько всего созвездий на небе? (88)
  68. Какая планета до недавнего времени входила в состав Солнечной системы? (Плутон)
  69. Правда ли что характерной чертой чёрной дыры является гравитация? (да)
  70. Когда день осеннего равноденствия? (23 сентября)
  71. Как называется «падающая» звезда? (метеор)
  72. Какого учёного под страхом пыток инквизиции заставили отречься от своих взглядов? (Галилео Галилея)
  73. К какому классу звёзд по размерам относится Солнце? (карлик)
  74. С каким созвездием связано происхождение медицинской эмблемы? (змееносец)
  75. Как называется ближайшее к Земле небесное тело? (Луна)
  76. Как называется газовая оболочка, окружающая Землю? (атмосфера)
  77. Как называется основная часть кометы? (голова)
  78. Как называется самая близкая к Солнцу планета? (Меркурий)
  79. Сколько звёзд в нашей галактике? (150 миллиардов)
  80. На какой планете астрономы уже около 300 лет наблюдают характерное лишь для неё красное пятно? (Юпитере)
  81. Как называется диаметрально противоположная точка зениту? (надир)
  82. В каком году была произведена высадка астронавтов на Луну? (1969)
  83. Солнце, совершая свой годичный путь, проходит через созвездие Ориона? (нет)
  84. Какой учёный впервые открыл атмосферу у Венеры? (М.В. Ломоносов)
  85. Как звали первую собаку, которую запустили в космос? (Лайка)
  86. Можно ли одновременно наблюдать солнечное и лунное затмение? (нет)
  87. К какому виду галактики относится Млечный путь? (спиральная)
  88. Какая единица измерения расстояний в астрономии является наибольшей? (парсек)
  89. Как называется граница дня и ночи на Луне? (терминатор)
  90. Существуют ли эллиптические галактики? (да)
  91. Кто предположил модель Вселенной, в центре которой находится Солнце? (Николай Коперник)
  92. Как называется совокупность нескольких ярких звёзд, образующих своеобразную фигуру? (созвездие)
  93. Чем вызвано мерцание звёзд? (движением воздуха в атмосфере)
  94. Существует ли средний размер звезды? (нет)
  95. Какой позывной был у Юрия Гагарина во время полёта? (кедр)
  96. Как называется утверждение: квадраты периодов обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от Солнца? (третий закон Кеплера)
  97. Какой учёный утверждал, что в центре мироздания находится Земля? (Птолемей)
  98. Как называется яркое освещение горизонта перед восходом или заходом Солнца? (Заря)
  99. С помощью, какой звезды определяют стороны света? (Полярной звезды)
  100. Как называется американский космический корабль многоразового использования? (Шаттл)
  101. Существуют ли неправильные галактики? (да)
  102. Правда ли, что планеты-гиганты состоят из тяжёлых химических элементов? (нет)
  103. К какому классу звёзд относится Солнце по цвету? (жёлтые)
  104. У Венеры есть спутники? (нет)
  105. Сколько ярких звёзд в созвездии большой медведицы? (7)
  106. Как зовут первую в мире женщину-космонавта? (Валентина Владимировна Терешкова)
  107. Что означает слово «космонавтика»? (кораблевождение)
  108. Как называется планета, названная именем бога родников, рек и морей? (Нептун)
  109. Чему равно расстояние от Земли до Солнца? (150 млн км)
  110. Как называется специальный научно-исследовательский центр для проведения астрономических исследований? (обсерватория)
  111. Как называется первый космический корабль, доставивший людей на Луну? (Апполон)
  112. Какой временной отрезок определяется по вращению Земли вокруг своей оси? (сутки)
  113. С чем связана смена времён года? (с вращением Земли вокруг Солнца)
  114. Как называется явление, при котором Земля находится между Солнцем и Луной на одной линии? (лунное затмение)
  115. Плутон является планетой-гигантом? (нет)
  116. Какой учёный установил законы движения планет? (Иоганн Кеплер)
  117. Что представляют собой орбиты движения планет в Солнечной системе? (эллипс)
  118. Какая звезда имеет самую высокую температуру: жёлтая или голубая? (голубая)
  119. Марс является планетой земной группы? (да)
  120. Какое созвездие является поэтическим символом и служит своеобразным вдохновением для поэтов и писателей? (Пегас)
  121. Какая планета была открыта американским учёным Клайдом Томбо лишь в 1930 году? (Плутон)
  122. Что означает слово «планета»? (блуждающая)
  123. Как называется видимая часть атмосферы Солнца? (фотосфера)
  124. Обладает ли Луна магнитным полем? (нет)
  125. Как называется гигантская звёздная система? (Галактика)
  126. Чему равен 1 парсек в километрах? (3 10 13 )
  127. Солнце, совершая свой годичный путь, проходит через созвездие Льва? (да)
  128. У какой планеты имеются полярные шапки, в которых возможно находится в виде льда вода? (Марс )
  129. Как называется самый распространенный химический элемент в космическом пространстве? (водород)
  130. Какую фразу произнёс Юрий Гагарин во время старта 12 апреля 1961 года? (Поехали!)
  131. Звёзды по цвету бывают зелёными? (нет)
  132. В каком году родился Юрий Гагарин? (1934)
  133. Как называется самая удалённая от Солнца точка орбиты небесного тела? (афелий)
  134. Из мифологии какого народа взяты названия планет? (из греческой и римской)
  135. Как называется наблюдаемая с Земли освещённая часть лунного диска? (фаза)
  136. Есть ли на Луне вода? (нет)
  137. Какое созвездие лучше наблюдать зимой: Козерога или Ориона? (Ориона)
  138. Как называется среднее расстояние от Земли до Солнца? (астрономическая единица)
  139. Существует ли у Солнца зона, называемая зоной цепных ядерных реакций? (нет)
  140. Как называется советский космический корабль многоразового использования? (Буран)
  141. Как называется самая ближайшая к Земле и очень большая галактика? (Туманность Андромеды)
  142. Какая планета из видимых самая яркая? (Венера)
  143. Как называется большой круг небесной сферы, по которому движется Солнце? (эклиптика)
  144. Как называется поверхностный слой Луны? (реголит)
  145. С помощью какого метода определяют химический состав Солнца, звезд, галактик, туманностей ? (спектральный анализ)
  146. Как называется самая горячая планета Солнечной системы? (Венера)
  147. Кто был основателем теоретической космонавтики? (Циолковский Константин Эдуардович)
  148. Продолжите фразу. Если Луна на нашем небе выглядит как буква С, то она является… (убывающей)
  149. Под действием какой силы происходит движение планет вокруг Солнца? (силы тяготения)
  150. Как называются тела неправильной формы, обращающиеся вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера? (астероиды)
  151. Существуют ли звёзды сверхгиганты? (да)
  152. В каком месяце года Земля находится ближе всего к Солнцу? (в январе)
  153. Какая планета в греческой мифологии отожествляется с Богом торговли – Гермесом? (Меркурий)
  154. Сколько планет Солнечной системы можно увидеть невооружённым глазом? (пять)
  155. Сколько суток провёл на орбите первый искусственный спутник Земли? (92)
  156. На карте, какой планеты только женские имена? Здесь есть даже каньон Бабы-Яги? (Венеры)
  157. Как называется часть солнечного излучения, обладающая высокой химической активностью, но в небольших дозах благотворно влияющая на организм человека? (ультрафиолетовое)
  158. Как называется интервал времени между двумя последовательными новолуниями? (синодический месяц)
  159. Какую планету называют красной из-за цвета её пустынь, содержащих много железа? (Марс)
  160. Как называется космодром в США? (Мыс Канаверал)
  161. Существует ли созвездие «Большой Пёс»? (да)
  162. Продолжите фразу. Со скоростью 29,765 км/с Земля вращается вокруг… (Солнца)
  163. Кто предложил геоцентрическую систему мира? (Птолемей)
  164. У какой планеты средняя плотность меньше плотности воды, поэтому она не утонет в воде, если бы нашлась ванна подходящих размеров? (у Сатурна)
  165. Кого называли «великим мечтателем»? (Циолковского Константина Эдуардовича)
  166. Как называется самая холодная планета Солнечной системы? (Нептун)
  167. Продолжите фразу. Радиус-вектор планеты за одинаковые промежутки времени описывает… (равные площади)
  168. Как называется точка околоземной орбиты небесного тела, наиболее удалённая от центра Земли? (апогей)
  169. Назовите небесное тело, куда ступала нога человека? (Луна)
  170. В каком направлении движется наша Земля: с запада на восток или с востока на запада? (с запада на восток)
  171. Продолжите фразу. Слоистые, перистые, кучевые, дождевые… (облака)
  172. Название, какого созвездия является названием физического прибора? (весы)
  173. Какова масса первого искусственного спутника Земли? (83,6кг)
  174. На какой планете находится самая большая гора Солнечной системы – гора «Олимп», высотой 25 км? (на Марсе)
  175. На какой планете с одной стороны так жарко, что плавится свинец, а с другой почти 200°С? (Меркурий)
  176. У Земли существует внутренний слой, называемый мантией? (да)
  177. Во что превращается звезда-гигант на последнем этапе эволюции? (в нейтронную звезду)
  178. Кто был основателем практической космонавтики? (Сергей Павлович Королёв)
  179. Как называется ближайшая к Солнцу точка орбиты Земли? (перигелий)
  180. Какая планета Солнечной Системы вращается не по движению вокруг Солнца, а наоборот, причем в 243 раза медленнее Земли? (Венера)
  181. Солнце, совершая свой годичный путь, проходит через созвездие Стрельца? (да)
  182. Название, какого спутника в переводе на русский язык означает «страх»? (Фобос, спутник Марса)
  183. Как называются галактики-спутники млечного пути? (Магеллановы облака: большое и маленькое)
  184. Кто предложил гелиоцентрическую систему мира? (Николай Коперник)
  185. Как называется самоходный аппарат, совершивший путешествие по Луне? (луноход)
  186. Что произошло со станцией «Мир» в 2001 году? (она была затоплена)
  187. С какого космодрома был произведён запуск первого космического корабля с человеком на борту? (с Байконура)
  188. Существует ли у Солнца зона, называемая хромосферой? (да)
  189. Какую планету Уран или Сатурн нельзя увидеть на небе невооружённым глазом? (Уран)
  190. Как называется водная оболочка Земли? (гидросфера)
  191. Во что превратится Солнце на последнем этапе эволюции? (в белый карлик)
  192. В каком году впервые человек вышел из корабля в открытый космос? (1965)
  193. Как называется группа планет, состоящая из Меркурия, Венеры, Земли и Марса? (земная)
  194. Какое носит название небесная путешественница, состоящая из ядра, головы и хвоста? (комета)
  195. Правда ли, что чёрная дыра имеет огромные размеры? (нет)
  196. Как называется самая яркая звезда северного полушария звёздного неба? (Сириус)
  197. Во что превращается сверхгигант на последнем этапе эволюции? (в чёрную дыру)
  198. Продолжите фразу. Каждая планета обращается вокруг Солнца по эллипсу, в одном из фокусов которого находится… (Солнце)
  199. На какой планете бывают дожди из серной кислоты? (на Венере)
  200. Какой цвет у самых холодных звёзд? (красный)
  201. Как зовут впервые вышедшею в космос женщину? (Светлана Евгеньевна Савицкая)
  202. Как называется расстояние, равное трём световым годам? (парсек)
  203. Продолжите фразу. В 81,3 раза масса Луны меньше массы… (Земли)
  204. К какому виду галактик относятся Магеллановы облака? (к неправильным)
  205. В каком созвездии находится звезда Сириус? (Большого Пса)
  206. Как называется самая близкая к Земле планета Солнечной системы? (Венера)
  207. Когда день зимнего солнцестояния? (22 декабря)
  208. Буквами какого алфавита пользуются для обозначения звёзд на звёздных картах? (греческого)
  209. Что обозначает число 365,25? (продолжительность года)
  210. Чему равна продолжительность полной смены фаз Луны? (≈29,5)
  211. Как называется линия, соединяющая любою точку орбиты с фокусом? (радиус-вектор)
  212. Можно ли в невесомости пить из кружки? (нет)
  213. Какой позывной был у Валентины Терешковой? (чайка)
  214. В каком состоянии находятся люди на орбитальной станции? (состоянии невесомости)
  215. Как называется модель Земли? (глобус)
  216. Солнце, совершая свой видимый годичный путь, проходит через созвездие овна? (да)
  217. Продолжите фразу. Если Луна на нашем небе выглядит как перевёрнутая буква С, то она является… (растущей)
  218. Как называется созвездие южного полушария, состоящее из очень тусклых звёзд и обозначающее чертёжный инструмент? (циркуль)
  219. В каком году Светлана Савицкая вышла в открытый космос? (1984)
  1. Вопросы для супертура игры:
  1. Эта оранжево-красная гигантская звезда диаметром 36 поперечников Солнца находится на расстоянии 55 световых лет. В созвездии Тельца, которое лучше всего наблюдать на зимнем небе, она является глазом разъяренного Тельца. Какая это звезда? (Альдебаран)
  2. Эта звезда означает «царская звезда». Она находится в созвездии льва, как бы в сердце льва. Она почти в 2 раза ярче Полярной звезды и находится на расстоянии около 80 световых лет. Какая это звезда? (Регул)
  3. Лебедь - большое, красивое созвездие северного неба. Часть его, состоящая из наиболее ярких звёзд, известна под названием Северный крест. Самая яркая звезда этого созвездия проводит над горизонтом всего 5 часов в сутки, но зато видна на звёздном небе круглый год. Считается, что эта звезда ярче Солнца в 10 тыс. раз и находится на расстоянии 820 световых лет. Какая это звезда? (Денеб)
  4. В созвездии Орла это самая яркая звезда, которая наряду с Вегой и Денебом входит в летне-осенний треугольник Северного полушария неба. Эта звезда наряду с альфа - Центавра является ближайшей к нам звездой и находится на расстоянии 16 световых лет. (Альтаир)
  5. В созвездии Лиры - это самая яркая звезда. Это первая звезда, которую удалось сфотографировать и произошло это в 1850 году. Наша Солнечная система летит к этой звезде со скоростью 20 км/с и через 12 тыс. лет она будет для нас полярной звездой. Какая это звезда? (Вега)
  6. А эту звезду лучше всего наблюдать зимой, так как она является красноватой самой яркой в созвездии Ориона и украшает его левое плечо. В 1920 году были впервые определены её размеры и до недавнего времени считали её самой большой звездой в наблюдаемой части Вселенной, так как её диаметр оказался более 1 млрд км. Какая это звезда? (Бетельгейзе)

Но в настоящее время обнаружена более крупная звезда в созвездии Возничего, которая в 2700 больше Солнца. Звезда Бетельгейзе всего приблизительно в 1 тысячу раз больше Солнца.

  1. В этом созвездии находится одна из знаменитых туманностей М 31 – спиральная галактика, содержащая сотни миллиардов звёзд. В тёмные ясные ночи можно попытаться разглядеть это туманное пятнышко, а в телескоп эта галактика представляет очень эффектное зрелище. Какое это созвездие? (Созвездие Плеяды)
  2. В греческих мифах 7 дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны были превращены Зевсом в звёзды и вознесены на небо в виде созвездия. 6 звезд этого созвездия сияют достаточно ярко, и лишь одна - Меропа- еле видна, так как по легенде она вышла замуж за простого смертного и ей, якобы, стыдно перед сёстрами, которые вышли замуж за богов. Какое это созвездие? (Созвездие Андромеды)
  3. В древнем Китае это созвездие называли «Пе-теу», что означает «кастрюля». В Средней Азии, где много лошадей, про эти звёзды говорили «Конь на привязи». А как это созвездие называется у нас? (Большая Медведица)
  4. Какой из спутников Юпитера помог датскому физику и астроному О.Рёмеру в 1676 году определить скорость света? (Ио)
  5. Кому принадлежат слова: "Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне - дна…" (М.В. Ломоносову)
  6. В честь этого советского астронома назван Государственный Астрономический Институт? (в честь Павла Карловича Штенберга)
  7. Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу – взорвался на 74 секунде старта? (Челленждер)
  8. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984-85 годы исследовали Венеру и комету Галлея? (Вега)
  9. Как называются почти все китайские ракеты-носители? («Чан Чжен», по-русски «Великий поход»)
  10. Как называется устройство, используемое для моделирования перегрузок, которые космонавт неизбежно ощутит в космосе? (Вращающаяся центрифуга, внешне напоминающая огромную гантель, на одном конце которой закреплена кабина с испытуемым, а на другом - противовес)
  11. Звёзд на небе невооруженным глазом видно так много, что кажется, их не сосчитать. Однако это сделать можно. Сколько на небе звезд, которые видны невооруженным глазом? (Всего около 6000)
  12. Сколько звёзд можно увидеть невооруженным глазом на небе, не сходя с одного места? (Около 3000, так как находясь на открытой местности видно ровно половину звездного неба)
  13. Над каким проектом (программой) работали исследователи космического пространства в конце XX века, но за недостатком средств его временно "заморозили"? (Полет на Марс в начале XXI века)
  14. Какие два космических явления вызывали у людей в древности огромный страх? (Затмение солнца и появление кометы)
  15. Где родился Юрий Гагарин? (село Клушино Смоленской области)
  16. Где родилась Валентина Терешкова? (деревня Масленниково Ярославской области)
  17. Сколько океанов на Луне, и какие? (Один - океан Бурь)
  18. Почему на Луне нельзя услышать звуки? (Нет атмосферы, звуковые волны не могут распространяться)

6. Список литературы

  1. В.М. Чаругин. «Астрономия 10-11». Москва, «Просвещение» 2017.
  2. В.М. Чаругин. «Астрономия 10-11. Методическое пособие. Базовый уровень». Москва, «Просвещение» 2017.
  3. Б.А.. Воронцов-Вельяминов. «Астрономия 10-11». Москва, Дрофа 2017.
  4. Б.А.. Воронцов-Вельяминов. «Cборник вопросов и задач по астрономии». 1982.
  5. «Физика» - приложение к журналу «Первое сентября» (статьи по астрономии).
  6. Э.С. Зигель. «Что и как наблюдать на звездном небе?». 1979.
  7. М. М. Дагаев, В. М. Чаругин. «Книга для чтения по астрономии. Астрофизика». 1988.
  8. Я.И. Перельман . «Занимательная астрономия» . Москва, 1954.
  9. М.М. Дагаев. «Сборник задач по астрономии» . -Москва, 1980.
  10. Методическая разработка урока-конференции «Россия-космическая держава» Котовой Валентины Ивановны - учителя физики МБОУ-СОШ села Ягодного, Асиновского района, Томской области.

    Астрономия - наука о космических объектах и разнообразных небесных явлениях. Это изучение Вселенной и мира, в котором мы живем. Несмотря на кажущуюся сложность, астрономия может запросто стать самым настоящим увлекательным хобби на всю жизнь.

    Специально ко Дню астрономии (29 апреля), сайт подготовил обзор 9 бесплатных игр и приложений для смартфонов и планшетов, при помощи которых дети узнают много нового о Солнечной системе, галактике и Вселенной.

    Космос для детей бесплатно

    Солнечная система

    Любознательный Панда приглашает юных астронавтов в познавательное путешествие по Солнечной системе. Дети смогут не только познакомиться поближе с каждой планетой, но и сыграть с ними в простые игры. Например, помочь Сатурну превратиться в юлу, а с Нептуном приготовить красивое и вкусное мороженое.
    Google play

    Астрономия для детей: StarWalk

    При помощи этого приложения дети познакомятся с разными космическими объектами, узнают интересные факты о каждом из них и даже посмотрят познавательные мультфильмы. Путешествие начнется с Солнца и постепенно уведет юных исследователей за границы нашей Солнечной системы.
    Google play /App Store

    Гиппо в космосе

    Любознательный Гиппо отправляется в настоящее космическое путешествие, в котором его ждет много интересного. Игра разделяется на два режима. Во время перелета между планетами необходимо управлять ракетой движением пальца, чтобы она не столкнулась с планетами и метеоритами, а также собирать золотые монетки. А каждый раз после посадки юных космонавтов будут ждать простые логические игры, типа «Собери пазл», «Соедини точки» и прочие головоломки.
    Google play

    Солнечная система для детей

    Простое и красочное приложение, которое поможет узнать названия планет, цифр и цветов, как на русском, так и на английском языках.
    Google play

    Белка и Стрелка: Лунные приключения. Эпизод 1


    Вместе с героями популярного мультфильма ваших детей ждут настоящие лунные приключения. Им предстоит пройти курсы по управлению луноходом, прочувствовать на себе, что такое космическая известность, выяснить, как и почему летающая тарелка фрисби может повлиять на международные отношения, узнать, что чувствует крыса-дайвер, а также в свое удовольствие попрыгать за монетками.
    App Store

    RoverCraft - построй луноход

    Астрономия - это не только скучные расчеты и непрерывное смотрение в телескоп. Зачастую это еще и полевые испытания новых моделей луноходов, марсоходов и прочих… ходов. Вот и сейчас юным испытателям предстоит сесть за руль пока еще сырой модели самодвижущейся повозки, чтобы довести ее до совершенства. Для этого нужно будет аккуратно преодолевать разнообразные участки пересеченной местности на других планетах, собирать золотые монетки и за счет этого улучшать характеристики своего космического внедорожника.
    Google play

    Фиксики в космосе!

    Отличная физическая игра, которая просто необходима каждому настоящему юному покорителю космоса! Симке и Нолику - героям мультсериала - предстоит освоить невесомость! Передвигаясь в трехмерном пространстве при помощи небольших двигателей, им нужно выполнять все более сложные задания. Для начала это будет просто сбор батареек, затем на их пути встанут метеориты, ракеты, мины и прочие неприятные неприятности. И как во всем этом сориентироваться, чтобы голова не закружилась, сумеет ответить далеко не каждый взрослый! Без колебаний ставим 5+!
    Google play

    Открытый космос

    Это приложение будет особенно интересно юным любителям астрономии старшего возраста. Оно представляет из себя обновляющуюся ленту новостей о космосе, исследовании Земли, Солнечной системы и Вселенной, развитие космической отрасли, а также о новых технологиях. Помимо статей здесь представлены разделы: Видео, Лекции и Фильмы, посвященные всему самому интересному, что касается космической тематики.
    Google play

    Как меняются день и ночь (возраст - от 3 лет)

    Любознательный малыш рано или поздно задастся глобальным вопросом: почему бывает день и ночь? И чтобы не объяснять устройство мира на пальцах, попробуем создать модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца.

    Для этой игры лучше всего подойдет глобус. Но можно использовать и обычный мячик.
    На двух противоположных сторонах пластилином или скотчем (можно использовать бумажный скотч) закрепите маленькие игрушки или фигурки человечков из картона. Возьмите фонарик и идите в ванну.

    В полной темноте включите фонарик - «Солнце» и осветите им мяч или глобус - «Землю».

    Крутите мяч или глобус так, чтобы то один человечек, то другой оказывались освещенными. Лучше, если внешне человечки будут заметно отличаться друг от друга.
    Объясните малышу, что вот так же крутится и Земля, на которой мы живем. И когда с одной стороны ночь и все спят, с другой стороны день и все заняты делом.

    Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребенок сам убедится, что как бы он не вращал глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен.
    Расскажите малышу про особенности полярного дня и ночи и о том, как живут люди за полярным кругом.

    Земля, Луна и Солнце (возраст 3-4 года )

    Конечно, дети постоянно видят и Луну, и Солнце. И многие из них, как и наши предки, уверены, что и Луна, и Солнце - это примерно одно и тоже. Только Луна поднимается на небо ночью, а Солнце - днем.

    Расскажите им, что Солнце - это звезда, а Луна - планета, что Солнце светит, а Луна, как зеркало, отражает свет, что Солнце огромное, а Луна маленькая.
    Предложите поиграть в Луну, Землю, Солнце.

    Пусть Солнцем станет кто-то большой (например, папа), мама будет Землей, а малыш - Луной.
    «Солнце» встает посреди комнаты, взяв в руку фонарик. «Земля» начинает ходить вокруг «Солнца» и кружиться вокруг себя (смотрите, чтобы голова не закружилась). А малыш - «Луна» бегает вокруг мамы - «Земли». В руках у «Луны» может быть зеркало. В идеальном варианте «Луна» старается быть все время лицом к «Земле».

    Живые планеты (возраст 4-5 лет)

    Эта игра - для группы детей (8-9 человек). Взрослый будет изображать Солнце, а ребята - планеты солнечной системы. Кто-то может изобразить Луну. Лучшее место для игры - детская площадка или полянка.
    Чтобы игра удалась, хорошо провести несколько подготовительных игр.

    Запоминаем названия

    По очереди подзывайте к себе детей и называйте им новые имена (можно сделать бейджики с именами): Меркурий, Марс и др. А дальше - игры на внимание.

    1-й вариант. Взрослый громко называет планету и считает до трех. Кто не отозвался - выходит из игры
    2-й вариант. Дети бросают по очереди друг другу мяч («космический корабль») со словами: «Корабль летит с Марса на Юпитер».

    Кто за кем стоит.

    Итак, дети запомнили, в каком порядке расположены планеты. Нарисуйте на асфальте линии (или положите веревочку на траве). Расскажите, что «Солнце» отпускает своих деток - планеты - полетать там, где они хотят. Но время от времени планеты должны прилетать домой, чтобы «Солнце» не волновалось.

    Взрослый будет выкрикивать имена деток - планет в том порядке, в котором они должны бежать домой и становиться вдоль линии, то есть: «Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон». Если в игре принимает участие «Луна», она бежит вместе с «Землей», и они встают в ряд, держась за руки.

    Через несколько игр можно просто кричать: «Дети! Домой!» А потом проверять, правильно ли расположились планеты.

    Можно прокричать порядок расположения планет неверно, тем самым проверив детей.

    Солнечная система (возраст от 5 лет).

    Когда ребенок уже хорошо знает названия планет и не путает их порядок, можно попробовать изобразить макет солнечной системы.
    Расскажите, что планеты не стоят, выстроившись в ряд, а летают вокруг Солнца,каждая по своей дорожке («орбите»).

    Если несколько детей, можно поиграть в такую игру: нарисовать каждому ребенку его орбиту мелом на асфальте. Продумайте расстояние так, чтобы дети не задевали друг друга при движении.
    Когда схема движения будет нарисована, каждая планета должна занять свое место, и все начинают кружиться вокруг Солнца (лучше не бегать, а ходить).

    Можно предложить детям сосчитать, сколько кругов им удалось сделать до условного сигнала. А потом пусть сравнят, кто сделал больше кругов - Меркурий или Марс, Юпитер или Уран, - и сделают вывод: чем дальше планета от Солнца, тем больше времени у нее занимает один полный оборот вокруг Солнца.

    Планеты Солнечной системы.

    Обязательно попросите малыша помочь вам в подготовке материала. Для игры понадобятся:

    • планеты (круги разных размеров из картона - одинакового или разных цветов);
    • игровое поле (большой лист бумаги или кусок старых обоев с нарисованным Солнцем и орбитами планет);
    • карточки с названиями небесных тел (всех планет и Солнца);
    • карточки с символами планет и Солнца.

    Расскажите детям о планетах солнечной системе, о происхождении их названий. Можно вместе с детьми прочесть книги из серии тонких книг Левитана «Астрономия для умненьких детей»

    Разложите планеты по орбитам, вместе с ребенком каждой планете подберите карточку с названием и символ. Предложите ребенку самому расположить планеты на орбитах и подобрать карточки к ним.
    Попросите ребенка по памяти назвать подряд все планеты солнечной системы - от ближайшей к Солнцу или наоборот.

    Выложите на поле все планеты с подписями, допустив ошибку, пусть ребенок попробует ее найти.

    Используя схему солнечной системы, составленную ребенком на поле или по памяти, предложите ему ответить на вопросы:

    1. Какая планета солнечной системы расположена ближе всего к Солнцу, какая наиболее удалена от него;
    2. Какие планеты находятся ближе всего к Земле;
    3. Какая планета расположена между Землей и Юпитером, между Нептуном и Сатурном, между Марсом и Сатурном и так далее;
    4. Какая планета находится дальше Земли, но ближе Юпитера и так далее
    5. .

    Созвездия.

    Возьмите детскую энциклопедию и рассмотрите с ребенком карту звездного неба. Прочитайте о звездах и созвездиях, о происхождении их названий. Возьмите лист черной бумаги и несколько пуговиц желтого цвета или кружков, звездочек из желтого картона.

    Попытайтесь сами изобразить одно из созвездий. Предложите сделать то же самое детям. После многократного повторения детьми таких игр предложите им угадать по памяти, какое из созвездий вы изобразили. Попросите детей по памяти изобразить то или иное созвездие.
    Попросите детей, глядя на картинку или по памяти, исправить ошибки, допущенные вами при изображении того или иного созвездия.

    Астрономическое лото и домино - от 6 лет.

    Чтобы дети лучше запомнили названия планет, их символы, внешний вид созвездий, сделайте из картона такие традиционные игры, как лото и домино.
    Если детям 6-7 лет, они обязательно захотят помочь вам, смело привлекайте их к работе, поручив найти картинки, приклеить и т.п.
    Вместе с детьми вы можете изготовить самодельные книжки или плакаты о планетах и созвездиях.

    Купить книги для детей о космосе вы можете в интернет-магазине Ученый Кот в разделе

    Принимайте участие!

    Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

    Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

    Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

    Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

    Читайте новые статьи

    Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

    Учиться нелегко: какие-то темы даются тяжело, не хватает «соображалки», чтобы решить задачи, а вокруг масса отвлекающих факторов: социальные сети, ютуб, друзья, представление, что родители/учителя опять будут ругать. Как помочь детям взять себя в руки, сделать усилие над собой и заниматься больше?

Статьи по теме: