Сборник дидактических игр, направленных на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста. Подбор дидактических игр для разных возрастных групп. Специфические особенности дидактических игр


Подборка дидактических игр по развитию речи для младшей группы
Что за предмет?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход.
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»
Угадай игрушку
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
Кто больше увидит и назовёт
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход.
Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.
Сорока
Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.
Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка - птица Сорока.
Ход.
Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла
(Воспитатель раскладывает предметы)
Далее происходит диалог между детьми и сорокой:
Дети:
Сорока, сорока
Отдай нам мыльце
Сорока:
Не дам, не отдам
Возьму ваше мыльце
Отдам моему сорочонку умыться.
Дети:
Сорока, сорока
Отдай нам иголку!
Сорока:
Не дам, не отдам.
Возьму я иголку
Сорочку сошью своему сорочонку.
Дети:
Сорока, сорока,
Отдай нам очки
Сорока:
Не дам, не отдам.
Я сама без очков,
Прочесть не могу сорочонку стихов.
Дети:
Сорока, сорока.
Отдай нам звоночек.
Сорока:
Не дам, не отдам.
Возьму я звоночек.
Отдам сорочонку - звони мой, сыночек.
Воспитатель:
Ты, сорока, не спеши
Ты у деток попроси.
Все тебя они поймут.
Всё что надо подадут.
Воспитатель: Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить...)
Воспитатель: Дети, что для этого нужно сороке?
(Дети называют и приносят все предметы)
Сорока благодарит и улетает.
Назови как можно больше предметов
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Ход.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.
Олины помощники
Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход.
- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют...; зубы жуют, кусают, грызут...; глаза смотрят, моргают...)
Разноцветный сундучок
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.
Воспитатель:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.
Скажи, какой?
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход.
Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»
«Волшебный кубик»
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Ход.
Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани - например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта.
Аналогично разыгрываются и другие грани кубика
«Необычная песенка»
Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.
Ход.
Воспитатель: Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках - И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.
«Эхо»
Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.
Ход.
Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.
«Садовник и цветы»
Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)
Ход.
Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название(можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.
Содержание этой игры можно легко изменить: «»Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.
«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)
И т.д.
«Козлята и волк»
Цель. Заканчивать сказку по её началу.
Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик
Ход.
Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.
- Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький показ... (Дети договаривают: зайчик)
Воспитатель: зайчик говорит....
Дети: не бойтесь меня, это я - маленький зайчик.
Воспитатель: Козлята угостили его....
Дети: морковкой, капустой...
Воспитатель: потом они стали...
И т.д.
«Разбуди кота»
Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.
Материал. Элементы костюма животных (шапочка)
Ход.
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.
«Ветерок»
Цель. Развитие фонематического слуха.
Ход.
Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.
Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения
«Буратино-путешественник»
Цель. Ориентироваться в значении глаголов.
Материал. Кукла Буратино.
Ход.
Буратино - путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.
- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.
- Зевают, отдыхают, спят...
- Пляшут, поют, кружатся...
Был Буратино в детском саду, когда дети:
- приходят, здороваются... (Когда это бывает?)
- обедают, благодарят...
- одеваются, прощаются...
- лепят снежную бабу, катаются на санках
«Прятки»
Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)
Материал. Мелкие игрушки.
Ход.
Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом(Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»
Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.
«Почтальон принёс открытку»
Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)
Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.
Ход.
Игра проводится с небольшой подгруппой.
В дверь кто-то стучит.
Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.
Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.
Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.
Полезны и интересны детям этого возраста всевозможные игры со словом. Применение таких игр способствует развитию речи, мышления ребенка; формированию словарного запаса. В таких играх малыш опирается на свои представления. Словесные игры часто основаны на фольклорном материале. Во второй младшей группе детям предлагаются игры «Ладушки», «Сорока-ворона», «Гуси-Гуси», «Дождик» и др. В игре «Дождик» ребенок учится соотносить свои действия со словами заклички: Дождик, дождик, пуще, Дадим тебе гущи, Дадим тебе ложку Хлебай понемножку! Дети взмахивают руками ладошками вверх, ожидая сильного дождя, показывают ладошку с одной и с другой стороны, зачерпывают ложкой воображаемую гущу. В игре «Пошел котик на Торжок» дети сначала знакомятся с котиком (игрушка), который раздает им подарки (пирожки, булочки). В словесных играх могут использоваться стихотворные произведения современных детских авторов. Используя такой материал, педагог должен четко определять дидактическую задачу и цели, которые он ставит в данной игре. Очень важным представляется умение воспитателя позабавить детей, дать им эмоциональную разрядку. В игре «Прыгали мышки» (слова Н. Колпаковой) внимание педагога нацелено на развитие двигательно-речевой активности. Он артистично показывает движения, а малыши, стоя в кругу, выполняют движения, соответствующие тексту: Прыгали мышки около коврижки. Прыгали, плясали, корочки кусали. Прыгали, пели… и всю коврижку съели! Дети выполняют энергичные движения: прыгают, пляшут, сужают круг, дружно выкрикивая: «А-ам!» и присаживаясь на пол. Эта подвижно-дидактическая словесная игра активизирует артикуляционный аппарат, придает речи (за счет акцентов на сильных долях такта) ритмическую упругость, которая подкрепляется выразительными движениями.

Тема 1.3. Характеристика и особенности организации дидактических игр

Основные понятия и термины по теме : игры с правилами, дидактическая игра, игровое действие.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Методика руководства дидактическими играми.

2. Подбор дидактических игр для разных возрастных групп. Специфические особенности дидактических игр.

3. Структура дидактической игры. Наличие обучающей задачи и игрового действия.

4. Виды дидактических игр: игры с предметами, словесные, настольно-печатные. Народные дидактические игры.

Методика руководства дидактическими играми.

Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это ИГРЫ с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.). В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы - дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные). Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.). Основная особенность игр с правилами определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.

Сущность игр с правилами - не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выносить на прогулку. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности. Особого внимания педагога требуют настольно-печатные игры, из которых легко теряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты.

Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей («Витя, научи Алешу складывать домик!»). Желательно постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).

В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре. Следует поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки. Организуя знакомую детям игру, целесообразно предлагать одному из них напомнить остальным игровую задачу, правила.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста - основной формой организации учебного процесса.

Подбор дидактических игр для разных возрастных групп. Специфические особенности дидактических игр.

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети. Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия - для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш - для детей старшего дошкольного возраста).

Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Но можно проследить и нечто общее, свойственное всем дидактическим играм и игрушкам независимо от того, в каком уголке земного шара они возникли. В них отчетливо прослеживается сложившийся в представлениях разных народов взгляд на ребенка как на существо, которое нуждается для своего полноценного развития в познании окружающего мира, радостном настроении, эмоционально окрашенном общении с окружающими близкими ему людьми, в активных действиях, движениях, позволяющих раскрыться, проявить себя. С полным основанием можно считать народные дидактические игры воплощением гуманного, уважительного, бережного отношения к силам, возможностям, тенденциям развития ребенка.

по формированию и развитию знаний и навыков трудовой деятельности
Подборка дидактических игр
Д/игра «Генеральная уборка»
Цель: приучать детей оказывать посильную помощь взрослым, закреплять умение использовать
бытовые трудовые навыки.
Оборудование: детская посуда, мойка, тряпочка для мытья посуды; гладильная доска, утюг,
кукольные вещи; пылесос; тряпочка для протирания мебели, мыло, тазик с водой и т.д.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что скоро прейдут гости, а в группе беспорядок. Что бы
встретить гостей в чистой, опрятной группе нам всем нужно в ней прибраться. Воспитатель
предлагает детям самим выбрать то, что они будут делать. Если ребенок затрудняется или
отказывается помогать, то воспитатель разделяет обязанности среди детей самостоятельно,
одновременно мотивируя их. Воспитатель с детьми осуществляют уборку в группе.
Д/игра «Что нужно маме?»
Цель: закреплять знания о предметах необходимых для трудовой деятельности по дому, закреплять
навыки правильного выполнения трудовой деятельности.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Дети стоят кругом. Воспитатель, кидая мяч каждому ребенку, по очереди задает вопрос и
просит показать, как нужно выполнять ту, или иную деятельность. Например: «Что нужно для мытья
посуды? Как нужно мыть посуду?». Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос воспитателя, показывая
соответствующее действие.
Д/игра «Путаница»
Цель: закреплять знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности по
наведению порядка в доме, уходу за растениями, прививать интерес к трудовой деятельности.
Оборудование: предметы для уборки по дому: тряпочки, мыло, пылесос, утюг, пуливизатор, лейка и
т.д.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на предметы обихода, лежащие все вместе в одной
куче. Воспитатель спрашивает детей: «Ребята, правильно ли, что все предметы лежат вместе в одной
куче?». Ребята, а у вещей есть свои места, или их можно класть и кидать куда угодно? Правильно, у
каждого предмета и вещи есть свое место. Посмотрите, все предметы перепутаны между собой.
Предлагаю вам помочь мне и разложить каждый предмет, каждую вещь на свое место. Каждый из вас
берет по одной вещи, предмету и кладет его на его место. А потом мы все вместе проверим, на своем
ли месте оказались предметы или нет.
Д/игра «Конкурс»
Цель: приучать детей выполнять трудовые поручения взрослых, закреплять бытовые трудовые
навыки в повседневной жизни.
Оборудование: музыка.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам поучаствовать в конкурсе «Мой шкафчик». Правила
игры: дети наводят порядок в своем шкафу, раскладывая вещи на полочках, поправляя сменную
обувь, верхнюю одежду. Побеждает тот, у кого в шкафу будет порядок, правильно сложенные и
разложенные вещи, аккуратно расставленная обувь, верхняя одежда, весящая на петельки. Дети под
веселую музыку приступают к наведению порядка в своем шкафу. Воспитатель в процессе трудовой
деятельности детей корректирует их действия, обращает их внимание на правильности их
выполнения.
Цель: учить детей слушать до конца вопрос и договаривать, четко произнося слово, закреплять
знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности той или иной профессии.

Д/игра «Доскажи словечко»

Ход игры: Вопросы могут задаться как группе детей, так и индивидуально каждому ребенку.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, где необходимо, внимательно слушая текст, угадать,
договорить, добавить нужное по смыслу слово. Например: грабли, метелка и савок нужны …
(дворнику). Мастерок, цемент, лопата, кирпичи нужны … (строителю). Лейка, садовые ножницы,
шланг нужны … (садовнику). И т.д.
Д/игра «Наведи порядок»
Цель: приучать детей к чистоте и порядку вокруг себя, закреплять умение использовать бытовые
трудовые навыки.
Оборудование: игрушки и предметы групповой комнаты.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на расположение предметов и игрушек в групповой
комнате. Как вы считаете, все предметы и игрушки находятся на своем месте? Конечно же, нет. А вы
помните, где должны находиться машинки? А посуда? А мячи? Давайте все вместе наведем порядок в
группе и посмотрим, как хорошо вы знаете месторасположение предметов и игрушек в нашей группе.
Дети расставляют предметы и игрушки в группе на свои места. После наведения порядка воспитатель
вместе с детьми проверяет правильность расположения всех предметов и игрушек в группе.
Д/игра «Чему нас научили взрослые?»
Цель: активизировать глаголы, учить соотносить слово с действием, закреплять знания о способе
выполнения того или иного вида деятельности.
Оборудование: фоновая мелодичная музыка.
Ход игры: Воспитатель, проговаривая слова «Взрослые научили нас …» показывает движения, дети
повторяю слова за воспитателем, повторяют действие, называют его: мыть посуду, стирать одежду,
копать землю, подметать пол, протирать мебель, поливать цветы и т.д.
Д/игра «Покажи, как это делать»
Цель: закреплять умения выполнять разные виды трудовой деятельности, закреплять навыки
правильного выполнения трудовой деятельности, воспитывать уважение к труду людей.
Оборудование: два стола, инвентарь для манипуляций в разных видах деятельности.
Ход игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель, предлагает детям сыграть в д/игру «Покажи, как
это делать». Правила игры: ребенок выходит к столу, на котором расположены разные предметы для
выполнения разных видов деятельности. Воспитатель просит ребенка: «Покажи, пожалуйста, всем
нам, как нужно правильно протирать листья у цветов», «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно
правильно стирать платочки», «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно развешивать на
веревку одежду, «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно складывать вещи» и т.д. и т.д.
Д/игра «Прояви заботу»
Цель: закреплять навыки ухода за комнатными растениями и животными уголка природы,
воспитывать любовь к природе и живым существам.
Оборудование: инвентарь по уходу за растениями и животными уголка природы.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям обратить внимание на свой внешний вид. Ребята, вы все
красивые, опрятные, в чистой одежде, обуви, заплетенные, расчесанные. Вам нравиться, как вы
выглядите? А кто помогает вам быть такими опрятными и чистыми? Кто вам стирает одежду,
расчесывает, моет? Правильно, мамы, бабушки. А как вы думаете, если бы мамы, бабушки не
заботились о вас, не стирали бы вам одежду, не заплетали и т.д., то вы бы были такими же опрятными
как сейчас? Конечно же, нет. Вот теперь посмотрите на растение. Показывает запыленное растение с
сухой землей и подвядшими листьями. Вам нравиться, как оно выглядит? Нет, не нравиться. А теперь
посмотрите на это растение. Показывает другое растение с чистыми листьями, без сухих листьев с
влажной землей. А это растение вам нравиться? Мне тоже оно нравиться больше чем предыдущее
растение. Как вы думаете, почему это растение красивое, листья его блестят, а это тусклое, пыльное,
с сухими листьями? Правильно, об одном растении заботятся, ухаживают за ним, как о вас заботятся
ваши мамы, а о другом не заботятся, поэтому они и по­разному и выглядят. Ребята, а растение может
само о себе позаботиться, протереть себе листья, полить себя, подрыхлить землю? Нет, не может, у
них нет рук. Ребята, у вас есть руки, и вы многое умеете делать сами, но вам все равно нужна помощь

взрослых. А у растений нет рук, и они не могут позаботиться о себе сами. Поэтому предлагаю вам
позаботиться о растениях, сделать их такими же красивыми, как и вы. Как нужно ухаживать за
растениями, что нужно делать? Привлекает детей к уходу за растениями. Дети приступают к уходу за
растениями: протирают листья, поливают, рыхлят землю, ставит его на свет.
Такой же способ преподнесения информации используется и для привлечения детей к уходу за
животными уголка природы.
Д/игра «Кто больше увидит и назовёт»
Цель: закреплять знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности той или
иной профессии, развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: изображения профессий, картинки с изображением предметов необходимых для
выполнения трудовой деятельности той или иной профессии.
Ход игры: Воспитатель размещает на доске изображения профессии в ряд, а под ними на расстоянии
в хаотичном порядке располагаются картинки с изображением предметов необходимых для
выполнения трудовой деятельности той или иной профессии. Задание: найти и расположить на доске
рядом с профессией все предметы труда необходимые для ее деятельности. Правильность или
ошибочность выполнения задания анализирует воспитатель вместе с детьми, обосновывая свой вывод.
Д/игра «Юные экологи»
Цель: закреплять представления о необходимости соблюдения чистоты вокруг нас (дом, улица),
закреплять навыки правильного выполнения трудовой деятельности.
Оборудование: выносной материал: лопатки, грабли, метелки, пакетики для мусора, лейки,
маленькие лопатки, перчатки для сбора мусора, веточек, камешков.
Ход игры: В процессе прогулки по участку воспитатель обращает внимание детей на мусор, сухие
сломанные веточки, большие камешки, сухую землю в клумбах и т.д. Ребята, посмотрите, сколько
вокруг много мусора на земле лежит. Как вы считаете, это правильно? Почему? Правильно, вокруг
нас должна быть чистота, как дома, так и на улице. Когда вокруг чисто и прибрано, тогда и мир
становиться красивее, не правда ли? Предлагаю вам навести порядок на нашем участке и сделать его
красивым и чистым. Дети приступают к уборке территории, уходу за цветами в клумбах. Воспитатель
контролирует и корректирует деятельность детей на протяжении всего трудового процесса, обращая
внимание на правильность и соответствие выполнения действии тому или иному случаю. Например:
мусор, камешки собирают в мешки; веточки, сухие листики собирают граблями в кучки; в клумбах
рыхлят землю и поливают цветы и деревья, растущие на участке.
Д/игра «Назови как можно больше предметов»
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов, закреплять знания о разных профессиях и их
предметах труда.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать как можно больше предметов
необходимых для работы …. (дворника, садовника, строителя, помощника воспитателя, швеи и т.д.).
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши
не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что
нужно для копания земля?», «Что нужно для того, чтобы постирать одежду» и т.д.

Д/игра «Для чего нужны предметы»
Цель: активизировать глагольную лексику, закрепить знания о способах использования предметов
труда.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Дети стоят кругом. Воспитатель, кидая мяч каждому ребенку, по очереди задает вопрос
«Для чего нужен веник?» (Подметать мусор), «Для чего нужна лейка?» (Поливать цветы), «Для чего
нужен пылесос?» (убирать пыль и мусор) и т.д. Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос воспитателя.
Д/игра «Для чего это нужно делать?»

Цель: развивать логическое мышление, умение рассуждать, делать умозаключения на основе
имеющихся знаний, закреплять знания о пользе, которую приносит выполнение разных видов
деятельности, воспитывать интерес к трудовой деятельности.
Ход игры: Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду задавать вам
вопросы, а вы должны подумав ответить на мой вопрос. Желающие ответить поднимают руку».
Примерные вопросы воспитателя:
­ Для чего необходимо мыть посуду? (игрушки, стирать, гладить и аккуратно складывать одежду,
сервировать стол)
­ Для чего необходимо поливать цветы? (рыхлить землю, протирать и опрыскивать листья, обрезать
сухие листья и цветки, пересаживать большие растения)
­ Для чего необходимо наводить порядок в доме? (пылесосить, протирать пыль, мыть полы,
заправлять кровати, раскладывать игрушки, предметы и вещи на свои места (полочки, шкафы))
­ Для чего необходимо умываться? (мыть руки, головы, ноги и т.д.)
­ Для чего необходимо самому уметь одеваться? (раздеваться, обуваться, складывать одежду
аккуратно, ставить обувь на обувную полочку)
И т.д.
Д/игра «Что сначала, что потом?»
Цель: закреплять знания о правильном способе выполнения разных видов деятельности, учить
различать понятия «сначала», «потом», правильно использовать данные слова, развивать логическое
мышление.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям продолжить предложение.
Сначала берем лопату, а потом…. (копаем землю)
Сначала убираем моем посуду, а потом…. (расставляем посуду в шкаф)
Сначала стираем одежду, а потом… (гладим одежду)
Сначала рыхлим землю у цветка, а потом…. (поливаем цветы)
Сначала вытираем стол, а потом…. (расставляем посуду)
Сначала сложим одежду, а потом…. (уберем ее на полочку)
Сначала играем с игрушками, а потом…. (убираем игрушки на места)
Сначала берем дощечку для лепки и пластилин, а потом…. (лепим из пластилина)
И т.д.
Д/игра «Последовательность»
Цель: учить определять правильную последовательность выполнения разных видов трудовой
деятельности по предложенным сюжетным картинкам, закреплять осознание последовательности и
однонаправленности временных отрезков одного звена системы временных эталонов; развивать
логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображением последовательных этапов, какого­либо вида трудовой
деятельности.
Ход игры: Воспитатель размещает на доске ряд сюжетных картин. Затем обращает внимание детей на
то, что картинки расположены в хаотичном порядке. После чего предлагает детям разложить
картинки в правильной последовательности в соответствии с временными отрезками данного сюжета
так, чтобы они отразили правильную последовательность выполнения разных видов трудовой
деятельности. Дети раскладывают картинки, в правильной временной последовательности объясняя
свое решение. Если ребенок допустил ошибку, то воспитатель вместе с детьми анализирует
последовательность картинок, исправляя ошибку, и объясняя свое решение.

Д/игра «Так бывает или нет?»
Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях,
закреплять знания о последовательности выполнения трудовой деятельности и средств
необходимых для нее.
Ход игры: Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем­то
рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того
как я закончу рассказ, скажет, почему так не может быть».
Примерные рассказы воспитателя:

«Однажды днем, когда на небе уже светила луна, мама решила помыть посуду и взяла пылесос.
Включив холодную воду, мама стала мыть посуду. Помыв посуду, мама сразу поставила мокрую
посуду на стол, положила в нее котлеты, налила в нее суп и чай».
«Наступило лето. Садовник пошел убирать снег с цветочных клумб. Садовнику было так холодно, что
он стал убирать снег в одной футболке и штанах. Убрав снег, садовник пошел подвязывать цветы.
Подвязав цветы, он достал садовые ножницы и обрезал их. У садовника получилась красивая
цветочная клумба».
«Дворник обрадовался наступлению зимы. «Теперь не надо убирать снег, можно просто подмести
опавшие листья и пыль на дорожке», - сказал Дворник. Собрав мусор в кучки, дворник оставил их
на дороги до наступления весны».

7.1."Раз, два, три… ко мне беги!" (с 3 - летнего возраста).

Правила игры:

Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах - это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах - это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.

Ход игры:

"Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!" (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте.
Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук…). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.

Примечание: Можно использовать задания на надсистему.

Например: "Раз, два, три, все, кто живет в поле ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением или загаданными объектами капусты, камня, песка, земли, мышки, травы, ветра, трактора. Ведущий спрашивает, в какие моменты трактор может находиться в поле (во время сева или сборки урожая).
Можно использовать задания на функцию объекта.
Например: "Раз, два, три, те, кто умеет петь ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением птицы, человека, ветра, радио…
Интересно использование заданий на временную зависимость.
Например: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра…Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка…

Живая и неживая системы.

При формировании представления о некоторых растениях: "Раз, два, три, все, у кого есть листочки (стволы, стебли, корни, цветки) - ко мне беги. При формировании представлений о животных (глаза, шерсть, длинный пушистый хвост, копыта, рога…).

Развитие речи.

При обогащении словаря словами, обозначающие части предметов (пуговицы, рукава, воротник - пальто); задания на качество предметов (жесткое - мягкое, металлическое, фактура ткани…)

Математика.

При ознакомлении с геометрическими фигурами. На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других формы.

Ознакомление с предметами ближайшего окружения

(младший дошкольный возраст)

Например: "Раз, два, три, все, у кого изображена мебель, посуда… ко мне беги!" Ведущий спрашивает у подбежавших детей, для чего служит этот объект (его функцию).

Цель:

Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Правила игры:

Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Ход игры:

В: На что похож абажур?
Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.
В: На что похожа улыбка?
Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

В: Половник.
Д: На ковш у экскаватора, на созвездие "Большая медведица", на зонтик, на лопату, на микрофон, так как микрофон имеет две части: сам микрофон и ручку, а половник тоже состоит из ковша и ручки. Микрофон тоже может быть металлическим как и половник, или в нем могут быть металлические части и так далее.

Неживая природа.

В: На что похож дождь?
Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.
В: А душ какой бывает?
Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.

Изодеятельность.

В: На что похожа коробка цветных карандашей?
Д: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом - малиновая, клубничная, с синим вкусом - черничная…)
В: На что похожа кисть?
Д: На метлу Бабы - Яги, на указку, на Волшебницу (потому, что если провести кисточкой по бумаге получается какой-то рисунок).

Ознакомление с окружающим миром.

В: На что похож светофор?
Д: На трехглавого робота, на радугу, на магнитофон.
В: Почему на магнитофон?
Д: Так как сам прямоугольный, а кружочки напоминают кнопочки. А еще на краски, так как коробка прямоугольная, а цвета светофора - краски.

Развитие речи

(при расширении словарного запаса, обозначающих названия предметов).

В: На что похожа иголка?
Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.
В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.
Д: Еще на колючки у ежика и кактуса, на застежку у сережки, которая в ухо вставляется, она тоже острая.

Звуковая культура речи

(при совершенствовании умения различать на слух звуки языка).

В: На что похож звук "Р"?
Д: На шум мотора, пылесоса, на рычание льва или собаки.
В: Произнесите звук "Р". Назовите слова, в которых есть этот звук. (Переход к занятию).

Музыкальное воспитание.

В: На что похожа мелодия вальса?
Д: На распускание цветка, на легкий шелест листьев дерева, пробуждение животных от зимней спячки, на смешение красок.

7.3."Теремок" (с 4-х лет).

Правила игры:

Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?".

Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня".
Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности.

Например: нитки и ножницы. Похожи, так как принадлежат к одной надсистеме - предметам для шитья; могут находиться в квартире или на столе у закройщика. Похожести и различия могут быть по прошлому и будущему, по запаху, звуку, по форме, цвету, размеру, материалу. Эта игра как и предыдущая "На что похоже" закрепляет у детей алгоритм системного мышления.

Ход игры.

1 вариант:

Ведущий - ребенок выбрал машину.
Д: Тук-тук. Кто в теремке живет?
В: Это я, машина.
Д: А я стол. Пусти меня к себе жить?
В: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
Д: Я - стол, похож на тебя тем, что служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы. Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме - гараже и я живу в доме (в комнате). У тебя, машина, 4 колеса, а у меня 4 ноги. За мной ухаживают - меня моют и тебя, машина, моют. Ты, машина, издаешь запах (бензина) и я, стол, издаю запах, когда на меня ставят еду или помоют меня порошком. Мы с тобой похожи по форме. У меня крышка квадратная, у тебя тоже крыша квадратная. Я, стол, тоже могу быть такого же размера как и машина. Ты сделана из твердых человечков и я тоже. Машина может ездить и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики.

2 вариант:

В: Пущу, если скажешь, чем ты, стол отличаешься от меня - машины.
Д: Машина в прошлом была железом, а я стол в прошлом был деревянными досками. Моя главная функция - удерживать тарелки на столе, а машина нужна, чтобы перевозить грузы, людей. Я по цвету белый, а ты зеленая. Я на картинке здесь изображен маленьким столом, а ты большой машиной. У тебя, машина, ноги круглые, а у меня прямоугольные.

Музыкальное воспитание

(при сравнительной характеристике разных жанров).

1 вариант:


В: Это я, марш. А ты кто?
В: Впущу тебя, если скажешь, чем ты, вальс, похож на меня, марш.
Д: Мы с тобой относимся к миру музыки. Мы оба музыкальные произведения. Мы состоим из нот, которые сложены в мелодию. Мы имеем ритм. Мы оба можем поднимать настроение людям, а дети могут исполнять различные движения.

2 вариант:

Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет?
В: Это я, марш. А ты кто?
Д: А я вальс. Впусти меня к себе.
В: Впущу тебя, если скажешь, чем ты, вальс, отличаешься от меня, марша.
Д: У вальса более плавная мелодия, нежная, под нее танцуют парами медленно, но можно и быстро. А под марш нельзя танцевать, у него жесткий ритм.

Живая природа и неживая природа.

Похожести у объектов живого мира.
Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет?
В: Это я, снегирь. А ты кто?
Д: А я воробей. Пусти меня к себе!
В: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты, воробей, похож на меня, снегиря.
Д: И ты, и я - птицы. У нас одинаковое строение: Есть 2 крыла, есть 2 лапки, 1 голова, перья на теле, хвост и так далее; мы относимся к природному миру, к живой системе, к птицам. Мы живые, поэтому дышим, размножаемся, передвигаемся самостоятельно. Воробей, тоже как и снегирь, передвигается на 2-х лапках и летает. В прошлом воробей и снегирь были маленькими птенчиками, а в будущем у них будут свои детки-птенчики.

Различия у объектов живого мира.
Д: Тук - тук. Я воробей. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
В: Это я - снегирь. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
Д: Снегирь немного больше размером воробья. Снегирь перелетная птица. Воробей круглый год живет в городе рядом с человеком. У нас разный окрас (у снегиря грудка красная, а у воробья - серая). Разное питание (снегирь питается ягодами, поэтому и живет в парках и лесу, а воробей питается семечками).
Д: Тук-тук. Я камень. Кто в теремочке живет? Пустите меня жить к себе.
В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, камень отличаешься от меня, речки.
Д: Мы состоим из разных человечков. Камень - из твердых, а речка из жидких. Мы разные на ощупь: камень твердый, а вода проходит сквозь пальцы. Мы разные по форме. Речка принимает форму берегов. Речка издает звук - журчание, а камни звука не издают.

Математика

(при закреплении геометрических фигур).

Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе.
В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат.
Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным.
Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе.
В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата).
Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет.

Примечание: Игра может усложняться. Могут браться объекты разнообразных форм и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов.

В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут "держать" объект в голове.

Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только животным или предметам посуды, мебели. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Или если берутся картинки - подбирает соответствующие.

Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут- поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.

Ознакомление с окружающим миром.

В: Я город. А ты кто? Пущу тебя, если скажешь, чем мы с тобой похожи.
Д: Я деревня. Мы похожи с тобой, так как и в городе, и в деревне живут люди; есть детские сады и школы. Мы существуем для того, чтобы люди жили и работали вместе.
В: Заходи! А чем же мы с тобой отличаемся? (можно обратиться к следующему ребенку).
Д: Город больше деревни. Людей в деревне меньше живет, чем в городе. В городе есть большие заводы и фабрики, а в деревне люди разводят скот и убирают поля. В деревне маленькие, невысокие дома. В городе звуки другие, чем в деревне: машины, трамваи звенят, а в деревне коровы мычат и свиньи хрюкают. А еще в деревне пахнет сеном, молоком, а в городе бензином.

Примечание: В этом разделе в старших группах можно давать понятия отличия и сходства дня и ночи; различных профессий; учителя и ученика; мамы и дочки; водителя и пешехода. Тем самым у ребенка будут складываться и закрепляться понятия об общественных отношениях.

7.4."Давай поменяемся " (для детей 5-7 лет).

Правила игры:

Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.

Ход игры:

Р1: Я - часы. Я умею показывать время.
Р2: Я - книга. Я делаю человека умнее.
Р3: Я - комар. Я выбираю функцию - мешать людям.
Р4: Я - машина. Я перевожу людей.
В: Давайте поменяемся функциями.

Часы (ребенок 1) объясняют, как они делают человека умнее или каким образом машина может показывать время.

Математика.

Р1 - утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад.
Р2 - день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят.
Р3 - вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют.
Р4 - ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня.
В: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает собираться на работу и так далее.

Живая и неживая системы.

Р1: Я -слон. Я могу обливаться водой из хобота.
Р2: Я - страус. Я могу прятать голову в песок.
Р3: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком.
Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился прятать голову в песок, а страус сворачиваться клубком.

Неживая природа.

Р1: Я - лед. Я прозрачный и состою из твердых человечков.
Р2: Я - вода. Я состою из жидких человечков.
Р3: Я - пар. Я состою из газообразных человечков.
Затем идет обмен функциями: лед (ребенок 1) неожиданно стал состоять из жидких человечков, а пар (ребенок 3) стал твердым. Когда это бывает.

7.5."Найди друзей" (с 5 - летнего возраста).

Правила игры:

Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, а можно и группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием "функция", после использования игры "Что может?". Игру можно сделать подвижной, с помощью набора предметных картинок, находящихся на некотором расстоянии от играющих. Детям надо будет добежать и выбрать правильную картинку, а может и несколько картинок, выполняющих названную ведущим функцию.

Другой вариант с использованием моделирования. Ведущий называет объект, а дети, находящиеся за столами, рисуют схемой объект (или объекты), выполняющие функцию заданного объекта.

Ход игры:

В: Машина перевозит груз, а кто еще выполняет эту функцию.
Д: Перевозят груз лошадь, самолеты, санки, слон …
В: Птица умеет летать, а кто еще умеет летать?
Д: Умеет летать самолет, пчела, утка.
В: А самолет сам летает?
Д: Нет. Его человек ведет.
В: В сказках вы часто встречаете волшебные предметы. Назовите их!
Д: Волшебная палочка, сапоги - скороходы.
В: Назовите волшебные предметы, которые все могут, назовите из каких они сказок.

Математика.

В: У меня в руках шар. Он может катиться. А какие еще предметы могут выполнять эту функцию (то есть закрепить у детей понятие о том, что катятся только предметы, у которых нет углов.)

Изодеятельность.

В: У меня карандаш. Его функция - оставлять след на бумаге. Какие еще предметы (изобразительные средства) оставляют следы на бумаге.
Д: Кисть, если ее в краске смочить, пальцем можно рисовать, если в чернила или в краску опустить. Можно ручкой или фломастером рисовать. А также восковыми мелками.

Неживая природа.

В: У меня в руке гвоздь. Каких человечков в нем больше всего? В каких еще предметах больше твердых человечков.
Д: Ножницы, топор, плита …
В: Я возьму стакан с водой. В каких предметах есть и твердые, и жидкие человечки одновременно.
Д: Самовар, утюг, стиральная машина, чайник, крем в тюбике.

Статьи по теме: