Интеллектуальная карта эмоции. Интеллект-карты: область применения и рекомендации по составлению. Где и как проявляются негативные эмоции

Интеллект-карты – это схематическое изображение ключевых мыслей книги, основных пунктов выступления спикера или вашего наиважнейшего плана действий. С их помощью удобно наводить порядок в информационном хаосе. Интеллект-карты имеют много названий – ментальная карта, майндмэппинг, карта мыслей, диаграмма связей, Mind-карта.

Слово mind переводится как разум. Психологи уверены: рисуя карты фломастерами на листах, вы реально станете умнее и раскроете потенциал своего мозга. Оставим эти размышления ученым и поговорим о практическом воплощении майндмэппинга.

Что, где и как рисовать?

Карта отдаленно напоминает дерево. Или паука. Или осьминога. В общем, что-то такое, у чего есть центр и ответвления.

В центре – основная идея или проблема. От нее отходят ключевые пункты. Каждый пункт тоже при необходимости дробится на несколько пунктов поменьше. И так, пока вся проблема не будет четко проработана.

Чем хорош формат карт?

1. Схематический текст воспринимается лучше простыни, ведь он короче и проще.

2. Экономится время восприятия информации.

3. В процессе составления карты улучшается запоминание материала.

4. При работе над проектами с помощью раскрашивания ветвей наглядно показываются зоны ответственности.

Как создавать карты

Не будем мудрить и усложнять – воспользуемся алгоритмом самого автора карт, Тони Бьюзена.

  • Соблюдайте иерархию мыслей;
  • В центре – самый главный вопрос. Графические образы (рисунки, пиктограммы) приветствуются;
  • Придавайте изображениям, блокам, лучам объем. Так карта легче воспринимается;
  • Оставляйте расстояние между блоками, не городите частокол из лучиков;
  • Если нужно подчеркнуть связь между элементами, используйте линии, стрелочки, одинаковые цвета;
  • Выражайте мысли кратко и ясно. Простой шрифт, одно ключевое слово над соответствующей линией, главные линии плавные и более жирные, слова располагайте горизонтально.

Интеллект-карта - как сервис Главред, только для мозга. Помогает вычистить мусор из мыслей.

Интеллект-карты полезны…

...в работе:

  • Планируйте рабочие проекты. Во многих программах возможен совместный доступ всех членов команды. В карту вносятся изменения, ставится приоритетность задач, контролируется процесс выполнения;
  • Готовьтесь и проводите совещания. С помощью карт вы составите схему выступления, выделите ключевые моменты, установите логику повествования. В программах есть возможность создания презентации - это поможет вам наглядно представить материалы для планерки;
  • Составляйте стратегию. Карты, на мой взгляд, идеальный вариант. Они помогают идти от общего к частному;
  • Проводите мозговой штурм. В некоторых программах даже есть специальный режим.

...в обучении:

  • Записывайте ключевые мысли семинара, лекции. Такой конспект поможет вспомнить ход мыслей преподавателя;
  • Упорядочивайте информацию. У вас всегда есть свободное пространство, чтобы дописать важную мысль.

...в повседневной жизни:

  • Планируйте. Я с помощью карт создаю планы на неделю, месяц, готовлюсь к важным мероприятиям;
  • Составляйте списки. Это может быть список книг, фильмов, вебинаров, покупок, подарков или просто перечень дел, которые нужно когда-то сделать;
  • Пишите конспекты прочитанных книг. Одна главная ветвь - одна глава. Краткие мысли, тезисы, основные пункты прекрасно вписываются в формат карт. Кроме того, у некоторых программ есть возможность делать скрытые заметки. Наведите мышкой на конкретный блок и там раскроется окошко с подробным изложением написанного в блоке.

Оцениваем

Я выбрала 15 программ (+2 от редакции) для создания ментальных карт. В подборке есть популярные сервисы для рисования и малоизвестные. Они отличаются дизайном, возможностями экспорта, простотой управления. Одни программы больше подходят для личного использования, другие помогают эффективно планировать работу и учебу. Описание касается только бесплатных версий. Читайте обзор и выбирайте программу, удобную конкретно для вас.

Для вашего удобства я также подготовила сравнительную таблицу возможностей всех программ, представленных в таблице.

1. MindMeister


Особенности MindMeister:

Тарифы:

1. Бесплатный базовый пакет. В нем всего 3 карты.Экспортировать их можно только в виде текста, также можно получать по одной карте за приглашенного друга;

2. Тариф Личный ($6). Неограниченное количество карт, печать нескольких страниц, экспорт в рисунок, PDF, приоритетная поддержка;

3. Тариф Про ($10). Все, что в предыдущем тарифе плюс Вход в Google Apps for Domains, многопользовательское лицензирование, экспорт в.docx и.pptx, пользовательские темы карт для всей команды, получение статистики и отчетов;

4. Тариф Бизнес ($15). Все, что в предыдущем тарифе плюс создание групп внутри программы, создание пользовательского домена для входа в систему, поддержка экспорта и создания резервных копий, приоритетная поддержка круглосуточно.


Мои впечатления

Программа достойна внимания, если у вас небольшие запросы. MindMeister даже в бесплатной версии обладает достаточно широким функционалом: разные стили и цвета блоков, изменение цвета текста и его начертания. Справа появляется небольшое меню и кнопками переключения вы меняете режим оформления. Удобно, компактно, просто. Карты рисовать легко: выделите блок, от которого должны пойти следующие лучики, и нажмите на плюсик. Хотите раскрасить блоки и добавить иконок, смайликов – тоже получится.

2. MindMup


Особенности MindMup:

  • Присутствует все основные возможности для создания качественного дизайна;
  • Простое управление;
  • Бесплатный экспорт в PDF (ссылка доступна в течение суток);
  • Карты синхронизируются, если на устройствах один аккаунт;
  • Импорт картинок с диска или облака в 2 клика.

Тарифы:

1. Бесплатный пакет. Пользователи бесплатной версии могут создавать общедоступные карты до 100 Кб сроком на 6 месяцев;

2. Индивидуальный Gold ($2.99). Неограниченное количество карт, до 5 сообщений в почте, объем карт до 100 Мб, хранение на Google Drive;

3. Корпоративный Gold ($100). Неограниченное количество пользователей и создаваемых им карт, работа с Google/GAFE.


Мои впечатления

Программа MindMup идеальна для новичков, потому что там нет цепочки сложных действий. Вставить картинку или отредактировать надпись можно двумя кликами, создать новые блоки или удалить - одним кликом. При этом карта выглядит эстетично, она понятная и логичная. Ее можно индивидуализировать, добавляя фотографии. В момент добавления вы легко поменяете размер изображения, разместите ее под текстом или сбоку.

3. Mind42


Особенности Mind42:

  • Только основной функционал: добавление иконок, заметок, основных и дополнительных узлов;
  • Лаконичный дизайн карт;
  • Экспорт в форматах JPEG, PDF, PNG и еще нескольких;
  • Можно добавить свою карту в общие группы Mind42 или просматривать чужие карты;
  • Возможность совместной работы над картой;
  • Устанавливается приоритетность выполнения задачи блока. Просмотреть приоритетность легко, если навести курсор на специальный значок.


Мои впечатления

Кажется, что создатели программы уже многое решили за меня. Например, установили свой порядок, в котором будут располагаться ветви, предложили только один вид шрифта и блоков. Но зато можно устанавливать приоритетность и прогресс выполнения задач. В общем, возможности Mind42 скромны, как юные девицы в древней Руси.

4. XMind


Особенности XMind:

  • Большое количество шаблонов: фишбоун, бизнес-планы, SWOT-анализ и другие полезные вещи;
  • Стильный дизайн, яркое оформление - фон на всю карту или отдельно на блоки, большой выбор стилей, линий, цветов и форм;
  • Проведение мозгового штурма;
  • Удобное создание презентаций.

Тарифы:

1. Бесплатный. Все виды диаграмм и синхронизация с облаком.

2. Плюс ($79). В тарифе Плюс доступен экспорт в формате PDF, PPT, SVG, OpenOffice.

3. Про ($99). В ПРО-аккаунте доступно более 60 000 иконок, диаграммы Ганта, режим презентации и мозгового штурма.


Мои впечатления

Пользоваться XMind однозначно стоит. Я задумывалась о платной версии, но пока мне хватает и урезанной бесплатной. Возможностей у программы очень много. Выбирать ее для простого составления планов или конспектов - все равно, что ездить на Ferrari по деревне. Программа больше подходит для профессиональной командной работы. Мне XMind нравится за дизайн и простоту рисования.

5. MindJet Mindmanager


Особенности MingManager:

  • Шаблоны разбиты по категориям - встречи и события, управление, стратегическое планирование, личная производительность, устранение проблем, блок-схемы;
  • По возможностям оформления напоминает Word - так же просто и легко выбирать цвет текста, форму блок-схемы, заливку, шрифт, выравнивание, маркированные списки;
  • Расстановка приоритетов действий. Можно устанавливать очередность выполнения задач, ставить маячки типа «риск», «обсудить», «отложить», «расходы», «за», «против»;
  • Можно проводить мозговой штурм, строить диаграммы Ганта, связывать карты между собой. Легко переключаться между вкладками карт;
  • Есть веб-аккаунт MindManager Plus для сохранения файлов в облаке;
  • Перенос данных из Microsoft Outlook.

Тарифы:

Бессрочная лицензия. Для Mac стоит 12 425 р (обновление - 6178 р), для Windows 24227 р (обновление 12425 р). Создание интерактивных карт, установление временных рамок выполнения задач, экспорт карты в разных форматах.


Мои впечатления

Mindmanager предлагает много обучающих материалов, работает служба техподдержки. Дизайн карты может быть как лаконичным, так и игривым, если вы этого захотите. Управление простое, все нужные кнопки под рукой. Если изучить эту программу досконально, то ею вполне можно пользоваться для дома и работы. В карту вставляются данные из Excel, Outlook, можно вкладывать другие карты. Лично мне столько функций пока не нужно.

6. PersonalBrain


Особенности PersonalBrain:

  • Из оформления можно менять только тему;
  • Большинство функций доступны после покупки платных пакетов работы;
  • Сложное управление программой;
  • Показывает трехмерное изображение интеллект-карты.

Тарифы:

1. Основной платный пакет ($219). Доступны печать, добавление файлов, ссылок, картинок, примечаний;

2. Pro-пакеты ($299). Предусмотрена интеграция календаря и мероприятий, проверка орфографии, сохранение отчетов, многостраничная печать, экспорт карт. Разница между пакетами Pro License, Pro Combo, TeamBrain в наличии десктопной версии и облачного хранилища.


Мои впечатления

Не понравилась. Сначала я прошла квест установки приложения, поставила галочки и точки в нужных полях. Потом открыла карту и разочаровалась в управлении. Кликнешь не туда – центральный блок меняется, и ты дезорганизован. Ну и дизайн мрачноватый. В общем, я с ней не подружилась.

7. iMind Map


Особенности iMindMap:

  • Программа предлагает 4 режима: фиксация идей и мыслей, мозговой штурм, создание интеллект-карт, конвертация данных в презентации 2D и 3D, пдф-файлы, таблицы и другие форматы;
  • Около 130 видов стилей;
  • В начале работы есть подсказки: нажмите на значок, используйте Tab и Enter;
  • Есть проверка правописания;
  • Очень яркие анимированные презентации;
  • Можно делать заметки к каждой ветви, использовать значки из серий финансы, транспорт, стрелы, календарь, коммуникации, флаги, номера, люди и т.д., менять форматы блок-схем, устанавливать сроки и приоритеты, добавлять аудиофайлы;
  • Карта времени;
  • Импорт файлов в формате IMX, Doc, Docx, IMM, MM, MMAP;
  • Экспорт файлов в формате PDF, SVG, 3D изображение, таблица, веб-страница, проект, аудио, DropTask, презентация Power Point, архивация в zip-файл.

Тарифы:

1. Для дома и учебы (80€). Создание и редактирование карт, добавление изображений, создание художественных проектов, добавление ссылок и примечаний, 30 дней использования, одна лицензия;

2. Максимальный (190€). Добавляет к возможностям предыдущего пакета еще мозговой штурм, создание презентаций, экспорт видео с «Ютуба», интеграцию с DropTask, трехмерное изображение, конвертацию в разные форматы, лицензию на год и 2 компьютера;

3. Максимальный Плюс (250€). Добавляет к возможностям предыдущего пакета книги и диски Тони Бьюзена, основателя ментальных карт.


Мои впечатления

Одна из лучших программ, которыми я пользовалась. С ней рядом поставила бы XMind и MindMup. Очень простая в управлении. Легко переключаться между режимами фиксации, мозгового штурма, интеллект-карт и карты времени, рисовать блоки и взаимосвязи между ними. Если хочется воссоздать атмосферу рисования маркерами на ватмане, то в iMind Map можно рисовать ветки от руки.

8. Bubbl


Особенности Bubbl:

  • Не очень удобное управление, нужно привыкать;
  • Изменяется только общая цветовая схема, отдельно менять шрифт, цвет текста или форму узлов нельзя;
  • Бесплатно создается 3 карты;
  • Сохраняется карта в форматах JPEG, PNG, HTML.

Тарифы:

1. Премиум ($4.91 в месяц). Создавайте неограниченное количество карт, отслеживайте историю изменений, добавляйте файлы и изображения;

2. Корпоративный тариф. В нем доступно несколько лицензий, управление учетной записью пользователя, создание брендинга пользователя. Стоимость корпоративного тарифа зависит от количества учетных записей и срока подписки.


Мои впечатления

Ничего особенного. Мне управление показалось сложноватым, дизайн – обычным. Кому нужен деловой стиль карты – welcome!

9. Comapping


Особенности Comapping:

  • Вид карты только один;
  • Небольшие возможности оформления;
  • Карты можно отправить на e-mail, сохранить в форматах SVG, PDF, Xmind, Freemind, MindManager;
  • Сервис используется для проведения мозговых штурмов, планирования мероприятий, обучения.

Тарифы:

Платные версии базируются на количестве лицензий и версии: онлайн или десктоп. Одна лицензия онлайн стоит $25 в год, десктоп – $49, а максимальный пакет 100 лицензий $612 и $1225 – это цена со скидкой.


Мои впечатления

Приятная программа, но мне не нравится такая структура карт. Я люблю, когда основная мысль расположена в центре. Дизайн мне тоже “не зашел”. Чем тогда она приятная? Своей простотой, ненавязчивостью оформления. Мне понравилось, как серым цветом на карте выделяются пометки, например, “анализ конкурентов”. Они внимание не отвлекают, а пользу несут.

10. MindGenius


Особенности MindGenius:

  • Хорошо подходит для командной работы, образовательного процесса. Сделан акцент на работу с предприятиями;
  • Возможности дизайна оптимальные - меняется размер, цвет, тип шрифта, цвет заливки фона, формы блоков;
  • Добавить картинки, ссылки, заметки - такая функция тоже есть;
  • Есть мобильные приложения для iOS и Android;
  • Экспорт карты в приложениях MS Office, JPEG, PNG, PDF, HTMLж
  • Большое количество разных шаблонов, есть диаграммы Ганта, Swot-анализ, а для каждого типа предусмотрены и обучающие руководства.

Тарифы:

1. Лицензия на 5 пользователей стоит $1120;

2. Лицензия на 10 – $2192;

3. Обновление уже существующей версии – $187.


Мои впечатления

Приятный дизайн, понятное управление, большие возможности – хорошая программа, в общем. Если буду управлять компанией, возьму MindGenius на заметку.

11. Wisemapping


Особенности Wisemapping:

  • Простая в управлении, но возникают сложности с рисованием дополнительных узлов;
  • Экспорт в JPEG, PNG, PDF, SVG, Freemind, MindJet, формат текста или Exсel;
  • Можно добавлять пользователей для совместной работы над картой;
  • Небольшие возможности оформления: мало иконок, шаблонов, стилей.


Мои впечатления

Программа с классическим изображением ментальных карт. Небольшая цветовая палитра, но если вам важнее содержание, чем внешний вид, то Wisemapping вам придется по душе. На скрине специально видна разница в оформлении. Хотите минимализм без изысков – получите его. Хочется раскрасить карту? Тоже получится. Правда, не очень разнообразно.

12. Mapul


Особенности Mapul:

  • Необычный дизайн. Яркие сочные цвета линий и блоков;
  • Карты сохраняются в форматах JPEG, SVG;
  • Небольшой выбор цветов и шрифтов;
  • Не очень удобное управление. Линии сложно изменить после рисования, текст по ним скачет и его трудно читать.

Тарифы:

1. Бесплатная версия. Одна карта и 4 изображения;

2. Премиум пакет. Количество карт неограниченное. Премиум можно купить на 3, 6 или 12 месяцев. Соответственно, $25, $35, $50.


Мои впечатления

Дизайн меня просто покорил: ярко, сочно, необычно. А вот процесс рисования подкачал. Хочу выровнять линию – вместо этого программа рисует мне дополнительную ветку. В общем, если приноровитесь, то Mapul может стать вашим фаворитом.

13. Mindomo


Особенности Mindomo:

  • Три аккаунта: учитель, бизнесмен, студент;
  • Предлагается 24 шаблона карт;
  • Возможность совместной работы над картой несколькими пользователями. При изменении карты приходят уведомления на электронную почту;
  • Есть возможность резервного копирования;
  • Добавляются аудио- и видео-записи, изображения, гиперссылки, иконки, символы;
  • Устанавливается приоритетность задач, добавляются комментарии к блокам.

Тарифы:

Покупаются на полгода. Во всех тарифах неограниченное количество интеллект-карт, резервное копирование на DropBox и Google. Диск, добавление аудио и видео, защита карт паролем, десктопная версия, синхронизация между устройствами, 7 форматов импорта.

1. Премиум ($36). В нем 8 форматов экспорта, 1 Гб памяти, 1 пользователь;

2. Профессионал ($90). В нем 12 форматов экспорта, 5 Гб памяти, 1 пользователь;

3. Командный ($162). В нем 12 форматов экспорта, 15 Гб памяти, 5 пользователей.


Мои впечатления

После работы в Mindomo остается какое-то приятное послевкусие. Рисовать просто – достаточно нажать на кнопку рядом с блоком. Картинки вставляются легко и сразу в оптимальном размере. Понравилось, что можно делать заметки к каждому блоку в виде простого текста или списков – очень удобно.

14. Coggle


Особенности Coggle:

  • Всплывающие подсказки на английском языке;
  • Своеобразное управление. Новые ветви, например, появляются двойным нажатием, цветовая схема возникает при клике правой кнопкой;
  • Карта в бесплатной версии только одна;
  • Экспорт в форматах PNG, PDF;
  • Совместная работа над картой. Есть чат и комментарии;
  • История изменений. По шкале двигается бегунок, возвращая карту на нужный отрезок редактирования;
  • Более 1600 иконок;
  • Доступна галерея чужих карт;
  • Синхронизация с Google Диск, требуется аккаунт.

Тарифы:

1. Потрясающий. $5 в месяц или $50 в год. Неограниченное количество карт, режим презентации, общие папки, загрузка изображений с высоким разрешением, широкий выбор цветовых схем;

2. Организация (корпоративный). $8 в месяц. Добавлено отдельное рабочее пространство, консолидированный биллинг, управление пользователями и сроками, фирменный стиль.


Мои впечатления

Дизайн не понравился совсем. В управлении разобраться не очень сложно, подсказки рядом. Линии и блоки легко создавать, менять направление. Бегунок с отменой изменений в карте - просто спасение.

15. ConceptDraw MINDMAP


Особенности ConceptDraw MINDMAP:

  • Есть готовые темы оформления. Возможности дизайна стандартны: изменяется размер букв, заливается фон текста и самой карты;
  • Карта конвертируется в текстовый список и наоборот;
  • Добавляются гиперссылки, заметки, иконки, метки;
  • Широкие настройки создания презентации;
  • Импортируются карты из программ Xmaind, FreeMaind, MindManager, Word, Power Point;
  • Экспорт в форматах PDF, веб-страницах, MindManager, Word, Power Point. Можно экспортировать файл чек-листом с выполненными и невыполненными заданиями;
  • Можно демонстрировать презентации по скайпу, постить в «Твиттер», отправлять на электронную почту и сохранять в Evernote;
  • Кроме карт можно чертить диаграммы и разные блок-схемы, управлять проектами;
  • По умолчанию карта сохраняется на компьютере в папку «Мои документы».

Тарифы:

У этой программы непростое ценообразование. Оно зависит от количества пользователей плюс учитываются дополнительные функции. За $199 вы приобретете самую простую версию на 1 лицензию, обновление на программу стоит $99, пакет для корпоративного пользования стоит $299, а 10 лицензий для образовательных задач стоят $638.


Мои впечатления

Много полезных функций в программе. Как дополнение к сервису создания майнд-карт есть еще линейка программ для создания бизнес-графики, управления проектами. В общем - это огромный набор инструментов именно для бизнеса.

16. Popplet


Особенности Popplet:

  • Над одной картой может работать одновременно несколько пользователей.
  • В ячейках можно рисовать, вставлять в них изображения, видео.
  • Регулируется масштаб.
  • Есть приложения для iPad и iPhone.
  • Карту можно расшарить, распечатать или перевести в PNG или PDF.
  • Англоязычный интерфейс.

Тарифы:

С помощью сервиса можно создать не более 5 карт бесплатно. Все, что больше – требует подписки, которая стоит 3 $ ежемесячно.

Мои впечатления

Для меня интерфейс устроен сложно. Например, я так и не нашел, как можно удалить ячейку, и все ненужное просто выносил за область просмотра.

Ежемесячная оплата удобна в случае, если сервис потребовался в следствие каких-то обстоятельств, и больше вы им пользоваться не планируете. Поэксплуатировали пару месяцев и все. Если же майндкарты нужны на долгосрочной основе, лучше выбрать другой сервис.

17. LOOPY

Особенности LOOPY:

Сервис позволяет создавать «живые» схемы, в которых между блоками двигаются элементы. Это позволяет проиллюстрировать какие-то цикличные процессы.

Тарифы:

Сервис бесплатный, регистрация не требуется.

Мои впечатления

Очень маленькие возможности по оформлению карт. Главное – карты получаются «живые», с их помощью удобно изображать динамические процессы. Получившуюся схему можно вставить на сайт как интерактивный элемент.

Сравниваем

Для удобства я подготовила для вас сравнительную таблицу сервисов. Кликните по изображению ниже, чтобы скачать ее.

Пользуемся

Для рисования простых карт с планами на день, списками и идеями хорошо подойдут:

  • MindMeister
  • MindManager
  • MindMup
  • Mind 42
  • Wisemapping
  • Comapping
  • Mapul

Программы просты в управлении, все необходимые функции прямо под рукой.

Ищете удобный инструмент для коллективной работы или стратегического планирования? Создавайте презентации и ставьте задачи всему отделу, используя ментальные карты. Выбирайте.

О дной из проблем современной школы является увеличение числа стрессовых ситуаций в образовательном процессе. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это приводит к росту количества учащихся с различными эмоциональными сложностями.

Анализ эмоционального состояния школьников показал, что более чем у 40% детей в школе преобладают негативные эмоции. Среди них подозрительность, недоверие (17%), печаль, ирония (по 8%), испуг, страх (8%), гнев (18%), скука (17%). Встречаются и такие дети, которые испытывают в школе только отрицательные эмоции. По мнению учеников, и учителя на уроках часто испытывают отрицательные эмоции. В результате школа, учебный процесс теряют для детей эмоциональную привлекательность, замещаясь другими, иногда деструктивными для личности интересами. Эмоциональные проблемы детей могут вызывать у них также головные боли, которые иногда приводят к более сильным проявлениям: мышечным спазмам и нарушениям сна. Обследование выявило наличие разного рода нарушений сна у 26% учащихся. Наличие у ребенка внутреннего психоэмоционального напряжения приводит к психосоматическим нарушениям, к общей физической ослабленности его организма.

Психосоматическое неблагополучие сказывается и на личностном развитии детей. В последние годы все чаще наряду с уравновешенными характерами встречаются эмоционально неустойчивые. У детей нередко можно наблюдать самые разные варианты личностной акцентуации, затрудняющей учебный процесс. Это импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, повышенная ранимость, застенчивость, замкнутость, избыточная эмоциональная лабильность.

У 82% детей диагностируется неуравновешенность и раздражительность. К тому же исследования показывают, что у современных школьников притупляется эмоциональный слух. Более 60% учащихся оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении психики: агрессия в сознании детей и подростков вытесняет норму и занимает ее место. Многие из них считают, что речь дана, чтобы нападать и защищаться, а среди черт характера наиболее привлекательными становятся твердость, решительность, умение противостоять другим. Дети зачастую не могут строить конструктивное общение и взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми и сверстниками.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса предполагает выявление трудностей, испытываемых школьниками в обучении, поведении и психическом самочувствии. В практической работе часто бывает сложно определить эмоциональный фон личностного развития ребенка.

Для современных детей характерна эмоциональная глухость, им бывает трудно определить, что они чувствует, вербально отразить свои чувства. Слабое умение распознавать как собственные эмоции, так и чувства окружающих людей приводит к низкому уровню развития эмпатии. Их неверная интерпретация является одним из факторов, приводящих к росту агрессии, неприятию, отчуждению, тревожности.

Использование проективных методов в диагностике эмоциональных состояний, испытываемых учащимися, позволяет отреагировать их, снять негативные психологические защиты, определить эмоциональный фон развития ребенка, построить работу в соответствии с его личностными особенностями. Наблюдение за рисуночной деятельностью, анализ рисунка и пострисуночная беседа помогают выявить такие особенности ученика, которые скрыты от наблюдателя в обычной школьной жизни.

П редлагаемые проективные методики позволяют установить контакт, необходимый для последующей коррекционной и развивающей работы. В них заложены и развивающие возможности, так как в процессе их использования школьники учатся распознавать свои эмоциональные состояния, вербально отражать их.

Проективная методика
«Карта эмоциональных состояний»
(авторская разработка)

Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся.

Материалы: информационные карты на каждого учащегося (приложение 1), листы бумаги, карандаши.

Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.

Инструкция. Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).

А теперь напиши на листе слово «школа», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их.

Напиши слово «дом» и сделай то же самое.

Напиши слово «одноклассники (сверстники)». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их.

Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их.

А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.

Вариант использования: можно предложить школьникам выбрать и нарисовать эмоциональные состояния, которые они испытывают на отдельных уроках.

Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.

В результате можно выявить:

Какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);

Как он себя чувствует в школе и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);

Как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.

При групповом обследовании можно определить, какие эмоциональные состояния преобладают у учащихся данного класса, как воспринимаются учениками учителя, родители, одноклассники.

Проективная методика «Мое настроение»
(авторская разработка)

Цель: выявление актуального (или типичного) для ребенка эмоционального состояния, осознание его.

Материалы: бумага, карандаши или восковые мелки.

Инструкция. Закройте глаза и вспомните то состояние, которое возникает у вас чаще всего (вариант: которое возникло у вас сейчас, в данный момент). Подумайте, с каким явлением природы, окружающего мира можно соединить ваше внутреннее состояние. Может быть, оно похоже на спокойную гладь лесного озера или на бушующий океан.

А может быть, на медленно текущую реку, плавно несущую свои воды, или бурно клокочущий водопад. Или ваше обычное состояние похоже на ясную, солнечную погоду или на хмурый, дождливый день. Рассмотрите внимательно ту картинку, которая возникла перед вашим внутренним взором. Действительно ли это ваше обычное эмоциональное состояние? А теперь откройте глаза.

Возьмите лист бумаги, карандаши или мелки и нарисуйте то природное явление, которое соответствует вашему обычному внутреннему состоянию.

Вопросы для анализа

Трудно ли было представить явление природы, соответствующее вашему внутреннему состоянию?

Это состояние является для вас постоянным или оно возникает в определенные моменты?

Ваше обычное внутреннее состояние помогает или мешает вам в жизни?

Вы хотели бы его изменить? Если да, то что хотелось бы чувствовать? (Можно предложить нарисовать желаемое состояние.)

Этот удивительный источник даст Вам величайшую энергию для быстрого прорыва к успеху и самореализации, когда Вы научитесь им управлять с помощью этого метода…

Эмоция является реакцией системы на свою оценку важности воздействия для самореализации. Если воздействие вредно и препятствует достижению цели, то возникают отрицательные эмоции. А если полезно и позволяет или помогает достичь цели – то появляются положительные эмоции.

Их можно назвать сигналами , оповещающими систему об изменении состояния в прошлом (воспоминания), настоящем (текущая ситуация) или будущем (воображаемая ситуация). Они мотивируют систему к деятельности для сохранения своей целостности, развития, достижения успеха, гармонии и самореализации.

Эмоции, как базовые мотивы, дают начальный импульс, толчок, который выводит систему из состояния покоя (спокойствия). Они вдохновляют, мотивируют, дают энергию для выполнения действий и изменения своего состояния. Помогают принимать решения, преодолевать препятствия и действовать, пока цель не будет достигнута.

В зависимости от содержания эмоции, система получает разное количество энергии , разный по силе импульс. Как правило, позитивные эмоции дают больше энергии и действуют дольше, чем негативные (радость, счастье, энтузиазм…). А негативные эмоции могут полностью лишить энергии, обездвижить, парализовать (страх, растерянность…), что может ухудшить состояние, особенно при наличии опасности.

Эмоции могут стать ценностями , которые система будет стремиться сознательно испытать (стать счастливее, повеселиться, восхититься…). Тогда они начнут оказывать влияние на принимаемые решения, цели, действия и отношения. Но у каждой системы свои ценности и эмоция, являющаяся ценной для одной системы, может быть совершенно безразличной для другой.

Например, если для человека счастье является ценностью, то он может делать что угодно, ради того, чтобы его испытать. Но другой человек может равнодушно относиться к счастью, а делать все возможное для ощущения, например, удивления…

Эмоции позволяют определить правильность принимаемых решений относительно ценностей, предназначения и таланта системы, что влияет на ее самореализацию. Негативные эмоции сигнализируют об опасности, ухудшении состояния и отклонении от пути самореализации . Позитивные эмоции оповещают об улучшении состояния, приближении или достижении цели, правильном движении по пути самореализации. Поэтому важно осознавать свои эмоции, обрабатывать их, сознательно регулировать свою деятельность при возникновении негативных эмоций или для возникновения позитивных.

От определения и выражения эмоции зависят многие качества системы: харизматичность, авторитетность, убедительность, открытость… Они больше всего влияют на взаимодействие, отношения и формирование команды.

Только сознательно и активно используя эмоции, можно стать влиятельным лидером . Его ценность, авторитет и доверие к нему сильно зависят от эмоций, которые он вызывает у всей команды. Аналогично для компании – чем более яркие, позитивные эмоции она вызывает у команды и клиентов, тем более ценной она становится.

Концентрируя эмоции на отношениях и мотивации партнеров, можно получать от них больше ресурсов и достигать более сложных целей. Лидеры, чуткие к собственным эмоциям и эмоциям участников команды, создают более эффективную рабочую и творческую среду, что позволяет достичь бОльших успехов. Исследования показали, что более эмоциональные и внимательные к чужим эмоциям бизнесмены зарабатывают больше денег.

Доказано, что во многих случаях эмоции в большей степени определяют мышление , деятельность и достижения, чем интеллектуальные способности. Решения могут приниматься не на основе логических рассуждений, рациональности, обоснований и доказательств, а на основе эмоций, которые вызывает ожидаемый результат этого решения.

Например, человек, выбирающий новый автомобиль, может купить его не за характеристики, надежность, безопасность, соотношение цена/качество…, а за его цвет, удобное сиденье, красивую подсветку в салоне…, которые вызывают у него позитивные эмоции.

Эмоции тесно связаны с образом мышления и воображением . Если в ситуации обращать внимание на ее вредных последствиях, то будут возникать негативные эмоции, и наоборот. И если представлять хорошую ситуацию, приводящую к улучшению состояния, то возникнут позитивные эмоции, и наоборот. Поэтому человеку, хорошо управляющему своим интеллектом, мышлением и воображением, легче управлять и своими эмоциям, возбуждая в определенных ситуациях одни эмоции и подавляя другие.

Эмоции очень важно уметь распознавать и оценивать учителям (педагогам, преподавателям, тренерам…) при обучении других людей, особенно детей, т.к. они плохо осознают и управляют своими эмоциями.

Эмоции и реакции ученика позволяют учителю выбрать наиболее подходящий, правильный стиль обучения и содержание передаваемого опыта. Это значительно влияет на уровень доверия между учеником и учителем. А доверие влияет на приверженность ученика к учителю и веру в истинность передаваемого им опыта. Это является главным фактором того, будет ли ученик применять этот опыт в своей деятельности или нет, что является главное целью процесса обучения.

Возникновение эмоций

Каждая эмоция обязательно имеет источник – внешний или внутренний стимул, оказавший воздействие на систему и изменивший ее состояние. Такими источниками могут быть:
- материальные системы (вещи, предметы, техника, инструменты, люди, животные, растения…)
- ментальные образы (мысли, идеи, воспоминания…)
- условия, ситуации, обстоятельства в среде
- правила, процессы, принципы, законы, нормы…
- ценности (свобода, гармония, комфорт…)
- собственное состояние (мимика, положение тела, движения, голос…)

Наиболее часто эмоции возникают в следующих случаях:

При восприятии текущих условий , оказывающих важное воздействие на систему и формирующих переживание.

При вспоминании ситуации, вызвавшей эмоции в прошлом. Такую ситуацию можно вспомнить самостоятельно, специально или когда оказались в аналогичной ситуации. Также воспоминания могут возникнуть, когда в текущей ситуации есть элементы, вызывающие ассоциации с той ситуацией. Причем эмоции и внутренние процессы могут стать аналогичными с теми, которые были испытаны в прошедшей ситуации: частота сердцебиения, дыхание, давление…

При моделировании ситуации в воображении , когда представляешь условия и процессы, которых в реальности не было, и оцениваешь их влияние на свое состояние.

5. . Т.к. эмоции содержат информацию о произошедшем, происходящем или возможном изменении состояния, то их можно использовать при принятии решений. Это позволит определить наиболее эффективный и успешный путь достижения целей. А управляя своими и чужими эмоциями можно сформировать определенное поведение, которое поможет действовать в нужном направлении.

Модель Гоулмана включает следующие способности ЭИ:

1. личные (внутренние):

- самосознание – способность определять и идентифицировать свое состояние, эмоции, личные ресурсы, желания и цели;

- саморегуляция – способность контролировать и управлять своими эмоциями, с их помощью изменять личное состояние, принимать решения и выполнять действия;

- мотивация – эмоциональное напряжение и сконцентрированность, помогающие определять важные цели и эффективно их достигать;

2. социальные (внешние):

- эмпатия – осознание эмоций и потребностей других людей, умение слушать, а не просто слышать;

- социальные навыки – искусство вызывать у других определенную реакцию, управлять отношениями и эмоциями других людей, организовывать эффективное взаимодействие...

Эта модель является иерархической, предполагающей, что одни способности базируются на других. Например, самосознание необходимо для саморегуляции – невозможно управлять своими эмоциями, не умея их идентифицировать. А умея управлять эмоциями, можно легко мотивировать себя и быстро переходить в нужное состояние…

Развитие эмоционального интеллекта

Это повышает чувствительность к своим и чужим эмоциям, позволяет управлять ими и мотивировать себя для повышения личной эффективности и успешности.

Развитие эмоционального интеллекта базируется на следующих принципах :
расширять зону комфорта, попадать в новые условия, в которых могут возникнуть новые эмоции, например, посещать новые места, путешествовать…;
анализировать и осознавать эти новые эмоции сразу при их возникновении;
повторять ситуации, в которых возникают эмоции, чтобы лучше определить их влияние на деятельность, свою реакцию при их возникновении и пробовать управлять ими;
сознательно прекращать негативные эмоции в известных ситуациях, которые их вызывают;
сознательно возбуждать эмоции в обычных ситуациях, в которых эти эмоции не возникали;
определять эмоции других людей. Для этого можно изучить, как эмоции выражаются (например, изучить книгу П. Экмана, У. Фризена «Узнай лжеца по выражению лица»), или просто спрашивать, что ощущает человек, когда предполагаете, что у него возникла эмоция…
возбуждать эмоции у других людей. Например, с помощью историй, анекдотов, метафор… Нужно определять соответствие между воздействием и возникающей эмоцией, осознанно повторять это воздействие, чтобы появлялась одна и та же эмоция у разных людей.

Для эффективного развития эмоционального интеллекта можно применить следующие методы :

Обучение
В любом возрасте, в любой области, в любое время, важно продолжать свое обучение и самообучение. Причем чем оно дороже, чем более профессиональны и успешны учителя/тренеры/наставники, у которых учишься, тем большее влияние это обучение окажет на все сферы жизни и на личные качества, включая ЭИ. При этом в первую очередь желательно изучать общие, гуманитарные науки (философия, психология, естествознание, биология…), чтобы лучше знать мир и свое место в нем, в том числе, получая знания об эмоциональных процессах. А после осознания себя, своего таланта и предназначения, выбирать узкую область развития, свою профессию, соответствующую призванию, и становиться признанным экспертом именно в ней.

Чтение качественной литературы
Для развития в любой сфере крайне важно, как можно больше читать книги, практические руководства, журналы, статьи... Но еще важнее – анализировать и применять на практике информацию из них. Также важно выбирать качественную литературу – популярные, светские, новостные материалы в подавляющем большинстве случаев никак не влияют на развитие, а только отбирают время и засоряют память. Книги и пособия, написанные профессионалами, признанными экспертами, оказывают совсем другой эффект: они сообщают важную, проверенную информацию, позволяют сформировать личные принципы, поведение, цели, расширить парадигму, но главное – мотивируют начать действовать. Поэтому для развития ЭИ важно выбрать качественные книги, например, Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект».

Ведение дневника
Самоанализ – одна из главных способностей ЭИ. А материализация мыслей при самоанализе своих и чужих эмоций, делает этот процесс наиболее эффективным. В дневник можно записывать любые ситуации, вызвавшие эмоции, описывать свои ощущения, идентифицировать и классифицировать эмоции, делать выводы, как можно было бы отреагировать в подобной ситуации в следующий раз. Для удобного ведения дневника Вы можете воспользоваться сервисом Личные дневники .

Развитие качеств
Можно улучшать отдельные компоненты ЭИ – качества, описанные в моделях ЭИ, такие как самосознание, саморегуляция, эмпатия и т.п. Как их улучшать описано в методе Развитие личных качеств .

Путешествия
Это наиболее эффективный способ расширения зоны комфорта, т.к. попадаешь в совершенно новую среду, которую даже не представляли себе. И это может дать наиболее сильные, яркие, новые эмоции, о которых раньше и не слышали. Ими можно научиться управлять и использовать в прежних, знакомых условиях, что даст дополнительную мотивацию, энергию для выполнения обычных дел и достижения новых целей. Путешествия также могут привести к изменению системы ценностей, что также меняет эмоции и их влияние на деятельность. Например, побывав в бедных странах, можно начать больше ценить привычные вещи: еду, воду, электричество, технику…, получать больше удовольствия от их использования, начать рациональнее, экономнее ими пользоваться.

Гибкость
При принятии решений можно использовать не только свой опыт, свою точку зрения, но и учитывать мнение тех, на кого это решение может повлиять, искать компромиссы. Это позволит избежать возникновение негативных эмоций и, вследствие экологичности решения, может вызвать положительные эмоции у всех, кто участвовал в его принятии и реализации. Противоположность этому подходу называется ригидность, когда действуешь только на основании своего опыта. Тогда высока вероятность того, что решение будет неэкологичным и нанесет непредсказуемый вред.

Общение
Очень часто эмоции возникают при обычном общении. Общаясь с новыми знакомыми или со старыми друзьями на новые темы, можно испытывать и новые эмоции. Оценивая и управляя ими при разговоре можно существенно изменить его результаты. Например, при переговорах, если вспылить, то можно потерять потенциальных клиентов или партнеров. А если у собеседника вызвать сильные позитивные эмоции, то можно от него получить гораздо больше ресурсов, чем ожидалось, например, больше денег от спонсора.

Творчество
Создание чего-то нового, уникального гарантирует позитивные эмоции. А создание шедевров, чего-то, что будет пользоваться интересом, спросом, за что другие будут благодарить – это, пожалуй, главный источник самых сильных, позитивных эмоций, которые человек может испытать в своей жизни. Чем более грандиозное творение создаешь, тем более новые и сильные эмоции возникают.

Победы, награды, успех
Новые эмоции часто возникают при достижении целей, участии в соревнованиях, тренировках перед ними или даже обычных спорах. А момент победы и получения награды всегда возбуждает сильные позитивные эмоции. И чем важнее победа, чем труднее ее было достичь, чем больше ресурсов на это потрачено и чем больше вознаграждение, тем более сильные эмоции возникают.

Все эти методы создают эмоциональный опыт , являющийся фундаментом для управления эмоциями. Без этого опыта невозможно сознательно возбуждать или тормозить эмоции. Он создает ясную картину того, какие эмоции могут возникнуть в ответ на определенные изменения, как они могут повлиять на состояние и деятельность, и что можно предпринять, чтобы избавиться от вредных и возбудить полезные эмоции.

Развитие эмоционального интеллекта дает возможность мотивировать и убеждать других людей на более глубинном, ценностном уровне, чем это можно сделать словами и делами. Это значительно улучшает отношения, что ускоряет достижение общих целей и самореализацию.

Идеальное развитие ЭИ приводит к появлению эмоциональной компетентности – способности осознавать и управлять любыми, даже неизвестными эмоциями в любых условиях. Она позволяет определять влияние на деятельность новых, не испытываемых ранее эмоций, даже если никогда о них не слышали, и управлять ими. Также она позволяет контролировать эмоции любой, даже самой высокой интенсивности, уменьшать или увеличивать ее до нужного уровня. Она также является защитным барьером, который не дает «взорваться» и нанести вред.

Для определения текущего уровня развития своего ЭИ можно воспользоваться следующими тестами :
Коэффициент эмоционального развития
Эмоциональный интеллект
Распознавание эмоций
Отношение к другим

Т.к. все эмоциональные процессы существенно влияют на деятельность системы, то важно уметь управлять этими процессами, чтобы улучшать свое состояние, развиваться, эффективно действовать, успешно достигать целей и самореализоваться.

Сводится к следующим основным процессам:
- возбуждение полезной эмоции, т.е. переход из спокойного в активное состояние;
- погашение вредной эмоции, т.е. переход из активного в спокойное состояние;
- изменение интенсивности эмоции.

Эти процессы относятся и к самой системе, т.е. управление личными эмоциями, и к другим системам, т.е. управление чужими эмоциями.

Эффективное управление эмоциями возможно только тогда, когда осознаешь их, можешь сознательно определить момент их возникновения и правильно их идентифицировать. Для этого необходимо накапливать эмоциональный опыт, многократно оказываться в ситуациях, которые возбуждают определенную эмоцию. Без этого управление может привести к неадекватному изменению их интенсивности (например, хотели погасить эмоцию, а она наоборот усилилась), может быть совершенно бесполезным или даже принесет вред.

Важную роль в управлении эмоциями играет воображение . Чем лучше оно развито, тем более реалистичные и масштабные образы и ситуации оно может создать, в которых эмоции будут наиболее яркими и интенсивными. Улучшить свое воображение можно с помощью тренинга воображения .

Также на управление эмоциями влияет память . Чем лучше она развита и чем больше в ней эмоционального опыта, тем более яркие воспоминания из нее можно получить. Улучшить свою память можно с помощью тренинга памяти .

Т.к. эмоции тесно связаны с волей , то чем она сильнее, тем легче управлять эмоциями. Поэтому одним из способов управления эмоциями является развитие воли, упорства и самодисциплины. Улучшить их можно с помощью метода Тренировка самодисциплины .

При управлении эмоциями важно придерживаться следующих принципов :

Если в данный момент испытываешь одну эмоцию и хочешь возбудить другую, то необходимо сначала погасить текущую, перейдя в спокойное состояние, и только после этого возбуждать необходимую.

Необходимо сознательно управлять их внешним выражением : мимикой, движениями рук, ног, тела в целом, его положением, жестами, голосом… Например, чтобы возникла радость, обычно достаточно просто улыбнуться. Чтобы погасить гнев, можно замереть, вздохнуть и сделать обычное, спокойное выражение лица.

Для возбуждения эмоций необходимы стимулы. Их можно получить по следующим каналам:

- визуальный : увидеть источник эмоций (например, красивый пейзаж), представить его в воображении, перейти в определенные условия, ситуации, посмотреть фильм, картину…;

- аудиальный : чужие и свои слова, мысли (внутренний голос), громкость голоса, темп речи, музыка, звуки…;

- кинестетический : мимика, движения и положение тела, жесты, дыхание…

Конгруэнтное , согласованное использование одновременно всех этих каналов позволяет наиболее быстро возбудить даже самую сильную эмоцию. Причем для максимальной эффективности рекомендуется использовать их в такой же последовательности: визуальный (нарисовать в сознании картинку), аудиальный (добавить слова, музыку…) и затем кинестетический (сделать соответствующее выражение лица, занят определенную позу...)

Например, можно одновременно представить или вспомнить ситуацию, в которой испытывали радость, включить радостную музыку, проговаривать «мне весело, радостно, классно» и активно пританцовывать, то можно испытать очень сильную радость, возможно даже восторг.

Но если, используя все каналы, по одному из них, например, кинестетическому, будет противоречивая эмоция (не конгруэнтно), то общее состояние может не измениться или даже стать противоположным желаемому.

Например, если хочется испытать радость, представляешь картину, слушаешь музыку, но тело очень вялое, выражение лица грустное, печальное или даже злое, то и эмоции могут возникнуть негативные, а не позитивные.

Таким образом, чтобы возбудить определенную эмоцию, можно вспомнить ситуацию, в которой она возникала в прошлом. Вспомнить детали, что окружало, какие действия выполняли, какие слова и звуки слышали, что ощущали в теле, какие были мысли… Если же опыта переживания необходимой эмоции нет или он забыт, то и эмоцию таким способом нельзя будет возбудить. Тогда можно сознательно создать условия, в которых эта эмоция может возникнуть, и получить недостающий эмоциональный опыт.

Также чтобы возбудить определенную эмоцию, можно представить визуальный образ (картину) ситуации, в которой эта эмоция могла бы возникнуть в реальности. При отсутствии эмоционального опыта трудно определить в какой воображаемой ситуации какая эмоция возникнет. Тогда нужно накопить этот опыт – переходить в новые условия, участвовать в новых ситуациях, которые могут дать новые эмоции. Приобретя такой опыт, можно будет определить базовые элементы условий и ситуаций, которые возбуждают определенную эмоцию, и использовать их в воображении.

Например, если во многих ситуациях, когда возникала радость, присутствовал определенный человек или получали определенный ресурс, то можно в воображаемой ситуации использовать аналогичные элементы и эмоция снова возникнет.

Для возбуждения чужих эмоций , нужно сделать так, чтобы эти же каналы начали работать у другого человека. Например, чтобы он вспомнил какую-то ситуацию или представил ее. Для этого можно использовать открытые вопросы, истории или метафоры, которые создадут определенный образ в сознании человека или вызовут воспоминания.

Например, чтобы человек испытал радость, можно у него спросить: «А каким был твой самый счастливый день в жизни?». Или можно сказать: «А помнишь, когда ты впервые оказался на море, помнишь каким счастливым ты тогда был…». Или: «А представь, что ты находишься в самом райском месте на земле, рядом с тобой самые близкие тебе люди… Что бы ты тогда ощущал?» Тогда у человека сразу возникнут образы и воспоминания, которые вызовут эмоции.


Чтобы погасить эмоцию, необходимо перейти в спокойное состояние с помощью следующих методов:
- расслабиться, прекратить движения, удобно сесть или лечь;
- сосредоточиться на своем дыхании, начать медленнее и глубже дышать, задерживать его на несколько секунд после вдоха...;
- изменить голос, уменьшить его громкость, говорить медленнее или совсем перестать говорить на короткий период;
- представить или вспомнить ситуацию, в которой испытываешь максимальную безопасность, комфорт, уют, тепло.

Чтобы погасить чужие эмоции , можно попросить выполнить эти действия (ни в коем случае не заставить, если конечно не дошло до аффекта с вредными последствиями). Например, можно спокойным голосом сказать: «Успокойся, сделай глубокий вдох, присядь, попей воды…». Если человек не хочет успокаиваться, то можно попробовать переключить его внимание. Например, опять же, можно рассказать историю, метафору, задать открытый вопрос…


Чтобы научиться изменять интенсивность конкретной эмоции, можно применить следующий метод:

1. Полностью осознать эту эмоцию, идентифицировать, классифицировать, определить ощущения, которые она вызывает в теле, какие действия она мотивирует, определить ее источники, вспомнить ситуации, в которых она возникала, или оказаться в такой ситуации, чтобы ярко ее испытать. Для этого потребуется эмоциональный опыт.

2. Использую шкалу от 1 до 100%, представить какой бы эта эмоция была при максимальной интенсивности (на 100%). Представить какие ощущения были бы в теле, какие действия хотелось бы выполнить, насколько интенсивно действовать...

3. Определить текущий уровень этой эмоции в данный момент по шкале.

4. Двигаясь маленькими шагами (по 5-10%) вверх по этой шкале, изменять интенсивность этой эмоции в теле. Для этого можно просто представлять, как значение на шкале увеличивается и повышается ее интенсивность. Или можно представлять/вспоминать ситуации, в которых эта эмоция была более интенсивной. Важно, чтобы изменения ощущались и в теле, изменялась активность. Если будут затруднения при переходе к большей интенсивности, то можно уменьшить шаг, например, увеличивать интенсивность на 2-3%.

5. Дойдя до максимальной интенсивности, нужно начать уменьшение интенсивности до 0, используя шаг 5-10%. Для этого также можно представлять движение вниз по шкале или представлять/вспоминать ситуации с меньшей интенсивностью этой эмоции.

6. Затем нужно снова дойти до 100%, потом снова до 0%... И продолжать этот процесс до тех пор, пока не будет получаться быстро изменять интенсивность эмоции с ее реальным выражением в теле.

7. Для закрепления навыка можно выполнить переход к определенной интенсивности, например, на 27%, на 64%, на 81%, на 42%... Главное, чтобы было ясное ощущение эмоции в теле.


Для управления настроениями достаточно знать их причины и принимать меры для их устранения (для избавления от плохого настроения) или создания (чтобы сделать настроение хорошим). К таким причинам обычно относятся:

- внутренние процессы и состояние : болезненное или здоровое, бодрое или сонливое…

Например, имея плохое настроение, можно выяснить, что болеешь. Тогда для поднятия настроения достаточно будет принять лекарства, сходить к врачу… и вылечиться.

- окружающая среда : комфорт или беспорядок, шум или тишина, чистый воздух или неприятные запахи, приятные или раздражающие люди…

Например, если за рабочим местом беспорядок, дискомфорт, то может быть плохое настроение. Тогда можно прибраться, навести красоту и чистоту.

- отношения : настроение других людей передается и человеку.

Например, если встретил друга и приятно с ним пообщался, то настроение улучшается. А если встретил человека со злым выражением лица, который еще и нахамил на пустом месте, то настроение может ухудшиться. Тогда можно просто прекратить контакт с таким человеком и пообщаться с кем-то, кто приятен.

- мысли и образы : вспоминая или представляя в воображении ситуации, они возбуждают соответствующие эмоции. Поэтому для улучшения настроения можно представить или вспомнить случай, который вызвал позитивные эмоции.

Например, вспомнить смешной случай или счастливый момент в своей жизни. Или представить поездку на красивом автомобиле, о котором давно мечтаешь. Или, например, спортсмен, думая перед соревнованием о возможных травмах, поражении и т.п., будет иметь плохое настроение. Тогда можно подумать о победе, награде и т.п., чтобы настроение улучшилось.

- желания и цели : достигая важную цель настроение может быть хорошим, а если есть нерешенные проблемы, то оно может ухудшиться.

Например, чтобы поднять настроение можно поставить себе цель, которую очень хочется достичь. Или можно решить давнюю проблему, которая доставляла дискомфорт или мешала двигаться к желанной цели.

Также существенным плюсом управления эмоциями является успешность во всех сферах жизни. Ведь в этом случае полностью отсутствует вред при сильных эмоциональных «вспышках» и всегда есть энергия для достижения любой цели.

В любом случае, даже если эмоции не использовать для развития и самореализации, то они все равно необходимы для обычной жизни, чтобы быть в хорошем настроении, тонусе, быть счастливым, испытывать радость даже от мелочей и делиться своими эмоциями с близкими людьми.

Развивайте свои эмоции и управляйте ими, тогда Ваш успех, Ваше счастье и Ваша самореализация будут неизбежны.

В основе создания интеллект-карт лежит процесс радиантного мышления. Суть его заключается в следующем: берется какая-то определенная основная тема, а затем от нее, как лучи от солнца или ветви от ствола дерева, строятся различные идеи, так или иначе связанные с основной темой. Устанавливаются также связи между различными ветвями. Каждая новая идея (ветвь) становится исходной точкой для продолжения этого процесса, то есть вновь от нее отходят связанные с ней идеи. В принципе, этот процесс может быть бесконечным. Вот некоторые простые правила, которые описывают такой процесс мышления.

Итак, мы решили нарисовать интеллект-карту. Последовательность наших действий такова:

1.Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.

2. Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие или анализируемую проблему (бизнес-план, отдых летом, здоровый образ жизни, кредит в банке, план выступления, содержание статьи, повестка дня и т.д.) Обводим это понятие в рамку или в кружок.

3.От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви – основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки.

4.От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек – развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

5.Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку (не забываем про цвета).

6.Связи между элементами интеллект-карты показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).

Итак, резюмируем: вы начинаете с основной темы, задаете наиболее важные общие идеи, относящиеся к ней, и располагаете их как ветви вокруг нее, а затем развиваете эти темы в под-ветви (ветви 2, 3 и т.д. порядков), на которых помещаете ваши идеи или ключевые слова.

Для создания интеллект-карт можно воспользоваться программой Free Mind , входящей в состав репозитория AltLinux. Подробнее о программе можно прочитать на странице .

Примеры интеллект-карт:

Описываемая карта включает в себя 12 эмоциональных сфер.

Путеводитель по эмоциям

Ниже представлена та эмоциональная карта, которая, ИМХО, удобна для работы практикующего психолога и достаточно проста и понятна человеку, который попадает к психологу в роли клиента. Описываемая карта включает в себя 12 эмоциональных сфер. Эмоциональная сфера – это набор эмоций, близких другу по смыслу или стратегии взаимодействия с окружающим миром.

Для эффективного чтения карты нужно ввести несколько допущений.

Под эмоцией я подразумеваю психофизиологическое явление, которое определяет ситуацию или наше к ней отношение (ориентировочный ярлык), изменяет активность человека (то есть несет в себе энергетический заряд) и направляет его восприятие, мышление и действия (мотивирует).

В рамках каждой сферы встречаются эмоции, просто отличающиеся друг от друга интенсивностью . Например, страх и ужас. Или бывают эмоции, которые имеют разный смысл, но схожее отношение к другому человеку или ситуации. Например, зависть и гордыня. У этих эмоций разный смысл, но они обе отражают ваше стремление превосходить окружающих людей (гордыня = «я пуп земли», зависть = «Я должен иметь столько же, сколько и другой человек»/«чем я хуже»).

При этом я отдаю себе отчет (и вам советую), что разделение эмоций – вещь достаточно условная. Ведь эмоции легко могут сосуществовать друг с другом, то есть возникать одновременно. Например, сюрприз может одновременно проявляться удивлением и радостью (или разочарованием, если он вам не понравился).

Еще эмоции могут легко сочетаться, создавая сложное чувство. Например, ревность в себе сочетает: гнев, страх, вину и жадность. Тем не менее, для того, чтобы у вас был прочный эмоциональный фундамент подобное разделение просто необходимо.

Кроме того, приходится помнить о существовании омонимов (одинаковое написание, но разный смысл). Эмоции омонимы тоже существуют. Так, например, жалость может относиться и к сфере одиночества (мне не хватает внимания), так и к сфере превосходства (я помогу этому несчастному). Или, например, досада, которая может быть и в сфере потери смысла (как квинтэссенция разочарования), и в сфере совести (когда речь идет о самобичевании).

Расположение эмоциональных сфер на карте во многом определено тем, что часть эмоциональных сфер является полными или частичными антагонистами друг другу. Хотя это достаточно условное допущение. Ведь идеальной метафорой эмоций являются цвета. Да, белый цвет во многом противопоставляется черному, а теплая часть цветовой палитры – холодной. Но, это срабатывает только при парном сравнении. На картине же цвета смешиваются в уникальный рисунок.

В перечне внутри сферы эмоции расположены в порядке от менее интенсивных (фоновых) к более интенсивным (аффектам).

При этом в одной сфере расположены и эмоции и чувства. Может быть, это не самый правильный подход с точки зрения теоретической модели, зато очень удобно на практике.

Сфера удовлетворения

Удовлетворенность – комфорт – легкость – беззаботность – полет – игривость – радость – наслаждение - лучезарность – веселье – счастье – благодать – одухотворение – эйфория – блаженство – восторг – экстаз.

Сфера энтузиазма

Любопытство – интерес – бодрость – надежда – оптимизм – энтузиазм – уверенность – сила – решимость – вовлеченность – воодушевление – вдохновение – предвкушение – задор – азарт

Сфера покоя

Покой – безмятежность – безопасность – умиротворение - облегчение.

Сфера неожиданности

Растерянность – недоумение - удивление – изумление – чудо.

Сфера совести

Смирение – подчинение – смущение – вина – стыд – раскаяние – досада.

Сфера одиночества

Отделенность - жалость – одиночество - пустота

Сфера потери счастья

Недовольство - ностальгия – озабоченность – сожаление – печаль – тоска – угнетенность – несчастье – страдание – стенание – эмоциональная боль – горе

Сфера потери смысла

Инертность – монотонность – усталость – скука – пресыщенность – скука – горечь – безразличие – бессмысленность – уныние

Сфера страха

Беспокойство - сомнение - недоверие – настороженность – тревога – замешательство – испуг – страх – беспомощность – смятение – паника – отчаяние - ужас.

Сфера антагонизма

Холодность – подозрительность – раздражение – противостояние – отторжение – злость – враждебность - обида – возмущение – злорадство – бойкот – гнев – ненависть – ярость – бешенство.

Сфера превосходства

обособленность – снисходительность - пренебрежительность – жалость – игнорирование - самодовольство гордость – высокомерие – неприязнь- осуждение – непокорность – зависть – жадность – презрение – отвращение – ядовитость – оскорбленность – унижение - месть – ревность – предательство

Сфера принятия

Согласие - одобрение – благожелательность – открытость – благодарность – симпатия – притяжение – уважение – увлеченность – привязанность – единение – нежность – трепет – умиление – восхищение – преданность – вера - любовь – обожание - благоговение. опубликовано

Статьи по теме: