Обзор игры Deadly Premonition. Кастрюля всё знает, всё слышит


Более трех лет назад консоли посетил тихий дождливый городок Гринвейл. Теперь настало время компьютерных игроков для экскурсии в этот мирок. Открывайте дверь, агент Йорк Морган стучит, чтобы пригласить вас принять участие в его расследовании. Это дело будет особенным и необычным.


Здесь, среди гор и дремучих лесов, жители вели тихую размеренную жизнь. Но совершенно непостижимое для этих мест происшествие всколыхнуло провинциальное захолустье. Произошло странное и дикое убийство, распутывать которое берется новоприбывший агент ФБР. Персонаж он весьма странный, со своей особой логикой и эксцентричными манерами. В разгар обсуждения хода расследования легко может переключиться на разговоры о кофе или выпечке.


Черный ароматный напиток вообще играет довольно важную роль в жизни героя. Это стимул для начала каждого нового дня и ценный предсказатель, ведь в узорах на поверхности кофе Морган видит некий смысл и послания.


Йорк постоянно обсуждает происходящее со своим вымышленным другом Заком — констатирует факты или обращается к нему за советом. Причем эти обращения иной раз абсолютно явно адресованы к нам, игрокам по эту сторону экрана.


Некоторые уже могут усмотреть аналогии со старым телесериалом «Твин Пикс», где эксцентричный герой тоже постоянно вел разговоры о еде и записывал отчеты на диктофон, что походило на общение с невидимым спутником. Все аналогии верны. Deadly Premonition копирует сериал Дэвида Линча и во многих других нюансах. За внешней картинкой тихого провинциального городка скрывается множество тайн и пороков его жителей. Все это начинает проявляться по мере распутывания хитросплетения интриг, связанных с убийством. Семейные измены, ревность и призраки старых тайн — это объединяет жителей Твин Пикса и Гринвейла. Только у второго еще более явный привкус мистики.


В повествовании Deadly Premonition присутствует несколько реальностей. Внешний обычный мир населен не менее обычными людьми. Здесь мы разъезжаем по городу для бесед со свидетелями и подозреваемыми. Вторая реальность является темным отражением города и всегда связана с проявлением зла. Этот мир открывается герою, когда он оказывается на местах, ощутивших прикосновение этого самого зла. Реальность превращается в череду серых мрачных коридоров, напоминающих изъеденные ржавчиной лабиринты Silent Hill . Здесь бродят люди-тени, напоминающие зомби, и другие опасные существа. Тут размеренное монотонное расследование уступает место экшену со стрельбой и чистокровному хоррору.



Третья сущность игры — мир снов, или то, что таковым кажется. Перед началом нового дня Йорк всегда видит странные сюрреалистичные видения, связанные с его прошлым и другими персонажами игры. Внешняя иррациональность видений скрывается за собой осмысленность и глубину, подобно мозгу, который в сновидениях пытается увязать происходящее и выдать в виде подсознательных образов общую картину происходящего. Сны еще больше нагнетают таинственности, но одновременно приоткрывают завесу тайны над прошлым самого Йорка, сознание которого еще сложнее, чем это кажется на первый взгляд.


Основной особенностью Deadly Premonition является непредсказуемость. Здесь многое не так, как выглядит внешне. И дело не только в том, что одни и те же места могут представать перед нами в двух реальностях. Дело в людях, которые населяют это место. За первоначальными образами прячутся порою совершенно иные личности, что меняет взгляд на всю ситуацию в целом. А логичность и обыденность в игре часто переплетается с невероятным и абсурдным.

Насильственная смерть девушки возрождает к жизни предание об убийце в плаще. Этот персонаж, так или иначе, фигурирует во всех реальностях, хотя появляется в основном в мире теней. Большой акцент идет на странных красных семенах, которые оставляет за собой неизвестный убийца. Весь символизм убийств и их взаимосвязь с образами темной реальности тоже ставит множество вопросов. Вся эта интрига раскручивается до самого финала. Если что-то немного проясняется, то возникают новые вопросы, увлекающие за собой в пучину дальнейшего повествования.


К сожалению, мистическая история со значительным налетом сюрреализма страдает от кривой реализации игрового процесса. Главная игровая площадка — открытый мир с городком Гринвейл и его окрестностями. Мало того, что с визуальной стороны он выглядит плохо, так еще и «песочница» из него получилась отвратительная. Множество пустых декораций. Свобода передвижения ограничена дорогами и городской зоной. Выйти за пределы трассы нельзя — упретесь в невидимую стену, даже если визуально там пологое место. Хорошо хоть есть развилки, которые позволяют срезать путь и сэкономить немного времени. Заборы и кустики являются непреодолимым препятствием, ставя порою в тупик при попытке забрать какой-то коллекционный предмет. Сам процесс сбора различных карточек и медалек трудно назвать увлекательным, это занятие быстро надоедает. Даже автопарк строго ограничен полицейскими машинами. И если вы сохранились в неудачном месте, то после перезапуска придется бежать до ближайшей стоянки с такими авто. Хорошо, что в ключевых сюжетных местах стоянки всегда поблизости.



Физика автомобилей никакая. Повреждения отображаются только в виде соответствующего индикатора в процентах. Идет расход топлива, но при наличии одной заправки мчаться туда за бензином смысла нет — проще пересесть в другое авто на одной из стоянок. А еще любая попытка сесть или выйти из машины связана с длительной сценкой, которая отбивает любое желание останавливаться во время поездки у случайного предмета, чтобы подобрать его.


Странный акцент сделан на питании, сне и уходом за собой. Чтобы герой не голодал и не терял здоровье, его нужно подкармливать. Нужно периодически спать или поддерживать бодрость при помощи кофе. Если долго не менять костюм, то вокруг героя будут летать мухи. Бритье позволяет поддерживать гладкость лица, но если вы любитель бород, то можете легко отрастить оную у Йорка за несколько дней. Совершенно непонятное внимание к таким вот деталям при полном нежелании сделать открытый мир более интересным. С другой стороны, бытовая обыденность занятий помогает подчеркнуть контраст между привычной реальностью и миром мистики.

Есть и побочные задания. Но если обычная игра старается специально подкидывать игроку квесты, подчеркивая свое разнообразие, то Deadly Premonition старательно их прячет. Можно совершенно не догадываться, что какой-то персонаж предложит небольшое поручение, пока вы повторно не решите съездить к нему на другой конец города, чтобы еще раз пообщаться. Обидно, ведь иные задания помогают больше раскрыть прошлое действующих лиц. А за некоторые квесты выдают мощное уникальное оружие.

Призрачный мир проще — это обычный рейд по коридорам с монстрами. Последних мы отстреливаем из разного огнестрельного оружия или отбиваемся дубинами. По мере развития игры арсенал расширяется. Кое-что попадается по пути, кое-что можно прикупить у торговца из обычной городской реальности. Враги неторопливы и это компенсирует ужасную неповоротливость героя.


По топорной механике и невозможности одновременно стрелять и двигаться игра сильно напоминает старые части Resident Evil . Аналогии усиливаются благодаря идентичным маркерам, подсвечивающих предметы, необходимости искать ключи и решать простенькие головоломки.


Трудности по части выживания связаны с большим количеством врагов. В режиме прицеливания угол повороты головы минимален. Чтобы не подставлять спину, нужно постоянно двигаться и менять позицию. Ограниченный угол обзора при стрельбе создает трудности и в тех местах, где нужно что-то сбить с дерева. Иногда приходится долго искать подходящую позицию.

Есть особые монстры, ползающие по стенам, но после осознания нужной тактики противодействия, они перестают представлять опасность.


Все меняется, когда в игру уступает убийца в плаще. Одолеть его нельзя, спасение в бегстве или в возможности спрятаться. В обоих случаях экран делится на две части. Одна виртуальная камера показывает героя, а вторая охотника. И пока мы усиленно бежим по коридору, нажимая подсвечиваемые клавиши, можно наблюдать, как наша спина мелькает перед зловещим убийцей с топором. Если прячемся в шкафу, то нужно задерживать дыхание, когда враг начинает прислушиваться.



Бывают и открытые столкновения с главным антагонистом. Тогда приходится уклоняться от его топора посредством выполнения быстрых QTE.

По ходу изучения темной реальности мы собираем улики для анализа и последующего воссоздания картины происшедшего в обычной реальности.

При всей своей графической отсталости путешествия по миру теней весьма атмосферны, есть даже жуткие моменты. Авторы удачно обыгрывают и дуализм игрового мира, поддерживая напряжение путем перехода из одной реальности в другую. Под конец игры все сущности Deadly Premonition начинаются сливаться воедино. Начинающийся дождь и мрачные красноватые облака нагнетают чувство тревоги, намекая на близость зла, которое потом материализуется в весьма явной форме при переходе в иную реальность.

Стоит отметить и хорошую работу с камерой в сюжетных сценах. Она специально делает нестандартные ракурсы, формируя определенную визуальную композицию — не всегда, но довольно часто. Любовь к кино проявляется не только в схожей манере выстраивания визуальных композиций — в игре очень много рассуждений на тему кинофильмов 70-90х годов.


Удивительно, что Deadly Premonition вообще удается играть на эмоциях при страшненькой графике. Впечатление такое, что игра создавалась под Play Station 2, а вовсе не под прошлое поколение консолей. При этом компьютерная версия по умолчанию работает только в разрешении 1280x720, что по нынешним временам немыслимо! Спасает ситуацию DPfix . С ним игру можно запустить в высоких разрешениях. Есть возможность накрутить и некоторые «плюшки» в виде SSAO и сглаживания, но зачастую это приводит к проблемам с запуском. Так что при корректировке параметров будьте осторожны, проверяйте работоспособность с каждым пунктом по отдельности.



Со звуком у игры тоже не все гладко. На пятиканальных системах идет неправильная локализация эффектов. Случается, что герой все еще на переднем плане, а голос постепенно уходит куда-то назад. Часто все фоновые звуки выводятся на тыл, из-за чего даже фронтальные эффекты озвучиваются задними колонками. Случаются «заикающиеся» звуки. Заметно общее бедное оформление открытого мира с минимумом фоновых звуков и бутафорским их звучанием. Наполнение темных коридоров с призраками более удачное, если забыть о проблемах с многоканальным позиционированием. Фоновые мелодии во время диалогов порою слишком резко сменяют друг друга, что вызывает определенный диссонанс. Но отдельные музыкальные композиции в игре просто восхитительны.

Ко всем этим техническим проблемам добавляются банальные вылеты, которые делают невозможным прохождение после определенных глав. Иногда это лечится включением совместимости со старыми Windows в свойствах exe-файла.

Deadly Premonition — удивительная по сочетанию противоречий игра. За внешним убожеством открытого игрового мира, страшной графикой, топорной анимацией и ворохом технических проблем кроется нечто удивительное — необычная сюрреалистичная драма с многоуровневой подачей сюжета. И подобно сериалу Дэвида Линча эту историю трудно оценивать по привычным критериям. Повествование умело сочетает расследование в антураже обыденного мира с выживанием в кошмарной реальности. И хотя они разбавлены множеством бессмысленных и ненужных действий, такая игра на контрастах, необычные и эксцентричные персонажи создают свой непередаваемый шарм с легким налетом абсурдности. Те, кто наперекор всем трудностям заглянут в Гринвейл, рискуют увязнуть в трясине интриги до самой развязки. За пеленой дождя в этом городке скрывается еще много тайн. Возможно, они ждут именно вас. Просто идите по дорожке из красных семян...

С Хидэтаки Сухиро (он же SWERY) в 2010-м вышло примерно как с гениальной отечественной . Для одних игра стала культовой, другие же обозвали ее забагованным трэшем и отправились играть во что-то более удобное и дружелюбное. Как и работа Ice- Pick Lodge , Deadly Premonition стала заложницей собственного неудобства - графика в ней устаревшая, управление катастрофически кривое, а все остальное... многим остальное и не важно. Встречают по одежке, так ведь, Зак?

Это тот самый волшебный второй шанс, редко какая игра его удостаивается. Теперь - эксклюзивно для PlayStation 3.

Гениальность или... безумие?

Первое, что нужно обязательно сделать, садясь за Deadly Premonition, - отбросить в сторону логику. Есть отличный способ: купить лобстеров, сделать из них перуанский севиче, а затем выбросить в мусорное ведро. Далее пойти к соседям и поинтересоваться, не нужна ли им соль. Потом переодеться в мамино платье, накрасить губы, посыпать голову пшеничной мукой и только тогда запускать Deadly Premonition. Тебе придется заново учиться логике, Зак. Старые знания будут только мешать.

Никогда еще курение в видеоиграх не выглядело так стильно.

Грань между гениальностью и безумием тоньше, чем между добром и злом. Возможно даже, что этой грани нет вовсе, - тут уж с какой стороны посмотреть (если бы все люди жили в двумерном пространстве, птицы в небе и не подозревали бы о нашем существовании). Одни видят в фильме Дэвида Линча «Голова-ластик» путешествие по чьему-то разуму и множество глубоких образов, другие - бред сумасшедшего или, того хуже, голый эпатаж. Мы не будем судить последних, но отметим, что фильм хранится в Национальном киноархиве США и уже причисляется к культурному наследию человечества.

В Deadly Premonition непостижимым образом сочетаются очень жестокий психологический триллер в духе «Молчания ягнят» , мистический детектив в лучших традициях «Твин Пикс» Дэвида Линча, насыщенная драма, вполне себе сайлент-хилльный хоррор и по-японски абсурдистская комедия. Второй такой игры больше нет. Это факт.

В отличие от многих других, Deadly Premonition не пытается ничем казаться. Она не пытается походить на кино, выдерживать чью-то атмосферу или использовать клише - это полностью законченное и самостоятельное произведение, чистый полет авторской мысли. Именно поэтому многим игра может видеться сумасшедшей, это не типично киношный детектив, как Heavy Rain, работающий по логике других детективов. Deadly Premonition не будет заботиться о том, чтобы вы все поняли, правильно восприняли и ушли довольным.

Если что-то в ней оказывается на что-то похожим - это не заимствование, а творчество, вдохновленное культурным мировым наследием.

Специальный агент Фрэнсис Йорк Морган прибывает в тихий провинциальный городок Гринвейл, чтобы расследовать убийство девушки Анны Грэм. Местные дети обнаружили ее распятой на дереве - живот вспорот, волнистые волосы едва прикрывают обнаженную грудь. Для двух близнецов Анна стала богиней леса - никогда еще человеческая смерть не выглядела так пугающе красиво.

Агент Морган богини леса не увидел. Он увидел лишь еще одну жертву серийного маньяка, отчего-то забравшегося в ничем не примечательный городок Гринвейл. Впрочем, в ходе расследования Йорку еще предстоит пересмотреть свои взгляды на этот тихий омут, в котором водится зло пострашнее каких-то там чертей.

Гринвейл - милый и очень спокойный город, в котором каждый наверняка хотел бы провести отпуск. Чистый воздух, умиротворяющая природа, водопады и леса, опять же - небогатая история, примечательная лишь охотой на оленей... Есть, правда, одна жутковатая легенда о человеке в красном плаще, который якобы приходит, когда идет дождь. Поэтому во время непогоды все магазины, столовые и прочие заведения обычно закрываются. Ценителям виртуального туризма вроде тебя, Зак, должно понравиться.

Человек в красном плаще, конечно же, вовсе не фольклор. А кто-то сомневался?

С возвращением в Гринвейл, Зак!

Всех жителей можно условно разделить на две части. Большая часть персонажей нарочито стереотипна: глуповатый, но отважный шериф, красотка-помощница (напоминающая героиню Наоми Уоттс из «Малхолланд-Драйв»), глуховатая хозяйка отеля, молодой и амбициозный доктор, хамоватый тугодум - владелец автозаправки, его жена со внешностью порноактрисы...

А другая часть... я уже говорил, что Гринвейл похож на дурдом, Зак? Второй помощник шерифа - с женскими повадками, подозрительный калека в противогазе, который общается через своего помощника, или вот то и дело нервно подпрыгивающая женщина с кастрюлей в руках - очевидная отсылка к Даме с поленом из «Твин Пикс». Так же свято верит, что кастрюля всех видит и все слышит. Когда после городского собрания пообщаешься с каждым, наверняка кто-нибудь сразу попадет под подозрение - выбор действительно велик, в Гринвейле заурядных личностей нет.

С Эмили у Йорка будет очень трогательная love story. А на заднем сидении Томас. Он готовит очень вкусные булочки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: выполняя побочные квесты, рискуешь узнать много нового о жизни Гринвейла, а некоторых персонажей увидеть с совершенно иной стороны. Так, например, Полли, престарелая хозяйка отеля, в девичестве была несказанно красива и даже участвовала в конкурсе красоты. Первое место, правда, досталось Сигурни, той самой Даме-с-кастрюлей. Как тебе такой поворот, а, Зак?

Агент Морган, впрочем, тоже не лыком шит. Много и крайне стильно курит, беспорядочным половым связям предпочитает редкую, но настоящую любовь, а единственным другом считает часть своего воображения - да-да, тебя, Зак. Подобно Дейлу Куперу, который постоянно начитывал собственные мысли на диктофон для своей секретарши Дианы, Йорк при первом удобном случае общается как бы сам с собой (но мы-то с тобой, Зак, знаем, что это не так). Йорк - большой ценитель искусства. Если выпадет свободная минутка, он обязательно расскажет про старое кино или музыку (агент раньше очень любил панк-рок и даже носил косуху, если что). Есть чем разнообразить долгие поездки из одного конца Гринвейла в другой.

Плоды вдохновения

Если кому-то показалось, что в Deadly Premonition очень много от «Твин Пикс» Дэвида Линча, то... ну что ж, вы правы. Глушь, убийство молодой девушки, агент ФБР со странностями, один эпизод - один день расследования, абсолютное зло в качестве противника, сны о красной комнате, сюрреализм, демонстрация убогости сельской жизни и разрушение американских идеалов. Не «Твин Пикс»?

У агента Моргана нет новомодных приспособлений, как у Нормана Джейдена из Heavy Rain, до всего своей головой доходить приходится. Все найденные улики Йорк связывает в последовательность кадров.

Человеку, начитавшемуся детективов, расследование может показаться несколько... странным, но, как говорил сам агент Морган, серийного убийцу невозможно поймать, действуя в рамках логики. Поэтому порог вхождения высоковат - только очистив разум и заткнув весь свой игровой опыт куда подальше, можно понять и принять Deadly Premonition с первых минут. Если не получится сразу - придется бороться с игрой, чтобы ее понять. Конечно, вы можете выключить ее и отписать в комментариях к этой рецензии что-то вроде «бред какой-то и графика плохая», но это будет значить ровно одно - битву вы проиграли.

Так уж устроил SWERY свою игру, что все враги в ней - не опасность, но препятствие, а главный противник - время и ваше терпение. Однако затем, когда внутренняя логика станет ясна, откроется второе дно. А потом третье. И четвертое. А может, и пятое.

Почти все задания привязаны к конкретному времени. Даже пообедать в полицейском участке можно только в определенное время. Не успеете - придется есть в столовой в одиночестве.

В свободное от расследования время агенту Моргану приходится развлекать себя самостоятельно: выполнять сторонние квесты, рыбачить (чем еще заниматься в этой глухомани?), кататься на машине по контрольным точкам под песню American Idiot группы Green Day (символично, правда, Зак?) или... просто спать. Спать жизненно необходимо, как и есть, так что время зря лучше не терять, хоть его и много - в отличие от других игр с открытым миром, в Deadly Premonition день не пролетает за один час. Если вы конечно, не курите. Закурив сигарету, можно скоротать несколько часов безделья.

Впрочем, заниматься всякой ерундой надоест очень быстро - не слишком-то мини-игры и факультативные задания интересные, а награда не так уж велика. Вскоре вы станете много спать и плотно подсядете на сигареты.

Головоломок в Deadly Premonition немного, и по сложности они уступают загадкам из Silent Hill.

В 2010-м многие критики отмечали, что лучше бы в Deadly Premonition совсем не было боев. Время от времени Фрэнсис Йорк Морган вываливается в потусторонний мир - сродни сайлент-хилловскому альтернативному миру. По земле стелется туман, стены покрываются кровоточащими корнями растений, пространство всячески искривляется, а на охоту за агентом выходят тени.

Они напоминают одновременно шибито из Forbidden Siren и призраков из Fatale Frame. В них тоже сложно попасть (а стрелять лучше в голову), двигаются они очень медленно, зато умеют телепортироваться. Заметил вас один где-то вдалеке, извернулся самым невообразим образом, сделал пару рывков, и вот он уже рядом, глядит на вас пустыми глазницами. Есть у них кое-что общее и с призраками из Silent Hill 4: они так же жутко выбираются из стен или пола и воют так, кто кровь леденеет.

Теперь стрелять стало чуть удобнее, и умирают зомби быстрее, чем в исходной Deadly Premonition. Наверняка поклонники это оценят.

Как и многое другое, боевые сцены в Deadly Premonition следует воспринимать как данность, как препятствие на пути к решению загадки. Враги повторяются, надоедают, стрелять неудобно - всегда проще убежать, если есть возможность. Они тут в первую очередь для того, чтобы утомить, - чтобы игрок плюнул и выключил игру. Естественный фильтр, отсеивающий нетерпеливых.

Работа над ошибками

В последнее время Sony очень много говорит о независимых разработчиках и авторских играх, так что появление Deadly Premonition: The Director ’s Cut на PS3 - событие со всех сторон логичное. Режиссерской версией ее, впрочем, можно назвать лишь с большой натяжкой. От себя SWERY добавил всего несколько дополнительных сцен, которые не дадут поклонникам никаких новых подробностей расследования.

Зато технических изменений побольше. Немного поправили графику (от чего кожа персонажей стала похожа на резиновую), управление сделали поудобнее, упростили битвы с тенями (вот за это спасибо!), зачем-то прикрутили смешной 3D-режим, изменили дизайн интерфейса, задействовали гироскоп внутри DualShock 3 и пообещали много DLC.

А вот то, что следовало бы поправить, не изменилось. Неудобная карта - по-прежнему отличный стимул, чтобы выучить Гринвейл наизусть, работа со звуками по-прежнему непрофессиональная, музыкальных тем удручающе мало.

А еще тормоза.

Посвящается тем, кто играет не только в блокбастеры. Кому глубокий сюжет и интересные персонажи важнее самой игры. Кто готов простить многое, чтобы оказаться в эпицентре страшной, долгой и захватывающей истории.

В небольшом городке Гринвэйл (Greenvale), затерявшемся у североамериканского чёрта на куличках, случилось страшное. В лесу была обнаружена мертвой местная «королева красоты». Молодую девушку убили с особой жестокостью, а тело привязали к дереву. С целью изловить маньяка в провинциальную глушь отправляется агент ФБР Френсис Йорк Морган, который специализируется на подобных преступлениях. Но даже опытный профессионал оказывается не готов к тайнам, кроющимся в спокойном с виду поселении.

Поклонники Твин Пикс наверняка успели заметить сходство истории Deadly Premonition с их любимым сериалом. В игре чувствуется и дух Silent Hill, тут даже есть свой Pyramid Head. Однако подобные отсылки нисколько не мешают сюжету прямо на старте хватать за шкирку и тащить за собой до финальных титров.

Какого-то стремительного развития событий тут нет. Йорк занимается обычным (в его понимании) расследованием, ищет улики, общается с людьми. Именно так, в неторопливом темпе, ниточка за ниточкой распутывается клубок, и выползают на свет всё более страшные откровения. А желание узнать, что будет дальше, усиливается с каждым новым поворотом.

Конечно, события не ограничиваются банальным «Ищу убийцу, помогите, люди добрые». В повествовании хватает ответвлений, умело вписанных в общую канву. Тут вам и любовные интриги, и семейные неурядицы, и психологические проблемы – всё переплелось в Гринвэйл.

Йорку не позволяют расслабиться ни на мгновение, постоянно всплывают на поверхность новые факты, расследование периодически заходит в тупик. Обитатели городка хранят бесчисленное множество секретов. Многие приходятся друг другу родственниками, некоторые преследуют свои цели, оберегают личные интересы. Никто не спешит довериться какому-то детективу из большого города. Шериф вообще недвусмысленно просит героя отнестись к поездке как к отпуску и наслаждаться природой, пока он сам разбирается с ситуацией. В итоге Морган постоянно бултыхается в трясине всеобщего недоверия, где каждого можно считать подозреваемым.

В названии не напрасно присутствует слово «предчувствие» (Premonition). Сценаристы с мастерством Дома Кобба из фильма Inception поселяют в сознании мысль «Что-то тут не так», и она постоянно крутится в голове. Беседует ли Йорк с очередным свидетелем, отправляется в указанное место или пытается систематизировать информацию - история чуть-чуть приоткрывает завесу тайны и оставляет агента в раздумьях. Словно сидит мерзкий червячок в ушной раковине и шепчет: «Не-е-ет, это не так бесспорно, как ты думаешь… Очевидные факты врут!» . Мастерская игра не нервах.

В захудалом городишке обитают и крутые рокеры, и роковые красотки, и сухонькие старушенции, отличающиеся странным поведением, и крутые полицейские, и строгие военные, и добродушные фермеры – настоящий кладезь непохожих характеров и взглядов на жизнь. Одни появляются на экране, чтобы вскоре исчезнуть навсегда и оставить после себя лишь загадочную дымку. Другие находятся рядом с Йорком большую часть времени, к ним проникаешься искренней симпатией и с волнением следишь за их судьбой. Причём, страшные события не мешают им оставаться обычными людьми, способными на откровенные чувства.

Йорк не похож на безликого служителя закона, чья задача – банально связать воедино все «концы». Ему снятся сны мистического содержания (прямо как агенту Куперу из «Твин Пикс»), он обожает разговаривать со своим воображаемым другом, его прошлое преподносит неожиданные сюрпризы. Главный герой не стесняется в выражениях, относится ко всему с цинизмом, не пытается понравиться окружающим. К примеру, Френсис во время чинного ужина на вопрос о прошлых делах может запросто выдать историю о маньяке, который отрезал жертвам головы, а черепа использовал в качестве бокалов для вина и заодно справлял в них нужду. Тот ещё тип.

Неудивительно, что общения в игре очень и очень много. Персонажи не перестают обмениваться мнениями о сложившейся ситуации, обожают подолгу обсуждать положение вещей или рассказывать о нелёгком детстве. Не ждите сногсшибательной постановки и выкладывающихся по максимуму звёзд Голливуда. Deadly Premonition не производит впечатления высокобюджетного «летнего» блокбастера. Это скорее недорогой, но талантливый и долгий сериал. Хотя от лицедеев хотелось бы большей отдачи, поскольку лицевая анимация излишне примитивная и не соответствует произносимым фразам. Да и привычка героев корчить клоунские гримасы совсем не соответствует общей атмосфере.

Про повествование можно сказать ещё много хороших слов - один из самых интересных сюжетов в истории игростроения. Однако Deadly Premonition походит на инсталляцию «Алмаз и коровья лепёшка». Как ни крути, но рано или поздно придется столкнуться с тем, что тут выдают за «игру».

Мир представляет собой GTA-подобную «песочницу». Для посещения Моргану доступны все достопримечательности Гринвейл, но жирный маркер для простоты всегда помещает главный сюжетный ориентир. Скучных поездок с места на место в игре более чем достаточно. Приехали в указанный дом, поболтали с хозяином, узнали нужные сведения, поехали дальше. За такое стоило бы поругать, но не в случае с Daedly Premonition. Во-первых, герой обожает рассказывать о фильмах 80-х и болтать с попутчиками. Во-вторых, при знакомстве с боевыми ситуациями езда воспринимается, как расслабляющий отдых после посещения камеры пыток.

Морган периодически попадает в некую альтернативную реальность. Там живут злобные монстры с улыбками Джокера и пустыми глазницами. Эти ребята утробно мычат и вальяжно ползут в сторону героя. Отличаются эти отродья внешним видом да вооружением: отдельные особи в руках сжимают сельскохозяйственные предметы, другие - даже ружья. Вот и все противники. Но стрельба по таким мишеням превращается в попытки совладать с управлением и дурацкими находками разработчиков.

В боях камера переносится за плечо героя, и добрую половину экрана занимает его тело. Вести огонь «из форточки» не очень удобно, прицел резко дергается, а целиться заставляют с точностью классических PC-шутеров. Чувствуешь себя запойным алкоголиком с трясущимися руками в дартс-клубе.

Пытаешься обежать монстров, а не тут-то было. Коридоры узкие, обходные пути – непозволительная роскошь. Постоянно цепляешься за невидимые углы... А ведь игра начинается именно с уровня, посвящённого перестрелкам!. Не все окажутся готовы к «хитроумным» особенностям боевой механики. Такой неудачный старт может навсегда отбить желание познакомиться с Гринвэйл. Поэтому, если вы всё же решитесь составить компанию Моргану, то придётся перетерпеть «Пролог» и выставить сложность не выше лёгкой. При всех ляпах сражения никак нельзя назвать сложными, скорее, нудными. Зомби медлительны, впоследствии привыкаешь к премудростям управления и с легкостью разделываешься с однотипной угрозой.

Присутствуют в игре и боссы. Хотя лучше бы их не было. Поединки с одним созданием (встречается много раз) просты, продолжительны и умереть можно исключительно по собственной глупости. А другие встречи с особо крутыми ребятами и вовсе выбиваются из общей концепции, превращают драму в шизофренический фарс и сильно портят впечатление от истории.

Помимо отстрела живности и управления машинами Йорк решает простые головоломки, в буквальном смысле выуживает улики из реки, следит за подозреваемыми (на пустынной дороге! на полицейской машине!) участвует в мини-игре «сломай левый стик». Deadly Premonotion сильно перегружена всякими возможностями и особенностями. К примеру, у Йорка есть показатели еды и сна. Если он долго не есть или не спит, то ему становится плохо. Надо таскать с собой кофе и гамбургеры и периодически посещать закусочные и спальные места.

Жители Гринвэйл с удовольствием подбросят агенту дополнительную работёнку. Задание разнообразны, перекликаются между собой, содержат забавные шутки. Однако выполнять их нет ни малейшего желания. За потраченное время могут вручить либо магнум с бесконечными патронами, либо бесполезную коллекционную карточку. Хотя кому сдались элитные пушки, когда все проблемы элементарно решаются доступным набором из ружья, автомата и пистолета?

Персонажи ходят на работу, путешествуют в своё удовольствие, навещают соседей. Многие поручения ограничены по времени и условиям выполнения. Нахождение работодателя, выполнение миссии и прочие хлопоты обращаются для героя жутким геморроем. К слову, дневник – тот ещё тёмный лес. По нему приходится долго блуждать, чтобы найти полезную информацию.

Недоработок в Deadly Premonition действительно много, но все они меркнут перед одной глобальной – перед графикой. Текстуры, модели, эффекты - проект словно собирались выпустить на старте PlayStation 2, но по каким-то причинам задержали. А ведь дизайнеры старались. Разработчики даже выезжали с фотосессией в похожий американский городок. При посещении Гринвэйл чувствуется натуральность, нет ощущения искусственности планировки в угоду удобства игрока (хотя не помешало бы). Если лесопилка находится на отшибе, то приготовьтесь проехать добрых шесть миль. Дороги почти все извилистые и узенькие. Сюжетные локации тоже выполнены со скрупулезной проработкой деталей. Но заметят эти старания только те люди, которым все равно, какими красками нарисована красивая картина.

Diagnosis

В Deadly Premonition всё худо, кроме сюжета. Но последний настолько хорош, что вытягивает из болота весь проект, превращая его в превосходный подарок для поклонников Твин Пикса, Сайлент Хилла и Алана Вейка. Разработчики уместили в одной игре продолжительную, часов на 15, историю, которую многие растянули бы на трилогию и десять пачек доп-контента. Остаётся только жалеть, что «кинотеатр» позволяющий просматривать все сюжетные сцены открывается после прохождения, а не доступен с самого начала.

  • Захватывающая, глубокая, продолжительная сюжетная линия
  • Отлично показано расследование преступления без излишней спешки
  • Непредсказуемое развитие событий
  • Запоминающиеся персонажи, необычный главный герой
  • Хорошо передана атмосфера маленького провинциального города
  • Гнетущее «предчувствие» неприятностей
  • Простые поединки с неприятелями и боссами даже на высоком уровне сложности (при «костыльной» боевой механике - безусловный плюс)
  • Душевное музыкальное сопровождение с отдельными треками под каждую ситуацию
  • Бюджетная стоимость
  • Примитивная лицевая анимация
  • Отвратительная боевая механика (камера, прицеливание, перемещение)
  • Пролог посвящён сражениям, как следствие, ужасное первое впечатление
  • Графика прошлого поколения
  • Множество бесполезных вещей, отвлекающих от сюжета
  • Идея побочных заданий испорчена бессмысленными наградами и отсутствием вменяемой системы ориентиров
  • Большинство боссов и некоторые моменты противоречат общей атмосфере
  • Неудобный интерфейс, практически бесполезная карта
  • Посредственный звук

Deadly Premonition, при всей своей технологической отсталости, относится к тому типу игр, которые цепляют крепким повествованием и героями, которым хочется сопереживать. История этого интерактивного приключения начинается с того, как специальный агент ФБР Френсис Йорк Морган приезжает в небольшой американский городок (Гринвилл) в попытках распутать дело о серийном убийце. Неизвестный маньяк на протяжении 20 лет изощренно убивает женщин по всей стране, оставляя в качестве фирменного знака - перевернутый пацифик и горсть красных семян неизвестного дерева. Последнее преступление было совершенно на днях на окраине тихого городка. Оказавшись в Гринвилле, Йорк попадает в сети безумства. Совы здесь совсем не то, чем они кажутся, мирные жители страдают необъяснимыми приступами агрессии, а на первый взгляд позитивные персонажи глубоко прячут свои страшные тайны. Двойная жизнь преследует и самого Йорка, трагедия в жизни которого, привела к расщеплению личности. Весь этот мистический клубок из тайн и загадок и продолжающего убивать преступника отсылает нас к культовому Твин Пикс, с несколькими нюансами, которые можно найти ниже.

В отличие от последних версий Silent Hill или Alone in the Dark, создатели проекта делают большой упор на атмосферу и глубокую проработку персонажей. Автор игры японский гейм дизайнер SWERY ловко сплетает несколько важных для успеха элементов. Повествование раздробленно на несколько фрагментов с привычными для сериалов клифхангерами, герои отличаются узнаваемыми движениями и глубокой проработкой, а Йорк общаясь с невидимым Заком, налаживает вербальный контакт с игроком по ту сторону телевизора. Причем, это взаимодействие становится таким сильным, что раздумья об игре не покидают вас и после выключения приставки. Игра продолжает свое существование в вашем мозгу в реальной жизни. Она трогает ваши чувства, заставляя переосмыслять сделанный выбор или те иные игровые события. Еще одно достижение SWERY - это попытка симулировать элементы реального мира в виртуальной реальности. Главный герой должен бриться, мыться и следить за гигиеной. Иначе вокруг него возникает неприятный ореол, привлекающий мух и негативные эмоции других персонажей. У него так же растет борода и краснеют глаза от недосыпа. Если долго не есть и не спать, то Йорка начинают настигать кошмары параллельного мира, в которых он может остаться навсегда.

Впрочем, с параллельным миром или миром теней вам все равно придется столкнуться по мере развития сюжета. В этом пространстве, больше похожем на темный Silent Hill, обитают призрачные создания погибших фермеров, фермерш и полицейских. Прося о пощаде, они с удовольствием проникают в тело Йорка что бы убить его изнутри. Впрочем, не смотря на красочность идеи, на практике это напоминает фрагмент из игры Siren с похожими по дизайну персонажами и явно просевшей графикой. Периодические стычки с бессмертным боссом отсылают все к той же Siren, пирамидхеду и подзабытому Clock Tower. В остальных случаях в мире теней вам придется решать головоломки, между занудным уничтожением однотипных врагов, которые периодически создают состояние паники и страха за счет внезапно появления оживших трупов из стен и пола.

Еще один привет из прошлого, кроме уже упомянутой графики уровня PS2, - это система управления, напрямую позаимствованная из Dreamcast версии Resident Evil. Привыкнуть к такому расположению кнопок весьма непросто. Но ничто не сравниться с чудовищным поведением камеры, которая то и норовит застрять в проеме в самом неудачном ракурсе. К недостаткам можно при желании причислить и езду в реальном времени на автомобиле с повреждаемой машиной и потребностью в постоянной дозаправке. Но это скорее придирка, чем реальная проблема, так как вокруг всегда полно целых автомобилей, поломанную машину всегда можно починить, а сигнальная ракета всегда поможет вызвать новый автомобиль вместо старого. Вообще параллельные решения одной и той же проблемы - конек SWERY.

Обладая технологически устаревшей платформой и местами кривой механикой, SWERY удалось создать игру, которую сложно забыть. Кроме уже упомянутого выше сюжета и очень глубоко проработанных персонажей, а так же инновационной системы с бритьем и душевыми, игрокам предлагается абсолютно открытый мир с кучей загадок, заданий живущий почти реальным временем. Кроме выполнения основного сюжета, игроки могут заглянуть внутрь любого дома и посмотреть чем занимаются другие обитатели, сходить за продуктами, поужинать в ресторане, побродить по пыльным улицам, пройтись по лесу в поисках скелета неизвестного человека и выполнить почти 60 заданий, которые еще более странные, чем развязка основного сюжета. Наверное, это одна из самых открытых игр со времен Shenmue с отлично выдержанной атмосферой и возможностью высокогорной рыбалки. А еще Deadly Premonition очень взрослая игра с откровенными сексуальными сценами, обилием насилия, скандальным оттенком и философскими размышлениями о течении жизни. И, наверное, это самый глубокий (С точки зрения проработки и эмоционального восприятия) проект на приставках нового поколения.

Deadly Premonition - это опоздавший на 5-ть лет шедевр. Выйди он на PS2 или первом Xbox и у игры была бы куда большая аудитория. Но даже обладая ретро механикой и устаревшей графикой, проект затягивает, заставляя закрыть глаза на все недочеты, злиться и бросать контроллер в стенку и вновь возвращаться к экрану телевизора, переживая сложные сюжетные перипетия агента Френсиса Йорка Моргана и его расщепленного сознания. А это значит, что игра удалась, правда, Зак?

Тестировалась версия для Xbox 360

Статьи по теме: