Манежная пл 1а. Гордость музея — опоры древнего моста

В экспозиции отдела представлено более тридцати частных коллекций, поступивших от дарителей, начиная с 1980-х годов. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков. Это живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и художественная фотография. Коллекции отличаются друг от друга по своей направленности и структуре. Они делятся по видам искусства, среди них присутствуют монографические и тематические.

Из практики крупных музеев мира известно, что при поступлении в их собрания частные коллекции расформировываются, произведения различных видов искусства распределяются по нескольким фондам. Для экспозиции отбираются только лучшие произведения. Таким образом, целостность частной коллекции нарушается, ее своеобразие утрачивается, личность собирателя отходит на второй план, представляя интерес, как правило, лишь для специалистов.

Экспозиция залов Отдела личных коллекций не нарушает целостность отдельных собраний и стремится подчеркнуть первоначальный замысел тех, кто создавал их на протяжении долгих лет. При этом особое внимание уделено личности каждого собирателя, его вкусам и пристрастиям. По определению одного из первых авторов идеи создания музея личных собраний в России князя Сергея Щербатова, такой музей призван сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем.

Особое место в собрании отведено коллекции основателя музея – известного ученого, деятеля культуры XX в. И. С. Зильберштейна. Она насчитывает свыше двух тысяч произведений живописи и графики, занимая в экспозиции четыре зала. Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество отдельных мастеров и различных художественных объединений, в частности мастеров «Мира искусства». Подобные коллекции уже сами по себе могут являться самостоятельными музеями.

Многие коллекции обладают ценностью благодаря сохраненному первоначальному замыслу собирателя и высокому художественному качеству. К их числу относятся собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ – начала XX века С. В. Соловьева, резчика по металлу, примером для которого послужила деятельность П. М. Третьякова; коллекция русской живописи конца ХIХ – начала ХХ века ленинградского профессора А. Н. Рамма; собрание бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ века полковника ветеринарной службы Е. С. Степанова.

Музей знакомит посетителей и с такими коллекциями, которые собирались в течение всей жизни представителями российской художественной и научной интеллигенции. В них входят не только произведения искусств, но и мемориальные предметы, знакомящие с личностью собирателя. Тема художественного окружения творческой личности нашла свое воплощение в зале, где представлены живописные и графические произведения из собрания великого музыканта и пианиста Святослава Рихтера. Он был другом ГМИИ и вдохновителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», ежегодно проводимого в музее. Святослав Теофилович подарил Отделу личных коллекций собрание произведений живописи и графики Р. Фалька, В. Шухаева, Н. Гончаровой, Д. Краснопевцева и других художников.

Музей археологии Москвы — один из лучших в своем роде. Он расположен на глубине 7 метров в историческом центре города, всего в двух шагах от . В 1993–1996 годах здесь велись масштабные археологические раскопки на месте будущего строительства подземного торгового комплекса на . Исторический центр Москвы никогда не пустовал, поэтому в ходе раскопок было найдено множество артефактов разных эпох. Музей знакомит посетителей с культурой Москвы и Московского края от палеолита до XIX века. Здесь можно увидеть большой клад серебряной посуды и монет, предметы из древнейших курганов и поселений, коллекцию изразцов, древние курительные трубки и многое-многое другое. А первой зафиксированной находкой на Манежной площади оказался медный образок с изображением Георгия Победоносца, символа Москвы.

Раскопки позволили проследить историю этого места вплоть до первых веков н.э. Слоями шли остатки усадеб, магазинов, харчевен. Было исследовано больше 30 тысяч квадратных метров. находок было много, и, поскольку место было влажное, органика (кожа, кости, дерево) сохранилась очень хорошо. В прекрасном состоянии были найдены вышитые облачения монахинь некогда находившегося здесь Моисеевского монастыря. А на стыке Манежной площади, Моховой и был вскрыт крупнейший некрополь. Его захоронения после отпевания были перенесены на одно из подмосковных кладбищ и отмечены часовней.

Гордость музея — опоры древнего моста

Жемчужина музея – опоры Воскресенского (Курятного) моста. Мост был построен в 1601-1603 годах во время правления царя Бориса Годунова на месте ранее существовавшей деревянной переправы. Он был переброшен через реку Неглинную от к Тверской улице. Когда-то отсюда начиналась большая торговая дорога в Новгород, о чем в экспозиции напоминают подлинные фрагменты мостовой конца XV в. и колесо от телеги. На мосту и вблизи него располагалось большое количество торговых лавок: со всевозможными пряниками и леденцами («сахарным хрустом»), капустные ряды, обжорные ряды. После пожара войны 1812 года провел реконструкцию территории вокруг Кремля. Появился Александровский сад. Река Неглинная была заключена в коллектор, а Воскресенский мост засыпан землей, чтобы напомнить о себе уже на рубеже XX-XXI веков.

Музей детям

В музее вокруг моста установлены современные мультимедийные инсталляции, которые особенно увлекают детей. Интерактивные фрагменты экспозиции дают возможность гостям заглянуть в прошлое и буквально своими глазами увидеть Воскресенский мост в разные моменты истории.

В музее проводятся экскурсии для детей и взрослых, работает Школа начинающего археолога для детей от 5 лет. Для школьников разработан целый цикл интерактивных программ, в которых они могут попробовать себя в роли археологов и строителей – попытаться найти свой собственный клад или построить древний мост.

2016-2019 moscovery.com

В Москве, практически на красной площади, напротив памятника Жукову на коне есть вход в подземный музей, называется если не ошибаюсь "Музей археологии города Москвы" (сейчас он закрыт почему-то). Я там был несколько раз, так вот на глубине 7-10 метров белокаменная Москва - арки мостов, дороги остатки каких-то построек и все из белого камня, похоже на древний Рим! Такое ощущение, что про этот музей ни кто не знает!

Для меня этот музей в столице, как открытие. Возможно, для большинства, в том числе и жителей самой Москвы – тоже! Итак, смотрим…

Адрес музея: Манежная пл., 1а. Проезд: Ст. м. "Охотный ряд", "Площадь революции", "Театральная". Был временно закрыт для посещений на ремонт.

В свое время, к нему были даже очереди

Музей археологии Москвы открыт в 1997 г. (совсем молодая экспозиция). Этот уникальный музей расположен на глубине 7 метров непосредственно на месте крупномасштабных археологических раскопок 1993-1996 года. Музей знакомит с материальной культурой города XV- XVIII веков. Основу экспозиции составляют обнаруженные в ходе раскопок устои Воскресенского моста ХVI – ХVII вв., который в прошлом соединял два берега реки Неглинной. В музее можно увидеть многочисленные клады, найденные в различных районах Москвы. Особый интерес представляет большой клад серебряной посуды и монет из Гостиного двора.

В коллекцию музея входит более чем тринадцать тысяч восемьсот предметов. Музей расположен в подземном павильоне, построенном в ходе реконструкции Манежной площади. Центральное место занимает Воскресенский мост - музеефицированный памятник архитектуры конца XVI - XVII вв. В основе экспозиции - археологические находки из раскопок в историческом центре Москвы. Здесь также представлены уникальные денежно-вещевые клады, найденные в Москве.

Кладка на семиметровой глубине. Похоже на реконструкцию и новодел для посетителей музея, но это должно на чем-то базироваться. И это действительно так:

Это кладка опор моста (в оригинале), который был перед Вознесенскими (Иверскими) воротами.. Напомню, что это глубина 7-10 метров. Как он мог оказаться под семью метрами грунта? Культурный слой начал усиленно расти не 1мм в год, а в 17 раз быстрее, да как-то так, что за этой скоростью перестали успевать, мост забросили и он ушел в запустение. Но как обычно – у меня большое сомнение к этим «культурным слоям». Там глинистый грунт, а не перегной со строймусором и утварью.

Это не кирпич, а блоки из известняка. Белокаменные были не только стены древнего Кремля, но и мосты, а возможно, и здания и другие строения.

Что за следы на самом верхнем блоке этой фотографии? Как-будто отпечатки в пластилине. Предположу, что это современные блоки, изготовленные при создании музея. Или нет?

Что это за монолитные основания? Фундамент опор? Кто-нибудь задавался вопросом: древнее это или современная реконструкция?



Статьи по теме: