Игры и игровые упражнения с элементами спорта на прогулке с дошкольниками

Лариса Крюкова
Спортивные игры в детском саду

Играть в футбол можно на любой площадке. Длина ее 30-40м, ширина 15-25м. Поперёк площадки проводится средняя линия -через неё центр-круг. Края площадки обозначаются флажками : 4 угловые и 2 средние. Ворота 3-4м. Команда состоит из 5-7 игроков, один из них капитан.

Подготовительные упражнения

1. Подпрыгивая на одной ноге, подошвой другой катать мяч вперед, назад, в стороны.

2. То же с поворотами в стороны и кругом.

3. Подбивание мяча подъемом ноги.

4. Сбивание кегли мячом с расстояния 2-3 м. удобным способом.

5. Прокатывание мяча друг другу между предметами.

6. Прокатывание мяча ударом ноги под планкой, установленной на высоте 40-50 см.

7. Перебрасывание мяча через планку с подбиванием его подъемом ноги.

8. Ведение мяча бегом в прямом направлении.

9. Ведение мяча змейкой.

10. Передача мяча друг другу ударом ноги

Правила игры

Игра Проводится в 2 таима по 15 мин. Между ними перерыв на10мин. Игра начинается капитанами с ценра поля. Игроками руководит судья Мяч после нарушения правил игры от одной команды передаётся другой команде.

Нельзя ставить подножки, ударять по рукам или ногам, толкать, нападать на вратаря.

Городки это старинная народная игра, доступная детям в упрощённом виде. Для игры в неё надо иметь биты длиной 50-60 см с сечением 5-6 см, городки длиной 12-20 см с сечением 3-4 см.

На земле (лучше на утрамбованной площадке, чертят квадрат со стороной 1-1,5 м. Это город. На расстоянии 4-6 м от города чертят линию, с которой играющие бросают биты. Между городом и коном проводят ещё одну линию - полу-кон - на расстоянии 3-4 м от города.

Городки в виде различных фигур расставляются на лицевой стороне города. Для задержания бит за городом ставится сетка или забор высотой один метр.

Техника игры

Необходимо научить детей 2-м видам броска :

1 вид броска делается согнутой в локте высоко поднятой руки.

2 вид броска с боку - почти прямой рукой, не поднимая биту до уровня плеча.

При броске правой рукой левую ногу ставим вперёд, правую на шаг сзади, развернув носком наружу.

При замахе рука с битой переносится назад, тяжесть тела переносится на левую ногу, туловище энергично поворачивается в левую сторону.

Правила игры

I. Играть можно не более 2-х или 3-х партий.

2. Бросать подряд 2 биты.

3. Начинать бросать биты с кона, затем переходить на полу-кон, если сбил хоть одну фигуру.

4. Знать и уметь ставить до 5 фигур.

5. Выигрывает тот , кто больше выбьет фигур за меньшее количество бросков

6. Дети должны сами договориться о количестве бросков, городков.

Участники игры и присутствующие стоят сзади- сбоку, со стороны свободной руки.

БАДМИНТОН

Для этой игры желательно иметь площадку размером 8м. на 3,5 м. Если играем через сетку, то её натягиваем посередине на высоте 120см. Нужны 2 ракетки и волан.

Двое детей становятся по разные стороны сетки или площадки. Тот, у кого волан, подбрасывает его и ударом ракетки направляет его партнёру, тот возвращает его. Техника игры Рукоятка ракетки упирается в основание ладони, пальцы сжаты, а большой и указательный пальцы руки вытянуты слегка вперёд и опираются на более узкой верхней грани рукоятки. Для того, чтобы проверить хват, руку вытягивают вперёд так, чтобы головка ракетки оказалась расположенной перпендикулярно поверхности площадки. ПОЗА ИГРАЮЩЕГО : ноги расставлены на ширину плеч, слегка согнуты в коленях, левая нога выдвинута на пол-ступни вперёд, правая на носке.

Подготовительные упражнения

Подбрасывание волана одной рукой вверх и ловля его в воздухе.

Перебрасывание волана друг другу, не давая ему упасть на землю.

Перебрасывание волана из одной руки в другую на ходу, на бегу.

Ребёнок подбивает волан ракеткой, стоя на месте, перемещаясь шагом, бегом.

Направление волана ракеткой точно в цель

Перебрасывание волана на сторону партнёра без сетки, через сетку

Игра в паре с воспитателем

Игра детей друг с другом на расстоянии 4-5 м

Правила игры

Отбивать волан до тех пор ракеткой, пока он не упадёт на землю. - Выигрывает тот , кто меньше сделает пропусков падения волана на землю. Игра продолжается до тех пор, пока один из играющих не наберёт

10-15 очков.

БАСКЕТБОЛ

Играют на площадке длиной 10 м. и шириной 6м. Размечаются боковые и торцовые линии, в центре площадки чертим круг диаметром 1,8м. Щит и корзина подвешены на середине торцовых линии. Верхний край корзины располагается на высоте 2м. Играем резиновым мячом, диаметр которого 18-20мм.

Техника игры

Стоика : ноги слегка согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч,

одна нога выставлена на полшага вперёд, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу.

Передвижение осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами. Остановки делаем двумя шагами. Мяч держим на уровне груди, руки согнуты, пальцы широко расставлены, локти опущены вниз.

Мяч ловим кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу, мяч не задерживаем, а начинаем с ним быстро действовать.

При передаче мяча локти опущены вниз, бросаем мяч на уровне груди партнёра.

ВЕДЕНИЕ МЯЧА : мяч не надо толкать вниз, ведём его вперёд - сбоку, смотрим вперёд.

Бросаем мяч от груди 2-мя руками, при этом надо описать им небольшую дугу вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросить его с одновременным распрямлением рук.

Подготовительные упражнения

Удары мяча об пол одной рукой и ловля его 2-мя руками.

Ударить мяч об пол правой рукой, ловить левой и наоборот, стоя на месте, на ходу, по кругу.

Отбивание мяча каждой рукой с поворотом на месте, с продвижением в разные направления, с остановкой, переменой высоты отскока мяча.

Перебрасывание мяча через сетку.

Метание мяча в баскетбольный щит.

Бросание мяча в корзину удобным способом, затем от груди.

Передача мяча партнёру от груди, от плеча одной рукой, стоя на месте, в передвижении.

В передвижении - упражнять детей в согласовании своих действии с действиями партнёра.

Игровые навыки совершенствуются в подвижных играх :

"Вызов номеров, "Борьба за мяч", "Мяч капитану", "Чья команда больше", Успей поймать".

Правила игры

1. Игра состоит из 2-х таймов по 5 мин., с перерывом между ними 5 мин.

2. Как можно больше забросить мячей в корзину соперника.

3. За мяч, заброшенный в корзину, начисляется 2 очка.

4. Мяч можно передавать, бросать или вести в любом направлении.

5. Мяч, полученный в движении, можно вести не более 3-х шагов.

6. Розыгрыш начального и спорного мяча производится с центра круга.

7. Нельзя вести мяч 2-мя руками одновременно.

В хоккей можно играть В любое время года. Весной, летом и осенью дети играют клюшкой на траве с мячом, зимой - шайбой.

Для игры выбирается ровная площадка размером 10 на 20м, край её отмечается флажками. У торцовых сторон площадки обозначаются ворота шириной 1,0м, размечается центр поля. В игре участвуют 2 команды по 5 чел. В центре становятся по 2 игрока из каждой команда. По сигналу судьи, они клюшками разыгрывают мяч (шаибу, стараясь направлять мяч (шайбу) одному из игроков своей команды.

Подготовительные упражнения

Перекладывать клюшку из одной руки в другую, поднимать и опускать её.

Замахиваться, вращать вперёд и назад, сбоку и перед собой. -Прокатывать мяч перед собой, по прямой, вокруг себя, обводить предметы -Прокатывать мяч (шайбу) клюшкой друг другу В парах в шеренгах, колоннах, по кругу, стоя на месте.

Отбивать мяч (шайбу) о стенку, задерживая и останавливая его, отбивать многократно без фиксированном остановки

Проделывать это же на бегу, шагом, во время быстрого бега. -Закатывать мяч в лунку, сбивать кеглю.

Перебрасывать мяч клюшкой через невысокое препятствие. -Закатывать мяч клюшкой в ворота.

Стоя в воротах, защищать их, ловить мяч, шайбу.

Правила игры

Игра состоит из 2-х таймов по 10 мин, с перерывом 5 мин. Побеждает команда, забросившая большее количество мячей в ворота.

Перебрасывать мяч (шайбу) и вести их можно только клюшкой. -Нельзя толкаться, хватать друг друга руками, спорить с судьёй .

Судьёй в игре является воспитатель.

Нарушившего правила судья выводит из игры .

ВОЛЕЙБОЛ

Для детского волейбола подойдет площадка 10 на 10 м. волейбольная сетка или шнур натягивается на уровне вытянутых рук ребенка.

Мяч перебрасывается через сетку сразу или через пас, он не должен касаться сетки во время подачи, но это допустимо в процессе игры .

Правила игры

Задача играющих – не дать мячу коснуться земли на своей половине, а передавать его так, чтобы он упал на половине соперника. При подаче и передаче мяч не должен улетать за границы площадки, в этом случае не засчитывается очко и подача переходит к другой команде. Очко засчитывается, если мяч, перелетев сетку, коснулся земли на половине противника. Игра идет до 5 или 10 очков, продолжительность – 15 – 25 минут (2-3 партии) .

Подготовительные упражнения :

1. Отбивание мяча пальцами или ладонями о стену на расстоянии 1м от неё.

2. То же упражнение, но с продвижением вдоль стены приставным шагом вправо-влево.

3. Отбивание мяча о пол ладонями рук стоя на месте.

4. То же упражнение, но с продвижением вперед.

5. Отработка техники прямой подачи мяча : удар правой (левой - для левшей) рукой – основанием ладони или сжатым кулаком.

6. Передача мяча в парах, на месте и в движении вперед приставным шагом.

7. Передача мяча друг другу верхней подачей (расстояние 2 м) .

8. Перебрасывание мяча друг другу через сетку.

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам. Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сен-сомоторный опыт, развивается творчество. Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма. Спортивные упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «стойка» (бадминтониста или теннисиста), «городки», «кегли», «бита» и др. Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций. Бадминтон (мяч с перьями) -- спортивная игра с воланом и ракетками. Цель игры -- не допустить падения волана на своей площадке и приземлять его на стороне противника. Простота правил, возможность играть на любой небольшой площадке, лужайке, пляже и т.п. делают бадминтон широкодоступной игрой. До проведения игры ребенка учат правильно держать ракетку: ее дер-Жат в правой руке так, чтобы конец ручки упирался в основание ладони, большой палец слегка вытянут вперед и упирается в ручку ракетки. Ребенок упражняется в отбивании волана. Он левой рукой Подбрасывает волан перед собой и отбивает его ракеткой вверх, не Давая ему упасть (см. рис. 13). Прежде чем обучать детей непосредственно этой игре, воспитатель должен подготовить их по следующим показателям: 1) выработать соответствующую осанку; 2) сформировать физические качества: силу удара, быстроту реакции и т.д.;

  • 1. выработать подвижность кисти руки, с этой целью дать упражнения, развивающие пальцы, суставы кисти руки;
  • 2. сформировать у ребенка умение играть в мяч;
  • 3. разработать детально задания, которые обеспечат выработку навыка броска;
  • 4. подвести детей к эффективному освоению игры и ее правил;
  • 5. отработать основные приемы игры в бадминтон (стойка бадминтониста, хват ракетки, прием волана, подача волана).

После освоения этих упражнений предлагается игра вдвоем. Дети становятся друг против друга на расстоянии 4--5 м. Ребенок, у которого волан в левой руке, в правой -- ракетка, подбрасывает волан перед собой и ударом ракетки направляет его партнеру. Партнер отбивает волан ракеткой первому игроку. Вариантом игры является игра через натянутую на уровне головы ребенка сетку или шнур. Играющие стремятся так ударить по волану, чтобы он упал на стороне противника. Если один ребенок допустил ошибку (волан упал на его стороне, или он не перебросил его через сетку), то другой получает очко. Баскетбол -- это командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метание, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре (см. рис. 14). Исследование Н. Шашковой показало, что если ребенок владеет навыками различных манипуляций с мячом («Школой мяча»)> то это облегчает освоение игры в баскетбол.

Прежде чем приступить к игре в баскетбол, необходимо соблюсти следующую последовательность упражнений, подводящих к освоению этой игры:

  • 1. обучение технике перемещения и удержания мяча; передача мяча; ведение мяча;
  • 2. бросание мяча в корзину.

Техника перемещения Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки. Следует научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена вперед на полшага. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги. Руми согнуты в локтях, прижаты к туловищу. Упражнения: 1. Дети разбегаются по площадке с мячом в руках. Они свободно играют на площадке, выполняют разные движения с мячом; после сигнала воспитателя быстро ловят мяч и принимают правильную стойку. 2. Дети становятся в круг. Все бегают по кругу, по сигналу принимая правильную стойку. Передвижение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами. Во время бега Ребенок должен ставить ногу на всю стопу.

  • 3. Дети без мячей распределяются по кругу, лицом к его середи не, на расстоянии 2--3 шагов друг от друга. Они передвигаются приставными шагами в сторону, указанную воспитателем. Воспи татель часто меняет направление передвижения.
  • 1. Дети встают в 2--3 колонны на расстоянии 2--3 м одна от другой. Колонны медленно движутся вперед обычным шагом; после сигнала воспитателя стоящие первыми передвигаются приставным шагом лицом к своей колонне в ее конец и становятся последними.
  • 2. Остановки. Детей дошкольного возраста следует обучать остановке двумя шагами. Остановка начинается с энергичного отталкивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг и, немного отклонившись на опорную ногу, выполняет второй шаг. При обучении остановкам следует придерживаться такой последовательности: остановка после ходьбы шагом, затем после медленного бега, после быстрого бега и внезапная остановка.

Техника удержания мяча От уровня владения мячом зависит темп выполнения упражнений и протекание игры. Следовательно, основное внимание должно обращаться на технику удержания и выполнения действий с мячом. Формирование чувства мяча. При формировании действий с мячом необходимо, чтобы ребенок почувствовал мяч как часть своего тела, научился легко и точно управлять им. Задача первого этапа обучения -- выработка у детей определенных умений обращаться с мячом, поэтому на начальном этапе обучения целесообразно давать свободные игры с мячом на занятиях физкультуры и в самостоятельной двигательной деятельности, не ставя целью отработку техники этих действий. Детей необходимо познакомить с некоторыми свойствами мяча, показав, что высота отскока зависит от прилагаемой к мячу силы, дальность броска -- от веса мяча, а также от прилагаемой к нему силы. Затем воспитатель предлагает поиграть с мячом, бросая его вверх, вниз, перебросить с одной руки в другую и т.д. В упражнениях дети привыкают к мячу, учатся управлять им. При обучении дошкольников игре в баскетбол применяются обычные большие резиновые мячи. Большое значение имеет правильное удержание мяча. Исходное положение: держать мяч на уровне груди двумя руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук сзади сбоку мяча, пальцы широко расставлены; большие пальцы направлены друг к другу, остальные -- вверх-вперед.

Правила держания мяча:

  • 1. Мяч держать на уровне груди.
  • 2. Руки согнуты, пальцы широко расставлены.
  • 3. Локти опущены вниз, мышцы рук расслаблены.

Ловля мяча. Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч. Ребенок следит за полетом мяча, и как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, он должен захватить его и притянуть к себе амортизирующим движением. При этом одновременно надо сгибать ноги так, чтобы принять положение исходной стойки. Правила ловли мяча:

  • 1. Мяч ловить кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу.
  • 2. Не задерживая мяч в руках, быстро передавать его.

Передача мяча. Одновременно с ловлей мяча необходимо обучать детей передаче его двумя руками с места, в дальнейшем -- в движении. Детей следует научить передавать мяч из правильной стойки, держа мяч двумя руками на уровне груди. При передаче ребенок должен описать мячом небольшую дугу к туловищу вниз -- на грудь и, разгибая руки вперед, от себя посылать мяч активным движением кисти, одновременно разгибая ноги. Правила передачи мяча:

  • 1. Локти опустить вниз.
  • 2. Бросать мяч на уровне груди партнера.
  • 3. Сопровождать мяч взглядом и руками.

Упражнения:

  • 1. Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу на расстоянии 2--3 м. Дети в парах передают мяч друг другу.
  • 2. Построение то же. Мяч держит один ребенок из первой шеренги. Он передает мяч напарнику из второй шеренги, тот возвращает мяч в первую шеренгу. Второй ребенок из первой шеренги бросает мяч ребенку второй шеренги, стоящему напротив, и т.д. Последний ребенок, поймав мяч, бежит вперед и становится первым в своей шеренге.
  • 3. Трое детей встают треугольником. Они поочередно бросают Мяч друг другу.
  • 4. Трое детей встают треугольником, у них один мяч. Дети передают мяч друг другу. После передачи ребенок перемещается на место Того, кому бросил мяч.

Ведение мяча. На начальном этапе обучения детям шестилетнего возраста более доступно ведение мяча с высоким отскоком потому что оно не требует низкой стойки. Затем появляется возможность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. И, наконец, он легко усваивает ведение мяча с обычным отскоком по прямой, с изменением направлений. При ведении меча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняясь несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч вверху и от себя. Толчки мяча игрок выполняет несколько сбоку от себя, равномерно. Основные ошибки: дети бьют по мячу расслабленной ладонью; многие пытаются вести мяч прямо перед собой, что мешает передвижению вперед. Правила ведения мяча:

  • 1. Не бить по мячу, а толкать его вниз.
  • 2. Вести мяч спереди -- сбоку, а не прямо перед собой.
  • 3. Смотреть вперед, а не вниз на мяч. При обучении ведению мяча целесообразно вначале использовать подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение "на месте попеременно правой и левой рукой. После того как ребенок научится контролировать мяч обеими руками достаточно уверенно, можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом. Упражнения:
  • 1. Ведение мяча на месте, активно толкая его вниз правой, затем левой рукой.
  • 2. Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой.
  • 3. Группа располагается по 6 человек, и подгруппы размещаются по всей длине площадки. Первый игрок ведет мяч ко второму, передав мяч, сам остается на его месте; второй ведет мяч к третьему и выполняет то же самое. Последний -- возвращается на место

первого. 4. Дети строятся в колонны по 4--6 человек. Напротив каждой колонны выставляются кегли на расстоянии 1--2 м друг от друга- После сигнала воспитателя дети ведут мяч, обходя первую кеглю справа, вторую слева. Обратно ведут мячи по прямой, передают следующему и становятся в конец колонны. Бросание мяча в корзину. Движение при передаче мяча и броска* его в корзину являются сходными по своей структуре. Поэтому обучение броскам мяча в корзину можно также ограничить привйтием навыков броска двумя руками от груди и одной рукой от плеча. Удерживая мяч на уровне груди, ребенок должен описать им небольшую дугу вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросить его с одновременным разгибанием ног. Бросок мяча двумя руками от груди применяется главным образом при бросании мяча в корзину с места. Бросок мяча в корзину. после ведения или после ловли его, когда ребенок получает мяч, выбегая к центру, чаще всего производится одной рукой от плеча. При броске одной рукой от плеча с места одна нога выставля-| ется на полшага вперед. Мяч находится на ладони согнутой в локтевом суставе руки и придерживается другой рукой. Разгибая ноги с одновременным выпрямлением руки с мячом вверх--вперед, ребенок мягким толчком кисти направляет мяч в корзину. Правила броска мяча в корзину:

  • 1. Бросая мяч, не опускать голову, сопровождать его руками.
  • 2. Смотреть в передний край кольца, если бросаешь стоя прямо перед корзиной. Если находишься не по прямой перед корзиной, бросай с отскоком от щита -- прицеливайся в ту точку, в которую хочешь попасть мячом.

Упражнения:

  • 1. Дети строятся в две колонны по 4--6 человек в каждой, напротив одной корзины. Одна колонна занимает место с левой стороны корзины, другая -- с правой. Стоящие первыми выполняют бросок, ловят мяч и становятся в конец своей колонны. То же повторяют следующие дети.
  • 2. 5--6 детей свободно располагаются напротив корзины, каждый с мячом. После сигнала воспитателя дети бросают мяч, стара-

; ясь как можно чаще попасть в корзину. Сначала воспитатель показывает и объясняет детям правила прицеливания, потом предлагает им добросить мяч до щита, затем дает задание перебросить мяч через высоко подвешенную сетку, веревочку и т.д. (150--170 см). Когда они научатся просто добрасывать мяч до корзины, надо предложить попасть в нее любым способом. Целесообразно постепенно увеличивать высоту. Удобна стойка с изменяющейся высотой кольца. Интересна игра рингбол1. Это разновидность мини-баскетбола, она описана В. Титовым. Эта игра воспитывает выносливость, прыгучесть, ловкость, быстроту реакции, способность хорошо ориентироваться на площадке.

Игра проводится на круглой площадке. В центре двух окружностей радиусом 4 и 1,5 м вертикально устанавливается металлическая мачта высотой 4--5 м. К ее верхней части, в зависимости от технической подготовленности и возрастной группы играющих, на одной из высот (3,5; 2,6; 2,15 м -- высота колец в баскетболе, мини-баскетболе и рингболе) крепятся два стандартных баскетбольных кольца. Площадь большого круга является игровым полем, площадь малого -- зоной штрафного броска. Средняя линия разделяет игровое поле на две зоны -- тыловую и передовую. От наружной части ограничительной линии игрового поля через равные промежутки наносятся восемь маркировочных линий длиною 15 см каждая. Ширина всех маркировочных линий -- 5 см. В соревнованиях по рингболу дриблинг (ведение мяча) не предусмотрен правилами, поэтому помимо баскетбольного мяча может быть использован волейбольный, футбольный или резиновый ватерпольный мяч. Правила игры.В каждой команде по 6 игроков (2 полевых и 4 связующих). Полевые игроки выполняют роль защитников и нападающих и, находясь на игровом поле, непосредственно участвуют в бросках по кольцу соперников. Связующие игроки находятся в своих секторах за пределами площадки и участвуют только в приеме и передаче мяча полевым игрокам своей команды. Игра состоит из трех периодов, каждый из которых продолжается до тех пор, пока полевым игроком одной из команд не будет реализован бросок по кольцу. После этого полевые игроки обеих команд занимают места связующих, а те в свою очередь становятся полевыми и т.д. Технический элемент -- повторяющиеся шаги игрока с мячом в руках вперед, назад, влево, вправо, при которых опорная нога не отрывается от площадки, -- включен в правила игры. Все остальные продвижения и перемещения полевых игроков по площадке осуществляются без мяча. Получив мяч, полевой игрок для дальнейшего продвижения в переднюю зону (половину площадки, на которой находится кольцо соперника) должен выполнить передачу связующему игроку своей команды. В свою очередь связующий, получив мяч, старается сделать точный пас одному из полевых игроков своей команды. Передача мяча между полевыми игроками осуществляется только через связующих игроков, между связующими -- только через полевых. Игра останавливается, мяч передается команде соперников либо назначается штрафной бросок при следующих нарушениях:

а) при приеме, передаче мяча связующий игрок наступил либо [ пересек линию ограничения площадки или своего сектора; б) прямая передача между связующими игроками одной ко- | манды; в) прямая передача между полевыми игроками одной команды; г) касание в игровой ситуации рукой мачты; д) нападающий находится в зоне штрафного броска соперника, более трех секунд; е) связующий игрок осуществляет вбрасывание либо свободный бросок; ж) преднамеренное касание соперника (задержка, толчки, уда- | ры, блокировка руками и ногами). По мере освоения игры рингбол в соревнования может быть * включено правило зоны (атакующая команда не может возвращать мяч на свою половину площадки). Для детей младшего возраста рекомендуем проводить соревнования по рингболу с одним полевым и четырьмя связующими игроками. В этом случае игра будет состоять из 5 периодов. Теннис -- спортивная игра. Она ведется ударами ракетки по небольшому резиновому мячу массой 56,7--58,5 г, диаметром 6,35 -- 6,67 см. Площадка для игры имеет длину 23,77 м и ширину 10,97 м, для одиночной игры размер площадки 8,23 м при длине 23,77 м. Грунт для площадки выбирают глино-песчаный или асфальтовое, деревянное, травяное покрытия. Сущность игры заключается в том, что игроки, занимая противоположные стороны площадки, перебрасывают мяч через сетку, стараясь направить его так, чтобы противник не смог отразить мяч. Предваряет обучение игре в теннис система подводящих упражнений. Исследование Л. Коровкиной показало целесообразность проведения обучению техники основных ударов.

Техника основных ударов Способ держания ракетки -- хватка. Хватка во многом определяет стиль игры теннисистов, но еще в большей степени -- качество выполнения ударов. Теннисисты используют главным образом три хватки -- универсальную, хватку для ударов справа и хватку для ударов слева. Все описанные способы держания ракетки имеют определенные различия, но у них есть и общее: пальцы на руке располагаются не в кулаке, а указательный палец несколько отставлен, что Увеличивает плоскость соприкосновения играющей руки с ракеткой при выполнении ударов.

Стойка теннисиста -- это положение, из которого можно наиболее эффективно подготавливаться к удару и перемещаться по площадке к мячу. В стойке -- слегка согнутые в коленях ноги на ширине плеч, масса тела на ногах, ракетка в правой/левой руке, левая/правая рука поддерживает за шейку ракетку, головка обращена в сторону сетки. Упражнения с ударом по мячу ракеткой:

  • 1. Левой рукой несильно бросить мяч на пол, после первого отскока поймать его на ракетку и не давать скатиться. Варианты: поймать после двух отскоков или нескольких; поймать сначала на одну сторону ракетки, затем на другую; принимать как можно ниже от пола.
  • 2. Бросить мяч на пол и подбить его, несильно ударить снизу ракеткой, чтобы мяч снова отскочил от пола. Варианты: выполнить упражнение и дважды ударять ракеткой, но с продвижением вперед.
  • 3. Бросить мяч на пол и подбить его несильным ударом ракетки вверх, ударять в высшей точке взлета.
  • 4. Бросить мяч на пол и, не давая ему коснуться пола, отрывистым, но несильным движением ракетки ударять вверх по нему снизу и так подбивать по несколько раз. Варианты: то же с продвижением вперед, в стороны, ударять по мячу другой стороной ракетки, «чеканить», выполнять левой рукой.

Упражнения у стены, ударяя по мячу ракеткой:

  • 1. Рукой мяч бросить о стенку и поймать, ударить ракеткой по мячу и после отскока от стены снова отправить мяч в стену. Вариант: один из теннисистов ударяет мяч о стену и быстро уходит в сторону, бьет один, затем второй и т.д.
  • 2. Бросить мяч о стену рукой и после отскока от пола послать мяч ракеткой в стену. Вариант такой же, что и в первом упражнении.
  • 3. Бросать мяч об пол так, чтобы он ударился о стену, затем ударом ракетки направить его в пол, стену, на ракетку.
  • 4. Между двумя играющими расстояние 5--6 м. Ребенок ударом ракетки направляет его в пол, а затем партнеру.
  • 5. Один из играющих стоит сзади другого, лицом к стене. Направляет мяч в стену так, чтобы он не касался пола; партнер отбивает мяч.

Серсо. В детском саду используются игры в серсо. «Серсо» по-французски -- обруч. В дошкольном учреждении игры в серсо рекомендуется использовать, начиная со старшей группы. Эти игры способствуют выработке основных двигательных качеств (ловкости, силы, быстроты, выносливости), помогают ориентировке в пространстве, согласованности действий, тренируют вестибулярный аппарат, оказывают влияние на формирование нравственно-золевых качеств (взаимовыручки, выдержки, дисциплинированности, смелости, настойчивости и т.д.), воспитывают стремление выполнить упражнение не только правильно, но и красиво, легко, непринужденно.

Оборудование игры в серсо несложное: кольцо и шпажка. Правила основной игры сводятся к следующему: ребенок бросает кольцо одной рукой или шпажкой партнеру, тот ловит рукой, на руку или на шпажку. Поочередно меняются ролями. Победитель определяется по числу пойманных колец (число устанавливается заранее). Насчитывается около 60 разнообразных упражнений, игр, эстафет с серсо; их изучение предполагает соблюдение определенной последовательности -- от простых к более сложным с постепенным нарастанием физической нагрузки. Первая группа -- упражнения, игры, эстафеты с кольцом (без шпажки). Дети приобретают начальные навыки в обращении с Кольцом в играх: прокатывании кольца по полу (земле, асфаль-ty деревянному настилу), на гимнастической скамейке; набрасы-вании на горизонтальные и вертикальные предметы (неподвижные и подвижные); подбрасывании и ловле кольца. Захват кольца Может быть снаружи и изнутри, одной и двумя руками. Вторая группа -- упражнения, игры, эстафеты с кольцом " Шпажкой. Дети играют с двумя предметами: прокатывают кольцо, направляемое шпажкой, надевают кольцо на шпажку и т.д. Игры в серсо по возможности проводят на открытом воздухе. Все упражнения, игры и эстафеты при разумном их использовании вполне безопасны для детей. Воспитатель должен учить детей соблюдать основные правила всех игр. Настольный теннис. Для игры в настольный теннис делают столы: для средней группы высотой 65 см, длиной 230 см и шириной 100 см; для старшей и подготовительной групп размеры стола соответственно -- 68, 250, 130 см. Для метаний и игр с мячом на площадке строят вертикальные и горизонтальные цели -- это металлические кольца, чурки с прикрепленными кольцами. Они используются и для метаний и пролезания, и для различных игр. Для метаний также используется установленная на площадке модель ракеты -- дети бросают мячи, шишки, мешочки с песком, стараясь, чтобы они перелетали через кольца и вылетали с противоположной стороны. Ракета используется и для упражнений в беге по наклонной плоскости, и для ролевых игр. Дети любят забрасывать мячи, шишки в мячебросы (из металлических прутьев). Они ярко раскрашены, привлекают внимание детей и являются хорошей мишенью. Для метания широко иеполь-зуются цели из картона, природный материал, кольца из вереска и т.п. Большое внимание уделяется играм с мячами (особенно «школе мяча»). Детям также предлагается жонглирование ракеткой и мячом. Они ходят и бегают по залу с ракеткой, на которой лежит мяч, стараясь не уронить его; ловят ракеткой мяч после его отскока от пола или стены, подбирают мяч и т.п. После таких упражнений детям предлагается игра с мячом парами, затем можно предложить упражнения на столе. В. Г. Гришин рекомендует следующие упражнения: Упражнения:

  • 1. Бросить мяч рукой так, чтобы он коснулся стола один раз; партнер тоже ловит рукой.
  • 2. То же самое, только ударить и отражать мяч ракеткой.
  • 3. Разрешается брать мяч не только с воздуха, но и от пола, направляя его на стол также с отскоком от стола партнеру.

Затем дети выполняют упражнения вдоль теннисного стола без сетки (одновременно занимаются 4--5 пар).

  • 1. Ударить по мячу так, чтобы он стукнулся о стол несколько раз; после этого партнер с воздуха отбивает мяч обратно.
  • 2. Мяч должен коснуться стола один раз, затем партнер его отражает.
  • 6. Розыгрыш мяча без сети по правилам игры на два отскока от стола -- на своей половине, затем на половине партнера -- только потом игрок его отражает. После этого предлагаются упражнения на столе с сеткой. Сетка устанавливается на высоте до 10 см. Дети овладевают наиболее простым ударом -- толчком. Для этого ребенок находится на расстоянии одного шага от стола, слегка наклонив туловище вперед, ноги чуть согнуты в коленях, ракетку держит параллельно сетке на расстоянии 10--15 см чуть выше пояса. При ударе по мячу ребенок делает шаг вперед с выпрямлением руки в локтевом суставе по направлению к сетке; зеркало ракетки должно занимать вертикальное положение по отношению к столу. Вначале изучается подача мяча, это для детей труднее, чем прием мяча. При подаче мяча ракетку верхней частью игровой поверхности наклоняют к столу. Сначала мяч подают без отражения через сетку на 5 см, затем на 10 см. В первый период обучения детям трудно брать низкие мячи. Поэтому им важно объяснить, что подавать надо высокие мячи и направлять мяч в центр стола, чтобы удобнее его было отражать. Хоккей. В подготовительный период дети осваивают основные понятия: клюшка, крюк клюшки, шайба и т.п. Вначале дети играют с маленькими клюшками без коньков. В этот период руки ребенка привыкают к отягощению клюшкой, дети приобретают ловкость, учатся маневрировать, бить по шайбе и т.п. Маленькими клюшками дети стараются загнать льдинку в лунку, круг или воротца. Играют в игры «Передай шайбу», «Кто быстрее догонит шайбу до круга» и т. п. С самого начала важно научить правильно, непринужденно держать клюшку двумя руками -- правой (сильной) рукой за конец палки, хватом сверху (отступив 1,5--2 см), а другой рукор немного ниже -- хватом снизу. Клюшку нужно держать так, чтобы крюк нижним ребром целиком прилегал ко льду. Во время игры не следует перехватывать клюшку руками. В руках игрока она должна быть легкой, послушной. Для этого Детям предлагаются упражнения: махи руками с клюшкой, перенос клюшки вокруг туловища, из одной руки в другую, вращение Клюшки, держа ее двумя руками и т.п. Ведение шайбы возможно двумя путями: плавное ведение, когда крючок клюшки непрерывно соприкасается с шайбой, и прием Так называемой «рубки шайбы», когда шайба ведется легкими уда-Рами крючка справа и слева. Как бросать шайбу клюшкой?

При броске слева и. п. -- ноги на ширине плеч и слегка согнуты правая нога немного впереди левой, стоять в полуоборот к цели" шайба с клюшкой слева от игрока. Во время броска шайба не отрывается от крюка клюшки. Броски шайбы справа аналогичны броскам слева. Когда дети овладеют навыком передвижения на коньках, можно предложить игру в хоккей на коньках по упрощенным правилам. В подготовительный период детям даются упражнения на коньках для развития чувства ловкости, умения маневрировать и т.п. Детям предлагается проскользнуть между городками, стараясь не задеть ни одного; пробежаться на коньках, подгоняя тряпичный мяч или деревянную шайбу клюшкой; или пробежать всем вместе на коньках до черты (10--15 м). Каждый ведет клюшкой по льду свою шайбу. Побеждает тот, кто пересечет черту первым. Затем дети стараются загнать в ворота, отмеченные краской на льду, свою шайбу. Побеждает тот, кто первым загонит шайбу или льдинку в ворота 3 раза. Ф.Кирьянова1 предлагает играть в хоккей на небольшой площадке (15x7,5 м) на участке детского сада. Этот импровизированный каток обносится снежными валами метровой высоты. Детям даже предлагаются ворота с металлическим корпусом и сеткой, размером 1,8 м. Одежда детей при игре в хоккей должна быть легкой, свободной, не стесняющей движений. Когда на прогулке планируется игра в хоккей, воспитатель тщательно продумывает план игры. Дети, надев коньки, выбегают на лед, проходят 2--3 круга на коньках, выполняют ряд упражнений в быстром темпе сначала без клюшки, а затем с клюшкой. После этого детям предлагается разучивание какого-нибудь приема, например, броски шайбы слева и т.п., затем проводится игра. Заканчивается занятие небыстрым катанием с изменением темпа и направления (без клюшки). Предлагаются следующие правила игры:

  • 1. Играют двумя командами по 5--6 человек в каждой команде.
  • 2. Продолжительность игры 20 мин (два периода по 10 мин с перерывом 5--8 мин).
  • 3. В процессе игры возможна замена игроков по усмотрению судьи (воспитателя).
  • 4. Во время игры не толкаться, не поднимать клюшку выше плеча, не перебрасывать шайбу высоко по воздуху.
  • 5. Через каждые 5 мин заменять вратаря членами команды (поочередно, по предложению судьи).
  • 6. Игрокам не заходить в зону вратарской площадки.
  • 7. После пропущенной шайбы игру начинать с центра поля. 8. За нарушение правил удалять игрока с поля на 1--2 мин. Городки -- старинная русская игра. Эта игра развивает глазомер, точность движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции. Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты длиной 45--50 см, весом 400--450 г, городки высотой 10--12 см.

Система и правила игры в городки значительно упрощены по сравнению с игрой взрослых.

На земле чертят «город»--квадрат, каждая сторона которого равна 1 м. На расстоянии 3--4 м от передней (лицевой) линии города проводится черта, с которой начинается кон. Между городом и коном на расстоянии 2--2,5 м от города -- полукон. Когда дети научатся выбивать городки с этого расстояния, линии кона и полукона увеличиваются на расстояние 5--6 и 2--3 м. На передней линии города складываются различные фигуры («забор», «бочка», «колодец», «самолет» и др.). Бросая биты, играющий старается выбить городки за пределы квадрата-города. Биты вначале бросают с кона, когда выбьют хотя бы один городок -- с полукона. Выигрывает тот, кто выбьет большее количество городков при меньшем количестве бросков (см. рис. 16). Бросать биту учат двумя способами. Один из них делается согнутой в локте высоко поднятой рукой с битой, другой -- прямой рукой, отведенной в сторону -- назад. Ребенка обучают обоим способам, и в процессе игры он пользуется любым из них.

Для игры дети делятся на два звена по три человека в каждом; в начале игры биты лежат у линии кона, там же находятся и играющие; из городков на площадках выкладываются фигуры поочередно. Когда выбита одна фигура, можно выкладывать следующую. С линии кона выбивается один городок, затем играющие переходят на линию полукона, откуда выбивают остальные городки и фигуры. Выигрывает то звено, которое раньше выбьет пять фигур. При этом принимается во внимание правильность позы, сильный удар (удар по желанию либо от плеча, либо наотмашь). Городки и биты можно приносить только с внешней стороны площадки, чтобы не попасть под удар другого звена. Занятия проводятся с группой детей и индивидуально.

Кегли (нем. Kegel) -- спортивная игра, цель которой сбить меньшим количеством шаров, пускаемых руками, большее число фигур-кеглей, установленных на площадке в определенном порядке. В дошкольном учреждении в постоянном распоряжении детей должны быть кегли, городки, крокет, серсо, бадминтон.

Подвижные игры с элементами спортивных игр требуют особой подготовки организма ребенка для их проведения. Для этого в детском саду необходимо применять только те игры, которые дадут детям возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр. С этой целью самое большое внимание следует уделять играм с мячом. В этих играх дети овладеют навыками ловли, бросания, метания. Наблюдения и проведенные исследования позволили сделать вывод, что игры с мячом являются прекрасным средством физического и нервно-психического развития. Врачебно-педаго-гический контроль показывает, что при быстрых движениях с мячом интенсивнее протекают все физиологические процессы. Особенно большое внимание игры с мячом оказывают на воспитание быстроты реакции, ловкость, подвижность и т.п. Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует постепенно, переходя от простого к сложному. Обучение нужно начинать с изучения общих, сходных для ряда игр, приемов. При разучивании элементарной техники спортивных игр наибольшей любовью пользуется игра в городки, а также игры с мячом типа баскетбол, бадминтон, малый теннис.

Для гармоничного развития ребенка очень важно с малых лет закладывать малышу основы физического воспитания.

Дети от природы наделены повышенной двигательной активностью и любознательностью. Поэтому привить правильные навыки, начиная с малых лет, не составит большого труда. Дошкольники обожают принимать участие в подвижных играх.

Спортивные игры в детском саду – это не только приятное, веселое и активное времяпровождение, но и большая польза для физического и умственного развития ребенка.

Польза спортивных игр в детском саду

  1. Физическое развитие. Занятия спортом укрепляют нервную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма. Кроме того, развиваются такие качества как сила, выносливость, ловкость и быстрота движений.
  2. Умственное развитие. Необходимость за ограниченное время выполнять определенные игровые задачи, способствует развитию сообразительности и активизации мышления. А также формируются навыки хорошей ориентации в пространстве.
  3. Коммуникативные способности. Спортивные развлечения в детском саду учат очень важному умению – искусству взаимодействия с коллективом. Малыши постепенно понимают, что нужно считаться с мнением других и уметь разрешать конфликтные ситуации.
  4. Нравственно-волевые черты. Самодисциплина, воля, самообладание, честность – одни из немногих перечисленных качеств, которые взращивают спортивные игры в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).
Какими играми увлечь детей?

Подбирать игры стоит с учетом возрастных психофизиологических особенностей малышей. Подвижные спортивные игры для детей требуют определенной подготовки. Поэтому следует начинать от простых игр к более сложным.

Для самых маленьких игры носят скорее развлекательный, чем спортивный характер. А в их основе используются элементы техники спортивных игр. Так, для деток от 3-х лет замечательно подойдут различные «догонялки» с элементами прыжков, ползанья и доступным сюжетом.

Малышам 4–6 лет уже можно предложить с более сложными задачами на скорость, равновесие и ловкость.

Много радости для детей несут командные спортивные игры. Ведь они позволяют малышам испытывать сильные эмоциональные переживания, вызывают радость от полученных результатов.

По этой причине, среди всех спортивных игр для детей, так популярны . Эти подвижные соревнования доставляют много радостных минут настоящего спортивного азарта. Эстафеты могут быть в виде бега за флажком, с шайбой, мячом или другим спортивным инвентарем.

Важно чтобы во время спортивной игровой деятельности, каждый ребенок мог проявить себя и свои способности. Спортивные развивающие игры для детей помогают формировать у ребенка уважительное отношение к физической культуре и спорту. А это - залог отличного здоровья в будущем.

Во всестороннем развитии человека важное место занимает его физическое воспитание в детстве. С раннего детства закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки. Дети с большим удовольствием занимаются физкультурой, любят подвижные игры. Высшей формой обыкновенных подвижных игр являются спортивные игры – хоккей, футбол, баскетбол, настольный теннис, городки, бадминтон. Спортивные игры имеют огромное значение в решении образовательных и воспитательных задач. Они способствуют развитию точности, ловкости движений, глазомера, ориентации в пространстве. В игре детям приходится быстро принимать решения, что способствует развитию мышления, быстроты двигательной реакции на зрительные и слуховые сигналы. В ходе спортивных игр у детей формируются положительные нравствен-новолевые черты характера. Обязательное соблюдение правил в играх способствует воспитанию выдержки, честности, дисциплины, ответственности перед командой, умению считаться с другими.

Дети учатся самостоятельно решать конфликты, споры между собой. Учитывая физиологические особенности детей, с детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется проводить лишь спортивные упражнения, а детей старшего дошкольного возраста знакомить с элементами спортивных игр. Предлагаем вашему вниманию спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Кто вперед

Оборудование: санки.

Возраст : 3–4 года.

Ход игры: санки ставят параллельно друг другу на расстоянии 2–3 шагов. Каждый из детей становится рядом со своими санками. По сигналу воспитателя дети обегают свои санки вокруг. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание.

Гонки

Оборудование: санки, кегли.

Возраст: 3–5 лет.

Ход игры: дети становятся в две колонны друг за другом, держа санки за веревку. Впереди на расстоянии 10 м ставят кеглю. По сигналу воспитателя дети везут санки до кегли, огибают ее и возвращаются на свое место. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

Гонки тройками

Оборудование: санки.

Возраст: 3–5 лет.


Ход игры: Рядом с одними санками – трое детей. Один ребенок везет санки, второй садится на них, третий сзади подталкивает санки. По сигналу воспитателя начинаются гонки. Дети доезжают до установленного ориентира и возвращаются назад. Игра заканчивается, когда каждый ребенок из тройки побывает во всех ролях. Выигрывают те дети, которые быстрее выполнят задание.

На санки!

Оборудование: санки.

Возраст: 3–5 лет.

Ход игры: санки расставляют параллельно друг другу на расстоянии 3 шагов, при этом санок меньше, чем играющих. Дети свободно бегают по площадке. По сигналу воспитателя «На санки!» дети бегут к санкам и садятся на них. Опоздавшие остаются без места.

Регулировщик

Оборудование: санки.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: дети с санками поднимаются на гору. Внизу стоит регулировщик с флажками в руках. Дети по очереди скатываются с горы на санках. Регулировщик флажками указывает направление поворота – вправо или влево

Кто первый

Оборудование: санки, лыжные палки.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: дети, стоя на санках, отталкиваются лыжными палками, чтобы быстрее доехать до определенного места и вернуться назад. Кто вперед выполнит это задание, тот и победит.

Быстрые санки

Оборудование: санки.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: дети поочередно спускаются на санках с ледяной горки. Чьи санки проедут дальше всех, тот и победитель. Игра проводится отдельно для девочек и мальчиков.

Гонки на санках

Оборудование: санки.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: на каждые санки садится по трое детей. Они передвигаются вперед до определенного места, отталкиваясь ногами от снега. Побеждает та команда, которая раньше всех достигнет линии финиша.

Собери флажки

Оборудование: санки, флажки.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: на склоне горы ставят флажки в один ряд друг за другом. Спускаясь с горы на санках, дети должны собрать флажки. Побеждает тот, кто наберет больше флажков.

Спуск в ворота

Оборудование: санки.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: спускаясь с горы на санках, дети должны проехать через обозначенные ворота, не сломав их.

Черепахи

Оборудование: санки, флажок.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: дети по два человека садятся на санки спиной друг к другу. По сигналу воспитателя, они отталкиваются ногами, стараясь как можно быстрее проехать расстояние в 5 м до флажка. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.

Достань игрушку

Оборудование: игрушка.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: во время скольжения по ледяной дорожке ребенок должен достать игрушку, подвешенную на веревке.

Паровозик

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: дети парами встают друг за другом, держась за пояс впереди стоящего ребенка, и скатываются вниз по ледяной дорожке.

Через ворота

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: дети скользят по ледяной дорожке, стараясь проехать через ворота, не задев их.

Мячом в цель

Оборудование: мяч.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: во время спуска по ледяной дорожке дети бросают мяч в условленное место.

Кто лучше проскользит

Оборудование: лыжи.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: ребенок должен проскользить на лыжах дистанцию 20–25 м с наименьшим количеством шагов.

Кто дальше

Оборудование: лыжи.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: дети по сигналу воспитателя разбегаются и скользят на двух лыжах до полной остановки. Выигрывает тот, кто просколь-зит дальше всех.

Догони

Оборудование: лыжи.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: дети на лыжах выстраиваются в одну шеренгу. По сигналу воспитателя они должны догнать воспитателя. Воспитатель бежит так, чтобы дети смогли его догнать.

Бег на одной лыже

Оборудование: лыжи.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: каждый ребенок встает на одну лыжу (с палками) у линии старта. По сигналу все устремляются вперед, отталкиваясь свободной ногой. Побеждает тот, кто первый достигнет финиша.

Через воротца

Оборудование: лыжи.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: на пути лыжников ставят несколько маленьких ворот. Дети должны проехать под ними, стараясь не сбить.

Лыжные пары

Оборудование: лыжи.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: дети встают парами, держась за руки, у линии старта. По сигналу дети бегут вперед. Побеждает та пара, которая вперед всех придет к финишу, не разъединив руки.

Слалом

Оборудование: лыжи. Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: дети на лыжах проезжают змейкой между расставленными флажками. Побеждает тот, кто быстрее дойдет до финиша и не собьет ни одного флажка.

По узкой дорожке

Оборудование: велосипед, кегли.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: дети на велосипедах строятся у стартовой линии. По сигналу они должны поехать по дорожке шириной 80 см, которая ограждена с двух сторон кеглями. Побеждает тот, кто проехал по дорожке, не сбив кегли.

Кто проедет быстрее

Оборудование: велосипед.

Возраст : 5–7 лет.

Ход игры: дети на велосипедах выстраиваются у линии старта. По сигналу они наперегонки мчатся к обозначенному месту. Побеждает тот, кто первым придет к финишу.

Кто придет последним

Оборудование: велосипед.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: по сигналу воспитателя дети устремляются вперед. Но проехать путь до финиша они должны самым медленным ходом. Останавливаться нельзя. Побеждает тот, кто придет к финишу последним.

Эстафетные гонки

Оборудование: велосипед.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: дети на велосипедах должны проехать между кеглями, расставленными зигзагообразно, до обозначенного места. Возвратившись назад по прямой, они передают велосипед следующему ребенку. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Со стаканом воды

Оборудование: велосипед.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: проезжая мимо стола, ребенок должен взять стакан с водой и переставить его на другой стол, поставленный на расстоянии 4–5 м.

Достань предмет

Оборудование: велосипед, игрушка.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: проезжая на велосипеде по дорожке, ребенок должен достать одной рукой игрушку, подвешенную на веревке на высоте вытянутой руки ребенка, сидящего на велосипеде.

Возьми мяч

Оборудование: мячи по количеству игроков.

Ход игры: дети становятся на берегу в одну шеренгу. На воде располагаются мячи по количеству играющих детей. По сигналу воспитателя дети бегут в воду, каждый берет один мяч, быстро возвращается на берег. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее всех.

Лошадки

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: дети ходят, бегают, прыгают по воде, поднимая ногами брызги.

Аист

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: дети ходят в воде, высоко поднимая ноги.

Кто ловкий

Оборудование: резиновые игрушки.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: в воде плавает много игрушек. Дети находятся на берегу. По сигналу воспитателя дети бегут в воду и начинают собирать игрушки. Побеждает тот, кто больше всех соберет игрушек.

Крокодилы

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: дети передвигаются на мелком месте, опираясь о дно руками, ноги выпрямлены и вытянуты назад.

Ловец

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: дети, стоя в воде, образуют круг. В центре круга стоит выбранный водящий. По сигналу воспитателя дети разбегаются на мелком месте. Ловец старается поймать убегающих.

Бой на море

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: дети стоят в воде по пояс в две шеренги друг против друга. По сигналу воспитателя они ударами ладоней по воде начинают «обстрел» соперников, направляя на них брызги и стараясь заставить их отступить. Во время игры нельзя касаться друг друга рукой.

Делай так, как я

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: дети стоят в воде по пояс. Воспитатель выполняет какое-либо движение (приседание, погружение в воду до подбородка и т. д.) и просит детей повторить это движение.

Фонтан

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: несколько детей становятся на мелком месте в круг. Затем они садятся на дно и, опираясь на руки, вытягивают ноги. По сигналу все одновременно начинают движения ногами вверх-вниз, поднимая фонтан брызг.

Кого назвали, тот ловит мяч

Оборудование: мяч.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: дети свободно передвигаются по площадке. Воспитатель держит мяч в руках. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный ребенок должен поймать мяч и бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Мяч нельзя бросать слишком высоко.

Борьба за мяч

Оборудование: мяч.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: дети делятся на две команды и располагаются на площадке в произвольном порядке. Одному из играющих дается мяч. По сигналу воспитателя дети начинают передавать мяч игрокам своей команды. Соперники пытаются перехватить мяч. Выигрывает тот, кто наберет большее количество очков.

Передай мяч

Оборудование: мяч.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: играющие стоят в кругу. В центре – водящий. Дети начинают перебрасывать мяч друг к другу, не давая возможности водящему коснуться мяча. Если ему это удалось, он меняется местами с игроком, который бросал мяч.

Гонка мячей

Оборудование: мячи по количеству игроков.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: все дети свободно располагаются на площадке. У каждого ребенка – по мячу. После сигнала воспитателя все ведут мяч ногой, стараясь не сталкиваться друг с другом.

Игра в футбол вдвоем

Оборудование: мячи.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: дети становятся парами. Каждый игрок чертит вокруг себя круг диаметром 2–3 м. Игроки передают мяч друг другу, отбивая его то правой, то левой ногой, стараясь попасть в круг соперника. Выигрывает ребенок, забивший мяч в круг противника.

Забей мяч в ворота

Оборудование: мячи.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: дети становятся против ворот – они нападающие. Двое детей – защитники. Нападающие по очереди забивают в ворота три мяча. Защитники стараются поймать мячи и возвращают обратно нападающим. Затем дети меняются ролями. Побеждает тот ребенок, который забил большее количество мячей.

У кого удар сильнее

Оборудование: мяч.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: играющие по очереди делают 3 удара левой и правой ногой, стараясь как можно дальше послать мяч. Выигрывает тот, у кого мяч укатится дальше всех.

Игра с мячом

Оборудование: мяч, клюшки для хоккея.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: дети с клюшками в руках становятся в круг. В центре стоит водящий. Перед ним небольшой мяч. Ударом клюшки он старается выбить его за пределы круга. Дети, стоящие в кругу, препятствуют этому и отбивают мяч назад. Тот, кто пропустил мяч, сменяет водящего и становится в центр круга.

Статьи по теме: