Дидактические игры для дошкольников. Игры на объединение существенных признаков в класс и называние словом. “Узнай, кто я”

Виктория Дмитриева

Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателям, родителям, учителю-логопеду.

Применяются в образовательной области «Коммуникация».

Способствуют:

обучению грамоте (согласование числительных с существительными; образование существительных единственного и множественного числа; образование существительных родительного падежа единственного числа);

пополнению и расширению словарного запаса;

развитию фонематического слуха детей (автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков в произношении);

развитию слоговой структуры слова;

развитию звукового анализа и синтеза, а также памяти, внимания, мышления.

Все игры можно легко выполнить своими руками.

Дидактическая игра "Посчитай- ка"

Цель: учить детей согласовывать числительные с существительными.

Оборудование: сюжетная картина «Смешарики», цветные картинки в количестве по 5 штук.

Ход игры: Перед ребёнком лежит сюжетная картинка, например, «Крош дарит Нюше цветы» и выкладываются еще картинки. Ребёнок должен сосчитать сколько же предметов подарил еще Крош Нюше. Например, один барабан, два барабана, три барабана, четыре барабана, пять барабанов. Логопеду, работая над автоматизацией определённого звука, в этой игре можно целенаправленно подобрать соответствующие картинки, для его автоматизации. Игра будет полезна вдвойне тем, что направлена на развитие грамматического строя речи и развитие фонематического слуха одновременно.

Дидактическая игра "Чего не ста ло"

Цель: учить детей образовывать существительные родительного падежа

единственного числа

Оборудование: сюжетная картинка, цветные картинки в любом количестве.

Ход игры:

Вариант 1. Играют взрослый и ребёнок.

Перед ребёнком лежит сюжетная картинка, например «В гостях у Чебурашки». Сказочный герой Муравей приходит в гости к Чебурашке с подарками. Ребёнок раскладывает подарки по комнате. Ребёнок перечисляет их, рассматривает. Затем даётся время на запоминание ребёнку. После этого предлагается закрыть ребёнку глаза. В это время взрослый убирает одну картинку или переворачивает её дном вверх. Задаёт ребёнку вопрос: «Чего не стало?». Ребёнок открывает глаза, разглядывает и отвечает, например: «Не стало смородины» и так далее.

Вариант 2. Ребёнок-ребёнок.

Принцип игры тот же. Только играют двое детей. Каждый по очереди является ведущим. Один ребёнок закрывает глаза, второй прячет картинку. И наоборот, меняются ролями. Детям очень интересно угадывать и прятать картинки. Игра проходит быстро и занимательно.

Если работать над автоматизацией определённого звука, то можно подобрать соответствующие картинки. Игра также полезна тем, что направлена на развитие грамматического строя речи и развитие фонематического слуха одновременно.



Дидактическая игра "Звуковые ча сы"

Цель: развивать фонематический слух и звуковой анализ слова

Оборудование: нарисованные часы на бумаге с картинками вместо цифр, стрелки.

Ход игры:

Вариант 1. Играют взрослый-ребёнок.

Ребёнку предлагается рассмотреть часы и найти картинки с заданным звуком, например, «З». Ребёнок двигает обе стрелки на часах, выбирая тем самым сразу две правильные картинки (заяц-арбуз). Детям старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) предлагается еще дополнительно задание на определение звука в слове (начале, середине, конце слова).

Вариант 2. Ребёнок-ребёнок (дети старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет). Принцип игры тот же. Только играют двое детей. Каждый по очереди является ведущим. Один ребёнок загадывает звук, второй ищет и расставляет стрелки. И наоборот, меняются ролями.


Дидактическая игра «Волшебный шк аф»

Цель: развивать слоговую структуру слова, автоматизировать звук в словах

Оборудование: сюжетный герой, нарисованный шкаф, цветные картинки.

Ход игры: Пират спрятал в шкафу предметы. Ребёнку необходимо перечислить их и определить в каждом слове количество слогов, прохлопывая каждое слово. Пример: ма-трёш-ка. Прохлопав слово три раза, ребёнок определяет тем самым количество слогов.

Логопед может подобрать заранее картинки с определённым звуком, для его автоматизации.



ТЕМА:Страна "Выдумляндия".

ЦЕЛЬ: Повторить с детьми что такое небылицы. учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их, воспитывать умение отличать реальное от выдуманного. Учить детей самостоятельно придумывать небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фонтазию детей. Развивать правильную речь и обогощать словарный запас ребенка.

МАТЕРИАЛ:.игровые фишки (для подсчета правильных ответов, иллюстрации к сказкам.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭПАП:

Перед началом игры я спрашиваю детей- знают ли они, что такое небылицы, где они их слышали. Я напоминаю, что небылицы -это выдумка, то чего не бывает в жизни. Небылицы часто встечаются в сказках. (обращаю внимание детей на выставку иллюстраций к сказкам). Предлагаю ребятам вспомнить какую-нибудь выдуманную историю из сказок. Дети смотрят на картинки и вспоминают:- "что звери не могут разговаривать", -"Красная Шапочка не могла выйти из брюха волка", -"рыбка не может исполнять желания".

2. ХОД ИГРЫ:

ВОСПИТАТЕЛЬ: и так начнем разминку, я вам прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь заметить в нем выдуманные истории-небылицы. (я читаю детям стихотворения Л. Станчева "Это правда или нет".

Дети замечают и называют небылицы: виноград зимой не созревает, коно рогатым не бывает, летом он не может прыгать в снегу.

воспитатель. все поняли правила игры.?

А теперь начнем игру.

(я сажаю детей за столы таким образом что бы бвло удобно им откладывать фишкидети)

воспитатель: я прочитаю вам стихотворения К. И. Чуковского "ПУТАНИЦА".В нем будет много небылиц. Я прошу вас слушать внимательно и постараться запомнить как можно больше выдуманных историй. Кто заметит небылицу, тихонько положит фишку рядом. Кто заметит больше небылиц тот и выиграет. Фишку вы кладете только тогда когда ты сам заметил небылицу. Неподсматривайте друг к другу.

Я читаю стихотворение медлено, выразительно, акцентрируя места с небылицами. После чтения задаю вопросы детям.

воспитатель:скажите ребята, как вы думаете почему стихотворение называется путаница?

Кто может повторить запомнившиеся истории?

Какая небылица тебе понравилась больше всего (слежу за темчто бы дети давали свои ответы без повторений) .

Чем тебе понравилась эта небылица?

А что бы было бы если это была бы не выдуманная история?

Почему такого не может произойти в жизни?

В конце игры я подвожу итог, подсчитываю фишки, хвалю тех детей которые старались и принимали активное участие отвечая на мои вопросы. Обращаю внимание на то что если дети положили больше фишек чем небылиц, то они не справились с правилами игры и предлагаю им быть более внимательными в другой раз.

воспитатель: понравилась вам игра ребята? Было очень интересно и весело. Писатели и поэты создавали много интересных и веселых стихов, сказок, рассказов. Мы с вами уже много их знаем и сами можем попробывать сочинить смешной рассказ. Попробуем?

Сначала послушайте мой раззказ. (я придумываю любую смешную выдуманную историю)

А теперь вы постарайтесь придумать любой рассказ который мог произойти с вами или вашими друзьями

(я внимательно слушать рассказы детей. помогать в постоновке правильных предложений.)

МОЛОДЦЫ. все справились.

Ребята, а дома нарисуйте пожалуста понравившуюся вам историю или придумайте и нарисуйте свою небылицу.

www.maam.ru

Дидактическая игра «Математические цветочки» для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта; закрепление состава числа в пределах 10; развитие сообразительности, логического мышление; закрепление цветов спектра.

Материалы к игре: Много разноцветных лепестков, на которых наклеены цифры от 1 до 10, серединки цветов с цифрами, цветные кружочки с цифрами от 0 до 10 для добавления к лепесткам, чтобы получилась нужная сумма.

Все лепестки и цифры заламинировала для прочности, чтобы игра долго радовала моих ребят.

Игровые действия:

Нужно составить цветочек из отдельных лепестков так, чтобы их количество соответствовало цифре, написанной на кружочке (серединке) будущего цветка. Лепестки выложить вокруг серединки по порядку, начиная с 1.

Цвет серединки и цифры на лепестках окрашены в один цвет для того, чтобы дети быстрее и правильнее справлялись с заданием.

Затем нужно на каждый лепесток добавить недостающую цифру, чтобы сумма на лепестке составила число, написанное на серединке цветочка.

Во время игры дети закрепляют навыки счёта в пределах 10, учатся называть числа в прямом и обратном порядке, определять пропущенное число, раскладывать число на два меньших

Дети с удовольствием играют в эту игру. Обучение проходит в веселой, занимательной и доступной форме.

www.maam.ru

Дидактические игры для развития эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста

Знать и чувствовать – важнейшая отличительная черта разумного человека. Уловить едва заметную улыбку или почувствовать раздражение собеседника, сдержать обиду или разделить радость с другом – всё это и есть мир наших чувств и эмоций.

Распознавание и передача эмоций, при всей кажущейся простоте, - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития. Детей необходимо учить выражать свои эмоции, чувства. Учить понимать чувства и эмоции другого человека (как взрослого, так и сверстника). Ведь непонимание другого человека ведёт к страхам, переживаниям, скованности, неловкости, а, в связи с этим, враждебности, неадекватности поведения, отчуждённости.

Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры, сделанные своими руками, направленные на развитие понимания эмоционального состояния человека во всех его проявлениях и умения детей выражать свои эмоции.

Игра «Альбом настроений»

Цель: развивать умение понимать различные эмоции, воспитывать и вызывать у детей ответные реакции и переживания в определенных жизненных ситуациях.

Как-то раз, перебирая старые книги и журналы, в моей голове появилась идея вырезать из них иллюстрации и дать им «вторую жизнь». Я разложила их по группам, каждая из которых создавала определённое настроение: радость, грусть, страх, злость, удивление, покой… Дома нашёлся альбом времён моего детства, там и расположились иллюстрации – каждая в своём разделе. Началом всех разделов стали пиктограммы (схематическое изображение эмоций) и отрывки сказок К. И. Чуковского.

В конце альбома я вклеила иллюстрации, создающие разные эмоции, перемешав их – задание на закрепление.

Ребятишки с удовольствием отгадывали эмоции по фрагментам сказок, рассматривали иллюстрации, рассказывали, какое настроение они у них вызывают и почему. Кроме этого, после работы с таким альбомом, детям можно дать домашнее задание – найти и принести из дома какие-либо иллюстрации, создающие определённое настроение. Таким образом, создать «Альбом настроений» вместе с ребятами.

Игра «Мимический кубик»

Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Этот кубик – палочка выручалочка в развитии эмоционального мира детишек, они очень любят с ним играть. Вариантов использования такого кубика очень много.

Первый вариант: Один ребенок кидает кубик и изображает в жестах и мимике выпавшую на кубике эмоцию, а остальные участники угадывают ее, затем картинка на кубике показывается остальным.

Второй вариант: Дети делятся на две группы: одни получают кубик, другие – карточки с изображением эмоций (пиктограммы) .

Ребенок первой группы кидает кубик и изображает эмоцию, а ребенок второй группы – выбирает карточку-пиктограмму, ей соответствующую.

Третий вариант: Дети произносят какую-либо фразу с интонацией, выпавшей на кубике. Например, фразу: «Скоро наступит весна».

Четвёртый вариант: К «Мимическому кубику» добавляется кубик с изображением животных.

Дети кидают оба кубика и произносят отдельные фразы или фразы из стихотворений, подражая голосу выпавшего животного и изображая его настроение (например, говорят фразу «Завтра я иду в гости» так, как сказала бы грустная лиса) .

Пятый вариант: к «Мимическому кубику» добавляется кубик с изображением каких-либо действий.

Дети кидают оба кубика и изображают действие с определённым настроением (например, гладят бельё с сердитым настроением). По ходу игры с детьми идёт обсуждение, почему можно быть сердитым во время глажки белья…

Четвёртый и пятый варианты игры наиболее сложные, их можно проводить тогда, когда дети научились справлять с заданиями каждого вида кубика по отдельности.

Игра «Разноцветные конверты»

В игре участвует группа детей количеством до 10 человек. Каждый ребёнок получает комплект из 7 карточек-пиктограмм, обозначающих основные эмоции (радость, страх, удивление, грусть, слёзы, покой, злость, каждый своего цвета. Дети раскладывают карточки перед собой и выполняют различные задания.

Вариант 1.

Цель: учить различать основные эмоциональные состояния персонажей и соотносить их с графическими изображениями.

Описание. Педагог показывает иллюстрации, на которых изображены дети, звери, сказочные персонажи в разном настроении.

Необходимо найти пиктограмму, соответствующую показанной карточке.

Можно в ходе игры просить детей вспомнить или придумать ситуацию (вспомнить эпизод сказки, в которой у показанного персонажа могло возникнуть то или иное настроение.

Вариант 2.

Цель: учить различать эмоциональные состояния по интонации голоса, мимике и соотносить их с графическими изображениями.

Описание. Педагог произносит какую-либо фразу с разной мимикой и эмоциональной окраской («Наступила осень» - грустно, «У меня скоро День рождения! » - весело, «Я не буду с ним играть! » - сердито и так далее). Детям необходимо найти подходящую пиктограмму.

Усложнение игры: педагог показывает любую пиктограмму из своего комплекта, дети самостоятельно придумывают подходящую к ней фразу и произносят её с необходимой интонацией и мимикой.

Вариант 3.

Цель: учить различать разнообразную по характеру музыку и соотносить её с графическими изображениями.

Описание. Педагог включает фрагменты музыки, создающие разнообразное настроение, дети находят и поднимают подходящую пиктограмму (можно использовать фрагменты классических произведений Чайковского, Шопена, Бетховена, Моцарта, Шостаковича и другие)

Надеюсь, что эти игры пригодятся в работе педагогам дошкольных учреждений!

www.maam.ru

Познакомить детей с символической, фантастической аналогией, методом фокальных объектов.

Игра "Что в круге" по теме группа - детский сад - улица - город.

Группа - в ней игрушки, мебель, посуда... дети.

Группа в детском саду - что еще есть в детском саду - кухня, прачечная, медицинский кабинет, музыкальный зал и т.д.

Игра на поиск закономерностей "Найди лишнее". Детям даются карточки с изображениями чего-то одновидового по теме "группа, детский сад" с включением одного предмета из другой системы

Найти лишнее и объяснить почему "это" липшее. Аргументы поисков могут быть разные. В конце продумать, как этот предмет связать с этой системой.

Какими символами можно обозначить помещения, кабинеты в детском саду - придумать и нарисовать на карточках.

Спеть первый куплет песни "Хорошо у нас в саду".

Анализ, что в детском саду нравится, что не нравится. Почему?

Вот бы детский сад - сказочный. Что там было бы? Что делали бы дети?

Все возможные варианты жизни подвергать с детьми анализу - хорошо или плохо. Кому? Когда? Почему?

Где находится детский сад - улица, город. Что еще есть на улице, в городе.

Предложить придумать совсем сказочную группу, используя метод фокальных объектов. Детям объясняем суть метода, что свойства одного, выбранного предмета переносим на другой, в данном случае - группу.

В конце обсуждения - дети с воспитателем составляют рассказ из самых интересных моментов, придуманных детьми.

Игра «Перевертыш»

Цель.Закрепить системный (компонентный, функциональный) подход, знакомя детей с детским садом. Обыграть привила безопасности в детском саду, на участке

Познакомить детей с приемом «Наоборот".

Познакомить детей с куклой-мальчиком, которая все делает наоборот. Что его не попросишь, все переворачивает, все делает не так.

Воспитатель предлагает познакомить куклу с детским садом. Можно тот, который в группе, а можно пойти по детскому саду (зависит от количества детей и организованности) .

По ходу "экскурсии", кукла все время нарушает технику безопасности - то прыгает по ступенькам, то влезает на стол, то хватает какие - то электрические приборы и т.д.

Дети с помощью воспитателя объясняют, почему так нельзя делать.

В группе составляют общий рассказ: "Что было бы, если... (с уклоном в безопасность жизни в саду) .

В конце занятия предложить оставить куклу у нас, ведь с ним где-то может что-то случится, а у нас он будет помогать все делать наоборот, когда нужно что-то изменить. Как назовем его: Незнайка - Неумейка, Наоборот, Перевертыш?

У нас в старшей группе был Перевертыш.

Тема «Город»

Цель. Системный подход по теме "город". Выявить особенности своего города.

Подводка к выявлению противоречий, анализируя с разных сторон обстоятельства, объекты.

Закрепить использование приемов фантазирования.

Подвести к принципу однородности предметов, используя метод фокальных объектов.

Игра «Назови, что видишь?»

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и произносит какое-либо обобщающее слово. Дети с закрытыми глазами, называют, что они "видят", когда слышат что слово.

Например, воспитатель произносит слово "Детский сад". Дети перечисляют: группа, воспитатель, дети, кухня, прогулка... Любой аналог, который возникает при этом слове.

Воспитатель произносит слова - группа, участок, улица, город

Игра "Посмотрим в окно ".

Детям предлагается рамка большого окна. Или "окно", сделанное из большой коробки. Предложить, открыв "окно", выглянуть в город или заглянуть в какое-либо помещение.

Что бы дети там увидели? Придумать маленькое описание на эту тему. Рассказать друг другу содержание увиденного.

Игра «Волшебники – помощники в городе»

Что было бы, если в наш город пришли волшебники-помощники.

Что стило бы с улицами, домами, киосками, скамейками, деревьями.....

"Эти изменения можно показать наглядно, сделав макеты домов из полоски бумаги, сложенной гармошкой. По мере увеличения дома - гармошка растягивается вверх - дом увеличивается в высоту; или в стороны - дом увеличивается в длину. То же самое с киосками, скамейками, остановками и т.д.

При оживлении всему прибавляются характерные детали оживления: ноги, руки, крылья, рот, глаза...

Игра "Посмотрим в окно" (усложнение) .

Все эти изменения обсуждаются с точки зрения - хорошо, плохо всему окружающему.

Предложить изменить наш город, сделав его похожим на... (взять овощи, фрукты, что-либо из растительного мира, из пищи) . Какой теперь будет город. Можно изменения по ходу обсуждения наносить на макет (не обязательно) . Обговорить, что будет в таком случае с самими домами, сжителями. Придумать название городу и жителям.

Главное показать детям хорошие и плохие стороны, когда все кругом из одного какого-либо материала.

Придумать начало и окончание истории: " ...и в поисках соли весь дом перерыв, пришел в магазин он, а там перерыв..." Отрывок из Ренаты Мухи.

Один из вариантов может быть (если сами не дойдут, можно подсказать) - весь город из соли......

В конце предложить нарисовать то, что больше всего понравилось в измененном городе. Дать название своему зафиксированному городу.

Игра "Паучок"

Познакомить детей с игрой "паучок", учить их анализировать любую ситуацию, предмет с двух противоположных сторон.

Игра на поиск закономерностей "Найди лишнее

Рассказать детям, что наш оживший детский сад, ушел в лес.

Теперь он там стоит - живет. Ему там нравится. Почему? Что в этом для детского сада хорошего?

Можно составить макет детского сада в лесу - используя любой материал в группе.

Предложить детям поселиться в этом детском саду, обговаривая с ними, что в этом будет нам хорошего, что плохого (удобно - неудобно) . Родителям? Машине, привозящей продукты в детский сад? Летом, осенью, зимой?

Анализ проводится в виде паучка, разбросавшего свои лапки на доске, где фиксируется весь анализ, все наиболее интересные высказывания детей, подхваченные воспитателем и записанные или (если возможно) обозначенные символами.

Детям показывается сама схема - как будто паучок раскинул свои ножки, а каждая ножка смотрит - хороша или плоха эта ситуация. Куда поставит, там увидит. Предложить обозначить ножки паучка разными цветами, чтоб сразу было видно, какая видит только хорошее, какая плохое.

Делаем все вместе макет паучка из бросового материала.

Игра "Паучок"

Х 1.1. Много деревьев, много места. Всегда чистый воздух.

П 1.1. Далеко от домов. Долго ехать, идти.

Х 2.1. Можно спрятаться, побегать. Будешь здоровым.

П 2.1. Все время стукаешься о деревья. Не докричишься до товарищей. Можно простудиться.

Х З. I. Много увидишь пока дойдешь, доедешь

П 3.1. Надо рано вставать. Поздно возвращаться домой.

X I.2. Близко от дома

П 1.2. Мало места гулять. Мишины рядом.

Х 2.1. Можно подольше поспать.

П 2 2. Сразу идешь домой, не погуляешь.

Х 3 2. Можно наблюдать за машинами. Нет деревьев, не стукаешься.

П 3 2. Не побегаешь. Все толкаются.

Когда сделан, обыгрывается "прогулка на участке" или сам участок (по выбору детей) .

Одни из вариантов неудобства гуляния на участке - дождь.

Как погулять в дождь, не намокнув. (Зонтов у нас нет) . Варианты решения принимаются фантастические и реальные. В реальном варианте можно обговорить, что в нем удобно, что неудобно. Сможем ли мы его использовать сейчас или когда-нибудь.

Игра «Точка зрения»

Учить функциональному подходу к окружающему миру.

Закрепить эмпатическое отношение ко всему окружающему, познакомить детей с игрой "Точка зрения".

Учить использовать приемы при решении возникших задач.

Анализ с детьми по игре "Паучок" осени, дождя. Поговорить о функциях дождя.

Как человек скрывается от дождя, прячется от дождя.

Как к этому относится дождь. Ведь дождь тоже что-то думает, о чем мечтает.

Но наш дождик уже отрастил волосы, тот был летний, а наш – какой? Осенний. Что думает осенний дождик, поливая деревья. Дома?

Детей, взрослых? Кого ему нравится поливать больше? А что думают дома, дороги, кусты, деревья, когда идет дождь.

Распределить роли среди детей, предложить рассказать, что они думают, чувствуют.

Во время обдумывания хорошо включить тихую "моросящую" мелодию.

Сделать макет дождика, проведя аналогию его с окружающими предметами и с отсутствующими. Отметить его характерные признаки. Как на макете нашего города показать, что дождь то есть, то его нет.

Если нарисуем, не: сможем убрать...

Обыграть макет дождя, переходя постепенно с одного предмета на другой - сделав из группы - город. Дети небольшими фразами говорят, что в этот момент чувствует дождик, а что этот превращенный предмет.

А дома дождик бывает? Что это?

Загадать загадку -

Материал с сайта nsportal.ru

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра на усвоение характера музыки

Игровой материал.

Демонстрационный:Плоские фигурки из картона, разрисованные в русском стиле.

Ход игры.

Детям раздают по одной карточке. Музыкальный руководитель исполняет «Баю-бай» Витлина, «Во саду ли в огороде», русская народная музыка. Дети, слушая музыку, определяют, что делать?

Под спокойную музыку качают матрешек, под веселую музыку матрешки пляшут.

Предварительный просмотр:

Игра для развития звуковысотного слуха

Игровой материал.Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих) . На больших карточках изображены: гусь, утка, курица, птица; на маленьких - утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры.

Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке.

Музыкальный руководитель предлагает поиграть и начинает рассказ:

«В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались.

Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку) : «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на репервой октавы) .

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке лявторой октавы) .

Музыкальный руководитель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на репервой октавы) . Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра на развитие чувства ритма

Демонстрационный:Гусеница, выполненная из яркой бумаги-самоклейки с одной стороны и бархатной бумаги с другой (головка и несколько разноцветных отдельных животиков) .

Ход игры.

Придумать гусенице имя.

1. Педагог выкладывает на фланелеграфе головку гусеницы и предлагает детям придумать ей имя. Например: ДА-ША. Прохлопать разными вариантами, протопать, проиграть на музыкальных инструментах этот ритм.

2. Педагог выкладывает над головой гусеницы из кружочков или других фигур ритмическую формулу имени гусеницы. В дальнейшем это делают дети.

3. Приставить к головке два животика гусеницы.

Проговорить, прохлопать, проиграть на музыкальном инструменте (по выбору ребенка) получившийся ритмический рисунок.

4. Усложнение:разделить детей на две команды. Одна команда отхлопывает в ладоши ритмический рисунок одного животика, другая отшлепывает по коленям ритмический рисунок другого.

По теме:

Картотеку подготовила и выполнила: воспитатель Котова Ольга Александровна.

«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ»

Задачи:Закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование:

  • игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;
  • картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.

Ход игры:Воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО - НАЙДИ»

Задачи:Закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.

Оборудование:Макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки) .

Ход игры:Воспитатель или ребенок отворачивается и считает до 3-5 (при необходимости до 10) , а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?»

Задачи:Расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Оборудование:

  • четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара;
  • картинки с изображением различных бытовых предметов.

Ход игры:В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета.

Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»

Задачи:Закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование:Листы с изображением контуров предметов (из точек) .

Задание:Соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

«ДОМИК УЛИТКИ»

Задачи:обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.

Оборудование:

  • игровое поле с изображением улитки, внутри домика которой нарисованы различные предметы домашнего обихода;
  • фишки;
  • кубик.

Ход игры:Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.

«УГАДАЙ, КАКОЙ ЗНАК?»

Задачи:упражнять детей в умении различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Оборудование:Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.

Ход игры:

1-й вариант.Ведущий приглашает по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к детям, у которых уже есть знаки этой группы.

2-й вариант.Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает.

3-й вариант.Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а остальные отгадывают этот знак по описанию.

«ПО ДОРОГЕ»

Задачи:Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память.

Оборудование:картинки грузового, легкового транспорта, фишки.

Ход игры:Перед поездкой договоритесь с детьми, кто какой вид транспорта будет собирать (для наглядности можно раздать картинки грузового и легкового транспорта, также можно взять специализированный транспорт: милиция, пожарные, скорая помощь и т.д.) . По дороге дети обращают внимание на машины, называя их и получая за это фишки. Кто больше соберет, тот и выиграл.

«НАЙДИ НУЖНЫЙ ЗНАК»

Задачи:Продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения.

Оборудование:20 картонных карточек (пазлы) . На одних половинках карточек изображены дорожные знаки, на других – соответствующие им дорожные ситуации.

Ход игры:

1-й вариант.Ведущий отбирает карточки со знаками одного вида (или нескольких видов, если они малочисленные) . Половинки карточек с изображением дорожной ситуации ведущий раздает детям, а элементы со знаками раскладывает на столе лицевой стороной вверх. Затем он называет вид дорожных знаков и рассказывает об их общем значении. После этого ведущий предлагает детям найти общие внешние черты данного вида знаков (цвет, форма и т.д.) . Дети должны найти среди имеющихся у них элементов подходящую половинку карточки.

2-й вариант.Все половинки карточек со знаками дети делят поровну. Элементы с дорожными ситуациями перемешивают и кладут в центре стола лицевой стороной вниз. Дети по очереди берут карточки и подбирают их под свои.

Выигрывает тот, кто первым найдет подходящие половинки для всех своих карточек.

«МЫ-ПАССАЖИРЫ»

Задачи:Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.

Оборудование:Картинки с дорожными ситуациями.

Ход игры:Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.

«РАЗРЕЗНЫЕ ЗНАКИ»

Задачи:Развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер.

Оборудование:Разрезные знаки; образцы знаков.

Ход игры:

Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.

«ИГРА В СЛОВА»

Варианты игры:

1. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните выбор каждого слова: три глаза, стоит на улице, красный свет, стоит дома, перекресток, голубой свет, одна нога, желтый свет, помощник пешехода.

2. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните свой выбор: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет, кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.

3. Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу, тротуар, булочная, аптека, перекресток, надземный переход, светофор, школа.

«ХОРОШО – ПЛОХО»

Задачи:формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход игры:

Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого) . Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа и т.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.

  • Как правильно вызвать пожарных?
  • Что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром?
  • Можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных?
  • Что нужно делать, если в доме запахло газом?
  • Можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара?
  • Можно ли поджигать тополиный пух?
  • Можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери?
  • Можно ли использовать лифт во время пожара в доме?
  • Что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя?
  • Как правильно покинуть задымлённое помещение?
  • Можно ли играть со спичками и зажигалками и почему?

«НАЗОВИ ПРИЧИНЫ ПОЖАРА»

Задачи:Формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Ход игры:

Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

Воспитатель МБДОУ №39

Никишина З.Н.

Вот и пролетело лето. Оно было цветущим. Ведь именно летом цветов расцветает больше всего – в садах, в парках, в лесу за городом… Дети любят любоваться цветами, собирать их в букеты. А хорошо ли знают наши дети название цветов, известно ли им, когда и где они расцветают? Предлагаем подборку игр, которые помогут дошкольникам лучше запомнить название цветов и их признаки, научат составлять связные рассказы и расширят воображение и зрительное внимание.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Собери цветок».

Цель: обобщить знания детей о составных частях растений, упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, единственного и множественного числа, развивать зрительное внимание, память.

Материал: карточки с изображением стеблей с листьями, карточки с головками цветов.

Ход игры:

Вариант 1. Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.

Воспитатель. Листья зелёные оживут,

И свой цветочек найдут.

Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает: «Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк». Ребёнок получает карточку и составляет цветок.

Вариант 2. У педагога - стебли с листья, у детей - цветы.

Воспитатель. Цветок, цветок, оживёт, и свой листочек найдёт!

Ребёнок. Я вас узнал, вы. Вы листочки моего колокольчика.

По ходу игры воспитатель может задавать детям вопросы: «Что ещё ты знаешь о ромашке? Где она любит расти? Когда расцветает? А есть ли у ромашки какие-то особые приметы? Сравни ромашку и колокольчик по сходным признакам, Чем отличается ромашка от мака?» и т.д.

Дидактическая игра для старших дошкольников «Посадим цветы на клумбу».

Цель: обобщить знания детей о сезоне, времени цветения и месте произрастания цветов, тренировать в составлении описательных рассказов: развивать связную речь, зрительное внимание, память. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование: Большие картонные карты с изображением букетов цветов, маленькие карточки с изображением одного цветка для составления клумбы.

Ход игры

Воспитатель. Каждому из нас приятно любоваться красивыми цветами, которые растут на клумбах нашего города. А как вы думаете, можно их рвать и собирать в букеты? (Ответы детей)

Конечно, собирать цветы в букеты не нужно, вот «посадить» их на клумбу можно. Перед вами разложены карты, на которых изображены полевые (садовые, первоцветы) цветы. Найдите на маленьких карточках изображение выбранных вами цветов и «посадите» их на клумбу. (Работа детей)

Молодцы, какие красивые цветы расцвели на ваших клумбах. А, теперь не называя самого цветка, расскажите всё о нём (когда расцветает, где любит расти, какого цвета).

Дидактическая игра для старших дошкольников «Расти, цветок, расцветай».

Цель: расширить знания детей о процессе развития растений; упражнять в составлении связных рассказов с установлением причинно-следственных связей; развивать зрительное внимание (анализ синтез, сравнение).

Оборудование: картонный круг, разделённый на 8 сегментов, 8 различных сегментов с изображением различных этапов развития растения.

Ход игры

Воспитатель: Ребята, чтобы цветочек вырос, надо сначала посадить в землю маленькое семечко, ухаживать за ним, когда появится росток, выпалывать сорняки. Так выращивать садовые цветы. Однако на лугу, в лесу, в поле растёт много разных цветов, хотя их никто не сажал и не ухаживал. О них заботилась сама природа. Ветер принёс семечко, дождик его полил, солнышко приласкало - и вырос прекрасный цветок

А теперь отгадайте загадку.

Зацвели в траве жёлтые сестрицы.

Поседели, и с ветром полетели.

На землю упадут, опять зацветут. (Одуванчик)

Вы узнали, о каком цветке загадка? (Ответ детей) Правильно, это одуванчик. А теперь расскажите мне, пожалуйста, как растёт это цветок. А помогут вам эти картинки. Внимательно их рассмотрите: на каждой карточке изображён определённый этап развития растения, начиная с семени. Выкладывайте эти картинки по кругу, по часовой стрелки в правильной последовательности.

Дети самостоятельно составляют из сегментов круг, причём каждый рассказывает о «своём» этапе развития растения

В ходе игры воспитатель помогает воспитанникам наводящими вопросами, на которые дети должны дать развёрнутый ответ, например: «А что нужно семечку, чтобы прорасти?» (Чтобы прорасти семечку нужны: вода, тепло и свет). Какое по форме листьев это растение? (Растения-остролисты).Какого цвета цветок? Покажи стебель, листья, бутон, распустившийся цветок. А почему разлетелся одуванчик? (Одуванчик разлетелся, потому что подул ветерок. Ветер разнесёт Семен,а они упадут на землю и скоро вырастут новые одуванчики).

Развивающая дидактическая игра «Компьютер Понарошку» .

Цель: обобщить знания об основных частях растения, условиях необходимых для роста и развития растения; развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, воображение, расширять представление об окружающем мире и взаимодействии человека с природой.

Оборудование: самодельная игрушка-компьютер, дискеты с заданиями, кубики с изображением предметных картинок.

Ход игры

Воспитатель. Разложи кубики с картинками, выполни задание по дискете.

1. Условия необходимые для роста и развития растения (почва, вода, свет, тепло).

2. Основные части растения (корень, стебель, лист, цветок).

Подвижная игра для старших дошкольников «В гости к цветам».

Цель: развивать слуховое внимание, воображение, выразительность движений и мимики, воспитывать интерес к растительному миру.

Оборудование: шапочки (ромашка, фиалка, мак, колокольчик), аудиозапись «Вальс цветов» Чайковского из балета «Щелкунчик».

Предварительная работа: наблюдение на клумбах, изучение названий цветов, чтение стихотворений о цветах, загадывание загадок, пение песен.

Ход игры

В группе тихо звучит «Вальс цветов» Чайковского

Воспитатель. Ребята, сейчас вы выберите себе шапочки цветов, и присядете на корточки на коврике. Я буду читать рассказ о цветах, когда кто-то услышит, что речь идёт о его цветке, он должен встать и выполнить движения согласно тексту.

Наступило утро и проснулось солнышко. Я вышла на крыльцо и вдохнула свежий воздух, наполненный ароматом цветов. Мне захотелось пойти и поздороваться с цветами. Я направилась по тропинке, и вскоре

увидела в траве ромашку. (Ребёнок - ромашка встаёт) Она только что проснулась и открыла свои глазки (ребёнок выполняет действие). Увидев меня, она несколько раз кивнула головой вперёд-назад (соответствую-

щее движение), расправила по ветру лепестки (ребёнок разводит руки в стороны) и помахала мне (ребёнок выполняет несколько махов руками). Пожалуй, цветочек со мной поздоровался. А чуть дальше я увидела голубой колокольчик, который тянулся головкой к солнцу. (Ребёнок выполняет движение). Тут подул ветерок, и цветочки начали шататься: вперёд-назад, вперёд-назад. (Дети выполняют движения)

Номинация: дидактическая игра как средство развития познавательной активности старших дошкольников.

Должность: педагог-психолог

Дидактическая игра «Посмотри и запомни»
(предназначена для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: развитие познавательных психических процессов, используя в качестве стимулирующих средств методы эйдетики.

Задачи:

Образовательные

  • Уточнить и закрепить представления детей о цвете, форме предметов окружающего мира.
  • Совершенствовать умение понимать смысл пространственных отношений предметов, отражать в речи их пространственное расположение (на, рядом, под).
  • Упражнять в согласовании слов в предложении.

Развивающие

  • Развивать зрительное восприятие, зрительное внимание, зрительную память, образное мышление.
  • Развивать наблюдательность, внимательность.
  • Развивать связную речь.

Воспитательные

  • Воспитывать выдержку, терпение, доброжелательное отношение к сверстникам.

Материал к игре: демонстрационные карточки с изображением различных сюжетов, вопросы с тремя вариантами ответов к каждой карточке, фишки.

Ход игры

Педагог в течение 30 секунд показывает демонстрационную карточку с изображением какого-либо сюжета, после истечения времени переворачивает карточку и задает вопросы по ее содержанию. Первый, кто правильно ответил на вопрос, получает фишку. Сначала демонстрируются карточки с более простым сюжетом и наименьшим количеством вопросов. Игра продолжается до тех пор, пока у детей сохраняется интерес. Выигрывает тот, у кого по окончании игры, больше фишек.

Правила игры

  • нельзя выкрикивать ответ, нужно поднять руку;
  • отвечает тот, кто первый поднял руку;
  • нельзя перебивать товарища;
  • фишка не дается, если дан неправильный ответ;
  • дается полный развернутый ответ на заданный вопрос (например: «Девочка держит в руках куклу»).

Описание опыта работы по использованию игры «Посмотри и запомни»

в деятельности с детьми дошкольного возраста

В игре принимало участие 6 воспитанников подготовительной логопедической группы. Данная игра была предложена детям как сюрпризный момент в ходе коррекционно-развивающего занятия по развитию психологической базы речи. Вместе с детьми на столе обнаружили незнакомый конверт с надписью «Будущим первоклассникам». Выяснили, что конверт пришел по адресу, т.к. они скоро идут в школу. После непродолжительной беседы о том, кто такие первоклассники, какими качествами они должны обладать (должны быть внимательными, усидчивыми, должны запоминать много новой информации и т.д.) предложила открыть конверт и посмотреть его содержимое. В конверте оказалась новая неизвестная игра. Предложила детям поиграть в нее. После прочтения правил игры, ребята охотно включились в игровое действие. Увлеченно рассматривали демонстрационную карточку. После того как время, отведенное на рассмотрение картинки истекло, перевернула ее и стала задавать вопросы по ее содержанию. Так как всем очень хотелось поскорее ответить, дети нарушали правила игры, выкрикивая ответ и забывая поднимать руку.

По ходу игры решались все поставленные задачи в полном объеме. Закреплялись представления детей о форме, цвете предметов окружающего мира. Совершенствовались умения понимать смысл пространственных отношений предметов. Дети использовали в речи предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов (на, рядом, под). Упражнялись в согласовании слов в предложении. Развивались познавательные психические процессы детей. Данная игра способствует формированию выдержки, терпения, доброжелательного отношения к сверстникам, т.к. нужно выслушивать ответы других детей не перебивая, поднимать руку перед ответом, ждать своей очереди, что бы ответить.

Игра длилась до тех пор, пока не были проиграны все карточки, что свидетельствует о проявленном интересе детей к предложенной игре. В конце игры дети посчитали фишки, определили победителя и высказали пожелание поиграть в игру на следующем занятии.

Данную игру можно периодически пополнять новыми демонстрационными карточками, чтобы поддерживать интерес детей.

Игра « Вершки и корешки»

Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других- то, что растет в земле (корешки).

Участники: дети старшей группы.

Образовательные области:

— познание

— коммуникация

Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.

Ход игры.

Вариант 1. После уборки урожая на своем огороде взрослый собирает детей, показывая им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни — корешки, у других плоды — вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Взрослый объясняет правила игры:

— Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений — овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая — корешки. (Дети далятся на две группы.)



Статьи по теме: